автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Украинская этнографическо-бытовая драма XIX в. и ее роль в развитии принципов реализма и народности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Рубан, Галина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Украинская этнографическо-бытовая драма XIX в. и ее роль в развитии принципов реализма и народности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Украинская этнографическо-бытовая драма XIX в. и ее роль в развитии принципов реализма и народности"

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукопиои

РУЕ4Н ГАЛИНА ВИКТОРОВНА

УКРАИНСКАЯ ЗТНОГРАФИЧЮКО-БЫТ СБАЯ ДРАМА III В. . И ЕЙ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРИНЦИПОВ РЕАЛИЗМ И НАРОДНОСТИ

Специальность 10.01.03 - Литература народов СССР /украинская/

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Киев - 1990

Работа выполнена на кафедре украинской литературы Киевского государственного педагогического института им. А.М.Горького

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор П.А.ХРОПКО

Официальные оппоненты -

доктор филологических наук, профессор Л.С. Лемьяновская ,

кандидат филологических наук, стариий научный сотрудник А,И. Гончар .

Ведущая организация - Каменец-Подольский педагогическая

институт .

. Запита, состоится "Х{" С/чЛ Г^г. в ч.

на заседании специализированного Совета К 113.01.03 в Киевском государственно» педагогическом институте им.. А.М.Горького /252030, г.Киев, ул. Пирогова, 9/

С диссертацией монно ознакомиться в библиотеке Киевского государственного педагогического института им. А.М.Горького

Автореферат разослан " $ "

19В2

г.

Ученый секретарь

специализированного Совета Г.П.ЗИНЕВСКАЛ

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы.

В системе жанров украинской литературы XIX в, значительное место занимает этнографическо-бытовая драма - оригинальное самобытное литературное явление, характерные особенности которого определяются прерогативой фольклорн^-этнографического.материала в сюжетно-композинионной структуре пьес. Рассматриваемые в драмах обряды, обычаи, песенное творчество как неотъемлемая и существенная часть быта, истории, духовной культуры народа, отражающая его мировоззрение, - вопрос чрезвычайно актуальный и в наши дни, ибо пристальное изучение национального наследия, традиций способствует пробуждение у народа чувства собственного достоинства и самоуважения, самосознания и социальной весомости. Однако как самостоятельная историко-литературная и Эстетическая проблема этнографи-ческо-бытовая драма еще не была предметом специального исследования.

Первые сведения об этйографическо-бытовых пьесах содержатся в очерках Н.Петрова, Й.Кисиля,. критических анализах Й.Стешевко, Несомненный научный интерео имеет литературно-критическая статья П.Рулина*, в которой рассматривается бытовые драмы первой полови-ни XIX в. Особого внимания .заслуживает работа П.Хропко , наиболее полно и убедительно раскрывающая общую картину развития украинской драматургии первой половины XIX в., в том числе и этнографи-ческо-бытовой. Весомый вклад в освещение проблемы развития жанров И стилей литературы XIX в. внес А. Гончар , Аналогичные вопросы эа-

1 Рулгн П. Котляревськия I театр його часу // йння украУнська драма. - К,; КнигоспЫка, 1927. - С. 61-71.

2 Хропко П. Укра1нська драматургия перио¥ половини XIX ст. - К., 1972.

3 Гончар 0.1. Просв1тительський реализм в укра?нськ1й л!тератур1: Жанри та стиль' - К,- Наукова думка, 1989,

трагивались в монографии Л.Демьяновской1. Отдельные стороны исследованной проблемы рассматривались в диссертациях 8.%брав-ского, П.Лобаса, С.Задорожной. Тенденции развития драматургии во второй половине XIX в. в литературной критике не освещались несмотря на то, что в этот период, особенно 70-80 гг., появился целый ряд произведений эпических и лиро-эпических, разных по своей идейно-художественной ценности. Отдельные из них продолжают традиции этнографическо-бытовой драмы первой половины XIX в. Имеется в виду инсценизации по повестям Н,Гоголя из цикла "Вечера на хуторе близ Диканыга" - "Р1здвяна н1ч", "Сорочинський ярмарок", "Майська н!ч, або Утоплена" М.Старицкого, а также его пьеса "Чор-номорц!", созданная по мотивам "Чорноморсысого побиту" Я.Кухарен-fco. И хотя драматургия М.Старицкого исследовалась многими учеными /Л.Сокирко, М.Комыгаанченко, З.Норозом/, однако инсценизирован-ные им произведения рассмотрены только в работе В.Фирсановой.

В 70-90-х гг. М.Старишсии, М.Кропивницким были созданы такие оригинальные драмы, которым, в отличие от указанных произведений, присущ уже социальный ракурс осмысления и художественного обобщения действительности, что определяет их тематику, проблематику, специфику использования фольклорно-этнографического материала. Хотя П.1улин,-З.Мор6з, И.Пильгук, В.Сахновский-Панкеев исследовали драматургию этого периода в разных аспектах, но своеобразие трансформации этнографичбеко-бытовой драмы в социально-бытовую почти не освещалось. Не исследована также и проблема значения этой жанровой разновидности драму в развитии принципов реализма

2 Дем"ян1всыса Л.С. УкраТнська драматична поема: Проблематика,

жанрова специф!ка. - К.: Вища школа, 1984.

и народности.

Исходя из ленинского положения о бережной отношении к культурному наследив прошлого, представляется необходимым создать целостную картину функционирования бытовой драмы с привлечением к анализу малоизвестных, а также неопубликованных пьес, храня-кихся в архивах.

Цель работы состоит в том, чтобы проследить процессы зарождения, становления, развития и функционирования этиографическо-бытовой драмы в контексте литературно-художественной эпохи XIX в. В этой связи в диссертации решаются следушцие задачи:

- определить жанровус природу бытовой драмы на материале анализа малоизвестных пьес первой половины XIX в,, проследить диалектику взаимодействия традиций и новаторства в процессе развития жанра;

- исследовать специфику освоения традиций бытовой драмы авторами инспенизашй эпических и лироепических произведения, ма-лоспеничных пьео; •

- раскрыть характерные особенности трансформации этнографи-ческс-бытовоя драмы в сопиально-бытовус;

- определить роль этнографическо-бытовой драмы в развитии принципов реализма и народности.

Материалом исследования является, кроме известных оригинальных пьео К. Старинного, М.Кропивнипкого, инсиенизаци^ эпических произведений других авторов,-а также неопубликованные драмы, находящиеся в рукописных отделах Института литературы АН УССР им. Т.Г.Шевченко, Центральной научной библиотеки им. В.Вернадского, Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства УССР, Ленинградской театральной библиотеки им. А.Лу-

I* -зг-

начарского. _ -

Методологической основой работы является марксистско-ленин-. екая концепция литературы и искусства; учение классиков марксиз-• ма-яениниэма о народности искусства, идея социальной обусловленности литературы в процессе ее исторического развития. В диссертации применяются системный, историко-генетический, сравнительно-типологический методы анализа литературных явлений.

Научная новизна диссертации заключается в целостном подходе •к изучению проблемы "Украинская этнографическо-бытовая драма XIX в. и ее роль в развитии принципов, реализма и народности," впервые дается теоретическая характеристика жанровой природы , драми в контексте развития литературно-художественного процесса XIX в. В реферируемой работе предлагается новая интерпретация многих драм, инсиеиизаций XIX в., впервые исследуются характерные особенности процесса трансформации этнографическо-быто-вой драмы в социально-бытовую, определяется роль жанра в развитии принципов реализма и народности..

Теоретическая и практическая ценность работы. .

Диссертация имеет определенное значение в плане углубленного изучения системы жанров украинской литературы XIX в'.

Результаты исследования могут быть использованы при преподавании вузовских курсов истории украинской литературы XIX в., • при разработке спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах университетов и педагогических институтов, написании курсовых, дипломных работ, создании пособий для учителей и студентов-филологов, а^ также в школьной практике изучения драматургии, при проведении занятий литературных кружков.

Апробация работы.

Основные положения диссертации сообщались на ежегодных на-1ных конференциях Киевского педагогического института ии. .Н.Горького /1907-1986 гг./, Черкасского педагогического ин-гитута им. 300-летия воссоединения Украины о Россией /1990/, зжвузовоких республиканских научных конференциях, посвященных 50-^ети13 со дня рождения И.Нечуя-Левицкого /Черкассы, 1988/, 25-детип со дня рождения О.Кобылянской /Черновцы, 1988/, 150-етию со дня рождения Н.Кропианицхого /Кировоград, 1990/, а акже использовались при проведении лекционных занятий на фи-ологических факультетах Киевского педагогического института м. А.М.Горького и Черкасского государственного педагогйчбского нститута им. ЗОО-летию воссоединения Украины о Россией. Отдель-ио разделы и вся диссертация обсуядались на заседаниях кафедры краинокой литературы Киевского государственного педагогическо-'0 института ни. А.М.Горького.

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в ¡-ти публикациях.

Структура и сйдержание диссертации.

Работа соотоит. из введения, трех глав, выводов, списка ис-юльзованной литературы,

Во введении обосновывается актуальность и новизна избранной геиы, освещается состояние ее изучения, определяется цель, кон-сретные задачи, обьект и материал исследования, сообщается ос-ювноЯ научный результат, практическая ценность работы.

В первой глава "Становление этнографическо-бытовой драмы" ia материале анализа малоизвестных пьес - "Чорномороький побит" '1836/ Я.Кухаренко; "Лобка, або Сватання в с. Рихмах" /напис. в 30-х г./ Я.Котлярова; "Купала на 1вана" /1838/ С. Шерепери /С.Писаревского/; "

Чари" /напеч. 1037/ К,Тополи /К.Тополинско—

й-оэзээ ~ 5-

го/; "Быт Малороссии в первую половину Ш ст." /напеч. 1631/ Р.Андриевича - исследуется жанровая природа бытовой драмы, усвоение драматургами традиций школьного театра, использование ими ^художественного опыта "Наталки Полтавки", а также русской комедии и комической оперы ХУШ в.

Процесс становления и зарождения новой украинской драматургии тесно связан с пьесами И.Котляревского, прежде всего "Наталкой Полтавкой" - произведением новаторским по характеру и остроте социального и>психологического конфликта. Анализируемые пьесы сходны с "Наталкой Полтавкой" по художественному воспроизведение жизни, типа» коллизий, структурно-композиционным особенностям, принципам использования фольклорно-этнографиче-¿кого материала, /

По наблюдениям автора исследования драматические произведения бытового характера в основной своей части посвящены изображению повседневной жизни, труда, обрядов крестьянства /"Сватан-ня на Гоичар1ви1", "Лобка, або Сватання в с. Рихмах", "Чорномор-ський побит", -'Купала на 1вана"/. Идейно-тематическая направленность .их ориентирована на утверждение человеческого достоинства трудового народа. Неотъемлемым компонентом свжетно-композииион-ной структур!* этйх пьес является фольклорно-этнографический материал, прежде .всего обрядовый. В художественную ткань произведений органически вплетаится народные песни, этот прием унаследованный от пкольноя дремы, "оказался пригодным для воплощения темы, удачным способом характеристики образа, остроты драматического конфликта, способствовал сценичности пьес"1.

I Трипая.М.С. Традиш! вертепно! драми в п"ссах I.Котляревсько-го та В.Гоголя // Рад. л^тературознавство, - 1963. - ftI.-G.II5

-е- ■ '

Бтвая тематика навванных пьес реализуется в жизненном кон-икте, в основе которого лежат социальные противоречия между дельными представителями украинского села: крепостной Алексей монет взять в жены свободную Ульяну /"Сватання на Гончарова!"/; доха хочет выдать свою дочь Каруою за богатого /"Чорноморський бит"/» дед Мартын не позволяет своему внуку сватать бедную Люб-/"Лвбка"/; родные Лобки находились в денежной зависимости . от ка, поэтому девушка согласилась выйти заму» за богача /"Купала Гвана"/.

Тематика крестьянской жизни нагала отражение в русской комиче-:ой опере /"йэзана й Любим" /177б/ Н.Николева, "Несчастье от ка-1ты" /1779/ Я.Княжнина/. В отдельных моментах /сцена сватанья, ¡йствушцие лица/ "Сватання на Гончар1вц1" перекликается с пьесой 1ельник-колдун, обманщик и сват" /1779/ Н.Айлеоимова.

Несколько особняком стоит пьеса Р.Андриевича "Бит Малороссии первую половину ХУШ ст.", характерные особенности которой про-мяптся в попытках выхода аа черту сельской тематики, разаблаче-1« моральной извращенности господствующих слоев, минимальной ро-I фолыслорно-этнографического элемента в структуре произведения, юсертант устанавливает типологическое сходство пьесы с псдобны-< явлениями польской литературы - комедиями Ф. Богомольца "ЗЯенить-} по календаре", А.Чарториского "Левушка на выданье".

Идентична по художественной реализации темы к "Быту Малороо-ии в первой половине ХУШ ст." малоизвестная пьеса Пустовийта £ыт Малороссии" /1838/*. Исследователь выдвигает аргументиро-аино8 утверждение о том, что это одно и то же произведение, а

Отдел рукописей Института литературы АН УССР им. Т.Г.Шевченко.

«.. зо, т 07. 2* - .

Пустовийт - псевдоним Р.Андриевича.

В исследовании отмечается, что бытовая драма унаследовала, в некоторой степени, элементы юмористического и сатирического изображения действительности от русской комедии, сила которой "в смелом обращении к народной жизни. Оригинальность ее - в социально-сатирическом бытовом реализме"*.

Комедия "Сватання на ГЬнчар1ви1" Г. Квитки-Основьяненко отдельными сюжетными ситуациями, действующими лицами близка к. пьесам П.Плавильщикова, "Бобыль" /1790/, П.Кропотова "Зомушка -' бабушкин внучек" /1765/. Констатируется, что украинская этно-графическо^бытовая драма творчески развивала некоторые жанрово-композиционные особенности русской комической оперы и комедии.

Опираясь на исследование, В. Хализева ,■ в анализируемых пьесах устанавливаем "трехчленную" структуру, .включающую такие компоненты: I/ молодые люди полюбили друг друга, хотят пожениться; 2/ появляется соперник, который тоже претендует на руку девушки; Э/ конфликт развязывается в пользу влюбленных, причем волей отдельного человека, то есть "внешневолевым действием".

Так, колизии пьес разрешаются благодаря действиям посрёдни-. ков влюбленных /Скорик - "Сватання на Гончар1ва1" Г. Квитки-Осно вьяненко, Крутии - "Любка" П.Котлярова, Тупица - "Чо.рноморський побит" Я.Куха'ренко, цыган Шмагайло - "Купала на 1вана". С.Писа-ревского/. Наиболее правдивое решение конфликта дает П.Котляров только поверив хитростям Крутия старый Мартын соглашается женить своего внука на бедной девучке. Этнографическо-бытовой дра-

I Берков П. Н. веская комедия и комическая опера // Русская комедия и комическая опера ХУй в. - М.-Л.: .Искусство. - 1959.-С. 65-66.

ие присущ конфликт локальный и преходящий, то есть"конфликт-казуо". Основу "внешневолевого действия" составляют решительные переиены в судьбе человека, или перипетии, которые в аристотелевской поэтике характеризуются как перемены событий к противоположному.

3 диссертации обращается внимание на то, что для пьео бытового содержания характерны перипетий,- связанные со случайностью, при поиовя которой достигается концентрация жизненного материала сюжета. Принципы построения сюжетов отдельных пьес отвечает требованиям классицистической эстетики: сосредоточение действия в пространстве и времени /похитил .происходят возле хаты или в хате Прокопа Икурата на протяжении одних суток /"Сватання на Гончар1ви1"/. Закон трех единств в развитии фабулы соблюдает и Я.Кухаренко в "Чорноморському побит!".

Однородность сюжетной схемы обусловила аналогичность ситуа* иий, один и тот же тип действующих лиц /влюбленные пары, лиходей, который мечте? молодым людям пожениться, посредник влюбленных, родители/. По композиционной расстановке действующих лиц в этих драмах' нетрудно заметить влияние традиций'И. Котля-ревокого.

В пьесах наблюдаются также и ситуагаи аналогичные репертуару школьного украинского театра ХУИ в. Эпизоды ухаживания дьяка за Любкой /"Любка"/, Кабыци за Марусей /"Чорномороький' побит"/, Юрка за Любкой /"Купала на 1вана"/ напоминают отдельные опены вертепной драмы /встречи деда и молодицы/. Постоянные конфликты между Одаркой и Прокопом /"Сватання на Гончар1в-п1"/ в некоторой степвни сходны со сценой ссоры мужа и жены /отрывок интермедии из пасхальной драмы/. Ориентиром для со-

здания таких ситуация бил хизпеипун материал и народное творчество.

В изучаемых пьесах выявлены также традиционные персонажи .староукраинского театра: недалекий крестьянин Ствцько из интермедии ко второму акту драмы Нкуба Гаватовяча "Трагедия, или Образ смерти пресвятого Иоанна Хрестителя, посланца божьего" -жених Степько /"Сватання на ГЪнчар1вц1"/, дьяк Трохим, цыганка /"Лобка"/, цыган /"Купала на 1вана"/, коэак Иван /"Чорномор-ський побит"/. Причем,, характеры их раскрываются в комических, анекдотических ситуациях, что присуще интермедийно-вертепному театру. ■ Правда, действующие лица анализируемых бытовых пьео отличаются от героев школьной драмы.

Значимость персонажей пьес, как правило, определяется не сюжетной ролью, а степенью их участия в воплощении идей. Моральное превосходство людей из народа над представителями имущих классов - отличительная особенность анализируемых драм.

Следует отметить, что женские персонажи здесь, как правило, являются центральными, выписаны они всестороннее, более рельефно в сравнении с другими, заранее задуманы как типично народные. - ' .

Существенные черты положительных героев детерминируются нормами народной морали /молодой, красивый, добрый/. Образы влюбленных пар созданы с ориентацией на художественный идеал просветительского реализма. Активность просветительского героя "проявляется, как правило, не на арене социально-политической борьба, а в моральной области. Его героизм обнаруживается в нравственной стойкости, в верности Высоким, демократическим и гуманисти-

-¿29- . .

еским принципам"*.

Важную роль в композиционной структуре пьес играют посред-ики влюбленных /Скорик, ТУпида, Крутии, цыган ймагайло/, кото-ым авторы как бы передоверяют сюжетосложение пьесы. Раскрытию нутренних источников действия,. драматизма характеров действу*-щих лиц способствовал и принцип полярного размежевания персо-ажей: положительное и отрицательное начало предопределялось оответотвувщеЯ социальной природой.

Однотипные фольклорные сцены-клише также являются характер-ой особенностью бытовой драмы /просьба дев^и не отдавать ее амув, вотреча молодых людей, счастливая развязка/.

В диооертапии прослеживается развитие зтнографическо-бытовой рамы на западноукраинских землях /"Вес!лля, або Над цигана ffiua-айла нема розумн1иого" /1849/ й.Озаркевича /редакция "Купала а Гвана" С.Писаревского/; к бытовым отнесена также "Справа в . Клекотинх" /1843/ Р.Ноха. Констатируется, что процесс ста-овления украинской зтнографическо-бытовой драма заверяается в ервой половине XIX в. '

Зо второй главе "Канровые особенности инспенизаций 70-80 гг. ИХ в." исследуются пьесы, в которых прослеживается усвоение ■радипий бытовой Драмы первой половины XIX в. В работе отмечайся, что во второй половине XIX в, сложились неблагоприятные словия для развития украинского театрального 'яс^.оства /Валуев-!кий циркуляр 1863 г.'. ЭмскиЯ указ царя 1876 г., инструкция !881 г./. Но, как отмечал И, Зранко, "цензурные условия сначала («ли. благоприятными для развития украинской драматургии, при-

ГУляев й.Л. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе Ш-XIX вв. - M.s Просвещение, 1983.-С. 17.

3*

нуждая ее стать на национальную и к тому ае народную позицию"*.

Конечно, усиленное внимание к иародной хизни обусловливалось не только цензурными притеснениями, но и демократизмом, гуманистическими основами мировоззрения писателей. В творчестве лучших украинских драматургов /М.Старицкого, М.Кропивницкого/ правдиво отображалась действительность, решались жизненно важные вопросы.

Первостепенное внимание уделяется анализу иисценизациЯ М.Стори цкого по повестям II. (Ъ гол я из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" - "Р1здвян1й ночГ', ^Сорочинському ярмарку", "Утоплен1й, або Г^салчин1й иоч1", в которых наиболее выразительно проявляются жанровые особенности бытовой драмы.

Путем сравнительного анализа повестей и созданных на их основе драм прослеживается своеобразие-сюжетно-композиционных изменений, внесенных драматургом. Поскольку определяющий признак этнографическо-бытовых пьес - прерогатива обрядового материала, то в "Р1здвян1й ноч!" внимание акцентируется на сценах праздни- . ка. рождества, приобретающих относительную самостоятельность, выполняющих определенные композиционные функций, конкретизирующихся введением новых персонажей /Наруся, Катерина, Грииько/. Причем, по наблюдениям современного этнографа А.В.Курочкина, М.Старицкому удалось правдиво передать атмосферу народного праздника. Сцены коляды композиционно соединяют самостоятельные сюжетные линии: хомичеокую /Солоха - ее любовники/, лирическую /Вакула - Оксана/. Фактически на .фоне праздника происходит действие пьесы.

Наблюдаются в инсценизации отдельные моменты обряда сва-

I Франко I. 31брання твор!в: 7 50-ти т. - К.: Наукова думка, 190?. - Т. 41. - С. 98.

-а-'

танья. Черевички, которые потребовала Оксана от Вакула - тради-дишонный свадебный подарок. Вобщем, эта ситуация активизирует развитие коллизии, служит завязкой пьесы. Содержательной спецификой драматургии обусловленная компактность системы действующих лиц привела к совмещение центральными персонажами /Вакулой, Оксаной/ идейной и сюжетной нагрузки.

Комические и лирические ситуации пьесы в основном адекватны оригинальным. Отдельные сюжетные изменения, новая трактовка образов /йатк/ обусловлены реалистической манерой письма М.Старицкого. ' » .

Своеобразием художественно-эстетических взглядов М.Старицкого, приближающихся-к фолькяорно-поэтическому восприятию мира, определяется использование в инсценизаииях' песен, созданных драматургом и народных. Среди них колядки как элемент бита, как средство реалистического изображения традиционных народных обы- . чаев. Отдельные песни опережают действие, характеризуют героя -/"Ох, така ж моя доля", "Кому ж до вподоби" в исполнении Оксаны/, передают психологическое состояние персонажей, их чувства и переживания: влюбленной пары/"Чи бачив хто зроду", "Невже в1н за жарти"/, дьяка /"О избранная Солохс#, Отдельные из них помогают скомбинировать массовые сцены: "Ой на дуб1 листя с!четься", "Висп1вала пироНв", А все вместе они сопровождают и комментируют развитие сюжетной коллизии...

Автор исследования отмечает, что М.Старицкому удалось передать общий колорит повести, показать своеобразие быта, обыча- ' ев, национального характера, репрезентантов украинского народа. Прерогатива этнографического и битового материала определили общую тональность инсиенйзации, особенности конфликта и ситуаций, своеобразие языка и образов,' поэтому и квалифицируется "Р1эдвя-

на в1ч" как Ситовая пьеса. '

В процессе работы над диссертацией в архивах Ленинградской театральной библиотеки им. А.В.Луначарского обнаружен ряд ин-

сценизапий малоизвестных и анонимных авторов по повестям

, . i

.Н.Гоголя. Это пьесы неизвестных иясценизаторов: "Вечер ва хуторе близ Ликаньки" /1852/, "Вечер на хуторе близ Дика'ньки. Малороссийская шутка. Д_ одном действии взята из повестей, издашшх рудым Паньком" /1865/,' I.Гайдамаки "Оде.так поженихались. Позиче-но s noBfcii Н.Гоголя "Н1ч перед р!здвом" /1906/, Н.Альбиков-ского "Я|ч л!д р1эдво"./'.'Р1здвяйа нхч"/, визначена як оперетка на одну д!в "по Гоголю" /1913/. 4

М.Старицкий в "Сорочинському ярмарку", в основном сохранив сюжетную;канву повести, перенес акценты на бытовые и этнографи-, ческие моменты, расширяв и дополнив их, что. обусловливалось жанровой .природой бытовой пьесы » придавало ей реалистическое звучание и национальный колорит.

Драматург оогдал в инсцени'зации 'ситуацию реалистической бытовой комедии.с двумя влюбленными аарами - лирической /Панько -•Хотына/ и комической /Афанасий Иванович - Хивря/. Относительно широкая экспозиция дала возможность мотивировать, завязку комедии, этими сюжетно-композиционными приемами она отличается от • повести, В первом действии пьесы, "На переправ!", где представлены массовые сцены возле парома и шинка," проходят все персонажи. Панорама жизни украинского села создается через характерные детали быта /развлечения молодежи, отдельные обычаи / "од-ч!пне"/. Зрелиянос-ти пьесы способствуют реалистические сцены украинской ярмарки, в развитии котррых рельефнее вырисовываются черты характера действующих лиц^

М.Старицким введены новые ситу а шк, рассчитанные на комиче-

схии эффект /храма 'Афанасием И^^хм ^а загга, зтацоя эпизод встречи Хиврк и Афанасия Ивановича, послуживший" стимул?« к развязке сюжета пьесы/. Искристым юмором отмечены постоянные конфликты Солопия и Хиври, отдельными реминисценциями напоминающие сцены водевилей Г.Квитки-Основьяненко "Бой-ж1нка" /1040/, В.Дмитренко "Кум-м1рошник, або Сатана у бочцГ' /1950/, В.Гоголя-Яновского "Простак" /1862/, в также перекликающиеся с отдельными явлениями комедии Г.Квиткн-Основьявенко "Сватання на Гончар1вц1"/.

Для развития действия' пьесы характерны контрастные переходы от жанровых бытовых сцен к лирическим,' совмещение реальных картин с фантастическими. В этом проявляется суть метода М.Стариикого - сочетание романтических .приемов и средстл изображения с реалистическими. Ярко очерченная картина действительности, красочной ярмарки, торга цыган,, реальных образов украинского села переплетается с историей "красной свитки", что фактически является своеобразной движущей силой сюжета.

3 диссертации отмечается, что отдельными реминисценциями "Сорочинськия ярмарок" напоминает битовую драму С.Писаревского "Купала на 1вана", - это, в частности, роль комического действия как стимула развития коллизии, типологическая однородность образов цыган.

В создании отдельных жанровых сцен и персонажей драматург унаследовал традиции народного театра. Иа вертепной драмы почерпнуты образы "простака" Солопия, черта, цыгана да и сама сказка об изгнании черта иа ада. Сцена похищения коня у Чере- . вика напоминает ситуацию из интермедии к драме Митрофана Лов-галевского "Кошг-чское'действие" /похищение коня.у жида/. Постоянные конфликты Солопия и Хиври созвучны сценам ссоры

г/Г-

мука и жены водкой из интермедий к пасхальной драме. Ианро-вой природой пьесы диктуется введение в сюжетную канву фольк-. лорного материала.

В иУтоплен1й, або 1усалчин1й ноч1" набдюдаетоя сокращение объема фольклорнс-зтнографического материала пьесы! по сравнению с выше.упомянутыми инсценцзациями. Под пером драматурга повесть претерпела определенную трансформацию. Новый структурный элемент пьесы ^ праздник русалок, отдельные момевти которого гармонично вписываются в канву инсценизапии. Этнографически точно воспроизводится сцена народной игры в ворона. Мотивы 'реальной жизни переплетаются с ирреальными. Согласно романтическому колориту повести, Н>Старицкия вводит в пьесу и мифические существа - русалок, отдельные моменты их бытия. Все ж? демонология у Н.Гоголя и М.Стариикого приобретает реально-бытовые черты'. Существенный жанровый признак пьесы -обильное использование фольклорного^ материала. . I

В ракурс изображаемого попадают и социальные противоречия села: богатый голова,.пользуясь властью и силой йенег, наме-'ревается посватать дочь вдовы. Родственная тема разрабатывалась еще И.Котляревсхим, затеи.наша дальнейшее развитие в творчестве М. Кропивницкого и. И.Карпенко-Карого.. Драматургом • запечатлены конфликты между головой, писарем и односельчанами. Исследование материала .позволило определить следующее: М.Старицкий, сохранив в основном сюжет повести, ее романтический пафос, акцентирует внимание на реальных картинах из жизни села. ■

В реферируемом исследовании отмечается, что отдельные реминисценции инсненизавия М.Стариикого наблюдаются в.ком1чн1й

опер! на чотир! д11 э козачо'го побиту мВ1трогони" /1904/

.

А.Ваиченко'1.

В других пьесах М.Старицкого "Ноч{ п!д 1вана' Купала" /1851/ - инсценизапии рассказа "Накануне Ивана Купала" 0. Шабельской /О.Монтвид-Толочиновой/, "Циганн1 Аз!" /1890/ - инсиенизаюш повести Й.Краяевского "Хата за селом" - проявляются только отдельные признаки бытовой драны. Типологически родственна с упомянутыми инсненизаииями пьеса М.Кропивницкого "Шдгоряни" /1890/, написанная по мотивам одноименной пьесы И.Гугаалевича,

В отдельную группу выделяются пьесы "За двома зайиями" /1683/ М.Старицкого, "Голодному й опеньки - м"ясо" /1886/ И.Нечуя-Левицкого, в которых запечатлены реалистические картины жизни, обычаев мещанства и внимание акцентируется на социально-этической проблематике. Комедии из мещанского быта типологически сопоставляются с соответствующими явлениями в творчестве менее, известных драматургов: "Сужена -.не огужена" /1881/ О.Пчилки, "Порвалася нитка" /1834/ А.Конисского, "Соколики" /1911/ Г.Щглинского /Г.Григориевича/. Продолжает М.Старицкии тему обличения моральной деградации мещанства в одноактном водевиле "По модньому, або Коли б не -"урнюри, не здихались би мацапури" /1807/.

Пьеса "Рляхта ходачКова" /1887/ Г. Пеглинекого /Г. Григориевича/ тематически и проблематически родственна с "Бытом Малороссии в первую половину ХУШ ст.", потому что мелкое польское панство, как и украинский Провинциаленко, кичится своим положением в обществе, пытается отделить себя от'крестьянина,

Следовательно, этногра-Ъическо-бытовая драма 70-80-х гг.

I Отдел рукописей Института литературы АН УССР имени Т.Г.Шевченко. - 5. 93, » 5.

характеризуется новыми тендендаями развития. В этой связи показательны пьесы: "За двома вайцями", "Голодному й опеньки . м"ясо" и другие, характеризующиеся широким ракурсом изображаемого, созданием новых типов и ситуаций. Детерминация социальных, моральных представлений общественными условиями жизни определила повышенное внимание к бытовой и психологической детали как средству характеристики действующих лиц. Проблема народности решается на основе осмысления новых явлений действительности,. их влияния на формирование характера, что обуславливает сатирическое изобличение духовно извращенных персонажей, утверждение морально здорового начала.

В третьей главе "Трансформация этнографическо-бытовой драмы в. социально-бытовую" исследуются оригинальные пьесы "Ой не ходи, Гриоо, та И на вечорниц1",,."Не судилось".И.Старицкого, "Дай серцев! волю, заведе в неволю", "Доки сонце в1йде, роса оч! ви1сть" М.Кропивницкого, "Лимер1вна" Паиаса Мирного; Прослеживается/усвоение этими пьесами традиций бытовой драмы пер-■ вой половины XIX в., выявляются характерные особенности превращения одной разновидности жанра в другую. На уровне идейно-образной, композиционной структуры анализируемых пьес исследуется ряд модификаций, детерминированных доминирующим социальным мотивом: трансформация традиционной любовной коллизии, сокращение объема этнографического материала, тип развития действия, изменения в системе действующих лиц.

Сравнительно-типологический анализ драм "Не судилось" /1881/ • К. Стари цко го, "Доки сонце э1йде, роса очГвиУсть" /1881/ М.Кропивницкого позволяет сделать следующие выводы. Лейтмотив пьес - • изображение быта, классовых противоречий пореформенного села.

-18-

Традипионная интимная тема приобрела социальную окраску. Аналогичность коллизии, фабульно-ситуационных форм'свидетельствует о типичности явления, составляющих основу сюжета. Аморальность, бытовая распущенность привилегированного класса представлена как непосредственный результат их паразитического образа жизни. Трагическая судьСа крестьянок определяется общественными условиями.

К анализу привлекается пьеса "Шдпанки" /1073/ Й.Карпенко-Карого, сюжетную основу которой составляют факты из жизни крестьянства дореформенного времени.

Судьба женщины в эксплуататорском обществе - тема драмы "Лимер!вна" /1083/ Пзнаса Мирного. Конструкция сюжета соответствует одноименной народной балладе,созданной приблизительно в Х7П-ХУИ вв. Ее мотивы и образы использовала Парко Зовчок в рассказе "Лимер1в-на" /1463/, отличающемся сюжетной конструкцией, идеяно-художественным содерианием от пьесы Шнаса Мирного. Целесообразно отметить, что творческая работа автора над текстом дрпмы /изчсстно три редакции/ способствовала усовершенствованию хомпоэиции, логическому г--основанию явлений, выразительному изображению классовых противоречий, психологизации действующих лиц. Сценическая история "Лимер1вни" на протяжении нескольких столетия связана с именем известили актрисы украинского театра «Ч.ЗаньковецкоЯ,. благодаря ее редактированию пьеса приобрела новое-звучание. .

3 работе устанавливается типологическое сходство "Лимер1в-ни" и "/краденого щастя" /1Я91/ И. Зранко, что проявляется в . характере коллизии' пьесы. Сюжетная канва драмы - народная песня. "Про тзндаря" - автором значительно расширена и усложнена доминируюцим социальным мотивом. ■

.

Поиски новых тем и проблем отразились и в пьесах Й.Щого-лива /Того¿очного/ - "Эолотих кайданах" /1892/, "Загубленому . рас". /1896/, "Борцях за мр1в" /1903/, "Бунтарях" 1906/,

■Типологическое сопоставление оригинальных пьес М.Стариц-кого, М.Кропивницкого с соответствующими явлениям^ в творчестве видных мастеров слова не исключает обращения:К наследию . малоизвестных драматургов /П.Качинского, Л.Нанько^ ВЛюгу-славского, Г. Кернера-Кернеренко/. С целью выявления характерных особенностей трансформации жанра'к анализу привлекаются и пьесы русских авторов /А.Пушкина, А.Островского, А.Писемского/. ' . •

Украинская реалистическая пЪеса отображает актуальные общественные явления - расслоение крестьянства, углубление классовых противоречий, все возрастающую активность трудящихся.' При. этом жизнь и характеры действующих лиц детерминируются общественно-историческими условиями, усиливается внимание к внутреннему миру человека. ■ " •

Заключительная часть диссертации содержит выводы, к которым пришел диссертант в ходе.своих научных изысканий.

В украинской литературе XIX в. культивировалась'жанровая разновидность этнографическо-бытовой драмы, становление которой определяется 30-50-ми годами. .Этот период характеризуется ■ активизацией процесса творческого освоения драматургами этнографического и фольклорного, материала. В первые десятилетия ' начинает функционировать украинский профессиональный театр, на сцене которого.преобладали неоригинальные водевили и мелодрамы. Ориентация авторов бытовых пьес, особенно Г.Квитки-Ос- -новьякенко, ЯДухаренко, ПДотляррва . на правдивое воспроизведение национального, прежде всего народной жизни, особенное

-го- .

внимание к обычаям, обрядам, использование фольклорных источ-пиков, обращение к лучшим традициям окольного театра ХУШ в. способствовали развитие приншпов реализма и народности в украинской литературе.

Характерная особенность пьес - прерогатива фольклорного и этнографического материала, что определяется бытовой сферой действия драматического конфликта. В драмах просветительского реализма превалирует тенденция вводить фольклорно-этнографиче-ский материал как самодовлеющий, в определенной степени автономный. Для ТП>ес второй йоловины XIX в. "Р!здвяна н!ч", "Со-рочинський ярмарок", "Утоплена, або 1^салчина нИ", "Ой не ходи, Грипп, та й на вечорницГ', "Не судилось" М.Старицкого, "Дай серпев! волю, заведе в неволю", "Доки сонце з!йде, роса оч! виГсть" М.Кропивницкого, "Шдпанки" И.Карпекко-Карого, "1имер1вна" Панаса Мирного характерна бол.ее глубокая и целесообразная связь с фолыиоряо-этяографическим материалом.

Сюжетная основа пьес базируется на взаимоотношениях между гремя персонажами /любовный треугольник/, остальные играют дополнительную роль, хотя условно их можно разделить на две группы: одна благоприятствует героям драмы, другая - "противобор- • ствует". им.

В пьесах литературы просветительского реализма внимание акцентируется на эпизодах из личной жизни, представлены бытовые картины, встречаются только отдельные попытки изображения социальных противоречия села. Битовые пьесы 70-90-х годов /"Ой не ходи, Григ®, та Л на вечорницГ', "Не судилось", "Дай серпе-в! волю, заведе в неволю", "Доки сонпе з1йде, роса оч1 ви1'сть"/ выделяются новрй тематикой и проблематикой - изображение явлений пореформенной действительности и их типичных репрезентан-

тов, быт,'этнографические зарисовки служат средством отражения классового неравенства, поступки персонажей детерминируется окружающей средой, j

I

Внутренне изменились и положительные действующие лица. Героини пьес "Не судилось", "Лимер1вна", в отличие от свои* предшественниц и« драк "Купала на 1вана", "Любка", "Сорочйцський ярмар-рок", пытается бороться за свое счастье и даже ценой жизни выражают протест существующему строю. Положительные мужские персона-

ч • . *

жи литературы периода просвещения в ¡решении личных пройдем прибегали к посредникам, а в "Не судилось", "Лимер1вн|" - это уже гневные бунтари, бросающие вызов существующему строю. Изображение, пусть и. единичных, но социально активных героев - новый этап развития реализма и народности в украинской литературе. Асоциальный конфликт бытовых пьес 30-60-х гг. трансформируется в социаль» ный в произведениях 70-90-х годов XIX века.

Согласно модификации признаков зтнографоческо-бытовой драмы изменяются принципы выражения пространственно-временных отношен ний, что определяет'эстетические.возможности каждого жанра в познании объективной действительности. Если в пьесах первой половины XIX в. события локализуются-в сельской хате /"Сватанйя на Гон-чар1вш", "Чорноморський побит", "Любка, або Сватання в с.РихмахУ, то в 70-90-х' годах XIX в. изображение жизненных коллизий детерминируется общественными условиями.

Появлением бытовой драмы обусловлено отчасти и развитие профессионального украинского театра, отдельные из пьес т "Сватання ■на Гончар1вШ", "ЧерномордV "Р'здвяна Ht4", "Сорочинський яр- . марок", "Утоплена, або Русалчина н!ч", "За.двома эайцями" навсегда' вошш а его репертуар. ; ' ■ .

Бытовая драма приобретает особенное звучание в наше время углуб-[енного интереса к истории и культуре украинского народа.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: Повести Н.ГЬголя в инсиенизации М.Старипкого // Гражданский пафос украинской литературы: Сб.науч.трудов. - К., 1988. -С. 44-49 /на укр.яз./. ♦ Пьесы И.Нечуя—"евипкого и этнографическо-бытовая драма // Творческая индивидуальность Й.С.Нечуя—Левицкого и .литературный процесс: Тезисы докладов республиканской научной конференции, посвященной 150-летию со_ дня рождения писателя, - Черкассы, 1980. - С. 17-13 ■/на укр.яз./. . Повесть О.Кобылянской "В нед!лю рано з!лля копала" в сопоставлении с сюжетно близкими произведениями XIX в. // Творчество 0.Кобылянской -в контекоте украинской и .мировой литературы: Тезисы республиканской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения писательницы. - Черновцы, 1998. -С. 72-73 / на укр.яз./.

Яанровые особенности этнограф!; I ско-бытовой драмы /украинская литература первой по-ловины XIX-в./. - Киевский гос.пед.ин-т им.А.М.Горького. - Киев, 1988. - 14 с. - Бийлиограф.назв.14. -Деп. в ИНИОН АН.СССР 14.03.89 г.,- » 371Э9.

Традиции этнографическо-бнтовой драмы в творчестве М.Кропивниц-кого // Творческая индивидуальность М;Л. Кропивницкого и развитие украинской культуры: Тезисы республиканской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения писателя. - Кировоград, 1990. -С. 66-68 /на укр.яз./. . ,