автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Творчество Шри Раджниша в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Сиргия, Анна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Творчество Шри Раджниша в контексте взаимодействия культур Востока и Запада'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Шри Раджниша в контексте взаимодействия культур Востока и Запада"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

а-

СИРГИЯ АННА СЕРГЕЕВНА

ТВОРЧЕСТВО ШРИ РАДЖНИША В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА

Специальность 24.00.01 — теория и история культуры

13 ФЕВ 2014

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

005545086

Санкт-Петербург 2014

005545086

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент

Добин Александр Васильевич

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О Макарова

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Дробышева Елена Эдуардовна

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

доктор философских наук, доцент Маковецкий Евгений Анатольевич Санкт-Петербургский государственный университет

Ведущая организация — Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России

Защита состоится « Q » \ЛСиГ)/К(^ 20года в ( (=, часов на заседании совета Д 212.232.11 по защите''кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ВО, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд .4JL

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан «^0 » J l/jib/) 2014 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета Кандидат философских наук

А.Е.Радеев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема содержания, направлений и форм взаимодействия культур Востока и Запада является одной из центральных проблем теории и истории культуры. Особенно актуальной эта проблема оказывается при рассмотрении культурных явлений, в которых это взаимодействие является основой их содержания, организации, непосредственного существования.

Примером такого взаимодействия культур Востока и Запада является творчество Шри Раджниша Чандра Мохана (Ошо, 11 декабря 1931 - 19 января 1990), одного из наиболее влиятельных и противоречивых представителей неоориенталистской культурной традиции XX века, создавшего действительно всемирную традицию духовного роста — культуру неосаньясы.

Центральной проблемой его творчества была проблема человека, его сущности и природы, форм и способов достижения им подлинного бытия, а также путей сохранения этого бытия и его практической реализации в истории и культуре.

Обращение к творчеству Шри Раджниша имеет большое теоретическое, а также экзистенциально-практическое значение, поскольку в нем диалектично отрефлектированы и диалогично сопряжены восточные и западные традиции постановки и решения проблем онтологии, гносеологии, философии человека и культуры. Причем в случае Шри Раджниша можно говорить именно о диалектическом единстве его концепции бытия, человека и культуры, поскольку в ней, благодаря его теоретическому универсализму, самые разные культурно, исторически и географически дистанцированные духовные традиции Востока и Запада обрели новую энергию жизненности, отчасти утраченную в их различными причинами определяемой отдельности и даже нетерпимости.

Поэтому творчество Шри Раджниша обладает существенным теоретическим и методологическим потенциалом для его включения в

актуальное для гуманитарной науки поле поисков возможностей синтеза духовной культуры Востока и Запада.

Исследование творчества Шри Раджниша актуально потому, что в нем, он, на основе рассмотрения проблем онтологии, гносеологии, этики, теории и истории культуры, ставит и пытается решать проблемы человеческого бытия, предлагает конкретные пути их осмысления и преодоления. Особую роль здесь играет то обстоятельство, что, по его словам, он в решении этих проблем опирается на опыт собственного просветления, как особого состояния, в котором только и возможно понимание сущности проблем, стоящих перед человеком, и знание путей и методов их решения.

Изучение творчества Шри Раджниша позволяет нам по-новому оценить различные аспекты духовной ситуации в современном мире, оно важно для человека в его поиске способов выхода из идейно-экзистенциального кризиса. Несомненно, что учение Шри Раджниша может позитивно воздействовать на духовное и социально-психологическое состояние современного общества, формирование в нем нового типа гуманистической культуры.

Следует отметить, что Шри Раджниш оставил после себя привлекающую огромное количество людей, живую и развивающуюся среду сохранения и передачи своего духовного опыта — движение неосаньясы. Очень важно понять сущность и значение данного движения, поскольку его существование демонстрирует жизненность и актуальность оставленного им идейного наследия, до сих пор вызывающего достаточно противоречивое отношение со стороны различных культурных традиций, идеологий и институтов.

Актуальность диссертационной работы обусловлена также отсутствием, как за рубежом, так и в России специальных научных исследований, посвященных творчеству Шри Раджниша в целом и его теории человека и культуры в частности.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что в научной литературе творчество Шри Раджниша практически не исследовано, его идеи и практическая деятельность рассматриваются

достаточно поверхностно, как правило, в контексте изучения сущности и диалектики развития идей и практики «новых религиозных движений» Востока и Запада. Само отношение к Шри Раджнишу как к мыслителю и практику в академической традиции достаточно скептическое, в лучшем случае его признают сейчас представителем культуры постмодернизма1. Это связано, прежде всего, с внешней стороной его творчества. Шри Раджниш - гуру непрерывных публичных скандалов и шокирующих идей и оценок. Во многом именно эксцентричность и радикализм его высказываний и практических действий делает проблематичной саму возможность академического исследования его творчества.

На сегодняшний день в отечественной науке существует только несколько религиоведческих и культурологических работ, посвященных анализу творчества Шри Раджниша. Среди них стоит выделить, по сути, единственное подробное исследование его биографии, учения, созданных им духовных практик, истории его движения - «неосаньясы». Это монография A.A. Грицанова «Раджниш Ошо».

В основном же большую часть работ о Шри Раджнише составляют тематические научные статьи Б.И. Клюева, Д.Е. Фурмана, A.B. Добина, И.Г. Кургановой и Е.А. Лебедевой.

Кроме указанных статей, небольшие разделы, посвященные Шри Раджнишу, есть в работах A.A. Ткачевой «Индуистские мистические организации и диалог культур» и «Новые религии Востока». В них автор анализирует политические и социокультурные контексты возникновения и развития творчества Шри Раджниша.

На Западе и в Индии идейное наследие Шри Раджниша является предметом систематического религиоведческого и социологического анализа, ему посвящена обширнейшая литература.

Различным аспектам учения Шри Раджниша и истории культуры неосаньясы посвящено достаточно много статей и монографий разных авторов, среди которых Льюис Ф. Картер, Салли Белфрадж, Джеймс С.

1 Тимощук А. С. Постмодернизм и неоиндуизм как единое пространство шсткультуры // Ориентиры. М. : ИФ РАН. 2001. Вып. 1.С. 109-112.

Гордон, Боб Мюллан, Сьюзан Дж. Палмер, Гарри Авелинг, Ма Четан Унмани (Ма СЬйап Штат) и Свами Чайтанья Керти (Swaшi СИакапуа Кеег11), Карл Аббот, подробно исследующие историю созданного Шри Раджнишем города Раджнишпурама, специфику движения неосаньясы как особой культурной общности, а также историю конфликтов этого движения с властями США и других стран мира. Особого внимания заслуживают работы Рональда О. Кларка, Карла А. Латкина, посвященные анализу психологического портрета личности Шри Раджниша, монография Хью Б. Урбана, рассматривающая его творчество как пример удачного духовного проекта, обладающего благодаря эклектичности его системы высокой степенью адаптации к быстроменяющимся интересам рынка «духовных услуг», статья Лиселотг Фриск, рассматривающая феномен «Сатсанг сети», т.е. объединения учеников Шри Раджниша из различных стран мира как пример проявления процесса глобализации культуры и религии, а также целый ряд публикаций Роя Уоллиса, Томаса А. Форстфоела, Синтии Энн Хьюмс, Джудит М. Фокс, Дхарма П.С. Бхавука (БЬапп Р. Б. ВЬа\¥ик), Пола Хиласа и др., посвященные историческим, политическим, социально-культурным и другим аспектам движения Шри Раджниша как религиозной организации нового типа.

Особого внимания заслуживает статья Вишала Мангалвади «Ачарья Раджниш», посвященная анализу идейных источников формирования творчества Шри Раджниша. В ней Вишал Мангалвади указывает на то, что свое учение о внутренней пустоте (шунья) и просветлении Шри Раджниш развивал, опираясь на дзен-буддизм в интерпретации Д.Т. Сузуки, «ненависть к условностям и ортодоксии, апология непосредственности и свободы рождались под влиянием Д. Кришнамурти», а «представления о сексе и мистицизме - продуманное сочетание тантризма и современной психологии, в наибольшей степени идей П.Д. Успенского»2. Автор также рассматривает вопрос о влиянии на Шри Раджниша идей Фридриха Ницше, Колина Уилсона, Кеннета Уокера и Артура Кестлера.

2Mangalwadi Vishai. Achaiya Rajneesh // The World of Gurus: A critical look at the philosophies of India's influential gurus and mystics. New Delhi: Vikas Publishing House, 1977. P. 58.

Особый исследовательский интерес представляет сборник научных статей, опубликованных по результатам конференции, проведенной 20 мая 1989 г. в университете Макгилла в Монреале (Канада) и посвященной движению Шри Раджниша. Это сборник «Раджнишевские записки: Исследования по новым религиозным движениям» под редакцией Сьюзан Дж. Палмер и Арвинда Шармы. Среди опубликованных материалов данного сборника необходимо отметить статью Арвинда Шармы, посвященную анализу особенностей современного этапа эволюции индуизма, типов религиозных учителей в различных культурных традициях (индуизме, буддизме, джайнизме, сикхизме, теософии и неоиндуизме) и отдельным аспектам учения Шри Раджниша. Важными для понимания творчества Шри Раджниша являются тематический обзор его лекций, подготовленный Свами Анандом Джиной, статья Сьюзан Дж. Палмер, посвященная женщинам-лидерам в движении неосаньясы, и статья Фредерика Берда и Рушикумара Пандайи (Frederic Bird and Rooshikumar Pandya) о духовных практиках новых религиозных движений.

Исследования, посвященные изучению биографии Шри Раджниша, также достаточно многочисленны. Среди них, в первую очередь, следует выделить биографии, написанные его учениками-саньясинами Свами Сатья Ведантом, Рам Чандрой Прасадом (Ram Chandra Prasad), Арвиндом Свами Чайтанья (Arvind Svvami Chaitanya), во многом автобиографические работы Ма Прем Шуньо (Ма Prem Shunyo), Ma Дхарам Джоти (Ma Dharam Jyoti) и Маниши (Maneesha), в которые тесно вплетаются события жизни их мастера, а также исследование Сью Эпплтон, личного адвоката Шри Раджниша.

Наиболее информативным и обширным трудом, посвященным изучению жизни и творчества Шри Раджниша, является биографический труд индийского исследователя и саньясина Свами Гуан Бхеда (Swami Guan Bhed), собравшего огромный фактографический материал на основе интервью с родными, друзьями, профессорами, студентами и саньясинами Шри Раджниша, его дневниковых записей, а также аудио- и видеоматериалов его лекций. Наряду с этой работой больше значение имеет интернет-публикация «Жизнь Ошо. Антология жизни Ошо из его собственных книг»,

составленная его саньясинами и представленная на официальном сайте «Osho World».

Особо следует выделить ряд публикаций его бывших учеников К. Калдера, Сэма, Шелли Шрайман и др., в которых можно найти радикальную критику основных идей и практической деятельности Шри Раджниша.

В целом следует отметить, что, несмотря на достаточно серьезную разработанность отдельных вопросов по истории движения неосаньясы, биографии и идейному наследию его основателя, до сих пор как в отечественной, так и в мировой гуманитарной науке не было предпринято попыток системного анализа творческого наследия Шри Раджниша, и, соответственно, не было выработано теоретических основ и методологических принципов для его изучения. Это является серьезным пробелом в изучении истории современной культуры.

В результате, основными и, по сути, единственными источниками, из которых на сегодняшний момент можно получить адекватное представление о сущности идей Шри Раджниша, остаются его собственные публичные лекции, записанные в период с 1969 по 1989 г. и изданные его последователями в виде нескольких сотен (более 600)3 книг. На основе этих лекций в диссертационной работе осуществляется реконструкция философских и культурологических взглядов Шри Раджниша.

Следует отметить, что Шри Раджниш - это мыслитель, опирающийся, прежде всего, на классическую религиозно-философскую традицию Востока, но испытывающий значительное влияние и западноевропейской философской и религиозной мысли. Поэтому для более полного понимания его творчества в контексте взаимодействия культур Востока и Запада в диссертационной работе необходимо было обратиться к научным трудам по истории восточной философии и культуры, а также к исследованиям, посвященным проблеме взаимодействия и диалога культур Востока и Запада.

Во-первых, необходимо отметить принципиально значимые для осуществления диссертационного исследования работы таких авторов, как

J Basnet Chudamani Stagnation and the growth of the Rajneesh movement in Nepal: the new paradigm in a non-western context // A Thesis Submitted to the Graduate Faculty of The University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Master of arts. 2006. P.4

8

A.M. Алексеев-Апраксин, B.B. Бродов, Т.П. Григорьева, Б.С. Ерасов, H.A. Железнова, Е. В. Завадская, А. С. Колесников, Н.И. Конрад, В.Г. Лысенко, A.A. Терентьев, В.В. Малявин, С. Ф. Ольденбург, Е.П. Островская, A.M. Пятигорский, Ю.Н. Солонин, И.Т. Степанянц, В.Н. Топоров, Е.А. Торчинов,

B.К. Шохин, С. Чатгерджи, С. Радхакришнан. Научные труды указанных авторов представляет особый интерес, в том числе и для изучения классических культурных традиций Востока, идеи и образы которых используются Шри Раджнишем для построения его собственной концепции.

Во-вторых, существенное значение для диссертационного исследования, имеют научные труды, позволяющие анализировать творчество Шри Раджниша с учетом влияния на него идей неоориенталистской культурной традиции. Из них для нашего исследования наибольшую ценность имеют работы А.Д. Литмана, Р.Б. Рыбакова, B.C. Костюченко, Б.З. Фаликова, A.A. Ткачевой, Л.С. Васильева, A.A. Куценкова, Б.И. Клюева и др.

Большое значение для исследования творчества Шри Раджниша имеет исследовательская литература, посвященная так называемым «новым религиозным движениям». Среди них следует отметить монографии А. Баркер, Е.Г. Балагушкина, П.С. Гуревича и Л.Н. Митрохина, освещающие проблемы распространения нетрадиционной религиозности в целом, и учения Шри Раджниша в частности применительно к культурной ситуации западного мира 60-80-х гг. XX в.

Наконец, нельзя не отметить принципиально значимые для осуществления диссертационного исследования работы по теории и истории культуры и методологии исследования таких авторов, как О.С. Борисов, A.A. Грякалов, Е.Э. Дробьпиева, С.Н. Иконникова, Л.Б. Капустина, Л.К. Круглова, Е.А. Маковецкий, Р.В. Светлов.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящей диссертационной работы является исследование творчества Шри Раджниша в контексте проблемы взаимодействия культур Востока и Запада на основе целостной реконструкции основных положений его концепции человека и культуры.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач.

1. Выявление биографических и социокультурных предпосылок формирования творчества Шри Раджниша.

2. Анализ смыслового содержания культурных традиций Востока (джайнизма, индуизма, локаяты, даосизма, буддизма, суфизма), используемых Шри Раджнишем для создания своей собственной концепции человека и культуры.

3. Определение места творчества Шри Раджниша в рамках культуры неоориентализма.

4. Рассмотрение религиозных, философских, культурологических концепций, которые связаны с европейской культурой и использованы Шри Раджнишем в его творчестве (христианство, философия Сократа, Ф. Ницше, экзистенциализм и психоанализ).

5. Реконструкция основного содержания творческого наследия Шри Раджниша: его онтологии, гносеологии, этики, антропологии, теории и истории культуры.

6. Выявление специфики понимания Шри Раджнишем сущности подлинного бытия человека, анализ связанных с этим пониманием антиномий, проблем и предлагаемых им способов их снятия в проекте культуры человечества будущего.

Объектом исследования является творчество Шри Раджниша.

Предметом исследования является специфика творчества Шри Раджниша в контексте проблемы взаимодействия культур Востока и Запада.

Методологическая и теоретическая база диссертации. Методология исследования определяется спецификой цели и поставленных задач и обусловлена необходимостью системного подхода к анализу творческого наследия Шри Раджниша. В диссертации использованы следующие методы и принципы исследования: метод дескриптивного эксплицирования, предполагающий анализ лекций Шри Раджниша и выявление идейных оснований его творчества; биографический метод — с целью анализа индивидуальных особенностей личности Шри Раджниша, которые оказали

влияние на специфику созданной им философской системы; компаративистский метод - для выявления общего и особенного в содержании исследуемых традиций Востока и Запада и концепции ТТТри Раджниша; диалектический метод, использование которого обусловлено самой спецификой системы и метода Шри Раджниша, для которого «если я противоречив, то это значит, что противоречива истина»4, а также историко-генетический метод, базирующийся на принципе историзма и предполагающий рассмотрение творчества Шри Раджниша с учетом того исторического, социокультурного, политического и идейного контекста, в котором оно возникло и развивалось.

Методологически важен для диссертационного исследования также антропологический подход, позволяющий осуществить анализ специфики постановки и решения проблемы человека и культуры в творчестве Шри Раджниша через концепты «сущностные силы» и «гармонически развитый человек». Данный подход эффективен для более глубокого понимания творчества Шри Раджниша, поскольку для него решение проблемы человека заключается именно в полноте реализации всех его сущностных сил: ничто не должно быть подавлено и подавляемо, но всему в человеке должно быть предоставлено соответствующее место.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в следующих основных положениях:

- творчество Шри Раджниша рассмотрено как особая форма синтеза идейных и культурных традиций Востока и Запада.

- проведено исследование фундаментальных теоретических оснований творчества Шри Раджниша, выявлено основное содержание и проблемы его концепции «холистического натурализма», в которой мир рассматривается как целостная развивающаяся система, как процесс были и самопознания существования («Existence»);

- предпринята целостная реконструкция концепции человека и культуры, как центральной проблемы творчества Шри Раджниша, выявлена ее специфика, рассмотрено содержание ее основных понятий.

4 Ошо. Мессия: Комментарии к «Пророку» Калила Джебрана : в 2 т. М.: София, 2011. Т. 1. С. 37.

11

Положения, выносимые на защиту.

- В творчестве Шри Раджниша осуществлен один из крупнейших в XX веке теоретических синтезов различных культурных традиций Востока и Запада.

- Мировоззренческой основой творчества Шри Раджниша является его концепция холистического натурализма, в которой мир понимается как единый саморазвивающийся процесс жизни и самопознания абсолюта или существования.

- Центральной идеей творчества Шри Раджниша является положение о том, что высшей точкой самопознания абсолюта является «просветление» человека как форма наиболее полного проявления его природы и предназначения.

- Творчество Шри Раджниша является одним из наиболее значимых явлений в истории индийской культуры. Оно включает в себя постановку и решение нескольких фундаментальных проблем: проблемы сущности и природы человека, форм и способов бытия человека в мире, места культуры в человеческой жизни. При решении этих проблем Шри Раджниш, известный прежде всего как критик общественных институтов и идеологий, вьшвляет и необходимое положительное содержание исторических и культурных форм бытия человека в мире.

- Шри Раджниш предлагает конкретные направления и методы решения проблем человека и культуры, которые могут быть использованы для формирования так называемого «Нового человека» (Homo Novus). Это, во-первых, путь индивидуального развития человека, его духовного роста на основе техник, методов, практик культуры неосаньясы; во-вторых, путь развития общественных институтов и идеологий, систем интересов и ценностей как исторически развивающихся форм бытия человека в мире, создающих условия для свободного развития человека, реализации им всей полноты своих сущностных сил как раскрытия полноты и самопознания абсолюта.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения

могут быть использованы в историко-философских исследованиях для более глубокого и всестороннего понимания восточной культуры, а также при анализе актуальных онтологических, гносеологических, антропологических, религиоведческих, культурологических проблем, стоящих перед гуманитарной наукой.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в педагогической практике при разработке и чтении общих курсов по истории и теории культуры, восточной и мировой философии, специальных курсов по истории восточной культуры, при создании учебных и учебно-методических пособий по указанным темам, в культурологических и религиоведческих исследованиях, а также при планировании и проведении воспитательной и социально-культурной работы.

Степень достоверности результатов проведенных исследований.

Диссертация является законченной научно-исследовательской работой. Достоверность выводов исследования обеспечивается привлечением большого числа первоисточников по теме диссертации, использованием для анализа их содержания современных методов научного анализа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования в форме научных докладов были представлены на научных конференциях в Санкт-Петербурге: VI Международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения). Идеалы. Ценности. Нормы (СПБГУ, философский факультет, 3-6 февраля 2010 г.), УП Международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения). Метаморфозы (СПБГУ, философский факультет, 22-25 июня 2011 г.), Дни Петербургской философии - 2009. Круглый стол «Диалог культур и культура диалога» (СПБГУ, философский факультет, 20 ноября

2009 г.), Дни Петербургской философии - 2010. Симпозиум «Культура как стратегический ресурс России» (СПБГУ, философский факультет, 18 ноября

2010 г.), а также Международная научно-практическая конференция в СПГУВК «Глобализация и Патриотизм» (СПГУВК, 15 апреля 2010 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии гуманитарного факультета Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Материалы работы отражены в 10 научных публикациях автора (в том числе 4 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования науки РФ) общим объемом 4,3 п.л.

Структура диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 274 источника, в том числе 40 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, степень ее разработанности, формулируется цель и ставятся задачи исследования, определяются основные теоретико-методологические принципы работы и научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.

Первая глава диссертации «Идейные истоки творчества Шри Раджниша» состоит из четырех параграфов. В ней рассматриваются основные этапы жизни и деятельности Шри Раджниша, анализируется творчество Шри Раджниша, его связь с восточными и западными культурными, философскими и религиозными традициями.

В первом параграфе первой главы «Личность Шри Раджниша и формирование культуры «неосаньясы» проводится реконструкция и анализ биографии Шри Раджниша, различные события, аспекты которой определяют содержание и специфику его творчества, особенности его онтологии, гносеологии, этики, теории культуры, его трактовку природы и предназначения человека, понимание им сущности и самой возможности путей достижения человеком свободы, любви и счастья. Особое внимание в параграфе уделяется социокультурному контексту формирования творчества Шри Раджниша.

В заключительной части параграфа рассматривается современное состояние культуры неосаньясы и связанные с ним проблемы и противоречия.

Во втором параграфе первой главы «Традиции восточной культуры в творчестве Шрн Раджниша» анализируется смысловое содержание культурных традиций Востока, выявляется их роль в формировании концепции человека и культуры Шри Раджниша.

В параграфе рассматриваются идеи и концепции джайнизма, индуизма, тантры, йоги, локаяты, даосизма, буддизма, дзен-буддизма и суфизма. Тексты и идеи этих традиций использовались Шри Раджнишем для создания его собственной синтетической философии.

Выявляется, что в джайнизме наиболее ценным он считал его опору на личное усилие человека, которому на пути духовного совершёнствования никто, кроме него самого, помочь не может. В индуизме наибольшее значение Шри Раджниш придавал идеям адвайта-веданты, Упанишад, Махабхараты, в частности Бхагавадгиты, тантры и классической йоги Патанджали. В философии адвайта-веданты наиболее значимым он считал концепцию единого, абсолюта, идею двойственного восприятия человеком мира как результата действия авидьи (т.е. невежества), понимание освобождения как единства индивидуальной души (Атмана) с абсолютом (Брахманом). Система йоги Патанджали высоко оценивалась им, как одна из наиболее подходящих экстравертному типу личности техника достижения подлинного бытия, нацеленная на уничтожение «нечистоты», понимаемой как обусловленность рядом ложных идентификаций. Тантру Шри Раджниш рассматривал как систему, в которой мир понимается как целостный, органический, эволюционный процесс, в котором низшие уровни естественно трансформируются в высшие. Именно с именем Шри Раджниша исследователи связывают проникновение на запад идей тантры и зарождение ее совершенно нового культурного направления — неотантры5.

Особое внимание Шри Раджниш уделял материалистической

5Пахомов C.Ii. Неотантризм в современной России // Аюрведа - наука жизни, 2007. №1 (15). С. 48-55; Forsthoefel Thomas A., Humes Cyníhi Ann. Gurus in America. - NY.: State University-of New York Press, 2005.

философии древней Индии — локаяте или чарваке. В локаяте он высоко оценивал рационализм, идею единства и единственности мира, отрицание авторитета священных писаний, как надежных и достоверных источников знания и убежденность в том, что единственным достоверным источником истинного знания можно считать лишь непосредственное чувственное знание.

Большое влияние на формирование взглядов Шри Раджниша оказала буддийская традиция, прежде всего связанная с идеями дзен-будцизма. В буддизме он положительно оценивает его практическую ориентацию, экзистенциальный прагматизм, отрицание «истины вообще» и признание истиной «правильное», т.е. то, что практически работает, избавляя нас от страданий. В философии дзен-буддизма он высоко оценивает нераздельность в ней онтологической, гносеологической и антропологической проблематики. Как и дзен, Шри Раджниш проблему бытия мира, существования человека в нем и его самосовершенствования решает как единую проблему. Освобождение вовлеченного в потоке бытия индивидуального сознания он связывает с просветлением, достигаемым в результате непосредственного интуитивного понимания истинной реальности.

Также в параграфе выявляется значимость идей суфизма для формирования философии Шри Раджниша. В своем анализе суфийского пути достижения подлинного бытия, Шри Раджниш особое внимание уделял предлагаемой данной религиозно-философской традицией идеи поиска Бога не где-либо за пределами мира, а в глубине собственной души.

Особое внимание в параграфе уделяется рассмотрению традиции даосизма. Шри Раджниш понимал даосизм как особую культуру, которая рождает и поддерживает в человеке состояние непосредственности и естественности. По его мнению, именно даосизм в отличие от всех остальных религиозно-философских традиций наиболее полно выражает понимание мира и человека как живого и диалектического единства.

В третьем параграфе первой главы «Шри Раджниш и культура неоориентализма» выявляется место концепции Шри Раджниша в рамках культуры неоориентализма.

Прежде всего, уточняется понятие неоориентализма, сущность которого заключается не только в использовании традиционных для востока образов, концептов и понятий, но и в установке на активную практическую деятельность по преодолению различных форм духовной, экономической и социальной зависимости человека на основе радикально обновленного понимания традиционных религиозно-философских основ восточных обществ. Выявляется несколько направлений культуры неоориентализма: 1) связанное с индуизмом; 2) с буддийскими представлениями, приспособленными к мерггалитету современного западного человека; 3) с исламской культурной традицией.

В диссертации показано, что для неоориентализма Шри Раджниша характерно то, что в его творчестве достаточно органично соединяются различные, по-новому им интерпретируемые представления практически всей классической восточной религиозно-философской мысли: даосские, тантрические, буддийские, суфистские и др. Но первоначально становление его как мыслителя происходит в рамках одного конкретного направления — неоиндуизма. Причем, в творчестве Шри Раджниша осуществляется синтез различных направлений самого неоиндуизма: «политического неоиндуизма», «интеллектуализированного неоиндуизма» и ачарьязированного неоиндуизма».

В четвертом параграфе первой главы «Шри Раджниш и европейская религиозно-философская традиция» показана роль западноевропейской философии, религии и культуры в формировании концепции Шри Раджниша.

Прежде всего, в параграфе рассматривается значение идей и самой личности Сократа для творчества Шри Раджниша. Шри Раджниш высоко оценивает взгляды античного философа на проблему сущности человека, противоречий его жизни и познания, самой возможности достижения им подлинного знания. Очень важным является для Шри Раджниша то, что Сократ главной задачей философии и культуры считал формирование в человеке способности к рефлексии над основаниями своего мышления и самой жизни. Влияние идей Сократа обнаруживается и в предлагаемой

Раджнишем концепции общественного устройства, в основе которой лежит идея «меритократии».

В работе рассмотрено влияние на творчество Шри Раджниша и некоторых идей христианства, например, идеи историзма. При этом автор показывает, что Шри Раджниш в своем творчестве критикует многие концепции христианского вероучения: теизм, креационизм, аскетизм, антропоцентризм и др.

Особое внимание уделяется влиянию на философские взгляды Шри Раджниша идей Ф. Ницше, психоанализа и экзистенциализма. Шри Раджниш разделяет скептические взгляды Ф. Ницше в отношении религии и морали. Его учение о Новом человеке (Homo Novus) или Зорба-Будце создается с учетом философских идей Ф. Ницше.

Терминологию психоанализа Шри Раджниш использует при построении своей собственной новой концепции, которую называет «Третьей психологией» или «Психологией Будды».

Рассматривая экзистенциализм, Шри Раджниш соглашается с его идеей бессмысленности мира и человеческого существования в нем. Но при этом он настаивает на необходимости учиться жить с осознанием позитивного содержания этой бессмысленности существования: «Моя работа заключается в том, чтобы сделать ваш ум настолько зрелым, чтобы вы могли жить без смысла жизни, и при этом жить прекрасно. В чем смысл розы или облака, проплывающего в небесах? Смысла нет, но какая потрясающая красота! Смысла нет» 6. Для Шри Раджниша, в отличие от экзистенциализма, жизнь не просто бессмысленна, она — «ни полна смысла, и одновременно не лишена смысла»7. Для него сам этот вопрос — бессмыслен, поскольку «существование намного глубже любого смысла»8.

Вторая глава «Творчество Шри Раджниша как синтез интеллектуальных традиций Востока и Запада» состоит из двух параграфов и посвящена исследованию творчества Шри Раджниша, специфики постановки и решения им проблемы человека и культуры. Особое

6 Ошо Библия Раджниша. В 4 т. - М.: Либрис, 1994. - Т.1.Ч.1.С. 36

7 Ошо Указ. соч. Т. 3, ч. 1. С. 42

8 Там же. С. 42

внимание уделяется рассмотрению онтологии, гносеологии и этики Шри Раджниша, неразрывно связанных с его концепцией человека и культуры.

В первом параграфе второй главы «Онтология, гносеология, проблема сущности человека в творчестве Шри Раджниша» рассматривается творчество Шри Раджниша как целостная многокомпонентная и многоаспектная диалектическая система.

Анализируя творчество Шри Раджниша, автор делает вывод, что эстетическое переживание мыслителя и основанное на нем рациональное, философское понимание мира, раз сформировавшись уже в детские годы его жизни, практически не изменялись в дальнейшем. Тексты, которые разделены десятками лет, не отличаются по своим основным положениям. Меняются их внешние формы, язык, образы, понятия, методология работы с аудиторией, но не суть этого опыта. Автор указывает, что само изложение этого опыта оказывается у Шри Раджниша живым диалогом учителей, философов, текстов и просто литературных героев культур Востока и Запада. Сам синтез традиций Востока и Запада реализуется в творчестве Шри Раджниша в формировании им некоторого поля сопряжения этих культур, идеи, образы, понятия и герои которых, взаимодействуя друг с другом вновь и вновь, актуализируют смысловой и ценностный потенциал своего содержания. В этом поле живет и Раджниш, тексты, вплоть до самого последнего цикла оказываются диалогом или спором с Буддой, Иисусом, Махавирой, Ницше и другими мыслителями и учителями.

В параграфе также осуществляется реконструкция основного содержания философской системы Шри Раджниша: его онтологии, гносеологии, этики, антропологии, теории и истории культуры.

Выявляется, что философию Шри Раджниша можно определить как систему холистического натурализма, в которой мир понимается как единый саморазвивающийся процесс жизни и самопознания абсолюта или «Существования» (existence).

Высшими формами самопознания существования, по его мнению, являются философия и медитация, в пределе - просветление. При этом Шри Раджниш указывает на целый ряд проблем философского знания,

препятствующих ему быть подлинным знанием о мире. Философия для Шри Раджниша — только средство рационализации нашего знания. Она всегда остается в границах мышления и может решать только те проблемы, которые этим мышлением и созданы. Но проблемы, порождаемые самой жизнью она не способна, ни понять, ни разрешить. Это доступно человеку только в медитации как целостном переживании полноты и живой противоречивости мира, в ситуации, когда он, полностью пребывая в ситуации «здесь и сейчас». Медитация, как состояние осознанности, предполагает наличие особой этики, главная задача которой — формирование в человеке способности к этой осознанности, предполагающей, в частности, понимание человеком себя как органической части существования.

Проблемы, которые Шри Раджниш ставит и решает в своей онтологии, гносеологии и этике, неизбежно ведут к необходимости обращения к проблеме человека и культуры. Исследование специфики постановки и решения проблемы человека в философии Шри Раджниша позволяет сделать вывод о том, что для него человек является важнейшей частью мира, поскольку именно в нем наиболее полно реализуется процесс самопознания абсолюта. Самопознание и осознание человеком красоты, гармонии и полноты жизненности существования является его онтологической задачей, его сущностью, истинной природой. Проблема заключается в том, что человек в результате утраты своего непосредственного единства с существованием теряет способность непосредственно осознавать целостность и единство реального мира и жить в соответствии с этим осознанием.

История человеческой культуры и философия как часть этой истории есть объективация этого случившегося падения и одновременно средство его преодоления, достигаемого в ходе постоянного и последовательного возникновения и снятия исторических и социокультурных форм бытия человека. Предлагаемая Шри Раджнишем интерпретация истории культуры предполагает ее трактовку как процесса восстановления человеческого в человеке.

Шри Раджниш выделяет несколько исторически развивающихся форм адаптации человека к образовавшемуся онтологическому разрыву с существованием. Это эго, личность, индивидуальность, семья, культура, религия и политика.

По мнению Шри Раджниша, эго играет особую роль в развитии человека, поскольку именно оно открывает ему возможность автономного, относительно независимого существования среди других людей. Но в результате появления и укрепления эго, человек, изначально приходящий в этот мир абсолютно необусловленным, открытым и искренним, утрачивает непосредственную божественность и естественность своей человечности.

Для Шри Раджниша человек на этой стадии не тотален, не целостен, он разделен такими возникающими в нем противоречиями, как духовное -телесное, рациональное - эмоциональное, сознательное - бессознательное, субъективное - объективное и т.д. Это разделение и осознание его являются основной причиной человеческой неудовлетворенности жизнью.

Шри Раджниш особое внимание уделяет рассмотрению проблемы гармонизации сущностных сил человека. Наряду с работой человека над своим эго, заключающейся в последовательном освобождении от всего, что было привнесено в него семьей, религией и культурой, гармоническое развитие всех его сущностных сил позволит раскрыться индивидуальности, понимаемой Шри Раджнишем как предельная открытость миру, тотальное единство с существованием. В работе рассмотрение этих идей Шри Раджниша осуществляется на основе концептов «структура сущностных сил», «антропологическая структура культуры» JI.K. Кругловой и на основе соответствующей их содержанию трактовки понятия «гармонический человек»9.

Автор показывает, что для Шри Раджниша принцип новой цивилизации должен заключаться в гармонизации всех сущностных сил человека, предполагающей дальнейшее развитие их разнообразия и полноты

''Круглова JI. К. Жизнеобеспечивающие функции культуры // Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. - СПб. : АЛАТЕЙЯ, 2008. -T.I : Теория культуры. - С. 330-344, Крупова Л К. Теория культуры как ответ на вызов современности: теоретический и практический потенциал антропологического принципа в философии культуры и культурологии // «Общественное призвание философии», Спец. выпуск журнала «Философские науки». - М. : Акад. гуманитарных исслед., 2006. - С. 447-476

21

практической реализации. Именно такое единство сделает человека сознательным, творческим и созидающим.

Во втором параграфе второй главы «Проблема эволюции человека и культуры в творчестве Шри Раджниша» исследуются понимание Шри Раджнишем сущности таких исторических и социокультурных форм бытия человека в мире как семья, брак, религия, политика.

Автор выявляет в творчестве Шри Раджниша как положительные, так и отрицательные оценки этих форм для развития человека.

Например, с точки зрения Шри Раджниша, семья на определенном этапе истории культуры способствует становлению свободы человека, выводя его за пределы жесткой регламентации родовых отношений и индивидуализма эго, но сейчас она так же препятствует развитию человека, заменяя тотальную несвободу менее масштабной, но от того не менее опасной для человека.

Религия, как один из наиболее значимых институтов укрепления семьи, по мнению Шри Раджниша, также ограничивает свободу человека, поскольку она всегда принуждает действовать вопреки его естественной природе.

Государство и политики, возводящие создание благоприятных условий для существования религии в ранг важнейшей государственной задачи, по мнению Шри Раджниша, лишают человека действительной возможности быть самим собой, свободным и независимым.

В работе показано, что с точки зрения Шри Раджниша, все формы бытия человека в мире (эго, личность, семья, общество, религия, политика) в конечном итоге должны быть диалектически сняты, поскольку все они в определенный момент становятся препятствием на пути создания действительно свободного человека.

Автор рассматривает и предложенный Шри Раджнишем проект организации культуры будущего, в которой: 1) Все ныне существующие государства должны быть объединены в единое мировое сообщество, управляемое «Всемирным правительством»; 2) Должна быть проведена реформа системы выбора властных структур; 3) Семья должна быть заменена коммуной, совершенно новой системой свободного общения «независимых

индивидуальностей, не принадлежащих друг другу»10; 4) Должна быть реформирована система образования и создана Всемирная Академия творческой науки, искусства и сознания, цель которой — формирование нового человека на основе принципов сознания, сострадания и созидания.

Предвидя обвинения в утопизме, Шри Раджниш утверждал, что сейчас ни у отдельных государств, ни у человечества как такового, просто нет другого пути выхода из глобального кризиса. Или его план будет осуществлен, или человечество погибнет.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы проведенного анализа и намечаются перспективы дальнейшего изучения поставленных проблем.

Основпые публикации автора по теме диссертации: Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Добин, A.B., Иванова, (Сиргия) A.C., Прошина, Е.М. Проблема человека в политической философии Шри Раджниша // Личность. Культура. Общество, 2011. Том XIII. Вып. 4 (№№ 67-68). С.231-236. - 0,5 п.л.

2. Иванова, (Сиргия) A.C. Проблема человека и культуры в философии Шри Раджниша // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. №4(28) (Гуманитарные и общественные науки). С.115-124. - 0,5 п.л.

3. Сиргия, A.C. Проблема человека в философии Шри Раджниша // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4. (18): в 2-х ч. Ч. 1. С. 174-176. - 0,5 п.л.

4. Сиргия, A.C. Проблема просветления в антропологии Шри Раджниша // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №6 (20): в 2-х ч. 4.1. С. 170 -173. - 0,5 п.л

10Ошо. Указ. соч. Т. 3, ч. 1. С. 33

Статьи в прочих изданиях:

5. Иванова, (Сиргия) A.C. Проблема причинности в философии Шри Раджниша// Дни Петербургской философии - 2009. «Диалог культур и культура диалога». Сб. ст. - СПб., 2010. С. 122 -128. - 0,5 п.л.

6. Иванова, (Сиргия) A.C. Шри Раджниш о традиции классического даосизма // Идеалы. Ценности. Нормы. VI Международная научная конференция по востоковедению (Торчиновские чтения) 3-6 февраля 2010 г. Сб. ст. - СПб., 2010. С. 174 - 180. - 0,5 п.л.

7. Иванова, (Сиргия) A.C. Творчество Шри Раджниша как явление глобализации культуры // Глобализация и Патриотизм. Материалы международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов. 15 апреля 2010 г. - СПБ., 2010. С. 131-135. - 0,3 п.л.

8. Иванова, (Сиргия) A.C. Неоиндуизм в современной культуре России: из истории «российской неосаньясы» // Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник статей / под ред. A.B. Головинова, Д.С. Петрова. - Алейск, Барнаул: «Сизиф», 2011- Вып. 2. С. 18-25,- 0,5 пл.

9. Иванова, (Сиргия) A.C. Неоиндуистские организации в современной культуре России (на примере движения неосаньясы) // Культура как стратегический ресурс России: Сб.ст. - СПб., 2011. С.95-103 - 0,5 п.л.

10. Сиргия, A.C. Опыт просветления в творчестве Ошо // Седьмая международная востоковедная конференция (Торчиновские чтения): Метаморфозы: Сб. ст. - СПб., 2013. - 4.1. С. 156-164 - 0,5 п.л.

Подписано в печать с оригинал-макета автора 27.01.14 Сдано в производство 27.01.14 Формат 60x84 1/16 Усл.-печ. л. 1,39. Уч.-изд. л. 1,2. _Тираж 100 экз._Заказ №11_

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 2

 

Текст диссертации на тему "Творчество Шри Раджниша в контексте взаимодействия культур Востока и Запада"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА

04201456359

На правах рукописи

О!

СИРГИЯ АННА СЕРГЕЕВНА

ТВОРЧЕСТВО ШРИ РАДЖНИША В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Добин А.В.

Санкт-Петербург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1. Идейные истоки творчества Шри Раджниша..........................................19

§ 1. Личность Шри Раджниша и формирование культуры «неосаньясы»..................19

§ 2. Традиции восточной культуры в творчестве Шри Раджниша..............................44

§ 3. Шри Раджниш и культура неоориентализма.........................................................60

§ 4. Шри Раджниш и европейская религиозно-философская традиция......................74

Глава 2. Творчество Шри Раджниша как синтез интеллектуальных традиций

Востока и Запада..........................................................................................................89

§ 1. Онтология, гносеология, проблема сущности человека в творчестве Шри

Раджниша........................................................................................................................89

§ 2. Проблема эволюции человека и культуры в творчестве Шри Раджниша.........112

Заключение..................................................................................................................134

Список литературы....................................................................................................138

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема содержания, направлений и форм взаимодействия культур Востока и Запада является одной из центральных проблем теории и истории культуры. Особенно актуальной эта проблема оказывается при рассмотрении культурных явлений, в которых это взаимодействие является основой их содержания, организации, непосредственного существования.

Примером такого взаимодействия культур Востока и Запада является творчество Шри Раджниша Чандра Мохана (Ошо, 11 декабря 1931 - 19 января 1990), одного из наиболее влиятельных и противоречивых представителей неоориенталистской культурной традиции XX века, создавшего действительно всемирную традицию духовного роста - культуру неосаньясы.

Центральной проблемой его творчества была проблема человека, его сущности и природы, форм и способов достижения им подлинного бытия, а также путей сохранения этого бытия и его практической реализации в истории и культуре.

Обращение к творчеству Шри Раджниша имеет большое теоретическое, а также экзистенциально-практическое значение, поскольку в нем диалектично отрефлектированы и диалогично сопряжены восточные и западные традиции постановки и решения проблем онтологии, гносеологии, философии человека и культуры. Причем в случае Шри Раджниша можно говорить именно о диалектическом единстве его концепции бытия, человека и культуры, поскольку в ней, благодаря его теоретическому универсализму, самые разные культурно,

исторически и географически дистанцированные духовные традиции Востока и Запада обрели новую энергию жизненности, отчасти утраченную в их различными причинами определяемой отдельности и даже нетерпимости.

Поэтому творчество Шри Раджниша обладает существенным теоретическим и методологическим потенциалом для его включения в актуальное для гуманитарной науки поле поисков возможностей синтеза духовной культуры Востока и Запада.

Исследование творчества Шри Раджниша актуально потому, что в нем, он, на основе рассмотрения проблем онтологии, гносеологии, этики, теории и истории культуры, ставит и пытается решать проблемы человеческого бытия, предлагает конкретные пути их осмысления и преодоления. Особую роль здесь играет то обстоятельство, что, по его словам, он в решении этих проблем опирается на опыт собственного просветления, как особого состояния, в котором только и возможно понимание сущности проблем, стоящих перед человеком, знание путей и методов их решения.

Изучение творчества Шри Раджниша позволяет нам по-новому оценить различные аспекты духовной ситуации в современном мире, оно важно для человека в его поиске способов выхода из идейно-экзистенциального кризиса. Несомненно, что учение Шри Раджниша может позитивно воздействовать на духовное и социально-психологическое состояние современного общества, формирование в нем нового типа гуманистической культуры.

Следует отметить, что Шри Раджниш оставил после себя привлекающую огромное количество людей, живую и развивающуюся среду сохранения и передачи своего духовного опыта - движение неосаньясы. Очень важно понять сущность и значение данного движения, поскольку его существование демонстрирует жизненность и актуальность оставленного им идейного наследия, до сих пор вызывающего достаточно противоречивое отношение со стороны различных культурных традиций, идеологий и институтов.

Актуальность диссертационной работы обусловлена также отсутствием, как за рубежом, так и в России специальных научных исследований, посвященных творчеству Шри Раджниша в целом и его теории человека и культуры в частности.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что в научной литературе творчество Шри Раджниша практически не исследовано, его идеи и практическая деятельность рассматриваются достаточно поверхностно, как правило, в контексте изучения сущности и диалектики развития идей и практики «новых религиозных движений» Востока и Запада. Само отношение к Шри Раджнишу как к мыслителю и практику в академической традиции достаточно скептическое, в лучшем случае его признают сейчас представителем культуры постмодернизма1. Это связано, прежде всего, с внешней стороной его творчества. Шри Раджниш - гуру непрерывных публичных скандалов и шокирующих идей и оценок. Во многом именно эксцентричность и радикализм его высказываний и практических действий делает проблематичной саму возможность академического исследования его творчества.

На сегодняшний день в отечественной науке существует только несколько религиоведческих и культурологических работ, посвященных анализу творчества Шри Раджниша. Среди них стоит выделить, по сути, единственное подробное исследование его биографии, учения, созданных им духовных практик, истории его движения - «неосаньясы». Это монография A.A. Грицанова «Раджниш Ошо»~. В основном же большую часть работ о Шри Раджнише составляют

3 15

тематические научные статьи Б.И. Клюева, Д.Е. Фурмана', A.B. Добипа , И.Г.

1 Тшющук А. С. Постмодернизм п неоиндуизм как единое пространство посткультуры//Ориентиры. М.: ИФ РАН, 2001. Вып. 1.С. 109-112.

2 Грицанов A.A. Раджниш Ошо. — Ми.: Книжный Дом, 2011. 384 с. (Тайны Посвященных).

3 Клюев Б. И. Раджниш и его поп-мистика // Новый мир. 1986. № 11. С. 14; Клюев Б. И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1985. С. 201-216.

4 Фурман Д. Е. Дела и учения гуру Раджнеша// Вопросы философии. 1986. № 8. С. 110-118.

5 Добгш А. В. Раджниш и философия // Философские и духовные проблемы науки и общества : мат-лы Третьей Санкт-Петербургской ассамблеи ученых и специалистов. СПб., 1998. С. 114-116;Добин А. В. Раджниш и Сократ //

Кургановой6 и Е.А. Лебедевой7.

Кроме указанных статей, небольшие разделы, посвященные Шри Раджнишу, есть в работах A.A. Ткачевой «Индуистские мистические организации и диалог культур»8 и «Новые религии Востока»9. В них автор анализирует политические и социокультурные контексты возникновения и развития творчества Шри Раджниша.

На Западе и в Индии идейное наследие Шри Раджниша является предметом систематического религиоведческого и социологического анализа, ему посвящена обширнейшая литература.

Различным аспектам учения Шри Раджниша и истории культуры неосаньясы посвящено достаточно много статей и монографий разных авторов, среди которых Лыоис Ф. Картер10, Салли Белфрадж11, Джеймс С. Гордон12, Боб Мюллан13, Сыозан Дж. Палмер14, Гарри Авелинг15, Ма Четан Унмани (Ma Chelan Unmani) и Свами Чайтанья Керти (Swami Chaitanya Keerti)16, Карл Аббот17,

Универсум платоновской мысли - VI: вопросы познания. Космос, Мастер, Судьба (космогония и космология в платонизме, «Тнмесвская» традиция и античная физпка):мат-лы Шестой Платоновской конф.СПб.,1998Добин А. В. Теория «мсритократим» Шри Раджниша // Человек, природа, общество : мат-лм 9-й конф. молодых ученых 22-28 дек. 1998. СПб. : Изд. СПбГУ, 1998. С. 44-46; Добин А. В. Раджниш: «эгография просветленного» // Проблемы развития человека и общества : сб. науч. тр. СПб. : СПбИЭА, 2000. С. 129-143; Добин А. В. Шри Раджниш о миссии политики, политиков, «учителей» // ДПФ-2007 : мат-лы Круглого стола «Философия культуры и культурология: традиции и инновации». СПб, 2008. С. 119-124; Добин А. В. Проблема детства в творчестве Шри Раджниша // Культура как стратегический ресурс России : сб. ст. СПб., 2011. С. 58-63 и др.

6 Курганова И. Г. Религиозный скептицизм Раджниша Ohio // Научные труды Московского гуманитарного университета. М., 2011. С. 154-158.

7 Лебедева Е. А. Творчество как высвобождение внутренних сил: Учение Бхагавана Шри Раджниша (Ошо) и дзэн-буддизм //Ученые записки Комсомольского-на- Амуре государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 2. С. 111-116.

8 Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. 139 с.

9 Ткачева А. А. Новые религии Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 216 с.

10 Carter Lewis F. Charisma and Control in Rajneeshpuram: A Community without Shared Values. Cambridge : Cambridge University Press, 1990. 344 pp.; Carter Lewis F. The "New Renunciates" of Bhagwan Shree Rajneesh: Observations and Identification of Problems of Interpreting New Religious Movements// Aveling. 1999. P. 175-218.

11 Belfragc Sally Flowers of Emptiness: Reflections on an Ashram. NY : Doubleday, 1981. 320 pp.

12 Gordon James S. The Golden Guru. Lexington, MA : The Stephen Greene Press, 1987. 346 pp.

13 Mullah Bob Life as laughter: following Bhagwan Shree Rajneesh. Padstow : J. Press (Padstow) Ltd., 1983. 203 pp.

14 Palmer Susan ./. Charisma and Abdication: A Study of the Leadership of Bhagwan Shree Rajneesh / Sociological Analysis. 1988. Vol. 49, No. 2. P. 119-135.

15 Aveling /¡any Osho Rajneesh and I lis Disciples: Some Western Perceptions. Delhi: Motilal Banarsidass, 1999. 442 pp.

16 Ma Chetan Unmani, Swami Chaitanya Keerti. Allah To Zen. Delhi: Diamond Pocket Books (P) Ltd., 2000. 208 pp.

17 Abbott Carl. Utopia and Bureaucracy: The Fall of Rajneeshpuram, Oregon // The Pacific Historical Review. 1990. No 59(1). P. 77-103.

подробно исследующие историю созданного Шри Раджнишем города Раджнишпурама, специфику движения неосаньясы как особой культурной общности, а также историю конфликтов этого движения с властями США и других стран мира. Особого внимания заслуживают работы Рональда О. Кларка18, Карла А. Латкина19, посвященные анализу психологического портрета личности Шри Раджниша, монография Хыо Б. Урбана20, рассматривающая его творчество как пример удачного духовного проекта, обладающего благодаря эклектичности его системы высокой степенью адаптации к быстроменяющимся интересам рынка «духовных услуг», статья Лиселотт Фриск21, рассматривающая феномен «Сатсанг сети», т.е. объединения учеников Шри Раджниша из различных стран мира как пример проявления процесса глобализации культуры и религии, а также целый ряд публикаций Роя Уоллиса"", Томаса А. Форстфоела, Синтии Энн

'У-у п « __^с

Хыомс" , Джудит М. Фокс , Дхарма П.С. Бхавука (БЬагш Р. Б. ВИа\уик)~ , Пола Хиласа26 и др., посвященные историческим, политическим, социально-культурным и другим аспектам движения Шри Раджниша как религиозной организации нового типа.

Особого внимания заслуживает статья Вишала Мангалвади «Ачарья

"77

Раджниш»" , посвященная анализу идейных источников формирования творчества Шри Раджниша. В ней Вишал Мангалвади указывает на то, что свое учение о внутренней пустоте (шунья) и просветлении Шри Раджниш развивал,

w Clarke Ronald O. The Narcissistic Guru: A Profile of Bhagwan Shree Rajneesh // Aveling. 1999. P. 55-89.

19 Latkin Carl A. Seeing Red: A Social-Psychological Analysis//Sociological Analysis. 1992. No 53 (3). P. 257-271.

20 Urban Hugh B. Zorba The Buddha: Capitalism, Charisma and the Cult of Bhagwan Shree Rajneesh // Religion. 1996. No 26 (2). P. 161-182; Urban Hugh B. Tantra: Sex, Secrecy, Politics and Power in the Study of Religion. Berkeley, CA : University of California Press, 2003. 347 pp.

21 Liselotte Frisk The Satsang Network: A Growing Post-Osho Phenomenon//Nova Religio. 2002. Vol. 6, No. 1. P. 64-85.

22 Wallis Roy Religion as Fun? The Rajneesh Movement // Sociological Theory, Religion and Collective Action (Queen's University, Belfast). 1986. P. 191-224.

23 Forsthoefel Thomas A., Humes Cynlhi Ann. Gurus in America. NY : State University of New York Press, 2005. 450 pp.

24 Fox Judith M. Oslio Rajneesh - Studies in Contemporary Religion Series. Salt Lake City : Signature Books, 2002. 344 pp.

25 Dharm P. S. Bhawuk. Culture's influence on creativity: the case of Indian spirituality / International Journal of Intercultural Relations. 2003. Vol. 27, No 1. P. 1-22.

26 Heelas Paul. The New Age Movement: Religion, Culture and Society in the Age of Postmodernity. Oxford : Wiley-Blackwell, 1996.250 pp.

27 Mangalwadi Vishal. Acharya Rajneesh // The World of Gurus: A critical look at the philosophies of India's influential gurus and mystics. New Delhi : Vikas Publishing House, 1977. P. 57-85.

опираясь на дзен-буддизм в интерпретации Д.Т. Сузуки, «ненависть к условностям и ортодоксии, апология непосредственности и свободы рождались под влиянием Д. Кришнамурти», а «представления о сексе и мистицизме -продуманное сочетание тантризма и современной психологии, в наибольшей степени идей П.Д. Успенского»" . Автор также рассматривает вопрос о влиянии на Шри Раджниша идей Фридриха Ницше, Колина Уилсона, Кеннета Уокера и Артура Кестлера.

Особый исследовательский интерес представляет сборник научных статей, опубликованных по результатам конференции, проведенной 20 мая 1989 г. в университете Макгилла в Монреале (Канада) и посвященной движению Шри Раджниша. Это сборник «Раджнишевские записки: Исследования по новым религиозным движениям» под редакцией Сьюзан Дж. Палмер и Арвинда

29

Шармы . Среди опубликованных материалов данного сборника необходимо отметить статью Арвинда Шармы, посвященную анализу особенностей современного этапа эволюции индуизма, типов религиозных учителей в различных культурных традициях (индуизме, буддизме, джайнизме, сикхизме, теософии и неоиндуизме) и отдельным аспектам учения Шри Раджниша. Важными _ для понимания творчества Шри Раджниша являются тематический обзор его лекций, подготовленный Свами Анандом Джиной, статья Сыозан Дж. Палмер, посвященная женщинам-лидерам в движении неосаньясы, и статья Фредерика Берда и Рушикумара Пандайи (Frederic Bird and Rooshikumar Pandya) о духовных практиках новых религиозных движений.

Исследования, посвященные изучению биографии Шри Раджниша, также достаточно многочисленны. Среди них, в первую очередь, следует выделить биографии, написанные его учениками-саньясинами Свами Сатья Ведантом30, Рам

28 Ibid. P. 58.

29 Palmer Susan J., Sharma Arvind. The Rajneesh Papers. Studies a New Religious Movement. New Delhi : Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1993. 188 pp.

30 Caamt Caiiwn Dedaum. I Ipo6y>tcnennbiii. M.: 3KCTpy3HT, 1994. 151 c.

Чандрой Прасадом (Ram Chandra Prasad)31, Арвиндом Свами Чайтанья (Arvind Swami Chaitanya)во многом автобиографические работы Ма Прем Шупьо (Ма Prem Shunyo)33, Ма Дхарам Джоти (Ма Dharam Jyoti)34 и Маниши (Maneesha)35, в которые тесно вплетаются события жизни их мастера, а также исследование Сыо Эпплтон36, личного адвоката Шри Раджниша.

Наиболее информативным и обширным трудом, посвященным изучению жизни и творчества Шри Раджниша, является биографический труд индийского

от

исследователя и саньясина Свами Гуан Бхеда (Swami Guan Bhed) , собравшего огромный фактографический материал на основе интервью с родными, друзьями, профессорами, студентами и саньясинами Шри Раджниша, его дневниковых записей, а также аудио- и видеоматериалов его лекций. Наряду с этой работой важное значение имеет интернет-публикация «Жизнь Ошо. Антология жизни Ошо из его собственных книг»38, составленная его саньясинами и представленная на официальном сайте «Osho World»39.

Особо следует выделить ряд публикаций его бывших учеников К. Калдера'10,

41 42

Сэма , Шелли Шрайман и др., в которых можно найти радикальную критику основных идей и практической деятельности Шри Раджниша.

В целом следует отметить, что, несмотря на достаточно серьезную

31 Prasad Ram Chandra. Rajneesh: The Mystic of Feeling. Delhi: Motilal Banarsidass. 1978 pp.

12 Arvind Swami Chaitanya. Our beloved Osho. Delhi: Diamond Pocket Books (P) Ltd., 2001.331 pp.

33 Ma Прем Шупьо. Алмазные дни с Ошо. Десять тысяч Будд. М.: Нирвана, 2001. 256 с.

34 Ма Dharam Jyoti. One Hundred Tales For Ten Thousand Buddhas. Delhi: Diamond Pocket Books (P) Ltd., 2002. 138 pp.

35 Fonnan Juliet (Maneesha). Bhagwan: The Buddha for the future. Cologne : Rebel Publishing House, 1988. 456 pp.; Forman Juliet (Maneesha). One Man Against the Whole. Cologne : Rebel Publishing House, 1989. 480 pp.; Forman Juliet (Maneesha). Twelve days that shook the World. Cologne : Rebel Publishing I louse, 1989. 518 pp.

36 Appleton Sue. Bhagwan Shree Rajneesh: The Most Dangerous Man Since Jesus Christ. Cologne : Rebel Publishing House, 1988.78 pp.

37 Swami Guan Bhed. The rebellious enlightened master Osho: translation of abridged edition of "Ck fakkar messiah, Osho" published in Hindi in nine volumes. Delhi: Diamond Pocket Books (P) Ltd., 2006. 606 pp.

38 Osho's Life. An Anthology of Osho's life from his own books // Osho World. Vision of an enlightened Master. URL: http://oshovvorld.com/l)ioQraphv/innercontent.asp?FileNnme=biographv3/03-14-independence txt. свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (Дата обращения 04.04.2012).

39 Ibidem

40 Calder С. Osho, Bhagwan Rajneesh and the Lost Truth. URL: http://homc.att.net/~meditation, свободный. Заглавие с экрана. Яз. англ. (Дата обращения 04.04.2012).

41 Sam. Life of Osho. London : Sannyas, 1990. 70 pp.

A2UJpail\iau Ш. Убить дракона. Правда про Ohio // МЭФ «ИНТЕНТ». URL: http://www.fund-intent.ru/Document/Show/4507, свободный. Заглавие с экрана. Яз. рус. (Дата обращения 04.04.2012).

разработанность отдельных вопросов по истории движения неосаньясы, биографии и идейному наследию его основателя, до сих пор как в отечественной, так и в мировой гуманитарной науке не было предпринято попыток системного анализа творческого наследия Шри Раджниша, и, соответственно, не было выработано теоретических основ и методологических прин