автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему: Творческая концепция художника-керамиста (к вопросу о синтезе архитектуры и пластики-керамики)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческая концепция художника-керамиста (к вопросу о синтезе архитектуры и пластики-керамики)"
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИГИКИ РСФСР МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ХУДОКЕСТВЕННО^ТРОШШЛЕННОЕ УШИЦЕ (б.Строгановское)
ТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХУДОШШ-КЕРАШСТА (К ВОПРОСУ О СШТЕЗЕ АРХИТЕКТУРЫ И ПЛАСТИКИ-КЕРАМИКИ)
17.00.05 - декоративное и прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
I
На правах рукописи УДК: 7.031.4
Москва - 1992 г.
Работа выполнена в Ташкентском ордене Дружбы народов институте искусствознания иы.Хаызы.
Научный руководитель
Консультант Официальные оппоненты
Ведущая организация
кандидат архитектуры, старший научный сотрудник, Заслуженный архитектор РСФСР Лебедев Ю.С.
доктор искусствоведения Азизян ИЛ.
доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор Рабинович В.И,
кандидат искусствоведения, доцент Удвльцова А.Л.
Харьковский художественно-промышленный институт
31
Защита диссертации состоится "_" ^^Р^ 1992 г.
в 1£.00 на заседании специализированного Совета К.064.10.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамен:: иыешем художественно-промышленном училище (б.Строгановское)
по адресу: 125080, г.Москва, Волоколамское шоссе,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МШШУ.
Просим принять участие и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу. _
АвтореГрерат разосдан ЦбЬрссЛ^ г.
Ученый секретарь специали-
зированного Совета <_ Л.А.Дицкая
Актуальность исследования. Создание выразительного я своеобычного образа наших городов является актуальной проблемой овременного градостроительства. При этом, по убеждению автора, организация художественно полноценной городской среды возможна •олько при условии использования средств архитектуры в комплексе ! пластическими и другими видами искусства. Особенно велика >оль птистических искусств в гуманизации городской среды, однако IX богатые композиционные возможности используются не в полной лере и часто вне синтеза с архитектурой, с городокой средой.
Состояние исследуемой проблемы. Архитектура городов Навои, /ч-Кудука и др. в Узбекистане, взятых автором в качестве объектов для анализа заявленной им теш, не вызывает того, казалось 5ы, естественного ощущения, ч.ю находшцься в городах, располо-кенных в Средней Азии между Духа рой я Самаркандом. Эти города спроектированы и построены без учета национальных и региональных традиций. В результате однообразие и безликость стали характерной чертой среда застройки новых городов Узбекистана.
В то же время поражаешься как чуду неповторимо^, глубоко национально^ синтезу архитектуры я скульптуры старых городов Узбекистана - Бухары, Самарканда и др. Знаменитые архитектурные шедевры Средней Азии в основном построены из обожженной
глины - фигурного кирпича, - и увенчаны сине-зелеными куполами.
!
Культура керамики Еухары и Самарканда и т.д., материализовавшаяся в ее традиционной архитектуре и искусстве - вот один из примеров, на который могла бы творчески ориентироваться деятельность создателей новых среднеазиатских городов.
Произведения из керамики, все же начинают использоваться в современной архитектуре: комплекс работ художников-керамистов - интерьере Палеонтологического луззя АН СССР в г.коскве.
музея Фернаяе Леже во Франция, здание кинотеатра "Парамоунт" в США и т.д. Проблема монументально-декоративной скульптуры я связи ее с архитектурой в городе и городских ансамблях исследовались в ряде теоретических трудов:
- по теории развития монументально-художественной керамики Гинзфрг В.П., Митрофанов K.M., Федорова З.С.;
- по общей теории взаимодействия архитектуры с другими видами искусства - Азизян И .А., Иванова И.В., Степанов Г.П./ Тасалов В.И., Тельтевский П.А., Швидковский O.A. *и др.; -
- по теории национальных и региональных особенностей развития архитектуры и градостроительства ,г Толстой В.П., Хаяпах-чьяч О.Х., Хан-Магомедов С.О. и др. .
Однако в указанных трудах не затрагивался специальноги подробно вопрос использования, пластических принципов, формиро- , вания керамо-пластики' в архитектуре,. а также закономерностей формообразования живой природы. В своей диссертации автор пытается-в каксй-то степени "заполнить этот пробел, используя при этом свой творческий опыт Г* • ' - '
О методе исследования. Автором диссертации был изучен и• . учтен теоретический опит указанных направленной их разработок. Однако диссертант предлагавш и анализирует специфически проблем/ - методику исследав^яия сялвеза изобразительных ü предметных видов искусства, в данном случае одвого из видов плзо-. тического искусства --керамической скульптуры и архитектуры, предполагая не только пояски, их гармонического сочетания,_а, з первую, очередь, закономерностей их взаимовлияния'Е ~исиоль-зоаания законов'формирования средств ^одного из этих искусств В другом. ■!,. - -'•"<;
Кроме того, диссертант, в качестве яст£%ика/ п тистических
средств преобразования берет также, что очень вялою для его работы, живую природу, пользуясь разрабатываемым а нашей стране методом архитектурной бионики (Ю.с.Лебедев), при участии в разработке ее проблем и автора. Архитектурная бионика раскрыла неисчерпаемые богатства форм я средств пластического формообразования а живой природе, которые автор интерпретирует применительно к теш тике своей диссертации.
В диссертации учитывается опыт по использованию закономерностей природных форм и их освоению в художественном конструировании (кандидатские диссертация Фурсовой Т.Н., Несгеречко М.Л.)
Исследования проверяются и корректируются на базе анализа творческой работы автора над синтезом пластики керамики и плястики зодчества, главным образом, а городе Навои. Самоанализ художественного творчества автора является как бы механизмом решения поставленных в диссертации проблем.
Цель диссертации. Выявить единство принципов пластического формообразования скульптуры (керамопластики) и архитектуры и их взаимовлияния ча пути достижения их синтеза в градостроительной среде, с использованием архитектурной биояяки.
На цути достижения цели диссертант наметил выполнение следующих основных задач:
1. провести анализ состояния проблемы и классифицировать керамопгастику по ее образно-формообразовательной роли в архитектурно-градостроительной среде;
2. анализировать национальное своеобразие старых городов Узбекистана (Бухара, Самарканд) и сделать ряд проектных предложений с учетом архитектуры и нераыоплэстики я др.;
3. выявить композиционные возможности керамопластики (используя также работы автора) в архитектуре и в городской
застройке;
4. выполнить в материале ряд объектов керамопдастики для города Навои, представляющих жанровые системы декоративно-прикдадаой, монументально-декоративной и архитектуры скульптуры;
5. исследовать направления использования в керамо пластике закоцомешостей пластического формообразования живой природа;
6. сфсрм/ гдроаать ряд основных принципов синтеза архитектурных и скульптурных п.-асг;:ческ::х образов с использованием керамопхастики;
Объект исследования, Синтез скульптуры (керамопдастики) В архитектуры.
Предметом задиты является концепция автора: пластические стредства композиции служат основным, универсальным средством, синтезирующим скульптуру (в диссертации - кератопластику) и ар* хитектуру, поскольку плвстика наиболее полно способствует развитию их содержания, гармонично объединяя в себе функцию, конструкции, материал и средства формообразования.
Новизна исследования. Автор на базе теоретического анализа круга проблем художественного творчества (гдава I) форму гарует и проводит в жизнь свою собственную, выше упомянутую, концепцию (которую он пытается подробно раскрыть во 2-й и 3-й главах диссертации). •
Автор впервые ¡з тематическом плане объединяет архитектуру, скульптуру и природные, бионические, формы (смотря ниже модель Биона-2). Из этих взаимообогащаицихся начал возникает как бы треугольник, в котором его элементы соединены динамическим! связями: ,
архитектура
яавая природа
скульптура -(керамическая скульптура)
В концептуальном отношении новизна связана с включением в-этот треугольник керамической скульптуры, что обогатило, под-, зеркнеы еше раз, возможности воспроизведения пластичных, как правило, форм живой природы.
Кроме того, автор использует для решения задач диссертации предшгаеше им новые технологии и технические разработки, например, биоконструкции, отличающиеся своими универсальными механическими и пластическими свойствами.
Созданная на основе искусствоведческого анализа авторских творческих работ , рабочая , умозрительная модель Еион-2 позволяет легче представить себе связь основных структурных элементов и как бы воплощает творческую концепцию автора.
Результаты работы - выявление принципов синтезирования керамической скульптуры и архитектуры и их возможности практи- -ческого применения. Результаты исследования могут быть использованы художниками-дизайнерами и архитекторами, занимающимися проблемой эстетической организации предметно-пространственной среды городов.
Результаты внедрения. Автор опубликовал 6 работ в отечественной и зарубежной печати (в журналах, сборниках и в книге "Архитектурная бионика". М., 1990), выступил с докладами на 6 дискуссиях и конференциях. Им создан ряд монументальных керамических композиций в архитектурной среде г.Навои; внедрена в производство скульптурная малая пестика 18 наименований; автор участвовал в 16 республиканских, общесоюзных, зарубежных выставках и архитектурных конкурсах; имеет авторские свидетельства. Экономический эффект от внедрения результатов работы по диссертации составил до 1990 г. около одного миллиона рублей (см. справку).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех гдав, заключения я списка основных научных и творческих работ автора, приложения - альбома архитектурных, скульптурных авторских работ и библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность теш диссертации, проведен анализ состояния вопроса, очерчены ее цели и задачи, сформулированы научная новизна и основные результаты.
Глава I - ПОИСКИ СИНТЕЗА АРХИТЕКТУРЫ И ПЛАСТИКИ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСТВА
1.1. О художественной природе- керамопластики -
Глина - это пластичный материал, способный фиксировать отце-чатки движения рук художника, в через них - память искусства всез времен. Ее художественные потенция неисчерпаемы.
В главе проведен философоко-эстетический анализ формирования художественного образа а искусстве керамоплаотики. При этом автор архументирует овои заключения на примере собственных, им выполненных керамических моделях.
Автор, наряду с анализом современного опыта, рассматривает в историческом плане вопросы синтеза керашпвлстики с архитектурой и дедает выводы, что керамопластика, которой автор занимается ьного лет, близко по тектонике стоящая к архитектуре, является одним из важнейших средств этого синтеза.
1.2. Принципы пластического гармонического формообразования. Архитектурная бионика.
Поскольку природаая пластика (в итоге нами воспринимается как источник гармонического формообразования, диссертант предпринял попытку освоить ее элементы в решении проблзм диссертация. Это касается, например, геометрии форм, которая является языком
содержания,' одним из;средств выражения образа. Геометрия формы обусловлена санкцией, Штерна лом, конструкцией. В живой природе ш имеем де'лб с пространственными по своей.геометрии формами, что очень важно для искусства, керамики и проведения в ждзнь принципа "сопротивляемости по.форме" (Я.Л.Черви). 1 Материал в яивой природе обдадает комплексными свойствами. . Его изучение позволяет совершенствовать пластические и прочностные' свойства керамики- -
Важное место занимает изучение в природе конструкций и тектоники ее объектов, связанных с действием на форму механических сил и эстетическим'освоением этого процесса. Изучение законов тектоники в живой природе мохет деть июгое для понимания принципов пластики (выражения упругости "гибкости", легкости И Т.д.).
Живая природа открывает нам идею гармонического модуля. Стандарт в живой природе превращается, в своеобразный модуль, который переводит на гармонический уровень процессы формообразования объектов природы (пример - работы антрополога и скульптора М.М.Герасимова).
• Интересны в живой>природе и некоторые принципы формообразования; например, взаимодействие двух "конусов" - конуса устойчивости - конуса гравитации и конуса роста и развития (исследования, проводимые в архитектурой бионике). Его можно заметить и в мире растений (стебли, грибы, стволы деревьев, кроны деревьев) и в животном мире. Автор диссертации попытался творчески переработать этот принцип конусов в синтезе керамической скульптуры и архитектуры. ,
Отметим также ряд средств, ставших средствами гармонизации в ис^сстве: '
г - симметрия - асимметрия; статика и динамика. В искусстве архитектуры симметрия рассматривается как средство гармонизации ее форы, являясь одни« лэ "механизмов" приведения к единству ' материально-функционального "я духовного содержания. Зеркальная симметрия - символ устойчивости - лишь временное состояние живой природы. Асимметрия же - результат активности, динамизма живого организма;
- процессы ветвления. Ветвящаяся пластическая геометрически форма,как результат этого процесса, широко распространена в шрв физических и биологических систем. Ветвления систем, в особенности дихотомический способ, создают прекрасный динамическая образ роста и развития в архитектуре и пластике в др.
В этом же разделе обосновывается создание модели Бион-1 и характеризуется моделирование бионических конструктивных форм и их этапы развития.
1.3. Синтез архитектуры и скульптуры в творчестве Антонио Гауди
Концепцию природных аналогий романтизма и модерна в архитектуре наиболее ярко выразий испанский архитектор Антонио йуди (1652-1926).
В диссертации анализируются ряд работ мастера: Дом Висенс, дам в Ко ми л® с, вялт я дворец Гюэль, сооружения в парке Рюэль, дом Ееттло, дом Мила, храм Саграда Фамилиа.. Метод макетирования не мог не стать для Гауди основным творческим средством, настолько пластична а сложна по своим формам его архитектура. Ряд шкетов деталей дома изготовлялись в натуральную величину я.размеры бралиоь непосредственно с макета. Работая пластически над
скульптурными макетами,Гвуди столкнулся и осуществил впервые
спелую щи е. идеи:. < , .
-.придал особую выразительность элементам кровли - деловые трубя, водосточные желоба, выходы на кровли, культивируя'также на кровле искусственный ландшафт;
- создали эстетически освоил особую систему организации цветовых переходов на поверхности сооружений, используя цветные мотивы морской вожы, морского дна и т.д.;
- опередил ряд идей "современной архитектуры'1!, освоив'тектонику каркаса (скелета) жилых зданий с независимой планировкой
I
этажей, позволяющей превратить' фасад в пластическое одеяние' здания с использованием непосредственных природных форм (раковин морских организмов и т.д.) в архитектурно-скульптурном барельефе. А.Гауда сдежл большой вкгад, если можно так сказать, в методику освоения в архитектуре форм природы. . (
Сочетания в творчестве А.Гауда ряда художественных профессий: архитектора, скульптора, исследователя бионических форм, д$ло возможность ему весьма плодотворно реализовать ряд проблем синтеза скульптуры и архитектуры, что является'одним из первоначальных источников решения поставленных в диссертации проблем.
Глава 2. ТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХУДСШИКА-КЕРАМ1СТА.
2.1. Специфика рабочего метода создания керамопластики как синтезирующего вида искусства. „
Сочетание а ожом лице автор профессий архитектора, художника-керамиста и исследователя бионических форм было бы чрезвычайно затруднительно без разработки соответствующего метода исследования и установления ведущего момента в этом'методе, позволяющего выработать универсальный регулятор. Этим регулятором в работе автора стали модели Еион-1 и Бион-2, а ведущей ; идеей (их сутью) - пластические принципы преобразований, "органически присущие живой природе, керамике и архитектуре. Творческая концепция автора находит свое завершение в синтезе керамо-!
-10-,
пластики, архитектуры и природа.
Автор работает также уже иного лет над новой пластической кассой, подобной глине, но затвердевающей без обжига, естествен-' ным путем. Порождаемый из ее преобразований прочный камень может воплощать в себе декоративные, конструктивные, механичес-кич свойства материала живо;' природы.
Обработанная глина - это как бы живая биомасса, которая излучает человеческую рукотворную теплоту. Обожженная же глина-керамика по пластичности тяготеет к архитектуре, а тонкие конструктивные оболочки изделий из нее нередко аналогичны формам 'природы.
Автор родился в Армения и творит на земле Узбекистана. Армения - страна естественного кашя, армянского туфе. Узбекистан познакомил с глиной, превращающейся в руках'ску льптора в искусственный камень. Живя, творя в Узбекистане, автор познал и полюбил искусство Востока. На стыке даух культур у автора родилось восприятие' также нового в архитектуре и в изобразительном искусстве. 3 творчестве автора, монумента лизыу способствовали крупномасштабная архитектура средневекового Узбекистана и горный ландоайт Армении; гуманизм и пайос рождались из | ■■ 1
трагаческой и жизнеутверждающей истории Армянского народа.
Как повлияло на творчество автора диссертации совмещение профессий: архитектор, керамист, исследователь бионики?
- архитектор - это шогосторонний, монументальный охват вопросов, включающий стремление^ синтезу;
- ученый-бионик - анализ богатств лаборатории природы;
- керамист - понимание пластического языка форм через материал - глину. Все вместе сформировало расширение диапазона освоения богатства искусства и красоты окружающих форм природы.
В проектировании и создании произведения керамической седль-птуры автором придается большое значение проработкам идеи в эскизе, в материале, а такке фотографированию, которое позволяет проанализировать восприятие скульптуры в градостроительной среде посредством фотомонтажа и осуществить обратные езяяи а процессе работы над скульптурой. Автор работает над объектами керамо-пластики в цвете.
Пластические задачи при создании форм керамопластики автор осуществляет в творческом процессе в соответствии со следующей методикой:
1. определение габаритных геометрических размеров форм; установление доминирующих направлений развития пластики формы с учетом их пространственной ориентации.
Одновременно разрабатывается общая схема пластики формы -будущего произведения, выраженная векторами (фронтальная ортогональная проекдая), для чего используются вводимые в диссертации понятия: вектор доминирующей оси развития пластики формы
теш произведения (---•»-); вектор второстепенной оси развития
пдастяки формы тела произведения (-. — — а»); вектор развития
пдастики поверхности формы те ж произведения (-г— ). При
этом вводятся символы: точка - Т:, ядро - Я, включающее декоративное - ЯД, функциональное - Яф, сшслоаое (в смысле художественной идеи) - Яс;
2. выявление структурно-орнаментальной выразительности, с выделением и установлением декоративного ядра (Яд);
3. определение средств ассоциативно-художественной выразительности - зримой объешой связи;
4. поиски символической, смысловой выразительности (Яс), характеризующей пластический образ с позиций выражения ям худо-
жественной идеи или ее смысловой единицы - мотива;
5. поиски образной выразительности - совокупности архитек| турно-художественных (композиционных) средств для выракения ядер пластики (Яд: Яф; Яс) и форм произведений (Еион-1);
6. определение си дуэтной выразительности - одного из главных средств выракения пластики и содержания формы произведения;
7. выявление тектонической, бионико-конструктивной выразит теяьности;
8. поиски функциональной выразительности, стремление выделить функциональное ядро (Яй), представляющего соответствие внутренней социальной функции произведения ее внешней скульптурно-образной форме;
9. установление связи динамики развития пластики формы общего тела произведения с окружающей средой-
Моделирование в керамике регулируется поставленной или существующей архитектурной задачей, воплощаемой в комплексном проекте.
2.2. Поиски динамичности пластической формы. .
{¿оделгрованием керамикой автор стремятся решить ряд творческих проблем. Одна из важнейших проблем - это выявление динамических потенций пластики. Здесь важно - выявление новых-средств, определяющих композицию пластики архитектурных форы на основе тщательного изучения динамизма природных форм, их ! авторского зрительного восприятия, используя пластичеокое моделирование.
В диссертации исследуются пласт*. :<эо1ше преобразования геометрических форм, где автор впервые пластику поверхности объели иых тел, динамику их пластического направленного развития выражает векторными линиями. '
2.3. Поиски образности пластической формы .Наружная сфера - оболочки зданий и скульптуры принадлежат не только зданию, но и окруяагацей среде, - она представляет собой их "ыезоструктуру" .(термины "мезоструктура" и "мезопрострая-ство" сформулированы Ю.С.Лебедевым) и/является не только языке:, содержания, но и посредником в их контактах с окружающей предметной средой и природой, что, в свою очередь, расширяет задачи и' возможности поиска их художественного образа и синтеза.
Геометрическую фор'^у можно рассматривать как относительно самостоятельную - явление,' названное в науке морфокинезом. Наблюдая морфокинез биологических объектов природы в их.индивидуальном развитии, можно замэтить, что начальная фаза развития представлена всегда компактной формой (ядро),« а конечная или 'компактная (интегрированная),' или' дифференцированная. В обеих случаях возникает замкнутей цикл: семя (ядро) • форма,
с обратными связями. Нас интересует конечная, образная, с внутренним содержанием'форма,, которая может вновь порождать'нулевой цикл - семя (ядро).
В ходе анализа равновесных систем - пластических,форм'природы, скульптуры и. архитектуры и авторских работ обратил на себя внимание тот факт,что точка (йдро) пластики геометрического телд формы ^произведения-, расположена на оси дошнирущего направления развития пхвстики формы, в-мире непрерывно мекящейся' ' ' ■■ \ , ' . » • современной архитектуры, в пластических образах природы, открытый автором дачный принцип как я принцип отекания пластики тела в точку (ядро)'или ветвления из точки .(Адра) - позволяет отля-, чать динамическую,- пластическую организацию, упорядоченную структуру формы от беспорядка.,-'
Глав» 3. ПЛАСТИКА КАК СВЯЗУЩЕЕ НАЧАЛО В СИНТЕЗЕ АРХИТЕКТУРЫ И .КЕРАМИКИ; ПУТИ. ДОСТШНШ ИХ ЕДИНСТВА (НА БАЗЕ ХУД02ЕСТВЕНН0Г0 • ТВОРЧЕСТВА АВТОРА) ■ '
Для решения поставленной проблемы исследованы научные и творческие разработки в обдаст и пзястического взаимодействия керамики и архитектуры, с учетом дифференциации керашсхластики по , жанровым группам, а также (согласно пунктам 1-9 раздела 2.1 , реферата) авторские произведения/ выполненные для г.Навои.
3.1. Декоративно-прикладная кератопластика - 1 Декоратиано-прикладаое искусство, будучи массовым, тиражируемым, удовлетворяет утилитарным и худржественным потребностям в ближней сфере воздействия, начиная с интерьера квартиры и кончая городской"оредой. . -
В диссертации анализируются семь характерных групп декоративно-прикладной керамики, подученной методом пластического • моделирования, (табл. 1.1 - 1.4, 2.Т - 2.4). ,
. Анализ традиционных образцов декоративяо-прихдадаой и современной керамики, широкая экспериментальная работа автора показали, что чем пластичнее формв произведения, тем больше предметных и-образных ассоциаций она может вызвать, а чем больше предметных, 1 (включая и объекты живой природы) ассоциаций вкладывает автрр с овое произведение, тем образнее егорешение (при прочих равных условиях художественного1 осмысления форм). ' '
При увеличении ряда комбинаций предметных ассоциаций пространственной формы символического произведения декоративно-прикладного искусства ведущую роль приобретает силуэт "формы.
[1ги; ушлом'владении скульптурной лепкой тонкой ^ерамичеркой ооолсч.;е произведения при да ртся самонесущая пространственная
конструктивность, возникает осваиваемая эвгоро:,- тейочичность (например, конус основанием"вниз - выражение тектоники устойчя- -. вооти). Конструктивность обеспечивает к реа гг-н.уу возможность укрупнения скульптурного чроязведекия'.
3.2. Монументально-декоративная керамопластика Монументально-декоративная керамопластика включает все виды убранства "архитектурных сооружений я комплексов,. выполненные для конкретной архитектурной композиции.
,3.2.1. Керамопластика в интерьере общественного здания 3 поисках функционально обусловленных пластических форм; монументальноГ: керамики первостепенной задачей становится установление связи 'произведения керамопластика с архитектурным пространством к с человеком. •
В процессе эксперимента были спроектированы, выполнены в натуре и установлены в'интерьерах общественных зданий авторские работы монументально-декоративной керамики, подученные методом пластического моделирования керамопластикой.
Автором выполнены и акбдрены с комплексным декоративным . оформлением и озеленением в интерьерах общественных зданий города Навои напольные декоративные'и (функциональные вазы разных .,. сюкётгго-содержательных мотивов" и барельеф из керамопластики "Скифские мотивы". " ' ,
3.2.2.*. Керамопластика в экстерьере общественного ♦ . здания. Керамический рельеф.
Снульптура, участвующая в композиции здания, все больше
приобретает пространственные функции, становятся одним'из-сведет'
структуризации и тем самым совершенствования архитектурной сре-
' да. ; ■.'•",■•. ■ •.. .
Взаяыосвязь рельефа с архитектурной формой применительно к композиции экстерьера здап>:л, его "шзопрострэнствв" рассматриваются в разделе в аспектах усиления композиционной рои рельефа. При этом различным: композиционными приемами обеспечивается пространственная связь рельефа с окружающей средой.
Рассмотренные в диссертации хукожественно-котозш'ояные приемы говорят о появлзнии. достаточно сложйых, взаимосвязей современного керамического рельефа' с пространством архитектуры.
3.2.3. Объеиная кератопластика. Знаково-символическ&я ' керамошасгика
Фор» участия объемной керамопластики, как.любой круглой ■' скульптуры в композита сооружения, зависят от функции сооружения, его'композиции'и градостроительной 'ситуации- Современный этап развития архитектуры характерен связями с ббъетой п мистикой, - как при ее автономное расположении, так И' при непосредственном креплении керамопластики на поверхности здания.
.Ряд экспериментальных проработок автора накачает пути решения Сяогзых проблем формообразования и'размещения а пространстве объешой кераыопластик!! (например, при бионическом.моделировании керамопластико;", .при использовании'влзгогазонепроницае-мрй шамотной массы и т?д.). Б процессе многолетнего эксперимента автором созданы модели монументально-декоратиаяой керамики с проектной привязкой хаядо;" ;: определенному' общественному зданию и к ыеоту его в геншине г.Навои; -модель, керамопластики "Этюд"; модель керамопластики "Ытеринство", модель керамопластики "Три граната". '
3.2.4. Игровая кераыоплпс :\ка '
Необходимо различать нескогько :>: ■щней'-ее-использования.
а) 2илая группа. Игровая керамс:;.««стича, расположенная а.
композиционном центре яйлой группы, может стать цветовой а пластической опорной позицией в композиции окрукаодего ее архитектурного пространства.
б) Культурно-бытовые элементы жилого района. Спроектлрован-шя и выполненная автором в материале керамики изобразительно-яровая пластика рассчитана не только на размещение ее во вну-?ряквартальном килом пространстве, но и нр территории детских юлей я садов, а также торговых центров; "дан анализ нескольких наполненных в натуре авторских работ, например: керамопластика 'Дракон" (высота 3 м. табл.1.6, 2.6, эта экспериментально вы-голнеяная керамопластика, состоящая из 9-ти блоков от 80 до Ю кг, соединена воедино сваркой на закладанх деталях) и модель серамической композиции "Пили-были".-
3.2.5. Камерная, садово-парковая керамопластика Целостный характер композиции сада парка может-быть достиг-
:ут при выявлении гдавяого пространственного ядра; если это [Дро усиливается монументальной керамопластикой, то в камерных юподчиненных частях основную роль в образе пространства играет юлее интимная садово-парковая керамопластика.
Автором выполнены установленные в городском ландшафте произ- „ едения садово-парковой монументально-декоративной керамики, а акяе модели для оформления окрестностей г .Навои: "Отдыхающий вв", композиция "Див" (табл. 1.5, 2.5), керамопластика "Росток"
3.2.6. Монумент. Аллэгорико-символический монумент Ьюнумечт - один из наиболее традиционных видов синтеза
кульптуры и архитектуры. Взаимосвязи компонентов строятся в ем на специфических, более "свободных" началах (по сравнению, участием скульптуры а композиции здания). Монументы, по приня-ой классификации, которой мы придерживаемся в своей работе,
.подразделяются на три группы: скульптурные монументы; архитектурные монумент9;архитектуряо-скульптурные монументы, основанные на интеграции пластических форм архитектуры и скульптуры.
В разработке монументальной керамопластики для г.Навои автор опирался на глубинные традиций национальной культуры Узбекистана, традиция развития восточной символики. Автором спроектирован,, ряд монументальных композиций из керамики, призванны: стать монументами - "человеческими ориентирами" конкретной городской среда г.Навои: символический керамический монумент "Призыв покорения пустыни"(табл. 1.7, 2.7); композиция "Рожде-нйе города Навои".
3.2.7. Архитектурно-скульптурный монумент имеет глубинные исторические корни в древнем синтетическом искусстве Востока. В нем архитектура предстает как бы не в "чистом виде", сливала со скульптурой в единую пластическую форму. Автор использовал кератопластику в качестве моделей архитектурно-сзогльптурных образов-монументов. Этим ли то дом спроектированы и выполнены в керамике для организации среда в конкретном окружающем простра! - стве г.Навои ряд объектов: монумент "Въезд в город Навои" и проект мемориала в виде обелиска-монумента "Погибшим в Зараф-шанской долине" (на конкурсе отмечен премией, табл. Г.8, 2.8).
Исследовательская и художественно-экспериментальная работа автора в области архитектурно-скулыггурного монумента в керамо-плзстике позволяет сделать следующие вывода:
- монументальная керамопластяка превращается конструктивно в самонесущуа, самостоятельную, пустотелую скульптурную форьу, собираемую из блоков со сваркой по закладным деталям, с используемым внутренним пространством;
- при моделировании керамопластикой, вьшление динамическим.
ртотическиы развитием формы на теле произведения ядер одаого типа (Яд или Щ>), автор выражает соответственно требуемое по 'замыслу (декоративное или функциональное) направление характера, развития пластической формы произведения.'При совпадении и ели- | янив ядер двух или трех типов (например, Яд, Яс или Яд. Яф. Яс), пластика формн Теда произведения приобретает образное решение;
- пластика архитектуры-скульптуры достигает наибольшей 1 выразительности, когда пластика формы тела произведения ярусами "стекается" в ядро, а смысл и пластика, последовательно, с развитием пластики образа каждого яруса складываются в общий пластический, образно-смысловой мотив всего произведения;
• - при выделении ядра пластического тела произведения окружающим пространством, акцентируются конструктивно-тектоническая выразительность произведения; функция и образ ядра - его худо- . жественно-инфорьативная роль в связи,' перетекании пдаотяка внешнего, пространства во внутреннее пространство и наоборот;
- возрастание графически выраженной' силуэтяости монументальной композиции способствует художественно-образно^, зна-ково-самволическоэду становлению монумента.
3.3. Архитектура-скульптура (о пластике архитектурных форм и синтезе архитектуры'и керамоплаотики)
'Архитектура-скульптура - особое направление в искусстве, возникшее непосредственно на стыке двух искусств - архитектуры
и скульптуры. В современной практике имеются прецеденты таких
I ' ,
явлений, которые все же в итога являются произведениями архи-,тектуры (работы Ле Корбюзье, Э.Сааринена, Ю.Дахиндена и'др.). 1 В наше время возникает и многоэтажная, пластическая по своим формам архитектура из глины (с определенными добавками, увеличивающие ее1прочность), например, в городах Северной Африки.'
*
- Автор диссертация такяе осуществил поиски в этой направление архитектурных,форы, пользуясь опытом своей скульптурной работы, в результате чего возник ряд архитектурных, предложений, в которых акцентируется внимание на решении проблем образности изобразительными средстваш, если мояно так сказать, в стиле автора- Этоцу посвящен данный раздел главы..
Первый жанр архитектуры-скульптуры - игровая архитектура -скульптура. Игровая архитектура-скульптура монет внести большой вкгад в функциональное разнообразие внутреннего пространства дворов "килой застройки, придать ям характерную, эмоционально-эстетическую выразительность. Проанализированы авторские керамические модели игровой архитектуры-скульптуры, спроектированные для установки в иилых макрорайонах г.Навои: модель керашг плэстики, игровой архитектуры-скульптуры,"Минарет солнце" и модель игровой архитектуры-скульптуры "Дампа Ала длина".
Второй нанр архитектуры-скульптуры, названный автором условно "здания-образы". Они могут, по аденяю автора, явиться эмоционально-индивидуальными доминантами, несущими в себе национальные черты или региональное своеобразие в архитектуре ) об-
I
новляющихся городов. Автором выполнен в керамике (и проанализирован) ряд скульптурных изображений "зданий-образов", а качестве примера образных доминант градостроительного масштаба -(проект-идеи) для г.Навои и других новых городов. Это "Дворец мара и дружбы народов" (табл. 1.9, 2.9); "Каменный цветок" ("Дворец народного творчества"); "Армения" ("Республиканский 1.узей современного искусства"); "Прометей" ("Институт Солнца", табл. 1.10, 2.10); "Набат" ("Международное' агенство'по атомной энергии "МАГАТЭ", табл. 1.11, 2.11); "Космос" ("кеядународный , центр по космическим проблемам", табл. 1.12, 2.12); "Мечеть" -
.строительство которой началось в 1991 г. в Пахтачинокоы районе; Цухврской области. ■ , ;
Автор использует в указанных произведениях выработанную им новую методическую концепцию, связанную о понятиями ядер, векторных схем, сшоловых и композиционных точек, использования принципов взаимодействия статичных и динамичных конусов и т.д. (табл. 2.1 - 2.12,. 3.1 - 3.13). Сформулируем некоторые общие принципы синтеза архитектурных и скульптурных образов, выявленные с помощью анализа векторными схегами ряда вышеперечисленных пдастических форм керамопластики:
- при развития пластики формы произведения пучком векторов усиливается ее динамика, ритм, свет и тень, сидуэтность;
- при развития пластики формы произведения в точку, ее динамическое развитие обособляется от окружающего пространства пространствами треугольника или конуса,- которые стремятся к устойчивости и гравитации (табл. 3.9);
- при развитии пда'стикя формы произведения из точки, ее динамическое развитие переходит, распространяется в окружающее пространство. Она стремится к росту и развитию (табл.3.10);
- при развитии птастики формы'произведения,? ядро, ядро своей образной пластикой развития может вырваться или же уся-лить устойчивость этого обособленного треугольного ига конусного пространства (табя. 3.11); '
- при развитии птастики формы произведения из ядра, центром динамического развития, распространения пдастяки произведения в окружающее пространство выступает уже образная пластика тела ядра (табл. 3.12); .
'- при ветвлении, развитии пластики тела произведения из точки (Т^) силы гравитации не допускают, чтобы ветвление пшс-;
й-
«тики тела продолжалось до предела - разрушения. В нужный момент конструктивно в тектонически срабатывает механизм поворота динамического развития пластики формы произведения вновь в точку (Т2) • Данное утверждение является продолжением теории взаимодействия пластики форм двух! конусов. В синтезе, в одном завершающей звене общей цепи эти два закона выражаются следующим
- ' - - f V. '
образом (табл. 3.13). В итоге, в органической природе, в ис^с-стне и в архитектуре, на базе данных ""комбинаций возникает . бесконечное множество завершенных: сдастических форы. '
Шогочлолэнные в ди с сортами варианты векторых, схем пластических форы произведений, выполненные на основе открытого автором принципа, что пластика формы произведения стекается в точку (ядро) или ветвится ив точки (ядра), могут являться < програхными вариантами для моделирования пластических образных решений произведений скульптуры и-архитектуры на ЭВМ.
Как показал опыт, ети методаческие векторные схеш не сковывают творчество художника , а позволяют находить в каждом случае индивидуальные варианты, плодотворно решать плаотичео-кие и композиционные проблемы.'
' Жизненность методики подтверждается тайке результатами использования ее при анализе извеотных нам скульптурных и архи-тектурно-снуль'птурных произведений. ^ " .
основные результаты', вывода' и исследования
1
В процессе научно-исследовательской, проектной и художественно-экспериментальной работы автор провел .анализ, предложил концепцию и проверил на практике шогообразие роли пластики в системе керамического скульптурированяя и в ее синтезе с архи-; тектурой, а также при учете,в этом цроцессе формообразования |
¡национальных особенностей среда современного среднеазиатского города (в большей мере г.Навои). Автор провел классификацию видов синтеза современной кераыопзгастики и архитектуры.
Установлены композиционные особенности применения роли кера-иошвсгаки в современной урбанистической среде, в которых учтена, основания - функция; гармония скульптуры, архитектуры и природной среда; активность пространственного начала произведения; специфика современной индустриальной застройки и т.д. Учитывались также проблемы нюансной и контрастной гармонизации скульптуры, архитектуры, среды (искусственной и природной).
В условиях г.Навои наиболее приемлемым, по щению автора, является способ контрастного сопоставления керамопластики и массовой архитектуры, контрастное вписывание в нее архитектуры-мсльптуры, которое ведется по следующим направлениям:
1) по масштабу и пластике. }(аракгер масштаба системы городской керамопдастики связан с национальной и региональной спецификой архитектурных форм, с масштабностью архитектуры и природа. Так как традиционные монументальные сооружения Средней Азии крупномасштабны, а шсштабная шкала их построена на контрастных отношениях крупных архитектурных объемов и дробной "вязи" покрывающего их орнамента; исторически я композиционно обоснованным является контрастное сопоставление пластичной кераыопластики и крупных архитектурных форм в городе;
2) по цвету. У узбекского народа есть свои излюбленные цветовые сочетания, связанные с природными условиям;, с красками природы и национально-историческими традициями. Прозрачные сп:звы керамических глазурей, ярко вспыхивающие цветным о геями под дечами среднеазиатского солнца, дают в распоряжение художника краски небывалой сочности. Яркие, сине-зеленые краски
керамической росписи, символизирующие воду, оазис, райский сад, контрастируя однообразным барханам, создают всем понятный национальный колорит.
3) по материалу, подчеркивается безгрвничнооть возможное- . тей глины и того, кто владеет искусством ее превращений. В ' Средней Азии возводили кирпичные постройки, в которых конструктивные и декоративные элементы изготовлялись из одного и того не материала - глины. Разработанная и внедренная в творческой практике автора шогожанровая система керамопластики, контрастная по материалу современной городской застройке, кокет выполнять в ее формировании весьма важную композиционную роль.
Практическая апробация авторского рабочего ).;о?ода проектирования кератопластики с использованием способов :». сродсса архитектурной бионики я созданием керамических моделей архитектурных форм позволяет сделать и следу аде вывода: сочетание художественного а технического начал, рациональных обоснований, творческой догадки - залог плодотворности реализация архитектурно-художественного синтеза с керамшластико;';.
Раскрытие родства в формообразовании национальной керамо-яластики и архитектуры - один из важнейших результатов настоящего исследования. При избирательном использовании законов формообразования живой природы последние помогают находить путь к национа льноау своеобразию архитектуры через интерпретацию местных региональных форм кивой природы. Заметим, что в архитектурной бионике основным эффективным способом воспроизведения форм природы является объешое моделирование. При поиске укрупненной, формы в архитектурно-бионическом моделировании существенно решение проблемы подобия или перехода от шлык величия и моделей к большим, но при сохранении основного
образа и принципов его построения.
Обобщение анализа ряда произведений по жанровым группам (при возрастании монументальности форм, буквально от сувенира до городской архитектуры-скульптуры) позволило создать архитектурно-бионическую модель синтеза пластических закономернос-8ыа да,ов
тей. Одним из видов для данного исследования явилось комплектование модели - Биона-2.
Бион-2 - принципиа яьная (хотя и образная) архитектурно-бионическая модель синтеза монументальности формы, воплощающая пластические закономерности, выявленные на основании первой ее ступени - модели Бяон-1 и пластического моделирования кератопластикой. В итоге по диссертация можно сделать- следующие заключительные выводы (выраженные также в модели Бйон-2),
1. Чей пластичнее формэ произведения, тек боз-ше предметных и образно-изобразительных ассоциаций (включая природу) она может вызывать.
2. При усилении комплексности предметных и образных ассоциаций пространственной пластической формы произведения декоративно-прикладного искусства большую обобщающую роль приобретает силуэт Форш.
3. Сложная пластическая структура символического шогообраз-ного произведения монументальной керамопалстики обеспечивает увеличение количества комбинаций и углубление сюжетно-содерка-тельных мотивов.
4. Ярусчость в ¡¡сивой природе соответствует этапам роста организма. В скульптуре и в архитектуре ярусная композиция кокет дать дополнительную композиционную возможность связать ярус-ность с числом содеркательных мотивов в их развит»:«.
5. Рисулок- очертания форш произведения а случае ологасё
сидуэтности, приобретая знаковость, становится сильным средством обогащения символического выражения художественного и предметного содержания формы.
6. Архитектурно-скульптурная форма с круговой (2-7 плоскостей симметрии) или спиральной симметрией, выражающие общий закон развития природы и человека, учитывающая окружающие факторы среда, производит более монументальное воздействие.
7. В соответствии с выработанной методологией источником пластического динамического формообразования объектов должно служить ядро, которое дает стиьули специфику обрезное форми рованию объекта в целом.
8. Симметричная система произведения обладает большой потенцией к монументальности формообразования.
9. В пластичеокой, образной форме должно быть выражено единство формирования внутреннего пространства и внешней формы (мезо.структуры). В этом еду чае форма приобретает большую содержательность и выразительность. . ■
Ю. Образность форм архитектуры-скульптуры могут быть усилены при открытости, разомкнутости, при ветвлении формы, фактически при придании ей динамичности.
Творческая модель Еиона-2 может являться пробным кашем для оценки и анализа эстетических достоинств пластики и образа мо-у нумента явных форм произведений скульптуры и архитектуры.
Использование законов пластики в архитектуре и принципов формообразования природы, нашедшие свое выражение в архитектуре - скульптуре, дает возможность создать худокественную доминанту как духовный символ города.
Но при этом автор учитывал, что природа - не единственный источник, подсказывавший художнику красивые формы. Сии часто
.-■рождаются в процессе самого труда, который способствует совер- . шекствованию форм, создаваемых самим человеком.
Внедрение кератопластики и бионических форм в нашей загеомэ-тризованной, каыенно-железобетонной среде не тойько придает1ей особую выразительность, разнообразие, а нередко я оригинальность, но и открывает новые возможности хушнизации иокусствен-j ной среда.
СПИСОК. НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ I. Публикации по теш диссертации.
1. Антонян М.А.. Облзк современного города. // Узбекистан Саньяти. 1980, » 5, С.7
2. Антонян М.А.' Диетические образы синтеза архитектуры а природа. В сб.: Архитектурная бионика. Проблемы теории и практики. - Ц.: СА СССР, 1986.
3. Антонян М.А. Образы живой природа в архитектуре. Бионика. Материалы Всесоюзной конференции. - ЛЭТИ, 1986.
4. Антонян М.А. Архитектурное проектирование. В сб.: Легкие
■ конструкции в архитектуре и в природе. - ФРГ, 1983. II - 32* С.102-104..
5. Антонян М.А. Архитектурная бионика. /Ю.С.Лебедев, Г.В.Брандт, В.И.Рабинович и др.: Под общ.ред. Ю.С.Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 268 с.
6. Антонян М.А. A style for the year 2001, the Japan Arohiteot
competition Dept registered Nunher 84364.1984.
П. Выступления по-теме диссертации с док jb да ми на шести диску ссиях и конфёренциях в 1982-1990 гг. ,
Ш. Практическая "реализация керамоп ластики в архитектурной среде. * -
1. Керамическая охульптура "Дракон" (выс.З.О м) во внутреннем дворике Нового Торгового центра; строительство и бгаго-устройство выдвинуто на соискание премия Совета Министров (бывшего СССР) 1978 г.
2. Скульптурные барельефы "Скифские мотивы" (2м х Зм) в холлах - ресторана "Сармаш". ' ■ ;
13. Керамическая скульпутрная композиция "Див" (1,2м х 1,7м).
4. Керамические скульптурные вазы (Солее десяти) высотой 1-1,2м.
5. Цветные мозаичные полотна - 5 штук (3,5м х 1м) а др.
."У. Скульптущая малая пластика, освоенная серийным производством в керамическом цехе на Навоийской Эспериыентальной фабрике: - Паспорта 1-18; часть работ принята ьузеями, получили Государственный знак качества и 'индекс "Н" (новинка). Были освещены в печати. При внедрении в йроизводство (1877 -1985 гг.) вышеперечисленные работы дали плановой'продукции на общую сумцг около 700 тыс.руб. (справка прилагается).
У. Участие р 16 (шестнадцати) республиканских, общесоюзных,
зарубежных выставках, архитектурных конкурсах в 1974-1989 гг.; авторское свидетельство Л 1597425 (совместно с Ю.С.Лебедевым) . ,
Таблица 3. Векторные схемы пластических форм.
Т
Т.
т.
т.
я.
э
т.
ж
я.
10
Ч/
т.
я,
8
12
Я.
Т. (Я.)
Таблица 2. Анализ скульптурных и архитектурных форм с использованием методики векторных схем.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ КЕРАйЮПЛАСТИКА
2. ЖНУМЕНТАЛЬНО-ДШРАЕШНАЯ Í КЕРАШШ1АСТИКА