автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Шеховцова, Ирина Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ

На правах рукописи

ШЕХОВЦОВА Ирина Павловна

ТРАДИЦИИ ГРЕЧЕСКОЙ РИТОРИКИ В ВИЗАНТИЙСКОМ ГИМНОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ (на материале певческих рукописей \I-XV ни.)

Специальность: 17.00.02. — Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на сонск-анне ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1997

Работа выполнена на кафедре истории музыки Российской Академии Музыки им. Гнесиных

. Научный руководитель ■— кандидат искусствоведения, доцент Н.В.Заболотиая

— доктор искусствоведения, профессор Э.П.Фсдосова

— кандидат искусствоведения М.П.Рахманова

Ведущая организация— Московская I осударственная консерватория имени П.И.Чайковского

Защита состоится 15 апреля 1997 г. в 15 часов на заседании диссср тационного Совета К.092.17.01 при Российской Академии Музыки (Москва, ул.Поварская, д.30/36)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Л к. демии Музыки.

Автореферат разослан 14 марта 1997 года.

Ученый секретарь Специализированного Совет.

Официальные оппоненты:

кандидат искусствоведения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Визаитийское гимнографическое искусство издавна привлекает к ;ебе внимание не только византологов, но и специалистов, занимающихся пучением других средневековых музыкальных традиций. Исследователи з области музыкальной медиевистики весьма часто высказывают мнение, 1то без знания и понимания музыкального наследия Византии, этого важнейшего звена в истории мировой и в особенности европейской музыкаль-юй традиции, невозможно полноценное изучение музыкальной культуры .-редневековой Западной Европы и тем более древнерусского церковно-(евческого искусства.

Устойчивость интереса к византийской музыке и к византийской имнографни, в частности, объясняется во многом общностью проблем, с которыми сталкиваются исследователи, занимаясь той или иной средневековой музыкальной традицией. Особенно это характерно для изучения тревнсрусского певческого искусства, где ученые-музыковеды все чаще обращаются к византийским музыкальным прототипам в поиске ответов на многие актуальные для всей музыкальной медиевистики вопросы.

Музыкальная византинистика на протяжении XX столетия добилась значительных успехов.* Особенно продуктивным было изучение византийских музыкальных памятников так называемой средневизантийской ютацин, что позволило решить проблему дешифровки рукописей XI1-ХУ зв.. Накоплен достаточно большой материал по изучению конструктивных

* Следует отметить, что за последнее время в отечественной музыкальной знзаптннистике появился целый ряд работ, посвященных различным ас-¡ектам изучения византийской музыкальной традиции, среди которых выделяются работы И.Кондратович , Е.Герцмана , И.Школьник .

к

принципов, лежащих в основе музыкального ряда византийских гимнов особенностей ладовой организации песнопений . В музыкальной византи мистике сложились традиционные направления исследований, которы главным образом сосредоточены вокруг проблем, связанных с изучение» принципов нотации, ладовой организации песнопений, вопросы изучена отдельных гимнографнческих жанров, конкретных певческих рукописей В то же время за скобками внимания исследователей остается ряд важ нейшпх проблем, среди которых, например, изучение жанровой систем! византийской гимнографин, рассмотрение византийских песнопений рамках драматургии службы, типологическое изучение певческих рукопи сей и многие другие.

V

Одной из таких интереснейших тем, практически не затронутых м> зыкальной византииистикой, является изучение воздействия рщорик на византийское гимнографпческое искусство. По отношению к тю средневековой музыкальной традиции по-прежнему актуально звучат с.к ва академика Б.Асафьева, высказанные им еще в работе "Музыкальна форма как процесс" (М.,1930, с. 13): "До сих пор очень мало (даже почт совсем не) учитывалось воздействие на форму музыкальной речи и на ко1 струкцию музыкальных произведений методов, навыков и вообще дин; мики и конструкции ораторской речи, а между тем риторика не могла н быть чрезвычайно влиятельным по отношению к музыке как выразител! ному языку фактором. В особенности если принять еще по внимание ап тационное значение музыки (хотя бы культовой)."

Воздействие риторики, принципов ораторского искусства на музык западноевропейской традиции — тема, достаточно активно исследуемая музыкознании. Здесь обозначились два основных направления: I) ритор! ка и музыкальное формообразование (на материале музыки ХУП-ХХ вн.).

где основное внимание уделено разделу сПяровШо классического риторического учения ; 2) музыкальная риторика и западноевропейское барокко, посвященные в основном исследованию инструментальной музыки XVII-XVIII вв. с точки зрения риторического раздела ЫооИ'ю.

Эта тема стала традиционной и для исследований древнерусской певческой традиции, в которых основное внимание сосредоточено на изучении связи риторики и словрсно-Музыкальной композиции песнопений [здесь затрагиваются два основных раздела риторики — сИзрохто и 1'!осиПо ) (работы И.Е.Лозовои, Н.В.РамазаНовой, Ю.В.Артамоноп). В-этих работах намечается одно из важнейших направлений в изучении данной проблемы — анализ словесно-музыкальной композиции древнерусских 1'ш\пр с точки зрения всех трех основных разделов классического риторического учения (нпепПо, сНэрохто, е1осиПо).

В нашей работе мы но сути продолжаем згу линию вглубь, т.е. обращаемся к истокам, к музыкальной традиции, исторически предшествовавшей древнерусскому певческому искусству и оказавшей на его формирование решающее влияние — к византийской гнмиографической традиции.

Актуальность и ишшша работы объясняется не только малой изученностью згой темы, по и насущной необходимостью разработки обще-юоретического подхода в изучении воздействия риторики на средневековое музыкальное искусство в целом. С зтой точки зрения обращение именно к византийской традиции представляется не только логичным, но и исторически перспективным. Кроме того, византийская культура, как культура, обладающая всеми качествами риторической по существу, представляет собой тот благодатный культурно-исторический контекст, который позволяет проследить процесс воздействия риторики в ее самых разнообразных проявлениях. Поэтому для нас главной «алачей nce.ie.ioua-

пня стало рассмотрение византийской гимпографичсской традиции п рамках риторической культуры Византии (прежде всего с точки зрения теории и практики красноречия).

В Византии существовала высочайшая культура слова. Слово (и шире — словесное искусство) выполняло важнейшую объединяющую роль между различными компонентами богослужебного комплекса и различными сферами христианского творчества (будь то иконопись, гимногра-фия или проповедь).

С таким представлением о роли и значении слова связан принципиально иной для музыкальной медиевистики подход в изучении византийских культовых гимнов, которые необходимо рассматривать как епшети-ческое искусство. В византийских песнопениях вступают во взаимодействие две стороны — поэтическая и музыкальная, каждая из которых обладает своими внутренними закономерностями. Вместе с тем следует признать тезис о первичности вербальной стороны песнопений, а следовательно, и принципов се организующих. Риторические же принципы, лежащие в основе поэтических текстов, выполняют объединяющую, связующую, координирующую роль, позволяющую воспринимать это искусство как целое.

Интерес к ораторскому искусству объясняется еще одним важным обстоятельством. Византии было завещано огромное количество тракта!01 по риторике (теории красноречия), которые мыслились составной частые литературной теории, а именно — как теория художественной прозы Именно в учебниках по риторике (позднеантичных и чисто византийских была заключена фактически единственная для того времени разработашкн

4

система теоретической поэтики.

Рассмотрение этой важнейшей части историко-культурного коитек ста представляется необходимым прежде всего для выявления специфиче

скмх черт византийского литературно-художественного мышления (и шире — художественного сознания). Такой ракурс исследования позволяет сочетать адекватно-исторический подход (т.е. рассматривать гимногра-фическую традицию в контексте общих принципов художественного мышления) с конструктивно-теоретическим подходом, т.к. риторическая теория предлагает свой инструмент анализа словесной композиции песнопений, а значит и реальную -возможность подойти к пониманию закономерностей существования л ого синтетического вида творчества.

Таким образом, главная задача исследования помимо общетеоретического имеет и методологический аспект, поскольку риторический подход позволяет разработать определенную методику аначиза различных уровнен формообразования в византийских песнопениях.

В качестве материала, привлекавшегося в работе, использовались византийские музыкальные рукописи, хранящиеся в ЦГАДА, отделе рукописей РГЬ, ГИМа, что особенно важно, т.к. речь идет о рукописях из отечественных хранилищ,, практически не востребованных в музыкальной внзантииистике. Предлагаемые расшифровки из этих рукописей (см: Приложение к диссертации) призваны не только проиллюстрировать основные положения диссертации, но п еще раз привлечь внимание исследователем византийской музыкальной традиции к отечественным рукописным фондам.

Круг вопросов, затрагиваемых в аналитической части диссертации, потребовал на определенном лане исследования основной проблемы расширения хронологического диапазона музыкальных памятников с включением версий отдельных песнопении в палеовнзаитийской (XI в.) и по ииевизап шнекой нотации (калофопическон традиции .\IV-XV вв.).(Список использованных рукописей расположен в конце работы.) В . работе над диссертацией привлекались'также расшифровки из опчблико-

ванных византийских кодексов (изданных в серии МопитеШа М^ка! ВугагНтае (ММВ)).

Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публи каций (см. список работ в копне автореферата) и были апробированы выступлениях автора на следующих конференциях:

1. "Историческое (внеисторическое) сознание в Восточной и Европе? ской культурах". Международная конференция .Мрсква, РГГУ, мар 1994г.

2. "Текстология. Источниковедение." Научная конференция ламит Н.Л.Фишмана . Москва, ГЦММК им. М.И.Глинки, февраль-март 1995 г.

3. "Музыкальное образование в контексте культуры" . Научи« практическая конференция. Москва, РАМ им.Гнесиных, октябрь 1996г.

Материалы диссертации могут быть использованы в общих и спет альных вузовских курсах истории музыки, истории культуры.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Главная задача исследования предопределила трехчастную структ ру работы в целом: диссертация состоит из введения, трех глав и заклю1: ния. Основной текст диссертации дополнен обширным Приложением с с торскими расшифровками самогласных византийских стихир Х11-ХИ1 вв

Во Введения обосновывается выбор темы и аспектов ее исследо! ния, формулируются основные задачи, которые находят решение в поа дующих главах диссертации.-

I глава посвящена изучению риторики как части византийск культуры. Прежде всего необходимо было определить круг явлений, в: дящих в понятия "риторика", "риторическая культура" для того, что

ыделить in них наиболее важные с точки зрения исследуемой традиции. 1орядок и содержание соответствующих разделов главы направлены на >ешение следующих вопросов:

— исторические дефиниции риторики и основные составляющие ритори-:еской культуры;

— риторика как часть литературной теории (классическое наследие и его шзантийская судьба);

— теория риторики как основа анализа различных уровней формообразо-мния византийской гимнографии;

— практика церковного красноречия: проповедь, как важнейшее связующее звено между нормами красноречия и византийской гимнографической традицией;

— формирование и кристаллизация особых типов и структур христианской риторической словесности и их влияние на гнмнографию.

В 1-ом разделе 1-ой главы " Исторические дефиниции риторики и понятие "риторическая культура" мы обратились к истории возникновения и развития риторики как науки, сложения ее научной концепции. Обозначенные нами исторические дефиниции риторики ("греческая", трактующая риторику как "искусство убеждения", "римская" — как "искусство говорить хорошо", получившая распространение в эпоху Средневековья и Возрождения дефиниция риторики как "искусства украшения речи"), несмотря на различие установок, обнаруживают характерную преемственность и определенную логику исторического развития. Неизменным остается объект риторики, но существенно меняется значимость се основных принципов. Если "греческая" формулировка акцентирует внимание на вопросах "что сказать" и "где сказать", то два последующих определения риторики обнаруживают ясную тенденцию к nocie-

пенному переносу акцента на формальную сторону речи с главенствую щим положением вопроса "как сказать".

С точки зрения нашего, исследовательского интереса это имеет принципиальное значение, поскольку развитие самой риторической концепции может влиять на основное направление и характер исследования С одной стороны, для нас важно понимание того, что подразумевалось по;: риторикой в данную конкретную историческую эпоху, в определенно!! культурной ситуации, с главенствующим положением тех или иных сс принципов. С другой — как гимнографичсское искусство, которое имело свою историческую логику развития (а хронологически это по крайне!" мерс с У по ХУ века) со сменой художественных и иных приоритетов, соотносится со сменой главных риторических установок. Здесь следует сразу подчеркнуть, что в данном случае наряду с диахроническими процессами развития этих явлений чрезвычайно важен и синхронический аспект их рассмотрения, как, например, сосуществование различных гимпографиче-ских жанров (кондак, канон, стихира), к которым могут и должны бы п. приложимы разные риторические подходы.

В определении основных принципов риторическою подхода имени большое значение и внутренние закономерности развития гимпографии как синтетического вида искусства, а именно — главенство в нем вербального или музыкального ряда. Так, например, распространение с копна XIII века такого явления, как "калофоническое пение" выдвигает па первый план музыкальные принципы организации песнопений, и полому применительно к этому роду явлений в полной мере можно говорить о специфических проявлениях музыкальной риторики.

Множественность подходов к византийской гимпографии с точки зрения риторики объясняется тем, что сама византийская культура обладает всеми качествами культуры, риторической по существу. Понятие

"риторическая культура", имеющее конкрсгно-историчсскос паиолисипе, мыслится нами прежде всего как объединяющее понятие для целого ряда явлений, в которых так или иначе проявляют' себя риторические принципы. С точки трения нашего исследовательского интереса особое значение имеют два рода явлений, входящих это понятие: теория красноречия

(собственно риторика) и христианское красноречие.

»

По 2-ом разделе 1-ой главы "Риторика как часть литературной теории" мы рассматриваем теоретические основы риторики сквозь призму их исторического развития, с точки зрения преемственности впзашпй-ской литературной теории по отношению к античности, эпохе ¡.тлшппма и второй греческой софистике, а также с позиции взаимоотношений литературной теории и литературной практики.

3-ий раздел 1-ой главы "Вииштнйское ораторское искусство. Практика церковного красноречии" посвящен изучению наиболее ярких явлений внзашинского ораторского искусства, где особый интерес пред-скшлясг для пас проблема становления и развития церковного красноречия, неотделимая от истории становления и развития пастырской христианской проповеди.

Па следующем папе решения главной задачи исследования необходимо было Солее подробно рассмотреть различные аспекты влияния традиций церковного красноречия, принципов духовной прозы на стиль различных гимнографических жанров. Этому посвящена 2-п глава диссертации.

В 1-ом ра ие.те 2-ой главы "Втантийскаи гнмиография и традиции церковного красноречии " рассма триваю г ея некоторые вопросы формирования всей жанровой системы гпмпографии, выявляются важные с точки зрения взаимодействия элементов проповеди и гимна принципы

(формообразования. В результате мы приходим к следующему выводу: если первоначально, но отношению к формировавшимся типам проповеди речь шла о воздействии на них особенностей возвышенного поэтического стиля, о проникновении в проповедь элементов гимна, то теперь уже специфические черты ораторского искусства через посредствующее звено — проповедь — оказывают свое активное влияние на стиль складывающейся культовой гимнографии. Этот процесс мы наблюдаем на примере кондаков Романа Сладкопевца и акафиста Богородице.

Исследование процессов формообразования в различных гимногра-фическнх жанрах привело к необходимости специального рассмотрения жанрового феномена византийской культовой гимнографии . Этому вопросу посвящен 2-ой раздел 2-ой главы "Гимн и проповедь. Методологический аспект аншшза культовой гимнографииСфокусировав свое внимание на конкретно-исторической функции гимна, отражающейся в принципах его конструирования, мы стремимся определить еще одну точку отсчета, которая позволит тччнее определить своеобразие именно византийских культовых песнопений."* Рассмотренные нами закономерности построения формы культового гимна позволили не только точнее определить специфику процессов формообразования, по и выявить их особенности с точки зрения воздействия риторических принципов*.

* Риторика (и шире — риторичность) в данном контексте определяет во многом общие принципы и для византийской литературы в целом, и для гимнографической традиции в частности. Такое всеобъемлющее значение риторики определялось во многом заданной с самого начала универсальностью ее принципов, которые применялись по отношению к художественной области и творчеству вообще. ч

Сложность изучения жанровой проблемы в византийской гимпо-графической традиции связана с еще одним специфическим моментом, который можно было бы обозначить как неоднородность жапрообразонания, сосуществование пластов,

имеющих различную жанровую природу. Жанровая классификация в отношении культовой гимнографни не поддается приведению к единым он»

редсляющим признакам, хотя в целом в ней совмещаются функциональный и формальный прннцнп деления). Гак, например, канон и стихира принадлежат не только к различным гимнофафическим жанрам, но и к различным жанровым пластам-уровням, т.к. отличие между ними затрагивает помимо формальной л функциональной сторон и более глубинные сущностные моменты — стилистика, язык, наконец, жанровые истоки. Разница эта подчеркивается тяготением к чисто поэтическом организации канона , с одном стороны, м стихиры к прозаическим жанрам с другой. Таким образом, с точки зрения литературно-теоретического (и общериторического) подхода жанровый феномен первого (канона) невозможно, не прибегну!» к категориям поэтики, а в отношении второго (стихиры) — к исследованию с позиции основных разделов риторики .

Па заключительном этане исследования стояла задача показать возможности предлагаемого нами метода в анализе византийской стнхирной традиции. Этому посвящена 3-я глава диссертации. Выбор этого жанра из богатого многообразия византийских культовых жанров объясняется не только тем, что уже на самый первоначальный и поверхностный взгляд они обнаруживают близость стилю "плетения словес". Стихиры весьма разнообразны по содержанию, объему, функциям в службе, что позволяет в,анализе исследовать самые разнообразные проявления риторических принципов на разных уровнях формообразования. Все это безусловно спо-

собствует более точному определению жанровой специфики византийской стихиры.

В 1-ом разделе главы "Стихиршш традиции как предмет риторического аич.ччи" с точки зрения трех основных разделов классического риторического учения (¡пуеп1ю, сНйро.чЦго, еЬсШю) нами рассматриваются византийские самогласныс стихир|.1 различных праздников (подвижных и неподвижных). При этом в музыкальном анализе мы главным образом опираемся на материал рукописей средневизантийской нотации ХИ-Х1П вв., что объясняется двумя основными соображениями: I) этот период в развитии гимнографической традиции характеризуется сбалансированным сосуществованием вербальной и музыкальной стороны песнопений при главенствующем положении поэтического начала; 2) среднсвизантнйская нотация является наиболее изученной с точки зрения конструктивных принципов музыкального ряда (и прежде всего ладовой организации), что безусловно облегчает решение аналитических задач.

Сосредоточив свое внимание на музыкальных рукописях средневи-заитийской традиции, мы обнаружили ясную зависимость музыкальной формы от поэтической. Мелодическая индивидуальность песнопения органично связа'па с его поэтической основой, являясь по сути своего рода интерпретацией образной, семантическом, формальной и других сторон гимнографического текста. В то же время музыкальное содержание, вступая во взаимодействие с поэтическим, несет в себе и активное начало — оно может быть "нейтральным", а может и усилть поэтические особенности звучащего текста.

В результате исследования мы приходим к следующим выводам: 1. На уровне "риторической фшуры", на первом уровне риторического формообразования, музыкальное и поэтическое сосуществуют главным обраюм по принципу дополнения , активное взаимодействие происходит

скорее на уровне музыкального "произнесения" (музыкальном просодии) поэтического текста. В то же время силлабо-мелизматический стиль, характеризующий в целом сгихирную традицию, позволяет выявпп> па данном материале элементы собственно музыкально-риторическою мышления. Речь идет о "музыкальных фигурах", проявляющихся и виде кратких, мслизматичсских построений, выполняющих различные'функции в

»

том нлп ином песпопеппн. Они могут обозначать грани формы стихиры (причем как более крупных ее разделов, так и более мелких единиц членения — колон, строки). Они мот усилить смысловые акценты поэтического текста посредством кратких мслизматичсских "вставок", выделяющих "привилегированные" слова на фоне доминирующей силлабпки. "Музыкальной фигурой" в данном контексте следует признать устойчиво повторяющийся мелизматнческий оборот в песнопениях различной ладовой принадлежности, имеющий стабильное графическое начертание. 2. Иначе процесс взаимодействия музыкального и поэтического происходит на уровне (11*5роБ11ш риторического формы. Музыкальная композиция песнопений достаточно четко отражает особенности поэтической формы. Здесь могут быть задействованы различные способы выделения разделов риторической формы:

— обозначение граней разделов с помощью типичных для данного ихоса кадеицноппыч формул (иногда в сочетании с типичными начальными формулами);

— повторение в последующих разделах основного мелодического (в т.ч. и формульного) материала или же его полное обновление (своего рода формульная комбинаторика);

:— выделение разделов с помощью системы опорных тонов (повторность нлп чередование, специфическое для данного раздела);

— обозначение граней формы (или выделение определенных разделов) с помощью мелизматических построений. .

3. Третий уровень риторического анализа, соответствующий разделу inventio, предполагает рассмотрение неснопсинй в рамках единого певческого цикла. Драматургические функции песнопения в контексте службы накладывают свой отпечаток и на его композиционную логику (dispositio) и на особенности текстообразования (elocutio).

В рамках нашего исследования закономерно встает еще один вопрос: сохраняется ли данный принцип взаимодействия музыкального и поэтического начала, в етихирной традиции более позднего временн, в условиях "стиля ars nova" , кал офош i чес кого нения XIV-XV вв.? Этот вопрос рассматривается нами в разделе 3.2. "Слови и мушка: исторические типы соотношения и общие принципы риторического подхода". Для этого мы проводим сравнительный анализ двух стилистических версий одного и того же песнопения (средневизаптийскую XIII в. но рукописи Муз. 3674 и калофоничсскую авторскую версию Иоанна Кукузеля но Синайской рукописи XIV в). В результате мы приходим к выводу о том, что форма песнопения в калофонической версии в целом ( прежде всего с точки зрения риторических функций ее основных разделов) получает развитие с помощью новых музыкальных и поэтических средств. В то же время очевидна разница во временном существовании формы песнопения в том и другом случае. Именно поэтому акцепт в восприятии калофонической версии переносится на более низкий уровень формообразования — на уровень построения отдельной риторической фразы (фигуры), на уровень риторического elocutio.

Следовательно, с точки зрения общериторичеекого подхода необходимо переосмысление ею принципов , которые должны быть скорректированы применительно к специфике нового стиля. Риторическая фигура (и

в музыкальной и в словесной композиции) становшся главным обьекюм риторического анализа.

Стилистические изменения, произошедшие в стихирной традиции, вызывают аналогии с процессом развития самого ораторского искусства и его теоретических основ ■— эпоха "чистого и ясного аттикизма" сменяется эпохой "изысканного и пышного азнанетва". Также как и ■ в искусстве красноречия во времена эллинизма и второй греческой софистики в кало-фоничсском стиле происходит переосмысление эстетического идеала гимпограф|гческого искусства. Понимание этого процесса в византийской культовой гимнографин безусловно требует специального рассмотрения с привлечением обширного рукописного материала, дополнительных исследований поздневнзаптнйской традиции. Но уже па этом первоначальном этапе очевидна значимость и перспективность риторического подхода не только в изучении отдельных гимпографических жанров, их стилистических (поэтических и музыкальных) особенностей, по и в исследовании сложнейших процессов становления, развития всей гнмнографи-ческой фадиниив целом.

И Заключении обобщены результаты исследования и намечены его перспективы:

— Исследование гимпографичсской традиции с обшериторических позиций показало, что в решении данной проблемы необходимо учитывать все возможные проявления как самой риторики (от практического красноречия до теоретической и школьно-практической риторики), так и специфических черт византийской риторической культуры в целом. Такой ракурс изучения позволяет сочетать принципы культурологического, общехудо-жест немного (с позиции общих принципов художественного мышления, проявляющих себя в различных сферах творчества), стилистического.

жанрового н др. подходов, поскольку так или иначе затрагивает все эти важнейшие аспекты, актуальные для изучения любого художественного янления.

— Задача выявления риторических фигур (в словесной и музыкальной композиции) — уровень ЫосиНо — должна рассматриваться при активном подключении исторического и стилистического ракурса рассмотрения. Весьма перспективной представляется и дальнейшая теоретическая разработка этого уровня формообразования с позиций неориторичеекой интерпретации, особенно по отношению к музыкально-риторическим фи-1-урам, которые, наряду с выявлением по принципу аналогии словесным фигурам, могут получить иное общериторнческос истолкование но принципу "норма" — "отклонение от нормы". Возможность дальнейшего продвижения в изучении данного вопроса связана с решением других актуальных для музыкальной впзантинистикп задач, прежде всего исследования ладовых закономерностей мелодики песнопений. -— Анализ словесно-музыкальной композиции песнопений на уровне (НярозШо показал, что риторические принципы построения формы выполняют важнейшую координирующую, связующую роль между поэтической и музыкальной стороной песнопений. В перспективе необходимо сосредоточить внимание на выявлении типов структур, которые следует выделять по принципу доминирования тех или иных формообразующих элементов. Сложность изучения этого вопроса с музыкальных позиций объясняется недостаточной изученностью как формульного состава песнопений (составление' так называемых словарей мелодико-графическнх формул), так и мелодических закономерностей построения формы целого, начиная ог организации отдельной строки в песнопении, кончая взаимодействием его "музыкальною содержания" с другими песнопениями службы. Разни-

тие исследований данного направления безусловно будет способствовав I. решению поставленных в этом разделе задач.

— Дальнейшее исследование гимнографической традиции с точки зрения риторического ¡гтуспПо предполагает установление взаимосвязи выявленных типов структур, особенностей формообразования с драматургическими функциями песнопений в службе. Эта задача должна решаться путем

»

сопостаг.ления структур песнопений : 1) различных по своим функциям песнопений в одной конкретной службе; 2) сходных по своей функции в различных службах. Необходимо также провести анализ мнкроцнклов стихир с точки зрения разработки в них "заданной темы", в частности он может быть направлен па выявление голосов как в рамках микроцикла', так и и рамках службы в целом.

— Исследование гимнографической традиции с точки зрения риторического подхода требует дальнейшей общетеоретической и методологической разработки, которая может иметь различные направления. Изучение этой проблемы может развиваться в рамках византийской гимнографин с подключением жанровых, стилистических, исторических аспектов рассмотрения. В то же время накопленный опыт риторического анализа на материале других музыкальных традиций (древнерусской, западноевропейской ) позволяет уже на данном этапе начать исследования сравнительного характера, которые помогут понять специфику проявления риторических принципов в различных культурах, на разных этапах исторического развития. Особое значение в этой связи приобретает исследование с точки зрения принципа риторики и специфических проявлений риторической культуры закономерностей средневекового художественного мышления в целом. В этом смысле роль византийской культуры особая, поскольку она стояла у истоков его формирования.

По гсмс диссертации опубликованы следующие работы:

1. Опыт изучения воздействия риторики на византийское гимногра-фическое искусство / М: РАМ им. Гнесмных, 1994. — Деп. в НИО Ин-формкультура Российской гос. б-ки 12.05.94, № 2837. — 2 пл.

2. Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографиче-ском искусстве // Музыкальная культура Православного мира. Традиции, теория, практика. М., 1994. — 1 п.л.

>

Подписано в печать Ч.ОЪ.У? Заказ У Тираж (ОС

Типография МИФИ, Каширское шоссе, 31