автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Ценностные ориентации личности как социокультурное явление
Текст диссертации на тему "Ценностные ориентации личности как социокультурное явление"
БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВОЕНМЕХ»
Ценностные ориентации личности как социокультурное
явление
(философско-методологический анализ)
Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
Голубкова Ольга Александровна
Научный руководитель доктор философских наук профессор И.Ф. Кефели
1998
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ 18
КУЛЬТУРЫ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Понятие культуры и цен- 20 ностные категории в социальной философии
1.2. Ценностные ориентации 49 личности, их содержание и структура
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРО- 65
ЯВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИИ И ЯЗЫКЕ
2.1. Личность как субъект бб деятельности и реализации ценностных ориентаций
2.2. Актуализация ценностных 82 ориентаций в межличностном общении
2.3. Выражение ценностных 92 ориентации личности в языковой сфере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
109 120
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ценностей имеет глубокую историко-философскую традицию. Но как специфическая область философского познания и деятельности берет свое начало с середины 19 века у Р.Лотце, а в дальнейшем в неокантианстве Баденской школы (Виндельбанд, Риккерт), а также в философии Ф.Ницше. Именно у данных авторов выдвигается идея первостепенной роли в философском мышлении категории ценности, которая дала развитие новому направлению в философии, получившее название -аксиология (от греч. ах1а -ценность).
За проблемой ценностей стоят сложные вопросы нравственного, правового, политического, экономического развития любого современного общества, мирового сообщества в целом. Решение этих вопросов имеет прямое отношение к установлению закономерностей развития и функционирования общества, культуры и их институтов.
В обоснование актуальности избранной темы обратим внимание на то положение, что проблема ценностей в философии в основе своей связана с проблемами человеческих ценностей, «...ибо ценности, их системы, ценностное отношение человека к миру - это первооснова, конститутивное ядро в складе человека и как индивида, и как рода» (Гречаный, 1969).
Проблема ценности - это в значительной мере проблема отношения субъекта (личности, социальной группы, народа, нации) к объективным материальным и духовным результатам человеческой деятельности. Понятие ценностей в этом смысле включает оценку субъектом как
общественных, так и культурных явлений, их объективного значения в определенных исторических условиях. Переведенная на язык философии,, культуры проблема ценностей приобретает вид проблемы взаимоотношения культуры и ценностных ориентаций личности. Собственно же ценность составляет единство объективного и субъективного, целого и части, абсолютного и относительного, всеобщего и особенного, имманентного и трансцендентного и т.д. Она своим содержанием подчеркивает, что нужно, полезно, важно и необходимо для существования и дальнейшего развития человека. Однако ценностные ориентации личности и культура представляют собой динамическую систему с многомерной структурой, что и объясняет сложность их взаимоотношений.
Изучение проблемы функционирования ценностей как ядра культуры в их отношении к ценностным ориентациям личности неизменно актуально. Оно позволяет выяснить механизм их образования и изменения и имеет определенное значение для прогнозирования развития культурного процесса.
Таким образом, актуальность данной работы заключается: 1) в анализе аксиологических (теоретико-ценностных) предпосылок культуры, выступающих в качестве философских оснований культурологии; 2) в изучении функционирования ценностей на уровне индивидуального сознания в форме ценностных ориентаций личности; 3) в рассмотрении роли культуры как фактора образования ценностной системы личности; 4) в исследовании проявлений ценностных ориентаций личности в общении, деятельности и языке как элементах культуры.
Предмет данного исследования - ценностные ориентации личности, которые рассматриваются как осознанные и освоенные индивидом культурные и социальные ценности, составляющие основу индивидуального выбора и ценностных суждений.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить, что ряд авторов считает аксиологию не самой' разработанной философской дисциплиной (Солонин Ю.Н., Дудник С.И. и др.) • Чтобы стать обосновывающей наукой и составлять фундамент культурологического социо-гуманитарного знания, она должна четко определить свой предмет и развивать общие представления о сущности обосновывающего знания до уровня стройной теории.
Несмотря на то, что практически-духовное, ценностно-мировоззренческое освоение мира человеком как в онто-, так и в филогенезе способствовало научному, специально-познавательному, аксиология - как наука о ценностях жизни и культуры, возникла только на рубеже XIX и XX века. С самого начала своего развития «...ценностное учение о человеке, обществе и культуре позволило взглянуть на них изнутри и непредвзято, независимо от любых социально-экономических и партийно-политических пристрастий» (Выжлецов, 1986, С.8).
Анализ философской литературы по ценностной проблематике, дает основание выделить следующие подходы к феномену ценностей: ценность как явление сознания, при субъект-объектном подходе (И. М. Попов, В.П. Тугаринов, В. Н. Волошинов, Л.Н. Столович и др.); ценность как вневременная, внепространственная сущность (объектно-идеалистическая трактовка) (В. Огберн, М. Нимкопф и
др.); ценность как естественная потребность человека, при биолого-социальном подходе (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г.Зиммель, А. Бергсон, и др.);, ценность как социокультурный феномен (культурологический подход) (М.С. Каган, Ю.Д. Гранин, A.A. Ивин, Б.А. Парохонский, и др.).
При субъект-объектном подходе ценностные ориентации понимаются как выработанные обществом и принятые субъектом ценности. Такая точка зрения отражает специфику ценностного аспекта сознания. Идеальные ценности- нормы общезначимы и выражены в логико-вербальной форме, формируются на высоком уровне развития сознания; индивидуально-прагматические же ценности формируются на более низком уровне. Таким образом, первые облагораживают вторые, представляя собой уровень ценностно-нормативного компонента сознания.
Субъект-объектный подход нашел свое отражение в марксистской литературе (Тугаринов, 1965). Согласно В.П. Тугаринову, ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала. В.И. Ленин писал: «...чтобы понимать ценности, необходимо проанализировать объективные условия общественного процесса».
Следовательно, ценности могут быть действительными, наличными, мыслимыми, желаемыми, .идеальными и представляют собой единство объективного и субъективного моментов. Но нельзя согласиться с чисто субъективным подходом к системе ценностей. Человеком оценивается
всегда нечто, объект, обладающий свойствами и качествами, что представляет объектный и объективный момент ценностного отношения. Но на оценку влияют и особенности оценивающего субъекта - это субъектный и субъективный момент ценностного отношения.
Кроме того, «отнесение к ценности» (М.Вебер) нельзя считать актом произвольным, чисто индивидуальным или видеть в нем лишь результат некого соглашения, так как ценности в последнем счете определяются исторической эпохой, положением того или иного индивида и социальной группы в экономической, политической и культурной системе общества. Это значит, что ценности обусловлены интересами и потребностями и объективно детерминированы, что они различны у людей разных эпох и разных общественных классов по определенным причинам объективного характера. «Все ценности выводятся людьми из реальных условий их жизни» (Тугаринов, 1968). Отсюда неизменный инвариант субъектно-объектного в динамике содержания ценностных отношений. Ценности определяются объективными причинными связями исторического процесса, но они субъективны по восприятию, усвоению и следованию.
Сторонники социо-биологического подхода рассматривают биологическую природу человека как базисную. Они считают, что потребности человека служат основанием оценки, в результате которой что-либо (явление или предмет) наделяется ценностью и включается в целостную систему ценностных ориентаций личности, определяющую ее поведение (Ницше Ф., В. Вагнер, Парето, Д. Элвуд, М. Дауголл, Де-Грееф, Л. Уорд, Кайрбакс, Ланге, и др.).
Так, Ницше рассматривает человека как природное творение, поэтому сферы его деятельности и творчества -философия, поэзия, наука - должны быть связаны с его биологической природой и основными импульсами. Ницше считал, что человеку необходимо вернуть смелость реализовать эти природные устремления и сделать их ценностями. По его мнению, природные устремления человека - разноречивы, поэтому могут тянуть его в разные стороны (инстинкт самосохранения, голод, сексуальные влечения). Для человека нет основных, и вторичных ценностей, способность управлять инстинктами - это показатель силы и в их борьбе побеждает сильнейший. В основе существования живых организмов заложена борьба, конкуренция, соревнование, культура же на протяжении тысячелетий просто отрывает человека от его биологической основы.
Представители феноменологии, критической онтологии, критического реализма выводят ценности из «идеальных сущностей», из «идеальных объектов», «идеального бытия-в-себе» (Н. Гартман, Б. П. Боун, Э.П1. Брайтман, Дж. Сантаян и др.) . В этом отношении они близки к теологической концепции ценностей, рассматривающих ценность как волю бога (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Реймекер).
Идеи ценностной специфики и сущности культуры обсуждаемые в классических работах М. Вебера, H.A. Бердяева, Н.О. Лосского, Г. Риккерта, П.А. Сорокина, С.Л. Франка, М. Шелера и др., в нашей стране в 30-50-е годы были практически недоступны для философского анализа. Однако отечественная традиция в развитии аксиологии возрождается в 60-е годы. В конце 2 0-го
столетия наблюдается повышение интереса к ценностной проблематике как «предметообразующей» для философии. При этом следует иметь в виду, что проблема ценностей, пронизывая все сферы жизнедеятельности человека, затрагивается исследованиями многих наук и не подлежит компетенции какой-либо отдельной науки или научного направления.
Целью диссертационного исследования является фило-софско-методологический анализ ценностных ориентаций личности как социокультурного явления.
Задачи, вытекающие их данной цели, следующие:
- изучение природы восприятия и освоения духовных ценностей на уровне индивидуального сознания и их формирования в качестве системы ценностных ориентаций личности;
- выявление особенностей влияния культурных стереотипов на образование системы духовных ценностей личности;
- анализ характера проявления ценностных ориентаций личности в таких формах человеческой культуры, как деятельность, общение, язык;
- исследование природы ценностных ориентаций личности и их порождающих социокультурных механизмов.
Данные задачи исследования можно объединить в две группы.
Первая группа задач связана с рассмотрением вопросов, касающихся анализа многообразных подходов при
определении и изучении ценностных ориентаций личности и их взаимосвязи.
Вторая группа задач направлена на выявление социокультурного механизма образования ценностных ориентаций личности, их проявления в таких элементах человеческой культуры, как деятельность, общение, язык.
Научная новизна работы заключается в дальнейшей разработке системного подхода к изучению ценностных ориентаций личности как социокультурного явления. Данный подход позволяет рассматривать ценностные ориентации личности с культурологической точки зрения.
Результаты исследования предполагают выяснение зависимости ценностных ориентаций личности от состояния развития духовной культуры и культуры человеческих отношений на определенном историческом этапе, их вариативности и проявления в различных формах культуры.
Внутренний механизм формирования ценностных ориентаций личности, обеспечивающий ее развитие в социокультурном пространстве, рассматривается в тесной связи с осознанием на индивидуальном уровне собственно психологического, а также культурно-исторического времени. Такое понимание природы ценностных ориентаций личности возможно только через анализ ее структурно-динамических аспектов.
Методы исследования
Для анализа накопленного материала по ценностной проблематике различными науками и исследования социально-психологических механизмов ценностных ориентаций
личности б работе применен системный подход и димензио-нальный метод.
Применение системного подхода в диссертационном исследовании позволяет интегрировать фактический материал, накопленный в различных областях социо-гуманитарного знания. Впервые системный подход к исследованию культуры в целом применил Л. Уайт (1949). В рамках системного подхода культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и субъективной («слепок» культуры в сознании) форм, распространения (трансляции) и «присвоения» культурных ценностей и др.
Однако есть определенная сложность реализации системного подхода, которая объясняется тем, что культура и отдельные ее компоненты представляют собой системы высокой сложности.
При изучении разнообразных культурных феноменов исследователи имеют дело, как правило, с их объектной формой существования (теми или иными артефактами культуры, реалиями наблюдаемых культурных процессов и т.п.). Но довольно часто цель исследования заключается в стремлении выявить в упомянутых культурных феноменах некие признаки, характеризующие состояние и динамику субъектной ее формы. Возможность применения системного подхода позволяет формализовать исследовательский материал, выработать целостное определение феномена культуры, выявить специфику взаимодействия «имманентных» законов, действующих в культуре (Осокин, 1998).
Системный подход обычно применяется в случае, когда для решения определенной задачи необходимо знание объекта как целостной системы, когда «...исследованию подлежат наиболее сложные типы систем - сложнодинамиче-ские и, самоподчиняющиеся и т.п., которые представляют самые высокие уровни организации бытия...» (Каган, 197 6., С.18.), к таким типам систем следует относить ценностные ориентации личности.
Для достижения цели и решения задач данного исследования, при синтезе и анализе функционирования таких многозначных систем, как культура и система ценностей человека, было необходимо рассмотреть соотношения и связь между структурой и функциями этих систем, для этого был использован димензиональный метод.
Димензиональный метод в гуманитарных науках впервые применил Виктор Франкл (см. Леонтьев, 1996) при демонстрации отношений между гранями и аспектами человеческого бытия как многомерного объекта. Данный метод позволяет рассматривать объект исследования не в одной плоскости, а в многомерном пространстве. Например, если теория личности при одном аспекте дает на плоскости проекцию круга, а при другом - квадрат, то в трехмерном пространстве эту теорию личности можно рассматривать как целостный образ в форме цилиндра, проекция которого на одной плоскости - квадрат, на другой - круг. Так ценностные ориентации личности в трехмерном пространстве социальной активности человека дают три проекции: деятельность, общение и язык. (Рис.1).
Дея-
Обще-
Ценностные
тель
ние
ориентации
ность
личности
Рис.1. Проекция ценностных ориентации: личности
в социокультурном пространстве
Димензиональный метод для изучения ценностей был предложен Д.А. Леонтьевым, который пытался из множества определений данной категории увидеть за разными взглядами частные проекции этого сложного многомерного объекта (Леонтьев Д.А., 1996).
Согласно цели и задачам данного исследования положения, выносимые на защиту, можно определить следующим образом:
1. Ценностные ориентации выражают содержательную направленность деятельности личности и отражают ее отношение к социальной действительности, к продуктам человеческой культуры. В основе формирования ценностных ориентаций личности лежат иерархическая система культурных установок, актуальные потребности, интересы и стремления индивида, детерминированные внешними и
внутренними условиями развития личности, своеобразием куль туры.
2. Жизненные ценности личности