автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Теория власти в индийском и тибетском буддизме
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория власти в индийском и тибетском буддизме"
На правах рукописи
Дамдинова Елена Гурбазаровна
ТЕОРИЯ ВЛАСТИ В ИНДИЙСКОМ И ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Улан-Удэ - 2005
Работа выполнена в Отделе философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент
Нестеркин Сергей Петрович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Постников Анатолий Николаевич
кандидат философских наук, доцент Доржигушаева Оюна Владимировна
Ведущая организация: Восточно-Сибирская государственная
академия культуры и искусств
Защита состоится 25 ноября 2005 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а», конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.
Автореферат разослан 24 октября 2005 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета доктор философских наук, профессор
Цырендоржиева Д.Ш.
Ш6-4 Ц\7М9
12540 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Многополярный мир, являющийся реальностью нашего времени, позволяет говорить о существовании по крайней мере трех типов цивилизаций, своими истоками восходящих к великим традициям мировых религий -христианства, ислама и буддизма. Каждая из этих цивилизаций имеет собственную философскую концепцию власти, буддийская же является самой древней из названных.
Интерес буддистов к государству, а точнее говоря, к статусу верховного правителя проявился еще в Индии. В свою очередь, правители государств очень скоро обратили внимание на буддизм как на идеологию, обладающую значительным потенциалом для укрепления их власти. В настоящее время буддизм играет значительную роль в жизни обширнейшего региона, протянувшегося от Цейлона до Тувы и Бурятии и от Калмыкии до Японии. Идею «совершенного правителя» буддийского типа -чакравартина и «царя веры» пытались воплотить правители практически всех государств ареала распространения буддизма. Актуальность темы настоящей диссертации определяется местом и ролью, которую буддийская концепция власти играла и продолжает играть в различных аспектах общественной практики не только Индии и Тибета, но и всего огромного региона распространения буддизма в целом, представляя тем самым одно из значимых явлений в общественно-политической жизни современного мира.
Актуальность темы объясняется также интересом, который вызывает вопрос о политическом статусе тибетского правительства в изгнании и его лидера XIV Далай-ламы. Несмотря на то, что в тибетском правительстве в изгнании были осуществлены значительные демократические преобразования, все же легитимным правителем для тибетцев остается Далай-лама. Поскольку тибетская традиция обеспечения преемственности власти путем поиска перерождения жива и, более того, получила широкую известность на Западе, представляется важным исследовать социально-политические предпосылки формирования этого института.
Кроме того, мировосприятие XIV Далай-ламы оказало достаточно сильное влияние на методы национально-освободительного движения тибггцрп. Нн^нптг сострадание -главные принципы, которым ЛЯ^^^^^^ТУ Иалай-лама и к
которым призывает всех людей на земле, сейчас становятся базовыми принципами во многих социальных теориях. Именно за поиск ненасильственного пути восстановления независимости Тибета и за деятельность во имя мира Его Святейшество в 1989 г. был удостоен Нобелевской премии мира. Все это обуславливает перспективность социально-философского исследования буддийской концепции власти.
В современных международных политических и экономических отношениях между Западом и Востоком нередко возникают разногласия по поводу основания власти, которые вызваны изначально разным пониманием ее легитимности. Именно недостаточное представление о способах легитимизации власти в восточных цивилизациях (исламской и буддийской) является одной из причин политических и идеологических разногласий между Востоком и Западом. Поэтому представляется важным исследовать формирование и развитие теории власти в индийском и тибетском буддизме.
Степень научной разработанности темы исследования.
Изучение содержания, происхождения и формирования древнеиндийских концепций царской власти всесторонне рассматривалось в работах зарубежных и отечественных индологов Р. Тхапара, A.C. Альтекара, Б. Гокхале, Д.Д. Косамби, Ж. Блоха, П. Еггермонта, X. Сетха, P.C. Шармы, Б. Баруа, Г.М. Бонгард-Левина, Т.Я. Елизаренковой, Г.Ф. Ильина, В.Н. Романова, A.A. Вигасина, A.M. Самозванцева и др. Анализ материалов эпиграфики и письменных памятников Древней Индии позволяет исследователям разделять древнеиндийские концепции происхождения царской власти на мифологические, космологические и рационально-социальные теории.
Поскольку исходными идеями для любых буддийских социальных или политических концепций являются такие доктринальные положения буддизма, как учение о «четырех истинах», анатнаме, дхарме, карме, теории перерождений, законе зависимого возникновения, то огромное значение для понимания сущности буддийской концепции власти представляют работы, посвященные изучению истории и философии буддизма. Большой вклад в изучение философии буддизма внесли такие известные представители западной и отечественной буддологии как И.П. Минаев, Б.Я. Владимирцов, Э. Конзе, Ф.И. Щербатской,
С.Ф. Ольденбург, О.О. Розенберг, A.M. Позднеев, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадийн, Г. Гюнтер, Дж. Туччи, Б.И. Кузнецов, P.E. Пубаев, В.И. Рудой, Е.А. Торчинов, В.П. Андросов и др.
Влияние буддизма на общественную и политическую жизнь в странах его распространения исследовано в работах ученых-востоковедов A.C. Агаджаняна, H.H. Бектимирова, И.В. Всеволодова, В.И. Корнева, C.B. Волкова, А.Н. Игнатовича, A.C. Мартынова и др. Авторы рассматривают сущность буддизма тхеравады и махаяны, взаимоотношения буддийской общины и государства, прошлое и современное положение буддизма в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. A.C. Мартынов отмечает, что там, где буддизму не удалось идеологически подчинить себе институт власти, он приложил немалые усилия к тому, чтобы приспособиться к существующей политической идеологии и стать если не главной, то существенной ее частью1.
Ранняя и средневековая история Тибета отражена в работах Дж. Туччи, Р. Стейна, X. Хофмана, П. Карраско, В.А. Богословского, Ю.Н. Рериха, K.M. Герасимовой, Е.И. Кычанова, Л.С. Савицкого, Ц. Шакабпы, М. Голдстейна, Р. Рахула, Н.С. Кулешова и др. Среди трудов касающихся истории Тибета особо выделяется труд Цэпона Шакабпы «-Тибет: политическая история», прежде всего в силу того, что автором является тибетский историк. Данный труд представляет собою образец современной тибетской национальной историографии и содержит богатейший материал, который ранее был мало известен или недоступен2.
Вопросы взаимоотношения светской и духовной власти, известные как «два закона», и связанные с ними категории и понятия исследовались глубоко и в разных аспектах многими исследователями, среди которых В. Хайссиг, Ш. Бира, К. Сагастер, Т.Д. Скрынникова и др. Т.Д. Скрынникова в работе «Ламаистская церковь и государство» предполагает, что Алтан-хан стремился к господству над всей Монголией, при этом, однако, не имея наследственных прав называться всемонгольским ханом. Причину обращения Алтан-хана к буддизму исследовательница объясняет его
1 Мартынов А.С. Буддизм и общество в странах Центральной и Восточной Азии // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. - М. .Наука, 1982. - С.9.
2 Shakabpa Tsepon W. Tibet: A political history. - New Haven - London, 1967.
стремлением называться правителем всей Монголии, поэтому для обоснования права на верховную власть Алтан-хан прибегает к концепции «двух законов» или «двух властей», появление которой в Монголии связано с распространением буддизма в эпоху династии Юань3. Значительным шагом в изучении этой концепции стали работы Д.С. Руэга, который исследует природу и концептуальную основу традиции «двух законов», а также связанные с ней тибетские термины, их синонимы и эквиваленты4.
Анализ литературы показывает, что в перечисленньгх работах проблема власти в Индии и Тибете рассматривалась в основном в историческом плане, социально-философские аспекты буддийской теории власти в них не ставились. Специальных работ социально-философского характера по нашей теме немного. Исследованию содержания буддийской концепции чакравартина посвящены работы
B.И. Рудого, Е.П. Островской5, В.И. Корнева6 и др. Работа
C.Ю. Лепехова «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» посвящена исследованию роли философии мадхьямиков в формировании буддийской цивилизации, изучению ее влияния на культурную и политическую жизнь стран Центральной и Восточной Азии7. Отсутствие работ, дающих цельное описание буддийской концепции власти, раскрывающее закономерности ее возникновения в Индии и последующей трансформации в Тибете, позволяет определить тему и цель данного исследования.
Объектом исследования является феномен власти в южно- и центральноазиатской формах буддизма Индии и Тибета.
Предмет исследования - генезис и эволюция теоретических моделей власти и социальная практика их реализации.
3 Скрынникова Т Д. Ламаистская церковь и государство Внешняя Монголия, XVI - нач. XX века. - Новосибирск, 1988.
4 Ruegg D.S. The Preseptor-Donor (YON MCHOD) Relation in Thirteen Century Tibetan Society and Polity, its Inner Asian Precursors and Indian Models // Tibetan Studies Proceedings of the International Association for Tibetan Studies, Graz 1995. Gen.ed.: Ernst Steinkellner Vol.2 Wien, 1997 -P.857-872.
s Рудой В.И., Островская ЕП. Учение о вселенском правителе И Категории буддийской культуры. - СПб • «Петербургское востоковедение», 2000. - С 81 -97.
6 Корпев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-воегочной Азии. -М.: Наука, 1987.
7 Лепехов С.Ю Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. -Улан-Удэ, 1999.
Целью исследования является выявление концептуального содержания и закономерностей развития основных идей теории власти в индийском и тибетском буддизме.
Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:
- исследовать генезис концепции чакравартина в контексте добуддийских представлений о власти в Индии;
- выявить доктринальную основу концепции чакравартина как способа легитимизации власти в буддизме;
- рассмотреть процесс трансформации буддийской теории власти в Тибете;
- проанализировать развитие социально-политического аспекта теории «двух законов» в Тибете и определить ее место и роль в становлении теократической модели правления;
- рассмотреть развитие концепции чакравартина в период формирования теократического государства в Тибете;
- определить социально-философские особенности развития института перерожденцев в контексте теории власти;
- исследовать формирование теории «единства светской и духовной власти» (чой-срид) в Тибете и выявить ее доктринальные основы.
Теоретико-методологическая основа. В основе диссертационного исследования лежит диалектический метод. Основополагающее значение также придавалось принципу системности, поскольку он дает необходимый подход к анализу социальных систем. Попытка рассмотреть процесс становления всей буддийской политической мысли как целостного явления продиктовала применение сравнительно-исторического метода. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала были использованы методы герменевтики. Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных востоковедов, в особенности разработанные в отечественном востоковедении методологические подходы к изучению буддийской культуры (Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг, Е.Е. Обермиллер).
Основными источниками исследования послужили буддийские религиозно-философские сочинения индийских и тибетских авторов, в которых рассматривается доктринальная основа теории власти. К сочинениям индийских авторов относятся:
«Абхидхармакоша» Васубандху (V в. н.э.), «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») Нагарджуны, сутра «Львиный рык миродержца». К индийским источникам также относятся древние памятники индийской эпиграфики - эдикты Ашоки (268-231 гг. до н.э.).
Из тибетских источников были использованы следующие религиозно-философские сочинения: «Ламрим ченмо» («Ступени пути к просветлению») основателя школы гелугпа Чже Цонкапы (1357-1419), «Чойла-чжугбиго» («Дверь, ведущая в Учение») второго патриарха школы сакьяпа Соднам-Цземо (1142-1182). Также были привлечены источники по истории распространения буддизма в Индии и Тибете: «История буддизма» Будон Ринчен-дуба (1290-1364), «Голубые Анналы» Гой-лоцзавы Шоннупэла (1392-1481), «История Тибета», принадлежащая перу V Далай-ламы Лобсан Гьяцо (1617-1682), «Пагсам-джонсан» Сумба-Кхамбо Ешэ-Балчжора( 1704-1788).
Еще одним важным источником, послужившим материалом для данной работы, является монгольский историко-правовой памятник ХШ-ХУТ вв. «Цагаан туух» («Белая история»), в котором взаимоотношение религиозной и светской власти рассматриваются с точки зрения принципа «двух законов».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основой легитимизации власти в буддийской концепции чакравартина является наличие личных заслуг, в противоположность брахманской модели сакральности власти раджи.
2. Буддийская теория власти носит многокомпонентный характер, явившийся результатом синкретизма добуддийских моделей легитимизации власти с буддийскими, представленными рядом генетически разнородных теорий.
3. В тибетском буддизме можно выделить две стадии развития социально-политической теории власти. Теоретическим ядром первой является учение о «дух законах», конкретизируемое в концепциях чакравартина и «духовное лицо - мирянин-донатор» {чод-йон), второй - «трех Тел Будды», развиваемое в учение о воплощении в верховной власти сакральных субъектов.
4. При переходе ко второй стадии (на этапе формирования теократической формы правления) произошла трансформация
теории «двух законов» в теорию «Учителя - царя Дхармы трех миров», воплощающего в себе оба закона.
5. На второй стадии объяснительные схемы легитимизации власти, используемые на первой, сохранились, отойдя на периферию социально-философского дискурса, актуализируясь в основном в исторической литературе для обоснования легитимности институтов предшествующего периода.
6. Концепция «единства духовной и светской власти» (чой-срид) является завершающим этапом развития социально-политической теории власти в тибетском буддизме, и представляет собой характерную особенность центральноазиатской формы буддизма.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
- выявлено влияние традиционной брахманской доктрины царской власти на становление буддийской теории власти в Индии;
- на основе анализа доктринальных положений буддизма определено теоретическое основание буддийского способа легитимизации власти правителя;
выделены стадии развития буддийской социально-политической теории власти в Тибете;
- раскрыты доктринальные основы теории «единства светской и духовной власти» в Тибете;
проанализированы модели легитимизации власти в центрально-азиатском буддизме.
Научно-практическая значимость работы определяется актуальностью ее тематики для центрально-азиатских исследований в целом и тибетологии в частности. Выводы диссертации могут быть использованы при изучении современных социально-философских и социологических концепций религиозной идеологии. Сформулированные в работе выводы могут быть применены в религиоведении, востоковедении, философии, политологии.
Апробация. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на научной конференции, посвященной Агвану Доржиеву (Улан-Удэ, 2004г.), а также на международной научно-практической конференции «Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2003г.). Основное содержание диссертационной работы отражено в 3 публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень изученности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет диссертации, излагается ее научная новизна и практическая значимость, характеризуются теоретические и методологические основы.
В первой главе «Теория власти в индийском буддизме»
рассматривается зарождение представлений о власти в древней Индии, концептуальное содержание основной индо-буддийской концепции власти - учение о чакравартине и ее реализация в период правления царя Ашоки - расцвета буддизма в стране его происхождения. В первом параграфе «Генезис теории власти в Индии и буддийская концепция чакравартина» выявляются социально-политические факторы, оказавшие влияние на учение о чакравартине и его содержание.
Буддийское учение зародилось в недрах религиозно-философской мысли Индии в виде реакции небрахманских слоев древнеиндийского общества на брахманизм. Формирование буддийской концепции власти проходило в контексте традиционных представлений о государстве и правителе, бытовавших в индийском обществе, что делает необходимым дать анализ добуддийских представлений о власти в Индии. В древней Мидии основой ведийского мировоззрения была мысль о божественном создании мира и общественного строя. К Ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно-варнового строя, а дхарма - всемогущий космический закон, понималась как долг или путь, предназначенный каждому человеку и определяемый его варновой принадлежностью. Поскольку брахманы произошли из уст бога Пуруши, то боги говорят их устами - тех, кто исполняет ритуальные действия, посредством которых люди общаются с небожителями. Только брахманы могли узнать волю богов, отсюда их огромное влияние на общественную и
политическую жизнь общества. В древнеиндийском обществе сакрализация светской власти осуществлялась жрецами-брахманами путем совершения обрядов коронации. Со временем акт вручения символа власти превратился в торжественную и пышную церемонию (раджасуя). В брахманской схеме деления общества на сословия кшатрии (воины) занимали второе место.
В конце ведийского периода (VI в. до н.э.) политическое влияние варны кшатриев весьма выросло, в их руках сосредоточилась реальная власть - они были и правителями, и военачальниками. На этом фоне они все более ощущали себя отодвинутыми жрецами-брахманами, оставленными за пределами поисков истины, приобщение к которой в древней Индии считалось вершиной системы социально-нравственных ценностей и давало моральный авторитет. К этому времени относится появление буддизма, который, в противоположность брахманскому учению, выдвинул принцип равенства всех людей по рождению и зависимости их общественного авторитета от приобретения ими духовных заслуг. Это базовое положение буддийского учения и было положено в основу теории буддизма о власти верховного правителя.
Буддисты выводят появление правителя прежде всего из необходимости человеческого общежития. В соответствии с буддийским учением о карме все дела, слова и мысли человека формируют условия его существования в будущем. Из этого складывалось понимание того, что множество совершенных плохих поступков приведет человека к плохому рождению, т.е. в новой жизни он будет занимать низкое положение в обществе. И наоборот, благие дела приведут к хорошему рождению, а значит и к высокому положению в обществе. Традиционному брахманскому толкованию дхармы буддизм противопоставил свое понимание данной категории, как управляющей миром природной закономерности, естественного закона.
Таким образом, в буддийском учении основой легитимизации власти правителя является наличие личных заслуг, в противоположность брахманской модели божественной сакральности власти правителя. Такое понимание власти в буддизме послужило предпосылкой разработки идеи идеального правителя всей вселенной - чакравартина. Разработка этой концепции знаменовала появление новых черт в политическом и
государственном развитии древней Индии. Правление чакравартина основано на таких положениях буддизма, как сострадание, ахимса, и отличается справедливостью и заботой об обществе. Буддийский правитель следует Дхарме и ведет своих подданных к спасению. Буддизм на первый план вывел этические и нравственные качества правителя. Правитель становится гарантом общественного спокойствия, а право на власть правитель получает о г народа. Буддизм, таким образом, является одним из первых учений, провозгласивших принцип общественного договора как основы государства. Буддийская теория власти была разработана так, что отвечала интересам большинства сословий древнеиндийского общества.
У чакравартина есть советник, роль которого выполняет буддийский монах, подобно тому, как у раджи был царский советник - пурохита. Традиционное древнеиндийское разделение светской и духовной власти принято и буддизмом: идеалом духовного совершенства являлся сам Будда, а мирского совершенства - чакравартин. Таким образом, буддийская теория власти носит многокомпонентный характер, явившийся результатом ассимиляции буддийской моделью легитимизации власти элементов добуддийской.
Во втором параграфе «Концепция чакравартина как идейная основа государственного устройства империи Ашоки»
анализируются положения концепции чакравартина, легшие в основу государственной и общественной деятельности царя Ашоки (268/265 - 232/229 гг. до н.э.) - прославленного правителя древней Индии.
Одним из факторов, определивших интерес к буддийской теории власти правителей как в самой Индии, так и за ее пределами, и ее использование в качестве идеологической основы власти в ряде стран ареала распространения буддизма, стал успех правления царя Ашоки, в котором эта теория была воплощена в социальную практику.
При третьем правителе династии Маурьев Ашоке было образовано первое в истории Индии объединенное государство. В основе его устройства лежали общечеловеческие ценности. Свои эдикты или указы Ашока называл сИюттаИрг - «надписи о дхарме». Дхарма эдиктов Ашоки являлась единым законом справедливости, имеющим силу для всех сословий древнеиндийского общества и,
более того, «всех существ», живших на подвластной ему территории. Одновременно дхарма - не просто общечеловеческие этические нормы поведения, а утверждение равенства всех перед достижением цели буддийского пути совершенствования. Империя Ашоки - это «территория дхармы», где правитель выражал «мирской закон» тем, что распространял буддийскую дхарму, и оказывал покровительство всем идущим по пути спасения. Таким образом, именно индийская империя времен царя Ашоки признается в буддизме моделью идеального государства, а сам Ашока, рассматривается как государь, который воплотил на практике идеал буддийского вселенского правителя - чакравартина. Этот успех буддийской концепции власти в эпоху Маурьев позволил ей получить распространение во многих странах ареала распространения буддизма.
Во второй главе «Теория власти в тибетском буддизме» рассматривается проникновение индо-буддийской теории власти в Тибет и дальнейшее ее развитие в новых социально-политических условиях. В первом параграфе «Проникновение буддийской теории власти в Тибет» .выявляются социальные и политические предпосылки проникновения буддийской теории власти в Тибет.
Объединение тибетских племен и создание на их основе единого суверенного государства во главе с правителем (грнпо) в своих основных чертах завершено в начале VII в. н.э., и к этому же времени относится начало проникновения буддийского учения в Тибет. Правящая династия Тибета, объединившая тибетские племена, рассчитывала использовать интегративный потенциал буддийского учения с тем, чтобы с его помощью закрепить свое право на власть, а Тибет превратить в сильное централизованное государство. Однако в этот период буддизм еще не мог стать госуларственной идеологией Тибета, поскольку реальная духовная власть находилась у жрецов бон - автохтонной традиции поклонения местным духам. В буддийской тибетской историографии наряду с буддийским обоснованием власти правящей царской династии мы находим также и бонское, что свидетельствует о функционировании в этот период обоих способов легитимизации царской власти.
В бонской традиции существуют мифы о происхождении тибетского этноса и верховной власти, которые легли в основу представлений тибетцев о себе как единой этнокультурной
общности. Предание подробно повествует о природе царской власти и объясняет, почему она считается верховной. Власть первых царей обосновывалась наличием у них магической силы, позволявшей осуществлять связь между небесной и земной сферами. Благодаря непрерывной последовательности нисхождения царей в мир людей осуществлялась связь между небесным и земным пространствами.
В китайских династийных хрониках первые сведения о Тибете связаны с именами таких тибетских царей-военачальников, как Намри Сонцэн (конец VI в.) и Сонцэнгампо (VII в.). В тибетской исторической литературе сложилась традиция, согласно которой история буддизма в Тибете делится на два периода: «ранний период распространения» и «поздний период распространения». В буддийской историографии история Тибета представлена как история процветания буддизма, поэтому для историков особое значение приобрел вопрос о происхождении царской власти. «Ранним периодом распространением» буддизма называют VIT-IX века, времена правления великих тибетских царей Сонцэнгампо и Тисондэцэна. В буддийских сочинениях линия царского рода стала возводиться к индийским царям рода шакья, к которому принадлежал и Будда Шакьямуни. Идея неразрывной связи царской власти и буддийской дхармы (учения), в сочетании с идеей непрерывности дхармы, трансформировалась в буддийской историографии в идею династийной связи всех царей буддийского мира. Кроме того, тибетские историки наделили трех великих царей Тибета титулами дхарма-раджа. Согласно буддийской концепции власти, чакравартином может считаться правитель сильного централизованного государства, который способствует распространению буддийского учения, поэтому черты идеального правителя-чакравар гина буддийской историографией
приписывались первым тибетским царям, покровительствовавшим буддизму, чем обосновывалась легитимность их правления.
С момента окончательного утверждения буддизма в качестве i осударственной идеологии, трех знаменитых тибетских царей -Сонцэнгампо, Тисондэцэна и Ралпачана, сыгравших большую роль в распространении буддизма, стали называть царями-чакравартинами. Таким образом, при трактовке истории Тибета эпохи «раннего периода распространения буддизма» получила распространение концепция чакравартина, как способ легитимизации власти первой правящей династии Тибета.
Во втором параграфе второй главы «Трансформация буддийской концепции власти в период формирования теократического государства в Тибете» рассмотрены модели легитимизации теократической формы власти, сформировавшейся в Тибете с началом возвышения школы сакья.
Если на первом этапе распространения буддийского учению главная задача буддийских проповедников заключалась в приобщении тибетцев к буддизму, на новом этапе буддизм окончательно утвердился в Тибете. Он начинает проникать во все области общественного сознания и становится доминирующей государственной идеологией. Раздробленность тибетского государства на отдельные небольшие владения послужила причиной того, что буддизм в Тибете получил распространение в форме многочисленных школ, которые в большей степени развивались изолированно друг от друга. Существование школ за счет поддержки, оказываемой местной светской властью, стало главной причиной складывания союза представителей региональной правящей элиты и глав школ.
Вся дальнейшая история Тибета была связана с активной политической деятельностью иерархов основных школ тибетского буддизма. Ко времени превращения гелугпы в главенствующую школу в Тибете уже имелись прецеденты, когда во главе страны стоял буддийский монах. Одним из первых иерархов, получившим значительное политическое влияние, стал Пагба-лама, иерарх школы сакья, который считается первым теократическим правителем Тибета. Он стал им благодаря особым отношениям с Хубилай-ханом - правителем всей Монголии. Концепция «двух законов», оформившая отношения светской и духовной власти, первоначально использовалась как механизм легитимизации светской власти царя-чакравартина, однако в Тибете на первый план вышел другой аспект отношений «духовного наставника» и «царя-покровителя». Эта модель стала служить средством легитимизации власти «духовного наставника» как светского правителя территории, дарованной ему «царем-покровителем» в рамах отношений «духовное лицо - мирянин-донатор» (чод-йон).
В период формирования теократического государства появилась необходимость в обосновании возможности соединения в одном лице светской и духовной власти. Теоретическое обоснование этого искали в положениях самого буддийского учения. Исходя из того,
что в буддизме махаяны идеалом является Бодхисаттва, просветленное существо, которое встает на путь освобождения ради всех живых существ, доказывалась обоснованность активного участия монаха в мирских делах. Более того, исторические и социально-политические условия Тибета способствовали трансформации учения о Бодхисаттвах в учение о царях-Бодхисаттвах. Такие качества Бодхисаттвы, как абсолютное знание и сострадание, побуждают их помочь существам выбраться из страданий. Бодхисаттва играет в социуме активную роль, и считается, что его активность в любой сфере общественной жизни способствует просветлению всех живых существ. Именно положения махаяны о Бодхисаттве стали отправным пунктом для обоснования участия монаха в политической жизни общества. Поскольку махаяна являлась основной формой буддизма в Тибете, то широкое распространение получили модели сакрализации власти, исходящие из учения махаяны о тождестве нирваны и сансары, и, в особенности, учения о трех телах Будды. Данное учение рассматривает состояние Будды с точки зрения трех тел: дхармакая, самбхогакая и нирманакая. Состояние дхармакая Будды означает обретение просветления в момент слияния с дхармовым пространством. Это означает, что Бодхисаттва реализовал недвойственность, нераздельность всех дхарм, у него отсутствует «цепляние за самостность». Дхармакая недоступна восприятию, поэтому для помощи живым существам Будда являет «тела формы» - самбхогакаю и нирманакаю. Нирманакая («явленное тело») может проявиться как рождение человеком на земле, и в силу того, что у такого существа нет привязанности к индивидуальному «я», может родиться не в одном, а в сотнях и тысячах живых существах. Именно в качестве нирманакаи Будда помогает остальным достичь просветления. Многие исторические личности Тибета рассматривались как воплощения Будд и нирванистических Бодхисаттв (как, например, Далай-ламы, считавшиеся воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары). С целью реализовать свое предназначение Бодхисаттвы могут быть правителями, и тогда последние рассматривается как буддийские праведные цари, власть которых изначально чиста и сакральна. Таким образом давалось теоретическое обоснование участия духовных лиц во всех мирских делах, возможности совмещения духовной и светской власти в руках одного человека. На этой теоретической основе
сформировалась концепция единства светской и духовной власти (чой-срид), в наибольшей степени соответствующая политической ситуации данного периода.
Одновременно с этим, при переходе буддийской теории власти к модели, объясняющей возможность управления страной буддийским монахом, схемы легитимизации власти правителя как чакрарартина, используемые в период «раннего распространения буддизма» в Тибете, сохранились, но отошли на периферию социально-философского дискурса. В исторической литературе к ней стали обращаться для обоснования легитимности институтов предшествующего периода.
Отношения между Хубилай-ханом и Пагба Ламой Гьялцаном, построенные в рамках концепции «чод-йон», стали образцом для иерархов других тибетских религиозных школ, моделью возможного «законного» способа прийти к государственной власти в Тибете. Определенного успеха в этом добилась школа гелугпа, когда в 1578 года Содном Джамцо, лама из школы гелугпа, установил отношения «чод-йон» с монгольским правителем Алтан-ханом, что стало началом религиозно-идеологического и политического возвышения гелугпы над всеми остальными школами.
В третьем параграфе «Теории перерождения и воплощения как важнейшие компоненты теократической системы "единения политики и религии"» рассматривается становление новой модели преемственности власти - теории перерождения и ее реализации в институте Далай-ламы.
Возникновение этой модели преемственности власти также относится к периоду господства иерархов школы сакья. Она восходит своими основными положениями к учению буддизма о перерождении, однако это обстоятельство ни в коей мере не может снизить заслугу тибетцев в самостоятельности теоретической разработки данной модели. Воспользовавшись традиционным положением буддизма о перерождении, тибетские теоретики придали ей совершенно новую окраску — она лишилась абстрактного звучания и наполнилась конкретным содержанием.
Согласно буддийскому учению, каждое существо рождается вновь и вновь на земле, т.е. постоянно перерождается, и обречено на бесконечные рождения до тех пор, пока не достигнет просветления. Остановить цепь рождений означает достичь высшей цели
буддийского пути. Согласно хинаяне, существо, достигшее высшего духовного совершенствования, становится Архатом, у которого больше не будет рождений. Но, как уже говорилось выше, Бодхисаттвы, в отличие от Архатов, достигнув высшей цели, отказываются уходить в нирвану. Они принимают новое рождение с тем, чтобы помогать освободиться другим. Преставления о систематическом характере перерождений Бодхисаттв, достигших просветления, послужили теоретическим основанием новой модели преемственности религиозной и политической власти в Тибете, в которой в качестве законного восприемника рассматривался человек, признанный новым воплощением-перерождением •
предыдущего носителя власти.
Непосредственной причиной появления такого явления, как поиск нового земного рождения буддийского наставника явилось то, что лама-учитель в Тибете стал почитаться как драгоценность (религиозная драгоценность, тиб. ринпоче). Буддисты всего мира признают три религиозные драгоценности: Будду, Учение и Сангху. Первым и главным учителем всех буддистов является Будда Шакьямуни, основатель учения, тот, кто показал путь освобождения от страдания. В тибетском буддизме значение духовного руководителя было столь велико, что к трем традиционным драгоценностям добавилась драгоценность Учителя, личного наставника адепта, поскольку именно он является непосредственным источником знаний ученика.
Поиск нового воплощения духовного наставника первоначально рассматривался как частное дело его последователей, однако со временем, по мере роста влияния духовной традиции, к которой *
принадлежал наставник, это явление институализировалось. Была выработана технология поиска нового воплощения, I
регламентирована процедура признания его истинности, определены социальные институты, ответственные за обеспечение передачи властных полномочий.
Обнаружение восприемника в раннем возрасте обеспечивало непрерывность сакральной традиции, а в тех случаях, когда церковный иерарх одновременно являлся и светским правителем (как, например, Далай-лама), обеспечивало преемственность власти, легитимность которой придавал сакральный статус ее носителя. Кроме того, особые условия воспитания и образования, в которые попадали обнаруженные «перерожденцы», позволяли эффективно
воспроизводить духовную и политическую элиту, оставляя, в то же время, возможность для вертикальной мобильности.
Наиболее полное выражение этот механизм передачи власти нашел в институте Далай-ламы. Теократическое правление Далай-лам в Тибете окончательно утвердилось с объединением страны в середине XVII в. и просуществовало практически в неизменном виде до 1951 года. В его основе лежала концепция «единства духовной и светской власти» (чой-срид), которая явилась завершающим этапом развития социально-политической теории власти в тибетском буддизме, и представляет собой характерную особенность центральноазиатской формы буддизма.
В заключении диссертации подводятся общие итоги диссертационного исследования, формулируются его основные результаты и выводы.
Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях:
1 Дамдинова Е.Г. Становление института Далай-ламы // Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона. Материалы международной научно-практической конференции 28-29 апреля 2003г. 4.1. - Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2003. - С. 110-112.
2. Дамдинова Е.Г. Отношения «светский патрон - учитель религии (yon mchod)» в становлении института Далай-ламы // Религия в мировой истории и культуре. Материалы XI Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 2004. - С. 116-118.
3. Дамдинова Е.Г. Роль буддийской идеологии в формировании принципов управления государства в империи Ашоки // Региональный вестник молодых ученых: сборник статей молодых ученых и аспирантов. М., 2005. - №1. - С. 115-118.
I
•ч
»
Подписано в печать 24-.10.05. Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. 1.16. Тираж 100.Заказ № 1^81.
Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а
» ï
»20625
РНБ Русский фонд
2006-4 22540
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дамдинова, Елена Гурбазаровна
Введение.
ГЛАВА 1 Теория власти в индийском буддизме.
1.1. Генезис теории власти в Индии и буддийская концепция чакравартина.
1.2. Концепция чакравартина как идейная основа государственного устройства империи Ашоки.
ГЛАВА 2 Теория власти в тибетском буддизме.
2.1. Проникновение буддийской теории власти в
Тибет.
2.2. Трансформация буддийской концепции власти в период формирования теократического государства в Тибете.
2.3. Теории перерождения и воплощения как важнейшие компоненты теократической системы «единения политики и религии».
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Дамдинова, Елена Гурбазаровна
Актуальность темы исследования. Многополярный мир, являющийся реальностью нашего времени, позволяет говорить о существовании по крайней мере трех типов цивилизаций, своими истоками восходящих к великим традициям мировых религий - христианства, ислама и буддизма. Каждая из этих цивилизаций имеет собственную философскую концепцию власти, буддийская же является самой древней из названных.
Интерес буддистов к государству, а точнее говоря, к статусу верховного ф правителя проявился еще в Индии. В свою* очередь, правители государств очень скоро обратили внимание на буддизм как на идеологию, обладающую значительным потенциалом для укрепления их власти. В настоящее время буддизм играет значительную роль в жизни обширнейшего региона, протянувшегося от Цейлона до Тувы и Бурятии и от Калмыкии до Японии. Идею «совершенного правителя» буддийского типа — чакравартина и «царя веры» пытались воплотить правители практически всех государств ареала распространения буддизма. Актуальность темы настоящей диссертации определяется местом и ролью, которую буддийская концепция власти играла и продолжает играть в различных аспектах общественной- практики не только Индии и Тибета, но и всего огромного региона распространения буддизма в ф целом, представляя тем самым одно из значимых явлений в общественно-политической жизни современного мира.
Актуальность темы объясняется также интересом, который вызывает вопрос о политическом статусе тибетского правительства в изгнании и его лидера XIV Далай-ламы. Несмотря на то, что в тибетском правительстве в изгнании были осуществлены значительные демократические преобразования, все же легитимным правителем для тибетцев остается Далай-лама. Поскольку тибетская традиция обеспечения преемственности власти путем поиска ^ перерождения жива и, более того, получила широкую известность на Западе, представляется важным исследовать социально-политические предпосылки формирования этого института.
Кроме того, мировосприятие XIV Далай-ламы оказало достаточно сильное влияние на методы национально-освободительного движения тибетцев. Ненасилие, сострадание - главные принципы, которым следует сам XIV Далай-лама и к которым призывает всех людей на земле, сейчас становятся базовыми принципами во многих социальных теориях. Именно за поиск ненасильственного пути восстановления независимости Тибета и за деятельность во имя мира Его Святейшество в 1989 г. был удостоен Нобелевской премии мира. Все это обуславливает перспективность социально-философского исследования буддийской концепции власти.
В современных международных политических и экономических отношениях между Западом и Востоком нередко возникают разногласия по поводу основания власти, которые вызваны изначально разным пониманием ее легитимности. Именно недостаточное представление о способах легитимизации власти в восточных цивилизациях (исламской и буддийской) является одной из причин политических и идеологических разногласий между Востоком и Западом. Поэтому представляется важным исследовать формирование и развитие теории власти в индийском и тибетском буддизме.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучение содержания, происхождения и формирования древнеиндийских концепций царской власти всесторонне рассматривалось в работах зарубежных и отечественных индологов Р. Тхапара, А.С. Альтекара, Б. Гокхале, Д.Д. Косамби, Ж. Блоха, П. Еггермонта, X. Сетха, Р.С. Шармы, Б. Баруа, Г.М. Бонгард-Левина, Т.Я. Елизаренковой, Г.Ф. Ильина, В.Н. Романова, А. А. Вигасина, A.M. Самозванцева и др. Анализ материалов эпиграфики и письменных памятников Древней Индии позволяет исследователям разделять древнеиндийские концепции происхождения царской власти на мифологические, космологические и рационально-социальные теории.
Поскольку исходными идеями для любых буддийских социальных или политических концепций являются такие доктринальные положения буддизма, как учение о «четырех истинах», анатнаме, дхарме, карме, теории перерождений, законе зависимого возникновения, то огромное значение для понимания сущности буддийской концепции власти представляют работы, посвященные изучению истории и философии буддизма. Большой вклад в изучение философии буддизма внесли такие известные представители западной и отечественной буддологии как И.П. Минаев, Б .Я. Владимирцов, Э. Конзе, Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург, О.О. Розенберг, A.M. Позднеев, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадийн, Г. Гюнтер, Дж. Туччи, Б.И. Кузнецов, Р.Е. Пубаев, В.И. Рудой, Е.А. Торчинов, В.П?. Андросов и др.
Влияние буддизма на общественную и политическую жизнь в странах его распространения исследовано в работах ученых-востоковедов В.И. Корнева, А.С. Агаджаняна, Н.Н. Бектимирова, И.В. Всеволодова, С.В. Волкова, А.Н. Игнатовича, А.С. Мартынова и др. Авторы рассматривают сущность буддизма тхеравады и махаяны, взаимоотношения буддийской общины и государства, прошлое и современное положение буддизма в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. А.С. Мартынов отмечает, что там, где буддизму не удалось идеологически подчинить себе институт власти, он приложил немалые усилия к тому, чтобы приспособиться к существующей политической идеологии и стать если не главной, то существенной ее частью [Мартынов, с.9].
Ранняя и средневековая история Тибета отражена в работах Дж. Туччи, Р. Стейна, X. Хофмана, П. Карраско, В.А. Богословского, Ю.Н. Рериха, К.М. Герасимовой, Е.И. Кычанова, JI.C. Савицкого, Ц. Шакабпы, М. Голдстейна, Р. Рахула, Н.С. Кулешова и др. Среди трудов касающихся истории Тибета особо выделяется труд Цэпона Шакабпы «Тибет: политическая история», прежде всего в силу того, что автором является тибетский историк. Данный труд представляет собою образец современной тибетской национальной историографии и содержит богатейший материал, который ранее был мало известен или недоступен
Shakabpa].
Вопросы взаимоотношения светской и духовной власти, известные как «два закона», и связанные с ними категории и понятия исследовались глубоко и в разных аспектах многими исследователями, среди которых В. Хайссиг, Ш. Вира, К. Сагастер, Т.Д. Скрынникова и др. Т.Д. Скрынникова в работе «Ламаистская церковь и государство» предполагает, что Алтан-хан стремился к господству над всей? Монголией, при этом, однако, не имея наследственных прав называться всемонгольским ханом. Причину обращения Алтан-хана к буддизму исследовательница объясняет его стремлением называться правителем всей Монголии, поэтому для обоснования права на верховную власть Алтан-хан прибегает к концепции «двух законов» или «двух властей», появление которой в Монголии связано ^ с распространением буддизма в эпоху династии Юань [Скрынникова].
Значительным шагом в изучении этой концепции стали работы Д.С. Руэга, который исследует природу и концептуальную основу традиции «двух законов», а также связанные с ней тибетские термины, их синонимы и эквиваленты [Ruegg].
Анализ литературы показывает, что в перечисленных работах проблема власти в Индии и Тибете рассматривалась в основном в историческом плане, социально-философские аспекты буддийской теории власти в них не ставились. Специальных работ социально-философского характера по нашей теме немного. Исследованию содержания буддийской концепции чакравартина посвящены работы В.И. Рудого, Е.П. Островской [Категории буддийской культуры], В.И. Корнева [Корнев]. Работа С.Ю. Лепехова «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» посвящена исследованию роли философии мадхьямиков в формировании буддийской цивилизации, изучению ее влияния на культурную и политическую жизнь стран Центральной и Восточной Азии [Лепехов, 1999]. Отсутствие работ, дающих цельное описание буддийской концепции власти, раскрывающее закономерности ее возникновения в Индии и последующей трансформации в Тибете, позволяет определить тему и цель данного исследования.
Объектом исследования является феномен власти в южно- и центральноазиатской формах буддизма Индии и Тибета.
Предмет исследования — генезис и эволюция теоретических моделей власти и социальная практика их реализации.
Целью исследования является выявление концептуального содержания и закономерностей развития основных идей теории власти в индийском и тибетском буддизме.
Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:
- исследовать генезис концепции чакравартина в контексте добуддийских представлений о власти в Индии;
- выявить доктринальную основу концепции чакравартина как способа легитимизации власти в буддизме;
- рассмотреть процесс трансформации буддийской теории власти в Тибете;
- проанализировать развитие социально-политического аспекта теории «двух законов» в Тибете и определить ее место и роль в становлении теократической модели правления;
- рассмотреть развитие концепции чакравартина в период формирования теократического государства в Тибете;
- определить социально-философские особенности развития института перерожденцев в контексте теории власти;
- исследовать формирование теории «единства светской и духовной власти» (чой-срид) в Тибете и выявить ее доктринальные основы.
Теоретико-методологическая основа. В основе диссертационного исследования лежит диалектический метод. Основополагающее значение также придавалось принципу системности, поскольку он дает необходимый подход к анализу социальных систем. Попытка рассмотреть процесс становления всей буддийской политической мысли как целостного явления продиктовала применение сравнительно-исторического метода. В исследовании конкретного текстологического и исторического материала были использованы методы герменевтики. Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных востоковедов, в особенности разработанные в отечественном востоковедении методологические подходы к изучению буддийской культуры (Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг, Е.Е. Обермиллер).
Основными источниками исследования послужил» буддийские религиозно-философские сочинения индийских и тибетских авторов, в которых рассматривается доктринальная основа теории власти. К сочинениям индийских авторов относятся: «Абхидхармакоша» Васубандху (V в. н.э.), «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») Нагарджуны, сутра «Львиный рык миродержца». К индийским источникам также относятся^ древние памятники индийской эпиграфики — эдикты Ашоки (268-231 гг. до н.э.).
Из тибетских источников были использованы следующие религиозно-философские сочинения: «Ламрим ченмо» («Ступени пути к Просветлению») основателя школы гелугпа Чже Цонкапы (1357-1419), «Чойла-чжугбиго» («Дверь, ведущая в Учение») второго патриарха школы сакьяпа Соднам-Цземо (1142-1182). Также были привлечены источники по истории распространения буддизма в Индии и Тибете: «История буддизма» Будон Ринчен-дуба (12901364), «Голубые Анналы» Гой-лоцзавы Шоннупэла (1392-1481), «История Тибета», принадлежащая перу V Далай-ламы Лобсан Гьяцо (1617-1682), «Пагсам-джонсан» Сумба-Кхамбо Ешэ-Балчжора (1704-1788).
Еще одним важным источником, послужившим материалом для данной работы, является монгольский историко-правовой памятник XIII-XVI вв. «Цагаан туух» («Белая история»), в котором взаимоотношение религиозной и светской власти рассматриваются с точки зрения принципа «двух законов».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Основой легитимизации власти в буддийской концепции чакравартина является наличие личных заслуг, в противоположность брахманской модели сакральности власти правителей (раджи).
2. Буддийская теория власти носит многокомпонентный характер, явившийся результатом синкретизма добуддийских моделей легитимизации власти с буддийскими, представленными рядом генетически разнородных теорий.
3. В тибетском буддизме можно выделить две стадии развития социально-политической теории власти. Теоретическим ядром первой является учение о «двух законах», конкретизируемое в концепциях чакравартина и «духовное лицо - мирянин-донатор» (чод-йон), второй - «трех Тел Будды», развиваемое в учение о воплощении в верховной власти сакральных субъектов.
4. При переходе ко второй стадии (на этапе формирования теократической формы правления) произошла трансформация теории «двух законов» в теорию «Учителя - царя Дхармы трех миров», воплощающего в себе оба закона.
5. На второй стадии объяснительные схемы легитимизации власти, используемые на первой, сохранились, отойдя на периферию социально-философского дискурса, актуализируясь в основном в исторической литературе для обоснования легитимности институтов предшествующего периода.
6. Концепция «единства духовной и светской власти» (>чой-срид) является завершающим этапом развития социально-политической теории власти в тибетском буддизме, и представляет собой характерную особенность центральноазиатской формы буддизма.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем:
- выявлено влияние традиционной брахманской доктрины царской власти на становление буддийской теории власти в Индии;
- на основе анализа доктринальных положений буддизма определено теоретическое основание буддийского способа легитимизации власти правителя;
- выделены стадии развития буддийской социально-политической теории власти в Тибете;
- раскрыты доктринальные основы теории «единства светской и духовной власти» в Тибете;
- проанализированы модели легитимизации власти в центрально-азиатском буддизме.
Научно-практическая значимость работы определяется актуальностью ее тематики для центрально-азиатских исследований в целом и тибетологии в частности. Выводы диссертации могут быть использованы при изучении современных социально-философских и социологических концепций религиозной идеологии. Сформулированные в работе выводы могут быть применены в религиоведении, востоковедении, философии, политологии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Теория власти в индийском и тибетском буддизме"
Заключение
В древней Индии основой ведийского мировоззрения была мысль о божественном создании мира и общественного строя. К Ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно-кастового строя. Дхарма — всемогущий космический закон, стала пониматься как долг или путь, предназначенный каждому человеку и определяемый его сословно-кастовой принадлежностью. В древнеиндийском обществе только жрецы-брахманы держали в своих руках ф монополию на« грамотность, священные тексты, духовные знания, они не считали нужным посвящать небрахманов в глубокие таинства их религиозно-философских поисков. Все было проникнуто идеей превосходства брахманов над всеми другими сословиями в обществе.
В этих условиях появилась новая религия - буддизм, выдвинувшая принцип равенства всех людей по рождению и приобретения ими духовных заслуг. В этом исходном принципе содержится глубокий нравственный потенциал буддийского учения, потому как главное стремление всех буддистов - достижение скорее духовных, нежели материальных идеалов. Этот принцип также лежит в основе теории буддизма на власть верховного правителя.
Буддийский правитель - чакравартин, благородный вселенский • правитель, правление которого основано на таких положениях буддизма как сострадание, ахимса, любовь, терпимость. Его закон — справедливость. Буддийский правитель следует Дхарме, главная цель которого вести своих подданных к спасению. Буддизм на первый план вывел именно этические и нравственные качества правителя. Правитель становится гарантом общественного спокойствия, а право на власть правитель получает от народа. Буддизм, таким образом, является одним из первых учений, провозгласивших принцип общественного договора как основы государства. Разработанная в ф буддизме теория власти отвечала интересам всех сословий древнеиндийского общества. Один из эпитетов Будды, основателя учения — «Указывающий путь», ибо всем людям, исповедующим буддизм, необходима помощь на пути пробуждения. В социальной теории буддизма правитель, подобен Будде, поскольку предоставляет своим подданным условия для осуществления ими духовного совершенствования. В данной теории сакральность правителя объясняется, прежде всего, его религиозной заслугой, в буддизме по определению правителем не может быть человек с плохой кармой.
Главная особенность идеи буддийского правителя заключается в универсальности и гибкости его практического применения. Доказательством состоятельности буддийской теории власти как концепции служит тот факт, что при третьем правителе династии Маурьев^ Ашоке было образовано первое в истории Индии объединенное государство. В целом, сама эпоха Маурьев (вторая половина I тысячелетия до н.э.) ознаменовалась расцветом культуры, искусства, подъемом экономики, усилением связей с зарубежными странами. Этот успех позволит буддийской концепции власти проникнуть и получить распространение во многих восточных государствах.
Следует отметить, что только в Тибете буддизм смог так глубоко проникнуть в политические дела, что на протяжении нескольких столетий являлся определяющей силой в государственном управлении страной. Буддийской концепции власти, перенятой из Индии, тибетцы дали новое теоретическое обоснование. Если в Индии по концепции чакравартина правитель был только подобен Будде, то в Тибете она трансформировалась в теорию «единения политики и религии», по которой правитель уже сам является Буддой или Бодхисаттвой, то есть человеком, достигшим абсолютного знания. В соответствии с учением махаяны о трех телах Будды, правитель-Бодхисаттва одновременно мог также являться и земным воплощением мифологического Бодхисаттвы. Например, Далай-лама, как духовное лицо, принявшее обеты Бодхисаттвы, уже является, таким образом, Буддой, но в то же время считается воплощением Бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.
С другой стороны, особенность и оригинальность тибетской концепции власти проявилась, в частности, в разработке принципиально нового механизма передачи власти, выраженного в концепции перерождающихся лам. Обе теории воплощенного и перерождающего ламы составляют оригинальную и характерную особенность тибетской формы буддизма, получившей распространение не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.
Несмотря на то что, Тибет потерял независимость в 50-х годах XX столетия, в социальном, политическом и культурном аспектах буддийская концепция власти жива и в настоящее время, и играет огромную роль в сохранении древней тибетской культуры в эмиграции. Подтверждение тому — Далай-лама XIV, который является духовным и политическим лидером тибетцев в изгнании и продолжает оставаться единственным легитимным правителем для всего тибетского народа. Далай-лама XIV и его народ добиваются восстановления независимости Тибета, с помощью таких методов, как ненасилие, сострадание, терпимости, усердия, мудрости. Таким образом, деятельность Далай-ламы и его правительства доказывает, что буддийская концепция власти это не пустая теория, а действенный инструмент в достижении мира. В 1989 г. Его Святейшество Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии.
Таким образом, сама разработка теории власти правителя в буддийском учении была обусловлена необходимостью, прежде всего, духовного совершенствования всего общества, важная роль в котором отводилась его правителю. Концепция «единения религии и политики» явилась, по нашему мнению, квинтэссенцией всех предыдущих концепций власти в Индии и Тибете. Воплощением единства двух властей стало образование тибетского теократического государства во главе с верховным правителем Далай-ламой.
Список научной литературыДамдинова, Елена Гурбазаровна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Источники на монгольском и тибетском языках и в переводах наевропейские языки ■
2. Буддийские сутры // История и культура Древней Индии. М.: Изд-во МГУ, 1990.-С. 170-215.
3. Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е. Е. Обермиллера. Пер. с англ. А. М. Донца. СПб.: «Евразия», 1999. - 336с.
4. Ви ston rin chen grub. Bde bar gshegs pa'i bstan pa'i gsal byed chos kyi 'byung gnas gsung rab rin po che'i mdzod (chos 'byung). Sata-Pitaka series. Part 23.-New Delhi, 1971.
5. Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел III: Учение о мире / Пер. Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 336с.
6. Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись: история буддизма в Тибете / Пер. с тиб. Ю.Н.Рерих. Пер. с англ. О.В. Альбедия и Е.Ю. Харьковой. СПб.: Евразия, 2001.-768с.
7. Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ / Пер. Б. Дампилон. Улан-Удэ: Буддийский институт Дашихойхорлин, 1998. - 160с.
8. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскр. А.А. Вигасин. М., 1998.
9. Дюджом Ринпоче. 14 Далай-лам Тибета / Пер. с тиб. Я. Комаровский. -СПб., 2001.-118с.
10. Индийские надписи // История и культура Древней Индии. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-С.116-238.
11. Нагарджуна. Ратна-авали раджа-парикатха («Драгоценные строфы наставления царю») // Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиознофилософские трактаты. М.: Изд-я фирма «Восточная литература» РАН, 2000.-С.111-286.
12. Освобождение от страданий, ожидающее тех, кто прослушает историю о Большой ступе Джарунг-Кхашор // Тибетский буддизм / Пер. с тиб. А.Д. Цендиной. Новосибирск: Наука, 1995. - С.227-251.
13. Sum pa Ye shes dPal Ъуог. Chos 'byung dPag bsam ljon bzang. Sata-Pitaka series. - Vol.214. - New Delhi, 1975.
14. Пагсам-Чжонсан: История и хронология Тибета / Пер. с тиб. яз., пред. и комм. Р.Е. Пубаева. Новосибирск: Наука, 1991. - 264с.
15. Ригведа. Избранные гимны / Пер. Т.Я. Елизаренкова. — М.: Наука, 1972. -419с.
16. Ригведа: Мандалы I-IV (перевод). М.: Наука, 1989. - 768с.
17. Соднам-Цземо. Дверь, ведущая в Учение / Пер. с тиб., послесл. и коммент. Р. Н. Крапивиной. СПб.: «Дацан Гунзэ-чойнэй», 1994. - 224с.
18. Tibetan Chronicles by bSod nams grags pa. Deb ther dmar po Serie Orientale Roma. - Vol.24. - Rome, 1971.
19. Чже Цонкапа. Ламрим / Пер. с тиб. А. Кугявичуса. Т.1. - СПб.: Нартанг, 1994.-388с.
20. Чже Цонкапа. Ламрим. Т.2. - СПб.: «Нартанг», 1995. - 284с.
21. Чже Цонкапа. Ламрим. Т.З. - СПб.: «Нартанг», 1997. - 346с.
22. Исследования на русском языке
23. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. М.: Наука, 1993. - 259с.
24. Амоголонова Д.Д. Царская власть и формирование государства в Индии // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - С. 13-16.
25. Андросов В.А. Будда Шакьямуни. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 799с.
26. Аюшеева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 124с.
27. Барайдин Б.Б. Буддийские монастыри // Альманах Orient. Вып.1. -Буддизм и Россия. - СПб., 1992. - С.61-120.
28. Баянцагаан С., Цэрэнпил Д. Письмо Цзонхавы монгольскому хану // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. С. 199-211.
29. Берзин А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития. М., 1992.-32с.
30. Беспрозванных E.JI. Буддизм и политика: лидеры Тибета в XVII-XVIII вв. Волгоград: Изд-во Волгоградского Гос-го Ун-та, 1992. - 204с.
31. Бира Ш. Монгольская историография (XIII-XVII вв.). М.: Наука, 1978. -320с.
32. Богословский В.А. Очерк истории тибетского народа. — М., 1962. 192с.
33. Богословский В.А. Тибетский район КНР. — М., 1978. 200с.
34. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 495с.
35. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М.: Наука, 1973. - 408с.
36. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. - 758с.
37. Бураев Д.И. Религия бон. Проблемы происхождения и роли в становлении тибетского государства VII-IX веков. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 194с.
38. Валиахметов Г.М. Органы власти и управления в Тибете. М.,1958. -44с.
39. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Книжный дои «Университет», 2001. — 432с.
40. Вигасин А.А. Идеал царя в эдиктах Ашоки //Индия: общество, власть, реформы. М.: Вост. лит., 2003. - С. 37-50.
41. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М., 1977. - 385с.
42. Востриков А.И. Тибетская историческая литература. — М.: Изд-во Восточная литература, 1962.-428с.
43. Гарри И.Р. Дзогчен и чань в буддийской традиции Тибета. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - 208с.
44. Гарри И.Р. О традиции передачи учения в школе ньингмапа. // Методологические с теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып.2. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - С.43-60.
45. Геше Келсанг Гьятцо. Обет Бодхисаттвы. СПб.: Изд-во Утпала, 2002. -144с.
46. Геше Тубтен Нгаванг. Правила обета Бодхисаттвы. М.: Цасум Линг, 2000. - 32с.
47. Гумилев Л.Н. Древний Тибет. Международный альманах. Вып.5. - М.: Ди Дик, 1996. - 560с.
48. Гуревич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII -I пол. XIXb. М.: Наука, 1979. - 331с.
49. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо). Буддизм Тибета. М.-Рига: Нартанг-Угунс, 1991.- 103с.
50. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо). Мир тибетского буддизма. — СПб.: Нартанг, 1996. 230с.
51. Далай-лама XIV. Ответственность и добросердечие. СПб.: Нартаг, 2004. - 176с.
52. Дашиев Д.Б. Традиции нитишастр в тибетской афористической литературе XVIII-XIX вв. // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск, 1985. - С. 20-32.
53. Ермаченко И.С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. М.: Наука, 1974. - 196с.
54. Еше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит. — Улан-Удэ, 2000.• 230с.
55. Жуковская H.JI. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты // Буддийский мир. М., 1994. - С.6-16.
56. Игнатович А.И. Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987. - С. 146179.
57. Индийская культура и буддизм: Сб. ст. М.: Наука, 1972. - 279с.
58. Категории буддийской культуры. — СПб.: «Петербургское востоковедение», 2000. 320с.
59. Классическая буддийская философия. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 544с.
60. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-восточной Азии. М.: Наука, 1987. - 224с.
61. Кочетов А.Н., Ламаизм. М., 1973. - 200с.
62. Крапивина Р.Н. Традиция в школе сакьяпа (по материалам «Дубмта-шэлджи-мэлон») // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986. — 20 - 28с.
63. Кузнецов Б.И. О термине «дхарма» // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. —• Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. -С. 192-199.
64. Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет. СПб.: Евразия, 1998. - 325с.
65. Кычанов Е.И., Савицкий JI.C. Люди и боги страны снегов. Москва: Наука, 1975.-319с.
66. Лепехов С.В. К истории появления некоторых социокультурных моделей в буддизме // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - С. 67-75.
67. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 238с.
68. Мартынов А.С. Статус Тибета в ХУП-ХУШ вв. в традиционной китайской системе политических представлений. М.: Наука, 1978. — 281с.
69. Намкай Норбу. Друнг, Дэу и Бон: традиции преданий, языка символов и бон в древнем Тибете. М.: Либрис, 1997. - 368с.
70. Нестеркин С.П. О церковной иерархии центральноазиатского буддизма // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии: материалы научной конференции. Улан-Удэ, 2003. - С. 145-148.
71. Островская-младшая Е.А. Тибетский буддизм. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 400с.
72. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб, 1887. — 496с.
73. Попов И. Ламаизм в Тибете. Его история, учение и учреждения. Опыт историко-миссионерского исследования. Казань, 1898.
74. Пубаев Р.Е. «Пагсам-чжонсан» памятник тибетской историографии XVIII века. - Новосибирск: Наука, 1981. - 307с.
75. Пубаев Р.Е. Биография Цзонхавы, написанная монгольским ученым Чахар-Гэбши Лобсан Цультимом. // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып. 4. - Улан-Удэ, 1970 - С.40-53.
76. Радхакришнан С. Индийская философия. М.: Изд-во Иностр. Лит., 1956. - 624с.
77. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XIII и XIV вв. // Философия и история монгольских народов. М., 1958. - С.333-346.
78. Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XVI и в начале XVIIb. // Монгольский сборник. Экономика, история, археология. — М., 1959. С. 188199.
79. Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении. // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977. - С. 14-25.
80. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство5. Внешняя Монголия, XVI нач. XX века. — Новосибирск, 1988. - 104с.
81. Сухов А. Д. Религия в истории общества. М.: Наука, 1979. - 96с.
82. Теплов Э.П. Политическая власть. СПб.: Образование, 1993. - 94с.
83. ТИБЕТ. Правда, основанная на фактах. М.,1994.
84. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995. — 254с.
85. Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2002. - 320с.
86. Туччи Дж. Тибетская живопись в свитках. // Гумилев Л.Н. Древний Тибет. Международный альманах. Вып.5. - М.: Ди Дик, 1996. - С. 526-550.
87. Центральная Азия и Тибет. Новосибирск: Наука, 1972. - 175с.
88. Цибиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 1. - Новосибирск: Наука, 1991. -256с.
89. Цибиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 2. - Новосибирск: Наука, 1991. — 232с.
90. Цыремпилов Н.В. Гелугпа и империя Цин: союз идеологий // Культура Центральной Азии: письменные памятники. Вып.6. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - С.32-51.
91. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М: Издательская группа «Юрист», 2003. - 668с.
92. Шарма Р.С. Древнеиндийское общество. М., 1987.
93. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.:Наука, 1988. -428с.
94. Эррикер К. Буддизм. М., 2000. - 304с.
95. Исследования на западно-европейских языках.
96. Ahmad Z. Sino-Tibetan relations in the 17th century. Roma, 1970. - 573p.
97. Bina Roy Burman. Religion and politics in Tibet. New Delhi: Jawaharlal Nehru Univ-ty, 1976.
98. Carrasco P. Land and polity in Tibet. University of Washington press, Seattle, 1959.-307p.
99. Cassinelli C.W., Ekvall R.B. Tibetan Principality. The political system of the• sa-skya. Ithaca, 1969. 425p.
100. Chandra Sinha N. Tibet: Consideration on Inner Asian History. Calcutta, 1967.
101. Choudhary R. Some aspects of Buddhism as gleaned through Asokan Inscriptions // The Journal of Bihar research society. Buddha Jayanti. Special vol.2.-Bihar, 19-.
102. Eggermont P.H.L. Hoftijzer J. The Moral Edicts of King Asoka. Leiden, 1962.
103. Dagyab Rinpoche. Buddhist Symbols in Tibetan culture. Wisdom Publication, 1995. - 150p.
104. Dalai Lama. Buddhism of Tibet and the key to the Middle Way. -Dharmasala.• 104p.
105. Gokhale B.G. The early Buddhist view of the state // Journal of the American Oriental Society. 1969. vol. 89. - №4.
106. Goldstein M.C. Anthropological study of the Tibetan political system. -Seattle, Univ. of Washington, 1969. -p.266.
107. Goldstein M.C. The balance between centralization and decentralization in the traditional Tibetan political system // Central Asiatic Journal. 1971. vol. XV, №3.- pp. 170-282.• 110. Gyatso Lobsang. Theory of Rebirth // Tibetan Review, 1977.
108. Haarh E. The Yar-lun Dynasty. — Kobenhavn, 1969. 189p.
109. Hermanns M. Tibelan Lamaism up to the time of the reform by Tzon kha pa. //The Journal of the Anthropological Society of Bombay. Vol. V. - Pt.2., 1951.
110. Hidehiro Okada. The Third Dalai lama and Altan Khan of the Turned // Tibetan studies: Proceedings of the 5th Seminar of the International Association for Tibetan Studies. Vol.2. - Narita: Naritasan Shinshoji, 1992. — pp. 645 -652.
111. Hoffmann H. Religions of Tibet. New-York, 1961. - 199p.
112. Hultzsch E. Inscriptions of Asoka. — Oxford, 1925.
113. Krishna K.B. Political and social thought of the Buddhist writhers on the early Christian era. Vijayawada, 1960.
114. Martinov A.S. On the of the fifth Dalai Lama // Proceeding of the Choma de Koos memorial symposium. — Budapest. 1978. pp. 298-295.
115. Michael F. Rule by incarnation: Tibetan Buddhism. Colorado, 1982.
116. Li Tieh-tseng. Historical status of Tibet. New-York, 1956. - 312p.
117. Pasadica Bhikkhu. Early Mahayana Lay Ethics in Nagarjuna. The Tibet Journal. - vol. XXL -№1.
118. Petech L. Central Tibet and the Mongols. The Yuan Sa-skya Period of Tibetan History. - Rome, 1990.
119. Rahul R. The role of lamas in Central Asian politics // C.A.J, vol. XII №3. 1969.-pp. 209-227.
120. Rahul R. Government and the politics of Tibet. -Delhi, 1970. 160p.
121. Rahul R. Structure of the government of Tibet: 1644-1911 // International Studies, 1962. — pp.263-298.
122. Richardson H. The Karma-pa sect. A historical note // Journal of the Royal Asiatic Society, 1958. — pp. 139-164.
123. Richardson H. Political role of the four sects in Tibetan history //Tibetan Review, 1976.-pp.l8-23.
124. Richardson H.E. Tibet and its History. London, 1984. — 327p.
125. Ruegg D.S. The Preseptor-Donor (YON MCHOD) Relation in Thirteen Century Tibetan Society and Polity, its Inner Asian Precursors and Indian Models
126. Tibetan Studies. Proceedings of the International Association for Tibetan Studies, Graz 1995. Gen.ed.: Ernst Steinkellner. Vol.2. - Wien, 1997. - pp.857782.
127. Schecter F. The new face of Buddha: Buddhism and political power in Southeast Asia. New-York. 1967.
128. Schulemann G. Geschichte der Dalai-Lamas. Leipzig, 1958. 131.Shakabpa Tsepon W. Tibet: A political history. - New Haven - London, 1967.-p. 369.
129. Sharma R.S. Aspects of Political Ideas and Institutions in Ancient India. -Delhi, 1959.
130. Stain R.A. Tibetan Civilization. Stanford, 1972.
131. Thapar R. Asoka and the decline of the Mauryas. Oxford , 1973.
132. Tucci G. The sacred character of the Kings of ancient Tibet. East and West, VI, 1955-1956.
133. Tucci G. Tibetan Painting Scrolls. Rome, 1959. - vol. I. - pp.7-17.
134. Varma V.P. Studies in Hindu Political Thought and its Metaphysical Foundation.-Delhi, 1974.
135. Waddell L.A. The Buddhism of Tibet. London, 1895.
136. Wylie T.V. Monastic Patronage in 15th -Century Tibet // Acta Orientalia Hungarica 34 (1 3). - Budapest, 1980. — pp. 319 - 328.
137. Wylie T.V. Reincarnation: Political innovation in Tibetan Buddhism/ Proceedings of the Csoma de Koros Memorial Symposium. Budapest, 1978. pp. 579-586.
138. Ya Hanzhang. Biographies of the Dalai Lamas. Beijing, 1992.
139. Yushihama Yumiko. On the Dissemination of the Belief in the Dalai Lama as a Manifestation of the Bodhisattva Avalokitesvara. // ACTA ASIATICA. Bulletin of the Institute of Eastern Culture. No.64. Japanese studies in Tibetan History. -Tokyo, 1993.