автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Влияние печати на становление и развитие национального самосознания в Узбекистане. Опыт исторического анализа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние печати на становление и развитие национального самосознания в Узбекистане. Опыт исторического анализа"
£8 0 6 92
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ
На правах рукописи
НИЗАМОВ Хамиджан Кайиддинович
ВЛИЯНИЕ ПЕЧАТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ. ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Специальность 07.00.02 -- отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва -1992
Работа выполнена на кафедре отечественной истории Гуманитарного центра Российской Академии управления.
Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор ШУМАКОВ А. В.
доктор исторических наук, профессор —
НОВИКОВ В. И.
кандидат исторических наук —
КИДИНА Н. А.
Ведущая организация — Московский государственный
университет, им. М. В. Ломоносова.
Защита состоится МШ{$1992 г. в '/^г0час. на заседании специализированного совета Д—151.04.09 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Российской Академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84; Сир- 350£
С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете Гуманитарного центра РАУ.
Автореферат разослан года.
Ученый секретарь специализированного совета,
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук
КОЖУРИН В. С
:. Актуальность исследования. Вторая половина 80-х годов в бдащих республиках СССР характеризуется мощным подъемом на-:ШйШ&ного самосознания и на его фоне образованием новых партий и движений, их печати, для которых главным лозунгом стало возрождение нации, ее духовное и материальное процветание.
В свою очередь радикальные и во многом новаторские выступления печати по проблемам национального развития значительно продвинули вперед прежние представления об истории становления наций и народностей в евро-азиатском пространстве, по-новому осветили их настоящее и будущее.
Все эти факторы существенно изменили внутреннюю политику, качественно перестроив политическую систему и систему средств массовой информации (СМ) в бывших союзных республиках.
Естественно, иной стала и внешняя политика национальных республик, самым непосредственным образом повлияв на расстановку политических сил в границах СНГ и на международной арене.
Актуальность изучения современного исторического процесса в Узбекистане через средства массовой информации продиктована тем, что именно этот регион во многом является центром духовного, культурного, религиозного, экономического и политического притяжения ттаркоязычных народов Средней Азии.
Своевременное рассмотрение проблемы становления и развития новых национальных политических сил и их печати обосновывает-зя еще и тем, что по существу возрождаются идейные воззрения политических партий и движений, существовавших в Туркестане [как тогда называлось государство) в конца XIX - начале XX веков и насильственно прерванных в 20-е годы.
Хотя современная национальная печать опосредованно отражает зоциально-политические процессы, она в определенные периоды времени становится субъектом их формирования. Эта историческая . тенденция особенно ярко проявляется во время нестабильности пиитической системы, свидетелями которой мы являемся.
Печать активно способствует разрушению старых стереотипов этнического самосознания, формирует новые ценностные установ-(И. В прессе наметилась тенденция к стиранию "Ьелых пятен"в
освещении национальной истории народа. Газеты и журналы создают реальную почву для появления гражданского общества.
Состояние научной разработанности проблемы. Поскольку предметом нашего исследования является национальная печать Узбекистана в годы перестройки (с 1985-го по 1991-й год), естественно, что фундаментальных работ, посвященных этому явлению, пока нет. Такая попытка предпринимается впервые. Однако исследователь, занявшийся темой, имел возможность изучить большое количество работ .по истории национальной печати, политических партий и движений в дооктябрьский период и сразу после победы революции в крае.
До 1917 года в Туркестане в разное время издавалось более 50 газет и журналов на русском*, 14 газет на узбекском и три журнала на узбекском и таджикском языках2. Сейчас же в Узбекистане издаются более трехсот газет, тираж которых превысил 7 миллионов экземпляров.
Однако, как показал анализ данной литературы, в ней не хватает комплексных исследований проблемы воздействия печати на этнопроцессы, практически не предпринимались попытки исторической ретроспекции. Некоторые общие сведения о зарождении национальной периодики в конце XIX - начале XX века содержатся в работах В.Смирнова, Н.Остроумова, В.Бартольда, А.Добросмыс-лова, В.Заврской, К.Александера, С.Айни, А.Сагитова, Н.Чаброва К.Бендрикова и некоторых других авторов3. В указанных работах
1. См.: Авшарова М.П. Русская периодическая печать в Туркестане. I870-I9I7. Библиографический указатель. - Ташкент, I96C — С.17.
2. См.: Агеев И.А., Латипова М.Н. Национальная периодическая печать Узбекистана. I9I7-I939 гг. - Библиотека им. А.Навои, 1947. - С.32.
3. См.: Смирнов В. Мусульманские печатные издания в России: записки Восточного отделения Императорского русского археологического общества. Т.З. - Спб., 1889; Остроумов H.H. Сарты. - Ташкент, 1896; Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. - Спб., I9II; он же. Туркестанская государственная библиотека и местная мусульманская печать. Записки коллегии востоковедения п№ Азиатском музее Российской академии наук. T.I. - Л., 1925: он же. История культуг Т!0й_жизнй Туркестана. - Л., 1927; Добросмыслов А.И. Ташкент в прошлом и настоящем. - Ташкент, 1912; Заорская В.В., Але1 (продолжение сноски см. на след. стр.)
имеется материал о количестве и характере периодики, ее особенности в связи с изменением социально-политической ситуации.
В первый послеоктябрьский период было написано несколько работ, в которых предметом исследования являлись издания некоторых непролетарских партий*. С конца 20-х годов начал превалировать односторонний подход к исследованию истории национальной периодики. Основное внимание стало уделяться большевистской печати Туркестана, а издания либерального и буржуазного направления как на русском, так и на языках местных национальностей практически не изучались. Идеологизированность- исторической науки, как и всего советского обществоведения, определяла содержание изысканий ученых и за последние несколько десятилетий . В результате печать альтернативных партий долгое время была обойдена специалистами или часто при ее рассмотрении придерживались односторонних, субъективных оценок. К призеру, тенденциозные выводы делались из анализа печати такого иирокого культурно-реформаторского движения, как джадидизм .
[продолжение сноски)
сандер К.Е. Промышленные заведения Туркестанского края. -Пг., 1915; Айни С. Бухоро тарихи учун материаллар. - ГЛ., 1926: Сагитов А. Китоб техникам. - Ташкент, 1932; Чабров H.H. Из истории полиграфии и издательства литературы на местных языках в дореволюционном Туркестане (I868-I9I7). Труды САГУ. Вып. ХУЛ, 1954; Бендриков К.Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924 гг.). -М., i960; и др. [. См., например: Чернявский A.A. Библиография нелегальной литературы // Коммунист (Ташкент). - 1922. - J£JS 7-8; Сайд Зия. Узбек вактли матбуоти тарихига оид материаллар. -Ташкент, 1927: и др. >. См.: Симонов Н.Ф. Большевистская печать в Туркестане. 19021907 гг. // Революция 1905-1907 гг. в Узбекистане. - Ташкент, 1955. - С.59-91; Радяабов З.Ш. Туркестан на страницах большевистских газет периода первой русской революции (1905-1907 гг.). - Душанбе, 1970; Эрназаров Т.Э., Акбаров А.И. История печати Туркестана (1870-1925 гг.). Учеб- • ное пособие для факультетов и отделений журналистики ун-тов. - Ташкент, 1976: и др. _
i. См., например: Вахабов Li. Формирование узбекской социалистической нации. - Ташкент, 1961.
На ®0на.;яст]0ви0г]^1ии -печати.^рая ¡выдедатсз_днет^М^ай^ харов^т^в ^котррой. предоринязя -цошггк^;.рать ,-обьектрвнув ¿зас^к-^еристиру. ^ многим- небольщевлстсквм
_ра, 8*$.¡щф деяюе .ис^здоравие периодической .печати,,
действитальщ дартину; лдейн^, ^ррьбц ^еда^,ра^щздаиг
дрлящъдс, ць (Содержанию • ^^налуж .ддеэоляе^
да.-лзгчше| понять, связь между, развитием -печати и,.потребностями; трудного роста национального с^рсознания.;.,;, .... -
;;В .после дне вовремя многими учеными-историками, ,-прлитологами, философами высказывается настоятельная, необходимость по-ново-^му,- объективно осмыслить.роль и-значение."побежденной стороны"^.. -Этот пробел в;какой-то ..степени восполняется появившимися В;начале;,90-х^грдор,мног(^исленнымр[ статьями ;в журналах и на% вых.сборниках. ¡Среди ,вих.рюжно выцдалить (рабой*.Р.Щ^сдедавовд., ^.М.Червонной^ и некруорых других, в которых .освещается ,зарождение и-.гвзви^в. пеяауи .даадидов,"де^вгмивации,их идей в со-, вр^м^нвой прас^ Узбекистана, - .,,, .. ,.,. ч ; .^ ^ .•е^арсдатргоае^рй-вами .тема спосааден, :ряд, дяссвдтаций^, .Н.Мц,-хайлиддо освети^. .роль ,партрйно-сове,тсной ¿печати. края неолитической <£орьбе,, установлении и.укреплении новой.власти в по-.слеоктябрьский. период. Однако в ..работе ;превалирует; негативная* тенденциозная оценка (.деятельности газет, и журналов.непролетарских партий и движений. Аналогичный характер носит дисрертаци-, онное.исследование ,и З.Радтабова, а .также, некоторых: других'ж,
-'1.2 См,':'-Бабаханов -ГЛ.; Из истории', периодической ¡печати; Турка ста . .на. - Душанбе,-1987. ...... ■ ., • ... ,,.....г. ......... .... .. . .
2.'" См.: Касимов Б. • 8адидчиЛик //Ешлик '(на -узбек.' яз.-) - ■ Таш -'/Кент, ; 1990; - Й 7. —С.75. -:..•„'•• I.." V: !-• г;-;;
3. См.: Шамсутдинов Р. жадидчилик: хакикат ва уйдисма-//..Му.-,локот (на узбек.яз.). - Ташкент, 1991. й^'С^гбЗ;.)
; № 12. - С.45-52; Червонная СШ. Идея национального.согласи ,.г в сочинениях Исмаила Гаспринского//- Отечественная история : 1992. 2;:'-'С.24-42.' • ; ж
4'. • См.: \Михайлйдис Л .А. Нормирование "многонациональной,.партий •н о-сове тск ой^печа ти4 в;Ту Сйе ста не в'первые годы-Советской власти (1917-1920 гг.): Дис. канд.истор.нэук. -М., 19 Раджабов З.Ш. Джадидизм в Туркестане.Л905-1917. дис. ... (продолжение сноски см. на Ъйед. стр.)
торов.- Это"оймоаяётся'засйиё»'-классотого, уз¥опартЙ"ногО покодаГв оценкесобытий 'прошлого,- из которого"'¿лвдовал'о,'' "что тоайа'овданствённа^'1ал'ьтв'рнатива - социалистическая^ -¿"'и могла победить в' той' борьбе. Соглашаясь в определенной степени''с та-кйиг ■ су^дёниё№,г автор':*гёй>'нд:'м9'нё9: полагает, что7перед'краем": стояло несколько альтернатив национального развития',-" 'имйиопс •* под собой веские основания^ либеральная и нацй'6нал-консёрв"а-:'''-тйвная. Но при том стечении'обстоятельств и сложении политических сил,' о котором' пойдет речь в нашей диссертации, на' первый план вышла социалистическая идея. " " ' ' '
Работа над темой привела автора к мысли о том, что течение любого социального процесса", тем более этнического, невозможно без противоречий и конфликтов. Между тем в советской литературе, как и в документах КПСС констатировалось, что национальный вопрос в нашей стране решен навсегда и бесповоротно, что -' означало отсутствие каких-либо противоречий в этой области. '■ События последних лет в республике - в Фергане 1989 года, чуть позже - в Оше и Узгене, других регионах СНГ - показали,' что это не так. Межэтнические конфликты, которые пресса вначале обошла молчанием, а затем подогрела неумелым комментированием, предстали во всей своей остроте и неразрешенности.- Переплетение этнического самосознания и религиозной веры у народов Уз- • Зекистана еще больше обостряет эти конфликты. Национальная печать оказалась сопричастна возрождающимся идеям пантюркизма и исламского фундаментализма. Указанные противоречия все больше привлекают внимание ученых, публицистов, философов, становятся побудительным мотивом для попыток диалектического понимания.ро-яи печати в современных этно-религиозных процессах. Такой под-сод наметился в трудах М.И.Лурье и П.А.Студеникина, А.А.Карсе-
; продолжение .сноски). : ; '
канд.истор.наук. - Л., 1957; Кудинова,О.М._"Туркестанские -■ .ведомости".- первая печатная газета в Средней•Азии:Дис. • ... канд.истор.наук. - Ташкёнт, 1982; Гольдий Ь.Я.'Станрв-" 'лениё-и развитие советской печати в туркестанской- АССРч на
материалах"журнальной периодики 1917-1924-гг.): дис.'... - канд.истор.наук. -.Ташкент, .1973.
- 6 -
ци, Т.Ю,Знаменской и других авторов1.
Запоздалая реакция на разраставшиеся и углублявшиеся национальные противоречия, очевидно, не позволила достаточно эффективно ввести у нас в научный оборот и политическую практику уже.имевшиеся на Западе данные фундаментальных исследований, -по теории социальных конфликтов и управления ими через СМИ..Только сейчас труды ряда зарубежных специалистов по конфликтологии становятся достоянием отечественного обществоведения2.
Подводя итоги историографического обзора, необходимо отметить, с одной стороны, наличие обширной.литературы по интересующему нас вопросу, а с другой - неполноту и заидеологизиро-ванность его освещения.
Дели и задачи исследования. .Целью диссертационного исследования является анализ печати как субъекта, влияющего на исторический генезис национального самосознания, изучение прессы как "исторического поля", где отражается и в немалой степени фОЕМируется,духовная жизнь народа.
В соответствии с этим диссертант ставит перед собой задачи:
- проследить в исторической ретроспективе феномен.взаимоподчиненного развития печати и этнического сознания, внешние и внутренние проявления этой взаимообусловленности, изменения тенденций и приобретение новых качеств в связи с развитием об' щих интеграционных -или дезинтеграционных процессов в обществе
- выявить постоянно присущие и временные закономерности качественного состояния прессы при подъеме и спаде национальной жизни;
- определить пути совершенствования информационного воз-
1. См.: Лурье М.И., Студеникин П.А. Запах гари и горя,- Фергана, тревожный июнь 1989-го. - М., 1990; КарсецИ'А.А. Конфликты между народами и. пути их преодоления / К проблеме Нагорного Карабаха/. - Ереван, 1990; Знаменская Т.Ю., Котов А.П., Сычев A.B., Толстухин Д.Н., Щипанов Н.И. Социаль но-политически9 конфликты в сфере межнациональных отношений и пути-их разрешения (концепция исследовательского прс екта). - М., 1990; и др.
2. См.: Брукан С. Плюрализм и социальные конфликты: социально (продолжение сноски см. на след. стр.)
действия на сознание этнических сообществ в целях обеспечения постоянного конструктивного диалога и взаимоуважения между ними, как один из путей поддержания гражданского мира и согласия, предупреждения социальных конфликтов;
- выработать практические рекомендации по повышению эффективности СМИ в системе саморегуляции полиэтнического общества, 5олее активному включению их в процессы демократизации жизни, зрэодолению характерных ошибок и недостатков в освещении этих троблем.
Источниковая база и хронологические рамки исследования. Зажными документами для разработки темы исследования послужи-ти материалы съездов КПСС, ее центральных органов, форумов властных органов Туркреспублики и Узбекистана, конституционно-хравовые акты, касающиеся деятельности СМИ.
Источниковую базу диссертационного исследования составляют губликации широкого круга изданий: социал-демократических, )серовских, джадидских организаций в Туркестане с 1905 по '.917 годы, издания послеоктябрьского периода - газеты и жур-галы компартии, Советов народных депутатов, профсоюзных, моло-сежных организаций Узбекистана.
Автор опирался также на результаты комплексных социологиче-;ких исследований, проведенных специалистами этнологами, соци-шогами, политологами центральных институтов, ряда научных уч-юждений Республики Узбекистан. В работе использованы матери-1лы центральных государственных, военных, научных архивов Мос-;вы, Ташкента, их областных филиалов.
Выводы и прогнозы, содержащиеся в диссертации, основывают-:я на данных, полученных с помощью контент-анализа периодиче-¡кой печати и других методов историко-социологических исследо-аний.
Объектом исследования является национальная печать Узбеки-
продолжение сноски) -
исторический анализ социалистического общества. -М., 1990; Марлетти К. Средства массовой информации и политика. Очерки о символичёском использовании политики и насилия в коммуникации. Реф. - М., 1985; и др.
стана в исторический отрезок времени с, 1905 года до начала 90-х годов. Предметом исследования - механизмы влияния печати республики на становление и развитие этнического, самосознания в условиях глубоких перемен в обществе.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили достижения современной-теоретической мысли,г основанной на приоритете.общечеловеческих .ценностей, . работы историков, философов, известных политических и государственных деятелей прошлого и современности. Автором использованы формально-логический, сравнительно-исторический методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор впервые в широком историческом плане анализирует процесс становления и развития национального самосознания под воздействи ем печати и эволюцию самой прессы как объекта влияния этнического фактора. . .
Предпринята также попытка нового подхода к оценке роли и значения непролетарских изданий в Туркестане и в этом контексте рассмотрение современной прессы Узбекистана. Такой подход обусловил критический анализ ряда прежних работ, где освещают ся, к примеру, периодические издания джадидов, частично - эсе ровскйх и других партий"и организаций! Ряд выводов касается -также проблем совершенствования функций печати но общественно му контролю законодательной-и исполнительной властей. Диссер тант предпринял также попытку обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить имеющийся практический опыт периодических изданий в условиях перехода от тоталитарного режима к де мократическому обществу.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что рол средств массовой информации в управлении национальными процес сами рассматривается в контексте актуальных задач, стоящих пе ред обществом на пути к правовому государству, дальнейшей деи кратизации жизни полиэтнических сообществ. Выводы и рекомендг ции, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для пересмотра некоторых анахронизмов, тормозящих политическое ре витие общества, служащих катализатором роста социальной, меж;
нической напряженности. Ряд предложений может найти применение в теории и практике журналистики, в деятельности органов государственного управления, работе местных Советов народных депутатов, общественных организаций.
Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования апробированы автором в статьях и газетных публикациях. Ряд положений был отражен в выступлении на секции Всесоюзной научно-практической конференции "Средства массовой информации в гражданском обществе", проведенной 21-22 февраля 1991 года в Москве. Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы кафедры отечественной истории Российской академии управления.
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновываются актуальность, новизна и научно-практическая значимость исследования, дается историографический обзор, сформулированы' цель и задачи работы, охарактеризована источниковая база.
Первая глава - "Формирование концепции национального возрождения в печати Узбекистана" - состоит из трех параграфов и содержит анализ зарождения и развития многопартийной прессы в Туркестане и связанных с нею общественных явлений, рост этнического самосознания.
В первом параграфе - "Печать духовно-культурного реформаторства - джадидизма" - дается определение джадидизму как общественно-политическому течению, которое автор относит к либерально-демократическому; указываются истоки его формирования
на основе духовного наследия известных национальных ученых,___
писателей, мыслителей:Беруни и Бухари, Лутфи и Навои, Бабура ' и ряда дцугих. Подчеркивается, что джадидизм впитал в себя и самые передовые либеральные идеи Запада, пришедшие из России, через таких просветителей, как татарский ученый и общественный деятель И.Гаспринский и редактируемую им газету "Тэрджуман" . "Переводчик") в 90-х годах XIX века. Джадидизм, распространя-
емый печатью, был направлен на коренное реформирование мусульманского быта и религиозного сознания, на внедрение эффективных методов обучения и воспитания народа. .
В период первой русской революции 1905-1907 гг. и в последующее 'время джадидизм в Туркестане вышел из первоначальных культурнических рамок и приобрел ярко выраженную окраску политического движения и идеологического течения. Автор указывает на причины' политических шатаний джадидов, их прессы. Дается всесторонний анализ наиболее крупных изданий движения: журнала "Ойна", газе (г "Тараки", "Хуршид",' "Садои Туркистон", "Турон" и Других. Все они были по сути школой политического воспитания наиболее просвещенных слоев населения, способствовали.формированию национальной интеллектуальной элиты.
Показана историческая связь современных духовных процессов в Узбекистане с либеральными гуманистическими традициями джаго дизма. Приводятся результаты контент-анализа, проведенного на примере современных национальных газет и.журналов республики, таких как "Шарк галдузи", "Ёшлик", "Туркистон" и других, которые показывают, что в последние годы .значительно возрос общественный интерес к идеям джадидов.
Во втором параграфе - "Освещение национального вопроса в газетах политических партий и движений дореволюционного Туркестана" - исследуется особенность постановки этнической проблемы в изданиях социал-демократических, эсеровских организаций, а также дается характеристика их отношений с печатью джадидов
При анализе указанных газет того периода видно, что послед ние иногда называли себя "беспартийными" или "свободными". В те годы это должно было означать, что газета не являлась орга ном какой-либо партии. Однако это, (собственно, не мешало ей защищать интересы различных социальных слоев населения.
Анализ свидетельствует, что в годы революции 1905-1907 гг. направление многих газет становится более демократичным, даже официозные газеты, как,например, "Закаспийское обозрение", на чали чаще писать о необходимости духовной свободы нации. В пе риод спада революционной волны, оправившаяся администрация об
являла повсеместно положения, "усиленной" и "чрезвычайной" охраны, дававшие ей возможность., налагать на периодическую печать всякого рода репрессии.
В такие периоды заметную роль в разработке национального вопроса играли нелегальные издания края. Всего в Туркестане выходили четыре такие газеты, которые являлись органами социал-демократических организаций.
Печать социал-революционеров национальный вопрос в Туркестане тесно увязывала с особенностями земельной проблемы в крае. "Тут, - писала эсеровская газета, - бьет в глаза коренное отличие: в России основной задачей является проведение в жизнь лозунга "земля народу", в Туркестане же этот лозунг почти ничего не говорит ни уму, ни сердцу, ни потребностям земледельца. Собственно земельного вопроса, в обычном понимании этого выражения, в Туркестане нет совершенно. Земли здесь много. Острота вопроса здесь лежит в совсем иной плоскости: не малоземелье, а безводье - бич туземного земледельческого хозяй- '• ства"*. Следовательно, считали они, не просто раздача всех земель дехканам должна стать лозунгом партии эсеров среди туземного населения, а социалистическое распределение поливной площади. Эта же линия проводилась и в другой их газете еще в 1906 году - "Земля и воля", которая издавалась в Коканде как орган Туркестанского областного комитета партии социалистов-революционеров. .
В третьем параграфе - "Особенности развития этнического сознания в условиях однопартийной печати Узбекистана" - предпринята попытка раскрыть сущность этого феномена. К началу 20-х годов в республике фактически установилось однопартийное правительство, которое диктовало условия выхода и содержание периодических изданий. Другие идейные альтернативы были отсечены и не допускались на страницы печати. Несомненно, большевистская доктрина несла определенные ценности, объединяющие народы Туркестана, такие как интернационализм, равенство всех народов-братьев, коллективизм, патриотизм и любовь к единой социалисти-
I. Дело народа. - 1917. -. 27 июня.
ческой Родине, которые затем помогли выстоять во время Вели-' кой Отечественной войны, в годы восстановления народного хозяйства, принять, как родных, репрессированные малые народности России, предоставить им кров. Вместе с тем известная формула, касавдаяся культуры, всей духовной жизни - "социалистическая по содержанию, национальная по фодае", - нивелировала национальные особенности народа, не давала им развиваться и находить адекватное отражение на страницах периодики, в литературе.
Пресса Узбекистана, начиная с конца 20-х годов, как и по всей стране, становится полем взращивания пролеткультовского нигилизма. Массовое политизированное сознание уже не приемлет даже многих ценностей национальной культуры. Говоря словами известного социолога той эпохи П.А.Сорокина, "идеология социализма и коммунизма - в рафинированной или примитивной форме -захлестнула все сознание народных слоев"*.
Законные патриотические чувства и естественная тревога по поводу тех или иных трудностей в национальном развитии отдельных народов оставались вне сферы демократического обсуждения в печати. Годами национальное самосознание народов было закрыто в определенных понятиях. "Сначала оно было закрыто в сталин ских рамках, когда национальная интеллигенция, выступая в защи ту каких-то своих интересов, автоматически обвинялась в национализме"^. Вот этот страх и удерживал ее в этих границах.
Конец эпохи моноидеологии наступил лишь в конце 80-х годов, когда в Узбекистане возродилась многопартийная печать и пресса взяла на себя роль духовного проповедника, соединяющего оборва ные концы национального самосознания.
В заключении главы автор говорит о том, что концепция национального возрождения, включающая в себя идеи физического, духовного и материального процветания нации, впервые сформулированная в начале XX века, а затем прерванная на длительное время, нашла свое продолжение в годы перестройки. Генератором но-
1. Сорокин П.А. Голод,и идеология общества // Квинтэссенция: Философ, алыланах / Сост. В.И.Мудрагей, В.Н.Усанов. -М., 1990. - С.398.
2. Правда. - 1988. - 30 декабря.
вых идей возрождения нации стала и национальная печать Узбекистана.'
Вторая глава - "Роль прессы в преодолении деформаций национального развития, в пропаганде идей межнационального мира и гражданского согласия" - посвящена в основном анализу, современного этапа развития печати в республике.
Гражданское общество, предполагающее многоуровневое и принципиальное системное образование, гуманизированную систему социальных отношений, демократичную политическую структуру и адекватные этим принципам экономику и право, прежде всего является обществом информационным. Следует подчеркнуть, что порядки и ценности такого общества сводят до минимума возможность появления и распространения необъективной информации. Последнее приобретает особое значение в связи с той огромной ролью, которая придается информации в массовом сознании. Исходя из этого можно проследить информационную причинно-следственную связь между развитием этнического самосознания и межнациональными конфликтами социального характера. Именно эти"проблемы анализируются в первом параграфе П главы - "Участие прессы в разрешении межнациональных конфликтов. Печать и "иноязычное населвние".
Опаснее всего - дезинформация, т.е. появляющиеся в результате информационных обменов возможные ошибки, заблуждения, неверное понимание, неясности, коммуникативная дисфункция, что может породить множество случаев конфликта, неожиданных и извращенных последствий, а отсюда неуверенность,, беспокойство и страх. "Ныне все менее очевидны различия между заявленным и сокрытым, явным и секретным, видимым и невидимым, общественным и частным. Широко используются символы, за которыми ничего не стоит"*.
Ложные национальные символы в печати стали обыденным явлением, в котором наглядно отражается неоднозначный1 и сложный
I. Марлетти К. Средства массовой информации и политика. Очерки о символическом использовании политики и насилия в коммуникации. Реферат. -М.: Изд. АН СССР, 1985. -С.14-15.
процесс этнического развитии. Всеобщий кризис отторгает общечеловеческие, культурные и духовные ценности. Пресса зачастую становится активным участником информационного отчуждения масс.Говоря иными словами, инструментом воздействия на массы, регулирования ее в политических и иных целях. Законы о печати (1865, 1912 гг. и последующие, вплоть до принятого в 1990 г.) объективно не могли и не могут отражать и охранять интересы всего общества. Закон по природе своей может регулировать общие, типичные отношения, из которых частности могут выпадать, т.е. оставаться нерегулируемыми правом.
Таким образом, пресса в частностях становится неподвластной Закону. Отсутствие фактов привлечения к судебной ответственности печатных изданий, например, за разжигание межнациональной розни, подтверждает этот вывод.
Пресса в республике стала важнейшим связующим звеном между демократическим движением масс за перестройку и национальным возрождением. Однако эта ответственнейшая задача требует большого политического опыта для видения всей совокупности экономических, экологических, культурных, исторических, духовных, религиозных и других проблем, связанных с ростом этнического самосознания. Подобным опытом печать, разумеется, не обладала. В условиях "разрешенности" в стране национального вопроса такой опыт не мог быть накоплен ни прессой, ни органами власти. Эту мысль можно подтвердить не только примерами, из социально-экономической жизни страны, но и на основе "решения" чисто национальных проблем, таких, как процесс рассмотрения требований депортированных национальных групп. Так, начиная с 1968 г., принимались указы Президиума Верховного Совета СССР о возвращении турок-месхетинцев на их историческую родину. Однако эти указы не были реализованы. Свыше 160 раз в вышестоящие инстанции направлялись коллективные обращения представителей этой национальности1. Все это обсуждалось на страницах многих газет журналов, но лишь обсуждение не дало должного результата: возникшее социальное противоречие, главным образом состоящее из национального аспекта, не было снято, и оно в скором времени
I. Союз. - 1990. - И 23. - С.19.
- 15 -
"саморазреяшлось" через этнический конфликт. *
Из анализа первых подобных конфликтов в республике пресса приходила к выводу о необходимости совершенствования политического руководства ими.
Почему же этническое самосознание оказалось в наше время-таким важным фактором? В современном мире происходит процесс -модернизации, который стремится разрушить традиционные, изначальные элементы сознания. Идет урбанизация, появляются новые., профессии, расширяется влияние массового образования и массовых средств информации, распространяющих универсальную культуру. Все это должно было бы ослабить первичное этническое сознание - племенное, языковое, региональное и т.п. Однако в кассовом обществе индивид ощущает- потребность в некоторого рода промежуточной общности - меньшей, чем государство, но большей, чем.семья*. И печать активно удовлетворяет эту потребность, сплачивая людей по этническим признакам.
Поэтому для каждой страны встает проблема новых подходов к разрешению этнических конфликтов. В прошлом основным "метопом" была насильственная ассимиляция, дополняемая постоянным подавлением некоторых групп. В современном мире это невозможно. Вероятно, решением проблемы будет такая ситуация, когда каждая группа получит гарантированные права и гарантированное участие в экономике, .политике и общественной жизни.
Раскрывая проблему "иноязычного" населения, автор
указывает на возможные варианты ее решения с помощью СМИ: . развитие периодики для малочисленных народов, создание двуязычных газет, эфирных передач и т.д. Ясно, что средства массовой информации не могут снять всех национальных.проблем. В диссертации раскрывается взаимосвязь печати с другими средствами политического регулирования-конфликта.'
Во втором параграфе 11-й главы - "Национально-религиозное самосознание и социально-регулятивная функция печати" - автор предпринял попытку выявления причин и общих закономерностей, характеризующих интенсивное возрождение ислама на националь-' ной почве. ...
СмТТ Глезер Н. Универсализация этнических конфликту. Народы в кипящем котле. Реферат. -М.» • '
... ,........_ -16 -.. ■
'Наблодаемый'айалогшвый 'процесс" и -в*муггогрерионах1'Срвд^'•• ней Азии, на Кавказе, иных местах с традиционным проживанием "" мусульманских народов Диктует необходимость научного осмыслё'--ния &того общественного'етления, выявления механизмов взаимосвязи двух совершенно самостоятельных "понятийнации и религии.' ' .Г!':: •'■
Это потребует отказа" от'бытупцего вомногом ненамного пожимания роли рёлигий, в частности, ислама "в 'жизни наций! Ислам не статичен: меняя'общество, меняется' и он сам.'"Религиозная : жизнь ... испытывает влияние и действие социального окруже- 1-ния"*. Социальное окружение в настоящее время в силу активи--зации СМИ способствует интенсивному слиянию религиозного и национального в массовом сознании. Тут возникает ряд острых идее логических проблем, касающихся участия печати в обустройстве' полиэтнического и полирелигиозного общества," ограждения его от наслоений реакционного фундаментализма, ксенофобии.
Исходя из этой предпосылки, автор рассматривает актуальную проблему взаимосвязи СМИ, этнического самосознания и религии.
Анализ показывает, что в печати порой происходит ложная,- ■ непроизвольная идентификация национального и религиозного, что приводит к появлению стаде отипов, прочно укрепившихся в • массовом сознании. Подобные стереотипы широко используются для всякого рода идеологических и политических спекуляций деятелями, выступающими с позиций клерикализма или национализма. Б итоге национальные и религиозные противоречия, охватывающие широкий диапазон человеческих отношений (политических, экономических, социальных, идеологических, психологических), не только не сглаживаются, а, напротив, обостряются.
До. мнению ряда ученых (Т.С.Саидбаева, И.А.Макатова и др.) религия может стать консолидирующим [фактором в объединении '•■' различных национальных групп.' Это можно наблюдать на примере деятельности ряда исламских издайий. К примеру, с 1990 года в Ташйенте .-выходит религиозно^общественная газета Духовного уп-
I. Бердяев Н. о русской философии // Сост., вступ; ст. и примеч. Б.В.Эиельянова, А.И.Новикова. 4.1. - Свердловск, 1991 - С.22.
равдания,.мусулшан. Меварзуннахра (Средней, Азии и,Казахс.тана)
- "Йслсад ,нури" ("Свдт, ислама") д' Она издается, е.. потшщью.' арабской графики,и кйриллщы..на.узбекском языке, и ^спро.дданяётся.'не.. только.в деспублика,. но.и.за.0в^п^Д0ла«и.",Э«о; пока единствей^ ная. исламская,газета,, вшу^каемая^в, Шф.'Вот как.,пояснил'ёе'.'-г^ задачи редактор издания М.Шуманов':""Мы разъясняем'свойм'чйта^ телям: закону, религиозного уле ния».. з наче низ .. религиозных, об рядов .и-традиций..,ДОликуем. одты'гС.с'тдхр) из"Кована4хадисы',(из-_ .. речения) ..пророка, Мухаммеда.,'Йрзодоление предрассудков*,. борьба . за чистоту .нашей религии-- важнейшие ^задачи редакции..." Мы'. стоим, за мир. и согласие, между нациями,., за. то,, чтобы уважались права и достоинства'каждого .человека, ..независимо."от его национальной, и. религиозной принадлежности... Никто не вправе под прикрытием, религии творить зло"*, . .....
В современной ,печати Узбекистана, наблюдается^кардинальная переоценка перехода в 20-40-о года от арабской графини к ла- " тинской, а затем.к кириллице. С помощью средств, классовой инфор- -мации-организуются заочные" школы' "обратного" ликбеза:'республиканское телевидение .передает специальную програг/му' по обучению арабской^.письме'нности; в газетах,„.жу.рналах. открыты целевые рубрики,.. все. названия периодических изданий, на' национальной языке дублируются и, арабскими буквами.'и .т.д.'"До 'просьбе' Духовного управления мусульман на факультете 'журналистики Ташкентского госуниверситета .создана специальная группа,' где' учат'не-
только-арабской письменности, но и готовят кадры журналистов ' для работы в религиозных изданиях или же' для отделов редакций'' светских .газет .и журналов,, освещающих^религиозные вопросы. /^
В диссертации,показывается, что, исламский фактор все мощнее оказывает, своа.влияние на .формирование и новой политической"' структуры.Реоблики. Узбекистан.".Вводится порядок присяги вновь избранного президента на..Корэ'не.г.'>твержденнЙ парламентом; государственный флаг содержит.исламскую символику: полумесяц, '
1.-Мухбир (на узбек.яз.). Ташкент, 1990. - № 9.-С.4. '
2. Об аналогичном порядке в Чеченской Республике см.: Россия.
- - 1992. - Я 7. . . , ........ ;
- 18 -
треть площади - зеленого цвета и т.д.
Стремительно растущее религиозно-этническое самосознание масс заставляет политические партии'пересматривать ряд своих принципиальных позиций в отношении свободы совести. Народно-демократическая партия Узбекистана, ставшая наследницей компартии, через газету сообщает, что членство в НДП "не ограни-чивЛт конституционных прав и свобод граждан, включая и свободу совести, права быть атеистом или верующим"*.
Автор прослеживает тенденцию дифференциации людей на основе религиозно-этнического самосознания, способствующую возникновению чувства неприятия иноверца. И в этой связи подчеркивается особое значение регулятивной функции печати, посредством которой достигается взаимопонимание и взаимоуважение не только между мусульманами, христианами, буддистами, но и между верующ ми и атеистами. СМИ как социальные регуляторы эффективны тогда, когда их содержание не только отражает привычные для данной группы людей нормы, правила и-т.д., но и охотно воспринимаются ими, естественны для них, соответствуют их внутренним потребностям и потенциям^.
Диссертационное исследование позволяет отметить жизненную необходимость совершенствования функций печати, характеризующих ее как один из институтов политико-социального управления этническими процессами. В первую очередь это связано с концептуальным пересмотром места и роли средств массовой информации в процессе перехода от тоталитарного к гражданскому обществу, который потребует выработки совершенно новой национальной политики. Здесь вместе с некоторыми частными проблемами (например, право малочисленных народов в многонациональном государстве на получение информации на родном языке) предстоит решать и более крупные вопросы политического и правово-информационного обустройства общественной жизни на демократи-
1. Правда Востока.' - 1991. - 2 ноября.' ...
2. См.: Вишневский Л.Г. Социальные регуляторы и человек// Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Ред.-сост. Ф.М.Бородкин, Л.Я.Косалс, Р.В.Рывки- . на. - М., 1989. - С.53.
зекой основе.
Подводя итоги, автор подчеркивает, что изучение историче-*ого пути современных этнических сообществ республики под-зерждает закономерность, присущую процессам развития практи-юки любой нации. Основываясь на материалах исследования, ?верждается, что становление национального самосознания по ?емени совпадает с той эпохой, когда коммуникационная инфор-¡ция приобретает "всепоглощающее" качество: зарождение и' бурю эволюционирование прессы, книгопечатания, телеграфа, поч-®ой службы и т.д. Но и сама массовая информация являлась юдуктом стремительного изменения материальной, духовной ос-)вы общества.
Из того же анализа вытекает вывод еще о том, что именно на риоды революций и массовых волнений, обусловленных полити-ским и экономическим кризисом, приходится подъем этническо-| сознания. Это проецируется и на прессу: она политически ак-визируется, в ней превалируют лозунги и призывы, имеющие льшую притягательную силу. В призывах - много и ошибочного, едрассудков, которые со временем могут превращаться в стерео-пы массового сознания.
В заключении подводятся итоги исследования, сформулированы которые научно-практические рекомендации.
Публикации по теме исследования:
1. Формирование концепции национального возрождения в лети джадидизма // Пресса: опыт, проблемы и тенденции. Сб. атей. - М.: РАУ, 1992. - I п.л.
2. Предисловие и комментарии к книге "Хадисы пророка Му-имеда". - М.: ИИИ, 1992. - I п.л. (в производстве).
3. Басмачество: в поисках правды //Самарканд. - 1992. -января. - 0,5 п.л.
4. Народ: "Я здесь хозяин" // Самарканд. - 1991. - 26 ию-. - 0,4 п.л.
5. Национальные идеи в печати даадидов // Самарканд. - 1991 22, 29 ноября, 13,20 декабря. - 0,7 п.л.
Зон Ж-250 Тир. М7 экз. ПМБ РАУ
117606 Москва,пр.Вернадского,84