автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Ценностное бытие

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Потехин, Валерий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Ценностное бытие'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Потехин, Валерий Николаевич

Введение.

Глава 1. Становление ценностного бытия.

1.1. Предпосылки ценностного бытия.

1.2. Начало ценностного бытия.43.

1.3. Воспроизводство ценностного бытия.

Глава 2. Перспективы ценностного бытия.

2.1. Структура и содержание ценностного бытия цивилизации.

2.2. Кризис современного ценностного бытия.

2.3. Аксиология и будущее ценностного бытия.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Потехин, Валерий Николаевич

Актуальность темы исследования определяется необходимостью современного осознания ценностных ориентиров развития нынешней неустойчивой духовной ситуации и закономерностей становления в этих условиях нового порядка ценностного бытия человека. Поскольку предметное содержание ценностного бытия современного человека утратило устойчивость, на первый план выходит сама захваченность жизнью, миром как таковая. Эта захваченность, во всяком случае, не утрачивается, поскольку речь идет о живом человеке, о реально живущих и любящих людях, устремленных в будущее. Ценностное бытие - это любящее бытие человека. Задача философского исследования в этой связи - найти предельную предметную точку опоры в обновляющемся ныне ценностном бытии, дать людям инвариантный аксиологический базис рефлексии над ним. Ценностное конституирование в современных условиях развития цивилизации невозможно без концептуализации жизненного опыта людей, которая возводит этот опыт к универсальной форме. В условиях, когда предметное содержание ценностного мира современного человека становится все более разнообразным, рассогласованным, изменчивым, именно концептуализация выступает предельно стабильным основанием рефлексии над этим содержанием.

Тем самым появляется возможность аксиологически осознать предельное основание рефлексии над ценностным миром современного индивидуального человека, над духовным становлением индивидуальности в ее целостности. В конституировании ценностного бытия человека существенное значение в наше время имеют уникальность его духовной жизни, его индивидуальные ценностно-предметные установки. На первый план выступает идея ценностного плюрализма, которая в своем предельном стремлении атомизирует ценностное бытие через абсолютизацию индивидуальных ценностных предпочтений. Это хаотичное многообразие воспроизводится и при аксиологическом осмыслении. По мнению М.С. Кагана, резюмирующего состояние дел в теории ценностей, «о пестроте и запутанности общей картины можно судить по разноречивости попыток историков философии разобраться в ней и классифицировать множество фигурирующих тут концепций». В такой ситуации рано или поздно не может не возникнуть необходимое тяготение предметности ценностного бытия и его аксиологического осознания к общезначимости, к универсальности. Специализация философского знания достигла в наше время таких масштабов, что возникает реальная угроза окончательной утраты самой специфики предельно интегрирующего философского взгляда на мир. Философия во все периоды своего развития, в конечном счете, ставила и решала одну свою предельно значимую задачу: трансцендируя очередной этап предметного многообразия, дать человеку средство вернуться к себе. Сфера философского исследовательского интереса перемещается в этой связи на весьма актуальную проблему становления и перспектив развития ценностных оснований человеческого бытия.

Степень разработанности темы. В философской литературе в контексте становления ценностного бытия рассматриваются человеческий род, природа, культура, дух. Фундаментальный вклад в разработку проблемы становления и перспектив развития ценностного бытия внесен исследованиями, представленными в отечественной философской литературе. Философские труды А.Белого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, М.О. Гершензона, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В.Киреевского, Н.О.Лосского, Д.С. Мережковского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. А.С.Хомякова, П.Флоренского, C.JI. Франка, Л.И. Шестова, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна и др. существенно повлияли на рост интереса нашей философской общественности к проблеме ценностного бытия. Фактически именно о ценностном бытии говорил И.В.Киреевский, когда утверждал: «Нет такой совести, которая бы не чувствовала невидимого существования высшего нравственного порядка; нет такой слабой воли, которая бы не могла решиться на полное самопожертвование за высшую любовь своего сердца». В том же направлении мыслил А.С.Хомяков: «Выше всего единение Святости и Любви». В.С.Соловьев и философы «школы Соловьева», продолжая традиции славянофилов, особенно акцентировали значение духовного бытия, его регулятивную роль, приоритет «сердца» в жизни человека. Скрупулезно и критически исследовал «прельщения» цивилизации Н.А.Бердяев, утверждая высшее значение духовной свободы в иерархии ценностей. И.А.Ильин видел задачу воспитания человека в его духовном, ценностном становлении, в «зажигании сердца». Само понятие «ценность» появляется в философии И.Канта. Он считал, что ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Они есть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Значимым для аксиологии стало выполненное им теоретическое отделение сферы сущего от сферы должного. Ценности стали предметом специального изучения с возникновением в конце XIX века аксиологии. Учение о ценностях разрабатывал Р.Лотце. Как и Кант, он отождествлял бытие с эмпирическим существованием, поэтому ставил значимость выше бытия. Виндельбанд пытался с помощью теории ценностей обосновать общезначимость теоретического познания и нравственного действия. Он рассматривал ценности как нормы, которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей. Ценность - это не реальность, а идеал. Носителем ее является трансцендентальный субъект. По Риккерту значение или смысл не есть бытие, и предшествуют логически всякому бытию. Определение ценности состоит в том, что она есть нечто полностью безотносительное, и в этом смысле трансцендентное по отношению к любому бытию. Риккерт стремился различать норму и ценность. Ценность становится нормой лишь в том случае, если с ней сообразуется некоторый субъект. Для неокантианской аксиологии характерен дуализм имманентного бытия и трансцендентного смысла (ценности). По Когену истинные ценности порождает «чистая воля», носителем которой является трансцендентальный, а не индивидуальный субъект. Г.Мюнсерберг предлагает поставить на место философии долженствования философию ценностей. Источником ценностей считали не волю, а чувства В.Вундт, Ф.Иодль, Ф.Паульсен, полагая ценности субъективными. Брентано, Мейнонг, Шелер доказывали объективный характер самого чувства и, соответственно, общезначимость и объективность ценностей. Брентано полагал, что акты любви (предпочтения) и ненависти (отвращения) являются источником ценностей. По М.Шелеру любовь и ненависть - изначальные основы человеческого духа, последний фундамент всякого другого априоризма, через них осуществляется вхождение в мир ценностей. С его точки зрения априорная структура ценностей не зависит ни от какой целеполагающей деятельности субъекта, его воли. Сущность всякого познания ценностей составляет, по Шелеру, именно акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей. Ценности тем выше, чем они долговечнее, чем меньше причастны «экстенсивности», т.е. делимости и чем глубже удовлетворение, которое они дают. Высшей при этом является ценность «святого», божественной личности, которая единит и связует всех причастных к ней. В социологию проблематику ценностей ввел М.Вебер. Томас и Знанецкий давали чисто «операциональное» определение ценности, как любого предмета, обладающего определенным содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Парсонс рассматривал ценности как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых общественных группах, так и в обществе в целом. Ценности у него - «неэмпирические объекты, вызывающие благоговейное отношение». Он полагал, что каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесение с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели. Для рождения нового направления в философии особое значение имели мысли Паскаля о «логике сердца». Говоря о ней, он выделил существование двух типов суждений: суждения чувства и суждения математического рассудка.

М.Шелер, развивая содержание формулы Паскаля «1е couer a ses raisons» («у сердца свои доводы») построил свою теорию ценностей. Эту работу продолжил Н. Гартман, она нашла свое отражение в психологии К.Юнга. В XX веке возникло и развивалось большое количество аксиологических теорий, отражающих различные точки зрения на природу возникновения ценностей. По мнению М.С. Кагана, «о пестроте и запутанности общей картины можно судить по разноречивости попыток историков философии разобраться в ней и классифицировать множество фигурирующих тут концепций».

Для решения проблем, поставленных в нашем исследовании, мы обратились к классификации теорий ценностей, предложенной В.И. Плотниковым. Им выделяется четыре типа учений о ценностях, которые объединяют сходные по своим взглядам теории: аксиологический психологизм (В.Вунд, Ф. Бретано, А. Мейнонг); аксиологический нормативизм (В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс); аксиологический трансцендентализм (И.Кант, Р. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт); аксиологический онтологизм (Н.Гартман, М.Шелер, поздний В.Дильтей, поздний Г.Риккерт, Б. Вышеславцев). К группе теорий аксиологического онтологизма относятся и исследования В.И. Плотникова, в которых, на наш взгляд, преодолеваются противоречивые моменты, свойственные другим теориям. Группируя аксиологические учения, он отмечает следующее.

Теории в рамках аксиологического психологизма считают источником ценностей отдельного человека, его цели, чувства, воля, эмоциональные акты предпочтения, биопсихические потребности и социально сформированные установки. Ценностью в этом случае оказывается любой предмет, обладающий значением для индивида или для членов какой-либо социальной группы. Ценности в представлениях представителей аксиологического нормативизма отождествляются с нормами и нормативными убеждениями, выработанными обществом в результате культурного развития. Это приводит к представлениям о надличностной (идеализированной) природе ценностей, об их принадлежности к миру культуры, порождающему все многообразие социокультурных ориентаций. Наиболее распространен аксиологический нормативизм в социологии. «Почти все написанное о ценностях, представляющее интерес для социолога, относится к природе и функции нормативных правил и основных нормативных убеждений в анализе социального порядка, социальной интеграции и социальных изменений. В том случае, когда идея нормативизма пересекается с идеей множества локальных культур и цивилизаций, складывается аксиологический плюрализм и релятивизм, т.е. убеждение о множественности равноправных ценностных систем».

В учениях, принадлежащих к аксиологическому трансцендентализму ценности - это то, что человеку задано свыше как идеалы, которых в жизни человечество никогда не достигало. В рамках религиозных теорий весть о ценностях приходит к человеку через Откровение. Атеистические теории возлагают надежду на интуицию. Для учений этого типа характерен изначальный разрыв между жизнью человека и трансцендентным смыслом: значимость того, что представляет ценность, находится «по ту сторону» существования, а поэтому не является не субъективным, ни объективным. Ценность объявляется трансцендентальной, т.е. выходящей за пределы нормы и опыта в сферу Духа - всеобщего, высшего и абсолютно необходимого. Образуя особое «царство смысла», такие высшие общезначимые ценности как истина, красота, добро, оказываются, в конечном счете, непостижимыми для науки. О смысле добра или истины можно сказать только то, что выше науки стоят: интуитивная ориентация на абсолютные принципы интеграции всех предпочтений: идеальная «чистая» норма, способная синтезировать все множество специфических норм: иррациональная ориентация, направленная к достижению трансцендентных целей (нирвана, мистический экстаз, откровение, вера в Бога) и т.д.».

В теориях, относящихся к аксиологическому онтологизму, обнаруживается «стремление освободить аксиологию от мистики, спиритуализма и трансцендентного идеализма. Но в то же время ценности не рассматриваются только как результат рационального оценивания действительности. Ценность усматривается в предметности объективного порядка, которая обнаруживается в реальной действительности, в том числе в природе, осмысленной через дух созерцающего и оценивающего субъекта. Говоря иначе, ценностью оказываются интенциональные предметы, т.е. те предметы, которым придан и предзадан смысл». Вместе с этим, в этих учениях «сохраняется стремление к объективному (сверхчувственному) и общезначимому (нерелятивному) пониманию ценностного мира», которое выводится из закономерностей развития и целостности Мира как такового.

В учениях аксиологического онтологизма, опирающихся на представления о слоях бытия и встроенности в него человека, выделяются группы ценностей, предметная сторона которых определяется соответствующими группами культурных средств (А.Б.Невелев). Соотнесение предметных параметров ценностей, исследуемых разными типами учений, с предметностями (слоями) мира лишает ценности мистических характеристик, если идею предметного строения мира, дополнить знаниями о соответствующих предметностям энергийных характеристиках. Первые три типа теорий не соотносят энергийную сторону жизни человека с самими ценностями. Теории, разрабатываемые в рамках аксиологического онтологизма, позволяют выявить неразрывное единство Культуры и Природы, возникшее в человеке, и как проявление этого - единство энергийной и предметной сторон ценностей. Основу диссертационного исследования в этом направлении составили исследования М.Шелера, Н.Гартмана, Б.П. Вышеславцева, В.Соловьева, И.Ильина, С.Гессена, В.Франкла,

М.Мамардашвили, В.И.Плотникова, А.Б.Невелева и др. Не все из теорий названных авторов можно отнести по их характеристикам к теориям аксиологического онтологизма, но нами были использованы те результаты исследований, в которых закономерности становления ценностного мира человека были выделены с онтологических позиций, позволивших проследить закономерность взаимозависимости предметной и энергийной сторон социально-культурного развития человека.

Гипотеза, инициирующая исследование, возникла на основе констатации факта доминирования плюралистичности (фрагментарности, частичности) ценностных ориентаций современного человека. Это атомизированное многообразие содержит взрывоопасный потенциал обострения противоречий, антагонизмов, в пределе - хаоса. Чрезвычайно актуальной в этих условиях становится проблема согласия в ценностном бытии различных людей.

Гипотеза исследования: точкой предельного, разумного согласия является мысль, выведенная за любое предметное содержание, порождающее ценностную состязательность, т.е. - мыслительная форма как таковая. Ценностное бытие обеспечит в перспективе устойчивое согласие между людьми, только при опоре на аксиологическое отношение.

Объектом исследования, таким образом, является феномен ценностного бытия как регулятивная сфера отношений между людьми.

Предмет исследования - становление и тенденции развития ценностного бытия с точки зрения концептуального поиска потенциала согласия в нем.

Цель исследования.

Опираясь на трактовку ценности как мыслительной формы, взятой в единстве ее предметной и энергийной сторон, исследовать становление ценностного бытия как такового, осмыслить современные тенденции ценностного бытия цивилизации и наметить логику его перспективного развития. Осмыслить потенциал согласия в перспективах развития ценностного бытия.

Задачи исследования.

1. На основе концепции мыслительной формы рассмотреть необходимые и достаточные предпосылки ценностного бытия человека.

2. Методологически реконструировать начало ценностного бытия как непосредственного сцепления предпосылок.

3. Концептуализировать процесс воспроизводства ценностного бытия, возвышения (сублимации) энергии переживания человеком его предметных горизонтов (уровней).

4. Проанализировать структуру и содержание ценностного бытия цивилизации.

5. Исследовать причины кризиса современного ценностного бытия.

6. Наметить аксиологические перспективы развития ценностного бытия.

Методологические основания исследования.

Исследование осуществляется посредством структурно-генетического метода. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, ценностное бытие выступает как структурная связь культурных, социальных и природных предпосылок человеческого бытия, с другой стороны, - как генетическая связь между переживательно-энергийными уровнями этого бытия, каждый из которых есть онтологически порождающий ценности синтез. В качестве методологической опоры исследования привлекается разработанная К. Марксом концепция формы стоимости (ценности), которая, как представляется, еще не вполне понята с общеметодологических диалектических, логических и герменевтических позиций. Весьма конструктивно диалектическое исследование Марксом механизма превращения экономических отношений в мыслительные формы экономического сознания. Этот механизм истолкован вне экономического контекста, как универсальный способ реконструирования процесса развития любых мыслительных форм в их ценностных модификациях (А.Б.Невелев). В исследовании использованы идеи феноменологической редукции, предметной интенции сознания (Э.Гуссерль), слоев бытия (Н.Гартман), энергийности мыслительных форм (Плотин, Прокл), сублимации (З.Фрейд, Б.П.Вышеславцев), сверхсублимации энергии жизненных влечений (Эроса, любви) (Сократ, Платон, Августин, М.Шелер, И.А.Ильин), сверхмысли (П.Тейяр де Шарден), сверхчеловека (Ф.Ницше).

Источниковая база исследования.

Источниковую базу исследования составили оригинальные труды философов разных эпох: Платона, Плотина, Августина, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева, Р.Декарта, Ф.Ницше, Б.Паскаля, Л.Фейербаха, К.Маркса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, К.Ясперса, в учениях которых четко прослеживается логика становления ценностного бытия.

Научная новизна работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании становления ценностного бытия и перспектив его развития в условиях современной цивилизации при методологической опоре на концепцию мыслительных форм. «Ценность» трактуется как мыслительная форма действительного отношения, в которой на первый план выдвинута энергия (деятельная способность) переживания значимости для человека предметных сторон бытия. Соответственно, ценностное бытие предстает как интенциональное единство, как поле «захваченности», увлеченности человека жизнью как таковой независимо от предметной стороны влечений, любви. Предметная сторона мыслительных форм рассматривается как необходимая для становления ценностного бытия, поскольку ценности предметны, но в то же время она предстает в исследовании как «стартовая площадка» сублимации (возвышения) энергии любви («Эроса»). Предметная сторона влечений на предельном человеческом усилии («сверхсублимация») может обеспечить «необычное состояние» относительной независимости от раздробленного на частные ценности мира, состояние духовного единства. Этот момент рассматривается как ключевой предельный переход («бифуркация») в духовной трансформации человека («сверхчеловек»), радикально обновляющий смысл его ценностного бытия Взлет энергии любви («синергия») должен быть закреплен мыслительной формой как таковой, философской «сверхмыслью». Целостность ценностного бытия в перспективе может быть обеспечена только аксиологией, культивированием универсально любящей мысли, кладущей начало «улучшению Земли».

Научно-практическая значимость работы.

Положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы для концептуального понимания генезиса ценностных ориентаций современного человека; для прогноза тенденции их развития в условиях современной цивилизации; для понимания общезначимого основания современного ценностного плюрализма. Концепция становления ценностного бытия и перспектив его развития может быть положена в основание стратегии воспитания в образовательном процессе, как школы, так и высшего учебного заведения. Материалы диссертации могут найти свое применение в лекциях и на семинарских занятиях по философии при изучении таких разделов как «онтология», «теория познания», «социальная философия», «этика», «философская антропология», «цивилизация и культура», «философия культуры», «аксиология».

Апробация работы.

Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на кафедре философии Челябинского государственного университета (2001г., 2002г.), на кафедре философии Магнитогорского государственного университета (2002г.), на кафедре педагогики и философии образования Челябинского института дополнительного образования и повышения квалификации работников образования, на теоретическом семинаре лаборатории методологии и технологии заочного образования Челябинского государственного университета. Отдельные идеи исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «Современная философия в поисках сущностей и смыслов» (Екатеринбург, 2001); Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итого XX столетия» (Челябинск, 2001); Региональной научно-практической конференции «Психология в меняющемся мире» (Челябинск, 2001).

Результаты исследовательской работы использовались автором при чтении курсов, в разработке и чтении спецкурсов для студентов Челябинского госуниверситета.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ценностное бытие"

Основные результаты, определяющие научную новизну диссертационного исследования и выносимые на защиту:

1. Ценность является мыслительной формой действительного отношения, в которой на первый план выдвинута энергия переживания значимости для данного человека предметных сторон его бытия. Это выдвижение обеспечивается диалектикой предметной и энергийной сторон мыслительной формы. Предметная сторона мыслительной формы задается посредством культуры и мира, которые выступают, при смене акцента с относящихся сторон этого отношения на само отношение, ее полюсами: полюсом конкретной значимости и полюсом абстрактной значимости.

2. Ценностное бытие предстает как интенциональное единство, как поле «захваченности», увлеченности человека жизнью как таковой независимо от предметной стороны влечений, любви. Такая независимость достигается последовательным восхождением предметно захваченной (переживающей, любящей) мысли по уровням (горизонтам) предметности вплоть до реального поглощения всех предметностей в предельной мыслительной форме и переживания ценностного бытия как такового.

3. Предметная сторона мыслительных форм является необходимой для становления ценностного бытия, поскольку ценности предметны, но в то же время она предстает в исследовании как «стартовая площадка» сублимации (возвышения) энергии любви («Эроса»). Ценность как мыслительная форма является элементарной формой («клеточкой») ценностного бытия, бытия человека, устремленного в будущее.

4. Предметная сторона влечений на предельном человеческом усилии («сверхсублимация») может обеспечить «необычное состояние» относительной независимости от раздробленного на частные ценности мира, состояние духовного единства. Этот момент рассматривается как ключевой предельный переход («бифуркация») в духовной трансформации человека («сверхчеловек»), радикально обновляющий смысл его ценностного бытия

5. Объединяющий взлет энергии любви («синергия») в наше время должен быть закреплен философской «сверхмыслью». Целостность ценностного бытия в перспективе может быть обеспечена только аксиологией, культивированием универсально любящей живой мысли, кладущей начало «улучшению Земли».

Заключение

Эра новой культуры - эра одухотворенной культуры. Пожалуй, важнейшим для понимания ее сути является именно смена вектора культуры с «другорепрессивного» вектора цивилизации на «другодоминантный». Другорепрессивный вектор цивилизационного этапа культуры заключается в том, что процесс ее универсализации, выработки всеобщих эталонов (норм, стандартов, правил) идет з^счет поглощения единичного, особенного. Но как мы пытались показать, восхождение к всеобщему в данном случае есть восхождение к абстрактно - всеобщему. Доминирование абстрактно -всеобщего нарастает по мере отказа масс людей от свободного духа. Лишив его лица, Лика, они отдают его «другому». Это неживое другое -собственность, деньги, власть, слава, сверхценные идеи и т.д. не дает адекватной идентичности. Предметом естественной идентификации всех людей может быть только реальный живой универсально любящий человек, неравный самому себе в состоянии предельного усилия.

Универсальную любовь можно отдать только универсуму, миру. Русский язык хорошо схватывает суть предельной мыслительной формы. Слово «мир», как «согласие», указывает на мир как «универсум». Проблемная ситуация состоит в рождении человека для предельной мыслительной формы, в возможности генетически поднять энергию любви до её абсолютного предела, до действительной любви к миру в целом как таковой. Видимо, тайна энергии духа в том, что в репрессивной культуре, сутью которой является восхождение к абстрактно - всеобщему, массовый человек сам, своими руками изо дня в день систематически третирует свой Лик, свой дух, энергию связи всего со всем, энергию сострадания и любви. Культура восхождения к абстрактно - всеобщему - это буквально культура самоистязания. Человеку, видимо, нужно исходить все поле ценностных определенностей, любой определенности мира отдать свою любовь, выпытать её на предмет соизмеримости с миром, с универсумом, убедиться ценой страданий, что с универсумом ничто не соизмеримо, и, в конце концов, отказаться от любых попыток придавать универсуму любви хоть какую-нибудь определенность. Совершенство универсальной энергии любви сопряжено с ничто-предметностью, с «не». Метапредикат «не» (75, с.49), как чистое указывание (знак), указывает на все (бытие), на мир как предмет. Между предельным знаком и миром - человек, исчерпывающе переживающий любовь как таковую, родившийся, наконец, и для неё.

 

Список научной литературыПотехин, Валерий Николаевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Автономова Н.С. Хаос и логос// Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: 1990. - С.30-56.

2. Агацци Э. Человек как предмет философии// Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. С.142-155.

3. Айер А. Человек как предмет научного исследования// Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. С.123-141.

4. Алексеев П.В. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. -462с.

5. Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 181с.

6. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности// Вопросы философии 1990. - №8. - С. 10-12.

7. Аристотель. О душе// Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. -М.: Мысль, 1976. С.369-550.

8. Аристотель. Никомахова этика// Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М.: Мысль, 1984. С.53-294.

9. Асмус В.Ф. Декарт. М.: Политиздат, 1956. - 371с. Ю.Башляр Г. Новый рационализм. - М.: Прогресс, 1987. 376с.

10. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.528с.

11. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности// Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика , 1994. С.364-462.

12. З.Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения// Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С.230-317.

13. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства// Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика.1994. С. 14-229.

14. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Изд. группа "Прогресс", 1993.416с.

15. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Минск: Библейская лига, 1997. - 1219с.

16. Библер B.C. Культура. Диалог культур. (Опыт определения)// Вопросы философии 1989. - №6. - С.31-42.

17. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. - 464с.

18. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира// Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

19. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

20. Видинеев Н.В. Материальные формы мышления и общения. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1978. - 176с.

21. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.: Юрист,1995. 687с.23 .Витгенштейн Л. Философские работы (Часть I). М.: Изд-во "Гнозис", 1994. - 520с.

22. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.-368с.

23. Вэленс А.де. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля// Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. С.329-340.

24. Гадамер X.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704с.

25. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367с.

26. Гартман Н. Познание в свете онтологии// Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург: Изд-во "Деловая книга"; Бишкек: Изд-во "Одиссей", 1997. С.463-540.

27. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа// Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.4. -М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1959. 440с.

28. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика// Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1971.

29. Гегель Г.В.Ф. Наука логики// Сочинения. Т. 5. М.: Госоцэкгиз, 1937. -715с.

30. Гегель Г.В.Ф. Наука логики// Сочинения. Т.З. -М.: Мысль, 1972. -371с.

31. Гелен А. О систематике антропологии// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С. 152-201.

32. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995.

33. Герменевтика: история и современность: (Критические очерки). М.: Мысль, 1985. -303с.

34. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер.с англ. и фрнц. М.: Прогресс, 1990. - 495с.

35. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973.

36. Григорьян Б.Т. Философская антропология: (Критич.очерк). М.: Мысль, 1982. - 188с.

37. Гроф С. За пределами мозга. М. 1993.

38. Давидович В.Е. О родовой сущности человека / Философские науки. 1973. №3.

39. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574с.

40. Декарт. Правила для руководства ума// Декарт. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1989. С.77-153.43 .Декарт. Разыскание истины посредством естественного света// Декарт. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1989. С.154-178.

41. Декарт. Страсти души// Декарт. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1989. С.481-572.

42. Дериси О.Н. Человеческая подлинность// Это человек: Антология. -М.: Высш. шк., 1995. С.156-158.

43. Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 248с.

44. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебрянного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 284с.48.3еньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.-368с.

45. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431с.

46. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 285с.

47. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974. - 271с.

48. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

49. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер.с фр. М.: Политиздат, 1990. 415с.

50. Кант И. Критика чистого разума// И.Кант. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. М.: Мысль, 1964. - 799с.

51. Кант И. Религия в пределах только разума// И.Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С.78-278.

52. Кассирер Э. Философия символических форм// Культурология. XX век: Антология. -М.: Юрист, 1995.

53. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.3-30.

54. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. -М.: Мысль, 1972.-312с.

55. Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый. Проблемы гуманизма в борьбе идеологий. М., 1973.

56. Киркегор С. Страх и трепет (фрагменты)// Философские науки. 1991. - №6.-С.112-127.

57. Копалов В.И. Критический анализ фетишистских форм. Томск: Изд-во ТГУ, 1985.-221с.

58. Косарев А.Ф. К философскому пониманию теории человека // Соотношение биологического и социального в человеке. -М., 1975.63 .Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение// Вопр.филос. 1991. - №12. - С.3-20.

59. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике// Вопросы философии. 1997. - №3. - С.62-79.

60. Кон И.С. Открытия "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367с.

61. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1994.

62. Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев: Изд-во Киевского унта, 1963.- 108с.6 8.Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии. 1991. - №12. - С.21-28.

63. Кузанский Н. Об ученом незнании// Н.Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1979. С.47-184.

64. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. - 228с.

65. Ландман М. Человек как творец и творение культуры. Историческая и социальная антропология. Мюнхен/Базель. 1961.

66. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М.:Наука, 1980. - 360с.

67. Лойфман И.Я. Отражение как высший принцип марксистско-ленинской гносеологии. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1987. - 116с.

68. Лойфман И .Я. Культура как плодотворное существование// Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд-во государственной юридической академии, 1996. С.24-33.

69. Лойфман И.Я. Единство языка философии // Современная философия в поисках сущностей и смыслов: Материалы научно-практической конференции (25-27 октября 2001г.) Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та, 2001. -242с.

70. Лосев А.Ф. Эрос у Платона// Вопросы философии. 1988. - №12. -С.120-139.

71. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366с.

72. Лосев А.Ф. Философия имени// А.Ф.Лосев. Из ранних произведений. -М.: "Правда", 1990. 194с.

73. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432с.

74. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и поэтика текста// Труды по знаковым системам. Вып. 12. - Тарту, 1981. - С.3-7.81 .Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии: Моногр. М.: Высш. шк., 1981. - 264с.

75. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991. - 132с.

76. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике Гегелевского учения о формах познания). М.: Высш. шк., 1968. - 191с.

77. Мамардашвили М.К. Форма превращенная// Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. - С.386-389.

78. Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание// Вопросы философии. 1988. - №8. - С.37-47.

79. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. 1990. -№10. - С.3-18.

80. Мамардашвили М.К. О призвании и точке присутствия // Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. М.: АО Издательская группа «Прогресс - Культура», 1994. - 240с.

81. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.229-260.

82. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. - М.: Политиздат, 1974.

83. Маркс К. Критика политической экономии (Черновой набросок 18571858 годов)// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 46. 4.1. - М.: Политиздат, 1968.-559с.

84. Маркс К. Капитал. Т. 1.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. - М.: Политиздат, 1973. - 907с.

85. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: "REFEL - book", 1994. - 368с.

86. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: "ИСА", 1995. - 352с.

87. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.404-420.

88. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси: Мецниереба, 1973. 438с.

89. Межуев В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. - 193с.

90. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики. Киев. 1981.

91. Многообразие жанров философского дискурса: Коллектив, монография: Учеб. пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001.-276с.

92. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. - 351с.

93. ЮО.Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия.1. Екатеринбург, 1993.

94. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. Челябинск: Изд-во ЧИПКРО, ЧГИИК, 1997. - 204с.

95. Невелев А.Б. Культ любви // Челябинск-Арт. №2 (12). 2001. С.4 - 7. 103 .Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос илиразбегающаяся вселенная? //Вопросы философии. 1991. - №8. - С.3-12.

96. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов// Ф.Ницше. Сочинения в 2-х томах. М.: "Мысль", 1990. С.231-490.

97. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого// Ф.Ницше. Сочинения в 2-х томах. М.: "Мысль", 1990. С.5-237.

98. Юб.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего// Ф.Ницше. Сочинения в 2-х томах. М.: "Мысль", 1990. С.23 8-406.

99. Ю7.0йзерман Т.П. Homo sapiens преодолевает свою видовую ограниченность// Вопросы философии. 1988. - №4. - С.3-17.

100. Ю8.0рлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1974. 397с.

101. Ю9.0ртега-и-Гассет X. Восстание масс// Вопросы философии. 1989. -№№3,4.-С.119-131; 114-126.

102. Ю.Ортега-и-Гассет X. Почему мы вновь пришли к философии// X. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. М.: Радуга, 1991. - С.9-39.111 .Ортега-и-Гассет X. Углубление в себя и обращенность вовне// Философские науки. 1991. - №5. - С. 156-173.

103. Перцев А.В. Врачующая философия К.Ясперса// Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург: Изд-во "Деловая книга"; Бишкек: Изд-во "Одиссей", 1997. С.5-18.

104. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология// Вопросы философии. 1993. - №5. - С.54-63.

105. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: Операциональный аспект. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. - 130с.

106. Платон. Диалоги/ Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. - 607с.

107. Платон. Парменид// Платон. Собр.соч. в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1993. С.346-412.

108. Платон. Пир// Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1993. С.81-134.

109. Плеснер X. Ступени органического и человек// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.96-152.

110. Плотин. Избранные трактаты. В 2-х томах. Т.2. М.: Издательство "РМ", 1994. - 144с.

111. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации// Духовность и культура. Духовность мироотношения. Екатеринбург: Издательство УрГУ, 1994.

112. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. Свердловск.: Изд-во УрГУ, 1975. - 191с.

113. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба// Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Изд-во Уральской государственной юридической академии, 1996. С.193-225.

114. Потебня А.А. Слово и миф. М.: "Правда", 1989. - 623с.

115. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. -431с.

116. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. -1991. №6. - С.46-52.

117. Прокл. Первоосновы теологии; Гимны.-М.: Издательская группа "Прогресс",VIА, 1993. 319с.

118. Пятигорский A.M. "Мысль держится, пока мы."// Вопросы философии. 1991. - №5. - С.22-23.

119. Рассел Б. Воля к сомнению// Феномен человека: Антология. М.: Высш. шк., 1993. С.160-167.

120. Рикер П. Человек как предмет философии// Вопросы философии. -1989. -№2.-С.41-50.

121. Рикман Х.П. Возможна ли философская антропология?// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С.54-74.131 .Рожанский И.Д. Анаксагор. М.: Мысль, 1983. - 142с.

122. Розанов В.В. Уединенное. Сборник статей. Т.2. М.: "Правда", 1990. - 626с.

123. Русенов Р.Д. Культура и мышление человека: объективность концептуальных оснований// Философские науки. 1989. - №7. - С.88-95.

124. Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека"// Вопросы философии. 1990 - №5. - С.64-73.

125. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. -366с.

126. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2002. 640с.

127. Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1989. - 238с.

128. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С.75-100.

129. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. -318 с.

130. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL: Изд-во Ленингр.ун-та., 1990. - 360с.

131. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философские науки. 1990. - №12. - С. 100-104.

132. Современный философский словарь/ Под ред. д.ф.н., проф. В.Е.Кемерова/. М. Бишкек. Екатеринбург.: Издательство "Одиссей", 1996. -608с.

133. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве.// Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: "Правда", 1989. - 172с.

134. Сорокин П. Человек. Цивизация. Общество: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543с.

135. Спиноза Б. Этика// Б.Спиноза. Избранные произведения в 2-х томах. T.I. М.: Госполитиздат, 1957. С.359-618.

136. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.303с.

137. Сумерки богов: Перевод. М.: Политиздат, 1990. - 398с.

138. Тарнас Р. История западного мышления/ Пер.с англ. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-448с.

139. Тейяр де Шарден П. Феномен человека/ Пер. с франц. М.: "Наука", 1987.-240с.

140. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН, 1995. - 151с.

141. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.-736с.

142. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов// Философские науки. 1991. - №10. - С. 115-130.

143. Фарре JI. Философская антропология// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С. 170-210.

144. Фейербах JI. Основные положения философии будущего// Л.Фейербах. Избранные философские произведения в 2-х томах. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955. С. 134-204.

145. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.357-404.

146. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. М.: "Правда", 1990.356с.

147. Франк С.Jl. Смысл жизни// Вопросы философии. 1990. - №6. - С.68

148. Франк С.Л. Крушение кумиров//С.Л.Франк. Сочинения. М.: "Правда", 1990. - 70с.

149. Франк С.Л. Непостижимое// С.Л.Франк. Сочинения. М.: "Правда", 1990.-379с.

150. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Пргресс. 1990. - 368с.

151. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб.произведе-ний. М.: Просвещение, 1989. - 448с.

152. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн.: ООО "Попурри", 1998.608с.

153. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. - 559с.

154. Фромм Э. Пути из больного общества// Проблема человека в западной философии:Переводы. М.:Прогресс, 1988. С.443-482.

155. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С.41-53.

156. Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. - 430с.

157. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории: Антология. М.: Аспект Пресс, 1995. С.290-310.

158. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы философии. -1989.-№2.-С.35-40.

159. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. М.: "Ad Marginem", 1997.451с.

160. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - 447с.171 .Хайдеггер М. Европейский нигилизм// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.261-313.

161. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.314-356.

162. Хайдеггер М. Отрешенность // М.Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. - С. 102-111.

163. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. -М.: Изд.группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. 464с.

164. Хенгстенберг Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С.211-249.

165. Худякова H.JI. Развитие Человека и воспитывающая функция образования. Ч.1./Челяб.гос.ун-т. Челябинск. 2002. 146с.

166. Худякова H.J1. Развитие Человека и воспитывающая функция образования. Ч.2./ Челяб.гос.ун-т. Челябинск. 2002. 196с.

167. Цанер P.M. О подходе к философской антропологии// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С.159-165.

168. Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990. -№10.-С.158-165.

169. Шалютин Б.С. Душа и тело. Курган: Изд-во Курганского ун-та, 1997.-230с.

170. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. 1992. - №6. - С.91-105.

171. Шелер М. Положение человека в Космосе// Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. С.31-95.

172. Шелер М. ORDO AMORIS / Избр.произведения. М.: Гнозис. 1994. С.299 - 376.

173. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избр.произведения. М.: Гнозис. 1994. С.259 - 338.

174. Шестов J1. На весах Иова (Странствования по душам). // Л.Шестов. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.: "Наука", 1993. - 559с.

175. Шестов JI. Афины и Иерусалим. // Л.Шестов. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: "Наука", 1993. - 353с.

176. Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека // Биологическое и социальное развитие человека. М., 1977.

177. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Новосибирск. ВО "Наука", 1993.592с.

178. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию.// Шпет Г.Г. Сочинения. М.: "Правда", 1989. - 100с.

179. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания//Вопросы философии. 1990. - №7. - С.32-41.

180. Шульц Л.Б. О значении личности в философии// Философские науки. 1991. - №5. - С.30-43.

181. Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. 193.Эрн В.Ф. Борьба за Логос// В.Ф.Эрн. Сочинения. М.: "Правда", 1991.-282с.

182. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Вопросы философии. 1988. - № 1. - С.133-152.

183. Юнг К.-Г. Проблема души современного человека// Это человек: Антология. М.: Высш. шк., 1995. С.24-40.

184. Юнг К.-Г. AION. Исследование феноменологии самости // Избранное. Мн.: ООО «Поппури», 1998. С.159 - 246.

185. Яковлев А.А. Назначение философа// Вопросы философии. 1988. -№5. С.125-130.

186. Ясперс К. Философская вера// Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. С.420-528.1. РОССИНСг -';rocy;u?c.}n;.:a'Afj библиотек "