автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Зенков, Алексей Рудольфович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России"

На правах рукописи

Зенков Алексей Рудольфович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)

Специальность 23.00.02 -Политические институты, процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

2 8 НОЯ 2013

Москва - 2013

005540411

005540411

Диссертация выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» на кафедре «Политология, история и социальные технологии».

Научный руководитель доктор политических наук

Манойло Андрей Викторович

Официальные Модестов Сергей Александрович

оппоненты: доктор политических наук, доктор фи-

лософских наук, профессор, главный советник Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров

Орлов Владимир Михайлович

кандидат политических наук, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, доцент кафедры экологического и трудового права

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва

Защита диссертации состоится 19 декабря 2013 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 218.005.13 в Московском государственном университете путей сообщения по адресу: 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, ауд. 8509.

С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке Московского государственного университета путей сообщения.

Автореферат разослан «\С» УаЭчЗ ^у2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат политических наук —"Кочетков Егор Евгеньевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В ходе произошедшей в России в 90-х гг. XX века серьезной социально-политической трансформации на сегодняшний день в стране сложились особые условия организации деятельности религиозных институтов. Эти условия определяют как их нормативно-правовой статус, так и оценку места и роли религиозного фактора в жизни общества и государства, включая его политическую систему.

По нашему мнению, можно говорить о том, что сегодня в обществе в целом возрастает роль религиозных институтов и, прежде всего, традиционных для Российской Федерации конфессий. Русская православная церковь, Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, а также некоторые другие крупные конфессиональные блоки в значительной степени интегрировались в процессы оценки явлений политического, экономического и социального характера.

Однако, принимая во внимание историческую и основополагающую роль православия для российской государственности, провести анализ указанных процессов представляется целесообразным на примере одной из крупнейших как по числу последователей, так и по масштабам влияния религиозных организаций, действующих на территории Российской Федерации, - Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ).

За последние два десятилетия степень участия РПЦ в развитии российского общества существенно возросла. Религиозный институт не только дает собственную оценку процессов, происходящих в стране, но и предлагает свои сценарии развития государственно-религиозных отношений, выдвигает инициативы в рамках решения широкого круга общественно значимых вопросов.

Однако, исследователи по-разному оценивают процесс возвращения религиозной составляющей в светское социально-политическое пространство страны. В частности, нет единого мнения о том являются ли религиозные организации институтами гражданского общества, способствует ли их участие политической социализации граждан, не нарушает ли общественная деятельность религиозных объединений принципов светскости государства.

Для поиска ответов на поставленные вопросы представляется необходимым обратиться к исследованию характера и содержания деятельности религиозных организаций в сфере общественно-политических отношений в России на современном этапе.

По нашему мнению, на сегодняшний день уже назрела необходимость поиска новых инструментов реализации светского устройства политических отношений в стране, светскости, не подразумевающей отказа от религии и религиозных проявлений в общественной жизни.

При этом проведение политологического анализа указанных вопросов обусловлено не только его теоретической значимостью. По нашему мнению перед российским политологическим сообществом стоит задача углубленного исследования места и роли религии в сфере общественно-политических отношений на

современном этапе.

Еще одним фактором, побудившим нас к исследованию сформулированной темы, стали подчас полярные подходы к пониманию происходящего в современном российском обществе процесса десекуляризации социально-политической жизни и, прежде всего, тех явлений, которые его сопровождают.

Очевидно, что обращение к политологическому анализу указанной проблематики представляется актуальным и своевременным. Требуется углубленное исследование, в рамках которого могли бы быть учтены самые последние тенденции в контексте анализируемых изменений. В этом отношении немаловажным представляется и то, что проведение подобного анализа может способствовать формированию универсальных методологических подходов и принципов к исследованию феномена участия религиозных институтов в общественно значимых процессах, нахождению новых прикладных методов регулирования государственно-религиозных отношений, что в свою очередь указывает на практическую значимость данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Следует подчеркнуть, что, несмотря на обширное количество фундаментальных работ и исследований, затрагивающих различные аспекты деятельности религиозных институтов в целом и Русской православной церкви в частности, специальных, политологических

исследований, непосредственно посвященных проблеме взаимодействия религиозных организаций с представительствами светских государственных органов, крайне мало. По этой причине в первую очередь выделим наиболее близкие по содержанию и проблематике исследования работы.

Среди трудов, посвященных концептуальным политологическим основам, следует, прежде всего, выделить основателей политической науки Платона, Аристотеля, Полибия и Цицерона,1 которые смогли обобщить и систематизировать доступную на тот момент информацию, что и составило фундамент для последующего развития политики как системы научного знания. Среди трудов, рассматривающих политику на основе цивилизационного фактора развития, следует выделить специальные исследования, предпринятые в древнеиндийском обществе, - Артхашастра Каутилья," памятники политической мысли древнекитайской культуры - Чжуан-цзы и Хуайнань-цзы.3 Некоторые аспекты фундаментальных проблем политологии, такие, например, как природа возникновения государства и государственности рассматривались и раннехристианскими авторами, в частности, Иоанн Златоуст4 сформулировал теорию разделения властей, позднее указанного вопроса касался Иоанн Дамаскин. Однако в наибольшей степени на выработку доктрины,

'Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. Серия «Философское наследие». М.: Мысль. 1990—1994., Аристотель. Сочинения. В 4 т, Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1975—1983., Фриц К. фон. Теория смешанной конституции в античности: критический анализ политических взглядов Полибия. / Пер. с англ., Серия «Профессорская библиотека». СПб: Издательство СПбГУ, 2007., Марк Туллий Цицерон. Речи. В 2 т. / Пер. В. О. Горенштейна. Отв. ред. M. Е. Грабарь-Пассек. Серия «Литературные памятники». M Л, 1962.

2 Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993; Вигасин A.A., Самозванцев A.M. Артхашастра. Проблемы социальной

структуры и права. М, 1984., Sharma R.Sh. Indian Feudalism. Calcutta, 1965; Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. M., 1987; Sharma Ruben W. Die Entwicklung von Staat und Rechtim Alten Indien. Berlin, 1968; Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). 2-е издание, исправленное и дополненное. Вступ. ст. Д.Н. Лелюхина и Ю.В. Любимова. М.: Институт востоковедения РАН , 1999. ' Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985; Roth H. The Textual History of the Huainan Tzu. AnnArbor: AAS Monograph Series, 1992.

4Иоанн Златоуст. Творения в русском переводе. В 12 т. СПб., СПб Дух Акад 1895— 1906.

впоследствии получившей название «двух мечей» в Новом времени повлияли работы Августина Аврелия.

Позднее Н. Макиавелли6 систематизировал раннее сформулированные концепции античных «политиков». Однако уже в эпоху Нового времени появляется большое количество работ, затрагивающих проблемы политического, институционального устройства общества, в которых рассматриваются вопросы соотношения светского и религиозного как в жизни индивида, так и в сфере социально-политических отношений. Так, например, Т. Гоббс,7 определяя роль государства как абсолютного суверена, признавал необходимость существования религиозного института, но в качестве одного из инструментов реализации и контроля государственной власти. Позднее Д. Локк,8 развивая данную мысль, настоятельно поддерживал идею разделения религиозных и политических институтов, обосновывал невозможность установления государством законов в религиозной сфере и невозможность вмешательства церкви в действия гражданских властей. В качестве одного из условий эффективного функционирования системы гражданского общества (политического устройства) Локк выделял необходимость проведения политики поликонфессионализма, равенства всех, несмотря на идейные и религиозные воззрения. Вместе с тем, следует отметить, что в указанных произведениях Нового времени в известной степени еще используется «античная» методология анализа социальных трансформаций, однако уже в более поздних трудах Ж.-Ж. Руссо,9 А. Фергюсона,10 проблемы социально-политического устройства рассматриваются кардинально иначе. Г. Гегель11 рассматривает христианство как «абсолютную и бесконечную» традицию. Государство он рассматривает не только

ъйеапе H.A. The political and social ideas of St. Augustine. N.Y. - L„ 1963.

6 Макиавелли H. Сочинения и письма. M.: «ACT», 2004.

7 Гоббс Г., Избранные произведения, т. 1-2., Философское наследие. М„ 1964.

8 Locke J. A Letter Concerning Toleration (1689). L., 1800.

9 Руссо Ж -Ж Об общественном договоре. Трактаты. М„ 1998. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: Изд-во Института философии РАН

(ИФРАН), 2006. _ т,,, w я тт

10 Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. И.И. Мюрберг; Под

ред. М.А. Абрамова. М„ 2000. lm?im

" Гегель Г. Философия религии: в 2 т., Философское наследие. М.: Мысль, 1У />1У / /.

как правовое сообщество, инструмент организации власти, но и как духовный институт и нравственный союз, при этом проявлением нравственности в рамках государства является религия. Очевидно, что в целом на протяжении периода с античности и до Нового времени религиозное в сфере политического осмысливается с достаточной степенью важности и не выносится за скобки социального сознания и политической мысли, вне зависимости от того, как можно трактовать указанное явление.

Исторические аспекты государственно-религиозных отношений достаточно детально представлены в работах Болотова В.В., Голубинского Е.Е., Татищева В.Н., Карамзина Н.М., Карташева A.B., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Бердяева H.A., Булгакова С.Н., Маритена Ж.12, крупных церковных исследователей истории Церкви и государства Левшина П., Булгакова М.13

Из современных исследователей следует отметить труды Баглая М.В., Богданова А.П., Богуславского С.А., Кедрова Н.И., Князького И.О., Малинина В.Н., Самарина Ю.Ф., Топорова В.Н., Флоровского Г., Цыпина В.А.14

12Болотов В.В., Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. СПб.: Тип. Меркушева, 1907; Булгаков С.Н., протоиер. Православие и государство, Очерки учения православной церкви. 3-е издание; YMCA-PRESS, 11, ruedela Montagne Ste Genevieve, Paris 5e, 1989; Голубинский E.E. История Русской Церкви. M., 1900; История Русской Церкви. M.: Общество любителей церковной истории, в 2-т., 2002; Татищев В.Н. История Российская. М.: Изд-во АН СССР. 19621968; Карамзин Н.М. История Государства Российского. M.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Kapmautee A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 1993; МаритенЖ. Человек и государство. M.: Идея-Пресс, 2000.

13 Булгаков М., митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883; Преосвященный Платон (Левшин), Митрополит Московский. Краткая Церковная Российская История. М.: Синодальная типография, 1805.

14 Багпай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007; Богданов АЛ. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. M.: ТЕРРА; Республика, 1999; Богуславский С.А. Текстология Древней Руси. Том 1. Повесть временных лет// Языки славянских культур. М., 2006; Кедров H.H. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М.: 1886; Князыаш И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб.: Алетейя, 2010; Малшин В.Н. История русской литературы. Изд. АН СССР, М., 1945; Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880; Топоров В.Н. Язык и культура: об одном слове-символе // Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1988; Флоровскхш Г. протоиерей. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983; Цытт В.А. История русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 2010; Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

Непосредственно вопросы соотношения светского и церковного в политическом пространстве в своих работах рассматривают: Андреева Л.А., Василенко И.А., Гордиенко Н.С., Дугин А.Г., Зызыкин М.В., Каневский К.Г., Кайшаури Н.И., Козин A.A., Колеченко А. К., Колосова Е.В., Костюк К.Н., Лобачев А.Е., Лукин П.В., Мигович И.И., Мчедлов М.П., Панарин A.C., Полосин В.С, Расторгуев В.Н., Оврах Н.К., Трофимчук H.A., Филиппов Б.А., Филимонов Э.Г., Хилл К.

Отдельно следует отметить исследования, посвященные осмыслению роли религиозного в системе политических

15 Андреева Л.А. Религия и власть в России. Ладомир, 2001; Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987; Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. Т. V. (Вып. 2). СПб., 2000; Дугин А.Г., Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом' М; Академический проект, 2010; Зызыкин М.В. Царская власть и Закон о престолонаследии в России. София, 1924; Патриарх Никон — его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931-1939; Каневский К.Г. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации Религия и право, 2002; Katäiiaypu Н.И Концепция государственной власти в сочинениях Кирилла Белозерского// Кириллов: Краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 1998; Козин A.A. Принцип разделения светской и духовной власти как явление православного мировоззрения // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та. Религиоведение. Орел, 2006; Колеченко ¿..^Взаимодействие православного христианина и власти // Православие и власть: Традиция и современность. СПб ^007' Колосова Е.В. Православные основы монархической власти в России // Личность, общество, государство. СПб., 2000; Лобачев А.Е. Власть как духовное служение в общественных взглядах П.А. Флоренского // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Всерос. науч. -практ. конф. М., 2007- Мигович ИМ., Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. М., 1990; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования. 1999 № 3; Мчедлов М.П., Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России // Вопросы философии, 2006. № 4; Мчедлов М.П Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. 2006. № 10; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М„ 2002; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2002; Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М„ 2001; Полосин В. Государство и религиозные объединения в современной России // Наука и религия. 1992. № 5; Расторгуев В.Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. М.: ГАСК, 2004; Культурообразующие конфессии - гарант мира в эпоху межцивилизационных конфликтов // Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами). М.: Паломн. центр Московской Патриархии, 2005; Филиппов Б.А., Государство и церковь: детерминанты и политика. М.: СТБИ, РХГИ, 1997; Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество // Религия и демократия. М., 1993.

отношений, предпринятые религиозными мыслителями современности. Так, следует отметить многочисленные выступления, интервью, проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), Кураева A.B., Чаплина В.А.16

К этому перечню необходимо отнести разработанные аппаратом РПЦ доктринальные документы «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», материалы Архиерейских и Поместных Соборов РПЦ.17 Периодические издания журналов «Журнал Московской Патриархии», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Церковь и время», ряд Интернет-изданий, посвященных вопросам государственно-религиозной проблематике и др.

К наиболее близким по тематике и содержанию настоящей работы могут быть отнесены диссертационные исследования Потаповой Г.А., Заярного В.В., Цыганова М.Е., Третьякова A.B., Рымкевича Я.А., Рябых Ю.А., Гостюхина A.B., Логинова A.B., Матвиенко В.А., Донцева С.П., Степаковой И.В., Мерзлякова И.Л., Агеева Г.В., Исаева A.B. и Тарашок Ж.П.18

16 Кирилл, патриарх. Свобода и ответственность: в поисках гармонии: права человека и достоинство личности / митрополит Кирилл. М.: ОВЦС МП, 2008; Святая Русь — вместе или врозь?: Патриарх Кирилл на Украине. М.: Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, 2009; Алфеев И. митрополит, Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. М: Сретенский монастырь, 2008; КураевА.В. Православие и право: Церковь в свет, государстве / Диакон Андрей Кураев. М: Срет. монастырь, 1997; Кураев A.B. Церковь в мире людей / Диакон Андрей Кураев. М.: Изд. Срет. монастыря, 2006.

17 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000., Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html.

Потапова Г.А. Историко-политологическое исследование взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви, 1917-1999 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Нижний Новгород, 2000; Заярный В.В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов-на-Дону, 2003; Цыганов U.E. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2003; Третьяков A.B. Политико-правовые отношения Российского государства и Русской Православной Церкви. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2004; Рьитевт Я.А. Место православия в формировании политической культуры

Вместе с тем, несмотря на столь широкий перечень тем и авторов, прямо или косвенно затрагивающих проблемы взаимодействия религиозных институтов и органов государства на современном этапе, целостных политологических исследований, учитывающих новейшие тенденции и изменения в рамках сформулированной темы, еще не проводилось. В совокупности указанные факты свидетельствуют о необходимости глубокого изучения указанного вопроса в рамках предметного поля политологической науки.

Объектом диссертационного исследования являются религиозные организации, их роль в современной российской политике.

Предметом диссертационного исследования являются особенности взаимодействия Русской православной церкви и Российского государства в современных условиях.

Цель исследования — определить роль и место Русской православной церкви в политическом процессе современной России.

российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 2005; Рябых Ю.А. Участие Русской Православной Церкви в политическом процессе в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2005; Гостюхин A.B. Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Чита, 2006; Логинов A.B. Государственно-церковные отношения: политологический анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2006; Матвиенко В.А. Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Орел, 2006; Донцев С.П. Русская православная церковь и государственные институты РФ: механизмы политического взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2007; Степанова Н.В. Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 2007; Мерзляков И.Л. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2008; Агеев Г.В. Трансформация политической системы Российской Федерации в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2009; Исаев A.B. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной Церкви в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Орел, 2011.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

определить политико-правовое положение религиозных организаций в современном Российском государстве;

выявить особенности понимания Русской православной церковью проблемы взаимосвязи светской и церковной властей;

рассмотреть положение религиозных организаций и РПЦ в частности в контексте развития гражданского общества в России;

проанализировать существующие и перспективные механизмы политического взаимодействия между РПЦ и Российским государством;

определить роль РПЦ в процессе налаживания межрелигиозного диалога;

выявить традиционные и обосновать необходимость инновационных форм эволюции Русской православной церкви в контексте государственно-религиозных и общественных отношений.

Теоретико-методологические основы исследования. В ходе исследования использовались как общенаучные теоретические методы (системный, гипотетико-дедуктивный, формационный, цивилизационный), так и непосредственно политологические методы (теория политических систем, структурно-функциональный, сравнительный анализ, нормативно-ценностный анализ). При рассмотрении концептуальных основ взаимодействия религиозных организаций и органов государства автор придерживался системного анализа, что позволило выявить роль и место религиозных организаций, их политико-правовое положение в современной России. Обращаясь к изучению особенностей взаимосвязи разных форм власти в православии, диссертант использовал как общенаучный исторический метод, так и специальные политологические методы - нормативно-ценностный, компаративный. Это позволило выявить ряд общих тенденций и причин формирования определенных моделей государственно-религиозного взаимодействия в Российском государстве.

Во второй части исследования изучая практику взаимодействия Российского государства и Русской православной церкви автор придерживался системного подхода. Для определения роли РПЦ в развитии российского гражданского общества автором был

применен исторический подход и метод сравнительного анализа, частично, для обоснования необходимости устройства российской модели гражданского общества был использован цивилизационный метод, а также структурно-функциональный анализ. Исследование существующих и перспективных механизмов обеспечения отношений между РПЦ и Российским государством стало возможным благодаря использованию контент-анализа.

Путем анализа политической информации автор смог обосновать возможность участия Русской православной церкви в процессах противодействия политико-религиозному экстремизму и иным формам экстремистской деятельности. Также путем анализа политической информации автор смог определить тенденции эволюции РПЦ в условиях социально-политической трансформации современного российского общества.

Теоретическими источниками исследования стали выше обозначенные научные труды и публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы тематических конференций, круглых столов, дискуссий, посвященные исследованию государственно-религиозных отношений в целом и взаимодействию между РПЦ и институтами государства, в частности.

Эмпирическую базу исследованию составляют международные и российские законодательные и нормативно-правовые акты, материалы российской и иностранной периодики, справочной литературы, материалы ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центра, материалы Архиерейских и Поместных Соборов РПЦ, института Межсоборного Присутствия Русской православной церкви, материалы официального сайта РПЦ, а также интернет-сайтов отдельных Синодальных учреждений РПЦ.

Основные положения выносимые на защиту.

1. В рамках современной политологии феномен участия религиозных организаций в светском пространстве требует иного рассмотрения по сравнению с прежними научными традициями и подходами. Это во многом объясняется кардинальным переосмыслением места и роли религиозных организаций как акторов социально-политических процессов в контексте существования различных форм «светскости» государственной организации. Например, если в СССР «принцип светскости» в

значительной степени базировался на неприятии религиозных аспектов в сфере общественно-политических отношений, то в современной российской практике указанный принцип не устанавливает в качестве обязательного условия полную элиминацию религиозных проявлений в обществе.

2. Методологическая проблема взаимосвязи светской и церковной власти в православии, сложившаяся в ходе длительного исторического развития, к настоящему времени может быть частично разрешена с помощью использования подхода, основанного на представлении о существовании трех измерений власти - представительского, институционального и «технологического». В сфере социально-политических отношений у церкви посредством функции «представительства» возникает возможность консолидации общественных групп, создания и воспроизводства образцов социально-политического поведения. Благодаря «институциональной» функции — возможность взаимодействия с субъектами политической системы, социальными институтами и гражданскими объединениями. С помощью «технологической» функции религиозные организации могут выступать в качестве одного из вспомогательных инструментов решения некоторых социальных проблем, при этом сами религиозные организации в этом случае частично выполняют социально-инжиниринговые функции.

3. «Позитивный» ресурс религии может рассматриваться в качестве фактора стабильности не только социально-политической, но и некоторых других сфер общественной жизни. Данная особенность обусловила специфику возникновения и формирования гражданского общества (традиционные ценности, содержащие религиозную компоненту). При этом вопрос политической самоидентификации теснейшим образом связан с религиозной идентичностью, где особая роль уделяется т.н. цивилизационным параметрам («православной цивилизации»), что в свою очередь подразумевает особое самоопределение граждан в контексте воспроизводства того или иного типа общественно-политических отношений. В рамках такого подхода центральное место занимают не материальные, а духовные факторы, свобода и индивидуальность не умаляются, но осмысливаются в контексте причастности к определенной общности (цивилизации). В этой

связи представляется справедливым рассматривать проблему формирования гражданского общества в России с учетом конфессиональной составляющей.

4. Взаимодействие религиозных организаций и институтов государства, по-видимому, в настоящее время не может в полной мере основываться на исторических образцах. Модель государственно-религиозных отношений в России прошла путь от «досекулярного» до этапа «десекуляризации». Это означает, что на сегодняшний день необходимы новые инструменты и методы взаимодействия церкви и государства по конкретным общественно-политическим проблемам, необходим поиск так называемой новой «симфонии». Таковой может быть форма, включающая следующее: при сохранении принципа «светскости» не должны нарушаться права как людей верующих и религиозно индифферентных, так и убежденных неверующих; частичное изучение религиозной проблематики может осуществляться факультативно как часть светского образовательного процесса, но при этом не носить индоктринационного характера; участие церкви и религиозных организаций в некоторых сферах общественной жизни следует рассматривать в качестве социальной функции религии.

5. В последнее время в условиях глобализации социально-политических отношений, явления терроризма и экстремизма экспоненциально возросли. Часто данные явления имеют религиозно-политическую основу. К причинам «востребованности» таких крайних форм религиозной и политической жизни могут быть отнесены: низкий уровень нравственности и религиозной грамотности членов подобных групп, невысокий уровень социальной и экономической защищенности, явления кризисного характера, а также нравственный и духовный вакуум. Несомненно, для решения проблем такого масштаба необходимы усилия максимального числа представителей российского социума. Религиозные организации, и РПЦ, могут в определенной степени способствовать процессам налаживания межрелигиозного диалога и урегулирования конфликтов религиозно-политической направленности. Методами решения могут выступать: нравственное воспитание (как дополнительный компонент светской системы образования) и многосторонний межрелигиозный диалог.

6. При сохранении канонической обрядности и территориальности Русской православной церкви назрела необходимость ее инновационного развития как с точки зрения организационно-институционального взаимодействия

(необходимость учета современных общественно-политических реалий - глобализации, реформационных и псевдореформационных изменений), так и с точки зрения противостояния фундаментализму и радикализму в любых конфессиональных проявлениях.

Научная новизна исследования. В ходе работы над диссертационным исследованием были получены результаты, характеризующиеся научной новизной:

- посредством комплексного политологического анализа определено современное политико-правовое положение религиозных организаций в России;

- доказано, что концептуальные основания феномена власти в восприятии религиозных институтов в целом и РПЦ в частности были сформированы под влиянием особых политико-философских представлений о мироустройстве;

- выявлены основы для соотношения «принципа светскости» и положения религиозных организаций в условиях светского государственного устройства;

- на основе анализа отдельных элементов социальной доктрины Русской православной церкви были определены ключевые положения, в известной мере, обеспечивающие функционирование социального государства;

- доказано, что РПЦ, наряду с другими религиозными институтами, может выполнять роль одного из интеграционных акторов по определенным социально значимым направлениям;

- обоснована возможность эффективного участия Русской православной церкви в процессах налаживания межрелигиозного диалога как фактора обеспечения национальной безопасности;

- определены тенденции эволюции РПЦ (традиционные и инновационные) в условиях социально-политического реформирования современного российского общества.

Теоретическая значимость диссертации. С теоретической точки зрения диссертационное исследование представляет ценность для политической науки, что обусловлено использованием концептуальных подходов к изучению политико-правового

положения религиозных организаций и, в частности, Русской православной церкви в современном российском обществе. В научном исследовании диссертация расширяет представление о феномене деятельности религиозных организаций в социально-политическом пространстве современной России. Кроме того, диссертация способствует дальнейшему изучению механизмов государственно-религиозного взаимодействия, а также практики участия религиозных организаций в политических процессах в рамках предметного поля современной политологии.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения и выводы могут способствовать повышению эффективности государственно-религиозного взаимодействия, поиску новых методов реализации данного процесса. По причине того, что большая часть исследования была посвящена анализу положения Русской православной церкви в Российском государстве, его основные выводы могут быть востребованы структурными подразделениями Русской православной церкви (в первую очередь Синодальными учреждениями, осуществляющими процесс взаимодействия с органами государственной власти и обществом), общественными организациями и движениями. Кроме того, итоги исследования могут найти применение при подготовке учебных и учебно-методических пособий, в процессе преподавания политологии и смежных дисциплин в высшей школе.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Политология, история и социальные технологии» Московского государственного университета путей сообщения и рекомендована к защите.

Результаты исследования были представлены автором на Международной научно-практической конференции «Социальная ответственность как фактор устойчивого развития бизнеса и общества» (2012 г.), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной России: социально-экономический, социально-политический и социокультурные аспекты» (2013 г.), Международной научно-практической конференции «Молодые ученые — объединяющая сила мировой науки и культуры» (2013 г.).

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2,8 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, рассматривается степень ее научной разработанности, указываются теоретико-методологическая основа и эмпирическая база диссертации, определяются цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа взаимодействия религиозных и Российского государства» посвящена общему исследованию проблемы соотношения религиозного и светского в категориях политологической науки. В частности, первый параграф «Религиозные организации и их политико-правовое положение в Российском государстве (на примере Русской православной церкви» посвящен анализу таких категорий, как «религиозные организации» и «церковь», а также определению политико-правового положения современных религиозных организаций и прежде всего РПЦ в современном Российском государстве. Для этой цели автором рассматриваются сложившиеся к настоящему времени модели государственно-религиозных отношений с точки зрения возможности их применения в контексте российской политической практики.

Рассматривая правовые аспекты присутствия религиозных организаций в светском государстве, автор отмечает наличие проблемы полярного толкования самого термина «светскость». Формальное и диалектическое соотношение светского и религиозного на сегодняшний день не получили детального нормативно-правового анализа, во многом по этой причине диалог между представителями религиозных объединений и государственных органов в общественных и научных измерениях осуществляется не в полной мере, а иногда и встречает непонимание со стороны широких масс. Вместе с тем, «принцип светскости» государства, по причине отсутствия своего

универсального толкования, не является самодостаточным. В рамках РПЦ светское государство рассматривается как принцип взаимоотношений, при котором происходит разделение сфер компетенции церкви и власти, их невмешательство во внутренние дела друг друга. Автор показывает, что совокупность указанных проблем препятствует полноценному сотрудничеству религиозных и государственных институтов, требуется не только тщательная нормативно-правовая экспертиза указанных вопросов, но и выработка определенных методологических подходов, направленных на упреждение аналогичных проблем в будущем. В конце параграфа автором приводится собственный вариант определения «светского государства»: светским может быть названо такое государство, в котором осуществляется функциональное и организационное разграничение государства и религиозных организаций (церкви), но при этом общество не лишено права на актуализацию религиозного опыта в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Второй параграф диссертационного исследования «Особенности взаимосвязи светской и церковной власти в православии» посвящен историко-политологическому анализу динамики государственно-религиозных отношений в России. Проблема соотношения светской и церковной власти в христианстве возникает с момента конфессионального оформления Римской империи, однако ни в этот период, ни позднее не возникает целостной концепции государственно-религиозных отношений.

Изучение указанной проблемы предпринимается в свете истории русского Православия. В частности, анализируются основные исторические периоды, оказавшие значительное влияние на характер осмысления и соотнесения светского и церковного, как категорий власти.

Автор обращает внимание на то, что первые модели государственно-религиозных отношений были реципированы в период канонической зависимости Русской православной церкви от Константинопольского патриархата. В византийском государственно-религиозном модусе император выступал в качестве «эпистимонарха» (хранителя православия) и единого самодержца православных общностей. Присоединение Руси к

данному ореолу вывело страну в новое политическое поле (расширение прав участия на межгосударственном уровне). В результате были решены две важнейших политических задачи — объединение разобщенных элементов древнерусской политической системы и повышение уровня безопасности государства. Позже установление автономии Русской православной церкви значительно способствовало наращению государственной мощи страны, расширению ее политического и цивилизационного влияния.

Автором подробно анализируется феномен «власти», а также предпринимается соотнесение светского и церковного типов властей как в исторической ретроспективе (включая концепции «Москва — третий Рим», «Нового Иерусалима», «Государство в государстве» и итоги данной эволюционной цепи), так и на современном этапе.

В частности, сложившаяся в ходе длительного исторического развития проблема соотношения светской и церковной власти в православии, по мнению автора, может быть разрешена с помощью использования подхода, основанного на представлении о существовании трех измерений власти — представительского, институционального и «технологического». В каждом из данных измерений может реализовываться власть церкви без нарушения суверенности светской власти, что в конечном счете будет способствовать гармонизации отношений между РПЦ и Российским государством, а также сделает этот процесс более эффективным.

Вторая глава «Механизмы взаимодействия Российского государства и Русской православной церкви в современных условиях» посвящена исследованию актуальных проблем участия Русской православной церкви в контексте ее взаимодействия с институтами государства.

В первом параграфе «Русская православная церковь в контексте развития гражданского общества в России» детально рассматриваются такие категории, как «правовое» и «социальное» государство. Автором отмечается, что вне указанных форм государственности органичное функционирование системы гражданского общества вряд ли реализуемо. В связи с этим автором рассматриваются ключевые принципы правового и социального государства. Социальное государство определяется как выражение

социальности, справедливости и свободы в политической системе общества, состояние эффективного взаимодействия между государством и обществом. К необходимым условиям социального государства, по мнению автора, относятся следующие: степень реализации народного суверенитета, состояние политического сознания общества и внутренняя геополитическая ситуация, которая в свою очередь связана с социокультурными аспектами политического процесса.

По мнению автора, одной из ключевых составляющих современных политических процессов является расширение числа их участников, наиболее активными из которых являются религиозные организации.

В продолжение параграфа автор исследует отдельные пункты документально оформленной основы социально-политической деятельности РПЦ - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Отдельное внимание уделяется вопросу определения институтов гражданского общества, в частности, критериев отнесения того или иного института к системе гражданского общества. Рассматривается возможность участия РПЦ в контексте развития гражданского общества в России на современном этапе.

Второй параграф «Механизмы обеспечения отношений между РПЦ и государством» преимущественно посвящается вопросам современных взаимоотношений Русской православной церкви и государства.

Автор разделяет всю истории взаимоотношений РПЦ и Российского государства на три ключевых этапа: «досекулярный», «секулярный» и «десекулярный» периоды. Под термином «десекуляризация» в работе понимается процесс возвращения религиозного в общественно-политическую сферу жизни государства. Кроме того, автором выявляются основные следствия процесса десекуляризации: формирование религиозного плюрализма, возможность становления религии положительньм культурным образцом, ревитализация позиции религиозных институтов по общественно-значимым вопросам, дезинституционализация и развитие индивидуальной религиозности, а также развитие псевдо-миссионерства.

Третья глава «Роль РПЦ в духовно-политической консолидации современного общества» посвящена анализу форм участия Русской православной церкви в решении некоторых вопросов общественно-политической жизни современного

российского социума.

В первом параграфе «Роль РПЦ в налаживании межрелигиозного диалога» предпринимается анализ, представленный автором в двух плоскостях - в рамках межрелигиозного диалога, а также его более широкой формы -межкультурного диалога.

К основным причинам актуализации проблемы автор относит процессы интеграционного и глобализационного порядка. По его мнению, они способствуют формированию сегрегированных и закрытых сообществ, часто требующих признания своей политической ценности наравне с моделями «принимающего» большинства. По этой причине проблема обеспечения национальной безопасности переплетается с социально-политической ситуацией в стране и мире. Достижение определенных форм единства, в особенности в сферах культурных, мировоззренческих, поведенческих идентификаций представляется

трудоемкой задачей.

По причине отсутствия цельности, сплоченности современных обществ возникает необходимость поиска социально-политических «консолидаторов». В результате анализа автор приходит к выводу о том, что к числу таких «консолидаторов» могут быть отнесены и религиозные организации, в частности, Русская православная церковь, обладающая необходимыми инструментами преодоления проявлений экстремистского толка.

Второй параграф третьей главы исследования «Традиционные и инновационные тенденции эволюции Русской православной церкви» посвящен проблеме модернизации института церкви. В частности, определяются пределы сохранения традиционализма и нахождения оптимального уровня внедрений инновационного характера. Автором показывается, что при сохранении канонической обрядности и территориальности РПЦ вынуждена инновационно развиваться с точки зрения организационно-институционного взаимодействия, учитывать в своей деятельности современные социально-политические реалии - явления

глобализации, реформациоииые новеллы и противостояние фундаментализму и радикализму.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются его основные выводы и намечаются некоторые перспективные направления дальнейшей исследовательской работы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Статьи в изданиях, рекомендованных БАК Министерства образования и науки РФ:

1. Зенков А.Р. Политико-религиозный экстремизм как глобальная угроза для современной России // Власть. 2013. № 9. С. 128-129.-0,3 п.л.

2. Зенков А.Р. Духовность и нравственность как консолидирующее ядро мировой науки (итоги международной научной конференции «Молодые ученые - объединяющая сила мировой науки и культуры») // Власть. 2013. № 11. С. 188 - 0,12 п.л.

3. Зенков А. Р. К вопросу о факторах гармонизации отношений между Русской православной церковью и государством // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2013. № 5. - 0,37 п.л. (в печати)

4. Зенков А.Р. Русская православная церковь как актор интеграционного процесса в современной России // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 5,6. — 0,5 п.л. (в печати)

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

5. Зенков А.Р. Традиции и новеллы в эволюции Русской православной церкви // Тенденции ¿¿перспективы. 2013. № 1. С. 8587. - 0,3 п.л.

6. Зенков А.Р. Социальная и политическая ответственность граждан в призме опыта религиозных организаций (на примере Русской православной церкви) // Социальная ответственность как фактор устойчивого развития бизнеса и общества: сборник статей в 2 ч. Ч. 2 / науч. ред. Н.Ю. Псарева. М.: ИД «АТиСО», 2012. С. 6672. - 0,43 п.л.

7. Зенков А.Р. Религиозные организации в становлении системы гражданского общества в России на современном этапе // Актуальные проблемы и перспективы развития современной

России: социально-экономический, социально-политический и социокультурные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2013. С.

112-116.-0,43 п.л.

8. Зенков А.Р. Формирование традиционных ценностей молодежи как инструмент эффективного политического строительства // Молодые ученые - объединяющая сила мировой науки и культуры: материалы международной научной конференции. Электронный ресурс [СБ-диск], Институт истории Академии наук Туркменистана. 2013.-0,38 пл.

Зенков Алексей Рудольфович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И

ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)

Специальность 23.00.02 -Политические институты, процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать_._.2013 г. Заказ №_. Формат 60*90/16.

Тираж 80 экз. Усл.-печ. л. - 1,5.

127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, дом 9, стр. 9, УПЦ ГИ МИИТ.

 

Текст диссертации на тему "Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

04201365314 ца правах рукописи

Зенков Алексей Рудольфович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)

Специальность 23.00.02 -Политические институты, процессы и технологии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель -доктор политических наук Манойло А.В.

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа взаимодействия религиозных организаций и Российского государства......................................................................................19

1.1 Религиозные организации и их политико-правовое положение в

Российском государстве (на примере Русской православной церкви)........19

1.2 Особенности взаимосвязи светской и церковной власти в православии.

.............................................................................................................................39

Глава 2. Механизмы взаимодействия Российского государства и Русской православной церкви в современных условиях.................................................61

2.1 Русская православная церковь в контексте развития гражданского

общества в России.............................................................................................61

2.2 Механизмы обеспечения отношений между РПЦ и государством.......87

Глава 3. Роль РПЦ в духовно-политической консолидации современного общества.................................................................................................................98

3.1 Роль РПЦ в налаживании межрелигиозного диалога.............................98

3.2 Традиционные и инновационные тенденции эволюции Русской

православной церкви.......................................................................................111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................142

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. В ходе произошедшей в России в 90-х гг. XX века серьезной социально-политической трансформации на сегодняшний день в стране сложились особые условия организации деятельности религиозных институтов. Эти условия определяют как их нормативно-правовой статус, так и оценку места и роли религиозного фактора в жизни общества и государства, включая его политическую систему.

По нашему мнению, можно говорить о том, что сегодня в обществе в целом возрастает роль религиозных институтов и, прежде всего, традиционных для Российской Федерации конфессий. Русская православная церковь, Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, а также некоторые другие крупные конфессиональные блоки в значительной степени интегрировались в процессы оценки явлений политического, экономического и социального характера.

Однако, принимая во внимание историческую и основополагающую роль православия для российской государственности, провести анализ указанных процессов представляется целесообразным на примере одной из крупнейших как по числу последователей, так и по масштабам влияния религиозных организаций, действующих на территории Российской Федерации, - Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ).

За последние два десятилетия степень участия РПЦ в развитии российского общества существенно возросла. Религиозный институт не только дает собственную оценку процессов, происходящих в стране, но и предлагает свои сценарии развития государственно-религиозных отношений, выдвигает инициативы в рамках решения широкого круга общественно значимых вопросов.

Однако, исследователи по-разному оценивают процесс возвращения религиозной составляющей в светское социально-политическое пространство

страны. В частности, нет единого мнения о том являются ли религиозные организации институтами гражданского общества, способствует ли их участие политической социализации граждан, не нарушает ли общественная деятельность религиозных объединений принципов светскости государства.

Для поиска ответов на поставленные вопросы представляется необходимым обратиться к исследованию характера и содержания деятельности религиозных организаций в сфере общественно-политических отношений в России на современном этапе.

По нашему мнению, на сегодняшний день уже назрела необходимость поиска новых инструментов реализации светского устройства политических отношений в стране, светскости, не подразумевающей отказа от религии и религиозных проявлений в общественной жизни.

При этом проведение политологического анализа указанных вопросов обусловлено не только его теоретической значимостью. По нашему мнению перед российским политологическим сообществом стоит задача углубленного исследования места и роли религии в сфере общественно-политических отношений на современном этапе.

Еще одним фактором, побудившим нас к исследованию сформулированной темы, стали подчас полярные подходы к пониманию происходящего в современном российском обществе процесса десекуляризации социально-политической жизни и, прежде всего, тех явлений, которые его сопровождают.

Очевидно, что обращение к политологическому анализу указанной проблематики представляется актуальным и своевременным. Требуется углубленное исследование, в рамках которого могли бы быть учтены самые последние тенденции в контексте анализируемых изменений. В этом отношении немаловажным представляется и то, что проведение подобного анализа может способствовать формированию универсальных методологических подходов и принципов к исследованию феномена участия религиозных институтов в общественно значимых процессах, нахождению

новых прикладных методов регулирования государственно-религиозных отношений, что в свою очередь указывает на практическую значимость данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Следует подчеркнуть, что, несмотря на обширное количество фундаментальных работ и исследований, затрагивающих различные аспекты деятельности религиозных институтов в целом и Русской православной церкви в частности, специальных, политологических исследований, непосредственно посвященных проблеме взаимодействия религиозных организаций с представительствами светских государственных органов, крайне мало. По этой причине в первую очередь выделим наиболее близкие по содержанию и проблематике исследования работы.

Среди трудов, посвященных концептуальным политологическим основам, следует, прежде всего, выделить основателей политической науки Платона, Аристотеля, Полибия и Цицерона,1 которые смогли обобщить и систематизировать доступную на тот момент информацию, что и составило фундамент для последующего развития политики как системы научного знания. Среди трудов, рассматривающих политику на основе цивилизационного фактора развития, следует выделить специальные исследования, предпринятые в древнеиндийском обществе, — Артхашастра Каутилья,2 памятники политической мысли древнекитайской культуры -

1Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. Серия «Философское наследие». М.: Мысль. 1990—1994., Аристотель. Сочинения. В 4 т, Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1975—1983., Фриц К. фон. Теория смешанной конституции в античности: критический анализ политических взглядов Полибия. / Пер. с англ., Серия «Профессорская библиотека». СПб: Издательство СПбГУ, 2007., Марк Туллий Цицерон. Речи. В 2 т. / Пер. В. О. Горенштейна. Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. Серия «Литературные памятники». М.Л., 1962.

2Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993; Вигасин A.A., Самозванцев A.M. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. М, 1984., Sharma R.Sh. Indian Feudalism. Calcutta, 1965; Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. M., 1987; Sharma Ruben W. Die Entwicklung von Staat und Rechtim Alten Indien. Berlin, 1968; Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). 2-е издание, исправленное и дополненное. Вступ. ст. Д.Н. Лелюхина и Ю.В. Любимова. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.

Чжуан-цзы и Хуайнань-цзы. Некоторые аспекты фундаментальных проблем политологии, такие, например, как природа возникновения государства и государственности рассматривались и раннехристианскими авторами, в частности, Иоанн Златоуст4 сформулировал теорию разделения властей, позднее указанного вопроса касался Иоанн Дамаскин. Однако в наибольшей степени на выработку доктрины, впоследствии получившей название «двух мечей» в Новом времени повлияли работы Августина Аврелия.5

Позднее Н. Макиавелли6 систематизировал раннее сформулированные концепции античных «политиков». Однако уже в эпоху Нового времени появляется большое количество работ, затрагивающих проблемы политического, институционального устройства общества, в которых рассматриваются вопросы соотношения светского и религиозного как в жизни индивида, так и в сфере социально-политических отношений. Так, например, Т. Гоббс,7 определяя роль государства как абсолютного суверена, признавал необходимость существования религиозного института, но в качестве одного из инструментов реализации и контроля государственной

о

власти. Позднее Д. Локк, развивая данную мысль, настоятельно поддерживал идею разделения религиозных и политических институтов, обосновывал невозможность установления государством законов в религиозной сфере и невозможность вмешательства церкви в действия гражданских властей. В качестве одного из условий эффективного функционирования системы гражданского общества (политического устройства) Локк выделял необходимость проведения политики поликонфессионализма, равенства всех, несмотря на идейные и религиозные воззрения. Вместе с тем, следует отметить, что в указанных произведениях

3 Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985; Roth Н. The Textual History of the Huainan Tzu. Ann Arbor: AAS Monograph Series, 1992.

4Иоанн Златоуст. Творения в русском переводе. В 12 т. СПб., СПб Дух. Акад. 1895— 1906.

5Deane H.A. The political and social ideas of St. Augustine. N.Y. - L., 1963.

6 Макиавелли H. Сочинения и письма. M.: «ACT», 2004.

7 Гоббс Т., Избранные произведения, т. 1-2., Философское наследие. М., 1964.

8 Locke J. A Letter Concerning Toleration (1689). L., 1800.

6

Нового времени в известной степени еще используется «античная» методология анализа социальных трансформаций, однако уже в более поздних трудах Ж.-Ж. Руссо,9 А. Фергюсона,10 проблемы социально-политического устройства рассматриваются кардинально иначе. Г. Гегель11 рассматривает христианство как «абсолютную и бесконечную» традицию. Государство он рассматривает не только как правовое сообщество, инструмент организации власти, но и как духовный институт и нравственный союз, при этом проявлением нравственности в рамках государства является религия. Очевидно, что в целом на протяжении периода с античности и до Нового времени религиозное в сфере политического осмысливается с достаточной степенью важности и не выносится за скобки социального сознания и политической мысли, вне зависимости от того, как можно трактовать указанное явление.

Исторические аспекты государственно-религиозных отношений достаточно детально представлены в работах Болотова В.В., Голубинского Е.Е., Татищева В.Н., Карамзина Н.М., Карташева A.B., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Бердяева H.A., Булгакова С.Н., Маритена Ж.,12 крупных

9 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: Изд-во Института философии РАН (ИФРАН), 2006.

10 Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. И.И. Мюрберг; Под ред. М.А. Абрамова. М., 2000.

Гегель Г. Философия религии: в 2 т., Философское наследие. М.: Мысль, 1975-1977.

12Болотов В.В., Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. СПб.: Тип. Меркушева, 1907; Булгаков С.Н., протоиер. Православие и государство, Очерки учения православной церкви. 3-е издание; YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne St. Genevieve, Paris 5e, 1989; Голубинский E.E. История Русской Церкви. M., 1900; История Русской Церкви. M.: Общество любителей церковной истории, в 2-т., 2002; Татищев В.Н. История Российская. М.: Изд-во АН СССР. 1962-1968; Карамзин Н.М. История Государства Российского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 1993; Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000.

церковных исследователей истории Церкви и государства Левшина П., Булгакова М.13

Из современных исследователей следует отметить труды Баглая М.В., Богданова А.П., Богуславского С.А., Кедрова Н.И., Князького И.О., Малинина В.Н., Самарина Ю.Ф., Топорова В.Н., Флоровского Г., Цыпина В.А.14

Непосредственно вопросы соотношения светского и церковного в политическом пространстве в своих работах рассматривают: Андреева JI.A., Василенко И.А., Гордиенко Н.С., Дугин А.Г., Зызыкин М.В., Каневский К.Г., Кайшаури Н.И., Козин A.A., Колеченко А. К., Колосова Е.В., Костюк К.Н., Лобачев А.Е., Лукин П.В., Мигович И.И., Мчедлов М.П., Панарин A.C., Полосин В.С, Расторгуев В.Н., Оврах Н.К., Трофимчук H.A., Филиппов Б.А., Филимонов Э.Г., Хилл К.15

13 Булгаков М., митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883; Преосвященный Платон (Левшин), Митрополит Московский. Краткая Церковная Российская История. М.: Синодальная типография, 1805.

14 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007; Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999; Богуславский С.А. Текстология Древней Руси. Том 1. Повесть временных лет// Языки славянских культур. М., 2006; Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М.: 1886; Князъкий И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб.: Алетейя, 2010; Малинин В.Н. История русской литературы. Изд. АН СССР, М., 1945; Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880; Топоров В.Н. Язык и культура: об одном слове-символе // Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1988; Флоровский Г. протоиерей. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983; Цыпин В.А. История русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 2010; Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

15 Андреева JI.A. Религия и власть в России. Ладомир, 2001; Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987; Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. Т. V. (Вып. 2). СПб., 2000; Дугин А.Г., Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. М.: Академический проект, 2010; Зызыкин М.В. Царская власть и Закон о престолонаследии в России. София, 1924; Патриарх Никон — его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931-1939; Каневский КГ. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации Религия и право, 2002; Кайшаури Н.И. Концепция государственной власти в сочинениях Кирилла Белозерского// Кириллов: Краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 1998; Козин A.A. Принцип разделения светской и духовной власти как явление православного мировоззрения // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та. Религиоведение. Орел, 2006; Колеченко А.К. Взаимодействие православного христианина

Отдельно следует отметить исследования, посвященные осмыслению роли религиозного в системе политических отношений, предпринятые религиозными мыслителями современности. Так, следует отметить многочисленные выступления, интервью, проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), Кураева A.B., Чаплина В.А.16

К этому перечню необходимо отнести разработанные аппаратом РПЦ доктринальные документы «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», материалы Архиерейских и

и власти // Православие и власть: Традиция и современность. СПб., 2007; Колосова Е.В. Православные основы монархической власти в России // Личность, общество, государство. СПб., 2000; Лобачев А.Е. Власть как духовное служение в общественных взглядах П.А. Флоренского // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Всерос. науч. -практ. конф. М., 2007; Мигович И.И., Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. М., 1990; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования. 1999. № 3; Мчедлов М.П., Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России // Вопросы философии, 2006. № 4; Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблем