автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Ван Мэн: жизнь и творчество

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Аманова, Гулистан Абдиразаковна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Ван Мэн: жизнь и творчество'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ван Мэн: жизнь и творчество"

-2 9'."'

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи АМАНОВА Гулистан Абдиразаковна

ВАН МЭН: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Специальность 10.01.06 — Литература зарубежных стран

Азии и Африки

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1993

Работа выполнена в Институте востоковедения РАН.

Научный руководитель - кандидат филологических наук

Сухоруков В.Т.

Официальные оппоненты - д.филол.н. Ким Ле Чун.

д.филол.н. Смирнов И.С.

Ведущая организация - Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете.

Защита состоится " " _________ 1993 года на заседании специализированного Совета Д.003,01.04 Института восто-

ководошш РАН по адресу: 103753, Москва, ул.Рождественка, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института востоковедения РАИ.

Автореферат разослан " " ________ 1993 г.

УчониН секретарь Специализированного Совета

к.филол.н

РоСГ'^С:!

Гссг:': и;;;«

„ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Диссортация посвящена жизненному я творческому пути одного из крупнейших писателей современного Китая - известного прозаика Ван Мэна. В проза писателя нашли отражение наиболее яркие и значительные черты, присущие различным направлениям современной китайской литературы. В новейший период своего развития передовая китайская литература ставит своей целью воссоздать новый тип мышления, новое мировоззрение: она стремится к многообразию, сочетанию и взаимопроникновению различных творческих направлений, к постижению подлинной диалектики развития. Происходит отказ от стандартизации и самоограничения, утверждается новый взгляд на привычные явления, отчетливо проявляется стремление к деидеологизации культуры, к гуманизму и субъективизму. В этом смысле новаторские произведения Ван Мэна представляют собой заметное явление в китайской культуре 80-х гг. Обращение к элементам модернистской эстетики выводит прозу писателя на качественно новый уровень, придавая ей психологический и философский характер. Общие процессы осмысления личности, происходящие в искусства ХХ-го века, находят непосредственное отражение в" вапмэновской прозе 80-х годов. Творчество Ван Мэна нового периода положило начало дискуссиям о китайском модернизме, вызвало отклик широкой читательской аудитории. Произведения Ван Мэна 80-х годов тонко передают атмосферу пробуждения и оживления китайского обцеотва посла зремен "культурной революции", отражают развитие соврэменяого сознания, дают наиболее концентрированное представление об эпохе, о переменах, происходящих в Китае.

Ноль данной работы соотоит в создании цельного очерка о япзни и творчестве Ван Мэна, так как, несмотря на то, что исследованием прозы художника занимались известные китайские и зарубежные критики и литературоведы, а его произведениям посвящено множество отдельных статей и очерков, а также книга критика Цзэн Чяэньнаня "О Ван Мэне", до настоящего времони еще не предпринималась попытка создания такого труда, который в должной мере освещал бы на только основные этапы жизни писателя, но и достаточно подробно анализировал бы своеобразие и особенности его прозы, в том числе произведений, посвященных Синьцзяну и его 16-летней ссылке.

Актуальность избранной темы определяется тем, что впервые делается попытка специального исследования основных этапов жизненного и творческого пути Ван Мэна - талантливейшего современного китайского писателя. Кроме того, в диссертации предложен оригинальный анализ его прозы, посвященной Синьцзяну. До настоящего времени эти произведения оставались за пределами специальных исследований китайских критиков и литературоведов, несмотря на то, что синьцзянская тема занимает важное место в творчестве Вен Мэна 80-х годов. Проведенные исследования синьцзянской тематики дают возможность, поэтапно проследить эволюцию художественного мюленил, мировоззрения и становления писателя как личности. Проза Ван Мэна 80-х гг. интересна тем, что в ней наиболее ярко отразились процессы поиска автором новых средств ху-. дожествонного изображения реальности.

В качества источников при написании работы были использованы автобиографический очерк Ван Мэна "Литература и я", опубликованный в книге Цзэн Чжэньнаня "О ВаН МЗне", а также некоторые авторские статьи, написанные им в разное время, работы таких китайских критиков,как Цзэн Чжэньнань, Чжан Чжун, Лю Шао-тань, Сюй Хуайчжун, Чжан Гуаннань, Го Линьсянь и др. Использованы также исследования зарубежных литературоведов - Лео Оуфань Ли (С!Д)2, А.Долояаловой (Чехословакия) , Ф.Грунера (Германия)4.

С литературно-критическими исследования творчества писателя выступали известные советские синологи В.Ф.Сорокин5, С.А.То-ропцев6, А.Н.далоховцев7 и другие.

* Ван Мэн. "Литература и я". - В кн. Цзэн Чжэньнаня "О Ван Мэне". Иокин, 1987, с. 387-396; Цзэн Чкэньнань. "О Ван Мэне". Пекин, 1987: Чжан Чжун. "Новые поиски Взн Мэна". "Гуанмин жи-бао" 28.09.80; 'Litan Гуаннянь. "О кннго "О KJ*. "Вэньсюэ пинлуиь", 1987, И 6, с. 137; До Шоотапь. "Читая произведения Ван Мэна". "Вэньсюэ пинлунь" 1902, й 3; Сюй Хуайчжун. "Тесно следуя за поступью эпохи". "Вэньсюэ пинлунь" 1982, & 3; Го Линьсянь. "Последний роман Ван Мэна". " 1988, о. 186.

2 Лео Оуфань Ли. "Инструмент политики". В кн. "После Мао:

китайская .литература (I978-I98I) и общество". Кэмбридж (США),

1985, с. 163-173.

Доложалова А. "Образ интеллигенции в современной китай-

ской прозе". Социальная действительность КНР в отображении лите-

ралы и искусства 80-х гг. Ивф. боля. Л 8, 1990, Москва, 1990,

Имя Ван Мэна известно советским читателям благодаря пора-водам и публикациям его произведений в сборниках: "Люди и оборотни", "Человек и его тень", "Современная китайская проза" (1984), "Средний возраст", "Память", "Современная китайская проза" (1988)? В 1988 году вышел в свет сборник произведений Ван Мэна "Избранное"9. Его прозу на русский язык переводили В.Ф.Сорокин, С.А.Торопцев, Ю.А.Сорокин, И.Смирнов, Д.Воскрвсенский, В.Малявин.

Практическое значение. Данная работа может быть использована при составлении учебников и учебных пособий по современной китайской литературе, в лекционной и практической научной работа при освещении новейших течений в современной китайской литературе, при проведении литературных диспутов по вопросам, относящимся к теме настоящего исследования. Результаты проведенного исследования могут быть такие использованы для более углубленного изучения литературы Китая.

Грунер Ф. "Недавнее прошлое Китайской Народной Республика гдзззми китайских писатолзй". Социальная действительность КНР в отображении литературы и искусства 80-х гг. Инф. бюлл. И 8, 1990, ВДВ. Москва, 199и, о. 14.

® Сорокин В.Ф. "Меняющаяся действительность в зеркале лито-^ат^ры". -^Литература и искусство КНР 1976-1985. Москва, Наука,

® Торопцев С.А. "Конфликт неосуществленности в прозе Ван Мэна". - в со. "Теоретические проблемы изучения литературы Дальнего Востока. Тезисы 12-й науч. конф." М., Наука, 1986, о. 392-434; "Впечатления китайского писателя о стране Советов". Ж. "Проблемы Дальнего Востока", 1987, Л 5, с. 146; Ван Мэн: творческие поиски и находки. Ж. "Проблемы Дальнего Востока", 1984, й 2, о. 135-142; Ван Мэн о литературном творчестве. Ь. "Современная худонеотвенная литература за рубежом , 1983, № 4, о. 54-57; От схемы к характеру, ж. Т|Вопросы литературы", 1983, № 10, о. 86-112; Открытие личности. Заметай о китайской психологической прозе, Ж. "Литературное обозрение", 1984, № I, с. 28-32; Элементы "потом сознания" в прозе современного китайского писателя Вал Мэна. В кн. "Взаимодействие культур Востока и Запада". М., Наука, 1987, с. 191-193; "Преодолеть границы времени и пространства. - Ван Мэн. "Избранное". М., Радуга, 1988, о. 5-16.

^ Желоховцев А.Н. Творчество Ван Мэна. Ж. "Общественныэ науки за рубеаом", 1981, й 3, с. 156.

8 "Люди и оборотни". Москва, Прогресс, 1982; "Человек и его тонь", Москва, Молодая гвардия, 1983; ^Современная китайская прозап, Москва, Известия, 1984; "Средний возраст", Москва, Радуга, 1985; "Память , Москва, Художественная литература, 1985; "Современная китайская проза", Москва, Радуга, 1988.

9 Ван Мэн. "Избранное", Москва, Радуга, 1988.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Сектора литератур Дальнего Востока и Индокитайского полуострова Отдела литератур народов Азии Института Востоковедения РАН.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Структура работы непосредственно вытекает из целей и задач исследования.

Во вводоншт обосновываются актуальность темы исследования, определяются цели и задачи работы, оговариваются ее научная новизна и практическое значение, указываются основные источники, использованные при написании работы.

В первой главе освещаются основные этапы жизненного и творческого пути Ван Мэна. На основе анализа биографии писателя ио-следуются характерные произведения.

Ван Мэн родился 15-го октября 1934 года в Пекине.

Юность писателя, важнейший этап формирования его мировоззренческих взглядов и характера, протекала под влиянием идей марксизма, которые распространялись в Китае о начала 20-х годов. Ван Мэн активно включается в политическую деятельность, его привлекает героика революционной борьбы. Посла знакомства о коммуниста!«! он в 1946 году становится связным тогда еще подпольной • партийной организации.

После образования КНР Ван Мэн - ответственный работник Демократического Союза Молодежи. Молодого Ван Мэна привлекает профессия строителя и он подает прошение о направлении его на учебу в вуз. Это прошение было отклонено, и Ван Мэн решает испы-. тать себя на поприще литературы. Для него, как и для большинства его сверстников, литература и революция казались неотделимдаи друг от друга. Роман "Да здравствует юность!" о жизни пекинских школьниц 50-х гг. был написан в течение одного года (о 1953 по 1954) и явился первым литературным опытом писателя. В дальнейшем Ван Мэн обращается к прозаическим произведениям малой формы, и один за другим появляются его рассказы "Фасолинка" (1955), "Праздник Весны" (1956), "Новичок в орготделе" (1956), причем первый из этих рассказов, появившийся в сентябрьской номере журнала "Еэньминь вэньсюэ", оказался, по существу, первой публикацией писателя.

Рассказ писателя "Новичок в орготделе" появился после про-

возглашения китайским руководством курса "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", призывавшего писателей открыто высказывать свои мысли по животрепещущим проблемам современности. Это привело к оживлению литературной деятельности, к широкому развертыванию критики во всех сферах литературно-художественного творчества. Но последовавшая вслед за этой кампанией критика затронула и рассказ писателя "Новичок в орготдела". С изменением политического курса в области литературы перестали выходить произведения Ван Мэна.

В октябре 1963 года писатель принял участие в читательской конференции, посвященной проблемам китайской литературы и освоения писателями "нового" художественного метода "революционного реализма и революционного романтизма". Как впоследствии писал Ван Мэн: "На этой конференции я по требованию руководителей (имевших к этому мероприятию отношение) отбыл в Синьцзян, в деревню, глубже изучать жизнь, перестраивать мысли и писать произведения, отвечающие новым требованиям".

16 лет, проведенные писателем в Синьцзяне, отали для него временем накопления большого человеческого опыта, переосмысления своего прошлого и обретения новых жизненных ориентиров. Синьцзян для Ван Мэна - это не только годы совместной жизни с людьми другой культуры, истории, языка и традиций, но и время, положившее начало новому мышлению писателя, новому мировосприятию/Этот период стал одним из важнейших в жизни Ван Мэна. Здесь он обрел вторую родину, которая стала ему защитой в годы "культурной революции" от физического насилия. В период с 1965 по 1971 год писатель крестьянствовал в коммуне "Баян" округа Или, а о 1973 года начинает работать переводчиком и литературным редактором в отделе культуры Синьцзян-Уйгурского Автономного района. Тогда же он знакомится о литературой тюркоязычных народов Сродней Азии, переведенными на уйгурский язык.

Смерть Мао Цзэдуна з 1976 году и падение "банды четырех" положили начало новому этапу развития китайского общеотва. Изменения в общественной жизни Китая не могли не коснуться творческой и личной судьбы Ван Мэна. В 1979 году реабилитированный писатель возвращается в Пекин вместе о сежей. После вынужденного более чем двухдесятилетного молчания писатель вновь заявляет о себе публикацией рассказов "Свет", "История бригадира, секретаря, одичавшего кота и палочек для еды", "Всего дороже".

В 80-е годы Ван Мэн становится одним из популярнейших современных писателей. Это наиболее активные и насыщенные в творческом плана годы, так как именно в это время писатель создает многоплановые и разнохарактерные произведения, реализуется как зрелый художник и мастер слова. Такие его произведения, как "Мотылек", "Компривет", "Весенние голоса", были отмечены литературными премиями, стали значительным явлением в китайской литературе 80-х годов. Они завоевывают популярность благодаря умению автора тонко передать атмосферу и настроения, владеющие умами его соотечественников после потрясений "смутного десятилетия". Многогранность личности писателя, его человеческие качества и опыт также бшш оценены по достоинству, и в 1983 году он становится главным редактором журнала "Жэньминь вэньсюэ", в 1984 году избирается членом ЦК КПК, секретарем Союза писателей Китая, и, наконец, в 1906-1989 гг. он Министр культуры КНР. Третья, заключительная глава диссертации, посвящена анализу прозы писателя этого периода.

Вторую главу диссертации можно условно подразделить на три раздела, а именно: "Проза Ван Мэна в 50-е годы", "Ван Мэн и оудь-бы китайской интеллигенции" и "Синьцзян в жизни и творчестве Ван Мэна".

В первом разделе диссертантом анализируются произведения Ван Мэна, написанные в 50-е" годы, включающие рассказы "Фасолинка", "Новичок в орготделе", "Праздник Весны", "Зимний дождь", а также рассказы, опубликованные в 1962 году: "Зрачки" и "Вечерний дождь".

Уже в соком начале творческого пути прослеживается эволюция мировоззрения писателя, постепенно перешедшего от плакатно-сти и агитационной направленности его первого рассказа "Фасолвн-ка" к реалистическим принципам изображения в рассказе "Новичок в орготделе". Отчетливо выражена критическая направленность этого рассказа, в котором Ван Мэн одним из первых в китайской литературе смело и открыто поднял тем/ кадровых работников, подметил проникновенно в среду представителей новой власти черт чиновничьего бюрократизма старого Китая. Созданные им образы молодых портикев вызвали оживленную дискуссию в китайской печати, которая длилась на протяжении 4-х месяцев на страницах журнала "Вэньи сюэсн", к Ван Мзну пришш популярность и всеобщее

признание. Тем не менее, остальные произведения этого периода, включая "Зрачки", "Весенний дождь", не вышли за рамки нормативных требований идеологизированной китайской литературы 50-х годов. В то время как рассказ "Новичок в орготдела"" явился одним из первых ярких образцов гражданской, социально-критической .линии в китайской литература этого периода, что свидетельствовало о неординарности творческих способностей молодого автора, которые позднее воплотились в его произведениях 80-х годов.

В ранний период творчества Ван Мэна композиция и ckixotij его произведений несложны, действие в них конкретно, повествование чаще всего идет от первого лица, они излишне субъективны. Этим рассказам свойственны схематичность и откровенная дидактично с ть. Герой в его произведениях ощущает себя частицей общо-го, как член определенного коллектива он мыслит и действует в рамках определяемых этим коллективом законов (например, в рассказа "Фасолинка"). В этих произведениях писателя еще слабо вы-раленв индивидуальные черты героев, даже в тех случаях, когда повествование углубляется в область чувств героев, как, например, в рассказах "Новичок в орготделе", "Праздник Весны". Но вместо о тем в прозе Ван Мэна 50-х годов отчетливо проявляется стремление к рбЭлгс-тНЧбеюк принципам изобрэяошгя (рассказ "Новичок в орготделе"), где но по возрасту зрелые рассуждения писателя о молодом поколении партийных работников позволили избегли. щквкчной лдеалязпрозаннссти в освещении этой темы, что было свойственно китайской литературе 50-х годов. Он сумел ярко показать нравственные качества героев и ухе в то время подметил склонность некоторых нз них к обособленности, "избранности" и аороядопнут) стал определенную психологию шилония к поведения.

Во втором разделе "Ван Мэн и судьба китайской инталлигошЕШ" • лаэтоя общая картина духовного состояния интеллигенции в 80-е годы после времен "культурной революции", в том число и на примерз личной судьбы ггасатоля. Надо закатить, что в связи с обида подъемом общественного сознания в 80-о годы возросло значение национальной лптературы, которая стала играть исключительно вая-куа роль в культура л кпзшх китайского общества. Нормализация политической апзна КНР и горькие разглашения о тяжелых последствиях нодгвнего исторического прошлого, привели к формированию новых особенностей в национальной литературе, способствовали эво-

люции художественного осмысления действительности, что прежде всего отразилось в прозаических произведениях китайских писателей. Поступивший период развития прозы характеризовался тем, что розмышления об историческом процессе и думы о трагических событиях в кизни китайского народа стали основными мотивами в литературе КНР начала 80-х годов.

С конца 70-х годов на литературную сцену выходят писатели так позываемого "среднего возраста", имевшие некоторый литературный опыт до "культурной революции". Это Лю Биньянь, Лю Синьу, Ван Мэн и другие.

* Литература нового периода начинается с раскрытия судеб интеллигенции. Для Ван Мэна тема китайской интеллигенции и кадровых работников "ганьбу" - оообая тема, в которой он старается художественно осмыслить их судьбы в период социальных катаклизмов. Она явилась откровенном, своеобразной исповедью Ван Мэна, прежде ьсого в таких произведениях нового периода, как "Всего дорожо", "Компривет", "Мотылек", "Исповедь парикмахера".

Но заостряя внимания на описании сцен насилия и жестокости времен "культурной революции", посредством художественного анализа автор исследует судьбы своих героев: интеллигентов и кадровых работников и старается понять истоки, первопричины национальной трагедии, искалечившей физически и духовно жизни миллионов людей. В своих произведениях автор стремится выразить свои душевные переживания, сомнения и думы, которые владели им на протяжении болов чем двадцати лет молчания.

В третьем разделе повествуется о том, какую большую роль сыграло в жизни и творчестве Ван Мэна 16-летнее пребывание в ссылке в Синьцзяие. В это время складываются основополагающие принципы своеобразного, оригинального художественного видения - писателя, особенно ярко проявившегося в ого прозе 80-х годов.

Несмотря на то, что этот период сетрал важную роль в формировании творческой индивидуальности писателя и составляет большой отрезок жизни Ван Мэна, он еще не исследован критиками. Синьизян оказал влияние не только на становление взглядов художника, но и повлиял на его жизненные ориентиры. Если для молодого Ван Мэна представления о мире, о назначении человека бшш связаны прежде всего с классовыми критериями, то под влиянием окружающей среды, мировосприятия ладей, живуцкх в Сшгьцзяне, в его

сознании происходит переосмысление ценностей. Ван Мэн во время своей ссылки отходит от первостепенности политического критерия в оценке личности к более широким представлениям о мире и человеке. Писатель приходит к осознанию человека как высшей ценности бытия, к праву каждой суверенной личности на самостоятельное, независимое от политики существование.

Одним из факторов, повлиявших на взгляды и убеждения писателя в эти годы, было изучение уйгурского языка, знание которого помогало ому не только в общении с людьми, в решении повседневных проблем, но и сыграло большую роль в расширении представлений Ван Мэна о литературе.

Синьцзянская тема занимает особое место в прозе Ван Мэна 80-х годов. Это не только дань времени, людям, поддержавшим его в трудные годы, но прежде всего особый, творческий этап в эволюции художника, обогативший его писательскую палитру новыми сюжетами, образами, новыми выразительными средствами. Ван Мэн посвятил Синьцзяну рассказы, повести, очерки, которые объединены в сборнике "На берегах Или". Умение во всем происходящем находить положительные стороны, способность в небольших знаках внимания подмечать искренность и доброжелательность, талант превращать кадцоо доброе слово в счастливое мгновение - вот что характеризует прозу Ван Мэна, посвященную синьцзянскому периоду. Писатель становится мягче, сентиментальнее, восприимчивее к бедам других, к их радостям, научился радоваться малому, но действительно прекрасному. Научился видеть и сумел передать в своих произведениях динамику спокойной и размеренной жизни, научился житейской мудрости. Мир в представлениях Ван Мэна расширился по только в физическом пространстве, но и углубился в мир человеческих чувств,- эмоций, переживаний. Именно через этот микромир писатель открывает беоконечное многообразие взаимосвязей человека и природы, человека и общества. Писатель открывает прекрао-поо в человеке и в чоловечеоких взаимоотношениях, происходящих внутри сложного общественного процесса, и выделяет личность в самостоятельную ценность. Синьцзян - это особый художественный мир, в котором писатель сумел передать неповторимый местный колорит и душевную красоту дяголой этого края, его сказочную природу. Все это нашло отражение в произведениях: "По родным местам", "О, Мухаммад Ахмэд", "Светлосерые зрачки", "Молодец Исмаил",

"Соколиное ущелье", "Любовь Лмшш", "Беззаботное путешествие", "Кольбинур". В этих произволениях видны поиски писателем новых художественных средств. Изображение объемного, психологически достоворного образа не могло быть выражено ни средствами нормативно-воспитательной эстетики, ни приемами героической идеализации, которую Вон Мэн еще использовал в своих рассказах начала 00-х годов "Свет", "Всего дороже". Задачи художественного развитая неумолимо требовали пересмотра прежних нормативов, пристального внимания к внутреннему миру человека, к формированию ого индивидуальности. И в этих произведениях Ван Мэн выдвигает на порвый план личность, подвергая ее социально-психологическому и художественному исследованию средствами реалистического повествования. В ого прозу проникают темы, сюжеты, которые но характерны для его творчества 50-х гг. От общих, абстрактных, политических тем Ван Мэн переходит к частным проблемам человека, семьи, к тома любви. В ого проза появляется женская тема, которая занимает особоо место в его синьцзянском цикле.

В этом цикле писатель рассматривает и тему духовного раскрепощения женщин. Ван Мэй считает, что имонно в судьбах женщин ярче всего отражается стремление человека к освобождению от патриархальных обычаев, стереотипов мышления. Эта тема рэскрыта автором в произведениях "Кальбт[ур", "Светлосерые зрачки", "Любовь Амилы". В прозе, посвященной Синьцзяну, Ван Мэн проявляет себя как тонкий психолог, аналитик душевного состояния и поступков ляде;!, описывая их в лирической манере, где всегда присутствуют грустные ноты. В этих произведениях нот острых конфликтных ситуаций, ого горой но стремятся к активной политической борьбе, не идут на самопожертвование роди общественных идеалов, как в ого раните рассказах. Намеренно отходя от классического стереотипа положительного или отрицатолыюго героя литературы 50-х годов, Ван Мзн углубляется во внутренний мир своих персонажей, прослеживает поводошге лвдоН в различных кизненных ситуациях. Если в ранних произведениях борьба старого и нового, поиски справедливости проявлялись в массовых позициях персонажей, их общественной значимости и преданности идеалвм нового общества, то в рассказах, посвященных Синьцзяну, такая борьба це менее остро и драматично представлена как внутренняя борьба различных потенциальных возможностей в человеке, как противостояние чело-

века отдавшим патриархальным порядкам, национальным традициям. Это, безусловно, обогатило характеры персонажей, приближая их к типическим образам. В этом своеобразие синьцзянской прозы Ван Мэна, которая объектом исследования выдвинула внутренний мир героев.

В своих произведениях Ван Мэн затрагивает и тему человеческого противостояния, выживания в условиях, когда общество переживает большие исторические потрясения, политические катаклизмы, подобные "культурной революции". Эта тема нашла отражение в таких произведениях, как "О, Мухаммад Ахмад", "Молодец Исмаил", "Душа винограда", "Соколиное ущелье". Через высвечивание нравственных качеств героев, исследование их духовного мира происходит прежде всего "открытие" человека, где с помощью тончайшего психологического рисунка передаются его настроения, переживания, чувства.

Затрагивая в своей прозе тегду любви, Ван Мэн рассматривает ее традиционные и современные проявления, углубляется в сознание и нировоззрение народов, живущих в Синьцзяне. Присутствие уйгурского национального шора в произволениях Вон Мэна является одним из проявлений национального колорита в прозе писателя. Юмор героев Взн Мэна поддерживает их в жизни, привносит в нее оптимизм, таит з себе жизненные силы, помогающие вылить в тяжелые времена. Он является ярким проявленном гуманизма писателя, жизнеутверждающего пафоса его прозы.

Говоря о художественных особенностях прозы синьцзянского цикла, отметим, что писатель, на наш взгляд, создал свой оригинальный стиль, который сочетает внешне спокойное, беспристрастное, пак бы созерцательное отношение к описываемому о глубоко эмоциональной, лирической интонацией.

Нельзя удалять значонне данного периода в янзни и в художественной эвалпцпп писателя. Недостаточно полное освещение китайскими критиканш п литературоведами синьцзянской темы не позволяет воссоздать патую и цельную картину творчэсства художника. В связи с этим диссертант уделяет особое внимание ранее неисследованной стороне творчества Ван Мэна.

Третья глава диссертации посвящена общему анализу прозы Ван Мэна 80-х годов. Проза писателя в этот период представляет собой новую ступень в его творчестве. В новый период, о конца 70-х го-

дов, в прозе Ван Мэна.наметилась важная тенденция философского осмысления человеческого бытия. Углубляясь во внутренний мир героев и реальную действительность, Ван Мэн подвергает их историческому, национально-психологическому и философскому анализу.

Если в произведениях 50-х годов главным образом воспеваются и утверждаются идеи классовой борьбы, классового оптимизма и энтузиазма, то в прозе художника 70-80-х годов начинается освоение писателем другой стороны жизни - трагизма современности, и это придает его произведениям еще большую жизненность, правдивость, объемность и гуманизм.

Ван Мэн 80-х годов решительно вторгается в социальную жизнь, обнажает проблемы современного общества и подвергает их социально-психологическому и социально-нравственному обсуждению. В прозе этого периода проблематика его произведений расширилась и усложнилась. В произведениях изображается не только реальная жизнь, социальные конфликты, но и противоборство между добром и злом в самом человеческом существовании (например, в повестях "Мотылек", "Компривет" и др.). Для произведений этого периода характерен драматизм и трагизм.

Художественные поиски Ван Мэна развиваются в новом направлении: от объективных описаний реальной жизни к глубоким философским размышлениям, обращение к внутреннему миру человека, к его психологическим ощущениям. В прозе писателя 80-х годов перед' наш встает тот же объективный мир, но индивидуально окрашенный, личный, субъективно воспринимаемый. Акцент в произведениях перемещается от самих действий к рефдекошш героев па эти действия, к свободному мышлению, к праву личной оценки, самоценности каждого личностного сознания. Герой выступает как суверенная личность.

Главнш требованием к литература, как считает- Ван Мэн, является требование правдивости, правды лично увиденного, лично пережитого. Поэтому проза писателя несет в себе сильную автобиографическую окраску. При этом писатель не только отображает сиэнь того или иного периода в истории Китая - проблемы, когорш он затрагивает, общечеловеческие. Главная особенность его творчества нового периода состоит в том, чтобы предельно точно и образно воссоздать характеры современников, отыскивая и высвечи-вэя влияние на их сознание исторического движения времени. В

этот период мы видим, что Ван Мэн как художник поотоянно совершенствуется, он "открывает" новые образы, осмысляет новые "фрагменты" художественной действительности, пытается найти наиболее органическое соотношение между тканью повествования и ее формой.

Главным лейтмотивом творчества Ван Мэна в- 80-е годы являет-оя проблема человеческой личности, духовности. Основными направлениями самовыражения писателя стали тема интеллигенции и молодежи, тема его современников.

Проблема интеллигенции всегда занимала особое место в современной истории Китая и была тесно связана с судьбой нации. В китайской литературе 80-х гг., в частности, в произведениях Ван Мэна, образы интеллигенции связаны о покаянием, с размышлениями о прошедшем и думами о возрождении человеческой личности, эти лхди ищут пути, изменения и обновления общественного сознания. Тема интеллигенции наиболее близка самому Ван Мэну, потому что мироощущение старшего поколения - это его собственное мироощущение, весь сложный путь поколения 50-х - это его собственная судьба. В своих произведениях, посвященных интеллигенции, писатель сумел отразить прежде всего внутреннее смятение поколения 50-х, чувство растерянности и сомнения перед переменами, происходящими в китайском обществе 80-х гг. Этой теме посвящены такие произведения, как "Гладь озера", "Смятение", "Анданте Кантабиле", "Ветер на плато", "Сказание о знаменитом враче Лян Ючжи" и др.

Другая сторона творчества писателя обращена к проблемам современной китайской молодежи. Автора волнуют искания молодежи 80-х, ее идеалы и стремления. Это стало отдельной темой писателя, как бы заново открывая в его творчестве проблему молодежи, начатую в 50-х в рассказах "Праздник Весны", "Зрачки", "Вечерний дождь".

В своой молодежной темо Взн Мэн пытается исследовать нравственное неблагополучие а бездуховность, агрессивное неприятие молодыми лвдьш недавнего исторического прошлого своей страны, пессимизм и нарастающее противоречие поколений, перешедшее в проблему "отцов н детей". Все это заставляет ого защищать "наивный идеализм" своей молодости, где больше ценились такие качества, как коллективизм, бескорыстие, самопожертвование. В таких произведениях, как "Весенний вечер", "Взгляд в ночь", писатель.

как бы полемизируя, сравнивает юность своего поколения с поколением китайской молодежи 80-х годов. Исследуя психологический портрет современного молодого человека, Ван Мэн отмечает существенные изменения в его духовном мире и внешнем облике. В нем стали больше проявляться такие черты, как тяготение к западной культура и во ценностям, западному образу жизни. Эта тема отражена в рассказах писателя "Сказание о знаменитом враче Лян Ючжи" и "Ветер на плато".

В прозе 80-х годов прослеживается и эволюция автора в выборе главных героев. Если в его первых произведениях нового периода "Всего дороже", "Компривет" положительный герой прежде всего патриот, идейно-убежденный, политически-сознательный гражданин отечества, обладающий огромной жизненной энергией, трудолюбием, идущий на большие жертвы ради общественного блага, то в повести "Мотылек" главный герой, кадровый работник, "ганьбу", Чган Сыюань в рбзультэте жизненных коллизий от крайней политизированности, бескомпромиссной?!! в убеждениях приходит к пониманию иного уклада жизни, иного ого восприятия через призму духовного осмысления и осознания самоценности каждой личности. Это произведение, по мнению Д2С09ртанта, стало важным этапом в эволюции Художественного мышления Ван Мэна. Но если в повести "Мотияеи" только намечена основная идол психологической эволюции гороя, то в последующих произведениях - "Грезы о мора", "Слушая мора" - писатель представляет разверстую картину внутренних эмоциональных переживаний своих героев, полифонию их чувств и мыслей.

Выдвигая в прозе 80-х гг. на первый план проблему личности, Ван Мэн включается в процесс глубокого осмысления этой проблемы, происходящий в искусстве XX века как в философском, так и в эо~ • тетичоском плане.

Использование элементов модернистской эстетика позволило писателю расширить возможности художественного отображения внутреннего мира человека. Однако китайскому, в частности ванагнов-скому модернизму, приаодзааду в страну вместе с политикой модордк-зацки, в отличие от западного, присущ более активный характер, остается сознание единства с народом при всей обращенности к себе, чувство трагизма связано с печалью о стране и народо, а не является следствием личного духовного кризиса. С западной, модернистской точки зрония, ванмэновская литература "потока созиа-

ния" не ломает условную структуру повествования, она не "дегу-манизирована". Тонкий и оригинальный психолог, Ван Мэн, не признает за подсознательным доминирующего, решающего значения во всем строе человеческой психики, какое оно приобретает у западных модернистов. Его интересуют не душевные аномалии и отклонения, а глубокое и полное постижение человека. Свое художественное кредо писатель формулирует следующим образом: "...о помощью внешних деталей изобразить помыслы, чувства, ассоциации и видения, движение сознания" ("Вэньи бао" 1980, Л 9, с. 49).

Использование элементов модернизма придало произведениям писателя новую художественную форму, новый стиль. Художник испытывает огромную потребность высказать накопившиеся в нем мысли, идеи, переживания, которые он стремится выявить в выразительной, яркой и запечатлевающейся форме. В процессе мысленной детализации отдельных эпизодов, сцен, конфликтов, событий писатель включает деятельность своей памяти, и № часто встречаем в произведениях Ван Мэна обращение героев к воспоминаниям, ассоциациям. В этих воспоминаниях писатель показывает духовно-нравственный потенциал своих персонажей, их отношение к происходящему в обществе, социально-исторические и фдлософско-психологические причины их поведения. В рассказах "Грезы о кора", "Слушая море" можно заметить, как прозаик изменяет своей прежней манере повествования, меняет авторскую позиции и способы ее выражения. В этих произведениях открываются сложные процессы формирования фзлософско-эстетической концепции писателя, а также поиски емкой художественной формы, способной дополнительно расширить рамки ого художественного видения. Ван Мэн пытается уловить и передать "полный спектр" умственных процессов своих героев, в котором сознательное восприятие сочетается с полусознательными мыслями, воспоминаниями, переживаниями и случайными ассоциациями. Новый стиль писателя вызвал большой интерес китайских критиков и литературоведов. Дискуссии о новой прозе писателя начались на страницах пориодичвской печати. На страницах газеты "Жэньминь яи-бао" организатором обсуждения било Общество изучения современной китайской литературы и редакция "Вестника Пекинского педагогического университета". Участниками этого совещания - критиками, научными работниками, преподавателями вузов - было отмечено новаторство писателя. В связи с этим С.А.Торопцев отмечал,

что "творчество писателя - наиболее яркий в литературе КНР пример активного поиска новой образности, нового стиля, да и нового содержания. Ни у одного другого писателя эти черты не выступают столь концентрированно".

Его проза привлекла внимание читателей не только новизной художественного стиля и формы, но и тем, что в ней отразились психология, чувства, настроения и размышления народа над переменами, происходящими в китайском обществе. Читатели увидели реальную жизнь, в которой они жили, психологию и общественное мнение, которое существует в обществе именно в данный отрезок времени. Заслуга Ван Мэна в том, что он смог, опережая вкусы своих читателей, привнести в литературу свои, новые своеобразные творческие приемы и усилить тем самым интерес к своей прозе и к своей литературной индивидуальности.

В прозе писателя 80-х годов счастливо уживаются свободные ассоциации, мотафоры и символы, ирония и публицистичность, в ней прихотливо сплетены трагическое и комическое, переживания от сиюминутных дел и глубокие философские размышления, суровая . критика и необузданный темперамент. Поиск художественного самовыражения приводит пиоателя к оригинальному образному решению творческих замыслов. В его произведениях мы видим еще одну особенность новаторской прозы этого периода - стремительный тага, быстроту смены "картинок". С развитием модернизации в Китае теш жизни ускоряется - эти внешние события накладывают отпечаток и на развитие художественной прозы. Произведения расширяются тематически , ткань повествования психологизируется. В произведениях "Чалый", "Грезы о море", "Слушая мора" эти новые черты ван-мэновокой прозы проявились наиболее ярко, мы можем наблюдать там философичность, ассоциативность, психологическую многоплановость образов.

Ощущение времени, чувство быстро текущего потока жизни, ответственность перед ней, мысли о судьбе - вое это составляет основную канву его прозы 80-х гг., где зримо присутствует история к человечеокая судьба. Если рассматривать произведения в целом, то можно заметить, что писателю свойственно умение полизать конфликт между историческими изменениями в обществе п душевным состоянием героев в момент этих исторических перемен. Основное развитие сюжета обычно строится Ван Мэном на конфликте поколений,

проблема "отцов" и "детей", конфликте неосуществленности, борьба нового, нетрадиционного мышления о проявлениями старого, патриархального сознания.

Впервые в структуре произведений Ван Мэна персонифицируется природа: ее функционирование нэ ограничивается вспомогательной роль»: она несет самостоятельную смысловую и художественную нагрузку. Взаимоотношение с природным миром помогает не только формированию нравственных норм, но и помогает человеку обрести смысл своего назначения на земле. Цветистый язык прозы Ван Мэна - отличительный признак его техники. Превращение словесного повествования в поток музыкально-организуемых образов также составляет характерную особенность его прозы.

Сатирические и юмористические произведения Ван Мэна являются отклонением от привычного писателю стиля "потока сознания", но вместе о тем пластично вписываются в его творчество, становясь одной из граней мастерства. В них Ван Мэн не изменяет своей творческой манере, используя смех для достижения тех же целей, только другими методами. Сатира и шор, наиболее четко выраженные в рассказах "Взаимопомощь". "Поборник Единства", "Спорщик", "Роспуск Отдела волокиты", являются определенным этапом в поисках новых форм выражения. Острое жало ванмэновской сатиры направлено против тех отрицательных явлений и сторон жизни, которые мешают нормальному развитию страны, и этот литературный жанр позволдл ому достигнуть большей силы воздействия.

В прозе Ван Мэна существует удивительное "заглядывание вперед", способность предсказывания. В 1982 году писатель опубликовал повесть "Трудная встреча". Этой повестью он затршул множество прездэ не затронутых тем, особых областей жизни и творчества. Ван Мэн опередил писателей своего времени, одним из первых поставив в своем творчестве проблему "встречи" китайской и западной культур в новых исторических условиях. Он уже тогда понял а осознал важность этой темы, что доказывает глубину его художественного восприятия, остроту и свежесть (лишения, Ван Мэн первым обратил внимание на психологические трудности восприятия китайцами "слияния" двух культур в новый период. Эта тема просле-знвается и в следующем его крупном произведении - романе "Подвижные картинки". В этом романе подвергается осмыслению длительный исторический путь Китая; это а опыт тонкого анализа контакта кя-

тайской и западной культур и общественно-психологического отклика на этот контакт. Со времени движения "4 мая" в истории новой литературы, начиная с лусиновских "Записок сумасшедшего", постоянно появлялись антифеодальные произведения, посвященные теме семьи в старом обществе. В романе Ван Мэна на материале 80-х годов-продолжается эта традиционная тема, но она поднимается на новый идейный уровень, приобретая новое значение, вызывая новые размышления о действительности, сочетающей новое и старое. Этот роман повествует об узости и грубости феодально-патриархального мышления, рисует типичную картину жизни старого общества на примере дщой китайской семьи.

В творчестве Ван Мэна можно выделить следующие этапы художественного мышления: от воспевания идеи классовой борьбы в рассказе 50-х гг. "Фасолинка" до остро критического изображения действительности в рассказе "Новичок в орготделе", принесшем писателю известность; объективное изображение трагедии в современной жизни в конце 70-х и в начала 80-х годов, включающее проблемы духовного кризиса китайского общества после потрясений "культурной {;;Компривв-г"; "мотылек", "¿май на привя-

Зй" и др.); филооофское осмысление окружающей действительности, характеризующееся целостностью синтетического взгляда на мир "Грезы о море", "Слушая море"). Специфику художественно-стилевой эволюции в творчестве Ван Мэне можно увидеть в свободном сочетании традиционного реализма и активного.романтизма в ранний период творчества, что было предопределено нормативностью творческого метода китайской литературы 50-х годов; затем наблюдается усиление роли "синтезированных" средств изображения после возвращения Ван Мэна в литературу в конце 70-х - начало 80-х годов, когда писатель расширяет границы своего художественного метода, используя в своем творчестве элементы модернизма.

В сложном единстве проблематики, метода и стиля произволе-' пай художника реализованы доминирующие общоствешю-иоторнческле и эстетические тенденции времени. Проза писателя 80-х гг. воплощает ту двуплановость, тот "новый синтез" истинно современного произведения, где слиты воедино философские, общечеловеческие идеи и конфликты социально-конкретной действительности.

В Заключении подводятся итоги исследования и подчеркивается, что в творчестве Ван Мэна прослеживаются основные этапы ста-

ноаления и развития китайской литературы о середины 50-х годов и до настоящего времени.

По теме диссертации опубликованы статьи:

1. Тема Синьцзяна в творчестве Ван Мэна. - Сборник "Литература и культура народов Востока". Москва, "Наука", 1991,

о. 3-И.

2. Творчество китайского писателя Ван Мэна з 80-е годы. -Сборник "Китай и мир. История, современность, перспективы". -Тезисы докладов 3-й международной научной конференции. Москва, ВДВ, 1992, с. 77-80.

3. "Спньцзяп в жизни и творчество Вал Мэна", Изд-во "Наука", журнал "Цроблеш Дальнего Востока. - Москва, 1993 г.

(в почата). I п.л.