автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Трансцендентализм в сфере образования

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Ефремова, Зоя Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Трансцендентализм в сфере образования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансцендентализм в сфере образования"

На правах рукописи

Ефремова Зоя Ивановна

Трансцендентализм в сфере образования: историко-философский аспект

09.00.03 — история философии по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ооьи

2 ОЕВ Ш1

Саратов—2012

005010601

Работа выполнена в Саратовском государственном университете имени

Н.Г. Чернышевского

Научный руководитель доктор философских наук Тетюев Леонид Иванович Официальные оппопенты:

доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Гасилин Владимир Николаевич, Поволжский институт имени П. А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

кандидат философских наук, доцент Ромащенко Мария Александровна, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Ведущая организация Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

Защита состоится «22» февраля 2012 года в 16 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.243.09 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 12, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Листвина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обращение к исторической традиции трансцендентализма объясняется необходимостью осмысления исходных оснований и принципов самой системы трансцендентализма, поскольку именно данная философская позиция в истории западноевропейской философии порождает основные базовые представления о человеческой способности, дознания, специфике философского и научного знания, и самом человеке как моральном субъекте. Необходимость обращения к истокам трансцендентализма в сфере образования с целью прояснения и отстаивания основ идеализма образования становится очевидной, поскольку культура трансцендентального мышления зарождается в Античности, и в качестве познавательного идеала впоследствии оформляется университетской системой европейского образования. Трансцендентализм в сфере образования имеет состоятельную образовательную традицию, и освоение западноевропейского историко-философского опыта отвечает потребностям современного развития российского общества. Историкофилософский анализ является на современном этапе актуальной задачей, поскольку современное национальное образование в мире в условиях всеобщего развития Болонского процесса требует к себе философско-критического подхода. Восстановление традиции трансцендентального идеализма не только возможно, но и необходимо.

Степень научной разработанности проблемы. В области исследовательского интереса к трансцендентализму в сфере образования можно выделить условно следующие шесть проекций: . ^ ^

П Историко-Философская мотивация. В основе европейской системы образования лежит определенный философско-этическии идеал, впервые обоснованный и теоретически разработанный в античной Греции. Проблематика трансцендентального мышления формировалась также в античной философии. Первые зачатки трансцендентального мышления выявляются у Платона и Аристотеля (А.Ф. Лосев), принципы которого наиболее полно воплощаются в осуществлении идей Пайдейи - греческой системы воспитания и образования античного грека. К заслугам Платона относят разработку им основ трансцендентального метода в обосновании алогического мышления, свойственного для эстетического и философского созерцания. Специфика оснований античной Пайдейи наиболее полно представлена в труде В. Йегера, где образование определяется в качестве неотъемлемой части греческой культуры и греческого типа

философского мышления.

7Л Сущностные задачи средневекового теологического трансцендентализма в контексте развития европейских университетов. Образование в Средние века оформляется в структуре церковных школ-центров и университетов. Средневековый университет - явление европейской культуры. Вера и разум -составляющие образованности в христианском мире. Появление и разработка латинских терминов «ігапхсеміепіех» и «ІгатсепвеШіа» в трансцендентальной философии связывают с трудами средневековых логиков и теологов Августина,

3

Боэция и Формы Аквинского. В Средние века с развитием университетского образования и учености происходит интенсивное ознакомление с трудами античных философов и перед теологией встает философская проблема обозначения определенной сущности Бога как конкретной, живой сущности, отличной от вещи и понятий о вещах как таковых. Появление трансцендепталий связывается с учением Фомы Аквинского, который развивает метафизические установки Аристотеля, а понятие «трансценденталии» увязывает с определением первопричины, которая в категориях, идентичных бытию сущего, проявляет себя как единое, истинное, благое, прекрасное и святое.

гя ЗУ Европейское Просвещение и кантовский проект трансцендентальной философии. Традиционно идею трансцендентальной философии связывают с разработкой И. Кантом трансцендентального метода, который, в отличие от методологии рационализма и эмпиризма, утверждает необходимость построения Идеальной системы знания о реальности и обосновывает возможность развития1 познавательных средств науки и философии, задает критическое переосмысление частных наук. Именно в лоне немецкого классического трансцендентализма получают теоретическое обоснование гуманитарные науки, философия культуры, философия образования, науки о воспитании (ЕгаеЬш^вууІБвепбсІїаГ-Іеп). і1! .'і

4) Система трансцендентального идеализма в новоевропейской традиции опирается на философию и критику догматической метафизики И. Канта, многообразные программы немецкого трансцендентализма, восходящего к взглядам И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В широком смысле слова к трансцендентализму относят также и трансцендентальную философию Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Некоторые исследователи причисляют сюда также и трансцендентальную метафизику, получившую развитие в христианской догматике.

В XX веке и начале XXI века в отечественной историко-философской литературе осуществляется огромная исследовательская работа в области изучения наследия западноевропейского трансцендентализма. Достаточно назвать известные и, переведенные на многие языки академические издания В.Ф. Асмуса, К. Бакрадзе, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана, И.С. Нарского, Г. Тевзадзе. Последние десятилетия отмечены появлением новых интересных исследований, посвященных как самой философии И. Канта, так и ее современным интерпретациям. Следует прежде всего отметить работы В.Н. Брюшинкина, В.В. Васильева, Н.К. Вахтомина, П.П. Гайденко, Т.Б. Длугач, А.А. Ермичева, іВ.А. Жучкова, А.Н. Круглова, Л.А. Микешиной, Н.В. Мотрошиловой, Н.С. Мудрагей, А.П: Огурцова, Д.Н. Разеева, В,Е. Семенова К.А. Сергеева, Л.И. Те-тюева. : г

Теоретической значимости этических и эстетических идей И. Канта большое внимание уделяли Т.А. Акиндинова, И.С. Андреев, А. А. Гусейнов,

О.Г. Дробницкий, Л.А. Калинников, В.А. Конев, В.В. Лазарев, К.Н. Любутин, А.Г. Мясников, Ю.В, Перов, Э.Ю. Соловьев, С.А. Чернов.

Кантовский замысел трансцендентальной педагогики остается до сих пор наименее изученным, его интерпретация ограничивается лишь простым освещением педагогических идей философа, изложенных в труде «О педагогике». Однако идея трансцендентальной педагогики расширяется и на университетское образование, особенно это проявляется в «Споре факультетов». Здесь И. Кант впервые по отношению к преподавателям университета вводит понятия «наставник молодежи», «учитель народа», «учительское сословие», в интересах которого «обеспечить прогресс культуры в сфере науки». Сложности расширительного толкования можно объяснить не только предметом самой трансцендентальной педагогики как науки о культуре воспитания и формировании познавательных задатков человека, но и односторонностью имеющихся вариантов понимания трансцендентальной философии. ^

54 Теоретическая и метолологическая база неокантианской педагогики. Мотив «новейшего возрождения» в первой половине XIX века в Германии кантовской философии привлекает внимание немецких педагогов к методологическим принципам обоснования педагогики и педагогических наук как наук об образовании свободного человека и ответственной личности воспитуемого.

Две школы немецкого неокантианства в Германии — марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп и Э. Кассирер) и баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) выступают методологической основой образовательных и педагогических наук. История и теория неокантианства в нашей литературе освещена достаточно плодотворно. Следует отметить прежде всего интересные исследования А.И. Абрамова, В.Н. Белова, П.П. Гайденко, Б.Т. Григорьяна, Т.Б. Длу-гач, ДА. Жучкова, Б.В. Михайлова, И.С. Попова, В.В. Сапова.

Познавательные аспекты неокантианской методологии хотя традиционно и рассматриваются на предмет критики, в ряде работ отечественных философов исследованы творчески взвешено. В области методологии научного познания следует назвать работы В.У. Бабушкина, Т.Б. Длугач, А.Ф. Зотова, В.А. Лекторского, С.Ф. Мартыновича, З.А. Сокулер. Вопросы философии истории, культуры и религии освещали П.П. Гайденко, А.А. Кравченко, Н.А. Лисовенко,

А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян.

Человек как философская проблема и проблема образования в XX веке становятся важнейшими мотивами современной дискуссии. Системноинтегративный подход считается главной методологической предпосылкой обоснования современной сущностной и субъектно-коммуникативной парадигмы человека и его культуры разума. Наиболее полно данная программа методологического обоснования нашла отражение в работах саратовских философов Я.Ф. Аскина, В.П. Барышкова, В.Н. Белова, В.Н. Гасилина, Б.И. Мокина, С В Никитина, В.П. Рожкова, Л.И. Тетюева, В.Б. Устьянцева, В.А. Фриауфа.

Возрождение внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентальной философии образования. Дискуссии, которые ведутся с середины 40-х годов XX века в западноевропейской философии и педагогике, касаются институциональной формы философии образования. Критическое осмысление образовательной деятельности, ее целей, норм и ценностей свиде-

тельствуют о поиске основополагающих парадигм обоснования педагогики как теоретической, так и философской науки. Наиболее полно этот спор впервые проявляется в формулировке «педагогики-свободы», призывающей вернуться к основам кантовского понимания задач и целей школьной и университетской педагогики. Стало очевидно, что педагогика имеет непосредственное отношение к процессам демократизации общества, а система образования выступает важнейшими факторами общественных трансформаций и модернизации гражданских институтов. Образование, выражая национальные ценности и цели гражданского общества, создает «мир возможных миров образования» (АП. Огурцов, В.В. Платонов, Е.В. Брызгалина) .

Дискуссии вокруг перспектив европейской демократии и развития гражданского общества обострили полемику между крупнейшими философами -Ю. Хабермасом, Ж. Деррида, Ж.-Ф.' Лиотаром и Р. Рорти.'Настоятельный призыв к осмыслению критической философии И. Канта свидетельствует о поиске нового системообразующего начала в философии XXI века, попытке реабилитации понятия единства теоретического и практического разума, морального субъекта трансцендентализма. Представляется, что разразившийся кризис в образовании'является результатом утраты внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентализма, отходом от принципов трансцендентальной философий К позиТивистки и постпозитивистски настроенной науке.

' Таким образом, историко-философский анализ трансцендентализма в сфере образования дает основание для дальнейшего, более глубокого исследования целей и задач трансцендентальной философии в осмыслении проблем образования и выработки проекта идеалистической педагогики. Актуальность обозначенной тематики, ее недостаточная степень разработанности и обусловили выбор темы; постановку целей и задач исследования.

Объектом нашего диссертационного исследования является классическая система'философского трансцендентализма, лежащая в основе европейского образования. ‘

Предметом исследования выступают историко-философские основания Трансцендентализма в сфере Образования. :

’ Целыб диссертационного исследования является историко-философское осмысление исходных оснований и принципов трансцендентализма в сфере образования': В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

" 1. Выявить философские истоки трансцендентального мышления, способ-

ствующие формированию идейных принципов античной системы образования и воспитания Пайдейи. 1 ;

2. Уточнить в контексте становления европейских университетов специ: фику трансцендентального мотива в средневековой науке о трансценденталиях.

3. Определить содержание принципов критической философии И. Канта и

задачи его трансцендентальной педагогики в соотнесенности с просветительским проектом. 1 ,

4. Проанализировать особенности трансцендентального подхода в аспекте обоснования философских основ университетского образования.

5. Рассмотреть понимание автономии образования как исходного принципа философского обоснования.

6. Изучить специфику конкурирующих моделей образования в аспекте современного немецкого трансцендентализма.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследовании являются основополагающие идеи и принципы методологии трансцендентальной философии и неокантианской философии образования. Среди них следует назвать принципы рационализма, историцизма и системности. В ходе реконструкции идей философского трансцендентализма мы опираемся на специальные методы историко-философского анализа, представленные в работе приемами теоретического сопоставления, логического сравнения, концептуального обобщения исследовательских данных и построения выводов. Реконструкция историко-философского контекста имеет непосредственное отношение к проблемам трансцендентальной критики концептуальных оснований философии образования, дальнейшему осмыслению герменевтической и феноменологической методологии в педагогике и истории становления университетского образования.

Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. В данной работе впервые осуществлено отечественное историко-философское исследование основ европейского трансцендентализма в сфере образования. Полученные в ходе исследования результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью, состоят в следующем:

- впервые раскрыты философские основания трансцендентального мышления, выступающие фундаментом для развития идеальных представлений об истинности знании в античной системе Пайдейи;

- рассмотрен многоаспектный контекст становления средневековых ^европейских университетов и раскрыто смысловое поле трансценденталий в средневековой науке, направленных на постижение единого, истинного, благого, прекрасного и святого;

- по-новому выявлена соотнесенность просветительского проекта и кан-

товских принципов развития свободного мышления и гражданской нравственности в аспекте автономности образования как идеальной системы личного совершенства; .

- определены основные моменты идеалистического обоснования универ- -ситетского образования в немецком трансцендентализме, уточнена оригинальность трансцендентального подхода; ,

- произведена авторская реконструкция и систематизация исходных

принципов автономии образования;

- выделены и исследованы модели европейского образования в контексте трех конкурирующих форм демократии - либерализма, консервативного ком-мунитаризма и коммуникативной демократии, что позволяет определить значимость современного трансцендентализма в развитии коммуникативной демо-

кратии в сфере образования и воспитания, в деле расширения прав человека на знание.

В результате проведенного исследования сформулирован ряд положений, выносимых на защиту: ;

1. Впервые в историко-философском отношении многоаспектная сущность трансцендентализма исследуется в сфере образования. Уже в качестве контроверзы античного мышления, трансцендентальное мышление предельно выражается в формах рационального знания - в форме априоризма и реализма. Становление философского трансцендентализма в работе связывается с развитием'системы Пайдейи, которая задает первичный трансцендентальный идеал образования и практики общественного и государственного воспитания. Исходные основания платоновского идеализма определяются в качестве гранс-ценденталистского мотива в метафизике, этике и эстетике, предельно расширяющего ’границы практического разума и преобразующего горизонты европейской рациональности.

2. С расширением проблем трансцендентального мышления в средние века вызревает потребность разработки категориального аппарата «трансцендента-лйй» (Августин, Боэций и Фома Аквинский), с которыми увязывается основная идея средневекового образования - достижение истинного знания, интеллектуального озарения и моральной интуиции. Как аспекты созерцательного умозрения, трансценденталии указывают направленность к совершенствованию и лучшему пониманию того, что есть в мире, к сверхъестественному измерению бытия. В историческом контексте теологического трансцендентализма происходит зарождение и формирование нового идеала образования, который определяется новым образом жизни - христианским созерцанием единства истины, блага, красоты и совершенства.

3. Традиция Европейского Просвещения сохраняет и развивает рефлексивный потенциал трансцендентализма; наука и культура актуализируют философские й педагогические задачи европейского образования. Трансцендентальная рефлексия И. Канта привносит критический характер в педагогику и выражается в разработке приемлемых системных задач гражданского образования и воспитания. Идея философского "просвещения приобретает новое звучание. Право человека на знание определяется как наиболее фундаментальное право человека, исторически изначально определяющее возможность актуализировать и развивать познавательные способности и моральные задатки человека.

4. Трансцендентализм в сф'ере'образования является реальным философским проектом университетского европейского образования. Представители немецкого трансцендентализма‘(Фихте, Шеллинг, Гегель) убеждены, что система философского знания способна выполнить «объединяющую функцию» во всем университете. Система трансцендентального идеализма предлагает в сфере образования качественно новую методику - выделение личностного основания человека, наделенного субъективной способностью к моральной самореф-лексии и взаимопопониманию, чувством вкуса, способностью к продуктивной критике и личной ответственности. Образование понимается не просто как ни-

ститут социального и общественного конформизма, но как всеобщий принцип практического гражданского воспитания. ^

5. Мировоззренческий аспект образования в неокантианской трансценден-

тальной философии связан с философским обоснованием приоритетных принципов и ориентиров культурного и духовного планов, с формированием целей и идеалов автономии образования. Институциализация образования в немецком обществе Х1Х-ХХ вв. закрепляется культурной и исторической традицией, а также присущими обществу механизмами метафизической и научной рефлексии. Немецкая программа образования ориентирована на основные системные принципы образования: человек как субъект познания самостоятельно учится реализовать духовную и интеллектуальную свободу, индивидуально определять основы морального самосовершенства. ,

6. Проведенный философско-критический анализ европейского образования в XX веке выявил, что различные модели образования порождают разнообразные формы конкурентной борьбы. Образование в современном трансцендентализме определяется как форма коммуникативного действия, что позволяет говорить о конкурентоспособности образовательных систем. Идея права человека на знание в немецком трансцендентализме выступает не только идеалом свободного человека, а и необходимым и обязательным условием формирования прагматических основ образования гражданина, рациональных демократических и нравственных начал строительства гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется обозначенной актуальностью и новизной. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для специалистов в области истории философии и истории философии образования. Основные результаты исследования открывают новые перспективы анализа проблематики трансцендентализма, исследования ценностных и институциональных структур европейской системы образования, философско-педагогических теорий воспитания и обучения. Историко-философское рассмотрение проблемы трансцендентализма в сфере образования имеет важное значение для прикладных исследований в гуманитарной области. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в работе методических семинаров, в исследованиях, связанных с разработкой методологических проблем европейского трансцендентализма, немецкого идеализма и неокантианства, теоретико-познавательных проблем философии образования и воспитания.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации и выводы, содержащиеся в исследовании, прошли апробацию на заседаниях кафедры философии пединститута СГУ им. Н.Г. Чернышевского, на аспирантских семинарах 2006-2011 гг. Результаты диссертационного исследования были представлены в сообщениях и докладах на следующих международных научно-теоретических конференциях и семинарах «И. Кант и актуальные проблемы гуманитарных наук» (Саратов, 2006) и «Й. Кант, неокантианство и трансцендентальный идеализм» (Саратов, 2006, 2009, 2010), II Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти проф. Г.Ф.

Миронова «Наука в различных измерения» (Ульяновск, 2010), «Проблема сознания: философский и психологический аспекты» (Самара, 2011), на заседании «круглого стола» на тему: «Образовательное пространство: проблемы образования» (Саратов, 2010).

Результаты работы отражены в десяти научных публикациях общим объемом 4,2 п.л., в том числе 3 статьи опубликованы в изданиях, соответствующих перечню ведущих периодических и рецензируемых научных журналов и изданий.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этики и эстетики философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы. В заключение диссертации представлены основные итоги работы, указано ее теоретическое и практическое значение. Список использованной литературы включает 201 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны цели и задачи диссертационной работы, обозначены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Истоки трансцендентализма в европейской традиции: историко-критический* анализ» автором проводится историко-

критическое исследование истоков и основ трансцендентализма в контексте европейской традиции, заложившей основы образования.

В первом параграфе «Греческая Пайдейя: зачатки трансцендентального мышления» раскрываются философские основания трансцендентального мышления, выступающие фундаментом для развития идеальных представлений об истинности знании в античной системе Пайдейи.

Проведенный в Диссертационном исследовании историко-критический анализ выявил, что истоки трансцендентализма в европейской традиции уходят к античной философии. Так уже зачатки трансцендентального мышления проявляются в античных системах философского идеализма и реализма. Идеализм Платона и реализм Аристотеля формируют два полюса рационального мышления - априоризм и реализм. В идеализме Платона трансцендентализм проявляет себя в двух формах философского способа мышления - в аспекте созерцания и в аспекте умозрения. В Одном случае, это - трансцендирование в сферу абсолютного Блага и выход «за пределы чувственно-наглядного мира» в мир интеллигибельных сущностей. В другом, - априорность трансцендентального как условие возможности формирования внутреннего мира человека. Как выявило исследование, платоновский Априоризм носит не субъективноидеалистический, но объективно-идеалистический характер, т.е. априорные формы и бытия, и мышления выступают заложенными прежде всего в самом

ю

бытии, а уже потом в результате постижения и причастности к Единому, проявляются в качестве объективно-априорных форм человеческого, созерцания и умозрения. Аристотелевский трансцендентализм - реалистического толка. Для него метафизика - реальная наука, направленная на раскрытие сути трансцендентных сущностей, без которых не может функционировать трансцендентальная система категориального метафизического мышления. Онтологический трансцендентализм - по преимуществу — указывает на области как трансцендентного, запредельного, умозрительного, так и трансцендентального, как возможного условия познавательного созерцания. ,

Трансцендентально-философское обращение к греческой ГГайдейе в исследовании обосновывается самой идеей «философской Пайдейи», которая в контексте европейской традиции выступает своего рода субъективным условием, разумного осуществления права человека на знание, развития интеллектуальных, этических и эстетических способностей индивида. Идеалом Паидеии выступает сам человек, а высшей целью образования более совершенного человека определяется наилучший образ жизни, нравственность души, созерцательность и истинное предназначение человека. Диссертант рассматривает Пай-дейю в первую очередь как трансцендентальный идеал, который становится основой и принципом философского постижения и преобразования мира, интеллигибельной формой политической практики, определяющей цели античной демократии. .Идеал Пайдейи есть своего рода способ определения сущнортного смысла всякого идеального государства. Платон идеал воспитательной практики помещает в сферу внутренней рефлексии человека над миром собственной мысли и поступка. Идея справедливости образует трансцендентальное основание порядка, которое воплощается в идее справедливого государства и справедливого человека. Платоновский трансцендентализм выражает порядок, в предельном различении смысловых элементов и частей как kosmos и taxis. Практический характер и проблематика Пайдейи, раскрытые Аристотелем, позволяют говорить о перемещении идеи философского воспитания и образования в русло политики. .

Таким образом, анализ истоков трансцендентализма в античной философии продемонстрировал, что вопросы метафизики и, этики рассматриваются в общем контексте представлений об идеальном мироустройстве, божественном и человеческом совершенстве. Это позволяет судить об оформлении априоризма и трансцендентализма как видов рационального мышления, определивших понимание идеала общественного и государственного образования в традиции европейской культуры. Исследование выявило, что трансцендентальное мышление уже в античной философии выступает своего рода фундаментальной составляющей научного мышления, радикально расширяя, сферы практического разума и преобразуя горизонты европейской рациональности.

Во втором параграфе «Университетская схоластика и геологический трансцендентализм» уточняется специфика трансцендентальнргр мышления в контексте становления европейских университетов и>средневековой науки о трансценденталиях.

Интеллектуальная и духовная жизнь средневековой Европы представляет собой синтез философии и теологии, античных традиций, философских идей арабской и еврейской культуры, христианства. Активное общения с Востоком, результатом которого явилось появление трудов арабо-мусульманской и еврейской философии Авиценны (Ибн Сины), Аверроэса (Ибн Рушда), Моисея Май-монида, плодотворная работа по переводу и критическому осмыслению трудов философии античности (Платона и Аристотеля). Все это способствовало не только открытию университетов, но и становлению системы университетского образования в Европе.

Анализ изученных источников позволил автору утверждать, что в эпоху средневековья, с расширением проблем трансцендентального мышления вызревает идея разработки категориального аппарата, принятого называть трансцен-денталиями (Августин, Боэций и Фома Аквинский). Основная идея средневеково образования - проблема истинного знания, интеллектуального озарения и моральной интуиции - связана с проблематикой трансценденталий. Определение основ трансцендентального мышления задается многоаспектностью и неоднозначностью самой схоластической философии. Как аспекты созерцательного умозрения, трансцевденталии указывают направленность к совершенствованию и лучшему пониманию онтологической проблематики, связанной с доказательствами бытия Божьего. В контексте теологического трансцендентализма в средние века происходит зарождение и формирование нового идеала, который определяется новым образом жизни - христианским созерцанием единства истины, блага, красоты и совершенства. Фома Аквинский в метафизике Аристотеля выявляет трансцендентальное измерение и возводит трансцендентальные свойства сущности к систематической тройственности, увеличивая число трансценденталий до пяти: единого, истинного, благого, прекрасного и святого («res, unum, aliquid, verum, bonum»). Отсюда трансценденталий как основоположения бытия сущего и мышления включают в себя три смысловых значения: сущее как таковое есть единое, истинное и благое.

Критический анализ истоков трансцендентализма в сфере образования в средние века выявил, что проблемы образования в средневековом университете выражаются теологической направленностью процесса обучения. Педагогическая культура средневековья, ее философия образования и идеалы, позиции и направления остаются до сих пор малоизученными явлениями западноевропейской культуры. Классификация и систематизация нового знания, самостоятельное использование разнообразных методик обучения, интерпретация их в духе христианства, самым существенным образом сказались на формировании основ становления университетского образования. В духе христианской метафизики определяется идеал средневекового образования, который задает интеллектуальную среду университетской образованности и учености. Разработка транс-ценденталий в метафизике дополняет универсальные интерпретации христианства, уточняет особенности философского и теологического познания истины.

В третьем параграфе «Европейское Просвещение: Кант и Bildung» автором определяется содержание принципов критической философии И. Канта

и анализируются задачи его трансцендентальной педагогики в соотнесенности с

просветительским проектом. ^

Европейское Просвещение являет собой своеобразный поворотный пункт в новоевропейской традиции. Главной идеей философии Просвещения является материальный и духовный прогресс человечества, определяющий развитие концепции защиты прав человека, в том числе право на знание. Философия XVIII века отождествляет свое предназначение с познанием рациональных способностей человека и задачами формирования культуры (В11<3иг^), образования условий для развития моральных задатков человека. Эссе И. Канта «Что такое Просвещение?» (1784) выступает своеобразным «зеркалом» эпохи (М. Фуко) и основой европейского опыта критики и самокритики философии. Для И. Канта Просвещение — период взросления человечества, который связан с отказом слепого следования традиции прошлого и возможностью публичного употребления разума. Философ дистанцируется от принятой традиции Просвещения. Внутренним принципом его критической философии выступает идея всеобщего человеческого разума, которая оформляется в качестве концептуального ядра последующей новоевропейской традиции трансцендентализма.

Основные положения программы Просвещения И. Кант противопоставляет критичности в философии — развитию критической способности суждения и методической рефлексии. Догматическому и скептическому мышлению он полагает основы трансцендентальной философии, целью которой выступает систематическое исследование вопроса о возможности опыта и об условиях возможности априорных знаний. Критичность как важнейший принцип непосредственно имеет отношение к принципам мышления и культуре образования. В диссертации выделяются три фундаментальных принципа трансцендентальной педагогики И. Канта, Это — принцип разума (самостоятельность разумного суждения), который увязывается с задачей истинного «преобразования образа мышления»; принцип свободы (освобождение от предрассудков и свобода разумного суждения), который тождественен максиме «учиться мыслить и философствовать»; и принцип плюрализма (свобода и идея всеобщего человеческого разума), который утверждает гражданское признание кроме себя самого еще и другого, который имеет «собственный голос» и личную частную жизнь.

Трансцендентальный идеализм в сфере образования в кантовской редакции имеет педагогический смысл. В трактате «О педагогике» (1803), И. Кант обозначает три ведущих цели воспитания; общая культура душевных способностей (физическая и моральная); частная культура, моральная культура. Кроме того, в практическом воспитании немецкий философ делает акцент на умение, знание света и нравственности, взаимоуважении и веротерпимости. Публичное применение разума определяется как выраженная степень духовной свободы и именно за ним философ закрепляет «обязательное требование свободы». В государстве, основанном на принципах всеобщего просвещенного человеческого разума, приемлемой является не всякая свобода, а только та, которая определяет «должное положение вещей»: «склонность и призвание к свободному мыш-

лению». В связи с этим критическая философия И. Канта в аспекте образования имеет особую значимость.

В работе делается вывод, что кантовское понимание свободы как своеобразного регулятивного принципа справедливого общественного устройства подводит к осмыслению трансцендентальной идеи всеобщих гражданских свобод. Соединение понятия «трансцендентного» в философии образования (ориентация на высшие общечеловеческие ценности: любовь, свобода и пр.) и понятия «трансцендентального» (развитие способностей и возможностей самого человека) определяют единство трансцендентального подхода в контексте достижения нравственного идеала образования. Мораль в обществе необходимо предполагает наличие феномена свободного выбора. Человеческая личность выступает трансцендентальным субъектом целесообразной моральной деятельности, что является важнейшим фактором в воспитательной практике и в определении значимости этических проблем образования.

Во второй главе «Европейский трансцендентализм в сфере образования: принцип автономии и право человека на знание» анализируются особенности трансцендентального подхода в аспекте обоснования философских основ университетского образования; выявляется понимание автономии образования как исходного принципа философского обосновании; критически определяется специфика конкурирующих моделей образования в аспекте современного немецкого трансцендентализма.

В первом параграфе «Трансцендентальный идеализм как теоретическая основа университетского образования» определяются основные моменты идеалистического обоснования университетского образования в немецком трансцендентализме, уточняется оригинальность трансцендентального подхода. В диссертации отмечается, что линия развития немецкого трансцендентального идеализма восходит к критической философии И. Канта. Как проявление методологического мотива, классический немецкий трансцендентальный идеализм позволяет осмыслить многообразные системы научного знания, и в горизонте масштабного исторического опыта познания определить значимость трансцендентального метода, который представляет собой одновременно метод аналитики и метод критики. Как метод университетского образования, трансценден-тальныи метод дает возможность рассматривать науку как целостную систему знания и культуры. В обосновании трансцендентальной системы образования, немецкий идеализм исходит из критического принципа примата практического разума над теоретическим в философии. Наука и философия представляют собой предмет познания как процесс конструирования предмета знания a priori. В результате этого система научного знания требует постоянной корреляции со структурой университетского образования, имеющей системные различия между факультетами (философским и теологическим, юридическим и медицинским). Поэтому целью философского факультета определяется право на защиту автономного разума и истины от диктата общественных интересов и субъективной выгоды. Данная максима определяется природой философского знания:

философский факультет как пропедевтический должен выступать исходном практической основой университетского образования.

В работе детально анализируется основы трансцендентального идеализма в контексте определения задач университетского образования. Так, система философского, трансцендентального идеализма Ф. Шеллинга определяется как единый принцип развивающегося знания, который позволяет выстраивать поле рефлексии и критики на основах естественнонаучной, культурфилософской и гуманитарной проблематики. Философское знание в системе трансцендентального идеализма есть проявление Абсолютного тождества, поэтому оно выступает основой стратегии гражданской образовательной политики. Главенствующую роль, в отличие от И. Канта, в университетском образовании Ф. Шеллинг отводит факультету искусств, полагая, что философия в своей объективно]! тотальности является истинным искусством.

Идея немецкого духа получила широкое отражение в идеализме XIX века и выразилась в проекте классического университета, предложенного В. фон Гумбольдтом. Основополагающие принципы университетского образования -это дух христианства (протестантизм и католицизм), идея о самобытности, представление о нравственности, гуманная миссия образования. Они призваны учреждать среду «истинно-интеллектуального образования» и развивать нравственные убеждения. Образование в целом рассматривается как культура личности, теоретическое оформление которого выражается философской концепцией «ВНёигщ человека».

В русской педагогике (А.И. Введенский, С.И. Гессен) трансцедентальный метод в аспекте образования во многом определен проблематикой немецкого

неокантианства и немецкого трансцендентализма. .... ;

Во втором параграфе «Автономия образования: исходные принципы философского обоснования» осуществляется авторская реконструкция и систематизация исходных принципов автономии образования, дается их. философское обоснование, . . ... .. , .. :■■ . ■ - ...

Выявлено, что неотъемлемой частью европейского трансцендентализма является учение об автономности субъекта практического действия, ядром которого выступают права человека. Всеобщий принцип права предполагает в качестве своего априорного основания траисценденталтую идею об,изначальной свободе человека. В основе априоризма лежит трансцендентальное понятие всеобщности и равенства прав граждан, выраженное институционально в праве. Максима «человек является целью сам по себе» содержит все основные положения всеобщих прав человека, а суверенность лкчносш/, записывается в букве закона как индивидуальное право. В диссертационном исследовании отмечается, что включенность суверенной личности в правовой контекст не только задает понимание автономности прав человека, но и несет с собой многообразие типов и видов образовательных практик. ■ ,

В параграфе развивается положение, что немецкая педагогика . XX века продолжает традицию трансцендентальной рефлексии, восходящую к философии П. Наторпа и В. Виндельбанда. Она выдвигает и успешно отстаивает мето-

дологический принцип: вся система обучения и воспитания как предметные сферы процесса образования должны строиться философским образом: дидактика, а следом за ней и теория воспитания, требуют трансцендентальнофилософского обоснования, поскольку образование как система рефлексии и интеллектуальной свободы по своей исходной значимости всегда превосходит всякое опытное знание. Доказывается, что педагогическое неокантианство (Р. Хенигсвальд, А. Петцельт, X. Книттермайер) является своего рода философией свободы и философией личности, отстаивающее исходное кантовское положение, что система образования и воспитания, основанная на свободе как автономии, защищает не только демократическое государство, но и обеспечивает гарантии по защите основ жизненного мира, прав и моральных достоинств человека как гражданина и как индивидуальной личности.

В диссертации делается вывод, что культурная и историческая традиция, определяющая институализацию образования в немецком обществе Х1Х-ХХ вв;, имеет в своей основе философское обоснование целей и идеалов автономии образования. В немецкой модели автономии образования сам человек, являясь субъектом познания, в процессе реализации духовной и интеллектуальной свободы обретает способность сохранять личную ответственность за целостность собственного жизненного мира. Отмечается, что исходный смысл немецкого университета как идеального центра образования задается не только историческими корнями, гарантирующими прочность и преемственность внутренней жизни, а и автономией частной жизни индивида, задающей ориентир в развитии гражданского общества, его общепризнанных норм, ценностей и идеалов. Идея автономии образования выступает своего рода символом системы институционализации гражданского общества и регулятивным принципом возможного опыта формирования свободной и творческой личности, внутренним (трансцендентальным) идеалом которой выступает нравственное и духовное совершенство.

В третьем параграфе «Европейские модели образования в контексте конкурирующих форм демократии. Право человека на знание» исследуется специфика конкурирующих программ образования в аспекте современного немецкого трансцендентализма.

В диссертационном исследовании на основе критического подхода автор осуществляет анализ существующих систем образования в Европе во второй половине XX века. Сравнительный анализ помогает выявить, что европейская система образования выступает своеобразным институтом в контексте защиты гражданского общества от посягательств авторитарной власти в целях развития личности в условиях демократизации, призванной повышать степень свободы человека и раскрытие его потенциальных возможностей. Споры и дебаты вокруг «системного кризиса» европейского образования порождают поиск новых форм институализации образования в процессе демократизации образования.

По мнению немецкого философа Ю. Хабермаса, две концепции демократии могут быть противопоставлены друг другу формами американского «либерализма» и «республиканского коммунитаризма». Их принципиальное отличие

16

состоит в конкурирующем способе понимания целей и задач системы образования, формирующегося во взаимосвязи с развитием науки и научных учреждений. Сравнительному анализу подвергаются образовательная модель Великобритании (давшая стимул к формированию американской системы) и европейская модель (получившая распространение в Германии, Италии и Франции), основной целью которой является сохранение национальной культуры и развития национального идеала.

Первая из них — либеральная модель образования — предполагает индивидуальные стандарты культуры и основана по преимуществу на идее репродуктивной рациональности. Она представлена в западноевропейской науке неопозитивистскими и постпозитивистскими методами формирования научного знания, которые воспринимают образование как «консервативный институт». Цель либеральной модели образование - воспроизведение достижений научного знания, сформированных теоретических парадигм, понятий и образцов научной рациональности. Приоритетную значимость приобретают прагматический успех и сиюминутная выгода, а не научная истина.

В условиях глобализации и внутренней модернизации европейского сообщества приобретает особое значение реализация другой — продуктивной — модели образования. В ее основе лежит германская модель социальной демократии, или программа делиберативной политики в сфере образования.Она полагает развитие коммуникативных форм публичной демократии в гражданском обществе, развитию основ так называемого «общества знания».

В качестве альтернативы американской идеологии немецкая модель образования готова предложить конкурирующий способ понимания целей и задач образования — коммуникативную модель научного сообщества, представленную двумя трансцендентально-философских проектами. Две программы - универсальная прагматика Ю. Хабермаса и принципы трансцендентальной прагматики К.-О. Апеля - предлагают собственные принципы «образования», которые задают модели европейского образования измерение дискурсивной рациональности и расширяют пространство классического образования. Обе программы основаны на принципах интерсубъективной методологии и соответствуют условиям критической теории, в рамках которой обосновывается «критическая педагогика» (X. Бланкерц, В. Клафки, В. Лемперт, К. Моленхауэр и др.). В работе отмечается, что социальная теория образования Ю. Хаберма!са представляет собой «теорию коммуникативного действия» - практику интеграции системы и жизненного мира, включающую в себя элементы культуры, образования,

жизненный мир отдельной личности и систему общества. , _ _

В условиях существования поливариантных образовательных моделей особую значимость приобретает право человека на знание как составная норма неотъемлемых человеческих прав в контексте становления истории европейской демократии. Право на знание является необходимым условием для индивидуализации и развития персональной свободы и автономии, формирования гражданской сознательности и социальной ответственности.

В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, делаются теоретические выводы и обобщения, определяются перспективы дальнейшей разработки заявленной темы.

Публикации в изданиях, относящихся к перечню ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых отражаются основные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук:

1. Ефремова З.И. Автономная модель образования в трансцендентальном идеализме: принципы методологии // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. - Саратов: Изд-во Поволжской акад. госслужбы им. П. А. Столыпина, 2010. № 2 (23). С. 129-134.

2. Ефремова З.И. Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии // Власть - Москва: Изд-во «Редакция журнала «Власть», 2011. № 3. С. 87-89.

. 3. Ефремова З.И. Европейское Просвещение: Кант и ЕНИипц // Вестник Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина -Саратов: Изд-во Поволжской акад. госслужбы им. П. А. Столыпина 2011. №3(28). С. 214-220. ,

Публикации в других изданиях: п

4. Ефремова З.И. Педагогические взгляды И. Канта: общая характеристика // Философия и проблемы современности: Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. С. 34-38.

5. Ефремова З.И. Жан-Жак Руссо и Иммануил Кант: два взгляда на проблему практического воспитания // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. Вып. III. С. 18-24.

6. Ефремова З.И. Трактат И. Канта «К вечному миру» в системе взглядов на развитие гражданского общества в Европе XIX века / Межвуз. сб. на-уч.-техн. ст. -Вольск: ИЦ ВВВУТ(ВИ), 2008. Вып. 23. С. 221-225.

7. Ефремова З.И. Идеал образования в свете становления гражданского общества: античная демократия и традиция пайдейи // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2010. Вып. IX. С. 94-104.

8. Ефремова З.И. Образование в контексте науки: аспекты методологии //

Наука в различных измерениях. Сб. науч. тр. - Ульяновск: УлГТУ 2010 С. 483-486. .

9. Ефремова З.И. Трансцендентализм в философии образования: традиция и современность // Цивилизация и человек. - 2010. № 2. С. 174-178.

10. Ефремова З.И. Трансцендентализм как теоретическая основа европейской университетской модели образования // Философия и образование: интеллектуальные традиции и новации. Сб. науч. ст. - Саратов: Изд-во ИЦ «Наука», 2011. Вып. X. С. 56-ЧЮ.

Ефремова Зоя Ивановна

Трансцендентализм в сфере образования: историко-философский аспект

Автореферат

Подписано и печать 26.12. 2011. Формат 60x84 1/16. Усл-печ.л.1,25. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс». Тираж 100. Заказ № 320

Отпечатано с готового оригинал-макета Типография СГУ, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112а.

Тел.: (8452) 27-33-85

 

Текст диссертации на тему "Трансцендентализм в сфере образования"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ ИМЕНИН. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 09.00.03 - история философии по философским наукам

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

61 12-9/202

На правах рукописи

Ефремова Зоя Ивановна

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Тетюев Л. И.

Саратов 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3

ГЛАВА I. ИСТОКИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ: ИСТОРИКО-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ....................................15

1.1. Греческая Пайдейя: зачатки трансцендентального мышления..............15

1.2. Университетская схоластика и теологический трансцендентализм.......37

1.3 Европейское Просвещение: Кант и Bildung........................................53

ГЛАВА II. ЕВРОПЕЙСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИП АВТОНОМИИ И ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЗНАНИЕ..............................................................................................................80

2.1. Трансцендентальный идеализм как теоретическая основа университет-

ЯП

ского образования.............................................................................................ои

2.2. Идея автономии образования: исходные принципы философского обоснования.......................................................................................................

2.3 Модели европейского образования в контексте конкурирующих форм демократии. Право человека на знание...............................................126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................145

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................150

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Обращение к исторической традиции трансцендентализма объясняется необходимостью осмысления исходных оснований и принципов самой системы трансцендентализма, поскольку именно данная философская позиция в истории западноевропейской философии порождает основные базовые представления о человеческой способности познания, специфике философского и научного знания, и самом человеке как моральном субъекте. Необходимость обращения к истокам трансцендентализма в сфере образования с целью прояснения и отстаивания основ идеализма образования становится очевидной, поскольку культура трансцендентального мышления зарождается в Античности, и в качестве познавательного идеала впоследствии оформляется университетской системой европейского образования. Трансцендентализм в сфере образования имеет состоятельную образовательную традицию, и освоение западноевропейского историко-философского опыта отвечает потребностям современного развития российского общества. Историко-философский анализ является на современном этапе актуальной задачей, поскольку современное национальное образование в мире в условиях всеобщего развития Болонского процесса требует к себе философско-критического подхода. Восстановление традиции трансцендентального идеализма не только возможно, но и необходимо.

Степень научной разработанности проблемы. В области исследовательского интереса к трансцендентализму в сфере образования можно выделить условно следующие шесть проекций:

1) Историко-философская мотивация. В основе европейской системы образования лежит определенный философско-этический идеал, впервые обоснованный и теоретически разработанный в античной Греции. Проблема-

3

тика трансцендентального мышления формировалась также в античной философии. Первые зачатки трансцендентального мышления выявляются у Платона и Аристотеля (А.Ф. Лосев), принципы которого наиболее полно воплощаются в осуществлении идей Пайдейи - греческой системы воспитания и образования античного грека. К заслугам Платона относят разработку им основ трансцендентального метода в обосновании алогического мышления, свойственного для эстетического и философского созерцания. Специфика оснований античной Пайдейи наиболее полно представлена в труде В. Иеге-ра, где образование определяется в качестве неотъемлемой части греческой культуры и греческого типа философского мышления.

2) Сущностные задачи средневекового теологического трансцендентализма в контексте развития европейских университетов. Образование в Средние века оформляется в структуре церковных школ-центров и университетов. Средневековый университет - явление европейской культуры. Вера и разум - составляющие образованности в христианском мире. Появление и разработка латинских терминов «transcendentes» и «transcendentia» в трансцендентальной философии связывают с трудами средневековых логиков и теологов Августина, Боэция и Формы Аквинского. В Средние века с развитием университетского образования и учености происходит интенсивное ознакомление с трудами античных философов и перед теологией встает философская проблема обозначения определенной сущности Бога как конкретной, живой сущности, отличной от вещи и понятий о вещах как таковых. Появление трансценденталий связывается с учением Фомы Аквинского, который развивает метафизические установки Аристотеля, а понятие «трансцендента-лии» увязывает с определением первопричины, которая в категориях, идентичных бытию сущего, проявляет себя как единое, истинное, благое, прекрасное и святое.

3") Европейское Просвещение и кантовский проект трансцендентальной философии. Традиционно идею трансцендентальной философии связывают с

4

разработкой И. Кантом трансцендентального метода, который, в отличие от методологии рационализма и эмпиризма, утверждает необходимость построения идеальной системы знания о реальности и обосновывает возможность развития познавательных средств науки и философии, задает критическое переосмысление частных наук. Именно в лоне немецкого классического трансцендентализма получают теоретическое обоснование гуманитарные науки, философия культуры, философия образования, науки о воспитании (Erziehungswissenschaften).

4) Система трансцендентального идеализма в новоевропейской традиции опирается на философию и критику догматической метафизики И. Канта, многообразные программы немецкого трансцендентализма, восходящего к взглядам И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В широком смысле слова к трансцендентализму относят также и трансцендентальную философию Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Некоторые исследователи причисляют сюда также и трансцендентальную метафизику, получившую развитие в христианской догматике.

В XX веке и начале XXI века в отечественной историко-философской литературе осуществляется огромная исследовательская работа в области изучения наследия западноевропейского трансцендентализма. Достаточно назвать известные и переведенные на многие языки академические издания В.Ф. Асмуса, К. Бакрадзе, A.B. Гулыги, Т.И. Ойзермана, И.С. Нарского, Г. Тевзадзе. Последние десятилетия отмечены появлением новых интересных исследований, посвященных как самой философии И. Канта, так и ее современным интерпретациям. Следует прежде всего отметить работы В.Н. Брю-шинкина, В .В. Васильева, Н.К. Вахтомина, П.П. Гайденко, Т.Б. Длугач, A.A. Ермичева, В.А. Жучкова, А.Н. Круглова, JLA. Микешиной, Н.В. Мотрошило-вой, Н.С. Мудрагей, А.П. Огурцова, Д.Н. Разеева, В.Е. Семенова К.А. Сергеева, Л.И. Тетюева.

Теоретической значимости этических и эстетических идей И.Канта большое внимание уделяли Т.А. Акиндинова, И.С. Андреев, А. А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Калинников, В.А. Конев, В.В. Лазарев, К.Н. Любутин, А.Г. Мясников, Ю.В. Перов, Э.Ю. Соловьев, С.А. Чернов.

Кантовский замысел трансцендентальной педагогики остается до сих пор наименее изученным, его интерпретация ограничивается лишь простым освещением педагогических идей философа, изложенных в труде «О педагогике». Однако идея трансцендентальной педагогики расширяется и на университетское образование, особенно это проявляется в «Споре факультетов». Здесь И. Кант впервые по отношению к преподавателям университета вводит понятия «наставник молодежи», «учитель народа», «учительское сословие», в интересах которого «обеспечить прогресс культуры в сфере науки». Сложности расширительного толкования можно объяснить не только предметом самой трансцендентальной педагогики как науки о культуре воспитания и формировании познавательных задатков человека, но и односторонностью имеющихся вариантов понимания трансцендентальной философии.

5") Теоретическая и методологическая база неокантианской педагогики. Мотив «новейшего возрождения» в первой половине XIX века в Германии кантовской философии привлекает внимание немецких педагогов к методологическим принципам обоснования педагогики и педагогических наук как наук об образовании свободного человека и ответственной личности воспи-туемого.

Две школы немецкого неокантианства в Германии — марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп и Э. Кассирер) и баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) выступают методологической основой образовательных и педагогических наук. История и теория неокантианства в нашей литературе освещена достаточно плодотворно. Следует отметить прежде всего интересные исследования А.И. Абрамова, В.Н. Белова, П.П. Гайденко,

Б.Т. Григорьяна, Т.Б. Длугач, В.А. Жучкова, Б.В. Михайлова, И.С. Попова, В.В. Сапова.

Познавательные аспекты неокантианской методологии хотя традиционно и рассматриваются на предмет критики, в ряде работ отечественных философов исследованы творчески взвешено. В области методологии научного познания следует назвать работы В.У. Бабушкина, Т.Б. Длугач, А.Ф. Зотова, В.А. Лекторского, С.Ф. Мартыновича, З.А. Сокулер. Вопросы философии истории, культуры и религии освещали П.П. Гайденко, A.A. Кравченко, H.A. Лисовенко, А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян.

Человек как философская проблема и проблема образования в XX веке становятся важнейшими мотивами современной дискуссии. Системно-интегративный подход считается главной методологической предпосылкой обоснования современной сущностной и субъектно-коммуникативной парадигмы человека и его культуры разума. Наиболее полно данная программа методологического обоснования нашла отражение в работах саратовских философов Я.Ф. Аскина, В.П. Барышкова, В.Н. Белова, В.Н. Гасилина, Б.И. Мо-кина, C.B. Никитина, В.П. Рожкова, Л.И. Тетюева, В.Б. Устьянцева, В.А. Фриауфа.

6) Возрождение внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентальной философии образования. Дискуссии, которые ведутся с середины 40-х годов XX века в западноевропейской философии и педагогике, касаются институциональной формы философии образования. Критическое осмысление образовательной деятельности, ее целей, норм и ценностей свидетельствуют о поиске основополагающих парадигм обоснования педагогики как теоретической, так и философской науки. Наиболее полно этот спор впервые проявляется в формулировке «педагогики свободы», призывающей вернуться к основам кантовского понимания задач и целей школьной и университетской педагогики. Стало очевидно, что педагогика имеет непосредственное отношение к процессам демократизации общества, а система образо-

7

вания выступает важнейшими факторами общественных трансформаций и модернизации гражданских институтов. Образование, выражая национальные ценности и цели гражданского общества, создает «мир возможных миров образования» (А.П. Огурцов, В.В. Платонов, Е.В. Брызгалина)

Дискуссии вокруг перспектив европейской демократии и развития гражданского общества обострили полемику между крупнейшими философами - Ю. Хабермасом, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотаром и Р. Рорти. Настоятельный призыв к осмыслению критической философии И. Канта свидетельствует о поиске нового системообразующего начала в философии XXI века, попытке реабилитации понятия единства теоретического и практического разума, морального субъекта трансцендентализма. Представляется, что разразившийся кризис в образовании является результатом утраты внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентализма, отходом от принципов трансцендентальной философии к позитивистки и постпозитивистски настроенной науке.

Таким образом, историко-философский анализ трансцендентализма в сфере образования дает основание для дальнейшего, более глубокого исследования целей и задач трансцендентальной философии в осмыслении проблем образования и выработки проекта идеалистической педагогики. Актуальность обозначенной тематики, ее недостаточная степень разработанности и обусловили выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Объектом нашего диссертационного исследования является классическая система философского трансцендентализма, лежащая в основе европейского образования.

Предметом исследования выступают историко-философские основания трансцендентализма в сфере образования.

Целью диссертационного исследования является историко-философское осмысление исходных оснований и принципов трансцендентализма в сфере образования. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Выявить философские истоки трансцендентального мышления, способствующие формированию идейных принципов античной системы образования и воспитания Пайдейи.

2. Уточнить в контексте становления европейских университетов специфику трансцендентального мотива в средневековой науке о трансценден-талиях.

3. Определить содержание принципов критической философии И. Канта и задачи его трансцендентальной педагогики в соотнесенности с

просветительским проектом.

4. Проанализировать особенности трансцендентального подхода в аспекте обоснования философских основ университетского образования.

5. Рассмотреть понимание автономии образования как исходного принципа философского обоснования.

6. Изучить специфику конкурирующих моделей образования в аспекте

современного немецкого трансцендентализма.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются основополагающие идеи и принципы методологии трансцендентальной философии и неокантианской философии образования. Среди них следует назвать принципы рационализма, историцизма и системности. В ходе реконструкции идей философского трансцендентализма мы опираемся на специальные методы историко-философского анализа, представленные в работе приемами теоретического сопоставления, логического сравнения, концептуального обобщения исследовательских данных и построения выводов. Реконструкция историко-философского контекста имеет непосредственное отношение к проблемам трансцендентальной критики

9

концептуальных оснований философии образования, дальнейшему осмыслению герменевтической и феноменологической методологии в педагогике и истории становления университетского образования.

Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. В данной работе впервые осуществлено отечественное историко-философское исследование основ европейского трансцендентализма в сфере образования. Полученные в ходе исследования результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью, состоят в следующем:

- впервые раскрыты философские основания трансцендентального мышления, выступающие фундаментом для развития идеальных представлений об истинности знании в античной системе Пайдейи;

- рассмотрен многоаспектный контекст становления средневековых европейских университетов и раскрыто смысловое поле трансценденталий в средневековой науке, направленных на постижение единого, истинного, благого, прекрасного и святого;

- по-новому выявлена соотнесенность просветительского проекта и кантовских принципов развития свободного мышления и гражданской нравственности в аспекте автономности образования как идеальной системы личного совершенства;

- определены основные моменты идеалистического обоснования университетского образования в немецком трансцендентализме, уточнена оригинальность трансцендентального подхода;

- произведена авторская реконструкция и систематизация исходных принципов автономии образования;

- выделены и исследованы модели европейского образования в контексте трех конкурирующих форм демократии - либерализма, консервативного коммунитаризма и коммуникативной демократии, что позволяет определить

10

значимость современного трансцендентализма в развитии коммуникативной демократии в сфере образования и воспитания, в деле расширения прав человека на знание.

В результате проведенного исследования сформулирован ряд положений, выносимых на защиту:

1. Впервые в историко-философском отношении многоаспектная сущность трансцендентализма исследуется в сфере образования. Уже в качестве контроверзы античного мышления, трансцендентальное мышлени�