автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Сидорова, Галина Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов"

На правах рукописи

Сидорова Галина Андреевна

Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов

Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

13 НОЯ 2014

Москва —2014

005555123

005555123

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных на кафедре аналитического музыкознания

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор искусствоведения, профессор Цареградская Татьяна Владимировна

Дулат-Алеев Вадим Робертович

доктор искусствоведения, профессор, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, профессор кафедры истории музыки

Шутко Даниил Владимирович

кандидат искусствоведения, Санкт-Петербургская государственная

консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, старший преподаватель кафедры теории музыки

Московский институт музыки имени А.Г. Шнитке

Защита состоится 16 декабря 2014 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 210.012.01, созданного на базе Российской академии музыки имени Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская 30/36).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАМ им. Гнесиных.

Автореферат разослан » ноября 2014

года

Ученый секретарь диссертационного совета

Пилипенко Нина Владимировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Кайя Саариахо (род. 14.10.1952 г., Хельсинки) — выдающаяся фигура академической музыки последних десятилетий. Ее сочинения постоянно исполняются по всему миру крупнейшими оркестрами и именитыми музыкантами. Среди них - Гидон Кремер, Дон Апшоу, Ансси Карттунен, Камилла Хоитенга, Эса-Пекка Салонен и многие другие. Международное признание Саариахо пришло вместе с яркими сочинениями, привлекающими своей чарующей красотой и новизной звучания. Первая опера композитора «L'amour de loin» (Далекая любовь), поставленная на Зальцбургском музыкальном фестивале в 2000 году, вызвала колоссальный интерес и после премьеры многократно ставилась ведущими театрами Европы и Америки. По мнению американского критика Кори Эллисон, популярность оперы «неудивительна в свете ее чрезвычайной музыкальной красоты, богатства и самобытности, а также глубины и универсальности ее драматической темы»1. Критики положительно и поэтично отзываются о музыке композитора в целом: «Звуковой мир Саариахо может быть привлекательным, даже чувственным, а также бескомпромиссным и ошеломляющим. Выступления потрясают»2. Ее достижения отмечены большим количеством международных премий.

В отечественном музыкознании публикации о творчестве К.Саариахо единичны. Необходимость подробного изучения музыки композитора и выявление характерных черт ее манеры обусловливает актуальность диссертации.

Степень разработанности темы исследования. Творчество Саариахо в целом только начинает свой путь в исследовательских работах. Как результат, можно отметить единственную монографию «Кайя Саариахо» финского исследователя Пиркко Моизала и коллективный труд

1 Ellisson С. «Mais c'est chaque fois la première fois»: The Many Lives of Kaija Saariaho's L'amour de loin (Ho каждый раз как в первый раз: Множество жизней «Далекой любви» Кайи Саариахо). По материалам Международного Симпозиума, приуроченного к юбилею композитора (октябрь, 2012, Хельсинки).

2 BBC Music Magazine, September 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://www.prestoclassical.co.Uk/c/Saariaho/all/4

британских авторов Т.Хоуэла, Дж. Хегривза и М.Роуфа «Кайя Саариахо: видения, повествования, диалоги», представляющий собой сборник статей, посвященных творчеству композитора. Эти работы дают относительно целостный взгляд, как на творчество, так и на личность К.Саариахо.

Аспектация в специализированных статьях имеет свои «зоны привлекательности»: так, среди наиболее разработанных областей - анализ отдельных сочинений в их связи с принципами спектральной композиции. Например, виолончельный концерт «Amers» (Береговые ориентиры, 1992) привлек внимание Иванки Стояновой, Грегори Лорье и Мяо Вен-Ванг. Немало исследователей анализирует работу композитора с электронной составляющей музыки: «Анализ смешанной электроакустической музыки: "Verblendungen" Кайи Саариахо как пример изучения» Алана Стоунса, «Использование электроники в трех сочинениях Кайи Саариахо» Поля Нельсона и «Преобразование жеста с помощью электроники в музыке Кайи Саариахо» Дж.О'Калахана и А.Айгенфельдта.

Особый интерес вызывает оперное творчество композитора. Перу финского музыковеда Лиизамайи Хаутсало принадлежит первый фундаментальный труд об опере Саариахо «Далекая любовь». Эту тематику продолжил также американский музыковед Н.Спенсер в своем исследовании «"Далекая любовь" и вокальные сочинения Кайи Саариахо»

К числу более специфических и менее разработанных вопросов относятся вопросы фактуры (работа Кари Бешарс), развертывания нарратива (Винсент Милберг), формирования современного виолончельного репертуара (Катрин Роблен).

Важным аспектом является исследование взаимодействия Саариахо с наиболее близкой ей средой — спектральной музыкой французских композиторов. В связи с этим выделяется работа французского музыковеда Д.Пуссе, посвященная анализу технических и эстетических принципов К.Саариахо, Ф.Юреля и М-А. Дальбави, формировавшихся под влиянием спектральных идей.

Научный интерес отечественных исследователей пока представлен несколькими статьями, в числе которых статья в энциклопедическом словаре «Музыка XX века» под редакцией Л.Акопяна и дипломной работой H.H. Саамишвили «Опера Кайи Саарьяхо «Любовь издалека»: опыт характеристики», защищенной в РАМ им. Гнесиных (2013 г.).

Сегодня о К.Саариахо имеется достаточно много информации справочного характера: статьи в музыкальных энциклопедиях и словарях, заметки и отзывы в прессе, критические отзывы в журналах, анонсы к концертам и сценическим постановкам, буклеты к CD и DVD с записями произведений композитора, многочисленные интервью. Можно также указать на электронные источники, представляющие широкую панораму вопросов, связанных с искусством Саариахо. Нарастающий поток информации о композиторе, ее премьерах и деятельности вызывает необходимость более детального исследования не просто ее творчества в целом, а разных этапов, среди которых одним из важнейших является период становления индивидуальности и формирования композиторской манеры Саариахо.

Цель настоящей работы — исследование творчества композитора в его эволюции с 1980-х по 2000 год. С 2000 года сама Саариахо отмечает наступление нового периода в своем творчестве — этапа зрелости, и этот новый этап связан с созданием оперы «Далекая любовь» (2000):

Поставленная цель определяет ряд задач:

- выявить специфические образные характеристики музыки композитора, собирающей воедино различные источники вдохновения: визуальные, тактильные, звуковые, вербальные;

- проанализировать особенности композиционной техники К.Саариахо, основанной на спектральном подходе и использовании компьютерных технологий, как в инструментальных, так и в вокальных сочинениях, определить ее соотношение с постспектрализмом;

- раскрыть закономерности в отношении управления тембром и гармонией, а также построения музыкальных форм в композиции;

- соотнести творчество К.Саариахо с контекстом музыкальной культуры XX

- начала XXI века;

- определить направление эволюции творчества композитора в данный период.

Методология исследования опирается на комплексный подход: техника композиции, принципы инструментального и вокального письма Саариахо анализируются в тесной взаимосвязи с эстетическими идеями спектральной техники сочинения, предложенными французскими композиторами во главе с Жераром Гризе и Тристаном Мюраем. В связи с этим привлекаются зарубежные источники, характеризующие спектральное направление (Ж-Б. Барьер, Ф. Юрель) и работы отечественных музыковедов по данной проблематике (А. Соколов, Д. Шутко). Необходимыми при исследовании явились некоторые точные подходы, связанные с музыкальной акустикой и психоакустикой (Э.Хафшмит «Синтез с помощью физического моделирования», И. Алдошина «Музыкальная акустика»). Для анализа музыкальных произведений использовались музыковедческие аналитические процедуры.

Объектом исследования являются вокальные и инструментальные сочинения Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов; предметом исследования

- совокупность их музыкально-выразительных средств.

Материалом диссертации послужили аудиозаписи и партитуры композитора (созданные до 2000 года). Подробный анализ был проделан в следующих сочинениях: «Verblendungen» (Ослепительный свет, 1984) для камерного оркестра и магнитофонной ленты, «Petals» (Лепестки, 1988) для виолончели и электроники ad libitum, «Amers» (Береговые ориентиры, 1992) для виолончели и ансамбля, «Près» (Вблизи, 1994) для виолончели и электроники, «Château de l'âme» (Замок души, 1995) для сопрано, восьми женских голосов и оркестра, «Lonh» (Издалека, 1996) для женского голоса и

электроники. Остальные композиции этого периода привлекаются в роли контекста.

Кроме этого, в качестве дополнительного материала мы используем многочисленные интервью с композитором, среди которых есть проведенное лично (7.07 2012, Париж). Важным материальным источником послужили примечания и комментарии Кайи Саариахо о собственных композициях, а также несколько самостоятельных теоретических статей Саариахо, в которых она разъясняет свои идеи и принципы: «Использование компьютера в поиске новых аспектов организации тембра и сочинения»

(1983), «Формирование композиционной сети с помощью компьютера»

(1984), «Тембр и гармония: интерполяции тембровых структур» (1987). Материалом исследования также стал CD-ROM Prisma (1999) - уникальный мультимедийный проект, посвященный творчеству композитора.

Научная новизна работы определяется её темой и музыкальным материалом. Это первая диссертационная работа в отечественном музыкознании, посвященная выдающемуся финскому композитору Кайе Саариахо. В работе рассматривается комплекс музыкально-выразительных средств и художественных предпочтений автора. Диссертация затрагивает характеристику спектрального направления в современной музыке и освещает совокупность электронных ресурсов, связанную с разработкой звукового материала и использованием специфических компьютерных техник у Саариахо.

На защиту выносятся следующие положения:

• Идеи композитора берут начало в синестезии, предполагающей единство визуального и звукового;

• Колорит музыки Саариахо связан с использованием излюбленных тембров (виолончели и флейты), богатством артикуляции на этих инструментах;

• Электроника выполняет подчиненную акустическим инструментам функцию, преследуя цель дополнения и украшения уже существующего звучания;

• Творчество Саариахо опирается на методы спектрализма, но выходит за рамки этого направления и представляет собой новый этап его развития - постспектрализм.

Теоретическая значимость исследования. Данная работа формирует аналитический инструментарий для работы с новейшими образцами музыкальной композиции. Результаты исследования дают возможность дальнейшего изучения творчества композитора отечественными музыковедами.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории зарубежной музыки, курсе инструментовки и композиции, а также могут привлечь внимание современных исполнителей к сочинениям автора с целью их пропаганды в России.

Степень достоверности результатов исследования обусловлена опорой на фундаментальные музыковедческие труды, апробированные методы исследования и авторизованные издания; CD-записи с сочинениями и нотный материал были получены легальным путем, в частности от издательства «Chester Music».

Апробация работы. Положения и результаты исследования прошли апробацию, обсуждались на заседаниях кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных. Материалы исследования были представлены в докладах на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов - 2012», прошедшем в МГУ им. М.В. Ломоносова и на Межвузовской научной конференции «Исследования молодых музыковедов», состоявшейся в марте 2013 года в Российской академии музыки им. Гнесиных.

Основные положения работы отражены в публикациях по теме диссертации, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации определяется поставленными задачами. В первой главе обсуждаются основные факторы мировоззрения и исходные установки композиторского мастерства Саариахо (этап обучения, увлечение спектрализмом). Вторая глава посвящена первым крупным сочинениям («Verblendungen», «Petals»). В третьей главе анализируются сочинения следующего десятилетия («Amers», «Pres»). Четвертая адресована вокальному творчеству композитора. Диссертация содержит также Заключение, Библиографию и Приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована тема диссертации, её актуальность, поставлены цель и основные задачи, определены объект, предмет и методы исследования, произведен обзор и анализ музыковедческой литературы по теме.

Глава 1. Мир музыки Кайи Саариахо §1. Кайя Саариахо: слагаемые индивидуальности. Кайя Саариахо, интересы которой простираются далеко за пределы музыки, охватывая самые разные области искусства и культуры, является художником с синестетическим феноменом мировосприятия, достаточно распространенным в искусстве XX века (О. Мессиан, Д. Лигети, П. Клее), но уникальным в каждом отдельно взятом случае. В детстве ее в равной степени привлекали и музыка и изобразительное искусство; в Финляндии она училась в двух высших учебных заведениях - и как художник, и как

композитор. Саариахо признается: «...самая главная вещь в моем восприятии есть та, что визуальный и музыкальный миры едины во мне»3. Она также изучала историю искусств и литературы, что отразилось на широком выборе авторов, вдохновлявших ее на сочинение музыки. Среди них Уильям Шекспир, Поль Элюар, Сен-Жон Перс, Симона Вэйль, Сильвия Плат, Франц Кафка и многие другие. От синестезии исходит желание композитора писать программную музыку, поскольку ею владело стремление перенести ощущения, почерпнутые в изобразительном искусстве, литературе, окружающей природе на свои сочинения. Почти все композиции автора имеют названия и нередко объединяют в себе различные источники вдохновения. Примерами могут служить струнный квартет «Nymphéa» (Водяная лилия, 1987) и оркестровый диптих «Du cristal ...à la fumée» (От кристалла...к дыму, 1990), объединяющие изучение природного явления и интерес к литературе. Характерной особенностью личности композитора является многомерное художественное мышление.

Своим принципам Саариахо дает рациональное обоснование в собственных музыковедческих работах. В статье «Тембр и гармония» (1987 г.) композитор выдвигает новаторскую, теоретически осмысленную, концепцию управления двумя основополагающими параметрами своей музыки - тембром и гармонией. Саариахо вводит понятие «тембрапьной оси» звук/шум, замещающей собой традиционное соотношение консонанса/диссонанса вне тональности (рисунок 1).

[Hurmoíiic speclniml

(Sine tunc I

fl

nawat harmonic» on Rate and strings: binfeong

Û

[While nouel ¡

IT

лол-hamKmic sounds (bell«fflultiphooics on winds and strings, etc.)

oversowing oe strings; bnslh* tones/wbupering

3 Moisala, P. Kaija Saariaho / Pirkko Moisala. - Urbana : Chicago : University of Illinois Press, 2009. - P. 55.

Синус Натуральные Гармонический тон флажолеты спектр на флейте и струнных; птичье пение

избыточное Белый

давление шум

смычка;

дыхание/

шепот на

флейте

негармонические звуки(колокола, мультифоники на духовых и струнных, и т.п.)

Рисунок 1 - Тембральная ось Кайи Саариахо. Рисунок взят из статьи К. Саариахо «Тембр и гармония: интерполяции тембровых структур».

Научная деятельность Саариахо отталкивалась от спектральных идей, оказавших наиболее существенное влияние на становление ее индивидуального «голоса». Сосредоточение на спектральных методах композиции приводит ее на стажировку в ЖСАМ4 в 1982 году. Идея исследования, погружения в природу конкретного звука вызывала практический интерес к звучанию инструментов (виолончель, флейта, человеческий голос). Саариахо начинает сотрудничать с выдающимися исполнителями (Ансси Картгунен, Камилла Хоитенга, Эса-Пекка Салонен и др.), обогащая свое письмо знаниями в области акустических возможностей инструментов. С середины 80-х ее музыка получает мировое признание, о чем свидетельствуют заказы от крупнейших музыкальных коллективов.

§2. Французский спектрализм: идеи и реализация. Как известно, спектральное направление зародилось во Франции в 1970-х годах прошлого века и имело в своей основе обращение к акустическим свойствам отдельного звука, его спектру, в качестве гармонического материала для музыкальной композиции. Развитие данного направления формировалось в

4 IRCAM (фр. Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique, 1977) - институт музыкальных и акустических исследований, созданный композитором Пьером Булезом при Центре Жоржа Помпиду.

недрах парижского института IRCAM, и было тесно связано с развитием новых электронных технологий.

Лидер спектрального движения Жерар Гризе, предложив взять за основу сочинения не мотив, не гармоническую конструкцию, а тембр, точнее спектр определенного звука, создал новаторский инструментальный цикл «Акустические пространства» (Les espaces acoustiques). Эпицентром цикла является пьеса «Периоды» (Périodes, 1974), в которой Ж.Гризе применил новую технику: гармоническим материалом «Периодов» послужила спектрограмма звука Е у тромбона. Учитывая физико-акустические свойства инструмента и внутренние закономерности в развитии обертонов данного звука, композитор определил характер развертывания сочинения и его оркестровку. Новый метод гармонического мышления композитор впоследствии назвал инструментальным синтезом.

Идеи спектрализма получили широкое распространение в Европе, и по сей день продолжают обрастать индивидуальными композиционными подходами. Яркий пример этому - музыка Кайи Саариахо. В начале 80-х годов, когда композитор прибыла в IRCAM, там уже существовали определенные наработки в области компьютерного синтеза; ей пришлось особенно подробно изучить и освоить новые компьютерные программы, открывающие возможности для совершенствования работы со звуком. Таким образом, постепенно у К.Саариахо складывался свой собственный инструментарий, адаптированный под ее образный мир, для воплощения которого она прибегала к высокотехнологичным методам производства и обработки звука.

§3. Компьютерные программы в композиторской практике К. Саариахо. Компьютерные технологии играли важную роль в творчестве композитора на раннем этапе. Компьютерный синтез давал возможность Саариахо осуществить определенные аспекты в композиционном процессе, в частности разработать технику многомерных сетей, осуществить процессы интерполяции (переход одной величины в другую,

контролируемый компьютером). Одним из первых опытов компьютерной музыки является пьеса «Vers Le Blanc» (К белому, 1982) для электроники, идея которой — постепенный, едва уловимый на слух, переход (на протяжении пятнадцати минут) одного аккорда в другой. Саариахо осуществляет это, в частности, с помощью программы CHANT. Интерполяции осуществлялись и в других программах: Esquisses (1984), Patchwork (1989), Formes (1981). При помощи последней Саариахо создала цикл «Secret Gardens» (Тайные сады: Jardin Secret I для ленты 1985, Jardin Secret II для клавесина и электроники, 1986). Анализ сложных звуков раскрывает разнообразие используемых компьютерных техник у Саариахо: БПФ (алгоритм быстрого преобразования Фурье), фильтрация звука, синтез с помощью физического моделирования, анализ с помощью резонансной модели и алгоритма Терхардта5. В 80-х годах Саариахо создает также смешанные композиции, сочетающие звучание живых инструментов и записанного электронного материала: «Laconisme de l'aile» (Лаконизм крыла, 1982), «Verblendungen». Примером использования живой электроники служат пьесы «Lichtbogen» (Светящаяся дуга, 1985-86), «1о» (Ио, 1986-87), «Nymphea», «Petals» и др. Электронные эффекты у Саариахо (в частности реверберация и гармонизаця\) усиливают музыку в целом, создавая новый «ирреальный» звуковой мир. Несмотря на всю «техническую» сложность, произведения композитора легко ложатся на слух, а партитуры максимально используют возможности традиционной нотной записи. Это свидетельство того, что электроника у Саариахо является лишь интегрированной и вспомогательной частью композиционной работы.

5 На основе этого алгоритма была создана программа IAM А Жераром Ассаягом в начале 90-х годов.

Глава 2. Инструментальные сочинения 80-х: образные константы и способы воплощения §1. От ученичества к мастерству: «Verblendungen. После ученического периода (конец 70-х - начало 80-х годов) первым крупным сочинением К.Саариахо становится «Verblendungen», синтезирующее важнейшие характерные аспекты ее музыки: звуковые возможности преобразования и процессуальность, заложенные в смешении инструментальных и электроакустических элементов, гармонию, тембр, форму, влияние внемузыкальных источников.

В плане гармонико-тембрового развития «Verblendungen» выстроен так: оркестр и магнитофонная лента движутся в противоположных направлениях по отношению к оси звук/шум. Шумы в партии ленты к концу сочинения приобретает оркестровую краску, а инструментальные звуки вбирают в себя все больше шумов. Основной десятизвучный аккорд сочинения, выступает как гармоническая платформа. Он модифицируется определенным образом за счет нарушения внутренней структуры, в результате возникает цепь аккордов, поддерживающая общее развитие формы композиции. Кроме того, Саариахо непременно акцентирует соотношение динамики и статики. Это сочинение также — пример использования техники многомерных пересечений. Автор вводит несколько музыкальных параметров, которые при взаимодействии создают значимые точки, определяющие контур формы композиции. Эта композиция наметила основные черты метода автора на ближайшее десятилетие.

§2. «Petals» для виолончели. Привязанность к тембру виолончели — одна из специфических особенностей в музыке Саарихо. «Petals» для виолончели и электроники — своего рода лаборатория по изучению различных способов игры на инструменте, включающих натуральные и искусственные флажолеты, трели, глиссандо, вибрато, тремоло, а также игру при крайних изменениях давления смычка — от едва уловимого трепетания до скрипучего брутального шума и мультифоников.

Главными аспектами в композиции являются тембр и звуковысотность. Музыкальные «жесты» виолончели, такие как трели, глиссандо, обладающие определенными тембровыми характеристиками, неоднократно появляются в течение сочинения. В сочетании с пассажами, выписанными нотами, эти жесты модифицируются и разрастаются до небольших построений-разделов, выполняющих структурирующие функции в пьесе.

В целом восьмидесятые годы можно охарактеризовать как «тембральный» период в творчестве Саариахо, когда тембр понимается как самая богатая смыслами область композиции. Мы наблюдаем также и другие характерные особенности, выходящие на первый план: синтезирующая (синестетическая) программность, использование живой электроники, неклассическая логика формообразования.

Глава 3. В поисках постспектрального метода

§1. Инструментальные композиции 90-х: общая характеристика. Девяностые годы показывают творческий рост Саариахо как в количественном, так и в качественном отношении. Расширяется жанровая палитра композитора: Саариахо пишет балет «Маа» (Земля, 1991), первые крупные сочинения для большого симфонического оркестра («Du cristal... à la fumée»). Композиции для магнитофонной ленты практически вытесняются активным использованием электронных ресурсов (обычно в режиме реального времени). Саариахо развивает тенденцию к созданию сольных инструментальных пьес для струнных и флейты, большинство из которых сопровождается живой электроникой. Комозитор создает также серию камерно-инструментальных ансамблей, демонстрирующих применение расширенных техник игры. Большое значение автор уделяет работе над ритмом. Ритм, как основополагающий элемент композиции, представлен в сочинении «Six Japanese Gardens» (Шесть японских садов, 1993-95) для ударных и электроники. Это сочинение демонстрирует

поразительную связь музыкальной материи с природными ландшафтами и архитектурой Японии.

§2. «Amers» для виолончели и инструментального ансамбля. «Amers» — сочинение для виолончели соло, инструментального ансамбля и электроники, написанное в 1992 году. Название взято из одноименного сборника стихов Сен-Жон Перса, посвященного морю. В начале произведения виолончелистом исполняется трель на звуке Es. Эта трель является главным конструктивным элементом композиции. Виолончелист воспроизводит ее как с обычным давлением смычка на струну, так и с преувеличенным, и оба варианта трели подвергаются компьютерному анализу. С помощью преобразования Фурье, Саариахо получила гармоническую модель для композиции — модель ми бемоль, которая являет собой набор частотных компонентов. Эта модель, в свою очередь, представлена в двух видах: полная модель и усеченная модель6. Каждый вид имеет разное количество компонентов (9 и 11 при обычном нажатии смычка; 11 и 42 при чрезмерном нажатии).

Начальная трель как первичный импульс распространяется на всю музыкальную ткань сочинения. В партии солиста довольно много примеров, иллюстрирующих различные модификации трели. Трель как исходный гармонический материал произведения порождает основной аккорд. По мере смещения акцентов в разработке этого аккорда достигается динамика развития композиции, соотносимая с консонансно-диссонансной осью. Эти преобразования в основном происходят в партии электроники, которая эволюционирует от раздела к разделу и выступает как движущий гармонический пласт. В партиях инструментального ансамбля также используется гармоническая «начинка», взятая из спектральных анализов трели. Трель, таким образом, выполняет символическую функцию — она может быть трактована как «ориентир», направляющий все произведение.

6 Усеченная модель появилась с помощью фильтрации звуков в программе 1ЛГчЛ (алгоритм Терхардта).

В концерте две части, одну из которых можно условно назвать «экспозиционной», а другую - «разработочной». Саариахо умело находит средства организации крупной формы. Важную формообразующую функцию выполняют организующие жанровые арки между двумя частями сочинения.

Значимым аспектом произведения является также ритм. Ритмические формулы детально проработаны Саариахо; разнообразие ритмики — зачастую результат использования ритмических интерполяций. Ритмическая сторона произведения включает также организацию и развитие ритмических мотивов в масштабе целого сочинения. Фактором связанности выступают ритмические арки.

Изложение звука в макромасштабе и специфическое развитие формы, основанной на возобновлении трели, а также ощущение того, что все сочинение строится на резонансе конкретного звука — подтверждают основные эстетические идеи спектральной музыки, раскрывают ее технические и технологические, а также эстетические особенности, отражают те представления, которые сложились у Саариахо за время работы в IRCAM.

§3. «Près» для виолончели и электроники. Сочинение «Près» написано сразу после концерта «Amers» и основано на том же музыкальном материале (модель ми бемоль). Но если «Amers» имеет своим истоком слово, то «Près» — живопись: произведение отчасти вдохновлено картиной Поля Гогена «Fatata te miti» (На берегу моря). Все три части сочинения используют расширенные методы игры на виолончели в сочетании с электроникой. Использование различных способов звукоизвлечения часто служит материалом музыкальных жестов инструмента, которые, в свою очередь, становятся структурным композиционным элементом; порой мотив может быть построен только на звуковых эффектах, без использования «традиционных» нот: например на игре глиссандо в sul ponticello.

Электроника используется по-разному: как аккомпанемент, как прием «эхо», а также для создания резонирующего пространственного фона. Она является и формообразующим элементом: различные электронные эффекты используются для обозначения заключительных построений фраз, каденций, разделов и частей в композиции, благодаря чему четче вырисовывается структура сочинения. Два равноправных персонажа - виолончель соло и электроника, взаимодействуя, приводят к созданию особенной фантастической атмосферы произведения, выразительных звуковых образов, которые привлекают внимание слушателя.

К концу 90-х годов окончательно сложился индивидуальный подход Саариахо к композиции. Она прибегает к компьютерному анализу звука, развивает технику музыкальных интерполяций. Композитор продолжает предыдущие исследования в области тембра: ее все больше интересует возможность электронной окраски естественных звуков, а также расширение звучания акустических инструментов посредством электроники (реверберация, гармонизация, фильтрация). В этом проявляется постепенный отход от спектрального метода сочинения; Саариахо ослабляет действие точных методов спектральности внутри композиции и привносит в нее свое индивидуальное слышание. Все сказанное позволяет нам применить по отношению к музыке Саариахо этого периода термин постспектралшм.

Глава 4. Новые способы вокального письма и вокальные сочинения 80-90-х

§1. Вокальное письмо в музыке XX века: некоторые наблюдения. Расширенные техники пения становятся предметом пристального внимания композиторов, начиная с А.Шёнберга. В своей композиции «Pierrot Lunaire» (Лунный Пьеро, 1912) он применил особую манеру исполнения — sprechstimme, получившую широкое распространение в дальнейшем. К сочинениям нового толка можно причислить «Aria» (Ария, 1958) Дж. Кейджа, «Aventures» и «Nouvelles Aventures» (Приключения и Новые

приключения, 1962-66) Д.Лигети, «temA» (1968) Х.Лахенманна. Отныне голос, охватывающий разнообразный спектр способов звукоизвлечения (шепот, свист, крик, смех, стон, вздохи, кашель, речитатив, мелодекламация, артикулированное произношение на основе фонетических свойст и т.д.), внедрялся в общую партитуру на уровне полноценного музыкального инструмента.

Большую роль в популяризации новых техник и способов пения сыграл Лучано Берио. В таких сочинениях как «Sequenza III» (Секвенция III, 1966) и «Recital: For Cathy» (Концерт для Кэти, 1971), созданных в тандеме с певицей Кэти Берберян, Берио изобретает современную вокальную нотацию, принятую, в последствие, в качестве стандартной практики.

Развитие вокальной музыки тесно связано с изобретениями таких приборов и устройств как: электромузыкальный инструмент терменвокс (Лев Термен, 1918), электрофон Волны Мартено (Морис Мартено, 1928), вокодер (Роберт Муг, 1970). С распространением компьютерных и электронных технологий возникли новые измерения исполнительства. К примеру, использование микрофонов позволяло преобразовать звучание голоса и создавать сложные смешанные фактуры (К. Штокгаузен «Stimmung», 1968). Малоизученной областью сегодня, особенно в отечественном музыковедении, являются вокальные произведения в сочетании с электронными средствами. Первые электронные композиции, интегрирующие живое исполнение с магнитофонной лентой или живой электроникой создавались в электронных студиях и научно-исследовательских учреждениях, распространившихся в середине XX века. Среди авторов - Милтон Бэббитт, Луиджи Ноно, Жан-Клод Риссе, Карлхайнц Штокхаузен.

Экспериментальные вокальные сочинения можно обнаружить и у спектралистов. «Les sept paroles du Christ en croix» (Семь слов Христа на кресте,1989) Т.Мюрая демонстрирует сочетание акустической и электронной среды. «Quatre chants pour franchir le seuil» (Четыре песни,

чтобы переступить порог, 1998) Ж.Гризе обнаруживает типичные спектральные процессы в области работы со звуком во времени и использовании микротоновой хроматики.

§2. Путь к вокальному творчеству: эволюция с конца 1970-х до середины 1990-х годов. Интерес к вокальной музыке у К.Саариахо формировался с ранних лет: композитора привлекал не только классический вокал, но также исполнители рок-музыки и джаза7. Литературные тексты, используемые в ее вокальной музыке, также обнаруживают широту стилистики. Она использует стихи финских, шведских, китайских, английских, американских, немецких, особенно часто французских поэтов, литературные мемуары, а также библейские и священные древнеиндийские тексты, наречие окситанского языка.

Саариахо - автор почти пятидесяти вокальных опусов различной сложности и жанровости. Ее ранние вокальные опусы «Brüden» (Невеста, 1977) «Jing» (Цзин, 1979), «Preludi - Tunnustus - Postludi» (Прелюдия-Исповедь-Постлюдия, 1980), «...sah den Vögeln» (...гляди, птицы, 1981), «Du gick, flog» (Ты ушла, убежала, 1982), написанные в авангардной манере и использующие соответствующие техники, еще не обладают собственным лицом, но уже обнаруживают чувственную атмосферу, интерес к слову, его фонетическим свойствам. В конце 1980-х годов Саариахо создает несколько вокальных циклов. Два из них - «De la grammaire des rêves» (Из грамматики снов, 1988), «Grammaire des rêves» (Грамматика снов, 1988) -демонстрируют обращение к общей теме о сущности сновидений и приемы нестандартного использования певческого голоса. Еще один цикл «The Tempest Songbook» (Книга песен из «Бури», 1992-2004) раскрывает увлечение творчеством У.Шекспира. Пять частей сочинения характеризуют главных персонажей пьесы «Буря».

7 К примеру, Билли Холидей, группа «Битлз».

Особый ряд в наследии композитора составляют сочинения для голоса с электроникой: «Nuits, Adieux» (Ночи, прощайте, 1991) «Lonh», «Tag des Jahrs» (День года, 2006), «Echo» (Эхо, 2007).

Значительным сочинением в плане развития мелодического письма Саариахо становится цикл необыкновенной красоты «Château de l'âme» (Замок души, 1995-1996) для сопрано, восьми женских голосов и оркестра.

§3. Поэтика вокальной композиции: «Château de l'âme» и «Lonh». Главной темой вокального цикла «Замок души» является тема женственности и любви в разных формах ее проявления. В этом смысле цикл подготавливает оперу композитора «Далекая любовь». Пять частей цикла (Лиана I, На земле, Лиана II, Прогоняя дух, Формулы), положенные на древние индуистские и египетские тексты, показывают эволюцию женского любовного чувства. Саариахо не использует в этом сочинении электронику. Она тщательно прорабатывает инструментальные и вокальные приемы. Драматургия цикла выстраивается в опоре на текст: композитор чутко следует его структуре и смыслу. К примеру, в тексте «Лиана» имеется рефренная фраза - «et ne t'écarte pas de moi!» (и не отдаляйся от меня), которую Саариахо выделяет с помощью яркой мелодической интонации и варьирует от куплета к куплету, следуя смене настроения стиха. Композитор рельефно прорисовывает мелодические линии солирующего голоса: партия солиста, развиваясь от тихого созерцания в начале, доходит до страстных призывов в кульминации, и затем возвращается в состояние неподвижности. Оркестровка произведения в целом развивается от прозрачной в начале до фактурно и ритмически насыщенной в конце. Партию женского хора Саариахо зачастую трактует как инструмент оркестровой палитры.

Сочинение «Lonh» для сопрано и электроники - пример сочетания различных техник вокального письма Саариахо, претворившихся позднее в опере «Далекая любовь». Литературным источником композиции стала поэма, повествующая о молодом человеке8, который страдает по далекой

8 Саариахо делает своей героиней молодую девушку.

возлюбленной9. Согласно тексту поэмы, пьеса разделена на девять разделов, два из которых (Prologue и Tornado) ее обрамляют.

Голос у Саариахо превращается в невероятно тонкий и выразительный инструмент, чему способствует тщательно разработанная вокальная артикуляция. Многочисленные эффекты и приемы (хрипы, дыхание, шепот, стоны, говорок), в сочетании с традиционной звуковысотностью, образуют разнообразные вокальные тембры. Тембровая палитра расширяется также за счет эффектного и нестандартного сочетания сопрано с электроникой. Партия электроники представлена записанными электронными звуками, имитирующими тембр металлических звенящих ударных инструментов и конкретными звуками, навеянными живой природой. Электронные средства выполняют различные функции: «подкрашивают» поющий голос, предоставляют широкий спектр аккомпанирующих фактур, структурируют форму, отмечая начало некоторых разделов.

«Издалека» - одно из самых ярких произведений Саариахо, раскрывающее богатство красок, сложность фактур и виртуозное владение лирическим письмом.

Заключение

В результате нашего исследования мы можем констатировать, что на формирование манеры Саариахо сильно повлияло ее синестетическое мироощущение, которое складывалось по мере увлечения литературой, живописью, графикой, природными явлениями. Данная особенность определяет программность ее сочинений; почти все композиции Саариахо имеют названия.

Формирование композиционной техники Саариахо неотделимо от достижений французского спектрализма, знаний, полученных в процессе обучения в IRCAM. 80-е годы проходят под знаком инструментальной музыки и активного применения компьютерных программ. Музыкальная

9 Автор - знаменитый французский трубадур Жофре Рюдель. Поэма написана на старинном провансальском наречии Occitan.

материя Саариахо строится на анализе одного единственного звука, в который она проникает, пытаясь постигнуть его структуру и законы; именно в этом проявляется главенствующее значение спектральных методов композиции. Однако постепенно она начинает отходить от строгих вычислительных операций и отклоняться в область свободного оперирования музыкальным материалом. Если спектрапизм в целом характеризуется аналитическим отношением к материалу, то К.Саариахо настаивает также и на слуховых и внерациональных подходах, основанных на внутренних ощущениях. Позицию относительно того, что музыка Саариахо выходит за рамки спектрального направления и определяется как постспектральная, высказывает Д. Пуссе.

Ключевыми элементами в композициях Саариахо являются гармония и тембр. В этом смысле она входит в резонанс с французской традицией. У нее складывается собственная система соотношения консонанса/диссонанса в музыке, которую композитор определяет как тембральную ось звук/шум. В опоре на эту ось Саариахо выстраивает тембровое и гармоническое развитие своих сочинений.

Среди преобладающих элементов в письме Саариахо отметим приемы артикуляции: трели, тремоло, глиссандо, вибрато, флажолеты, мультифоники и другие приемы, входящие в категорию инструментальных «жестов». Разработки этих приемов происходят экспериментальным путем: исследовательским полем часто служат флейта и виолончель - наиболее предпочитаемые инструменты Саариахо, а также человеческий голос.

Использование электронных ресурсов стало неотъемлемой частью композиционного процесса у Саариахо. В целом электроника используется композитором в двух направлениях: как рабочий инструмент для получения прекомпозиционного материала и контролирования многочисленных параметров композиции, а также как составляющая часть сочинений, служащая для расширения акустических свойств инструментов и звукового пространства. В частности эффект реверберации часто используется для

создания особенной мистико-романтической изысканной атмосферы сочинений; ярким подтверждением тому является «Lonh». В пользу того, что электроника выступает как дополнительный ресурс и выполняет подчиненную функцию акустическим инструментам, выступает и тот факт, что самостоятельных электронных композиций у Саариахо немного, а некоторые сольные пьесы, имеющие электронное сопровождение, могут существовать и исполнятся автономно. Примером служат «Laconisme de l'aile» (Лаконизм крыла, 1982) для флейты, «Petáis» для виолончели, «Folia» (1995) для контрабаса и электроники ad libitum.

На становление индивидуальности Саариахо повлияли такие знаковые личности в музыкальном искусстве XX - начала XXI века, как Пааво Хейнинен, Брайан Фернихоу, Клаус Хубер, Жерар Гризе. Различные веяния органично переплелись в ее музыке, которая сегодня признана и востребована по всему миру.

Дальнейшая эволюция творчества Кайи Саариахо шла в направлении музыкально-театральных произведений: с 2000 по 2008 годы она создала три оперы и ораторию, в которых по ее собственному признанию, она сделала следующий шаг в освоении музыкально-выразительных ресурсов. Это открывает новые перспективы в изучении наследия Саариахо в современном отечественном музыкознании.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

1. Сидорова, Г. А. К юбилею Кайи Саарьяхо / Г. А. Сидорова // Музыка и время.-2012.-№ 10-С. 16-19.-0,5 п. л.

2. Сидорова, Г. А. Электронные средства в музыке Кайи Саариахо: «Près» / Г. А. Сидорова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2013.-№ 4. - С. 45-51.-0, 35 п. л.

3. Сидорова, Г. A. «Amers» Кайи Саарьяхо: воплощение спектральных принципов / Г. А. Сидорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 1 - С. 159-163. - 0, 41 п. л.

Публикации в других изданиях

4. Сидорова, Г. А. Кайя Саариахо: штрихи к портрету / Г. А. Сидорова // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. - 2013. - № 2. - С. 81-89. - 0, 79 п. л.

5. Сидорова, Г. А. Композиторы XXI века: Кайя Саарьяхо [Электронный ресурс] / Г. А. Сидорова // Материалы XIX международной молодежной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». - 2012. — 1 электрон, опт. диск (CD-Rom). - 0,16 п. л.

6. Сидорова, Г. A. «Lonh» Кайи Саариахо: поэтика вокальной композиции / Г. А. Сидорова // Исследования молодых музыковедов. - 2013. -С. 105-113.-0,56 п. л.

Подписано в печать: 09.10.2014 Объем: 1,0 усл. п. л. Тираж: 100 шт. Заказ № 051 Отпечатано в типографии «Реглет» 125009, г. Москва, Страстной бульвар, д. 4 +7(495)978-43-34; www.reglet.ru