автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Творчество Ивайло Петрова в контексте болгарской прозы 1960-1980-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гилярова, Екатерина Евгеньевна
Введение 3
Глава 1. «Деревенская проза» в творчестве
И. Петрова 1960-х годов 13
Глава 2. Синтез лирического и эпического начал в болгарской прозе 1960-1980-х годов. Жанровое своеобразие повести
И. Петрова «Прежде чем я роди и пе этого» 50—
Глава 3. Специфика жанра и проблематики романа
Облава на волков» 104—
Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Гилярова, Екатерина Евгеньевна
Наше исследование посвящено творчеству Ивайло Петрова, известного современного болгарского прозаика1. Он родился 19 января 1923 года в небольшом болгарском селе Бдинци. Еще в гимназии в го-4 роде Добрич И. Петров начинает писать стихи, но впоследствии не жалеет, что они никогда не были опубликованы. Первые рассказы писателя появляются в 1945 году. В них отразились его впечатления, полученные на фронте. Он был военным корреспондентом в частях болгарской армии, которая приняла участие в войне против гитлеровской Германии на последней ее стадии. После окончания Второй мировой войны И. Петров — делопроизводитель в Варне, позже изучает право в Софийском университете, но профессия юриста его не привлекает. С 1949 года он работает на радио, а после появления в 1956 году повести «Нонкина любовь», принесшей ему известность, исполняет должность редактора в двух крупных литературных изданиях — журнале «Пла-мак» и еженедельнике «Литературен фронт». Расцвет творческого таланта писателя приходится на более поздний период — 60-80-е годы. И. Петров обращается к различным прозаическим жанрам — рассказу, повести, роману. Наиболее известные его произведения — повесть «Нонкина любовь» (1956), роман «Мертвая зыбь» (1961), повесть «Прежде чем я родился и после этого» (1972), роман «Облава на волков» (1982—1986) — болгарские критики относят к «деревенской» прозе, хотя их проблематика выходит далеко за рамки этой тематики. И Отношение И. Петрова к своему прошлому более сложное, чем у других болгарских писателей с деревенскими корнями. Его отец ненавидел тяжелый крестьянский труд и мечтал уехать в город. Сам И. Петров в детстве страдал оттого, что был оторван от городской ци
1 Ивайло Петров — псевдоним, настоящее имя писателя Продан Петров Юочуков. вилизации. Он только в шестнадцать лет впервые услышал игру на скрипке и рояле, очень поздно познакомился с классикой мировой и болгарской литературы. «Любая интеллектуальная деятельность считалась в селе легким хлебом», — вспоминает Петров. «Никто не внушал мне, что хорошая картина или книга — духовная ценность, напротив, над моим увлечением ими смеялись»2. Отсутствие возможности расширить кругозор в детские годы, по мнению биографа писателя болгарского литературоведа С. Илиева, привела к известным комплексам и «превратилась для И. Петрова в серьезную личную и творческую проблему»3. Двоякое отношение писателя к деревне, любовь и неприязнь по отношению к ней, отражается и на его творчестве: в отличие от большинства других писателей-деревенщиков"он позволяет себе сомневаться в том, что патриархальная деревня — это утраченный идеал человеческого существования.
Ивайло Петров широко известен и в Болгарии, и за ее пределами. Его книги выдержали множество переизданий и были переведены на несколько языков, в том числе и на русский.
Творчество И. Петрова в болгарской критике и литературоведении всегда вызывало значительный интерес. Анализу произведений писателя посвящались специальные главы в трудах по истории болгарской литературы XX века, а также большое количество статей в периодической печати. Однако целостного исследования его вклада в болгарскую литературу до сих пор нет.
Ни в русском, ни в болгарском литературоведении творчество И. Петрова до сих пор не исследовано как единое, целостное и эволюционирующее явление. Освещались, подчас очень удачно, отдельные и чаще всего самые спорные аспекты прозы писателя, которые все же не
2 Тайните на писателския труд // Пламък, 1968, кн. 22. С. 73.
3 Илиев С. Ивайло Петров и неговите герои. С., 1992. С. 35. дают полного представления о существенном вкладе И. Петрова в деревенскую проблематику, в жанрово-стилевую структуру болгарской прозы 60-80-х годов в целом. Есть только одна книга о творчестве писателя — С. Илиева «Ивайло Петров и его герои», в которой болгарский исследователь анализирует не художественные произведения, а дневниковые записи Петрова, немногочисленные интервью и дружеские беседы. Автор пытается вникнуть в мировоззрение писателя и проследить, как его мироощущение, в особенности скептицизм и склонность к иронии, отражались на образах персонажей. В своем исследовании критик обратил внимание на ряд интересных наблюдений Петрова над «миром и человеком в мире». Например, он говорит о важности для писателя так называемого третьего измерения искусства, которое «не вне мира, а внутри него, не вне человека, а в его духовной сущности»4. Двойственность человека, духовное и материальное, добро и зло в обществе и в отдельной личности С. Илиев считает одним из исходных, основных принципов творчества И. Петрова. Автор книги принадлежит к тем исследователям, которые уловили близость произведений прозаика к народной мифологии.
Болгарская критика живо откликалась практически на все произведения И. Петрова. Его первая повесть «Нонкина любовь» (1956) была принята доброжелательно. Пантелей Зарев, Крыстё Куюмджиев, Минко Николов5 приветствовали в ней отображение новых общественных конфликтов в деревне в первые годы после завершения реформ в сельском хозяйстве, новых типов героев, удачное соединение в авторской манере повествования реалистически-жизненного подхода и лиризма,
4 Илиев С. Там же. С. 96.
5 Зарев П. Мъртво вълнение // Литературна мисъл, 1962, кн.4. С. 114-121; Зарев П. Прозата на Ивайло Петров // Септември, 1976, кн. 2. С. 189-199; Куюмджиев К. Малките и големи илюзии на И. Петров // Пламък, 1970, кн. 24. С. 44-52; Николов М. Със строг реалистичен рисунок // Септември, 1957, кн. 2. С. 145-146. отмечали определенную близость к прозе видного болгарского писателя И. Иовкова.
Положительные отзывы получил и роман писателя «Мертвая зыбь» (1961). Об этом произведении, посвященном непростому времени ликвидации частной собственности на землю в Болгарии, писали осторожно, обходя стороной некоторые нравственно-социальные выводы И. Петрова о сущности политики, проводимой в этот период в деревне. Тем не менее, роману посвящен ряд интересных статей. П. Зарев рассматривает «Мертвую зыбь» как произведение писателя-философа. По его мнению, «Мертвая зыбь» — эпический роман, в котором отражается столкновение сельской и городской психологии и романтизируется крестьянский мир, «в котором царит жажда труда и собственности»6. Отмечается в статье и присутствие в романе множества ярких, нестандартных героев. Особое внимание критик уделяет образу секретаря парторганизации села Ради Бойчанского, возлагая на него ответственность за перегибы в ходе процесса кооперирования.
Фанатичная тирания для него — путь к счастью. он — Наполеон на маленькой сцене» . О безусловном новаторстве автора романа «Мертвая зыбь» в области проблематики пишет в своей статье М. Николов. В ней отмечаются и некоторые своеобразные черты стиля И. Петрова, сочетание спокойного и в то же время драматического повествования8.
Реакция на появление в творчестве И. Петрова нового элемента — иронии по отношению к прошлому болгарского села в повести «Прежде чем я родился и после этого» — была неоднозначной. Некоторые критики, например, К. Куюмджиев,9 сначала восприняли по
6 Зарев П. Мъртво вълнение // Литературна мисъл, 1962, кн. 4. С. 116.
7 Там же. С. 117. Q
Николов М. Със строг реалистичен рисунок II Септември, 1957, кн. 2. С. 145—146.
9 Куюмджиев К. Разтворена книга. Тенденции в развитието на разказа и повестта след Девети септември 1944 година. С., 1983. С. 67. весть как неуместную насмешку над прошлым народа. Другие утверждали, что ирония писателя — это новое отношение к миру, позиция «рационального скептицизма»10. П. Зарев считает, что это «оборотная сторона серьезной трагедии»11, то есть слома народной психологии. Интерес вызвал и необычный жанр повести: ее называли автобиографией с элементами эссе (из-за огромного числа авторских отступлений), социально-бытовой прозой, даже пародией. Отмечалось также новаторство писателя в этом произведении в использовании циклизи-рованных форм.
Самой острой и интересной была дискуссия в печати о романе «Облава на волков» (1982-1986)12. Несмотря на то, что это произведение имело огромный успех у читателя и впоследствии было признано не только вершиной творчества И. Петрова, но и одним из лучших болгарских романов XX века, реакция критики на его появление была далеко не однозначной. На страницах журналов «Пламак», «Септем-ври» и «Литературна мисл», еженедельника «Литературен фронт» и других периодических изданий выступили такие авторитетные авторы, как Т. Жечев, П. Зарев, Ч. Добрев, В. Колевский и другие. Признавая, что «Облава на волков» — талантливое произведение, они оценивали
1 "X его с разных позиций. Один из них, В. Колевский , защищая как принципиально верную политику партии 50-х годов в сельском хозяйстве, придерживаясь определенного рода штампов в отражении деревенской темы в прозе предыдущего периода, считал, что автор не смог нарисовать объективную картину проведения коллективизации в деревне, потому что выбрал только один, отрицательный ее пример; что
10 Неделчев М. Новата проза на Ивайло Петров // Пламък, 1973, кн. 2. С. 84.
11 Зарев П. Прозата на Ивайло Петров // Септември, 1976, кн. 2. С. 194.
12 В 1982 году И. Петров публикует первый вариант романа, в 1986 дополняет его еще двумя частями. В исследовании мы будем опираться на второе издание романа.
13 Колевски В. По повод «Хайка за вълци» от Ивайло Петров // Литературен Фронт, 1986, бр. 43. в ходе преобразований коммунисты действовали не всегда так, как герой романа Стоян Кралев, не выбирающий средств для достижения цели. Другие упрекали автора за то, что он не отделяет объективные трудности, неизбежно возникающие при проведении такого сложного процесса, как обобществление земли, от конкретных ошибок отдельных людей. Им показалась слабо прочерченной философская линия романа.
Иной точки зрения придерживались П. Зарев14 и Т. Жечев15, считавшие, что, напротив, изображение коллективизации в романе достаточно объективно и разносторонне. Боль автора за судьбу героев порождена действительно трагическими событиями в жизни болгарского народа. Этими критиками «Облава на волков» была оценена как эпическое произведение очень высоко и поставлена в один ряд с такими известными романами, как «Табак» Д. Димова (1951), «Иван Кондарев» Э. Станева (1958). Особо отмечались разнообразие тем в романе и его философская глубина.
В отечественном литературоведении творчество И. Петрова рассматривается в главах исследований, посвященных болгарской литературе, в истории болгарской литературы В.Д. Андреева16, в обобщающем труде по истории литератур Восточной Европы после Второй мировой войны17 и в отдельных статьях о современной болгарской прозе. Например, Н.Н. Пономарева18 сосредотачивает свое внимание на иронической дистанции И. Петрова по отношению как к старой патриархальной деревне, так и к некоторым «новшествам» цивилизации, вои. Жечев Т. Да се помни и знае // Литературен фронт, 1986, бр. 45.
15 Зарев П. Второ прочитане // Литературен фронт, 1986, бр. 31.
16 Андреев В.Д. История болгарской литературы XX века. М., 1987.
17 История литератур восточной Европы после II мировой войны. М., 1995, т. 1, 2001, т. 2.
18 Пономарева Н.Н. Судьба болгарского крестьянина в творчестве И. Петрова // Новые проблемы новые решения. М., 1992. шедшим в ее быт (повесть «Прежде чем я родился и после этого»). З.И. Карцева в исследовании, посвященном циклическим формам в болгарской литературе, анализируя принцип новеллизации в романе И. Петрова «Облава на волков», обращает внимание на соотношение точек зрения автора и героев19.
Таким образом, ни в русском, ни в болгарском литературоведении нет целостного взгляда на, творчество И. Петрова. Не уделялось достаточного внимания и связи его произведений с прозой писателей-современников. Поэтому нет и полного представления о вкладе И. Петрова в освещение деревенской проблематики, в жанрово-стилевую структуру болгарской прозы в целом. Проза И. Петрова является благодатным материалом для рассмотрения многих важных для литературы второй половины XX века проблем в их индивидуальноспецифическом преломлении.
Цели и задачи нашего диссертационного исследования: целостный анализ творчества И. Петрова с акцентом на произведения с деревенской тематикой, включение проблематики и поэтики его произведений в контекст болгарской прозы 60-80-х годов XX века, выявление новых художественных возможностей в творческой практике писателя.
Актуальность и научная новизна диссертации: автор впервые сопоставляет творческую и мировоззренческую эволюцию И. Петрова с этапами болгарской прозы периода 60-80-х годов XX, определяя его собственный и весомый вклад в обогащение ее художественных форм и содержания. Важным и новым компонентом анализа творчества писателя являются параллели с болгарской прозой предшествующего периода (Й. Йовков, Элин Пелин), а также с произведениями деревенской тематики ряда современных русских и болгарских писателей.
19 Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60-80-х годов. (К проблеме циклизации). М., 1988.
Большая и лучшая часть произведений И. Петрова относится к так называемой деревенской прозе, одному из направлений, оформившихся в болгарской литературе в 60-е годы. В диссертационном исследовании раскрываются особенности понимания этого феномена в отечественном и болгарском литературоведении, выделяются некоторые отличительные особенности болгарской прозы о селе, проводится сравнение прозы И. Петрова с болгарскими (Н. Хайтов, Й. Радичков, В. Попов, Г. Мишев) и с русскими (В. Распутин, Ф. Абрамов) рассказами, повестями и романами с той же тематикой. Писатели существенно расширяют рамки <деревенско№»прозы, что свидетельствует о некоторой условности этого термина. Поднимая сугубо деревенские проблемы, И. Петров не только проникает в духовный мир героя-крестьянина, размышляет о событиях национального масштаба — обобществлении земли как причине ухода старого села и миграции, но и затрагивает ряд вопросов экзистенциального, нравственно-философского плана: поведение человека в кризисной ситуации, темные стороны человеческой души, границы свободы личности, мера ответственности человека за общество и другие.
В творчестве И. Петрова нашли отражение и жанрово-стилевые особенности болгарской прозы 60-80-х годов: жанровые трансформации болгарского романа, лиризация и циклизация прозаических форм, путь прозы от малых лирических форм к крупным эпическим. Особое внимание мы уделяем феномену циклизации в болгарской прозе, подробно рассматриваем это понятие, опираясь на теоретические работы русских и болгарских исследователей. В диссертационной работе впервые делается попытка подробного исследования того, как жанрово-стилевые особенности болгарской прозы в целом воплощались в прозе писателя, какова их конкретно-индивидуальная трансформация в его творчестве.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе работы «"Деревенская" проза И. Петрова 1960-х годов» рассматривается феномен «деревенской» прозы в русском и болгарском литературоведении и дается подробный анализ двух ранних произведений писателя — повести «Нон-кина любовь» и романа «Мертвая зыбь». Исследуя эти произведения, мы обосновываем свое понимание термина «деревенская» проза, сравниваем особенности болгарской и русской прозы о селе, проводим подробный анализ повести И. Петрова «Нонкина любовь» и романа «Мертвая зыбь», делая упор на изменении человеческого сознания и поведения в переломные эпохи глобальных социальных и политических сдвигов в жизни страны.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Ивайло Петрова в контексте болгарской прозы 1960-1980-х годов"
Заключение
Многие важные проблемы, тематические и жанрово-стилистические тенденции болгарской литературы 60—80-х годов XX века нашли талантливое, нестандартное воплощение в прозе И. Петрова. Практически все наиболее известные произведения писателя принято относить к так называемой деревенской прозе, одному из основных литературных направлений болгарской литературы этого периода. Однако эти произведения заметно отличаются от подходов к теме других писателей-«деревенщиков». Если Й. Радичкова, Н. Хайтова, В. Попова, Г. Мишева и многих других интересуют, главным образом, столкновение патриархальности с новой цивилизацией, массовая миграция, имевшая место в это время в Болгарии, опустения сел, то И. Петров по сути единственный болгарский писатель, который отошел от излишней идеализации прошлого болгарского села и рассказал о насильственном внедрении реформ в сельском хозяйстве страны в середине XX века, о подчас поистине трагических ее коллизиях. Безусловно, относительная «оттепель» 60-х годов и предчувствие перемен в конце 80-х, а также временная дистанция предоставили И. Петрову возможность откровенного и глубинного подхода к этим серьезным проблемам. Романы И. Петрова — художественное свидетельство этого страшного времени. Они, безусловно, внесли весомый вклад в прозу о селе и болгарскую прозу XX века в целом.
Болгарская «деревенская» проза — определение достаточно условное. Ее лучшие образцы выходят за рамки узкой сельской проблематики. Произведения И. Петрова блестяще показывают практически безграничные возможности ее расширения. Размышления писателя о судьбах села, его прошлом, корнях нации способствуют постановке проблем экзистенциального плана. На материале социальных реформ в болгарском сельском хозяйстве писатель рассуждает о взаимоотношениях человека с миром, об их обусловленности и их проявлениях в периоды кризисов, во время установления новых общественных отношений.
Представления писателя о личности и окружающем мире достаточно сильно менялись в ходе эволюции его прозы: от идеализации в повести «Нонкина любовь» и романе «Мертвая зыбь» до признания двойственности человека и неисправимости мира в повести «Прежде чем я родился и после этого» и романе «Облава на волков». Если в начале своего творческого пути писатель верит в очищение души человека через страдания, видя в этом путь к счастью, то позже он отказывается от такой позиции. С этим связано и изменение его точки зрения на произошедшие преобразования общественного устройства. Если в повести «Нонкина любовь» и даже романе «Мертвая зыбь» Петров говорит о возможности возрождения деревни после коллективизации, правда, при условии разрешения противоречия между целями и средствами его достижения, то в повести «Прежде чем я родился и после этого» он уже не верит в это и утверждает, что зло гнездится в самом человеке, оно неистребимо, поэтому и мир несовершенен.
В романе «Облава на волков» И. Петров рассуждает о возможностях изменения общества через социальные реформы. Он обращается к вопросу кооперирования сельского хозяйства в Болгарии и приходит к выводу, что оно обернулось для людей трагедией, потому что отняло у них землю, разрушило их систему жизненных ценностей, не сумев их сплотить. Писатель исследует в романе безграничные возможности человеческой личности, отвергающей общепринятые нравственные императивы. В нем намечаются параллели с творчеством Ф.М. Достоевского. И. Петров утверждает, что любое изменение миропорядка извне, любая искусственно навязанная идея» ограничивает человека, заставляет соответствовать мерилам идеи, не учитывая его собственные нравственные ориентиры. Автор часто прибегает к библейской мифологии, чтобы показать бессмысленность обезличивания человека. В ходе насильственных акций властей его герои не только не становятся лучше, но часто деградируют.
И. Петров один из немногих болгарских писателей, отказавшихся от идеализации патриархальности. Он смеется над косными нравами и обычаями крестьян, в то же время утверждая, что и сейчас в их психологии мало что изменилось. У него свое отношение к народному мифотворчеству и фольклору — это основа мировоззрения героев (в этом смысле в повести «Прежде чем я родился и после этого» он близок магическому реализму), которая остается неизменной в любые временные периоды.
Для творчества И. Петрова очень важны сатира, юмор и ирония. Он мастер парадоксов, иронического подтекста. Причем для писателя ирония — не просто элемент стиля, а основа восприятия, точка зрения на мир, которая помогает понимать, принимать и любить своих героев и несовершенный мир.
Проза И. Петрова отразила многообразие и богатство жанровых форм, характерных для болгарской литературы 60-80-х годов. Писатель блестяще раскрывает новые возможности цикла и соединения в романе лирического и эпического начал. В творчестве Петрова преобладают формы «я» повествования. Уже в его раннем эпическом романе «Мертвая зыбь» есть стремление к полифонизму голосов, к максимально полному представлению точек зрения разных персонажей. В более поздних произведениях расширить охват изображаемой действительности, показать ее более объективно, не отказываясь при этом от субъективного рассказа-исповеди, писателю помогают циклические формы. Так, повесть «Прежде чем я родился и после этого» состоит из двух повестей и цепи рассказов, объединенных в одно целое лирическими отступлениями и рассуждениями автора-рассказчика. Роман «Облава на волков» представляет собой цикл из пяти повестей, герои которых, крестьяне одной деревни, являются жертвами насильственной коллективизации. Повесть «Прежде чем я родился и после этого» и роман «Облава на волков» — новый и уникальный опыт соединения лирических и эпических форм в циклизированном повествовании.
Проза И. Петрова, следуя в общем русле развития болгарской литературы 60-80-х годов, остается очень индивидуальной, так как писатель предлагает новые, необычные ракурсы традиционной проблематики, новые стилевые и жанровые решения.
К 90-м годам И. Петров закрыл для себя деревенскую тему и связанную с ней обширную и значимую для страны проблематику. Однако это не закрытая страница в болгарской истории и литературе, каждое следующее поколение будет по-своему прочитывать ее и, быть может, находить в ней полезные жизненные уроки.
После 10 ноября 1989 года в Болгарии произошли кардинальные политические изменения, которые не могли не повлиять на литературный процесс. Литература обрела свободу слова. Писатели получили возможность обращаться к ранее запрещенным темам и проблемам, которые до этого были вынуждены обходить стороной или писать о них завуалировано. В литературе назревала необходимость ликвидации «белых пятен» болгарской истории, обращение к событиям, которые, если и могли освещаться, то только с официальной точки зрения. В Болгарии именно в это время поднимается волна интереса к мемуарной литературе. Проза 90-х годов требовала от литераторов новых подходов, новых взвешенных оценок, а зачастую и иной художественной формы, что давалось нелегко даже многим опытным авторам.
Годы, прошедшие после слома прежней партийно-государственной системы в Болгарии, не отличались большими художественными достижениями в литературе. Обретение свободы слова застало писателей неподготовленными. Отсюда их растерянность. Сказалась и некоторая усталость, исчерпанность прежней актуальной проблематики и тематики (в том числе и деревенской), а также уход из жизни целого ряда талантливых болгарских писателей, творчество которых составляло костяк современной литературы (Э. Станев, П. Вежинов). Все это тем не менее не значит, что достойные произведения теперь не появляются вообще, многие из опубликованных в эти годы интересны, хотя они в своем большинстве не являются новым шагом как в творчестве их авторов, так и в литературе в целом.
В творчестве И. Петрова в 90-е годы тоже чувствуется некоторая растерянность. Он ищет другую арену для своих художественных устремлений. Писатель обращается к близкому прошлому (первые послевоенные годы), которое в полном объеме, без существенных умолчаний и даже искажений в литературе не было отображено. Он пишет небольшую повесть «Смертный приговор» (1991) и начинает работу над многотомным романом «Бароновы» (1997). Многие важные в недавнем прошлом для писателя проблемы продолжают его волновать: исследование человеческой личности, причины ее деградации, ответственность человека за себя и судьбу общества, сложность осознанного выбора. В повести «Смертный приговор» говорится об убийствах в Болгарии, без суда и следствия, часто невинных людей в первые месяцы после 9 сентября 1944 года. Это время было частично затронуто в романе «Облава на волков». В повести оно становится предметом пристального анализа.
В центре произведения жесткая и откровенная исповедь героя, причастного к несправедливым акциям. Автор не смягчает весь ужас беззакония и произвола, царившего тогда в Болгарии, и отрицает возможность оправдания его будто бы исторической необходимостью, так как стимулом этих действий служили собственные, зачастую корыстные, побуждения людей, оказавшихся у власти. И. Петров утверждает, что, несмотря на трудное и страшное время, человек может и должен оставаться человеком. В отличие от предыдущих произведений, где герои были более зависимы от реалий времени, здесь все происходящее рассматривается автором только как выбор самого героя, напоминающего Стояна Кралева из романа «Облава на волков», но не ослепленного верой в коммунизм. Этот герой не оправдывает свои поступки высокой целью.
В повести «Смертный приговор» резко меняется тон повествования. Даже в романе «Облава на волков» серьезное нравственно-философское осмысление действительности соседствовало с комическими эпизодами, ироническими характеристиками героев. В повести такие художественные средства, как юмор, ирония и даже сатира, исчезают полностью.
О последнем романе писателя «Бароновы» пока писать рано, потому что опубликована только его первая часть. Произведение задумано как семейная хроника, история нескольких поколений одной семьи. Если судить по первой части, это история разрушения, вырождения рода. В Болгарии тема доносов во времена социализма могла появиться в художественной литературе и широко обсуждаться в средствах массовой информации только после событий ноября 1989 года. Главного героя романа И. Петрова Божидара Баронова заставляют стать доносчиком, и это ломает его и без того достаточно непростую судьбу. Автора продолжают интересовать ставшие для него традиционными нравственнофилософские проблемы, при этом усиливается его внимание к темным сторонам души человека. Божидар Баронов переживает сильнейший психологический разлад, он сломлен осознанием вины за свои поступки. О дальнейшей его судьбе пока можно только гадать. Художественный мир И. Петрова 90-х годов — мрачные, болезненные переживания личности. Заглядывая в глубины человеческой души, писатель не боится показать самые страшные ее стороны.
Трудно сказать, как творчество И. Петрова будет развиваться дальше. Он продолжает работать над романом «Бароновы», публикует продолжение повести «Прежде чем я родился и после этого» — «Прежде чем я родился и после моей смерти» (2000)^ обращается к новому для себя жанру драматургии и все же публикует свои юношеские стихотворения. Но, как и для многих болгарских писателей, 90-е годы для него кризисный период: мучительный поиск новых тем и свежих художественных решений. Болгарская литература — на пути решения новых задач и достигнутые ею значительные успехи в предыдущие десятилетия вселяют уверенность в ее творческие силы и большие возможности.
Список научной литературыГилярова, Екатерина Евгеньевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Андреев В.Д. История болгарской литературы. Д., 1978.
2. Введение в литературоведение. М., 1999.
3. Зарев П. Панорама болгарской литературы. М., 1976.
4. История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Т 1. М., 1995, Т. 2. М., 2001.
5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
6. Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв. М., 1958.
7. Адамович Г.Е. Малые жанры в современной болгарской прозе и художественный опыт Й. Радичкова. Авт. дис. . .кандидата фил. наук. Минск, 1982.
8. Актуальные проблемы славянской филологии (материалы научной конференции). М., 1993.
9. Актуальные проблемы сравнительного изучения литератур социалистически стран. М., 1978.
10. Ю.Айтматов Ч. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1984.11 .Анастасьев Н.А. Продолжение диалога. М., 1987.
11. Арутюнов JI.H. Социалистический реализм и развитие советской многонациональной литературы. С. 79-115.
12. З.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
13. Н.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и смеховая культура Ренессанса. М., 1965.
14. Белая Г.А. Искусство есть смысл // Вопросы литературы. 1973, №3. .
15. Бернштейн И.А. Эпос обновления жизни: роман в литературах социалистических стран 60-70-х годов. М., 1982.
16. Борев В.Ю. О комическом. М., 1964.
17. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. М., 1977.
18. Взаимообогащение литератур. М., 1990.
19. Вильчек Л.Ш. Вниз по течению деревенской прозы. Вопросы литературы. 1985. № 6. С. 34-73.
20. Виноградов В.В. О литературной циклизации. Л., 1928.
21. Вулис А.З. Метаморфозы комического. М., 1976.23 .Герой художественной прозы Социалистических стран Европы. М., 1973.
22. Гугнин А.А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века: феномен и некоторые пути его осмысления. Доклады научного центра славяно-германских исследований, вып.2, М., 1998.
23. Дедков И.А. Страницы деревенской жизни // Новый мир, 1969, №3.
24. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир, 1999, № 2.
25. Дземидок Б. О комическом. М., 1974.
26. Единство и многообразие. Литературно-художественная критика НРБ. М., 1979.
27. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (От эпиграммы до романа). Л., 1977.
28. ЗО.Зарубежные славянские литературы и XX век. М., 1970.31.3атонский Д.В. Искусство романа и XX век М., 1973.32.3верев Л.М. Дворец на острие иглы: из художественного опыта XX века. М., 1989.
29. ЗЗ.Золотусский И.П. Исповедь Зоила. М., 1989.чК
30. Иван^с А.И. Проблема взаимодействия романной и новеллистической форм в литературе критического реализма США в конце XIXпервой половине XX века. Автореферат дис. . кандидата фил. наук. Киев, 1977.
31. Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60-80-х годов. (К проблеме циклизации) М., 1988.
32. Кириллова O.J1. Между мифом и игрой. М., 1992.
33. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963.
34. Кузьменко Ю.Б. Советская литература вчера, сегодня, завтра. М., 1981.
35. Ландор М.Б. Большая проза — из малой // Вопросы литературы, 1982, № 8.
36. Литература зарубежных социалистических стран в 60—70 годы. М., 1974.
37. Ляпина Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-1860 г. Ав-тореф. диссер. . кандидата фил. наук. М., 1977.
38. Манн Ю.В. О гротеске в литературе. М., 1966.
39. Марков Д.Ф. Болгарская литература наших дней. М., 1969.
40. Мелетинский Е.Н. Поэтика мифа. М., 1976.
41. Мелетинский Е.Н. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.
42. Мотылева Т.Л. Роман — свободная форма. М., 1982.
43. Ничев Б. Современный болгарский роман. М., 1983.
44. Новое в колхозной деревне и литература // Вопросы литературы, 1979, № 1.
45. Новые проблемы — новые решения. М., 1992.
46. Новые явления в литературе европейских социалистических стран. Художественная проза начала 70-х годов. М., 1976.
47. Общее и особенное в литературах социалистических стран Европы. М., 1977.52.0бщие закономерности и национальная специфика литератур европейских социалистических стран. М, 1986.
48. Панченко И.В. Вопрошая прошлое — заглянуть в будущее // Вопросы литературы, 1983, № 6.
49. Пархоменко М.Х. Роман 70-х. М., 1987.
50. Пиотровская А.Г. Художественные искания современной польской литературы. М., 1979.
51. Политика и поэтика. М., 2000.
52. Пономарева Н.Н. Преодоление «Барьера» Болгарская проза и драматургия 70-80-х годов // Славяноведение, 1995, № 5.
53. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
54. Проблема целостности художественного произведения. Воронеж,63 .Проблемы взаимодействия прозаических жанров. Днепропетровск,б.Проблемы литературных жанров. Томск, 1972.
55. Проблемы развития литератур европейских социалистических стран после 1945 года. М., 1985.
56. Проблемы теории и истории литературы. Ярославль, 1972.
57. Проза южных и западных славян XX в. М., 1994.
58. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.1976.1971.
59. Проблемы истории литературы. ЛГОПУ, вып. 8. М., 1999. "65 .Проблемы литературных жанров. Томск, 1972.
60. Развитие зарубежных славянских литератур в XX веке. М., 1964.
61. Роман в современных литературах южных и западных славян. М., 1973.
62. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.
63. Рымарь Н.Т. Современный роман. Проблема лирической и эпической формы. Воронеж, 1987.
64. Сапогов Ю.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока. Калуга, 1968.
65. Семенова С.Г. Преодоление трагедии: «вечные вопросы» в литературе. М., 1989.
66. Сергеев Е.А. Предвестье // Вопросы литературы, 1985, № 10.
67. Сидоров Е.А. На пути к синтезу // Вопросы литературы, 1975, № 6.
68. Современная болгарская проза и литературы европейских социалистических стран. М., 1985.
69. Современная литература Чехословакии в контексте развития литератур европейских социалистических стран. М., 1981.81 .Современные литературы европейских социалистических стран после 1945 года. М., 1985.
70. Современные проблемы романа в советском и зарубежном литературоведении. М., 1984.
71. Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.
72. Соловьева А.П. Цикл рассказов в чешской и русской литературе 30-х годов XIX века // Советское славяноведение, 1977, № 4.
73. Сравнительное изучение и теоретические вопросы развития современной литературы. М., 1985.
74. Старикова Е.В. Социологический аспект современной деревенской прозы // Вопросы литературы, 1972, № 7.87.Судьбы романа. М., 1975.
75. Султанов К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М., 1989.
76. Сурганов В.А. Человек на земле. М., 1981.
77. Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1986,
78. Творчество Иво Андрича. Миф. Фольклор. История. Литература. Симпозиум к 100-летию рождения писателя. М., 1992.
79. Теракопян Н.А. Пафос преобразований. М., 1974.
80. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Arolis, 1985.
81. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
82. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
83. Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах. СПб., 1995.
84. Хамракулова Х.Д. Современный роман в новеллах // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. филология. 1980, № 2.
85. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1986.
86. Художественная литература Болгарии в современных исследованиях болгарских и советских ученых. М., 1977.
87. ЮО.Художественная форма в литературах европейских социалистических стран. М., 1969. 101.Чалмаев В.А. Воздушная воздвигалась арка // Вопросы литературы, 1985, №6.
88. Шайтанов И.О. Реакция на перемены // Вопросы литературы, 1981, №5.
89. Шкловский В.Б. Теория прозы. Л., 1925.
90. Шукшин В.Н. Нравственность есть правда. М., 1979. 105.ЭльсбергЯ.Е. Вопросы теории сатиры. М., 1957. Юб.Эльяшевич А.П. Горизонты и вертикали. М., 1984. 107.Яковлева Н.Б. Современный роман Югославии. М., 1980.
91. Русская литературная пародия. Ардис, 1980.
92. На болгарском языке: История литературы: 109.3арев П. Панорама на българската литература. Т. 1-5. С., 1976. 1 Ю.Игов С. История на българската литература. С., 2001.
93. История на българската литература. Т. 1—4. С., 1970—1976.
94. Куюмджиев К. Разтворена книга. Тенденции в развитието на раз-каза и повестта след Девети септември 1944 година. С., 1983.
95. ПЗ.Очерци по историята на българската литература след Девети септември 1944 година. Първа книга. С., 1979, Втора книга С., 1980.
96. Анчев П. Човекът в словото. С., 1986.
97. Априлскикръгозори. С., 1981.
98. Априлската литература:и критика. С., 1986.
99. Априлски дискусия // Литературен фрон, 1987, бр. 15.
100. Асенов Д. Някои проблеми на българския роман през 1961 г. // Литературен фронт, 1961, бр 11.
101. Беляева С. Време, литература, човек. С., 1986.
102. Беляева С. Преображенията на героя. С., 1977.
103. Бояджиева В. Творчество и действителност. С., 1983.
104. Василев М. Движение и съзриване по априлския път. С., 1986. 123 .Василев М. Съвременна българска литература. С., 1978.
105. Василев М. Съвременният българския разказ. С., 1980.
106. Георгиев Н. Превръщенията на Нане Вуте // Септември, 1969, кн. 6.
107. Димчева Р. Проблеми на теория на сатирата. С., 1981.
108. Добрев Ч. Социалистическата съвременност — основа на социа-листическо-реалистичното искуство. // Пламък, 1971, кн. 4.
109. Добрев Ч. Време и творци. С., 1976.
110. Жечев Т. .Съвременни образи и идеи. С., 1964.
111. Жечев Т. Бележник на редактора // Летописи, 1992, кн. 5-6.
112. Жечев Т. Българският роман след Девети септември. С., 1980.
113. Жечев Т. История и литература. Избрани статии. С., 1979.
114. Жечев Т. На село с С.Илиев и г.Караславов // Летописи, 1996, кн. 4-5.
115. Игов С. Български шедьоври. С., 1992.
116. Игов С. Грозните патета. Първа книга. С., 1984, Втора книга. С., р 1989.ов С. Грозните патета. С., 1984.
117. Игов С. Изказване за романа // Септември, 1976, кн. 1.
118. Игов С. Кратка история на българската литература. С., 1996.
119. Игов С. Към нов социален роман // Съвременник, 1973, кн. 1. НО.Идейно-художествени особености на съвременния литературенпроцес. С., 1975.
120. Игов С. Проблеми на един «продьлжаващ» роман // Септември, 1973, кн. 7.
121. Каранфилов Е. Съвременност и обоготяване от някои от литера-турните жанрове // Пламък, 1983, кн. 2.
122. НЗ.Каролев С. В светла на прозата. С., 1968.
123. Константинова Е. Българският разказ от вчера и днес. С., 1987.
124. Константинова Е. Основни черти на съвременната българска литература // Литература и история, 1986, № 14.
125. Мб.Константинова Е. Самобитно и общочовешко. С., 1980
126. Константинова Е. Силуети от вчера и днес. С., 1985
127. Куюмджиев К. Критически делници. С., 1972.
128. Куюмджиев К. Малките и големи илюзии на И. Петров // Пламък, 1970, кн. 24.
129. Ликова Р. Разказвачът в съвременната ни белетристика. С., 1978.
130. Ликова Р. Художествени търсения в най-новата ни белетристика // Пламък, 1986, кн. 9.
131. Молхов Я. Съблазните на пътуването. Варна, 1976.
132. Мутафов Е. Време и художествено единство. С., 1978.
133. Мутафов Е. Нова повествователна концепция // Пламък, 1986, кн. 7.
134. Мутафов Е. Нравственият провинциализм или превъплъщенията на безхарактерността // Септември, 1976, кн. 2.
135. Националното своеобразие на литературата. С., 1966.
136. Неделчев М. Новата проза на Ивайло Петров // Пламък, 1973, кн. 2.
137. Недков 3. Възможности на съвременния роман // Пламък, 1986— 1987, кн. 4.
138. Недков 3. Писатели и книги. С., 1981.
139. Недков 3. Създаванете на един роман // Пламък, 1987, кн. 4.
140. Николов М. За някои явления в белетристиката // Литературна мисъл, 1965, кн. 1.
141. Николов М. Профили и проблеми. С., 1989.
142. Ничев Б. Съвременният български роман — проблеми и съдба // Септември, 1976, кн. 1.
143. Ничев Б. Съвременният български роман. Към история и теория на епичното в съвременната българска художествена проза. С., 1978.
144. Панова И. По повод на един мит // Философска мисъл, 1980, кн. 7.
145. Поливанов И. Оригиналност или псевдомодерно епигонство // Пуле, 1980, кн. 21.
146. Попиванов И. Трагичното в литературата. С., 1978.
147. Попов В. Традиция и проза // Пламък, 1968, кн. 20.
148. Проблеми на новата българска литература. С., 1978.
149. Русева В. Жанр и памет // Трудове на великотърновския университет Кирил и Методий. 1989. Том XXIII. Кн. 1. Фил. факултет, литературознание.
150. Сапарев О. Литературни проблеми. С., 1979.
151. Сапарев О. За една повеет и някои процеси в прозата ни // Сеп-тември, 1973, кн. 5.
152. Спасов И. Черти на съвременната българска литература. С., 1980.
153. Спиридонов А. Селската белетриегика — спекулативна книжев-У ноет и полнота на изображението // Пламък, 1979, кн. 14.
154. Studiorum causa // С., 1994.
155. Хаджикосев С. Жанрови тенденции в съвременния български роман // Септември, 1977, кн. 2.
156. Хаджикосев С. Изпитанията пред българската литературна наука днес // Език и литература, 1992, кн. 5.
157. Хаджикосев С. Трансформационни процеси в съвременната българска проза//Пламък, 1986, кн. 12.
158. Цачев К. Случайно отношение към животрептящи проблеми // Литературен фронт, 1979, бр. 9.
159. Цветков Еволюцията на критика // Литературна мисъл, 1964, кн. 6.
160. Янев С. Тенденции в съвременната проза. С., 1977.
161. Янев С. Типове лиризация в съвременната българска проза и тенденция на синтетичното изображение // Литературна мисъл, 1977, кн. 7.
162. Янев С. Типология на героите в съвременната българска проза // Родна реч, 1992, кн. 9-10.1. Об Ивайле Петрове:
163. Ангелов А. Размишление върху традицията // Литературна мисъл, 1988, кн. 10.
164. Андонова 3. Откраднати мигове. С., 1990.
165. Анчев П. Страданитето, възмездието и надеждата // Пламък, 1987, кн. 2.
166. Бояджиева В. Илюзии и действителност // Пламък, 1964, кн. 1.
167. Василев М. В защита на яркостта // Литературен фронт, 1979, бр. 13.
168. Величков. Г.Способи за самозалъгване, С., 1990.
169. Величков Г. Неюбилейно за юбиляр // Литературен форум, 1993, бр. 3.
170. Велева Л. Идейният патос и повествователните принципи на «Хайка за вълци» // Септември, 1987, кн. 4.
171. Влахов-Мицев С. Младости и приемственост. С., 1988.
172. Генов 3. За първата резензия и за втората книга // Септември, 1957, кн. 6.
173. Данчев П. Приветствие с уговорки // Литературен фронт, 1986, бр. 47.
174. Добрев Ч. Мъките на творчество // Септември, 1968, кн. 6.
175. Добрев Ч. На ръба на времето // Литературен фронт, 1986, бр. 51.
176. Добрев Ч. Победите на реализма // Септември, 1983, кн. 1.
177. Жечев Т. Да се помни и знае // Литературен фронт, 1986, бр. 45.199.3арев П. Второ прочитане // Литературен фронт, 1986, бр. 31.200.3арев П. Мъртво вълнение // Литературна мисъл, 1962, кн. 4.
178. Зарев П. Прозата на И. Петров // Септември, 1976, кн. 2.
179. Иванеева И. И.Петров // Родна реч, 1984, кн. 5.203 .Иванов Д. Кръщение // Младеж, 1954, кн. 4.
180. Илиев С. Ивайло Петров и неговите герои. С., 1990.
181. Йорданов А. Тревогите и прозренията на Ивайло Петров // Пламък, 1987, кн. 6.
182. Карадочев А. Обратния епос на пистаеля // Литературен фронт, 1986, бр. 50.
183. Колевски В. Традиции и новаторство в проблемите и идейността // Литературна мисъл, 1964, кн. 6.
184. Колевски В. Дали нещата са така прости? // Литературен фронт, 1979, бр. 13.
185. Колевски В. По повод «Хайка за вълци» от И. Петров // Литературен фронт, 1986, бр. 43.
186. Николов М. Със строг реалистичен рисунок // Септември, 1957, кн. 2.
187. Петров 3. Повеет за нова българска. Септември, 1957, кн. 1.
188. Петер В. Единство на личното и обществено // Пламък, 1987, кн. 6.
189. По повод дискусията за романа «Хайка за вълци» // Литературен фронт, 1986, бр. 52.
190. Радоев И. Обратният епос на писателя // Литературен фронт, 1986, бр. 50.
191. Свиленов А. Търсене на красотата // Септември, 1963, кн. 12.
192. Северняк С. По повод «Хайка за вълци» от И. Петров // Литературен фронт, 1986, бр. 49.
193. Султанов С. Новият роман на И.Петров // Литературни новини, 1961, бр. 15.
194. Шиков X. Ходене по мъкнте // Пламък, 1963, кн. 12.1. Тексты:
195. Петров И. Кръщение. С., 1953.
196. Петров И. Нонкината любов. С., 1956.
197. Петров И. Мъртво вълнение. Варна, 1961.
198. Петров И. На чужда земя. С., 1962.
199. Петров И. Малки илюзии. С., 1963.
200. Петров И. Зелената шапка. С., 1965.
201. Петров И. Преди да се родя. С., 1969.
202. Петров И. Преди да се родя и след това. С., 1971.
203. Петров И. Лъжливи хора. С., 1973. Ю.Петров И. Любов по пладне. Варна, 1976. П.Петров И. Есенни разкази. С., 1978.
204. Петров И. Божи работа. (Глупава повеет. Четиридесет целувки.) С., 1979.
205. Петров И. Най-добрият гражданин на республика. Варна, 1980.
206. Петров И. Три срещи. С., 1981.
207. Петров И. Объркани записки. Кн. 1 С., 1971, кн.2 С., 1989. 1 б.Петров И. Присъда смър-^аГс., 1991.
208. Петров И. Ти ли ме повика, мое родно село. С., 1993.
209. Петров И. Мъдрият няма идеали. Размисли за себе си и за дру-гите С., 1994.
210. Петров И. Божи работа С., 1995.
211. Петров И. Баронови. С., 1997.
212. Перов И. По воля божия: объркани записки. С., 1999.
213. Петров И. Преди да се родя и след смъртта ми. Велико Търново, 2000.
214. Петров И. Героите на Достоевски сме ние // Дума. 1997. Бр.31.
215. Интервью И. Петрова в болгарской газете «24 часа» от 31 декабря 1998 года.1. В русском переводе:
216. Петров И. Нонкина любовь. М., 1958.
217. Петров И. Мертвая зыбь. С., 1962.
218. Петров И. Зеленая шапочка. С., 1966.
219. Петров И. Избранное. М., 1987.
220. Петров И. Перед тем как мне родиться и после этого. С., 1988.
221. Петров И. Облава на волков. М., 1989.
222. Петров Й. Лучший гражданин республики. С., 1990.
223. Петров И. Любовь в полдень. С., 1997.