автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Творчество Альфреда Теннисона: аспекты поэтики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Альфреда Теннисона: аспекты поэтики"
На правах рукописи
Павшок Лидия Михайловна
Творчество Альфреда Теннисона: аспекты
поэтики
Специальность 10 01 03 -литература народов стран зарубежья <европейская и американская литература)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1ЬВОЭ 1
МОСКВА-2008
003166091
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета Московского государственного университета им М В Ломоносова
Научный руководитель доктор филологических наук
А. Н. Горбунов
Официальные оппоненты
доктор филологических наук Е. П. Зыкова
Институт мировой литературы им А М Горького
кандидат филологических наук О. В. Моськина
Российский Университет дружбы народов
Ведущая организация факультет журналистики Московского
государственного университета им М В Ломоносова
Защита диссертации состоится » 2008 г на заседании
диссертационного совета Д 501 001 25 при Московском государственном университете им M В Ломоносова
Адрес 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-ый корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета Московского государственного университета им M В Ломоносова
Автореферат разослан
2008 г
Ученый секретарь
диссертационного Совета ^ у
кандидат филологических наук, доцент - А В Сергеев
Настоящая работа посвящена исследованию основных особенностей и тенденций творчества одного из самых известных английских поэтов викторианской эпохи - Альфреда Теннисона Учитывая то разнообразие которым отличается его поэзия, а также большое количество созданных им произведений, подробное и полноценное изучение настедия поэта оказывается чрезвычайно сложной задачей Диссертация не претендует на полный, исчерпывающий анализ всего творчества Теннисона Тем не менее, при всей неоднородности его поэзии, в ней намечаются отдельные темы, к которым поэт обращается пеоднокрапш на всем протяжении своего творческого пути Это постоянство свидетельствует о том, что они имели для него особую важность Возможность выделить подобные «блоки» стала основой данной работы Аспекты творчества Теннисона речь о которых идет в работе, позволяют составить общее впечатление от его поэзии, основанное не на подробном разборе всех текстов, а на анализе отдельных ключевых произведений, тем и образов
Научная новизна и актуальность исследования.
Творчество Теннисона как одного из главных поэтов викторианской эпохи было достаточно подробно изучено в западном литературоведении (хотя в 1990-е гг интерес к нему несколько уменьшился) В отечественном литературоведении его поэзии не было уделено достаточно внимания Исследований, посвященных ему, очень маю, и в основном они имеют предельно конкретный характер Данная диссертация предлагает общий анализ ключевых аспектов творчества поэта, позволяющий увидеть его творчество в перспективе
Цечь работы - выявить главные черты, наиболее характерные для поэзии Теннисона. проанализировать его стихотворения с опорой на культурно-философский контекст эпохи, исследовать его творчество как продолжение романтической традиции
Задачей данного исследования является анализ важнейших аспектов творчества Теннисона, который может способствовать пониманию его поэзии в целом и объяснить ту популярность которой пользовались его стихотворения в викторианской Англии
Основные положения, выносимые на защиту
- Теннисон - поэт-романтик, в чьем творчестве субъективное и объективное начала находятся в постоянной борьбе с друг другом, что выражается как на уровне содержания, так и на уровне формы
- мифология для 1еннисона является способом уйти от настоящего и одновременно объяснить и понять его
- склонность поэта к идеализации прошлого и характерная для него постоянная меланхолия
- творчество Теннисона - важная часть общего литературного контекста викторианской эпохи, пользуясь традиционными моделями, он привносит в них новые элементы
— Теннисон - поэт, которому удалось с особой ясностью и ос1ротой понять и выразить в своем творчестве кризис мировоззрения викторианской эпохи
Методологической базой исследования послужили теоретические разработки отечественных литературоведов и труды западных критиков, связанные с темой работы В основе диссертации - историко-типологический подход к предмету в сочетании с конкретным историко-литературным анализом
Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование творчес1ва поэта такого масштаба, как Теннисон, может быть использовано для анализа поэзии викторианской эпохи в целом и отдельных поэтов этого периода в частности
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для проведения спецсеминаров и спецкурсов в рамках изучения зарубежной литературы
Апробация работы Результаты работы докладывались на конференции «Филология в рамках университетского образования» в УРАО (июнь 2005, июнь 2006), в рамках Круглого стола в ИМЛИ «Россия и русские в художественном творчестве зарубежных писателей XVII - начала XX веков» (декабрь 2006) По геме работы опубликовано две статьи
Структура работы Диссертация состоит из пяти глав, вступления заключения и библиографии
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении дается обоснование актуальности и научной значимости избранной темы, определяются цель и задача исследования, кратко излагается содержание глав и рассматривается история изучения вопроса Творчество Теннисона вызывает самые разнообразные оценки со стороны критиков В викторианскую эпоху он пользовался огромной популярностью в Англии после его смерти большинство критиков, осуждая всю поэзию того периода, осудили в первую очередь и поэзию Теннисона, и только во второй половине XX века с I ал и появляться работы, объективно анализирующие творчество поэта Во введении дается обзор критики, начиная с современников Теннисона и до наших дней
При жизни поэта отзывы на его стихотворения в основном были положительными Так высоко ценичи творчество поэта М Арнольд, У И Глэдстоун, А Хэллэм Отдельные отрицательные оценки (Дж У Крокер, У Бейджхот) были немногочисленными и никак не влияли на благоприятное впечатление, которое поэзия Теннисона производила на аудиторию
Ситуация резко изменилась после смерти поэта Отрицательная оценка его творчества была связана с завершением викторианского периода и пересмотром и переосмыслением как прежних ценностей И идеалов в целом, так и литературных критериев в частности В результате вся викторианская литература подверпась жесточайшей критике, а
репутация Теннисона, с коюрым в первую очередь ассоциировался этот период, пострадала особенно сильно Не слишком лестную оценку творчеству Теннисона давали Т С Элиот, В Вульф, Ф Р Ливис («Новые веяния в английской поэзии» (1932)) Ф У Ьейтсон («Английская поэзия и анпийскии язык » (1934)) Еще более резко высказывался У Оден в своем предисловии к «Избранным стихотворениям» (1944) он назвал Теннисона самым глупым из английских поэтов
Очередному пересмотру викторианская поэзия и творчество Теннисона подверглись после Второй мировой войны Спустя полстолетия однозначные негативные оценки уступили место всесюроннему объективному анализу, учитывающему как отрицательные, так и положительные черты В частности, большую роль в понимании поэзии Теннисона сыграла работа Дж Г Бакли «Теннисон Рост поэта» (1961), в которой подробно исследуется творческий путь Теннисона В этой работе Теннисон представлен как трагическая фигура это поэт, от природы склонный к чисто субъективной поэзии, вынужденный всю жизнь подавлять свой лирический импульс и создавать произведения, посвященные актуальным проблемам и событиям Работа Бакли стала одним из основных источников на которые опирается данное исследование Основной конфликт между субъективным и объективным в творчестве Теннисона, ставший главной темой изучения в монографии Бакли, является отправной точкой для исследования и в диссертации Тем не менее задачи у двух работ разные, главной целью Бакли становится раскрыть творческий путь поэта, связав его с биографией, он пишет об общих идеях опираясь на отдельные цитаты Данная работа - это прежде всего подробный анализ текстов поэта, этот анализ тесно связан с главными темами, которые можно выделить в творчес1ве Теннисона, и способствует более глубокой разработке проблем, о которых пишет Бакли, а также помогает сделать новые выводы
В 1960-80-е гг появляется множество работ, посвященных как творчеству Теннисона в целом так и отдельным произведениям и вопросам Одной из основных книг, на которые ссылается диссертация, был сборник «Критические статьи по поэзии Теннисона» под редакцией Дж Киллэма (1960), в него включены статьи, посвященные самым разным вопросам - от самых общих до предельно конкретных
Особенно много пишут о поэте в 1970-х гг Особого упоминания заслуживают такие работы, как «Падение Камелота исследование «Королевских идиллий» Теннисона» Дж Д Розенберга (1973), «Теннисон» П Тернера (1976), «Теннисон и традиция» Р Патгисона (1979)
Этот краткий обзор критической литературы, посвященный поэту, позволяет увидеть, что в западном литературоведении Теннисон занимает очень прочную позицию, хотя в 90-е гг и в настоящее время интерес к его творчеству несколько уменьшился (вышло только несколько работ «Альфред Теннисон Литературная жизнь» Л Ормонда (1993),
«Теннисон» М Торна, «Кришческие статьи об Альфреде Теннисоне» (1993) Г Такера, «Теннисон семь статей» Ф Кочлинса (1993)
Несмотря на то. что новых работ в последнее время появилось не так много, следует констатировать, что в середине XX века в результате переосмысления и объективного анализа отношение к поэту существенно изменилось в положительную сторону
В отличие от Европы, в России Теннисон пользовался гораздо меньшей известностью Можно предположить, что в первую очередь это связано с тем, что существует очень мало переводов его стихотворений на русский язык Возможно, немногочисленность переводов связана прежде всею с необычайной музыкальностью и технической сложностью, которые оишчают поэзию Теннисона и делают ее трудной для перевода
Что касается критической литературы, посвященной творчеству поэта, го в отечественном литературоведении нет отдельных монографий о Теннисоне, существует только несколько статей, опубликованных в разных сборниках (А Н Гиривенко «Альфред Теннисон в России к истории восприятия», О И Половинкина «Викторианская эпоха в «Королевских идиллиях» Теннисона») В 1995 году появляются монография и докторская диссертация Н И Соколовой «Творчество Д I Россетти в контексте средневекового возрождения в викторианской Англии», косвенно связанные и с поэзией Теннисона С 1997 года выходят ее статьи, посвященные непосредственно Теннисону «Теннисон и Кембриджские апостолы» (1998), «Традиции Шекспира в поэме Теннисона "Принцесса"» (1999), «Поэма Теннисона «Лукреций» (к проблеме полемики с эстетизмом)» (1999)
В 2003 году появляются две кандидатские диссертации, посвященные «Королевским идиллиям» «"Королевские идиллии" А Теннисона в контексте «артуровского возрождения» в английской литературе XIX века» (Нижний Новгород) Н А Петровой и «Средневековые реминисценции в «Королевских идиллиях» А Теннисона» Е В Соловьевой
В 2006 году в журнале «Иностранная литература» опубликована статья Г Кружкова, в которой подробно обсуждается биография Теннисона, связь творчества Теннисона с романтизмом, в первую очередь с Шелли и Китсом, его влияние на английскую поэзию (в частности на У Б Иейтса), а также отдельные эпизоды его биографии, имеющие отношение к России
Помимо отдельных работ, Теннисону посвящены краткие стагьи в энциклопедиях и учебниках по истории литературы (например, «История всемирной литературы» (1984))
Таким образом, становится очевидным, что творчеству Теннисону' в России не уделили достаточно внимания Все вышеупомянутые статьи и диссертации (за исключением работы Кружкова, в которой затронуты общие вопросы) имеют предельно конкретный характер так как посвящены отдельным вопросам его творчества или отде 1ьным его
произведениям, в то время как общей базы, позволяющей оценить его творчество и его роль в истории английской литературы, еще не наработано Главной задачей данного исследования становится именно создание общей базы для анализа, основанной на исследовании важнейших аспектов творчества поэта
Биография и поэзия I еннисона не слишком хорошо известны в России, поэтому Первая глава - «Творческий путь Теннисона» - позволяет увидеть его произведения в перспективе, получить некое общее впечатление о динамике его развития, тематическом и стилистическом разнообразии и общих 1енденцияч его поэзии
Теннисон как «поэт века» является чрезвычайно сложной и противоречивой фигурой, характерные черты его творчества обусловлены не только личными обстоятельствами его жизни но и, прежде всего, особенностями самой эпохи Кризис мировоззрения, крушение всех прежних ценностей и идеалов сомнение в существовании Бога - все эти явления нашли отражение в творчестве Теннисона Он осознавал и те сдвиги которые произошли в общественном сознании, и ту важную роль, которую он вынужден был играть
Период творческой активности Теннисона, от первого опубликованного сборника «Стихотворения, в основном лирические» (' Poems, Chiefly Lyrical , 1830) до постеднего, «Смерть Эноны, Сон Акбара и другие стихотворения» ("The Death of (Enone, Akbar s Dream, and Other Poems'), изданного через несколько недель после смерти поэта в 1892 году, охватывает 60 лет Его поэзия отличается чрезвычайным разнообразием как в тематическом так и в формальном отношении Опираясь на достижения романтиков, Теннисон работает с традиционными стихотворными жанрами, а также экспериментирует с новыми формами создавая их посредством смешения традиционных, и модифицирует известные системы стихосложения, добиваясь новых эффектов
В тематическом отношении для Теннисона характерна не меньшая широта и разнообразие его занимают как общие вопросы - смысл жизни и задача творчества, вера и неверие добро и зло иллюзия и реальность, -так и проблемы конкретного характера, актуальные в викторианский период - взаимоотношение религии и быстро развивающихся точных наук, женская эмансипация и т д
Временной спектр его поэзии не менее широк объектом его внимания становится и будущее, и настоящее, и особенно прошлое, как лично пережитое поэтом, так и историческое прошлое
При этом, несмотря на все это многообразие, существует ряд вопросов, образующих своего рода ядро всей поэзии Каждый новый творческий этап по-новому освещает эти проблемы, за счет постоянного поиска достигается ощущение динамики, а преемственность тем и образов позволяет избежать эпизодичности и разрозненности и обеспечивает эффект единого целого
В первой главе рассматриваются основные этапы творческого пути Теннисона и дается общая характеристика его сборников -«Стихотворения, в основном лирические» ( 'Poems, Chiefly Lyrical", 1830), «Стихотворения» ("Poems", 1832), «Мод и другие стихотворения» ("Maud and Other Poems", 1855), «Енох Арден и друтие стихотворения» ("Enoch Arden and Other Poems", 1864) «Баллады и другие стихотворения» ( 'Ballads and Other Poems", 1880), «Тиресий и другие стихотворения» ("Tiresias and Other Poems", 1885), «Деметра и дру1ие стихотворения» ("Demeter and Other Poems", 1889) и «Смерть Эноны, Сон Акбара и другие стихотворения» ("The Death of Œnone, Akbar's Dream, and Other Poems 1892) Особое внимание уделяется его крупным произведениям - поэмам «Принцесса» ("The Princess", 1838 - 1847) и "In Memoriam" (1833 - 1850) монодраме «Мод» ("Maud", 1855) циклу «Королевские идиллии» ( Idylls of the King", 1859- 1874)
Подобный анализ позволяет сделать важные выводы на протяжении всего творческого пути Теннисона в его поэзии прослеживаются одни и те же проблемы - соотношение иллюзии и реальности, место поэта и поэзии, объективность и субъективность творчества, трактовка прошлого и его связь с настоящим, вопросы веры науки и границ человеческого познания, выбор между пассивным и активным отношением к жизни При этом ни на один из них Геннисон не находит однозначного ответа его творчество - вечный поиск
Во Второй Главе - «Субъективное и объективное в творчестве Теннисона» - исследуется одна из важнейших проблем для Теннисона -соотношение субъективного и объективного начал в поэзии Этот вопрос в викторианскую эпоху был чрезвычайно актуален С одной стороны, в романтической концепции творчества субъективность оказывалась основой поэзии, которая воспринималась прежде всего как выражение личных переживаний автора, и Теннисон не мог не принять это во внимание С другой стороны, в эту эпоху поэту предъявляются определенные требования он должен быть человеком, принимающим активное участие в жизни общества
Этот конфликт между субъективным и объективным в поэзии -отражение еще более глубокого философского вопроса об истинных ценностях Теннисон, как и многие другие его современники, пытается решить для себя, что представляет большую ценность - человек как уникальная личность, существующая отдельно от всего остального, или человек как часть социума неразрывно связанный с остальными членами общества
В свою очередь, этот вопрос связан с общим кризисом мироощущения в викторианскую эпоху Прежняя система мировоззрения, которая строилась на четких оппозициях иллюзии и реальности, добра и зла, должного и недопустимого, больше не представляется состоятельной, а новая система еще не наработана Мир для викторианцев крайне неустойчив, он нуждается в абсолютных координатах, благодаря которым
эту шаткую систему можно сбалансировать Границы реальности и иллюзии, добра и зла оказываются зыбкими и ненадежными, так как сами понятия теряют четкость и определенность
Таким образом квинтэссенцией творчества Теннисона является состояние крайней неопределенности и невозможности ухватиться за реальность Зыбкость мироощущения и внутренняя противоречивость служат одной из причин неустойчивости взглядов Теннисона на искусство Этот конфликт между субъективным и объективным началом находит отражение в его поэзии в самых разных проявлениях
Прежде всего, можно выделить целый блок стихотворений, в которых поэт прямо рассуждает о проблеме творчества «Геспериды», «Леди Шэлотг», «Дворец искусства», «Пожиратели лотоса», «Поэг», «Душа поэта», «Песня поэта», «Парнас», «Мерлин и свет».
Кроме того, эти две противоречивые тенденции отразились в его поэзии косвенным образом Стремление быть в центре общественной жизни наиболее очевидно проявилось в стихотворениях, написанные «по случаю» «3-е февраля 1852», «Ода на смерть герцога Веллингтона», «Атака легкой кавалерии» и др Однако в большинстве случаев это не просто отклик на конкретное событие Теннисон стремится к максимальному обобщению реальные события, на которых основаны тексты, становятся своего рода отправной точкой для рассуждений о вопросах общего характера
Помимо стихотворений, написанных «по случаю», существуют произведения, в которых затрагиваются актуальные для викторианцев вопросы и проблемы В частности, объектом его изображения становится социальная несправедливость («Локсли-Холл», «Мод»), женская эмансипация («Принцесса») Помимо этих конкретных проблем, Теннисон пишет о вопросах, так или иначе связанных с кризисом мироощущения эпохи Вера и сомнение, релшия и наука, границы человеческого познания, роль и место человека в универсуме - эти вечные вопросы Теннисону удается освети 1Ь с новой точки зрения, расставив на них другие акценты Он не рассматривает их как абстрактные общие вопросы, а находит в них именно те аспекты, которые представлялись особенно проблематичными его современникам
Ядро всей поэзии Теннисона - попытка вернуть ускользающую от него веру в Бога В отличие от Браунинга, которому удается сохранить абсолютную, не признающую никаких сомнений и ограничений веру, Теннисон делает для себя другие выводы вера невозможна без сомнений, но именно эти сомнения служат доказательством искреннего желания человека верить, а следовательно, помогают ему сохранить веру
Еще одна важная проблема в творчестве Теннисона - проблема познания Поэт понимал, что человеческий ум, а следовательно, и его познавательные возможности ограничены Тем не менее человек, даже сознавая эту ограниченность, должен постоянно стремился к новым
знаниям Вечный поиск, динамика, С1ремление раздвинуть границы сознания - вот жизненное кредо Теннисона
Стремление к объективности у викторианских поэтов в целом и у Теннисона в частности проявляется не только на содержательном, но и на формальном уровне В их творчестве практически отсутствует речь от первого лица Не случайно излюбленным жанром викторианской эпохи становится драматический монолог, в котором смешиваются лирика и драма
Третья глава - «Мифология в творчестве Теннисона» - связана со второй Теннисон, как романтический поэт, стремящийся к уходу от современности, пытался найти в легендах некую альтернативную реальность, идеальный, удаленный от настояще1 о мир, в котором царят красота и гармония Более того, миф противопоставлялся неустойчивому настоящему как нечто вечное и постоянное, становился своего рода способом уравновесить пошатнувшийся современный мир
С другой стороны, миф не только противопоставлялся окружающей поэта реальности, но и служил способом объяснить происходящее в современном мире Он представлял собой некую универсальную модель, которую можно было использовать применительно к настоящему
Миф становился способом показав не только типичные обстоятельства и ситуации но и неизменность и постоянство человеческих эмоций -любви, страха, ненависти
И наконец, обращение к мифологии в какой-то степени свидетельствовало о тенденции к объективности у викторианских поэтов Апеллируя не к личному, а к коллективному опыту, викторианцы расширяли границы субъективного видения Миф становился новым измерением, позволяющим увидеть многое в перспективе
Все эти тенденции в попной мере отразились в творчестве Теннисона Материал чрезвычайно богат и разнообразен Теннисон обращается к мифологии Древней Греции, Рима, к кельтским сказаниям, а также к средневековью (прежде всего, легендам, связанным с королем Артуром и рыцарями Круглого стола) Он использует миф, руководствуясь самыми разнообразными целями В третьей главе выбраны несколько примеров, на основе которых можно проиллюстрировать самые характерные случаи использования мифологии в поэзии Теннисона Он обращается к мифам, чтобы таким образом косвенно выразить собственные эмоции ("Morte d'Arthur"), осветить важные для него проблемы (в частности, в «Деметре и Персефоне» рассматривается вопрос о соотношении света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти), также обращение к подобному материалу дает возможность показать неизменность человеческой натуры через устойчивые эмоциональные состояния («Мариана»)
Большая часть павы посвящена анализу одного из крупнейших произведений Теннисона - «Королевским идиллиям» в котором нашли отражение все вышеперечисленные тенденции Прежде всего, необходимо отметить самодостаточность созданного Теннисоном
художес1 венного мира Он существует по собс1венным законам у него свое время и пространство своя система персонажей своя внутренняя логика развития сюжета Здесь все построено на сложных взаимосвязях и причинно-следственных отношениях, каждый элемент является обязательной частью общей структуры и не мыслится вне ее
В центре «Королевских идиллий» - сложные нравственные дилеммы которые не имеют разрешения Теннисон останавливается на таких проблемах, как двойственность человеческой натуры и неоднозначность трактовки поступков героев В очередной раз возникает излюбченная тема поэт - тонкая грань между реальностью и иллюзией, добром и злом, правдой и ложью Разрушение привычных понятий и растерянность героев перед лицом этой неопределенное ш и становится основной причиной падения Камелота В итоге, область проблем, рассматриваемых Теннисоном в цикле, вполне актуальна в идиллиях поэт задает типичные вопросы викторианскои эпохи Более того, Теннисон не дает однозначного ответа ни на один из них, и за счет этой открытости и недосказанности снимается дидактизм
Таким образом, идичлии представляют собой одновременно замкнутый (как фантастическое пространство с фантастическими героями и фантастическими событиями) и открытый (как область актуальных проблем) мир Создавая качественно иное пространство и помещая в рамки этого пространства знакомые современные проблемы, Теннисон стремится увидеть их в другой перспективе
Выводы, к которым приводит анализ текстов в данной главе, следующие прежде всего мифы отражают объективную тенденцию в поэзии Теннисона, так как апеллируют не к чичному опыту поэта, а к коллективному опыту народов Более того, используя этот материал, Теннисон с самого начала делал установку на доступность Популяризация мифа была эффективным способом воздействия на многочисленную и разнородную аудиторию Кроме того, миф привлекал поэта с эстетической точки зрения он противопоставлялся настоящему как идеальное время, прекрасный «золотой век» Таким образом, Теннисон мог воплотить свое стремчение к уходу от действительности и одновременно избежать опасности полного разрыва с ней за счет сопоставления настоящего и мифического мира и анализа важных для него проблем на качественно ином материале
Четвертая глава называется «Элегическое начало в творчестве Теннисона» Неожиданная смерть лучшего друга Артура Хэллэма в 1833 г заставила его пересмотреть свою жизнь и вновь и вновь обращаться к прошлому, пытаясь вернуть утраченные в настоящем счастье и гармонию Для Теннисона прошлое - не просто материал для поэзии, не просто способ уйти от настоящего или найти ответы на важнейшие вопросы, для него прошлое становится настоящим культом Обращаясь к прошлому, поэт противопоставляет его настоящему как некую утопию, созданную его воображением Дчя Теннисона конкретная смерть
с[анови1ся причиной, заставившей его обратиться к проблеме конечности человеческого существования, которая, в свою очередь, влечет за собой ряд сопутствующих вопросов, ставящих под сомнение традиционную картину мира Одной из важнейших задач для Теннисона становится преодоление чувства отчаяния и безысходности, вызванного кажущейся бессмысленностью жизни, которая неизбежно заканчивается смертью Эту проблему поэт пытался решить на протяжении всего своего творческого пуш Постоянное движение от чувства обреченности и отчаяния к надежде - тема многих его стихотворении В четвертой главе этот вопрос рассмафивается на материале нескольких произведений разных периодов творчества поэта - «Два голоса», "1п Метопат" и «Старый пророк»
Подобный анализ позволяет увидеть данную проблему в перспективе, проследив ее развитие в поэзии Теннисона Прежде всего, эти произведения раскрывают важный мировоззренческий принцип Теннисона, связанный с восприятием времени Для поэта существуют три пласта - настоящее, прошлое и будущее, - и определяющим является прошлое Настоящим поэт всегда неудовлетворен, будущее представляется ему неопределенным и оттого пугающим, и в итоге он всю свою энергию направляет в прошлое, которое каже1ся ему -благодаря своей отдаленности и недостижимости - идеальным измерением Отсюда возникает еще одна характерная черта его мировоззрения его больше интересуют воспоминания и сны, чем окружающая его действительность, так как они являются связующим звеном между поэтом и его прошлым
Пытаясь решить философскую дилемму - стоит ли человеку смириться и признать свое поражение или вечно стремиться вперед, продолжая борьбу с жизнью и поиски истинных ценностей, - Теннисон выбирает жизнеутверждающую философию, но при этом осознает, что, постоянно двигаясь вперед, он никогда не достигнет конечной точки своего пути Путь от пессимизма и отчаяния к надежде - путь по прямой, но поэт совершает его не один раз, а множество Таким образом, движение оказывается спиралеобразным - конец каждого пути становится началом нового, и невозможно достигнуть конечного результата раз и навсегда Более того, этот путь - во всяком случае для Теннисона - оказывается главным способом приблизиться к истинным ценностям Только пережив боль утраты и преодолев страх смерти человек способен духовно преобразиться
В Пятой главе - «Традиция и новаторство в творчестве Теннисона»
- поставлена проблема соотношения традиционных и принципиально новых элементов у Теннисона На протяжении всей своей жизни поэт пользовался уже известными формами, а также экспериментировал и переосмысливал их Теннисон не мыслит себя и свои произведения вне культурного контекста, это значительно усложняет и обогащает содержание его стихотворении через связи с другими эпохами и
кулыурамн, но при этом в какой-то мере ограничивает его, 1ак как оставляет меньше возможностей для проявления оригинальности
Для Теннисона идеачьным формальным решением этой проблемы стала идиллия - ключевой жанр, к которому он обращается на протяжении всего своего творческого пути Идиллия создастся на базе самых разных источников и сочетает в себе черты разных родов литературы Это адресованный другому лицу монолог вымышленного персонажа, в котором тот подробно анализирует свое психоло! ическое состояние Непосредственность изложения эмоций здесь сочетается с дистанцией отделяющей эюго персонажа как от автора, так и от читателя Идиллия дает возможность представить субъективные эмоции объективным способом
Чтобы проиллюстрировать эти теоретические рассуждения, в паве рассматриваются ранние стихотворения Теннисона - «Домашние идиллии» Цикл, складывающийся го отдельных картин, сюжетных линий и душевных состояний, образует единое целое - как в содержательном плане так и в формальном С точки зрения содержания он посвящен поиску компромисса между любовью и долгом, а также анализу причин, по которым разрушается современное общество С точки зрения формы - при всем разнообразии задействованных источников и пестроте использованных форм и технических приемов - английские идиллии в целом образуют некое подобие эпоса
«Английские идиллии» таким образом, напоминают поздний цикл поэта - «Королевские идиллии», в которых также присутствуют эпические черты «Королевские идиллии» нельзя назвать эпосом в настоящем смысле этого слова но при этом нельзя не признать, что. по большому счету, это эпическое произведение - как по своему объему, так и по масштабности замысла Все это в совокупности позволяет предположить, что это качественно новый материал, соединяющий черты эпоса и идиллии Цикл - это своего рода идиллия, разросшаяся до масштабов эпоса, но при этом не потерявшая своих отличительных жанровых черт
Также объектом анализа становится монодрама «Мод», которую также можно рассматривать как вариацию на тему жанра идиллии «Мод» с точки зрения формы представляет собой принципиально новое явление в творчестве поэта Здесь Теннисон использует приемы которые позволяют ему передать все особенности восприятия мира сознанием, находящимся на грани безумия Несмотря на хаотичность и фрагментарность, «Мод» не теряет своей целостности и завершенности
Также с точки зрения традиции и новаторства интересны поэма "1п Метопат", представляющая собой смесь элегии и исповеди и «Принцесса» - эксперимент Теннисона в создании традиционного эпического жанра
В целом творчество поэта производит достаточно пестрое впечатление, но при этом при тщательном изучении его поэзии появляется ощущение
что в этом разнообразии еаь некий центр - те жанры, в которых 1еннисону удалось достичь удивительного технического мастерства его идиллии и элегии По большому счету, поэт не придумал ничего принципиально нового Его искусство заключалось в тонком манипулировании традиционными формами и приемами, в синтезе привычных жанров, в тщательной разработке стихотворного материала
Главная задача Заключения - обозначить место поэта в викторианской литературе и объяснить, каким образом ему удалось стать «поэтом века»
Кризис мировоззрения, сомнения в существовании Бога, утрата ориентиров и привычных нравственных ценностей и ка1егорий - все это нашло отражение в поэзии того периода и, прежде всего, в творчестве Теннисона Вопросы, волнующие поэта на протяжении жизни -соотношение субъективного и объективного в поэзии, двойственное отношение к окружающей его реальности и желание одновременно уйти от нее и стать ее частью, выбор между пассивным страданием и активной, жизнеутверждающей философией, сомнения в вере - становятся основой, на которой строится вся поэзия Теннисона Он не находит ни одного ответа на поставленные вопросы и за счет этого создается ощущение постоянной динамики
Еще одна важная особенность поэзии Теннисона - соединение индивидуального опыта поэта с коллективным опытом всего человечества Поэт выбирает простые и доступные образы-символы, которые вызывают стойкие ассоциации у любого читателя, использует мифы и легенды, знакомые и понятные каждому
Таким образом, Теннисон по праву занимает свое место в истории литературы В своей поэзии ему удалось отразить те пубокие сдвиги, которые происходили в викторианскую эпоху, озвучить те мысли, которыми задавались все, но не каждый решался о них говорить, и увидеть и описать явления, о которых умалчивали мнение писатели-прозаики Противоречивость оценок, идей и эмоций, неуверенность в самих основах мироздания, вечные колебания и сомнения, ощущение распада и чувство глубокой растерянности - все это, вместо того чтобы помешать творческому процессу поэта, стало главной силой его поэтического дара
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1 Роль поэта и концепция творчества в ранней поэзии А Теннисона // Литература XX века итоги и перспективы изучения Материалы пятых Андреевских чтений Москва Экон-Информ 2007 С 86-89
2 Проблема познания в творчестве Теннисона // Вестник М1У Филочогия №2 М , 2008
Отпечатано в копицентре « СТ ПРИНТ » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус www stpnnt ru e-mail' zakaz@,stpnnt ru тел 939-33-38 Тираж 100 экз Подписано в печать 07 03 2008 г.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Павшок, Лидия Михайловна
Вступление.
Глава 1. Творческий путь Теннисона.
Глава 2. Субъективное и объективное в творчестве Теннисона.
Глава 3. Мифология в творчестве Теннисона.
Глава 4. Элегическое начало в творчестве Теннисона.
Глава 5. Традиция и новаторство в творчестве Теннисона.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Альфреда Теннисона: аспекты поэтики"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, судьба поэта оказалась непростой. За периодом невероятной популярности его стихотворений последовали долгие годы резкой критики и неприятия; однако спустя полвека его творчество вновь вызвало интерес, в результате чего появились работы, в которых объективно и разносторонне исследовались его произведения. Поэтому, при всем разнообразии оценок и трактовок творчества Теннисона, принимая во внимание споры о значимости его поэзии в истории литературы и учитывая то, насколько неоднородным было его творчество (очевидно, что у него есть как удачные, так и откровенно неудачные произведения), нельзя не признать, что поэт сыграл весьма важную роль в литературном процессе викторианской эпохи.
Очевидно, что в то время поэзия оказалась в очень невыгодной ситуации по сравнению с прозой. Проза была понятна и доступна всем читателям, и более того - ее темой становились актуальные политические и социальные проблемы того времени. Роман оказался тем жанром, в котором наилучшим образом отразились духовные потребности общества.
Тем не менее при сравнении поэзии и прозы того времени следует отметить то преимущество, которое получила поэзия: именно она стала способом выразить кризисное мироощущение эпохи. Опираясь на труды литературоведов, посвященных теории романа (в частности, Г. Лукача), можно сделать следующие выводы: роман - эпический жанр литературы, который претендует прежде всего на всеохватность. В нем находят отражение все движения действительности. Он предполагает подробный анализ проблем современного общества; писатель-романист рассматривает характерные конфликты и ищет пути их решения.
В итоге, роман как жанр в викторианскую эпоху оказался более востребованным. Поэзия, не обладающая подобными возможностями, не способна стать зеркалом общественной жизни, отражающим все ее особенности. Следовательно, главной задачей викторианских поэтов стало найти ключевые явления и идеи эпохи, уловить те нюансы общественного настроения, которые имели первостепенное значение. Кризис мировоззрения, сомнения в существовании Бога, утрата ориентиров и привычных нравственных ценностей и категорий - все это нашло отражение прежде всего в поэзии того периода. В романе подобные проблемы оказались в центре внимания у поздних викторианцев - Дж. Элиот, Т. Харди.
В данной работе подробно разбираются все те вопросы, которые волновали поэта на протяжении всей его жизни. В первую очередь, Теннисон постоянно искал ответа на вопрос о своем предназначении — должна ли его поэзия быть чисто субъективной, или он, как полноправный член общества, обязан отказаться от изложения своих личных переживаний и писать о том, что волнует и беспокоит его современников.
Связана с этим и другая проблема - двойственное отношение к современному поэту миру: он одновременно ненавидит свое время и при этом не может не восхищаться им, так как чувствует, что это период великих открытий, которые говорят о наступлении новой эры в жизни человечества. Подобные смешанные чувства он испытывает и к своим современникам - подобно романтикам, презирает их филистерство и одновременно испытывает к ним горячее сочувствие и в своей поэзии стремится помочь им.
Двойственное отношение к современности объясняет и двойственное отношение к прошлому - это одновременно и недостижимый идеал, противопоставленный уродливой современности, и фундамент, на котором построено настоящее, а следовательно, причины и объяснения существующего положения дел следует искать именно в прошлом. Проанализировав его, можно постичь настоящее.
Еще один важный вопрос для поэта — выбор между пассивным страданием и активной, жизнеутверждающей философией; столкнувшись с трагедией утраты и смерти, он вновь и вновь находит в себе силы преодолеть отчаяние и двигаться вперед.
Одновременно поэту не дают покоя сомнения в вере: Теннисон хочет верить в то, что существует Бог, но при этом боится, что это плод человеческой фантазии. Мир без Бога представляется поэту лишенным смысла и цели - но при этом он понимает, что никогда не сможет победить сомнения и достичь абсолютной веры.
Именно на таких противоречивых идеях и эмоциях строится вся поэзия Теннисона. Как пишет Дж. Р. Стейндж, «подобная паутина несбыточных стремлений и запутанных мыслей и эмоций, казалось бы, могла бы стать материалом не для великой поэзии, а для поэзии пассивного страдания и безысходного отчаяния. Однако Теннисону удается создать великие стихи на базе этого очевидно несовершенного материала»1.
Однако, судя по всему, именно «несовершенный материал» стал одной из причин популярности поэта. Задавая вопросы, он не получает на них ответа. Охваченный сомнениями, он не видит способа окончательно победить их. Раздираемый противоречивыми эмоциями, он так и не находит душевного равновесия. Таким образом, за счет этой постоянной динамики его поэзия оказывается текстом открытого плана: она заставляет читателей вновь и вновь искать ответы на вечные вопросы. Более того, по существу, за счет этой открытости его творчество лишено дидактизма, который так или иначе присутствует в прозаических произведениях той эпохи.
1 Stange, G. R. Tennyson's Mythology. A Study of Demeter and Persephone. P. 138 // Critical essays on the Poetry of Tennjson. Цит. изд.
Кроме того, нельзя не упомянуть еще об одной важной особенности поэзии Теннисона — она универсальна. Универсальность достигается за счет соединения индивидуального опыта поэта с коллективным опытом всего человечества. Теннисон проводит параллели между конкретной человеческой жизнью и общими законами универсума; так, в "1п Мешопаш" личная трагедия поэта превращается в трагедию мирового масштаба.
Подобное ощущение вневременности появляется благодаря конкретным техническим приемам. Теннисон выбирает простые и доступные образы-символы, которые вызывают стойкие ассоциации у любого читателя -день и ночь, свет и тьма, солнце, река, туман, поднимающийся от земли, звезды и звездный свет, звон колоколов, корабль и т.д. Они могут показаться банальными, но от банальности стихотворения поэта спасает изложенные в них искренние, глубоко личные переживания. В сочетании с привычными образами-символами они способны привлечь любого читателя, что обеспечивает произведениям Теннисона бессмертие - их можно понять независимо от эпохи, в которую их читают. Об этом приеме убедительно пишет Э. X. Уотерстон: «Страдая от ощущения разрозненности, характерного для его времени, он искал некие общие символы, отказываясь от тех образов, которые имели для него глубоко личные ассоциации»1.
Наконец, еще один важный источник, которым активно пользовался поэт, — мифы и легенды. Этот материал также оказывается способом создания универсального эффекта, так как мифология - это собирательный опыт всего человечества. Оперируя знакомыми сюжетами и образами, Теннисон задействовал определенные механизмы в сознании читателя, который благодаря этому был с самого начала настроен на
1 Waterston, E. H. Symbolism in Tennyson's Minor Poems. P. 113// Critical essays on the Poetry of Tennyson, ^t. ma восприятие-узнавание текста, а соответственно, и на получение удовольствия от чтения.
Дж. Р. Стейндж пишет о Теннисоне: «У него была склонность украшать свои глубоко личные темы узором мифов и легенд, добавлять в них ноту благородной меланхолии, соединять неустойчивость и амбивалентность мироздания с вечной оппозицией человеческой жизни и природы»1.
Таким образом, Теннисон по праву занимает свое место в истории литературы. В своей поэзии ему удалось отразить те глубокие сдвиги, которые происходили в викторианскую эпоху, озвучить те мысли, которыми задавались все, но не каждый решался о них говорить, и увидеть и описать явления, о которых умалчивали многие писатели-прозаики. В своей жизни Теннисону удалось сделать то, чего он так упорно добивался в своей поэзии: его глубоко личный кризис мировоззрения оказался субъективным отражением общего кризиса эпохи, конкретная человеческая жизнь - параллелью законам универсума. Противоречивость оценок, идей и эмоций, неуверенность в самих основах мироздания, вечные колебания и сомнения, ощущение распада и чувство глубокой растерянности - все это, вместо того чтобы помешать творческому процессу поэта, стало главной силой его поэтического дара.
1 Stange, G. R. Tennyson's Mythology. A Study of Demeter and Persephone. P. 139 // Critical essays on the Poetry of Tennyson. Цит. изд.
Список научной литературыПавшок, Лидия Михайловна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Tennyson A. The Poetic and Dramatic Works. - Boston: The Riverside Press Cambridge, 1898.-887 p.
2. Tennyson A. The Complete Works. New York: Worthington, 1878. - 455 p.
3. Tennyson A. The Works. With Notes by the Author. New York: Macmillan, 1913.- 1016p.
4. Tennyson A. The Idylls of the King. London: Yale University Press, 1983. -371 p.
5. Tennyson A. In Memoriam. London: Macmillan, 1890. - 214 p.
6. Tennyson A. The Princess. New York: Holt, 1900. - 185 p.
7. Tennyson A. Interviews and Recollections. Basingstoke: Macmillan, 1983. -202 p.
8. Tennyson A. The Letters. Cambridge: The Belknap Press, 1987. - 547 p.
9. Arnold M. Poems. London: Longman, 1979. - 723 p.
10. Browning R. The Complete Poetic and Dramatic Works. Boston: Houghton Muffin, 1895.-P. 356.
11. Byron G. G. The Works. Hertfordshire: Wordsworth Editions Ltd., 1994. -860 p.
12. Coleridge S. T. The Works. Prose and Verse. Philadelphia: Crissy and Markley, 1847.-546 p.
13. Shakespeare W. The Complete Works. Hertfordshire: Wordsworth Editions Ltd., 1994. - 1263 p.
14. Victorian Poetry. London: Penguin Books, 1996. - 114 p.
15. Wilde O. Complete Works. Ware: Wordsworth Editions Ltd., 1997. - 954 p.
16. Теннисон А. Волшебница Шэлотт. Пер. с англ. К. Бальмонта // Север. -1899. -№!.- С. 13-14, 19-20.
17. Теннисон А. Годива. Пер. с англ. И. Бунина // Знание. 1906. - №14. - С. 15-21.
18. Теннисон А. Королевские идиллии в первом полном стихотворном переводе О. Н. Чюминой. В 2-х томах. СПб: Издательство А. А, Каспари, 1904.
19. Теннисон А. Королевские идиллии. Пер. с англ. В. Лунина. М.: Грантъ, 2001.-480 с.
20. Теннисон А. Леди Клара де Вир. Пер. с англ. Д. Мина // Северный вестник. 1893. - №8. - С. 238-240.
21. Теннисон А. Магдалина. М.: Байков, 1885. - 64 с.
22. Феокрит. Идиллии и эпиграммы. М.: Лит. Памятники, 1958. - 325 с.1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
23. Аникст А. А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956. - 484 с.
24. Антология новой английской поэзии. Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1937. -454 с.
25. Балтина С. П. Два русских перевода «Годивы» А. Теннисона // Анализ художественных произведений. Алма-Ата, 1979. С. 85-93.
26. Бахтин Н. Н. Альфред Теннисон // Библиографические записки. 1892. — №11.-С. 811-812.
27. Володарская Л. Поэт викторианской эпохи // Королевские идиллии. Пер. с англ. В. Лунина. М.: Гранть, 2001. - С. 5-19.
28. Гиривенко А. Н. К истории русских переводов Альфреда Теннисона // Филологические науки, 1992. -№3. С. 48-55.
29. Гиривенко А. Н. Теннисон в России: к истории восприятия // Материалы по истории русской культуры 19-20 веков. Брянск, 1993.
30. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм: проблемы эстетики. М.: Наука, 1978.-268 с.
31. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 1997. - Ч. 1: А-Л. - 476 с.
32. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 1997. - Ч. 2: М-Я. - 448 с.
33. Иванов И. И. Теннисон и его поэзия // Магдалина. М., 1885. С. 1-ХХУ1.
34. История всемирной литературы: в 9 т. М.: Наука, 1994. - Т. 7. - 830 с.
35. История зарубежной литературы XIX века: в 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 1991. - Ч. 1. - 256 с.
36. История зарубежной литературы XIX века: в 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 1991. - Ч. 2. - 256 с.
37. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. -М.: Высшая школа, 2000. 559 с.
38. Каспари А. А. Альфред Теннисон и его «Королевские идиллии» // Теннисон А. Королевские идиллии. Пер. с англ. О. Н. Чюминой. — СПб: Издательство А. А, Каспари, 1904. Т. 1. - С. 3-11.
39. Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга. М.: Наука, 1967. - 315 с.
40. Кружков Г. Альфред Теннисон. «Я слышу голос, говорящий в ветре!» / Иностранная литература, 2006, №5. С. 14-31.
41. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред: А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. - 1596 с.
42. Мильсанд. Английская поэзия после Байрона. Альфред Теннисон // Библиотека для чтения. 1851. - №10. - С. 95.
43. Петрова Н. В. Жанровое своеобразие «Королевских идиллий» Альфреда Теннисона // Всемирная литература в контексте культуры. XIV Пуришевские чтения. Сборник статей и материалов. М., 2002. Ч. II. С. 265-266.
44. Петрова Н. В. «Королевские идиллии» А. Теннисона в контексте «артуровского возрождения» в английской литературе XIX века: Дисс. канд. филол. наук. Н. Новгород, 2003.
45. Петрова Н. В. Отражение языческих представлений о времени в «Королевских идиллиях» Альфреда Теннисона. Всемирная литература в контексте культуры. XV Пуришевские чтения. Сборник статей и материалов.-М., 2003. Ч. II. С. 200-201.
46. Петрова Н. В. Средневековый сюжет поисков Священного Грааля в художественном воплощении Альфреда Теннисона // Анализ произведений мировой литературы в школе и вузе. Нижний Новгород, 2001. - Выпуск IX. С. 31-34.
47. Половинкина О. И. Викторианская эпоха в" «Королевских идиллиях» Альфреда Теннисона // Национальная специфика произведений зарубежной литературы 19-20 веков. Проблемы романтизма. Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та, 1996. - С. 33-39.
48. Соколова Н; И. Поэма Альфреда Теннисона «Лукреций» (к проблеме полемики поэта с эстетизмом) // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов XI Пуришевских чтений. М., 1999.-С. 98-99.
49. Соколова Н. И. Прозерпина и викторианцы (интерпретация античного мифа в1 английской литературе 1860-Х-1890-х годов // Аг^Иэйса. Сборник статей по литературе и культуре Великобритании. М., 1997. - Вып. 4. - С. 17-31.
50. Соколова Н. И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии. М.: МПГУ, 1995.- 169 с.
51. Соколова Н. И. Теннисон и «Кембриджские апостолы» // X Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры. М., 1998. - С. 115.
52. Соколова Н. И. Традиции Шекспира в поэме Альфреда Теннисона «Принцесса» // Жанровая теория на пороге тысячелетий. Сборник тезисов и материалов IX Международной конференции Росс. ассоц. преподавателей англ. лит-ры. М., 1994. - С. 50-51.
53. Соловьева Е. В, Средневековые реминисценции в «Королевских идиллиях» А. Теннисона: Дисс. канд. филол. наук. -М., 2003.
54. Тимирязев В. А. Два поэта: Дж. Гр. Виттер и Альфред Теннисон. Спб., 1883.-45 с.
55. Честертон Г. К. Человек, который был четвергом. Возвращение дон Кихота. Рассказы. Стихотворения. Эссе. М.: НФ Пушкинская библиотека, 2006. 836 с.
56. Чуйко В. Альфред Теннисон: Литературно-биографический очерк // Наблюдатель. 1892. -№12. С. 230.
57. Adler J. The Dilemma of Tennyson's The Hesperides // Studies in English Language and Literature. Jerusalem, 1966. - P. 190-208.
58. Allott K. Literature of the Romantic Period. Liverpool: Bell, 1976. - 396 p.
59. Altieri C. Arnold and Tennyson: the Plight of Victorian Liricism as Context of Modernism // Criticism. Detroit, 1978. Vol. 20. - №3. - P. 281-306. :
60. Ambler B. G. Alfred Lord Tennyson: His Homes and Haunts. London: The Blgrim Books, 1968. - 88 p.
61. Anderson W. D. Types of the Classical in Arnold, Tennyson and Browning // Victorian Essays. A Symposium. Kent, 1967. - P. 60-70.
62. Armstrong I. Language as Living Form in the 19 -century Poetry. Brighton: The Harvester Press, 1982. - 220 p.
63. Armstrong I. Victorian Scrutinies. Reviews of Poetry, 1830-1870. London: The Athlone Press, 1972. - 344 p.
64. Armstrong I. Victorian Poetry: Poetry, Poetics and Politics. London: Routlege, 1993. - 315 p.
65. Arnold M. Essays in Criticism. Oxford: The Clarendon Press, 1918. - 342 p.
66. Auden W. H. A Selection from the Poems of Alfred, Lord Tennyson. London: Phoenix House, 1946. - 266 p.
67. Bagehot W. Wordsworth, Tennyson and Browning // Bagehot W. The Collected Works. Vol. 13. - New York: Oxford University Press, 1986. - P. 220-264.
68. Ball P. M. The Heart's Events. London: London University Press, 1976. 227 P
69. Bate J. The Song of the Earth. Cambridge: Harvard University Press, 2000. -335 p.
70. Bateson F. W. English Poetry and the English Language. An experiment in Literary History. Oxford: Clarendon Press, 1934. - 129 p.
71. Baum P. F. Tennyson Sixty Years After. Chapel Hill: University of North Carolina, 1948.-280 p.
72. Benson A. C. Alfred Tennyson. London: Methuen, 1969. - 243 p.
73. Blackburn T. Robert Browning. A Study of His Poetry. London: Eye and Spottiswoode, 1967. - 210 p.
74. Bloom H. Poetry and Repression. New Haven: London University Press, 1976.-210 p.
75. Bloom H. The Ringers in the Tower. Chicago: The University of Chicago Press, 1971.-352 P.
76. Bradley A. C. The Reaction against Tennyson. Folcroft: Folcroft Library Editions, 1971.-31 p.
77. British Victorian Literature: Recent Revaluations / Ed. by K. Kumar. London: University of London Press, 1969. - 506 p.
78. Brooke S. A. Tennyson. His Art and Relation to Modern Life. London: Isbister, 1894.-490 p.
79. Browning's Mind and Art / Ed. by C. Tracy. Edinburgh: Oliver and Boyd, 1968.-224 p.
80. Buckler W. E. Man and His Myths: Tennyson's "Idylls of the King" in Critical Context. New York: New York University Press, 1984. - 360 p.
81. Buckler W. E. The Victorian Imagination. New York: New York University Press, 1980.-382 p.
82. Buckley J. H. Symbols of Eternity. The Victorian Escape from Time // Victorian Essays. A Symposium. Kent, 1967. - P. 1-17.
83. Buckley J. H. Tennyson. The Growth of a Poet. Cambridge: Harvard University Press, 1961. - 298 p.
84. Buckley J. H. The Victorian Temper. Cambridge: Harvard University Press, 1969.-282 p.
85. Burrows L. Browning the Poet. An Introductory Study. Perth: University of Western Australia Press, 1969. - 305 p.
86. Chesterton G. K. Garnett R. Tennyson. London: Hodder & Stoughton, 1903. -40 p.
87. Christ C. T. The Finer Optic. New Haven: Yale University Press, 1975.- 171 P
88. Christ C. T. Victorian Literature and the Victorian Visual ImaginationBerkeley: University of California Press, 1995. 371 p.
89. Cooke J. D. Stevenson L. English Literature of the Victorian Period. New York: Appleton - Century - Crafts, 1949. - 438 p.
90. Cosslett T. The "Scientific Movement" and Victorian Literature. Brighton: The Harvester Press, 1982. - 188 p.
91. Critical Essays on the Poetry of Tennyson / Ed. by J. Killham. London: Routlege and Kegan Paul, 1960. - 263 p.
92. Crowell N. B. A Reader's Guide to Robert Browning. Alburquerque: University of New Mexico Press, 1972. -268 p.
93. Drew P. The Poetry of Browning. London: Melthuen, 1970. - 471 p.
94. Drinkwater J. Victorian Poetry. London: Hedder and Stoughton's People's Library, 1976.- 191 p.
95. Eliot T. S. Selected Essays. London: Faber and Faber, .1945. - 468 p.
96. Elton O. A Survey of English Literature, 1830-1880. V. 1. London: Arnold, 1920.-434 p.
97. Elton O. A Survey of English Literature, 1830-1880. V. 2. London: Arnold, 1920.-432 p.
98. Erickson L. Robert Browning: His Poetry and His Audiences. Ithaca: Cornell University Press, 1984. - 287 p.
99. Faas E. Retreat into the Mind: Victorian Poetry and the Rise of the Psychiatry. -Princeton: Princeton University Press, 1988. 277 p.
100. Fletcher P. Gardens and Grim Ravines: The Language of Landscape in Victorian Poetry. Princeton: Princeton University Press, 1983. - 277 p.
101. Forsyth R. A. The Lost Pattern. Essays on the Emergent Sensibility in Victorian England. Nedlands: University of Western Australia Press, 1976. -217p.
102. Fraser G. S. A Short History of English Poetry. Somerset: Open Books, 1981.-386 p.
103. Galea I. Victorianism and Literature. Cluj-Napoca: Longman, 1996. - 211 p.
104. Gerhard J. Tennyson and the Text: The Weaver's Shuttle. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 217 p.
105. Gladstone W. E. On the Idylls of the King (1859) and Earlier Works// Tennyson. The Critical Heritage / Ed. by J. D. Jump. London: Routlege and Paul, 1967.-P. 241-266.
106. Gransden K. W. Tennyson: "In Memoriam". London: Macmillan, 1964. -120 p.
107. Gridley R. E. Browning. London: Routlege and Kegan Paul, 1972. - 192 p.
108. Griffiths E. The Printed Voice of Victorian Poetry.- Oxford: Clarendon Press, 1989.-369 p.
109. Groom B. On the Diction of Tennyson, Browning and Arnold. Hamden: Archon Books, 1970. 57 p.
110. Hair D. S. Domestic and Heroic in Tennyson's Poetry. Toronto: University of Toronto Press, 1981.-205 p.
111. Hallam A. On Some of the Characteristics of Modern Poetry, and on the Lyrical Poems of Alfred Lord Tennyson // The Writing of Arthur Henry Hallam. Cambridge: Cambridge University Press, 1943. - P. 15-47.
112. Harrison F. Studies in Early Victorian Literature. London: Arnold, 1895. -248 p.
113. Heath-Stubbs J. The Darkling Plain: A Study of the Later Fortunes of Romanticism in English Poetry from George Darley to W. B. Yeats. London: Eyre and Spottiswoode, 1950. - 413 p.
114. Henderson P. Tennyson: Poet and Prophet. London: Routlege and Kegan Paul, 1978.-225 p.
115. Hough G. G. Selected Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1978.-247 p.
116. Houghton W. The Victorian Frame of Mind. London: Oxford University Press, 1957.-467 p.
117. Hudson G. R. Browning's Literary Life. Austin: Eakin Press, 1992. 638 p.
118. Hughes I K. From "Tithon" to "Tithonus". Tennyson as Mourner and Monologist // Philological Quarterly. Iowa, 1979. Vol. 58. Spring. №1. - P. 82-90.
119. Irvine W. Honan P. The Book, the Ring, and the Poet. New York: McGraw-Hill, 1974.-607 p.
120. Jack I. Browning's Major Poetry. Oxford: Clarendon Press, 1973. - 308 p.
121. Johnson E. D. H. The Alien Vision of Victorian Poetry: Sources of the Poetic Imagination in Tennyson, Browning and Arnold. Princeton: Princeton University Press, 1952.
122. Joseph G. Tennysonian Love. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1969.-206 p.
123. Killham J. Tennyson and The Princess. Reflections of an Age. London: The Athlone Press, 1958. - 299 p.
124. Kincaid, J. R. Tennyson's Major Poems. The Comic and Ironic Patterns. -New Haven: Yale University Press, 1975. 254 p.
125. King R. A. The Focusing Artifice. The Poetry of Robert Browning. Athens: Ohio University Press, 1968. - 288 p.
126. Kissane J. D. Alfred Tennyson. New York: Twaine's English Authors Series, 1970.-183 p.
127. Knight G. W. Neglected Powers. London: Routlege and Kegan Paul, 1971. -P. 419-429.
128. Kozicki H. Tennyson and Clio: History in the Major Poems. London: The Johns Hopkins University Press, 1979. - 185 p.
129. Kozicki H. The "Medieval Ideal" in Tennyson's "The Princess" // Criticism. -Detroit, 1975. Spring. Vol. XVII. №2. P. 121-130.
130. Landow G. Victorian Types, Victorian Shadows. Boston: Harvard University Press, 1980. - 576 p.
131. Lang A. Alfred Tennyson. Edinburgh: Blackwood, 1904. - 233 p.
132. Langbaum R. W. The Modern Spirit. London: Chatto and Windus, 1970. -221 p.
133. Langbaum R. W. The Poetry of Experience. London: Chatto and Windus, 1957.-246 p.
134. Leavis F. R. New Bearings in English Poetry. A Study of the Contemporary Situation. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1932.-238 p.
135. Legris M. Structure and Allegory in Tennyson's "Idylls of the King" // Legris M. Of Several Branches. Toronto: University of Toronto Press, 1968. -P. 241252.
136. Lucas F. L. Tennyson. London: Longmans, Green and Co., 1957. - 40 p.
137. Luce M. A Handbook to the Works of Alfred Lord Tennyson. London: Bell, 1895.-454 p.
138. Lyall A. Tennyson. New York: Crosset and Dunlap, 1913. - 200 p.
139. McLuhan, M. The Interior Landscape. -Widsor: McGraw-Hill, 1969. P. 135-155.
140. Mendilow, A. A. Further Studies in English Language and Literature. -Jerusalem: The Magnes Press, 1966. P. 155-189.
141. Munich A. Andromeda's Chains: Gender and Interpretation in Victorian Literature and Art. New York: Columbia University Press, 1989. - 222 p.
142. Nickolson H. Tennyson: Aspects of His Life, Character and Poetry. London: Constable, 1949. - 309 p.
143. O'Donnell A. G. Tennyson's "English Idyls": Studies in Poetic Decorum // Studies in Philology. Chapel Hill, 1988. Vol 85. №1. P. 125-144.
144. Oliphant M. The Victorian Age of English Literature. V. 1. London: Heinemann and Balister, 1893. - 302 p.
145. Oliphant M. The Victorian Age of English Literature. V. 2. London: Heinemann and Balister, 1893. - 327 p.
146. Ormond L. Alfred Tennyson: A Literary Life. New York: Saint Martin's Press, 1993.-460 p.
147. Paden W. D. Tennyson in Egypt: A Study of the Imagery in His Earlier Work. Lawrence: University of Cansas Press, 1942. - 246 p.
148. Pater W. Appreciations. London: Macmillan, 1895. - 274 p.
149. Pattison R. Tennyson and Tradition. Cambridge: Harvard University Press, 1979.-292 p.
150. Pease A. "Maud" and its Discontents // Criticism. Detroit, 1994. Winter. Vol. VI. №1. P. 101-118.
151. Peltason T. Tennyson, Nature, and Romantic Nature Poetry // Philological Quarterly. Iowa, 1984. Vol. 63. №1. P. 75-93.
152. Pettigrew J. Tennyson: The Early Poems. London: Arnold, 1970. - 64 p.
153. Pitt V. Tennyson Laureate. Toronto: University of Toronto Press, 1969. -292 p.
154. Priestly F. E. J. Language and Structure in Tennyson's Poetry. London: Deutsch, 1973.-188 p.
155. Priestly F. E. J. "Locksley Hall" Revisited // Queen's Quarterly. Kingston, 1974. Vol. 81. Autumn. №4. - P. 512-532.
156. Pyre J. F. A. The Formation of Tennyson's Style. New York: Phaeton Press, 1968.-249 p.
157. Rawnsley H. D. Memories of the Tennysons. Glasgow: McLehose, 1900. -252 p.
158. Reed J. Perception and Design in Tennyson's "Idylls of the King". Athens: Princeton University Press, 1969.
159. Richards B. English Poetry of the Victorian Period, 1830-1890. London: Longman, 1988. -319 p.
160. Ricks C. Tennyson. New York: Macmillan, 1972. - 349 p.
161. Robert Browning / Ed. by Armstrong I. London: Bell, 1974. - 365 p.
162. Robert Browning: A Collection of Critical Essays / Ed. by P. Drew. Boston: Houghton Miffin, 1966. - 278 p.
163. Robson, W. W. Critical Essays. London: Routlege and Paul, 1966. - 284 p.
164. Robinson E. M. Tennyson's Use of the Bible. New York: Gordian Press, 1968.- 150 p.
165. Rogers D. Tennyson's Idylls of the King and Other Poems. New York: Monarch Press, 1965.-321 p.
166. Rosenberg J. D. The Fall of Camelot. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1973. - 182 p.
167. Rowlinson M. Tennyson's Fixations: Psychoanalysis and the Topics of the Early Poetry. Charlottesville: University Press of Virginia, 1994. - 287 p.
168. Shannon E. F. Tennyson and the Reviewers. Hamden: The Shoe String Press, 1967.-232 p.
169. Sharma V. Studies in Victorian Verse Drama. Salzburg: University of Salzburg Press, 1979. - 203 p.
170. Shaw W. D. Tennyson's Style. London: Cornell University Press, 1976. 3421. P
171. Shaw W. D. The Lucid Veil: Poetic Truth in the Victorian Age. London: The Athlone Press, 1987. - 311 p.
172. Shires L. M. "Maud", Masculinity and Poetic Identity // Criticism. Detroit, 1987. Summer. Vol. XXIX. №3. P. 269-290.
173. Shorter C. Victorian Literature. London: Bowden, 1898. - 227 p.
174. Simpson, R. Camelot regained. Cambridge: Brewer, 1990. - 293 p.
175. Sinfield A. The Language of Tennyson's In Memoriam. Oxford: Blackwell,1971.-223 p.
176. Smith E. E. The Two Voices: A Tennyson Study. Lincoln: University of Nebraska Press, 1964. - 97 p.
177. Smith J. P. The Aesthete to Nature of Tennyson. New York, 1971. - 114 p.
178. Southam B. C. Tennyson. Harlow: Longman Group, 1971. - 48 p.
179. Sparrow J. Independent Essays. London: Faber and Faber, 1963. - P. 97112.
180. Steane J. B. Tennyson. London: Evans, 1966. - 160 p.
181. Studies in Tennyson/Ed. by H. Tennyson. London: Macmillan, 1981. - 229 P
182. Tainsh E. C. A Study of the Works of Alfred Tennyson, Poet Laureate. -London: Chapman Hall, 1868. 256 p.
183. Tennyson / Ed. by D. J. Palmer. London: Bell, 1973. - 279 p.
184. Tennyson: Seven Essays / Ed. by P. Collins. New York: St. Martin's Press, 1992.-215 p.
185. Tennyson C. Six Tennyson Essays. East Ardsley: S. R. Publications Ltd.,1972.- 197 p.
186. Tennyson C. A. Tennyson. London: Macmillan, 1950. - 579 p.
187. Tennyson G. B. Victorian Devotional Poetry. London: Harvard University Press, 1981.-268 p.
188. Tennyson. The Critical Heritage / Ed. by J. D. Jump. London: Routlege and Paul, 1967.-464 p.
189. The Cambridge Companion to Victorian Poetry. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 320 p.
190. The Complete Critical Guide to Robert Browning. London: Routlege and Kegan, 2002.-222 p.
191. The Major Victorian Poets: Reconsiderations / Ed. by Armstrong I. London: Routlege and Kegan, 1969. - 323 p.
192. The Oxford English Literary History, 1830-80: V. 8. Oxford: Oxford University Press, 2002. - 631 p.
193. The Victorian Experience: the Poets / Ed. by R. A. Levine. Ohio: Ohio University Press, 1982. - 202 p.
194. The Victorian Poets. A Guide to Research / Ed. by P. F. Baum. Cambridge: Harvard University Press, 1968. - 433 p.
195. The Victorian Poets: A Guide to Research / Ed. by F. E. Faverty. Harvard: Harvard University Press, 1975. - 433 p.
196. Thompson A. W. The Poetry of Tennyson. London: Routlege and Kegan Paul, 1986.-278 p.
197. Thorn M. Tennyson. New York: St Martin's Press, 1993. - 615 p.
198. Tillotson G. A View of Victorian Literature. Oxford: Clarendon Press, 1978. -396 p.
199. Tucker H. Critical Essays on Alfred Lord Tennyson. New York: G. K. Hall, 1993.-357 p.
200. Tucker H. R. Tennyson and the Doom of Romanticism. London: Routlege and Kegan Paul, 1988. - 290 p.
201. Turner P. Tennyson. London: Routlege Author Guides, 1950. - 198 p.
202. Walker H. The Literature of the Victorian Era. Cambridge: Cambridge University Press, 1913. - 1067 p.
203. Watkinson W. The Birds of Tennyson. London: Bell, 1903. - 394 p.
204. Watson A. Tennyson. London: The People's Books, 1981. - 93 p.
205. Waugh A. Alfred Lord Tennyson. A Study of His Life and Work. London: Heinemann, 1894. - 268 p.219
206. Wheeler M. Heaven, Hell, ancMhe Victorians. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 279 p.
207. Woolf V. Books and Portraits. London: The Hogarth Press, 1977. - 221 p.
208. Young G. M. The Age of Tennyson. London: Oxford University Press, 1939.-20 p.