автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Творческий путь Эйиалибека Султанова

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Асадова, Ирада Рагим кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Творческий путь Эйиалибека Султанова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческий путь Эйиалибека Султанова"

академия наук азербайджана

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени НИЗАМИ

На правах рукопис»

АСАДОВА ИРЛДД РАГИМ КЫЗЫ

творческий путь эинллибека султанова

10.01.03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1991

Работа выполнена в отделе азербайджанской литературы нового времени Ордена Дружбы народов Института литературы им. Низами АН Азербайджана.

Научный руководитель:

член-к,орреспонд,ент АН Азербайджана, доктор филологических наук, профессор Заманов А. Ф.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Курбанов Ш. Д.

доктор филологических наук Османлы В. М.

Ведущая организация — кафедра истории азербайджанской литературы Ордена Трудового Красного Знамени Азербайджанского Педагогического Университета им. В. И. Ленина.

Защита диссертации состоится « ^Г 1 г.

в у Ц часов на заседании Специализированного Совета Д. 004.14.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами АН Азербайджана по адресу: Баку— 370143, пр. Азизбекова, 31, Академгородок, Главный корпус, У этаж.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной 'библиотеке АН Азербайджана.

Автореферат разослан «,/■/ » д^тЛ^ьЦ 1991 г-

Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат филологических

ОСМАНЛЫ С. Ю.

Актуальность тени. В совроиешшЛ период демократизации процессов общественного развития, обусловивших обращение к духов" ноку опыту прошлого в целях его переосмысления на уровне обцочв-ловеческих ценностей особое значение приобретает изучение классического литературного наследия. События последних лет, повлекпие за собой изменения в-кизни страны в революционных масштабах, создали социально-лсторичес;:ис условия и для объективного'научного исследования неизученных или налоизу.чонных этапов в истории азербайджанской литературы и эстетической цыели.

Конец XIX - начало XX века - 'один из наиболее сложных и противоречивых периодов в истории азербайджанской литературы.

Главным в литературе этого периода било отражение развернувшейся в стране острой борьбы ыезду охяившиии свой век старыми феодально-патриархальнши и новыми, буржуазными, отношениями в области'экономики, культуры, гдеологии. Новые задачи, выдвигаемые самой общественной яизнко, требовали от литературы освобождения от традиционных условностей и канонов, обновления и дальнейшего - развития. Появились новые литературные направления, актуальными яанраыи становились драма, повесть рассказ, социальная сатира. Всо большую роль начинала играть периодическая печать. Литературные произведения.этого периода все воАше и глубне затрагивали вопросы политики, религии, культуры, быта, черпали сюжеты, обраг зы из современной социальной жизни. Борьба с невежеством, отсталостью, деспотизмом определяла главную идейную направленность новой литературы, которая ставила перед собой вакнейоуч цель --просвещать народ, врачевать социальные недуги, поднимать гражданские проблемы. Художественная литература становилась влиятельной

- ^ _

общественной силой, трибуной демократических, просветительских идей. Проводниками этих идей в :кизнь были выдающиеся писатели, пуолкцисты, критики и общественные деятеле Азербайджана конца XIX - начала XX столетия: Дпалил 1.'.амедкулизадс, Ыирза Алекпер Сабир, Нарпиаи Иарананов, виридунбек Кочарли, Абдуррагдабек Лх-вердов, Узепр Гад-;:: беков, Султан ¡¿одзид Ганизадо, ГусеИя Минаса-зрв и др. Замечательным представителем этой плеяда является ЭПна— лпбек Чолу оглы Султанов (1863-1935), достойный наследник прогрессивных идей Мирзы Фатали Ахундова. .

ЭЯналибек Султанов оставил литературное наследие, благотворное влияние которого нельзя не учитывать ¡1 в напи дни при изучении проблей литературного процесса в соответствии с-новыми критериями. Писатель, критик, пламенный публицист, отличный знаток русского языка и всех сокровенных богатств азербайджанского народного слова -.'тшнш аналв и почитали ЭЕналкбека Султанова Дкалил Чакедкулк-задо, •¿■ирэдунбех Кочарли и другие его видные современники. Ото был совершенно новий тип из плеяда худоякшсов-просвотителоЯ, точное определение который дал профессор Я.Караев: "...писатель-педагог, писатель-хурвалист, писатель-театральный деятель, писатель - ойпо-стзеняий деятель"*. Добавив к,эхин с^раь' фольклористику и переводческое дзло, иог.но будет аиеп полной яредставленне о диапазоне творчества Бйналибека Султанова. Многие аспекты зтоИ «ногогран-кой, разносторонней деятельности долгое время оставались вне'последов они я. А.иекду тец неязученкоегь его худо:;: ествояно-публ:: диетического наследия порождает определенный. пробел в истории азербайджанской литературы.:! культура конца XIX - начала XX век». .

I Караев Я.В. Этапы азербаЯдкаяского реализш.. -. 1963, с.285. /

Баку: йзнчы,

Сановной предмет исследования составило литературное наследие ЗПналибска Султанова, творческие поиски которого обиирни, многоаспектны и неоднозначны, Значительное место в исследовании занимают рукописное материалы, хранящееся в ЦГАЛИ Азерб.Республик:;, а ЦГА Груз.Республики," Рукописном ¿'нституте Азерб.Республики, в ЦГА Пах.АР, воспоминания профессора Азиза ¡Зарифа, лично знавиего Зйка-.либека Султанова.

Предает работы представляют такие материалы периодической печати конца XIX - начала XX зека, • отракавшей не только картину поисков в области лигературно-худояеетвениого творчества, ¡¡о и процесс обцественно-философсной мысли эпохи. В частности, к работе привлечены публикации русскоязычной прессы газет "Закавказье", "Закавказская речь", "Кавказ", "Кавказское слово", "Новое обозрение", "Возрождение", "Новости Закавказья", "Грузия" и др.

Методология.исследования определяется диалектический учением, основанным на принципах историзма'л научной объективности. В качестве научно-теоретических источников использованы монографии, статьи А.Баталова, А.Цирахыедоза, А.Еарийа и других литературоведов, сыгравших видную роль в изучении азербайдканской литературы конца XIX - начала И века.

Целью достижения конкретности научных результатов оправдано и обрацонле к произведениям А,И.Герцена, З.Золя, Н.Некрасова, Ь'.Салтыкова-Щедрина, М.Горького, Г.Успенского и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается з последовательном изучении творческого пути, литературно-критических взглядов Зйналибека Султанова, в определении ааярово-•ссилевих особенностей его литературного наследия. Исходя из указанной цели в работе решаются следующие задачи:

- собрать и систематизировать в хронологической последовательности соответствующий'фактический материал;

- проследить творческий путь писателя на основе произведений, в которых наиболее полно воплотилась сущность ооцсственно-эсте1 .¿ческой позиции Зйиалибака Султанова;

- исходя из многообразного материала создать целостное представление о связях писателя с интеллигенцией своего времени, его обцесгвсшго-полигичсской позиции;.

- раскрыть специфические особенности произведений писателя, обусловленные характером обцестБенно-исгорической действительности ;

- зшвлгь особонносм индивидуально-авторских подходов и использованиих изобразительио-виразительних средств;

- дать анализ художественных переводов ЭЯналибека Султанова но русский язык, в частности коыедяй Ц.Ф.Ахундова 'ыолла Ибрапш-Халил-алхимик, обладатель философского каиня" и "Приключения скряги, или Гадай Кара" (в переводе "Злоключения скряги, или Гадки Кара")

и др.

- •

"Разработка вопроса. В азербайджанской историко-литературной пауке замечательное наследие Эйяалибена Султанова пока eue не завяло подобаюцего ему места. Вряд ли иокно найти другого такого видного писателя конца XIX - начала XX зека творчество которого оказалось бы столь иалоизучено. Только в 60-х гсдах ЭЙяалибек Султанов был представлен литературной"обцестззенности как значительны!! представитель азербайдканской лигератури. Именно в это время Иззатои Максудовыц был написан первый исследовательский труд "Елзнь и творчество Эйналибека Султанова". Кроме этого, ¡'.Максудов составил л в 1566 году опубликовал сборник рассказов Эйналибека Султанова на азербайджанской языке*'. :

I Султанов Э. Избранные рассказы. - Бает: Азернс^р, Î96G.--на аэеро.язуке., . .

Краткие биографические сведения о писателе л суждения об идспно-тонатическо!.', содержании пьесы "Татарка" и ого публицистике содержатся в очерке "ЭЛналибок Султанов" профессора А.Затано-ва*. Различные грали творчества Э.Султаноза [тили свое освецепие з статьях й.Габибова^, "«'.Керииова^.

Аналкз отдельных произведений писателя, имели и суждения о •его многогранном творчестве, мировоззрении содержатся такяе в книгах, непосредственно иэ посвяценных данной теме. В их числе "Рондение Ыоллы Насреддина"\ автор'которой убедительно доказывает огромное влияние передовой русской и западноевропейской обце-ственно-кудьтурной мысли на формирование мировоззрения Э.Султанова, монография А.Ыирахиадова "Азербайджанский Молла Насреддин"-*, где приводятся сведения о дружеских связях Э.Султанова и Днс.Мамед-кулизаде. Небольшое но ото отводит Э.Султанову. в своей работе "Азербайджанская художественная проза (конец XIX - начало XX ве- . ка)" Афлатун Памедов; в книге "Маленькие пьеси"^, составленной Д.Мамедовой, рассматриваемся ;; пьеса "Татарка", ею ае эта пьеса

была подготовлена к печаяи на азербайджанском языке; в ионогра- ■

7

фии П.Эйондиева "Азербайджанское устное народное творчество" от--

1 Закапов А.Ф. Сабир. сегодня. - Баку: Гянджлик, 1985.- на азерб.

■ языке. ь

2 Габибов И. Годы учебы. - ЗдебиАях во инджесенет, 1986, 28 но-г ября,- на азерб.языке.

3 Керимов И. Славный путь. - Элм ве хаят, 1986, й 12,- на азерб. языке.

4 Шариф Азиз. Рождение Молли Насреддипа. - Баку: Азернаир, 1586.

5 Ынрахксдов А. Азербайджанский Полла Насреддин. - Баку: Язичы, 19В0.- на азерб.языке.

'6 Пьесы. - Баку: Гянднлик, 1984. - 294 с, (Составитель Иааедова Д.). - на азерб.языке.

7 Эфендиов П. Азербайджанское устное народное творчество. - Баку: Маариф, 1981,- на азерб.языке.

- в -

водится особое иесто изучению фольклора в творчестве писателя, труды профессора А.Гаднлева "Тифлисский азербайджанский театр"*, "Тифлисская л!.горатуряая среда"^ содержат мнокоство нових сведений о роли 3.Султанова в тифлисском азербайджанском театре.

Опрздолеянне заслуги в изучении деятельности Султанова при-

ч и

надлекат А.!.!игаеву, А.Фейзулхаевок. В отличив от этих работ,

доктор философских наук З.Геотов^ акцептировал внимание на этической позиции творчества Султанова. .

Указанные работы подготовили достаточно определенную основу для комплексного исследования литературного наследия писателя, освещения его многогранного творчества на уровне новых подходов, диктуеиих демократическими процесса«!! современной действительности.

Научная новизна исследования. В отличие от цредадущих работ, в реферируемой диссертации впервые исследуются общие принципы творчества писателя,.освецаются новые, ранее неизвестные ¿атериалы его биографии и уточняются некоторые известные, однако неверно трактовавшиеся факты (так, например, уточнена судьба одного из братьев Э.Султанова - Беюкаги Кулларагасиева и на основе архивных документов осазцается его участие совместно с писателей в создании Пахичаванского театра, определены верше .даты поселения 8.Султано-вьш Нахячсг&нскоЗ русско-татарской вколы а поступления его в Тифлисскую Классическую гимназию, пкрокое оевеценне находит в работе

1 Гадниев А. Тифлисский азербаЯдЕанский театр. - Баку: ¡'№,1984. -на азерб.языке.

2 Гадкиев А. Тифлисская литературная среда. -Баку: Яэыта,1980.-на азерб.языке. .

3 Мятаиев А. Азербайджанские писатели и тийлнсскоя обпественно-лите-ратурная среда (1820-1905 гг.).Тбилиси: Ганатлебз,19Б7.-на азер; язлке.

^ фейзуллаова А. Глааазаи просЕецения.Баку: ¡,:аарк£>,19Б8.'- на азерб.языке.

5 .Гею'лев 3.Социально-этические идеи в публицистике Э.Султа Литературный Азврбайдяав, 1967, К 3.

нова. -

деятельность писателя в иридическо-правовнх органах; обнаружена статья Гусейпа !.;ннасазова, из которой выпснпотсп, что Эйналибск Султанов числился в списках "отцов города" "нсблаговиднни", такав отражена благотворительная деятельность писателя. Отмечается, что Султанов официально являлся уполиоиоченним Бакинского благотворительного обцества в Тифлисе и т.д. и т.п.). , В исследовании обстоятельно и всесторонне прослойка театрально-критическая деятельность Э.Султанова, определяются основные проблемы тифлисской литературной среди, с которой писатель бил тесно связан.

Анализ переводческой деятельности Эйналибека Султанова приводит к определенны« обобщениям и выводам относительно принципов перевода с азербайджанского языка на русский, а такне к оценке конкретных успехов и неудач в сохранении специфических особенностей подлинника. .

Глава "Публицистика Эйналибека Султанова" написана на основе статей, заметок, рецензий писателя, опубликованных не только в газетах "Новое обозрение", "Каспий", "Закавказье", "Закавказская речь", рассмотренных з диссертации И.Максудова, но и в таких органах, как "Грузия", "Кавказ", "Новости Закавказья", "Кавказское слово" и др.

Впервые рассказы Э.Султанова, нЗЬисаяные на русской языке, сопоставляются с их азербайджанскими вариантами, переведенными ■ самии не писателем ("Юордиика", "Наши судьи", "Ханская птичка" и др.). ...

Практическая ценность диссертации. Результаты исследования •могут быть использованы в методических пособиях по курсу истории азербайджанской литературы нового времени, при чтении-спецкурсов для студентов филологических, антерско-реж'иссерских факультетов

- 10 - -

вузов, а такко на факультето журналистики. Они такне иогут занять соответствуюцее место в изучен:!« переводов восточной и азербайджанской классики на русскт'! язык.

Введенные впсрзис а научный обиход новые (Такты, данные могут слупить материалом дли далыю^лих исследований, посвяцешшх различный литературоведческим аснектш.1.

На основе собранного автором диссертации публицистического материала, которий содср.::;;т цепкие.сведения литературно-критического, исторического л этнографического характера , цожет быть составлен сборник статей ЗЙаалпсГска Султанова. Фольклорное творчество писателя, затронутое а работе, кокет представить интерес для специалистов по фольклору.

Апробация :;ссл1;до."П1;;:н. Работа выполнена в отделе азербайджанской литературы ногого времени /.¡¡стптута литературы имени Низами'АН Азербайджана. Основные результаты исследования наши свое ограяеапе 2 статьях и тезисах докладов, изложенных на конференциях ^пспиратов и ¡¡олсдих филологов Академии наук Азербайдкана (1590).

Структура робот». Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и сплела использованной литературу.

„ ОСНОВНОЕ С0Д££2ШЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении освецена история изучения вопроса, сформулирове вы цель и задачи работы, определены научная новизна и практическая ценность, главные направления исследования.

В первой главе; - " Жизненный путь Э. .Султанова" - на болз шоп фактическом материале в хронологической последовательности даются сведения об основных моментах биографии Зйналпбека Султа-

'нова, его юности, общественно-культурном окружении. На основе архивных документов,, рукописных материалов и публикаций до- и после-революционно!; периодики дилартся попытка представить научную биографии писателя, дополнив имеэдиеся о ном сведения новыми (¡¡актами. При этой в обиход вводятся неизвестные материалы, некоторые же известные факты получают новую интерпретацию.

Одним из спорных вопросов является год рождения писателя. Па этот счет имеются разные мнения: 1862 год (И.Максудов), 1866 год (И.Габибов), IC63 год (А.Замано», А.Мирахмедов, Азиз Иариф). Последняя дата, принятая и АСЭ, признана в диссертации наиболее вероятной.

Родился Эйналибек в древней городе Нахичевани, в семье дворянина - Чолу Надир оглы Кулларагаоиева-тСултанова. Фамилию Куллар-агасиев ЗИналибек не носил но идейный соображениям.

Получив начальное образование в Нахичеванском уездном учи-лице, куда был определен в 18.1 году, Ейналибек Султанов продолжил образование в Тифлисской Классической гимназии. Годом поступления указал 1875 год, тогда как И.Максудов называет I877-ii. Эту дату нетрудно вычислить, если принять к сведению тот факт, что Эйнали-бек Султанов в I6SI году, уже окончив курс гимназии, слуяил в г.»Capee.

Годы пребывания в гимназии были "для Зйналибека периодом формирования его личности, временем, когда происходил слсяный ■ процесс его духовного роста. Гимназистом Эйналибек Султанов но просто читал, а глубоко изучал историю литературы, философии и религии, увлекался трудами Олоссера, Ренана, Гольдциера, Миллера, 'Сасси, Шекспира и Шиллера, Вольтера и Гете, Пушкина и Гоголя, с одной стороны, произведениями Фирдоуси и Низами, Хафиза и Хайяиа,

Дками и Рун», Затифа и Набати, Саади и Навои, - с другой. В круг его чтения входили такта Монтескье, Ницие, Лопенгауэр, Платон, Аристотель и «ругпо философы.

Закончив гимназию, Зйналибек Султанов вернулся в Нахичевань, поли..: нздеяд и горячего нелания послужить своему народу. На слуя-бу он устроился в Чалдырскои прнставство (Карская обл.) в качестве чиновника особых поручений. Но никаких документов о его деятельности в этом департаменте не сохранилось. Султанов продолжал жить в Нахичевани. Представляется весьиа вероятнкм, что его сдунба носила в значительной степени фиктивный характер. В этом департаменте Султанов,-по данный "Кавказского Календаря", числился с I8BI по 18% годы.

В Нахичевани Султанов приобрел широкий круг знакомых. Одни« из tie рвих среди них был ¡.1амед Таги Сатаров (Сидги) - представитель BHRiiüx интеллигентов-просветителей, известных в конце XIX века и в Северном, и в Юяноь*. Азербайджане» Сидги был актившш участником всех прогрессивных начинаний в Нахичевани.

'3 круг ладой, с которыми обцался Э.Султанов, входили такие такие прогрессивные люди Нахичевани, как Насрулла ¿ейхов, Рагиы Халилов, Папа ara Султанов, М.Д.йирзоев (Шурби), ¡¿.А.СулеШланов, Аликули Кенгерлинский и другие.

В 1687 году, окончив Горийскую оеиинар::», в Нахичевань вернулся Джалил Ыакедкулизаде, который активно вклячился в .деятельность обцества. Знакомство с Султановым стало знаменательный событием в жизни Камедкулизаде. Обцение с ЭЕналибском оказало серьез-1 нов влияние на эстетическое развитие будущего великого азербайджанского писателя, о чем он уже спустя иного лет, с чувством огрошюй благодарности, писал: "Знаю наверняка, что если'бы не ты, я не с:.: о г йы изучить европейскую и, б особенности, русскую

культуру. Не будь тебя, что представлял бы я собою, кроио простого сельского учителя"1. Это благотворноо влияние было двусторонним. Друяба с ;>;авдкулизаде, продолжавшаяся 45 лет, сыграла вая-нув ¡юль в литературной судьбе Экналкбека.

При содействии вышеуказанных лиц во главе с 3;:налибеком Султановы» а 1Б83 году в Нахичевани родилось "Обцество интеллигентов". Председателем "Обцесгза" был избран Султанов. Членов общества интересовали проблемы на]:сдного образования, женской свободы, религии, быта и воспитания молодежи и другие общественно-политические и культурные проблемы. • '

Понимая, что возможности "Обцества" ограничены, Эйналибек Султанов организовывает весной 1883 года драматическую труппу. Драматическое, сочинение, ставшее первым.опытом его литературной деятельности - пьеса "Гатарка", написанная в 1683 году, стала и ■ первым произведением, сыгранным на сцене Нахичеванского театра.

Начиная с 90-х годов XII., столетия Султанов печатает свои статьи в газетах "Кавказ",'"Новое обозрение", "Возроидение", "Новости Закавказья", "Закавказская речь" и др. Э.Султанов официально числился нахичеванскш корреспондентом газеты "Закавказье". Его короткие корреспонденции знакомили читателей с событиями в Нахичевани.

В 1396 году Султанов переехал Б*Эривань. Он устроился на службу в Эриванский окружной суд поио-цникои прокурора по Нахиче^ ванскому уезду, где прослуиил 13 лет - с 1896 по 1909 годы.

В 1906 году в связи с известными событиями он вернулся в родной город, но продолжал'занимать должность поиоцника прокурора Эриванского окружногосуда по Нахичеванокоыу уезду. Знакомство

I Камедкулизаде Дя. Сочинения. В б-ти тт.,'5.4- - Баку: Азгосиздат, 19Б5, с.245. - на азерб.языке.

с корреспоиденцияш, напечатанными в газете "Закавказье", дают представление о профессионализме, с каким Султанов вел судебные заседания, в которых сдувались дела о стычках мекду азербайджанцами и армянами. . .

В 1907 году Султанов был избран депутатом в Государственную ¿¡уму, но, считая деятельность думы бесполезной, Султанов относился к своим депутатским обязанностям несерьезно.'

В конце 1909 года писатель, надеясь найти благоприятные условия для творческой деятельности, переехал а Тифлис. Еивп в Тифлисе, Султанов продолкал свое сотрудничество в газете "Закавказье", на страницах которой вел рубрику п1изнь и пресса мусульман". Немало внимания уделял Султанов мусульманской прессе. В отношении газет "Баку", "Садаи-Кавказ", "Сез", "Ачыг сез", "Ени Икбад", "Вакт" он выполнял функции обозревателя, перепечатывая на русском языке с&муй сведу» информацию о наиболее ярких событиях мусульманской КИ31Ш > . . '

Нвляясь уполномоченным Бакинского благотворительного обцсст-ва, Султанов г.освящал много времени данному вопросу.

Как и в Нахичевани, больаое место в гизни Зйналибека Султанова занимал театр. Он активно включился в театральную жизнь города. Трл года подряд, с 1910 по 1913, он избирался почетным членом и секретарем Татарского Драматического Обдества, (функционирукцего при народном доме имени Зубадова. .

Педагогика явилась одной из ярких страниц гтзни писателя. По-постановлению Бакинского мусульманского Национального комитета, Султанов слуги л инспектором в учебном Комиссариате при «инпстер-стве Народного Просвещенияi а с 191? года одновременно преподавал в а& буч ном мусульманском классе I Тифлисской венской гимназии.

- 15 -

В апреле 1517 года, в качество корреспондента "Возрондения" Султанов был командирован в Баку на мусульманский "курултай". Его корреспонденции из Баку подробно информировали читателей "Возрок-дения" об это:.? событии.

В 1920-1921 гг. Султанов работает редактором газеты "Кавказская коыиуна".

В 1924 году был организован Тифлисский коиитет нового алфавита. В этой комитете Султанов проработал до 1930.года-

Исключительные заслуги принадвенат писателю в деле собирания, изучения и популяризации устного народного творчества. На всех без исключения этапах своего творческого пути Э.Султанов рассматривал сбор, запись образцов устного народного творчества как дело огромной гакности. Он'саы принимал непосредственное участие в сборе фольклорных материалов и последующей их письменной фиксации. В 1926-28 годы Султанов вел в журнале "Дан Улдузу" рубрику "Народное творчество", где публиковал материалы, которые собирал всю жизнь.

В последние годы жизни Эйналибек Султанов в основной занимался переводческой деятельностью. Значительны его заслуги в этой области. Выполненные им переводы произведений Ы.Горького, Крылова, В.Маяковского обогатили национальный фонд художественного перевода. Последние годы, вплоть до своей кЗЪчины (1935 г.) Э.Султанов прослужил переводчиком в Тифлисском Комитете по делай печати. ,

Эйналибек Султанов умер в г.Тифл.исе в июне 1935 года и по -хоронен там «е.

Во второй главе диссертации - "Художественное творчество'-•Эйналибока Султанова" - ден обстоятельный анализ пьесы "Татарка" и рассказов писателя. Произведения анализируются как с точки зрения идейного содержания, так из плане худЬжествснних особенно-

стой.

Расскотрзшшй худокествеккш; патерпал показывает, что на протяжен пи всого творческого пути Эйналибск Султанов обстоятельно исследовал проалоз и настоящее азербайджанской сенцины, особенности ее воспитания, типичные черты характера, положение в сеыье и обцестве. В пьеео "Татарка", рассказах "Соловей", "Горькая нас-ыегпса", "Настуиьп дочь-Гезель", "Свокровь", "Странное возмездие", написашшх в разные годи, реалистически отображены картины незавидной участи азербайджанской яенцины. В рассказах писателя затронуты и такие вопроси, как критика устаревших обычаев и нравов, нелегкий поиск колодевы» нравственных идеалов. Эти позиции Султанова подтверндавт и слова великого азербайдканского писателя Даа~ лила "аг-сдкулизаде, который с признательностью писал в своей "Автобиограф!!!": "Па окончании семинарии я встретил в Нахичевани еди-иоьшилонников, более успевших, чей я, и сошелся с ними. Первый из моих ровесников, в кок я нашел отклик, был дорогой поему сердцу Эйнали Султан. Разговора'о закрепощении наших аенция в те времена только-только начинались и первые слова в зациту кенцины я нааол при поколи нашего' товарища ЭЯяали в книге известного по борнит женской свободы Дкоиа Стюарта Милля"*.

В рефорнрузкой диссертации описывается история создания "Татарки" (ШЗ), г,аленькой пьесы из двух действий-в основу свсета которой положены события любовно-прикличенчсского характера,'"ставшей первым опытом писателя в его худокесгвенной практике. Пьеса впервые была.издана з I9CA- году в Эриваии, в типогра$ип Здельсона Р.К, 1 И только спустя долгие года она била переведена на азербайджанский язык и издано з сборнике "".'.аленькие пьесы" (1986, составитель !.:а-

I Мамедкулкзаде Да. Сочинения. Б б-тк гг. Г.5.Ь'еку. I9S5, с.189. . на азерб.языке., ■■

медова Д.).

В диссертации акцентировано внимание ко то, что впервые в азербайджанской литературе встречается образ офицера в лице героя пьсси Гасанали-бека. Но главное достоинство пьесы усматривается в создании образ? Санам, мужественно отстаивающей свои права. Исходя из просветительских идей, автор произведения подвергает осмеянию пошлость, призывает по-нсьоиу стотрсть на чоловеческио от- . ноиения", на лкбовь, выступает страстнш поборником прав азербайджанских кендан, ратует за новые отношения в сспье.

Тема, материал, а часто и сшеты рассказов заимствовались писателем из окрукаацей его среды. Благодаря силе своего дарования гпсатель через подмеченные детали быта раскрывал социальный облик эпохи и среды.

В противовес слонивиомуся стереотипу пенцини Востока как бесправного, забитого суцества героиня первого рассказа Султанова "Кпрдинка" (1852) предотает как образ ядеальний девушки, соединяв-

цей в себе молодость, красоту с чувством достоинства.

♦ »

В реферируемой диссертации рассматриваются Два варианта рассказа. Первый написан в 1892 году на русской я.шке и опубликован в "Новом обозрени::", второй написан (не переведен) писателен в 1925 годуна азербайджанском языке.

Анализ рассказов Султанова, созданных в дореволюционный по-риод, обнарукнвает разнообразие их тематики и проблематики.

■ Реалист по складу, природе, саиой судности своего таланта, Султанов достигал в своей тюрчествё значительных высот тогда, когда прочно стоял на почве реальной действительности, отлично знал "то, что изображал и о чем рассказывал. Нахичевань, эпизоды кз историк Нахичевани, нахичеванскш! говор царят в его рассказах.

Это "жалкое и грязное во всех отношениях местечко"1 было для писателя понятным, близким и родным. В таких рассказах, как "Хасан хан", "Волчонок", "Новруз ara", "Чалма" и др., писатель умело пользуется так называемым местным колоритом.

На всей протяжении литературной деятельности Султанов доказывал в своих произведениях, что истоки истинной человеческой нравственности и духовной красоты исходят из народа. В качестве характерного примера рассматривается рассказ "Дуняыали хан'.1, где писатель по-своему, показал красоту и величие человека из народа - раскрыл заложенные в нем неисчерпаемые духовные возможности, лишь в силу трагических условий действительности не всегда реали-

о

зуемые. .

Скромные люди, представители народных низов, благородные.и незлобивые дуиой, способные противостоять китайским невзгодам, 'но чаце всего беизг.цитные и бестравные, обреченные всем укладом общественной жизни на нелегкий, безрадостный труд и серое, скудное суцествование - таковы герои рассказов "Маленькое приклюиение" и "С безбожником справится нечестивец11. Только смелость, находчивость и фантазия спасают от верной смерти погонцика ослов Асада -героя "Маленького приключения".'

Критика гнета ханов, спеси бекод, самоуправства полиции, классовой несправедливости и бесправия содержится в рассказах-"Царский офицер, или Юорд-хан", "Ханская птичка", - "Наин судьи" и др. ' ■

С точки зрения остроты сюжетной коллизии, повествовательной

I Султанов 3. Нахичевань. - Закавказье, 1912, 3 карта.

структуры, тонко выполненных диалогов очевидными достоинствами выделяется рассказ "В кабинете следователя".

Уно в 1906 году Э.Султанов выступил с гневным протестом против братоубийственной бойни между армянами и азербайджанцами (рассказ "¡.¡ука ли, религия ли?"), в котором вина за вракду двух народов возлагалась на провокаторскую политику царского правительства.

Таким образом, уте в начале XX столетия в творчестве Эйналибе-' ка Султаноза отчетливо обозначилась реалистическая тенденция, выразившаяся а спелой и правдивой критике социальных пороков об-цества.

В диссертации виделен цикл рассказов - "Новое святилкце", "Дервп'л Нурали", "Сеиды", "Кто бессовестнее?" и др. - на первый взгляд изобличающих исламскую религии, по сути не. направленных против тех, кто изврацает ее смысл.

Целый ряд рассказов Султанова, написанных в советские годы, гак или иначе связан с темой революции: "Под чадрой", "Дитя греха", "Там, где з^уга встречают ласково", "Странное возмездие", -"Мелодии революции", "Бутон коммунизма", "Деревенские.дети" и др.

Главная идея рассказов "Под чадрой",' "Ди?.я греха", "Там, где аиуга встречает ласково" - антиксданская и сводится к тому, что мецане не вымерли, а перестроились, и они, как никогда, социально опасны. "!,'.ецанство, - писал Горький, - это ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться к хотело бы задушить своими побегами все на своей дороге"*, '

Образ Искандера из рассказа "Страстное возмездие" - один из первых в азербайджанской прозе образов большевиков,вышедших из крестьянской сроды.В диссертации отмечается слабая разработанность образа,

I Горький М. О литературе и искусства. - Ы.: Советская Россия, 1953, с.90.

- 20 -

Наконец, в работе выделена еде одна тематическая группа -рассказы "Подрядчик", "Семья рабочего" и др., посвященные новому классу истории. В "Подрядчике" описывается строительство железной дороги в местечке Беюкдуз Нахичеванского уезда. В "Семье рабочего" оделана попытка создать образ советского рабочего.

Большинство рассказов, рассмотренных в реферируемой диссертации, автор объединил в сборник, который собирался издать. Сборник этот получился весьма разнохарактерный по тематике и уровню рассказов. Строгая самокритичность писателя проявилась в топ оценке, которую-он дал в предисловии к сборнику: "Я не писатель и не претендую на место рядом с другими писателями. Но будучи знаком с богатейшей европейской и, особенно, с русской литературой, читая произведения, публикующиеся в нашей печати, всегда мечтаю:.о, если бы и наши писатели- писали бы так понятно и доступно, если бы и они брали бы тсП'. своих произведений из реальной жизни и описывали бы их так, чтобы хотелось читать и читать... В связи с атии я репил написать несколько маленьких рассказов, котерые в свое время были опубликованы в периодике. И вот настало время представить на суд читателей сборник этих рассказов. Я прощу критиков быть снисходительными ко ине и считать меня лишь пробуюцим начать писать"*.

Анализ самих различных образцов художественного творчества писателя приводит к выводу, что существеннейшая особенность произведений состо'ит в том, что они почти свободны от литературных трафаретов, внешней изысканности и обладают той простотой и безыскусственностью, которая свойственна мастерскому изустному рассказу. _ \ -———— #

I ЦГАЛИ, Зонд 526, опись 2, д,25б,'л.2.

- 21 -

Э.Султанов широко использовал в своих произведениях богатства народной речи. Стихия народного языка оказывает весьма заметное влияние на всю речевую структуру ого произволений и создает оцуценпе удивительной непринужденности стиля.

В диссертации этот вопрос рассмотрен особо, причем внимание акцентировано на мноксстве афоризмов и идиоматических выражений, которые писатель использовал в своих произведениях: "Багир ханла нокэри адии алма Kiu.ni бкзюлюб бир Еорде галмыиды" СБагир хан и его слуга, съснкваись как горькая ягода, застыли на одном посте''), "Кэнгалсюз тикэни йсмэк олмаз" ("Насильно кил не будешь"), "Пунур-тасн тэрс гэлон тоюг ними, озвню бу будкага о буджага вурур" ("Он сновал из угла в угол, Как курица, снесаая яйцо наизнанку") и т.д.

Немало народных баяты 6«ли возрокдегш и обрели вторуп ггизнь в творчестве З.Султанова, причем во многих случаях это были образцы, собранные самим писателем:

Эвимэ хазан гэтирмиаэм (Привела п в дом сноху), Пяргарш позап гэтпршшзм (Привела на беду своп), Гяндвз олан иалэри (Все, что творится днем), Гэдяэлэр йа?ан гэтирмишэы (Она описывает муку почы>). Широко представлены в произведениях Султанова и образно-худозсственные средства сказочного нзяра (пьеса "Татарка", рассказы "Хасан хан", "Ханская птичка", "Юрдинка", Маленькое приключение" и т.д.).

Анализ содернателыю-худояественных особенностей тематически многообразного творчества писателя позволяет заключить, что свойственные его произведениям лаконизм, юмор, лиризм, богатство средств пзуксво-речевой выразительности служили идее противостояния всем видам социального и нравственного зла, утверждению гуманистической веры в челозека как преобразователя аизни. В этом

причина положительного воздействия его героев на умонастроения и чувства современников.

В третьей главе - "Публицистика Зйналибека Султанова" -анализируются статьи писателя, посвященные актуальным вопросах! современно.'! ему действительности. Публицистика занимает особое место в творчестве Зйналибека Султанова. К публицистике, канру, который долаен оказывать глубокое воздействие на социальные процессы, "подводить итоги, делать выводы, черпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые, пригодятся завтра, в другом месте"*, Султанов обратился на начальном этапе своего творчества. Огромное количество принадлеяавших его перу публицистических статей, являюцих-ся ценными фактами обдесгзеыной борьбы нашего недавнего проилого и выракавших просветительско-демократическую позицию автора, было рассыпано по страница« -таких влиятельных органов Закавказья, как "Новое обозрение", "Закавказье"-, "Закавказская речь", "Кавказское слово", "Кавказ", "Возрождение", "Грузия", "Каспий" и др. Э.Султанов подписывал свои статьи-псевдонимами Известный, Неизвестный, Перелетный, Нештер, Мусульманин, Азиз, Куллар-Агаси, Злы и др.

"Публицистика Зйналибека Султанова, - отмечает профессор А.Заманов, - несравнимо сильнее, величавее его художественных произведений... хотя ЗГшалкбек Султанов в своей публицистике и не возвысился до уровня юлланасроддшюзцев, хотя он и попадал иногда в зависимость от противоречий, рожденных в слокных условиях обцественного развития. Обций пафос его творчества помогал молла-насреддшювцаы в борьбе против общественного неравенства"^.

1 Ленин Б.11, Полн.собрцсоч'., т.'9, ¿.208.

2 Завалов А.Ф. Сабир сегодня. - Баку: Гшделик, 1985, с.180. - ш азерб.языке. - ' „

- 23 -

Первые .статьи Султанова, опубликованные в 90-х годах прошлого столетия, носили умеренно-просветительский характер ("Что читают азербайджанцы", "Мусульманский пост и холера", "Еае о религиозных мистериях у шиитов" и др.)«

Переходящие от поколения к поколению афористические высказывания азербайджанского народа классифицированы' писателем в статьях "Татарские пословицы" и "Образчики азербайджанской народной мудрости".

В диссертации отмечается, что статьи свои Э.Султанов писал и публиковал на русском языке, что позволяло познакомиться с событиями азербайджанской действительности широкому кругу читателей.

Публицистическая деятельность Султанова принимает более интенсивный и последовательный характер, начиная с 1907 года.."Обличительные открытки в пространство", "¡.'ысли Отщепенца", "Нахичеван-екпе письма", "Пись:.:а ...усульманина", ":.'исли о татарской интеллигенции", "Вольные речи мусульманина", "Беседы на темы о текущей казни" - в этот и других серийных статьях Эйналибек Султанов-резко бичует вразк феодально-буржуазного общества, выступает пламенным борцом за права трудящихся масс.

Цикл "Обличительные открытки в пространство" состоит из девятнадцати статей, своеобразных заркоовок-миниатюр. Все они опубликованы в газете "Закавказье" оЛ азгусха по 18 сентября 1907 года. Зто своего рода статьи-портреты, о чем свидетельствуют подзаголовки цикла: "Некоему хану", "Некоему ахунду", '"Другу-интеллигенту", "Денежному тузу, с.чречь рааяиреввему буржуа", "Некоему мусульманину с крайне 1врократяческ:я; направлением мыслей", "Группе куоуль-ма.ч-реакц:шнаров" л т.д.

3 серии статей под заголовком ";.'ысли Отщепенца", опублико-

ванных в газете "Закавказье" (1907, 1908 гг.), автор продолкает сатирическое обличение уродливых представителен старого мира. В представлении Султанова все она являются прши врагами человечества и культуры, и, пока они не уничтонекы, прогресс в обцестве невозможен.

Местечковый нравственный хаос, дарящий в провинциальном городке Нахичевани, отражен в серии статей "Нахичеванские письма", "Выборы в Государственную Дуну", "Своеобразная полемика","Умные головы", "Из лагеря в .лагерь", "Различные мнения о Нахичевани". В названных- статьях всесторонне освещается общественно-экономический образ жизни нахичеванцев. Довольно широко освещались писателе!, в печати и социально-бытовые проблемы родного городка.

В публицистическом наследии З.Султанова, по его собственной; признанию, "наблюдавшего крестьянскую кизнъ в течение многих годоз и стоявшего весьма Злизко к взаимоотношениям помещиков и поселян"' содержится множество статей о кизнй крестьян нахичеванского уезда Статьи по крестьянскому вопросу показывают, с каким сочувствием и живым интересом относился Э.Султанов к полокению дел в оовремен ной ему деревне.

В диссертации отдельным вопросом рассматривается деятельное Э.Султанова как театрального критика, к которой он приступил с 1910 года. Это не просто рецензии на спектакли или новые пьесы: их автора интересуют и личности театральных деятелей, и различные направления в драме и сценическом искусстве, и репертуарные судьс театра, и рохдаюцнеся актерские дарования. "Ara Мухаммед Шах Кад-кар", "Мусульманский спектакль", "По поводу мусульманского спекте ля", "Гастроли мусульманского артиста Гусейна Араблинского в тег

I Султанов 9. Положение землевладельцев Эриванской губернии. -5аксркг.5с;:ая речь, 1914, 25 февраля.

ро грузинского дворянства", "Вторая гастроль артиста Ароблинского", "Мусульманская аудитория", "ТатарсгпЯ спектакль", "Бенефис мусульманского артиста г.Араблпнского" - в этих и других статьях и рецензиях Султанов прояЕ''л себя в качестве ревностного поборника реалистического театрального искусства. Как историческая заслуга Э.Султанова в диссертации рассматривается его оценка Гуссйна Араблииско-го и Гусейнкули Сарабского. Деятельность этих актеров знаменовала . собой начало великих перемен в театре, во многой.сходных о теми, которые связаны в азербайджанской литературе с именами П.1?.Ахундова и Дн.Мамсдкулпзаде.

Театрально-эстетическая программа З.Султанова но лисена оче-видшх противоречий, являщпхея отражением известной зыбкости и противоречивости его обдеэстотичсской позиции. С этой точки зрения анализируется в работе рецензия "В царстве беспросветного невеиест-ва и непроходимой глупости" на пьесу Дя.Мамодкулизадо.

Двенадцатилетняя (1896-1908 гг.) слуяба в Эриванском окруквдц суде в качестве помоцника прокурора по Нахичеванскоыу уезду дала ■ писателю в его творчестве одну из животрепецувих тем - произвол и беззаконие в судопроизводстве. Эта тема рассматривается в диссертации на материале статей "Уличному адвокату", "Наии судьи", "Юридическая беспомощность тифлисских мусульман", цикла "Беседа на теиы о текуцей лизни", в которых разоблачился антидемократическая суц-ность судебных органов, царяцие здесь подкуп, шантан, клевета. Особо ставит автор проблему юридического обслуживания и гражданского права простого'народа. С точки зрения беззакония и самоуправства характерна статья "Наши судьи" из серии "Вольные речи мусульманина", . в которой идзт речь об одном "слуЕИгеле Фемида", но подписавшем в жизни своей ни одного оправдательного приговора о мусульманина, ио-::одя из того правила, что "раз подсудимый - мусульманин, то исклю-

чается всякое сомнение в виновности его. Осудить"*. Предметом рез кой критики в публикациях Э.Султанова били теории "врожденных пре ступников", расового предрасположения к преступлениям как пропага да идей национальной исключительности.

' Правовые вопросы решалпоь автором с нравственных позиций: добра и зла, необходимости справедливого воздаяния за совершенное Зло должно быть наказуемо во благо людей, правосудие долкно быть разумный. В статьях на правовую тему писатель отстаивал мысль о необходимости изучать -не только понятно преступления и наказания, но и факторы, порождающие преступность.

В годы первой мировой войны Эйналибек Султанов написал огро.

<0

ное количество статей, .в которых осуждал войну и военные мороприя тия, результаты которых тяккш бременем ложились на плечи кеимуце го народа. Этой теме лосвяиены рассматриваемые в диссертации отат "Исполать", "Слои1: кровавые", "Турки и Кавказ", "Цсчты, мочты", "Помоць мусульманскому населению, пострадавшему от войны", "Опять духовные отцы", "Безвинные жертвы войш", "С:1ропм.;уоули:ане", "Э страординарноа интервью" и др. Вся военная публицистика Э.Султано ва проникнута ненавистью к войне, в ней писатель выражает свое безоговорочное осуждение "великой бойни человеческой". Однако ана лиз антивоенных выступлений писателя приводит к вывода, что они лишены конкретности, в них не затрагиваются социально-политически причины войны.

В публицистическом наследии писателя тема религии занимает особое место, тем более что Эйналибек Султанов обладал обширными знаниями в этой области. Б многочисленных статьях по религиозным вопросам содержится глубокий анализ происхождения и сущности ис-

I Султанов 3. Больные речи мусульманина. - Возрождение, 1917, 9 п^ля.

[ама, его догматики, культа я право. Содержание статей "Суннизм I шиизм", "Скорбный день Кербалы", "Ашура", "О свяченной войне усульман", "К реабилитации ислама" и др. показывает, что Э.Сул-анов почитал ислам, как учение. Эта его позиция проявилась и в удокественноы творчестве, в котором он выступал против тех, кто :еграмотно трактует религию. Он тщательно изучал и анализировал своих работах труды западно-европейских исследователей ислама, . аких, как Барталидки, Сент-Пллер, Седильо, Ренан, Дози, Гольдци-ер и др._

Азербайджанская литература начала И века уделяла большое нимание социально-бытовым проблемам обцсства, рассматривая их обусловленности с вакными обцественно-политическими проблемами, татьи Э.Султанова "О деятельности наших благотворительных об-еств", "Подсчет крукок", "Мусульманский приют", "О кавказских лаготворительных обцествах" и др. - свидетельство необыкновенной уткости писателя к самым острим проблемам современности, его.уме-ия оперативно откликаться на злобу дня.

Гражданская позиция простлатривается в публикациях писателя езавксимо от их конкретной темы. Однако в ряде статей эта позиция ыранена открыто. В таких работах, полных гражданской скорби и не-одованпя, Э.Султанов гневно осундает никчемность обцественных зятелей, замкнувшихся в затхлом иир::е обывательницы и эгоистичсо-их интересов. Критикуя алчных и невекественных представителей э в решенного ему общества, Султанов противопоставлял им других воих соотечественников; путь которых - путь истины, путь просве-ения. Среди этих представителей - заслуненные педагоги Ф.Кочарли Р.К.З-1енд::св, генерал-адьгагант Гусейн хан Нахичнванский, помеци-я Вси:£бск бакинский, Рустамбеков. Особую гордость вызывало у пи-ноля то обстоятельство, что попытки.социального преобразования

общества предпринимались ;::онщила«и-нусулы,;анкаии (Гаыидой хануи Дкеваниир, Сарой хануы Тагиевой, Фантой хануи Новрузовой),

Специальным вопросом в публицистике З.Султанова стояла попу ляризация восточной классической поэзии. Особо выделено в этой по зии творчество Саади, биографии и анализу творчества которого посвящено иного, статей: "Дервиши", "Песнь Саади о вторкении турок в Персию", "Мудрец Саади и его популярные двустишья", "Завещание Саади" и др., в которых по достоинству оценивается наследие этого корифея восточной классики.

Не обойден вниманием в публицистике Э.Султанова и нанр фель тона. В таких образцах канра, как "В кабинете припципиала", "Цед-

о

рцй редактор", "Чаяния "Дан Улдузу" и др., ставились злободневные вопросы, волновавшие тогда тифлисскую обцестзенность: рутина, косность, невекоство, волокита, несправедливость.

Устное нарлз-ое творчество проходит через весь творческий путь З.Султанова. Но особенно сильно фольклорные мотивы зазвучал!' в конце творческого пути писателя. Азербайджанские легенды "Ифриа "ыесть", "Таиерлан и Дервиш", "Персидская девушка", "Два сына", "В одной клетке" и др. в обработке Султанова становятся доступны!, для иирокого читателя.- Жизьш, красочным, сочным языком написаны статьи "Новруз байраи", "К персиенз погоды", "Раут Новруз". Фольклорные сакеты, почерпнуто из песен, преданий, народных традиций, в публицистике З.Султанова лыступают в органической связи с суровю! я кгучиц лишенный реализмом, образовав своего рода ху-докееглемный синтез удивительной красоты и гсргании.

Ь публицистике Султанова обращает на себя внимание постонн-нал*; забста о читателе, который всегда с настойчивостью приглазае: с« V свидетеля. Постоянное обродение к читатели, свободнее разго 1.орп:;в интонации значительно сжйвляют его статьи, делают г.озоств'

- 29 -

аиие естественным и непринуидешшы.

Сопоставительный анализ содержания статей Э.Султанова приво- -пт к выводу об обширности их тематики и проблем. Вместе с тем со это - различные асюкш одной темы - главкой для всего творче-тва писателя - темы азербайднанского народа, ого прошлого, настоя-его и будуцего, его характера, культуры, языка.

В заключении резюмируются итоги диссертации. Прослеииванио ворческого пути Эйиалибека Султанова позволяет условно разделить го на три этапа.

I этап (1883-1907 гг.), когда были написаны пьоса "Татарка", есколько рассказов в воспитательно-дидактическом нанре, Публицисти-а этого периода ограничена статьями умеренно-просветительского ха-октера. .

П этап (1907-1920 гг.) охватывает послереволюционные годы, врвуя мировую войну и Великую Октябрьскую революцию. Это период зецвета публицистического таланта писателя.

ш этап (1920-1928 гг.) пр!Гходится на первые годы Советской . йети в Закавказье. Зтот этап в творчестве Султанова-мокно назвать эорбайдканскям. Почти все рассказы, статьи, созданные в эти годы, гписанц на азербайджанском языке.

Изучение мяоголаярового наследия Эйяалибека Султанова, помимо зедстзвления об оригинальной творческой индивидуальности в азер-1йдяанокой литературе, помогает более полному восприятию литературно процесса конца XIX - начала XX вв.,' его направлений, тенденций, :обле.\!, связи "с прошшм и будуциы духовным опытом нации.

Содержание диссертация ограаспо в следующих публикациях:

I. Правда:о "Татарке". - Известия АН Азербайдкаяа (Серия ли-¡ратуры, языка :: .искусства), 1990,. » I, 0,5. . •

. - 80 -

2. Публицистика Зйналибэка Султанова. - Материалы научной конференции аспирантов Академии наук Азербайджана. Тезисы докладов. - Баку: Эли, 1290, 0,2.

3. Эйналибек Султанов и фольклор.' - Н Республиканская конференция молодых филологов. Тезисы докладов. - Баку: Злы, 3990,0,

4. Правовые и юридические воззрения Эйналибека Султанова. -Баку: Эли, 1991, 27 апреля.