автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Творческое формирование С. С. Прокофьева и художественные тенденции современности

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Павлинова, Варвара Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Творческое формирование С. С. Прокофьева и художественные тенденции современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческое формирование С. С. Прокофьева и художественные тенденции современности"

ШСКОВСШ ГОСУД4РСТВЕВШШ ДВАДШ ОРДШ ЛШШ& ШСШШШ со. З.П. üSSCECHirO

На ro?sE3Z рттазазз

ДАВЛЕНОМ Sapsapa Ilospossa

TM 78.035+78. £371.1

TBOP4ECSOS ■ Ф0Р^Р0ВДНТТ>1 С.С.ПРСТДЫЗА Ж ХУДСЕЕСТЕЕННЫЗ ТЗЗЩНЩЕН СОЕРЕЗЭНОЛЗ

Спзцнасьзгсть 17.00.02 - Цузагакшоэ нсзуссгоэ

Asîopo^ejat

дзссертаци еэ ссзсгаана ученой сгепглз гавдката искус с твозед е.нлх

íbcsaa - 1991

Работа выполнена в Московской государственной двахда орде! Левша консерватории имени П.И.Чайковского. Кафедра истории ру< ежой музыки.

Еаучшй руководитель - доктор искусствоведения, профессор А.И.КАНДИНСКИЙ

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

М. Г. АРАНОВСКИЙ

кандидат искусствоведения, и. о. доцента В.П.ВАРУВД

Ведущая организация - Московский государственный музыкально-

педагогический институт иы.Гнесиных

Защита состоится " 199^ г. в // ча

на заседании специализированного совета Д.092.08.01 по присувд ученых степеней в Московской государственной консерватории име П.И.Чайковского пб адресу: 103871, Москва, ул.Герцена, 13.

С диссертацией ыошо ознакомиться в библиотеке Московской коне ерш тории.

Автореферат разослан 9 {6 л 199г.

Ученый секретарь специализированного совета, доктор искусствоведения

Т.В.ЧЕРЕДНИЧЕНКО

ОЕ&Я ХАРАШИСТЖА Р1БОТИ

-'■' ¿Е^уадьзость исследования. Есть своя закогозэрностъ з тоя, что ын, срзйгатагоъ к ааогшзп) столетия, вое ярастальаеа вглядываемся в его качало - года, опредпжвша в слезная спяетезш идеЗ я гецкицзй загЕейнэо сущностные черты И века.

Оредш гзсгпх проблем, которна ставит перед есследоватедяст хутряествеяная ситуацза тех лег, до сиг пор иало раскрытия я погону заслухлвапвгн снецаальзого гшиаяет представляется небывалое сближение форм художественного творчеств п, обуслонатее в болЕвой степени дальнейшую зеолисзо гакусств, Это явление традиционно трактуется искусствознанием в русле синтеза искусств, поншгаемого зак слияние развит по своей црзроде средств художественного внраленгя. В пс сладуемуп эг.сху, с раскрепощенность*: ее сознания, дяштиД синтез, безусловно, полупи богатое развзгше. Однако настоящая диссертация стают гадачей показать, тго в те года неизмеримо более значшоЗ, сыграв-аеЗ црншспжашнув роль в формирования гудогествекного сознания

I

11 вгга была тенденция гнля, направленная на нмыан енг-пое распадение к а г д и и искусством его природных границ. На этой волне возникло больше чпсдю художественных явлений рубела веков и начала И столетия: от Ешресснонизка Дебгсси до поэтического сетода футурязаа. Новое ецдснлэ шра роздало новые формы художественного ныилениа, и 022 получали близкое осуществление в разных искусствах, кавдое из которых, тяготея к доситенкв универсализма возгговносгеЗ, стрекалось взять Еа себя вел полноту задача. Таков баи "новый сянге-Tssa", бурно Ероповедуеянй эстетической ппельо пегрЕЫх десятилетий IX века.

Естественно, это требует синтетизма и в негоде исследования худогественннх явлений эпохе. В некоторых случаях, как, например,

bje енышзе ггррчесЕого метода В.Кац®шсюго, стжпсягчвсасого во-

гагсфстай раннего Шаховского, худодествпнтгат дргятртоз Отравш-сзхсго, Евэбходшгосгь данного нодаеда очкядиа. Во его ваучха* ппачк;;ос:л> гшЕагерзио csps г, как ш страмзиаа показать, требует р&гпрсстрагеязш пректкчеош са псе искусство шзмедуеЕОГо период

Б дассертяцпг с по задка данной пройлеын расою зреыо форщгро-бзепз ссшп Оертея Gspreessraa Прокофьева - одного пв яргайшх прсдстаъЕгелвЗ русского гспусства первой аодогдтнн 21 века. В на-стсиадй tan; снт нанбапышн пробегай шхоей обширной продофшпнн я» листы: шлещз пройлогаа соотнесения творчества Прокофьева с крута созрсщз2на1 шу дудоадсгвевша яшсвгЛ. Пробах о тот прашсшшшш т.к. дая целостного поанмавва искусства Прокофьева, и в первую очередь гачеотвешюЁ оцснеп новаторства его кшлсши (осодето в серзод схгловястя стшй), учет художественного контекста не тол so киша, ео е псо£ходш. 1к:есте с теи исследование данной теш шаат с бааео Шфскэв аначенне, раскрывая на конкретное! примере рзд nfr-^ry вакодоазраесхсй тзнз искусства в года зарозденая худо SBCTBSSHOrO ВШКОШИ Ы ОТСйеТЕЯ.

Цель дсследоваадя - ападиз худохествевного метода х худо-костпснаогэ кара ноюздого Прокофьева в контексте наиболее общгх $ьВДСсЦа2, опрадаzssssx s аачаго XI века пути разватга русского искусства.

Еатчкгд вовхзев зжссортшып опредоззегеа огсутстшет еведа-сшлш: nsGCsjSDBSCTll, nocmtnmai соотнес саза становацетоса стяг Праго^ьава, его перапх тоор^еских ошмоа, с цроцессанх, протека: шит з то врзсз в русской искусстве. В данно2 сиазг в padote щи щиыета ссгйзтка ocs стать худагаство2еу1) сгтуацю в Россгв ektc&si Ш. века о гоггцвд аашг&о so велйоаа» odajsx тсодшшй, orrawy д взгх шегочааташих снкЕЕсгечвсгзх капрьгмекЗ висов. Это« ррд»1 щюзгводеи о щзвш&здззш обгараото Ецучкото мшарам, ■ взизвац

го сгатьз из периодических изданий, эпистолярные г.агерзатн, про-тряясше эстетические труда деятелей искусства начала XX столетня, значительная часть которых не использовалась рзнее музыкознанием.

Птектлчзскач пенность те б о гл. Цаверкалн диссертация исполь-зукга* б зурее негорнп музшш Московской коЕоервагорна, а заяго в курсе ^/зесагьной литература ЦСССТ пет Московской консерваторки. Езйпвденза я внвсда, содержащиеся в дкссертаща, могут способствовать дадшейпему кзучешш каз стиля Прокофьева, так и русской лтуокесгаекзоа. культура начала 21 века.

Агробадте работы. Диссертация обсуддалась на вафэдро асторзп русого?, иузши Исаковской консерватория и била рекомендована к ьаг.ит-3. Основное содержание работы отражено в трех публякащязи

Структура дЕооертзгоя» Диссертация состоит из Введения, трех глаз, Захлзченет а списка литературы по теме исследования. Прило-гсшло с сдерет? 13 нотых лрпглероз.

ОДШР2АЕИЕ ДИССЕРТАЦИИ

I

Взсдезст" обосновала те^а исследования* ее актуальность, дан грагхй обзор литература, определен основной ракурс работа.

Дерзая глава - "Прокофьев п художественная ситуация в России первая десятилетий 23 века" - посвящена главным образом анализу худозесггекноЗ ситуации, участником и выразителем которой был молодой Прозсоьев.

Гезтралг-яое иесто в главе занимает проблема небывалого ка-честаеннсго сблиязшш в начале Ы столетия различных форм художественного тзорчества, которое стало существенным этапом эволщня искусства. Рассг/огрены причины этого явления к его признаки.

Рубез Ш-ХК вв. 2 первые года нашего столетия бклп временен з о з о г с открытия пира, преобразивпего, кооли-чеснз расширившего многие представления, трансформировавшего его-

тему ценностей. Глубокое изменение претерпевает в этой ситуации сознаЕие личности, отрааавтее сложность исторического глаента.

Новое сознание не поддается однозначной оценке, но в ней яо-но проявляется дзз определяпцзе черты: поиск синтеза ео всех сферах дознания и творчества и напряженная антиЕомзчностъ. Последа» днрйктерпзовалась, в частности, совмещением полярных взглядов на ззашюотноЕеЕге личности и мира. Острота перезавания впервые воз-циклей снтуахщи - глобальной подвластности человека стихии иы ге охкрптых объекспБнш: сил природы и истории - диалектически соедп' пилась в згз годы с абсолютизацией личностного самосознании. Оно шгегзо подш/алось до исповеданий не только соизмеримости творческой льчиости миру, но и ее верховенства над силами шш.Век нис п-ДЕБСдуалпстической философии Езцве усиливалось осознанием грге..едных возыозностеЗ человека в стремительном потоке научных к технических достижекнй. Неустойчивое единство этих 1файншс позиц явилось знамением времени. Оно провоцировало инициативность твор ческого сеглопределена личеости. Ка зге была обусловлена та своб да саясвыраяеит, Еоторая стала духовной координатой исследуемой ипохп.

Рост ицдивидаализ^а сознания, напряженность духовных искани в искусстве отразились многообразием художественных форм, ыетодо стилей. Эта отличителмач черта худсЕественноЙ ситуации первых д еяюетий XX века с особой силой проявилась в России, где и и идя Еидуализи, "п новое понишЕЕе шра, и поиск истины получили возыо кость нажболее богатой реализации.

Множественность художественных фора, однако, не означала хе са. Напротив, ее закономерно уравновежвало наличие неких общих параметров. Рожденные новкы восприятием шра, эти параметры была едины для всех вгдов творчества, что иштстрзрует, к примеру, фс

Ест.'еа русского "гоаязака", осьединивпий под свода знаком самые р£з,тпга;.10 зухсззке, гвтеяяекзуалгшэ л худог.естзекЕке асаанзя

ВОС-МСЕП,

Д2322.1 ешгснэнернссть сгчвхлево проел аязается в слоеное процессе с ? о п о з л 8 я з я нов ы % форы глншле-я я я (з ¿эуло равно 2£п з з пскусстзе). Представлявшие собой з

пешего веиа очень язстру© картину, они одаекэ явственно ва-рг:'глг.ш с^оделопнге сбзие хендеавгз. ЦентрадьаоЁ среди низе в дзе-оертг-пг- т£гз:,кнз теЕдекцая к силовому ра з двнае-г. п :.! :п з •! о :. н о о I е л сознания. Она коренилась а сгр:- .'дг к хярдазшвдк]? преодолена» традашонно разграничен-

Ь г?'?";^^"',' очер,-^ '-1?0 касалось представления о времени 2. и р о т ]п i; о . з е, "основы основ" Еззвеоцущензя человека- ¿•п.тзег; огдешхЗ здесь был очень Елрок: от постизения взатло-лротгг'дг::,остз и относительности пространства п времени з условиях хоежч'осх'. рс спаренного поникания гора (Эйнштейн, Вернадский, Фло-Х-ицзискай, йфябхн, Балылзят, Малевич, Филонов) до осознания 1>-рззрыз50сст п управляемости пространственно-временных от-'-¿с-.-!з.эь в структуре худогэственного произведения. Впервые в исто-пространство и время - категории кгзленкя, традиционно бывшие Л;'оСг.сл.т.из ^олоЕием :гудоззсгзенного выражения - обретаэт значение езхсспгкгз псста ззгего предмета искусства. Творчески-ху-дегжггййлкоз ?.сследовзнЕе его законов, а тага® поиск путей свободного узрзззеши временем-пространством, как действенным средство п вцрозлтелгаостп, становится в начале XI века одной из сгекЗагесгш: сверхзадач искусства. Разрабатываются приема "раз-

^рсстрснствз, преодоления одущеиия его физической а гео-гркггЛ^счоЗ ограниченности, ведется борьба с сознанием абсолгзтнос-исторического врагенп, постигается "тайны" времена худонествея-эогс.

В результате традиционное, хота. и всегда битее условным, разаменае на временные л пространственные- искусства 'утрачивает объективность» Пространственные нсгсуссгьа активно открывает в с< бе дэ'асгвг.с сгетела зреаеянхх представлений (наиболее ешфэдео í произведениях Кандинского, Инкассо. Ларионова, Шагала, а ранее ; ш^с-спонесуов - Сззажа, Баз-Гота, в Россш - у Врубеля). Искусства ^вдензгге, напротив, открывают критерий пространства (Дсбдсск, Скрябин., Страззнскей, ПрокофьЬв).

:: работе вместе с тги подчеркнуто, что осознание ливопасыз замена s р с и е а и не затеглало, но напротив, обострило upo лс-му изобразительного пространства, как относжтедъ кой 1йзтегорсг; худо^ествгнного мшлевгя, неотделимой и равной ка горне времени, кгл: средства и предаете искусства.

То чг происходило в искусствах временил:, явственнее веете иуапе. П р о с т р-е н с г з с- в в а я орган и задд звуковой катерна, порожденная обостренной чувствительность*) ко:/ позгторокого слуха к ее акустической природе, была неотъемлема вшпзкчесг-ого пос2Е2екзя д л е н и я звука, от чувсгвенно-соэ цегсдьного огладетая его временем. "Пространство я врекя есть п цссс", янзет Сгерябаг. Аналогично тешу, что происходило в изобг зятельаси искусстве, "прорыв" в сферу пространственной оргаялзг Ь2Е1ЛеНИЕ .явился стимулом для осознания композиторами проблемы в р е и е н с, 5рактуемого уье как предает искусства. С этих i интенсивность оцусекия художественного времени, Еоагокнссть сое цанпя его и управления км становится важнейшим осознанным качес вепаш Хфитергем музыки.

Опгечепо так^е, что заостренное тккише деятелей испусст! к реальности взазгоцроягкновешк, растворения (еле ^ Cspstísa А.Н. Заппски // Русские Пропилеи: Сб. T.S. У.: Изд.. Ы. и С. СабазЕнкоясс, ISI9. С. 135.

cae.p£t*-v;:i:.^) ?> e и я г, л p о о ? p а я с г в в daso в л-йзивулл* гол/ ViiCiw лсггатс-х;:!? с otap^vn: «золзггян zj-

^«crr.'ircr.j к.г.-.с:^:« r::c йх-злось сддоЗ пз зсл/згеп: прется z в •■■> v _ :s о г, % у. з ctecrs ayssnecTEssaoro з что я этот псрзод для sees иекуосгз ?стсг..т :r=~:s егггтелг.тл к^гса'лгЕзв sspr/rna » psay оэделгао ''•г•y.-i-:"' rr;:-.r.rii.-:la г;.' :tcvopast эдзэго, способно егдго-

"•"госг.?!:;. zr^xisas», я?рг,т.ко ^сгстагцтв л reeodsei:-

угого пггесгпг: з глгозаса с.г/:':)■■:с::;.( з^стка и кубштзческоз^у "рсо-

д. cr/o^c^cr^i ЗЕзталс-тз: слава, з кура-:•: ••. v тю;спого гкг. Л&^ейскелл "¿ri-rcufffir^nai^i

. , '• '.i:.. Дог::1. ¿х-вгг'сжсхь гпяеброгас-2 npsscrai ■ ■:;::"..■. '¿-у-. :c.z ¡ziri\ \ л ' Zii-jccnroctni со'^.-.пепгл псЕ'.г~

C~vr.v г*/:1. лггчч ссгг'лпк эссзггксстз ргкудьта'-йа ар>-

г/^дгор; ?? глглс.гл, а тирвр: очаредь» гяачауазьЕсау роо-••Т .»r.v'ti-.co^c-^ors t 5 з зрел л гл., Созгряакав эго <£ио ■xWi. J/ ог.о оцра;дбхезо лсш'к;« дянаидчес-

г о о с з л е р ц ■:< н г. о. Z:"> сухость - г парадоксальней езд-тв;;:. сс^глхзагзэго г;ос::тр;л;:'Л'я iraa, уса»Ешмивиащего аззестаув v лчл:.-.'? хухогнкху к ссздаше^ та образок, я вреодояе-г':г.--4'-"о з?5 зесгрягпенаого гзторошго иггарагаза, сво-

бодно гм;.xwii7F.sro хгго so г-обстзьшс:^' образу и подобаю" (З.Ьаяпов-; „

Б cvrn с црсйлсиоХ э работа загероауг вопрос Есздейсг-

i.z,: у..: ¿-ссг.к;-с:г:з х?хсг£огггяккз нсаца ХЕХ зоха гщ'Спого srt-гегегг:?. с ."crycaiTc;.: гге—soc-sotso3 Asrr. Око сказалось очень бляз-ь.тл сврс-згйсхоЛ jsrcja - ttss ярлв'! щзгер возгсзосгз со~

ex тг го^гргдгэлззого ас-сцр^ыгга с dcmsicd внутренней эаспрво-

сгеЗ ?;ор.15 виражами

Сравненье ясес зысвэчгвает два коиькта., обдае для европейского (в гом чезлс русского) искуостза асследуеао2 зпски и традиционной -^дптесхгьшой ^уямурн тггс-зосточнсй Агяз: открыто веяв-лензая; з а а г о в о с т ь шшлеши (коыэкт "ставшего врзайени"; з сшшзестъ к сх^отячесяг йлссдрозанзоьу г з о б р а е е н г и д в и :г е а г я (шмгнг дпнгдшиг). Пхтечате.'пао, что оба ?ю*в& та э фэр&аф&вапш основ шалевая новой худокэственной эпоха снгр. дп рол. опредеетигул, обнарукнз в данный исторический период увг верозль-зм г, естественность з услоззях не только раздаша пскусс но а ссьераоЕно разные худскесгвзшщх направлений к сжегем нона:

ЕЕ ЛЛрг.

С это!- гсчкн зрешг показательна характергстЕка знакозосоа, данная ¿Л:ь'глс.сОл'з: "опак моггт косить рзДЕГхтознкЙ, культова!, гг тургкчесг.з£. характер,, но аогет оыть г.' загаси чисто пластическим. Кзедой веща - свои знак, Это шг вперед в постижении и вщзагенш з,ср£ худсзшосои, эксяокк времена, кратча&аее указание на характер, Ей суть Е«?!!. Зкак."^.

За ао сдгрота осущесгалешн была присуща в те годы е тоиксо' раЕЕОй фпдсадгн шеноаена дмгиешми Она вьетупает одной из вадущ аде£ в фор'мгровашп изобразительных стилей (от икпрессиоЕиетоз, Врубеля до Пикассо, Канданского, Ыадевлча, Матисса, русских "с© заавгстов" Г Дарзозова и.ср.), в сценическом искусстве язста, не осичайес возвь-сизаем в этот период идеи "двззущейся пластика" ( вин, Душ:ан, Даль-Кроз, Мейерхольд и др.), в новаторских искана поэтического творчества'(к примеру, реализованная метафора Маек ского). Особое свидетельстве всеобсдаостн интереса к поиску фор!, худокествекзого воспроизведешь: двгкенЕЯ - пластическая сньзодг

1 Шт.ао кн.: Арагон Л.. Анрн йгтксс. : Прогресс,1531. Т.1.С.]

сттг-гл !Г0ДЗрН с СГО КуЛЬТйЯ EC35Z2C6230S .mssn» алкегао гнутых сори, снеяо де$о]гзфуще2 агруяапчяй нар депс"есп» г»о. со веет TELie -х:с атот"е5шыйп с~:гь, восприняв от дуга врг^Екн» цреврашл з его аз зеэтаыыееЗ шх,

нееболзо c'-tsseeeo cjesockb нового ocos3s32£i фозжзяа деиео-.тд?. обзззугшзда себя в ?гугнг.е. Прткгггоз средство Енрзаегза, сео ьр-^гатает л гдзеъ ярвдн&зо и зззксззсгвззЕОГО вогвахчвнвя, зрсЗпатзвгдга я созегсцаешз - дрякоэ осуцэсгагвпав й/еетеж музыка, поеяясЭ дзягвзае, в усхоззях обяст sctrenreecsax ядеа-,гоз «того :?рз::сл:„ Первагл з пласглг.е дзшгенза увидел предает музы-г-джкого псгусстБа ДвбгооЕ. 2 русской sysoce ого открытие щшад-лепгт Ci^riCrsy, создателе офагг-стзояе vete,ndo. Е нем особенно ясно обогнечзяооь одно яз обезг качеств эстетики начавшегося И. ва*л ~ зргакслооть детааякя, чсо превращало и музыку, наряду с ггобразагз^Еш sesyccsBOi, театром, пеззией в и с it у с с т з о с л а с ™ л ч е с г л я знаков. И таг. не, как в изобразл-т-злше:? псдусстве, лоззил, горэохра^зш псследу&ашс лет, з ыузнке, пачпз.ч -j Де&ссд, длзстдха дггегггя приобретает значение иццеби-дуад^ьо-ч:та"о2:с2пчесгсое, становясь в пряной егшеле ло~ерзом автора. Этс нлчуотагруег сопоставление стилей Дебэсси, СгрябиЕа, Стравинского, Прокофьева»

Tsicti образоч, целостное постигание кавдш искусством законов птхстрзиств2НЕо-щ)з«анЕсгэ ¡озгленпя, прсвоцироввгаеэ устаяоэ-."в'лге здилства всгегическиз. spssepces, выливалось в интенсивное дэйстзгю тгнденюЕ преодоления лривычаой "гракачензооти внразительной природы отдельных е рл j о о г з, праагзчеозез сез-•ееззИ проблему трвдщгонзего разделения сфер их внешен.

Еыязлкогс.-! интересная закономерность: еслг дта шшстзчесзгх лскуссзв ззого перлода бне ^арактерзн пеген -цузыкальноезз sas не-

коего отвлеченного качества, то асузнка, напротив, обнлрухтззе; сходство с соверхеЕло гошгретшуи стплистичестш "газоротаъи' разнатгя Ш2с1"гч2сг.'0й миле, нзсуктс: зрвай образ Врз^еап. К£ нреса арокзоиого^ЕЗса тсысозцяе зтз одгако идентичны, т.к. 01 вь-звака едшаг сафг&яазиок к воспогнсгат, к дсзявшага ушаерс Но за охгг стаяла езз одэз йаке® г.£ус!скзя п^счззг. — не; посредагссстх-а. Еа^хкал^о^ нова» ьодза "злптарЕгавди" кскуест; Щ2&32В£сг.ся в е&зостнсм оч'чд'дденед его от повссдаеззоВ. гггнп в вазнидЕОГ-еь-пр; необходимости посредгжа гезду газньи и худози вегш'л зворпсасш; в —«ас гуд^ествелксго 2:3 впечатления. йегг изо обрегало евеша^о.

В данной сету:>цнг острул зазчзгкость полутап кездЕВная ] аее -хжга и а е о р к а л у, ею щяфедаым эстеютескал с» стзал, к оакой гсзусстга, язгшаася сильной ыагтреннеЗ

альтерпатдвей возрэсггапдсАЗ' сютетктау, Этой проблеме иосвяце) следующий. раздел гдзбн. В нем поме кратного рассмотрения зар нпя этей тендегздаг з тзорчестве Сезанна в Дзбэеси, основное вз ехэ уделено русскому искусству рубегд пгрзого-зторого десягпл; И 22га, крепей., сохда в России презхдзаа настоящая "взрыв" ; "¿цеы стпхпьИ вещественней внраеттгдькоотп ¿^терзала, объедкн: шхй собой) по существу, все направления 2 ГЕДзвадуалъине стгл Откечепа присущая русскому искусству той: поры особая о р г а ничность чувства материала, обеспечивавшая е с г о с венвооть дааг; аышх экстремзльЕых форм мыилзпея, что . ло отличительной чертой русского художествэнного авангарда, Б те с теы, обращено внимание на происгодзщуг кгену ценностей, ле фактического взаимодействия сил природных н сил творческих материал сдуялт теперь худогташу реальностью нередко большей, г&ш олфукаэдая его зпань. Отражение гезнв, искусство начинав-превращаться в фор и у х п з н п, в акт прямого сотворч

-lisa человека а природа.

Естественши следствием этого ЛЕгдась бурная театрализация искусства, проникнет собой в та годы все налы ху-дозостзешэго творчества от собственно театра до поэзза и цузнкя. Клеится в внду не только пртгне кадровые связи л опалогяи с театром, которые з перзне десятилетия И века переполняли искусство, но нечто более глубиняоз. Уход от кпзаеподобия з зззнетворчество, празращаний искусство в <Jcp!-:y гпзпн, в созцдаш9 "новых реальностей" , а зудознзков в "законодателе! гззшз" (В.Каяковсашй)»явор-чзскп упрэвллпцЕХ действуацпгг з не! снлзш, эстетически требовал опорн на цдеи театра - целостно организованной модели шра, создаваемой свободной £антагией человека. Театральность, и как ка_ i

честно ¡ДЕпленяя, п как система художественного видения, явилась

ннпбатее угппзерсальнкм выразителем нового отношения личности и мара, своеобразий! посредником некду нами. Рассмотрение этой тецдгн-цjjx иодесдет итог первой главе.

Содсряаете второй.главы, "О музыкальном мышлении Прокофьева", сконцентрировано вокруг проблем форхшровання в ранние годы творчества залзейпкх черт стиля композитора - ярко независимого воплощения современной ядеи художественного синтетяяга.

Исходном качеством спонтанного интуптигно-экпирического ста-ксвленгл музыкального мшаления Прокофьева в диссертации признано пргнцЕсалзЕо новое звукоацущенне козлюзитора, ха-раЕтерхзовахаззся кзначальвзн сннтстнгзк; трактовка звучащей цатв-рхЕ - инстинктивные соподчинением слуха, зрительно-пластических ассагдацгЭ а кускульяой энергии, непосредственно роддащеЗ и орга-Егзугщей 335ц. Эта.', качеством объяснится чудо ЕепозторзноЗ лнто-еэдеоенсй сеепесге прокофьевскст сочинений« Cfeo до обусловило одну дз НЕЕболее сацостся^гсдьннх сторон ышленет ксиюзптора - трактовку пнтонацги как пластического аоыпонен-

га нузнкально£ ф о р и к.

ОгьЕовлшиз данной стерши прокофьевского шлплеии рассмотрено на цргалзре нескольких детских "песенок" сочинения 1904 г. Их ЕЕа£Е2„ ракгфаваз ызхакпзи форигрсвЕЕгя авторского почерка, убеа-дае? в сераггЕюстз дш Прокофьева, во внутренней керарзсЕЕ его творческого процесса г д в ггатель к о-прост ранет венного овладения звуковой натершей, педакнешого ос-ределенниду характеру образной вцразгтелшостх» Так ухе в детских пьесках, в перспективе послздущей кристаллизации феномена новой пнтснацп; Прокофьева, складывается разные тзшн щюкофьевсксх интонационных движений (или "звуна-аестл", по первоначально;^ опроделешш Н.Шсковского), внранащэх разные грани его в будудега универсального худскгеств-зпыого шфа (классическую с восЕрешзниеы старинной таяцнвзльЕссти, новаторскую ток-кахзух, гщычесиуп и екзрцозаув).

СледунциЁ этап - рождение ка их основе собственно к о в о £ интонации. Путь здесь у Прокофьева был один - борьба с ЕнерНЕбй слуха. Вначале, по всей видимости, иестинктееео, затем осознанно Прокофьев искал для своей ЕЕтонацношости непроторенные дороги, намерение сниная возможность вредышианая. Важно отметал постаяешй попек интонационного оагфытия был не заданной идеей,не потребностью авторского слуха Прокофьева, ориентированного на све жесть ощущения интонационных напрякениЁ, к которым, как к ваенейтему компоненту музыкальной выразительнос-Т2, оказалось прикованным внимание композитора. Шесте с присущи» еуу "материальным" синтетизмом ззуковосприяткя это и определило облик прокофьевской интонационности - специфическую привязанности слуга ношоззтора к непредсказуемому изгибу линжи, собственно то, з чеы дая Прокофьева часто содержалась суть музыкального образа.

Примечателен однако чисто прокофьевспжй парадом: икенно в пластическом ЕапрЕкенЕД интонации, в этой индивздуально-яоповто-риггсД черте почерка кошгозитора, с наиболызеЗ определенностьэ выявилась принадлежность стиля иолодого Прокофьева своему Времена« Развитие ассогшатзнного зрительно-пластического восприятия было призм завоеванием эпохи модерн, яультявнровавшей, особенно в Россия, до изощренности богато разработанную обобденпуэ вцразотеяь-ность пластического начала. Свободно трактуемая лннгя, двигение, пест обнарухпваэт в эти годы болыпую потентат чистого художественного выражения, что стало оо-новой лсногих стилистических открытий. Прокофьев ту го идеи осуществил з музыке, раскрыв з ней, искусстве временной прзрода, нэ-ведомое ранее богатство пластических возможностей.

Пластическая организация музнкального вреизни отражает своеобразие пространственно-временного мышления Прокофьева, Эта проблема получила самостоятельное рассмотрение э диссертации на примере исполнительских трактовок Прокофьевы™ собственных фсртепзанЕнх сочинений, а так?е анализа некоторых моментов ЕгороЗ фортепианной сонаты - сочинения, в данном отноша-Е2н наиболее показательного. Обращено внимание на присущую Прокофьеву (особенно в ранние годы) склонность к свободному управло-нню-пгре лронзкащиЕш друг друга художественный пространством и временем. Трактует пх композитор как ваязейвшй пластнчео-г. и одутиынй компонент и художественной выразитедьаоо-ш, и формообразования, находящийся притом в совершенной творческой власти автора. Здесь вновь возникает аналогнл с пластическими форкаш модерна, с самой идеей лсивой, не реглаиентпроЕаянс2 законам, но как бы сихкинутно з импровизации роздаемоЗ пластики.Другая очевидная аналогия: игра изобразительной перспективой (Пикао-со„ Шагал, Склонов, Петров-Водкин и др.), которая предполагает

cciCEEEeiffie в оддо! кззтзвшзш pasase перспективных решений (п следовательно,, z точзз зреняг). Создалдее ocodaS синтетдчеекп-сиеслозой 1Щр картина, оно слузап;,, одновременно, гаиаым принцип! syscseciBsEseS оргзнвзаща. СдеяпгчЕов эзаченае в цгзыие ранаао Прокофьева приобретает игра музыкальным Бремонаьмгространсгвои, пер52ЕваЕмзл saï: çasœsa вагефЗЕшао-агвототесясЕй, еотох, почла "ccassenil'"' в oro ccsrzSaciS aspasnoirepsoesa.

Заряду с трелтони!! Процойьешк i^rsîccajŒ>Eoro Ереигнг встае' п другая цроблша - творчзскаго осознания худоезееои в р е а е dï а с ï о р l ч е с к о г о. В sïcûi молодой зомпозэтор osa' еадоя очеаь современен, ярг.о отразив буквально зазватпзиук худо гесгвсану» ахсяь качзла И века пдею преодоления во хорпчесаого времена, его грэнолагЕчесЕОй необратимости, Так про являла себя га^да обретения власти над временем - одна из гране щроЕс трактуемого аосыЕзыа. В исследуемые года она сильнее гее выражалась е испытании худокышсеил возможности их реального духовного едянеиея с творческой ызелью црэдд-зствухиих поколений п сродством едднеЕЕЯ стилей (худоаестзенный шзтод Бенуа, СоыоЕа, "Cas. человечества" Бргасова, ,vBceEoqH£H" Рахманинова и ан.др.). бояыаоЬ энергией и своеобразсеа эта кдея осуществлена Прокофьев Наглядно в его классицнсгсЕЕХ c^us'az ("„.. Если бы Гайдн долг до наша: дней..." - авторское объяснение зависла "Классической" сшй^ншг), но ташю в характере усвоения композитором прэдвест-вугцего опыта вообще - не только вне одуценк: исторической перс пенисы» 20 s с особый, данаяизисы, как бы "продлазанззи жизнь* художественных отзрытий прошлого в условиях миропонимания ново! эпохи.

Наконец, с тенденциями Времени пряно связана и присущая Щ кефьеву театральность художественного видензи.Пр; счаьсая в последуете году почти поркой худопествэшст-о посяш

еея гара, для Прокофьева она была оперой в достаазнии того нового синтеза, который гдагно считать основой его искусства. Именно театральность допускала возможность сжш врэ-кен и представлений, обзспечнвала необходЕцр в услонсях 21 столетия дистанция мз1яу авторо:.! и худояествянншл образов, одновременно ноззодяд соединить з последней объективность взгляда с яркиа в;-гаа:1зн2£ы лзчзого воспргятая ьшра, условность фэтыы с конкретной пазнензостьэ скогта. Театральность определила качественную сторону цракофьевсксй зстетикп., Но показательно: признак эпохи, она в то :?с стнлась и сущностной чертой, личного таланта композито-

ра, ятагы выражением его музыкально-пластического дара, его природной тяги к цредставлзнчестзу.

Качества таланта Прокофьева удивительным образом совпали с требовании,я: Времени. Но зто была летные качества. Отсюда та самостоятельность и свобода, с которой в его творчестве претворились тенденции эпоги. Отсвда и иззестная обособленность Прокофьева среди шонероз нсзого русского искусства, в сложных идейных исканиях фортлроваэзгх язык и мышление Х2 столетия. Он далеко отстоял от зселэксюх философий Скрябина, Кандинского, Малевича, даие молодого Марковского или Стравинского в "Весне священной". Однако в принципиально! новизне мшления Прокофьева присущее эпохе "раздви-жекиз" сознаетг сказывалось не менее определенно, чей в открыто "кос:гичес1шх" концепциях современников. Источник поразительной гшзненносгп музыки Прокофьева - з единстве полюсов, сопряжении не-обкчнс расширенного художественного видения и иагериально-пластп-ческсС конкретности образов, спонтанности и трезвого анализа,т.е. з своеобразном Прокопьевском отражении Времени присущей антлноияч-ностн с03я2е2я.

Третья глаза, "Становление творческого кара Прокофьева", расснащивает начало пути худокника (годы завершения обучения

з Петербургской ¡шЕсерааторан» 1503-1.913), аал ражена» кар-пи: игра, будусеи вадуазз гашл ого

цельного Е гэр^сахчесго

Подвергнута роль фор2©»х.а-; э Цацр^зрвтш стихе гажоггго-ра-с-лхгс-гс,. 3?о ггзгэ сттяххелй в ьиЗсрэ паг'гргглл хоследзг¿¿гл., & с-а~~.: з осгсгдс»'! борхстакскз соч£з.е2й- Еазбглее разрддстар-ЕЭЛ с^-эра ггэр^есда.

Б основу аалоБют: главы пзлозгззс ■;*.:• ьегткол охгпхвга вжка4:* предлогенпая сахая ь-стиокторол г ем "Азгобпографхг". Ес?«ств2Н-

г той спсте.'-.е, зозосргдстъсняоз охрайцае в спсдтугсх ху^сг-зсззсшюго ¡¿.^тассп Прого&ьева обеслечавает скшлсз тдобзгзс ее г.пполь^гэвгг, Пралсл паигаае а авторской скстшз протпаоречг: в ах>цз цг.-ллгла з?хо!срой ее реаснс?руздгг (кясалцг^ в тастяоотп, '.гсшггязь лтгза)., Кроте того, представилось ва-дап DGi.ac.2Ti лроззссг стаЕовлення гудокзосвезного игра Про-

кофьева, то гагзое дааите, с какал он ваддеш з вадгсство XX век.; 5го ь-йзаатю геросг-энош? в порджке следогзЕЕЯ яяее£: рассымреш: гя-ссгчсскзг: л^мс, .налгл-зля!: Прокофьева кз лгрзо;/ кесге, в коске глнзн.

ОэддианаЗ геагоИ, оаетав&ецей ггзр'гагу творческого агра 'Фс— кефьеаз, гадала и а р е. В езду своих обьесхавиш: сес&ств,то«: но огастЕвакг. я эгадродниа черта;! лрекефьевег.ого машеЕЕЯ, п саао ку гаоне^гущжЕо кешозкеора, он сяграл роль лучшего катализатор С533Ж, ускорзв его станоглезае. Так сред: разнообразия жанров дегекга "песенсе." кааопатэрг шрзга отличает наибольшая саосгоз теозость яз!жа, езсслдзкезя дая детскш: лог уверенность иозгрег смелое авуорогзо кга'огаЕаоЕЗО-таргснпч&спзЕ ршезг£. Еа лгоккгк-ш всего деразогаадагнего периода гзорчесгва вплоть до онера «Чзсовь г. ара? алзЕсгшйс" пара сскранает уЕскалхЕув даз Прггофз гз якзоокгга седаоху, Ееяосредс^глносгь авторского "прзеугог'-

для", что ярко отрапва? сохраниЕхзося записи авторского попалЕенш ранга: ОгатеппаЕЕос пьес. Прэ этом ьшрсдг иолодсго Прсксфьаза Е8

обзнруглззкт СбцНОСТЗ С ТОЙ СТЕХНСй ГрЕ£Д£ПСГЗ£ЕЕа2 ЩрЕЕВОСТЯ,

котсрза бпдв одели пз повтгчоских гкавоз Временя, обра зет рсзолг>-щсннсй Россзз (от ггараеЗ Маяковского до псяпн "Двенадцать" Блока). Н з детство, л з зрзгне года Прокойьел траотутя гзрл газ соцяаль-по-пдес-'гоглчесхго подтекста, по лгпь как чистсо музыкальное за-пзтатхзона ЕззЕесг^щзпЕЗ,' Это очень органично вкраззет взгляд Про-кофмвп-гз^сжтзса на искусство»

Сознательно ¡пел навстречу Времени, его бунтарскому духу.Прокофьев в сотзЕеягзх, котсрнэ сам впосаедсгвиа отнес к н. о в а -т о р с к о й л е н л е.- В не2 ясно разлнчиш две грана, своеобразно объединенные идеей гиперболы. Первая, открыто бунтарская, ссковетэлась за демонстративно гиперболизированном использовании дал слуга современников ударно-беснедальной выразительности фортепиано в условиях быстрого темпа ("Призрак"5 "Навагзт.енпе", Порв:й фэртепианныЁ¡концерт, гаогое ео Второй позцорте, Токката п пр.), Вторая представлена сочшенгнми умеренного гззлг ("Отчаяние", СУъЫилелло Второго фортаппазного концерта), где новаторская нысль композитора сосредоточена на гшгертрсдзи мелодической интонации - наызренно заострггнзо;« преподнесении, как нового источника выразительности, открытого Прокофьевым пластического напряжения звучащей катеров. Сво^ствешгЗ художественно'.^ чувствовании эпохи интерес к линиз--образу здесь получает свое полное иузнкальное осуществление.

С первой гр?--шз нозагорскоЁ лячтпт непосредственно связана проксЁьезскш тонка тность. Очень саиойнпгая, она несет з себе собственно прзкофьевскоз отношение к звуку, его личное -кс^исзторскоз з пианистическое сдаэзраменно- восприятие звукоэой натерли. Вгзсте с тем ирокофьззскач тохкатЕость ощутшо передает

дзргх-хцрг. ïTp-ore »ic v^" avieje en ci с п э i ^ л ^ -о í^j : сз л^о .г о

scvtçoi ioi^.l л/дссхсл^са:! лг-ло,ль

ocoiùï. l'v ..i--* ï. гл. ~лт ;ллл. >;л;.л-лс.: л шлллл:.: .л.лл!

esoer o i.', i.-.-j,:; лллллл-е лх^ллсллл;;}!. л ^ "л:о;:>;. ;.■•>-

-Cf/ЛС Г1;:'.;.V-r- :'ЛУ СЛ:;2 !ЛЛГ.О, ЛОО А'.Л-ЛСО w^:.;:'.'^ iií

'..•OLT;av:i.v:.5л í-ouh zí'c^ iiciu^OwOil лллл дол. с\л л,.:::,

л/и s'.ro •; .. l л.... л- ;ry.

".ЛЛЛ-ОЛ-O y* * , ЛЛЛгЧЛЛ.ЛЛ' Г:. Vi^^-U' V ЛЛ'Л СЛЛЛ-ЛЛЛ'

плл^илэлл; (rua;;1 лл:.:-) л Z'Híác-c с. сл .'¿¿ivj :>;;■. Я ,.\лл лл:лл:лл : ij7, -л-л. лс:;л "_'i>c=z.c¿: хслл.'^лс-л л::

^-злаелл^! cücv.í.uí.ci лгл^в^ллого ллт.. Ms ;л;..ллл-

-ibíLa ллсс луок:; лл r;-i::-:rc 1п.;лалл ).■п.халл;

•-.у:,.:..;, ,:1!лла: ллллл í 1С«-IfJl), Tl'v^ii ^л-гхллллл

.4' C^IZ-Z'-IZ:, le;.. .л „ ел,:.!

r, f j >3 л új Л& гл^злл :глглл!., оюлт лслло.лл;:: егоолассал lio Г^.олС/^леьг j 'лллл^лгл л., л. лл*' лллл;

игс.р4ÖC.ZZZ, сьс ¿.J jtuvxía да кого c"rc/¿ врдвдгкг^ас ro s¿a?eis, ксс: ¿.-.л лллглл ею co¡:pci;¿£r.u;j3 сдз^го::, Баргэл« Cipa:ï,'ucii;i. л O.ÇSRKO, sar^ira; Ь ÍÍO^Í^U-C^-» j-j.-гг

еь фугстагх eptjccieot'd csazeas: jw&ussspcfcrr rjxxo^

cita; несет ело:: ocoôjïi "jai*

Qi-ycTiriscKiiË. слуг. Ирсхо£ьез&, вдахо Е-;ьо;дао, жд-^сч с Седа ¿txipii'i дз:ш»а.;я кыьогершгя ¡ с ; с р 2 с î:ïo с i: ï: к л с в о S с ! 2 <! г ¡i, расггуоссфг.кллпс;.: в яааиа 71

rcEísací. глзз'ли'л, 'кз-код хеотсре!", - по еловая нз, "сквозит лгрлч^.лил; çon додог'. Р^оу с ¿йзо-ллаоГи -

KÍCJ-HM BKiEixera: i- onsscísccv-

v.o$basckoro lü-^cii-í i: з^эдааайсььой окс^гн&^лзо'.'л, "¿-¿^с-чвзгд чуьоггезкс-шас'^'ес.сгол рзззпзл, ne сил;' rzo^j or scsccd ?гугс«и&"£нх:л,, vi^o^nr. ¿¡ьпсо его зругуц, ос-оро.-.:гул, c^'cyc^j»

Такова сшлитуда творческого сознания худокшка И столетия. И Прокофьев здесь не одинок. Экошгоналъная двойственность художественного восприятия ьнра, вкраяештя через катерная (к примеру, контраст егвоплсз и легкой карандашной графика Ыатисса, живописи л гра&кп Пикассо), становится в лерзне десятилетия XX зека характерней чертой искусства.

Скерцоззость - не только гинея творчества, скорее, одна из точек зрения коклозитора на кирк вбиравдая в себя зет гагату оттенкоз аористического. Это возмогне-.ть выхода вггоцкп через с?.'ох, коренная национально-русская черта. 7жь з ранние годы в многообразии прояофьевской скерцозности обозначались две достаточно самостоятельные сферы. Одна восходит к театр/ изеок, арле-глнаде, п определяется острой выразительностьэ геста-ччака (в ис-следуегяй период данный тип скерцозности Прокофьева особенно ярко предстгвлен Второй фортепианной сонатой). Здесь прекофьевская тяга зс театрализованной характерности, его материально-пластическое чувство интонации своеобразно сливается с настроением эпохи, с общим влечением к карнавальности (арлекинада'Блока, Мейерхольда, Бепуз, Ахг/лтозой, СоиоЕа, Судейхина, Бакста, Стравинского н т.д.). Другая сфера скерцозности связана с непосредственностью выранмшя газнечувствованзя композитора в условиях общих форм движения пли танцевальноети (Скерцо ор.12, Скерцо Второго фортепианного концерта). Обо сферы объединяет специфика скерцозной характеристичности Прокофьева, ео многом родственная Иусоргсксму. Двух кошо-зиторов в данном случае сближает жизненность з в у -г. ооцущения, трактуемая как фактор характеристичности. В прокофьевсксм варианте она в большинстве случаев обогащается еще качестзом зримости при отсутствии иллюстративности, что достигается особой концентрацией присущей Прокофьеву "материальности" интонации. Среди сочинений молодого автора это качество с

ЕасбоЕШзй üjsocu'HJ дщднс^нругЛ'

F&SH2E л к р з г: а Прдко^соа. te* слезг^таа, ксх си ог-рзждеаз oï азучая rosccuß, спорее ¡^¡уазлсг^п : *-д>

внутрь" J че;л "меей". lío в ез sececc^oL cTporccuv euiccrctua оьс?: особая,. Цг.ллостъ, Ii ;.:onpua: до <:ул воу r>

aachítc, ceci с'чс.ь ¿'..гага,' яа^.л ссйог б;: и с р г. д i: j. z uz, с sopc"-sfiérü¿:c/íi рзуноогорсщоггзо гз^^лолрглс^^и! л чз]п.ъ' оудуг.его зрелого цразо^ъеречл re одожк;.

Начало г.олсл^гэ "CxisSKa" ер»?. i:. I. В в '.'лг.

дгрггл. Прс:их[&ст£ вперыге к:.", ооуч^й:!;;: слргд-л:;

ею wiroröKCfc i: скагочн-оо!-;;, рьиттзуи.ч-: в кен^ст-: :.:

зрсагазгиа (что lawe? в pyccïcii раздое ivgröar«? . л&сь ero дьоГстьсдш^л ирзрод^, zuiiasjurpecs ь BecTE0S5£ii-co3q^íym:, ь езгнстьй дд^шдл ь с^сшз», 2 Езиеаешя; окрьдел^лзсь гао-и оугагдсь сзед-д«:! зпеззозой дсрок. Itaaa сдовт:, рсдалсь ¡аэдзяг едгчеошго .->• риаа Дрско^,ьс2£.. Ctessysiiï за "(¿¿assoí!" xqcssc.-as пььсз "Ьнск iffiEasEK*., op.,'í ij I, EepsEocai к&деноа я кясй втек, чеогзй;. Б нз£ получает свое качало Еадичагсгаа^е лзгенлэ ;spü.-:c-псошопяйскс2 дзасгал: Цргзофьзза, £.ссодт:еле2£.с) г luocsu с su зрдко, в веобычна4 гзгзбе кглодйязгхсо- ашх-^зсм: «дас^зиге крлд", - одно ез худо£есизз1£Ж aooti^í.;:^

Ескуссгза S uüiic.

С росгол щрзде!д;е дзрпссйого укягчсег«:. Bctb

шув роль в этол сыграло сбрадещго к ссэгзэесаащ слову: дбу Ста югвореетя ор.9 за слов; Баасасжа в Алухтапа (-Тм* другя? кзь Ht'cs"( "Сггчаллла лсдха")«. Б ш U! вперьыз scspsTOsaes с .-птя-ч шал кодордашл Прокофьева (кузина едвсь заступает ссЬЗгеыо ги* лесок сформенаеа слога* o6id&isBspjuc.ni ро1даы.ос cœxiEcpsi eai аоэоичсское огдаенае). П«рзц£ ëopïeiizaaiiid; кэдасрг, нсгроги

знаменателен созданием "концертного" лирического образа. В его оЛп^агЛе- ана! синтез ранее найденных граней лирического открывает перспективу в будущем пгрокоЗ прокофьевской кантилены.

"Легенда" ор.12 - первая художественно совершенная лирическая. иинпатсра Прокофьева - с особым крясталдизмоа раскрывает "петербургский дух" раннего прокофьевского лиризма. Свойственная молодому Прокофьеву "вещная" трактовка лирической интонации в ней поднимается до значения законченного стилистического качества. Оно сообщает лирическому образу то свойство пластической материальности, тяга к которому в рассматриваемые годы была одной из ведущих черт русского художественного сознания.

Наконец, Вторая фортепианная соната, ор.14 - первое обращение Прокофьева х минорной лирике. В слоеном замысле сонаты, рисующем единый цельный мир как чреду непредсказуемых контрастов, с буффонной броскостьв смешшцпх друг друга на сцене жизни, лирической сфере отдана роль внутреннего стерши, константной сущности. Особой высоты лирика достигает в побочной партии I части -"несказанном" движении душ, одновременно и созерцаемом, и чувствуемом. Тема раздает впечатление прикосновения к нематериальной красоте мира, к чистой природе музыкального. Но нематериальность эта специфически прокофьевская, т.к. несет в себе все то ае пластическое напряжение интонации. В данном случае оно, однако,-не ассоциируется с осязаемой упругостью жеста, но передает слуху пластическое нацрялйние голосовых связок, о усилием овладевашцп высоким регистром мелодии, т.е. пластику собственно музыкального органа человека. Здесь правомерно применение понятия созерцание слухом, которому открывается невещественный, но звучащий ев своем звучании ясно зримый образ. Так получает начало сфера чистой лирики Прокофьева - самая ценная

грань его гекуссгш. йж □ в ь.ар,~еп в чистой лиргкс колодой Про-гофьаа Hapssaes ccú? zas. da в н е rsignoro sxareura дел., ссдаз-lx-дсь hss Ерагэдсши ссикакцЕЖс Зркленк. Но s свсел ''ароразе" к есчзо useso$* окасазага-сЕ наобачайзо созрецеялтл, Прсгзаяелза© ncso2 '-шсчогс!'. ere яатезы олязт,о соцжЕ&саетсй о поэЕгческшаа о::~ г^юэсгЕааг ШгетгеоЗ, Еяоаа, с ядеадаааи вгдеяшш Шзгела«

ücssosesS в рад гшпй рзязато прохс^ьсзакото жзс^езкза pao cuoipasa Егас оЕче osas - "sosocek cípíszss*-, явадицза гарисЕЗ» pasara сборов хворчвокей лячЕСога з^дскнгйа, Екассичзо-tos б здаэкгсхвзенсгг ооззаквя Лрасо|ззза (ваь кдао ез его сочпхга mil) ешю воваетеи Бзевреавннна, более духшзак кег&кг погораго-соткгстЕчаскна, поенткш, нодразунЕвалфзл с о в е р и е н п у а о с р ш у ы у с к к £ л ъ н о r о» ta»? обрадгьгя г; классзгнз-щ ХШ везса - сЕкцегадгсгзо аригнаязз кошозЕторсы кмггно за эев scs^ocsaoM црнортетно!1 pcsjsxi в лрзйлгкеиза г ззлаеиса? сачесгь^Д щййШлЗЕШ -я в ssoa убездеагг Ешишчался имел творчества Прокофьева ~ вогиоаноы в равной каре кагс в ХУШ, еав к в XX стогахш.

Б той ш euoíí степегз присутствуйте сочти во всех рангах C04ZHCHSS2 Прокофьева чертя нлассЕЕЕстичносга концентрЕрозанзо 13>едс5.'звленн в Десяти фортеаианнш: пьесах op.I2. Сочзлеачые в коз цз сервого пашлеил творчества она гавзрзгшт начальник этап фор-юзрешанян стала возведением опрзделЕыаася за это ipsai орепшал: zo аракофьввозях черт в. стапгзь кжссмзсгсого образа шалеЕЕК.То коЗ: онэра Прсс-офье:; гзбзраег старшине,, в основное танцевальные, йанрн, г.е. на пакзючтбо конгретнне сзмластгческзе образца (пут авосзгассшщаа), а лгшь условно ишйЧЕые для Di в. фзриз ДБзге-езя, в Koxopiíi си облекает яргахй глф свопх образов. Таков нараглз црагофьевского всощшетзз щагасалазого - через .дьигешге, В еш jara а .саецвфаса .щюкофьзйсзсго аиассшгзаа. Всегда азтороаак, . .трактовал Проаофьевна цзгакагьаого двеезнея црзводаг к тсчто

и двявеше, присущее стархпннм жанрам, он празпввет хах свое, авторское, превращая его в фориу вцрааенкя собственного аогенеощу-щенця. Но прякоснавттп к старинным ганрая по-особому организует авторскгй почерк, сообщая ецу нежзвзстаую ранее законченность, цельгость, авобичнув job pasma лет точность в раскрыт обрам. Другая прныечатехьЕая сторона п?кля - pyccssit характер власет-систскпх пьес Прокофьева, открывагцнй este одну грань осетсхешя кэста прокофьевского творчества в разытии ияасгапрсУсаоД теадеэ-ща 22 века. Переноса старвшые европейские гаяра на совреюгяцуи русскуп почву, Прокофьев на своез ватке зсторяа (xas и А.Бенуа) повторял опыт руссгого s д а с с и ц в з ы а.

В Заключения дана итоговая оценка особому положении творчества молодого Прокофьева в совреаеивси cay искусстве. Подчеркнута порота отразенет вачинапцвя коашозйтороа художественных тенденций эпоха г вместе o тем его ясклэтятвхышя самостоятельность, питаемая богатеЁвеЗ интуапгЕНо-стшгаШюЭ ирородоЗ гениального дарована. Особо откачено Еагнейнев качество таланта Прокофьева -функциональность художественного созялявя, постоянно пргсутству»-щее корракгарущее начало, которое направляло буйнув новаторску» инициативу молодого композитора. В прародао2 фушишонакьвостк творческого пгптеттта - источник классичноЯ ясностх я безыскусственной простота прокофьввсхого с Таи, ухо в раите года соедпш»-саго удивительную, пожсяше стжхпйнуг нЕогограняос» с не maso удшзлящаЗ стройностью.

Содерганзо диссертации освежается

в следуавдш печатных работах:

I. ПавдЕЕова В.Е. Вяктя черта фортетаяного творчества // Сов.кузам. 1931. Ü 4. С.88-93.

2. Павлинова ЕЛ. Смолоду - не своей языке // Сов.ьуззЕа. 1986." В 4. С. 84-87.

3. Павлинова В»Д. К вопросу о станоЕленнд тьсрческо! .сзчяссз Прокофьева // Некоторые пройлеш отечеетвзлЕоЗ ыузыкальной культу ры: Генезис и эволщия задрав. Своеобразие творческой лечеосте: Сборник научных трудов / 1£оск. консерватория. - 15., 1937. -

С. 94-115.

/С-г/