автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Типы и функции ономатопов в русской речи

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Шляхова, Светлана Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Типы и функции ономатопов в русской речи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типы и функции ономатопов в русской речи"

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ■ имени А. И. ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

ШЛЯХОВА Светлана Сергеевна

Типы и функции ономатопов в русской речи

Специальность 10.02.01 — русский язык

Автореферат, диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ленинград 1991

Диссертация выполнена на кафедре русского языка Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Е. Г. Ковалевская.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор С. В. Воронин,

кандидат филологических наук, доцент К. Э. Штайн.

Ведущая организация — Череповецкий государственный педагогический институт.

Защита состоится 24 октября 1991 года в 16 часов на заседании специализированного совета Д.113.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Российском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (199053, Ленинград, ВО, 1-я линия, д. 52, ауд. 47).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института. / I

Автореферат разослан «

1991 г.

Ученый секретарь УушЛ'^

специализированного совета В. А. Козырев

Чрдадрн.- ЙР^Шаалза. В дассевквдш явлаотоя ояомэтопы (звукоподражания), фушшиопиру&циэ в русской реет. В днссзрттг".: енализивуится тви гвупгш онсматопон: екуочнчеошю, ертикулятоа-нне и "вечевые".

Под акустическими ояоматопами поккмазотся слова, воспроизводящие ($0Евыаняи средствами ивадицулятовные акустические ззучс-кия внешней сведи. Под автакулатодшаш оноаатояеаи Ез&таоюссл слова, зоспроизводвдие фонемными сдедсгваиз дзфлемов'шо (вздох, чшеание, храп и г.п.) и условно дефлэктовлиэ (смех, плач л пр.) автинуляторно-акустпческио звучаявд, которые хавзктсдак для ологичоских и психических пвоцессов, находящих бэдеззкиэ в киях, происходящих в полостях коса, рта и .горла человека. Под "вечевыми" ономатопами пошатаются слова, воспроизводящие фонемш;-ми средствами керейлекторнш ааустако-адшкулнтодпаэ звучания, характеризующие процесс речи.

Тают образом, предмете;,) исслэдозания з дкосевгзцин яалгвг-ся вуссшз акуснчеспю, адтакулятодша и "роч9Б"9" оком.етепы, волэчаадае в свой состав слова, относящиеся к любой части де-п, и любые ансиалышэ формы, если ош имеют звукоизобрезительноз происхождение в офене акустического денотата.

Объект. ио^уюдораяир. Изучение состава и функз^й оясяатопс:; проводилось ка материале пяти сог^ально-фужтснальп-я подсчет» русского язшеа: диалектная речь, городская устная речь (либал устная речь кителей города), арго (речь деклассздовэнкых групп населения и уголовного дара), прозаическая я поэтитаекзд худо-» явственная вэчь.

Как известно, многие ономатопц (озобэнно акомздьшлз формы) имеют нзроднай источник вроаохездэяая Сазначально даада-тнай), поэтому именно гововы прэдоставлэзт яеоцонший материал для исследования. Городская устная речь, в тая числе просторечно я устно-разговорные формы литературного языка, обычно характеризуются спонтанностью, неподготовленностью, что способствует употреблению ономзтопов. Боль'линство русских ономзтопов коннотатизио маркированы и в силу своей семаягачэской "прозрачности" легко проникают 23 одного функционального страта з другой, позтоау го также предоставляет интзресшй материал для исследования, поскольку, утратив свой секретньй характер, авго кзаупает как "способ экспрессивного пзвеомнелеяия стандартов национального

языка" (В.М.Еирмунский).

Баб од исследуемых в диссертации разновидностей русской речи обусловлен не только спедафакой функционирования опоиатсиов (ог.;>» ентацня на живую речь), но и возможностью более полного п ппрокого охвата языковых единиц, воспринимаемых как опека топ:, ибо ко с у-шествует работ по фоцосеыантпке, связанных с даннимн языковый! вариантами, а тагсо недостаточной изученность их гак таковых.

Представляется, что изучать явления устной речл4 пецо.ъзуя тексты художественных произведений, по только возможно, ко п необходимо, т.к., по справедливому замечайте Т.Г.Еипогур, н.'еиьо з этих текстах представлен отбор явлений, наиболее тиличнкх для разговорной речи.

С понятием содаально-фушщ! опальней разновидности рзчп тео< но связано понятие коммуникативной сферы, по1!цмаеиоЛ ¡и: "часть коммуникативного пространства, отвзденаого для специализирова:-?-кях ит по в коммуникации" (В.Барнет). В диссертации основное пие уделяется коммуникативным сферам, характеризующейся кесфащ» альностыэ общения (сфера непринужденного личдого^обцешя), поскольку устная непринужденная речь является основной зоной иированкя окоматояов (особенно аномальных форм). При псследовакш эстетической функции ономатопов внимание сосредоточэкэ ка сфере словеоно-худояоственного творчества (художественная и ерготп-по-коя литература, фольклор).

¿ктурдъросуь ррстуу.оБЗДир определяется недостаточно!: изучай» ностыо русских ономатопов. Немногочисленные работы, пооьвдйннц;: русской ономатопее (А.И.Горменонпч, В.Н.Доброводьоккй, Т-О.Кбап-* г.ова, С.А.Кзрпухил, В.С.Третьякова), отличаэтея узкой "сшня.аягч оацдей" материала (аномальные формы, звукоподразательнко глаголы) , ко торий не исчерпывает многообразия и глубины данного лексического пласта, но позволяет выявить специфики звукопсадак&зел;--вол. подсистемы звукоизобразительной системы русского язют.

Вакным является разработка собственно фоносемантачзского со>-пекта, уровень изученности которого з русском языке практ::чэс:^1 близок к йулз, тогда как общая теоркя фо ко семантики ахешо разрабатывается (С.В.Зорошн, А.М.Газов-Вшзберг, И.К.Горечов, а.п. Куравлев, В.В.Левицкий к др.), оудастаует шюаество работ по отдельна: языкам (В.И.Абаев, Н.И.Ашмарин, А.Ю.Афанасьев, Л.Б.Ц&з-тусь, Д.З.Бубркх, Б.М.Катембаева, С.В.Климова, О.А.Казакег^ч,

В.&алхчдо, МЛ.Зэаилов, М.Худайлулцэв, У.Б.Цндэвдаыбзев, В.А. Чпднгспээ z др.), цргшдягся ииеточислешшз гапологгчзскяэ пссле-дозргся (Э.А.2-з.'гда, Н.Д.Канхия, т.Х.Кслбаова, д,3«Лапкапз, И.А. Гйзрчясв, 2.¡I.firor.aic<39fl л ¿д.).

Актуздьло лгуажэ слонагопов в ^ункцаоналыш аспекта реальной ЮИКУПЯЯаЦШ П рЗЗЛХГШКХ ПОДСЕСтемах РУССКОГО E3IHC3.

Осногнэя ноль дассевтецлг - вин» влеяиэ ссотавз к ¡»следование функций оноаатопоз в различных сопя-эльгкН^.-цсцгсп'зльггд: разновядкоовях русской речи. Это достигается дутзз иеззнач слэдувдос ксщфОЕШх задач: I) илассифиррсвать сио-мэтопы по соотнесенности с денотатом (акустические, артикулятор-ша, "рвчевьта") j 2) классифицировать ономатопк по значимое si фоки-чзского' гемпопезта з лексическом значении (цринарно коишаровэняаб, с частичной утратой врач аркой мотивированности, секундарно нотивл-ррвэннне); 3) представить класса и тишг.ономагопов на уровне фоне-мставов; 4) рассмотреть cnocotíu передачи элементов акустической структуры денотата фопомвжа средствами? 5) определить звуксизо-бразптельяыо функции фонемотялов з .русских овсматопах; 6) Еыде-дать фсносемаптпческаэ микрэсистоан внутри каадого класса л иша -скомягопов; 7) рассмотреть представленность различных групп оно-кптопэз в исследуемых социально-функциональных разновидностях русскей pecís 0) последовать сходство к различав функций ономато~ сад в разлачдь'х ^уаздюналькнх стратах} 9) рассмотреть функционирование опокагосов как эстетической категории в сфере слозесно-zy^c^ec7?9HRoro гворчеса-ва (худозествэнная литература, фольклор, арготическая литература) и сфере непринужденного личного осцения (уст^о.т речь города)¡ ID) исследовать ономатоды как средство-создания художественного образа в текста позесга А.Веселого "Реки сгя8нвы8и.

Аощжрн изу'ерг.ц .ододатореи.Пп мере рвгэния конкретных за-дачь исследования в диссертации выделяется несколько основных аспектов изучения оноаатсдов: фоносемантичзский, лексикологический, функциональный и стилистический.

Поскольку' фоносемантика как самостоятельная научная дисции-лина возникла па стыке фонзтики, семантики и-лексикологии, то собственно фоносеманткческий аспект в значительной степени совпадает с скотемно-семасиологическш аспектом изучения лексики (задачи I, 2, 6). Собственно фоносемантичзский аспект предполагает рассмотрение на русском материале действие законов и принципов фоно-

семангшеи, их угочаеше на уровне кошщетгшх 8ыпе:рйчео.кил псоде-довашй (задаш I, 2, 3, 4, 5).

Суню^оягльша аспог.т во цнатом совпадает с яг.згызхкчео:са аспекта« иеугокш языка, поскольку в дасоертацад скэлио^уо Фгнгаронздаваже овокатопов в реальной кокедЕккеден з в^спиз. «г -пас £042. Походя из двойственной природы понятая "функт?"-»:'' Бондарла), в дессергадаи рассааэдиваетск потенциальный а розло-гатазккй аспекты функционирования ономагопов (задачг 3, 9, ю>.

Стилистический аспект предполагав-.? исследование соста^э функций оноиатопов в различных функциональных стратех. Особо:, внимание уделяется всгетичэокой фуширн олокатопов (задач;. 7, 8, £, 10).

Материал и усточкики иссделораяая. Материалом для пссладааг*» ни явились данные картотеки автора, насчитывающей 4 тыс.:г~ саояа-топов русского языка, функционирующие в различных типах рещ.

Основа исследования говоров - картотека, составляемая сбором во время диалектологических экспедиций по Прядалею (15831990 гг.), данные словарей второй половины Х1&-ХХ вв., щих лексику пермских говоров (около 1500 ед.). Основу мшар.;:^ городской устной речи составляют личные наблвдехшя автора за речью жителей города различных социальных и возрастных групп в с^--* ре непринужденного личного общения; лексика, дзвлечэщея по то теки устной речи города" (хранится на кафедре русского, языг.з Пермского пединститута), а также данные многочисленных рэзог, по« священных изучению нивой речи города, тексты газет и куриалов (около 600 ед.). Источниками для изучения арго явилиоь данные словарей (В.Бец, Г.А.Досталь, В.Ф.Трахтенберг, В.М.Лебедев, В.Г'.Пс-« пов, С.М.Потапов, В.Тонков и др.), статей, посвященных изучают воровской речи, и некоторые тексты хуцожественно-публицлстичос;:ой литературы, посвященные тюреано-«лагерной и воровской жизни (Л. Ыельшн, Во .Крестовский, Г.Н.Брейтыан, С.Максимов, Кормен, А.И. Свирский, Б.Г^боковский, А.Солженицын, В.Шаламов, Л.Разгон, В. Гроссман, М.Шрченко и др.) (около 400 ед.).

Базой для изучения ономатопов в фольклоре явилиоь работы А.Н.Афанасьева, В.Серебренникова, Д.Н.Садовникова, Д.К.Зеленина, М.Забшшна, Л.Майкова и др. Материалом для исследования ономато-пов в языке художественной литературы служила лексика, извлеченная из прозаических и поэтичэских текстов ХЕМСХ. вв. (проза -

около 1000 ед., лоззля - около ЮО ел;.).

йаЗОДаня ЛйсладййЯГЛ являюсся олисательний, одег.нглвуьяо-сопоотззкт0льнх#, 8 тчкзе семгшй и контекоггуальни* эцаглз, ч,;:;с-со«адт;:чес£ц:й анализ русских око,ча топов проводится по епешг-льч.:'-; кетодчкаы, оваензвдовяпяым на теоветачэиже установки '•'■иле:,-:; тл га.

иру™*.ая .роидзра, уис$?ргагап зеклвчз$:гся в том, ч:?с « 't впервые в^ссиатвизяегся вуссхая ономатопея как сисге:<да аргдс -закшгй класс слсв{ щгэдотавлэна типологии очсмазопсл на pyv.wa катезиелэ по едюгой методике всех спеаиоль.чцс ^онооем."wcс?.".г лсследозаний; преддоша тззхчленная денотативная илгс-г^кег^,-! оао»атопов; гдо рпедше зздвляется гвуппа "вечев-г»" гъ.-'-с-тззгп. В работе делается попытка рассиотсекля значена! ицстг" •• е культурологическом аспекте (соогносеиге "язык-,-.;:.: ;'')> ~r.oa.irci »> каузий обиход больаоо количосгао оноаагопов (особенно •.

дезличных ссщз льно-функцгоьалыеа вазЕовздкссх** ¿о'-с:, ?■>-ггпч является с1даэвие к особопаосгян ф-икцаскЕзоваияя з тех веча, кэтодые не изучзли в ^«ассеаавтйчаг.гт!' псгккла

(устная вочь города, язык художеотгонной лятеватуза " '-о..' гововы, вазлшиав типы "заумной" в очи).

стио дополыи. суч2ствук.-4уи объектив1<ую уккйевсольнл-' да оксмагоаов яуескзд ма^авиалон, уточни?'- з гаккдз'^. •r.cmji- :» на бззе зкяагичэюсэс ягйаздвйпЗ над ^вючжк х-уссксй ¿о-;.:, яолнеася вассмотзо:яв вуссках онсматзноз в со^ль,^imi^si"-. ьом аспекте, что дает возможность применить узтедкк/ -ас-с-г-; г ^т.'.л злах языдовах од/нлп ;; анализу Лоносеманглчэс;-:;:^ явгви-'Д . -.¡.гзгск яз^шх.

П'-.д^т^чесуая jmyjjfpTo ^гооделязтаг. tc.--«,r.sc-

стьв ксвол&еозйнвя основных полодонлй виьиу* л гш-хзккг cKoio лзвяодрвакна з куцсах "СсвдсаенвоЗ хуоскгй лаговзгугг^-язык", "О&цев языхозканяо", ''Ллнгвистмчэсулд ¡¡то течста,!, "Сг;ипсти:-:а'!, "Диалектология", а так;.:в одя спсц-гу.ус.1 в и

десзздвняа саецсеглнавоз по фоносенянтаке, со^олалгвлс такз, ст::-лпсзаке художественной вечи.

Апзобэцуя работы. По теме исследозания сдублировано: пднэ статья и двое тезисов. Основные полгешнпя дассертаплл •'.зло-жены з докладах на научно-пвактических конференциях (Пезмь, 1987,

IS33; ISS!), на ГецценоЕОких чтешшх, на заседаниях вдоблем-гвуш, на заседаниях кафедры дусского языка РГПУ иы.А.И.Гед-цева (1338-1531 гг.).

<*.?.pay.t?st к, объеч, длсо^рупупи. Дисседтация состоит из введения, двух глав (глава I - "Классификация дусских оноыатопов"; гла-га П ~ "Ёушадак вусскас оиоматопов в вззлпчшсс социально-тфункцно-пальагх дазяовздаостах дета"), заключения е пвиложенпя, где пвзд-стазлеяя: словник онсметопов, ¿поминаемых в диссертации (12)0 од,), список литодэтувы, список словарей и источников.

эдедставлена трехчленная классификация оиоматопов; рассыэтрош; способы передачи элементов акустической структуры д$котета фоаеашш средству«!; оцределзнн звукокзобразптелыше Йгшдаа çoKsaocinoB в составе русских оиоматопов; дана характеристика классов в типов русских оноыатопов на уровне фонемоткпов; внутри типов окэкзтопоз вццолены более мелкие фоносемнтичзские к;щоагстемы.

^■тгасс^м.шд дуррах „одоуа.тороз. При классификации онокстопов учитывается: 1) соотнесзниость с денотатом; 2) значимость фонического компонента (звукоподражательная сема)" в лексическом значении ономатопа.

Признак згука, леяагда в основе номинации, пожат ¡и;еть авти-куллтовк^" и акустический (неадтикуляторнкй) хавактев, в связи с чек НиДзляетсд кртикуляторше ("внутреннее" звукоизобраяеше) и акустические ("внешнее" звух;оизображение) ономатопы (С.В.Вовонин, А.У.Л'азоа-Гкнзбовг). Однако акустако-артпкужторныз звучания, происходящие в полостях носа, рта и говла человека ("внутввннеэ" зву-ксизоорааекие), когут иметь рефлекторный (чихание, кашель, храп и ■г,и.), условно рефлекторный (смех, плач, крик и т.п.) и нерефяек-тзвкыл (речь, говорение) характер.

Вслед за С.В.Ворониным считаем возможным с определенней оговорками относить рефлекторные и условно рефлекторные звучания к общему типу. а слоза, репрезентирующие их в речи, к артикулатор-ныы око.матопам. Однако нерефлекторные акустико-артикуляторные звучания, характеризуйте процесс речи, пведставляется целесообразны'.! внделить в особую группу, репрезентированную в языке "речевыми" ономатопами. С одной стовоны, "речевые" ономатопы совпадают с артикуляторшми, т.к. в основе общности этих гвупп лежит воспроизводство звуков, образуемых в полостях носа, рта и говла человека.

С другой стороны, "речевые" ономатепц не цогут быть включены в группу артикуляторных ономатопов I) по характеру денотата (говоре-ше-неговореше); 2) з силу особенностей своей семантики (это не рефлекторные и не условно рефлекторные двикекия); 3) по гкэ*т.мо<>~ • ти фонического (звукового) компонента (принципиальные особенности артикуляторных ономатопов определяются эртпкулнтодным компонентом, тогда как в "речевых" ономатопах ертикулятсрнын и акустический компэнент одинаково значимы). Виделеипе "речевых" сноиатопол происходит в большей норе на основании семантического признака о у* з-том особенностей их денотата. Таким образом, строго следуя пр::;:,;'~ пу денотативной соотнесенности, выделяются акусапескло, ареткулл-торные я "речевые" (артикуляторно-анустические) опоматодн.

Согласно фоносемантичесхому закону относительной денатурализации языкового знака (С.В.Воронин) ономатопа на современно,-.' этапе развития языка могут иметь различную степэнь звуковой (акустической) мотивированности. По значимости фонического компонента (звукоподранательной семы) в лексическом значения оноиатоаа лыде-ляются: I) примарно (фонетически) мотивированные онсматопы, где категориальной семой является звукоподражательная сеча, которая имеет статус значения (тук, бая, дань); 2) ономатопы с чос-мчао-л утратой примерной мотивированности, где в лексическом з.чз-йние выделяется две категорирлыше сема: частеречная и звунолодретят "ъ-ная (бухать,-звон, шуршащий); 3) секуядарко нотпвиропачппэ (гс :н употребляется со значительной долейусловностн) ономатопы, а ло.и; -ческом значении которых звукоподракательная сема отсутствует. .> секундарио мотивированных ономэтопах актуализируется по ден^э вный (звуковой) компонент, а его оценочный потенциал и чу.есго-онга.. восприятие. Собственно звуковая сторона явления, однако, пкш?зм>п не утрачивается; ассоциативные связи приводят если но к сс\:о;,;у звучанию, то к его восприятию, которое и передает новое згзчо:;:;-:. Таким образом, секувдарно мотивированные ономатопы вкдпжтся з Сферу исследуемых явлений, т.к. под звукоизобрази®эльп',"4 слонам понимается слово звуколзобразительное в свози основе, по своему происхождению.

При^арро [юуиряповарные оро^аторы., Огф.цасогч с .гз-

ратой поимарной ^отивировариоези. ¡Лодели русских ономатопов (модули отражают лишь корневые образования) представлены как структуры, состоящие из набора фонемотипов, которне отражают наиболее

общ» адтакулятогаив и акуоткчоские характеристики звуков русского п;.чка и явл»®тзя лингвистическими у ¡ra ьер с а лиями. Фокаыотиш в око-;.¡amn¿x выполняет базовую (передача обязательного и характерного элемента) и иебазовуя (необязательного и нехарактерного элемента) функции. Среди небазовых функций выделяются ограничительная (ограничение пределоз изображаемого звучания),-усилительная (усиление эффекта передачи звучания) к огласовочная (возникновение гласного для структурирования ономатопа в соответствии с фонетичес.юми законами русского языка) фунвдш, причем огласовочная функция характерна лиаь для гласных звуков (С.А.Карпухин). Базовая, ограничительная и усилительная функции являются звукоизобразительнымл, тогда как огласовочная функция не несет звукоизобразительной 'Нагрузки.

Акустические оро^атодк. Среди русских акустических ономатопов выделяется три класса и два гиперкласса ономатопов, которые являются лингвистическими универсалиями, однако "наполненность" их варьируется по разным языкам. Из 18 типов ономатопов, выделанных С.В.Ворониным в языке-эталоне (английском), в нашем материале представлено 17 типов, в эстонском языке - 18 типов (Э.А.Вельди), в индонезийском - 12 (И.А.Ератусь), в башкирском - 15 (Л.З.Лапкина). Приведем некоторые типы русских ономатопов и модели, по которым они структурируются.

КЛАСС А. Тип I. Инстанты. "Сверхкраткий" шум или тон, одинаково воспринимаемый человеческим ухом как акустический удар.

Pías ^ T#v,„ plos

affí? + vос + лррд тук, так, тяп, чик, чак "звук удара"; чапать, ботать, топать "ходить"; кочнуть, тяпнуть, чикнуть "ударить"; кап-кап, тик-так. Ср. англ. iap "стучать", зет. -Цкк- íakk "тик-так", индонез. c/etep , iuk "стук".

КЛАСС Б. ,Тцр Щ. ^сто 1цумовы,е континуанты. Щум в его наиболее чисто;; виде.

(plos*+ voc+) тс л

па-ЕМи, о-ы-а, с-с-с "шипешеЛзтом числе паров/"; пых "вспыхнувшая спичка"; певма-ш "о сыплющемся песке", с-с-с "струя воздуха сквозь зубы". Ср.англ»Л^г'^ "свистящий звук, шипение пара"; эст. SSS5 "шум ветра"; индонез. fesü-éesi "шелест".

¿^SOiJi&üa^^ VCR:.:

pl os (+ veo + ß

кр-кр "хруст, треск"; тыр-тир-тыр, jms-n-s ¿зсгтз^Г'- кчг.

низмо"; гр-р-р "д^ската грома'; бур--бур-Сур "Зув.-вши:4. Cp.E'-r.v;. 6t}-r "двежащий звук, щуп аднльеь"; баз. ßWr ркэнье мотора"; эст.рсЫ$е&>а "о расотз -

i. Удар с последующа! тоновый кеударом, P/.OS VOS+SüN бол, бон, бам, тиль-'лль, тшт-бони "звон колокола, ки^с -л-ль-сия"; бум, пинь, паль "звук выотрзла, взрыва"; тенькать, ^ьматг., лакать "ударять по резонлруюшдму предмету". Ср.ант.", г'//^ "колоко-льчкк"; баш, CfünQ "удар по металлическому предмету'1; г,от, pimm-pamm , iitt'-iiPF "колокольчик1'.

чрднз, .."дс^?р,ударн;;д кг.азцга-Хвгззудвд с последуй« тоновчн неуд^ром.

• voc-+ son

A>?S

PLOS

брям-брям, тряч--трям, тдокь-адень, трень-брзнь "о кальиом инструменте"; ддачь-дркнь "звонок"; бренчать "о еурглмч-ке"; тренькав "о гвзакв трамвая". Ср.англ. тсП-Ц ":»B3Kjrb о*> ору^;, 'й'русь, ко.'окольчикз"; эот. pr^rrmirvu "глумго ■ щю удары"; индоссо, £/ёгспг> "громыхание".

3 кк-сда.! дз 17 вадсленн¿.х гонов русских uKOiwi-'vor более мелкие '"¿онесй^антнческия микросистем« («Л 1,1), -rr'jp.» сгавляыт ccöc.j с.а:о;лаичоскпе ряды, в болыыкотье олучаоа •.•••с.; • oö;inp:ib,ü. Из Г;.-; вцделеншэ: •JCH в говорах, уогкэЗ речи r^po^d .: художественно;. речи пседегавлоид все; в арго х^дм^оод w (отсутствуют м.оматспи, обязанные с редкими ъ кемпчид:-:: й.-/«3''" дейстмтельюсти: .хрг.йнкз, завивание ветра и

Перечет символов в моделях; PMS - зздйймрЛ, j'7fP -ката, /Т/Г - фрикативный, -С- вибранг, cr.ü.p.d-д, -

латеральный, - лабиальный, /V/Ä5* - па--:глыцй, Д/ГГ -зичшн, - переднеязычный, л - знак глухое® согласного, v -

знак, звонкости согласного, VOC - гласный, L - знак, низкого гласного, Н - знак Высокого гласного, / - "или", скобки В К-ДПЛ17 ссоькатзх необязательность стоящего вцузди элемента.

Всего D русском материале выделяется I? типов, в том числе в говорах, городской устной речи к художественной речи - 17 типов, б арго - 7 типов.

«Фйваогиав " русских акустических олоиагаяэх вшолняют ?¿Í9. фунгарл: прямое отражение удара ( PLOS ); отражение краткости токового неудара ( PLOSА ); отражение тонового неудара ( VOS , , âON ); отражение резопаторного тоново-

го изудара ( SOW N,1S ); отражение -чисто шумового не удара ( rgfc л ); огваквизс тоноиу/озого неудара {FPIC^); аппрок-спмпрозакное отражение удара, отражение элемента чавкающей артикуляции ( /iFf'iJ ); отражение пегого диссонанса ( R ); ие^зод^е.; усилительная ( VOC , Pi. О S v , F fil С A ) ; ограничительная (PLOS ); or л s с ов о \lh fi я í VüC ). Большинство фодэмотииов в акустических оно-матслох полифункциональны. Многие фонемы «огут самостоятельно являть собев ономатсп "ку:>::аяке"} у-у-у "завещание ветра, метели).

Ау^т^уддуор^но риочатолы. Среди зрзякулаторнах окоматопов выделяется 3 класса ононагоаов, которые являются лпнгшегачеекдак униьарсалиями и включают 3S типов (С.В.Воронин). В на сем материала представлены 33 типа артикулдторних ономатопов. Не выделяются -ÍÍI (днхакио с присвистом), XX (пронзитолыши крик) и ХУШ (удушье) типы аршкуллторцых ономатопов.

Согласно фоноссмантпчзскому закону множественности номинации в основу ноданэда: может бить положен любой из акустических признаков обозначаемого явления. Многие артикулчторнно онсматогш, де-лотаг которых слехин и многообразен, но могут быть структурирована в язикз единообразно. Например, в оноаахолах плача, боя могут 'Жтуаллупроватьсл различные акустические характеристики итого явления, которне зависят от ого способа и характера: а) ^алобнии, тиза-Л плач (пиньгать, всхлипывать, диньгать), где актуализируется сам£Й высокочастотный речевой сгук И (по ¿акту 3500 Гц); б) без-звушй (отсутствие голоса) плач (сопеть, хлюпать), где мотивированность обусловлена не тоном, а шумом, издаваемом при плаче; в) рыдание (грюпать, аргать, рыдать, реветь), где актуализируется вибрант, отражающий цреяацкй элемент процесса, его громкость и перенапряжение голосовых связок, а такие указывает на неравномерность процесса (неровное, прерывистое, судорожное дыхание); г) гром-

п'.й, несдзрханякп плач (вой) (а—а—а, о-о-о, у-у-у, хвйгать, орать), где ссдсвдую звукокзобразлтольную нагрузку несзс глзопцЯ» кбо для воя характерно свободное проло;г.до.ш'.е струя воздух« да яодуляции воздуха яалзбашяш голосовых связок и г.л.

Однако в некоторых вшах артикулятодных оно;'птсаоз нойятдяо~ тел огаосятзльное еякясгю их струкгурурслзтжг. Игтаздс-;.) nprropa некоторых TZE03 оиоматопов, где предегазлэнная .модель язтяет^я к--пболзз xapiKTepnoü и покрывает больпую ~ас?ь материала.

PffP. .At. ¡^ff^^g^^J^^^/J^j^agia.

fprcAMTT^ n

xp-p-p, хряпать, xpp-xpp, храпеть, всхрапнуть. Ср.англ. g>wre , фр. ivnfPsr , сербохсрз. хргдатл, чеп. сhrapGti

Дудов1цшо "(ртор).

ш Pcoz \ voc Y0C)

Фуу, фукать, пахнуть, лф$ф. Сд.а&л./)/:гга , нем. ptv. , yi®. фука та, чей. f&t&aéi > сетц. ft/fia С

р$тсл £ínr.¿. y¿'cr'

5Ж-хи, хихикать. ср.англ. gifflte « ч&п.лбр c/ttf, ься .iá'/fírr?

Зсего в диаезртацп! рассматривается 33 типа дуссдах 851и:-улл-» тарных ономатоаов. Выделенные типы зртикуляторных ономатопоз з рпс--с.матриваомых язакоэнх вариантах дредстзвленн квзкачиголш^ количеством единиц в сравнении с акустически!.':: онодатопз--:::. 3 арго функционируют лезь единичные артикуляторныо ономатопы, ко год к, однако, не -являются специфическими для арготической речи.

Фопемотипы в русских артикуляторных ономатопах выяслкяат с.*'— душдее звукоизобразителыша функции: указание на участие порэдней части языка , FPTCAf^/>£), отражение цзлезого xapaursps

артикуляции ( ГР1С А ,РДТСлСтг, "filC^ отражение

заднеязычного элемента заднзязычяо-уБуллря.ой смычки при цоканье, цоканье ( PíOSsurr), указание на участке горловой полости ( сттРи1^/г*гсЛ), указание на участие губ {Ш™3^'*0" ), отражение дрожацзго элемента артикулщш (./?), указание на участив liOCOBLH полости (

Soh¡ÑAS

отражение передней/задней артикуляции и указанно на участие голосовых связок ( VOC ). Все фонемо-типы выполняют базовую функцию, большинство из них - полпфункцио-

»льны. Некоторое (¿олоян аредогавдшт собою самостоятельную сема-. цтичоску-з единицу (а-а-а,. о-о-о "плач, крик).

'Течерда" о^матоп^. Сложность денотата "речевых" онокатонов (говорение, речь) не позволяет провести строгого разграничения типов звучания, харзк;еризук.5а. процесс речи, поскольку в слитной речи реализуется нецве.рызный переход от одного артикуляторкого уклада к другому, что приводат к непрерывному изменению акусгичес-ко:1 Костины. Как известно, возникновение звука в артпкуляторном тракте иоаст реалигевьшатьоя тремя спссоб&ыи, а, следовательно, с акузшчсской точки зрения звука вечл имеют три качества источников: I) голос, 2) турбулентный щук, 3) кмпульоаай та: взршной источник. Согласно фоиосемантичоскоау закону мно:.;естзонности номинации ь "речевых" ономатояах может актуализироваться любой из улжгшишх источников или их различные комбинаторше варианты, что но позволяет вывести единую модель структурирования ономатопов того или иного типа.

"Речевые" ономатопы, включающие в свой состав как одинарно мотивированные, так и секуцдарно мотивированные единицы, объединены не основании семантического признака в 8 групп, внутри которых выделено 23 SCM.

I. Изображение говорения беиз удазанкя на его хадактод- (тары-бара, говорить, тра-дя-дя); П. Указание на степень дикости рочи: а) шепот (иу-цу, шушукать, ш-сьш, шептать); б) негромкая речь (ворковать, лепетать); в) громкая речь, крик, брань (гаркать, орать, вопить, галдеть); Iii. Указание на ацтикул^уиtоянуп че-ткость речи: а) шепелявость (шепелявить, шепелить); б) заикание (заекиваться, заикаться); в)'невнятная, нечленораздельная речь (бук-бум, бормотать, бунчать, мычать); г) говорение в нос, гнусавость (гугнить, гнусить, гундосить); 1У. Указание на тер.уч речи: а) быстрая (тарахтеть, стрекотать, тараторить); У. Оцол очное. из!>-сразеше говорения: а) монотонная, нудная речь (зу-зу-зу, зудеть, ныть); б) недовольная, злая (шипеть, гкркать); в) ворчание, бурчание (бур-бур, бурчать, ворчать, бух-бух, бухтеть); У1. Указание на смысловую структуру речи: а) болтовня, пустая речь (болтать, балаболить, тары-бары, калякать); о) говорить с расчетом на сочувствие (ныть, скулить, стонать, хныкать); в) сказать нешопад, неуместно (брякнуТВ, ляпнуть, Еякнуть); г) обманывать, сплетничать

(брехать, трепать, свистеть, звонить); УП. Х.я о а кте р?о ти да .гг. > т/~ ■ йд. по его речи: а) невнятно говорящие (бормота, бумка, буячало); б) болтун, любитель поговорить (говоруха, болтун, трепло); в)лжеи, склонный ко дкл ^свистун, трепло, хлопутаа, звонарь); г) говорящий очень бистро (тараторка, трегзткэ, цокотуха); УШ. Р^у.шор Обычно характеризованный) (говоря, чикошня, трои, гаддак, лет:;г , музкаше, болтовня, трескотня).

"Речевые" ояоматопы весьма .чногочиелвнны во всех соцш;.-^нефункциональных разновидностях ре-Ш| асе выделенные группы к yUU представлены в текстах всех рзссматривэеилх функциональных ciya-тоз. Особенно многочисленны нэкинац&а быстрой речи, ворчакш, болтовни к речи, содержащей обман, а таяяе номинации человека по его речи. Менее всего во всех языковых вариантах представлена шд:яи~ ц-1я шепелявости, заикания, недовольной 'речи. 3 арго не одаочеетс« специфических языковых единиц dcox КМ.

Фонем отипы выполняют в русских "речевых" он ома топах сле/.-.у;>-щяз звукоизобразительные функции: отражение голосового источника ÍV¿>C, S0/V ,fíPZCY)i отражение щумсвого источника ( PIOS , /1ГРР , Р , FPIC );' отражение импульсного источника ( PLOS , ЛРГР , /? ); указание на негромкость звучания { PLOS* ); указание ка говорение в нос ( /V/W ): указание на отсутствие гл:зс: ( FP7Cл ),; отракоше напряженности голосовых связок ( f? , GITT pLO" ); указание на скорость речи ( 8 ). Все фонемм'чгк. в составе русских "речевых" окоматопов поллфункционалыш дмою-. исключительно базовую функцию. Из правила выпадает лишь гласный в оломатопах шепота, где он выполняет огласовочную функцип (ср. fi-L-ш, шу-пу-шу).

одствования языка представлшот не звуковую природу л ее внед»,:* про.галешш, но выводят здачание слиза о перевесом чле.чептз з:с>~ репного впечатления прпмарнэ мотквироварпо'Д единиц:. Дояою? сч-кундарно мотивированных онэматопов не является вч'.уо гич-^сго-; лией, поскольку зшчоняя этих единиц строятся па ос^.агцзиио-ассэ-¡^аыв:ых связях звучзада и незвучаьгпс явлений .»кру^с.гкп^ i»с «ща. Значения многих секуадарно и.-тпьгьсаашгшс онэ«аг.->яо.з '!•***■<-д.1т ц дроьнейшм цреастазлиши гдо "ííünkikjíí» -..¡аччч cyv-

но что ,ип>е, :ик компонент нани-'он чзртини ища .'.jí-íwio эva-

закоддвоваккой в самой системе языка" (В.Б.Кьсеькч).

Характерно, что в се.чантике оек/ндорно йОЕШфизашшх онома-тоиов дошишвуэт аятвэпоцэцтвкческий цринща. Дашше здашцы представлены в диссертации двумя теказячесюаш хвуппаал; I) "человек" с подгруппами-а) "Человек как биологичзское суцестпо" и б) "Человек в социуме"; 2) "Офужанцая его действительность" с подгруппами а) "Пведметко-Фдщный ккв" и б) "Природа". Бфелвнннз тематические груша содуржат более »едкие 5С»1, которые црэдохюадюкг собою олно-Екмичвскко дяда вли лексико-семантическпе группы.

Человек ка г; бяолортаеукое оукертво: I) чгсп: тела, органы (буркало, хавло, хохоталка "рот"; нюхало, сопатка "нос"; сдухп "бронхи"; пучина "желудок"); 2) действия и состояния человека: а) есть (крагь, трескать, чавкать); б) пить (квакать, хлебать, хлестать); в) спать (храпеть, дрыхнуть); г) болезненные опущения (ныть, гудеть, трещать).

Человек в согогло: I) социально-осуддаемыз действия: а) бездельничать (болтаться); б) укр асть (свистнуть, тяпнуть); в) доносить, предавать (капать, стучать); г) бесцельно растратить (профукать, ухлопать, проевпетать); д) пить (лопать, трескать, гудеть); 2) интеллектуально-эмоциональная сфера: а) интеллектуальные действия (вдолбить "внушить, объяснить"; всосать "понять"; переплюнуть "добиться превосходства"); б) эмоциональны? действия (гудеть, бурить "бурно веселиться"; взбуривать "сердиться"; втрескаться "влюбиться").

Поелиет^о-рещннй дор; I) орудия действия, труда (тяпка "окучник", свисток, гудок, колотушка); 2) предметы быта (чкрки "спички", бот "маслобойня", люлька); 3) обувь (циепки, шлепанцы "домашние тапочки", отопки "лапти"); 4) деньги (хрусты, шелестуха); 5) пища (хавка, шамовка, харч, баланда); 6) музыкальные инструменты (дудочка, балалайка, скрипка).

Природа (в нашем материале данная группа представлена цреи-мугцзственно в гововах): I) ландшафт (бучило, буча "омут"; бурва "родник"); 2) метеорологические явления (духон "засуха"; звонкий "о засутаивом дне"; дух "ветер"); 3) растения (друзг "хворост"; выхва, бздюха, повхавка, громовик "гриб дождевик", потяпник "мелкорослый кустаршк"); 4) животные, насекомые (бздюх "хорь"; барка, бомка "овод"); 5) птицы (кукушка, удод, чибис).

Следует отметить, что большинство секундарнс мотивированных овояатопсп относится к ?;,Ю1(иональко-экспвоссилной лексика и содед-кит в своей семантической структуре экспрессивные ("очень"), оценочные (в основном пейоративные) и" стилистические ("сниг.енное") семы.

Наиболее частотной и регулярной является секондарная мсамви-ровзнность акустических оно.'штопов. Артикуляторнач ономатопея играет существенную роль при интерпретации биологической п г.чоцио-нальной сферы суцествогэстя человека.

Часленнай состав тематических рубрик в исследуем из: социально-функциональнчх стратах различен, что обусловлено окстралингЕИСтп-ческими" факторами. Представляется нвспрэведлйзим м;ми20 об "убогости" арго, ибо ьа уровне фоносомантики обюруживозт'-я лексичеекая представленность, хотя и малочисленная, многих понятий а явлений садугэвцой действительности в этом типе речи.

Иоследоваакый материал псказывазт, что русские окоматопи заполняю? з языке нотатзыю-ксййутахгтсзиуп функцию, расЕиренае сферы делстгия которой в значительной мере происходит за счет секондарной мотивированности примарно мотивированных онокатопов, ибо много образ Fine и слскнда ассоциативные связи позволяет вывести из-началькс звуковые (акустические) номинации кз сферы афотического звучания в сферу психического, духовного и социяльно-хотодоческо-го бйтпя человека.

Группы русских ономотопов представляют собою полевую структуру. ядром которой является челезек. 3 семантика онс.чатопоз доминирует антропоцентрический принцип: я сльшу (акустические сп^иТсщД говори ("речевые" онсматспы), ниву» чувстг-ук, ощугяю, дяадг (адти— кулятовнло ояоиатопа), вяку, мысли, создаю, лвйшэ (секуидодно мотивированные ононэтмш). Представляется носщ>азеддики мнение о том,что опэматопы являются весьма примитивным отрешением оедуна»-¡;;ей яейстагтельшсш, ибо да.г.з на уровне единиц: которые воспринимается современными носителями языка как. единиц'', связанше со звучание;.:, обнаруживается весьма полная "модель жизни", интерпретированная на уровне ономатопеи.

Характерным является многочисленность ономатопоэтической лексики во всех социально-функциональных разновидностях речи, что является закономерным, ибо "гармония содержания и формы повышает эффективность функционирования, противоречие затрудняет его и приво-

к сдвигам содержания к фодчы в сторону соответствия" (А,П. йуравлев) •

Во. дторрй глзр.9 рассматривается представленность и функционирование ономатопов разных групп в эмотивной, эстетической, фактической, когягивнзй, магической и кагаязыковой функциях в составе указанных сопельно-функциональных разновидностей речи.

Змотквкзя ¡fr/ffKmfl ономатопов реализуется в двух аспектах: окофорально-оцепочнон к экспрессивном. Эмоционально-оценочная iTy.LU.-rtA наиболее характерна для артикуляторных к "речевых" онома-'.^иоц. Непосредственное отношение к ом0151 опальной сфере имеют многие аномальный формы артикуляторыых ономатопов (ах, ох, ух, тьфу, i« к пр.), которые приобретают в речи статус эмоционального мездо-Артпкулятсрпые ономатопы группа "физиологические отправления" ьвдешкг г.айоратнвяув оценку, что обусловлено эмоциональна« я<.сцзздтсоа ёкзяалзггнэоких актов плевапия, чавканья, скодкашя и (нспднмед, в номинации лица: чмарь, чмошник, чувырла, слюнтяй, сче^чок). лдтикулятоднке ономатопы передают в речи самые разнообразные смоцпп, тонко дкфферен1?".руя оттенки их проявления. Так, оно-ыга-опы смеха, хихиканья (ха-ха, хо~хо, хохотать, гоготать, хи-хи л др.) характеризуют смех самого различного свойства: заливистый, исадеяшй; безудержный, истедичнчй; неосмысленный, полуживо тньй; насмешливый, недоверчивый, подобострастный, самодовольный, злодад-сгьукадй и пр. "Речевые" онокатояы водадавт обычно пейоративную о оценку или указывают на максимально возможную степень проявления действия ("Замолчи ты христа ради! ТАР-ТАР-ТАР... Цысадка! Шкво-рец!'' Л.Чехов. Безотцовщина: "Мы до сих пор храни;.) змеиное ¡EEE&'.S Полетис: о Пушкине!" А.Ахматова, Автобиографическая проза.). ¡.!енсе хздакаедлс эмоционально-оценочная функция для акустиче-üiüo: ономатопов, однако они также способны выражать пейоративную (ч:.кпуты:1, стукнусь:, бабахнутый "о человеке") ила мелиоративную -Как дел:.? - Ьсе тик-так/Все чкки-чики) эмоциональную оценку.

На.уровне фоноеемаьтлкп в пределах фамильярной и адготичес-sdí речи оСпаду7л;ваытся коннотации особого типа, которые восходят к народной остотакв "изнаночного" мира (ИЫ.Бахтин). При помовд: ономатопов репрезентируется в речи образы "гротескного" тела и тела "нового канона", которые связаны преимущественно с материально-телесным низом п ого символами. Изучение инвективпой (бранной)

лексики б русском языке, на уровне которой репрезентируется я ч. ности "фоносемантический" образ "гротасхного;' чела,является нас: ятельпой необходимостью не только по причине ос неизученное?;:. ■ и в связи с проблемой глоттогенеза (Г.Ппэрбср, Я.В.Борэкш, В.; 1. Еельвис). Интересно, что тема материально-телесного низа йол'-о 2",-туальна для устной речи города, хотя привзряенпзегъ к подобна: т..-матине обычно приписывают арго.

Экспрессивная функция более характерна для акустических oik-матопов, особенно для аномальных форм, которые позволяет з максимально краткой языковой форма выразить значительное смысловое и эмоциональное содержание ("Он топором по голова ЕРЖС, потом п- .*.: тоциклу - БОУМ, потом топор в толпу - ПСШ-Ш—Ш! Все обомлели"). Акустические ономзтопы способны придавать зкспрэссизпость части высказывания ("Без вроде обычно, а потом - ЕАД! - что хочевь понимай") .

Акустические ономатопы а современной нивой речи развивает 'i-льшое число значений, каждый раз выступая в качество экспрессии. что позволяет реализоваться двум тенденциям устной речи: с одпо:! стороны, различное морфологическое оформление одного корневого образования позволяет создать множество ярких, "неариав'лихея" , с другой стороны, не исключает автоматизма образования данных ¡> ниц. Так, корнезоа образование -ТРАХ- в различном морфологии?ск:.:'1 оформлении развивает в живой речи города значения: I) ударять. 2) бить, 3) совершать половой акт, 4) надоедать, 5) стрелять, 6) уронить, 7) украсть, 8) сойти с ума, 9) о странно;; человеке, 10) о психически больном и т.д.

В экспрессивной фунвдш могут выступать в речи аршкуляточные ономатопы свиста ("У нас ведь нет ни копейки! СЗЙТЪ! "устой!" А.Чехов. Цветы запоздалые.). Ономатопы смеха могут выступать как способ экспрессивного отрицания ("Может, я это возьму себе? - А ХА-ХА не ХО-ХО?"; "Я выпил 150 и усидел дома? ХА-ХА." В.Зрофегэ. Москва-Петушки).

Практически все "речевые" ономатопы являются экспрессивными, где нейтральным является лишь ономатоп ГОВОРИТЬ: тарахтеть, трепаться, болтать, гундеть, ныть, скулить, вякнуть, ляпнуть и др.

rfr/нкшя ономатодоа. рассматривается в диссертации как на материале различных художественных и фльклорш« т^кс-

-готов, так и в пределах целого художественного произведения (сфера словесео:-художественного творчества). При этом эстетическая .функция понимается широко: как установка на творчество", поэтому эстетическая функция рассматривается и в сфере непринужденного общения (устная речь города).

В-худонест,вдя;;ой ,ря,ч?т ономатопы являются весьма эффективным средство;; создания художественного образа. Особенность аномальных фора ономатодов заключается в том, что они находят применение в "зауми", ибо их "странная" форма позволяет удовлетворять потребности "личного" языка поэта-"заумника" ("Е1НЬ-ПШ1Ь-.1ШЬ...ТАРАР;1]ШУЛ зинзивер." В. Хлебников; "Колокол: БУМ, БУМ, БУМ, БУИ. Петр Школае-вич: Кубщ дарамур дынвдири." Д.Хармс. Елизавета Бам.).

Высокая экспрессивность акустических ономатопов обусловливает их частотность и выразительные возможности в художественной речи. Писатель обращается к слуховой модальности человека, пытаясь посредством ассоциативных связей приблизить читателя к собственной модели действительности. Например, "Из звуков ТК-ТЕ-ТАг-ТО складывалась тетя Дотя"; "Стучит мелодично по белому звонкому ряду холодноватых палочек - ТО-ТО-ТО-ТЕ-ТЬ^-ДО-Ш-Ш, что мне впоследствии тетя Дотя являлась преломлением звукохода"; "Расслаиваясь дальне, тетя Дотя оказывается еще связана с КАПЕЛВЭ КАПЕЛЬ в рукомоикико, она ко еца и "дурная бесконечность" по Гегелю" (А.Белый. Котик Летаев.).

На возможность выражения духовного через физиологическое, их тесную и неразрывную связь в действительности указывают многие писатели ("Тело есть начало духа, корень духа. А дух есть запах тела". В.Розанов. Опавшие листья.; "Ощущение лжи вокруг - ощущение чисто физическое. Как будто с дыханием в рот вливается какая-то холодная и липкая струя". 3.Гиппиус, Петербургские дневники.). На уровне фоносемантики это связано с употреблением артикуляторннх ономатопов ("IX с эмпиреев, и ОХ вдоль пахот, И повинись, поэт, что ничего, кроме этих АХОВ, ОХОВ, у Цузы нет."; "Что же мне делать, слепцу и пасынку, В мире, где каждый и отч, и зряч, Где по анафемам, как по насыпям Страсти! Где НАСШРКОМ назван ПЛАЧ!" М. Цветаева).

В художественной речи артикуляторные и акустические ономатопы вступают в поэтическую игру, создавая своеобразный контрапункт, который усиливает эмоциональный и экспрессивный эффект ("Стеклом

ХРУСТАЕЯТ СТОШ,- как СТОН ЦКШТ стекло". И.Куг-лш,; "Ло.чомотйе СВЖШГ, ДИШ4Т, ПЫХТИТ, СОПИТ." Л.Чехов. В вагоне.).

Очень частота и разнообразны в художественных текстах "речевые" ономатопы. Так, в повести М.Булгаксва "Мастер и Маргарита" употребляются следующие "речевые" ономатопы: бухнут:., -дзптать, ыы-чать, сипеть, бормотать, пищать, вгрчать, восклицать, гудеть, бурчать, хрипеть, скулить, орать, рявкать, гнусевлть, трепать, сипеть, стукать, стонать, выть, зудеть и др. Ср. в поэзии: "Старый друг БОР.УОЧЕТ мне: "Не КАРКАЙ!" (А.Ахматова); "Затрепещут трази-мендскке тростники, затрепещут, как изменники, что БСЛТЛЙЕЯО ЕОЛ-ТОВЬи РАЗБОЛТАЛИ" (М.Кузмин); "Кто-то ВЯКНУЛ в трравзо на Пресно: "пет его, умотал наконец" (З.Высоцкий).

Однако при лингвоэстетическом анализе тете та исследователя интересует степень эстетической значимости языковых единиц з пределах целого. В диссертации рассматривается текст совести А.Веселого "Реш1 огненные", где образ стихии в значительной мере основан на ономатопеи. Обилие аномальных форм ономатопов в этом произведши позволяет усилить динамику действия, передать его стремительность, резкость. "Речевые" (гудеть, кричать, галдеть, орать) и тикуляторные (харкнул, проржал, хо-ха, гоготать, захлебываясь икотой) ономатопы, характеризуйте речь и поступки главных героев, подчеркивают странную и грубую силу, разбушевавшуюся во время революции. Создание окказиональных ономатопов (хлюпки росы, говср-льючн кур чьи, взахлеб-бормотливой болтовней), реализующих прием звукописи, усиливает образ стихии, которая не только разрушает старый строй, но и неумолимо приводит к распаду всех форм общественного сознания, в том числе и языка, традиционного словоупотребления.

Эстетическая функция ономатопов в ^ль^лоде. обусловлена жанровыми особенностями данного вида словесного творчества. При помощи аномальных форм ономатопов достигается з сказках пословичная острота диалогов и описаний, сжатость в излг:.;енки связующих событий, характерных идя сказки. Некоторые типические речевые формулы, являющиеся обязательными для волшебных сказок, строятся при помощи ономатопов. Например, Баба Яга неизменно встречает пришедшего восклицанием типа "ФУ-ФУ, русским духом пахнет". На основе ономатопов (особенно аномальных форм) часто строится традиционный для сказок прием повтора (часто, троичности) действия, события, факта.

Лпиные отпыологии на основе ономатопов но только создают комичео-кий о^кт, но обычно обеспечивают занимательность интриги. Например, "Только вы ткнули меня в воду; а я БУШ! БУРЯ! БУРД! Вот и явились мне БУРЫ кони" ("Шут"). .Характерами для сх-ззки являются нсмднзцап г-эроев по акустическим признакам: муха-цумиха, комар-цдскун, .чгурка-тароаврочка.

Ояеиатолы играют значительную роль в построении образа в загадке, где- актуализируются акустические характеристики загадыьа-щого дарения; иногда оной а топ является едоютвеннка клаш! к от-Например, "Под держкой: ХЕШХйиШ" Свода подо льдоа). В загадках наблюдаются многочисленные окказкогйльшо ономатопы, ко-тг.руз часто обусловлены промысловыми и бытовыми запретами древних что ?екке указывает на йрхаичщча природу ономатопов. Но-иц-'пэ*, "Покоя я на ТЛ-ТУХТ7, взял с собой ТЯВ-ТНВТУ, нашел я на Л7Г«-.1г.ЯУ, кабы не ТЯВ-ТНВТУ, съел бы меня ХРМ-1ЩУ" (об охоте ну ;и,дведа).

ОунздЯ! ономатопов в детском фодьклове обусловлена не только задачами, но и особенностями детской психики, Ономв-топы какяиыалыю везмездую ссзшзнь экспрессии в прибаут-

кой, иес.уиках, приговорках ("ТРЛХ-ЪОС-ТЛР-ЛРЛХ! едет баба на во-оо:"; ''^Г/.-Г-О." ШЯЙ-Б0Ш Загорелся кошян дом"); б играх позволяя определить пичало "взбдравдшшой" игры ("ДИНЬ-ДИНЬ-ДКНЫ -Кто 5з:<? - Поч^а.11); в считалка: актуализируй? яацвяхеншй момент оюач8Н'1.1 азрзЗьйвка ("Пяаот дьячок черная углем Марья Быкова сгекд*йжек .ХРИП"); в п-зегупках и потзихах позволяют установить сьизь .чзпеау звучащем я значение:.!, усилить эмоциональное напряжение, создать для ребенка мкеиггалыю близкую ему модель действк-тслььосьи ("™дзт коза рогатая: норками ТОН! ТОП! глазками.: ЯЮШ :ДОП!0.

1) диссертации расс:.:атркваотся те к»: о эстетическая функция сно-топов з арготической литературе, которая отличазтея бедностью ономатопоэтической еппошт и фоиосоаанглчосккх средств.

В сфзра кенрикуддонксго личного обподня эстетическая функция оаоматоиол выражается в их способности являться основой многих приемов балагурства и острословия, характерных для завой речи (окказиональные ономатопы: ¿¡уриунчик, барабашка "о полтергейсте"; "фокус-пмус" прием: салтай-болтай, трзли-вали и др.), и выступать в качестве эвфемизмов ("Я тебе, ТРАХ-ТАРлРАХ, пойду гулять!").

В диссертации рассматриваются также Фадтаасаея.. коязтчрча.п-. уэгачеогла, ^ явтд,дзвков,«ш.| Дтдащ оночатопов. Фашчсская. фуяшця, понимаемая в диссертации широко, рассматривается на примере ее чаогзых проявлений: контактоуствнзаавадщзя ("КУ—1СУ/ТУХ-ХУК/^\УI Кто дома?); кохчуэдкативно-ксмгоьаирукщгя ("Ку-ку! - Ку-ку! - Ку ку-ку. И что? - Ку-ку и все! - Ку-ку так ку-ку. - А что ку-;:у? - Просто ку-ку, без всякого смысла") Функции и функция проводки-какала связи (употребление о но?.: а топа лУ) • Контативпал функция л общении лцдей представлена в речи рядом образных команд с относительно устойчивым значением (теш, тсс, цыц и др.). На базе кона-тивной функции возникает магическая функция, которая з чистом виде закреплена за онокатопом ТЬЭУ. Невероятная магическая сила ономатопов подтверждается их употреблением в речи, приписываемой мифологическим существам и нечистой силе, заговорах, ведьмовских песнях, что подтверждает архаичную природу и особый статус в языка подобных ономатопов. Кзтаязыковая функция ономатопов более характерна для говоров и детской речи, где ояоматояы способствуют установлению общего языкового кода.

В раклучении подводятся итоги исследования. Ономатопоэтическая лексика образует подсистему в рамках звукоизобразительной системы русского языка, элементы которой обладают фонетически мотивированной связью между фонемами слова и ленащими а основе номинации акустическими признаками денотата. Хаотичная и неупорядоченная, па первый взгляд, структура ономатопов, восходящих к общему акустическому признаку денотата, подчинена строгим законам, которые определяют характер компонентного состава ономатопов.

Все многообразие звучаний внешнего мира в значительной степени находит отражение в трех основных группах ономатопов: акустических, артикуляторных и "речевых". Однако явления действительности, которые могут быть осмыслены в категориях фоносемант.чки, не ограничиваются "звучащей" сферой бытия, ибо секувдарно мотивированные ономатопа и реализованные в них. оолокненно-зссоцяативные связи выводят в сферу духовного и социального бытия человека. Способность корневых образований развивать большое количество значений обусловлена природой звукоподражания, где эмотизный компонент леВит в основе его создания.

Больше эмотивно-экспрессивные возможности ономатопов обу-

словливают их ушная сальность как средства создания языковых моделей действительности различного характера, способность выполнять различные функции в типах речи, которые значительно различаются по прагматическим и социокультурным критериям: условные языка деклассированных, поэтическая "заумь", фольклор, художественная речь, сектантские глоссалии и пр.

Ономатопы являются универсальным функциональным средством, так как они способны выполнять все функции, характерные для коммуникативного акта. В речи ономатопы сдуг.ат дня общения людей самого различного социального, территориального, возрастного и ин-. теллектуального ценза, поскольку устойчивые фокосемантические ассоциации при номинации объектов окружающей действительности обусловливают устойчивость и регулярность ономатопов во Есех социально-функциональных стратах.

Исследования русских ономатопов позволяют еце раз подтвердить архаичную природу ономатопов, в значениях которых закреплены самые древние из известных нам обычаи, верования и представления человека.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Неисследованный пласт лексики в пермских говорах //Новое мышление и актуальные проблемы гуманитарного знания. Тезисы докладов У межвузовской конференции молодых ученых. - Пермь, 1987,

С.116-117.

2. Изобразительная лексика и ее отражение в диалектных словарях Уральского региона. - В кн.: Лингвистическое краеведение Прикамья. - Пермь, 1988, С.34-50.

3. Социальные функции ономатопов в тексте повести ¿.Веселого "Реки Огненные" //Проблема художественности и анализ литературного произведения. Тезисы докладов зональной научно-практической конференции. - Пермь, 1989, С.62-65.