автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Теория пропорций Альбрехта Дюрера
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория пропорций Альбрехта Дюрера"
На правах рукописи УДК 7.013+76(430)(092)ДюрерА.
ГОРБУНОВА МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
ТЕОРИЯ ПРОПОРЦИЙ АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА (к опыту реконструкции)
Специальность 17.00.09 - теория и история искусства
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург 2005
Диссертация выполнена на кафедре рисунка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Научный руководитель: Пётр Александрович Кудин, доктор
искусствоведения, профессор
Официальные оппоненты: Александр Сергеевич Клюев, доктор
философских наук, профессор
Ольга Анатольевна Туминская, кандидат искусствоведения
Ведущая организация: Санкт-Петербургская художественно-
промышленная академия
Защита состоится 2 марта 2005 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.11. Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп.6,ауд. 31.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, корп. 5.
Автореферат разослан < 7» 2005 г.
Учёный секретарь диссертационного советгь^о^^
кандидат искусствоведения, доцент ¿с,/**^..?ль***-' . В.В. Бабияк
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Работа посвящена искусствоведческому исследованию теории пропорций Альбрехта Дюрера, содержащейся в его трактатах «Четыре книги о пропорциях» и «Руководство к измерению...».
Актуальность исследования.
Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) - художник и учёный, педагог и теоретик искусства. Характерной особенностью творчества и теоретических исканий Дюрера было не только опытное изучение гармонии в природе, но и математическая система построения композиции и пропорций. Дюрер оставил множество рисунков в качестве наглядных иллюстраций, раскрывающих поиск гармонии в пропорциях, не сформулировав определённого метода и полностью не обосновав результаты своих исчислений. Несмотря на обращение предшествующих исследователей к теории пропорций Дюрера, не было найдено основы, составляющей соразмерность в рисунках Дюрера, иллюстрирующих его трактаты.
Изучение пропорциональности человеческого тела в рисунках Альбрехта Дюрера является востребованным в теории композиции, для дальнейшей разработки теории соразмерности - одного из ведущих средств изобразительного искусства. Знание пропорций человека, представленных в графическом и научном наследии Дюрера, важно при обучении молодых художников на всех этапах теоретического обучения и закрепления этих знаний при выполнении практических заданий.
При разработке и создании объектов архитектуры, дизайна, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства теория пропорций является одним из факторов создания гармонии произведений. В решении этой задачи должны быть с разных сторон обозначены те критерии соразмерности, которые всё ещё нуждаются в совершенствовании. Дальнейшее изучение теоретического наследия великих художников и теоретиков искусства Возрождения является дополнительным фактором и стимулом процессов исследования творений прошлого. Эти знания оказываются востребованными не только в искусстве, но и в смежных с ним областях - антропологии, археологии, спортивной метрологии (как науки об особенностях телосложения спортсменов). Кроме того, необходимо продолжить познание исторического материала фона, на котором происходило развитие художественного творчества и научных разработок Дюрера, обсудить их во взаимосвязи с другими мастерами эпохи Возрождения, прежде всего Леонардо да Винчи. Таким образом, данное исследование является необходимым этапом на пути познания основ теории пропорций, являющейся основой целостной композиции.
Степень научной разработанности проблемы.
Соразмерность тела человека является важнейшим предметом исследования не только в теории искусства, но и в художественном творчестве. В изучении научного и творческого наследия Дюрера наибольшее внимание уделялось художественному творчеству мастера немецкого Возрождения. Значительно меньше специальных работ, посвященных его научной деятельности, анализу его теоретических разработок в области изобразительного искусства.
К научным трудам, в которых освещаются в основном его научные познания, относится, например, исследование - М. Штек «Альбрехт Дюрер как теоретик искусства» (М. Steck. Albrecht Durer als Kunsttheoretiker. Halle, 1948).
Большинство таких работ направлено на выявление интересных геометрических схем, на основе которых показывается структура композиции. Тем не менее, ещё недостаточно изучены численные закономерности пропорций, присущие рисункам Дюрера. Наиболее интересными в этой области представляются работы немецких исследователей: «Сконструированные фигуры и головы в трудах Альбрехта Дюрера» Л. Юсти (Ludwig Justi. Konstruierte Figuren und Kopfe unter den Werken Albrecht Diirers. Leipzig, 1902), «Учение Дюрера о математике и изобразительном искусстве» М. Ште-ка (Max Steck. Diirers Geschtaltlehre der Mathematik und der bildenden Ktinste. Zurich, 1961), в которых авторы проводят анализ работ Дюрера. В первой работе - это анализ соотношения частей тела в фигурах, во второй - анализ перспективы и соотношения фигуры с пространством картины.
«Библиография» трудов о Дюрере, созданная Г.В. Зингером в 1903 году, содержит свыше 2 тысяч книг и статей о художнике. В работе А.А. Сидорова «Дюрер» (М.: ОГИЗ, 1937) приводится достаточно полная библиография основных трудов, посвященных творческому и научному наследию Дюрера. Значительное исследование творчества А. Дюрера провела Г.П. Матви-евская (Альбрехт Дюрер - учёный. М.: Наука, 1987). В данном труде теория пропорций тела человека не обсуждалась. Внимание автора было обращено на работы Дюрера по геометрии (теория кривых, построение правильных многогранников, трисекция угла и другие задачи). Существенное место отведено вопросам разработке перспективы, шрифта, работам Дюрера по картографии.
Одни труды посвящены Дюреру - художнику, другие дают представление о Дюрере как о великом учёном своего времени. Тем не менее тема, которая рассматривала бы его не только как художника, но и как учёного, во взаимосвязи этих двух разных сторон, так ярко проявившихся в одном человеке, является недостаточно раскрытой. Так, в отечественных научных изданиях, изучающих теоретическое наследие Дюрера, не уделяется внимание выявлению метода пропорционирования, показанного художником в его рисунках, иллюстрирующих трактаты.
В этой связи наиболее интересными представляются работы немецких исследователей, такие как «Учение о пропорциях» Э. Ульмана (Ernst U11-
Ullmann. Die Lehre von den Proportioned Dresden, 1958), «Золотое сечение» О. Хагенмайера (Otto Hagenmeier. Der Goldene Schnitt. Munchen, 1963).
В современных исследованиях существуют различные пути изучения пропорциональных зависимостей человека, например, рассматриваемые в работах Ле Корбюзье, И.Ш. Шевелёва, И.П. Шмелёва, П. А. Кудина. Имеются глубокие антропологические исследования тела человека и их метрические измерения у таких авторов как Э.Кречмер, Г.И. Акинщикова, М.Ф. Ива-ницкий и др. Однако, данные исследования ещё не нашли необходимого использования в теории искусства.
Объект исследования - научное и художественно-графическое наследие Дюрера.
Предмет исследования - гармония пропорциональных отношений в членениях тела человека, проявляющаяся в числах «золотого сечения», имплицитно содержащихся в рисунках и трактатах Дюрера.
Границы исследования определены изучением и анализом теории пропорций Альбрехта Дюрера.
Цель исследования - раскрыть числовую основу, выражающую пропорциональную взаимозависимость членений тела человека в рисунках Дюрера.
Гипотеза исследования: основу соразмерности в рисунках Дюрера составляют пропорциональные отношения, выраженные числами «золотого сечения».
В решении поставленной цели и для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предполагается решение следующих задач:
1) рассмотреть основные положения учения о пропорциях Дюрера;
2) соотнести методы изучения пропорций в трактатах и рисунках Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера;
3) обобщить разработанные различными авторами критерии определения конституциональных типов человека;
4) сравнить современные представления о конституциональных типах человека с фигурами, показанными Дюрером в трактате о телосложении и пропорциях;
5) показать современные принципы анализа соразмерности тела человека и соотнести их с учением о пропорциях Дюрера;
6) проанализировать способы перспективного изображения натуры, показанные в трактатах Дюрера, и их роль в формировании его метода изучения пропорций;
7) представить соразмерность чисел в рисунках Дюрера как взаимосвязь гармоничных пропорций.
Методологическая основа и методы исследования основывается на сочетании культурно-исторического, композиционно-художественного, герменевтического, сравнительного, типологического логико-математического подходов к изучению материала, связанного непосредственно или косвенно с темой диссертации.
Существенное влияние на методологию диссертационного исследования оказали математические работы таких авторов как Г. Вейль, А.В. Шубников, ВА Копцик, К. Берка, О. Хагенмайер, а также работы, посвященные изучению физиологических и психологических особенностей человека: Э. Кречмер, Г.И. Акинщикова, Г.С. Туманян, В. Бунак. Несмотря на то, что антропологические труды последних авторов напрямую не связаны с областью данного исследования они позволили по-иному и целостнее увидеть проблему, точнее сравнить обе яркие стороны феноменальной личности А. Дюрера, полнее рассмотреть его художественно-теоретическое наследие, ближе подойти к тем основам теории пропорций, которые выдвинуты учёным-художником в его трактатах.
Научная новизна исследования:
- впервые подвергнута анализу теория пропорций, содержащаяся в теоретических трудах Альбрехта Дюрера;
- впервые основные конституциональные типы, показанные Дюрером, были соотнесены с современными представлениями о телосложении человека;
- впервые в схематических рисунках членений головы человека, сделанных Дюрером в трактате о пропорциях, выявлены числа «золотого сечения»;
- впервые множество разнообразных чисел членений тела человека, полученных при анализе рисунков Дюрера, путём их преобразования, сведено только к четырём первым числам последовательного ряда «золотых отношений».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенный в рисунках Дюрера метод анализа членений тела человека позволяет:
- расширить теоретико-методическую базу для исследования пропорций в произведениях изобразительного искусства;
- использовать числовые выражения пропорций, показанные Дюрером, в дальнейшей теоретической разработке соразмерности тела человека, связанной с особенностями его анатомического и физиологического строения;
- показать неисчерпаемость и своеобразие пропорциональности, которая реализуется одним и тем же мастером искусства в его научном и творческом опьне;
- обосновать необходимость использования теории пропорций Дюрера при разработке теории композиции в изобразительном искусстве.
Практическая значимость исследования состоитв том, что материалы диссертационного исследования могут занять определённое место в таких специальных художественных дисциплинах, как теория композиции, пластическая анатомия, перспектива; они могут быть использованы при написании учебного пособия о пропорциях, а также адаптированы к задачам пропор-ционирования в современной художественной практике.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Пропорции «золотого сечения» охватывают все стороны имеющей границы, целостной композиции, тем более при достижении гармонии в изображении фигуры человека. Поэтому предполагается, что использование результатов диссертационного исследования будет полезно при проведении теоретических бесед на практических занятиях по рисунку и живописи; для создания
видео и мультимедийных учебно-методических материалов, наглядных пособий с изображением различных пропорциональных систем, в том числе -пропорций человеческого тела различной конституции «по-Дюреру»; при изучении творчества А. Дюрера в лекциях по истории и теории изобразительного искусства.
Апробация исследования. Основные положения исследования были представлены: в докладах на Международной научной конференции «Региональная информатика - 2000» (СПб., май 2000г.); Научно-педагогической конференции «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании» (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, апрель 2002 г.); Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2002» (СПб., октябрь 2002 г.); на 60-ой научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб., февраль 2003 г.). Диссертация обсуждалась на кафедре рисунка РГПУ им. А.И. Герцена в рамках научного семинара.
На защиту выносятся следующие положения:
- три основных типа телосложения, изображённые в трактатах Дюрера, соответствуют современным представлениям о конституциональных типах человека;
- показано, что в рисунках Дюрера, иллюстрирующих его теорию пропорций, главные членения тела человека выражены числами «золотого сечения»;
- дано обоснование числовой закономерности, выявленной в рисунках Дюрера;
- проведена параллель между числовой закономерностью пропорций, показанной Дюрером, и математическими теориями, сформулированными в XX веке отечественными и зарубежными теоретиками пропорций.
Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается выбранной методикой проведения исследования, которая базируется на комплексном анализе средств гармонизации произведений изобразительного искусства, теории композиции и эстетики; отвечает основным положениям пропорциональности как художественного средства творческого процесса. Выводы проведённого исследования подкреплены разработками в области теории искусства и математики, адаптированной к задачам анализа соразмерности художественных произведений.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы, снабжена иллюстрациями в тексте и кратким словарём специальных терминов, выделенных в тексте курсивным шрифтом. Основной текст диссертации составляет 139 страниц, библиография содержит 207 источников, в том числе 60 наименований на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность исследования пропорциональности в искусстве, ставятся цель и задачи, определяются методы, гипотеза исследования, научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Глава 1. Пропорциональность человека в произведениях художников эпохи Возрождения (на примере научно-творческого наследия Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера) посвящена характеристике изобразительного искусства немецкого Возрождения. В этой главе также определяется значение теории пропорций двух гениальных художников, представителей одной эпохи - Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера, занимающихся независимо друг от друга решением одной проблемы.
В параграфе 1.1. Гармония численных отношений в истории развития учения о пропорциях тела человека освещается история возникновения учения о пропорциях с античных времён, показано развитие представлений о соразмерности и некоторых численных отношениях в XX веке. При изучении пропорций человека создаётся «числовой базис» и вырабатывается методика процесса соразмерения. На этой основе становится возможным проводить исследования взаимоотношений частей и целого в их связи с функциональными задачами. Изучение пропорций человека в аспекте задач изобразительного искусства во многом связано с выполнением математических операций: измерения объектов исследования; преобразования полученного множества чисел; исчисления (вычисления) - арифметические операции с дискретными величинами; анализ соразмерности чисел; определение гармонии частей и целого.
Указанные методы имеют широкий математический спектр. Для целей данного исследования были определены более узкие границы ключевых понятий:
- измерение понималось как «извлечение числа», выявление количественных характеристик в объекте измерения на основе определённых законов или правил.
- числовое преобразование велось в направлении установления соответствия между элементами (числами) двух множеств (групп чисел), чем уже была группа чисел преобразования, тем больше инвариантных свойств в ней изучалось, тем богаче была эта группа содержанием, чем шире группа чисел, тем меньше инвариантных свойств объекта измерения, но тем глубже по своей сущности эти свойства.
- исчисление (вычисление) служило математическим методом (операцией), с помощью которого устанавливается количество или число элементов совокупности, например, чисел, обладающих, по крайней мере, одним общим свойством (например, принадлежностью к ряду чисел золотого сечения). Если счёт принять в качестве вида вычисления (например, извлечение квадратного корня), тогда с помощью исчисления можно измерять и не метрические величины.
- соразмерность тела человека раскрывалась во взаимосвязи его ритмов и пропорций членения целого. Пропорциональность тела человека есть отражение связей между внутренними органами и двигательными компонентами целого и частей.
Тело человека является наиболее доступным для измерения и исследования его как целостного объекта. Познание его соразмерности позволяет достигать высшего совершенства произведений изобразительного искусства.
Гармония - понятие первоначально означающее «связь», «порядок», «мера». Своеобразие эстетического понимания гармонии состоит в том, что она оценивает качественную сторону явлений, которая утверждается с помощью меры. Как известно, мера показывает границу, за которой изменение количества влечет за собой изменение качества. Все действия художника при создании композиции произведения связаны с соразмерением и установлением гармонического соответствия непременно между всеми частями конкретного целого и во взаимодействии с целым, что является обязательным условием достижения пропорциональности в искусстве.
Поскольку гармония заложена в самой природе, а художник и музыкант чаще интуитивно отображает ее в своих произведениях, появляется необходимость анализа этого понятия в рамках задач изучения пропорций тела человека.
В параграфе 1.2. Трактаты Дюрера как научный итог художественно-творческого поиска законов соразмерности в немецком Возрождении
раскрывается значение творческого и научного наследия А.Дюрера для изобразительного искусства эпохи Возрождения. Принимается положение о том, что для искусства немецкого Возрождения характерны обращённость к реальности, выявление сущности человека как важного элемента мироздания, меньшая мера опоры на античность, по сравнению с итальянским Возрождением. Немецкие художники использовали в своих произведениях сюжеты античной истории, но решали их с позиций национального искусства. Таким образом, античность играла важную, но далеко не главную роль в искусстве немецкого Возрождения. Тематика произведений остаётся в основном религиозной, но решается уже в более светском духе, в обращении к реальной действительности. Чтобы найти наиболее гармоничные пропорции фигуры человека, художники концентрируют внимание на его изображении в пространстве, что вызывает необходимость заниматься проблемой организации этого пространства, то есть вопросами композиции и перспективы.
В исследуемую эпоху возрастает значение рисунка, ломаются старые, отжившие, и укрепляются новые традиции. Именно в рисунке и гравюре немецкие художники решают вопросы поиска пропорций человеческого тела, постановки фигуры, передачи объёмности предмета, трёхмерности пространства. Искусство гравюры было предназначено для широких масс, поэтому художники-графики, такие как Ганс Зебальд Бехам и его брат Бартель Бехам, Георг Пенц, Бальдунг Грин, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн Младший обраща-
лись в своём творчестве к народной тематике, что в свою очередь обусловило широкое распространение бытового жанра.
Искусство Альбрехта Дюрера отличает социальная и религиозная направленность, так как Дюрер, как и многие другие художники, не мог не отражать в своём творчестве проблемы своего времени, свой внутренний мир. Поэтому художественное и научное творчество Дюрера является уникальным материалом, помогающим увидеть и понять проблемы искусства эпохи немецкого Возрождения.
При жизни Дюрера было издано три его трактата: «Руководство к измерению...» (1525), «Наставление к укреплению городов» (1527) и «Четыре книги о пропорциях» (1528). Из них два трактата посвящены изложению научных основ искусства. Трактаты о пропорциях были задуманы как пособия по математике для художников, стремящихся получить полноценное образование. Однако, пропорциональная система Дюрера не нашла широкого распространения, так как метод её приложения был механистичен, что во многом было следствием неразработанности теоретического метода гармоничного членения целого на части, прежде всего в анализе пропорциональности человека. На описываемом этапе культурного развития северных стран появляются также и другие сочинения, посвященные математическим наукам, но по значимости они несравнимы с трактатами Дюрера.
В северных странах Европы трактаты Дюрера были первыми сочинениями такого рода. В них впервые была высказана мысль о необходимости разностороннего образования для художника, изложены основы, геометрии, оптики, линейной перспективы (центральной проекции), приведены многие полезные для художников сведения из других областей знаний. При написании своих трактатов Дюрер думал о том, чтобы они способствовали формированию в Германии нового искусства, в котором перспектива и теория пропорций были бы надёжной основой в обеспечении его расцвета. По его замыслу трактаты должны были направлять художников в сторону изучения правдоподобного изображения явлений природы, а также освоения прогрессивных достижений итальянского Возрождения. Интерес Дюрера к познанию математических законов был намного глубже, чем этого требовало искусство. Достигнутые им результаты вошли в историю математики.
На рубеже XV и XVI веков в художественном мире Европы назрела потребность в реформе основ изобразительного искусства. В это время наиболее передовым и гуманистическим считалось искусство Италии. Если в искусстве этой страны уже наступил такой переворот, то в искусстве Германии ещё сохранялось влияние средневековых традиций. Поэтому Альбрехт Дюрер в своём творчестве обратился к искусству Италии, и, прежде всего, к тем её представителям, которые подобно ему стремились совершенствовать творческую практику в единстве с теоретическим познанием гармонии.
В параграфе 1.3. Соотнесение «Тетрадей по анатомии» Леонардо да Винчи с трактатами Альбрехта Дюрера о пропорциях человека проводится параллель между теоретическим наследием двух гениальных художников и учёных своего времени Альбрехта Дюрера и Леонардо да Винчи.
Общие тенденции в художественной культуре европейского искусства в эпоху Средневековья определялись и развивались в строгих границах определённого канона католического искусства. Однако, в XIV - XVI веках в европейских государствах, немецких землях начинается бурное развитие национальных культур, проявляется стремление освободиться от всеобъемлющего воздействия римской католической церкви.
В творчестве художников немецкого Возрождения образ человека занимал особое место. Об этом свидетельствует всё творчество Дюрера. Если в итальянском искусстве человек наделяется идеальными чертами, то в искусстве северных стран Европы образ человека может проявляться по-иному и отнюдь не в формах его идеализации. В ранних работах гуманистические тенденции художника выражаются ещё не так ярко. Позднее Дюрер становится одним из ярких гуманистов эпохи Возрождения, усиленно преодолевающих ограниченность средневековья. Дюрер возвышает человека над миром, как бы героизируя его. В немецком искусстве особенно ясно выступали национальные тенденции и рационализм, которые могли соединяться и с мистическим началом, что ярко выразилось в творчестве этого художника и теоретика. Путешествуя по Италии, Дюрер настойчиво изучает её искусство в целях поиска идеальной красоты. Этот поиск сопровождал всю его жизнь. В результате мастер приходит к выводу о недостижимости универсальной формы прекрасного.
Для Италии конца XV и первой половины XVI века было характерно развитие научных основ искусства, стремление овладеть перспективой, анатомией человека, появляются тенденции рационализма, стремление объяснить и измерить пропорции человеческого тела. В работах немецких художников этого времени активное обращение к научным основам искусства не наблюдается. Немецкое искусство также обладало этими чертами, но в отличие от итальянского в нём преобладали мистические устремления. Благодаря общению с Италией северные художники успешнее постигали основы искусства Возрождения, например, пластику и структурно чёткую композицию.
Одним из предшественников Леонардо и Дюрера в области изучения проблем пропорциональности был Леон Баггиста Альберта. Опираясь на древних, Альберта создаёт фундамент ренессансной художественной теории, которая, в свою очередь, становится точкой отсчёта новоевропейской теории. Ренессансное представление о центральном и самостоятельном положении человека в мире привело к пониманию искусства как области художественной практики человека, а не природного или сверхчувственного явления.
Сравнительно большая свобода творчества является следствием ориентации эпохи Возрождения и Нового времени на творческую индивидуальность мастера, на то новое, что раскрывает красоту и разнообразие бытия. Именно поэтому трактат Альберта «О живописи» мог быть теоретическим обоснованием деятельности широкого круга художников и скульпторов эпохи Возрождения.
Но у Альберта отсутствует связь с "золотым сечением". Известно, что он придавал своим числовым указаниям особое значение. Это видно из его
настоятельных просьб к переписчику писать числа прописью. Специальная глава диссертации В.П. Зубова «Роль «золотого сечения» в системе Альбер-ти» имеет целью показать, что в трактате «О зодчестве» не обнаруживается следов интереса к «золотому сечению» и, поэтому, всякая интерпретация теории пропорций Альберти в свете «золотого сечения» будет произвольна и антиисторична.
Наиболее полно передовые устремления художественной культуры и все существенные особенности исторической эпохи отражены в творчестве Леонардо да Винчи. Его творчество относится к периоду Высокого Возрождения искусства средней Италии. Творчество Леонардо да Винчи значительно отличается от творчества Альбрехта Дюрера. Хотя они и являются ярчайшими представителями одной эпохи, но каждый из них отражает особенности жизни своей страны, по своему понимает себя и своё творчество. Общим знаменателем для них является рисунок, как форма активного восприятия и отображения мира. Как и Леонардо, Дюрер использовал рисунок не только для выражения своих впечатлений, но и для решения занимавших его вопросов - таких как изображение фигуры в разных ракурсах, поиск пропорций человеческого тела, запечатление движений отдельных частей тела, методы построения фигуры в заданной позе и другие стороны творчества.
Большое значение для изучения пропорций человека имели труды Леонардо да Винчи. В отличие от Дюрера Леонардо не оставил ни одного целостного, законченного трактата. Так, например, «Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского» была собрана его другом и учеником Франческо Мельци из отдельных записок и опубликована им уже после смерти Леонардо да Винчи. Наследие Леонардо составляют также тетради по анатомии, где он приводит большое количество измерений тела человека, и сопровождает их изумительными по анатомической и художественной красоте рисунками, но в этих трудах нет описания метода пропорциональности. Можно предположить, что методика пропорциониро-вания у Леонардо была. Вероятность этого подтверждается его дружбой с математиком Лукой Пачоли.
Пачоли в своём трактате «Божественная пропорция» приводит теорию деления отрезка в крайнем и среднем отношении по Евклиду, а Леонардо определяет это отношение как «золоте сечение», свойства этой пропорции будут описаны в следующих главах диссертации. Пропорция играла важную роль не только для сугубо математических теорий, но и для практики искусства эпохи Возрождения. Исследователи считают Луку Пачоли связующим звеном между Леонардо да Винчи и Альбрехтом Дюрером, которые интересовались в геометрии аналогичными вопросами. В трактатах Дюрера «О пропорциях человеческого тела» и «Руководстве к измерению» нельзя не заметить некоторую связь с математическим обоснованием гармонии, представленным в «Божественной пропорции» Пачоли.
В трактате Леонардо да Винчи «О живописи» более детально рассмотрены проблемы пропорционирования человеческого тела, члены которого делятся на две другие части: качество и движение (положение в пространст-
ве). Своеобразным каноном пропорциональности считается знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, на котором изображён человек, вписанный одновременно в квадрат и круг. При выполнении этого рисунка художник пользовался описанием соразмерности человека, данного Витрувием. Но рисунок не является иллюстрацией к сочинению Витрувия, так как в нём даны представления самого Леонардо о пропорциональности.
Глава 2. Структура тела человека в аспекте учения о пропорциях содержит современные данные о строении тела человека, об анатомо-физиологических основах его конституции, современные представления о конституциональных типах человека соотносятся с фигурами, иллюстрирующими трактат Дюрера «Четыре книги о пропорциях».
В исследовании пропорций тела человека как целостного объекта определение методов измерения, познание соразмерности является фактором творчества, позволяющим достигать высшего совершенства произведений изобразительного искусства. Однако, как показывает анализ проводимых в данном направлении исследований, процесс достижения соразмерности человека не только трудно осуществить на практике, но даже описать данную закономерность с помощью известных теоретических методов, пока что невозможно.
В то же время поиск общих закономерностей пропорционирования -это насущная проблема теории композиции. Её, хотя бы частичное, решение позволит приблизиться к выявлению законов, устанавливающих пропорции частей и целого, способствующих образованию гармонии произведений искусства.
В параграфе 2.1. Анатомо-физиологические основы конституции человеческого тела (на основе научно-естественных исследований) выявляются законы построения человеческого тела. При этом особое значение имеет тот факт, что соразмерность тела человека необходимо раскрывать во взаимосвязи его ритмов и пропорций. Существенное обстоятельство, определяющее базовый, методологический подход, связано с тем, что ритмы размеров тела человека есть отражение внутренних физиологических (временных) и внешних двигательных (пространственных) размеров целого и его частей. Таким образом, пропорциональность тела человека есть отражение связей взаимодействия между внутренними органами человека и его двигательными компонентами. Иными словами его биохимические, морфологические, физиологические и психические особенности находятся в теснейшей органической взаимосвязи, определяют особенности построения структуры частей тела и человека в целом.
В диссертации рассмотрены исследования отечественных и зарубежных авторов, в области изучения конституциональных типов человека, вследствие чего были приняты следующие подходы к изучению различных конституциональных типов: принцип деления на различные соматические типы, выдвинутый В.Г. Штефко и А.Д. Островским, три конституциональных типа, предложенных Э. Кречмером, и описываемый им четвёртый психологический тип, который приближается по своим основным характеристи-
кам к первому астеническому типу. Деление тела человека на три конституциональных типа соответствует видам телосложения, показанным Дюрером в его трактате «Четыре книги о пропорциях».
В параграфе 2.2. Изучение вопросов пропорциональности во второй половине XX века рассматриваются основные закономерности пропорции «золотого сечения» в исследованиях зарубежных и отечественных авторов.
Теоретики искусства, математики не прекращают попыток найти закономерности и объяснить основы пропорциональности, благодаря которым одно произведение становится шедевром, другое оказывается в ряду ему подобных. Об этом свидетельствуют работы Г. Вейля, Е. Вигнера, А.В. Шубникова, В.А. Копцика и др. Необходимо в свою очередь отметить, что поиск решений поставленных проблем способствовал развитию собственно математической науки. Так, если первоначально принципы симметрии были востребованы в изобразительном искусстве, в музыке, архитектуре и других видах искусства, то теперь они используются в математике при объяснении структуры материи на макро- и микроуровнях, физических и биохимических явлений.
Изучение композиционных средств искусства показывает, что большинство сторон музыки и живописи, поэзии и изобразительного искусства тесно сближаются, прежде всего в области пропорций и гармонии.
Глава 3. Изучение пропорций тела человека на материале трактатов и рисунков Дюрера (к опыту реконструкции) посвящена изучению пропорций тела человека, представленных в основных теоретических трактатах и рисунках Дюрера, иллюстрирующих эти трактаты.
В параграфе 3.1. Визуальное восприятие и способы изображения пропорций человека, изложенные в трактате «Руководство к измерению...» приводятся различные способы измерения человеческой фигуры.
«Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки в линиях, плоскостях и целых телах, составленное Альбрехтом Дюрером и напечатанное с соответствующими чертежами в 1525 году на пользу всем любящим искусство» - явилось первым учебником геометрии в Германии. Особо значимым при издании этого учебника было то, что он написан не по латыни, а на разговорном немецком языке, что делало его доступным для широкого круга читателей. При изложении своих мыслей Дюрер избегал применения иностранных слов и пытался выразить геометрические понятия с помощью немецких выражений, что было не характерно для его времени и являлось новаторством. В книге «Руководство ...» Дюрер поместил материал, посвященный изучению перспективы, и обобщил в нём сведения, имеющиеся в геометрии его времени.
В своих трактатах Дюрер приводит четыре типа механических приспособлений, которые он рекомендует использовать для перспективного изображения предметов и фигур. Заслуги Дюрера отмечаются учёными и в начертательной геометрии. Наряду с теорией перспективы он изложил способы изображения винтовых линий и конических сечений в ортогональных проекциях.
Параграф 3.2. Анализ методов измерения человеческого тела, представленных в трактате «Четыре книги о пропорциях» посвящен изучению методов измерения человеческого тела, представленных Дюрером в его трактате, который был задуман как пособие по математике для художников, стремящихся получить полноценное образование.
Теория пропорций представлена А. Дюрером в трактате «Четыре книги о пропорциях человеческого тела». Помимо печатных изданий сохранилось большое количество листов с набросками, чертежами и теоретическими заметками о пропорциях, сделанных А. Дюрером. В этом трактате о пропорциях он описал три пары основных типов телосложения мужской и женской фигуры, указав при этом, что изображение одной и той же фигуры, если она выше или ниже, относительно её оптимальных размеров, зрительно изменяет её строение. Сначала Дюрер пытался найти некие идеальные пропорции тела и головы человека. В ряде работ периода 1500 - 1505 годов появляются фигуры, подобные манекенам, как бы набранные из геометрических форм. Некоторую сухость придаёт этим работам математически осмысленное их изображение. Но даже в этих упрощённых формах Дюрер достигает правильности построения и постановки фигуры, впечатления объёмности формы, преодолевает линейность рисунка и изломанность движений, присущие его ранним работам.
Для установления длины всех членов тела Дюрер предлагает использовать в каждом конкретном случае индивидуальную мерную шкалу, в которой за единицу принимается высота от макушки головы до подошв ног. Путём деления этой единицы на необходимое число частей получаются все размеры тела. Дюрер предложил также устанавливать спереди сбоку и сзади тела человека мерные линейки, на которые наносятся главные точки тела. При этом размеры частей тела должны быть кратными величинами целого.
Написание этих трактатов способствовало формированию в Германии изобразительного искусства, укреплению его на надёжной основе пропорциональности и гармонии. Трактаты ориентировали художников в сторону изучения правдоподобного изображения явлений природы, а также освоения прогрессивных достижений итальянского Возрождения.
В параграфе 3.3. Исследование гармонии численных отношений в рисунках, показанных в трактатах Дюрера раскрываются численные отношения рисунков Дюрера, иллюстрирующих его теорию пропорций.
В своём творчестве Дюрер часто обращался к математике. Об этом свидетельствуют его рассуждения в теоретических трудах, дневниках и письмах. Художник был твёрдо уверен в том, что с помощью числовых отношений и геометрических построений можно добиться совершенства пропорций в художественном изображении.
Интересным является раскрытие представления Дюрера о перспективе. В отличие от прямолинейной перспективы в работах итальянских мастеров, свидетельствующей о единой рациональной конструкции произведения, он изображает извилистую перспективу в которой есть единое переплетение различных сил. Такая перспектива усиливает активность пространства, за
счёт того, что создаётся впечатление «закрученности» всех предметов в пространстве картины вокруг некой оси. Картины Дюрера отличает неравномерность пространства - не все места активно нагружены, есть такие, где напряжение усилено и такие, где концентрация силы ослаблена. У Дюрера же перспектива органично искривляется в зависимости от внутренних требований действия. Для немецкого художника всё, что окружает человека - это не просто фон, а единая активная среда, где человек включён в жизнь, его действия вливаются в общий поток жизненной энергии.
В гравюрах «Святой Иероним» и «Меланхолия» представлено построение пространственных объектов с помощью центральной перспективы, что обеспечивает произведениям значительный художественный эффект.
Основной задачей творчества Дюрера было не только изображение видимого, но и постижение сущности каждой вещи. Для него было важно и опытное изучение на природе, и математическая система построения фигуры.
Для искусства Дюрера, как и для искусства его эпохи, было характерным стремление найти идеальные пропорции. Дюрер не мог точно выразить что есть прекрасное, но стремился «создать то, что на протяжении человеческой истории большинством считалось прекрасным». Единственное, что он знал определённо, это то, что в прекрасном всё должно быть гармонично, т. е. не должно быть ни недостатка чего-либо, ни его избытка.
Художник считал, что формула прекрасного соотношения пропорций была известна древним, а в его время заново открыта итальянцами. Используя канон Витрувия, он ведёт построение фигур, вписывая их в квадрат.
Основой метода построения для него являлось измерение пропорций. Но не одного человека, а многих, «что было бы признано общественным мнением за красивое и что было бы взято от наилучших частей и соединено в одно целое». Дюрер обращался к типовым пропорциям, стремясь методом классификации привести многообразие типов к некоторому порядку. Это обобщение не достигло нахождения единого пропорционально правильного целого, а привело к образованию нескольких основных распространённых типов. Типизация, обобщение помогает Дюреру классифицировать различные конституциональные типы.
Многие высказывания Дюрера говорят о том, что он представлял себе искусство без красоты. Также он отличал такие понятия как красота в природе и красота в искусстве. Не стремясь изображать правильное красивое, он обращался и к неправильным, даже уродливым образам, изображение которых приводило к характеристике пропорционально новых типов.
Дюрер обращал особое внимание на лицо человека, работая над портретными набросками и штудиями различных типов голов. В штудии тела и лица он указывал на искажение пропорций, показывая, что красота и уродливость это лишь количественные крайности, а не качественно различные вещи. Для Дюрера «среднее» было наиболее типичным, наиболее реальным. Используя именно типичное он получал количественные измерения. Его целью было не достижение абсолютной красоты, а изображение различных ти-
пов человеческих фигур, которые он мог отличить друг от друга посредством измерений.
То же относилось и к различным типам человеческой головы. Вписав голову в прямоугольник, Дюрер чертил на ней несколько вертикальных и горизонтальных линий. Затем он передвигал «эти линии вверх или вниз, друг к другу или друг от друга» и между ними образовывались высокие или низкие интервалы. С помощью такого передвижения он мог сделать короче или длиннее любую часть лица. Исходя из того типа лица, какой нужно получить, нужно передвигать те прямые линии, которые вызывают соответствующие изменения.
При поиске всевозможных вариантов проведения линий на голове и при изменении формы лица на выпуклое, вогнутое или плоское, Дюрер обращает внимание на то, что в каждой отдельной маленькой части лица должны проводиться подобные изменения. В подобных вещах художник считает самыми красивыми соразмерные предметы. Иные, отступающие от меры предметы, могут вызывать удивление, но не все из них приятны для зрительного эстетического восприятия.
Дюрером были найдены двенадцать основных типов головы человека, для построения которых он предлагает членение головы несколькими горизонтальными и вертикальными линиями. Путём передвижения этих линий на небольшие расстояния Дюрер формировал различные по строению типы головы. (Дюрер, как он это отметил в своём трактате, намеренно некрасиво изобразил профили головы, а также другие рисунки, чтобы красота графики не заслоняла собой теорию пропорциональных отношений, показанных им в важнейших членениях человека).
Основа красоты - гармония, а гармония - это пропорции золотого сечения (гармонию духовной ипостаси человека Дюрер в своих трактатах не рассматривал). Кроме того, золотое сечение - это уравновешенная динамика, обеспечивающая любому произведению, как великому, так и малому, развитие, движение, насыщенное смысловое содержание. Была поставлена задача: выявить математическую закономерность во взаимосвязях интервальных величин членений головы, показанной Дюрером в трактате «Четыре книги о пропорциях», не только по отдельности, но и в их сочетаниях. Как показал анализ пропорций остальных членений в рисунках голов на четыре интервала, существенных изменений закономерности, выявленной в настоящем исследовании, не происходит. В них также имеется наибольшее количество отношений, выраженных числами золотого сечения, а также незначительное количество чисел, получающихся на основе иных пропорций.
Пропорциональная система Дюрера не нашла широкого распространения, так как метод её был механистичен, а также не был разработан теоретический метод гармоничного членения целого на части, единый для анализа пропорциональности человека и композиции произведения.
Дюрер искал ответы на вопросы, возникавшие из стремления понять законы гармонии окружающего мира. Он считал, что изобразительное искусство не может существовать отдельно от науки и что каждый художник дол-
жен обладать некоторыми научными математическими познаниями для того, чтобы как можно более успешно творить в искусстве, поскольку математические познания делают глаз художника более точным и помогаю ему проанализировать свою работу.
В Заключении подводится итог исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей научной работы. Изучение творческого наследия Дюрера важно в процессе обучения студентов художественных педагогических ВУЗов в курсах истории искусства, перспективы, анатомии, скульптуры, поскольку это позволяет создать не только фундаментальную основу специальных знаний будущих преподавателей, но и сформировать глубокие мировоззренческие методологические знания о природе всего сущего, зримого и не зримого.
Выводы:
- проанализированы основные положения учения Дюрера о пропорциях, что позволило провести сравнительный анализ подходов к определению членений тела человека в трактатах и рисунках Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера;
- обобщены критерии определения различных конституциональных типов человека с позиций трактата Дюрера о пропорциях и соотнесены с современными представлениями о конституции и методиками определения типов телосложения человека;
- описаны современные принципы анализа соразмерности тела человека и показана их связь с пропорциями золотого сечения;
- обоснована роль способов изображения натуры для понимания законов перспективы - метода центрального проектирования, в том числе «метода Дюрера»;
- в результате исследования установлено, что основу соразмерности в рисунках Дюрера составляют пропорциональные отношения, выраженные числами «золотого сечения».
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Кудин П.А., Горбунова М.В. Использование новых компьютерных технологий для проведения структурно-геометрического анализа художественно-графических композиций // Материалы международной научно-практической конференции «Региональная информатика-2000». - СПб.: Штетсен, 2000. - С. 104 -105 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
2. Горбунова М.В. «Золотое сечение» в теоретическом наследии Альбрехта Дюрера // Культурологические исследования-02. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 307 -309 (0,17 п.л.).
3. Горбунова М.В. Развитие учения о пропорциях в эпоху Возрождения и
его отражение в художественном образовании // Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-С. 33-36 (0,19 пл.).
4. Горбунова М.В. Учение о пропорциях в трудах Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера // Материалы 60-ой научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов СПбТАСУ. - СПб.: Изд-во СПб ГАСУ, 2002. - С. 137 -139 (0,14 п.л.).
5. Кудин П.А., Горбунова М.В. Об анализе гармонии в произведениях музыкального и изобразительного искусства и математических методах описания // Материалы международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование-02». - СПб., 2002. - С. 41 - 59 (0,85 п.л. / 0,6 п.л.).
6. Горбунова М.В. Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер: рисунок, измерение, опыт // Культурологические исследования-03. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 329 -331 (0,21 п.л.).
7. Горбунова М.В. Представления о мере в античности // Культурологические исследования-03. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 99 -104 (0,42 пл.).
8. Горбунова М.В. Теория пропорций человека в свете задач педагогики искусства // Художественный образ и педагогический процесс. Тематический сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 143 -147 (0,27 п.л.).
Общий объём опубликованных работ составляет 2,2 п. л.
Подписано в печать 01.02.2005 г. Объем 1,25 уч.-изд. л Тираж 100 экз. Заказ № 38 РТП РГПУ им. А.И. Герцена. 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48
2 2 ФЕВ 2005
293