автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Творческая биография А.Д. Синявского сквозь призму литературного амплуа Абрама Терца
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Накано Юкио
Глава 1. Реальная биография Синявского как основа для создания творческой биографии и литературного амплуа.
Глава 2 Абрам Терц: от случайно выбранного псевдонима к стратегии сознательного конструирования литературного амплуа.
Глава 3 Концепция «чистого искусства» в творчестве Синявского.
Глава 4 Рукописность и фрагментарность как выражение «чистого искусства».
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Накано Юкио
Андрей Донатович Синявский (8.10.1925 - 25.2.1997) известен читателям как разносторонняя личность. Со второй половины 1950-х гг. в СССР он был перспективным литературным критиком и специалистом по советской литературе в ИМЛИ. После ареста в 1965 году и суда в 1966 г. стал известен всему миру как писатель Абрам Терц. С 8 сентября 1965 года до 8 июня 1971 года Синявский находился в Лефортово, затем в лагере. Он работал грузчиком и напряженно размышлял об искусстве. Через два года после освобождения он был вынужден эмигрировать. В эмиграции Синявский стал преподавателем русской литературы в Сорбонне и одновременно оставался писателем Абрамом Терцем.
Как и другие работы по творчеству Синявского, данная работа касается проблемы взаимоотношения Андрея Синявского и Абрама Терца. Наше внимание, в первую очередь, направлено на то, чтобы воссоздать контексте, в котором родился этот псевдоним, маска, а впоследствии, литературное амплуа - Абрам Терц. Контекст воссоздается не только за счет высказываний Синявского, но при помощи привлечения архивных и до настоящего момента не введенных в научный оборот материалов.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать творчество Синявского в свете неопубликованных ранее материалов, введя их в научный оборот. Мы попытаемся выявить эстетические основы творчества А. Д. Синявского и проследить эволюцию Абрама Терца от случайно выбранного псевдонима к сознательно выстроенному литературному амплуа. Мы стараемся реконструировать процесс создания художественных текстов и их творческую историю с опорой на архивные материалы и свидетельства современников. В диссертации также предпринимается попытка документально обосновать неизвестные ранее историко-биографические факты из жизни Синявского и обнаружить их отражение в творчестве писателя.
В основном, периодизация, принятая в нашем исследовании, соответствует периодизации, применявшейся самим Синявским. Он разделил свое творчество на три периода: запретный (1955-1965 гг.), лагерный (1965-1971 гг.) и эмигрантский (1973-1988)1. В данной работе, учитывая выделенные этапы, мы все же рассматриваем творчество писателя как единое целое, объединенное художественной концепцией «чистого искусства», так или иначе воплотившейся в большинстве его произведений. Синявский отмечал, что его художественное мировоззрение характеризуется единством и отсутствием эволюции. Такая характеристика нуждается в некоторых коррективах, поскольку определенная эволюция здесь может быть обнаружена, например, по отношению к концепции «чистого искусства». Тем не менее, развитие взглядов Синявского происходит последовательно, в направлении уточнения главных для него идей, а не их переосмысления. Синявский стремился быть равным себе как писатель и видел в творчестве свое главное предназначение. Впрочем, нельзя исследовать творческий процесс вне сопоставления его с фактами жизни писателя: конкретные даты говорят о многом.
По мнению Синявского, фантастичность его творений опосредована реальностью. Творчество Синявского, где постоянно переосмысливается реальность, было устремлено к утверждению самостоятельности и самоценности искусства. В определенной степени за постоянным утверждением самоценности искусства у Синявского скрывается стремление противопоставить его политизированной окружающей среде.
Новизна данной работы заключается в том, что диссертация основывается на материалах фонда Синявского в Гуверском архиве (Hoover Institution Library and Archives) Стэнфордского университета в США и интервью, которые автор брал у людей, близких Синявскому. Автор диссертации посещал Гуверский архив летом 2003 и 2006 гг. В 2005 и 2006 гг. в Париже автор брал интервью у вдовы Синявского, М. В. Розановой (2005, 2006), профессора Мишеля Окутюрье (2005, 2006) и профессора Джана Бонамура (2005). Эти материалы, впервые вводимые в научный оборот, составляют новизну диссертации.
Актуальность работы обусловлена тем, что литературоведческие вопросы, связанные с творчеством Синявского, представляют интерес не только в контексте русской литературы, но и мировой. Мы уверены, что в творчестве Синявского нашли яркое воплощение те черты, которые позже обнаружили свою актуальность и в мировом литературном процессе: представление об искусстве как области всеобъемлющей свободы, практика работы с чужым словом и нарочито ироничная, несерьезная позиция автора, стремление к созданию вторичной художественной реальности средствами фантастики и гротеска при сохранении отсылок к реальным историческим событиям. Подобный комплекс взглядов реализуется в концепции «чистого искусства». Этот художественный принцип, начиная статьей «Что такое социалистический реализм» и кончая последним романом «Кошкин дом», писатель утверждал в различных его ипостасях. Заметное место в обосновании подобной эстетической идеологии принадлежит книге «Прогулки с Пушкиным», которую Синявский писал в лагере как свое «завещание», манифест эстетических принципов «чистого искусства».
Актуальность настоящей диссертации также состоит в том, что исследование вводит в научный оборот новые материалы о литературе русской эмиграции, предоставляет другим исследователям, в сферу интересов которых входит не только творчество Синявского, но и русская литература последних десятилетий XX в., ценную информацию для дальнейшей работы.
Предметом исследования является творчество Синявского, особенно произведения, созданные в лагере и в эмиграции («Голос из хора», «Прогулки с Пушкиным», «Спокойной ночи»), также привлекаются такие произведения, как «Мысли врасплох», «В тени Гоголя», статья «Что такое социалистический реализм», многочисленные интервью и переписка писателя. Отбор художественного и биографического материала, ставшего предметом исследования, обуславливается тем, что мы уделяем пристальное внимание не столько определенному произведению, сколько литературному амплуа Абрама Терца и концепции «чистого искусства», которая играет центральную роль в творчестве писателя.
Рассматривая ту или иную биографическую деталь, свидетельство о которой обнаруживаем в архивных материалах, мы наблюдаем в ней проявление неких эстетических принципов, значимых для Синявского, которые он обозначал как «чистое искусство», «стилистические разногласия» с советской властью и др. Обращаясь к принципу «чистого искусства», мы рассматриваем связанные с ним проблемы, одной из которых считается проблема авторства. Мы полагаем, что литературное амплуа Абрам Терц было не только литературной игрой, но и жизненной, творческой (что для Синявского одно и то же) необходимостью. Абрам Терц, появившийся поначалу лишь как псевдоним, стал литературным образом, мистификацией, амплуа, обрел статус писателя и эссеиста, своеобразного литературного alter ego Синявского. При этом «легкость», то качество, которым, по мысли Синявского, был щедро наделен А. С. Пушкин («Прогулки с Пушкиным»), досталось и Абраму Терцу: мы видим у него как раз ту самую пушкинскую легкость, которой так не хватало самому Синявскому. Положение подлинного автора определялось было двойственным: игровая легкость Абрама Терца, находящая воплощение в литературе, с одной стороны, напряженная атмосфера и тяжелые жизненные условия Синявского в подполье, лагере, эмиграции - с другой.
Мы стремились выявить характер взаимосвязи художественных произведений и обстоятельствами жизни писателя, исследовать природу двойственности и парадоксальности его творчества. При этом мы старались избегать односторонних определений: слишком парадоксально творчество писателя. Следовательно, не давая окончательных определений, мы видели в этом свою осознанную позицию, и следовали, таким образом, заветам самого писателя, который был убежден, что искусство представляет собой комплекс колеблющихся ценностей.
Методологической основой диссертации являются теоретические работы русских и зарубежных исследователей. Мы опираемся на предыдущие работы по творчеству Синявского, написанные на русском и других языках.
Монографии Михайла Михайлова (1967), Евгения Голлербаха (1993), Георгия Гачева (2000), Маргарэт Далтон (Margaret Dalton) (1973), Ричарда Лоури (Richard Lourie) (1975), К. Т. Непомнящей (Catharine Theimer Nepomnyashchy) (1995), Уолтера Ф. Колоноского (Walter F. Kolonosky) (2003) составили методологическую базу диссертации. Именно они формируют историю исследования творчества Синявского как с историко-биографической, так и с художественной стороны.
Диссертация теоретически также опирается на труды Ю. М. Лотмана, Л. Я. Гинзбург, М. П. Эпштейна, О. Б. Вайнштейн. Концепция «литературного амплуа» основывается на ряде исследований Ю. М. Лотмана, в том числе «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века». При дальнейшем рассмотрении этой концепции были использованы понятие «исторический характер», предложенное Л. Я. Гинзбург («О литературном герое»), а также исследование типов творческого поведения О. Б. Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль жизни». В связи с исследованием роли «рукописности» и «фрагментарности» в творчестве Синявского использована концепция «эссеизма» как значимого признака постмодернистского искусства, сформулированная в работах М. Н. Эпштейна.
Научное значение диссертации определяется, прежде всего, детальным исследованием взаимосвязи фактической, творческой биографии и литературного амплуа Синявского, которое трактуется как форма самоопределения художника. Значение исследования также вытекает из современности темы и ее недостаточной изученности на сегодняшний день. Если учесть, что А. Д. Синявский скончался в 1997 г., его можно назвать нашим современником, а потому свидетельства людей, знавших писателя, еще вполне доступны. Поэтому мы находили и использовали архивные материалы, встречались и интервьюировали близких писателю людей. Основываясь на этих материалах, мы попытались собрать, обобщить и сохранить ценную информацию о жизни и творчестве Синявского для дальнейших исследований. Обширный архивный материал, ставший фактической основой работы, может быть использован при построении учебных курсов, создании пособий, а также в исследованиях, касающихся творчества Синявского, истории советской и эмигрантской литературы третьей волны.
Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая биография А.Д. Синявского сквозь призму литературного амплуа Абрама Терца"
Заключение
Обращаясь к реальной биографии А. Д. Синявского мы убеждаемся, что в юности и молодости писатель вполне разделял убеждения своих советских современников и впоследствии справедливо характеризовал себя в те годы как «коммуниста-марксиста, для которого нет ничего прекраснее мировой революции и будущего всемирного, общечеловеческого братства» .
Воспринятый от отца «революционный идеализм», писатель пронес через всю жизнь, однако эта вера в существование высших ценностей переросла под влиянием ареста отца и кампании по уничтожению модернизма в искусстве в убежденность превосходства искусства над политикой. В 1940-50 гг. начинается переосмысление системы ценностей Синявского, в результате которой уже после ареста он поставит искусство во главу своей иерархии ценностей, ассоциируя его с подлинной свободой.
Индивидуальный художественный вкус Синявского формируется преимущественно в годы его учебы в МГУ, при этом в круге его предпочтений оказываются художники модернисты и авангардисты. В этот период становятся очевидны его «стилистические расхождения» с канонической поэтикой советской литературы. Тем не менее, молодой литературовед, не желая поступаться своими убеждениями, занимается авторами и темами художественно ему близкими, особое внимание уделяя гротеску и фантастическому в искусстве.
Подлинный биографический материал, семейный и дружеский контекст жизни Синявского в Советском Союзе, обстоятельства его заключения и эмиграции создают фон для мировоззренческой и творческой эволюции писателя, а также для появления его alter ego Абрама Терца. Из напряженности между официальной жизнью Андрея Синявского и подпольной жизнью Абрама Терца рождается концепция «чистого искусства», которая кристаллизуется в лагере и окончательно оформляется в эмиграции. Напряжение, возникающее между Синявским и эмигрантскими критиками, фактически воссоздает обстоятельства его жизни в СССР и, как это ни парадоксально, оказывается плодотворным для его дальнейшего творчества.
Синявский, комментируя содержательную сторону своих произведений, говорил, что его главная тема - это его судьба как писателя, независимо от того, что он пишет о себе, Пушкине или Гоголе276. Таким же героем писателя стал и Абрам Терц, который тоже эволюционировал вместе со своим творцом. Эту эволюцию можно объяснить эмиграцией, осознанием чужой страны, иным взглядом на свою родину, который формируется у эмигранта.
В статье «Похвала эмиграции» Синявский скажет: «эмиграция может помочь писателю. Ведь, попадая в эмиграцию, писатель становится иностранцем. Причем в двойном значении он оказывается иностранцем: и по отношению к странам, в которые он эмигрировал, и по отношению к
777 собственной, родной стране, откуда он уехал, и по-видимому, навсегда» . Эмиграция поставила перед Синявским (как и любым человеком в его положении) вопрос о самоопределении в новой для него среде, культуре, обстоятельствах.
Процесс мышления Синявского, особенно в эмиграции, характеризуется движением от частного к общему. Его интерес перенаправляется от «Пушкина» к искусству, от «Терца» к писателю и от «Синявского» к человеку. В эмиграции Абрам Терц становится воплощением художественного мировоззрения Синявского, реализует идею «чистого искусства».
В неопубликованной статье «Искусство в тоталитарном мире» Синявский пишет: «искусство, не содержащее в себе никакой политической, никакой общественной силы, - чистое искусство, искусство для искусства -стало первым вестником духовного сопротивления» 278 . Хотя данное высказывание и пронизано гражданским пафосом, он никогда не выходит у Синявского на первый план, ни в ситуации противостояния советской идеологии, ни в ситуации эмиграции: «.там, в Советском Союзе, я был „агентом империализма", здесь, в эмиграции, я - „агент Москвы". Между тем я не менял позиции, а говорил одно и то же: искусство выше
279 действительности» .
Суммируем сказанное о «чистом искусстве»: оно определяется своей самодостаточностью и самоценностью, изменчивостью. «Чистое искусство» сближается с фантасмогорическим по тому принципу, что его апологет стремиться задавать вопросы, а не давать готовые ответы, таким образом, это искусство не телеологическое. «Чистому искусству» присущ релятивизм, доказательство вкуса к амбивалентности. Оно может говорить обо всем, и поэтому требует от писателя запретных тем, как бы проверяя его талант. Синявский-Терц подчеркивает бесцельность и свободу искусства от всякого контроля, как государственности, так и пуританской нравственности.
Становление этой концепции приходится на время суда над Синявским и годы заключения, а зрелости она достигает в годы эмиграции, когда становится магистральной для творчества писателя, пронизывает все его произведения, так или иначе присутствует во всех его рассуждениях об искусстве и культуре.
Рукописность как характерный признак текста и книги в творчестве Синявского во многом связана со спецификой художественной манеры В. В Розанова. Смысл «рукописность» связан с такими свойствами текста, как мимолетность, интимность и ощутимость. Рукописность в творчестве Синявского Терца воспринимается как сознательное нарушение литературных норм, используется для смешения жанров и создания мнимой биографичности.
Фрагментарность выдвигается в качестве творческого принципа Синявского-Терца, который умышленно дробит свои произведения на фрагменты, отдельные эпизоды и отрывки. Фрагментарность противостоит завершенности, создавая мнимое ощущение недоработанного, сырого и рыхлого текста, а также - целостности, создавая впечатление «живого», «не застывшего» текста. Таким образом, фрагментарность оказывается не только композиционным, но и эстетическим элементом произведений Синявского-Терца.
Рукописность и фрагментарность используются как инструменты дистанцирования искусства и действительности, создания псевдоавтобиографического повествования. Такое повествование в свою очередь направлено на описание жизни Синявского как писателя Абрама Терца, являющегося воплощением концепции «чистого искусства».
В результате можно сделать общий вывод, что творческая биография Синявского раскрывается исследователю в сопоставлении с развитием литературного амплуа писателя. Абрам Терц представляет собой ту сторону творческой личности Синявского, которая не могла быть воплощена в рамках его собственной индивидуальности.
Абрам Терц проявляет себя не только как псевдоним или автор-повествователь, но и как двойник писателя. Со временем данное литературное амплуа начинает воплощать художественное кредо Синявского, идею «чистого искусства».
Мы постарались проследить генезис концепции «чистого искусства», в которую Синявский вкладывает свой смысл, ассоциируя подобное искусство не только со свободой творчества, но с вызовом, правом на изменчивость, иронией и фантастическим видением действительности. Главными чертами «чистого искусства», как его понимал Синявский, оказываются рукописность и фрагментарность, которые используются для создания интимного, правдоподобного письма и в то же время становятся средством художественного пересоздания реальности.
Самостоятельность и самоценность искусства, по Синявскому, обнаруживаются на стыке вымысла и реальности. Такое смешение реальности и фантастики обладает для писателя демиургической силой, поэтому свою биографию Синявский сделал материалом для псевдоавтобиографии, куда так или иначе оказались включены многие близкие писателю люди.
Концепция «чистого искусства» одновременно символизирует самоценность искусства, избранность художника и в то же время его неизбежное одиночество в мире. Так, несмотря на видимую легкость и искрометность, творчество Терца поднимается на трагическую высоту.
Список научной литературыНакано Юкио, диссертация по теме "Русская литература"
1. Акмеизм // Краткая литературная энциклопедия, Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1962-С. 118-119.
2. Без скидок (О современном научно-фантастическом романе) // Вопр. лит. I960. №1. С. 45-59.
3. В защиту пирамиды: (Заметки о творчестве Евг. Евтушенко и его поэме «Братская ГЭС») // Грани. 1967. №3. С. 114-139.
4. В ночь после битвы // Синтаксис. 1979. №3. С. 41-66.
5. В редакцию журнала «22» // Двадцать два. 1968. №49. С. 221-223.
6. Веселое ремесло (предисловие) // Вайль П., Генис А. Родная речь. М.: Независимая газета. - С. 5-7.
7. Волошин М. А. // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962. - Т. 1. - С. С.1021.
8. Вопросы и уточнения к статье советского Образованца, напечатанной в газете «Русская мысль» 10 апреля 1975 // Русская мысль. №3048 (24 апр. 1975). Париж. С. 6.
9. Все это уже было: Почему я сегодня против Ельцина // Независимая газета. 1993. 13 окт. Переиздано под названием: Так начиналась советская власть // Синтаксис. 1994. №34. -С. 197-199.
10. Горький А. М. // История русской советской литературы, Т. 1 М.: Академия наук, 1958. -С. 99-167.
11. Гумилев Н. С. // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1964. - Т. 2. - С. 444.
12. Давайте говорить профессионально (к дискуссии в ж. Н. М.) (в соавторстве с А. Н. Меньшутиным) // Новый мир. №8,1961. С. 248-252
13. Две литературы или одна // The Third Wave: Russian Literature in Emigration. Edt. by Olga Matich and Michael Heim. Ann Arbor: Ardis, 1984 P. 23-30.
14. День русской поэзии (в соавторстве с А. Н. Меньшутиным) // Новый мир. №2, 1959. -С. 211-222.
15. Диалог (в соавторстве с Ю. Даниэлем) // Синтаксис. 1988. №24. С. 168-73.
16. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999.-С. 398-416.
17. Достоевский и каторга// Синтаксис. №9,1981 С. 108-111.
18. Есть такие стихи (о книге А. С. Долматовского) // Новый мир. №3,1965. С. 244-248
19. Иван-дурак: очерк русской народной веры М.: Аграф, 2001. - 464 С.
20. Из архива Синявского // Синтаксис. №37,2001. С. 127-133.
21. Изразцы // Синтаксис. №18,1987. С. 112-137
22. Кафедра Галилея // Литературная газета, 1992, №44 (28 окт.). С. 6.
23. Литература периода Великой Отечественной Войны // История русской советской литературы.-М., 1961.-Т. 3.-С. 112-137.
24. Литературная маска Алексея Ремизова // Синтаксис. №14,1985. С. 98-114.
25. Литературный процесс в России // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. -М.: Захаров, 1999. С. 169-205.
26. Мифы Михаила Зощенко // Синтаксис. №23, 1988. С. 82-103.
27. Называя имена (комментарии) // Синтаксис. №2,1978. С. 48-62.
28. Не верить знать // Синтаксис. №34,1994. - С. 131-139.
29. О В. Некрасове // Знамя. №5,1990 (май). С. 49-50.
30. О критике // Синтаксис. №10,1982. С. 146-155.
31. О новом сборнике стихов Анатолия Софронова // Новый мир. №8,1959. С. 248-54.
32. О себе // Иностранная литература. №2,1989. С. 241-243.360 художественной структуре романа «Жизнь Клима Самгина» // Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма. М., 1958. - С. 132-174.
33. Об эстетике Маяковского // Вестник МГУ. Сер. Общественные науки. 1950. №1. С. 129-139.
34. Один день с Пастернаком // Синтаксис. №6,1980. С. 131-139.
35. Опавшие листья В. В. Розанова. М., Захаров, 1999 317 С.
36. Основные принципы эстетики В. В. Маяковского // Знамя, №2,1950. С. 151-57.
37. Основы советской цивилизации. М.: Аграф. 2001.-464 С.
38. Открытое письмо к А.И.Солженицыну // Синтаксис. №31 (1991). С. 159-62. Париж. Синтаксис. 1991
39. Памфлет или пасквиль? // Новый мир. №12,1964. С. 228-33.44. «Панорама с выносками» Михаила Кузмина // Синтаксис. №20,1987. С. 58-71.
40. Пикассо. (В соавторстве с И. Н. Голомштоком) М.: Знание, 1960.
41. Под сень надежную закона. (В соавторстве с В.Максимовым и П.Егидесом) // Синтаксис. №34,1994. С. 200-202.
42. Пойдем со мной (О сборнике стихов Р. Фроста)// Новый мир. №1.1964. С. 260-263
43. Похвала эмиграции // Синтаксис. №24,1988. С. 39-42.
44. Почему мы все-таки пишем? Искусство бьется о неокончательность речи // Специальное приложение к «Независимой газете». №1,6 фев. 1998. С. 2.
45. Поэзия и проза Ольги Берггольц // Новый мир. №5,1960. С. 226-236.
46. Поэзия Пастернака // Предисловие к книге «Стихотворения и поэмы» Б. Л. Пастернака. Серия «Библиотека поэта». M.-JI.: Советский писатель. 1965 - С. 9-62.
47. Поэзия первых лет революции: 1917-1920. В соавторстве с А. Меньшутиным. -М.:Наука. 1964.
48. Поэтический сборник Б. Пастернака // Новый мир. №3,1962. С. 261-263.
49. Пространство прозы // Синтаксис. №21,1988. С. 25-31.
50. Реализм фантастики //Литературная газета. №2,1960 (5 янв.). С. 3.
51. Река и песня // Синтаксис, №12,1984. С. 121-38.
52. Рискованный голос (об А. Ахматовой) // Новый мир. №6.1964. С. 174-176.
53. Роман М. Горького «Мать» как ранний образец социалистического реализма // Cahiers du Monde russe et sovietique. 29, №1,1989. C. 33-40.
54. Русофобия // Partisan review 57. №3,1990. С. 339-44.
55. Русский национализм // Синтаксис. №26,1989. С. 91-110.
56. Синявский о себе // Olga Matich, Michael Heim The Third Wave: Russian Literature in Emigration-Ann Arbor, Mich.: Ardis, 1984-P. 107-109.
57. Сны на православную Пасху // Синтаксис. №8,1990. С. 7-14.
58. Солженицын как устроитель нового единомыслия // Синтаксис. №14,1985. С. 16-32.
59. Срез материала // Синтаксис. №8,1980. С. 180-86.
60. Сталин герой и художник сталинской эпохи // Синтаксис. №19,1987. - С. 106-25.
61. Стилистические разногласия // Искусство кино. №7,1989 С. 34-38.
62. Темная ночь // Синтаксис. №1,1978. С. 11-22.
63. Чтение в сердцах // Синтаксис. №17,1987. С. 191-205.
64. Эдуард Багрицкий // История русской советской литературы- М.: Академия наук, 1958. -Т. 1 С. 397-420
65. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИНТЕРВЬЮ АНДРЕЯ СИНЯВСКОГО, ОПУБЛИКОВАННЫЕ1. НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
66. Emigré // Encounter 51, No.3 (September 1978) p.79-80
67. For Freedom of Imagination. Translated by Laszlo Tikos and Murray Peppard. New York : Holt, Rinehart and Winston, 1971
68. Letters // Andrei Sinyavsky and Gunter Grass. Encounter 43, №6 ( December 1974), p.94-95.
69. Preféce // Varlam Chalamov, Quai de l'enfer : Récits de Kolyma 2. Traduits du russe par Andrei Siniavski. La Découverte/Fayard. 1986, p.5—14
70. Qu'est-ce que 'Syntaxis'? Traduit du russe par Annie Sabatier // Syntaxis : Reflexion sur le sort de la Russie, p.9-12. Paris : Albin Michel. 1981
71. Samizdat and the rebirth of literature // Index on censorship. Vol.9, no.4. August 1980. P.8-13
72. Writer in Exile: Encounters With the West // Partisan Review. No.4.1983. P.486-5251. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБРАМА ТЕРЦА
73. Анекдот в анекдоте // Синтаксис. №1 (1978). С. 77-95. Париж. Синтаксис. 1978
74. В тени Гоголя. Лондон.¡Overseas Publications Interchange in association with Collins, 1975
75. Голос из хора. Послесловие Игоря Голомштока. Лондон.: Stenvalley Press, 1973
76. Голос без хора// Синтаксис. №36 (1998). С. 126-134. Париж. Синтаксис. 1998.
77. Гости // Синтаксис. №15 (1986). С. 16-29. Париж. Синтаксис. 1986
78. Золотой шнурок // Синтаксис. №18 (1987). С. 182-7. Париж. Синтаксис. 1987
79. Искусство и действительность // Синтаксис. №2. С. 111-119. Париж. Синтаксис. 1978
80. Кошкин дом // Знамя, №5 (1998). С. 41- 149. М., 1998
81. Крошка Цорес. Париж. Синтаксис. 1980
82. Любимов. Вашингтон.:Борис Филиппов. 1964
83. Люди и звери// Синявский, А. Путешествие на черную речку. С. 206-238. М.: Захаров, 1999
84. Отечество: Блатная песня. // Синтаксис. №4 (1979). С. 72-118. Париж. Синтаксис. 1979
85. Очки // Синтаксис. №5 (1979). С. 31-41. Париж. Синтаксис. 1979
86. Послесловие // Синтаксис. №7 (1980). С. 108-09. Париж. Синтаксис. 1980
87. Прогулки с Пушкиным. Лондон.: Overseas Publications Interchange in association with Collins, 1975
88. Путешествие на черную речку // Синтаксис. №34 (1994). С. 3-51. Париж. Синтаксис. 1994
89. Путешествие на черную речку. М.:Захаров. 1999
90. Собрание сочинений в двух томах. Предисловие Владимира Новикова. М.:СП «Старт». 1992
91. Спокойной ночи. Париж. Синтаксис. 1984; М.: Захаров 1998.
92. Фантастический мир Абрама Терца. Предисловие Бориса Филиппова. Нью-Йорк.: Inter-language Literary Associates, 1967
93. Фантастические повести. Париж.: Instytut literacki, 1961
94. Что такое социалистический реализм. Париж. Синтаксис. 1988
95. ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ СИНЯВСКИМ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА РУССКОМ1. ЯЗЫКЕ
96. Бершин Е. В тупиках свободы // Литературная газета. №14, 1979 (апрель). -С. 91-94.
97. Глэд Дж. Андрей Синявский и Мария Розанова // Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. М.: Книжная палата, 1991 - С. 169-192.
98. ДавыдовН., Тарханов А. Не должен быть памятник // Декоративное искусство СССР, №5, 1989.-С. 18.
99. Караулов А. Вся жизнь // Театральная жизнь, №14,1989. С. 28-31.
100. Коваленко Ю. Андрей Синявский // Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М.: Известия. 1991 - С. 179-186
101. Могутин Я. Салман Рушди русской литературы // Столица, №40,1992. С. 48-49.
102. Нумано К., Нумано М. Беседа с Синявским // Slavistica. №.15 Токио: Токийский государственный университет. 1999.-С. 195-212.
103. Померанцев К. Фантастика и реальность к выходу новой книги Абрама Терца (Андрея Синявского) // Русская мысль. №3059,1975, 8 мая. С. 7.
104. Путренко Т. Пушкин наш смеющийся герой // Литературная газета. №32,1990, 8 августа.-С. 16.
105. Уранова Н. Для его песен нужна российская почва // Театр. №10, 1990. -С. 146-148.
106. Эбаноидзе И. Не больше чем писатель: интервью с Андреем Синявским // Литературное обозрение, №10,1992. С. 30-33.
107. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБ АНДРЕЕ СИНЯВСКОМ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА1. РУССКОМ ЯЗЫКЕ
108. Вацуро В.Э. Отзыв о книге А.Синявского «Прогулки с Пушкиным» // В. Э. Вацуро: Материалы к биографии. М.: НЛО., 2005. С. 308-310.
109. Вейдле В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. №2977,1973, (13 дек.), Париж. С. 8
110. Вейдле В. Синявский о Гоголе // Русская мысль. №3080,1975,4 дек. Париж. С. 9
111. ИЗ. Великанова, Е. М. (сост.) Цена и метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля. -М.: 1990.
112. Вопросы литературы. Обсуждение книги Абрама Терца «Прогулки с Пушкиным» // Вопросы литературы. №.10. С. 77-153.
113. Басинский П. Конец Терца, или Андрей Синявский вчера и сегодня // Литературная газета. №4,27 января 1993. С. 4.
114. Баткин Л. Синявский, Пушкин и мы // Октябрь, №1 (январь 1991). М., 1991
115. Батшев В. Умер Андрей Синявский // Панорама. №830. март. 5-11,1997. С. 37
116. Бершин Е. Перевоплощение Андрея Синявского // Литературная газета. №8 (5689). 25 фев. 1998.-С. 10.
117. Быков Д. Увидимся: Андрей Синявский не боялся смерти // Собеседник. Окт. 1997. -С. 14
118. Гачев Г. Андрей Синявский Абрам Терц и их(ний) роман «СПОКОЙНОЙ НОЧИ» (Исповесть). - М.: Вузовская книга. 2000.
119. Генис А. Андрей Синявский: Эстетика архаического постмодернизма // Новое литературное обозрение. №7.1994. С. 277 - 284
120. Генис А. Правда дурака: Андрей Синявский // Генис. А. Соч. в 3 т. Екатеринбург: У-Фактория, 2003 - Т. 2 т. - С. 27-38.
121. Генис А., Вайль П. Лабардан! Андрей Синявский как Абрам Терц // Генис А., Вайль П. Собр. соч.: В 2 т. Екатеринбург: У-Фактория. 2003 Т. 1. С. 343-375.
122. Голлербах Е. Прогулки с Терцем // СПб. Звезда. №7.1993. С. 184-191
123. Голлербах Е. Трепетный провокатор. СПб. 1993. 94 с.
124. Голомшток И. Послесловие // Абрам Терц, Голос из хора. Лондон. 1973. С. 329 -339
125. Грань, Российские документы по делу А. Синявского и Ю. Даниэля // Грань. №62 (1966) Франкфурт-на-Майне: Посев.
126. Гуль Р. Абрам Терц: Мысль врасплох // Новый журнал. №84 (1966). С. 276-279
127. Гуль Р. Одвуконь: Советская и эмигрантская литература. Изд. «Мост». Нью-Йорк.1973.
128. Гуль Р. Прогулки хама с Пушкиным // Новый журнал. №124,1976. С. 117-29.
129. Гусев В., Турков А. Насмешка горькая. // Литературная газета, 31 мая 1989, -С. 2.
130. Жаба С. Терцизированный Пушкин // Вестник РХД. №118,1976. С. 233 - 246
131. Замойская (Пельтье), Элен. Письмо Элен Замойской (Пельтье) Андрею Синявскому от 22 августа 1986 года // Время и мы. №91. Нью-Йорк. 1986
132. Золотоуский М. Андрей Синявский, сыгравший сам себя. Заметки к 70-тию // Московские новости. 1-8 октября 1995.
133. Ильинский О. Неудачное обобщение: По поводу статьи А. Терца // Новый журнал. №118,1975.-С. 236-43
134. Иванова Н. Синдром «железной руки» // Огонек, №37,1989 (сентябрь). С. 21-23.
135. Иваск 10. Голос из хора Синявского: Заметки на полях // Новый журнал. №116,1974.-С. 95-101.
136. Кедрина 3. Наследники Смердякова // Литературная газета, №10,22 января, 1966 -С. 2,4.
137. Крылов В. Суд продолжается // Литературная газета. №19 12 февраля 1966 С. 2.
138. Линецкий В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева, №4.1991. С. 175-180.
139. Марченко А. Опыт разномыслия внутри инакомыслия // Литературное обозрение, №8,1989.-С. 87-88.
140. Манн Ю. Над бездной Гоголя (Рецензия на «В тени Гоголя») // Литературное обозрение. №1/2,1993. С. 30-32.
141. Михайлов М. Абрам Терц или бегство из реторты. Посев. 1967.
142. Наврозов Л. Синявский и другие // Панорама. №664. 29 дек. 1993-янв.1994. -С. 15.
143. Непомнящий В. и др. Обсуждение книги Абрама Терца «Прогулки с Пушкиным» // Вопросы литературы. №10 (1990, октябрь). С. 77-153.
144. Новая газета. Писатель, не вступающий в союз писетелей // Новая газета. 8 октября 2001
145. Новиков В. Синявский и Терц // Собрание сочинений в двух томах. Т.1. С. 3-12. М.: СП «Старт», 1992
146. Нумано М. Из книги «За одну остановку до вечности» Солженицын или Синявский // Иностранная литература. №2,1990 (февраль). С. 238—41.
147. Отдел работы, Писатель, не вступающий в союз писателей // Новая газета. 8 октября 2001.
148. Перельман В. Кто обвиняет Синявского // Время и мы. №91(1986). Нью-Йорк.
149. Плетнев Р. О злом суемедрии А. Терца // Новый журнал. №121(1975). С. 72-80.
150. Померанц Г. Диаспора и Абрашка Терц // Искусство кино. №2 (1990). С. 20-26
151. Померанцев К. «В тени Гоголя» // Русская мысль. №3059(10 июля 1975). Париж. С. 8
152. Радонеж Б. Друг, Коллега, Учитель. // Радонеж. №6 (50). Апрель 1997 г.
153. Розанова М. В. Фантастический реализм // Декоративное искусство. №3 (1967) -С. 3-6.
154. Розанова М. В. К истории и географии этой книги // Терц, Абрам. Прогулки с Пушкиным. СПб. 1993.-С. 147-159.
155. Розанова М. В. Абрам да Марья // Синтаксис. №34 (1994). С. 125-151. Париж: Синтаксис. 1994
156. Розанова М. В. Театр абсурда, или профильфас // Специальное приложение к «Независимой газете». №1,6 фев. 1998. С. 1
157. Розанова М. В. Несколько слов от адресата этих писем // Андрей Синявский. 127писем о любви. В 3 т. В 1 т. С. 13-18. М., 2004
158. Рубинштейн Н. Абрам Терц и Александр Пушкин // Время и мы. №9. июнь 1976. С.118-133
159. Рубинштейн Н. Александр Пушкин и Абрам Терц // Синтаксис. №36 (1998). Париж. С. 106-115
160. Рубинштейн Н. Роман дальнего следования: О последней книге Андрея Синявского «Кошкин дом» //Специальное приложение к «Независимой газете». №1,6 фев. 1998. С. 8
161. Рубинштейн Н. Смерть Синявскому! Как в эмиграции отличали «русское» от «советского»? // Специальное приложение к «Независимой газете». №1,6 фев. 1998. С. 7
162. Русская мысль. Умер Андрей Синявский // Русская мысль. №4163(27 фев. 5 март. 1997). Париж. С. 20
163. Слоним М. Терц и Синявский: О книге «Прогулки с Пушкиным» // Русская мысль. -Париж. № 3095.18 марта 1976. С. 6
164. Слушатель. Синявский в Сорбонне // Русская мысль. №2976 (6 дек. 1973). С. 8
165. С. О. «Вторая литература» и «Литературный процесс в России» // Русская мысль. №3046 (10 апр. 1975). Париж. С. 6
166. Советская Россия. Мужество говорящего правду // Советская Россия. №24(11462). 27 фев. 1997. С. 7
167. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. New York: Inter-language Literary Associates, 1966
168. Солженицын А. И. .Колеблет твой треножник // Вестник русского христианского движения. №142 (1991). С. 148-59. Париж, 1991
169. Солженицын А. И. Наши плюралисты // Вестник русского христианского движения. №4 (1993). С. 133-160. Париж, 1993
170. Сучков Б. Слово писателей. Внутренние рецензии на книги Абрама Терца, написанные членами СП СССР по заказу КГБ //Специальное приложение к «Независимой газете». №1,6 фев. 1998. С. 5
171. Твардовский А. Т. По случаю юбилея // Новый мир. №1 (январь 1965) С. 3-18
172. Фесенко Т. Турнюры и закидоны // Сеятель. №158. Окт. 1977. Буэнос
173. Филиппов Б. Природа и тюрьма // Фантастический мир Абрама Терца. С. 5-23. New York: Inter-language Literary Associates, 1967
174. Флейшман JI. «Мужское письмо» // Андрей Синявский, 127 писем о любви. Т.1. в 3 т. М., 2004, С. 5-12
175. Хмельницкий С. H. Из чрева китова // Двадцать два. №48. С. 151-80.1986
176. Чуковская JI. Д. Открытое слово. М.,1991
177. Шафаревич И. Русофобия. М.:Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005
178. Эткинд Е. Исповедь шенапана // Время и мы. №91.1986.
179. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБ АНДРЕЕ СИНЯВСКОМ, ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ СИНЯВСКИМ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
180. Aucouturier, Michel. Abram Tertz André Siniavski ou l'art comme dissidence // Dissidences. Paris. 2005, C. 107-122.
181. Blot, Jean. Bonne nuit // La Nouvelle revue française, no.384 (1 January 1985). P. 109-111. Paris. 1985
182. Bokov, N. Andrei Sinyavsky on Dissidence // Encounter 52, no.2 (1989). P.51-60.1989
183. Dalton, Margaret. Andrei Siniavskii and Julii Daniel' : Two Soviet „Heretical" Writers. Würzburg: Jal-Verlag, 1973
184. Damrosch, David. What is World Literature? Princeton university press, 2003
185. Dunhan, Vera S. Serenity: A Note on Sinyavsky's Style // The Third Wave : Russian Literature in Emigration, edited by Olga Matich and Michael Heim. P. 110-117. Ann Arbor: Ardis, 1984
186. Etkind, Efim. Der Doppergänger: Über Andrej Sinjawskij und seinem Roman „Gute Nacht." Neue Randschau 97, no. 1(1986). P.84-90
187. Emerson, Caryl. Soviet Civilization: Its Discontents, Disasters, Residual Fascinations // Hudson Review, 44, no.4 (Winter 1992). P.574-84
188. Field, Andrew. Abram Tertz's Ordeal by Mirror // Мысль врасплох. Нью-Йорк. 1966.
189. Frayn, Michael. Writers on Trial : Thoughts on the Sinyavsky-Daniel Case // Encounter 30, no. 1 (1968). P.80-88
190. Gifford, Henry. Andrey Sinyavsky :The Voice and the Chorus // Encounter 42, no.2 (February 1974) P.34-39
191. Grass, Günter and Sinyavsky, Andrei. A Controversial Exchange // Encounter (December 1974). No.6. P. 94.
192. Harold, Bloom. The Western Canon. New York. 1994
193. Hayward, Max. The Moscow Trial // Partisan Review 33, no.2 (1966), p.227-39
194. Hayward, Max. ed. and trans. On Trial: The Soviet State versus „Abram Tertz" and „Nikolai Arzhak." Revised and enlarged edition. New York: Harper and Row. 1967
195. Hayward, Max and Leopold Lebedz. Writers and the Police // Encounter 26, no.l (1966), p. 84-88
196. Holmgren, Beth C. First-Prison Liberties : The persona in the work of Witold Gombrowicz and Abram Terc. Ph.D.diss., Harvard University. 1987
197. Hugh-Jones, Stephan. Worm's Eye View. Review of The Makepeace Experiment // Encounter 25, no,l (July 1965). P.82-83
198. Kolonovsky, Walter F. Literary insinuations: sorting out Sinyavsky's irreverence. Lexinton books:New York. 2003
199. Lourie, Richard. Letters to the Future : An Approach to Sinyavsky-Tertz. Ithaka ¡Cornell University Press, 1975
200. Matich, Olga. Spokojnoj noc: Andrej Sinyavskij's Rebirth as Abram Terc // Slavica and East European Journal 33, no.l (Spring 1989). P.50-63
201. Matich, Olga. Russian Literature in Emigration: A Historical Perspective on the 1970s // The Third Wave : Russian Literature in Emigration, edited by Olga Matich and Michael Heim. P. 15-20. Ann Arbor:Ardis, 1984
202. Milosh, Czeslaw. Introduction // Abram Terz. The Trial Begins. Translated by Max Hayward, On Socialist Realism. Translated by George Dennis. New York. Vintage Books. 1960
203. Nepomnyashchy, Catharine Theimer. Andrei Siniavsky's "You and I": A Modem Day Fantastic Tale // Ulbandus Review : A journal of Slavic Languages and Literatures. New York. 1983. P.209-230
204. Nepomnyashchy, Catharine Theimer. Abram Tertz and the Poetics of Crime. New Haven: Yale University Press, 1995
205. Nussbaum, Andrew J. Literary Selves: The Tertz-Sinyavsky Dialogue // Autographical Statements in Twentieth-Century Russian Literature, edited by Jane Gary Harris. P.238-59. Princeton.-Princeton University Press, 1990
206. Volker, Levin. Das Groteske in M. Bulgakov's Prosa. Mit einem Exxkurs zu A. SInyavsky. Munich: Sagner, 1975
207. Zamoyska, Hélène. Andrey Sinyavsky arrives in Paris // Encounter, no.41 (November 1973) p.63-65
208. Zamoyska, Hélène. Siniavski et sa patrie // Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. С. 5-11. New York: Inter-language Literary Associates, 1966
209. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ
210. Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. М., 2007
211. Брюсов В. Испепеленный. Издание второе. М.:Скорпион. М.,1910
212. Выготский A.C. Психология искусства. М., 1965
213. Гинзбург А. (сост.) Белая книга по делу А.Синявского и Ю.Даниэля. Франкфурт/М. Посев, 1970
214. Гинзбург. JI. Я. О литературном герое. JL: Советский писатель. 1979
215. Довлатов С. Литература продолжается // Синтаксис. №.10 (1982). С. 132 145.
216. Евтушенко Е. Контрамарка на процесс // Огонек. №19 (май 1989) С. 19-21.
217. Ерофеев В. «Русские цветы зла» // Виктор Ерофеев(автор составитель) Русские цветы зла. М.2001. С. 5-30
218. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского: Эссе. М.: Русские словари, 2000
219. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Изд.2-е. Л. 1971
220. Лотман Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 400-404
221. Мандельштам О. Э. О собеседнике // Сочинения. У-Фактория: Екатеринбург, 2004
222. Менцель Б. Гражданская война слов: Российская литературная критика периода перестройки. Перевод с нем. Г.В.Снежинкой. СПб. 2006
223. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 10. письма 1954-1960. М., 2005
224. Раздишевский В. В. Бесконечный Виктор Дмитриевич //Научная библиотека МГУ, М.М.Бахтин: Беседы с В.Д.Дувакиным. М.: Согласие. 2002, С. 8-12
225. Ремизов А. Кукха. Розановы письма. Изд.Серебряный век. Нью-Йорк. 1978
226. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Издание второе. Спб.,1902
227. Розанов В. В. Опавшие листья // В.В.Розанов. О себе и жизни своей. М., 1990, С. 165-576
228. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. Нью-Йорк:Международное Литераьтурное Содружество, 1966.
229. Слоним М. О Марине Цветаевой. Из воспоминаний. // Новый журнал. №100 (1970), №101(1971)
230. Солженицын А.И. Публицистика в 3 т. Т.2: Общественные заявления, письма, интервью. М., 1996
231. Шкловский В. «Искусство как прием» // О теории прозы. M.-JI. 1925, С. 7-20.
232. Box 6. Biographical File. File 2. Trial records (sudebnoe delo), 1965. Photocopy of typescript and handwritten material from the Tsentral'nyi Arkhiv FSB RF. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
233. Box 7. CORRESPONDENCE, 1959-1998. File 10. Drafts of letters from Andrei Siniavskii to others, General 1985-1996. General. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
234. Голлербах E. Трепетный провокатор. СПб. 1993. - С. 58
235. См. Иванова Н. Синдром «железной руки» // Огонек, №37 (Сентября 1989). М., 1989, С. 23; Линецкий В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева. 1991. №4. - Сю176.
236. Голлербах Е. А. Трепетный провокатор. СПб, 1993.-С. 11.7 Там же,-С. 12.
237. Круглый стол «Творчество и деятельность Андрея Синявского» // Новости// официальный сайт РГГУ http://www.rsuh. ru/news.html?id=l 714
238. См. Линецкий В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева. 1991. №4.
239. Генис А. Сочинения: в 3 т. Т. 2: Расследования. Екатеринбург, 2003, - С. 32-33.
240. Генис А. Сочинения: в 3 т. Т. 2: Расследования. Екатеринбург, 2003, - С. 33
241. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт П Синявский, А. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999. С.401
242. Хмельницкий, Сергей. Из чрева китова // Двадцать два. №48.1986. С. 151-180.
243. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999. С.401
244. Box 42. Speech and writings. File Nepomyashchy, Catharine. Miscellany, n.d. Typescripy and printed matter. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. P.10
245. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку.1. М.:Захаров, 1999. С.40319 Там же
246. Сергеева Л. «Вы знаете Абрама Терца?» спросил Апдейк // Независимая газета EX LIBRIS. 13 октября 2005. №38(339).-С. 3.
247. Box 48. Scholarly work by title, arranged chronologically. Holograph drafts unless otherwise indicated. General. File 1. List of writings, 1959-1964. Typescript.
248. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
249. Cm. Kolonosky W. Andrei Siniavskii as a litarary critic. Ph. D. University of Kansas, 1972.; Lourie R. Letters to the future: an approach to Sinyavsky-Tertz. Ithaca, 1975.
250. Box 46.Speech and writings File 13. "Zhitie Protopopa Avvakuma," Columbia University, 1978. Holograph. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
251. Box 47 Speech and writings. File 19. "Velimir Khlevnikov", Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution
252. Archives, Stanford University.27 Там же. С. 128 Там же. С. 4
253. Box 46. Speeches and writings. File 7. "Maiakovskij," lecture delivered at Harvard University, n.d. Holograph. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.5
254. Box 47 . Speeches and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni
255. Gor'kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.10.31 Там же. С. II
256. Грань, Российские документы по делу А.Синявского и Ю. Даниэля // Грань. №62 (1966) Франкфурт-на-Майне: Посев-С. 95
257. Раздишевский В. В. Бесконечный Виктор Дмитриевич //Научная библиотека МГУ, M. М. Бахтин: Беседы с В. Д. Дувакиным. M.: Согласие. 2002, С. 10
258. Синявский А. Д. Поэзия Пастернака // Предисловие книги «Стихотворения и поэмы» Б. Л. Пастернака. Серия «Библиотека поэта». M.-Л.: Советский писатель. 1965. С. 9-62.
259. Докладе первого секретаря ЦК ВЛКСМ В. Е. Семичастного на Пленуме ЦК ВЛКСМ // Комсомольская правда. 1958.30 октября.
260. Стенограмма общемосковского собрания писателей. // Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е 1980-е. / Под общей редакцией В. В. Игрунова. Составитель: M. Ш. Барбакадзе. - M.:
261. Международный институт гуманитарнополитических исследований, 2005. В 3-х т., Т. 1. - С. 427,430.
262. Богатырева Н. Белая Г.А. Так был пробит железный занавес // Peoples.ru Электронный ресурс. -Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http.7/www.peoples.ru/science/philology/belava/index.htrnl39 Там же.
263. Гачев Г. Андрей Синявский Абрам Терц и их(ний) роман «СПОКОЙНОЙ НОЧИ» (Исповесть). - М.: Вузовская книга. 2000. - С. 4
264. Box 47. Speeches and writings. File 3 Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor'kogo, Irkutsk, 1992, Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.5
265. Box 58. Speeches and writings. File 11. Correspondesnce with publisher, Sovetskii Pisatel', 1962-1965. Includes correspondence with B.Egorov, E.Pasternak, and GTsurikova. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
266. Box 58. Speeches and writings. File 12. Reviews Ginzburg, L., 1963. Typescript. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
267. Box 9. Correspondence File 34. Hayword, Max, 1976-1977. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
268. Box 47 Speech and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor'kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C. 4-5
269. Гинзбург А. (сост.) Белая книга по делу А.Синявского и Ю.Даниэля. Франкфурт/М. Посев, 1970, С. 144-145
270. Синявский А. Д. Один день с Пастернаком //Синтаксис. №6(1980). Париж. 1980-С. 131-139.
271. Box 47 Speech and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor'kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C. 5
272. Абрам Терц, Очки II Синтаксис. № 5 (1979) Париж. Синтаксис. 1979. С.40. См. См. Голлербах, Евгений. Прогулки с Терцем // Звезда. № 7. - СПб. 1993. С.184
273. Абрам Терц Спокойной ночи. Париж. Синтаксис. 1984, С. 44; Абрам Терц Очки // Синтаксис. №5 (1979). - С. 39. Париж. Синтаксис. 1979. Рассказ «Очки» был отдельно издан до публикации «Спокойной ночи».
274. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.7
275. Обратный перевод Ю. Накано интервью профессора К. Т. Непомнящи с А. Д. Синявским; интервью проводилось по-русски, но в архиве существует только английский перевод
276. Box 59. DONAT SINIAVSKII FILE, 1914-1960. File 10. Death Certificate, 1960 Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
277. Абрам Терц. Спокойной ночи. М., 1998. С.178-179.
278. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 401.
279. Box 59. DONAT SINIAVSKII FILE, 1914-1960. File 10. Death Certificate, I960 Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
280. Абрам Терц. Спокойной ночи. M., 1998. -С. 166
281. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.3
282. Синявский А. Д. 127 писем о любви: в трех томах. Т.1. М.: Аграф. 2004 С. 42.63 Там же. Т.1. С. 152
283. Абрам Терц. Кошкин дом//Знамя, №5 (1998). М., 1998.-С. 42
284. Zamoyska, Hélène. Siniavski et sa patrie // Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. С. 5-11. New York: Inter-language Literary Associates, 1966
285. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.7
286. Письмо Элен Замойской от 28 августа 1986 г. в послесловии М.В.Розановой к роману «Спокойной ночи» // Абрам Терц, Спокойной ночи. М.:Захаров, 1998. С. 372
287. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.4
288. Луи Мартинез Прогулки с Синявским // Октябрь, 2005,11 .С. 187.73 Там же.
289. Синявский А. Д. 127 писем о любви в трех томах. M.: Аграф. 2004. T 3. С. 469.
290. Голомшток И. H. Послесловие // Абрам Терц, Голос из хора. Лондон. 1973. С. 33276 Там же.
291. Кёко и Мицуёси Нумано. Беседа с Синявским // Slavistica. №15 С. 195-212. Токио: Токийский государственный университет.
292. Белая Г. И. К публикации воспоминаний А. Синявского «Диссидентство как личный опыт» // Юность -1989,№5.-С. 88
293. Русская мысль. Андрей Синявский (Абрам Терц) Голос из хора // Русская мысль. №2973 (15 ноября 1973). Париж. - С. 5.
294. Box 10. Correspondence File 13. Mandel'shtam, Nadezhda, 1974. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University81 Там же.
295. Накано. Ю. Интервью с профессором М. Окутюрье летом 2005 г.
296. Box 8. Correspondence File 21. Berberova, Nina, 1971-1976. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University
297. Гуль Роман. Прогулки хама с Пушкиным // Новый журнал. №124 (1976). С. 117-29.
298. Плетнев Р. О злом суемедрии А. Терца // Новый журнал. №121(1975). С. 72-80.
299. Жаба Сергей. Терцизированный Пушкин // Вестник РХД. №118 (1976). С. 233 - 246
300. Солженицын Александр. Наши плюралисты // Вестник русского христианского движения. №4 (1993). С. 133-160. Париж, 1993
301. Солженицын Александр. .Колеблет твой треножник // Вестник русского христианского движения. №142 (1991).-С. 148-59. Париж, 1991
302. Box 11. Correspondence File 30. Slonim, Mark, 1974-1976. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
303. Box 48. Scholarly work by title. File 3. Short and untitled writings, Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
304. По названию доклада профессора Мишеля Окутюрье по этой дискуссии. См.: Box 9. Correspondence File 34. Hayword, Max, 1976-1977.Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
305. Рубинштейн, Наталья. Александр Пушкин и Абрам Терц//Синтаксис. №36 (1998). Париж. С. 106-115
306. Box 9. Correspondence File 34. Hayword, Max, 1976-1977. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
307. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 400.
308. Box 7. Correspondence File 7. General. 1994 1996.
309. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
310. Глэд, Джон. Андрей Синявский и Мария Розанова // Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. -С. 185. М.:Издательство «Книжная палата». 1991
311. Абрам Терц. Кошкин дом//Знамя, №5 (1998).-С. 149. М., 1998
312. В конце книги «Спокойной ночи», изданной в издательстве «Захаров» в 1998 году, представлены книги, которые будут изданы в «Захарове» позже. На этих страницах упоминаются «Кошкин дом» и мемуары М.В.Розановой «Абрам да Марья».
313. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 403.
314. См. Рубашкин А. Ждановщина Звезда, 2006, №8.102 Там же.
315. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 403.
316. См. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века. СПБ. 2002.
317. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века. СПБ. 2002.- С. 243
318. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель. 1979, С. 47.
319. Голубков M. М. Типы творческого поведения, или Литературные амплуа // Голубков M. М. Русская литература XX в.: После раскола. М., 2002, С. 84.
320. См. Голубков M. М. Типы творческого поведения, или Литературные амплуа // Голубков M. М. Русская литература XX в.: После раскола. М., 2002, С. 80-91.109 Там же.-С. 85.
321. См. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, С. 323-333.
322. Голубков M. М. Типы творческого поведения, или Литературные амплуа // Голубков M. M. Русская литература XX в.: После раскола. М., 2002, С. 81.112 Там же.-С. 85.
323. Голубков M. М. М.Зощенко как пролетарский писатель // Голубков M. М. Русская литература XX в.: После раскола. М., 2002, С. 107-117.
324. См. Понтер X. Железная гармония: Государство как тотальное произведение искусства. // Вопросы литературы. — 1992. — выпуск 1. С. 27-41.; Гройс Б. Искусство утопии. — М.: Художественный журнал, 2003, —320 с.
325. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.4
326. Эбаноидзе И. Не больше чем писатель: интервью с Андреем Синявским // Литературное обозрение, №10 (1992). M., 1992,-С. 32
327. Непомнящи К. Т. Абрам Терц и поэтика преступления Екатеринбург, 2003. 358 с.
328. Синявский A. Стилистические разногласия // Искусство кино. №7. M., 1989 С.34-38. M., 1989.
329. Терц, Абрам. Что такое социалистический реализм. Париж. 1988. С. 61
330. Синявский, Андрей. Основы советской цивилизации. М., 2001. С. 142
331. Абрам Терц. Спокойной ночи. Париж. Синтаксис. 1984,-С. 288
332. Абрам Терц. Спокойной ночи. М., 1998. С. 238-239
333. Абрам Терц. Спокойной ночи. М., 1998. С. 239
334. Синявский А. Д. Основы советской цивилизации. М., 2001. С. 6
335. Абрам Терц Спокойной ночи. М., 1998. С. 333
336. Синявский А. Д. Основы советской цивилизации. М., 2001. С. 84
337. Абрам Терц Спокойной ночи. М., 1998.-С. 167
338. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomyashchy, Catharine. Miscellany, n.d. Typescripy and printed matter. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. P.5
339. Климова M. Парижские встречи 6. Беседы с Марией Васильевной Розановой. Окончание // Литературно-философский журнал «Топос» Торos.ru Электронный ресурс. Электрон, ст. - Режим доступа к ст.: http://topos.ru/article/2986132 Там же.
340. Богатырева Н. Белая Г.А. Так был пробит железный занавес // Peoples.ru Электронный ресурс. -Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.peoples.ru/science/philologv/belava/index.html
341. Розанов В. В. Опавшие листья//В.В.Розанов. О себе и жизни своей. М., 1990,-С. 332
342. Синявский А. Д. «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж. Синтаксис. 1982 С. 128
343. Box 47. Speeches and writings. File 3 Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor'kogo, Irkutsk, 1992, Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.24
344. Еремин Д. В. «Перевертыши» // Известия, 13 января 1966 // Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля // Сост. Великанова Е. M. 1990. С. 22-23.
345. Кедрина. 3. Наследники Смердякова // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля»- М.: Книга, 1989.-С. 46.
346. Кёко и Мицуёси Нумано. Беседа с Синявским // Slavistica. №15. Токио: Токийский государственный университет. 1999, С. 204
347. Кёко и Мицуёси Нумано. Беседа с Синявским // Slavistikal5. 1999. Токио: Токийский государственный университет. 1999.-С. 204
348. Box 47. Speeches and writings. File 10. Linetskii Vadim. "Abram Tertz: Litso na misheni," 1990. Typescript. Includes comments by Siniavskii. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
349. Климова M. Парижские встречи 6. Беседы с Марией Васильевной Розановой. Окончание // Литературно-философский журнал «Топос» Topos.ru Электронный ресурс. Электрон, ст. - Режим доступа к ст.: http://topos.ru/article/2986
350. Евтушенко Е. Контрамарка на процесс //Огонек. №19 (май 1989)-С. 19-21.
351. Розанова М. В. Театр абсурда, или профильфас // Специальное приложение к «Независимой газете». №1, 6 фев. 1998.-С. 2.
352. Box 6. Trial records (sudebnoe delo), 1965. Photocopy of typescript and handwritten material from the Tsentral'nyi Arkhiv FSB RF. File 2. General. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
353. Кедрина 3. С. Наследники Смердякова // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля»-М.: Книга, 1989.-С.40-41
354. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. Нью-Йорк: Международное Литераьтурное Содружество, 1966.-С. 108
355. ЛинецкийВ. Абрам Терц: лицо на мишени//Нева, №4. 1991.-С. 178.
356. Литературный процесс в России // Синявский, А. Путешествие на черную речку. С. 172. М.: Захаров, 1999.
357. Абрам Терц Спокойной ночи. М., 1998 С. 83156 Там же. С84.157 Там же.
358. Голомшток И. Н. Послесловие // Абрам Терц, Голос из хора. Лондон. 1973. С. 332
359. Климова М. Парижские встречи 6. Беседы с Марией Васильевной Розановой. Окончание // Литературно-философский журнал «Топос» Topos.ru Электронный ресурс. Электрон, ст. - Режим доступа к ст.: http://topos.ru/article/2986
360. См. Солженицын А. И. Глава 16. Социально-близкие // Солженицын А. И. Малое собрание сочинений.
361. Т.6. Архипелаг ГУЛАГ 1918-1956. Опыт художественного исследования. М. 1991. С.355.161 Там же. С.356
362. Климова М. Парижские встречи 6. Беседы с Марией Васильевной Розановой. Окончание // Литературно-философский журнал «Топос» Topos.ru Электронный ресурс. Электрон, ст. - Режим доступа к ст.: http://topos.ru/article/2986
363. Абрам Терц. Искусство и действительность // Синтаксис. № 2. Париж. Синтаксис. 1978. - С. 114
364. Розанова М. В. К истории и географии этой книги // Терц, Абрам. Прогулки с Пушкиным. СПб. 1993. -С.149.
365. Вейдле В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. №2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8
366. Глэд Д. 1991. Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. «Андрей Синявский и Мария Розанова» М. - С. 175167 Там же.-С. 175
367. Эбаноидзе И. Не больше чем писатель: интервью с Андреем Синявским //Литературное обозрение, №10 (1992). М., 1992,-С. 32
368. Генис А. Сочинения: в 3 т. Т. 2: Расследования. Екатеринбург, 2003, - С. 32.
369. Эпштейн М. Между экзистенциализмом и постмодернизмом: Андрей Синявский // Постмодерн в русской литературе. М., 2005. С. 352.
370. Box 47 . Speeches and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor'kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. P. 23.
371. Андрей Синявский. Стилистические разногласия // Искусство кино. №7(1989). М., 1989, С. 37
372. Абрам Терц. Искусство и действительность // Синтаксис. №2. С. 111-119. Париж. Синтаксис. 1978
373. Синявский А. Д. Что такое социалистический реализм // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля» M.: Книга, 1989. - С. 450175 Там же.-С. 457176 Там же.-С.457177 Там же.-С. 459
374. Синявский А. Д. Что такое социалистический реализм // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля» M.: Книга, 1989. - С. 459
375. Синявский А. Д. Реализм фантастики // Литературная газета. №2 (5 января 1960) М.-С.З.
376. Шкловский, Виктор. «Искусство как прием» // О теории прозы. М.-Л. 1925, С. 12
377. Лотман, Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 401
378. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Изд.2-е. Л. 1971, С. 137
379. Синявский А. Д. Что такое социалистический реализм // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля» М.: Книга, 1989. - С. 456.
380. Глэд, Джон. Андрей Синявский и Мария Розанова // Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. М.:Издательство «Книжная палата». 1991,-С. 177
381. Синявский,Андрей. 127 писем о любви. В 3 т. В 1 т. С. 344. М., 2004
382. Глэд, Джон. Андрей Синявский и Мария Розанова // Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. -С. 169-192. М.:Издательство «Книжная палата». 1991
383. Обсуждение книги Абрама Терца «Прогулки с Пушкиным»//Вопросы литературы. №.10.1990,-С. 81
384. Гуль Р. «Прогулки хама с Пушкиным» Новый журнал. Нью-Йорк. №124. 1976, С. 122-123
385. Жаба С. Терцизированный Пушкин // Вестник РХД. №118(1976). С. 234
386. Эбаноидзе И. Не больше чем писатель: интервью с Андреем Синявским //Литературное обозрение, №10 (1992). M., 1992,-С. 32
387. Терц А. «Прогулки с Пушкиным». Путешествие на черную речку и другие произведения. М.,1999. С. 114
388. Терц А. «Прогулки с Пушкиным». Путешествие на черную речку и другие произведения. М.,1999. С. 118-119.196 Там же.-С. 117.197 Там же.-С. 117.198 Там же.-С.119
389. Мартинез Л. «Прогулки с Синявским». Октябрь. Ноябрь 2005. М., 2005. С. 186
390. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. Нью-Йорк. 1966. С. 108
391. Солженицын А.И. «.Колеблет твой треножник»// Вестник РХД. №142. 1984, С. 142
392. Солженицын А. И. Публицистика. В 3 т. M., 1996, Т.2: Общественные заявления, письма, интервью. С. 24204 Там же,-С. 24
393. Михайлов М. Абрам Терц или бегство из реторты. Посев. 1967, С. 79
394. Ерофеев В. «Русские цветы зла» // Виктор Ерофеев(автор составитель) Русские цветы зла. М.2001. - С. 11207 Там же. С. 25
395. Давыдов, Н., Тарханов, А. Не должен быть памятник // Декоративное искусство СССР, 1989, №5. С. 18
396. Синявский А. Д. «Основные принципы эстетики В.В. Маяковского»//Знамя, №2: 1950.-С.151
397. Синявский А. Д. Основные принципы эстетики В.В.Маяковского. ПЗнамя. №2. М., 1950.-С. 151
398. Синявский А. Д. Роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» и история русской общественной мысли конца XIX- начала XX века. Кандидатская диссертация. М., 1952. С. 17
399. Синявский А. Д. Поэзия Пастернака. // Борис Пастернак. Стихотворение и поэмы. М.-Л., 1965. С. 17
400. Коваленко Ю. Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М., 1991. С. 182-3
401. Абрам Терц. Достоевский и каторга. // Синтаксис. №9. 1981. С. 109
402. Подробнее об этом см. Непомнящи К. Т. Абрам Терц и поэтика преступления Екатеринбург, 2003. С. 306.
403. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. //Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т., Л. 1972-1988., Т.22. -С. 9.
404. Синявский А. Д. Из архива Андрея Синявского: Стиль это судьба // Синтаксис. №36.1998. - С. 129
405. Box 46. Speeches and writings. File 13. "Zhitie Protopopa Avvakuma," Columbia University, 1978. Holograph. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. P.l 1
406. Синявский A. Д. «Похвала эмиграции» // Столица. №40. M.1992.C.50
407. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999-С. 400
408. Абрам Терц. «Искусство и действительность» // Синтаксис 2, Париж.1978 С. 118
409. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. JL: Советский писатель. 1979, С. 8-9
410. Лотман Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 400
411. Синявский А. Д. Реализм фантастики // Литературная газета. №2 (5 января 1960). С. 3. М., 1960
412. Эбаноидзе И. Не больше чем писатель: интервью с Андреем Синявским //Литературное обозрение, №10 (1992). М„ 1992.-С. 32
413. См. С. О. «Вторая литература» и «Литературный процесс в России» // Русская мысль. №3046 (10 апр. 1975). Париж.-С. 6
414. Хмельницкий С. Из чрева китова// Двадцать два. №48. -С. 151-80. 1986
415. См.: Накано, Юкио. Заимствование мотива и сокрытие автора в фантастико-автобиографическом рассказе «Крошка Цорес» // Новый взгляд. Выпуск IV. М., 2005. С. 36
416. Синявский А. Д. Литературная маска Алексея Ремизова. // Синтаксис. №14. Париж. 1985. С. 98
417. Глэд Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991.-С. 175
418. Розанова M. В. Несколько слов от адресата этих писем // Андрей Синявский. 127 писем о любви. В 3 т. М., 2004, T. 1-С. 17.
419. Синявский А. Д. «Опавшие листья» В.В. Розанова. Париж. Синтаксис. 1982 С. 115234 Там же,-С. 116
420. Гуль Р. Одвуконь: Советская и эмигрантская литература. Изд. «Мост». Нью-Йорк. 1973, С. 264
421. Вейдпе В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. №2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8
422. Вейдле В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. №2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8238 «Опавшие листья» В.В. Розанова. Париж. Синтаксис. 1982,- С. 112
423. Вейдле, В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. №2977(13 дек. 1973). Париж.-С. 8
424. Генис А. Правда дурака // Беседы о новой словесности. Сочинения: В 3 т. Т.2: Расследования. -Екатеринбург. 2003. С. 36
425. Генис А. Андрей Синявский: Эстетика архаического постмодернизма // Новое литературное обозрение. №7. 1994.-С. 281
426. Лотман Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 400-404
427. Флейшман Л. «Мужское письмо» // Андрей Синявский, 127 писем о любви. Т.1. в 3 т. М., 2004, С. 9
428. Абрам Терц. Голос без хора // Синтаксис. №36 (1998). Париж. Синтаксис. 1998., С. 126-7
429. Мысли врасплох // Собрание сочинений в двух томах. Предисловие Владимира Новикова. М.:СП «Старт». 1992, В 1 т.-С. 314
430. Абрам Терц. Голос из хора. Послесловие Игоря Голомштока. Лондон.: Stenvalley Press, 1973, С. 332
431. Вейдле В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. №2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8
432. Генис А. «Правда дурака» // Беседы о новой словесности. Сочинения: В 3 т. Т.2:Расследования. -Екатеринбург. 2003, С. 36
433. Гуль Р. «Прогулки хама с Пушкиным» // Новый журнал. Нью-Йорк. №.124.1976, С. 122
434. Гройс Б. «Философ после конца истории» // Ускользающий контекст: Русская философия в XX веке. М., 2002,-С. 147
435. Скоропанова И.С. «Чистое искусство как форма диссиденства: «Прогулки с Пушкиным» Абрама Терца» // Русская постмодернистская литература. М., 2004, С. 80-112
436. Эпштейн М. «Между экзистенциализмом и постмодернизмом. Андрей Синявский» // Постмодерн в русской литературе. М., 2005, С. 328-369
437. Хализев B.E. Теория литературы. M., 2004, С. 8
438. Эпштейн М. «Эссеистика как нулевая дисциплина» // Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004,-С. 713
439. Эпштейн M. «Между экзистенциализмом и постмодернизмом. Андрей Синявский» // Постмодерн в русской литературе. М., 2005, С. 715
440. Box 47. File 3 Dialog with professors and students at the Literaturnyi Institute imeni Gor'kogo, Irkutsk, 1992
441. Andrei Sinyavsky Collection. Hoover Institution Archives. Stanford University
442. Синявский А.Д. Стилистические разногласия // Искусство кино. №7(1989). M., 1989, С. 37
443. Гюнтер X. Железная гармония: Государство как тотальное произведение искусства. // Вопросы литературы, — 1992. — выпуск 1. — С. 27-28.
444. Плеханов Г.В. 1922// «Об искусстве». Искусство. Сборник статей. М. С. 46
445. Синявский А.Д. «Похвала эмиграции» // Столица. №40.
446. Генис, Александр. Правда дурака: Андрей Синявский // Александр Генис. Сочинения в трех томах. В 2 т. Екатеринбург: У-Фактория, 2003,- С. 23.
447. Терц А. «Прогулки с Пушкиным». Лондон-Париж. 1975, С. 96
448. Прогулки с Пушкиным. Лондон.: Overseas Publications Interchange in association with Collins, 1975, C. 95
449. Эбаноидзе, И. He больше чем писатель: интервью с Андреем Синявским //Литературное обозрение, №10 (1992). М., 1992,-С. 32
450. Очки // Синтаксис. №5 (1979). С. 31-41. Париж. Синтаксис. 1979
451. Box 42. Speeches and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catherine. Miscellany, n.d. Andrei Sinyavsky Collection. Hoover Institution Archives. Stanford University.
452. Абрам Терц, Спокойной ночи. -M.: Захаров 1998. С. 241-242
453. Box 47. Speeches and writings. File 18. «Spokoinoi nochi: Roman s kommentariiami.» Read by Andrei Siniavskii with commentary by Mariia Rozanova, 1985. Andrei Sinyavsky Collection. Hoover Institution Archives. Stanford University., C. 21(1).
454. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 399
455. Абрам Терц. Спокойной ночи. М.: Захаров 1998. С.276
456. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 401.
457. Box 42. Speeches and writings. File 3. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany, n.d. Typescript and printed matter. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. P. 10.
458. Синявский А. Д. Похвала эмиграции // Синтаксис. №24 (1988). Париж. Синтаксис. 1988. С. 40
459. Andrei Sinyavsky Collection. Box 47. Speeches and writings. File 11. "Iskusstvo v totalitarnom mire," n.d. Hoover Institution Archives. Stanford University. 1916-1998, p.3
460. Синявский А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999,-С. 415