автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество Реваза Инанищвили (проза, статьи, переводы)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Амаглобели, Мераб Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Творчество Реваза Инанищвили (проза, статьи, переводы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Реваза Инанищвили (проза, статьи, переводы)"

тбилисский государственный швкрситьт ИУШ ИВАНЭ ДиЬАХЛыЬМЛ

на правах рукописи АИАГЛоБШ ЦКРАБ ШАЙЛСШЧ

ТВОРЧЕСТВО РЕВЯ ЗА ИКАНИЩШИ /проза,статьи,переводы/

10.01.01 - Грузинская литература

АВТОРЕФЕРАТ

на соисканиз ученой степени кандидата филологических наук

ТБИЛИСИ 1997

Работа выполнена не кафедро истории совреиоинной грузинской литературы Тбилисского государство иного университете имени Ивана Дкзвохишвипи

Научный руководитель - доктор филологических

наук.профоссор Р.Иишвеладзв

Ведущая организация - Государстванный педагогический университет ииэни Сулх8И-Сабз Орбеливни

Зацита диссертации состоится 199 года, £

час. на заседании диссертационного совета Р.10.01 .С 12 в области филологии при Тбилисской государственной университете ииени 'Ивана Лкаввкиввияи - Тбилиси, 380028, проспект ЧавчеЕздзе, I,

С диссертацией цок но ознакомиться 2 Центральной библиотеке ГГУ.

Автореферат разослан 1ЭЭ года

Учены?, секретарь диссертационного совета

профессор Н. ТАЕИДЗЕ

ОЕПАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Диссертационная работа поовояаетсл творчеству известного грузинского писателя Ревазо Инзвипвили. В ра(Зото рассмотрены проза, перегоды, публицистические письма и статьи, опубликованные в грузинской периодической прессе 1979-1990гг.

ТгорчесяиП принцип, эстетическая подход к жизни еце не являлся специальный предметом исследования. В работе выделяется художественная позиция писателя. Вопрос, поставленный исторической реальности различения правды и ляи а художественном мышлении Реваза Инзнииви-ли, принимает образ ^иг.осо^яо-кониептуэльноР. дилены, Несмотря на многочисленнее специальные исследования прозаических произведения Р. 'Инанипвиг.и,. вопрос о поэтичности и прозаичности его творчества пока не исследовл!. Главный вопрос диссертационной работы определяет тот [актор, что произведения. Р. Инониазили одаозреиенно язаа-югся прозаичными и поэтичними, трагичными и диричныци.

Такая постановка вопроса связзнэ со следующим соображениями: художественно-изобразительная формальная модель, которая выбрала автором хэрэнтэризуется нзблюдеяяем исследователей в совокупности разных измерения.

Актуальность теыы.

Новсество исследований определяют следующие пункты:

1. В научной литература принято соображение, что Р. Мнэиишвили (представитель лирической прозы) большое внимание уделял бессюжетным рассказан. В нашей работе выделяется тенденция эпичности и сю-аетноП накаленности.

2. ¿работе рассматриваются те тенденции творчества писателя

которые развились « гр^'ы'.лгкоК литературе во второй половине XX века.

5. В работе большое вникание уделяете 1 основному принципу художественно-эстетического каления автора - совокуплению различны»: дувевшх стоииостей протнвололоквих иорьвьиих формулировок.

В р8боте освеввотся письма н переводы Р. Инаниввили.

Цель работы.

Целы. диссертационно? работи является определении сиц.10Л1 них и внешних иипульсоь, асслуививх тилчнаш к оригинальности творчества Р. ¿'нанковкпл.

Теогктсческзя к методологическая основа работи.

Теоретической осново;1. работы является актуальна иоийити художественного принципа автора. Методическо?. оскоьо;: те соображения авторов, ствр&эдихсн определить роль и и$то Р. Лнанмвили ь истории современной грузинской литератури.

Практическое значение работы.

Практическое значение работ лоредеяязгся проблзкаки к итогами представленной работи, которих иокно исследовать в лекционной курсе, сеиккар&х и практических занятиях по истории со вране иной грузинской литературы.

Апробация работы.

Работа апробирована на заседании ка^едри история соврь-иен-ноЕ грузинской литературы ТГУ ка. И. Ляэвэхишвили 19 овтзбря 1995 г.

Объем и структура работы.

Объеи соотЕествует предъявляемый требованиям к состоит из введения, трех глав и заключения. Прилагается бибяиогре-

фяческиЯ перечень.

С07!0РЖ8НИ8 РЭбОТЦ.

Введение.

Во введении определен объект исследования. Глэзэ I.

Перхая глава ("Художественная проза Р. Инаяишвили") состоит из II подзаголовок:

а) некоторые вопросы мировоззрения Р. Инзниивили;

б) Р. Инанишэили о .{¡уннииях писателя и пасьиенносги; эти аопроси иоано условно расставить последовательно:

1. Функпии обязанности писаголя в грузинской действительности.

2. Дроблена конъюнктур». .

3. Отношение к конъюнктуре. и. Обиие проблемы творца:

а) суть письиенноихи;

б) показное и реальное;

в) теиэтичеснэя оригинальность

1. Тепа войны

2.Социальная теиэ

3. Сало

г) село и город.

I.Коллективизация 2.1937 год

3. Вторая кировая война

4. "Цивилизация" в деревне.

5. Урбанизация

д) пробяеиа одиночества

I. Одиночество и свобода

- ге -

2. Один перед собстсннын чкр'л;.

3. Одиночество и отчуждение е) личность и социальная среда.

с) сииволика предмете и цвете

з) композипия

и) смет

к) характеристика персонажей

1. Центрально? образ

2. Лирсонэ&и - символы, образы

3. Отрицательные персона?.!: Главный герой

г0 никоторое стилистические особенности. Гпата В .

Вэ второй главе разрабатывается статьи Р. Инакишьали, нао-жество которых посвящено деятелям грузинской культуры а Ескусст-вз.

1. Огкопение Р. Инанишвили к термину "классик"

2. Отношение Р. ¡Дцанипвили к восприятию действительности и объективно?, реальности.

3. Отношение Р. инанизвилн к восточной литературе. Глава Е.

1. Интерес Р. Инаншвили к переведенный произведения!!. Разбор проиэведениий Акутагэвы Рюносна, Перета Иалонера, Арыена Зурабова, Цихаилв Лохвицкого, Врги_Маген8.

2. Вопрос душевного и физического. Заключение.

I. Р. Инанишвили - продолжатель ?редиций кавссической,

тан называемой , " лиричесяоЯ прозн".

2. Исследователи творчества Р. йнантзилл относят его к "поэтической проза",

3. Ену свойственно характерное для древнегрузинснол письменности Своеобразное понимание художественного слоаз, сэи-рзльное к йену обращение.

Творческая позипия Р. йнзииивили авляотси выявлением отношения писателя к творческому процессу.

5. Совокупление разных зститичееяих и зазрении иохно воспринять прийийпои стиля ышяьния Р. ¡¡нзаиавлла.

6. Расстояние ие.<!ду и к.': ючен,¡с и в творческой процесс к аоз-урвщенкеи к повседневной яизни для Р. .¡нэииьвили является врэветьгпне;: проблемой гиг на и еиерти.

З-стулление против лирики для Р. 2 на ига вали - гис-туп.юлпа пр^гин личности.

8. В своих статьях, опубликованных в париодическэи прессе р. '¿»этюзаля ргэхо вирзгэет свое огнопекиз против црн->:ого понятии худодегтгенного цы^лоиия.

9. Философская проСпоыэ борьби кизал ислетрн, арзздп

и лз:: придают особенную глубину и лириэи его произведениям.

10. Моральную чистоту пислзля Р. Лканмзнли гадит з сложной пуп: сохранения личности.

11.Ви::сокэя культура перезодоз Р. Ииэиипгили подчиняется строги:: зстетнчесиа требованиям писателя.

12. Р. ИнанкиЕили вибирвет такую художествеаиув реьльносгь, лотерея находится hs грани сознательного и несознательного. Его литературное направление неореалисгично, стиль - интеллектупяь-но-коицелтуьльныП.

Основные пологения диссертационноЛ работы воспроизведены а следующих публикациях.

1. Дириэц и прозаичность творчества Р. Йнанипвили - Кутаиси, 1995г., Буклет.

2. Отношение Р. Инаниавили к понятия» "село". * Пирзели схиви" » 25, Изд. ТГУ, 1995г.

3. Р. инанишвиди " 0 функции писателя и обаих проблемах литературы", "Гзнгиэди", 1-П, г. Кутаиси, 1996г.

"Проблема одиночества в произведениях Р. Инаниавили'', "Кутаиси", 1996г., февраля.