автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Труд как ценность в системе нравственных отношений

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Селезнев, Владимир Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Труд как ценность в системе нравственных отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Труд как ценность в системе нравственных отношений"

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДИМЯ ш. Г.В.ПШАНОВА

На правах рукописи

СЕЛЕЗНЁВ ВДАДШИР шайяошч

труд как ценность в сюти нравственных отношений

Специальность 09.00.01 - Диалектический и исторический материализм•

• А.В TOPEO ЕР АТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва 1992

Работа' вшйлнена на отделении философии и теории социально-политических отношений Российской Экономической академии им. Г.6.Плеханова

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор КОНКИН Ц.и.

Официальнке оппгчектн - доктор философоких наук, профессор ' бацеейа г.в. ' - кандидат философских наук, доцент

СКЛЯРЕНКО С.А,

Ведущая организация - Московский инотнтут связи.

Защита .состоится "__"_ 1992 г. в "_" часов

на ваоедавии специализированного совета по философским наукам (К 063.62,07) в Российской Экономической академии им.Г.В.Плаха-нова (113С54, г.Москва, М-54, Стремянный пер,, 28).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института

Автореферат разослан " " •_' 1992 года

У*ёий; чвк^вмрь. • - :

руфвдко е,ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Современные реалии нашего общества задают о с о буи остроту существующему многообразию сопиально-нравственньи проблем. Глубокая девальвация цэнностей трудовой шра-ли, резкое падачие самоценности труда, наблюдавшееся в последние годы, свидетельствуют, что проблем" взаимодействия экономики и израл и сфокусировала з себе своего рода зигзаги предяествукяцего существования советского общества. Процесс качественного обновления нашего общества напрямую связан с решением задач определения гуманистического критерия трудош« отношений, ибо переход к рыночным структура» и, к тому же, утверждение примата общечеловеческих ценностей, вбивает необходимость переосмысления уотоявяихся нравственных принципов в сфере практической деятельности.

Как известно, история нашей стран/ в 70-а начале во-х годов отмечена действием серьёзных негативных тенденций, и, в частности, девальвацией ценностей трудовой морали /в том числе труда как человеческой ценности/, резким паденизы трудовой активности советских лю- ' дей.

Встаёт вопрос, почему так случилось? Какие ошибки в теории и ,извращения в практике строительстаа социализма, казалось бы отвечающего коренным интересам'человека, обесценили основополаг&ощиэ норма и ценшсти в сфере трудовой деятельности, человека,' которые играли важнейшую роль в годы первых пятилеток?

Ответ на эти вопроси, связанные с сопиальньш и нравственными деформациями, с критической ситуацией в экономике страны и её разрушительным воздействие« на социалый-поллтическуи структуру общества, не может быть однозначным и связан о глубоким анализом ситуации. Последовательное и планомерное разрешение возникшей проблема повышения трудовой активности всех работников» восстановления ценностей трудовой юрам не в последнюю очередь связано с осознанием негативных явлений в механизме формирования и реализации потенциальных способ» ностей челозека к тр/ду, максимального рзс-срытия его состязательной природа. Суть вопроса, по нашему мнению, состоит в том, чад ценностное отношение к труду, проблема формирования труда как жизненной ценности нзшслима без полноценного, оптимального раскрытая способ!йсти каждого индивида. В отои смысле чем более совершенен механизм раскрытия и использования способностей человека как субъекта практической деятельности, тем икре возможности, заключённые в этом процессе, для

самореализации личности, которая, в свое очеродь, требует у субъекта шрали высокой степени ответственности, нравственно га отношения к труду.

С учётоц вышесказанного более продуктивно, на над взгляд, вопросы совершенствования крааетвенш.гх отношений в трудовой сфера, анализа труда как жизненной ценности будут решаться, если рассматривать их в более широком контексте взаию действия экономики и шрали, прослеживая это взаимодействие в аспекте формирования и функционирования той модели трудовых котивший, которая сложилась в условиях излишней централизации всех сфер общественной яизни. Этот подход является актуальным прежде всего о точки ареннл возможности исследования данной юдели в гуманистической аспекте, что позволяет вычленить и раскрыть глубинные корни процесса девальвации основополагаддих ценностей тру-дввой шрали.

Огепень разработанности проблвмц. В качестве теоретической предпосылки решения проблемы труда кок ценности используются новоторца актуальные положения и выводи классиков марясизма-лениназш.

Большое значение дня понимания сущности и особенностей нравственно обусловленной систеыы трудов«* мотиваций ккзют работы М. Бзбора , в которых система анализируется с точки зрения её этико-религиозного содержания. Особого внимания заслуживает вопрос перехода нравственно обусловленной систавд трудовач мотиваций в собственна экономический механизм мотивации, который рассматривается автором как результат взшмксн-г.чи " ■аскетической ролигиозкости" и специфического "хозяйственного этоса"?.

Вакную теоретическую ценность идао? работы советских этиков, среда которых следуеу отметить работа Й.А.Щарбака.

Некоторое аспекте взаимодействия экономики и шрали в райках управленческой этики рассматриваются извзстными советскими этиками: • В.Т.Ганжиным, Е.И.Бакатановскиы, Ю.П. Согоконовьм, а также А.М.Оыаро-вьш, А.М.Комаровым, ФЛ.Селюковьш и др.

Иного ценны* замечаний и половений в исследование проблемы формирования нравственных ценностей трудовой шрали, проблемы гуманизации общества и личности содержится в работах советских этиков Л.М. Архангельского, В,А.Влюмюша, Г.Н.^уиицкого,' А.А.1усейнова, О.Д. Дробшщкого, Ю.М.&юлевдэва и др.

* : М.Вебер Протестантская этика (сб.отатой). 4,11 и Е, - М., 1973. I - ЗгХа.

Некоторые вопроса, связанные с процессом дегуманизации трудовых отношений (абсолютизация трудового энтузиазма советских людей при строительстве нового общества, безусловное преобладание общественных интересов над личными, днегармонизация взаимоотношения материальных и моральных побудителей к труду и др.) и их социологический анализ даётся в работах известных советских социологов В.Э.Еойкова, Т.И.Заславской, Тоцекко Ж.'Г., В.А.Ядова и др.

В особое направление южно объединить работы, посвященные проблеме исследования "нравственного фактора" или включающих это поня- . тие в качестве методологического средства решения той или иной задачи /Астапова О.Д., Аверин Н.М., Алёхина И.В. и др./. Анализу этой проблемы посвящено также специальное исследование . Однако, дакэ в.диссертационном исследовании даётся довольно неопределённое понимание этого понятия и в лучшем случае только дескриптивное описание.

Среди последних крупных работ, в которых рассматриваются некоторые ценностные аспекта труда в историческом контексте молено отметить монографии М.Капустина и З.И.Ьайнбурга.

Отдельные аспекты проблемы ¿[армирования нравственных принципов труда: отра-ены в монографиях, статьях и диссертациях, экономической литературе. 4

Однако общефилософский подход к исследованию процессов форми-' рования нравственных ценностей трудовой морали, опирающийся на конкретно-исторический анализ, не стал ещё* в -достаточной степени предметом научно-теоретического рассштрения. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает положение о том, что труд'становится определявшей моральной ценностью лишь в той мере; а какой он служит формяй Ьыражения сущностных сил человека, максимального раскрытия его состязательной природы. В этой связи актуальными становятся вопросы, связанные с проблемой формирования и действия системы трудовых мэти-бапий и, в частности, той её из дели, которая сложилась и функционировала в исторических условиях советского общества в доперестроечный период. Но этот аспект исследования труда как ценности в советской литературе, к сожалению, ещё недостаточно исследован. Малоисследованными остаются также вопросы, связанные в анализом взаимодействия субъекта хозяйствование и субъекта морали, функционирования "нравственного фактора труда" и форм его "обеспечения", гуманистических аспектов деятельности субъекта практики и др. В своём подходе к проблемэ анализа труда как жизненной ценности человека диссертант анализирует такие некоторые социально-нравственные противоречия в

о

Си.: Ванделадзе М.Г. Проблема нравственного фактора .общественного прогресса: Дисс... на. со иск. учёной:,стспени!-канд.фИлос.наук, 1990.-

общества, связывая их обостренна с результатом процесса дегуманизации трудовых отношений, что в течении длительного времени проявлялось в политике "эксплуатации" нравственного фактора труда. Всё это позволило сформулировать следующую цель и задачи исследования.

Цель, диссертационного исследования - выявить условия формирования ТРУда как жизненной ценности в системе мотивационных детерминант; обосновать тезис об индивидуальной самореализации личности как необходимого условия гуманизации трудовых отношений, разрешения социально-нравственных противоречий в общестсе, преодоления различных форм нравственноро отчуждения.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи г

- выделять и проанализировать основные причины становления нравственно обусловленной системы трудовых мотиваций, показать сущность и особенности её функционирования в ходе строительства и "обновления" социалистического общества;

- раскрыть особенности действия нравственных иеханизшв мотивации а гуманистическом аспекте. Под этим углом зрения проанализировать основные ценности трудовой этики, показать аксиологическую обусловленность труда нравственными штиаагораци;

- исследовать воздействие нравственного отчуждения личности на направленность -эё дарш1ьнпч*ентстоос.ориентация;

- показать необходимость и основные условия перерастания нравственно обусловленной система трудовых мотиваций в экономические ютивацион-шю механизмы.

Научная новизна диссертации заклинается в следующем:

- показано, что главный условием формирования труда как жизненной • • ценности в системе нравственных отношений является гуманизация общественных отношений в рамках которых создаются необходимые условия для максимального выявления состязательной природы субъекта деятельности;

- предложен новый подход к анализу процесса формирования труда как определяющей ценности человеческой жизни в системе мотивационных детерминант в историческом аспекте;

- выяснена роль понятия "нравственный фактор груда" в формировании изральиэго о»чуждения личности, показан антинаучный характер абсолютизации его в производства;

I- обосновано, что субъект практической деятельноеггк в сфере трудовых отношений имеет сложную природу, которую модно представить в виде сис-

*емы двух взаимосвязанных элементов: субъекта хозяйствования и субъекта морали. Ведущим звоном этой модели в структуре экономического штипационяого механизма всегда выступает субъект хозяйствования.

Теоретической я методологической основой работы являются сохраняющие акгуальность теоретические положения классиков марксизма-ленинизма, работы советских и зарубежных авторов по тема исследования. Работа осуществлялась на базе фундаментальных идей и принципов материалистической даа&зкткки* пришито» историзма, противоречия, системного анализа.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют глубже понять механизмы формирования ценностей трудовой иэроли, способствуют уточнению содержания ряда категорий социальной философии. Материалы диссертации шгут быть использованы на лекциях и семинарских занятрях по курсу социальной философии и этики.

Апробация работы. Основные результаты диссертации отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках, тезисах докладов на научных конференциях. Диссертант ьыступал в докладами, в которых использованы полученные результата на райпублаканском научном сишоэиуме /Уфа, 1337/, научно -практической конференций /Хабаровск, 1*368/, на, учнои симпозиуме по этике /Москва, 1991/ и др.

Структура ц объём работы. Диссертация состоит йз введения, двух глав (б параграфов), заключение и списка'ликратуры. •

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вз введении обосновывается актуальность избранной теш диссертации, даётся анализ степени её разработанности, отмечается научная новизна и практическая аначиюсть работы, формулируется цель, основные задачи и методологические принципа исследования.

В первой главе - "Труд в система нравственных штиваций" .анализируется некоторые аспекты взаимодействия экономики«; морали. В контексте такого подхода ваяное значение, по мнению диссертанта, имеет анализ труда как ценности в система детерминация экономической мотивации. Для чего анализируется те иодель трудовых мотиваций, которая сложилась и функционировала в уоловиях "грубого коммунизма"» Раскрывается еЗ сущность и особенности действия в система "человеческих" координат. Чтобы раскрыть антигуманный характер этой шдэля вводится понятие "нравственный фактор труда", которое фиксирует роль человека только в качество в р о д. о £

в

развития и, таким образом, как бы заслоняет содержание теоретичес-» кой и практической ориентации на развитие человека как высшую цель всякого созидания. Антигуманный механизм мотивации трудовой деятельности, по мнению автора, складывается в виде нравственного фактора труда, основными слагаемыми которого становятся ценности, характеризующие ситуацию безусловного преобладания общественных интересов над личными, установку на "жертвенный" образ жизни.

Диссертант отмечает, что модель выявления состязательной природа человека, основанная на нравственных мотиваторах /чувстве долга перед Родиной и др./ являлась в определённой степени оправданной в критической ситуациях страны, когда требовался временный порыв энергии народа, его самопожертвования. Однако в относительно мирное время общественного развития последовательная реализация данной модели ведёт к утрате энтузиазма трудящихся, девальвации основопалага- : щих ценностей трудовой юрали и, в конечном итоге, к г аде ни» индивидуальной активности и инициативы.

В первом параграфе - "фщноегь и основные черты нравственно обусловленной системы трудовых мотиваций" на основе материалистического анализа общественного устройства исследуется объективный механизм формирования нравственной модели трудовых мотиваций, рассматривался ей сущностные характеристики.

Чтобы очертить методологическую основу предлагаешго исследования системы трудовых мотиваций, используется понятие "казарменный социализм" (коммунизм), введённый К.Марксом для характеристики общества, построенного у нас в стране. Именно в повсеместном отрицании личное--ти человека, в глушении над личностью и эашиочаэтея суть казарменного социализма. Этот вывод Маркса, сохранивший свою актуальность применительно к современному общественному устройству, позволяет подойти к выявлению исторических особенностей социального содержания системы . трудовых мотиваций, рассмотреть её в гуманистическом измерении. Под этим углом зрения в параграфе анализируется содержание понятий "нравственный фактор труда" и "внеэкономические формы обеспечения функци- | онировакия нравственного фактора труда". {

Несмотря на различив позиций, обнаруживаемых не только в опрэ- | делениях понятия "нравственный фактор", шив его интерпретациях -достаточно чётко выделяется тенденция, о которой вряд ли можно согласиться. Дало в том, что в литературе преобладают представления о, нравственном ф&чтер® как чем-то шнолитном, непротиворечивом в своей из- | начальной ориентированности на только (или главным образом) прогрге- | чивные социальные преобразования. Нравственный фактор понимается как | чь'ко активное полочитояьноч социальное качало, движущая творческая '

сила общественного развития, фактор развития производства и т.д.

Ачализируя нравственный фактор труда, диссертант приходит к выводу, что в нём не фиксируется сошально-деятельностная сущность человека, не отражается нравственно-гуманистичейкая интенция понятия, стираются грани™ между проблемой нравственного фактора и проблемой человека в делом. Отсутствие гуманистической заданности нравственного фактора труда особенно отчётливо проявлялось в нарушении единства общественных и яичных интересов, материальных и шральных стимулов к труду. В этой связи, диссертанту представляется, что интерпретация понятия "нравственный фактор труда" должна быть связана с целостной концепцией человека, с учетом исторической конкретики и общей гуманистической направленностью марксистского решения проблемы человека. В этом же отношении применительно к понятии "нравственный фактор труда" человек выступает не целью общественного развития, а средством для решения определённых социально-окоготических или политических задач. Именно в таком понимании нравственный фактор труда будет в дальнейшем использован нами как отправной пункт для дальнейшего исследования.

Диссертант анализирует та к,го основные форш обеспечения функционирования нравственного фактора труда (идеологическую, репрессивно-правовув, сот!ально--психологическую• показывает объективный механизм формирования данной модели трудрвкх мотиваций, раскрывает сложную природу субъекта практической,деятельности.

Во втором параграфе - "Проблемы нравственной вдтивапии труда в начальгай период становления Советской власти" анализируется вклад в решение проблемАзаиюдейсгзия экономики и юрам, в это время показывается объективные и субъективные причины абсолютизации нравственного фактора в решении социально-окономяческих задач.

В напряжённом поиске наиболее эффективной системы побуждения к труду /а, следовательно, и формирования ценностного отношения к труду/ уже с 1921 г. исследуются возможности и необходимость самодеятельности ыасс в мирное, неэкстремальное время. Речь по существу идёт о расширении и укреплении материальной и зкоиомической база для новых хозяйствующих субъектов, которые должны действовать уке "но на энтузиазме непосредственно" /В.И.Ленин/ в на основе задействования личного, материального интереса. Мысль о необходимости экономического обеспечения нравственных процессов в трудовой стере, кок едко/ из главных и необходимых предпосылок выявления состязательной природы человека, в личностном плане означает нреадо всего Т,ср;.;ирошнне хо— зя^стнуккцого субъекта.

Автор, таким образом, акцентирует внимание на том, что на уровне нравственных императивов /апеллируя к нравственному сознания труже-, ника/ невозможно решить проблему привлечения к труду. Последние всегда нужно соотносить с теми императивами, котором он действительно подчиняется - экономическим. .

В третьы параграф "Об эволюции »неэкономических форм в мотива- , 'ции труда" рассматривается та модель трудовых мотивация, которая сфор—' мировалась в конце 20-х годов и довольно дательное время дейсгвова- * ла в наше«1 обществе. Раскрывая её антигуманный характер, диссертант обращает внимание на то, что политика решения социально-экономических и политических задач осуществлялась посредством опоры прек.гу--щественно ля нравственны;! фактор труда, на трудовой энтузиазм советских ладей. Осущвотвлэшю этйй политики на практике выражалось в попытке обеспечения"эсгфективного" функционирования нравственного фактора труда посредством внеэкономических мер - идеологического, репрессивно-правового и социально-психологического характера.

Политика опори непосредственно на трудовой энтузиазм масс, выступающего в качестве разновидности производственной мотивации, способствовала дегуманизации трудовых отношений, прзпяготвовала макак- . мальной реализации творческих сущностных сил работника. Особенно яр- . ко эта тенденция проявилась в период оталинокого правления.

Длительная '"эксплуатация" лучших качеств здяеншю, его духовно-нравственного потенциала бакономериа приводит к "моральной усталости". , утрате его энтузиазма. Особенно заметно эго ота'ло проявляться о сере- • дины 60-х годов. Полную и окончательную утрату энтузиазма, девальвации важнейших ценностей трудовой морали, обесценивания труда как ценности диссертант связывает с началом-серединой 80-х годов, когда,окончательно были сняти идеологические "шоры". В итоге, модель трудовой мотивации, ориентированная ш субъекта морали, его энтузиазм, сознательность и самоотверженность становится не только малоэффективна;:, но яшереотаёт быть вовсе каким-либо побудителем к честному и добросовестному труду, в результате ослабли, а то и вовсе исчез,ли субъективные возможности для реализации творческих потенций трудового народа, происходи* резкое нарастание многочисленных форм отчуждения, обостряются социально-нравственные и другие противоречия.

Вторая глпва - "Проблема формирования нравственных принципов тг т,овой морали" посвящена рассмотрении вопрос«, связанных с проб--■-ле.мо1 восстановления .гушнйстическо\' природа субъекта практики в ейе-ро грудоацх откошена'}, гуманизацией последних. Обращается вникание'на

выявление обьонтиЕчсй основы гуманистической трактовки самореализации субъекта практической деятельности, которую диссертант связывает с законом возрастания роли народных масс в истории, открытого К.Гярксом,

3 содержании механизма выявления состязательно!! природы чг-ловека /суть которого представляет система трудовых мотиваций/ диссертант выделяет те элементы /условия/, действие которых свякано с гуманизацией трудовых отношешС, формированием ценностного отношения К труду. Отмечая наличие этих элементов в системе рыночных отно-шешй, а также утверждая необходимость перехода к нем, автор указывает на неоднозначность и противоречивость проявления рыночных Механизмов стимулирования труда.

В первом параграфе - "Некоторые вопросы нравственного отчуждения в современных условиях" рассматривается проблема демпфирующего воздействия отчуадения человека на его нравственное самосознание. Моральное самосознание предполагает наличие у человека таких универсальных черт личности, как субъективность о её активным и ответственным отношением к действительности и стремление1 реализовать себя в деятельности с полной ответственность» за её результаты. Речь вдёт о самосознании суверенного человека в противоположность самосознании "человека-винтика".

.Диссертант показывает, что отсутоттие'де.уократ'т, всеобъёмлв- ' щая систел'а внесшего припуздеиш, идеологизация носильного, сознания личности, эксплуатация лу.чпих его качеств неизбежно л последовательно деформирует сознашга челозока. Отмечается такие, что в настоящее время в нашем обществе веська нироко распространены все виды нравственного отчуждения с самой различной степень» его глубины. Всё это закономерно, на взгляд автора, приводит к углубленно "социально-нравственных противоречий: мевду общественными п личными интересами, между должным и сущим, между словом и делом, мевду долгом и склонностями и т.д. В трудовой сфере это отразилось на степени действенности моральных побудителей к труду, девальвации ваяпейших ценностей трудовой морали, практически полно)! утратой энтузиазма народа.

Во втором параграфе - "Бопросы дегуманизации нравственных отношений в'сфзре труда (социологически;! аспект) проведён анализ эмпирического материала с целью выявлений некоторых особенностей ценностных ориентации нравственного сознания в с-^гре трудовол деятельности. В раздело используются мптерпэлн исследова!и:,1 известша со-

ветских социологов: В.Э.Бойко, З.М.Соколовз, К.Т.Тощенко, В.А.Ядова и др. Диссертант принимал также участие в разработке анкеты всесоюзного социологического исследования "Нравственные ориентира и ценности современного советского общества". Программа принята и ут-верздена социологическим Центром. Руководитель исследования - д.ф.н., профессор Российской академии управления В.;,:.Соколов.

В этом параграфе подтверждена социологическими данными тенденция к девальвации некоторых ценностей: трудовой морали, углублении социально-нравственных противоречий в сфере тактической деятельности человека. Приводятся материалы социологических исследований, характеризующих углубление "разрыва" между официально прокламируемыми нормами трудовой морали и нормами , которш.1и в действительности руководствуется человек в трудовом коллективе; противоречия ыекду. материальными и моральными стимулами к труду;- усилением ориентации работника на труд как "инструментальную ценность".

В тпетьем параграф - "Гуманистическая трактовка самореализация субъекта в процессе труда" предпосылки формирования ценностей трудовой морали и прежде всего труда как определяющей ценности человеческой жизни рассматриваются через призму даа^ектико^атериалисти-чеокой методологии особенностей гуманизации человека труда в совре- • манных условиях. Объективным оснЬванпем процесса возвышения потребности человека в самореализации его творческих способностей, выступает общесоцкологический закон возрастания роли народных касс. На . практике речь идёт о Нормировании экономически- обусловленной системы трудовых мотиваций, которая включает модель субъекта практики •' - ; следующего типа: субъект хозяйствования - субъект морали.'Причём, главным условием "эффективного" функционирования этой системы является развитие субъектных характеристик человека, свободного включе- ' ния его в социум. Автор также подчёркивает, что действие системы трудовых мотиваций происходит по законам диалектического противоречия, что позволяет разрешать постоянно воспроизводимые противоречия /например, между общественными ж личными интересами и г. д./ на всё более высоком уровне, а не объявлять и:: раз и навсегда разрешёнными."

Создание долговременных, эффективных мотивационных механизмов автор связывает такае с легитимацией предпринимательской мотивации, в основе которой легат экономический интерес. Экономический интерес различных хозяйствующих субъектов требует развития соответствующих а раструктур /рынка, кредита, информации и пр.а. К, разумеется, вся-

кзя система экономических интересов действует в рамках суцествумщих в обществе развитых правовых, политических институтов. Именно л таком ключе, по мнению диссертанта, следует рассматривать явление "гуманистической рациональности" /Р.!.13ебер/, в рамках которой ценности общественного сознания, моральные качества работника выступает уие не как самостоятельные мотива тори кх практической деятельности, а Как сторона объективных /производственных/ отношений.

Отмечая наличие условий, необходимых для максимального раскрытия состязательной природа человека в системе рыночных отношений, а такке утвервдая необходимость перехода к ним автор указывает на неоднозначность и противоречивость проявления рыночных законов. В частности, обращается внимание на то, что в условиях перехода к рыночным отношениям возникает и всё более обостряется противоречие между необходимостью экономической эффективности и стремлением людей к социальной защите, их потребностью в товарищеской взаимопомощи, милосердии, добре. Эти и другие вопросы взаимоотношения экономики и морали требуют проделанной и взвешенной политики перехода к новым рыночным структурам,

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, йюрму-лирузотся основные положения и выводы работы.

Основные положения и выводи диссертационного исследования от-ряяены в следующих публикациях автора: .

1. Активизация человеческого фактора /.Хабаровский институт народного хозяйства,- Хабаровск, 193?. - Хеп. в 1ШЮН АН СССР. - .'32020 от 9.12,87. - I п.л.

2. Методологическая роль материалистической диалектики в анализе трудовой морали //}.'атерхвлистичзская диалектика я стратегия ускорения: тез.регаон.научн.конференции 25-27 октября 1988. - Хабаровск, 1988. - 0,15 п.л.

3. Роль нравственной культуры в активизации человеческого (Тактора // Культура труда и производства: Сб.научн.трудов Башкирской АССР. -Уфа, 1987. - 0,15 п.л.

4. Некоторые особенности развития самоуправления на производства в условиях перестройки //Научно-технический прогресс к управление социальными процессами: Тез.докл.научно-технлческо:! конференции 4-5 октяоря 1988. - Ижевск, 1988, - 0,15 п.л.