автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Вокальная школа Московской консерватории. Том 1

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Яковлева, Антонина Сергеевна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Вокальная школа Московской консерватории. Том 1'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора искусствоведения Яковлева, Антонина Сергеевна

Введение. 4

Г л а в а I Исторический путь развития русской школы пения от истоков до открытия первых консерваторий России . 15

Глава 2 Первое пятидесятилетие вокальной школы Московской консерватории - 1866 - 1916.

§ I Становление художественных традиций .» 156 -

§ 2 Оформление основных принципов вокальной школы в творчестве виднейших представителей первого 50-ия - профессоров А.Александровой-Кочетовой, ДоГальвани, ЕЛавровской, В.Зарудной-Ивановой, У*Мазеттш. 189

Глава 3 Вокальная школа Московской консерватории с по 1991 год,

§1 Творческая деятельность педагогов вокального факультета в единстве исполнительского, педагогического и теоре-тикочйетодического аспектов. Взаимодействие с зарубежными музыкальными культурами. 301

§ 2 Теоретические проблемы развития основ вокального мастерства в педагогике ведущих представителей вокальной школы Московской консерватории на современном этапе. 340 а/ Развитие техники кантиленного пения.343 б/ Развитие техники подвижности /беглости/ голоса у высоких женских голосов /колоратурное и лирико-колоратурное сопрано/. 361 в/ Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов. 373 г/ Выравнивание регистров низких женских голосов • 3£6.

 

Введение диссертации1994 год, автореферат по искусствоведению, Яковлева, Антонина Сергеевна

Вокальная школа Московской консерватории - выдающееся направление в истории отечественного певческого искусства, наиболее результативная ветвь русской национальной школы пения. Деятельность вокального факультета в лице виднейших его представителей как в области исполнительства и педагогики, так и в области теоретического обоснования закономерностей певческого голосообразования и воспитания певца-музыканта всегда была неразрывно связана с передовыми творческими устремлениями русской композиторской и исполнительской школ на всех этапах своего развития со времени его основания по настоящее время. Об этом убедительно свидетельствуют славные имена воспитанников вокальной школы Московской консерватории, позволившие говорить о ней не только как о центре отечественной, но с полным правом и как о высочайшем достижении мировой музыкальной культуры, русская вокальная педагогика имеет сложную многовековую историю. В ней находит свое отражение опыт многих поколений певцов и педагогов, воспитывавшихся на национальной музыке, создавших традиции её исполнения и впитавших богатый опыт других европейских школ. . русская национальная школа пения как выраженное стилистическое направление получает свое яркое выражение в художественной деятельности М.И,Глинки - величайшего композитора, первого классика русской музыки, замечательного певца-интерпретатора, выдающегося вокального педагога, воплотившего в своем искусстве исконно рус--с кие истоки и традиции. С именем Глинки открывается новый исторический период не только в русской музыкальной культуре, но и в оте~ чественной школе пения, определивший её дальнейшее развитие •

Вступив к концу XIX началу XX веков в пору зрелости, с появлением плеяды могучих талантов : Стравинского, Шаляпина, Неждановой, Сол бинова, Ершова, она заявила о-себе, как о высшем достижении мирового искусства. Многие замечательные традиции русской школы пения получили дальнейшее развитие в XX веке. Выявление истоков этой школы, этапов развития, сложившихся традиций представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ибо ретроспективный взгляд на предшествующую историю отечественного вокального искусства позволит полнее раскрыть художественную направленность вокальной школы Московской консерватории, проследить преемственность традиций, утверждение самобытных и национальных черт, выработанных в процессе всего исторического пути русской школы пения. Это является тем более важным, что в некоторых исследованиях отрицается / к примеру К.Мазурин - 211 / или в какой-то мере умаляется / В.Багадуров - 23,24 / самобытность русской вокальной школы, её характерных черт, непреходящее значение её традиций, а также содержатся отдельные устаревшие исторические факты и явления, получившие в настоящее время уточнение о в музыкально-историческои литературе,

Актуальным представляется и решение следующих проблем.

1. Отечественная вокальная педагогика до сих пор недостаточно выделена в самостоятельную область музыкальной науки и имеет значительные пробелы в изучении её истории, В этой связи вокальная школа Московской консерватории - ведущий центр профессионального образования, наиболее яркое направление русского певческого искусства - обладает полным основанием для отдельного специального исследования.

2. В связи с выяснением понятия "русская школа пения" встают сложные проблемы определения национальнбй специфики, обусловлен- . ные художественной трактовкой исполняемой музыки, и вытекающие отсюда основные принципы воспитания певца,

В вокальном искусстве национальная специфика находит значительно более яркое выражение, нежели в других видах музыкального творчества* ибо она связана с фонетическими особенностями языка, с необходимостью выразительного донесения речевого текста в музыке.

3, Вокальная методика в значительной степени отстает в своем развитии от аналогичных музыкальных методик / к примеру, скрипичной и фортепианной /. Это обусловлено не столько меньшим вниманием к психико-физкологической стороне процесса на протяжении многих лет, отсутствием крупных теоретических обобщений в этой области последних лет, но и тем, что пение - глубоко скрытый, интимный процесс, где инструмент находится внутри исполнителя, и исполнитель является сам инструментом, целиком включенным в исполнительскую деятельность»

Среди виднейших исследователей русского и зарубежного вокального искусства необходимо в первую очередь назвать имя В.А.Бага-дурова. Его монографический трехтомник " Очерки по истории вокальной методологии" /23,24/ остается и по сей день единственным по своему энциклопедическому содержанию, общему объему охваченного материала и глубине его анализа трудом, являвшимся в течение продолжительного времени основанием для дальнейшей разработки проблем певческой культуры. Отличительной чертой этой капитальной работы является последовательное изложение методических взглядов выдающихся представителей вокальной педагогики разных эпох, школ и национальностей в связи с общим развитием вокальной музыки и эволюции исполнительского стиля.' Следует отметить', что при создании данной монографии В.А.Багадзгров в основном пользовался первоисточниками и архивными материалами. Владея несколькими иностранными языками, он детально изучил мировую литературу, касающуюся вокального искусства. Автор диссертации неоднократно обращался к этому фундаментальному труду, вкючагацему немало ценных сведений.

Однако, ни в коей мере не умаляя значимости этого исследования, отдельные факты и положения его в настоящее время требуют некоторого уточнения. И это понятно, В.А.Еагадуров создавал свои "Очерки" в 1920-е - 1930-е годы. Как известно, это был период, когда еще не были изданы основополагающие учебники по истории музыки, отсутствовали работы по истории музыкального театра /прежде всего монографии А.А.Гозенпуда, 89-96/. Значительный пробел существовал в исследовании и публикации трудов по русской медиевистике. Древнерусская музыка долгое время не была объектом научного внимания. Еще не увидели свет работы М.Бражникова /40,41/, Ю. Келдыша /160-162/, С.Скребкова /302/ и других авторов. "Памятники русского музыкального искусства" /261/ появились в 1970-х годах. И хотя Ш часть "Очерков" /24/, посвященная русскому вокальному искусству, была переиздана в 1956 году, отсутствие современных достижений музыкально-исторической науки естественно отразилось в неточности толкования отдельных исторических фактов, приведенных в книге.Также требует уточнения цитируемый в "Очерках" материал, корректировка написания ряда имен. -^Все это побудило автора диссертации обращаться к первоисточникам, литературе соответствующего при рассмотрении периода, использовать достижения

I/ Более подробный анализ этого и других трудов дается в соответствующих разделах диссертации. музыкально-исторической науки последних десятилетий.

Важный вклад в проблему исследования черт национальной певЛ ческой школы внесли труды: Б,Асафьева, ш.Ьражникова, А.Гозенпуда, О.Левашевой, Т.Ливановой, А.Доливо, А.Кандинского, Ю.Келдыша, С.Скребкова и других отечественных музыковедов. В их ряду фундаментальное исследование Л.Дмитриева /119/ , а также работы Ю, Барсова /27,28/, в которых убедительно раскрывается перспектива становления русской школы пения. Нельзя не согласиться с высказыванием замечательного музыканта и дирижёра А.М.Г1азовского, который ярко характеризует достижения русской школы пения, её самобытные национальные особенности, отмечая, что "к десятилетиям, стоящим на рубеже двух веков, полностью определились качества исполнительского стиля русских певцов, как большой национальной школы, основанной на принципах, свойственных русской культуре вообще. Принципы эти - глубокая простота и человечность выражения, никогда не терявшаяся в ложном блеске пустого техницизма; естественность и внутренняя верность передачи поэтического содержания музыки, чуждая ходульной эффектности; высочайшая правдивость пения, сила которого в эмоциональном подтексте, глубокой образности, внутреннем психологическом "сквозном действии", всегда несущем через пение болыцую мысль и живое волнующее задушевно искреннее чувство" /257, С.460/Г] русские сезоны в Париже, организованные С.Дягилевым, с триумфальным успехом продемонстрировали богатство русской музыки, показали высокие достижения русского оперного исполнительского стиля, сыграли большую роль в популяризации русского музыкального искусства, что не могло не повлиять на постановки оперных произведений на западе. Под воздействием искусства Ф.Шаляпина не только в России, но и во всем мире стали иначе подходить к оперному певческое творчеству* Показательно| что даже итальянская публика с установившимися вековыми традициями в отношении требований к искусству оперного певца испытала влияние этого гениального таланта, что привело к значительновфг пересмотру взглядов на оперную эстетику. Это выразилось в стремлении певцов и режиссеров к более достоверному созданию художественно-сценического образа, усилению внимания к драматургической стороне постановок,

История сохранила нам имена выдающихся педагогов Петербургской и Московской консерваторий XIX начала XX веков, но ими почти не оставлено трудов, в которых были бы отражены их педагогические взгляды, методические принципы, что позволило бы полно и всесторонне проследить складывание традиций, увидеть преемственность в творческой деятельности ведущих вокальных факультетов. Как правило, метод крупного педагога в его полном виде, к сожалению, уходит вместе с создателем. Ученики, воспринявшие этот метод, всегда проводят принципы своего учителя через горнило собственного певческого и педагогического опыта, естественно трансформируют их. Именно таким путем творческое кредо мастера продолжает жить, эво~ люционируя от поколения к поколению.

Однако, процессы всестороннего становления и развития русской вокальной школы, в первую очередь школы, связанной с Московской консерваторией, до сих пор не исследованы, не проанализированы её традиции, такая важнейшая сторона, как взаимодействие с европейским вокальным искусством.

Хотя литература, посвященная различным аспектам развития вокальной школы Московской консерватории достаточно обширна, но до сих пор не появилось обобщающих трудов в этой области. Существующие монографии и статьи посвящены либо отдельным выдающимся певцам, воспитанникам московской школы, либо представляют собой работы обзорного характера» Наиболее интересные сведания по истории деятельности вокального факультета Московской консерватории находятся в материалах, вышедших её столетию /64, 234/, сборниках "Вопросы вокальной педагогики" /62/. В названных трудах В.А.Бага-дурова /23, 24/ даются лишь отрывочные сведения о деятельности ведущих профессоров московской школы. В хрестоматии И.Назаренко "Искусство пения" /242/ приводятся только "Краткие указания по пению моим ученикам" профессора У.Мазетти, которые уже увидели свет в 1912 году, а монография МЛьвова "Из истории вокального искусства" /205/ лишь упоминает имя У.Мазетти как учителя А.В.Неждановой, совсем не затрагивая вопросов вокального воспитания в консерватории. /Среди наиболее важных публикаций о выдающихся певцах, выпускниках Московской консерватории можно выделить труды: материалы и исследования об А.В.Неждановой /243/, Н.А.Обуховой /250/, С.Я.Лемешеве /189, 190/, В.Р.Петрове /262/, В.В.Барсовой /267/ и многих других. Однако и в них отсутствует полная и целостная картина деятельности вокального факультета, нет анализа важнейших методических принципов, на которых воспитывались представители русской певческой школы, начиная со второй половины XIX века.

В плане частичного решения этой задачи была выполнена кандидатская диссертация автора "Выдающиеся профессора вокального факультета Московской консерватории начала XX века" /1976 г./, исследовавшая педагогическую деятельность трех наиболее крупных профессоров консерватории - Е.Лавровской, В.Зарудной-Ивановой и У.Мазетти, как наиболее ярких выразителей вокальной педагогики этого блестящего периода развития русской вокальной школы,]

Научная новизна данной работы состоит в том, что диссертация является первым фундаментальным исследованием в . отечественном муЛ зыкознании, в котором всесторонне анализируются как исторический путь складывания педагогико-методических взглядов профессоров вокального факультета Московской консерватории со дня её основания до начала 90-х годов настоящего столетия, истоки её творческих традиций, так и теоретические проблемы формирования основ вокального мастерства,/Впервые вокальная школа Московской консерватории рассматривается как одна из результативнейших ветвей русской певческой школы. Для научного обоснования этого положения возникла необходимость возможно более полного воссоздания/исторического пути развития русской школы пения от её истоков до открытия первых консерваторий России,^последовательного изложения ^истории отечественного вокального искусства в синтезе развития национальной вокальной музыки, исполнительского искусства, практической педагогики и вокально-методической мысли,!

-j

Впервые приводятся многочисленные исторические факты, дополняющие опубликованные материалы о разностороннем творчестве педагогов вокального факультета.» Также впервые[исследуются важнейшие методические проблемы, в том числе единства исполнительского и педагогического мастерства; раскрываются теоретические взгляды и принципы воспитания певца крупнейших представителей вокальной школы Московской консерватории как прошлого, так и настоящего времениг В диссертации представлен еще не использованный в других трудах архивный материал фондов Государственного театрального музея имени А.А,Бахрушина, Вокально-творческого кабинета ВТО имени А,В, Неждановой, Центрального государственного архива литературы и искусства, Центрального музея музыкальной культуры имени

М.И.Глинки, Российской государственной библиотеки, материалы личных бесед автора с мастерами вокальной педагогики консерватории, фиксирующие высказывания и свидетельства, касающиеся исследуемых в работе проблем. По-возможности исчерпывающе использовано эпистолярное и мемуарное наследие, а также труды деятелей отечественного музыкознания и критики, имеющие отношение к развитию русской музыки и непосредственно к вокальному искусству*

При исследовании были использованы научно-методические достижения современной науки о голосе и практической вокальной педагогики.

Целью диссертационной работы является раскрытие исторического процесса развития вокальной школы Московской консерватории со дня её основания до 125-летнего рубежа? складывание её творческих традиций»

В связи с целью диссертации определились и её задачи:

- охарактеризовать важнейшие истоки русской национальной школы пения; определить этапы её становления;

- исследовать художественное и вокально-техническое состояние и развитие русского певческого искусства со времени учреждения российского театра до середины XIX столетия; рассмотреть вокальную музыку, которую исполняли артисты российского театра, её стилевые черты;

- охарактеризовать вокально-йедагогическую деятельность русских композиторов и их прогрессивную роль в становлении отечественного исполнительства и педагогики;

- проанализировать организационные предпосылки, предшествующие открытию первых высших профессиональных музыкальных заведений /церковные школы, хоры, театральные училища, Академия художеств, воспитательные дома Петербурга и Москвы, Смольный институт, Шляхетский корпус, Московский университет, гимназии, музыл кальные классы и пр./, исследовать практический и теоретический аспекты методики преподавания в них;

- вскрыть основные этапы развития традиций вокального факультета Московской консерватории,\исполнительские и педагогические воззрения её ведущих мастеров;;

- проанализировать характерные особенности, присущие московской вокальной школе, их прогрессивность и позитивный вклад в отечественную и мировую вокальную культуру;

- определить некоторые перспективы развития вокальной школы Московской консерватории.

Методологической основой диссертации является теория культуры, история и теория вокального искусства, достижения исполнительского музыкознания.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её материалы и выводы могут служить непосредственно вокально-педагогической практике. Они могут быть применены в вузовских курсах истории и теории вокального искусства, основ вокальной методики, а также в курсах истории русской музыки»

Материал диссертации будет полезен для дальнейшего изучения вокальной школы Московской консерватории, познания богатств её традиций, художественных форм и тенденций развития. Исследование опыта работы выдающихся педагогов, их методических принципов, систем упражнений, организации работы в классе могут способствовать расширению знаний в области воспитания певческого голоса, раскрытию и объяснению сложнейших проблем вокального искусства.

Структура диссертации полностью определена её содержанием.) j

Работа состоит из введениятрех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором приводятся неопубликованные до настоящего времени материалы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Вокальная школа Московской консерватории. Том 1"

Заключение

Вокальная школа Московской консерватории - яркая и неотъемле

•V мая часть русской национальной школы пения, аккумулировавшая в своем художественном развитии лучшие музыкальные традиции отечественного, а также зарубежного вокального искусства, русская певческая школа прошла сложный и длительный путь развития, в процессе которого выкристаллизовались её самобытные национальные особенности, путь, который привел к высочайшим достижениям вокального искусства, творчеству таких корифеев, как Шаляпин, Собинов, Нежданова, Ершов. русская музыка и национальный исполнительский стиль, ведущий начало от народно-песенного творчества, определили те характерные черты и художественные принципы, которые легли в основу традиций исполнительства русских певцов, в искусстве которых органично сочетались: высокое вокальное мастерство, прекрасная техника владения певческим голосом, позволяющие петь сложнейшие произведения не только русских, но и зарубежных композиторов; владение драматическим искусством и выразительностью наравне с вокальным, что давало возможность создавать на сцене глубоко реалистические образы.

Уникальная способность русских певцов к перевоплощению, поиску художественной правды и естественности позволяли им глубоко проникать в стиль исполняемых опер, достоверно воплощать музыку композиторов различных национальных школ. Этому способствовали такие черты национальной школы, как широкое, свободное пение, отличающееся задушевностью, глубиной, искренностью и простотой выражения, владение широкой палитрой тембровых красок, которые соединялись у них с особенно чутким отношением к психологически окрашенному слову, его верному интонированию в музыке.

Особую роль в формировании национальной школы сыграли классы ведущих мастеров вокальной педагогики Московской консерватории, в которых певец воспитывался и воспитывается как представитель русского вокального искусства со всеми выше названными для неё стилевыми особенностями.

Важнейшими истоками, подготовившими почву для создания первых консерваторий России, являлись: церковные хоры и школы, театральные училища, музыкальные классы и театральные коллективы при Академии художеств, воспитательных домах Петербурга и Москвы, Смольном институте, Шляхетском корпусе, Московском университете, гимназиях, музыкальные школы и другие образовательные и воспитательные структуры. Именно с их деятельностью связаны зарождение и развитие вокально-педагогической мысли, попытка установления системы музыкального воспитания и образования, а также разработка и создание первых трудов по методике обучения искусству пения. Велика в этом заслуга педагогического и вокально-методического творчества русских композиторов»

Московская вокальная школа сформировалась в эпоху расцвета русской культуры, русской музыки и исполнительского искусства» Традиции Глинки, композиторов Могучей кучки, русской исполнительской: школы определили уже с самого начала высокий прогрессивный уровень вокальной педагогики, её художественную направленность, национальные черты»

Становление и дальнейшая деятельность вокальной школы Московской консерватории неизменно протекали в органичном единстве исполнительской, педагогической и теоретической сторон творческого процесса формирования мастерства певца» Значительные результаты в этих областях привели к высоким творческим достижениям, её представителей. Эта прогрессивная традиция, зародившаяся с самого начала деятельности первых профессиональных музыкальных учебных заведений России, в вокальной школе Московской консерватории получила широкое воплощение. За годы еёЛ существования основополагающим принципом оставалась творческая взаимосвязь композиторского искусства, исполнительства и педагогики; тесное взаимодействие достижений общей и специальной педагогики; развитие интереса к области истории* теории и методики вокального искусства, которые обогатились большим опытом научных исследований, фундаментальные работы Д.-'-альвани, Л.Джиральдони, В, Зарудной-Ивановой, У,Мазетти, Е^иалютина, В.Ъагадурова, М.Дейши-Сионицкой, Д.Аспелунда, А.Доливо, В,Садовникова, Н,Райского, С.К)цина и других авторов, многочисленные научно-методические труды, не утратившие своей практической ценности и актуальности и в наши дни, во многом определили основные направления развития педагогики, дальнейшей научной деятельности, убедительно доказали жизненность и плодотворность содружества исполнительства, педагогики и научных исследований в деле развития вокального искусства,

В педагогической деятельности виднейших представителей вокальной школы Московской консерватории сформировались и приобрели статус общепедагогических основополагающие принципы воспитания певца и его голоса. Творческое соблюдение принципов: строгой системности обучения, единства художественного и вокально-технического развития, умение раскрыть индивидуальность ученика как в области вокальных данных, так и творческих, в том числе и психических свойств его личности, являются стратегическими в творчестве мастеров вокальной педагогики консерватории, В основополагающих принципах находят свое яркое отражение национальные традиции, зародившиеся и оформившиеся в отечественном исполнительском искусстве, неразрывно связанным с русской музыкой и достижениями композиторского творчества, многовековой опыт по воспитанию певческих голосов.

Уже в первых церковных хорах и школах подготовка певчих была основана на определенных правилах и должна была соответствовать четким требованиям, в которых наметились устойчивые тенденции, приведшие в дальнейшем к утверждению основных принципов воспитания представителей русской школы пения. В этом их непреходящая ценность. Убедительное утверждение и развитие этих позитивных положений -заслуга художественной деятельности вокальной школы Московской консерватории первого пятидесятилетия. Результативность её творческого поиска проявилась в появлении блестящих талантов, ярчайших индивидуальностей, обязанных своим мастерством способности учителей разгадать и развить их дарование. Эти прогрессивные педагогические принципы стали стержневыми и в творчестве современных мастеров вокальной школы Московской консерватории.

Важной и практически плодотворной стороной художественной деятельности вокальной школы Московской консерватории является сохранение и продолжение преемственности вокально-педагогических линий. Эта результативная тенденция просматривается со дня основания консерватории и проходит через весь 125-летний период её существования. Тем самым позитивные принципы мастеров вокальной педагогики консерватории продолжают жить, передаваясь, обогащаясь следующим поколениям педагогов, составляя ценнейший фонд творческого опыта.

Жизненной и чрезвычайно полезной в деле передачи исполнительского мастерства оказалась традиция привлечения к активной педагогической практике известных певцов, ещё полных творческих сил и продолжающих свою артистическую деятельность» Начиная со вступления на педагогическую стезю первого профессора А.Александровой-Кочетовой, затем Е.Лавровской и В,Зарудной-Ивановой, эта традиция прочно входит в художественное кредо вокальной школы Московской консерватории, подкрепляя взаимообогащагощий принцип единства исполл нительского и педагогического творчества в его практической реализации.

Ведущих мастеров вокальной школы Московской консерватории всегда отличало обладание широкой педагогической эрудицией. Они не являлись догматиками и сторонниками какого-либо одного, узкого способа развития голоса ученика и его музыкально-артистических способностей, а в равной мере использовали в своей методике и объяснения, и показ голосом, и указывали нужные мышечные приемы, широко пользовались фонетическим методом и важнейшим из способов развития вокально-технических и художественных возможностей ученика - воздействием посредством выбора необходимого музыкального материала. Это было действенным потому, что виднейшие представители московской педагогической школы - широко образованные музыканты, имеющие обширные знания и опыт в области исполнительского мастерства, теории и методики вокального искусства, великолепные знатоки как художественного, так и дидактического материала и его роли в воспитании певца-музыканта.

Важным и получившим в наше время широкое распространение нововведением консерваторской ступени образования, явилось создание оперной студии, играющей важную роль в творческом пути ученика на оперную сцену. Как было отмечено, профессор В.Зарудная-Иванова явилась одним из инициаторов и создателей её при Московской консерватории. Но зародилась эта традиция уже в начальном периоде деятельности московской вокальной школы. Первый профессор А.Алек-сандрова-Кочетова в своей практической педагогике органично соединяла вокально-музыкальную подготовку учеников со сценической, этим самым намного опередив время.

Принципиально новый характер приобрел процесс взаимодействия вокальной школы Московской консерватории с музыкальными культурами других стран. Если в начале своей художественной деятельности молодые консерватории России заимствовали специалистов , обращаясь к зарубежным музыкантам, то в настоящее время наблюдается огромный приток в Московскую консерваторию иностранных певцов и вокальных педагогов,стремящихся совершенствовать свое мастерство, повысить профессиональную квалификацию. Это говорит о высоком международном авторитете московской школы.

Вокальная школа Московской консерватории сегодня является крупнейшим центром как вокального образования, так и научных исследований проблем вокального искусства. И это закономерно, ибо здесь сосредоточены лучшие традиции русской вокальной школы; работали и работают выдающиеся представители отечественной исполнительской и педагогической школы.

Исходя из результатов настоящего исследования, можно наметить некоторые возможные перспективы дальнейшего развития вокальной школы Московской консерватории:

- Продолжение целенаправленного изучения богатства исполнительского, педагогического и теоретико-методического наследия и современного опыта выдающихся мастеров вокального искусства -представителей Московской консерватории. Одно из направлений научных изысканий протекает в рамках программы "Творческая лаборатория певца". Целесообразно дополнить данную программу направлением "Творческая лаборатория педагога" с комплексным исследованием в художественной деятельности - исполнительской, педагогической и теоретико-методических сторон творческого процесса.

- Более широкое привлечение исследований физиологических и психологических особенностей природы профессиональной музыкальнохудожественной одаренности певца и формирования его голоса, а также перспективных путей использования скрытых возможностей человека.

- Активное включение в творческий процесс воспитания певца-музыканта современных объективных методов исследования возможностей певческого голоса / к примеру, волоконная и тепловизорная техника и другая аппаратура /, что представляется важным для прогресса развития вокальной педагогики. В связи с этим своевременен вопрос о создании лабораторной базы для экспериментальных исследований. Достаточно вспомнить результативную деятельность Лаборатории экспериментальной фонетики и фониатрии, столь много сделавшей для вокальной практики в период своего существования.

- Более активное использование опыта других исполнительских специальностей, имеющейся литературы в этой области, достижений педагогики, психологии и психофизиологии, а также методов инструментального обучения.

- Важнейшим и основополагающим является дальнейшее раскрытие неисчерпаемых возможностей русской национальной музыки с её уникальными исполнительскими традициями, тесное взаимодействие с художественным творчеством современных виднейших композиторов с целью постижения и освоения нового музыкального стиля мышления,особенностей языка, формы, выразительных средств.

- Одним из насущных вопросов является дальнейшее ознакомление с достижениями зарубежного вокального искусства с целью их возможного творческого использования в решении проблем современного вокального исполнительства и педагогики,»

1. Абадаиев A.

2. Абрамова JI»

3. Акулов Е.

4. Алексеев А,

5. Алексеев А,

6. Алексеев А.

7. Алчевский Г.

8. Альмединген Б,

9. Арабаджиу Р. f ,

10. Арабаджиу Р.

11. Арабаджиу Р.

12. Арапов П.

13. Арнольд Ю.

14. Арнольд Ю.

15. Артемьева Е.

16. Асафьев Б.

17. Асафьев Б.

 

Список научной литературыЯковлева, Антонина Сергеевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. История фортепианного искусства, М., ч.1-2 414 с.

2. Основные вопросы вокально-речевой культуры. М., 1933, 125 с. Развитие певца и его голоса, М.-Л, 1952, 192 с.

3. Полное собрание сочинений, М.,1953, т.П 766 с.

4. Древнерусская музыкальная письменность, M.t 1962, 134 с.

5. Литература и просвещение в России XIX века, Казань, 1902, Т» Ш, 312 с

6. Иван Ершов, М.-Л, 1951, 74 с.

7. Федор Стравинский, М.-Л.,1951, 52 с. 60 лет в оперном театре, М.,1967, 303 с. Московский театр при царях Алексее и Петре, М., 1914, 192 с. М., 1976, 472 с.

8. Московсая опера С.И.Зимина, М.,1977, 176с. Болезни голоса у певцов, М.,1900, 135 с. Древнерусская теория музыки ХУ-ХУШ в., Л.,1972

9. Статьи о древнерусской музыке, Л.,1975, 120 с.

10. Учебник пения, Спб, 1891, 234 с. Жизнь и искусство, М., 1965, 343 с. Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство, Киев, 1924, 47 с. Практический метод итальянского пения, М., 1968, 39 с.

11. Правильное произношение слова как важнейший фактрр в пении, М., 1962, 15 с. Страницы воспоминаний, М., 1948, 188 с. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России 1884-1885, М., 1885, 124 с.

12. Техника постановки голоса, М.,1961, 52 с. Избранные письма, Л., 1973, 351 с. Упражнения для женского голоса, М., 1967, 40 с.

13. Час упражнений, М., 1891, чЛ-39 с.,ч.П-68 с.

14. Песни, оперы, певцы Италии, М.,1967,282 с.