автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Ведическая культура как исторический тип

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Касаткин, Владимир Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Ведическая культура как исторический тип'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Касаткин, Владимир Федорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Истоки ведической культуры.

1.2. единство и многообразие ведической культуры.

1.3. Непрерывность и преемственность ведической культуры.

ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ВЕДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1. Философско-эстетические основы индийского искусства.

2.2. Философское толкование танца Шивы.

2.3. Генезис зрелищных искусств.

2.4. Теоретический трактат «Бхаратанатьяшастра» и его роль в развитии зрелищных искусств Индии.

2.5. Ведическая идейно-сюжетная основа зрелищных искусств Индии.

ГЛАВА 3. ВЕДИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ.

3.1 .Концепция «раса». Символический язык классического танца.

3.2. Классический театр катхакали.

3.3. Фольклорные театры, этнические и племенные танцы в системе ведической культуры.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Касаткин, Владимир Федорович

Актуальность темы исследования

Своеобразие и высочайший уровень материальной и духовной культуры Индии, ее целостность при необычайном многообразии форм, непрерывность культурного опыта индийских народов различных эпох и географических областей привлекают внимание западной культурологии. Работы по различным аспектам проблематики культуры и духовных процессов Индии, как ее прошлого, так и современного периода развития, в определенной степени отражают постепенный уход в прошлое традиционного противопоставления «Восток - Запад» и все увеличивающееся стремление к культурному диалогу в период кризисных явлений, ставших очевидными в европейской культуре последних десятилетий. Веды являются объектом пристального изучения, и в научной литературе им уделяется большое внимание, однако, ведическая культура как феномен еще недостаточно изучена и требует пристального внимания не только индологии, но и культуроведения. Ведическая культура сохранила свою глубинную архетипическую основу, на которую в большинстве случаев наслаиваются ведические традиции, дошедшие до конца XX столетия и приобретшие в зрелищных мероприятиях новые оттенки и нюансы, подтверждающие высокие духовные идеалы культуры Индии, определяющие ее жизнестойкость и одновременное сочетание своеобразия и универсализма, традиционализма и новаторства. Было бы неверно понимать народные формы зрелищных искусств как искусства, вызванные к жизни только религией и всецело ей подчиненные. Эта точка зрения прочно укоренилась в европейском культуроведении. Индийские Веды и такие явления художественной культуры, как зрелищные искусства, с древнейших времен представляли жизнь индийцев во всей многогранности, выходя далеко за рамки религиозно-догматического восприятия мира. Индуизм является идеологической основой Вед, однако Веды - это письменные источники, представляющие собой всеобъемлющие обобщения человеческого опыта большинства компонентов культуры.

Общий характер интегрирующих тенденций такого аспекта индийской культуры как зрелищные искусства требует теоретического осмысления ввиду того, что зрелищные искусства имеют прочные связи с философско-мировоззренческими социальными системами; художественная культура обладает выразительными средствами, во многом определяющими индийскую национально-самобытную художественно-образную систему рефлексии мира. В сценическом искусстве гармонично взаимодействуют все виды творчества, вне специфически синтетической природы зрелищные искусства ни существовать, ни развиваться не могут. Их изучение в системе ведической культуры, впитавшей еще более древний опыт доарийской цивилизации, способствует пониманию современных культурно-исторических процессов, осмыслению основополагающих принципов современной культуры, путей взаимодействия западного и восточного мировоззрений.

Изучение этого важного аспекта индийской эстетики и многовековой практики искусства народов Индии имеет не только научно-теоретический, но и познавательный смысл. Оно способствует интенсификации диалога культур двух стран - России и Индии, проявляющих большой взаимный интерес друг к другу.

Степень разработанности проблемы.

Ведической культуре и зрелищным искусствам как одному из ее аспектов посвящено обширное число научных исследований индийских искусствоведов, философов, культурологов. К числу наиболее интересных исследований, посвященных истории, философ-ско-эстетическим основам зрелищных искусств следует отнести труды Е.Бхавнани, П.Банерджи, Н.Кастури, С.К.Чаттерджи, М.Гхоша, Г.Т.Дешпанде и других. Огромное значение для европейского культуроведения имел перевод на английский язык теоретического трактата «Бхаратанатьяшастра», сделанный Маномо-ханом Гхошем. Работ, представляющих зрелищные искусства Индии в контексте ведической культуры не столь много: Coomaras-vamy А.К. A new approach to the Vedas. London, 1933; Subrahman-yam P. Bharata's art: then and now. Bombay, 1975; Mathur J.C. Drama in rural India. Delhi, 1964; Mukerjee R. The culture and art of India. London, 1959; Pandit S. An approach to Indian theory of art and aesthetics. Delhi, 1977; Mukerjee R. The Cosmic art of India. Bombay, 1965; Лили Самсон. Ритмы радости. Традиции индийских классических танцев. Люстр Пресс, Нью-Дели, 1986; Среди работ западных исследователей пожалуй, наиболее основательными являются: Goetz Н .Indien Funf Jahrtausenden. Indischer Kunst. Baden-Baden, 1964; Thomas P. Epics, myths and legends of India. Bombay, 1961; Mackay E. Early Indus civilisations. London, 1948; Eberhard Redling. Die Tanzkunst Indiens. Berlin, 1981 и другие.

Среди отечественных авторов в первую очередь важно назвать труды исторического и историко-культурного характера, литературоведческую, философскую и этнографическую литературу востоковедов Ф.И.Щербатского, С.Ф.Ольденбурга, И.П.Минаева. Пожалуй, ближе всего к теме исследования оказались работы Котовской М.П. "Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии", Сидоровой B.C. "Художественная культура Древней Индии", Ерасова Б.С. "Культура, религия и цивилизация на Востоке." В фундаментальном труде М.П.Котовской представлена концепция синтеза индийских зрелищных искусств. Гипотизы о происхождении индийского театра и вопросы теории театрального искусства Древней Индии удачно освещены В.С.Сидоровой. Концепция "раса" фундаментально представлена Ф.И.Щербатским в статье "Теория поэзии в Индии", Гринцером П.А. "Теории эстетического восприятия ("раса") в древнеиндийской поэтике", Эрманом В.Г. в книге "Драматургия и театр Индии"

Теоретические обоснования и исследования явлений культуры Древнего Востока, в частности Индии, представлены в работах Г.В.Драча «Культура древних цивилизаций», А.Н.Ерыгина «Историческая типология культуры», «Восток — Запад - Россия», В.С.Костюченко «Классическая веданта и ведантизм», В.С.Васильева «История религий Востока» и др. Однако в этих работах не уделяется внимание типологической целостности индийской культуры, сохраняющейся во времени и пространстве. Границы ведической культуры определены от прихода ариев до появления буддизма, а ее художественно-эстетический аспект представлен незначительно.

Цель и задачи исследования.

Гипотеза о том, что секрет непрерывности индийской культуры, а также ее парадоксы - единство и разнообразие, универсальность и локальность, традиционализм и новаторство - кроется в ее ведической основе, потребовала значительно расширить и углубить понятие «ведическая культура», определив значительно шире и ее временные границы. Веды рассматриваются как стержень, на который в течение тысячелетий нанизывается множество компонентов. Определить парадигмы ведической культуры, а также дать характеристику ведического типа культуры через наиболее репрезентабельный ее компонент - индийские зрелищные искусства, отражающие все аспекты жизни и моментально реагирующие на все ее изменения, - основная цель диссертационной работы. Охарактеризовать ведический тип культуры не представляется возможным в системе понятий и категорий, поскольку по своему содержанию она представляет собой ансамбль художественных образов и систему миропредставлений, которые непереводимы на язык современного абстрактно-понятийного уровня. Поэтому задача заключается в том, чтобы не разрушать художественно-эстетический контекст ведической культуры, более того, представляется перспективным воссоздать типаж ведической культуры через обращение к ее художественно-эстетическому основанию. Поэтому в работе основное внимание уделяется зрелищным искусствам Древней Индии, которые сохраняют ведические традиции и позволяют реконструировать ведическую культуру как тип исторической целостности.

В связи с этим возникает необходимость анализа зрелищных искусств Индии в их взаимосвязи и синтезе с другими аспектами художественной культуры, а также с философией, религией, историей, литературой и мифологией в системе ведической культуры. В ходе исследования приходится решать и более узкие задачи, которые однако имеют большое значение для раскрытия основной темы.

1. Проблема генезиса зрелищных искусств Индии в контексте культуры.

2. Определение места зрелищных искусств в культуре Индии.

3.Определение неразрывной идейной связи зрелищных искусств с ведической культурой, на основе анализа ведических сюжетов, символического языка жестов и художественных приемов.

Теоретико-методологические основы работы.

Диссертационная работа базируется на использовании ряда общенаучных и общелогических методов и приемов исследования, в частности, индуктивно-дедуктивного, гипотетико-дедуктивного, системного подхода. Основные методы диссертации характеризуются сочетанием исторического, сравнительного и контекстного подходов, направленных на решение поставленной проблемы, с учетом их применения к конкретным этапам исследования. Понимание историко-культурных ступеней развития культурных образцов, выявление общего и особенного в культурологических системах достигается с помощью сравнительно-исторического метода. Работа с отдельными фактами дает возможность сделать обобщенные выводы по аспектам исследования, а восхождение от абстрактного к конкретному позволяет сконцентрировать фокус на определенном явлении, наиболее ярко характеризующем предмет исследования. Невозможно игнорировать исторический метод ввиду сложности рассматриваемых объектов культуры. Метод структурно-генетического анализа и синтеза направлен на вычленение в сложном объекте его сущности, оказывающей влияние на все остальные его элементы.

При написании работы автор опирается на труды представителей отечественной и зарубежной культурологии, философии, искусствоведения, а также использует собственные наблюдения, осуществлявшиеся при посещении в Индии научно-исследовательского центра культуры Шрирам Бхаратия Калакендра, академии танца Калакшетра, института Каламандалам, исследовательского центра танцевального искусства Наланда Дане Рисеч Инститьют доктора Канак Реле, частной танцевальной школы госпожи Ранганаики Джаяраман, автор также использует наблюдения, сделанные по видеоматериалам, предоставленным библиотекой Шрирам Бхаратия Калакендра и Филмз Дивижн ов Индия, и во время фестивалей мастеров искусств Индии и фольклорных праздников в штатах Керала, Тамилнаду, Раджастан.

Научная новизна диссертации.

1. Всесторонне рассмотрена сущность ведической культуры в ак-- сиологическом плане, ее историческая протяженность доведена до современного этапа, внутреннее содержание этой культуры рассмотрено не с точки зрения культа и религии, но с учетом совокупности всех культурных компонентов, прежде всего, зрелищных искусств.

2. Впервые ведическая культура как исторический тип рассматривается на материале наиболее репрезентативного ее компонента - зрелищных искусств.

3. Впервые была сформулирована и поставлена проблема зрелищных искусств в системе ведической культуры, оказавших значительное влияние на типологическую целостность индийской культуры.

4. Проведен системный анализ индийских зрелищных искусств с учетом их синкретизма и интеграции и определена их роль в системе ведической культуры, найден художественно-эстетический спектр видения проблемы ведической культуры, как исторического типа.

5. Принимая во внимание неучтенные исследователями явления ведической культуры, сделан ряд новых выводов, позволяющих более глубоко и всесторонне рассмотреть проблему происхождения театра и других видов зрелищных искусств, как компонентов ведической культуры.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Ведическая культура , возникшая на основе слияния дравидийской и арийской форм, проявляется в совокупности всех культурных компонентов, философско-идеологическим центром которых являются Веды, пураны, ведический эпос и другие произведения.

2. Веды, являясь универсальной основой ведической культуры, представляют собой не только религиозный, но и энциклопедический источник знаний по всем областям культуры Древней Индии, в частности, по философии, теории искусства, языкознанию.

3. Идейно-философская основа ведической культуры является фактором ее исторической непрерывности.

4. Ведическая литература охватывает гетерогенный материал, сочетает религиозные, философские и дидактические цели с чисто эстетическими установками и принципами, но по существу представляет собой еще не литературу в узком смысле этого слова, а своего рода энциклопедические своды, стремящиеся осветить все стороны жизни, ответить на любые ее запросы.

5. Гетерогенность индийской культуры касается только ее форм и не нарушает глубинного единства культуры, которое определяется как некоторыми принципами духовной всеобщности, исходящими от Вед, так и признанием их авторитета на уровне высших религиозно-философских обобщений.

6. Древние индийцы систематизировали и упорядочили зрелищные искусства как явление культуры, стремясь к универсальной синтетической точке зрения на отдельные явления, пытаясь привести к общему знаменателю различные формы своей деятельности.

7. В Древней Индии определилось единство зодчества, ваяния, живописи, музыки, вокала, литературы, и каждый из аспектов искусства рассматривался в системе взглядов на него ведической литературы по теории искусства.

8. Сложный механизм влияния религиозно-философских идей на формирование эстетической мысли Древней Индии определяет многослойность сакрального смысла символа могущественного бога созидания и разрушения, который предстает в зрелищных искусствах в образе космического творца, как воплощение жизни и смерти, открывая людям «цель пути» - освобождение от земных иллюзий и достижение религиозного просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре вселенной.

9. Исполнительские искусства взаимосвязаны с большей частью аспектов культуры. Индийцы самое конкретное выражение внутреннего состояния и мировоззрения находят в танце, в котором используются все средства других видов искусств, поэтому невозможно понять архитектонику одной формы, не имея представления о всех прочих способах художественного выражения, которые постоянно заимствуются и синтезируются и стремятся передать вселенские и обезличенные чувства.

10. В Древней Индии сформировалась идейно-философская система, которая оказалась устойчивой и одновременно гибкой, благодаря ведическим этико-эстетическим универсалиям, ставшим на протяжении двух тысячелетий основополагающими для всех сфер жизни индийцев, в том числе для зрелищных искусств. В этих универсалиях и заложена основа, благодаря которой традиционное и новое находятся в гармоничном единстве диалога, что определяет единство и непрерывность ведической культуры.

11. Индийское классическое и народное искусство демонстрирует свою связь с системой ведических знаний религии, ритуала и обряда, грамматики и риторики, законов музыкальной гармонии.

12. Следование традициям Вед явилось одним из условий сохранения реликтовых сторон зрелищных искусств, непрерывности их развития и абсорбирования новых форм соответствующих времени. Зрелищные искусства Индии, корни которых уходят в доведи-ческие времена, приобрели идейно-философскую основу в системе ведической культуры, они являются наиболее репрезентативным компонентом, позволяющим реконструировать ведическую культуру как тип исторической целостности.

Практическая значимость работы.

Результаты исследования , а также использованный в нем фактический материал может быть использован в работах по изучению теории и истории культуры. Отдельные положения диссертации могут быть включены в учебные пособия и спецкурсы по названным дисциплинам. Сама работа при соответствующих сокращениях может представлять собой специальный курс для студентов философских, искусствоведческих, филологических факультетов, а также факультетов культуры Востока. Работа может служить одним из моментов дальнейшего решения рассматриваемых проблем в рамках теории культуры.

Апробация работы.

Некоторые положения работы были апробированы на практических занятиях студентов Донского технического университета, теоретических семинарах философского факультета РГУ, на занятиях учащихся старших классов средней школы, в лекциях и тематических семинарах для слушателей - участников Народного театра восточной танцевальной драмы "Лила", для хореографов и деятелей культуры, чья работа связана с индийским искусством, а также на международных фестивалях индийского искусства, про

14 водимых Народным театром восточной танцевальной драмы "Лила".

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Какова роль ведических зрелищных искусств в индийской культуре? Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997

Что представляет собой культура Хараппы? Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999

Что представляет собой ведическая культура? Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения (объем текста 139 машинописных страниц), списка литературы (138 наименований в т.ч. 45 - на иностранных языках).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ведическая культура как исторический тип"

Заключение.

Ведическая культура представляет собой уникальный образец единства разнородных элементов, центральное место среди которых занимают Веды, являющиеся одновременно и ее универсальной основой. Веды - это тот стержень, на который нанизывается множество культурных компонентов в течение тысячелетий. Веды и последовавшая за ними философско-религиозная и художественная литература- пураны, эпические произведения, сутры, шастры -находятся в центре ведической культурной системы, они склеивают огромное разнообразие форм, внешне, порой, весьма далеких друг от друга. При этом даже первые четыре Веды не являются собственно религиозными произведениями, в них в мифологически-образной форме представлены энциклопедические знания, охватывающие все сферы культуры древней Индии. Начало метафизической философии четырех Вед получило свое продолжение и развитие в последующей литературе. Уникальная способность индийцев к классификациям очевидна уже в четырех Ведах, и эти классификации явлений культуры были первым научным методом познания и объяснения мира.

Что касается индуизма, то его полиморфизм и секуляризм, соединяющий самые разнообразные, часто противоречивые , замкнутые в себе и отгороженные элементы, сыграл значительную роль в сохранении ведических черт индийской культуры до нашего времени.

Ведическая основа обеспечила также стабильность и единство огромного числа разнородных племен и народностей, несмотря на их политическую разобщенность и различие в языках.

Ведическая система оказалась способной к внутреннему саморазвитию и обновлению, а содержание ее морально-этических ценностей настолько универсально, что обеспечило непрерывность развития ведического общества независимо от формационного устройства. Исконное ведическое единство религиозных и философских компонентов, единый аксиологический подход к природным и социальным явлениям, существует среди индусского населения и по сей день.

Веды оказали огромное влияние на развитие зрелищных искусств. Возникшие в архаический период, когда во время ритуальных действий культового содержания формируется художественно-образное мышление человека, его способность к подражанию и перевоплощению, прототипы зрелищных искусств получили свое развитие в процессе эволюции религиозных культов. В дальнейшем, став компонентом ведической системы, они достигли чрезвычайно высокого уровня, были осознаны человеком как искусство, стилизованы и классифицированы в трактате «Бхаратанатьяша-стра».

Индийские зрелищные искусства прошли многовековой путь развития, в течение которого они обогатились множеством элементов, сохраняя при этом свою глубинную архетипическую основу , на которую в большинстве случаев наслаиваются ведические традиции, дошедшие до конца XX столетия, приобретшие в зрелищных мероприятиях новые черты и нюансы, подтверждающие высокие духовные идеалы культуры Индии, определяющие жизнеспособность и удивительное сочетание своеобразия и универсализма, традиционализма и новаторства.

Индийцы,обладающие уникальной способностью к классификациям и обобщениям, проявившейся еще в ранневедические времена, создали уникальный научный трактат о зрелищных искусствах "Бхаратанатьяшастра", который был возведен в ранг пятой Веды. И это имело веские основания. Веды, вмещавшие в себя знания по всем областям культуры Древней Индии, пользовались среди индусов непререкаемым авторитетом. Зрелищные искусства с их тенденцией к интеграции и синкретизму являлись носителями информации, касающейся большинства сторон деятельности человека, его мировоззрения, его понимания природы, причем они обладали уникальным языком символов, доступным для понимания всеми членами кастового общества. Через музыку, танец, драму индус, обладавший художественно-образным мышлением, постигал мир.

Получив научное осмысление в «пятой Веде» , зрелищные искусства приобрели фундаментальную основу для передачи специальных знаний от поколения к поколению, что и объясняет удивительную жизнестойкость форм и приемов танца, музыки и драмы, сохранивших свою первозданность до наших дней.

Благодаря высокому уровню зрелищных искусств Веды приобрели для всех членов общества более доступный, чем толкования и комментарии брахмана своеобразный тип «шрути», представляющий языком музыки, танца, пантомимы ведические знания о мироздании и морально-этические принципы Вед. Формированием зрелищных искусств в ведической системе объясняется парадоксальный феномен единства при гетерогенности их форм, что свойственно и для ведической культуры в целом. Зрелищные искусства Индии, как уникальный образец интеграции и культурного синтеза, представляют собой своеобразный способ познания мира через обобщение человеческого опыта в художественно-эстетической образно-символической форме : философия толкование ведических сюжетов религия индуистская сюжетная основа, участие в религиозных праздниках и ритуалах, связь с йогой история связь ведического сюжета с определенным историческим событием психология техника абхинайи, концепция "раса" культуро-ведение теоретические трактаты "Бхаратанатьяшастра" и другие геометрия строительство театральных зданий, и частей храма, предназначенных для танца или драмы

 

Список научной литературыКасаткин, Владимир Федорович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Авастхи Суреш. Дар небес. // Курьер ЮНЕСКО. "Театры мира", май 1983

2. Авастхи Суреш. Дар небес. // Курьер ЮНЕСКО. "Театры мира", май 1983

3. Авастхи Суреш. Дар небес. // Курьер ЮНЕСКО. "Театры мира", май 1983

4. Анамика Патхак. Танец Шивы. // Индия, № 2, 1984

5. Анамика Патхак. Танец Шивы. // Индия, № 2, 1984

6. Аникеев П.Н. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965

7. Балвант Гарги. Эволюция традиций. // Индия, спец.вып. 1987

8. Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, с.ЗО

9. Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, с. 19

10. Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, с.26

11. Бонгард-Левин Т.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980, с. 12

12. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985 с.337

13. Бурман А.Д. О роли индийской культурной традиции в становлении Бирманской драмы. // Литература и культура древней и средневековой Индии. М., 1987, с.211-220

14. Гагеман К. Игры народов. Пг., 1923, с.31

15. Гершензон М. Гольфстрем. // Лики культуры. М., 1995, с. 109

16. Драч Г.В. Культура древних цивилизаций. // Культурология. Ростов-на-Дону, 1995, с. 162

17. Драч Г.В. Культура древних цивилизаций. // Культурология. Ростов-на-Дону, 1995, с.170

18. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с.17

19. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с.17

20. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с.21

21. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с.164

22. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с. 164

23. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с. 165

24. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 с.85

25. Избранные труды русских индологов филологов. М., 1962, с.274

26. История всемирной литературы. Под ред. Брагинского И.С. и др., М., 1983, т.1, с.212

27. История всемирной литературы. Под ред. Брагинского И.С. и др., М., 1983, т.1, с.24

28. Кальянов В.И., Эрман В.Г. Калидаса. Очерк творчества. 1958, с.39

29. Капила Ватсьяян. Идейная основа культурного наследия Индии. // Индия, № 3, 1984

30. Капила Ватсьяян. Идейная основа культурного наследия Индии. // Индия, № 3, 1984

31. Капила Ватсьяян. Идейная основа культурного наследия Индии. // Индия, № 3, 1984

32. Капила Ватсьяян. Идейная основа культурного наследия Индии. // Индия, № 3, 1984

33. Капила Ватсьяян. Идейная основа культурного наследия Индии.//Индия, № 3, 1984

34. Капила Ватсьяян. Идейная основа культурного наследия Индии. // Индия, № 3, 1984

35. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с. 18

36. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с. 18

37. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с.50

38. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с.50

39. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с.51

40. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с.54

41. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с.22

42. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с. 19-20

43. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982, с.20-2144