автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Бабаев, Юсуф Абдулхатович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Худжанд
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни"

На правах рукописи

БОБОЕВ ЮСУФ АБДУЛХАТОВИЧ

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ МАВЕРАШ1АХРА И ХОРАСАНА В ТРУДАХ АБУРАЙХАНА БЕРУНИ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации и а соискание учёной степени

ХУДЖАНД - 2006

Работа выполнена на кафедре истории таджикского народа Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова.

Научные руководители: доктор исторических наук,

профессор Мнрбабаев А. К. кандидат исторических наук, доцент Фанзуллаев М. Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Бакисв М. И. кандидат исторических наук, доцент Холики А. Ведущее учреждение: кафедра общественных наук

Худжандского филиала Таджикского государственного университета коммерции

Защита состоится « 30 » декабря 2006 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета К 737.002.04 по защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук по специальности 07.00.02.-Отечественная история (исторические науки) при Худжандском государственном университете им. академика Б.Г. Гафурова по адресу: 735700, г. Худжанд, проезд Б. Мавлоибекова, 1, главкорпус университета, Малый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной научной библиотеке Худжандского государственного университета имени акад. Б,Г. Гафурова.

Автореферат разослан «_30_»_ноября_ 2006 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат исторических ияущ

>лго^гЛ1арипов Ш.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. После обретения независимости Республики Таджикистан правительство республики во главе с Президентом Э.Ш. Рахмоновым взяло курс на возрождение исторических и культурных традиций таджикского народа. «Без знания истории, - пишет Э.Ш. Рахмонов, - нет патриотизма, не возможна преемственность поколений. Без знания исторического прошлого национальная гордость перерождается в национальный эгоизм»1, В современном Таджикистане именно история стала как бы консолидирующим фактором всего таджикского народа, у которого в силу географической разобщенности еще очень сильно сказываются местнические традиции, которые привели к братоубийственной войне 1992-1993 гг. В связи с чем Э.Ш. Рахмонов без устали твердит о национальном согласии и единении народа Таджикистана: «В течение нескольких последних лет наряду со святыми понятиями Родина, Мать, Мир и независимость, слова единение и согласие заняли достойное место и сейчас являются самыми распространенными словами нашего языка»2.

В этом плане изучение исторического наследия одного из величайших сынов таджикского народа, Абурайхана Беруни как никогда востребованы. Ибо история, экономически-политическая и социальная жизнь, культурное наследие и достижения науки ираноязычных народов красной нитью проходят сквозь все произведения Абурайхана Беруни.

Еще ему было присуще большое национальное самосознание, которое не осталось не замеченным И. Ю. Крачковским: «Уже в этом раннем произведении («Памятники минувших по-колений»-Ю.Б.) ясно заметна одна черта, типичная для ал-Бируни и в дальнейшем: его определенно иранского самосозна -

1 Эмомали Рахмонов. Таджики в зеркале истории. Книга первая от арийцев до Саманидов. Лондон, 1999.-С.216-217

2 Эмомали Разменов. Тоцикистон: дах, соли иеппутолият ва вахдати миллй ва бунёдкорй. Иборат аз се чилд. ^илди сеюм. -Душанбе: Ирфон, 2001.-С.117

ния. Иранский элемент в истории культуры выдвигается на первый план»1.

Как бы предвидев чаяния народа Таджикистана к национальному согласию и единению, Абурайхан Беруни еще тысячу лет назад выдвигал идею консолидации всех иранцев: «Хотя у персов, согдийцев и хорезмийцев в некоторых вопросах есть различия, все они стволы одного могучего дерева»2.

Личность Абурайхана Беруни, его творческое наследие, его гуманизм, его стремление к постижению наук могут служить источникам для воспитания молодого поколения в этом духе.

Актуальность темы характеризуется еще и тем, что изучение научного наследия Абурайхана Беруни будет способствовать дальнейшему развитию исторической мысли в Таджикистане.

Степень изученности проблемы. Вот уже более ста лет, как тема научного исследования Беруни не сходит с тематики научных разработок историков, философов, культурологов и специалистов по истории науки.

Интерес к научному наследию Беруни особенно возник после того, как в 1897 г. Э. Захау издал английский перевод «Осор-ул-бокия» Абурайхана Беруни. Но, однако, как показывают исследования, слава Беруни возникла ещё при жизни учёного. О Беруни хорошо отзывался его современник и единомышленник по службе автор «Истории Масъуда» — Абулфазл Байхаки, называя учёного «устодом»3. О Беруни, как о непревзойдённом учёном, писали также историк и географ Йакут ал-Хамави, ибн Абу Усайбия, Ибрахим ибн Мухаммад ал-Гаданфар ат-Табризи, Низоми Арузи Самарканди и многие другие. В новейшее время интерес к Хорезму и хорезмийцам, в частности, богатейшему наследию Беруни, возник в 30-40-их годах XX в. Как известно, в эти годы хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию возглавлял академик С.П. Тол-

1 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - Т. IV. Арабская географическая литература. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957.-С.254

2 Абурайз^он Беруни. Осор-ул-бов;ия.-Душанбе: Ирфон, 1990,- С. 70.

3 Абу-л-Фазл Байхаки. История Масъуда.- Москва: 1969, Наука, С. 807.

стов. В ходе археологических изысканий в Хорезме были открыты уникальные памятники хорезмийской древней цивилизации. При расшифровке этих материалов учёные часто прибегали как к первоисточнику к исследованиям Беруни. Позже к исследованиям археологов присоединились также многочисленные группы востоковедов, лингвистов, этнологов и других исследователей по истории науки и культуры.

Центр беруниведения до 40-50-х годов XX в. находился в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) и в 1950 г. издательство АН СССР выпустило сборник статей «Беруни»1. Но начиная с конца этого периода в Ташкенте начал складываться новый центр по изучению наследия А.Беруни.

В том же году АН Уз ССР издал сборник статей, посвященный научному творчеству Беруни. В сборник вошли статьи таких корифеев тогдашней науки как С.П. Толстов, А.А. Семенов и узбекского археолога и культуролога Я.Г. Гулямова2. С.П. Толстов одним из первых3 обратился к «Памятникам» Беруни для научного толкования последних открытый археологов.

Биографии и научному наследию Беруни известный арабист И.Ю. Крачковский, отвёл значительное место в своём капитальном труде, а также А. М. Беленицкий4. Уже тогда в Ташкенте начался перевод и издание избранных произведений Беруни, которое систематически продолжалось почти до 90-х годов прошлого века.

1 Бируни// Под редакцией Толстова С. П.-М,- Л.: АНСССР, 1950.

2 Толстов С.П. Бируни и его время //Беруни великий ученый средневековья. - Ташкент: Изд. АН УзССР, 1950. - С. 3-25; Семёнов A.A. Беруни выдающийся ученый средневековья.-Там же.- С. 26-42; Гулямов Я. Бируни об исторической гидрографии низовьев Амударьи.-Там же.-С, 85-92.

3 Толстов С.П. Бируни и его памятники минувших поколений //Бируни Абурайхан. Избр. произв. — Т. 1, Памятники минувших поколений. — Ташкент. - Изд. АН УзССР, 1953. - С. VII-XXI.

4. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. - Т. IV. Арабская географическая литература. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957; Беленицкий A.M. Очерк жизни и трудов Беруни //Ал-Беруни Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). - Москва: Изд. АН СССР, 1963.

Особенное место среди всех работ по Беруни занимают многогранное исследования П.Г. Булгакова. Именно П.Г. Булгакову принадлежит заслуга перевода и исследования значительной части трудов Беруни. Его же перу принадлежат десятки других научных статей, посвященных жизни и творчеству Беруни. В том числе «Беруни и его «Геодезия»»1. Следует сказать, что трудом всей жизни П.Г. Булгакова стала его книга «Жизнь и труды Беруни»2. В этой книге от исследователя не осталось скрытой ни одно из направлений научных интересов Абурайхана Беруни. Данное исследование по существу может послужить путеводителем всем беруниеведам, историкам науки и востоковедам.

Многие стороны его жизни и научного наследия, в том числе и гуманитарного направления ученого нашли свое отражение в коллективной монографии «Абу-р-Райхан ал-Беруни»3. Неоценим вклад авторов названной монографии, а также другого историка науки Г.П. Матвиевской в деле исследования и публикации трудов Абурайхана Беруни. В своих исследованиях они обратили внимание, прежде всего, к научному наследию ученого в области точных и естественных наук. И не ставили перед собой задачу исследования трудов учёного в историко-культурологическом аспекте.

В 1973 г. в научных центрах Узбекистана и Таджикистана, а также и в других востоковедческих научных центрах общественность отметила 1000-летний юбилей со дня рождения Беруни. В этой связи были изданы несколько сборников научных статей, в которых затрагивались многие аспекты научного творчества Беруни4.

1 Булгаков П.Г. Беруни и его «Геодезия» //Бируни Абу Рейхан. Избр. произв. — Т. III. Геодезия. — Ташкент: Фан, 1963. — С. 7-78.

2 Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни - Ташкент: Фан, 1973.

3 Розенфельд Б.А., Рожанская М.М., Соколовская З.К. Абу-р-Райхан ал-Беруни. Научно-биографическая серия. -М.: Наука, 1973.

4 Беруни и гуманитарные науки. //Отв. ред. И.М. Муминов. - Ташкент: Фан, 1972; Беруни //Сб. статей к 1000-летию со дня рождения. - Отв. ред А.К. Аренде. - Ташкент: Фан, 1973;

. 1352 '(jjljJ -oak* - .oYli* .^jja

Из исследований последних лет отметим монографии Г. Насырходжаевой, Х.Ф. Абдуллозода, а также коллективный сборник «Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация»1, в которых были затронуты также еще раз научное наследие Абурайхана Беруни.

В Таджикистане также предпринимались отдельные шаги по изучению научного наследия Беруни историками, философами и востоковедами. Так, в 1978 г. в Душанбе под редакцией академика М.С. Асимова увидел свет один из малодоступных трудов Беруни «Китоб-ут-тафхим» который снабжен исследовательской статьей М.С. Асимова2.

В 1990 г. коллектив востоковедов АН Республики Таджикистан, возглавляемый А. Девонакуловым, перевели с арабского на таджикский язык сочинение Беруни «Осор-ул-бокия» («Памятники минувших поколений»), что явилось важным событием в научной жизни Таджикистана.

Научные и этнокультурные воззрения Беруни нашли полное отражение в двух многотомных изданиях «История таджикского народа» и «Таджики» Б. Гафурова3, а также в монографии Н.Н. Негматова «Государство Саманидов»4. Культурологические аспекты работ Беруни нашли отражение также в работах

1 Насырходжаева Г. Проблемы историко-философской мысли в трудах Беруни. — Ташкент, 2001; Абдуллозаде Х.Ф. Абумах,муди Ху^андй ва таърихи астрономияи халк,и то^ик. - Ху^анд: «Нури маърифат». - 2005; Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация //Под ред. П. Хабибуллаева и А.Ф. Файзуллаева. - Ташкент: Фан, 2000.-С. 416.

2 Осимй М.С. Абурайх,он Берунй ва «Китоб-ут-тафхим ли авоили саноат-ит-танчим»-и у // Абурайзцон Берунй. Китоб-ут-таф\им. -Душанбе: Дониш, 1973. - С. 5-17.

3 История таджикского народа. Т. 1. Древнейшая и древняя история //Под редакцией Б.А. Литвинского и В.А. Ранова. - Душанбе, 1999; Рафуров B.F. Точ,икон. (таърихи цадим тарин, к,адим, асри миёна ва давраи нав //Мухаррири масъул - А. Мухторов. - Душанбе: Ир-фон, 1998.

4 Неъматов H.H. Давлати Сомониён (то^икон дар аср^ои IX-X) //Тарчумаи А. Валиев. Му^арир А. Азизк,улов,- Душанбе: Ирфон, 1989.

Г.П. Снесарева, Ю.А. Раппопорта, А.К. Мирбабаева, А. Турсу-нова и других исследователей5. Учитывая то обстоятельство, что наследие Беруни по вопросам культурологии у нас в стране, всё же исследовано недостаточно, в представленной диссертации мы главный упор сделали именно на вопросы культурологии в трудах Беруни. Исследуя работы Беруни «Памятники минувших поколений» и «Индию» мы лишний раз убедились в том, что Беруни являлся поистине неутомимым исследователем истории и культуры края иначе говоря, Фрезером своей эпохи.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в конкретно-историческом, историографическом, культурологическом и этнографическом изучении научных трудов Абурайхана Беруни в области истории, этнографии, культурологии, исторической географии, гражданской хронологии, вопросов теории истории и научного познания, истории науки, определении вклада и места учёного в истории науки Востока. Исходя из этого, в диссертации ставятся конкретные цели и задачи, важными из которых являются следующие:

- на основе изучения и анализа трудов Абурайхана Беруни, других средневековых источников, опубликованных работ бе-

5 Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма.- М.: Наука, 1969; Раппопорт Ю.А. Из истории религии Древнего Хорезма (оссуарии) //Труды Хорезмской Археолого-этнографической экспедиции VI. — Под общ. ред. СЛ. Толстова. — М.: Наука, 1971; Мирбабаев А.К. Учебные и лечебные центры Ближнего и Среднего Востока в древности //Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. (К 1200-летию со дня рождения). — Душанбе: Дониш, 1983. - С. 71-91; Его же: Удельный вес горной добычи в экономике Худжанда //История и перспективы развития горнорудной промышленности Средней Азии. - Худжанд, 1994; Его же: Дахма-ки Куркат: Раскопки и исследования. Материальная культура Устру-шаны. В кн.: Древняя Уструшана города, их локализация и хронология. Душанбе, 2003. - С. 207-502; Его же: Новые материалы к истории христианства в Средней Азии //Актуальные проблемы гуманитарных наук. - Москва. - Худжанд, 2004. - С. 155-164; Мирбабаев А.К., Фай-зуллаев М. Место мировых конфессий в культуре Центральной Азии в У-Х вв. //Учёные записки ХГУ им. акад. Б. Гафурова. Вып. 8, 2004. — С. 93-108; А. Турсунов. Э^си А^ам. - Душанбе, 1984.

руниеведов, научных исследований изучить и выявить взгляды Беруни на вопросы происхождения человека и общества, происхождении наук, научного познания истории, методы изучения истории;

- подробно исследовать вклад Абурайхана Беруни в разработке основных теоретических постулатов, исторической науки, исторической хронологии, исторической географии, топонимии, генеалогии, этнографии и выявить место его научных разработок в истории науки, становлении самостоятельных, вспомогательных и смежных исторических дисциплин, показать роль вышеназванных дисциплин в современной исторической науке;

- показать значение сведений Абурайхана Беруни для изучения экономической, социальной, политической истории таджикского народа, его борьбы за свободу и независимость, отношений народов, государств, личностей правителей, нравов в древние времена, раннем средневековье и в средние века в целом;

- выявить роль сведений Абурайхана Беруни по истории материальной культуры таджикского народа вообще, опыта орошения, ирригации и земледелия, развитии ремёсел, горнорудного дела, показать значение и роль ярмарок и базаров, посреднической деятельности согдийцев, импорта и экспорта товаров из Мавераннахра и Хорасана и развитие торговли;

- степень влияния и распространения религиозных воззрений на жизнь народов изучаемого региона;

- изучить и расскрыть корни народного этнического календаря, народных традиционных и календарных праздников, массовых гуляний, обрядов и обычаев, и других праздников и ритуалов, и сопоставить их с сохранившимися и дошедшими до нас праздниками;

Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен до середины XI века, то есть эпохи жизни и творчества самого Абурайхана Беруни.

В методологическую основу исследования легли труды Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова, которые являются образцом объективно-исторического и реалистического подхода при освящении событий истории таджикского наро-

да. Кроме этого при написании работы автор руководствовался принципами историзма, свободного мышления, критического реализма, преодоления старых идеологизированных подходов к историческим явлениям и личностям, беспристрастность в изложении фактов и событий, объективного научного анализа и сравнительно- исторического метода.

Источниковедческая база исследования. При написании диссертации основными источниками послужили труды Абурайхана Беруни «Осор ул бокия ан-ил Курун-ил-холия» (в дальнейшем «Памятники минувших поколений» или «Памятники»)1, «Китаб фи тахрир ма ли-л-хинд мин макала макбула фи-л-акл ау марзула» (в дальнейшем «Индия»)2, «Китаб ул-джамохир фи маърифат- ил-джавахир» (в дальнейшем «Минералогия»)3, «Китаб тахдид нихаят-ил-амакин ли тасхех масафат ил-масакин» (в

1 Абу Райхан Бируни. Памятники минувших поколений. Избранные произведения. Т. I. //Пер. и прим. МА. Салье. — Ташкент: Изд. АН УзССР, 1957; Абу Райх,он Беруний. Танланган асарлар, 1,-К.адимги халкдардан к;олган ёдгориклар//Таржимон А. Расулов, изозугари И. Абдуллаев ва А. Расулов туз га ^ масъул мух,аррирлар И. Абдулла-ев ва О. Файзуллаев.-Тошкент: Уз ССР «Фан» нашриёти, 1968;

«Jfii" — .f - .CIJS^J jjSI «A^JJ // 4jibll jÜi .(jijjJJ O^HJJi1

.1377

Абурайзцон Берунй. Осор-ул-бо^ия. //Ба чоп тайёркунандагон А. Девона^улов, М. Исо, О. Х,амид, М. Бацо. - Мух,аррири масъул М. Диноршоев, А. Деванк;улов. - Душанбе: Ирфон, 1990.

2 Беруни Абу Рейхан. Ивдия, Избранные произведения. Т. II. Индия //Пер. A.B. Халидова и Ю.Н. Завадовского. Комментарии В.Г. Эрмана и А.Б. Халидова. Отв. ред. В.И. Беляев. - Ташкент: Изд. АН УзССР, 1963; Абурай^он Беруний. Танланган асарлар, II,- Х,индистон// Арабчадан А. Расулов, Ю Х,акимжонов, F. Жалолов таржимаси: сузбоши ва изозугар А. Ирисовники, масъул мух;аррирлар F Жало-лов ва А. Ирисов.- Тошкент: УзССР "Фан" нашриёти, 1965.

3 Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). //Пер. A.M. Беленицко-го. Редакция проф. Г.Г. Леммлейна, проф. Х.К. Баранова и A.A. Долининой. Статьи и прим. A.M. Беленицкого и Г.Г. Леммлейна. — М.: Изд. АН СССР, 1963.

дальнейшем «Геодезия»4, «Китаб-ус-Сайдана фи-т-тиб(б)» (в дальнейшем «Фармакогнозия»)1, «Китаб-ут-Тафхим ли авоили саноат-ит-танджим» (в дальнейшем «Китаб-ут-тафхим»)2, «Ал-Конун ал-Масуди» (в дальнейшем «Канон Масъуда»)3, «Ифрад ал-макал фи амр ил-зилал» (в дальнейшем «Гномоника»), «Ис-тихрадж ал-афтар» (в дальнейшем «Хорды»)4, переписка Абу-райхана Беруни и Абуали ибн Сина5, историографическая литература о нём и по проблеме диссертации в целом.

4 Абурайхан Бируни. Избранные произведения. — Т. III. Геодезия. //Исследования, перевод и примечания П.Г. Булгакова. - Ташкент: Фан, 1963.

1 Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. — Т. IV. — Фармакогнозия в медицине (Китаб ас-Сайдана фи-т-тиб(б) //Отв. Ред. А.К. Аренде. Исслед. пер., прим. и указ. У.И. Каримова. - Ташкент: Фан, 1974.

2 •*

JJIJ13 fj^üll .(jjjjfcu ¿UJJ^JI Фонд Восточных рукописей АН РТ № 385; Абурай^он Беруни. Ки-тоб-ут-таф^им ли авоили саноат-ит-тан^им. //Ба чоп тайёркунанда-гон А. Девонацулов, Ж. Мамедова, Т. Собиров. Музцаррири масъ-ул М. Диноршоев. — Душанбе: Дониш, 1973; Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. — Т. VI. Книга вразумления начаткам науки о звёздах //Вступительная статья, перевод и примечания Б.Ф. Розен-фельда и А.Ахмедова. Отв. ред. д-р. филол. наук А.К. Аренде — Ташкент: Фан, 1975;

'О'л2 — .CJJ-44 gj-.. л\ AJ // fj>'iMl Яс-U^ JJIj31 fj« »'AI .¡jijjü IJIÄJJjjI

.1376

3 Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т. V. — Ч. 1. — кн. 1-5. — Канон Масъуда. //Отв. ред. С.Х. Сираждинов и Г.П. Матвиевская. Вступит, статья, пер. и прим. П.Г. Булгакова и Б.Ф. Розенфельда. — Ташкент: Фан, 1943; АбуРайхан Беруни. Избранные произведения. Т. V. - Ч. 2. - кн. 6-11. - Канон Масъуда. //Отв. ред. С.Х. Сираждинов и Г.П. Матвиевская. Пер. и прим. Б. Розенфельда и А. Ахмедова. — Ташкент: Фан, 1976.

4 Беруни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VII. Математические и астрономические трактаты. //Отв. ред. Г.П. Матвиевская. Пре-дисл., пер. и коммент. П.Г. Булгакова и Б. Розенфельда. — Ташкент: Фан, 1987.

5 Беруни и ибн Сина. Переписка //Отв. ред. И.М. Муминов. - Ташкент: Фан, 1973.

Кроме того, нами широко использованы труды современников и последователей Беруни.

Научная новизна исследования заключается в том, что мы в данной работе впервые в монографическом плане исследовали историко-культурное и этнологическое наследие Беруни в широком плане с использованием местного краеведческого материала. Помимо этого нам впервые удалось на основе сравнительного анализа выявить уцелевшие и дошедшие до наших дней элементы культурной традиции хорезмийцев и согдийцев в названиях топонимики, обрядах и обычаях таджиков долины Ферганы и Верхнего Зерафшана. Мы также попытались раскрыть основные положения ученого по ряду специальных и вспомогательных исторических дисциплин, как науки о хронологии, этнонимике, топонимике, генеалогии.

Практическая значимость. Исследование, кроме научно-познавательного значения, имеет и практическую значимость. Материалы, научные положения, факты и выводы, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при написании научных работ по истории науки, истории и культуры и культурологии, историографии, а также методологии истории, подготовке учебников и учебных пособий для вузов, разработке и чтении спецкурсов и спецсеминаров по историческим и вспомогательным историческим дисциплинам.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа ХГУ им. академика Б.Г. Гафурова и рекомендована к защите, результаты исследования докладывались на республиканской научной конференции «Таджики: от арийской цивилизации до государственной независимости», республиканских, областных, университетских научно-тематических конференциях молодых учёных, аспирантов, отражены в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и цитированной научной литературы. По необходимости вытекающей из характера исследования, первая глава разбита на три параграфа, а вторая - на четыре параграфа.

Содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень изученности проблемы, цели и задачи исследования, научная новизна исследования, практическая значимость работы, представлена методологическая и источниковедческая база исследования.

В первом параграфе первой главы диссертации рассмотрены сущности научно-теоретического взгляда Беруни по вопросу о методе научного познания и культурологического синтеза. Отмечается, что метод исторического познания Беруни сложился не на пустом месте. Он прошёл длительный путь развития от накопления и собирания исторических знаний до науки. Этот путь был долгим, тернистым, трудным и поэтапным.

В эпоху Беруни во всех средневековых феодальных дворах имелся штат хронистов, обозначаемые таджикским словом — «вокеанавис», т.е. летописец событий. Эти хронисты привели историческую науку к небывалым доселе высотам сбора исторического материала, предсказывали закономерности исторического развития, сравнительного и сопоставительного материала, разработали и применили на практике методы научного познания истории, методы и приёмы предмета истории, многие из которых можно находить в трудах Беруни. Подсчитано, что в Х-Х1 вв. историки той эпохи вели исследования по более сорока темам, направлениям историографии и, по каждой из тем, ими были сочинены определённые труды.

В диссертации подчеркивается, что в формировании и процветании исторической науки в Центральной Азии большой вклад внёс также Беруни. Беруни, к примеру, трактовал термин «таворих» («история») по-своему. Он считал, что под этим словом следует понимать эру, «хронологию». Данный вопрос им освещен в «Памятниках минувших поколений».

Во втором параграфе первой главы диссертантом исследуется вопросы исторической хронологии, генеалогии, исторической географии, топонимии и этнографии в трудах Беруни. Начнём с исторической хронологии, которая занимает значительное место в наследии Беруни. Во введении к «Памятникам» Беруни говорит о причинах своего обращения к вопросам хронологии. В «Каноне Масъуда» Берунц изложил свое видение хронологии, то есть подсчёт дней и ночей, а также понятие о

сутках. Беруни одним из первых коснулся вопроса о недельном цикле отсчёта времени, чего раньше не наблюдалось.

Весьма интересны данные Беруни и о принципе образования високоса лет. Беруни углубляясь в религиозное учение За-ратуштры, отмечает, что именно Заратуштра запретил учёным использовать другие високосы и ограничиться добавлением целого месяца после каждых 120 лет.

Беруни изложил также собственное понимание «эры». По его словам — «эра» — это определённый промежуток времени, который отсчитывается от начала какого-нибудь минувшего года. Но, в «Каноне Масъуда» он был более лаконичен: «Эра — это время (остаток), известное в среде одного или нескольких народов, от которого ведётся отсчёт времени в днях, месяцах и годах»1. Беруни являлся также большим мастером, умевшим выводить одних эр из других.

Обширный материал по хронологии народов мира, обобщённое в диссертации, свидетельствует о том, что Беруни в самом деле являлся одним из основоположников исторической хронологии.

В этом же параграфе диссертант исследует отношение Беруни к проблеме генеалогии - по-таджикски — насабшиноси. Беруни в степень генеалогии родства вкладывал ту же мысль, понятие что и мы, современные историки.

В средневековье фальсификация рода получила большой размах. Беруни выступал против искажения и фальсификации рода. Учёный писал, что «Усердствование в таких делах (т.е. в фальсификации рода), побуждает людей измышлять истории, привлекающие хвалу, и обманным образом, возводить (чью-либо) родословную к благородным корням»2. Так, Беруни ставил под сомнение историческую подлинность родословной, сочиненной придворными для династии Бундов Ирана. Беруни также высмеивал тех, кто возводил родословную Александра македонского к иранцам. Беруни, как весьма прозорливый учёный, увидел во всём этом и материальную выгоду. «Для уста-

1 Абурайхан Беруни. Канон Масъуда. Том V. Часть 1.- С. 111.

2 Абурайхан Беруни. Памятники минувших поколений.- С. 51.

- 14-

новления их основательности, — писал Беруни, — нет нужды тратить деньги и делать подарки»3.

В трудах Беруни, прежде всего, в «Геодезии», «Каноне Масъуда», «Китоб-ут-тафхим», «Памятниках» и «Индии» заключены очень много мыслей по различным аспектам исторической географии. Беруни является автором нескольких самостоятельных географических теорий, которые, так или иначе, были связаны с исторической географией.

В этом вопросе главная заслуга Беруни заключается в том, что он, вслепую, не подражая традиции античных географов, изложил собственное видение теории географии.

Одна из особенностей средневековой арабо-персидской исторической географии заключается в разделении обитаемой части земли на семь климатов. Этот принцип был заимствован у древних греков и описан Беруни в «Геодезии». Беруни убедительными доводами изложил причину деления обитаемой части земли — ойкумены на семь климатов или кишваров. По его мнению, такое деление было придумано для удобства управления. Данный обычай, по свидетельству Беруни, исходит от древних иранцев, на что указывает и сам термин «кишвар». В труде «Канон Масъуда» Беруни подробно описал долготу и широту городов Мавераннара и Хорасана. Отдельным городам Беруни дал пояснительную характеристику. Для нас весьма исключительное значение имеют сведения Беруни о реке Сыр-Дарья, которую ученый называет «Хасарт»-ом.

Наши исследования свидетельствуют о том, что Беруни очень интересовался топонимией. В трудах Беруни мы находим массу примеров обращения учёного к топонимике. Учёным высказаны удивительные мысли по теории топонимики, которые были обобщены в исследовании X. Хасанова1.

В третьем параграфе первой главы исследуется отражение политической истории Хорезма, Мавераннахра и Хорасана в трудах Беруни. В наследии Беруни всегда преобладали данные исторического характера. Наши исследования показы-

3 Абурайх,он Берунй. Осор-ул-бо^ия,- С. 61.

1 Хасанов X. Беруни и топонимика //Беруни и гуманитарные науки. Ташкент: Фан, 1972.-С. 115-118

вают, что учёного глубоко интересовали древнейшие периоды истории иранских народов. В.В. Бартольд неспроста назвал Бе-руни «иранским патриотом»2.

В своих исследованиях учёный делит хронологию иранцев на три периода. Первую часть их истории он связывает с периодом правления мифических и полумифических династий Пеш-дадидов, Кеянидов и других. Там же Беруни упоминает о царях династии Айлана и упоминает в связи с этим легенду, согласно которой иранцы в период правления Фаридуна делили между собой обитаемую часть земли. В «Памятниках» Беруни объяснил термин «айлан», как община «избранных людей» (мардуми баландцараджа). Данный термин отсутствует в «Шахнаме» Фирдоуси, «Истории Табари» и других средневековых хрониках.

В своих исследованиях Беруни много страниц посвящает легенде, связанной с Сиявушем. Беруни, а затем С.П. Толстов пытались связать судьбу Сиявуша с древним Хорезмом. В частности С.П. Толстов полагал, что сведения Беруни об «эре прихода Сиявуша в Хорезм» удивительно совпадают с тазабьякской земледельческой культурой Хорезма, датируемой серединой II тыс. до н.э, то есть совпадающим с периодом расселения арийских племён.

В своей периодизации Беруни придаёт большое значение династии Сасанидов. Учёный считает, что в период правления Сасанидов «в стране был порядок, в престолонаследии и в государстве также воцарилось мир и спокойствие»1.

В своих работах Беруни обращался также к титулам и прозвищам царей и удельных правителей Мавераннахра, Хорасана периода УН-Х вв. Из таблицы Беруни исходит, что в прошлом цари Уструшаны носили титул афшин, Ферганы - ихшид, Кеша - нидун, Шаша - тудун, Самарканда - тархун, Бухары - бухар-худат, Бамиана и Хутталяна - соответственно Шери Бомиён и Шери Хутталон и так далее.

2 Академик В.В. Бартольд. Сочинения. — Т. VI. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. — Москва: Наука, 1966. — С. 263.

1 Абурайх,он Беруни. Осор-ул-бо^ия.- С. 148.

Беруни невзначай даёт характеристику отдельным правителям Хорасана и Мавераннахра. Особенно много говорит он о султане Махмуде Газневи.

Мемуаристы пишут, что перу Беруни принадлежал также труд «Беседы относительно известий о Хорезме», сокращенно «История Хорезма». Однако она не дошла до наших дней. «История Хорезма» частично сохранилась в пересказе современника Беруни историка газневидского двора Абулфазла Байхаки, автора «История Масъуда».

Вторая глава диссертации «Материальная культура и духовная жизнь народов Мавераннахра и Хорасана с древнейших времён до конца XI в.» состоит из четырёх самостоятельных параграфов.

Первый параграф второй главы посвящен материальной культуре народов Мавераннахра и Хорасана в исследованиях Беруни. Предыдущие исследователи творчества Беруни, почему-то на это не обратили должного внимания. Материальная культура Хорезма и сопредельных с ним областей носили чёткое отражение во многих трудах Беруни. Беруни в своих исследованиях, главным образом, отразил вопросы земледелия, орошения, и ирригации, состояние ремесла и торговли, а также другие аспекты материальной культуры.

В эпоху Беруни земледелие и орошение являлись ведущим типом хозяйства Хорезмийских земледельцев. Беруни обращался к данному вопросу, главным образом, при рассмотрении Хо-резмийского календаря. Хорезмийцы, как пишет Беруни, на десятый день месяца Исфандарманджи справляли праздник «Вахш-Ангам». Вахш же являлся названием ангела, который был поставлен наблюдать над водами, в частности, над рекой Джейхуном. Содержавшее в трудах Беруни сведение о том, что Амударья некогда впадала в Каспийское море, Беруни заимствовал у Птолемея. Последующие исследования учёных подтвердили правильность гипотезы Птолемея и Беруни о том, что действительно Амударья некогда несла свои воды в Каспийское море.

Во втором параграфе второй главы диссертации исследуются работы Беруни по религиям народов Ближнего и Среднего Востока. Сведения Беруни по данному вопросу охватывают

период с древнейших времен до эпохи жизни и деятельности самого учёного.

В «Памятниках» Беруни изложил собственный взгляд на Зороастра и созданную им религию.

О Зороастре и его учении ныне известно почти всё. Однако, Беруни в то время являлся едва ли не единственным историком средневековья, который сумел так лаконично и с большим знанием вопроса, а также пользуясь информацией еще живых носителей зороастрийской религии, освещать разные аспекты названной проблемы. Именно данные Беруни служат основой относительной датировки жизни Заратуштры, пусть даже если она была приблизительной.

В своих трудах Беруни значительное место отводил религии Мани. В них он повествует о жизни и «пророческой» миссии Мани, перечисляет его произведения, говорит о Самаркандской общине манихеев.

Словом, сведения Беруни о религии Мани и манихействе, несмотря на её краткость содержат очень много ценных информации, которые и в наше время не потеряли своей значимости.

Позже, на почве манихейства, возникли различные религиозно-философские секты. Примером тому служит движение Маздака. Оно нашло отражение и в трудах Беруни.

Идеи Маздака, пережив его на много веков, послужили основой для возникновения различных еретических учений ислама. На ее почве появились множества сект, объединённых под общим названием «Харрамдинитов».

Беруни не остался в стороне и от движении христиан на Восток. Ученый упоминает об одной из христианских общин Хорезма, различает три толка христиан — яковитов, мелькитов и несториан, называет основателем Мервской общины христиан священника Брешию.

Следует отметить, что данные Беруни о христианах Средней Азии отличаются своей полнотой, чего не скажешь о других авторах средневековья.

В третьем параграфе второй главы исследуются сведения Беруни о состоянии науки Мавераннахра и Хорасана до и после ислама. Заслуга Беруни в деле освящения истории науки поистине бесценна. Он с особой теплотой писал о состоянии и

уровне науки в Центральной Азии до периода ислама. В «Минералогии» учёный упоминает некую согдийскую книгу о минералах. Данное сообщение Беруни подтвердили своими разработками Г.Г. Леммлейн и К.В. Кауфман. Из его трудов мы узнаём о том, что согдийцы были знакомы также с данными о названиях лунных стоянок. Беруни в научном споре с арабом ибн Кутейба ад-Джабалы на конкретных примерах доказывает факт знакомства хорезмийцев со стоянками Луны.

В своих исследованиях, особенно в «Геодезии» и в «Каноне Масъуда» ученый сообщает уникальные факты из жизни и научного творчества, а также о своем сотрудничестве с такими светилами средневековой науки как Абумахмуд Худжанди, Абусахлом Масехи, ибн Хаммаром, Абуали ибн Сино и другими деятелями науки.

В четвёртом параграфе второй главы диссертации исследуются истоки появления народных календарных праздников, в том числе Навруз, Сада, Мехрган, Хшум и др. Беруни прежде чем изложить суть этих праздников подробно освящает порядок летосчисления многих народов Востока. Ученый, исследовав календарь хорезмийцев, и согдийцев, находит в них много общего.

Находки из горы Муг, как отмечал Ф. Фрейман, полностью подтвердили сведения Беруни о согдийском календаре.

В «Памятниках» Беруни привёл названия хорезмийских месяцев. Учёному были известны и названия дней хорезмийско-го календаря.

Земледельческие народы Центральной Азии в древности имели большое число календарных праздников, связанных с земледельческим оросительным циклом ведения данного типы хозяйственной деятельности.

Беруни делит праздники на мирские и религиозные. Судя по его словам согдийцы и хорезмийцы праздновали также те дни, названия которых совпадали с названиями месяцев.

Сведения Беруни о Наврузе имеют уникальное значение. Благодаря его работам нам удалось установить причины перемещения Навруза со времени летнего солнцестояния в весеннее равноденствие.

Беруни в своём труде «Китаб-ут-тафхим» изложил подробное описание праздника Мехрган. А.К. Мирбабаев на основе материалов топонимов города Худжанда установил местность, где жители города отмечали Мехрган. Эта местность располагалась юго-западнее городской крепости, известное ныне под названием квартала «Хазонак»1.

О празднике Сада Беруни почему-то говорит скуповато. Этот праздник как обычно приходился на время зимнего солнцестояния. Таков далеко не полный анализ сведений Беруни о системе летосчисления, календарей и народно-земледельческих праздников хорезмийцев, согдийцев и современных таджиков.

В заключении диссертации подытожены результаты исследования, сформулированы основные выводы, сделаны сообщения и рекомендации.

1 Мирбабаев А.К. Топонимы Уратюбе и Худжанда, связанные с зороа-стрийзмом //Наследие предков. - К» 5. - 2001. - С. 68.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:

]. Древняя и средневековая культура ираноязычных народов Среднего Востока в трудах Абурайхана Беруни. - Худжанд: Ну-ри маърифат, 2006. - 104 с.

2. «Осор-ул-бок,ия»-и Абурай^он Берунй х;амчун манбаи таърихй [«Осор-ул-бокия» Абурайхона Беруни-исторический источник] //Ма^муаи илмии дониш^уён. -Хучанд: 1993.-С. 9-10.

3. Абурай^он Берунй инъикоскунандаи расму оин^ои то^икон. [Абурайхан Беруни исследователь обрядов и обычаев таджиков]//Мачмуаи илмии донишчуён. -Ху^анд: 1993. -С. 17-18.

4. ^ашнх.ои суннатии а*щодони халк,и тоцик дар «Осор-ул-бок;ия»-и Абурай^оп Берунй. [Древние обрядовые праздники таджиков в «Осор-ул-бокия» Абурайхана Беруни] //Мухтасари гузоришоти мавод?;ои конфронси илмии оли-мони ч;авони вилояти Ленинобод ба ифтихори 1100-солагии Давлати Сомониён. - Ху^анд: ДДХ ба номи академик Б. Рафуров, 1999.-С. 51-52.

5. Аб^ращон Берунй оиди Монй ва Маздак. [Абурайхан Беруни о Мани и Маздаке] //Рах,оварди олимони ч,авон. Маво-ди илмии олимон ва мутахассисони ^авони ДДХ ба номи академик Б. Рафуров бахшида ба 60-солагии вилояти Ленинобод. - Хучанд: Ношир, 2000. - С. 83-84.

6. «Геоезия»-и Абурай^он Берунй оиди ах,амияти илм дар з<;аёти ^омеа [«Геодезия» Абурайхана Беруни о пользе наук в жизни общества] //Мухтасари гузоришоти конфронси илмии олимон ва мутахассисони ч,авони вилоят ба ифтихори 60-солагии вилояти Ленинобод. - Ху^анд: 2000. - С. 45-46.

7. Инъикоси чараёщои диниву фалсафй дар осори Абурайх,он Берунй [Отражение религиозно-философских течений в трудах Абрайхана Беруни] //Рах,оварди олимони ч,авон. Ч^илди V: Маводи конфронси илмии олимон ва мухакда^они ^авони ДДХ ба ифтихори 10-солагии И^лосияи Шурой Олии ^умзчурии То^икистон. - Ху^амд: 2002. - С. 56-59.

8. Абурай^он Берунй кашшофи илми мардумшиносии классики то^ик [Абрайхан Беруни основоположник классической этнографии таджиков] //Ра^овари олимони ^авон. Чилди VI. - Хучанд: 2003. - С. 60-63.

9. Некоторые вопросы генеалогии в «Асар ал-бакия» Абу-райхана Беруни /Л^авонон дар ^одаи тазда*;. Мухтасари гу-зоришоти конфронси VI олимон ва мух;ак;к;ик;они ^авони ви-лоят. - Ху^анд: 2004. - С. 58-60.

ю. Абурайхан Беруни и его эпоха //Номаи донишго^ (илмх,ои ^омеашиносй). - № 8. - Ху^анд: 2004. - С. 119-137.

Подписано к печати 28.11.2006г. Формат бОх.84/16. Тираж 100 экз. Заказ № 98

Отпечатано в издательстве «Нури маърифат» ХГУ имени академика Б. Гафурова Г. Худжанд, ул. Ленина, 52.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бабаев, Юсуф Абдулхатович

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ БЕРУНИ

ПО МЕТОДУ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ КУЛЬТУРНОГО

СИНТЕЗА.12

§ 1. Метод исторического познания Беруни.12

§ 2. Вопросы исторической хронологии, генеалогии, исторической географии, топонимии и этнографии.32

§ 3. Вопросы политической истории и титулы правящих династий.55

ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

НАРОДОВ МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА С ДРЕВНЕЙ

ШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XI В.75

§ 1. Материальная культура народов Центральной Азии в исследованиях Беруни.75

§ 2. Вопросы верования до и после ислама.93

§ 3. Вопросы научной жизни и научных кругов.121

§ 4. Обряды и обычаи, праздники и ритуалы населения.141

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Бабаев, Юсуф Абдулхатович

Актуальность проблемы.

Абурайхан Мухаммад ибн Ахмад Беруни (973-1051) прожил яркую, сложную, плодотворную жизнь и оставил неизгладимый и глубокий след в истории и культуре таджикского народа, в истории науки и культуры народов Востока, вообще всего цивилизованного мира.

Жизнь и научная деятельность Абурайхана Беруни - это составная часть истории таджикского народа, истории народов Центральной Азии, истории развития науки, техники, культуры.

С именем Абурайхана Беруни связаны важные события, перемены, происходившие по выражению академика Н.Н. Негматова в эпоху «Таджикского Эхьё» в области науки и культуры, поэтому труды Абурайхана Беруни, его научные взгляды должны рассматриваться в рамках истории бурного развития науки его эпохи.

Абурайхан Беруни являлся титаном науки, учёным-энциклопедистом. В круг его интересов входили почти все науки своей эпохи, и он оставил по ним огромное научное наследие. В «Памятниках минувших поколений» Абурайхан Беруни [15. С. 98; 16. С. 107] пишет: «Наша цель - избавить читателя от докуки. Ведь долгое изучение одного и того же вопроса вызывает скуку и нетерпение, если же [читатель] переходит от вопроса к вопросу, он как будто гуляет по различным садам - не успеет пройти одного сада, как уже начинается другой. И человек жаждет [увидеть] их [все] и желает посмотреть на них».

После обретения независимости Республики Таджикистан правительство республики во главе с Президентом Э.Ш. Рахмоновым взяло курс на возрождение исторических и культурных традиций таджикского народа. «Без знания истории, - пишет Э.Ш. Рахмонов, - нет патриотизма, не возможна преемственность поколений. Без знания исторического прошлого национальная гордость перерождается в национальный эгоизм»[133. С. 216-217]. В современном Таджикистане именно история стала как бы консолидирующим фактором всего таджикского народа, у которого в силу географической разобщенности еще очень сильно сказываются местнические традиции, которые привели к братоубийственной войне 1992-1993 гг. В связи с чем Э.Ш. Рахмо-нов без устали твердит [134. С. 117] о национальном согласии и единении народа Таджикистана: «В течение нескольких последних лет наряду со святыми понятиями Родина, Мать, Мир и независимость, слова единение и согласие заняли достойное место и сейчас являются самыми распространенными словами нашего языка».

В этом плане изучение исторического наследия одного из величайших сынов таджикского народа, Абурайхана Беруни как никогда востребованы. Ибо история, экономически-политическая и социальная жизнь, культурное наследие и достижения науки ираноязычных народов красной нитью проходят сквозь все произведения Абурайхана Беруни.

Еще ему было присуще большое национальное самосознание, которое не осталось не замеченным И. Ю. Крачковским: [97. 254] «Уже в этом раннем произведении («Памятники минувших поколений»-Ю.Б.) ясно заметна одна черта, типичная для ал-Бируни и в дальнейшем: его определенно иранского самосознания. Иранский элемент в истории культуры выдвигается на первый план».

Как бы предвидев чаяния народа Таджикистана к национальному согласию и единению, Абурайхан Беруни еще тысячу лет назад выдвигал идею консолидации всех иранцев [15.С.70]: «Хотя у персов, согдийцев и хорез-мийцев в некоторых вопросах есть различия, все они стволы одного могучего дерева».

Личность Абурайхана Беруни, его творческое наследие, его гуманизм, его стремление к постижению наук могут служить источникам для воспитания молодого поколения в этом духе.

Научное наследие Беруни обогащает и восхищает нас, оно раскрывает нам прошлое, как урок будущему и является тем источником, который вдохновляет нас разрабатывать новые подходы к изучению истории и культуры, для динамичного развития национального самосознания и этнических процессов в Таджикистане.

Актуальность темы характеризуется еще и тем, что изучение научного наследия Абурайхана Беруни будет способствовать дальнейшему развитию исторической мысли в Таджикистане.

Степень изученности проблемы.

Вот уже более ста лет, как тема научного исследования Беруни не сходит с тематики научных разработок историков, философов, культурологов и специалистов по истории науки.

Интерес к научному наследию Беруни особенно возник после того, как в 1897 г. Э. Захау издал английский перевод «Осор-ул-бокия» Абурайхана Беруни. Но, однако, как показывают исследования, слава Беруни возникла ещё при жизни учёного. О Беруни хорошо отзывался его современник и единомышленник по службе автор «Истории Масъуда» - Абулфазл Байхаки, называя учёного «у сто дом» [2. С. 807]. О Беруни, как о непревзойдённом учёном, писали также историк и географ Йакут ал-Хамави, ибн Абу Усайбия, Ибра-хим ибн Мухаммад ал-Гаданфар ат-Табризи, Низоми Арузи Самарканди и многие другие. В новейшее время интерес к Хорезму и хорезмийцам, в частности, богатейшему наследию Беруни, возник в 30-40-их годах XX в. Как известно, в эти годы хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию возглавлял академик С.П. Толстов. В ходе археологических изысканий в Хорезме были открыты уникальные памятники хорезмийской древней цивилизации. При расшифровке этих материалов учёные часто прибегали как к первоисточнику к исследованиям Беруни. Позже к исследованиям археологов присоединились также многочисленные группы востоковедов, лингвистов, этнологов и других исследователей по истории науки и культуры.

Центр беруниведения до 40-50-х годов XX в. находился в Москве и Ленинграде (Санкт-Петербурге) и в 1950 г. издательство АН СССР выпустило сборник статей «Беруни»[68]. Но начиная с конца этого периода в Ташкенте начал складываться новый центр по изучению наследия А.Беруни.

В том же году АН Уз ССР издал сборник статей, посвященный научному творчеству Беруни. В сборник вошли статьи таких корифеев тогдашней науки как С.П. Толстов, А.А. Семенов и узбекского археолога и культуролога Я.Г. Гулямова [141; 137; 83]. С.П. Толстов одним из первых обратился к «Памятникам» Беруни для научного толкования последних открытый археологов]^ 142].

Биографии и научному наследию Беруни известный арабист И.Ю. Крач-ковский, отвёл значительное место в своём капитальном труде, а также А. М. Беленицкий [97; 63]. Уже тогда в Ташкенте начался перевод и издание избранных произведений Беруни, которое систематически продолжалось почти до 90-х годов прошлого века.

Особенное место среди всех работ по Беруни занимают многогранное исследования П.Г. Булгакова. Именно П.Г. Булгакову принадлежит заслуга перевода и исследования значительной части трудов Беруни. Его же перу принадлежат десятки других научных статей, посвященных жизни и творчеству Беруни. В том числе «Беруни и его «Геодезия»» [73]. Следует сказать, что трудом всей жизни П.Г. Булгакова стала его книга «Жизнь и труды Беруни» [75]. В этой книге от исследователя не осталось скрытой ни одно из направлений научных интересов Абурайхана Беруни. Данное исследование по существу может послужить путеводителем всем беруниеведам, историкам науки и востоковедам.

Многие стороны его жизни и научного наследия, в том числе и гуманитарного направления ученого, нашли свое отражение в коллективной монографии «Абу-р-Райхан ал-Беруни» [136]. Неоценим вклад авторов названной монографии, а также другого историка науки Г.П. Матвиевской в деле исследования и публикации трудов Абурайхана Беруни. В своих исследованиях они обратили внимание, прежде всего, к научному наследию ученого в области точных и естественных наук. И не ставили перед собой задачу исследования трудов учёного в историко-культурологическом аспекте.

В 1973 г. в научных центрах Узбекистана и Таджикистана, а также и в других востоковедческих научных центрах общественность отметила 1000-летний юбилей со дня рождения Беруни. В этой связи были изданы несколько сборников научных статей, в которых затрагивались многие аспекты научного творчества Беруни [65; 66; 168].

Из исследований последних лет отметим монографии Г. Насырходжае-вой, Х.Ф. Абдуллозода, а также коллективный сборник «Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация» [119: 49; 95], в которых были затронуты также еще раз научное наследие Абурайхана Беруни.

В Таджикистане также предпринимались отдельные шаги по изучению научного наследия Беруни историками, философами и востоковедами. Так, в 1978 г. в Душанбе под редакцией академика М.С. Асимова увидел свет один из малодоступных трудов Беруни «Китоб-ут-тафхим» который снабжен исследовательской статьей М.С. Асимова [125].

В 1990 г. коллектив востоковедов АН Республики Таджикистан, возглавляемый А. Девонакуловым, перевели с арабского на таджикский язык сочинение Беруни «Осор-ул-бокия» («Памятники минувших поколений»), что явилось важным событием в научной жизни Таджикистана.

Научные и этнокультурные воззрения Беруни нашли полное отражение в двух многотомных изданиях «История таджикского народа» и «Таджики» Б. Гафурова [90; 81], а также в монографии Н.Н. Негматова «Государство Са-манидов» [123]. Культурологические аспекты работ Беруни нашли отражение также в работах Г.П. Снесарева, Ю.А. Раппопорта, А.К. Мирбабаева, А. Тур-сунова и других исследователей [139;132;106;107;109;110; 111; 145]. Учитывая то обстоятельство, что наследие Беруни по вопросам культурологии у нас в стране, всё же исследовано недостаточно, в представленной диссертации мы главный упор сделали именно на вопросы культурологии в трудах Беруни. Исследуя работы Беруни «Памятники минувших поколений» и «Индию» мы лишний раз убедились в том, что Беруни являлся поистине неутомимым исследователем истории и культуры края иначе говоря, Фрезером своей эпохи.

Цель и задачи исследования.

Основная цель работы заключается в конкретно-историческом, историографическом, культурологическом и этнографическом изучении научных трудов Абурайхана Беруни в области истории, этнографии, культурологии, исторической географии, гражданской хронологии, вопросов теории истории и научного познания, истории науки, определении вклада и места учёного в истории науки Востока. Исходя из этого, в диссертации ставятся конкретные цели и задачи, важными из которых являются следующие:

- на основе изучения и анализа трудов Абурайхана Беруни, других средневековых источников, опубликованных работ беруниеведов, научных исследований изучить и выявить взгляды Беруни на вопросы происхождения человека и общества, происхождении наук, научного познания истории, методы изучения истории;

- подробно исследовать вклад Абурайхана Беруни в разработке основных теоретических постулатов, исторической науки, исторической хронологии, исторической географии, топонимии, генеалогии, этнографии и выявить место его научных разработок в истории науки, становлении самостоятельных, вспомогательных и смежных исторических дисциплин, показать роль вышеназванных дисциплин в современной исторической науке;

- показать значение сведений Абурайхана Беруни для изучения экономической, социальной, политической истории таджикского народа, его борьбы за свободу и независимость, отношений народов, государств, личностей правителей, нравов в древние времена, раннем средневековье и в средние века в целом;

- выявить роль сведений Абурайхана Беруни по истории материальной культуры таджикского народа вообще, опыта орошения, ирригации и земледелия, развитии ремёсел, горнорудного дела, показать значение и роль ярмарок и базаров, посреднической деятельности согдийцев, импорта и экспорта товаров из Мавераннахра и Хорасана и развитие торговли;

- степень влияния и распространения религиозных воззрений на жизнь народов изучаемого региона;

- изучить и расскрыть корни народного этнического календаря, народных традиционных и календарных праздников, массовых гуляний, обрядов и обычаев, и других праздников и ритуалов, и сопоставить их с сохранившимися и дошедшими до нас праздниками;

Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен до середины XI века, то есть эпохи жизни и творчества самого Абурайхана Беруни.

В методологическую основу исследования легли труды Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова, которые являются образцом объективно-исторического и реалистического подхода при освящении событий истории таджикского народа. Кроме этого при написании работы автор руководствовался принципами историзма, свободного мышления, критического реализма, преодоления старых идеологизированных подходов к историческим явлениям и личностям, беспристрастность в изложении фактов и событий, объективного научного анализа и сравнительно- исторического метода.

Источниковедческая база исследования.

При написании диссертации основными источниками послужили труды Абурайхана Беруни «Асар ал бакия ан-ал Курун-ал-холия» (в дальнейшем «Памятники минувших поколений») [18; 10; 15; 16], «Китаб фи тахрир ма ли-л-хинд мин макала макбула фи-л-акл ау марзула» (в дальнейшем «Индия») [19; 11], «Китаб ул-джамохир фи маърифат-ил-джавахир» (в дальнейшем «Минералогия») [19], «Китаб тахдид нихаят-ил-амакин ли тасхех масафат ил-масакин» (в дальнейшем «Геодезия» [21], «Китаб-ус-Сайдана фи-т-тиб(б)» (в дальнейшем «Фармакогнозия») [5], «Китаб-ут-Тафхим ли авоили саноат-ит-танджим» (в дальнейшем «Китаб-ут-тафхим») [12;14;8;13], «Аль-Конун ал-Масуди» (в дальнейшем «Канон Масъуда») [5; 7], «Ифрад ал-макал фи амр ил-зилал» (в дальнейшем «Гномоника») [9], «Истихрадж ал-афтар» (в дальнейшем «Хорды») [9], переписка Абурайхана Беруни и Абуали ибн Сина [4], историографическая литература о нём и по проблеме диссертации в целом.

Кроме того, нами широко использованы труды современников и последователей Беруни.

Научная новизна исследования заключается в том, что мы в данной работе впервые в монографическом плане исследовали историко-культурное и этнологическое наследие Беруни в широком плане с использованием местного краеведческого материала. Помимо этого нам впервые удалось на основе сравнительного анализа выявить уцелевшие и дошедшие до наших дней элементы культурной традиции хорезмийцев и согдийцев в названиях топонимики, обрядах и обычаях таджиков долины Ферганы и Верхнего Зерафша-на. Мы также попытались раскрыть основные положения ученого по ряду специальных и вспомогательных исторических дисциплин, как науки о хронологии, этнонимике, топонимике, генеалогии.

Практическая значимость. Исследование, кроме научно-познавательного значения, имеет и практическую значимость. Материалы, научные положения, факты и выводы, сформулированные в исследовании, могут быть использованы при написании научных работ по истории науки, истории и культуры и культурологии, историографии, а также методологии истории, подготовке учебников и учебных пособий для вузов, разработке и чтении спецкурсов и спецсеминаров по историческим и вспомогательным историческим дисциплинам.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа ХГУ им. академика Б.Г. Гафурова и рекомендована к защите, результаты исследования докладывались на республиканской научной конференции «Таджики: от арийской цивилизации до государственной независимости», республиканских, областных, университетских научно-тематических конференциях молодых учёных, аспирантов, отражены в публикациях автора. и

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и цитированной научной литературы. По необходимости вытекающей из характера исследования, первая глава разбита на три параграфа, а вторая - на четыре параграфа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Вопросы истории и культуры народов Мавераннахра и Хорасана в трудах Абурайхана Беруни"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорезм и Согд в эпоху Беруни были богатыми и культурными странами с развитым сельским хозяйством, ремесленным производством и торговлей. В IX-XI вв. к ещё функционирующему Великому Шёлковому пути, прибавился Северный путь, связывающий Хорезм и Согд с феодальными Приволжскими городами, а через них и с Восточными славянами. В настоящее время накопилось уже большое количество материалов по торгово-экономическим и культурным связям Средней Азии с Восточной Европой, о чём был очень хорошо осведомлён и сам Беруни. В его время в городах Хорезма в большом количестве оседали янтарь, нефрит и другие поделочные камни, о которых знал Беруни и они были отражены в его труде «Минералогия». Многовековые связи и контакты иранского, среднеазиатско-хорезмийско-согдийского мира с Восточной Европой и Русью отражены и в археологических материалах Хорезма. В X-XI вв. бесчисленные караваны везли мешки с серебряными монетами на север. Серебряные монеты, чеканные в Самарканде, Хорезме, Чаче и Фергане имели хождение в Хазарии, Болгарии и на Руси, в том числе в Новгороде. Поэтому основу роскоши и зажиточной жизни Гургянджа, Кята, а также Бцухара и Газни, составляли торговля с Восточной Европой, что являлось составляющей частью расцвета культуры и науки эпохи Беруни. Как мы знаем, учёный никогда не жаловался на притесненность своего быта.

Академик В.В. Бартольд назвал IX-X вв. «Золотым веком Саманидов». Адам восточных поэтом - Рудаки, в одном из своих хвалебных стихов в честь Саманидских эмиров, назвал Бухару столицей мусульманского мира. Багдад сегодня, все же есть Бухара Там где эмир Хорасана, там благополучие и победа.

Эти строки, сказанные с большим поэтическим пафосом, доподлинно отражают эпоху Беруни. Будь неспокойным его жизнь, они он бы не сочинил столь крупные произведения.

В нашей работе мы больше внимания уделили вопросам культуры в научном наследии Беруни. Мы в предисловии нашей диссертации особо подчеркнули, что культурологические аспекты творчества Беруни почему-то выпали из поля зрения исследователей творчества Беруни. Как мы помним, главной характерной особенностью культурной жизни эпохи Беруни являлось идейное и культурно-философское движение, связанное с освобождением человеческой личности от оков средневековой схоластики. Беруни хорошо сознавал всё это. Он душевно был привязан к традициям культуры своих предков. Это хорошо прослеживается в его очерках по манихейству, деятельности Заратуштры, а также критики мусульманского духовенства по вопросу об имевшем место, среди древнеиранских царей, традиции кровосмешения, где Беруни в душе был в корне не согласен с духовенством.

В эпоху Беруни воспитание в человеке похвальных качеств, обозначенный словом «адаб», понимали как воспитание в человеке добрых качеств, обучение его высоким знаниям, ознакомление его с выдающимися образцами поэзии и прозы, которое позже было обобщено младшим последователем Беруни Низами Арузи Самарканди в его работе «Четыре беседы».

В эпоху Беруни под словом «адаб» понимали также целую группу наук и искусств, куда входили философия, химия, медицина, история, генеалогия и ряд отраслей знаний, которые обогащали интеллект и способны воздействовать на общественные отношения. По нашей диссертации модно легко убедиться, что в Хорезме, при жизни Беруни были живы традиции древне-иранской культуры и науки, особенно математики, астрономии и истории в названных науках, в которых был хорошо осведомлён Беруни, он и пробовал свои знания. Беруни хорошо знал обычаи и традиции своего народа. Являлся хорошим наблюдателем. Поэтому он критически относился к словам своих информаторов. Учёного, где бы он не бывал, окружали добрые, как и он сам, учёные и деятели культуры. Например, что стоит только одно высказывание младшего соратника Беруни по службе Абулфазла Байхаки, зафиксированное в его труде «История Масъуда» о том, что «неграмотный человек является большой бедой для общества». Вот в такой благоприятной среде жил и творил Абурайхан Беруни, крупнейший учёный-энциклопедист, один из последних представителей таджикско-персидского Ренессанса или, иначе говоря, «Таджикского Эхьё».

Нами проделана тщательная выборка, анализ и исследование всех культурологических мыслей Беруни в его обширных трудах. Многое из того, что высказал Беруни сохранились в обрядах и ритуалах таджиков, афганцев, иранцев. Беруни в самом деле являлся гуманистом своей эпохи, он достиг вершину науки. Он, как и другие ученые его эпохи считал человека без образования бедой для общества. В «Индии» Беруни [20. С. 161] пишет: «Областей знания много, и их становится еще больше, когда к ним непрерывной чередой является стремление людей к наукам, их уважение к ним и их представителям. Это прежде всего долг тех, кто управляет людьми, так как именно их дело освобождать сердца от забот обо всем необходимом для земной жизни и возбуждать дух к снисканию возможно больших похвал и одобрения: ведь сердца созданы, чтобы любить это и ненавидит противоположное». В ходе исследования мы пришли к выводу, что все исследования Беруни, в том числе по культурологи и этнологии выполнены на основе собственного наблюдения, знания навыков традиционной культуры хорезмийцев и согдий-цев, а также экспериментов глубоко теоретического анализа.

Ученый всегда разграничивал научные (светские) религиозные представления. Эти мысли ученого особенно ярко выступают в его трудах «Памятники минувших поколений», «Индия», «Миниералония», «Канон Масъуда», «Геодезия» и др. Заметим, что стремление ученого отделить науку от религии, шарлатанства и псевдонауки, толкование явлений природы естественным путем, без вмешательства небесных сил, они во многом были далеки от религиозных представлений той эпохи.

Ученым написано много фундаментальных трудов, сделано невозможное за одну человеческую жизнь. Беруни, как выдающийся ученый, внесший огромный вклад в мировую науку и культуру, принадлежит к пятериста энциклопедистов - Мухаммад ал-Хоразми, Абунаср Фороби, Мухаммад Зака-рия ар-Рози и Абуали ибн Сино всему прогрессивному человечеству. Однако он остается сыном своего древнего народа за судьбу которого он так переживал и на закате своей жизни написал «Историю Хорезма», дошедшую до нас в пересказе его современников. Беруни совершенно хорошо осознавал, что хорезмийцы, как родственная по крови и языку, являются стволом одной этнокультурной ираноязычной общности, говорящая, как и таджики, на вос-точноиранском наречии. Эта мысль была высказана им, когда ученому было всего 22 года.

Беруни жил скромно. Довольствовался самым малым. Поэтому завершим наше заключение словами младшего сверстника Беруни Мухаммада Шахразури, написавшем [63. С. 290-291] о своем наставнике вскоре через нескольких лет после смерти Беруни в своем труде «Сад радостей и отрада души» следующее: «Беруни твердо придерживался обычая довольствоваться самым необходимым. Будучи безразличным к материальным благам и пренебрегая бренными делами, он всецело отдавался приобретению знания, сгибаясь постоянно над составлением книг. Он, раскрывая врата их (наук), искал разрешения их трудностей и (тем) делал их доступными (для понимания). Его рука никогда не расставалась с пером, глаза постоянно делали наблюдения, а сердце было устремлено к размышлению. Только в течении двух дней (в году) - в день Нового года и праздника Михрджана - он отдавался заботам по приобретению запасов пищи и одежды. В остальные дни года он их (заботы) отгонял от себя. С лица он сбрасывал завесы трудностей и локти он держал свободными от стесняющих рукавов».

165

 

Список научной литературыБабаев, Юсуф Абдулхатович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Авеста: Избранные гимны //Перевод с авестийского и комментарии проф. И. М. Стеблина-Каменского; Предисловие проф. В.А. Ливщица. -Душанбе. Адиб. 1990.

2. Абу-л-Фазл Байхаки. История Масуда (1030-1041) //Перевод с персидского, введение, комментарий и приложения А. К. Арендса. Москва: Наука, 1969.

3. Абуалии Балъамй. Таърихи Табарй. //Аз силсилаи халкдои Эронй дар маъхазх>ои таърихй. Душанбе: Ирфон, 1991.

4. Беруни и ибн Сина. Переписка //Отв. ред. И.М. Муминов. Ташкент: Фан, 1973.

5. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. T.V. 4.1. - кн. 1-5. -Канон Масъуда. //Отв. ред. С.Х. Сираждинов и Г.П. Матвиевская. Вступит, статья, пер. и прим. П.Г. Булгакова и Б.А. Розенфельда. -Ташкент: Фан, 1973.

6. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т. IV. - Фармакогнозия в медицине (Китаб ас-Сайдана фи-т-тиб(б) //Отв. ред. А.К. Аренде. Исслед., пер., прим. и укз. У.И. Каримова. - Ташкент: Фан, 1974.

7. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. T.V. 4.2. - Кн. 6-11.-Канон Масъуда. //Отв. ред.С.Х. Сираждинов и С.Г. Матвиевская. Пер. и прим. Б. Розенфельда и А. Ахмедова. - Ташкент: Фан, 1976.

8. Абу Райхан Беруни. Избранные произведения. Т. VII. Математические и астрономические трактаты. //Отв. ред. Г.П. Матвиевская. Предисл., пер. и коммент. П.Г. Булгакова и Б. Розенфельда. Ташкент: Фан, 1987.

9. Абу Рай^он Беруний. Танланган асарлар, I.-Кдцимги халкдардан долган ёдгориклар//Таржимон А. Расулов, изо^ари И. Абдуллаев ва А. Расулов тузган, масъул му^аррирлар И. Абдуллаев ва О. Фай-зуллаев.-Тошкент: Уз ССР «Фан» нашриёти, 1968.

10. Абурай^он Беруний. Танланган асарлар, 11,- Х,инди-стон//Арабчадан А. Расулов, Ю. Х,акимжонов, F. Жалолов таржи-маси: сузбоши ва изо\лар А. Ирисовники, масъул му^аррирлар f алолов ва А. Ирисов.- Тошкент: УзССр «Фан» нашриёти, 1965.

11. JjJixjfsjll >t5jjjjj u^jjj' Фонд Восточных рукописей АН РТ, № 385.13. .«jjUA jJ.il! J2U. А^Хс. «jau^aj 4J // (vj> nil (Jj!jiJ fjg fill U^-iJJi^1376'u'j^

12. Абурай^он Берунй. Китоб-ут-таф^им ли авоили саноат-ит-тан^им. //Ба чоп тайёркунандагон А. Девонацулов, Ч,. Мамедова, Т. Соби-ров. Мух^аррири масъул М. Диноршоев. Душанбе: Дониш, 1973;

13. Абурай^он Берунй. Осор-ул-бок;ия. //Ба чоп тайёркунандагон А. Девонацулов, М. Исо, О. Х,амид, М. Бак;о. Му^аррири масъул М. Диноршоев, А. Деванцулов. - Душанбе: Ирфон, 1990.16. <: jtли jUt ~ -^J^ II J^ 1377

14. Библия (книги священного писания Ветхого и Нового Завета, канонические). Евангелие от Иоанна, 1991.

15. Бируни Абу Райхан. Избранные произведения. Т. I. Памятники минувших поколений. //Пер. и прим. М.А. Салье. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1957.

16. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения. Т. II. Индия // Пер. А.Б. Халидова и Ю.Н. Завадовского. Комментарии В.Г. Эрмана и А.Б. Хали-дова. Отв. ред. В.И. Беляев. Ташкент: Изд. АН УзССР. 1963.

17. Наршахй Абубакр Му^аммад ибн Ч,аъфар. Таърихи Бухоро

18. Подготовитель издания, введения, примечаний, словаря, и приложений Н. Касымов, Отв. ред. А. Мухтаров. Душанбе: Дониш, 1979.

19. Согдийские документы с горы Муг. Выпуск 1. А. А. Фрейман. Описание, публикации и исследование документов с горы Муг.- М.: Изд. Восточной литературы, 1962.

20. Согдийские документы с горы Муг. Выпуск III. Хозяйственные документы //Отв. ред. М.Н. Боголюбов. Чтение, перевод и комментарий М.Н. Боголюбова и О. Смирновой. М.: Изд. восточной литературы, 1963.

21. Абулк;осим Фирдавсй. Шо^нома. Иборат аз 9 чилд. Ч,. 1. //Ба чоп тайёркунандагон Камол Айнй, Зо^ир Ахрорй, Барром Сирус. -Душанбе, 1963.

22. Абулкрсим Фирдавсй Шо^нома Иборат аз 9 чилд. Ч,. 7. //Ба чоп тайёркунандагон Камол Айнй, Зо^ир А^рорй, Барром Сирус, Алик;ул Девонак;улов. Душанбе, 1966.

23. Абул^осим Фирдавсй. Шо^нома Иборат аз 9 чилд. Ч,. 8. //Ба чоп тайёркунандагон Камол Айнй, Зо^ир А^рорй, Барром Сирус, Алик;ул Девонак;улов. Душанбе, 1966.

24. Омар Хайям. Наурузнаме // Омар Хайям. Трактаты. С. 187-224; 317329.

25. Омар Хайям. Трактаты //Перевод Б.А. Розенфельда и А.П. Юшкевича. -М.: Изд. вост. лит-ры, 1961.

26. Халидов А. Б. Дополнения к тексту «Хронологии» ал-Беруни по Ленинградской и Стамбульской рукописям //Палестинский Сборник. Выпуск 4(67).-М.-Л.: 1959.-С. 147-171.

27. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран// Перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Наили Валихановой.- Баку: Элм, 1986.

28. Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. Астрономические трактаты //К 1200-летию со дня рождения. Вступ. статья, перевод и комментарии А. Ах-медова. Ташкент: Фан, 1983.

29. Ибни Х,авк;ал. Сурат-ул-арз. //Садои Шарк;, 1999. № 1 -3.

30. C5^uojlia tlllbLu j ja. j Ь \\ CJji-all <^1 (JJAAII (j* jjldl Jj-la. .441342 . (jJxitfkJA 4Mb.JJ

31. Х,удуд-ул-олам. Душанбе, 1983.1.. МОНОГРАФИИ И НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

32. Абдуллаев И. «Памятники минувших поколений» Беруни и их изучение в Узбекистане //Беруни и гуманитарные науки. Ташкент: Фан, 1972. -С. 128-135.

33. Абдулла-заде Х.Ф. О научном наследии математика и астронома Х-Х1 вв. Абу Сайда Сиджизи //Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. Душанбе. Дониш. 1983.

34. Абдулла-заде Х.Ф., Неъматов Н.Н. Абу Махмуд Худжанди. Душанбе, 1986.

35. Абдулло-зода Х.Ф. Абума^муди Хучандй ва таърихи астрономияи халк;и то^ик. Хучанд:« Нури маърифат», 2005.

36. Абдуллоев С. А. Исмоили Сомонй. Хучанд: Рах^им ^алил, 1998.

37. Айнй С. Исьёни Муцаннаъ. К,ахрамони халк;и тоцик Темурмалик. -Душанбе: Маориф, 1978.

38. Аренде А.К. «История Хорезма» Абу Райхона Беруни //Беруни и гуманитарные науки. Ташкент: Фан, 1972. - С. 80-88.

39. Аренде А.К. Окружение Беруни при дворе первых Газневидов //Беруни к 1000-летию со дня рождения. Ташкент: Фан, 1973. - С. 16-34.

40. Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Т. I. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - Москва: Издательство Восточной литературы, 1963.

41. Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Т. III. Работы по исторической географии. - Москва: Наука, 1965.

42. Бартольд В.В. Культура мусульманства //Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. - М.: Наука, 1966. - С. 143-204.

43. Бартольд В.В. Мусульманский мир. //Академик Бартольд В.В. Сочинения. Т. VI. - М.: Наука, 1966. - С. 207-297.

44. Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. - Москва: Наука, 1966.

45. Бациева С.Д. Сочинение «Татимма Сиван ал-Хикма» ал-Байхаки как образец средневекового энциклопедического справочника. Ташкент: Фан, 1987.

46. Бациева С.М. Историко-социологический трактат ибн-Халдуна «Му-каддима». Москва: Наука, 1965.

47. Беленицкий A.M. Очерк жизни и трудов Беруни //Ал-Беруни Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Москва: Изд. АН СССР, 1963.

48. Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Ленинград: Наука, 1973.

49. Беруни и гуманитарные науки //Отв. ред. И.М. Муминов. Ташкент: Фан, 1972.

50. Беруни //Сб. статей к 1000-летию со дня рождения. Отв. ред А.К. Аренде. - Ташкент : Фан, 1973.

51. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность //Отв. ред. М.А. Дандамаев. Пер. с англ. И.М. Стеблин-Каменского. -М.: Наука, 1975.

52. Бируни //Под ред. С.П. Толстова. М.-Л., Изд. АН СССР. 1950.69