автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Цвет в традиционной этнической культуре якутов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Саввина, Елизавета Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ЯКУТСКОЙ ЦВЕТОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Общая характеристика основных цветов. Семантика ключевых цветовых прилагательных в якутском языке.
1.2. Якутская теория цвета: попытка построения и интерпретации.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ
2.1. Материальная культура якутского народа в цветовом аспекте.
2.2. Место и роль фактора цвета в духовной культуре якутов.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Саввина, Елизавета Валерьевна
Наиболее полно этнические особенности того или иного народа проявляются в его культуре. Этническая культура - это совокупность ценностей, которых отдельно взятый народ достиг в ходе своего исторического развития. Она передаётся из поколения в поколение и придаёт определённой группе людей черты, отличающие данную группу от других человеческих общностей. Эти ценности проявляются буквально во всех областях жизни этноса: в языке, одежде, устройстве жилища, домашнем хозяйстве, фольклоре и т.д. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является самоназвание народа (этноним). Сказанное в полной мере относится и к якутскому народу, культура которого будет объектом данного исследования.
Якуты (самоназвание саха) - самый северный тюркоязычный этнос. Ныне якуты составляют основное население Республики Саха (Якутия), на территории которой проживает 365 тыс. представителей данного народа из общего числа в 392 тыс. (по данным 1999 г.). Они говорят на языке саха (якутском) уйгурской группы тюрксксщ ветви алтайской языковой семьи. Этот язык является родным для 94% якутов. Русским языком свободно владеет 65% якутов. По религии якуты - православные (с XVII в.), но сохранились в значительной мере и дохристианские культы.
Предки якутов пришли на населяемую ныне ими землю с более южной территории несколькими волнами в течение X-XV вв., после чего смешались с жившими на их нынешней родине эвенами, эвенками и юкагирами, что подтверждается преданиями самих якутов. Вопрос о южной прародине якутов до сих пор остаётся открытым, хотя распространено мнение, что предками якутов могли быть курыканы, обитавшие в раннем средневековье в При
61-2960004 (2317x3455x2 tiff) 4 байкалье. К моменту прихода русских (20-30-е гг. XVII в.) якуты уже сложились как единый этнос. В 1632 г. Якутия вошла в состав Российского государства. В 1922 г. была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР), в 1990 г. она была переименована в Якутi скую Саха Советскую Социалистическую Республику (Я-СССР), ныне (с 1992 г.) - Республика Саха (Якутия) или РС(Я).
Культуру народа принято делить на материальную, т.е. вещественную, «внешнюю» (это, например, жилище, одежда, утварь и т.д.), и духовную, которая представляет собой внутреннее богатство, «интеллектуальный багаж» народа (фольклор, обряды, религиозные представления и т.д.). Кроме того, существует и другое деление этнической культуры, когда в ней выделяют два уровня: традиционно-бытовой и профессиональный. Традиционнобытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек t удовлетворяет свои физические потребности, потребность в общении и т.д., т.е. он ест, одевается, организует свой досуг, воспитывает детей и т.п. Профессиональная культура - это искусство, литература, философия, теология и т.д. Указанные сферы призваны уже не спонтанно, а на осознанном уровне, служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Здесь важную роль играет фольклор, если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре. Культура народа всегда была благодатной почвой для различного рода исследований, так как эта область жизни людей - неиссякаемый источник сведений о пройденном ими через череду веков пути, свидетельство уникальности и неповторимости отдельно взятых народов.
Следует различать традиционную культуру от современной (модернизированной). Традиционная культура связана с земледелием и скотоводством, ориентирована на стабильность и устойчивость. Модернизированная культура, возникшая в Европе и направленная на новации и прогресс, в наши дни стала основой мировой культуры. Кроме двух названных культур, суще
61-2960005 (2329x3462x2 tiff) 5 ствует понятие «архаическая культура», под которой мы понимаем культуры охотников и собирателей, сохранившиеся до сегодняшнего дня в глухих уголках Земли. По многим параметрам традиционная и архаическая культуры схожи, и поэтому эти понятия иногда можно использовать как синонимы (2.71.С.160).
Культуру народа можно рассмотреть с самых разных сторон: и каждый её элемент отдельно, и любой аспект определённого элемента. Мы же выделили для исследования один такой аспект, обозначенный нами как цветовой, и вынесенный в заглавие настоящей работы. Примечательно, что специального труда по данной теме в якутской этнологии ещё не было. Новизна темы позволяет нам говорить не о вопросе цвета, а о проблеме этого явления, поскольку специфической чертой проблемы является то, что для её решения необходимо выйти за рамки «старого», уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно «старого» знания.
В процессе раскрытия сути того или иного вопроса, приоритетом должны обладать не социально-классовые и не политические признаки, а национально-территориальные и духовно-культурные особенности. Цивилиза-ционный подход к историческому процессу «выдвигает на первый план культуру, духовно-нравственные ценности, стоящие выше любых классовых интересов и партийных пристрастий» (2.37.С.20). Следовательно, при циви-лизационном подходе на центральное место в истории выходит человек в разных жизненных обстоятельствах, и «каждая его личная мысль, его вера, не говоря уже о культуре целой народности, имеет право на самостоятельную жизнь и развитие» (2.63.С.6). •
Итак, исходным понятием исследуемой темы является термин «цвет». Цвет - это свойство тела вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им излучения. Лучистая энергия в виде электромагнитных волн определённой длины, попадаю
61-2960006 (2327x3461x2 tiff) 6 щая в зрачок глаза от окружающих предметов, активно действует на чувствительные клеточные элементы сетчатки - колбочки и палочки. Исключительным своеобразием аппарата дневного зрения (колбочек) является наличие в нём трёх подобий приёмников, различающихся по своей спектральной чувствительности. В «приёмниках» колбочек происходят соответственно три независимых фотохимических процесса, дающие начало трём параллельным сигналам, которые по волокнам зрительного нерва передаются в мозг. Здесь ощущение перерабатывается в единое слитное восприятие цвета и осознаётся. Другими словами, в основе ощущения цвета лежат три фотохимических воздействия, испытываемые сетчаткой (2.44.С.29).
Таким образом, цветовое зрение - это способность человека (а также животных) при помощи органа зрения отличать друг от друга световые излучения различного спектрального состава вне зависимости от изменений интенсивности этих излучений. Восприятие цвета человеком субъективно, хотя цвет всё же зависит в гораздо большей степени от объекта.
Необходимо также обратить внимание и на другие термины, напрямую связанные с фактором цвета. Речь идет о таких понятиях, как свет, блеск, тон и оттенок. Свет - лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым, т.е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Блеск - яркий искрящийся свет, отсвет. Тон - характер красок по яркости, колориту. Оттенок - разновидность одного и того же цвета.
Цвета бывают хроматические (букв, с греч. «цветные») и ахроматические (букв, «не цветные»). Хроматические цвета - это все цвета, кроме белого, серых и чёрного; последние цвета называются ахроматическими. Хроматические цвета отличаются от ахроматических наличием у них того или иного цветового тона (красного, жёлтого, зелёного и т.п.). Хроматические цвета могут также характеризоваться светлотой и насыщенностью. Также цвета делятся на так называемые «тёплые» и «холодные». К «тёплым» цветам относятся жёлтый, оранжевый, красный, а также жёлто-зелёный. «Холодными»
61-2960007 (2327x3461x2 tiff) 7 цветами называют синие, фиолетовые, сине-фиолетовые, голубые, голубовато-зелёные.
В работе рассматривается использование цветовых оттенков якутами в речи и быту, указываются особенности этнического цветовосприятия. Иными словами, при освещении традиционной культуры якутского народа (объект исследования), наше внимание будет прежде всего направлено на её цветовой аспект (предмет исследования). Объектом исследования выступают такие элементы традиционной культуры, как язык, жилище, утварь, пища, одежда, домашнее хозяйство, фольклор и религиозные представления. Всё перечисленное будет рассмотрено в данной работе через призму цвета, т.е. в итоге нам следует чётко определить, какие цвета и почему именно они присутствуют в указанных выше составных частях этнической культуры якутов. Рациональность цветовых (и не только) представлений одного из народов, проживающих в экстремальных условиях, возможно, объясняется тем, что эти системы были относительно свободны от религиозной ортодоксии по причине долгого отсутствия письменности, слабой коммуникабельности, чему способствовали традиции расселённости народа по аласам (небольшим полянам, окружённым лесом), где сугубо индивидуальная деятельность требовала серьёзного интеллектуального напряжения.
Жизнь традиционного общества насыщена цветом. Он является существенным индикатором для определения зрелости посевов и плодов, различения животных, ориентации в природной среде. Более того, в структурировании окружающего мира цветовые обозначения становятся своеобразной системой координат, которые замещают или дублируют пространственно-временную. Многочисленны примеры цветовых знаковых систем, отождествляемых в различных культурах (и по разному) со сторонами света, вертикальным членением мира, природными стихиями, календарными циклами и т.д. Для всех народов, на определённом этапе развития, сезонные изменения в цветовой гамме природы служили одним из главных способов ориентации
61-2960008 (2310x3450x2 tiff) 8 во времени, смене сезонов года, которые всегда были тесно связаны с хозяйственной деятельностью. Наряду с временной встречаются формы пространственной ориентации с помощью цвета. Во многом хроматичен и духовный мир традиционной культуры. Морально-этические и эстетические представления людей, их психологические стереотипы закреплены в определённых t цветах и цветосочетаниях.
Говоря об историографии вопроса, вновь отметим, что он (т.е. вопрос, связанный со цветовой характеристикой культуры якутов) ещё не становился предметом специального монографического исследования. Необходимые нам сведения разбросаны по разным работам. Среди них выделяются специальные статьи, касающиеся цветообозначений в якутском языке. Это, прежде всего, статьи JI.JI. Габышевой о символике цвета в героическом эпосе якутов (2.15.,2.16.); В.М. Тобуроковой об использовании цветовых понятий в современном якутском языке (2.87.); Н.В. Скрыбыкина и К.И. Фёдоровой о терминах, характеризующих у якутов масти лошадей (2.82.,2.92.). Остальная литература касается цветовой стороны культуры якутов лишь косвенно. Так, например, у B.JI. Серошевского и Р.К. Маака мы находим сведения о получении якутами растительных и минеральных красок для придания самых разнообразных цветов предметам обихода и кожаной одежде, об излюбленных цветах якутов и некоторых особенностях их цветовосприятия (2.52.,2.80.); у А.Ф. Миддендорфа и И.А. Худякова - данные об использовании цветовых терминов в фольклоре якутов (2.55.,2.94.); у В.Ф.Трощанского и С.В. Ястремского - изложение сути «белого» и «чёрного» шаманизма (2.90., 2.101.).
В исследованиях А.Е. Кулаковского, Г.В. Ксенофонтова, С.А. Новго-родова содержится богатый материал по духовной культуре старинных якутов, из которого мы почерпнули ряд важных «цветных» сведений (2.46., 2.47.,2.58.,2.59.).
Из научных работ второй половины XX в. интерес для нашего исследования представляют труды А.И. Гоголева, Н.В. Емельянова, И.В. Пухова и
61-2960009 (2326x3460x2 tiff)
9 ■ t некоторых других, оказавшие нам немалую помощь при освещении цветовой стороны духовной культуры якутов, особенно в отношении религиозных представлений и текстов олонхо (героического эпоса якутов) (2.21.,2.22.,2.23., 2.33., 2.69.,2.70.). Такова историография обозначенной нами темы.
Таким образом, целью работы является определение места и роли цветовых оттенков в культуре якутов (толкование цвета в культуре), посредством чего мы предпримем попытку построения цветовой модели интеллекта народа (выявление закономерностей и особенностей в цветовосприятии). Исходя из этого, поставлены следующие задачи:
1) определить существующие значения основных цветовых прилагательных в якутском языке, установить их происхождение, произвести сравнительный анализ этих терминов;
2) предпринять попытку построения традиционной якутской теории цвета;
3) дать цветовую характеристику элементам материальной культуры якутов, а именно жилищу, предметам обихода, пище, одежде. Кроме всего перечисленного, автор считает целесообразным подробнее остановиться на рассмотрении мастей и цветосимволики домашнего скота (конного и рогатого) ввиду того, что скотоводство с давних пор было основой хозяйства якутов;
4) выявить роль цветовых терминов в духовной культуре народа саха, для чего будут рассмотрены устное народное творчество и религиозные представления.
Безусловно, мы не ограничимся обсуждением культуры якутов исключительно под «цветовым» углом, потому что интересующий нас аспект существует не сам по себе, а как частица собственно культуры, которую можно изучать с самых разных сторон.
Хронологические рамки данной темы определены XVIII-началом XX в., т.е. временем, которое представляет собой достаточно известный этап в
61-2960010 (2320x3457x2 tiff)
10 отношении традиционной культуры якутов. Эти рамки диктуются материалами, которые использованы в исследовании. Однако временной промежуток мы не будем устанавливать так категорично, так как отдельные моменты в работе связаны как с более ранним, так и несколько поздним периодом.
К данному исследованию привлечён определённый круг источников, могущих помочь в решении обозначенных выше задач. Это, прежде всего, языковой материал, представленный рядом словарей: «Словарём якутского языка» Э.К. Пекарского (1.15.), «Якутско-русским словарём», вышедшим под редакцией П.А. Слепцова (1.25.), «Русско-якутским словарём» (под редакцией П.С. Афанасьева и JI.H. Харитонова) (1.18.), «Русско-якутским тер-миноюрфографическим словарём» ПА. Ойунского (1.14.), «Словарём русского языка» С.И. Ожегова (1.13.), «Древнетюркским словарём (1.6.) и некоторыми другими.
Привлечён архивный материал: 1) из архива Якутского Научного Центра Сибирского отделения Российской Академии Наук (фонд 5) взяты сведения, которые дополняют опубликованные материалы о якутских божествах (1.2.); 2) из Национального архива Республики Саха (Якутия) - документы, содержащиеся в личном фонде видного краеведа И.Д. Новгородова (фонд 1413), где собраны рукописи известных исследователей якутской культуры (М.М. Носова, А.А. Саввина,и др.), освещающие одежду, пищу, жилище, верования якутов (1.10.).
Отдельным видом источников является археологический материал из якутских поселений XIV в. и погребений XVIII-XIX вв., раскопанных и исследованных летом 1996 г. в Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия) близ села Бютейдях (местность Сэндиэлэ). Данные этих раскопок, наряду с аналогичными опубликованными материалами из позднесредневе-ковых скотоводческих поселений, нашли отражение в настоящей работе при освещении некоторых сторон материальной культуры якутов (особенно традиционного жилища, в меньшей степени утвари и одежды).
61-2960011 (2319x3456x2 tiff)
11
Важное место в источниковой базе предлагаемого исследования занимают образцы якутского фольклора: тексты народного героического эпоса олонхо, старинных песен, примеры загадок, пословиц, поговорок и т.д.
К источникам следует отнести и результаты социологических исследований «Сравнение якутских и русских цветообозначений» и «Цвет в нашей жизни», проведённых в 1994-2000 гг. В ходе этих исследований методом случайной выборки было проинтервьюировано 352 человека. Обработанные и систематизированные ответы респондентов также вошли в данное исследование.
Кроме того, к настоящей работе привлечены сочинения античных авторов Аполлодора, Гесиода, Лукреция Кара, Платона, Прокла (1.1.,1.3.,1.8., 1.16., 1.17.).
В работе соблюдён принцип историзма, основные положения которого сводятся к следующему: признание закономерности развития от низшего к высшему, учёт конкретной исторической обстановки, породившей то или иное явление, определение роли и места изучаемого явления в общеисторическом пространстве, признание доминирующей роли человека в историческом процессе. Другими словами, главный смысл принципа историзма заключается «в рассмотрении всех процессов и явлений в их возникновении и развитии, в связи с породившими их конкретными обстоятельствами» (2.23.С.5). В работе присутствует и другой, не менее важный методологический принцип - принцип научной объективности, обязывающий исследователя произвести всестороннее выявление необходимых источников, беспристрастно их изучить, постичь суть и сделать объективные выводы из существа изученного.
Из общих методов научного познания в работе задействованы:
1) методы эмпирического исследования (в наибольшей степени наблюдение и сравнение);
61-2960012 (2326x3460x2 tiff)
12
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (здесь следует выделить анализ и синтез, индукцию и дедукцию);
3) методы теоретического исследования (особенно восхождение от абстрактного к конкретному).
Из специальных исторических методов в работе представлены прежде всего историко-генетический и историко-сравнительный методы. Первый из них предполагает последовательное раскрытие (с самого начала) свойств явления, в развитие которого вкладывается много времени, а второй подразумевает сопоставление явлений с целью определения их сходств и различий. Кроме того, к нашему исследованию привлечены историко-типологический, историко-системный и семантический методы.
Автор неоднократно обращался к работам отечественных и зарубежных учёных, посвящённых исследованию особенностей цветового восприятия в разных этнических культурах для выявления параллелей и аналогий. Следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе (В.В. Вер-тоградова, В. Тернер, К.Л. Юнген и др.) достаточно полно изучен символический аспект функционирования цвета, где первичной цветовой триаде -чёрный, белый, красный - соответствуют и наиболее устойчивые символические коннотации. По мере отдаления от триады, круг значений каждого следующего, освоенного культурой цвета, расширяется, становясь всё более специфичным в границах отдельных культур, но эта грань проблемы исследована гораздо меньше. Отдельного внимания заслуживает и примыкающая к ней (проблеме) тема формирования этнических цветовых предпочтений. В целом, с тех пор, как в прошлом столетки были обнаружены различия в цветовом видении у разных народов мира, обсуждение этой темы зарубежными исследователями шло с нарастающей интенсивностью и захватило весьма широкий круг наук, нередко далёких друг от друга, что было связано с мно
61-2960013 (2320x3457x2 tiff)
13 I гократной сменой самой постановки вопроса об истоках вариаций в цвето-видении и переменами в методологии исследования (2.12.,2.86.,2.99.).
Надо сказать, что «историческая наука существует как бы в двух срезах: во-первых, в виде событийной повествовательной или нарративной истории, истоки которой ведут к описанию отдельных фактов, и, во-вторых, в виде теоретического сущностного исследования проблем исторического процесса, выявления в конкретно-историческом развитии общих закономерностей и особенностей» (2.37.С.20). В идеале оба этих направления, которые можно обозначить как описательное и проблемное, должны взаимодействовать друг с другом, что было учтено в конкретном исследовании.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
61-2960014 (2317x3455x2 tiff)
14
Заключение научной работыдиссертация на тему "Цвет в традиционной этнической культуре якутов"
Заключение
В настоящей работе нами определена роль цвета в традиционной этнической культуре якутов. Целью исследования явилась попытка цветомодели-рования интеллекта якутов посредством определения закономерности присутствия цветовых терминов в традиционной культуре народа.
Предварительно был освещён сам фактор цвета как физического явления, выделены его составляющие (свет, блеск, тон, оттенок), рассмотрены отдельные цвета в их общепринятом толковании, определена их символика (как общепринятая, так и локальные), приведён ряд вызываемых ими ассоциаций (так, белый цвет - цвет рождения и смерти, во многих религиях он наделён божественным смыслом; жёлтый символизирует энергию, богатство, способность на риск, порядочность во взаимоотношениях; красный -символ любви, кровного родства, зелёный - нейтральный, пассивный, успокаивающий, он предполагает единство с природой и одновременно общность, слитность с другими людьми; синий - цвет разума, духовной возвышенности человека, свободы, благополучия; чёрный чаще всего ассоциируется с грустью, печалью, злом, мрачным восприятием жизни и т.д.). Также был освещён единый универсальный механизм формирования цветовых терминов, присущий самым разным народам (якутам в том числе). Сначала цвета получали свои наименования по предмету, для которого они были характерны. Позже, когда человек стал не так сильно зависеть от природы и создал свой хроматический мир, появились отвлечённые названия цветов.
Цвет по своей сути является свойством тела вызывать определённое зрительное ощущение в зависимости от спектрального состава отражаемого или испускаемого им излучения. В основе цветоощущения лежат фотохимические воздействия, испытываемые сетчаткой глаза (точнее, её элементами, называемыми колбочками). В нашем случае, под цветом подразумевается световой тон чего-нибудь, окраска. Составляющими цвета являются катего
61-2960149 (2293x3439x2 tiff)
149 рии света, блеска, тона и оттенка. Все эти данные были заложены нами в основу цветовой характеристики якутской традиционной культуры. Также в начале данной работы автором были кратко были освещены такие направления, как «Цвет и природные условия региона», «Цвет в медицине», «Цвет в искусстве».
В соответствующем разделе рассмотрены толкования наиболее употребляемых в речи якутов цветовых прилагательных. Говоря об их семантике, констатируем довольно широкий спектр их значений. Так, в прямом смысле они выражают цветовые оттенки, но, кроме того, имеют и метафорическое содержание. Например, словосочетание хара киси (букв, «чёрный человек») может означать и «смуглый человек», и «обитатель подземного мира», и «простолюдин», а выражение киси-хара истолковывается как «настоящий человек». Другие примеры: кёх кырыс «зелёный дерн» - кёх далай «голубые (лазурные) глубины» - кёх сюрэх «лейтяй» (букв, «зелёное сердце») - кёх тыын «жизнь» (букв, «голубое дыхание»), кысыл хаан «красная (алая) кровь» - хаан кысыл «красный, как кровь» - кысыл илиилэр «голые руки» (букв, «красные руки») - кысыл ого «младенец» (букв, «красный ребёнок»).
Якутский язык очень богат цветовыми определениями. Так, например, белый цвет можно обозначить словами юрюнг, маган, кэрэ, аас и т.д., жёлтый - терминами арагас, сасархай, сасыл, кёрт и т.д. Вообще, якутские цветовые термины имеют в основном тюркскую, отчасти монгольскую основу. Кроме того, в них заметно определённое влияние тунгусо-маньчжурских и русского языков. Основные названия цветов у якутов - это юрюнг (или маган) «белый», хара «чёрный», кёх «синий», «голубой», «зелёный», арагас «жёлтый», кысыл «красный», а также в меньшей степени кугас «коричневый» и боронг «серый» и некоторые другие. Внутри каждого основного цвета различается множество его оттенков, которые получают самостоятельные названия.
61-2960150 (2301x3444x2 tiff)
150
Путём сопоставлений с древнеиндийской и древнегреческой цветовыми системами, сделана попытка формулирования традиционной якутской теории цвета. Её основные пункты сводятся к следующему: 1) в языке саха цвета классифицируются по определённым признакам (светлые и тёмные, простые и сложные, однотонные и пёстрые, часто употребляемые и малоупотребительные); 2) свет и блеск являются самостоятельными элементами и могут прибавляться к другим цветам; 3) для якутских цветовых терминов характерны тональные и хроматические различия, т.е. следует учитывать такие важные элементы цвета, как «тональность», «насыщенность» и «светлота»; 4) в основе якутской теории цвета лежит цепочка понятий: белое - небелое - чёрное.
Часть цветообозначений в материальной культуре якутов связана с символами. В этом случае цветосимволика не показывает на определённый цвет, которым обладает тот или иной предмет. Например, юрюнг дьиэ «белый дом» - символ благополучия, юрюнг сюрюк «белые бегунцы» (лошади)
- символ почитаемости и т.д. Эпитет хара придает выражению прямо про/ тивоположное значение. Здесь ярко предстает идея дуализма в мировоззрении якутов, делящая мир на две противоборствующие части. Это касается практически всех элементов материальной культуры якутов.
В традиционной материальной культуре саха, кроме того, весьма разнообразно представлены собственно цвета. Краски изготавливались в основном самими людьми из природных красителей (охры, грибов-лишайников, коры деревьев, мха и т.д.). Полученные краски придавали самые различные оттенки частям жилища, утвари, кожаной одежде. Что касается тканей, бусин, некоторых украшений, то они приобретались у торговцев, но и тут имел место выбор изделий предпочитаемого цвета. Так, например, бисер в основном покупался белый, синий (голубой) и чёрный. В якутской одежде преобладали жёлтый, зелёный и красный цвета. Жёлтый цвет - цвет тепла, лета, праздника; зелёный олицетворял изобилие, процветание, возрождение, крас
61-2960151 (2311x3450x2 tiff)
151 ный являлся символом кровного родства. В отношении масти скота вновь констатируем, что якутский язык очень богат терминами по этой части. Масть скота определялась тонко, притом внутри общих понятий содержится множество дополнительных наименований. Так, например, в рамках общего понятия элэмэс «пегий» различаются следующие: буулуур элэмэс «булано-пегий», кугас элэмэс «рыжевато-пегий», кэрэ элэмэс «бело-пегий», кысыл элэмэс «красновато-пегий», моонньогон элэмэс «чёрно-пегий», сиэр элэмэс «саврасо-пегий», сур элэмэс «серо-пегий», турагас элэмэс «пегий с красновато-рыжим отливом» и т.д., внутри понятия арагас «жёлтый» - арагас ат «рыжая лошадь», юрюнг арагас ат «игрений конь», сырдык арагас ат «соловая ло шадь». кюдэн арагас ат «светло-рыжий конь» (1.15.С. 127) и т.д.
Из сферы духовной культуры нами рассмотрены словесное народное творчество и религиозные представления якутов. В отношении фольклора отметим его богатую насыщенность цветовыми терминами. Цветовые обороты украшают произведения устного народного творчества, делая его живописнее и выразительнее. Кроме того, цветовые термины применяются в сравнительном плане. Так, например, в народных песнях тёмные леса сравниваются с разворошенными хвостом и гривой гнедого жеребца. Нередко в фольклоре встречаются своеобразные цветовые аллегории, как в выражении i родить пегого жеребёнка» (т.е. очень сильно замёрзнуть) (2.79.С.331).
В религиозных воззрениях якутов также присутствует выраженный цветовой аспект. Добрые боги айыы тангаралар противопоставлены злым духам абаасы. Цвет богов и людей - белый, цвет абаасы - чёрный. То же можно сказать об их атрибутике. Небо в якутской мифологии состоит из девяти ярусов. Каждый ярус обладал определённым цветом и являлся вместилищем определённого бога. Ярусы считались невидимыми, а «обычное» видимое небо называлось кёстёр кёх маган халлаан «видимое светло-голубое небо». Небесные ярусы отличались друг от друга всевозможными оттенками 4 белого и жёлтого цветов. Например, девятый ярус невидимого неба - светло
61-2960152 (2310x3450x2 tiff)
152 жёлтого цвета, восьмой - огненно-белого, седьмой - ярко-белого и т.д. Шаманы разделялись на белых (жрецов), общающихся исключительно с небожителями, и чёрных (собственно шаманов), которым были доступны духи всех трёх миров. Вообще, идея дуализма проходит стержнем через всю «цветовую культуру» народа.
В ходе исследования разработано три новых направления:
1. Якутская цветовая теогония. Согласно мифологическим представлениям якутов, мир, до устройства в нём первоначального порядка, был миром серого хаоса. Серый хаос постепенно упорядочился, затем раздвоился: появились белое и чёрное начала, первое из которых определило появление божественных, благонамеренных сил, а второе принесло с собой силы нечистые и враждебные. Со временем возникли три мира: Верхний - светлая страна, которую населяли боги (айыы тангаралар), расположившись по девяти ярусам; Средний «серо-пятнистый» мир, населённый людьми, а также духами-хозяевами иччи; Нижний «мутный» мир, где жили злые абаасы (демоны). Три части мироздания связывало священное мировое дерево Аал Лу-ук Мае. Якутская цветовая теогония выглядит следующим образом: первичный хаос - серого цвета, Верхний мир - белого, Средний мир насыщен самыми различными цветами, Юрюнг Аар Тойон, глава якутского политеистического пантеона, связан с белым и жёлтым цветами; Юрюнг Айыы Тойон, бог солнца - с ослепительно белым цветом; Дьёсёгёй Тойон, покровитель коневодства, богини Айыысыт-созидательница и Иэйэхсит-хранительница -с молочно-белым; Аан Алахчын Хотун, богиня земли - с белым, серебряным, зелёным цветами; Сюгэ Тойон, «громовник» - с золотым и серебряным; божества судьбы и рока Дьылга Хаан, Чынгыс Хаан, Одун Хаан - с серым и отчасти белым; Улуутуйар Улуу Тойон, божество упорядоченного космоса - с густо-чёрным и отчасти насыщенно-жёлтым.
2. Якутский хроматизм, т.е. изменение цветовых тонов. Хроматизм применим практически ко всем областям культуры якутов. Яркий пример
61-2960153 (2315x3453x2 tiff)
153 хроматизма - цветообозиачения небесных ярусов, плавно переходящих один в другой: светло-жёлтый - огненно-белый - ярко-белый - ослепительно белый и т.д.
3. При анализе образа имени (например, мифологического образа) можно обратиться к данным цветолингвистики, т.е. соотнести с конкретным звуком определённый цвет (или несколько цветов), что позволяет более объёмно видеть предмет. Определив цветовой признак какого-либо звука, легко понять его психологическое значение, устойчиво соотносимое с данным цветом. Методы цветопсихологии могут быть успешно применены по отношению к персоналиям якутской мифологии. Так, например, в звуках имени богини-хранительницы Иэйэхсит воплощены инертность и гибкость, нежность и внимание. Звуки, составляющие имя богини, характеризуются светло-зелёным цветом. Имя конского божества Дьёсёгёя включает звуки, обозначающие созидание, энергию, мысль, восторженность. Его имя характеризуется жёлтым цветом.
Таким образом, в традиционной якутской культуре цвета занимали своё специфическое положение, особым образом дополняя её национальный колорит.
Мир природы, окружающий человека, и мир, созданный самим человеком, - это мир цвета. Различия в цветовом видении у отдельных народов в их эстетическом отношении к цвету очевидны. Вполне понятно, что знакомство с той или иной культурой может быть полноценным только тогда, когда объекты этой культуры воспринимаются в цвете. По-видимому, по отношению к культуре, цвет выступает не просто как неотъемлемое свойство природной или искусственной среды, но также как своеобразная и существенная сторона духовного опыта человечества, одна из первичных форм его фиксации и систематизации.
61-2960154 (2322x3458x2 tiff)
154 (
Список научной литературыСаввина, Елизавета Валерьевна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Ы.Аполлодор. Мифологическая библиотека / Изд. подг. В.Г. Борухо-вич. М.: Наука, 1993. - 212 с.
2. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф.5.-Оп.З.- Ед.хр.536,- Л.45.
3. Гесиод. Труды и дни. Теогония. М.: Феникс, 1990. - 164 с.
4. Говоров Д.М. Бюдюрюйбэт Мюлдью Бёгё (Неспотыкающийся Мюлдью Сильный). М.; Якутск: Печатное изд-во ЯАССР, 1938. - 496 с.
5. Гэсэр. Бурятский героический эпос / Пер. с бур. С. Липкина. М.: Художественная литература, 1978. - 280 с.
6. Древнетюркский словарь / Ред. В.М. Наделяев Л: Наука, 1969- 676 с.
7. Иванов Е.Н.Лексика к якутскому шаманизму (рукопись). 1992.22 с.
8. Кар Лукреций. О природе вещей. -М.: Художественная литература, 1983.- 383 с.
9. Материалы археологических раскопок (поселения и погребения) периода раннего средневековья близ села Бютейдях Мегино-Кангаласского улуса PC (Я), проведённых в 1996 г.
10. Нац. архив PC (Я). Ф.1413. - Оп.2. - Ед.хр. 5,14,19,22,25,36, 41,45,46.111 .Нюргун Боотур Стремительный. / Текст К.Г. Оросина. Пер. с як. Г.У. Эргиса. Якутск: Госиздат, 1947. - 410 с.
11. Образцы олонхо / Под ред. Э.К. Пекарского. П., 1918. - Т. 2. - Ч. 1.-215 с.
12. З.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990.927 с.114.0йунский П.А. Русско-якутский термино-орфографический словарь. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935. - 102 с.61.2960155 (2329x3462x2 tiff)155
13. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. М.: Издательство АН СССР, 1959,- Т.1,2,3
14. Платон. Диалоги // Философское наследие. М.: Мысль, 1986.I1. Т.98.-451 с.
15. Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси: Мерани, 1972. - 202 с.
16. Русско-якутский словарь / Под ред. П.С. Афанасьева, JI.H. Харитонова. М.: Советская энциклопедия, 1968. - 610 с.
17. Саввина Е.В. Сравнение якутских и русских цветообозначений (социологическое исследование). 1994 -1995.
18. Якутская одежда. Книга-альбом. Якутск: Бичик, 1993. - 32 с.
19. Якутские загадки (Саха таабырыннара). Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1975. - 375 с.
20. Якутские народные песни. Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1976,- 4.1. -395 с.
21. Якутско-русский словарь / Под ред. П.А. Слепцова. М.: Советская энциклопедия, 1972. - 607 с.i2. Литература
22. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX-начале XX в. Новосибирск: Наука, 1975. - 199 с.
23. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязыч-ных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. - 317 с.61.2960156 (2317x3455x2 tiff)156
24. Антонов H.K. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Якуткнигоиздат, 1971. - 175 с.
25. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Бичик, 1994. - 200 с.
26. Антонов Н.К. Саха сылгытын тусунан // Хотугу сулус. 1982. -№2. - С.99-102.
27. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989.-243 с.
28. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Наука, 1983. - 464 с.
29. Аханянова Н.А. К вопросу о мифологической основе солярно-лунарной символики в эпической традиции якутов // Язык-миф-культура народов Сибири. Сб. научн. трудов. Якутск: Изд-во Якутского гос. унив-та, 1994.-С. 194-207.
30. Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике. М.: Энергоатомиздат, 1985.-94 с. ;
31. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.: Восточная литература, 1993. - 320 с.
32. Брагина Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - 98 с.
33. Вертоградова В.В. К интерпретации древнеиндийской и древнегреческой теории цвета // Исследования по истории и филологии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1976. - Вып.6. - С.98-103.
34. И.Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершённое в 1820, 1821, 1821, 1823 и 1824 гг. М.: Прогресс, 1948.-506 с.
35. Габышев М.Ф. Якутская лошадь: типы якутских лошадей, способы их разведения и содержания. Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1957 - 240 с.61.2960157 (2324x3459x2 tiff)157V
36. Габышева JI.JI. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо // Язык миф - культура народов Сибири. Сб. научн. трудов. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. - С.3-23.
37. Габышева Л.Л. Цвето- и зоосимволика в якутском эпосе олонхо // Советская тюркология. 1984. - №3. - С.27-30.
38. Глазырина И.П. Эта разная медицина. М.: Медицина, 1992. -108 с.
39. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1980,- 110 с.
40. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов (Вопросы происхождения якутов). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1986. - 91 с.
41. Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX в.). Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. - 202 с.
42. Гоголев А.И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители. Якутск: Изд-во Центра культуры и искусства, 1994. - 32 с.
43. Гоголев А.И. Некоторые аспекты старинной религии якутов // Полярная звезда. 1992. - №6. - C.167-17L
44. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.
45. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М.: Товарищество «Клышников, Комаров и К0», 1993. - 510 с.
46. Гуревич М.М. Цвет и его измерение. М.: Наука, 1957. - 247 с.
47. Гэсэриада: прошлое и настоящее. Сб. статей / Сост. Ю.И. Будаев и Б.С. Дугаров. Улан-Удэ: Бур.отд. Всероссийск. фонда культуры, 1991. -120 с.
48. Дабыл (Павлов А.Н.). Ыйдарынан туомнар. Якутск: Бичик, 1994. -27 с.
49. Дали Сальвадор. 50 секретов магии мастерства. М.: Феникс, 1998.- 123 с.61.2960158 (2317x3455x2 tiff)158
50. Демкина Л.И. Основные цветовые термины. Л.: Наука, 1952.177с.
51. Дмитриев П.Н. Образы богинь в олонхо // Полярная звезда. -1981. №3. - С.114-117.231 .Дриздо А., Минц Л. Люди и обычаи. Этнографические очерки. -М.: Мысль, 1976.-219 с.
52. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.175с.
53. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. - 192 с.
54. Жуков Е.М.Очерки методологии и истории. М.: Наука, 1980.208с.
55. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. П.: Огни,1918.-162 с.
56. Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в культуре якутов // Якутия и её соседи в древности. Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1975. -С. 174-183.
57. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. - №4. - С.3-31.
58. Кинчер Дж. Книга о тебе. СПб.: Квадрат, 1997. - 90 с.
59. Козлов Н.И. Истинная правда-. М.: Владос, 1999. - 213 с.
60. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.
61. Кононов А.Н. Семантика цветобозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник 1975. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 158-168.
62. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры //Якутия и её соседи в древности. Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1975. - С.106-173.
63. Кош И., Кош М. В начале было Слово. — М.: Флинта, 1998 304 с.
64. Кравков С.В. Цветное зрение. -М.: Наука, 1971. 170 с.
65. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Якутск: Нац. книжн. изд-во РС(Я), 1992. - В 2-х кн.61.2960159 (2306x3448x2 tiff)159
66. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм (Избранные труды).- Якутск: Север-Юг, 1992.-318 с.
67. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М.: Наука, 1977. - 248 с.
68. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Якутское книжн. издtво, 1979.-483 с.
69. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Нартский эпос: язык и культура. -М.: Наследие, 1998.-312 с.
70. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. М.: Флинта, 1998. - 312 с.
71. Линденау Я.Н. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока / Пер. с нем. З.Д. Титовой. Магадан: Книжн. изд-во, 1983. - 176 с.
72. Маак Р.К. Вилюйский округ. Якутск: АО «Яна», 1994. - 592 с.t
73. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 290 с.
74. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М.: Прогресс, 1963. - 275 с.
75. Миддендорф А.Ф. Путешествие на север и восток Сибири. СПб., 1878. - 4.2. - Отд.6. - 716 с.
76. Мординов А.Е. Сахаларга философскай санаа ёскээсинэ // Хотугу сулус. 1982. -№7,8,11.
77. Народы Сибири / Под ред. М.Г.Левина, Л.П.Потапова. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1956. - 1084 с.1
78. Новгородов С.А. Божества, которым поклонялся, и духи, которых почитал древний якут // Юность Севера. 1992. -№11.- С.4.
79. Новгородов С.А. Первые шаги якутской письменности. М.: Наука, 1978.-272 с.
80. Носов М.М. Якутская берестяная ураса. Якутск: Госиздат, 1954. -57 с.61.2960160 (2319x3456x2 tiff)160;
81. Перевозчиков А.Н. Экстрасенсы миф или реальность? // Знак вопроса. - 1989.-№ 10.-С. 15-27.
82. Попов А.А. К этимологии некоторых имён божеств якутской мифологии // Фольклор и современная культура. Якутск: Сахаполиграфиз-дат, 1991. - С.46-58.
83. Попов А.А. Материалы по религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1949. -Т.2. - С. 295-320.
84. Попова А.С. Олонхо киэнг киэлитигэр. Якутск: Сахаполиграф-издат, 1995.- 127 с.
85. Прокопьева М.П. Саха норуотун сиэрэ-туома // Сахаада. 1992. -№10.-С.4.
86. Пухов И.В. От фольклора к литературе. Сб. статей. Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1980. - 128 с.
87. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. -М.: Изд. АН СССР, 1962.-256 с.
88. Ребуненкова Е.В. Миф. Обряд. Религия. М.: Современник, 1992.-290 с.
89. Романова Е.А. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука, 1994. - 146 р.t
90. Саввина Е.В. О роли цвета в духовной культуре якутов // Этнографический сборник. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. - Вып.1. - С.43-47.61.2960161 (2317x3455x2 tiff)161
91. Саввина E.B. Проблема хроматизма в якутской этнографии (Историография вопроса) // Наука невостребованный потенциал. Тез. докл. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996. - Т.З. - С.73-74.
92. Саввинов Н.Е. Ёбюгэлэрбит олохторо-дьасахтара. Якутск: Бичик, 1992.-81 с.
93. Самарина JI.B. Традиционная этническая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) // Этнографическое обозрение. 1992. - №2. - С. 147-156.
94. Серов Н.В.Античный хроматизм. СПб.: Редактор, 1995. - 627 с.
95. Серов Н.В. Хроматизм мифа. JL: Наука, 1991. - 410 с.
96. Серошевский B.JI. Якутские-рассказы, повести и воспоминания. -М.: Изд. дом «Кудук», 1997. 644 с.
97. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. М.: РОССПЭН, 1993.-736 с.
98. Сибирь: этносы и культуры (Народы Сибири в XIX в.) / Отв. ред. З.П. Соколова. М., Улан-Удэ: Вост.-Сиб.Гос.Академия Культуры и Искусств, 1995.- 148 с.
99. Скрыбыкин Н.В. Заметки о ркотоводческой лексике в современном якутском языке // Вопросы филологии (по материалам юбилейной сессии, поев. 50-летию Октябрьской революции). Якутск: Якутское книжн. изд-во, 1970. - С. 107-113.
100. Слепцов П.А. Генезис культа богинь Айыысыт у якутов // Язык-миф культура народов Сибири. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. - С. 112-116.
101. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Высшая школа, 1992.-298 с.
102. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1979. - 305 с.
103. Тёрнер В. Проблема цветовой классификации в архаических культурах // Семиотика и искусствоведение. М.: Наука, 1972. - С.51-84.61.2960162 (2324x3459x2 tiff)162
104. Тобурокова B.M. К вопросу о специфике цветобозначений в русском и якутском языках // Язык миф - культура народов Сибири. Сб. научи. трудов. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994. - С.125-131.
105. Токарев С.А. Очерки истории якутского народа. М.: Соц.-экон. изд-во, 1940.-248 с.
106. Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Сб. статей. -Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1998.- 143 с. .
107. Трощанский В.Ф. Эволюция чёрной веры (шаманства) у якутов. Казань: Изд-во Импер. университета, 1903. - 185 с.
108. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.
109. Фёдорова К.И. Названия масти лошадей в якутском языке // Полярная звезда. 1980. -№3. - С. 123.
110. Хлопина И.Д. Горная Шорйя и шорцы // Этнографическое обозрение. 1992. - №2. - С. 134-146.
111. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. JL: Наука, 1969.-440 с.
112. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады. Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда. Новосибирск: Наука, 1980.-272 с.
113. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. -М.: Наука, 1985.-271 с.
114. Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции // Тез. докл. международной научной конференции. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. -116 с.
115. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.492 с.