автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Учение Плотина об уме, его истоки и основные положения

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мельник, Светлана Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Учение Плотина об уме, его истоки и основные положения'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мельник, Светлана Викторовна

Введение

ГЛАВА 1. Источники учения Плотина об уме.

1. Парменид.

2. Платон а) "Платонизм" Плотина. б) Идеи Платона как порождающие модели. в) "Неписанное" учение Платона. г) Совокупность идей как всеобщий ум. д) Ум в диалоге "Тимей" как творец всего. Первичность ума по отношению к душе и к телу е) Противопоставление ума как свободы и материи как необходимости в "Тимее". ж) Диалектика единого и многого у Платона.

3. Аристотель а) Неподвижный двигатель - божественный сам себя мыслящий ум. б) Учение о первичности актуального перед потенциальным.

4. Александр Афродисийский.

5. Представители среднего платонизма.

6. Неопифагорейцы.

7. Стоики.

8. Аммоний Саккас.

ГЛАВА 2. Метафизика ума у Плотина

1. Положение ума в иерархии сущего.

2. Ум как дуализм и единство мышления и мыслимого

3. Различие между "мыслить иное" и "мыслить себя". Ум как мышление самого себя.

4. Вторая ипостась как единство бытия и мышления

5. Недискурсивность ума.

ГЛАВА 3. Ум как творец и архетип низшего мира

1. Ум порождает низшие уровни реальности спонтанно, без всякого плана.

2. Ум как творец третьей ипостаси - души.

3. Различие между недискурсивным творчеством ума и бессознательным творчеством природы.

4. Логосы.

5. Мир умопостигаемых форм как прообраз мира чувственного.

6. Идеи единичных вещей.

7. Присутствие ума в низшем мире и в каждом человеке

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Мельник, Светлана Викторовна

Актуальность исследования. Философия Плотина, открывшая новую эпоху в развитии мировой философской мысли, на протяжении последнего столетия привлекает всё более пристальное внимание со стороны философов, историков, исследователей античности и средневековья. Расцвет философской мысли того времени, связанный с возникновением и развитием школы неоплатонизма, достаточно глубоко исследован в последние десятилетия в западной истории философии. Что касается России, то здесь в силу определённых объективных и субъективных причин, процесс изучения творчества Плотина и его последователей не получил должного осмысления и развития. Однако в последние годы и у нас наблюдается возрастание научно-исследовательского интереса к данной проблеме.

Учение Плотина о божественном уме занимает одно из ключевых мест в его философии, во многом являясь не просто одним из разделов его творчества, но как бы связующим звеном между всеми другими частями его философской системы: учением о трансцендентном первоначале, о душе, космосе и т.д. Кроме того, концепция ума у Плотина (возможно, наряду с его учением о душе) является тем полем, где в наибольшей степени просматривается нить взаимоотношения его доктрины с другими наиболее влиятельными философскими концепциями того времени, включая средний платонизм, аристотелизм, стоицизм и другие. В современной истории философии интенсивно обсуждаются проблемы оригинальности, преемственности и философского наследия в неоплатоническом учении о божественном уме и о первоначале, получившие подробное освещение в настоящей диссертации.

Степень изученности проблемы и теоретическая база исследования. Данную проблему мне кажется целесообразным разбить на два обзорных раздела, рассматривающих в отдельности степень изученности данной проблемы в отечественной и в западной истории философии. Такой подход кажется мне разумным, потому что, на мой взгляд, изучение философии Плотина, и в частности его учения об уме, у нас и на западе происходило раздельно и мало соприкасалось (конечно, не в том смысле, что отечественные учёные не были знакомы с западными исследованиями, а в том смысле, что практически отсутствовали интерактивные связи между ними).

Что касается России, то до недавнего времени учение Плотина об уме, как и вообще вся его философская система (да и концепции других неоплатоников) практически не исследовалось. Правда, ещё в конце XIX века группа переводчиков под руководством профессора Г.В. Малеванского попыталась перевести на русский язык часть философского наследия Плотина.1 В частности, была переведена почти вся пятая "Эннеада", за исключением трактата У.7, а также пять трактатов из шестой "Эннеады". Однако, в силу того, что это была самая первая попытка найти в русском языке эквиваленты неоплатоническим философским терминам, переводы эти вышли довольно описательными и неточными. Поэтому они вряд ли могут служить для современного читателя сколько-нибудь

1 См.: "Избранные трактаты Плотина". Перевод с греческого языка под редакцией проф. Г.В. Малеванского//Вера и разум. 1898, №8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, №2, 6, 11-15; 1900, № 1821. серьёзной основой для изучения философии Плотина, и представляют, скорее, исторический интерес. В сфере историко-философских исследований можно назвать работу П.П. Блонского, которая вышла в 1918 году и была посвящена философии Плотина. В дальнейшем, на протяжении большей части XX века изучение неоплатонического наследия в нашей стране продвигалось довольно вяло. Были переведены несколько трактатов, из которых следует отметить, например, трактат У.8. "Об умопостигаемой красоте"2, переведённый и подробно проанализированный А.Ф. Лосевым в его "Истории античной эстетики". Данная работа имела ценность не только и не столько для эстетики - она внесла огромный вклад в изучение доктрины Плотина об уме, поскольку этот трактат рассматривает ряд ключевых вопросов о сфере умопостигаемого.

В последние годы интерес к творчеству Плотина резко возрос: переводятся его труды, издаются теоретические исследования, посвящённые различным проблемам его философии. Среди работ, посвященных специфике концепции ума у Плотина, следует назвать прежде всего статью М.А. Гарнцева "Плотин о соотношении дискурсивного и недискурсивного мышления"3, в которой подробно рассматриваются различия между интеллектуальными функциями души и ума. Среди других современных отечественных исследований можно упомянуть раздел в книге Д.В. Джохадзе "Диалектика эллинистического периода"4, посвященный особенностям диалектики Плотина, а также статью Т.А. Семане, в

2 А.Ф. Лосев, "История античной эстетики", т. VI, стр. 452-482.

3 Гарнцев М.А., "Плотин о соотношении дискурсивного и недискурсивного мышления" // Некоторые вопросы историко-философской науки. Изд.-во МГУ, Москва. 1984.

4 Джохадзе Д.В., "Диалектика эллинистического периода", Москва, 1979. которой тождественность бытия и мышления представляется как основа онтологии Плотина.5

Среди западных историков философии в последние несколько десятилетий наблюдается необычайный всплеск интереса не только к творчеству Плотина, но и ко всем философским концепциям того времени. Благодаря этому мы имеем огромное количество неординарных исследований, которые можно условно разбить на несколько групп.

Во-первых, можно выделить фундаментальные историко-философские работы, посвященные либо определённой философской школе или течению, либо даже целому ряду школ, относящихся к интересующей нас эпохе. Несмотря на широту круга рассматриваемых проблем, эти исследования вовсе не теряют в глубине проникновения в предмет. В качестве примера можно привести "The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy" под редакцией известного британского учёного А.Х. Амстронга6, которая блестяще выявляет преемственность развития философских идей в эпоху эллинизма и раннего средневековья. Другой пример - книга Дж. Диллона, посвящённая среднему платонизму;7 в ней автор, исследуя истоки и влияния тех проблем, которыми занимались средние платоники, даёт также подробный анализ концепции философов, принадлежавших к Древней Академии, а также представителей некоторых других школ. Хотя исследование Дж. Диллона не имеет прямого отношения к доктрине ума у Плотина, да и вообще к учению Плотина в целом, оно

5 Семане А.Т., "К вопросу о диалектике ума и души в плотиновской онтологии" (В сб. "Историко-философский ежегодник", Москва, 1989г.)

6 Armstrong А.Н. (ed.), The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, Cambridge, 1967.

7 Dillon J., "The Middle Platonists". Cornell Univ. Press, Ithaca, NY, 1996 подробно показывает, каким образом развивалась та или иная философская идея, переходя "по наследству" от одной группы платоников к другой, попутно обогащаясь элементами других философских концепций - пифагорезма, аристотелизма, стоической доктрины.

Ко второй группе следует отнести исследования, посвященные какой-то конкретной проблеме или группе проблем, связанных между собой. Подобных книг и статей вышло за последнее время великое множество, и, конечно, нет никакой возможности охарактеризовать здесь каждую из них. Упомянем лишь некоторые проблемы, связанные с учением Плотина об уме, которые стали предметом исследования в последние десятилетия: эманация и взаимоотношения единого и ума,8 недискурсивное мышление ума9, существование идей конкретных вещей10 истоки различных аспектов учения Плотина об уме11. Сюда же можно отнести и многие сборники статей или материалов конференций, объединённых одной темой: например, те же источники философских убеждений Плотина12 или проблема структуры сущего и различных аспектов ипостасей в философии Плотина.13 За последние несколько десятилетий было проведено множество

8 См., например, Bussanich, J., "The One and its Relation to Intellect in Plotinus", Leiden, 1990; Rist, J.M., "Back to the Mysticism of Plotinus: Some More Specifics", Journal of the History of Philosophy 27,1989, pp.183-97.

9 Lloyd, A.C., "Non-Discursive Thought - An Enigma of Greek Philosophy", Proceedings of the Aristotelian Society 70, 1969, pp. 261-74; "Non-Propositional Thought in Plotinus", Phronesis, 31, 1986, pp. 258-65;

10 Blumenthal, H.J., "Did Plotinus Believe in Ideas of Individuals", Phronesis, 11, 1966, pp. 61-80; "Forms of Individuals in Plotinus", Classical Quarterly 13, 1963, pp. 223-31; and "Ideas of Individuals in Plotinus. A Reply to Dr. Blumenthal", Revue internationale dephilosophie 24, 1970, pp. 298-303; Armstrong A.H., "Form, Individual and Person", Dionysius, 1, 1977, pp.49-68.

11 Armstrong, A.H., "The Background of the Doctrine "That the Intelligibles are not outside the Intellect", Les sources de Plotin, 1960, pp. 393-413. Reprinted in Plotinian and Christian Studies, London, 1979, Study IV.

12 "Les Sources de Plotin", Vandoeuvre - Geneve, 1960.

13 "The Structure of Being. A Neoplatonic Approach", ed. By R. Baine Harris. International Society for Neoplatonic Studies, Norfolk, Virginia, 1982. конференций и круглых столов, посвященных проблемам неоплатонизма и философии Плотина в частности, что свидетельствует о повышенном научном интересе к этим вопросам, и является подтверждением того, что проблематика, рассматриваемая в данной диссертации, не теряет своей актуальности. Одной из наиболее плодотворных конференций, проведённых в последнее время, можно считать конференцию на тему "Плотин и неоплатонизм на Востоке и на Западе"14, проходившая в Риме в 1970 году. В ней принимали участие известнейшие исследователи: А.Х. Амстронг, Х.Дж. Блюменталь, X. Дёрри. Советскую науку на этом форуме представлял Д.В. Джохадзе. На этой конференции значительное внимание было уделено различным проблемам, связанным с теорией ума в философии Плотина; на ней говорилось о диалектике единого и ума15, о проблемах демаркации между умом и душой16, и о многом другом.

Следует заметить, что те работы, в которых исследователи так или иначе пытались выявить истоки учения Плотина об уме, представляли особый интерес для автора диссертации. Конечно, можно смело заявить, что все историки философии, занимающиеся учением Плотина, хотя бы вкратце пытались сказать об идеях, которые повлияли на те или иные убеждения Плотина. Однако среди наиболее тщательных и подробных исследований такого рода необходимо упомянуть работу А.Х. Амстронга "Происхождение

14 Plotino е il Neoplatonismo in Oriente e in Occidente, Roma, 5-9 ottobre 1970.

15 Джохадзе Д.В., "Диалектика Плотина" // Plotino e il Platonismo in Oriente e in Occidente, Accademia Nazionale dei Lincei, Quaderno № 198, Rome, 1974.

16 Blumenthal, H.J., "Nous and Soul in Plotinus: Some Problems of Demarcation" // Plotino e il Platonismo in Oriente e in Occidente, Accademia Nazionale dei Lincei, Rome, 1974 учения о том, что "Умопостигаемые сущности не вне ума".17 В ней автор прослеживает корни этой доктрины Плотина в теории Алкиноя о том, что идеи - это мысли божественного ума. Алкиной, по мнению Амстронга, приходит к такому выводу, комбинируя учение Аристотеля о божественном уме, мыслящем самого себя, с общепринятым на тот момент среди платоников убеждением, что платоновские идеи являются мыслями бога. В свою очередь, Антиох впервые высказавший мысль о том, что идеи - это мысли бога, нашёл основание для такого убеждения, как полагает автор, в отождествлении ранними платониками (Спевсиппом и Ксенократом) души и математических объектов. Таким образом, Амстронг, исходя из тех немногих отрывочных сведений о доктринах и спорах в доплотиновскую эпоху, которые дошли до нас, блестяще и убедительно изображает ту почву, на которой вырос один из важнейших постулатов Плотина об уме.

Обобщая этот краткий и далеко не полный обзор, следует сказать, что, несомненно, за последнее время историко-философские исследования в области различных аспектов учения Плотина продвинулись далеко вперёд. Но в то же время, процесс изучения его философии выводит исследователей на новые проблемные уровни, требующие более глубокого обобщения и более детальной конкретизации накопленного материала.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является всесторонний анализ учения Плотина об уме. В диссертационной работе ставится ряд более конкретных задач:

17 Armstrong, A.H. "The Background of the Doctrine "That the Intelligibles are not Outside the Intellect", Les sources de Plotin, 1960, pp. 393-413. Reprinted in Plotinian and Christian Studies, London, 1979, Study IV. анализ историко-философских предпосылок формирования концепции ума как второй ипостаси, как едино-многого; исследование отдельных элементов метафизики ума; изучение различных свойств и характеристик ума в его отношении к высшей ипостаси, самому себе и к низшему миру; выявление различных элементов концепции ума как едино-многого: дуализм и единство мышления и мыслимого, ум как "все вещи вместе в одном", тождество бытия и мышления и т.п. анализ роли ума в формировании космоса и человека, а также в учении Плотина об экстатическом соединении с богом.

Методологическую основу диссертации составляет принцип сочетания философско-исторического и системного анализа, согласно которым учение Плотина об уме, с одной стороны, рассматривается как органическая часть процесса развития философской мысли, отражающая все его тенденции, но с другой стороны, предполагает для анализа наличие определённой теоретической модели, раскрывающей структуру данного явления, и тем самым выявляющей его характерные особенности и функции.

Материалом для данного диссертационного исследования послужили не только те трактаты Плотина, которые составляют пятую Эннеаду, посвященную учению об уме, но и многие другие работы философа. Дело в том, что и в других Эннеадах мы встречаем трактаты, которые почти целиком или частично заняты рассмотрением вопросов об уме или умопостигаемых сущностях. В качестве примера можно привести трактаты "О природе, умозрении и едином", который входит в третью Эннеаду, посвященную проблемам космоса, а также три трактата "О родах сущего" (VI. 1; VI.2 и У1.3), и трактат о том, "Как существует множественность идей", всходящие в шестую девятку. Все цитаты из работ Плотина в диссертации даны в моём переводе по изданию А.Х. Амстронга18

Научная новизна исследования обусловлена новизной самой задачи - представить комплексный анализ понятия ума в философии Плотина, сочетающийся с изучением эволюции этого понятия в процессе его прохождения через различные философские концепции. Этот комплексный анализ включает в себя изучение различных свойств ума как такового, ума "для себя", а также тех его характеристик, которые обусловлены взаимоотношениями ума с тем миром, который он порождает с помощью души и для которого является прообразом. До сих пор такой всесторонний подход к проблеме умопостигаемого мира в философии Плотина не становился предметом специального научного внимания в нашей истории философии.

18 Armstrong, A.H., Plotinus, in 7 volumes. Cambridge, Harvard Univ. Press; London, Heinemann. 1966-1988.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Учение Плотина об уме, его истоки и основные положения"

Заключение

Настоящая диссертация представляет собой ещё один шаг на пути к более полному овладению творческим богатством философской школы неоплатонизма и в особенности её основателя - Плотина. Концепция ума у Плотина представляет собой одну из ключевых проблем всего учения этого философа, которая тесно связана с такими его основополагающими идеями, как доктрина эманации, учение о трансцендентном едином, порождающем ум и бытие, само не будучи таковым, восхождение к единому через ум, но в то же время и через преодоление ума в экстатическом порыве; учение о мировой душе - то есть все те идеи, которые составляют квинтэссенцию не только философии Плотина, но и неоплатонического учения в целом.

Учение Плотина об уме и умопостигаемом мире явилось плодотворным итогом изучения и переосмысления им различных точек зрения и философских концепций как его предшественников, так и современников. У Платона и его последователей Плотин воспринимает не только какие-то конкретные элементы доктрины -учение Платона о демиурге, теория идей как парадигм, пять основных категорий, или учение средних Платоников об идеях как о мыслях бога. Плотин воспринимает от Платона и самый дух философствования, его спиритуализм. Возможно, употреблять это слово, отягощённое столькими разными смыслами и связанное со столькими философскими концепциями, в данном контексте несколько опасно. Но я имею в виду самое общее значение этого слова - спиритуализм как убеждённость в том, что духовное начало выше материального, телесного. Это убеждение определяло всё направление философствования у Плотина. Но, что интересно, спиритуализм и мистицизм (когда речь идёт о высшем начале) сочетается в философии Плотина с чисто аристотелевским вкусом к строгой аргументированности, с желанием всё строго и чётко обосновывать. Возможно, такое сочетание платоновского и аристотелевского духа философствования Плотин воспринял от своего учителя, Аммония, который, по дошедшим до нас сведениям, был известен тем, что пытался соединить платонизм и аристотелизм. Это стремление Плотина к строгой аргументированности не только помогает ему излагать логично собственное учение, но и приводит его к созданию новых концепций на основе критики противоречий своих оппонентов. Например, в первой главе диссертации, а также в последующих главах, показано, какую роль сыграл спор Плотина с учением перипатетиков об уме как первоначале в формировании Плотином его концепции ума как едино-многого и как второй ипостаси, а также в разработке наиболее оригинальной части его философии - учения о запредельном едином.

Учение Плотина об уме тесно связано с другими элементами его философии - с учением о едином, об эманации, об иерархии сущего. Многие функции и характеристики ума напрямую связаны с тем положением, которое занимает ум в иерархии уровней реальности. Одни из этих характеристик, такие как его мышление самого себя, тождество с объектом мысли, недискурсивность мышления и другие, Плотин связывает с отношением ума к своему началу - единому, или к самому себе. Плотин выводит эти свойства ума, применяя к нему пять основных категорий Платона: бытие, движение, покой, тождество и различие. Однако Плотин изображает эти категории, скорее не как роды сущего, к которым ум имеет какое-то отношение, а как составляющие одно целое с умом, как различные точки зрения на один и тот же объект.

Другие же свойства ума связаны с его отношением к низшему миру - это те его качества, которые связаны с его креативной, демиургической способностью. В диссертации даётся анализ его спонтанных творческих актов, показывается роль души как посредника в процессе создания мира, подробно описываются свойства умопостигаемых сущностей, которые являются архетипами для порождённого умом мира. Кроме того, с демиургической и , так сказать, парадигматической ролью ума тесно связан и ряд частных вопросов. В диссертации приведена точка зрения, или, скорее, несколько точек зрения Плотина на то, могут ли существовать идеи отдельных индивидуумов или вещей. Подробно рассматривается сущность и свойства логосов, которые являются формообразующими основами всех объектов материального мира и как бы посланцами сферы идей в этом мире, непосредственно участвующими в оформлении материи. Кроме того, некоторое внимание уделено описанию природы - самой низкой части души, соприкасающейся с материей и непосредственным образом творящей материальные вещи. Несмотря на внешнее сходство спонтанных творческих актов природы, которая не размышляет перед тем, как создаёт что-то, с таким же спонтанным творчеством ума, ум и природа существенно различаются друг от друга и представляют две различные ступени в иерархии уровней бытия.

Кроме того ум является важнейшей ступенью в процессе экстатического восхождения к высшему началу. Выводы Плотина о том, что, хотя ум и является необходимым шагом на пути к единому, но на последнем этапе он препятствует слиянию с первоначалом, и потому должен быть прёодолён и отброшен, и уступает место экстазу, являются абсолютно новыми для древнегреческой философии, и роднят Плотина с более поздней, средневековой традицией.

Учение Плотина об уме имело большую историческую судьбу. Оно дополнялось и разрабатывалось другими неоплатониками, в частности, Порфирием и Проклом. Кроме того, многие элементы этого учения, как и вообще философии неоплатонизма, сыграли значительную роль в развитии философии средневековья и возрождения. Теория божественной иллюминации Августина прямо восходит к учению Плотина о том свете, которым единое освещает ум, а тот, в свою очередь - душу, когда она обращается к нему. Августин воспринимает также тезис Плотина о том, что умопостигаемый, духовный мир не содержит никакого зла или ущербности, источником же такой ущербности в телесном мире является материя, которая трактуется как лишённость блага.

Ещё одним раннехристианским мыслителем, благодаря которому неоплатонические идеи вошли в философию средневековья, был Псевдо-Дионисий Ареопагит, который также развивал в христианском духе плотиновскую метафизику света. Произведения Псевдо-Дионисия были переведены с древнегреческого на латынь Иоанном Скотом Эриугеной. В его собственной философии мы также находим сильное влияние неоплатонизма. Отдельные элементы неоплатонических воззрений мы находим у многих представителей философии средневековья: у Ансельма, Бонавентуры, Майстера Экхарта и других.

В эпоху Ренессанса философия Плотина становится популярной благодаря Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино последний перевёл Эннеады Плотина на латинский язык); а в семнадцатом веке многие идеи неоплатоников и в особенности Плотина получили развитие в школе Кембриджских платоников.

Полученные в диссертации теоретические результаты могут способствовать углублению понимания характера учения Плотина и в целом неоплатонизма как последнего подъёма античной философской мысли, и в то же время как одной из предпосылок и основ зарождения средневековой философии, а затем и философии эпохи Возрождения. Автор надеется, что в данной работе находят продолжение плодотворные исследования по различным аспектам философской концепции Плотина, предпринимаемые в последние десятилетия. Учение Плотина об уме - это важная и самостоятельная область исследования, которая не только даёт представление о новизне и оригинальности концепции неоплатонизма, но и демонстрирует преемственность идей в развитии древнегреческой философской мысли. Настоящая диссертация может претендовать только на первый шаг в направлении дальнейшей работы по изучению всех аспектов творчества Плотина.

 

Список научной литературыМельник, Светлана Викторовна, диссертация по теме "История философии"

1. Издания и переводы Плотина

2. AQTINOE (Plotini Enneades). Parisii. Editore Ambrosio Firmini Didot. 1889. (Греческий текст с латинским переводом Марсилио Фичино).

3. Cambridge, Mass., 1966-88. MacKenna, S. Plotinus. The Enneads. English translation. London, 1962.

4. Избранные трактаты Плотина. Перевод с греческого языка под редакцией профессора Г.В. Малеванского // Вера и разум. 1898. №8,9,11,13,14,17,19; 1899. № 2, 6, 11-15; 1900. № 1821.

5. Литература на русском языке.

6. Адо П. "Плотин, или Простота взгляда". М., 1991 Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. М., 1975-1984 БлонскийП.П. "Философия Плотина". М., 1918.

7. Гарнцев М.А. "Проблема самосознания в западноевропейской философии". М., 1987.

8. Гарнцев М.А. "Бегство единственного к единственному" // Логос, 1992, № 1.

9. Гарнцев М.А. "Плотин о соотношении дискурсивного инедискурсивного мышления" // Некоторые вопросы историко-философской науки. Изд.-во МГУ, Москва. 1984.

10. Джохадзе Д.В. "Диалектика эллинистического периода". Москва, 1979.

11. Джохадзе Д.В. "Зарубежное философское антиковедение". Москва, 1990.

12. Диоген Лаэртский. "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов". Москва, 1986.

13. Лосев А.Ф. "Диалектика числа у Плотина". М., 1928.

14. Лосев А.Ф. "История античной эстетики: Ранний эллинизм". М., 1979.

15. Лосев А.Ф. "История античной эстетики: Поздний эллинизм". М., 1981.

16. Лосев А.Ф. "История античной эстетики: Последние века". М. 1988.

17. Лосев А.Ф. "История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития". М., 1992.

18. Майоров Г.Г. "Формирование средневековой философии". М., 1979.

19. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, 1990-1994.

20. Светлов Р.В. "Античный неоплатонизм и александрийскаяэкзегетика". Санкт-Петербург, изд-во С.-Пб. Университета, 1996.

21. Семане А.Т. "К вопросу о диалектике ума и души в плотиновской онтологии" // сб. "Историко-философский ежегодник". Москва, 1989.

22. Фрагменты ранних греческих философов". Часть I. Изд. А.В.

23. Лебедев. Москва, 1989. Шичалин Ю.А. "По поводу названия трактата Плотина

24. Пер! tc5v xpicov ap%iKO>v шгоатааесоу" // Вестник Древней Истории. 1986, №4. 3. Литература на иностранных языках.

25. Albinus. "Didascalicos ton Platonos dogmaton" // Platonis Opera. Ed.

26. Aristotelicum, 1-2. Berlin, 1887, 1892. Alfino, M. "Plotinus and the Possibility of Non-Propositional Thought"

27. Armstrong, A.H. "Emanation" in Plotinus" //MindXLVI. Oxford, 1937. reprinted in Armstrong, A.H. Plotinian and Christian Studies. London, 1979; pp. 63-66.

28. Armstrong, A.H. "The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus". Cambridge, 1940.

29. Armstrong, A.H. "The Background of the Doctrine "That the Intelligibles are not Outside the Intellect" // Les sources de Plotin, Vandoeuvres Geneve, 1957, p. 393-413; reprinted in Armstrong, A.H. Plotinian and Christian Studies. London, 1979.

30. Armstrong, A.H. (ed.) "The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy". Cambridge Univ. Press, 1967.

31. Armstrong, A.H. "Eternity, Life and Movement in Plotinus' Accounts of Nous" // Le Neoplatonisme (Colloques internationaux du CNRS, Royaumont, Centre National de la Recherche Scientifique, Paris, 1971; ;pp. 67-76.

32. Armstrong, A.H. "Gnosis and Greek Philosophy" // Gnosis, Festschift fur Hans Jonas. Ed. Barbara Aland. Gottingen, 1978; 69-124.

33. Armstrong, A.H. "Form, Individual and Person in Plotinus" // Dionysius I, 1977, pp. 49-68. Reprinted in Armstrong, A.H. Plotinian and Christian Studies. London, 1979, Study XX.

34. Armstrong, A.H. Plotinian and Christian Studies. London, 1979.

35. Armstrong, A.H. Classical Mediterranean Spirituality. New York, 1986.

36. Atkinson, M. "Plotinus: Ennead V.l. On the Three Principal Hypostases". Oxford Univ. Press, 1983.

37. Blumenthal, H.J. "Did Plotinus Believe in Ideas of Individuals" // Phronesis, 11, 1966; pp. 61-80. Reprinted in Blumenthal: Soul and Intellect. Studies in Plotinus and Later Neoplatonism. Aldershot and Brookfield, VT: Variorum, 1993; Study III.

38. Blumenthal, H.J. "John Philoponus and Stephanus of Alexandria: Two Neoplatonic Christian Commentators on Aristotle?" // Neoplatonism and Christian Thought. Edited by D.J. O'Meara. Norfolk, Virginia, 1982; pp. 54-63.

39. Bussanich, J. "The One and its Relation to Intellect in Plotinus", Leiden, 1988.

40. Deck, J.N. "Nature, Contemplation and the One." A Study in Philosophy of Plotinus. Univ. of Toronto Press, 1967.

41. Dillon, J. "The Middle Platonists". Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1977.

42. Diels, H.; Kranz, W. "Die Fragmente der Vorsokratiker". Griechisch und Deutsch. Bd. I-III. Berlin, 1951-1952.

43. Dillon, J. "Alcinous. The Handbook of Platonism". Translation, Introduction and Commentary. Oxford: Clarendon Press, 1993 (2nd ed.)

44. Dodds, E.R. "Numenius and Ammonius" // Les sources de Plotin. Vandoeuvre-Geneve: Fondation Hardt, 1960; pp. 3-61.

45. Dörrie, H. "Ammonius, der Lehrer Plotins" // Hermes 83, 1955, pp. 439478.

46. Eusebius Pamphilus. "The Ecclesiastical History". With and English Translation by J.F.L. Oulton. 2 vol. London, Heinemann; Cambridge, Harvard Univ. Press, 1942.

47. Ferwerda, R. "La signification des images et des métaphores dans la penseé de Plotin". Groninge., 1965.

48. Festugiere, A.J. "La Révélation d'Hermes Trismégiste 3: Les doctrines de l'âme." Paris, 1953.

49. Festugiere, A.J. "La Révélation d'Hermes Trismégiste 4: Le Dieu inconnu et la gnose." Paris, 1954.

50. Gerson, L.P. The Cambridge Companion to Plotinus. Cambridge Univ. Press, 1996.

51. Hadot, P. "Plotin ou la simplicité du regard". Paris, 1962, 2 edition 1973.

52. Hadot, P. "Neoplatonist Spirituality: Plotinus and Porphyry" // Classical Mediterranean Spirituality. Edited by A.H. Armstrong, New York, 1986; pp. 230-249.

53. Hager, F.P von. "Die Aristotelesinterpretation des Alexander von Aphrodisias und Aristoteleskritik Plotins bezüglich der Lehre vom Geist" II Archiv für Geschichte der Philosophie, 1964, Bd. 46.

54. Harris, R.Baine (editor). The Structure of Being. A Neoplatonic Approach. International Society for Neoplatonic Studies. Norfolk, Virginia, 1982.

55. Mahohey, E.P. "Neoplatonism, the Greek Commentators, and Renaissance Aristotelianism" // Neoplatonism and Christian Thought. Edited by D.J. O'Meara. Norfolk, Virginia, 1982; pp. 169-177.

56. Numenius. Fragments, ed. E.A. Leemans. Brussels, 1937.

57. O'Meara, D.J. Neoplatonism and Christian Thought. International

58. Society for Neoplatonical Studies. Norfolk, Virginia, 1982. O'Meara, D.J. "Plotinus. An Introduction to the Enneads". Oxford:

59. Oxford Univ. Press, 1993. Places, E. Des. Numenius. Paris, 1973.

60. Photius. "Bibliothèque". Texte établi et trad, par R. Henry; vol. 1-7.

61. Geschichte der Philosophie, 1966, Bd. 48, Hf. 1; st. 82-90. Rist, J.M. "Ideas of Individuals in Plotinus. A Reply to Dr. Blumenthal"

62. Revue internationale de philosophie 24, 1970; pp. 298-303. Rist, J.M. "Back to the Mysticism of Plotinus: Some More Specifics" //