автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Узбекское народное песенное творчество Джизакской области

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Таштемиров, Нарзулло Батирович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Узбекское народное песенное творчество Джизакской области'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Узбекское народное песенное творчество Джизакской области"

РГ6 од

.МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАК КУЛЬТУН РЕСПУБЛИК!! УЗБЕКИСТАН НЛУЧНО-ЙССЗЕДОЗАТЕЛЬСЙИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ К»;ХАМЗЫ XAffiiW-ЗШ ШЯЗИ.

На правах рукописи

ТАШТЕШРОВ Нарзуддо Баяфавап УЗБЕКСКОЕ ЙШШОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

■ .мзашшй ошст

Опешшлъносгъ 17.00."02 ~ Муаыкагьное иогусосьг

лвторефвраа; диссертации ¡к ссшсгакие ученой степени кандидата кскуастаоведеная

Inanes* - í$9j

Диссертация выполнена в научаа-исследовательском Институт искусствознания им£Хамзы Хаквд-задз Ниязи Министерства па де культуры Республики Узбекистан

Научны руководитель - старший научный сотрудник'» кандидат искусствоведения ,

ЙБРАГОМОВ ОгА*

Официальные оппанеаты - доктор искусствоведения

ддшшкв КЖ

кавдидат искусствоведения

хшшюз ¿.¿с;

Задуцая организация - Ташкентский Государственный, инстит культуры ам.Д.Каднра;

Запита состоится (^¿/Л1993 г. в

сов на заседании специализированного совета па защите док.-тзпских диссертаций в научно-исследовательском

Лясштуте асхусствознания ямЛамза Хакик-заде Шязи.

С диссертацией лажио ознакомиться в. библиотека научно-исследовательского Института искусстзозкакид тИ Хамза . Хаким-заде Биязк

Адрес: 700029*. гтТадаеюй Крсгакнддше майдани» 2х

Автореферат разослан 1993 П

Учеяш? сслре гарь

следаалнзнрозалаого совета ьаадвдат искусствоведения

АЫШВА К:Б.

Узбекское напиояальио0 п°сеняоз творчество предстаэ^яе? Зол совокупность локальных трздици.Ч, сгруппированных s совре-hkoîî глузыкальяо? фольклористике. в четыре крупныг кастет* хягг'*в^ган>-?етсеи7скпй, самарханаско-йухарский, сурхакэ-ггкядаоыж^пЯ г хорезчскг:- '~-Л.Каро?«1гав/. Вместе с тем ус-внорть данной кяаосИ'?ак»и:!к с~ек:цр.а, так как в ней кгдсста-т-:о учгтызготсв богатые к с?.г;э2нтяне в стилевоы, художеств-.' як отнопептах ^знкальпка зоны, такие как Снрдарьпйская, Ея,-"в:.йктанекая - оодъ-д:г~:с'."?о районов Таскеятской, Сгмар-к;г;кой областей и яр/гке. кромт того, вроасхэдавшие в послед-с десятилетия процессы ья грации населения, сукзствзяно Т70ял™<?-: z вч ne<?ee'"'" TpiZ^Ui;«. йокамлия п г^зивая к *иэч?

«иг. г^гт'т"" Тор«>ы пескстворчества. Поэтрцу в послед-:е годы в узбекском этномузыкознанги актуализируется подход, ¡к которой традиции отдгльшх иузчкальнах зон рассматривается точки зрзпет взаимодействия и взаимопроникновения раздгчзых 1кальк:х стклзй. Яиеняо в этом аспекте исследования па род по s сенЕое творчество Езгзакокэй области, как вагшая' в составная ¡8ть узбекского sesessoro вас» дня, яредетавгяет Нбесий шзй

ixosjtî s^r^rûsaipcss ей z ргзягтгя neeetœas тпяггяп-з p r?—

З^оов«*""'** - '

• ^.uom ~ Еаучно-сргузеяг^ззапЕог' оскчехвЕп

0388332? гэжуавой сп81К$гкл nscgacoro сакуоегш ЯгззакопаЯ 5ластп. rrrrr,? г.;:o^ï :: сяяовга^«»--

1 ÎV-'- -

_________»«a tirAr.-iZZSOZ &S-

• ластя в историческом процессе становления узбекской песни;

2. Выявление специфики функционирования песенного искуси ва, его изменения в условиях; конкретно?? социально?": среда, процессах искусственной миграции населения, а тагасе изучение и в определенной мере прогнозирование путей его дальнейшего развит зя;

3. Кож :аксное исследование стилевых, ладопнтонацисшных

и ратшчезкг : особенностей песенных жанров данной области, определение специфики музыкального лака.

?Летотологпчеокой базоЗ исследования послужили общетеоретические я методические принципы современного этаоыузыкознанзя выработанные в трудах узбекских, русских, казахских и киргизских ыузыковедоЕ-фольклорцстоз - Ф.М.Кароматош, В.А.Беляева, К.З.Квиткз, Э.Аязксеева, К.П.Лкжшева, А.Мухамбетоаой и др.--

Материалом иоследования являются собранные автором в ходе ряда фольклорных экспедиций по области, осуществленных в течение 1933-53 гг. образцы записей песенного искусства.

Научная новизна диссертации заключается в том, .что авторов заерша:

г) произведена запись и нотная расшифровка образцов дзш-закснзх песен /Записано 282 образщз песен, из езх расшифровано 100/;

<}) расширен интонацаонЕнй строй дяизакских песен, т-явдана ех дакальннз чзрты, показа и особенности ладообразош-¿Ш;

•' в) одвару&оШ гавзгачзоЕие связи в сешнтикв в янтонацЕ-ях'рзздачаых канроз, в,частность" пасен "{йти" (плачь-причитания) а "¿р-ёр" (свашЗшэ).-

Дтаетическая -иеняость дассзртацнн заключается во веэдзнез з пэучзиЁ обиход совращенного зтаомузакозЕаапя нового фактического я паучно-георзпдзского ызтериала дазакскпх лзсоа, что "тг™ зклзкпмть его сшрокого пргвднгпия' в творчества. бастако-роэ, арастккз, в иэмшвксвах ¡зследованаях по

узбагазоц? Щ^к-х.ИгЕ01д- -'ольдлору. Матзразл дассартацшг моя;к йот. ззаэ.яг>зазза гшаз в курсах "гсторггз узбекской •яузгхалма! фол&асгор взродсз ЦвкральЕоЭ Азаг" в фшзш&О' ■

учебных заведениях. Отдчлыие результата диссертации, также как и некоторые методические его по лохе низ будут полез® и для исследователе й, эанллгагвдхся вопроса ми. сравнительного -изу чзипя " музыкального ?ольклзрз глродон Централ»но!! Азии.

Апробация работы. Содержание диссертация паяло отрягендв .в ряде опубликованных статей, а такта докладах и сооб-зивях на научно-теорэгячэсяих доатеренциях. Диссертация обсуждена из расширенном заседании сгктороЕ современной муэики, Фольклора и истории музыки Института искусствознания дм.Хамзн к рекомендована к защите.

Ддсоартацйя состой? из Вгздекия, двух глач, Заклютзпдя (объем 128 сгр.) а Приложения, включающего ноткые растифровки джпзакекпх песен в дх текста.

С01ШР2ШШ РАБОТЫ

Во Введейяи привела я краткий обзор литературы ш тама, показакы состояние и степень ее изученности, проведена татори- ? ко-типолотачзская я ртнд-логачгская характеристика Яяязакокой области.

Песвкпов мкусство Л^эакскоЙ области. и рт-зз--

ва«:соя в пашт-з комму яякдца?. /Зедикий 7лтЧ,

Путь, Ворота Тл;.'7рэ./, саязиздсгяг вез оойозныо потшт эонн Узбекистана Д-ергазв, Тазняет, Ой?-*лр:г?йд, Зу~~Г5, Уор?м, каварыг/, взятка вшг'вадо а себя »„-ноте эдю'енте других •/ маетна* тр&тяб. Нсойг'кЕног •/огагстчт и рвэкоаЗразяе дяигак-

0к02 п8с8няой тр&здго! об-'скоглгг!''« но ;г;ого-< вхясплзнбнв*)*.

разйообряэкам культурная градаций населения области, а гаг®в . взаимодеЯотри'«? гергзгогз. ^г-де.-ц-.^с^г-э я кочввого-ското-ьо^'-еского ззщшьпггз йг?з« Во Вввяенвв о^огначчиа актуальность уса аоадедеваша в сезтз современного есотоявня этпо-музыкозвавкп, подтарк нутя га сг оп ла нон о с ть объекта ксслвдоса-впя а еяргмлега мегсдачвокао и методо£огя<эокя8 базы яаооер-

I - '.'^-'.--л о гулу^урз ЛгйзааойоД облаого" -

йос.я? рад®^, "Т'.-с-?гс:т.-'!. Л:".»''"С

;; : 17 - ' " г - ; т' I- Г/'.' г*.

базе оопредельных районов Самаркандзкой и Оырдарьинской об тей. При царском Туркестане почти вся нынешняя территорий ласти входила в состав Дяизакокого уезда. Население облает насчитывает более 600 тыс. человек - узбеков, руоских, каэ киргизов, таджиков и представителей других национальностей Экономика области основывается на хлопководо?ве, скотовода зерновых культурах. Развита здесь также горнодобывающая пр мышленнооть (цветные и драгоценные металлы),

3 целях освоения целиндах земель области начиная о 19 осуществлялось переселение земледельцев о густонаселенных районов и других областей республики в целинные и степные В результате процессов искусственной миграции населения, н ду со "старинными" шестью районами - Яжизакоким, Галшарзл ским, Фаришоким, Заама неким, Бахмальским, Зафарабадским, -разовано еще пять новых районов - Пахтакорокий, Дусгликока Арнасайский, За$арабацокиЗ, Мирза чульокиЙ. Процессы щррац населения повлияли и на музыкальные традиции: в песенном т честве "новых" районов наблюдается творческое взаимэдейотв слияние местного, дяизакокого пеонз творчества о художестве ми традициями других локальных стилей, главным образом фер Ташкентской и Самаркандоко-бухарокой.

3 целях наглядного отражений картины двоенного твор^ -осуществлено картографирование эгно/^зыкальных традиций об В специально составленных картограммах отмечены места раоп жения этнических, родоплеменных групп, составляющих основу се ленда области, а также маршруты их продвижения /миграции новые районы. В старинных районах пронивают роды юз, кцрк, минг, туёкли, буран .чуки, кангли, чули вулкан, каждый из к рых обладает самобытным местным диалектом. Родоплеменнне я во-диалектные особенности в изведтноГ; степени отражены так и в музыкальных традициях. В целом логично предположение о что музыкально-стилевая особенйость дясизакской песни обнар вается в большей степени именно в традициях старинвдх райо

•Вместе о тем оледует подчеркнуть, что самобытные черт дкизакской песни проявляются не только, и не столько чвреа бпльно-пиалсктлческу» специфику,. а скорее связано со даоги другими Фактора ми, э частности, обрззом п условиям/ повссд

ной кизни, мировоззрением и мировосприятием, социальной психологией. Поэтому ш считаем, что музыкальный "диалект" - понятие весьма относительное и условное, оно не является эквивалентом еербально-языкового "диалекта";-3 отличиот вербального языка музыкальный язык более приспособлен к обобщенной эмоциональной выразительности и в этом процессе собственно языковая интонация привлекается лишь как один из средств выражения.

В музыкальном быту новых районов, образованных в результате искусственной миграции, наряду с обрядовыми, семейно-бытовы-ми и трудовыми жанрами широко распрхтр^.ге ны так:ке жанры неприкладного характера, исполнение которых не связано с определенным общественным да Летай ем, обрядом. При этом в интонационном строе песен заменю приоритетное значение песенных традиций -$е ргано-Ташкентской зона. Например, основное население госхоза Л 20 /т. Сащрканд/Пахтакорокого района состоит из переселенцев Кушрабагокого района Самаркандской области. Свадебный "Келий салом" Приветствие невесты) пополняют здесь в первый же день авадьй», согласно фергйнской традиции. Тогда как в свадебном обряда старинны Х-районов "Келин салом" принято исполнять только во второй дэ пь свадьбы. Кроме этого, я об ряде бракосочетания получают широкое распространение свадебные "Вр-ёр", характерные для фергано-трлнкентской традиции. Важно заметить, что еоля "Калин салом" не имеет определенной, "закрепленной" за две мелодии (т.е. она распевается в каждом случае в разные :.:отпш), то "Йр-ёри в разных районах имеет общую мелодическую капву. Это дает основание утверждать, что узбекские песни "Йр-ёр" во всех локальных зонах имеет обзрю генетическую основу.

В новообразованных районах получают широкое распространение такая пеов' шобусловленные определенными жизненно-бытовыми или обрядовыми ситуациями. Они представлены главным образом образцами песен фергако-тэятентокого стиля, такими как "Паранджа", "Дзйдйё*, "Олтин саядяк", "Олмзча аяер", "Яллама ёрим", "Брйчачак* и др. В ходе аСбимшционшх процессов эти жанры претерпевают заметные изменения, шражейянв как в образно-со-ц врет те льном, так и в зудожеотвенно-исполнительском плаке. !гч~ 08Лен::з новообразованных районов составляет главным образом вз молодых семей. Поэтов здесь почти не встречаются трудовые,

календарные и большинство традиционно-обрядовых песен. Этот пробел восполняется другим пластом узбекского песенного фольклора - жанрами не прикладного характера, т.е. кошук, лапар, ялла и др.

ОсноЕйое внимание в диссертации уделяется песенным традициям "старинных" районов, так как именно в них проявляются стилевые особенности, характеризующие дамзакокий пессеный стиль вообще. Как правило эти районы не подвержены миграционным процессам, или же миграция составляет очень незначительный процент от общего количества стабильного населен®. И поэтому естественно, что стабильные ьазненно-бытовые условия благоприятствовали сохранению здесь песенных жанров, имманентно присущих традициям данных районов. Кроме того, в новообразованных районах хорошо сохраняются многие национальные и местные (родоялемендае) обряда, ритуалы, о которыми неразрывно связано функционирование и песенного искусства. Рассмотрим, например, овадебный обряд и связанные с «им песенные жанр, характерные для старинны* районов (здесь Бахмальокий, Галляараль-ский и Фаршскай районы). Во второй день свадьбы проводится обряд "юз очар" (открытие лица). Он состоят из ритуалов "чуйру^ тугратиш" (толчения курцвка), "ун алагищ" (отоеявания муки), "урчуч йигиртириш" (шелкопряда) и "учонка мой томаэиш' (раока-Ливаниямаола). Яоолв этого невеота в сопровождении подруг входит в специально подготовленную для на» комнату, где же них со своими друзьями онипает невеоту. Задача жениха заключается в том, что оч должен на руках унести нзаеоту за спациадьный занавес "чимилдик". Требуя вознаграждения, подруги й сопровождающие ее лица (в основном женщины) поют "Ололмайона" (На можете), а друзья жениха, подбадривая его поют "Ололэмиз" (Смо-„ »ем). Данный обряд проводов жениха и невесты ооотолг из трех этапов: в первом, называемом "айтиоув", распевается пеоня декламационного характера, ооотоящая из двух предложений, Второй этап - "Ололмайсвз" характеризуется распевом одноименной пео'ни рзспонсорцого строения. В третьей этапе ритуала пополняется пеоня "Кутаранг-Кутаринг бойваччд" (ПоДйямп кевзс1у, ■?&-них), которая предотабЛЯат собой кульминационное запзраашю обряда. О® призвана вдохновить жениха легко поднять певзогу , и унести ее за "чимилдик". Песня проста по структуре, в пуп- .

летной $ормв.

Наши наблюдения показали, что распространение жанров джи-закской песни по районам носит неравномерный характер: встре-чащиеой в_одних_ районах-песни, особенно трудовые; семейно-бы-товые и некоторые вида свадебных песен, почти неизвестны э других зонах. Вместе с тем, встречаются ;канры песен, характерные только для одного района, определенной местности или группы сел. Исходя из этого джизакское песенное наследие можно распределить на три типологические группы:

1. Песни обще типологического характера, вбирающие в себя элементы национальной узбекской песни;

2. Песни, харе «тер икс для определенной группы районов (главным образом для старинных); г

3. Песни, характерные только дм определенного района или группы сел района.

Образцы пэоен общетипологачаского характера присутствуют как в традициях новообразованных районов, так и старинных. Сю- ; да относятся песни "Дийдмё", "Бойчечак", "Паранджа",. "Омон ер*/ "Олмача анор", "Яллама ёрю/Г, "Олтин сондик", корни кот ору х восхгдат к Жергано-ташнентской традиции.

Вторая группа песен, характеризующая традиции старинных районов, связана в основном с трудовыми,' религиозными и калек-Царнымп обрядами. Образцы данной группы представлены песням-,! "Сует хотин", "Рамазан", записанное в Галляаральском район?, "фургон", записанной в кишлаке Сарбаэар этого яе района; "Да майда-ма Яда ".записанной в кишлаке Бешкуви Зарбдарского района, "^уи Хайдадим" исполняемой в кишлаке Уяо Бахмальокого района, "Хуш-фш" из кишлака Ойцор, "Чархим", записанной в гоохе&в ям. Навои Джизакокого района, песнями записанными в кишлаке Саёд Фаришского района.

Третья группа павен, характерные для определенной малой '-мвотности, дополняются в основном в обрядовым (свадебных) ритуалах. Они отличаются также многообразием мелодической основы: при общем обрядово-ритуальном предназначении песен данной группы, онл в то же вреда не имеют определеннуа, строго закрепленную за ним одну мелодию. К этоА группе могут быть отнесены песни "Ололмайсиз-ололмайоиз", "Кутаринг-кутаринг бойвачча",

"Ёр-ор", яополняеше в Лет законом районе, "Келин салом", "Дий-диё" записанные в Фаришском районе, обрядовые "Чой момо", записанная в кишлаке Сайёд этого же района.

Зо второй главе диссертации рассматриваются вопросы классификации народного песенного творчества Дкизакской области. Основу данной систематизации составляет общеизвестная в нашем музыковедении классификация, разработанная в трудах Ф.М.Каро-матова. В соответствии с ней песни исследуемой области составили две больше группы:

I. Песни, исполняемые в определенное время, при определенных обстоятельствах; П. Песни, исполняете "в лгабое время", при различных обстоятельствах.

Первую группу состав ли ют в основном се мейно-об рядовые, (похоронно-гошнзльвые плачи, свадебные и др.), сезонные (календарные) и трудовые песни.

Содержание второй группы определяют те песни, которые непосредственно нз связаны о каким-либо обрядом или определен- ' ным действом. Таковы, щпример, терма, кощук, лапар,' ялла.

Свадьба -.-издавна занимает важное меото в духовной вдз-ни людей. Ибо в процзссе свадебного обряда наглядно отражается духовная етзнь народа и своеобразно преломляется его мировоззрение и оценка происходящего, что особенно наглядно проступает в овадебных песнях. В этой овязи следует отметить худокественную значимость пеони "Ёр-ёр". В Лжизакской облаоти встречаются почти все локальные разновидности (варианты) "Йр-ёр", язвестные в узбекской музыке. Задушевный напев данной песни создает и несколько опечаленный, и нежный образ невесты. "Ёр-ёр" приоткрывает цикл свадебного обряда. Ее исполняют во время прощания невесты о родными, близкими, о отчим домом. "Рр-Зр" имеет обычно куплвтно-припевное строение, диапазон мелодии охватывает интервал малая секста.

Аналогичное строение имеет и другая песня данного обряда • "Келин салом" ("Приветствие невесты"), исполняемая после прибытия невесты в дом'жениха. Подруга невесты от ее имени приветствует родных, близких и соседей жениха. При этсм важное значение придается словесно выраженным художественном парал-

лглизгьм и игре слов. С точки зрения мелодического стиля, ____в-такого-рода-народных образцах-обнаруживается явная близость------------------ -

ч напевам Ферганской доданы.

В Д>аизаконом музыкальном фольклоре имеются также и такие

песенные образцы, которые в определенной степени причастии к свадебному процессу. Это песни матери, обращенные к своему сыну (-яениху) и невесте, в напевах которых слышны интонации "2р~зр". Их можно било бы определить как своеобразное "Вступление" и "Заключение" к свадебнол!у обряду, поскольку первая из нях ("Дуб л, дуб л от хелди") исполняется перед началом "основной части" свадьбы, а вторая, восхваляющая красоту невесты ("Коти царо цамиш"), пооле свадебного торжества.

Похоронно-ломинальный обряц, в отличие от свадебного имеет более продолжительную цикличность. "Йяри" ("плач"), яв-ляю1дийся основным компонентом ;данного обряда, посредством которого выражаются боль утраты, чувство горести и тоски, регулярно "исполняется" на протяжении целого года. Таким образом, похоронно-поминальный обряд по сути представляет годичный цикл. Отметим характерность для интонации "йиги" элементов минорности, наличие нисходящих "скользяидах" тонов, небольшой объем диапазона (обычно терция-кварта), отсутствие единого размера, свободной изложение интонационного материала, использование звуков, не имеющих Таксированную звуковысотнуп основу и т.д.

3 Длизакокой области сохранились древнейдше по своему црояс.ч:кдению земледельческие пасни календарного (сезонного) обряда "Сует хотиц" ( Призыв доядя ) и "'Ламол тухтатиш" ( Приостановлен»" ветров ). "Сует хотян" исполняется чаще ссего сЕсенна. ^езон, в зависимости от "непогоды", т.е. пелолн'-ется в том одучае, если зеона окажется шлодоадлавой. Обряд "Эзаол тухтатиш" сказывается обычно о летним сезоном я ранней осеньй. Время его исполнения также находится в прямой яят>и(5 5»мопгм 0т др.ф^д,; _ чрезмерно с ильки Я И -.рс/.о.'-.чцияььий зе-гьр ,:зл1 унестя созревавдие пледы и урожай.

чаля ''¡(риоотановить" ветер проводился обряд .'.-¿х туггатзз". В песнях этих обрядов хоротго сохранились ол»ги архаичности: довольно узкий объем гололц, монотонная ритмоинтонация, повторение довольно примитивной рнп:о?ормулы, ( Р А \ р р -Суот хотин, J $ р ,1 /> /) -Шамол тухтптил).

передающей видима определенные движения участников обряда^ • ■ - •

Эти же. черты присущи в определенной мере и другим образцам календарного обряда - в больаей степени Бойчечак и в меньшей йн мазав; Детская пеоня Бойчечак. исполняется ранней весной:, когда раоцветает подснежник» Поэтический текст песни скорее декламируй ется на основа 2-3-х эвукои,нежели поется; Б отличие от нее пеоня "Рамазак" имеет более напевную мелоди.чеокую основу;1 Исполняют ее как дети*, равно так и. взрослые в течение 3-х дней с момента наступления священного в Исламе меояца рамазан?

Неотъемлемую час*ь Джизакокого пеоенного фольклора состав-? ля»* трудовые песни; Эти образцы1, сформированные в повоедневной трудовой жизни народаV исполняют без инструментального сопровождения1, на основе кварто-шштовнх попевокг В зависимости, от выполняемого вида труда их можно разделись на три группы!!

I« Животноводческие песни (песни животноводов)^ Земледельчеокие пеони;

3. Песни ремесленников;

Животноводческие песни-заклинания исполняется а

основном при доения рогатого скота »Ее характеризуют квартовый л< довый звукоряд-, опора на большие секундоваа и. терцовые интонации^ частая смена ритмических рисунков ¿Последние находятся в непосредственной зависимости от количества слогов поэтическоге текста.- В "Ушт^уш" наблюдается образование 4-х ригиоологовых пестроекийй

Х *jB Wf . ■ " " *

П Qß * fj - xajw н^ $yja • 6

В Bji 4 Jpjp - л^б ojji г ctju » 7

IT ^jm - rajM х^ш qjis »5.

В процессе формообраволания первый (чзгырехолонншО в sps«f тий (семаеложник) ритмослоги выступают в роли своеобразных припева и куплета? Примечательно^ что эти яе ритмоологовые ооо?нопе? ния зо многом определяет отроение и земледельческих песзн? ?

Нвоня "Цув хайдаш"Л исполняемая при обработке авмлв", наглядный тому пример)? В частности^ еоотновение чв-тнрехоложаак" типа ? * V + fn создав* куплетнв-гпряпеввоз строение плана "вопрой *-отвве". eiott, если каждый раз

куплет песни заканчивается вопросительной интонацией на ноте си'",..то-припев в ответ-утверждает-основной опор!«? тон *а-дие'з^7 Таким образом ?ормируется и тетрахордная ладозая основа песни. Примечательно в плане шаг отмеченного также и песня "Майда", пополняемая в процессе молотьбы пшеницы или ячменя. Отмечено наличие множества вариантов песни "Майда", которые в известной степени различны как в поэтическом, так и интонационно-мелодическом плане. По применение в них ритмического семисложника ) возводится как бы в степень

строгой канонизации. Видимо это объясняется не только размером поэзии, но такаа и характером выполняемого трудового процесса - данное построение способствует поддержанию необходимого при молотьбе пшеницы оинхронного (между человеком и рогатым скотом) трудового ритда.

В песнях ремесленного тдуда, пополняемых главным образом женщинами в процессе изготовления вязальных изделий (Чарх, Урчуч) наблюдаетоя своеобразное проявление семисложника за счет введения пунктира и элвментов синкопы. Вследствие чего ритмическое движение обогащается новыми нюансами, усиливающими выразительное начало напевов. Секстовый остов мелодии выступает в них в качестве наиболее характерной ладоинтонаЦион-ной основы.

Песня второй группы - терма, кувцщ, лапар, ялла по многим параметрам отличаются от образцов первой группы. Прежде всего это касается тематики песен. - Неприуроченность этих жанров к какому-либо обстоятельству дает возможности относительной свободы при выборе той или иной теш. Это в свой очередь гораздо ра'' яряет круг тем каждого из названных жанров»

Но более важные изменения происходят в сфере ладоинто-нации. В чаотнооти, широко используются кварта-квинтовые и, даже, октавные окачки и там самнм значительно раздвигаются рамки ладовых звукорядов образуются объемные .звукоряды.

Зтя черты наиболее наглядно проступают в таких жанрах как козу к. лапар и ялла» ■■ ■ ' ' ■

2анр кошук демонстрирует удивительную эластичность куплетной формы, посредством которой могут быть выражены различные темы (неравный брак, сатира, любовная лирика, шутливое назидание и др.) Мелодический строй (язык) характеризуется соче-

таниеы речитативно-декламационных и распевных интонаций. Однако, несколько особняком стоит так называемая "лирическая песня"■ ("ла:,ик кршуц"), в которых явно преобладают распавньк протяжные н: девы.

Вместе о тем, наличие в такого рода песнях синкопировг ных ротков, долгих длительностей и относительно развитого т] мелодики придает ей черты нанра ашула.

В Джизакско?* области массовое распространение получили такие песенные жанры как лапар и ялла. Отмеченные чертами Т| цевальности лапар и ялла исполняются обычно двумя и более т полнителями. При этом, лапар млеет диалогическую Яюрму, в и время как в жанре ялла наблюдается куплетно-припевкое строе;

В разделе "Мелодические интонации и ладовые ооновы" пе< ный Фольклор расс(,'атривался в ладоинтонационном разрезе. По мая под интонацией "небольшой мелодический оборот из двух-т звуков, обладающий эмоциональной выразительностью" (Т.Попое, мы попытались выявить три ее основных вида: '

I, Поступенно-нисходящая интонация;

П. Речитативно-декламационная интонация;

Ш. Синтетичеокий вид интонации. Смешанная интонация.

Качественным признаком первого вида является то, что в ней малотерцовая в овоей основе интонация поступенно движет от И ступени лада к I. Типичное проявление данной интонации прослеживается в овадебной "Ёр-ар". Исходя из этого были пр ложвны рабочие понятия как "Модель ёр-ор", "построение 8р-3 "интонация ёр-ар". Вместе'о тем, результаты сравнительного тода изучения показали довольно широкое распространение нио дящей интонации по всему фольклору, включая первую и вторую группу песен. Помимо того, малотерцовая нисходящая интокаци используется не только как основа мелодического импульса пе но также часто выступает в роли мелодического'каданса. След также отметить, что область распространения этой иктонашш ватывавт исключительно образцы женского фольклора, что дает основание отнести ее к "женскому музыкальному словарю".

В попытках дать научное объяснение этому явлению автор обратил вншэняе на генезис вышеописанной интонацин, и в да стве него отметал интонации плача. Ибо много общего менду

- И в плачах (в особенности похоронно-поминального обряда) заметны нисходящие звуковые движения, намеки на малотерцовость и т.п. В этой связи еще раз обращает на себя внимание ;1унк1шя "2р~ёр" в сзадебнсм цяклэ. - "Чрезвычайная трогательность "Ёр-ёр" во глюгок обусловлена своеобразием "ее" "драматургия", которая "одновременно сочетяег v себе дга различных полюса состоянк;: -состояние п?иля (плача) я торжественного радоотного праздника. Плач находит свое худоазотвеннэе выражение в мелодии иеснд. э праздничное тор&еотво в танцзвального плана усуле" (АЛ'ораги-иоз), Это полоза вив находит г. чекоторо? кооланаез поятве'юпэ-Нйв, Лело в том, что уз Закоки3 "'í'p-ёр' по овоей яуакции г'зч-тичен "плачу невесты", который имеет место в свадебном обрчда ""т.отср*_'г у кяаа^&ь аю "Cuscy" «"?.

у русских "плач невесты", «оаолжийе кот-одо* тькхс озштасг прощание с родительским (отчим) домом. Сличение мелодических »' основ данных образцов с мелодической пнтонзпяей "J'p-?ip" привали к весьма плодотворным результатам. 3 особенности поражает сходство интонаций узбекского "Гр~ёр" и русского "Плача невео- ' ты", -"Плач", в частности, так?.« имеет мзлотерцовуго пис ходя щуп*'-интонационно основу, где заметно движение от И ступени лада' < tí v. I.. Стсь?л- ои<»виаат пз казйпг* два г'.'вод?"

' т.' ^7'!-;

г;;,;.7 г1'",:'"т к с?бв иГ:' 'э "~r ;í и i ппиале í'THor*;;. у h ; О" ее"-''■•.^vo оРоПтт^аг

Гкчата?взно-декламацвови:гкд мелодитской ?нтонациг »

своеобразно отражает характерны«! интонации человеческой речи. Se качественную сторону составляют кгартсЕН" ■ (изредка квантовый) амбитус ладового звукоряда,'преобладание (больше) Оекун-довкх и квартовых, интонаций. ■ «

ZaHpoEUÍi ареал применения терма, ко:иук, трудовые и сезонные песни. Наиболее простейшая ?орма проявления данного вида интонации зафиксирована в календарной (сезонной) пеоне "Бойчетак" ("Подснежник"). Явухопорная попевка, построенная на основе секунлового сопряжения явух тонов - "йа^" и "поль^",-определяаг декламационный характер этого образца. Данный вид кедэдичгскэЯ интонации ярко проявляет себя в ладо звукорядах

тетрахордного порядка (трудовые песни). В такого рода приме pax, наряду с большой секундой активизируются квартовые зву вые координации.

Во многом благодаря этим соотношениям возникает диалог! ческая foprn: восходящий квартовый скачок с ритмическим зал жанием на вершинной ноте создает вопросительную интонацию, В ответ звучит последующее поотупенное заполнение с оотанов^ ■на главной опорной ноте.

Наконец отметим свойства смешанного вида мелодической i тонации. Данный вид, сформированный сравнительно поздно, со« тает в себе характерные черты поотупенно-ниоходящей ("модель ёр-ёр") и речитативно-декламационной интонации. В результате образуется волнообразная мелодическая линия, семантически ча всего имеющая лирическую направленность. При атом, подобного рода мелодические образования'имеют как правило квинтовый, р же секстовый остов. Характерно также начало мелодии о интона ции речитативно-декламационного плана, а затем переход на ма лотерцовую интонационную основу. Возможны и обратные явления При атом, вопросительный квартовый скачок, известный по втор' му виду мелодии, здесь гораздо смягчается за счет ритмически: средств: основа квартового интервала оформляется более продо. котельными длительностями, что создает опущение каданоовой остановки. Вследствие этого скачок к вершине квартового тона » приобретает пассивный характер. Все эти свойства смешанного вида мелодической интонации нашли свое яркое воплощение в лирических пеонях.

В Заключении диссертации еще раз подчеркнуты достигнутые в ходе исследования результаты, сделаны необходимые теоратиче кие обобщения и определены некоторые перспективные аспекты теш иоследования. -

Список опубликованных работ

I. "Миграция жараёнининг Еустлик ноз^ия муоирЙ шевасйга Г'лс/.ри", А.Навоийн'инг 550 йиллигига багишланган институт про • .\> - <'л:!г\,)таъ7. XIX илшй вазарий конференциям матери»

;<'■ ; ; "г ■: ¡: -0,2 п.л.

2. "Зиззах вилолтининг никоз? туйларидаги "Ёр-ер"ларш1нг /опций табиатн". Зан ва техника таракки&ти ёш-олиг.ипр ил.\1лП

чдлий-зонал ко^еренниясининг-доклад тезиолари. Тошкент,------------------------ -------

;;эх, -о,2 п.л.

3. "Зоиин нохняси ¡.усилий фольклорининг айрим хусусиягла-

и". Фан ва техника тарачкиЗтп ёш олимлар илмий - ада.тай зовал 0п1еренциясиш1нг доклад тезпслари. Тоакеит, 1991, -0,2л.л.

4. "Фориш тумани муои«а маданпятшшнг айрим хусуоиятлари". ан ез техника таразди^ти ёш олимлар илмиЯ-амалий зонал конта-енциясининг доклад,тезислари. -Жиззах, 1992 /в печати/.

5. "?иэзах вилояти "9р-'ёр" ларинияг махаллий хусусиятзд-и". - Ражабийхонлик илмий-амалий анжумзни. -Тошкент, 1993

печати/.

даССЕРТАЦИЯНИНГ РСЦАЧА БАЁНИ

Жиззах вилояти узбек халц цуши^чилиги мавэусини тадци этишда вилоят буйлаб олиб борйлган фольклор илмий-амалий э педициялари мухим замин булди. Бунда ушбу сархадда жойлашг жами II '.уманнинг халц мусица ижодиёти урганилди хамда 300 яцин к:;ии^чилик намуналари магнит лентаоига ёзиб олинди. Ш; лардан 100 намунаси нота ёзувлари воситасига кучириляб ,дис тацияга илова этилди. Вилоят туыанларида юзага келган "Мус: вазиятлар" эса тадцицотнинг 1-Бобидя ёритилиб, уларнинг к бирига оид махсус мусиций карталар тузилди. Мазкур картала цушицчилик турлари билан бир цаторда туманларда истицомат I ётган узбек урурлари (бурон чу^и.мирзо чу^и.^ипчо^, беш ор. ни, сайёд ва бошцалар) хам шартли белгилар воситасида акс I . рилди.

Жиззах вилояти узбек хал^ фяни^чилиги намуналарини н< рий тахлил этиш шуни курсатадики, уларга ушбу сархадда 19 йилдан буён фаол амалга овирилган миграция караёни мйълуы ■ сир уткаэгандир.Пахта етиттириш маданйятини ривоялантириш 1 садида вилоятга реопубликакизнинг купгина койлари (Самару Фаррона водийси, Тошкент ы бошцалар)дан ыехваткаш ахоли к рилиб келтирилган оди. Ву тадбирларнинг иироваррйдв воа ха. цуси*асйда турли махаллйй бадмий анъаналарнинг уваро таъои; ниш жараёнлари бсшланиб катди. Бинобарин, вийодт хадц куши лйк ижбдяётида типология ияхатдан уч тои^егаб^линиш куаат иоада:;

I. Умумий типологии хуоусиятлв чуаицлар5

IV Маълум худудга хро {^уши^йр}

.ЩГ Кйчик худудга хос цуоицлар.

: Вилоят халц птадччилик ияодиёти жанрлер. нуцтеи наздр; -хам тасниф втилди Ш-Воб). Бунда' мусичашуйойликда кенг шъ; буйгйн илмий таснифот йуоиниг« таянилди:

"'1. Маълум вацт ва вазиятда икро вМлувчи цуадц-айтишп . ; П. Турлй вааият ва д&йраДбрда ижро ««му&й лар. '

19 1

Биринчи гурухни оилавий маросим (бешик туйи, нико* туйи, нотам маросими, нучал ва б.),мзхнат жараёни ("5{уш хайдаш",

"Майда", "Урчуч") ва мавсумий маросим ("Рамазон","Бойчечак",-------------------------

"Сует хотин" ва бопща ) цуши^лари та;якил этади. Уларнинг иж-ро этиш вацтлар;: иисбатан муцлылаиган булиб.маълум шарт-шаро-итлар булишини тацозо этади.

Иккинчи гурух ¡¡ушицлари муайян вазият ва шароптларга муцин борлт; булмэй, балки турли сазият ва давраларда инро этилиши назарда тутилади. Бу гурухни эса чуши^, терма, лапар, ялла ка-би айтимлар юзага «влтиради.

{фши^-аЯтимларнинг куй тузилиши конуниятларида икки асооий Мвнбиъ борлиги Г1ЪТирШ| ^илинди.

а) ибтидоси "йири" булган терция хажмидаги дуйи одимли куй-оханглар; -т

б) ибтидоси инсоний суэлаш талаффузи булган секунда-кварта нисботли нутцдод куй-оханглар.

Хар иккала куй-охангларининг табиий уйрунлашуви натинаси- ; да "дил ёзди" (лирик) хусусиятли куйлар.шакл топганлиги ва улар квинта дамровли тузук-пардаларида хос садоланиши бир 15а-дар асослпо утилди.

3 IfHlIAHi

The reaearch"Jizak Uzbek Song Art" is based on material of folk-lore expeditions in two districts of the region. A the result of it about 300 samples of folk songs have been collected and tape-recorded. Of which 100 songs have been deciphered into notation in music and enclosed to the thes: The musical and ethnographic situation of the region has been shown in specially made cartograma included Into the 1-st Chapter. Jointly with song genres the residential places of tribal groups / buran chuki.mirsa chuki.kipohak, besh ogaini, sayed.etc./ have been marked in oartogreras.

Analysis of the Jirak Uzbek singing tradition shows that traditions have been influenced greatly by processes of artificial migration of population whioh started in 1960. Inhabitants of other regions of the republic such as Sea&r-kand,Fergana valley,Tashkent, war» moved to here with the ai of developing virgin and steppe cones. Migration processes resulted also interaction and merging of different local tra ditions,Three typogioal groups can be traced in the eons art 1.Songs of general typological- naturej 2.Songs characterising only a definite sons) 3.Songs typioal of & oaiall Bono of the region.

Polk songa of regions have also been classified from tho

genre position / a Chapter/. Here tho author was baaing on

conventional genreir classification of tha Uzbek ethaonm&i-e&l acienoei

1. Songs rol&tod to a certain tica ond llfo situations! £i Soasa porfowoa in any tias and any situation.

iho firsi group of genros is composed of feaily and ritua

— aoma- (lullabies. w»<Mtas;j- i>i!MT»l""2onç:r )v 'iibst'.r'

jd l2haah»k" , "S>i9t khotvn"/. if tbït:-» -.r^-vc. - :. •

in. koahuk, iarna.lapar.yalla g8iirs3.

J.A40 jaoioiiv 01 MOnsrH ~l W r^-ri i - -- -------

a/ descending aelodical piLra3M in tha volume of third baaed on "yi^i" intonations / weeping - lansntation/;

b/ melodical phraaea within second - fourth basad on apsch intonation.

An the result of organic nerging of the above two

12» Tupaa. ICQ., ûûtan I oai. œict