автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Черняков, Алексей Григорьевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Черняков, Алексей Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ 2

1. «Хронологический поворот» в онтологии.2

2. Постклассическая метафизика.3

3. Вопрос о «природе времени». Хайдеггер'И Аристотель.6

4. Современное состояние феноменологии времени.8

5. Цели и задачи исследования.10

5.1. История хроно-логии.10

5.1. Проблема онтологической дифферендии.10

6. Метод исследования.12

7. План и композиция работы.14

7.1. «Небытие и время».14

7.2. «Время как число и исчисляющий ум».15

7.3 «Время и трансцендентальный субъект».19

7.4. «В поисках утраченного субъекта».22

7.4.1. Возвращение к Аристотелю.22

7.4.2. Время субъекта и время экзистенции.23

7.5. «Изначальная временность».27

7.6. «Время и онтологическая дифференция».28

ГЛАВАI

НЕБЫТИЕ И ВРЕМЯ 34

§ 1. «ПОЗДНЯЯ ФИЛОСОФИЯ» КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ К НАЧАЛУ.34

§ 2. ОНТОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ.48

ГЛАВА II

ВРЕМЯ КАК ЧИСЛО И ИСЧИСЛЯЮЩИЙ УМ

Аристотелева теория времени) 58

§ 1. ДВИЖЕНИЕ КАК СУЩЕЕ.58

§ 2. ЭНЕРГИЯ И ЕЕ ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА.68

1. Два смысла «энергии».68

2. Энергия как совершенное действие.:.70

3. Энергия чувства.73

4. Форма энергии и энергия формы.77

5. Грамматика энергии.84

6. Еще раз об определении движения.87

§ 3. ЧИСЛО КАК «АРТИКУЛЯЦИЯ» КОНЕЧНОГО МНОЖЕСТВА.90

1. Линия как икона времени.90

2. Величина и число.92

3. Число исчисляющее и число исчисляемое.93

§ 4. БЫТИЕ И СУЩЕЕ.101

1. Онтология и онто-логика.'.101

2. Вопрос об основании и внутренняя двойственность бытия.105

3. «Сущее» как причастие.109

4. Категория как свидетельство.111

5. Сущность как первая категория.112

§ «ТЕПЕРЬ» КАК ОДНО И КАК МНОГОЕ.116

§ 6. ВРЕМЯ И УМ.125

1. Движение и число как предмет общего чувства.125

2. Движение и различающий ум.133

3. Ноэтическая и дианоэтическая энергии.136

4. Различие бытия и сущего.137

ГЛАВА III

ВРЕМЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ 140

§ 1. БОГ БЕЗ БЫТИЯ И УМ БЕЗ МЫШЛЕНИЯ.140

О божественных именах» V, 5).140

О том, чего не было и не будет; о том, чего нет.140

2. О поэтическом именовании.144

3. Именование по аналогии.149

4. Видеть невидимое.152

5. Analogía mentis.156

§ 2. СТРАНСТВИЯ РЕФЛЕКСИИ.,.166

1. Об истолковании.166

2. Da-sein и BewuBt-sein.168

3. Пустое и наполненное.\1Ч

4. Я в погоне за собой.181

§ 3. ФЕНОМЕН И ЕГО СВИДЕТЕЛЬ.194

1. Понятие феномена в «Бытии и времени».194

2. Феномен в феноменологическом смысле и точка «теперь».200

3. Интенциональность как различие явления явленного.217

4. Феноменология как поступок.223

ГЛАВА IV

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО СУБЪЕКТА 232

§ 1. ОНТОЛОГИЯ ПОСТУПКА.232

Аристотель, Eth. Nie. VI и комментарий Хайдеггера).232

1. Топография истины. Как «истинствует душа».232

2. Тяжба мудрости и рассудительности.237

2.1. Душа как первая энтелехия живого тела.238

2.2. Истина вечности и истина времени (edeov и ксарос;).240

3. Поступок как сущее.241

3.1. Поступок и произведение.245

3.2. По ту сторону изъявительного наклонения.248

4. Начала поступка.258

5. Свет и голос.265

6. Ноэмаи фронема.269

§ 2. ГЕНЕАЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ.276

1. О предшественниках и наследниках трансцендентального субъекта.276

2. Отрицательная аналогия.280

3. Категория и экзистенциал.283

4.' Y7iOKei.iJ.EVOv и subjectum и subjectum.285

4.1 .Субъект и Я.289

4.2. Фундаментальная аксиома классической онтологии.291

4.3. «Человек входит в роль субъекта» .294

5. Категория как внутренняя структура существования.295

6. «Чтойность» и «ктойность».296

6.1. Категория как определение трансцендентального субъекта.296

6.2. Границы аналогии.299

§ 3. ЗАБОТА КАК НАСЛЕДНИК СУБЪЕКТИВНОСТИ

ОНТОЛОГИЯ ПОДРУЧНОГО).301

1. Бытие как «имею-быть».301

2. Экзистенциал заботы.302

2. Внутримирное сущее и его бытие.304

3. Круг утвари.306

3.1. Целокупность обстоятельств дела.308

3.2. «То-ради-чего» и «тот-ради-кого».310

3.3. Онтологическое понятие заботы.311

§ 4. ЕДИНСТВО ВЕЩИ И ЕДИНСТВО ЗАБОТЫ.315

1. Отрицательная аналогия как отрицательная.315

2. Сущее как «одно».316

2.1 Платон: единство единящее и единство отторгающее.316

2.2. Аристотель: единое как сущность.318

3. Единство подручного как единство топологическое.319

3.1. Вещь утвари как «одно».320

3.2. Апофантическое «как» и герменевтическое «как».320

3.3. Ис-толкование и вы-свобождение вещи,.321

4. ТопосБа.323

ГЛАВА V

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ 326

§ 1. АБСОЛЮТНЫЙ ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ПОТОК.326

1. Ощущение и ощущаемое.327 2. Темпоральная форма как спектр энергий.336

3. Сад расходящихся тропок и дерево тенций.340

4. Fluxus fluens.355

5. Fluxus stans.362

§ 2. ЗАБОТА КАК ИЗНАЧАЛЬНАЯ ВРЕМЕННОСТЬ.377

1. Бьггие-под-рукой и время обихода.377

2. Вопрос о происхождении интенциональности.379

3. Понимание, истолкование и смысл смысла.382

4. Смысл заботы и время.385

4.1. Наступающее.•.387 4.2. Бывшее.387

4.3. Настоящее как мгновение ока.389

5. Экстатическое триединство времени и топологическое единство Dasein.391

5.1. Точка «теперь» и единство трансцендентального субъекта.391

5.2. Обстоятельства дела и горизонт предмета.393

6. Понимание бытия и трансценденция Dasein.395

6.1. Проективный смысл и горизонтальная схема.396

6.2. Трансцендентальная схема у Канта.396

6.3. Схематизм темпоральных экстазисов и единство горизонтальных схем.399

ГЛАВА VI

ВРЕМЯ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИЯ 403

§ 1. DISTINCTIO ЕТ COMPOSITIO ES SENTI АЕ ЕТ EXISTENTIAE

В ИНТЕРПРЕТАЦИИ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА.403 "

1. Средневековая онтология и "Основные проблемы феноменологии".403

2. Сущность, существование и онтологическая дифференция.404

3. Семантические дистинкции.405

4. Сущность, чтойность, природа.408

5. Сущность отлична от бытия (существования).409

6. Простое и сложное.412

7. О различии как таковом.:.413

8. Характер онтологической дистинкции.416

8.1. Distinctio rationis.416

8.2. .cum fundamento in re.418

9. "Феноменологическое толкование".420

10. Бытие воспринятое и не воспринятое.423

11. Воспринятое в ином и воспринятое от иного.426

12. Экзистенция как конечное бытие конечного.427

13. Existentia и Existenz.428

§ 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИЯ.435

1. Две формы онтологического различия.435

2. Подручное, наличное и экзистенциально-онтологическая модификация.440

3. "Что-бьггие" и "как-бьггие" подручного.441

4. Презенция как горизонт настоящего.444

4.1. Презенция как присутствие под рукой.444

4.2. Презенция в мгновение ока.446

4.3. Презенция и позитивность предмета.446

5. Интенциональность и экзистенциально-онтологическая модификация.447

6. Что-бытие (сущность) и как-бытие (существование) наличного.451

7. Абсолютный темпоральный поток и изначальная временность.453

8. Возможность всего возможного.457

9. Differentia differens.459

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В делом историко-философская «архео-логия», представленная в диссертационной работе, показывает, что европейская метафизическая традиция уже в своих истоках рассматривает вопрос о сущем как таковом в рамках фундаментальной триады: сущее -ум — время.

При этом два первых ее члена обсуждаются явно уже в знаменитом третьем фрагменте поэмы Парменида: то yap ато voeiv safiv те кса eivai. Понимаем ли мы эту формулу как выражение «тождества бытия и мышления», или, вслед за Целлером и Коксоном, как указание на тождество мыслимого и сущего - «одно и то же предназначено для мышления (умного усмотрения) и бытия», - в любом случае она указывает на нерасторжимую связь двух первых членов нашей триады. Смысл глаголов «мыслить» («усматривать умом») и «быть» должен выясняться одновременно.

Что же касается времени, то в поэме Парменида оно присутствует, как кажется, в виде «антагониста» или' «антипода» сущего. При этом его собственное бытие проблематично и парадоксально. Тем не менее, сущее «не было некогда и не будет, ибо оно есть теперь - все сразу, одно, сплошное.». Сущее - это «теперь-сущее».

Хайдеггер спрашивает: «Что прячется за тем обстоятельством, что античная метафизика определяет ovtgx; 5v - сущее настолько, насколько сущему вообще возможно быть сущим, — как aei ov? Ясно, что бытие сущего понято здесь как устойчивость и постоянство. Каков тот набросок, который заключен в таком понимании бытия? - Набросок в направлении времени; ведь и "вечность", понятая как nunc stans, именно в качестве такового "постоянного" "теперь" от начала и до конца постижима только исходя из времени.

Что прячется за тем обстоятельством, что сущее в собственном смысле слова понято как owia, жхрошга, т. е. понято в том значении, которое, в основе своей, указывает на "присутствие", непосредственное и всегда нынешнее "имение"?

Этот набросок раскрывает сокровенное: бытие значит стойкость в присутствии.

Разве не громоздятся повсюду, и при этом в самопроизвольной понятности бытия, временные определения? Разве не удерживается эта непосредственная понятность бытия во всех своих проявлениях в границах изначального и, вместе с тем, само собой разумеющегося наброска бытия в направлении времени?» (КРМ 233).

Наша герменевтическая работа, подтверждает «диагноз» Хайдеггера: онтологическая традиция с самого начала мыслит бытие в горизонте времени, «набрасывает его в направлении времени». Но это - всего лишь наблюдение, хотя и важнейшее - ведь само собой разумеющееся особенно трудно усмотреть. Только теперь может быть поставлен главный вопрос: «Каково основание этого самопроизвольного и само собой разумеющегося понимания бытия из времени?» (Ibid. 234). Мы попытались ответить на этот вопрос, исследуя в феноменологическом горизонте сущность того особого сущего, которое бытие многообразно понимает (полагает).

Развитие исходной программы феноменологических исследований приводит Гуссерля к осознанию того фундаментального обстоятельства, что время - феноменологически перетолкованное как темпоральность сознания -должно стать предельным основанием феноменологии. В поздних манускриптах Гуссерль говорит даже об «абсолютной редукции», в результате которой только и возможно внутреннее самообоснование феноменологии («феноменология феноменологии»), - редукции к. «живому настоящему». Результат этого движения предельно лаконично (а поэтому -предельно схематично) можно сформулировать так: сознание по сути и есть время.

Хайдеггер, с самого начала интерпретировавший феноменологию как «фундаментальную онтологию», обнаруживает в основании всякого понимания бытия (всякого онтического наброска) изначальную временность Dasein — единство темпоральных экстазисов, более того, временность, по Хайдеггеру, - первичная трансцендентальная структура (transzendentale Urstruktur) самого Dasein. Каркас фундаментальной онтологии тоже можно попытаться представить в виде тождества: бытие и есть время.

Наша попытка рассмотреть два извода феноменологии в едином горизонте восстанавливает, тем самым, фундаментальную онтологическую триаду: сущее - ум - время и обосновывает глубинное тождество различенных моментов. Но теперь «бытие» перестает быть простым понятием. Хайдеггер возвращается к важнейшему открытию Аристотеля: «бытие» сказывается омонимично, во многих смыслах; следует говорить о различных и не возводимых к единому родовому понятию способах бытия (Seinsweisen). «Интенциональное сознание», в свою очередь, становится лишь одной из равноизначальных энергий Dasein, лишь одним из способов «пребывания в истине-несокрытости». В результате наша онтологическая триада дробится. Две важнейшие ее формы в рамках феноменологии-как-онтологии таковы: а) сущее как предмет (наличное) - сознание - абсолютный темпоральный поток, б) сущее в творчестве (подручное) и поступке -понимание как «истинствование» - экстатическая темпоральность. Наконец, важнейшая триада Хайдеггера, которую мы пытаемся истолковать, двигаясь одновременно в синхроническом и диахроническом измерении, связана с возможностью мыслить бытие в его отличии■ от сущего (онтологическая дифференция): в) бытие - центральный экзистенциал заботы - единство и различие темпоральных экстазисов.

Анализ и обсуждение сложной системы возникающих здесь взаимосвязей и дистинкций очерчивает, как нам представляется, новую область научных исследований, которая в диссертационной работе проработана лишь отчасти. Мы смеем' надеяться, что косвенно наша работа отвечает на вопрос, почему онтология - после деструкции в XX веке ее основополагающего проекта - все еще интересна; более того, почему в эпоху

465 эсхатологического философствования» она становится первостепенно интересной. Онто-логия принимает форму хроно-логии и ставит свои собственные вопросы, на многие из которых еще только предстоит ответить.

An. Post. Cat.

De gen. et corr.

De mot. an.

Magna moralia

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Ссылки на сочинения Платона

Кратил»

Парменид»

Федон»

Филеб»

Государство»

Софист»

Тимей»

Ссылки на сочинения Аристотеля

Вторая аналитика» «Категории» «О душе»

О возникновении и уничтожении»

Об истолковании»»

О памяти и припоминании»

О движении животных»

О чувстве и чувственном»

О сне и бодрствовании»

Никомахова этика»

Большая этика»

Метафизика»

Физика»

Поэтика»

Риторика»

Топика»

Ссылки на сочинения Гуссерля

Husserliana» -Husserl Edmund. Gesammelte Werke: Bd.l ff. - Den Haag: M. Nijhoff, 1950 -.

Husserl E. Hua VIII: Erste Philosophie. 2. Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion./ Hrsg. v. R. Boehm. - Den Haag, 1959.

Ideen I «Идеи»

Ideen II Ideen III

Krisis «Кризис»

Husserl E. Erfahrung und Urteil. / Redigiert und hrsg. v. L. Landgrebe. - Hamburg: F. Meiner Verlag, 1985.

Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. - 5.Aufl. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1993.

Husserl E. Huall: Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. / Hrsg. und eingel. v. W. Biemel. - Den Haag, 1950.

Husserl E. Hua V: Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. 3. Buch: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften. / Hrsg. v. M. Biemel. - Den Haag, 1952.

Husserl E. Hua VI: Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie / Hrsg. v. W. Biemel. - Den Haag Г954 - 2. Aufl. 1962. •

Husserl E. Hua XIX/2: Logische Untersuchungen. Zweiter Band, 2. Teil.// Hrsg. v. U. Panzer. - Den Haag, etc., 1984.

Husserl E. Hua X: Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtsein (1893 - 1917) 1 Hrsg. v. R. Boehm. - Den Haag, 1969.

Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. / Пер. с нем. В. И. Молчанова. - М.: Гнозис, 1994.]

Ссылки на сочинения Хайдеггера

GA Martin Heidegger, Gesamtausgabe: Bd.l ff. - Frankfurt a.M.:

Vittorio Klostermaim Verlag, 1977.

EM Heidegger M. GA 40: Einfuhrung in die Metaphysik.

Frankfurt а. M.: V. Klostermann, 1983. fХайдеггер M. Введение в метафизику. / Пер. с нем. Н. А. Гучинской. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.]

GP Heidegger М. GA 24: Die Grundprobleme der

Phänomenologie. - Frankfurt а. M.: V. Klostermann, 1989.

Хайдеггер M. Основные проблемы феноменологии. / Пер. с нем. А. Г. Чернякова. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.]

КРМ Heidegger М. Kant und das Problem der Metaphysik.

Frankfurt а. M.: V. Klostermann, 1973.

MAL Heidegger M. GA 26: Metaphysische Anfangsgründe der

Logik im Ausgang von Leibniz. - Frankfurt а. M.: V. Klostermann, 1978.

PS Heidegger M. GA 19: Piaton: Sophistes (Marburger Vorlesung

Wintersemester 1924/25). - Frankfurt а. M.: V. Klostermann, 1992.

SZ Heidegger M. Sein und Zeit. - 16. Aufl. - Tübingen: Max

Niemeyer Verlag, 1986.

БВ Хайдеггер M. Бытие и время. / Пер. с нем. В. В. Бибихина.

• М.: Ad marginem, 1,997.

Прочие сокращения

DN De divinis niminibus -Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. / Изд., пер. с греч. Г. М. Прохорова. - СПб.: Глаголъ, 1994.

Епп. Плотин, Эннеады

PG Patrologiae cursus completus (J.-P. Migne). Ser. graeca

 

Список научной литературыЧерняков, Алексей Григорьевич, диссертация по теме "История философии"

1. Ахутин А. В. Тяжба о бытии: Сборник философских работ. М., Русское феноменологическое общество, 1997.

2. Ахутин А. В. Dasein (материалы к толкованию) // Философия в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. -Самара: Изд-во СаГА, 1998. - С. 3-59.

3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974.

4. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М.: Республика, 1997.

5. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. СПб: Наука, 1993.

6. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4: Феноменология духа. / Пер. с нем. Г. Шпета. М.: Изд-во соц.-эк. лит., 1959.

7. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. -М.: Мысль, 1974.

8. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. / Пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Гнозис, 1994.

9. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 3 (1): Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

10. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 4: Картезианские медитации. / Пер. с нем. В. И. Молчанова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

11. Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.

12. Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994.•-S

13. ДелезЖ. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.

14. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. / Изд., пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Глаголъ, 1994.

15. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки // Литература и культура древней и средневековой Индии. М.: Наука, 1979.

16. Лейбниц Г. В. Соч: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1983.

17. Мейендорф Иоанн. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы / Под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье, пер. с фр. Г. Н. Начинкина. СПб.: Византинороссика, 1997.

18. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988.

19. Молчанов В. И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время. // Проблема сознания в современной западной философии / Под ред. Т. А. Кузьминой. -М.: Наука, 1989. С. 110 - 136.

20. Молчанов В. И. Субъективность и разум: Гуссерль, Кант, Гегель. // Феноменологические концепции сознания. М., 1998. - С. 70-81.

21. Молчанов В. И. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии // Логос. 1999. - № 10. - С. 16-28

22. Молчанов В. И. Предпосылки тождества и аналитика различий // Логос. -1999. -№ 11/12.-С. 183-208.

23. Мотрошилова Н. В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.

24. Мотрошилова Н. В. Анализ «предметностей сознания» в феноменологии Э. Гуссерля (на материале второго тома «Логических исследований») // Проблема сознания в современной западной философии / Под ред. Т. А. Кузьминой. М.: Наука, 1989. - С. 63 - 98.

25. Мотрошилова Н. В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля» // Вопросы философии. 2000. - № 4. - С. 138-157.

26. Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1980.

27. Платон. Соч.: В 4 т. Т. 1 -М.: Мысль, 1990.

28. Платон. Соч.: В 4 т. Т. 2 М.: Мысль, 1993.

29. Платон. Соч.: В 4 т. Т. 3 М.: Мысль, 1994.

30. Фихте И. Г. Соч. в 2 т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 19'93.

31. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. /Подг. изд. А. В. Лебедева. М.: Наука, 1989.

32. Хайдеггер М. Бытие и время. / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad marginem, 1997.

33. Хайдеггер М. Введение в метафизику. / Пер. с нем. Н. А. Гучинской. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

34. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. / Пер. с нем. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

35. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. / Пер. с нем. Е. Борисова. Томск, 1998.

36. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. / Пер. с нем. А. В. Михайлова. -М.: Гнозис, 1993.

37. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. В. В. Бибихина. -М.: Республика, 1993.

38. Херманна Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. / Пер. с нем. И. Инишева. Томск: Водолей, 1997.

39. Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

40. Черняков А. Л "«В поисках утраченного субъекта» II Метафизические исследования, Т. 6 (1998), с.11 -38.

41. Черняков А. Г. Начала хронологии // Труды Высшей религиозно-философской школы. Т. 1: Патрология. Философия. Герменевтика. СПб: Изд-во ВРФШ, 1992. - С. 43 - 88.

42. Черняков А. Г. Онтологическая дифференция и темпоральность // Вопросы философии. 1997.-№ 6.-С. 136-151.

43. Черняков А. Г. В поисках утраченного субъекта // Метафизические исследования. Т. 6. СПб.: Алетейа, 1998. - С. 11-38.

44. Черняков А. Г. Учение Суареса о сущности и существовании в интерпретауии Мартина Хайдеггера // УегЬит. Вып. 1 г Франциско Суарес и европейская культура. СПб.: Изд-во СПб философского общества, 1999. - С. 25-43.

45. Черняков А. Г. Бог без бытия у Дионисия Ареопагита и странствия рефлексии // Труды Высшей религиозно философской школы. Т. 5: Богословие. Философия. Литература. СПб.: Изд-во ВРФШ, 2000. - С. 105-140.

46. Черняков А. Г. Феномен и его свидетель // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Минск: ЕГУ, 2001. - С. 68-98.

47. Черняков А. Г. Самопроживание и самосознание: Аристотель, Дильтей, Хайдеггер // Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Материалы международной научной конференции РГГУ. М.: «Три квадрата», 2001. С. 31-46.

48. Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб: Изд-во Высшей религиозно-философской школы, 2001.-459 с.

49. Шпет Г. Г. Сознание и его собственник. // Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1981-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916.-С. 156-210.

50. Alexander Aphrodisiensis. In Aristotelis metaphysica commentaria. / Ed. M. Hayduck. Berlin: G. Reimer, 1891.

51. Aubenque P. Le problème d'être chez Aristote. Paris: PUF, 1960.

52. Barbotin E. La théorie Aristotélicienne de l'intellect d'après Théophraste. Paris: PUF, 1954.

53. Bernet R. Origine du temps et temps originaire chez Husserl et Heidegger // Revue Philosophique de Louvain. 1987. - T. 85.

54. Bassenge F. Das to ëvi ¿um, to àyaBco eivai etc. etc. und das to tî f|v etvai bei Aristoteles // Philologus. 1960. - Bd.l104. -P. 14-47; 201-222.

55. Boer Th. de. The Rationality of Transcendence. Studies in Philosophy of Emmanuel Levinas. -Amsterdam: J. C. Gieben, 1997.

56. Boethius. Liber de persona et duabus naturis. // Traités théologiques (édition bilingue). Paris: GF Flammarion, 2000.

57. Boethius. Quomodo substantiae in eo quod sint bonae sint cum non sint substantialia. // Traités théologiques (édition bilingue). Paris: GF Flammarion, 2000.

58. Brague R. Aristote et la question du monde. Essais sur le contexte cosmologique et anthropologique de l'ontologie. Paris: PUF, 1988.

59. Brague R. Du temps chez Platon et Aristote. Quatre études. Paris: PUF, 1982.

60. Brentano F. Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. -Freiburg i. Br: Herder'sche Verlagshandlung, 1862.

61. Cavagnaro E. Aristotele e il tempo. Leeuwarden, 1995.

62. Chernyakov A. G. Theology on the margins of philosophy // Facetten der Wahrheit. Festschrift für Meiolf Wewel. / Ed. E.G.Valdés & R.Zimmerling. -Freiburg/München: Verlag Karl Alber, 1995. P. 199-222.

63. Chernyakov A. G. Consolation of Philosophy Today //Symposion: A Journal of Russian Thought (Yale University, Slavic Department). 1996 - Vol. 1. - P. 1934.

64. Chernyakov A. G. Husserl's "Genealogy of Logic", Space Constitution, and Noetic Geometry // Recherches husserliennes. (Bruxelles: Centre de Recherches phenomenologique). 1997. - Vol. 7. - P. 61-86.

65. Chernyakov A. G. The Ontology of Time. Being and Time in the Philosophies of Aristotle, Husserl and Heidegger. (Phaenomenologica 163). Dordrecht - Boston - London: Kluwer Academic Publishers, 2002

66. Claesges U. E. Husserl's Theorie der Raumkonstitution. Köln, 1963.

67. Conen P. F. Die Zeittheorie des Aristoteles. München: C. H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1964.

68. Coujolle-Zaslawsky Fr. «Aristote: Sur quelques traductions récents du TO TI HN EINAI» // Revue de Théologie et de Philosophie 113 (1981), p. 61 75.

69. Coxon A. H. The Fragments of Parmenides: A Critical Text with Introduction, Translation, the Ancient Testimonia and Commentary by A. H. Coxon. // Phronesis: Supplementary Volumes. Vol. 3. Assen etc.: Van Gorcum, 1986.

70. Craig E. The Mind of God and the Works-of Man. Oxford: Clarendon Press,1987.

71. Dastur F. Heidegger et la question du temps. Paris: PUF, 1990.

72. Dastur F. Dire le temps. Esquisse d'une chrono-logie phénoménologique. La Versarme: Enere marine, 1994.

73. Derrida J. Ousia and gramme: Note on a Note from "Being and Time" // Margins of Philosophy. N.Y., etc.: Harvester Wheatsheaf, -1982. - P. 29 - 68.

74. Derrida J. White Mythology: Metaphor in the Text of Philosophy. // Margins of Philosophy. -N.Y., etc.: Harvester Wheatsheaf, 1982. P. 207-271.

75. Fichte J. G. Wissenschaftslehre nova methodo: Kollegnachschrift K. Chr. Fr. Krause. Hamburg: F. Meiner Verlag, 1982.

76. Figal G. M. Heidegger. Phänomenologie der Freiheit. Tübingen: Athenäum,1988.

77. Gadamer H.-G. Martin Heidegger und die Marburger Theologie. // Heidegger. Perspektiven zur Deutung seiner Werks. / Hrsg. v. Otto Pöggeler 3. Aufl. -Weinheim, 1994.

78. Gadamer H.-G. Philosophische Lehrjahre. — Frankfurt a. M., 1977.

79. Haardt A. Selbstbesinnung und Selbstbewußtsein in Edmund Husserls „Cartesianische Meditationen". // Cognitio humana Dynamik des Wissens und der Werte. / Hrsg. v. Ch. Hubig. - Berlin: Akademie Verlag, 1997. - S. 433 -450.

80. Hegel G. W. F. Ästhetik: 2 Bd-e. / Hrsg. v. Fr. Bassenge. Berlin: AufbauVerlag, 1976.

81. Hegel G. W. F. Sämtliche Werke. / Hrsg. v. G. Lasson. Bd. 8: Die Vernunft in der Geschichte.- Leipzig: F. Meiner Verlag, 1923.

82. Hegel G. W.F. Phänomenologie des Geistes / Hrsg. v. J. Hoffmeister. Berlin: Akademie Verlag, 1971.

83. Heidegger M. Zeit und Sein. // Zur Sache des Denkens. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1969. - S. 1-25

84. Heidegger M. Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens // Zur Sache des Denkens. Tübingen: M. Niemeyer Verlag, 1969. - S. 61-80.

85. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1973.

86. Heidegger M. GA 26: Metaphysische Anfangsgründe der Logik im Ausgang von Leibniz. Frankfurt a. M.: V. Klostermarm, 1978.

87. Heidegger M. GA 54: Parmenides. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1982.

88. Heidegger M. GA 40: Einführung in die Metaphysik. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1983.

89. Heidegger M. Denkerfahrungen 1910-1976. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1983.

90. Heidegger M. Sein und Zeit. 16. Aufl. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1986.

91. Heidegger M. GA 20: Prolegomena zur Geschichte des Zeitbegriffs. 2. Aufl. -Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1988.

92. Heidegger M. GA 24: Die Grundprobleme der Phänomenologie. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1989.

93. Heidegger M. GA 35: Aristoteles, Metaphysik 0 1-3. Von Wesen und Wirklichkeit der Kraft. 2. Aufl. - Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1990.

94. Heidegger M. GA 19: Piaton: Sophistes (Marburger Vorlesung Wintersemester 1924/25). Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1992.

95. Heidegger M. GA 68: Erläuterung der «Einleitung» zu Hegels «Phänomenologie des Geistes». Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1993.

96. Heidegger M. GA 65: Beiträge zur Philosophie. Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1994.

97. Heidegger M. Holzwege. 7. Auflage - Frankfurt a. M.: V. Klostermann, 1994.

98. HeldK. Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des transzendentalen Ich bei Edmund Husserl, entwickelt am Leitfaden der Zeitproblematik (Phaenomenologica 23). Den Haag, 1966.

99. Held K. Husserls Rückgang auf das (jmvousvov und die geschichtliche Stellung der Phänomenologie. // Phänomenologische Forschungen. 1980. -Bd. 10. - S. 89-145.

100. Held K. Phänomenologie der Zeit nach Husserl // Perspektiven der Philosophie. Neues Jahrbuch. 1981 - Bd. 7. - S. 185-221.

101. Hoche H.-U. Handlung, Bewusstsein und Leib. Vorstudien zu einer rein noematischen Phänomenologie. Freiburg/München: Karl Alber Verlag, 1973.

102. Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Halle, 1929.

103. Husserl E. Hua II: Die Idee der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. / Hrsg. und eingel. v. W. Biemel. Den Haag, 1950.

104. Husserl E. Hua V: Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. 3. Buch: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften. / Hrsg. v. M. Biemel. Den Haag, 1952.

105. Husserl E. Hua IV: Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. 2. Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution. / Hrsg. v. M. Biemel. Den Haag, 1952.

106. Husserl E. Hua VI: Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie / Hrsg. v. W. Biemel. Den Haag 1954. - 2. Aufl. 1962.

107. Husserl E. Hua VIII: Erste Philosophie. 2. Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion./ Hrsg. v. R. Boehm. Den Haag, 1959.

108. Husserl E. Hua IX: Phänomenologische Psychologie. / Hrsg. v. W. Biemel. — Den Haag, 1962.-2. Aufl. 1968.

109. Husserl E. Hua X: Zur Phänomenologie des inneren Zeitbewußtsein (1893 -1917)/ Hrsg. v. R. Boehm. Den Haag, 1969.

110. Husserl E. Hua XI: Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten 1918- 1926. / Hrsg. v. M. Fleischer. Den Haag, 1966.

111. Husserl E. Hua XIX/2: Logische Untersuchungen. Zweiter Band, 2. Teil.// Hrsg. v. U. Panzer. Den Haag, etc., 1984.

112. Husserl E. Erfahrung und Urteil. / Redigiert und hrsg. v. L. Landgrebe. -Hamburg: F. Meiner Verlag, 1985.

113. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. 5.Aufl. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1993.

114. Kahn Ch. Questions and Categories. // Questions. / Ed. H. Hiz. Dordrecht, 1978.

115. Kant I. Kritik der reinen Vernunft. / Hrsg. v. R. Schmidt. Hamburg: F. Meiner Verlag, 1990.

116. Marion J.-L. The Final Appeal of the Subject. // Deconstructive Subjectivities. / Ed. S. Critchley & P. Dews. -N.Y.: SUNY Press, 1996.

117. Mertens K. Zwischen Letztbegründung und Skepsis. Kritische Untersuchungen zum Selbstverständnis der Phänomenologie Edmund Husserls. -Freiburg/München: Verlag Karl Alber, 1996.

118. Miller I. Husserl, Perception, and Temporal Awareness. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1984.

119. Oehler K. Die Lehre vom noetischem und dianoetischen Denken bei Platon und Aristoteles. -Hamburg: F. Meiner Verlag, 1985.

120. Patocka J. Der Subjektivismus der Husserlschen und die Möglichkeit einer „asubjektiven" Phänomenologie. // Philosophische Perspektiven. Bd. 2. -Frankfurt a. M., 1970.

121. Pöggeler O. Heidegger in seiner Zeit. München: W. Fink Verlag, 1999.

122. Ricoeur P. Time and Narrative: in 2 vol. — Chicago&London: Univ. of Chicago Press, 1984-1986.

123. Ricoeur P. Oneself as Another. Chicago&London: Univ. of Chicago Press, 1992.

124. Ricoeur, P. The Rule of Metaphor. London: Routledge, 1994.

125. Ruello F. Les "noms divins" et leur "raisons" selon St. Albert le Grand, commentateur du "De divinis nominibus". Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1963.

126. Schmitz H. Die Ideenlehre des Aristoteles. Bd. I, 1. Teil: Kommentar zum 7. Buch der Metaphysik. Bonn: Bouvier Verlag, 1985.

127. Schmitz H. Die Ideenlehre des Aristoteles. Bd. I, 2. Teil: Ontologie. Noologie. Theologie.-Bonn: Bouvier Verlag, 1985.

128. Snell B. Die Entdeckung des Geistes. Studien zur Entstehung des europäischen Denkens bei den Griechen. 3.Aufgabe. - Hamburg, 1955.

129. Sokolowski R. Husserlian Meditations. How Words Present Things. Evanston: Northwestern Univ. Press, 1974.

130. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt a. M., 1987.

131. Suarez F. Opera omnia. / Ed. С. В ertön. T. XXV XXVI: Disputationes metaphysicae. - Parisiis: apud Ludovicum Vives, 1861.

132. Thomas Aquinas. De ente et essentia. Ed. 3. Torino: Marietti, 1957.

133. TorstrikA. 6 лоте öv: Ein Beitrag zur Kenntnis des aristotelischen Sprachgebrauch // Rheinisches Museum für Philologie. 1857. - Bd. 12. - S. 161-173.

134. Tugendhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger. 2. Aufl. -Berlin, 1970479

135. Tugendhat E. Selbstbewußtsein und Selbstbestimmung. Sprachanalytische Interpretationen. Frankfurt a. M., 1979.

136. Tugendhat E. TI KATA TINOS. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung aristotelischer Grundbegriffe. Freiburg/München: Verlag Karl Alber, 1968.

137. Volpi F. Heidegger e Aristotele. Daphne: Padova, 1984.

138. Volpi, F. Phenomenology as Possibility: The "Phenomenological"Appropriation of the History of Philosophy in the Young Heidegger. // Research in Phenomenology. 2000. - Vol.30. - P. 120-45.

139. Volpi, F. Der Mensch zwischen Polis und Weltstaat. Fragen im Anschluß an Ernst Jünger // Jünger-Strudien. 2001. Bd. 1. - P. 73-80.

140. Waterlow B.S. Aristotle's Now // Philosophical Quarterly. 1982. - Vol. 34, № 135.-P. 104-128.

141. Wolff Ch. Philosophia prima sive ontologia. Frankfurt, 1730.