автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX - начале XX вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Прахт, Дмитрий Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX - начале XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX - начале XX вв."

На правах рукописи

Прахт Дмитрий Викторович

ТОБОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ СРЕДНЕГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

г 4 т тз

Барнаул — 2013

005535913

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», на кафедре отечественной истории

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Гончаров Юрий Михайлович

Чуркин Михаил Константинович

доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», кафедра отечественной истории, профессор

Ведущая организация

Фефелова Оксана Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», отдел исследования и разработок, с.н.с.

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия»

Защита состоится 22 ноября 2013 года в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.005.08 при ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина,61, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Автореферат разослан « У-Г» октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Горбунов Вадим Владимирович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время у историков возобновляется интерес к проблемам становления и развития духовного образования в России. Внимание исследователей привлекают такие вопросы, как анализ этапов развития духовных школ, формирование аппарата управления, учебный и воспитательный процессы, финансовое обеспечение, сословный состав, быт учащихся и профессорско-преподавательский состав семинарий. Однако активно изучаемой областью образовательного пространства Сибири является преимущественно история светского образования, а история духовных учебных заведений остается без должного внимания. Накопленный исторический материал при профессиональном подходе позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития духовного образования в четко выделенных территориальных и хронологических рамках, и тем самым обогатить региональную историю по данной теме.

Для того чтобы успешно решать проблемы, стоящие перед духовной школой сегодня, необходимо обратиться к истории развития духовного образования в России в целом и Западной Сибири, в частности.

Историография проблемы. Историография предмета данного исследования является незначительной, что, в свою очередь, подтверждает актуальность выбранной темы. Лишь немногие исследователи напрямую обращались к вопросу реформирования средней духовной школы. История Тобольской духовной семинарии в период проведения реформ духовного образования до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Историко-культурные исследования, рассматривающие разные проблемы российской системы духовного образования, традиционно делятся на три группы: дореволюционные (до 1917 г.), советские (1917-1991 гг.) и современные (с 1991 г.).

В дореволюционной историографии духовного образования можно выделить два основных подхода: одна группа исследователей, рассматривая ту или иную реформу, выделяет и анализирует не только положительные, но и отрицательные явления; другая группа — ограничивается лишь описанием хода событий, приводя статистические данные по разбираемым вопросам.

Среди работ общего характера по истории церкви, в которых затрагиваются вопросы церковного образования, можно выделить труды митрополита Макария (Булгакова), H.H. Дурново, П.В. Знаменского. В них содержатся определенные сведения по истории духовного образования и отрывочные сведения о Тобольской епархии. Достоинство вышеуказанных работ состоит в обобщении большого исторического и фактологического материала. Однако недостатком, с точки зрения современной исторической науки, можно считать

отсутствие критической оценки описываемых событий церковной истории или их идеализация.

Начальный этап становления духовного образования в России (до реформы 1808 г.) был впервые исследован церковным историком П.В. Знаменским, известным также своей монографией «Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I» (М., 1880). Его работы послужили основой, на которой последующие исследователи разрабатывали данное направление. Особый интерес представляет монография П.В. Знаменского «Духовные школы в России до реформы 1808 г.» (Казань, 1881), в которой содержится материал по истории становления системы среднего духовного образования в различных регионах России (Ярославской и Костромской губерниях).

В работах Б.В. Титлинова, Ф.Н. Белявского, изданных в начале XX в., охарактеризованы уставы и проекты уставов духовных учебных заведений (духовных академий, семинарий, училищ) в 1860-1880-х гг., при этом Устав духовных семинарий 1867 г. оценивался ими как наиболее радикальный. Б.В. Титлинов рассматривал учебный и воспитательный процессы, экономическое состояние духовных учебных заведений. Его внимание было обращено на такие вопросы, как социальный состав учащихся, размеры окладов преподавательского состава и т.д. Это позволило более подробно проследить подготовительную работу по реформе духовных учебных заведений и подготовку устава 1867 г., проанализировать результаты реформирования.

П.Я. Светлов в работах «О реформе духовного образования в России» (СПб., 1906) и «О необходимости богословских факультетов в университетах или о реформе высшего религиозного образования в России» (Киев, 1906) полагал, что недостаток духовных школ кроется в том, что в них одновременно преподавались общеобразовательные и специальные науки. Для устранения этого недостатка Светлов предлагает академии заменить богословскими факультетами при университетах.

Д.И. Тихомиров в работе «О реформе духовной школы» (СПб., 1905) анализирует несколько проектов реформ духовной школы, указывает на их недостатки. Все проекты автор критикует и предлагает открыть в Сибири богословские училища, с сокращенным образовательным курсом, которые служили бы исключительно для приготовления кандидатов на священно-церковно-служительские должности, с допущением в эти училища детей, прошедших курс церковноприходских школ, без различия сословий.

Так же о реформе духовных учебных заведений в начале XX в. писали: Н. Вознесенский, П. Смирнов, Н. Антонов, А. Ванчаков, В. Троицкий. Их работы в большей своей части являются повторением рассмотренного выше и не представляют собой научной ценности в плане новизны исследования, но, несмотря на это, данные работы можно использовать с целью детализации некоторых вопросов.

Отметим, что вышеуказанные работы затрагивают проблемы духовного образования в России в целом, а долгая история

существования Тобольской духовной семинарии остается мало изученной.

Одним из исследователей истории Тобольской семинарии был протоиерей А.И. Сулоцкий, он опубликовал статью об архиерейской школе как предшественнице семинарии1, так же он занимался историей Православной церкви в Сибирском регионе .

Историком семинарии по праву считается H.A. Бирюков, ее выпускник и преподаватель. Свои изыскания он публиковал в Тобольских епархиальных ведомостях. Вклад Бирюкова заключается в том, что он использовал документы из фонда Тобольской консистории и семинарского правления, которые не дошли до современных исследователей. Им собраны сведения об учебном процессе, материальном положении Тобольской семинарии, о биографиях многих ректоров и преподавателей, отражена их роль в развитии школы.

Краткую историю семинарии к ее 150-летнему юбилею попытались составить инспектор И.П. Ксенофонтов и преподаватель А.Н. Судницын.3 В этой работе приводятся лишь основные общеизвестные сведения без аналитической части.

Об отдельных аспектах истории семинарии писали Г.Я. Маля-ревский, А. Недосеков, И.М. Покровский. Стоит отметить, что эти небольшие исторические очерки носят обобщающий характер, и они практически не затрагивают выбранную нами тему.

Таким образом, дореволюционные историографы проделали определенную работу по изучению реформ духовного образования. Благодаря их трудам сформировались разные подходы к изучению и оценкам реформ. В тоже время историография Тобольской семинарии этого периода незначительна.

В советский период тема духовного образования практически не освящалась, а те немногочисленные работы, которые появлялись, содержали в себе негативные оценки, зачастую исследования строились исходя из идеологических предпосылок авторов.

Е.Ф. Грекулов в своем труде отрицательно оценил устав семинарий 1884 г., который, по словам автора, довел их «до полного разложения»4. П.Н. Зырянов в своем исследовании «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.» (М., 1984) показал

1 Сулоцкий А.И. Тобольская архиерейская школа - предшественница Тобольской семинарии // ИЕВ. - 1875. - № 3.

2 Сулоцкий А.И. Сочинения в трех томах // О церковных древностях Сибири. — Т. 2. - Тюмень, 2000.

3 Ксенофонтов И.П., Судницын А.Н. Празднование 150-летнего юбилея в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ., 1893 - № 19-20, 21-22, 23-24; Судницын, А.Н. Тобольская архиерейская славяно-русская школа // ТЕВ. 1893. -№ 21-22.

4 Грекулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. — М., 1962. -С. 215.

контрреволюционную деятельность церкви в союзе с самодержавием в период Первой Российской революции, включая и попытки духовенства перегруппировать свои силы и выработать новые приемы противодействия.

Первой работой, посвященной непосредственно истории духовного образования, стало исследование профессорского стипендиата Ленинградской духовной академии иеромонаха Владимира (Котлярова) «Критический обзор источников и литературы по истории духовного образования в России за синодальный период» (JL, 1959). В своем стипендиатском отчете автор анализирует доступную ему источниковедческую базу по истории духовного образования, рассматривая печатные труды и архивные материалы, относящиеся к синодальному периоду.

Н.С. Юрцовский, в своей работе рассматривает историю первого духовного учебного заведения Сибири. Роль церкви он видел в исполнении политических задач государства, которое смотрит на «духовенство как наиболее благонадежный учительский элемент и духовную школу как орудие отвлечения народа от вредных мыслей и направления».1

Как видно, советская историография по исследуемой теме представлена достаточно скудно, а существующие работы обусловлены идеологической направленностью исторической науки того времени.

Современная историография отличается повышенным интересом к теме духовного образования, о чем свидетельствуют не только разного рода исследования и монографии, но большое количество диссертаций. Появились исследования, посвященные как теме духовного образования в целом (Т.А. Красницкая, H.H. Богемская и др.), так и теме духовного образования в конкретно взятом регионе (Т.М. Леонтьева, П.В. Понарин, К.В. Козлов, Ю.А. Бугров и др.). В изучении данной проблематики произошли явные качественные сдвиги, выразившиеся в отходе от идеологических стандартов, стремлении к объективному отражению исторических фактов, значительных дополнениях и уточнениях в описании исторического процесса тех лет, а также в некотором расширении тематики, обращении к малоизученным сторонам действительности.

A.B. Чернышов по Тобольским епархиальным ведомостям составил справочный библиографический указатель относительно истории Тобольской семинарии.2 Это первое системное описание литературы о Тобольской духовной семинарии.

1 Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. - Новоникола-евск, 1923.

2 Чернышов A.B. Тобольская духовная семинария - кузница священно-церковно-служительских кадров Сибири (1743-1993): Аннотир. указ. лит. -Тюмень: МИ «РУТРА», 1993.

По истории православной церкви в Сибири вышло несколько сборников «Религия и церковь в Сибири». Некоторые статьи, вошедшие в эти сборники, частично касаются выбранной темы.

Прочно вписал свое имя в историографию Сибири ученый В.Ю. Софронов, который в своих исследованиях затрагивает изучаемую нами тему. Данные исследования строятся на большом количестве архивного материала.

Проблеме духовного образования посвящены статьи Е.Б. Мака-рчевой, Н.С. Половинкина, В.М. Кружинова. Историк О.П. Цысь занимается разработкой истории православных общественно-религиозных организаций и многими другими вопросами по истории Сибири. Общий обзор развития семинарий в синодальный период дал A.B. Сушко.1

Диссертационное исследование Э.Г. Бурнашева «Образовательная политика Русской православной церкви в Западной Сибири XVIII — начала XX вв.»2 своей целью ставит охарактеризовать и проанализировать особенности реализации образовательной политики РПЦ в Западной Сибири на протяжении XVIII—XX вв. Стоит отметить, что Э.Г. Бурнашев в своей работе мало внимания уделяет периоду реформ духовного образования и тому, как они реализовались в Тобольской семинарии. Автор не прослеживает, какие изменения происходили в воспитательной системе, внеклассной (досуговой) жизни студентов, преподавательском составе семинарии, что, впрочем, не входило в задачи автора.

Мы видим, что на сегодняшний день нет комплексного исследования по истории Тобольской духовной семинарии в период реформ среднего духовного образования. Никем из вышеуказанных авторов эта тема в полной мере не освящена.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в том, что бы основываясь на имеющихся источниках и учитывая достижения историографии, охарактеризовать и проанализировать развитие Тобольской духовной семинарии в контексте реформ духовного образования в XIX — начале XX вв.

Цель работы может быть реализована в результате решения следующих задач:

- проанализировать изменения, происходящие в организации учебного процесса;

- проследить развитие форм и методов воспитательной системы;

- охарактеризовать преподавательскую корпорацию Тобольской семинарии;

1 Сушко A.B. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. -1996.-№ 12.-С. 107.

2 Бурнашева Э.Г. Образовательная политика Русской православной церкви в Западной Сибири XVIII - начала XX вв.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Барнаул, 2011.

- выявить основные направления деятельности руководства семинарии;

- изучить источники финансирования;

- изучить организацию внутренней жизни Тобольских семинаристов;

- исследовать основные причины кризиса духовной школы в начале XX в.;

- оценить значимость вклада Тобольской семинарии в развитие духовного образования и культуры региона.

Объект исследования — дореволюционное духовное образование.

Предмет исследования — развитие Тобольской духовной семинарии в контексте реформ духовного образования в XIX — начале XX вв.

Территориальные рамки работы - Западная Сибирь, город Тобольск — место расположения духовной семинарии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIX в. (1808) по 1919 г. Нижняя граница определяется составлением и Высочайшим утверждением первого документа, регламентирующего деятельность духовных учебных заведений. Хронологическая канва работы проходит по важнейшим этапам реформирования духовного образования в России: 1808—1814, 1840, 1867, 1884 гг., 1896 и периода кризиса духовной школы конца XIX -начала XX в. вплоть до ее закрытия в 1919 г.

Методология и основные методы исследования. В ходе исследования нами использовался цивилизационный подход. В основе цивилизационного подхода лежат такие понятия, как «цивилизация» и «культура». Методологическая ценность цивилизационного подхода определяется тем, что он диктует необходимость рассматривать общество как самобытную ценность, подверженную изменениям, являющимся органичными либо неорганичными для ее существования. Этот поход позволяет анализировать эволюцию духовного образования вследствие внутренней логики его развития и влияния внешних факторов, определить место и роль духовного образования в сообществе.

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы и традиционные исторические методы исследования. В процессе изучения темы автор старался придерживаться основополагающих принципов исторической науки — принципов объективности и историзма. Эти принципы обеспечивают подлинность и критический подход к документальным источникам. Важнейшим принципом исследования общественных явлений был и остается принцип историзма. Этот принцип требует изучения любого явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Принцип историзма позволяет проследить историю развития духовного образования в определенный период, выявить ее особенности и учесть оценки современников. Принцип объективности предполагает непредвзятую оценку фактов и событий, что означает,

прежде всего, изучение объективных закономерностей, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости.

Принципиально важным является системно-аналитический подход, предполагающий, что историческая реальность предстает как совокупность взаимосвязанных объектов. Мы рассматриваем воспитанников семинарии и общество как единую взаимозависимую систему на протяжении рассматриваемого исторического периода.

Историко-культурный подход позволяет воссоздать целостную картину духовного образования и раскрывает закономерности его развития в конкретных исторических событиях. Средовой подход определяет «епархиальную специфику», которая обеспечивает комплексное исследование духовного образования российской провинции.

В диссертации использован проблемно-хронологический метод. Прежде всего, это касается определения структуры и временных рамок. Он соблюдается во «Введении» при анализе историографии изучаемых проблем, сформулированных в названиях глав, и проводится в хронологической плане в соответствии с временем выхода работ, которые в той или иной степени относятся к изучаемым проблемам. Это позволило определить степень изученности темы нашей диссертационной работы и пути ее дальнейшей научной разработки. В проблемно-хронологическом плане раскрывается содержание глав и основных положений, выносимых на защиту. Каждая проблема в ее многообразии исследуется поэтапно: с ее постановки и завершается окончанием изучаемого периода.

Сравнительно-исторический метод использовался для сравнительного анализа, сопоставления аналогичных исторических событий и явлений с целью установления в них как общих закономерностей, так и различий. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общее и частное в истории провинциальных семинарий, рассматривать процесс становления и развития Тобольской семинарии не изолированно, а в контексте общероссийского духовного образовательного пространства.

Большое значение для анализа и раскрытия темы диссертационной работы имеет статистический метод. Он позволяет на основе анализа изменений количественных показателей статистического материала дать качественную характеристику новых явлений общественной жизни.

Источниковая база исследования представлена широким кругом опубликованных и неопубликованных (архивных) источников, которые включают в себя законодательные и нормативные акты, указы, делопроизводственные материалы центральных и местных архивов, периодическую печать, справочную и статистическую информация. В основу ниже перечисленных групп источников легла видовая классификация, т.е. выделение групп, исходящее из особенностей внутренней формы источника, единства происхождения, содержания и назначения источника при его создании.

Среди неопубликованных источников важное место занимают архивные материалы. Основная их масса находится в Государственном бюджетном учреждении Тюменской области государственном архиве в г. Тобольске (ГБУТО ГА в г. Тобольске):

Фонд 156 - Тобольская духовная консистория. В данном фонде сосредоточены документы, отражающие деятельность епархии в целом и учебных заведений в частности в период с 1721 по 1922 г. Нами были выявлены и использованы дела, посвященные вопросам духовного образования: рапорты правления Тобольской семинарии, рапорты учеников о рукоположении в священный сан, рапорты об отчислении из состава учащихся, прошения о назначении на преподавательскую деятельность, характеристики педагогического состава и многое другое.

Фонд 530 — Тобольская духовная семинария. Этот фонд посвящен непосредственно деятельности Тобольской семинарии в период 1804-1915 гт. Здесь находятся материалы, преимущественно раскрывающие историю семинарии в XX в. накануне закрытия. Фонд содержит дневники воспитанников, рукописные журналы, отчеты заседаний семинарских союзов, братств, записи о сходках воспитанников и петиции.

Были использованы и другие фонды данного архива (Ф. 57, 58, 63), которые носят вспомогательный характер.

В Научном архиве Государственного автономного учреждения культуры Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (НА ГАУК ТИАМЗ) находятся воспоминания и дневники современников описываемых событий, которые позволяют, пусть и с долей субъективности, взглянуть на ситуацию изнутри. Воспоминание И.А. Скосырева «Град есть Тобольск, 1907-1917 гг.»; мемуары М.В. Андреева «В Тобольской Семинарии. 1907-1913 гг.); В. Калугина «Мои воспоминания о преподавателе Тобольской Духовной Семинарии Николае Аполлоновиче Бирюкове» и «Мои воспоминания об инспекторе Тобольской Духовной Семинарии Березкине Димитрии Михайловиче». Так же в ТИАМЗ хранятся фотоматериалы, касающиеся выбранной темы.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранится часть отчетов, присланных из Тобольской семинарии, которые в Тобольском архиве не сохранились.

Так, фонд 796 - Канцелярия Св. Синода, содержит документы об учителях и учениках Тобольской семинарии за самый ранний период ее существования, каталог библиотеки, дело об учреждении семинарии в Тобольске, прошения и рапорты учеников.

Фонд 797 - Канцелярия обер-прокурора Синода содержит отчеты о ревизии духовных учебных заведений Тобольской епархии.

Фонд 802 — Комиссия духовных училищ содержит ценные сведения о беспорядках в Тобольской семинарии в начале XX в.

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) нами выявлены несколько дел относящиеся к Тобольской семинарии, в

частности материалы о протестном движении в Тобольской семинарии на кануне ее закрытия.

В Казенном учреждении Омской области «Исторический архив Омской области» (КУ ИсА) выявлено два дела, одно из которых посвящено функционированию лазарета Тобольской семинарии в период с 1823-1825 гг. Второе дело касается учителя семинарии принимаемого на работу в Главное управление (1871-1872 гг.)

В Национальном архиве республики Татарстан (НА РТ) нами выявлен большой пласт исторического материала, касающийся деятельности Тобольской семинарии в период с 1819 по 1855 гг.

Материалы делопроизводства, находящиеся в данном архиве сосредоточены преимущественно в 10 и 11 фондах.

Ф. 11 - Правление Московской Духовной академии по Казанскому учебному духовному округу.

Ф. 10 — Казанская Духовная академия.

Выявленный материал условно можно разделить на несколько категорий:

1) отчеты о состоянии Тобольской семинарии по экономической

части;

2) отчеты о состоянии Тобольской семинарии по учебной части;

3) послужные списки преподавателей и ректоров семинарии;

4) документы выпускников семинарии (аттестаты, метрические выписки, описи вещей).

В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится указ Петра I об учреждении духовного училища в Тобольске.

В Архиве библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии нами был обнаружен, ранее неизвестный рукописный дневник' выпускника семинарии и академии А. Ширяева. Прибегая к свидетельству людей, чья жизнь оказалась связанной с духовной школой можно проследить, какое влияние система духовного образования оказывала на личность. В дневнике есть много сведений относительно быта, образовательного процесса и досуга воспитанников.

Законодательные материалы и нормативно-правовые акты представлены в первую очередь «Полным собранием законов Российской империи» (ПСЗ). Этот источник содержит царские указы и законы, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви. Другим важным опубликованным источником является «Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий (1808-1814, 1862, 1867, 1884, 1896 гг.)». Этот источник содержит распоряжения, циркуляры, положения, инструкции, правила и другие документы, которые определяли деятельность Духовных школ России. Данные документы регламентировали деятельность учебных заведений, их

'Мемуары Ширяева Александра Геннадиевича, сына дьячка Ярославской Губернии, окончившего в 1896 году Петербургскую Духовную Академию и получившего степень кандидата богословия. Мемуары написаны в 1930-х гг. Рукопись в 2 ч. Архив библиотеки СПб ДА.

статус, управление и подчиненность, порядок открытия и закрытия, сроки и программы обучения, преподавательский штат, а также вопросы финансирования.

Периодические издания составили значительную группу источников по истории Тобольской семинарии. Значимым источником явились «Тобольские епархиальные ведомости» (ТЕВ). На рубеже XIX—XX вв. они были главным печатным органом Тобольской епархии. Первый номер ТЕВ вышел 1 января 1882 г., инициатором, создателем и редактором на протяжении первых десяти лет был протоиерей Петр Дмитриевич Головин — ректор Тобольской духовной семинарии. ТЕВ состояли из двух частей. Первая часть — официальная, в ней перепечатывались материалы с официальной части «Церковного вестника» и дополнялись официальными сообщениями и циркулярными предписаниями консистории, сообщали о перемещении священников и наличии вакантных мест в епархии. Вторая часть — неофициальная. В ней были представлены хроники жизни и статьи по наиболее важным местным вопросам, в этом отделе обнародовались архивные документы, касавшиеся церковной истории, они сопровождались комментариями. Епархиальные ведомости дают данные по преподавательскому составу, сообщают биографические сведения о ректорах, материальной базе семинарии.

Ценным источниками являются «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе». (СПб., 1906). В 1905 г. в связи с ослаблением цензуры в церковном обществе началось движение за церковные реформы, развернулось обсуждение их путей. Эта полемика выходит на страницы церковной печати. Одним из первых ее крупных проявлений были «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», представлявшие собой ответы всех правящих епископов империи на анкету, разосланную им Святейшим Синодом. Анкета предлагала Преосвященным высказаться по многим церковным проблемам, в том числе по вопросу о духовной школе. Уже в 1906 г. ответы были опубликованы сначала в «Прибавлениях» к «Церковным ведомостям» — официальном печатном органе Синода, а затем и отдельным четырехтомным изданием, содержащем более полутора тысяч страниц. Этот сборник содержит осмысление проблем в области духовного образования целого поколения российского епископата, который применим, в силу показанного выше единства традиций, и к жизни сегодняшних духовных школ.

К документам личного происхождения этого периода можно отнести мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского), оставившего нам свои воспоминания в книге «Путь моей жизни», впервые изданной еще в 40-х годах XX в.

Свои воспоминания о предреволюционной России и состоянии духовного образования оставил митрополит Вениамин (Федченков). Его книга «На рубеже двух эпох» (М., 1994) помогает не только воссоздать хронологию событий, но и ощутить атмосферу того времени. Митрополит Вениамин был свидетелем и очевидцем многих

событий, относящихся, как к истории высшей Духовной школы, так и в целом к истории Русской Православной Церкви, что делает его воспоминания ценным и важным источником при изучении нашего вопроса.

Комплексное использование различных видов источников, их тщательный анализ и сопоставление способствовали решению поставленных перед исследователем задач. Важно отметить, что многие материалы архивных фондов были введены автором в научный оборот впервые.

Научная новизна диссертации во многом определяется малой изученностью вопроса. В работе впервые комплексно рассматривается история Тобольской семинарии в контексте реформ духовного образования в XIX — начале XX вв.

На основе широкого круга архивных источников и литературы в работе выявлены и проанализированы основные тенденции и изменения, которые происходили в Тобольской семинарии в связи с проводимыми реформами.

В научный оборот введен обширный круг как опубликованных, так и не опубликованных источников. Введение в научный оборот большого пласта архивных документов, ранее недоступных или малоизвестных исследователям, материалов мемуарного характера, эпистолярных источников, публицистики, российской прессы, делает данную диссертационную работу особенно научно-значимым исследованием.

Практическая значимость работы состоит в том, что диссертация способствует расширению научного знания об истории Тобольской духовной семинарии в период реформ. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в исследовательской работе светских и церковных научных центров и учреждений, преподавателями и учителями при чтении курсов лекций и спецкурсов по истории региона, разработки и проведении туристических экскурсий.

Апробация. Основные положения и материалы исследования отражены в 10 публикациях автора, в том числе двух — в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ. Основные идеи работы обсуждались на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях и чтениях: XI Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Диалог культур и цивилизаций», Тобольск, 2010; Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Православие и русская культура: прошлое и современность», Тобольск 2010; Всероссийская научно-практическая конференция «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», Тюмень 2011; Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Диалог культур и цивилизаций», Тобольск 2011.

Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Общая характеристика структуры диссертации. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Во Введении обосновываются актуальность темы исследования, историография проблемы, цели и задачи исследования, объект исследования, предмет исследования, территориальные рамки работы, хронологические рамки исследования, методология и основные методы исследования, источниковая база исследования, научная новизна диссертации, практическая значимость работы, апробация.

В первой главе «Влияние реформ духовного образования на учебный процесс в Тобольской семинарии», состоящей из трех параграфов, проанализировано поэтапное реформирование системы духовного образования и показано, как проводимые реформы реализо-вывались в Тобольской семинарии.

В первом параграфе «Тобольская духовная семинария до начала реформ (1808)» показана краткая история становления семинарии, отражены статистические данные, говорится о системе преподавания.

В XVIII в. начался новый этап в истории развития духовного образования в России. Начало духовному образованию в Сибири было положено царским указом от 9 января 1701 г., в котором предписывалось открыть на Софийском дворе училище для детей духовенства. В 1703 г. во исполнение императорского указа в Тобольске была открыта архиерейская славяно-русская школа.

В 1743 г. Тобольская архиерейская школа была преобразована в духовную семинарию. Первоначально в семинарии действовали только низшие классы, а с 1764 г. семинария имела полный набор классов. Накануне проведения реформ в семинарии обучалось более пятисот учеников.

Нами установлено, что жизнь дореформенной духовной школы не была строго регламентирована. Существовавшие указания, в виде Духовного Регламента и некоторых указов Синода, определяли только общий строй духовно-учебных заведений. Но все внутренние распорядки школы, состав классов, предметы преподавания, назначения учителей определялись установившейся практикой и усмотрением местного начальства. Так, в Тобольской семинарии существовали инструкции для преподавателей, в которых регламентировалась часовая нагрузка по предметам, давались методические указания и оговаривались обязанности преподавателя.

Во втором параграфе «Организация учебного процесса в период реформ» рассматриваются последовательно все реформы духовного образования. Показано как изменялась система обучения. Выявлены положительные и отрицательные стороны реформ.

В русле реформ учебной системы Александра I духовные школы реформируются в логически стройную систему (1808—1814 гг.). 115 параграф Устава разделил прежнюю школу на три типа самостоятельных учебных заведений — академию, семинарию и училище. Так же были введены учебные округа, во главе которых стояли духовные академии.

На базе Тобольской семинарии соответственно Уставу были образованы два низших учебных заведения: 1) уездное училище, которое состояло из трех классов (два высших и один средний); 2) приходское училище с первым и вторым классами и собственно сама семинария. 1818г. являлся годом, когда Тобольская семинария была преобразована по новому Уставу 1808-1814 г.

При ректоре архимандрите Филарете (Амфитиатрове) (1810— 1813) число учеников в Тобольских духовных школах насчитывалось более 750 чел. Так, состав учеников по классам был следующий: богословский — 61 чел.; философском — 84; риторическом — 102; пиитическом — 102; в высшем грамматическом — 102; в среднем грамматическом — 57; в низшем грамматическом — 144; в классе красноречия — 123 чел.

Тобольская семинария изначально была отнесена к Казанскому учебному округу. Но, поскольку Казанская академия реорганизована была в семинарию, то Тобольская семинария, до преобразования Казанской семинарии в академию (в 1842 г.), оставалась в ведении Московской академии.

Новый Устав внес в жизнь духовной школы строгую регламентацию, с точностью установив типы школ, состав классов и изучаемых в них предметов. Изменения, вызванные этой реформой, дали только положительные результаты.

Следующий этап характеризуется сменой Уставов (1808-1814) Александра I реакционной реформой (1839-1840 гг.) обер-прокурора графа Протасова. С 14 сентября 1840 г. Тобольская семинария вступил в силу новый Устав. Так, в учебном плане Тобольской семинарии, в соответствии с Уставом, появляются новые дисциплины: основы рационального сельского хозяйства, медицина, естественная история, топография. В 1847 г., вышло распоряжение об отводе семинариям земельных участков для сельскохозяйственной практики, и к 1849 г. такой участок был выделен и для Тобольской семинарии.

Новый Устав привел к многопредметности, что, по мнению современников, нарушало основательность семинарского образования. Так, по уставу 1840 г. насчитывается 26 обязательных предметов, а по уставу 1814 г. - 17.

Основным инициатором следующей духовно-учебной реформы 1867-1869 гг. был обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А.Толстой. Этот Устав готовился в течение семи лет (1860— 1866 гг.). При его подготовке учитывались мнения, пожелания и отзывы ректоров, преподавателей, епархиальных и синодальных служащих.

В результате реформы была преобразована система управления духовными учебными заведениями. Духовные учебные заведения

были подчинены теперь епархиальному начальству. Это привело к возрастающей роли местного духовенства в делах семинарий и училищ, что положительно сказалось на материальном состоянии семинарий.

Тобольская семинария была преобразована по этому Уставу только в 1870—1875гт. Сравнение новых учебных программ с прежними показывает, что из них были убраны часть естественных наук, медицина, сельское хозяйство, катехизис, библейская история, апологетика и патрология. Новыми предметами стали введение в богословие и педагогика. Расширилось преподавание литургики, гомилетики и Священного Писания, но главным образом — древних языков, которые являются основой классического образования. Положительным было составление Учебным комитетом обстоятельных, однообразных для всех семинарий программ и учебных руководств.

Следующая реформа духовного образования 1884 г., проходила в период правления Александра III (1881—1894). Она была вызвана желанием преобразовать семинарии в соответствии с новым Уставом духовных академий. Основными положениями Устава 1884 г. становится упразднение самоуправления и выборного начала в духовных учебных заведениях; значительное расширение полномочий епархиальных архиереев по отношению к семинариям и училищам. Устав отличался большей приспособленностью к требованием жизни.

Для всех было очевидно, что несмотря на череду реформ духовное образование еще не находится в том состоянии, в каком его хотелось бы видеть.

Так, в 1896 г. был введен новый Устав. Одной из причин вызвавших начало преобразовательного процесса, были студенческие волнения 1895—1896 гг., охватившие не только российские университеты и институты, но и духовные школы.

В начале XX в. вопрос реформирования духовной школы все еще был актуален. На страницах газет и журналов стали появляться статьи с предложениями по улучшению учебных программ. Так священник Николай Вознесенский отмечает, что упадок училищ и семинарий за последнее время настолько очевиден, что доказывать его существование значило бы ломиться в открытые двери.1

В целом, в период XIX - начала XX вв. в России неоднократно проводились преобразования духовных школ, которые лишь отчасти сопутствовали положительным переменам в образовательном процессе. Так, реформы не смогли преодолеть главных изъянов в системе духовного образования: учебный курс характеризовался сухостью изложения и фрагментарностью, лишавшей студентов возможности глубоко и детально изучить богословскую науку в ее целостности; сумма учебных дисциплин, входящих в программу духовной школы, не вы-

1 Вознесенский Н. Как преобразовать наши духовные училища и семинарии? (со стороны учебных курсов). - Харьков: Типография губернского правления, 1906.-С. 1.

страивалась в единую мировоззренческую картину. Многие дисциплины, изучаемые студентами, были малоприменимы на практике. Методом усвоения учебного материала было его механическое зазубривание, а не творческое усвоение. Не поощрялась самостоятельная работа, отсутствовал творческий подход к учебе, не приветствовалась студенческая инициатива.

Однако церковные реформы несколько оживили образовательную деятельность Русской православной церкви. Обновленные, преобразованные духовные школы воспитывали характер ученика, прививали смиренное послушание к Церкви и иерархии, а главное сообщали основательное знание не только чисто церковных предметов (устав, пение, славянский язык), но и общеобразовательных наук, а особенно древних языков. Семинаристы, прошедшие обучение, обладали неплохим классическим образованием.

В третьем параграфе «Воспитательная система семинарии в период реформ» говорится о том, как воспитывались юноши, находясь на обучении в семинарии. Указываются меры воздействия. Отмечаются негативные стороны, сохранявшиеся на протяжении всего XIX -начала XX вв. — это карцер и голодный стол.

Органами воспитательского надзора в семинариях являлись инспектор, помощник инспектора надзиратели и так называемые «старшие» из числа учеников старших классов. Стоит отметить, что быть воспитателем мало кто желал. Выпускники академии отказывалась от назначения на должность помощника инспектора.

Воспитательная программа реализовывалась в Тобольской семинарии в соответствии с Уставом. Устав предусматривал следующие меры воздействия: увещание и выговор перед одноклассниками, назначение особого места за столом в стороне от прочих, осуждение на хлеб и на воду от одного до семи дней (голодный стол), наказание розгами, строгий выговор в Правлении, уединенное заключение (карцер). Высшей мерой было исключение из семинарии.

Анализируя уставы семинарий, мы приходим к выводу, что воспитательная часть наименее всего была подвержена каким-либо изменениям. Все уставы повторяли принципы, заложенные уставом 1808—1814 гг. Школьная воспитательная практика оперировала такими понятиями как «надзор», «преступление» и «наказание». Чаще всего в семинарии практиковалось массовое воспитание, отсутствовал лич-ностно-ориентированный подход. Воспитание заключалось главным образом в наблюдении за внешним поведением воспитанников, за исполнением правил внешней благопристойности и порядка.

Рассмотренные архивные материалы и воспоминания позволяют сделать общий вывод о том, что основными нарушениями воспитанников Тобольской семинарии являлись: прогулы уроков, богослужений, не благоговейное поведение в церкви, шумное поведение в столовой. Реже встречались и более серьезные проступки: пьянство, курение, воровство и в начале XX в. такое явление как бунт. Встречающиеся пороки среди семинаристов отчасти обусловлены сословной замкнутостью духовного сословия. Не все поступали в семинарию по

собственному желанию, а использовали обучение в семинарии как необходимую ступень для поступления в университет.

Таким образом, сложившаяся воспитательная система способствовала поддержанию порядка и благопристойного поведения студентов на уроках, в общежитии, в столовой, улице и храме. Это давало возможность воспитанникам, желавшим получить знания, навыки духовной жизни и стать священнослужителями реализовать свое желание.

В четвертом параграфе «Преподавательская корпорация Тобольской семинарии» нами рассмотрен педагогический состав тобольской семинарии, их квалификация и охарактеризована корпоративная этика.

Штат преподавателей на момент перовой реформы насчитывал шесть человек. Ректор преподавал богословие, инспектор — философию, один из наставников — красноречие и всеобщую историю, другой — церковную историю и греческий язык, пятый — физико-математические науки, шестой — новые языки.

Со временем число преподавателей увеличилось и начиная с середины XIX в., преподавательский состав был хорошо подготовленным и квалифицированным. В основном это были выпускники Тобольской семинарии, которые после окончания академии (Казанской, Московской, Петербургской) вернулись преподавать в семинарию в звании кандидатов или магистров богословия.

Стоит отметить, что преподаватели получали, как и все чиновники в России, очередные степени по табелю о рангах, среди учителей Тобольской семинарии были даже статские советники, преподаватели награждались орденами по представлению Правления семинарии, утвержденному епархиальным архиереем. В то же время у преподавателей было довольно низкое жалованье. В середине 60-х годов XIX в. в местной печати Тобольска писали о бедственном положении преподавателей семинарии и вследствие этого упадке учебного заведения.

Вторая глава «Материальное положение Тобольской семинарии и быт студентов в период реформ» посвящена материальному положению духовной школы, организации внутренней жизни студентов и закрытию семинарии.

В первом параграфе «Материально-экономическое положение духовной школы» рассматривается материальная база духовной семинарии.

Одной из трудностей, с которой сталкивалась русская духовная школа в период реформ — это недостаток материальных средств. Для обеспечения материальной базы духовной школы еще «Духовным Регламентом» было предписано выделение определенной части урожая с епископских, монастырских и церковных вотчин. Однако это содержание получалось школами с большим трудом и нерегулярно. Позднее, дополнительно к этому с духовенства почти во всех епархиях взимался школьный сбор. Другим источником доходов была плата за обучение, взимавшаяся с родителей своекоштных и государственное

финансирование. Тем не менее, всего этого было недостаточно, и материальная обеспеченность учащихся на протяжении всего XIX в. в основном была низкой.

Тобольская семинария получала ежегодно из казны сумму, которой не хватало на оплату труда преподавателей, на содержание учеников, да и на другие расходы по обеспечению семинарии. Расходование средств контролировал преосвященный. Часть учеников жила при семинарии на полном обеспечении (казеннокоштные), часть в так называемых «церковных домах» при городских приходах на частичном обеспечении, а часть (своекоштные) сами заботились о своем содержании и жилье.

Казенное содержание в семинарии представлялось сиротам или бедным воспитанникам, которые сами или при помощи своих родственников не могли содержать себя, и в то же время подавали надежду к успешному прохождению семинарского курса. Например, в 1817 г. казенным содержанием пользовались 67 чел. и на вспомогательном содержании от казны состояло 20 чел.

Содержание ученика на полном пансионе по сметам 1908 г. составляло 233 руб. 96 коп. Своекоштные же семинаристы, а вернее их родители, должны были платить 145 руб. в год, что, конечно было немалой суммой.

Особое место в рассматриваемой теме занимают семинарские корпуса, которые были необходимы для нормального функционирования Тобольской духовной школы, но в тоже время требовали больших финансовых вложений на содержание, ремонт и перестройку.

Епархиальному начальству и руководству семинарии постоянно приходилось решать многие задачи материально-экономического плана. У семинарии был свой храм, общежитие, учебные помещения, больница, трапезная, баня.

Существование Тобольской духовной школы, как и прочих семинарий, сопровождалось многими трудностями, в числе которых экономические стояли не на последнем месте. Особенно трудны в этом отношении были первые десятилетия существования семинарии.

Во втором параграфе «Организация внутренней жизни духовной школы» отражена внутренняя жизнь семинарии. Последовательно рассматриваются вопросы проживания, питания и досуга студентов.

В соответствии с Уставом все стороны жизни духовной школы были строго регламентированы. Устав 1808—1814 г. четко устанавливал распорядок дня, который распространялся на все семинарии, включая и Тобольскую. Параграф 62 «Общее расписание» гласил: В шесть часов утра подъем. Через час утренняя молитва и завтрак. С восьми утра до девяти подготовка к учебному дню. С девяти до двенадцати проходят занятия в классах. С тринадцати до четырнадцати часов перерыв на обед, отдых и прогулку. С пятнадцати до шестнадцати занятия в классах, кроме четверга. В пять часов вечера до шести свободное время. С восемнадцати до двадцати часов вечера выполнения

домашнего задания. Затем ужин, отдых, вечерняя молитва и в 22 часа отбой.1

Параграфы Устава, частные воспоминания свидетельствуют о том, что данный распорядок дня практически не претерпел никаких изменений на протяжении всего XIX - нач. XX в.

Стоит отметить, что светские развлечения признавались неприличными для воспитанников. Чтение книг допускалось только серьезных, беллетристические произведения писателей и поэтов — Карамзина, Батюшкова, Жуковского, Грибоедова признавались вредными. Однако, как видно из дневников воспитанников, это не удерживало студентов от чтения этих книг.

Студенты семинарии помимо проживания и питания обеспечивались и медицинским обслуживанием. Так, устав 1814 г. предусматривал и наличие больницы при семинарии. Рацион питания больных, находящихся на лечении в лазарете Тобольской семинарии, осуществлялся в соответствии со специальными положениями и указами. Меню составлялось с учетом церковного устава, который, среди прочего, выделяет постные и непостные дни.

Среди немногих развлечений, которые допускались в Тобольской семинарии, был студенческий театр. Так же одним из обычаев, существовавших в семинарии, и вносивших разнообразие в жизнь студентов был так называемый диспут. Затем, согласно традиции и обычаю всех семинарий, в Тобольске, существовали так называемые рекреации, т.е. освобождение учеников от занятий в некоторые весенние и летние дни, которые семинаристы, вместе с начальниками и учителями, проводили где-нибудь за городом, на лоне природы, в различного рода играх.

Подготовка к творческим мероприятиям, участие в кружках, всегда встречались студентами с воодушевлением. Это была возможность проявить свои умения, реализовать накопившуюся творческую энергию. Все это вносило существенное разнообразие в монотонную студенческую жизнь.

Можно сделать вывод, что питание, условия проживания, медицинское обеспечение, досуг студентов администрация семинарии пыталась постоянно улучшать и оптимизировать исходя из своих возможностей и задач духовной школы. Однако, выделяемые средства на содержание семинарий часто поступали нерегулярно. На деньги, которые поступали, необходимо было организовать не только питание и быт студентов, но и учебный процесс: закупить учебники, пополнить фонд библиотеки, выплатить жалование штатным преподавателям и сотрудникам, произвести ремонт зданий и много другое. На все это отпускаемых средств и единовременных пособий не хватало. В конечном итоге, изыскание и правильное расходование средств, для все увеличивающегося числа духовных учебных заведений, зависели

1 Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий (1808-1814, 1862, 1867, 1884, 1896 гг.).-СПб.: Синодальная типография, 1908.-С. 194.

от личного отношения епархиальных архиереев, ректоров и от понимания ими пользы и значимости духовных школ.

В третьем параграфе «Протестное движение в Тобольской духовной семинарии и ее закрытие в начале XX в.» рассматриваются последние годы существования Тобольской семинарии перед ее закрытием в 1919 г.

Конец XIX и начало XX вв. в истории России были отмечены крупными социальными потрясениями, которые отражались и на духовных учебных заведениях. Новые политические идеи, новые методы высказывания своего несогласия либо недовольства не обошли стороной и духовные школы.

Студенческие волнения начала XX в. не были для духовных школ России каким-то новым и неизвестным явлением. В преддверии XX в. студенческие протестные акции охватили не только семинарии, но и российские университеты, институты профессиональные училища. В 1886-1887 учебном году сильные беспорядки произошли в Казанской духовной академии, в конце 1890 г. нестроения охватили Московскую духовную академию, в начале 1895 г. — Киевскую духовную академию. Причем, выступления семинаристов проходили одновременно с учащимися российских университетов.

Некоторые учащиеся старших классов становились объектом внимания со стороны всевозможных радикальных организаций. Через эти же организации в семинарии попадала «специальная» литература.

В Тобольской семинарии произошло три бунта, два из которых закончились временным закрытием семинарии. Ко всем бунтовщикам со стороны руководства применялась наиболее действенная мера воздействия - отчисление.

В 1906-1907 гг. проявление революционных настроений усилилось. Во многих семинариях стали издаваться студенческие журналы революционного направления.

В Тобольской семинарии появляется рукописный журнал «На темы жизни», издававшийся в 1906-1907 гг. на страницах журнала представлены программы РСДРП и ПСР, материалы к выбору в Государственную Думу. Повествуется о том, что учащиеся давно уже ждут победы общества над старым режимом. С 1906 г. в семинарии также издается рукописный журнал «Овод» позднее переименованный в «Современник».

После серий протестов, охвативших большинство семинарий, Учебный комитет при Священном Синоде решил внести некоторые изменения в учебно-воспитательную систему семинарий. Рекомендовано расширять библиотеки, разрешалось в семинариях устраивать читальни с выпиской газет и журналов, разрешалось устраивать литературные чтения, музыкальные концерты. По мере затухания революционного движения активность семинаристов также пошла на спад.

Можно сделать вывод о том, что в начале XX в. в основе протестов Тобольских семинаристов лежали далеко не политические требования. Вся борьба сводилась к борьбе против начальства, которое ограничивало в той или иной мере их свободы, большинство требова-

ний касались организации учебно-воспитательного процесса. По мере нарастания общей политической нестабильности и напряженности в обществе и в целом в стране, росла напряженность и в закрытом учебном заведении.

События февраля и октября 1917 г. первоначально никак не повлияли на семинарский уклад: выпускники отправлялись к месту службы, а осенью были проведены вступительные экзамены. Но, начавшаяся братоубийственная гражданская война внесла свои коррективы. Треть семинаристов ушла вместе с отрядом поручика Луш-никова, отправлявшемуся на Север «для ликвидации появившихся красногвардейцев».

У семинарии не хватало средств для полноценного функционирования в связи с чем сокращаются учебные планы, примерно на треть сокращен учебный год. 1918—1919 учебный год стал последним годом для Тобольской семинарии. Окончился учебный год, как сообщают «Тобольские епархиальные ведомости»,1 1 февраля 1919 г. Возобновить свою работу семинария смогла только через семьдесят лет — в 1989 г.

В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы.

Выполненное исследование позволяет прийти к выводу, что на протяжении XIX - начала XX вв. система среднего духовного образования претерпела четыре основные этапа реформирования (1808—1814, 1839-1840, 1867-1869, 1884-1886) и в 1905-1906 гг. была начата, но не окончена последняя реформа дореволюционного духовного образования. В исследовании показано, что направленность реформ духовного образования, проводимых Священным Синодом, в первую очередь отражали взгляды обер-прокурора. Однако стоит отметить, что необходимость в самих реформах признавалась как Церковью, так и государством. Реформы сопровождалась изменениями Уставов, отражающими общественную ситуацию и отношение к образованию как со стороны государственной, так и церковной власти.

Каждая реформа духовного образования сопровождалась упразднением прежнего комитета (комиссии) по делам духовного образования и созданием нового ведомства. Не было преемственности и последовательности в проведении реформ, наблюдалась некоторая скачкообразность. Новая реформа не была логическим продолжением предыдущей, не поддерживала ее начинаний. Таким образом опыт не накапливался и не систематизировался, а каждый раз происходил новый эксперимент, в котором преимущественно отражались взгляды на сущность духовного образования того или иного чиновника.

На протяжении XIX — начала XX вв. из стен Тобольской духовной школы вышел целый ряд выдающихся ярких личностей, оставивших заметный вклад в дело устроения отечественной культуры.

1 Тобольские Епархиальные Ведомости. — 1919. — № 3-4. - С. 68.

Трагические события начала XX вв. не обошли стороной и Тобольскую духовную семинарию. Те волнения и протесты, которые возникали в обществе повсеместно повлияли и на жизнь семинарии. Студенты за годы обучения понимали, что духовное образование много раз реформировалось, но они не видели законченности этих реформ. Это приводило их к мысли, что принципы обучения в духовной школе это не некий монолит, который нельзя изменить, а вполне изменяемый процесс. Та незаконченность реформирования, которую они чувствовали и то, что происходило в стране - выступления парода, выдвижение требований и т.д. обуславливали и семинарские волнения (бунты). Рассматривая петиции семинаристов, мы увидели, что они не содержали политических требований, требовали лишь изменений академического характера.

На наш взгляд, нерешенной проблемой дореволюционного духовного образования было то, что, не смотря на все реформы, ей не удалось поместить личность студента в центр образовательного пространства, сделать ее активным участником этого процесса.

Особенностью деятельности Тобольской семинарии было ее существование в условиях, когда выпускники должны были работать в многонациональных селах, и их нужно было готовить к этому. Еще одной особенностью является высокая квалификация преподавательского состава (выпускники академий, кандидаты богословия) семинарии. Обращает внимание и то, что Тобольская семинария переходила на новые Уставы без задержек, за исключением реформы 1867 г., что свидетельствует о том, что Тобольская семинария функционировали не в изолированном пространстве, а в рамках единой общероссийской системы духовного образования.

Семинария являлась не только духовным, но и общеобразовательным учебным заведениям. Для детей большинства духовенства и других малообеспеченных сословий духовные семинарии были единственным местом, где они могли получить среднее образование. Выпускники средних духовных учебных заведений занимались и церковной и гражданской деятельностью. Они могли поступить в духовную академию или в высшее светское учебное заведение, поскольку после реформы 1867 г. программа духовных семинарий приравнивалась к курсу классических гимназий.

Тобольская семинария оставила глубокий след в истории народного образования региона, как в религиозном, так и в общественном, культурном и нравственном отношениях.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК:

1. Прахт, Д.В. Протестное движение в Тобольской духовной семинарии / Д.В. Прахт // Гуманитарные науки в Сибири. - Новосибирск, 2011. - № 4. - С. 33-37 (0,5 п.л.).

2. Прахт, Д.В. «Построить училище... в надежду священства» / Д.В. Прахт // Родина. Российский исторический журнал. - М., 2012. -№8.-С. 144-147 (0,6 пл.).

Статьи и тезисы:

3. Прахт, Д.В. Система духовного образования в России в конце XIX в.: взгляд очевидца / Д.В. Прахт // Исторический сборник: Сб. науч. работ, посвященный 30-летнему юбилею исторического факультета ТГСПА им. Д.И. Менделеева. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. - С. 95-99 (0,25 пл.).

4. Прахт, Д.В. К вопросу о дореволюционной историографии истории духовного образования в России / Д.В. Прахт // Диалог культур и цивилизаций: Материалы XI Всероссийской научной конференции молодых исследователей. — Тобольск: Изд-во ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2010. - С. 152-153 (0,2 пл.).

5. Прахт, Д.В. К вопросу о становлении духовного образования в России / Д.В. Прахт // Актуальные проблемы исторической науки: общее и уникальное в истории: сб. науч. ст. / под ред. В.Н. Худякова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. - Вып. 2. - С. 31-35 (0,3 пл.).

6. Прахт, Д.В. Политика Александра II в области духовного образования / Д.В. Прахт // Актуальные проблемы филологии, истории и культурологии: теоретический и методический аспекты: Межвузовский сборник научных работ. Выпуск V. — Тобольск: ТГСП А им. Д.И. Менделеева, 2010. - С. 28-31 (0,3 пл.).

7. Прахт, Д.В. Специфика образовательного процесса в дореволюционной семинарии после реформы 1884 г. / Д.В. Прахт // Православие и русская культура: прошлое и современность: материалы Все-рос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (21 мая 2010 г.) / Отв. ред. Т.А. Кибардина. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2010. -С. 107-110(0,25 пл.).

8. Прахт, Д.В. Роль дореволюционного духовного образования в формировании личности / Д.В. Прахт // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии имени Д.И. Менделеева. Вып. 2. - Тобольск, 2010. - С. 87-91 (0,3 пл.).

9. Прахт, Д.В. Тобольская духовная семинария как духовно-образовательный центр Западной Сибири / Д.В. Прахт // Церковь и государство: соработничество в решении общих задач. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (8 февраля, 2011 г.). - Тюмень, 2011. - С. 272-280 (0,5 пл.).

10. Прахт, Д.В. Изучение классических языков в дореволюционной семинарии / Д.В. Прахт // Диалог культур и цивилизаций. Материалы XII Всероссийской научной конференции молодых исследователей. - Тобольск: Изд. ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011. - С. 109111 (0,2 пл.).

Подписано в печать 03.10.2013 Бумага офсетная. Объем 1,4 усл. п. л. Заказ 634. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ООО «АЗБУКА» г. Барнаул, пр. Красноармейский, 98а тел. 62-91-03, 62-77-25 E-mail: azbuka@dsmail.ru

 

Текст диссертации на тему "Тобольская духовная семинария в контексте реформ среднего духовного образования в XIX - начале XX вв."

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»

04201451 466 „

На правах рукописи

Прахт Дмитрий Викторович

ТОБОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ СРЕДНЕГО ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

г

Специальность 07.00.02 - отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Ю.М. Гончаров

Барнаул-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................3

Глава 1 Влияние реформ духовного образования на учебный процесс в Тобольской семинарии

1.1 Тобольская духовная семинария до начала реформ (1808)....................27

1.2 Организация учебного процесса в период реформттт:.......................44

1.3 Воспитательная система семинарии в период реформ.........................90

1.4 Преподавательская корпорация Тобольской семинарии... .............105

Глава 2 Материальное положение Тобольской семинарии и быт студентов в период реформ

2.1 Материально-экономическое положение духовной школы..............118

2.2 Организация внутренней жизни духовной школы.........................128

2.3 Протестное движение в Тобольской духовной семинарии и ее закрытие в

начале XX в................................................................................145

Заключение...............................................................................163

•V»

Список использованных источников и литературы.............................177

Приложения..............................................................................198

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Духовное образование — система обучения студентов в области богословия. Основная цель духовного образования это подготовка духовенства и научно-педагогических кадров. Состоит эта система из духовного училища, семинарии и академии. В течение всего XIX в. предпринимались попытки улучшить ситуацию в данной сфере. Так, на протяжении XIX в. система духовного образования претерпела несколько этапов реформирования. Эти реформы сопровождались изменениями Уставов, учебных программ, воспитательной системы, материального обеспечения школ.

В настоящее время можно наблюдать, что у историков возобновляется интерес к проблемам становления и развития духовного образования в России. Внимание исследователей привлекают такие вопросы, как анализ этапов развития духовных школ, формирование аппарата управления, учебный и воспитательный процессы, финансовое обеспечение, сословный состав, быт учащихся и профессорско-преподавательский состав семинарий. Активно изучаемой областью образовательного пространства Тюменской области является преимущественно история светских учебных заведений (гимназий, прогимназий, училищ), а история духовных учебных заведений остается без должного внимания. Накопленный исторический материал при профессиональном подходе позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития духовного образования в четко выделенных территориальных и хронологических рамках, и тем самым обогатить региональную историю по данной теме.

Сегодня в городе Тобольске, на Софийском дворе каменного кремля, действует возрождённая в 1989 г. Тобольская духовная семинария. Это высшее учебное заведение Русской православной церкви, которое готовит

будущих священнослужителей и специалистов в области православного богословия.

Для того чтобы успешно решать проблемы, стоящие перед духовной школой сегодня, необходимо обратиться к истории развития духовного образования в России в целом и Западной Сибири в частности. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе на III Международных Рождественский образовательных чтениях сказал: «Нас укоряют, что мы слишком много говорим о традиции, о предании, слишком часто оглядываемся назад. Но мы именно смотрим вперед, заглядываем в настоящее через прошлое»1. Имея перед глазами длительный путь становления отечественного духовного образования, можно использовать накопленный положительный опыт, чтобы избежать многих ошибок при реформировании духовного образования сегодня.

Существующий пробел в исследованиях по истории духовного образования можно восполнить за счет комплексного анализа и обобщения данных, касающихся истории Тобольской духовной семинарии в контексте проводимых реформ.

Важно проследить как реформы духовного образования, проводимые «сверху», реализовывались в конкретной провинциальной семинарии.

Историографический обзор. Историография предмета данного исследования является незначительной, что, в свою очередь, подтверждает актуальность выбранной темы. Лишь немногие исследователи напрямую обращались к вопросу реформирования средней духовной школы. История Тобольской духовной семинарии в период проведения реформ духовного образования до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Историко-культурные исследования, рассматривающие разные проблемы российской системы духовного образования, традиционно делятся на три

1 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990-1998 / Под общ. ред. Тихона еп. Бронницкого. -М., 1999. С. 768.

группы: дореволюционные (до 1917 г.), советские (1917-1991 гг.) и современные (с 1991 г.).

В дореволюционной историографии духовного образования можно выделить два основных подхода: одна группа исследователей, рассматривая ту или иную реформу, выделяет и анализирует не только положительные, но и отрицательные явления; другая группа - ограничивается лишь описанием хода событий, приводя статистические данные по разбираемым вопросам.

Среди работ общего характера по истории церкви, в которых затрагиваются вопросы церковного образования, можно выделить труды митрополита Макария (Булгакова)2, Н.Н. Дурново3, П.В. Знаменского4. В них содержатся определенные сведения по истории духовного образования и отрывочные сведения о Тобольской епархии. Достоинство вышеуказанных работ состоит в обобщении большого исторического и фактографического материала. Однако недостатком, с точки зрения современной исторической науки, можно считать отсутствие критической оценки описываемых событий церковной истории или их идеализация.

Начальный этап становления духовного образования в России (до реформы 1808 г.) был впервые исследован церковным историком П.В. Знаменским, известным также своей монографией «Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I»5. Его работы послужили основой, на которой последующие исследователи разрабатывали данное направление. Особый интерес представляет монография П.В. Знаменского «Духовные школы в России до реформы 1808 г.»6, в которой содержится материал по истории становления системы среднего духовного образования в различных регионах России. Благодаря этому исследованию можно рассмотреть историю

2 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви в 8 т. М., 1994.

3 Дурново Н. Н. Девятисотлетие русской иерархии. 988-1888. Епархии и архиереи. - М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1888.

4 Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2008.

5 Знаменский П.В. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I. М., 1880.

6 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.

развития среднего духовного образования в Ярославской и Костромской губерниях. В работе собран значительный фактический материал.

В работах Б.В. Титлинова7, Ф.Н. Белявского8, изданных в начале XX в., охарактеризованы Уставы и проекты Уставов духовных учебных заведений (духовных академий, семинарий, училищ) в 1860-х - 1880-х гг., при этом Устав духовных семинарий 1867 г. оценивался ими как наиболее радикальный. Б.В. Титлинов рассматривал учебный и воспитательный процессы, экономическое состояние духовных учебных заведений. Его внимание было обращено на такие вопросы, как социальный состав учащихся, размеры окладов преподавательского состава и т.д. Это позволило более подробно проследить подготовительную работу по реформе духовных учебных заведений и подготовку Устава 1867 г., проанализировать результаты реформирования. Автор рассмотрел историю духовной школы до 1867 г. Он считал, что при новом Уставе духовная школа достигнет своего наивысшего развития. Ценным материалом является описание автором административного строя духовной школы, воспитательного процесса и экономического положения духовных школ в первой половине XIX в.

В начале XX столетия вышла работа Ф. Белявского «О реформе духовной школы»9. Он проследил изменения в учебной части, принесенные реформой 1808 г., 1867 г., 1884 г., Автор говорит о попытках реформы духовной школы в 1896-1899 гг., о подготовительных работах к Собору и о временной реформе 1906 г. Ценность исследования в том, что автор выделяет не только положительные, но и отрицательные последствия реформ. Так же он показывает, как конкретные реформы отражались в жизни духовных школ. По мнению Ф.И. Белявского, все преобразования второй половины XIX - начала XX вв. не затронули сословного характера средней духовной школы, которая

7 Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна, 1909. Т. I- II.

8 Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. СПб., 1907. Т. 1

9 Белявский Ф. О реформе духовной школы. СПб, 1907.

не была способна решать стоящие перед ней задачи - давать общее и богословское образование.

Проблема воспитания учащихся духовных семинарий была отражена в исследованиях П.М. Красина «Воспитание в духовной семинарии»10 и В.Н. Мышцина «О духовных семинариях»11. П. М. Красиным было высказано мнение о бюрократическом характере документов, регулирующих воспитательный процесс в средних духовных учебных заведениях. В Уставе 1884 г., циркулярах и инструкциях духовного ведомства по вопросам воспитания в духовных семинариях, по мнению П.М. Красина, ощущалась нечеткость определений и предписаний, которые давали возможность местным епархиальным администрациям толковать их по собственному усмотрению. П.М. Красин отмечает, что воспитательный аспект был практически не разработан.

П.Я. Светлов в работах «О реформе духовного образования в России»12 и «О необходимости богословских факультетов в университетах или о реформе высшего религиозного образования в России» (Киев, 1906) полагал, что недостаток духовных школ кроется в том, что в них одновременно преподавались общеобразовательные и специальные науки. Для устранения этого недостатка Светлов предлагает академии заменить богословскими факультетами при университетах. Можно отметить, что Тихомиров Д. в своем сочинении «Об Учебном Комитете при Св. Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений»13, подверг критике вышеупомянутую идею, которую после Светлова развивал H.H. Глубоковский.

Д.И. Тихомиров в работе «О реформе духовной школы»14, анализируя несколько проектов реформ духовной школы, указывает на их недостатки. Все проекты автор критикует и предлагает открыть в Сибири богословские

10 Красина П.М. Воспитание в духовной семинарии. Киев, 1906.

11 Мышцин В.Н. О духовных семинариях. Сергиев-Посад, 1905.

12 Светлов П.Я. О реформе духовного образования в России. СПб., 1906.

13 Тихомиров Д. Об Учебном Комитете при Св. Синоде и о ревизии духовно-учебных заведений. СПб, 1908.

14 Тихомиров Д.И. О реформе духовной школы. СПб., 1905.

училища, с сокращенным образовательным курсом, которые служили бы исключительно для приготовления кандидатов на священно-церковно-служительские должности, с допущением в эти училища детей, прошедших курс церковно-приходских школ, без различия сословий.

Так же о реформе духовных учебных заведений в начале XX в. писали: Н. Вознесенский «Как преобразовать наши духовные училища и семинарии?»15 П. Смирнов «Народное образование и церковно-приходская школа»16; Н.Р.

1 7

Антонов «О реформе преподавания Закона Божия» ; А. Ванчаков «Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 по 1909

1 Я

гг.» ; В. Троицкий «О церковности духовной школы и богословской науки»19. Все эти сочинения в большей своей части являются повторением рассмотренного выше и не представляют собой научной ценности в плане новизны исследования, но, несмотря на это, данные работы можно использовать с целью детализации некоторых вопросов.

Несмотря на долгую историю существования Тобольской духовной семинарии, работ, посвященных ее истории, крайне мало. Практически все они опубликованы в дореволюционное время, в большинстве своем в «Тобольских епархиальных ведомостях»20.

Одним из исследователей истории семинарии был протоиерей А.И. Сулоцкий, он опубликовал статью об архиерейской школе как

15 Вознесенский Н. Как преобразовать наши духовные училища и семинарии? Харьков, 1906.

16 Смирнов П. Народное образование и церковно-приходская школа. СПб., 1899.

17 Антонов Н.Р. О реформе преподавания Закона Божия. СПб., 1914.

18 Ванчаков А. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 по 1909 гг. СПб, 1909.

19 Троицкий В. О церковности духовной школы и богословской науки. Сергиев Посад, 1912.

20 Бирюков Н.А. Очерки из истории Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. - 1904. -№ 9, 15,16 и др.

л |

предшественнице Тобольской семинарии , так же он занимался историей Сибирской православной церкви22.

Историком семинарии по праву считается H.A. Бирюков, ее выпускник и преподаватель. Свои изыскания он публиковал в епархиальных ведомостях. Вклад Бирюкова заключается в том, что он использовал документы из фонда Тобольской консистории и семинарского правления, которые не дошли до современных исследователей. Им собраны сведения об учебном процессе, материальном положении Тобольской семинарии, о биографиях многих ректоров и преподавателей, отражена их роль в развитии школы.

Краткую историю семинарии к ее 150-летнему юбилею попытались составить инспектор И.П. Ксенофонтов и преподаватель А.Н. Судницын . В этой работе приводятся лишь основные общеизвестные сведения без аналитической части.

Фрагментарные сведения о роли семинарии в деле подготовки Сибирского духовенства сообщил H.A. Абрамов24. Им, на основе документального материала записаны биографические сведения о жизни и деятельности первых сибирских архиереев, которые приложили немало стараний для развития образовательной и просветительной деятельности в Тобольской епархии.

Об отдельных аспектах истории семинарии писали Г.Я. Маляревский, А. Недосеков, И.М. Покровский . Стоит отметить, что эти небольшие

21 Сулоцкий А.И. Тобольская архиерейская школа - предшественница Тобольской семинарии // ИЕВ. -1875. № 3.

22 Сулоцкий А.И. Сочинения в трех томах // О церковных древностях Сибири. - Т. 2. Тюмень, 2000.

23 Ксенофонтов И.П., Судницын А.Н. Празднование 150-летнего юбилея в Тобольской духовной семинарии // ТЕВ., 1893 №№19-20,21-22,23-24; Судницын А.Н. Тобольская архиерейская славяно-русская школа // ТЕВ. 1893. № 21-22.

Абрамов H.A. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998.

25 Ксенофонтов И. О заказных латинских и славяно-латинских школах в Тобольской епархии // ТЕВ. - 1885. — № 20; Маляревский Г.Я. Церкви-школы и часовни-школы в Тобольской епархии // ТЕВ. - 1896. - № 8, 23, 24; Недосеков А. Антоний II Нарожницкий, митрополит Тобольский и Сибирский // ТЕВ. - 1892. № 15-16; Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1897.

исторические очерки носят обобщающий характер, и они практически не затрагивают выбранную нами тему.

Таким образом, дореволюционные историографы проделали определенную работу по изучению реформ духовного образования. Благодаря их трудам сформировались разные подходы к изучению и оценкам реформ. В тоже время историография Тобольской семинарии этого периода незначительна.

В советский период тема духовного образования практически не освящалась, а те немногочисленные работы, которые появлялись, содержали в себе негативные оценки, исследования строилось исходя из идеологических предпосылок авторов.

Е.Ф. Грекулов в своем труде отрицательно оценил Устав семинарий 1884 г., который, по словам автора, довел их «до полного разложения»26. П.Н. Зырянов в своем исследовании «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.»27 показал контрреволюционную деятельность церкви в союзе с самодержавием в период Первой Российской революции, включая и попытки духовенства перегруппировать свои силы и выработать новые приемы противодействия.

Первой работой, посвященной непосредственно истории духовного образования, стало исследование профессорского стипендиата Ленинградской Духовной Академии иеромонаха Владимира (Котлярова) «Критический обзор

источников и литературы по истории духовного образования в России за

28

синодальный период» . В своем стипендиатском отчете автор анализирует доступную ему источниковедческую базу по истории духовного образования, рассматривает печатные труды и архивные материалы, относящиеся к синодальному периоду.

26 Грекулов Е.Ф. Православная церковь