автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие"
АКАдНШ НАУК РЕСПУБЗЙШ УЗБШЮТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени АЛИШЕРА 11АВ0И
НА правах рукописи УЖ 882 (092)
ПШЯК ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
ТВОРЧЕСТВО А Д .ДЕНЬВИГА .'ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДШ И ШРОВОБ СВОЕОБРАЗИЕ
10;01 .:03 - Иотория национальной лите тури (русской)
АВТОРЕФЕРАТ диооертации на ооиокан:;е ученой степени кандидата филологических наук
Ташквнт-1995
Работа выполнена на кафедре русской литературы Ташкентского государственного университета
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор ВЛАДИМИРОВ Г.П.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор ВЛАДИМИРОВА Н.В. кандидат Филологических наук, доцент ША1РАНСКАЯ Э.Ф.
Ведущая организация - Кафедра русской и зарубежной литературы Ташкентского государственного педагогического института им.^изаыи.
Защита состоится "/#" ■/'-coJk^^JL 1995г. ъ/S час. на заседании специализированного совета Д 015.04.21 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте литературы им. Алишера Навои аН Республики Узбекистан /700170, г.Ташкент, ул. Муминова, 9/.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан /г.Ташкент - 170, ул.Муминова, 13/.
Автореферат разослан "/У" t&n&i^SL&dfi^L. 1995г.
Ученый секретарь специализированного совета, Л „ г „ г- ' доктор филологических наук Utf}РАХШЖОНОВ U.K.
а
ОВЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОТУ
Поэзия первой трети XIX пека - знаменательная эпоха в истории русской лирики. В литературу входит ряд крупнейших творческих; индивидуальностей: Жуковский, Батюшков, Баратынский, Вяземский, Давидов, Языков, Кюхельбекер, Дельвиг и др. Эти поэта разной литературной ориентации, объединенный гением и/шкина, определяли дух и содержание лирики "золотого века".
А.А.Дельвиг - одна из примечательных йпгур в русской литература пушкинской эпоха. Его творчество - часть сложного литературного процесса, ярко и своеобразно отражающая ого движение и особонноста. Лирика Дельвига как поэтическое явление возникает на сопряжении нескольких систем, сохраняя «вязь с ними; вместе с том она представляет собой замкнутый художественный мир оо своими внутренним!! закономерностями . Это мир, в котором сополонеяные определенным образом стихотворения, за редким исключением не порнвакщие о традициями условного стиля, представляют собой часть оригинальной система, дополненной внетекстовыми факторами, такими, как биография поэта, его литературная роль, остетачаа-кие представления, выраженные в критических работах и письмах. Образуемая целостность по-своему самобытна и представляет несомненный интерес для исследования.
Актуальность проблема исследования определяется тем, 1то творчество Дельвига представляет собой яркое а овоэб-эазное явление литературного процесса первой трети XIX паса. Оно отражает существенные моменты развития лирики в триод становления собственно лирического начала. В ого соэзии, основанной на условной природе школя устойчивых 'тилей, наметился тонкий переход к лирике индивидуального ■дана. Отдельные стихотворения Дельвига относятся к числу едовров отечественной литературы. Его поэзия в цолои проставляет собой оригинальное явлонио как в плане оотети-ооком, тик н в плано стилевом, которое имоот свои зако-оморности, основанные на традиции и во индивидуальном резни и. Изучение лирики Дельвига гак целостной, 'завершенной
системы позволит не только выявить своеобразие этого поэтического явления, но и может рассматриваться -как некая попытка дополнить общие представления о поэзии пушкинской поры.
Творчество Дельвига изучено крайне шло. В дореволюционной критике к его лирике обращались преимущественно в тех случаях, когда переиздавались его стихи (Смирдин А., Суворин А.-, Майков В.). В заначу этих изданий входило представление поста, но не научный анализ ого творчества. В работах В.Г.Белднского содержится лишь упоминание о"скромности" таланта поэта, что на долгие годы определило отношение к Дельвигу и его творчеству. Поэт привлекает внимание гак яркая фигура литературного.быта пушкинской эпохи. Этим объясняется довольно чаотое обращение к имени Дельвига в мамуарной литературе.
В советском литературоведении были намечены подступы к более серьезному изучении творчества Дельвига (работы Б.Томашевского, И.Виноградова, И.Исаковича, В.Вацуро и др.). Однако эти работы нооят характер предварительного исследования в силу жанровой принадлежности (вступительные статьи к собранию сочинений). Существует ряд публикаций, касавдих-оя равличннх сторон деятельности Дельвига - издателя, критика опубликованы и прокомментированы письма поэта (В.Вацуро, Г.Такшина, Е.Хиелевская). Внимание исследователей было также обращено на заслуги Дельвига в области метрики и ритмики (Сенчина Л., Совалин В.).
Парадокоально, но первой и пока единственной монографией о Дельвиге является книга английского исследователя (Л.Келлер), в задачу которой входило определение творческого метода поэта.
Творчеотво Дельвига до сих пор не стало объектом и диссертационного исследования.
Актуальность темы диссертации. тагам образом, опреде-дэляется преяде всего тем, что творчество достаточно оригинального поэта изучено в малой степени п до сих пор не стало предаетом целостного анализа. &юсте с тем, представляется актуальным исследование творчества Дольвпга в исторической персжектпво, определение внутренней логики и загсоиптар-
постой aro художественного мира, воаьыа сложного для понимания. Решение этой задачи поможет точнее определить меото Дельвига в истории pyccicJi литературы.
Пали и задачи исследования. Исследование лирики Дельвига как завершенной системы, раскрытие ее внутренних закономерностей, которые определили целостность я своеобразие этого поэтического явления.
Представление о целостной системе может быть составлено в ходе анализа разних оэ уровней. Мы определяем их следующим образом: уровень эстетического кругозора (т.о.эотетические представления о мира и о себе в мире); уровень жанровой организации.
Данной целью обусловлены задачи работы:
- выявление эстетической позиции А.Дэяьвига, которая складывается из следующих аспектов: эстетический идеал,реализованный в собственно поэтическом творчестве; личность поэта, воплощенная в tgi vro и ее внетекстовое продолжение; эстетические взгляды, выраженные п критических работах;
- исследование лирики в аспекте ианроа, котороь предполагает определение особенностей жанровой оистеиы у данного поэта} наблюдение за индивидуальным воплощением жанрового канона.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общетеоретические исследования литературоведов, посвященные проблемам теории лирики, истории литературного процесса начала XIX века, творчеству крупнейших поэтов этого времени.
Матерная и метод исследования. В дайной работе анализируется творчество Дельвига как целоотная система. Последовательно рассматривается каадый уровень определяемой системы.
I. Эстетическая позиция определяется сложным комплексом, включающим следующие компоненты: эстетический идеал по-» эта, поэтическая личность в системе его творчества и эстетические воззрения Дольвига - критика. В спектр исследуемых проблем входят: генетическая основа и структура идоала; влияние идеала на организации поэтического сознания; п'Л-
рпчэокое "я" и конкретно-биографическая роль автора; лирический субъект и условия жанра. Второй круг проблем связан с эстетическими установками Дельвига - критика. Анализ ведется в сопоставлении с традициями критической мысли начала века.
2. Второй уровень исследуемой поэтической системы -уровень жанровой организации. Рассматриваются жанры, определяющие особенности жанровой структуры лирики Дельвига: идиллия, романс, элегия. Указанные жанры исследуются как завершенные микросистемы со своими внутренними закономерностями. Аь ОТ13 ведется на уровне лирического сюжета, субъектной организации, эмоционального тона; частично привлекаются рммико-ингонационный и синтаксический уровни. Фоном для выявления своеобразия подхода Дельвига служат произведения Жуковского, Батюшкова, Пушкина,. Баратынского.
Научная новизна исследования. Фрагментарное обращение к творчеству Дельвига, затрагивающее лишь отдельные его стороны в аспекта, не составляет завершенной картины.
Между тем, осмысление творчества Дельвига как целостного явления позволит не только постичь своеобразие его лирики, отдельных, частных ее проявлений, но и приблизиться к пониманию художественного мира г^эта.
Впервые дан анализ творчества Дельвига как сложной поэтической системы; выявлены ее основные уровни, определены закономерности и своеобразие. Данный подход позволил установить сшца^ипу эстетической позиции Дельвига; особенности творческого 'метода; показать его место в русской поэзии 1 трети XIX века и уточнить роль в истории развития русской лирики.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Данная диссертационная работа исследует проблемы как теоретико-литературные - эстетический идеал, его структура и роль в организации поэтической системы, структура жанров, тай1 и историко-литературные - особенности лирики периода перехода от рационализма к романтизму. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов по истории русской литературы I трети XIX века, в спец-
курсах и спецсеминарах по анализу поэтического текста и" по русской лирике.
Алробапир диссертационного исследования. Основные положения и результаты, диссертации были доложены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ТашГУ в 1987-1992 годах, на межвузовской конференция молодых ученых. ТашГУ и УЗРШРЯиЛ в 1988 г., ва юбилейной конференции профессора Г.Саломова в 1992 г. и в пяти публикациях. Диссертация прошла обсуждение на совместном заседании отделов русской литературы Узбекистана,'литера: ,/рннх взаимосвязей и художественного перевода Института литературы им.А.Навои АН Республики Узбекистан.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоят из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
СОДЕШНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается те;ла исследования, ее актуальность, практическая и теоретическая значимость, освещается степень изученности проблемы, определяются цели и задача работы.
Первая глава диссертации - "Эстетическая позиция A.A. Дельвига" - состоит из трех разделов.
В начале главы кратко обрисован историко-литературный процесс. Отмечается, что становление Дельвига - поэта происходит в период одновременного существования и взаимопроник- . новення сразу нескольких направлений: классицизма, сентиментализма, зароздащегося романтизма. Движение от рационализма к романтизму определило своеобразие эстетического мышления поэта.
В первом разделе главы исоледуется эстетический идеал в лирике А.А.Дольвига. Категория идеала - одна из самих важных в эстетической системе предромантиаыа и романтизма. Романтическое мироощущение, со свойственной ему конфликтностью в отношении к действительности, и ¡дат выхода из этого конфликта. а,!есто несовершенного реального мира строится иноЗ - т-
мыиленный, идеальный. Своеобразие этого мира определяется типом романтического конфликта и творческой индивидуальностью автора. Тагам образом, формирование идела включает традицию и реакцию на нее.
В работе определена структура эстетического идеала, в основе которого гармоническое единство "миро" и "Я". Образованная между ними целостность представляет собой первый член бинарной оппозиции, вторым членом которой является ее смысловая, ситуационная, эмоциональная противоположность. Иначе говоря, утверждение идеала происходит на (боне его антонпмпч-ной пары.
. Один из вариантов поиска идеала - обращение к анакреонтике. Анакреонтический идеал, в основе которого лежит наслаждение жизнью, ее земными радостями, связывается с настоящим временем и может быть условно определен как "ЗдаСЬ". Второй член оппозиции - "ТАМ" - потусторонняя реальность, запредельное жизни состояние. Отношения "ТАМ" и "ЗДЕСЬ"у Дельвига анализируются на доне анакреонтики Батюшкова и Душкина. В результате исследования сделан вывод о том, что утверждение анакреонтического иДеала, определенного традицией, в лирике Дельвига сопровождается серьезными изменениями: идеал оказывает гармонизирующее влияние на антонимичный мир и постепенно переводит его в свою.зону. Сам процесс перевода, перифрастично организованный в лирической ситуации, поддерживает иллюзию оппозиционного напряжения. Такая организация оппозиции придает идеалу универсальную значимость.
В творчестве Дольвига анакреонтический идеал представ-лез как в роли жанрового (ранние стихи: "К Евгении", "К Ли-лете", "В день моего рождения и др.), так и в качестве составной части общеэстетического идеала, в котором его ценности начинают играть наджанровую роль. В качества примера проанализировано стихотворение "Домик", не анакреонтическое но жанру, но провозглашающее его -енности. Воссоздается незатейливый, маленький, скромный - "анакреонтический" по духу мир. Лирический субъект не исчерпывается анакреонтическим содержанием, но и из порывает с ним. "ШР" и "Л" образуют гармоническое целое благодаря взаимозависимости. Лирачесгое "Л" видит мир маленьким б силу своих скромных притязаний.
Данности анакреонтического идеала, оказавшись вне нанра, не ощущаются чужеродными. Пшчина в той, что утвередаомый идеал но противопоставлен анакреонтическому, ,. логически ого продолжает, используя периферийные для анакреонтического комплекса ценности (простота, покой). Именно они, обогащенные горацианской философией' умеренности, сформировали общеэсте-тнческий идеал.
В ходе анализа определены черты общеэстетического идеала. Находя из принятого нами тезиса, что идеал есть гармоническая целостность "МИРА" и "Я", общеэстетический идеал Дельвига монет быть уточнен следующим образом: "МИР" его идеала - маленький, скромный мир, тихий, открытый только • для друзей. Наличие в нем забот и страданий осознается лирическим "Я11, но уравновешивается ого смирением, верой в судьбу, умеренностью желаний. Меаду "МИРОМ" и "Я" удерживаются гармонические отношения.
Генетическая основа такого идеала построена на скрещении анакреонтической и горацианской традиций.
Идеал занимает приоритетное положение в эстетической системе Дельвига и оказывает несомненное влияние на все ее компоненты.
Во втором разделе I главы рассматривается проблема личности в поэтической системе А.Дольвига. В начале показана общая концепция романтической личности, имеющая две основные модификации: демоническая протестующая личность и поэт - жрец1. Концепция личности у Дельвига тяготела ко второму типу романтической личности. Это превда всего поэт - мудрец,, спокойно и несколько отстраненно взирающий на мир. Эта концепция воплощаогся в конкретно - биографическом поведении Дзльвага, за которым закрепилась слава "ленивца", "баловня" и становится основой образа поэта, им созданного. Ото мудрый "ленивец" с эпикурейскими воззрениями на жизнь и природу, со склонностями к бездействию, мечтатпльиой боспочнос-ти. Близость Дельвига - поэта и образа поэта, игл созданного, во многом определили гармоничность его художественного мири.
"* Гинзбург Л.Я. О лирике. - 1,1,-Л. ¡Советски!! писаголь,10С'1.
- с.хс.з.
В работе рассматривается влияние общеастетического идо-ала на сформирование концепции личности в творчестве Дельвига. Наиболее существенной чертой концептуальной личности Двльвц-га становится ее социальная автономия. Отгороженность личности от социальной сферы у Дельвига локализует сферу видения мара. Частная личность, замкнутая в частном мире; в соответствии с этой концепцией происходит отбор реаляй, обретающих поэтическое значение. Из всего многообразия проявлений эмпирической личности поэта художественному освоению подвергаются отобранные в обобщенные признаки личности концептуальной. Романтическая концепция личности предопределила тождество трех форм выражения авторского сознания в лирико Дельвига: "Я" - поэт - Дельвиг (имеется в виду текстовое присутствие). Это, по существу, разные обозначения одного в того ке лирического субъькто. Тоздоство этих понятий, плавный перифрао-тачннй переход от одного к-другому в рамках одного стихотворения и в контексте всей лирики в значительной степени предопределяют ее целостность.
Поэт в творчестве Дельвига - это не сколько обозначение рода заиятиЛ, сколько знаковое выражение мировосприятия. Важнейший его компонентом является понимание свободы. У Дельвига свобода личности основана на автономии от внешнего, прек-до всего социального мира.
Далее в работе исследуются способы создания автономии личности от мира. Определено, что она достигается благодаря системе границ (пространственных, временных, личностных), возводимых ыеяг* личностью и миром. В результате, и это подтверждено анализом стихотворений, Дельвиг выстраивает замкнутый мир поэта, ни с чем ке сопоставимый, сам себе равный. Он представляется величиной космического масштаба. Общество, толпа представлены персонифицированными отрицательными чертами - Зависть, Клевета, Измена, и связаны с днем сегодняшним. Поэт же одновременно пребывает в трех временах или за пределами времени. Автономия от мира внешнего приводит к ощущению внутренней свободы.
В етоы раздела прослекаваетсл текже взаимозависимость авторского "я" в той или иной жанровой «([-еры. Поэтическая
система Дэльвига основана не на четком разграничении отдельных жанров, а на их открытости и взаимовлиянии. Лирический субъект попадает но столько в замкнутую »анровую сроду, сколько в зону слияния жанров. Медцу модификациями авторских образов нет разрыва. Поэт - элегии но тождественен поэту - анакреонтику, но оба, кавдый своими путями, макоама-льно приближены к романтической личности, избранной Дельвигом.
Разные формы проявления авторского сознания в лирике Дэльвига объединены концептуальной романтической личностью, в основе которой поэтическое сознание, внеианровое/по сути, объединяющее в неразложимый комплекс текстовую кйзнь лира-чоской личности и внетекстовую, конкретно-бпограйшчоскую роль ее азтопа.
3 третьем разделе главы исследуются эстетические воззрения Дельвига - критика. Прослеаивается влияние немецких романтиков и их русских продолжателей на становление крити-чоской шсли Дельвига. Проанализирован ого подход к таким проблема!,!, как эстетическое учение о подражании природе; форма и содержание; идея историзма гак основа концепции народности; национальная самобытность искусства.
Диалектичностл подхода, воспринятая у немецких романтиков, позволила Дельвигу преодолеть теорию канров. Оставаясь в определенной мере ванровш поэтом, в своей эстетической шсли Дэльвяг выходит за пределы ланровой системы, провозглашая основным принципом художественного творчества не следованно канону, а его оригинальность. Гармония - вые- , шая оценка в эстетической шале ценностей у Дэльвига - обозначает слияние Цормы ц содержания в едином поэтическом образе. Таким образом, принцип оригинальности художественного произведения уравновешивается принципом гармонии. Взгляды на природа поэтического творчества восходят к романтической идее иррациональной природы творчества, /ист создания истинной поэзии з понимании Дельвига имеет бошеввнную сущность.
Анализ критических работ Дэльвига приводит к выводе,что ХОТЯ ДеЛЬВ:1Г - критик но бил оригинальным пр ОД Г) Л 7.2 ? б Л Г; И раз-
рпбогсы р'лмцтлчоскоЯ эстетики, ого .чоззрошш ио-глрулйьидят
характерное для русского романтиза явление и становятся важной составной частью эстетической'позиция поэта.
Доминирующий принцип эстетической позиции Дельвига -иерархическая подчиненность при одновременной соразмерности всех компонентов..Иерархию щормарует эстетический идеал, моделирующий гармоничные отношения человека и мира. Выработанные идеалом ценности анакреонтико-горацианского комплекса пронизывают все сферы поэтической системы Дельвига, Эстетические воззрения, в числе которых ваннейший принцип гармонии, во многом смыкающийся о понятном "середины", выработанным школой Жуковского, это одновременно система оценок произведений искусства, это и эстетический критерий построения собственной поэтической системы и внетекстовой эмпирической жизни поэта.
Во второй главе исследуется лирика Дельвига в аспекте ианров. Лирика Дельвига естественно сопряжена с общим движением литературного процесса. Будучи карамзинистом, он унаследовал важную составную карамзннизма - мгтление жанровыми категориями. Вместе с тем, характер этого мышления находится в прямой зависимости и от индивидуальной эстетической позиции Дадьвига. Поэта презде всего привлекали кайры, в которых йог полнее реализоваться его 1-";еал: гармоничное единство частного человека' и замкнутого, частного мира. Это преаде всего идиллия, романс, деоня, элегия.
В первом раздело рассматривается ж ар идиллии. Обращение Дельвига к античной культура отракает стремление поэта к воплощению оощеоотетического идеала в ого первозданном виде. Гармония человека а мара предопределена жанром идиллии. В ил-иле раздела выявлена жанровая концепция идиллии. Ее составные: канровнй объект, лирический субъект в идеологическом взаимодействии о героями; время, моею и характер действия героев. Эта концепция и послужила теоретической канвой исследования идиллического творчестзп Дельвига. Описание; места действия идиллии не имеет фиксированного композиционного положения, содержательная же 'зго сторона ограничена и.пштием "сельская природа". Пейзоя в идиллиях Даль тш га, организованный по принципу многоаспектного изображения (про-
стрлнство, звук; цвет), не только выполняет жанровую функцию, конкретизируя место событий, но и функцию психологическую -подготавливает ассоциативно к идиллическому событию, задает эмоциональный тон, соответствующий жанровому заданию. Не во всех идиллиях описание сельской природы составляет завершенный пейзаж, но различная его организация на отменяет его сути и функциональной значимости.
Обозначение времени в идиллиях имеет принципиальное значение. '"Золотой век" содержит внетекстовой комплекс античного бытия. Локализация времени достигается следующими способами :
Г. Мифологическая номинация:
а) античные имена (Диана, Ли кариеа, Дамон);
б) упоминание или участие в сюжете античных богов и персонажей мифов (Эрот, Деда, Сатир);
в) географические названия, принадлежащие "золотому веку" (Лл;Т;зй, Олимп, Аркадия).
2. Стилизация античности с помощью ритма.
Время как внутреннее состояние античности, включавшее отношения человека и мира, составляет основное содержание идиллии и раскрывается на уровне жанрового объекта, взаимодействия субъекта с героями идиллической ситуации.
В этом разделе рассматриваются типичные для идиллии ситуации игры, песни, танца. Участвуя в развитии лирического сюжета, они образуют музыкально-игровую стихию идиллического глпра. Ситуация диалога - композиционный стержень идиллий Дельвига (за исключением "Татяра и Зоа").
Субъектная с$ера идиллии определяется ее жанровыми свойствами, вкл'очаюдими три родовые начала. Отсюда наличие героев, сонерплвщих те или иные действия, повествователя, рас-сказнваюткэго о событиях (часто эту функцию выполняет герой), и, наконец, автора - субстанции, встраивающей идиллический мир.
На 'Ю'Ючяяия анализа всох идиллий Дельвига сделан вывод, что л цчлоч они составляю? япвершенную систему. Каждая идиллия, ту ила :шуп лпро-опическрч с-'^тему, црпв-
носит в контекст идиллического мира особый нюанс, конкретизирует разные его стороны. Зта система включает гармоничный мир отношений (идиллия ."Дамой", "Купальщицу", "Цефиз" и др.) п одновременно обнаруживает его условность ("Конец золотого века"). Такая композиция внутри идиллической системы придает ей пластическую закругленность и выводит идиллию Дельвига на новый уровень бытования жанрп.
Во втором раздело главы рассматривается жанр романса. Определены два типологических направления в развитии нанра: ..„■панский романс, в осняза которого событие ("Просился, рыцарь, путь далек", "Одинок месяц плыл", "Сегодня я с вами пирую, друзья" и др.), и бассобытпйный романс французского типа ("Не говори: любовь пройдет", "Прекрасный день"). Анализ ведется в следующих аспектах: лирический сюжет, структурная организация, эмоциональный тон. Отмечается, что Дельвиг нарушает традиционный принцип композиционного расположения мотивов. Так, в центр лирического сюжета, вместо иерархически предопределений! теш любви, могут быть поставлены мотивы поиска смерти, дружбы.
В романсе "Одинок месяц плыл" устойчивые мотивы западно-европейского романса расставлены в неожиданной последовательности. История любви опущена, па первом плане предчувствие и гибель из-за любви. Дельвиг не только смело варьирует устойчивые мотивы, но и подменяет одну тему другой. Так, лирический сюжет романса "Вчера вакхических друзей"движим темой дружбы, а не любви, как того требует канон. Однако ослабление романсовости не происходит. Как следствие отступления от традиции на одном уровне - почти буквальное ей следование на других. Если романсовость поколеблена на уровне сшета, она усливается традиционным эмоциональным тоном, специфической мелодической структурой. Балансирование ш; ду уровнями жанра придает романсу Дельвига внутреннею пластичность. Солодокеннио вместе,романсы Дел! 'ига создают романсовый мир, динамично-событийный, пронизанный любовью, тревогой, нежней грустью. Этот мир вшшчаот в себя ноежндшпюо сочотапио романс оных сюжетных ходов, психологическую глубину, «ЛОКНОО СШЮТ0НИ9
элементов французского а испанского романсов, оригинальное сочетание голосов автора п героя, тонкость эмоционального тона, разнообразные прием! мелодизацяи.
В третьем раздало исследуется канр элегии. В начале века этот жанр становится знаковым выражением романтического мироощущения, двойственного по с..оей природе. В работе сделана попытка определить структуру нанра. Романтическая неразрешимость конфликта, невостребованная или востребованная в малой степени другими лирическими яанраш,. стала неп-ремешшм условием структурной организации элегического конфликта. Лтак, неразрешимой конфликт, окруженный и поддер-жаный другими канровыми свойствами (тема, эмоциональный тон, стиль), каздое из которых монет быть в той или иной мере поколеблено, является основой элегической рефлекопь и определяет возможности жанра. Неразрешимый романтический конфликт, попадая в канровую ситуацию элегии, обретает уточнение: неразрешимость но вырастает до трагического разрыва. В элегия конфликт подвергается гармонизации, стремление к которой определяет надситуацпонное движение элегии.
Далее на историко-литературном фоне (Жуковского, Баратынского, Душкина), исходя из теоретической посылки о доминирующей роли конфликта в его специфической модификации в организации канра элегии, рассматривается элегическое творчество Дельвига.
Одна из продуктивных ситуаций, организующих сшет элегии - ситуация разочарования, в которой сочетание прошлого и настоящего организует конфликт. Прошлое предстает как момент предельного эмоционального напряжения ("погибнуть иль любить") Прошлое в элегиях не столько эмпирическое прошлое, сколько определенное состояние дуии. Настоящее знаменует качественно новое состояние лирическог субъекта. Его суть - л отсутствии йзлнх ценностей. В элегии Дельвига традиционные элегчческно перевивания об утраченном мире ("жалобы сердца") оказываются оттесненными изображением мира любви, организованного иод, вш'янием обиеэстетпчесг.ого идеала, энакрэотачес-кого в основе. Лирический субъокт является одновременно носителем элогпчтмгегэ сознания и янаотяческоЯ памяти. Такое сочзтш':;з .-.-«от эяпгзи ппгх-п 1т?.т>по доюитипков звучянл:,
Б работе рассматриваются способы организации элегического конфликта и его гармонизации у Жуковского, Цуикана.Баратынского. На этом фоне выявлено, что у Дельвига, при видимой четкости оппозиции конфликта, обнаруживается стремление поколебать самое оппозиционность. Зыбкость внутри конфликтных сфер и одновременно их неразведенность по полюсам смягчает элегический конфликт, что вполне соответствует об-щеэсгетаческам устремлениям поэта.
Подводя итог исследования канровой системы Дельвига,ав-т.р диссертации делает сведущие выводы.
Рассмотренные жанры представляют собой микросистемы со своими закономерностями.
Так, идиллический мир организован кок совокупность отдельных его проявлений. Расположение идиллий- в сборнике таково, что кавдая последующая является логическим продолжением продвдущей. Внутренняя зависимость отдельных кошоиен-..ов микросистемы строга и свободна одновременно. Строгость проявляется в способе композиционной организации: последовательном расположении идиллических мотивов, завершенности системы,: создаваемой благодаря особой смысловой ввделеннос-ти начала идиллического цикла и его финала (первая идиллия "Дамой" занимает место экспозиции, описывая место жанровых событий, представляя героев, последняя - "Конец золотого века" - эпилога, в котором показано разрушение идиллического мира). Композиционная четкость способствует созданию ощущения внутренней свободы в сфере жанра. Изображение разных граней идиллического мира создает двойной эффект: жанровый мир воспринимается как органично динамичный и объемный. Э^и качества идиллической системы Дельвига выводят ее за грань обычного представления о возможностях жанра, так как канонизированная идиллия имеет скорее противоположную тенденцию к одномерному изобрикению статичного мира.
Внутренние зависимости ыевду отдельными романсами в рамках микросистемы несколько иные. Отталкиваясь от разнонаправленных традиций испанского и французе зго романсов, Дельвиг создает язяаниа вариации "на заданную тому", Каедый из его романсов воспроизводит достаточно точно одни из компонентой мирового задания (тема, стиль, эмоцпЗналышй .тон),
другие - более вольно. Разнообразие I! свобода выбора жанровой доминанта обеспечивали вариативность как принцип построения мпкроспсто-'И. Кроме того, разные варианты возникли и от сношения традиций: так, романс испанского типа включает элементы po.ua не а трубадуров.
Русская песня во голого;.! продолжает романс и как жанровая микросистема строится но том кэ законам. Правда, здесь вряд ли возможно говорить о вариативности в использовании отдельные компонентов системы. Лигоратурная песня в принципе жанр более свободный, в том плане, что нет доминирующей по более 'зависимый от своего родового предшественника - поспи народной. 3 литературе о Дельвиге по раз упоминается о принципе стилизации, используемом поэтом при создании русских несон. По тут очень вето одно уточнение: Дельвиг но стилизует слою песню под породную, но строит ое по образцу литературной песни, которая в свою очередь включает-нтилпзшию как жанровое задание. Иначе говоря, народная основа входит в песни Дельвига как эстетизярованная реальность. Отдельные песни воспроизводят различные стороны этой реальности в ее национальной трансформации.
Элегия Дельвига - микросистема о наиболее сложной внутренней структурой. Ыекду ее компонентами нет линейной зависимости, как в идиллии, вряд ли возможно говорить и о вариативности, наблюдаемой в романсе. Большая свобода жанра, его удаленность от рационалистического подхода предполагала и совершенно ином уровень организации. Элегии Дельвига воспроизводят разныо нюансы по существу единого психологического состояния души влюбленного человека. Пластичность достигается не за очет смены мотивов, но благодаря тонким сдвигам в разработке одного мотива - разочарования в любви. Более личностный мир жанра привел к концонтрациI лирического взгляда на одном, хотя и внутренне противоречивом состоянии.
Идиллия, романс, русская песня, элегия представляют собой макрос лотами, открытые для взаимовлияния, и образуют новую целостность - жанровую систему лирики Дельвига. Ее иерархия зэ;5;.'пьяо отражает тродицпоннув жанров?» систему, с ловившуюся »£ начало зека, з которой доминирует элегия, почти
отсутствует идиллия. Такая организация соответствовала логике внутреннего'движения лирики Дельвига от идеала к рефлексии по поводу невозможности его полной реализации.
В заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования. ;
Творчество Двльвига представляет собой завершенную систему. В ее основа эстетический идеал, формирующий представления о правильном и разумном устройстве мира. Традиционные для анакреонтики и горацаанства ценности получили индивидуальное уточнение в грантах дэх-,виговской системы. Внутренняя, иногда выявленная, иногда подспудная, проблема соответствия идеалу реальности объединяет отдельные лирические высказывания в единую целостность. .Проводником идеального начала и его оппонентом является поэтическая личность, воспринимающая мир его противоречивом многообразии. Личность эта строится поверх жанровых воплощений образа поэта, хотя и не порывает связи с ним. Эта органичная связь возникает благодаря выбору жанров, сверенных о эстетическим идеалом. Кроме того, поэтическая личность имеет внетекстовое продолжение в эмпирической действительности ее автора. Строя биографию поэта в соответствии с избранной ролью в жизни, Дельвиг не передает в лирике сюжетную конкретику моментов своей биографии, но создает облик носителя анакреонтяко-горацяанских ценностей как в тексте, так и за его пределами. Такав отношения мевду поэтической личностью и конкретно-биографической ролью ее coздaíeля обеспечивают выход на другой уровень системности. Говоря о жанровой завершенности, внутренней цикличности, композиционной строгости лирической организации, автор диссертации имеет в виду целостность собственно лирического контекста, которая в свою очередь включается в систему более высокого порядка, определяемую как мир писателя.
Ддиное авторское сознание, скрепляющее внетекстовую и воплощенн-1 в лирике личность - один из существенных компонентов образуемой целостности. По моизо ванным представляется и то обстоятельство, что единое авторское сознание вовлекает в эту целостность другое его проявлонно - эотетичес-
кио представления, выраженные в критических работах. Установки эстетического плана, выработанные Дэльвигом в его отношении к явлениям современного литературного процесса, а именно: требование "важной простоты", гармонии, бережного обращения к традициям и в то же время творческого подхода к ним - все это находит подтвержден- з в собственном поэтическом творчество Дельвига.
Таким образом, мир Дельвига представляет собой целостность, скрепленную единым авторским сознанием, объединяющую лиричегкое творчество поэта, его конкретно-биографическую роль и эстетические воззрения, выраженные в критических работах. Свободное сцепление, пластичное взаимовлияние отдельных элементов обеспечивает главное качество мира Дельвига -
- гармоничность.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Жанр романса в лирике Л.Дельвига // Проблемы руо-ской филологии. Материалы межвузовской конференции молодых ученых ТашГУ я УЗИИРЯиД, 1/-19 мая 1988 г. - Ташкент,1988.
- С.72-74.
2. Анакреонтический идеал в лирике '..Дельвига // Мастера русского слова в историко-литературном процессе. - Ташкент, 1991. - С.45-57.
3. Личность в поэтической системе А Дельвига // Проблемы личности в русской литературе. - Ташкент, 1992. - С.16-25.
4. Идиллия А.Дельвига в контексте античной традиции // Таржимя розарияси ва адабиЗ - лисоний ало1{алар: Тезисы докладов на юбилейной конференции, посвященной шестидесятилетию профессора Сдламова. - Ташкент, 1992. - С.29.
5. Эстетические воззрения Дельвига - критика // Личность гак доминанта художественного мира писателя. - Ташкент, 1993. - С.7-15.
Павлот Ольга Николаевна
A.A.ДЕЛЬВИГ ИКОДИ. ЭСТЕТИК ИДЕАЛ ВЛ ТЛНР ХУСУСИЯТЛАРИ.
Штахассисяик 10-01.03 - миллий адабиёг гарихи(пус)
Тадкикотда XIX аср бопшари рус лээзиясининг ёркин намоян-даларидан бири - А.А.Йельвиг и^оди урганилган. Илк бор Дельвиг икоди мураккаб поэтик тизим нанунаси сифатида та^лил эпглган: унинг асосий мезонлари, бадиияти илмий бахосини топган, узига хослиги ва конуниятлари аникпанган.
днссергациянинг биринча бобида пононин!1 эстетик тарикати: мунадад-Дельвигнинг эстетик дунёкараш, унинг игоди тизимида-ги лирик цацрамон.шоирнинг эстетик идеали тадкик этилган.
Урганиладиган муаммолар иагмуасини шоир эстетик идеалининг таркпби ва генетик асоси, мазкур идеалнинг поэтик та^оккзфни ифодашздаги таъсири шоирнииг лирик "Мен"и ва унинг шахсий хаё-ти муносабатлари, лирик субъект ва гачп имконияти мутаносибли-ги '•ашкил этадп. Шоир танкидий карашларининг шаклланишида некие романтиклари ва улар издошларинйг таъсири илмий йунашида ку-затилди. Адиб гомонидан табиатга таклид хакидаги эстегик таъли-мот; иакл ва мазмун; халцчиллик концепциясшшнг таоихиклик foh-сига асос экани, санъатнинг миллий кадриятлилиги каби масалалар-га ёндашиш тарзи тахлил этидди.
Иккинчи бобда А.А.Дельвиг лирикасининг канр хусусиятлари тадкик этилган.
Лирик магн хусусиягларини белгиловчи ганрлар: идиллия, романс, элегия кабиларнинг тахлили беридди. улар узига хос ички конуниятларга эга мукаммал бадиий санъат намунаси сиЗя-гида Урганиб чикилди. Тадкикотда шоир лирпкасидаги сюгетнинг узига хос ички хиссиётни ифода эта билан богляцяиги, шеъриятидаги услубий охангдоряик, сингактик ^анг-баранглик аник белгилаб бери лган.
Дельвигнинг увига хос .бадиий услубини топипща Эдковский, Батюшков, Пушкин, Баратинский асарларигя мурогаат этдик. Диссертация якунида асосий ¿[азилати мутаносиблик деб курсотилган.
А.А.Дельвиг поэтик дунёсиницг узига хос табиати юзасидан хулосалар баён эгилди.
Povl ioh Olgn Nikolacrvna a.A.DELYia'S WORKS. AESTHETIC IDEAL AND GENRE ORIGINALITY Speciality 10.01.03 - History of national literature /russian/.
A. A.Delvig's works are investigated in the work. He is one of the most remarkable figure in russian poetry of the be-gining of XIX centure. For the first time is given analysis of Delvig^s 'vorks as compound'poetic system; the main levels are revealed, appropriatenesses and originality are determined.
In the first chapter of thesis is examined the aesthetic author's position, determined as compaund complex, including aesthetic poet's ideal, poetic personality in system of his works and aesthetic views of Delvig as a critic the center of investigated problems consists of: genetic basis and ideal's structure, ideal's influence on organization of poetic consciousness; lyric "I" and specifically biographic author's role; lyric subject and genre's conditions. The second group of the problems is counected with aesthete purposes of Delvig as a critic. Influence of German romantics and their Russian imitators on the formation of poet's critical thought is retraced. His method of approach to such problems as aesthetic doctrine of imitation to nature; form and content, idea of historical method as basis of conception of national caracter; national originality of art are analysed.
In the second chapter Delvig's lyric poetry in genres aspect is investigated the genres determining pecnliarities of lyric context idyll, ranance, elegy are examined. They are analysed as completed microsystems with their own internal appropriatenesses. Investigation is conducted on the levels of lyric plot, subjective organization, emotional tone; partially rhythmically intonational and syntactic levels are draxn in. The works of Jukovsky, Batushkov, Pushkin, Baratynsky serve as a bachgrauri'l for exposure of Delvig*3 original method of approach.
In the conclusion of the thesis are drawn inferences of the special nature of integrity of Delvig's poetic world, the main quality nf which is called the harmony.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Павляк, Ольга Николаевна
ВВЕДЕНИЕ 3 —
ГЛАВА I» ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Ш9ИЦД8 А.А.ДЕЯЬШГА 13
1.1. Эстетический идеал в лираке А.А.Дэльшга IG
1.2. Личность в поэтической CUOTOIJQ А.Л.Дальаага 32
1.3. Эстетические воззрения Дольвзга - критика 50
ГЛАВА П. Ларина А. А. Дельвига в асдаете аанров 52 - I3S
2.1. Жанр идиллии 66
2.2. Жанр романса 89
2*3« данр влагая НО
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество А.А. Дельвига. Эстетический идеал и жанровое своеобразие"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Скрывая cao© первую г единственную при жизни книгу, дельвиг написал одооа из 1Ъте: пою, как поет птица0. Эпиграф задает тон оборшку и шре - всей лирике Дельвига. В этих словах вырашва поэтическая установив ва свободное творчество, провозглашен главный стилевой и эстетический принцип - легкость. Свобода и легкость определили движение внутри поэтической системы к обретению гармонии. Это двшаэ-ние диалогично по сути, так как а свобода и легкость-понятая не только декларируешь, но в отстаивав:лае. Она одновременно содержание лирики поэта в способ ее организации как системы. В качестве сэдэрвательного элемента свобода а легкость органично входят а эстетический комплокс ценностей идеале, определяя способ видения мара а реакцию на него.ХЗэк фактор структурный - оба понятия составляют единый принцип подхода к выбору материала для лирического освоения, так и способ его организации. Это включает в себя свободное обращение к развал жанрам, их открытость к взаимовлиянию,зольное использование канона. Каждое стихотворение Дельвига - это голос свободного поэта и одновременно утверждение право на эту свободу.
Шесте с то л, внутренняя свобода лирической систолы Дельвига достигается за счет достаточно сложной кодоозиционвой организации. Этот процесс ыа наблюдали при анализе построения жанровых микросистем. Ого логика распространяется а на структуру всего творчества. Особенно это очевидно при рассмотрении композиции книги стихов Дельвига. В этой связи больщую значимость обротают начало оборшп® а ого финал. Опфшзает сборник, как уш говорилось, эпиграф: своеобразный клея, прадопрадедяащий зээмошости лирического шра. Первое стихотворение сборника - идиллия. Таким образом »поэтическая установка, выроненная эпиграфом, находит оэое ; продолжение в обиарувешш идеального дли поэта начала. лиллпя не щюотэ один из нанроз Лэльаига, но мера, с которой сафветоя реальность, подвергаемая лирическому освоению. Гармония человека и шра, естественная для идиллии, становится основой эстетического идеала .Дельвига, объединяющего все творчество поэта. Гармония, заявленная в идиллии и утверждаемая как идеал, проходит многократную црофку в столкновении с антагонистическом ей началом« с единственной целью быть утзерцденвой. Эвшкает сборник идиллия "Конец Золотого века", выводя гармонию на новый уровень понимания« ВК2ШЯШЩЙ не только ее обязательность для мироустройства, но и понимание невоамоиности ее полного утверждения. Гармония не конечный результат, но суть и направлена© движения, йялка, образуемая этими двумя идиллиями, заключает в себе разные ? и отнюдь не идиллические представления и реакции, это и печаль» и разочарование« и размышления о клевете и т.д., но организует внутреннюю суть гармонического движения, связывающего отдельные поэтические высказывания в единый лирический контекст.
Ддеальвое начало, рефлексия по поводу его утраты, и, наконец, третье состояние, включающее первые два - своеобразное воплощение классического диалектического построения: теза, антитеза, синтез. Это построение в свою очередь отраначено 9ца одной рамкой, образуемой эпиграфом и вш логом. ■Слова Гэге, определившие качество в способ гармонического дзааония, ре^тазоваяные в контексте всего оборвана, лога-ческа подводят к словам самого поэта - "Так певал без принуждены!" » // "Кек на ветке соловей". Сама форма высказывания - "так певал" . создает ощущение продолжения диалога в устанавливает как внутренние зависимости, а именно эпи-логозое утворвдение приоритетной позиции частного, свободного человека ("без прануяденья"), так и внешние - вводя свою поэтическую позицию в широкий контекст литературной традиции.
Ваосматраваемый способ организации сборника свидетельствует о склонности Дельвига к системному построению поэтической реальности ^ и является, на наш взгляд, существенным поводом для понимания его лирики как целостной а завершенной системы.
В ее основе эстетический идеал, формирующий представления о правильном и разумном устройстве мара. Традиционные для анакреонтика и горацианства ценности получили индивидуальное уточнение в границах дельзагозской састеш. Заутренняя, иногда выявленная, иногда подспудная, проблема соответствия адеолу реальности объединяет отдельные лирические высказывания в единую целостность. Дроводнаком идеального начала а его оппонентом является поэтическая дикость, воспринимающая мир в его противоречивом многообразии. Личность эта строится поверх жанровых воплощений образа поэта, хотя а не порывает связи с ниш. Эта органичная связь возникает благодаря выбору жанров, сверенных о эстетическим идеалом. фойе того поэтическая личность имеет ваетекэ-тозоо прсдолшнио з эмпирической действительности оо автора. Строе бзографзю поэта в соотэетстваа с избранной ролью (поэт - "баловень судьбы", "мудрый Олиш"), в ваэ-на Дэльвиг не передает в лирике сшатную конщ»тику момон-тов своей биографии, но создает духовный облик носатела шахфоонтико-горацвансках ценности явя в тексте, так и за его пределами. Такое отношения шаду поэтической личностью а ко£Пфетно-бзогроуической ролью ее создателе обеспечивают выход на другой уровень системности. Говоря о за прозой завершенности, внутренней цикличности, кошоза-цаонной строгости лирической организации, мы имели в виду . поэтическую систему как целостность собственно лирического контекста. Эта целостность, в свою очоредь, зклю-чается в састе ду более высокого порядка, определяю дую нами как мир писателя.
Зденое авторское сознание, скрепляющее воплощенную в лирике личность а внетекстовую, один ие существенных компонентов образуемой целостности. Ш »нее зазнал представляется а то обстоятельство, что единое авторское сознание вовлекает в данную целостность другое его проявление -эстетические представления, выразенные в критических работах. Установка эстетического плана, выработанные Дельвигом в его отномениа к явлениям современного литературного процесса, а именно требование "вашей простоты", гармонии, бе-розного обращения к традициям а в то m врет ля творческого подхода к нам, вое это находит подтворвдение в собственном поэтическом творчестве Дельвига.
Таким образен» шр ^эльшга цредотаалаэт собой цэлоот-аэсть, охфешювную единим авторским сознание:.!, объединяющую дарачэское творчество поэта» его кшхфотно-баогрэфаческую роль а эстетические зоззренал» шрашннне в критических работах.
Особенность данной целостности заключается в свободном сцошюнап отдельных ее элементов, пяпстичном ззаамоышянял» обводу—вишл глазное качество мира .Дедьзлга - его гармонич-аость.
Лельзаг зооол з ллтерлтуру, придерживаясь яа$кмш&окоЙ традиции, как поет - дилетант. Это бшш сознательная установка на легкое владение разняли поэтическими састемагяз, свободное построение собственного поэтического шра. Лирический тетю "Я пою как птаца*» прадвареоиай сборник» таким образом, монет црочитнзаться как основоподагаккцлй принцип построения авторского шра. Его гармоничность* внутренняя пластичность и легкость внесли несомненный вклад в развитие русской лирики.
Список научной литературыПавляк, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Дельвиг A.A. Стахотзорешш. - Ш.: 1829. - 174с.2. ^эльзаг A.A. Стихотворения. Пб.: А.Сшрдян, 1980.- 162 о.3. ^эльзаг A.A. Лодн.собр.стахотворений. Ш.: A.C.Oy-зорив, 1887. - 170 о.4. ^льоиг A.A. Сочинения. Об. г Е.Еэдокамоз, 1893. - 171 с.
2. Дэльваг A.A. Шла.собр .стихотворений. Л. ?Лацатедь-отзо писателей в Ленинграде, 1934. - 551 с.
3. G. Лельваг A.A. Пода.собр.стихотворений / Взд. и приьюч. Б. В. Тоыашевского; Во ту п. статья Л.А.Эвоограцоза, Д.В.Тошшэе-с кого. Л.: Соа .пасете ль, 1934. — 552 с.
4. Дедьзаг A.A. Стихотворения / Вступ. статья, ред. и цраиеч. Б.В.Тоуашезсвого А JL.»Сов .пасотель, 1936. - ¿70 с.
5. Дэльзаг A.A. Стихотворения (Вступ.статья, подг.текс-та г црашч. Л.А.Пвоткана). Л.:Job.писатель, 1951. - 283 с.
6. Дельвиг A.A. 1Ьлн.собр.стихотворений (Вступ. статья, подг.текста а примеч. Б.В.Тоиааазского). Л. хСов.пасатзль, 1959. - 369 о.
7. Дельвиг A.A. Стихотворения (Вступ.статья, шщг. текста а пришч. Л.з.лзковач). Л.:Соз.писатель, I9G3. - 385с.
8. Дельвиг A.A. Стихотворения (Сост., ос туп.статья, пра-иоч. а словарь В.Л.КОровина). М.гДет.дит., 1976. - 174 о.
9. Дедьзаг A.A. Стихотворения (Вступ. статья Л.Панова). :.1.:Соа.Роосия, 1983. - С.5-22.
10. Дельвиг A.A. Сочинения (Составление, зступ.статья и коюлентараи В.Э.Вацуро). Л.:Худож.лат.,1986. - 471 о.1. ПИСЬМА
11. Писша Д.A.A. // Дельвиг A.A. Сочинения. Пб., 1893. - С.14Э-Г71.
12. Письма Дельвига A.A. виг. Ш.1922. - С.29-42.
13. Письма Дельвига A.A. е.и.з.кандолярая об А.С.Лушкин
14. Г?. Письмо Дельвига A.A. Пб.,1918. - Ban.XXIX- XXX. 18. Письма Дельвига A.A.на на по аьш. Царскосельскому лицея. Пб. ,1912. - Т.Т. - С. 152.
15. Письма Дельвига A.A. 1923 г. / Црпм. Гофмана 1ЛЛ.20» Письма Дельвига A.A. Л., 1929. С. 191—192. - С. 199.
16. Шсьмо Дельвига A.A. // Письма Цудаава а Хитрово. -Л., 1927. ВЦП. ХХУШ. / Тр.Цушкзнского дома. - C.8I.22. Письмо Дельвига А А.23. Письмо Дельвига А А.пай быт пушкинской эпохи).
17. Шошо Дельвига A.A. риалы. М.-Л. ,1956. - T.I. - С.273.1. Верховскай Б. Барон Даль
18. Дела Ш Отделения Собст. Пб.,1906.- G.42. Пушкин а его современника.1. С. 59.
19. Гоо^ройцд Н#А. Товарищ ¡фа
20. Сборник Цушкинского доив на ПГ., 1922. 0.94-ев. 1Лэдзалеве кий В. Л. Душкан.
21. Полавой П. История русскойлитературы в очерках в биографиях. Пб. ,1883. ч.П. - С.256-257.
22. А.Н. резники СЛюбов-1929. С.59.йссдвдозэная и мате
23. Письмо Дельвига A.A. // Барсуков H. Жизнь и труда Погодина. Лб.,1888. - T.I. - C.3X8-3I9.26« Письма Дельвига A.A. // Сборник Душки «о кого доела на 1923 г. Яг. ,1922. - С. 78-94.
24. Пасьмо Дельвига A.A. // Пушкин а ого современники. Ш.,1907. У. - С. 149.
25. Письмо Дэяьвига A.A. // Дамский вурнал. 1831. -Ч.ХШ1. - а 52. - C.IS5.л
26. Письмо Дельвига A.A. J J Полевой П Н. астория руссвой словесности с древнейаих времен до наших дней. Ш., 1900. - T.IÜ. - C.I8Ö.1. ШСЕРАЙЯВСКИВ шгввтш
27. Арк. Я. ¡Материалы для биохрафии барона А.А.^львага // Всемирный вестник 1903, J» 4. — C.I-I2.
28. Баохрафинеские заметки о поэтах // Дельвиг A.A. / Е^сские поэты современника Пушкина, антология. Д., 1937. -С.569-694.
29. Бороздин А. К. дрльвиг, -зыков и Баратынский // Бороздин А.Н. Соф.ооч.» 11Г., 1914. — Т.П. — С. 102—137.
30. Берховскай Ю. Баров Дельвиг. Материалы биоградичоо-кие и литературные. Ш.» А.С.Коган, 1922. - 119 о.
31. Вольно Д. Дельвиг // Ясские поэты современники Луш-кина. Д. »1937. - C.63Ö-642.
32. Гостфрейнд НжА. Барон А. А. Дельвиг // Гост^рейцд НА. Тошридя Пушкина по имп.аарскосельскому лицею. Дб.,1912. -Т.П. - С.280 - 381.
33. Гофман Ц»0» Страница аз жизни Дельвага // Оеааиз, Сборник художественно-литературный, научный и философский. • И.Д902. HÖ.X. - С. 143-150.
34. Грот Я. Цушюга, его лацейскае товарища а наотав-ншш. Gfaö.: Б. Л., 1899. - 61 с.
35. Лельваг А.И. Полвека русской жизни. Эоопошнания.- М.Д. 1930. T.I. - С.51-86.39. &рн А.П. Дадьвиг а Пушкин // Душкин а его современника. Пб.,1907. - Вип.У. - G. 140-157.
36. Ковв Н.Ы. А.Д.Лвльвиг. Воспоминания. / Вступительная заметка А.¿йрпичнихшвз // Ясская старина. 1897, В 2»- С.273-279.
37. Письма (15) A.A. Дельвигу / Зотул. статья а комментарий ¿»Майкова и П.Бартеньеза // Русский архив,-1891, J3 7. -С. 357-364.
38. Плэтнев П.А. А.А.Дэльвиг. Некролог // Плетнев П. А. Сочинения а парвпаска. Пб.,1885. - Т.Т. - С»2X3-217.
39. Подола некий А.Л. Воспоминания. По поводу статьи Г. В. Б. "I.ioe знакомство с Зоейкозам в 1830 году" // З^усскай архив. 1872, В 3 4. - С.659-365.
40. Щумигорокий Е.С. Новости исторви // .¡стррический вестник. 1916, 15 7. — С.237-239.48. артель В. Л. ¡1з воспоминаний о Дуою», Дэлыиге и Баратынском // Литературный современник, 1937, j» I. С. 263-270.
41. ХЪевсюзй В. Душан в лицее и лицейские его стихотворения // Ооаре^юнник. СПб., 1663. - Т.ХСУШ - 2.146147.
42. Розен B.C. Ссылка на мертвых // Ста отечества. -СПб., IB47. ОВД.Ш. - С.3-40.1. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ
43. Альш И.Л. Миниитнра в русской лирик© первой трети XIX векп // Ученые згшиски Владишрского пединститута, 1969.- вып.1У. Т. 19. - С.67-85.
44. Анализ одного стихотворения. / :.1еаэузавекпЙ сборник под ред. Холгавникова В.В. Я.*ЛГУ, 1985. - 247 с.
45. Банников Н. Чуткое сердца // Литературная Россия,-1973. 17 авг.
46. Батюшков К.Н. .¡збранные сочинения. М.: Правда,1986.- 527 о.
47. Баратынский Б.А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М.:Правда, 1987. - 477 о.
48. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетик. ГЛ.:Худ. литература, 1975. - 354 с.
49. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году // Белинский В.Г. Пшш.собр.соч.-&. , 1955. —Т.Ш.-С.445-503.
50. Блинова Е.М. "Литературная газета" А.Л.Дальвага и А.С.1фшшва. М.:&загв, 1966. - 208 о.
51. Боров Ю.Б. 0 природа художественного образа // Страница истории русской литературы. М.,1971. - С.67-75.
52. Бочаров С.Г. "Свобода" а "счастье* в поэзии Дулкана // Поэтика ¡^шкава. Очерка. М.,1974. - С.3-20.
53. Бочаров С.Г. "Обречен борьбе верховной." // Бочаров ¿.Г. О художественных шрах. М. 1985. - О.бЭ-1^4.
54. Вансалов В.В. Эстетам романтизма. М :*1седсство, 1966. - 395 с.
55. Вацуро В.Э. Антон Дельвиг литератор // А.А.Лзль-виг. Сочимая. - Л. ,1966. - С.3-20.
56. Вацуро В.Э. веская адалдая в эпоху романтизма // Ноский романтавм. Л., 1978. - С.130-152.65. вацуро В.Э. "Северные цветы": История альманаха дв-. льва га пушка на. - ¡¡¿.«Фиге, 1978. - 287 о.
57. Вееалоаекш! А.Н. В.А.4Уковскай: Г&эзая чувства а "сердечного зообреаэния". СПб.,1904. - 546 с.
58. ВерховскаЙ И,Д. Дельвиг // история русской литературы. М.-Й., 1953. - Т.1У. - С.400-4X0.6Ь. Ьйногродов Л. С творчестве Дельзага // Дельвиг Д.А. ГЬлн.собр.стихотзорений. Л. ,1934. - С. 5-40.
59. Гаавскай В. Л. Библиографические заметка о сочинениях Душкина а мальва га // Отечественные записка, 1853. Т.1ХХХУШ, й 6. - ОТД.УП. - С. 137-156.
60. Галушко Т. "Никто на свете не был бла^е Дзльвага." /<1з истории дружбы а творческих отношений А^С.фшнна а А.А» Дельвига, /шрора.- 1980. Л I. — с.120-135.
61. Гачев Г.Д. Образ в русской худоиествепной культуре.- Li.:.£куссгш>, 1981. 246 о.
62. Гиллальсон М.Л. Цушканоная литерзтурио-обшственпая среда (1810-1830 годы). Дйе. . д-ра фшол.наук.-*И.,1981.370 с.
63. Гинзбург 1*Я. Ясская лирика 1820-1630 годов // Поэты 1820—1830 годов. Л. ,1961. - С. 5-105.
64. Гинзбург JUU Пушкин и лирический герой русского романтизма // Душкин, ^следования и материалы. М.-Л. ,1962.-Т.1У. - С.140-153.
65. Гинзбург Л.Л. О лирика. И.-Л. :Сов.писатель, 1965.- 380 о.
66. Гинзбург Л.Я. Частное в ебщэе в лирической стихотворении // Гинзбург JM. О старом и новом. Л. ,1982. - С. 1643.
67. Гйриыан L1.L1. Диализ поэтических произведений А.С.Цуа-кяна, .Лермонтова, О.¡.Тютчева. М.:Высоая околи, X98I. -НО о.
68. Гнздич II.Л. Стихотворения. Позмы. 1Л.:Сов.Россия,1984. 223 с.
69. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и пробле ю ридыв. Ы»*Наука, 1973. - 275 с.
70. Городецкий Б.П. русские лирики, *1сторнкэ-латвратур-ные очерка. Л.$Наука, 1974. - 157 о.
71. Грехноа В.А. Лирика Пушкина. Горький: Водго-Внто-кое кнакноо издательство, 1985. - 235 о.
72. Х^нгорьева А.Д., ,1ванова Н.Н. <1знк лирики XIX века.- М.зЫаука» 1981. 340 о.
73. Григорян К.Г. Цушкинская элегия. Л.:Паука, 1990.- 256 е.84. 1*укозский Г.А. Ясская поэзия УШ зека. JLtАкадемия, 1927. - 212 о.
74. Гуковскай Г.А. Цушяан а русские ршаатшш. И, г ХУД. литература, 1965. - 354 с.86. 1^урвич И.А. О развитии худояестаенного мышления в руосксЛ литературе (конец Ш первая половина XIX в.).-■Еашкеит: Зан, 1967. - 119 о.
75. Еурэзич А.Ы. Ромаатвам в русской дитерао^ре. ГЛ.: Просвещение, i960. - 101 с.
76. Х^рович А.Ы. Лирика Пушкина а ее отношении к романтизму. (О нравственно-эстетическом идеале поэта) // Проблемы романтизма. Сб.статей. М. ,1971. - С. 197-2^9.
77. Дерюгине Л.В., Турбин В.Л. Парадоксы и догматизм // Ь^гсская литература в оценке зарубедной критика. U. ,1901. -С.88-104.
78. Лнепров В. О романтичесхюй личности // Проблема роа-дизма. Л. »i960. - С.40-60.
79. Дмитриев гл.А. LlocKoacKue элегии: Стихотворения. Не» лочи из запаса моей памяти. Ы.:Шсковский рабочий, 1985.» 317 с.
80. Европейский романтизм. Ш:11аука, 1973. - 507 с.93. }£уковокнй В. А. Избранное. Л. :Худ.литература,1973.- 455 с.
81. Жирмунский В.Ы. Теория стиха. Л. : Сов. писатель, 1975. - 663 С.
82. Нирмуискай В.м. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JE. «Неуки» 1977. - 405 с.
83. Чуковский В.А. О слоге цростом а слоге угфашэввзам //
84. B.В.Цузоэскай Хфатик. - М.»1985. - С. 144-147.97. лванова Б. Поэт, друг поэтов // Наука в религия*-1973. & 9. С.85-86.98. .Зсакошч й.В. а.А^Цвяьбзг // Дэльввг A.A. Стихотворения. М.-Л. ,I9G3. - С.5-00.
85. История романтизма в русской литературе. Возникновение и утвервдение роглантзама в русской литературе (1790-1825). М.Я1аука, 1979. - 311 с.
86. Лстррия романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20-30-« годов XIX в. (1825-1840). Ы.$ :!аука, 1979. - 327 с.
87. Касаткина В.Л. Цредромантизм в русской лирике. K.U. Батюшков.» Н*Л.Гяедич. М.ШОШ, 1987. - 121 с.102. г&ига о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и яацра. М.*Соараменнак, I97S. - 303 с.
88. Корнан Б.0. О целостности литературного цроззведе-ния // ¿Ёви АН СССР. Сер.литератур* а языка, 1977. Т.36» Вв. - С.508-513.
89. Норман Б.0. К методике анализа олова и совета в дорическом стихотворении // Вопросы сювэтословення. Рига, 1978. - С.22-28.
90. Кормаа Б.0. Чужое сознание в лирике и пробле ю субъектной организации реалистического произведения // .¿ад.
91. Ali СССР. Сэр.литературы и языка, 1973. Вып. 3. - Т.ХХХП.1. C.209*222.
92. Корман Б.О. О соотнопвнии понятий "автор", "характер* а "основной вмоца овальный тон"//Сб.статей Воровского шд. а не та ту та, 1969. Вып.П. - С.5-9.10?. Норман В.0. Лирика Ищфосоэа. ííaaacKs Удауртая, 1978. - ¿99 с.
93. ХОВ. Коровин В.И. Поэзия .¿^львага // Коровин В.И. Поэты цушеи некой поры. М. ,1960. - С. 53-72.
94. Кооелез В.Л. Наука аз наша стихотворца // К.Н.Ео-тшкоз. 1йчто о поэте а поэзна. М.,1985. - С.5-26.
95. ИЗ. Леонов Б.А. Романс как казр в лирика // Воцросы стили и жанра в лирика. И. ,1964. - С.96-102.
96. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Н.:ШУ, i960. - 538 с.
97. Лихачев Д.С. Отношения литературных занров иевду собой // Лихачев Д.С. Позтака древнерусской литературы. -М.,1979. * С. 55-80.
98. Лихачев Д. С. Принципы историзма в изучении содер-яания и формы литературных произведений // русская литература ,-1965, » I. С.16-32.
99. Лосев А.Ф. лудоаэстзенный канон как проблема стеля // Вопросы эстетики. LL ,1964. - С.Х5Х-Х59.
100. Любомудров С. Античный мир в поэзии Душкина. -М.з Б. Л., 1399. 64 с.122. йайшн Е.А. Скшт стилистического анализа лирического стихотворения // Г^сскай язык в акала,-Х960, В 3. С. 44—47
101. Г1анн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М. »Наука, 1976. - 372 с.
102. Ясская философская эстетика. Li. :Пскусство.Х969.- 303 о.
103. Медведев H.H. .ориалылй метод в латературозоденяи.- Л.:Прибой. 1928. 253 С.las. Новикова A.Ü. Х^сокая поэзия ХШ первой полоза па XXX века а народная песня. - M.:Просвещение. 1982. - 222 с.
104. Орлов В. Поэты I820-IS30-K годов. X. Вяземский. П. Дальзаг // Литературная учеба,~Х940, В 2. С.3-16.
105. Напаян P^â. Некоторые воцросы соотношеная штра a яанра // Ученые записки Тартуоского гос .университета1973.- Был. 306. Т.2Х. 0.46-64.
106. Пдоткич I.A. А.А.Дэльваг // Дельзаг A.A. Стахотво-репия. Л. ,1951. - С.5-51.
107. ХЗО. Щцгаецная IL Г. " Свое" а "чукоо* в поэтаческом стала // Смена литературных ста лей. Li., 1974. - Ce2ÛX-250.
108. Подавав П. Бшзайшие послздозатвла Цушкавской школы а поезиа. Дельшг.-Баратынский.-языков // «¡вторая рус-» окой литературы в очерках а биографиях, - СЬб.ДЗЭО. - С. 209-340.
109. Шлевой К, А. Ствхотэрреиияя барон о Дальзага // Московский теавграф#-1829, # II. С. 359-374.
110. Црашров Б. Вадактор а поет // Огонек, 1973, 13 33.- С. 25.
111. Цушкан А.С. Поли.собр.соч. в 10 токах. -АН СССР. 1950. Т.1. - 527 о.
112. Рассадин С.В. Шва гармонии // Рзссадан С.Е. Спутника. Ы.гСов.пвозтеяь, 1983. - С.9-59.
113. Ривскай Л. О содеонаазч паотушешого стахотвореная // Наука стихотворства. СПб., 1811. - С. 133-134.
114. Раяскай И. О различай мезцу эклогами и адаллияма // Паула стихотворства. СПб. 1811. - С. 143-141.
115. Ваяскай Л* Романс. Баллада» // Нау^а стихотворства.- СПб., 1811. -С. 260-262.139. йпаскай И. Эргаоги // Еауив стихотворства. СПб., 1811. - С. 263*266.1*0. РоэдестзенскнЙ В.А. В соззездаи Пушкина. Гцгагя о русских поэтах. М.{Просвещение, 1982. - 192 с.
116. Розанов И.Н. Деяьэиг // Поэт двадцатых годов ХИ века. М.,1925. С.30-61; 136-133; 141-146.
117. Ясская элегия Ш1 начала XX зека. - Л.:0ов.па-сахоль, 1391. - 639 с.145. i^oeifiiii романе. ¿¡.:Црадца» 1987. - 639 с.
118. Сахаров B.II. Под сшш друенах муз. 0 русских писателях романтиках. - ¿^гДудс^.днторатура, 1984. — 294 с.
119. Саменко Л.Ы. ^изнь и поэзия Дуковского. М^ :луд. литература» 1975. - с.
120. Семевко Л.м. Поэты душплнскоп поры. и. зХуд.литература, 1970. - 293 О.
121. Зепчшш Л.Т. мзтрика и строфика Д. л. Дельвига // Ясское стихослошыие XIX а.: .атериады но метрике а строфика русских поэтов. ш.,19?9. - С. 258-277.
122. Садьмаи Т Л. Заметка о лирике. Л.:Сов.наеатель, 1977. - 221 с.
123. Сквозанков З.Д. Вэалазм лрринеикап поэзии. LU: Наука, 19?5. - 375 с.
124. Славина Э.В. 0 тале поэта в лирике пушкинской эпоха: анализ трах стихотворений // Проблема современного nyi*-кановсдеиая. Л., 1981. - С. 102-^08.
125. Совы ли и З.С. 0 связях ратмакн с кадровыми цризнака-ма в стихах Дальше га // девственность в развитии аанроз русской литературы. Сб.науч.аддов ¿¡осковокай Ун-т. £Ып. 11,1979. С. 21-64.
126. Сомов 0.1J. Стихотворения Дельвига // Северные цветы па 1830 год. Ш.# 1829. - С.55-56.
127. Такшапа Г*В* ¿¡сторико-литературное значение выступлений А.^дьаага в "Литературно® газете" // Традиции и новаторство в русской литература mWLDC в* Об .науч. трудов. Московский под. институт,—1976. lim. I. - С. 39-44.
128. Ташана Г .В. Д.А.Дельэаг и двиавнае декабристов // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. научи, труд о©. ГЛосковскаЙ под.ацетату,-1977. C.II5-I32.
129. Тереби на P.E. Поступления в лицейское собрание Духа— капского фонда // ,1зв. АН СССР. Сер. литературы а язкка .-1972.- Вщ.2, T.3I. 0*176-184.
130. Тимофеев Л .И. Слово в стаже. М.* Сов. писатель,1982.- 341 о.
131. Типология стилевого развития нового времена» классический сталь. Соотношение гармонии и дас гармони и. ГЛ.:11ау-ка, 1976. - 504 с.
132. Темашевский В.В. А.А.«Дельвиг // Дельвиг A.A. Поли, соф.стихотворений. Л.1Сов.паоатель, 1934. - C.4I-IQI.
133. Успенский В. О Дельвиге // Русская поэзия XXX зека.- Л. 1929. С. 103—141.
134. Хмелевская Пешею А. А. Дельвига // Памятника культур« Ноше от*фытия. Шсьменность. Лскуеетво. Археология. "¿шгодник. Л. ,1980. - С. 21-33.
135. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы // Коьтекст#-1975. М. »1977. - С.52-53.
136. Чичерин Л. О отааю пушкинской ларики // В мере Цуо-кааа. M.J 1974. - С.302-335.170. дааков А.П. Поэтика Чехова. M.sHaysa, 1971. -¿¿89 с.
137. Шанскай НА Вдохновенный язык "Щохноэешш" A.A. Дельвига // русский язык з школе .-IS7o. & 5. С.3-И.
138. Шеллинг Ф.::. -илософия искусства. М.хМысль,1966.- 496 с.
139. Шлегель Ф. Разговор о поэзии // Литературная теория веиецкого романтизма. Л. г1ад.писателайв 1934. - C.24G-3I2.
140. Оершшский С. Ввров Дельвиг и русская народная песня // Еусскпй архив»-1925, Л 6. С. 139-164.
141. Шо с таков В .П. Гармония как эстетическая категория. -0.:Ндука, 1973. 256 с.
142. Ыомива В.Г. Каир литературной песни а русской романтизм первой трети XIX века // Проблемы литературных зшров. Сб.науч.трудов. Томский университет. Бул. 1,-19?5. С.48-49.
143. Koshler Ludmila. Anton Antonovich
144. Delvig. A classicist in the of romanticism. -Hague-Paris: Monton, 1970, 174 p. ^