автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Виртуальная реальность как модулятор социума
Полный текст автореферата диссертации по теме "Виртуальная реальность как модулятор социума"
На правах рукописи
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК МОДУЛЯТОР СОЦИУМА
09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ставрополь 2005
Работа выполнена в Северо-Кавказском государственном техническом
университете
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Душина Татьяна Викторовна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Пржиленский Владимир Игоревич кандидат философских наук, доцент Санкин Александр Викторович
Ведущая организация: Таганрогский государственный
педагогический институт
Защита диссертации состоится 24 мая 2005 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.245.04 в Северо-Кавказском государственном техническом университете по адресу: 355029, г. Ставрополь, лр. Кулакова, 2, кафедра философии, ауд. № 402а.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевКавГТУ (пр. Кулакова, 2).
Автореферат разослан «23» апреля 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор
Ю. Н. Соколов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных технологий, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. С учетом того, что частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне, одной из характеристик современного общества является переход от энергетических к информационным технологиям. Сегодня человечество обрело совершенно новый, практически непознанный мир, созданный и поддерживаемый при помощи высоких информационных технологий, компьютеров, порожденный информатизацией общества, и получивший название «виртуальная реальность».
К сожалению, часто понятие «информатизация общества» понимается только как развитие информационно-коммуникативных процессов на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Важнейшая же цель информатизации общества - обеспечить широкий доступ граждан к накопленным знаниям., снять органазационные, технологические, излишние идеологические и другие ограничения в области циркулирования информации в общественном организме. В существенных аспектах информатизация общества должна смыкаться с прогрессом его философского самосознания, духовной культуры, развитием социального интеллекта.
Но было бы совсем неправильно и даже опасно, если бы общество вошло во все более усиливающийся водоворот информации без всестороннего исследования их влияния друг на друга. Но если влияние общества на информационные процессы исследовано достаточно хорошо, в первую очередь в рамках психологии, социологии, информатики, то воздействие виртуальной реальности на социум в рамках философии до сих пор практически не было изучено. Разработка этого вопроса остается одним из важнейших направлений философии на сегодняшний день.
Таким образом, актуальность исследования влияния виртуальной реальности на социум обусловлена тем, что становление информационного общества имеет противоречивый характер и требует теоретического осмысления, формирования современного социально-философского понимания сути информационных процессов, происходящих в российском обществе. Грандиозные трансформации, осуществляющиеся в фундаментальных основах социальной жизни как в нашей стране, так в целом в мировом сообществе, требуют адекватных средств научной и философской рефлексии. Мировоззренческие ценности, теоретические концепты, описывающие это содержание, нуждаются в современной интерпретации и уточнении. Формирование информационного общества находится на начальном этапе развития, его контуры и перспективы пока не ясны и существует недостаточная философская разработанность механизма влияния виртуальной реальности на общество. Информационные процессы в обществе требуют обновления системы социально-философских форм, учитывающих совершенствование социальной деятельности в целом.
Помимо собственно теоретической, существует настоятельная практическая потребность ь изучении социальных последствий влияния виртуальной реальности на социум. Социально-философское рассмотрение специфики виртуальной реальности может способствовать уточнению и активизации многих прикладных исследований в условиях сегодняшнего, времени, внося существенные коррективы в замысел и ход проводимых преобразований.
Степень научной разработанности проблемы. В силу общественной значимости и актуальности информационного образования населения внимание исследователей к данной научной проблеме в последнее время усилилось. В исследовании этой темы следует в первую очередь выделить работы, отражающие процесс формирования и развития философского аспекта социальной информатики и адаптации общества к резкой информатизации. Процессы информатизации
общества и организации государственной системы служб, отвечающих за правильную информатизацию в РФ, становление информатизации стали предметом комплексного изучения только лишь в последнее десятилетие. В числе отечественных авторов, активно изучавших процессы и механизмы информатизации общества, следует назвать ученых А. Д. Урсула, К. Зиновьеву, Ю. П. Воронова, Н. И. Лапина, Ю. Н. Давыдова, О. Т. Лебедева, В. С. Стёпина, А. А. Корниенко,1 П. Сорокина, Г. Р. Громова, А. И. Ракитова, М. С. УвароЕа, Н. А. Носова, Е. Г. Дьякова, Д. А. Поспглова,
A. Е. Войскунского, М. С. Вершинина, А. А. Грабельникова,
B. Н. Костюка, И. С. Мелюхина, В. А. Ачкасовой, Н. Т. Абрамовой, Э. Я. Баталова, Е. Н. Дубровского и т.д.
Автср также опирался на работы философов, в которых предпринята попытка осмыслить и спрогнозировать наметившиеся под воздействием новых информационно-телекоммуникационных технологий перемены в различных сферах человеческой жизнедеятельности А. Тоффлера, М. Кастельса С. Жижека, Е. Майминаса, А. Михеева, И. Негодаева. Н. Петровича, Р. Абцеева, А. Орехова, Г.Артамонова, И. Смольникова, В.Жданова, Ю. Каныгина,
C. Вовканыча, Д. Робертсона, Т. Куна и др.
Актуальность проблемы информатизации общества вызвала появление целого ряда диссертационных исследований, авторы которых ставят задачу определения философских аспектов информатизации общества. Эти аспекты рассматривались Ф. М. Махниной, В. Минкиной, А. А. Черновым, М. Б. Синельниковым и т.д.
Немалое внимание проблемам информатизации общества уделяют -зарубежные ученые из США, Германии, Франции и друших стран. Среди них следует отметить работы Д. Белла (D. Bell), С. Цегга (S. Ciegg), М. Пората (М. Porat), Ю. Масуды (Y. Masuda), П. Ф. Дракера (Dmcker P.F.), Дж. Эльстера (Elster J.), Б. Шермана (В. Sherman), Ф. Юдкинса (Ph. Judkins), Г. Рейнхолда (Н. Rbeingold), Ф. Ротэера (F. Rotzer), Дж Рива (G. Riva), Р. Краута (R. Kraut), С. Туркла (Turkle S.), Р. Рэдцика
(R. Reddick) и многие других ученых. Интересен опыт стран восточной Европы, которые переживают сходные процессы ускорения социальной информатизации по мере улучшения научных достижений.
Кроме того, в работе проанализирован круг российских и зарубежных документов, научных исследований, аналитических и информационных материалов специальной и общей периодической печати, статистических данных гю различным аспектам глобального информационного общества. Значительный интерес для анализа влияния виртуальной реальности на социум представляют многочисленные документы ЕС, ООН, ВТО, ЮНЕСКО, декларации и иные итоговые документы саммитов глав государств, совещаний министров по политике в области СМИ, доклады, отчеты и заявления структурных подразделений по вопросам информатизации международных неправительственных организаций.
Библиографический анализ показывает, что философские аспекты информатизации общества не нашли широкого отражения в литературе, философский подход к проблеме обозначился совсем недавно. Поэтому, восполняя этот пробел, диссертант конструирует собственную концепцию информатизации общества. Труды западных и отечественных мыслителей XX в. были использованы при разработке методологических аспектов работы. Именно этим продиктовано обращение к идеям Л. Витгенштейна, Г. Маркузе, Н. Лосского, Н. Бердяева, В. Вернадского, Г. В. Ф. Гегеля, Дж. Гелбрейта, Э. Дюркгейма, К. Поплера, К. Ясперса и др.
Теорию постиндустриального общества разрабатывали, прежде всего, американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, а также французские ученые A. Турен, Ж. Фурастье и др.
Начиная со второй половины 1960-х годов, в ряде развитых стран стала развиваться концепция «информационного общества» как модификация концепций постиндустриального общества. В 80-х годах исследования проблем
информаци энного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления - А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), М. Маклюэн, Д. К. Гелбрейт, М. Кастельс (США), И. Масуда (Япония).
В отечественной периодической печати термин «информатизация» одним из первых, в 1987 году, применил А. И. Ракитов, раскрыв его сущность и содержание.
Значимый вклад в развитие этого понятия в последующие годы внесли А. П. Ершов, А. Д. Урсул, В. С. Михалевич, Ю. М. Каныгин, Чугунов А. В., Чернов А. А, Носов Н. А. и другие исследователи. Особенно активно обсуждалось это понятие в период разработки концепции информатизации общества в 1989 -1990 гг.
Но в отечественной науке прастически нет исследований, которые комплексно освещали бы эти вопросы. В целом, анализ разработанности проблем философских аспектов информатизации общества в нашей стран г и за рубежом позволяет констатировать, что мнсгие методу ,еские, теоретические и практические вопросы все еще ждут своего разрешения. Особенно необходим их углубленный философский анализ. Актуальность проблемы, ее недостаточная философская разработан ность определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Объект исследования: Виртуальная реальность как новый элемент социальной реальности.
Предметом исследования являются механизмы виртуальной реальности и ее влияние на социокультурные изменения.
Состояние разработанности темы диктует цель исследования - провести философский анализ влияния виртуальной реальности на общество, выявить социальные последствия такого влияния, дополнить концепцию виртуальной реальности как модулятора социума.
Достижение этой цели требует постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:
провести социально-философский анализ феномена виртуальной реальности как нового мира современного человека;
- проанализировать информатизацию как социальный процесс, рассмотреть становление информационной цивилизации;
- изучить критерии определения специфики современной информационной среды;
- конкретизировать аспекты социализации личности в условиях развития информационных технологий;
- определить философские аспекты социальных последствий влияния виртуальной реальности.
Методологической и теоретической основой исследования можно назвать системный анализ влияния виртуальной реальности на социум. Работа представляет собой комплексное исследование феномена виртуальной реальности в свете ее влияния на социум, поэтому при ее выполнении использовались методы социально-философской науки, так и данные социологических исследований. На разных этапах исследования были использованы методы научного анализа и синтеза, системный подход, взаимосвязь познавагельногб и ценностного отношения, обобщение и экстраполяция, общегумакитарная система деятельности, функциональный и интегративный подход. Кроме того, были использован логико-философский метод - главным образом абдукция - логика гипотетического мышления; диалегстический метод; феноменологический подход как метод, направленный на работу, прежде всего, со специфическим феноменом -виртуальной реальностью.
Существенным компонентом теоретической основы исследования явились труды известных отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, информатиков, политологов, в которых сформулированы центральные положения современной социальной науки, а также новые задачи, возникающие перед ней в эпоху информатизации. Важную роль в теоретическом осмыслении рассматриваемых в работе проблем играло изучение
источников, в которых анализируются вопросы, связанные с особенностями тех или иных моделей информационного общества, концептуальными основами его создания в различных странах, включая Россию, а также положение личности в глобальном информационном пространстве.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнены теоретико-методологические основы социально-философского анализа виртуальной реальности, как нового мира человека;
выявлен социально-философский контекст понятия «виртуальная реальность»;
- изучены особенности воздействия виртуапьной реальности на социум;
- конкретизированы проблемы социализации личности в условиях информационной глобализации;
- проведен анализ влияния виртуальной реальности на современный мир и ее социальные последствия, в ходе которого выявлен диалектический характер рассматриваемого влияния;
- определена специфика современной виртуальной реальности как информационной среды.
С учетом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные тезисы:
1. Виртуальная реальность выступает как результат технизации жизни социума и как высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет человеку погрузиться в искусственный интерсубъективный мир и непосредственно действовать в нем. Сегодняшнее развитие информационных технологий вполне отвечает этому определению виртуальной реальности. Однако, делая акцент на информационной составляющей рассматриваемого феномена, следует также указать на социокультурное наполнение данного явления, так как виртуальная реальность выступает как модулятор социума и фактор формирования нового мира человека.
2. В социально-философской теории влияние виртуальной реальности на социум рассматривается как
целостный социокультурный процесс. Это позволяет выявить наиболее значимые основания для поиска новых форм адаптационного поведения социума в целом и отдельных личностей в частности, что является особенно актуальным в условиях з'скорения изменения образа социальной реальности в связи с процессами глобализации, технизации, компьютеризации и медиатизации.
3. На сегодняшний день распроетранение новых информационно-коммуникативных технологий стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован, и в значительной степени зависит о целенаправленных усилий людей. В современных условиях необходимо последовательно, планомерно, а не стихийно, формировать механизм взаимодействия виртуальной реальности и социума, основанный на продуманной, целенаправленной государственной структурно-институциональной социальной политике.
4. Влияние современных информационных технологий на становление и развитие личности нельзя рассматривать как однозначно положительное или однозначно отрицательное. Благодаря информационным технологиям человек значительно увеличивает объемы потребляемой информации, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, развивает художественный вкус, что способствует формированию его аутентичности поддержанию ее границ. Но, с расширением горизонтов своего восприятия, мышления, познания, человек становится зависимым от информационных технологий. Информационный пресс, изменение традиционного уклада и образа жизни, возрастание объема операторских работ, изменение характера межличностного общения (все меньшее количество общений «человек - человек» и все большее «человек - машина -человек» и «человек -- машина») - все это тоже проявления информатизации общества и влияние этого процесса на личность.
5. Информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий спектр предметной и социальной деятельности. Виртуальная реальность, современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, характеризующихся синергетическими эффектами и представляющих собой саморазвивающиеся системы, одной из которых является современный социум.
6. Социально ориентированное взаимодействие общества и информационных технологий носит взаимозависимый и внутренне противоречивый характер. Социально-философское рассмотрение специфики виртуальной реальности может способствовать уточнению и активизации многих прикладных исследований в условиях сегодняшнего времени, внося существенные коррективы в замысел и ход проводимых преобразований, формируя новую стратегию адаптационного поведения людей. Актуализация этих проблем чрезвычайно важна, поскольку позволит осуществить переход к информационной цивилизации наиболее оптимальными и эффективными путями и с наименьшими потерями для всех национальных государств, в частности, и для России.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в той, что ее результаты позволяют полнее представить закономерности и механизмы влияния виртуальной реальности на социум. Работа может способствовать уточнению и активизации многих исследований социума в условиях сегодняшней глобальной информатизации, внося новый, социально-философский аспект изучения данной проблемы. Полученные результаты могут быть использованы при создании и чтении спецкурсов, касающихся методологии гуманитарного знания и лекций по соответствующим разделам социальной философии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в десяти научных публикациях общим объемом 2,65 п.л. Ряд положений работы, гипотез
автора, а также основные ргзультаты исследования обсуждались и получили одобрение в ходе научных и научно-практических конференциях в 2001-2005 гг., а также на заседаниях кафедры Северо-Кавказского государственного технического
университега, на методологических и аспирантских совещаниях и семинарах.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, примечаний и библиографии. Общий объем работы - 163 страницы.
В конце работы помещен список литературы, включающий 205 наименований, в том числе 21 на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во «Введенши» дается обоснование темы диссертационного исследования, рассматривается степень ее разработанности, формулируются цели и задачи, указывается новизна диссертационного исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация.
Первая глава - «Теоретико-методологические основы анализа виртуальной реальности, как нового мира человека», посвящена рассмотрению теоретического базиса исследуемой • проблемы и выбору наиболее плодотворного подхода к изучению виртуальной реальности как следствию информатизации общества с социально-философских позиций.
В первом параграфе «Социально-философский анализ феномена виртуальной реальности как нового мира современного человека», анализируется достаточно широкий спектр мнений отечественных и зарубежных исследователей XX и XXI века к отношению феномена информатизации общества как специфически человеческой формы отношения к окружающему миру.
Само название «информационное общество», впервые появившееся почти одновременно в Японии и США, стало объектом внимания многих отечественных и зарубежных ученых-философов, логике которых и следует автор.
Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной учеными этого направления, может быть представлен следующими тезисами:
♦ большая часть населения развитых стран будет занята информационной деятельностью;
♦ одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;
♦ власть в обществе переходит в руки информационной элиты («датократов», «инфократов»);
♦ классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется, уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется «когнитариат» и новое компьютерное поколение свободных людей - «гомо интеллектус».
Понятие «постиндустриальное общество», вве ,„нное американским социологом Д. Белл ом в 1974 году, соответстьует признакам общества, перешедшего на стадию терт парных (от лат. тертиус - третий) промыслов, т.е. маркетинга и услуг. Французский социолог Ж. Фурастье определил постиндустриальное . общество как «цивилизацию услуг». Понятие «информационное общество» для обозначения! этапа постиндустриального общества появилось по причине начала преимущественного использования принципиально новой («умственной») технологии.
Автор отмечает тот факт, что понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество» как в мировой, так и в отечественной научной,. научно-популярной литературе, в средствах массовой информации чаще всего отождествляются и не разводятся.
При обсуждении в конце 80-х гг. общей концепции информатизации страны учеными и специалистами выделялась
главная мысль: концепция информатизации тесно связана с концепцией развития общества, всех его структур, причем информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:
♦ технократический подход, при котором информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;
♦ гуманитарный подход, при котором информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства и управления, но и для развития социокультурной сферы.
Совокупность социально-философских проблем информатизации, по мнению В. А. Герасименко, может быть с известной степенью условности разделена на две группы: обеспечения условий жизни и освоения информационного поля человечества.
Под информационным полем человечества он понимает полную совокупность всей информации, содержащейся во всех источниках и на всех носителях во всем пространстве, исторически отнесенном к земной цивилизации. В своей работе автор проводит параллели между понятием информационного поля человечества в том определении, которое ему дал В. А. Герасименко и понятием «Виртуальной реальности», как оно определено в словаре Естественных наук: «Виртуальная реальность - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем».
Ситуация виртуальной реальности не нова еще по одному базовому своему параметру- по параметру искусственности воссоздаваемого мира. Если виртуальная реальность- это искусственная, «сделанная» реальность, то ведь и пенно в такой реальности человек живет изначально.
Проблема реальности виртуального прежде всего проявляет себя в обстоятельствах конкуренции реальностей -реальности «большой», реальности «действительного» и реальности искусственной, реальности виртуального.
Ситуация виртуальной реальности- во многом провоцирующая и парадоксальная, на что обратили внимание многие современные исследователи. Так, Бодрийяр и Делез говорят о предметности виртуальной реальности как о симулякрах, т.е. об образе иллюзии, а Деррида- об утрате референтного объекта.
Таким образом, рассмотрение социально-философских аспектов информатизации общества, виртуальной реальности может и должно внести свой вклад в «перелом» социальных последствий информатизации в позитивную сторону, как в плане возможности осуществления адекватного социального управления на базе качественного информационного отражения социума, так и в плане совершенствования всего многообразия коммуникативных процессов в обществе.
Во втором параграфе «Информатизация как социальный процесс и становление информационной цивилизации», проводится анализ становление информационной цивилизации, а также трансформация социума под воздействием этого процесса. Диссертант рассматривает наиболее значимые теории развития информационного общества, на основе которых делает свои выводы.
Понятие «цивилизация» происходит от лаг. сга1аз -город, граждане, городская община, государство. В этом своем значении понимание цивилизации было близко к пониманию культуры и обозначало развитое состояние человеческого общества, результат активно-преобразующей деятельности людей. В естественнонаучной трактовке цивилизация понимается как система разумных существ, обменивающихся информацией, энергией и веществом как между собой, так и между собой и природой для адаптации к среде и создании условий развития всех индивидов и социальной системы в целом.
Одной из важнейших тенденций современного мира стала глобализация, наложившая свой отпечаток и в информационно-коммуникационной сфере. Информационные потоки выводят за рамки национальных и интегрируются в мировое информационное пространство, в виртуальную реальность., чему в значительной степени способствует совершенствование в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов использования космического пространства для передачи информации.
Однако название формирующегося общества как постиндустриального, по мнению автора, не может быть признано правильным. Название общества постиндустриальным характеризует будущее общество как общество, которое следует за индустриальным, но какое оно будет, это название не определяет. Таким образом, считает автор, называя формирующееся общество постиндустриальным, мы лишь сопоставляем его с индустриальным обществом. Если же назвать будущее общество информационным, то мы сразу определим его специфику, существенную характеристику как общества, где огромную роль играют знание, информация и информационная техника.
Информационное общество - это общество, в котором социально-экономическое развитие зависят прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества.
Процесс информатизации общества ныне приобрел глобальный характер и является стержнем научно-технического и социально-экономического развития. Именно поэтому новое общество более точно называть не постиндустриальным, а информационным.
Диссертант подчеркивает, что нельзя информатизацию общества сводить чисто к технико-технологическим проблемам. Информатизация общества представляет собой многогранный процесс, Б котором технико-технологические, социальные, философские, экономико-политические и культурные составляющие находятся в органическом единстве, качественно
преобразуя буквально все сферы общественной и личной жизни. Становление информационного общества знаменует радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологи, но главным образом в сфере социально-экономических отношений и в культуре, духовной жизни и быту. Поэтому информатизацию общества следует представлять в виде процесса овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего прогрессивного развития общества.
Во второй главе «Воздействие виртуальной реальности на современные социальные процессы», состоящей из трех параграфов, исследуются проблемы духовно-нравственного воздействия на современное общество виртуальной реальности, как ее понимает автор.
В первом параграфе «Специфика современной виртуальной реальности как информационной среды» диссертант анализирует понятие виртуальной реальности как глобального информационного поля. Кроме того, автор рассматривает такие понятия, как «информация», «киберпространство», и др.
Несмотря на многочисленные взгляды на сущность информации, однозначного определения это понятие не получило до сих пор и порой вызывает пессимистические утверждения о невозможности такого определения.
Информация с философской точки зрения является особым типом реальности, наряду с материальным и идеальным. В отличие от бытия материального, обладающего пространственными и временными формами, идеального бытия, не обладающего этими формами, информационному бытию присущи пространственные формы. Следует отличать информацию от данных и знания. Понятия «информация», «данные», «знания» часто отождествляются. Это объясняется отчасти тем, что факты, выступающие на одном уровне как информация, на более другом уровне могут функционировать как данные.
Информация в понимании диссертанта - это коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию. Если так определять информацию, то становится понятным, почему главным феноменом информационной цивилизации, информационного общества стал Internet, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В Internet'e не создается никакого знания, но зато он многократно увеличивает возможности осуществления коммуникаций. Такой подход дает ключ к пониманию и характера современных технологических и социальных тенденций, и неадекватности теорий информационного общества, основанных на вере в непреходящую правоту Ф. Бэкона, провозгласившего: «Знание - сила».
Отказ от некритического восприятия модели информационного общества с характерным для нее технологическим детерминизмом открывает перспективу более адекватной интерпретации компьютерной революции как одной из тенденций трансформации общества. В этой перспективе принципиально важным оказывается тот факт, что приоритетным в последние годы стало развитие не информационных, а симуляционных технологий, т. е. технологий виртуальной реальности. С помощью технологий виртуальной реальности воссоздается видимость институциональности обмена. Обмен осуществляется как симуляция - виртуальный аналог реального социального взаимодействия. Взаимодействие есть, но ему не достает привычной социальности, общества как среды взаимодействия. Вот оно-то, общество, в традиционном его понимании и замещается киберпротезом - виртуальным магазином.
Киберпротезирование институциональных форм является характерной особенностью и иных видов виртуального взаимодействия - виртуальных сообществ, виртуальных корпораций, виртуальных развлечений, виртуальных преступлений и виртуального же отпущения грехов.
То, что столь интенсивное в последние годы использование технологий виртуальной реальности имеет
социальный смысл - замещение социальной реальности ее компьютерными симуляциями, - с необходимостью приводит социологов к идее исполозовать понятие виртуальности для объяснения общественных изменений.
Изменение общества рассматривается автором как структурная дифференциация системы вследствие появления в ней новых элементов - виртуальных аналога з реальных коммуникаций. Представление о перманентной структурной дифференциации играет в системной теории столь же фундаментальную роль, что и тезис о перманентном росте производительных сил в историческом материализме. Поэтому виртуализация социального рассматривается как просто очередной системный эффект.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, связь между виртуальной реальностью и информационном обществом, между процессами виртуализации л информатизации очевидна. Сегодня в науке уже представлены целостные теории виртуализации и информатизации, обоснованы объективность, закономерность и важность этих процессов. В современном мире они не могут не включать в себя духовно-социальную составляющую, которая акцентирует внимание на ценностях, морали общества нового мира, формации, новых экономико-социальных отношений.
Во втором параграфе «Проблемы социализации личности в условиях информационной глобализации», уточняются теории социализации личности под воздействие виртуальной реальности.
Информационная среда - наряду с природной, пространственно географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др. - играет все более значительную роль в профессиональн деятельности и в повседневной жизни современного человека.
Итак, информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с
материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. Однако, естественно, при качественно новых преобразованиях изменяются и требования к членам общества. При рассмотрении учеными условий и проблем становления глобального информационного общества проблема взаимоотношений техники, информации и личности формулируется в виде вопроса: «Должен ли человек приспосабливаться к бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать новый путь?».
Отвечая на это вопрос, некоторые ученые считают, что проблемы, порождаемые глобальным информационным обществом столь велики, что необходимо воспрепятствовать нарастанию процессов информатизации, общей компьютеризации, так как наращиванием техники нельзя решить человеческие и природные проблемы.
Действительно, влияние современных информационных технологий на личность нельзя рассматривать как однозначно положительное. Высокий темп перемен во всех сферах современного общества носит как, положительный, так и отрицательный характер и перед каждым человеком, семьей, предприятием, городом, регионом, страной стоит задача приспособиться, выжить и развиваться в потоке изменений.
Таким образом, можно говорить о том, что вопросы существования и развития личности в глобальном информационном обществе сводятся к вопросу социализации человека в условиях информатизации общества. Социализация личности может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного ее воспитания.
Однако, считает автор, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, уже недопустимо опираться на случайные факторы социализации в условиях информатизации, необходимо целенаправленно готовить личность к жизнедеятельности в информационном обществе.
Разделяя мнение современных исследователей Т.Е. Айгниной, Ю.С. Брановского, Ю.С. Зубова, Н.В. Макаровой, Т.А. Поляковой, Н.А. Слядневой и др. диссертант считает, что для решения этих задан надо формировать и развивать информационную культуру личности, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе.
Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, а информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.
Таким образом, в информационном обществе пол воздействие информационных технологий попадает личность, а, следовательно, под влияние информационных технологий попадают и все подструктуры личности. Исходя из этого, автор предлагает дополнить содержание понятия «инфс»рмационная культура» такими аспектами, как информационная этика, эстетика и гигиена компьютерных информационных технологий, информационная безопасность, включая меры по защите человеческой психики.
Формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, т.к. культура строящегося информационного общества будет определяться уровнем культуры людей. А в ближайшее время успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе.
В третьем параграфе «Влияние виртуальной реальности на современный мир и ее социальные
последствия», отмечается, что виртуальная реальность имеет самое непосредственное влияние на современный мировой социум.
Автор считает, что информационно-компьютерная
революция - исторический факт. При этом нужно ясно понимать следующее: информационно-компьютерная революция охватывает очень широкий спектр предметной и социальной деятельности. Именно с этой позиции в понимании реальности и перспективы диссертант обсуждает в данной главе последствия современной глобальной информатизации, виртуализации, имея в виду общее и фундаментальное содержание, которое по-разному реализуется там, где такая революция происходит.
Под социальными последствиями информатизации диссертант понимаются реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.
Разработка теоретико-методологических и методических подходов к изучению и решению проблемы информатизации общества в целом в условиях информатизации должна существенно опережать развитие этик процессов в реальности.
Автор считает, что в информационном обществе надо будет найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека, так как по своей природе культурно-духовные стимулы в сравнении с физиологическими существенно более слабы и не действуют автоматически.
Нерешенность проблемы стимулирования деятельности в постиндустриальном, информационном обществе в значительной степени породило формирование и развитие «общества потребления».
Требует решения также проблема деперсонализации, обезличенности знаний, помещенных в компьютерный информационный фонд. Обществу необходимо научиться управлять как тенденцией обесценивания творческого труда по созданию знаний, понижения социального статуса творца, создателя знаний, так и тенденцией повышения статуса пользователя знаниями, переоценки в какой-то мере его более рутинного и более доступного труда. Такая нивелировка способна понизить творческий потенциал общества, что будет иметь весьма негативные последствия для его развития.
На примере таблицы швейцарского исследователя К. Хессига «Последствия информатизации в зеркале общественности» диссертант проводит анализ последствий информатизации общества.
В целом, распространение новых информационно-коммуникативных технологий действительно стало доминирующим фактором, определяющим ускорение процессов социальной трансформации общества. Однако вектор этой трансформации лишь отчасти детерминирован, и в значительной степени зависит о целенаправленных усилий людей. Новые технологии создают лишь новые возможности, спектр которых постоянно расширяет поле выбора каждого отдельного человека.
В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективные направления дальнейшей работы по данной проблеме.
Проблема взаимодействия виртуальной реальности и социума является многогранной. Влияние общества на виртуальную реальность изучено достаточно подробно, поэтому в данном исследовании автор рассмотрел малоисследованную область этой проблемы - влияние виртуальной реальности на социум.
Вообще, информационные технологии нельзя более рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, ибо они настолько глубоко проникли в жизнь людей, вплелись в саму ткань ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным. Качественный скачок в информационной индустрии настоятельно указывает на необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений. По мнению автора, эти изменения наиболее адекватно отражены в постмодернистской философии, задача которой заключается не только в деконструкции основных категорий предшествующей европейской философской мысли, но и в формировании основных мировоззренческих принципов, коррелирующих с
типом мироощущения распространяющимся в информационном обществе.
Главной целью работы является определение именно философских и аксиологических основ грядущего информационного общества. В процессе рассмотрения данного вопроса встает ряд актуальных концептуальных вопросов, которые и определяют задачи данной работы: выявление философских и аксиологических фундаций в получившей сегодня широкое распространение виртуальной реальности; сопоставление виртуальной реальности и информационного общества; определение духовного смысла и роли Интернета в сегодняшнем и грядущем мире. Данные цели и задачи и определяют то, что автор не останавливался на теориях и концепциях информационного общества, отдавая предпочтение глубинным основам информационной цивилизации, которые прослеживаются в сегодняшнем мире, обуславливая тенденции виртуального и реального мира, новейших технологий, направленниях в будущее.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
1. Информационная культура личности в условиях развития компьютерных технологий // Материалы межвузовской конференции «Гуманитарные науки в современной России», г. Ставрополь, СГУ. 2003. С. 34-41 (0,3 п.л.)
2. Информационная культура личности в современных российских условиях // Материалы научно-практической межвузовской конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук» г. Ставрополь, ИДНК. 2003. С. 65-73 (0,5 пл.)
3. Социализация личности в условиях развития информационных технологий // Университетский сборник научных статей, г. Ставрополь, 2003. С. 56-59 (0,15 п.л.)
4. Антропологические аспекты развития информационного общества // Тезисы докладов международной конференции «Ломоносов 2004». г. Москва, МГУ, 2004. С. 102-105 (ОД п.л.)
5. Социальная информатизация: вероятность последствий // Сборник научных статей по материалам межвузовской конференции, г. Пятигорск, 2004. С. 176-201 (0,7 п.л.)
6. Социальная информатизация общества // Сборник научных трудов СевКавГТУ, Ставрэполь: СевКавГТУ, 2004, С. 77-83 (0,3 п.л.)
7. Человек будущего - человек интернета // Матери«шы научно-практической студенческой конференции «Научные открытия, меняющие мир», г. Ставрополь, 2004, С. 98-101 (0,15 п.л.)
8. Социальная информатизация // Тезисы докладов регионапьной конференции «Вузовская наука - СевероКавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2004, С. 168170 (0,1 п.л.)
9. Культура личности в условиях информатизации социума // Материалы региональной студенческой конференции «Проблемы российского общества и мирового социума глазами молодежи», г. Ставрополь, 2005, С. 203-205 (0,15 п.л.)
10. Новое российское информационное общество. // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сборник научных трудов. Выпуск XVII. Москва-Ставрополь: СевКавГТУ, 2005, С. 178-184 (0,2 п.л.)
Для заметок
Северо-Кавказский государственный технический университет 353029 г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2.
Типография СевКавГТУ. Тираж 100 экз. П.л. 1,0 Заказ №_
1201