автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Взаимодействие социалистической цивилизации и быта

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Шермухамедов, Бахадир Ташпулатович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Взаимодействие социалистической цивилизации и быта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие социалистической цивилизации и быта"



АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС

Специализированный совет по философским наукам ,/ в Академии общественных наук при ЦК КПСС

На правах рукописи

ШЕРМУХАМЕДОВ Бахадир Ташпулатович

УДК 008(103)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И БЫТА

Специальность 09.00.01 — диалектический и исторический

материализм

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Москва - 1988

Работа выполнена на кафедре философии Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор —

А.Ф. ОКУЛОВ

доктор философских наук, профессор —

Н. М. БЛИНОВ

доктор философских наук, профессор —

Г. С. ГУДОЖНИК

Ведущая организация — кафедра философии Института повы шения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ им. М. В. Ломоносова.

Защита состоится 1989 г. в часов на зас<

дании специализированного совета Д—151.04.01 по философски? наукам при Академии общественных наук при ЦК КПСС по адр« су: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библи теки АОН при ЦК КПСС.

Автореферат разослан 1988 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор философских наук,

профессор Г. Д. ЧЕСНОКС

^¡¿птзш:.«' 1 I

Отдел

1,ИССЭрТАЦИЙ

, !

_ I -

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На всех этапах своего развития человечество сталкивалось с различными проблемами, решение которых требовало значительных усилий. Но только в наши дни перед ним впервые встала проблема "быть или не быть". Осмысление сути этой ситуации привело к становлению нового мышления. Последнее актуализировало интерес к категории "цивилизация", поскольку она при всех разночтениях, фиксируя единое в различных общественно-экономических формациях, дает возможность исследователям доказать приоритет общечеловеческих ценностей над узкопонятыми классовыми интересами. Как отметил М.С.Горбачев, "ядром нового мышления является признание приоритета общечеловеческих ценностей..."-'".

Необходимость более тщательного анализа феномена цивилизации проистекает не только из опасностей ядерного самоуничтожения, но и реальной угрозы со стороны других глобальных проблем, особенно экологической и энергетической. Эти факторы сдерживают и деформируют развитие цивилизации, влияют на образ жизни и быта народов разных стран.

Одним из факторов, актуализирующих проблемы генезиса цивилизации, особенностей ее функционирования на различных этапах развития истории, является усиливающееся взаимодействие разных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, уровень экономического развития. Динамизм нашей эпохи, происходящая в мире научно-техническая революция, способствуя этому процессу, существенно расширяет наши представления о других нациях, их культуре. В этой связи встают сложные проблемы взаимоотношения этих культур, традиций, духовных ценностей. Научиться считаться с культурными ценностями других народов, не пытаться навязать им свои ценности, уважать их - такова важнейшая задача, стоящая в термоядерный век перед обществом.

I. Горбачев м.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1987, с.149

)

Длительное время основное внимание уделялось анализу того, что разделяет капиталистический и социалистический типы цивилизации, всемерно подчеркивалась их враждебность друг другу. Между тем, подобный анализ не учитывает реальности современного мира, единство мировой цивилизации.

"... Проблема цивилизаций, - пишет М.А.Селезнев, - во всемирно-историческом процессе рассматривалась в нашей литературе преимущественно в плане объяснения исторического прошлого. Потребность социально-философского осмысления перспектив социального прогресса, прежде всего перспектив социализма и мирового революционного процесса, требует глубокого изучения цивилизационной проблематики"-'".

Комплексные исследования закономерностей и тенденций развития современной цивилизации составляют важный элемент материалистического понимания истории, поскольку подход к историческому процессу с позиций общности различных социальных структур, их единства, обогащения культур позволяет выявить те общественные отношения, которые необходимы человечеству для прекращения бессмысленной гонки вооружений, нарушения экологического равновесия между природой и обществом и т.д. Такой подход не только дает возможность показать преимущества социалистических общественных отношений, но и помогает выявить имеющиеся при социализме проблемы, недостатки и просчеты.

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что социалистический тип цивилизации развивался в специфических условиях и не без ошибок. Это наложило отпечаток не только на уровень его экономического развития, но и на характер теоретических обобщений. Многие ленинские положения об особенностях развития социалистической цивилизации были значительно упрощены. Так, недостаточное внимание уделялось ленинской мысли о том, что социализм представляет собой "строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на сред-

I. Селезнев М.А. Социально-философские проблемы перестройки советского общества как революционного процесса. - Философские науки, 1988, * 10, с.13.

ства производства"*, в обществе стали доминировать командно-административные методы управления всеми формами человеческой жизнедеятельности.

В этих условиях слабо изучались многие теоретические проблемы, имеющие принципиальное значение для строительства социализма, раскрытия его потенциальных возможностей. Таким теоретическим вопросом, значение которого недостаточно учитывалось, был вопрос о влиянии быта на формирование личности, специфика влияния национальных традиций на быт, диалектика взаимодействия национального и интернационального с учетом особенностей исторического развития народов различных регионов страны. Не уделялось должного внимания анализу реальных процессов, происходящих в быту, который во многом оставался замкнутым, недоступным зачастую для влияния со стороны общества.

Так, например, консервативность быта как общая черта для всех цивилизаций имела свои особенности, связанные с остронегативными процессами, которые имели место, например, в Узбекистане в годы застоя, поскольку в такие периоды уменьшаются контакты между людьми, исчезает доверие, растет самоизоляция.

Недостаточнов'вниманиэ в прошлом уделялось исследованию такого важного, принципиального вопроса, как взаимосвязь процессов, происходящих в быту, с развитием экономической и социальной сфер. Вне глубокого систематического научного рассмотрения оставались проблемы труда и быта тружеников села. Изучение всех этих и других вопросов в контексте взаимосвязи социалистических производственных отношений с традициями народа, его бытом приобретает в условиях перестройки особое теоретическое и практическое значение.

Мы пришли к выводу, что большинство исследователей подходит к изучению цивилизации только с учетом какой-то одной точки зрения: экономической или технической, уровня развития науки или специфики морали, искусства и т.д. Каждый из таких подходов, как правило, фиксирует один из срезов социального

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.45, с.373.

развития, показывая характер влияния науки или техники, морали или экономики на общественный прогресс. Существуют отдельные публикаций, характеризующиеся более комплексным подходом к цивилизации и быту.

В ряде работ даются определения понятия цивилизации и быта, необходимые для проведения научных исследований.

Несомненный интерес представляет определение человеческой цивилизации в одной из публикаций 1988 г. С.А.Завадский и Л.И.Новикова пишут: цивилизация - это "собственно социальная организация общественной жизни индивидов, их общежития и куль туры на основе воспроизводства общественного богатства, обеспечивающего их существование и общественное развитие"*. Известны и другие определения. Несмотря на то, что каждое определение по-своему важно, к сожалению, они не дают цельного пред ставления о цивилизации, не раскрывают главное, существенное в данном понятии, ибо, во-первых, цивилизация при этом рассматривается не как система, совокупность составляющих ее элементов; во-вторых, не выделяется решающи признак цивилизации, и, наконец, в-третьих, при указанном подходе, как правило, вне анализа остается динамика процесса расчленения целого - единой цивилизации - на составляющие ее элементы -конкретные типы цивилизации - для последующего синтеза, ведущего к представлению о целостной цивилизации. На современном этапа принципиально важно исследование специфики взаимодействия ведущих элементов системы и анализ тенденции их развития. Поэтому для понимания сути цивилизации вообще и социалистической цивилизации в особенности необходимо сочетание, с одной стороны, системного, а с другой - конкретно-исторического под хода.

С этим связаны многие актуальные теоретико-методологические проблемы, касающиеся тенденций развития взаимодействия производственных и непроизводственных сфер жизнедеятельности вообще и в Среднеазиатском регионе (на примере Узбекистана), в особенности, возможности учета национальных традиций для

I. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство на пути коммунистической цивилизации. М., 1988, с.16.

преодоления последствий остро негативных явлений, имевших место в недавнем прошлом в этом регионе.

Изучение литературы по исследуемой проблеме показывает, что если вопросы быта при социализме хотя и недостаточно, но привлекали внимание исследователей1, то проблемы цивилизации, имевшие значительную традицию в марксистской мысли, только относительно недавно стали снова предметом пристального внимания со стороны научной общественности^.

Определенные аспекты исследуемой нами проблемы разрабатываются и в тех работах, которые посвящены общефилософским вопросам социально-экономического развития общества^.

Однако, как отмечалось на ХХУП съезде КПСС, многим пробле-

1. См.: Луначарский А.В. О быте. М.-Л., 1926; Ярославский Е. Мораль н быт пролагаргата в пороходный период. Л., 1926; Первая культурно-бытовая конференция рабочей молодежи Красной Пресни. M., 1936; Кабо Е.О. Очерки рабочего быта. Опыт монографического исследования. M., 1928; Синицын В.Г. Становление и развитие социалистического быта. M., 1970; Хар-чев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л., 1968; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные цроблемы быта. M., 1972; Зуйкова Е.М. Быт при социализме. М., 1977; она же. Быт и бытовые отношения при социализме. М., 1986; Танйаев С.Д. Быт и нация. Алма-Ата, 1977; Борисов М.Н. Общее и особенное в формировании и развитии социалистического быта. Красноярск, 1984; Кавалеров А.И. Быт развитого социализма: сущность и основные черты. Львов,1985.

2. См.: Антонович И.И. Цивилизация и культура: проблема определения и идейная борьба. - Вопросы философии, 1981, * II; Ар-зананьян Ц.Г. Культура и цивилизация: проблемы истории и теории. - Вестник истории мировой культуры, 196I, * 3(27): Батенин С.С. Человек коммунистической цивилизации. Л. ,1980; Загладин В.В. 60 лет новой цивилизации. - Мировая экономика и международные отношений, 1977, * II; Великий Октябрь и становление социалистической цивилизации. Минск, 1987; Мом-джян Х.Н. Диалектика и сравнительно-исторический метод, их роль в исследовании цивилизации. - В кн.: Современные проблемы социологии. М., 1974; Мчедлов М.П. Социализм - становление нового типа цивилизации. M., 1980; Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом прогрессе. - Вопросы философии, 1982, » 10; Гудожник Г.С. цивилизация: развитие

и современность. - Вопросы философии, 1986, * 3; он же. Материальные основы многообразия цивилизаций. - Вопросы философии, 1988, * 4; Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. M., 1986; и др.

3. См., например: Келле В.д., Ковальзон М.Я. Теория и история.

M., 1981; Межуев В.М. Культура и история. М.,1977;Барулин B.C. Социальная жизнь общества, вопросы методологии. М., 1987.

мам, стояапш перед социалж;ггаекай цивилизацией, уделялось мало внимания, и такой важный конкретный компонент этой цивилизации, как быт, оставался вне реального анализа. Точнее,анализ далеко не учитывал действительных потребностей общества, а обращение к этим аспектам проблемы находилось в зависимости от тех или иных конъюнктурных соображений. В частности, подчеркивались только позитивные моменты в жизни общества, что приводило к уходу от назревши социальных проблем. Все это отрицательно сказалось на теоретических исследованиях, проведенных в эпоху застоя. Особенно явными были просчеты в области изучения национальных отношений. Последнее отразилось в на изучении бита.

Слабо исследовались не только диалектика общечеловеческого и классового в контексте будущего мировой цивилизации, но и реальные противоречия социалистической цивилизации, особенности ее становления и развития, специфика проявления и разрепе-ния неантагшистичаских противоречий, в частности в условиях среднеазиатских республик, начавших строить социализм, минуя капиталистическую стадию развития. Зряшное отрицание национальных традшив, исторических особенностей развития народа цеиало становлению подданной культуры, преодолению замкнутости семейно-бытовых отношений, исключало возможность целенаправленного воздействия на быт народа, его формирование. £ 8тих условиях складывается благоприятная атмосфера для коррупции, взяточничества, формирования феодахьно-байской психологии.

Анализ суцествупцей литературы дает основание утверждать, что еще нет систематических исследование по изучение социалистической цивилизации и быта, с учетом их взаимосвязи, особенно региональных особенности и требований времени. Это и определяло выбор диссертантом тшн данного исследования.

Пая, и -задачи работа - исследовать диалектику формирования социалистической цивилизация как этапа развития мировой утилизации в ее связи с советским обрааоы жизни и бытом,уч*-

I. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-28 января 1967 года. М., 1987, с.8-9,40: Материалы Ш Всесоюзно! конференции КПСС. II., 1988, с.59.

тывая требования перестройки и ускорения ссциально-экономиче-т ского развитая страны. Исходя из этого, определены следующие задачи:

- рассмотреть проблемы развития современной цивилизации как единой целостности в свете нового мшления;

- исследовать специфику проявления диалектики общечеловеческого и классового на современном этапе мировой цивилизации;

- раскрыть сущность социалистическое цивилизации как- ведущей тенденции развития мировой цивилизации;

- показать процесс интернационализация быта, выявив основные формы взаимодействия советского образа жизни и быта;

- изучить роль национальных традиций в формировании нового быта, рассмотрев спещфику взаимодействия интернационального и национального в непроизводственной сфере жизнедеятельности;

- исследовать связь культуры быта и цивилизованного социалистического общества; дать критику потребительской психологии.

Теоретической у методологической основой предпринятого исследования явились труда освновополажннков марксизма-ленинизма, документы- съездов я конференций партии, Пленумов Щ КПСС, особенно ХХУП съезда КПСС и XIX Всесоюзной партконференции, решения XXI съезда Компартии Узбекистана, ХУ1 и послвдущих пленумов ЦК республиканской партийной организации. Автор использовал статистические материалы, имеющуюся по теме диссертационного исследования литературу.

Научная новизна и практическая ценность исследования заключается в следующем:

- определено содэрггнза катзгорип "цлзалжзацзя" с учетом особенностей взаимодействия двух тапоз цивилизации - капиталистической ж ссщиадистнчаскоЗ - в различных формах их проявления. Обосновано противоречивое единство ц целостность мировой цивилизация;

- раскрыта глубокая диалектическая связь между функщони-

рующими ныне типами и основными элементами цивилизации и инвариантами проявления их сущности, показан противоречивый характер юс взаимозависимости; особое внимание уделено исследованию экономического, военного, научно-технического и духовно-культурного аспектов современной цивилизации;

- дана характеристика особенностей социалистической цивилизации как этапа развития мировой цивилизации с присущими ей особенностями и проблемами. Показано принципиальное определяющее значение общественной собственности на средства производства для социалистической цивилизации, позволяющей ей создать новые, неизвестные капиталистической цивилизации, воз можности для раскрытия сущностных сил человека;

- показана роль быта в системе советского образа жизни, в становлении социалистической цивилизации с учетом региональных особенностей Средней Азии;

- раскрыто содержание процесса интернационализации быта

и его роли в формировании субъекта новой цивилизации, олицетворяющем элементы общего в развитии мировой цивилизации;

- выяснена взаимосвязь формирования новой культуры быта с развитием цивилизованного социалистического общества;

- установлено соотношение национального и интернационального в формировании новой культуры быта, выявлены некоторые причины формирования потребительской психологии, при этом особое внимание уделено изучению роли быта в данном процессе;

- вскрыты причины консервативности быта в условиях среднеазиатских республик (наличие больших семей, в которых решающая роль принадлежит мужчинам и представителям старшего поколения, сохраняющееся влияние ислама на определенную часть населения, особенно женщин, игравших важную роль в быту; недостаточный учет национальных традиций в проведении политико-воспитательной и атеистической пропаганды; ограничение социальной роли женщины преимущественно узкосеыейны-ки заботами; определенное отставание Узбекистана от других республик в реивНЕи социально-куль*урных и бытовых проблем трудящихся и т.д.), что отрицательно сказывается на форыи-

- 9 -

ровании социалистической цивилизации.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что она представляет собой системное исследование актуальной научной проблемы: сущность социалистической цивилизации и роль быта в ее формировании. В ней исследован ряд аспектов этой проблемы, ранее остававшихся вне поля зрения других научных работников.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в практической работе по перестройке быта и ускорении развития социалистической цивилизованности, при проведении научно-исследовательской работы, при изучении диалектического и исторического материализма, научного коммунизма в вузах, в системе политического просвещения, в лекционной пропаганде, в идеологической и атеистической деятельности партийных и советских организаций.

Апробация и публикация. Все основные содержание, положения, выводы диссертации опубликованы в виде монографии, брошюр, статей и получили положительную оценку в центральной и республиканской печати. Рекомендации автора докладывались на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Интернационализация социалистического образа жизни и коммунистическое воспитание трудящихся" (Москва, 1985), на республиканской научно-практической конференции "Интернационализация духовной жизни - закономерность развития социалистических наций и народностей в период зрелого социализма" (Ташкент, 1981); на республиканской научно-практической конференции "Расцвет и сближение национальных культур народов СССР - важнейшая закономерность развитого социалистического общества" (Ташкент, 1983), на межвузовской зональной научно-методической конференции "Совершенствование методики преподавания философских дисциплин в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" (Самарканд, 1983), на 9 научных и научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Самаркандского ордена Трудового Красного Знамени государственного универ-

- 10 -

сктета им. А.Навои (1974-1983 гг.), на областных, городских, районных научно-теоретических и практических конференциях в Самаркандской области УзССР, посвященных дальнейшему совершенствованию советского образа жизни, культуры и быта (19831987 гг.), в лекциях и выступлениях на межобластных партийных курсах повышения квалификации партийных и советских работников при Самаркандском обкоме Компартии Узбекистана. Выводы также использовались в лекциях и семинарских занятиях в университете марксизма-ленинизма Самаркандского обкома партии.

Результаты диссертационной работы обсуждены на кафедре философии АОН при ЦК КПСС.

На основе проведенного исследования автором выдвинуты и обоснованы практические рекомендации и предлокения, которые уже частично используются в работе партийных организаций Самаркандской области. Они должны помочь более успешному решению проблемы формирования нового социалистического быта не только в области, но и в других областях среднеазиатских республик.

Структура диссертации обусловлена ее содержанием и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

П. 0СН0Ш0Е СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ

Во введении обосновывается актуальность теш исследования, определены его цели, дается анализ литературы по теме, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Первая глава - "Марксистско-ленинская концепция цивилизации" - состоит из трех параграфов. Систематическое рассмотрение фундаментальных идей основоположников марксизма о цивилизации (§ I) дает необходимые методологические основания для дальнейшего анализа исследуемой проблемы. Показано, что марксистская традиция изучения сущности цивилизации связыва-

-lier последнюю не с наличием любых следов материальной культуры, а с таким ее состоянием, когда имеется общественное разделение труда и обмена, и общество характеризуется развитым товарным производством, наконец, когда появляются классы. Цивилизация связана с усилением роли государства, которое выступает "связующей силой цивилизованного общества" (Энгельс). Ф.Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", обобщая моргановскую периодизацию доисторических ступеней культуры ( дикость, варварство и цивилизация), доказал, что "цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе"^. В диссертации анализируются также идеи В.И.Ленина о цивилизации, увидевшего в капитализме на только расцвет производства и переворот в других сферах жизнедеятельности людей, но и углубление присущих ему антагонистически противоречий. Именно это послужило основанием характеристики Лениным капиталистического 'этапа развития мировой цивилизации как "цивилизованного варварства".

Далее в этой главе проводится философский анализ содержания понятия цивилизации (§ 2). Такой анализ показывает, что понятие "цивилизация" употребляется как в широком, так и в узком смысла. В широком значении этого понятия под цивилизацией понимают бытие общества вообще, степень развития человека как родового существа. При таком понимании любой прогресс при участии человека - суть проявление цивилизации, поскольку способствует развитию мира человека, отличающегося от мира природы. Такая трактовка анализируемого понятия имеет вагное значение, ибо схватывает ряд моментов, необходимых для понимания сути любой цивилизации.

Сравнительный анализ существующих толкований понятия "цивилизация" показывает, что наиболее распространенным яв-I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.173-174.

- 12 -

ляатся более узкое понимание цивилизации как тождественного классовому обществу. Цивилизация, при таком толковании данного понятия, формируется на определенном этапе общественного развития, отличительной чертой которого является высокий уровень развития материального производства. Впоследствии с расширением мира человека, сфер его деятельности, интересов углубляется смысл понятия "цивилизация", что приводит к его расщеплению на множество значений. Появляется своеобразное его толкование у антропологов, философов, политиков, представителей естественнонаучйо?о знания и культуры. Понятие "цивилизация" в первую очередь фиксирует такую ступень развития социума, которой присущи определенные социально-культурные характеристики, общность, отличающая одну цивилизацию от другой (язык, среда обитания, традиции и т.д. ^и сохраняет устойчивость. Уровень развития цивилизации определяется тем, может ли, используя указанные характеристики, одна цивилизация создать такие ценности, которые не может создать другая. Подробно анализируя существующие определения, автор доказывает необходимость такой трактовки понятия "цивилизация", которая, с одной стороны, исходит из признания абсолютной ценности рода человеческого, как носителя цивилизации, не ставит под сомнение приоритет общечеловеческих ценностей.

Все цивилизации не только взаимоисключали, но и подготавливали существование друг друга. Концептуальный анализ истории возникновения и функционирования ведущих типов цивилизаций дает возыоеность за множественностью форм их проявлений найти то общее, что позволяет их отнести к цивилизации. Изучение особенностей функционирования различных типов цивилизации показывает, что каждая цивилизация сталкивается со своими проблемами, связанными с общественными отношениями, лежащими в ее основе и с существованием других типов цивилизации, развивающихся по своим законам. В этом же параграфе проанализированы идеи тех буржуазных мыслителей, которые жестко связывают цивилизацию только с капитализмом. Особенно показательна в этом плане концепция американского

- 13 -

социолога А.Тоффавр* о наступлении эры сверхиндустриальной технологической цивилизации. Не отрицая принципиальное значение современной технологии для жизни общества, диссертант подчеркивает опасность преувеличения роли этой сверхиндустриальной технологии. Как известно, научно-техническая революция усиливает взаимосвязь различных типов цивилизации, но не решает полностью всех проблем, стоящих перед обществом.

Анализ различных конкретных цивилизаций (§.3),функционировавших в истории, показывает, что цивилизация как нечто целое, характеризующее уровень общественного развития и материальной культуры, развивается не линейно, а сложио-разветвленныы и противоречивым образом от одного типа цивилизации к другому, не теряя однако ряда , своих главных интегрируюиих форм, делающих ее специфическим социальным образованием. При этом внутри единого целого - мировой цивилизации - всегда сосуществуют и взаимодействуют различные цивилизации, тенденции, которые не только взаимодополняют, но и в чем-то и взаимоисключают друг друга. В этом плане современная цивилизация продолжает старую традицию. Качественно новое и основное отличие между двумя ведущими типами цивилизаций - капиталистической и социалистической - заключается в том, что первая является последней в истории, а вторая является первой ступенью подлинно общечеловеческой коммунистической цивилизации. Но независимо от желаний их субъектов, объективные взаимосвязи этих цивилизаций становятся более тесными, взаимовлияние более сильным, при сохранении в целом классовых различий.

Во второй главе - "Сущность социалистической цивилизации" - прослеживается судьба социалистической цивилизации как результата раздвоения единого - мировой цивилизации -на две противоположности, котор*е, находясь в борьбе, вынуждены добиваться укрепления взаимосвязи и единства. Здесь же(§ I) анализируются системообразующие признаки социалистической цивилизации как качественно новой ступени развития цивилизации. Социализм в этом аспекте представляет огромный научный

- 14 -

интерес для исследователя не только своими, ему присущими особенностями, но и тем, что делает его ведущей частью мировой цивилизации. Социалистическая цивилизация,диалектически отрицая капиталистическую, сохраняет ряд общих черт с ней. В дальнейшем, развиваясь, она приобретает новые черты, приводящие к тому, что цивилизованными становятся не только отдельные члены общества, но и большинство членов общества. Постепенно цивилизованность начинает становиться органической чертой советских ладей. Формируется новый тип личности, новый социалистический образ лизни. Складывается общество "сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения""'". Исходя из этого, социалистическая цивилизация в диссертации определяется как уровень общественного развития и материальной культуры, которая, опираясь на общественную собственность на средства производства, создает новые, более широкие, чем капиталистическая цивилизация, возможности для раскрытия сущностных сил человека.

Реализация этих возможностей однако происходит не автоматически, а зависит от ряда субъективных и объективных факторов, которые оказывают влияние на процесс формирования нового субъекта истории - носителя социалистической цивилизации.

Формирование нового субъекта истории - представляющего социалистическую цивилизацию - происходит в новых, неизвестных ранее условиях. Этот процесс тормозится наличием как субъективных, так и объективных факторов. К субъективным факторам относятся, например, ошибки, допущенные в процессе социалистического строительства, игнорирование ленинских идей о единстве социализма и демократии в годы культа личности и застоя. Эти и другие серьезные ошибки и даае преступления отрицательно сказались на оценке и распространении идей социализма в мире, они замедлили темпы социалистического строительства в нашей стране. К объективным трудно-"Г. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т39,о.17.

- 15 -

стям относятся гонка вооружений в мире и навязанная нам капиталистическими странами необходимость укреплять свою оборону, отрицательные экологические последствия научно-технической революции, поставившие ряд сложных вопросов не только перед капитализмом, но и перед всеми промышлан-но развитыми странами, в том числе и социалистическими. Реальные проблемы, порожденные современной научно-технической революцией,могут быть решены только совместными'усилиями всего человечества, мирным развитием мировой цивилизации вообще и социалистической цивилизации в особенности.

В решении глобальных проблем огромная роль принадлежит перестройке экономики и духовной сферы в нашей стране.

В.И.Ленин еще в работах 1922-23 гг. сформулировал принципиально новое положение в марксистском учении о переходном периоде от капитализма к социализму, показав значимость признания и использования товарно-денежных, рыночных отношений в качестве непременного экономического средства укрепления союза рабочего класса с крестьянством, развития социалистической экономики. С этим связана и мысль В.И.Ленина о том, что социа^зм есть строй цивилизованных кооператоров.

В диссертации отмечается, однако, что в процессе строительства социализма под влиянием различных факторов, произошла деформация ленинских принципиальных положений о социализме. Десятилетиями накапливались нерешенные социально-экономические проблемы, нарушался принцип социальной справедливости, имели место злоупотребления и хищения. Как было отмечено на ХШ1 съезде КПСС, в ряде мест и в частности в Узбекистане "получили распространение подхалимство, безудержное восхваление "старших по чину". Все это не могло не сказаться на делах. Резко ухудшилось полоаение в экономике и социальной сфере, получили распространение разного рода махинации, хищения, взяточничество, грубо нарушалась социалистическая за-

конность"*. В этих условиях проявились и элементы межнациональной напряженности.

В данном исследовании проведен анализ хода исправления всех этих ошибок и недостатков, начатого апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС.

При дальнейшем рассмотрении проблемы цивилизации нами особое внимание было обращено, во-первых, на анализ социально-экономических проблем того или иного региона; во-вторых, на исторические условия его развития; в-третьих, на учет традиций народа, его психологии (§2).

Мы показали, что интегральный подход к изучению социалистической цивилизации не только не исключает, но и предполагает рассмотрение всей совокупности социально-экономических, этнопсихологических, культурных факторов развития региона (например, Узбекистана) в контексте современной истории. При-• том важно выделить из всей совокупности причин ту, которая играет решающую роль в формировании нового субъекта цивилизации, становлении новых обществонных отношений. На нынешнем этапе развития советского общества вообще и среднеазиатского региона в особенности принципиальное значение приобретают меры, направленные на восстановление веры людей в социальную справедливость. Последнее связано с тем, что "в наиболее острой форме негативные процессы, обусловленные отсутствием критики и самокритики, проявились в Узбекистане. Бывшее руководство республики, оторвавшись от жизни, взяло за правило говорить только о достижениях, замалчивать недостатки, а любые критические суждения вызывали нервозную реакцию. В республиканской партийной организации ослабла дисциплина, в чести оказались лица, для которых единственным принципом стали беспринципность, собственное благополучие и карьеристские соображения"^. В этих условиях были запущены решения главных социально-экономических проблем республики. Отмеченные

1. Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986, с.81.

2. Там же, с.80-81.

процессы привели к несбалансированности экономических и технических ресурсов и трудового потенциала, низкому уровню механизации и автоматизации производства, не говоря уже о более глубоком использовании достижений научно-технического прогресса. Следствием всего этого явилась низкая производительность труда, особенно в сельском хозяйстве, и как следствие - низкая заработная плата грудящихся, тяжелое материальное положение трудящихся.

В подобной ситуации, присущее социалистической цивилизации взаимодополнение личных и общественных интересов, было нарушено. Образовалась "вилка" между общественными и личными интересами. В диссертации показано, как идет исправление всех этих деформаций, хотя говорить о полученных результатах еще рано.

Поскольку для анализа сущности социалистической цивилизации принципиальное значение имеет трактовка социалистического образа жизни, то диссертантом выявляются сущностные связи социалистической цивилизации и социалистического образа жизни, закономерности и решающие тенденции этогэ взаимодействия (§ 3)-.' Как важное звено в совершенствовании социалистического образа жизни анализируется статус быта в новых общественных отношениях.

Третья глава - "Быт в системе советского образа жизни" -начинается с рассмотрения различных подходов, к проблеме "образ жизни и быт" (§1). Актуализация теоретического и практического значения исследований, посвященных "образу жизни" связана с рядом причин. Главная из них - возрастание роли человеческого фактора в культурно-историческом процессе, особенно на этапе перестройки. В условиях ускоренного развития общества повышаются требования, предъявляемые обществом к личности. Как ответил М.С.Горбачев при закрытии XIX Всесоюзной конференции КПСС, "нам нужна не слепая вера в светлое будущее, а научный прогноз, опирающийся на глубокое и точное знание неисчерпаемых возможностей, заключенных в

- 18 -

человеке социалистического общества, его труде и творчестве"*. От человека, его отношения к труду, образа жизни зависит развитие экономики и культуры, ускорение научно-технического прогресса, развитие социалистической цивилизации. Анализ подходов представителей экономического, исторического, философского и социологического знания к выяснению содержания и роли "образа жизни" показывает комплексный, интегральный характер данной категории. Из всех категориальных характеристик "образа жизни" в диссертации анализируется его связь с категорией "быт", отражающей вполне реальное явление действительности. Взаимосвязь между этими категориями зависит от трактовки образа жизни. Мы рассматриваем его как совокупность форм жизнедеятельности, взятых в единстве с их материальными и общественными условиями. Быт как важная часть образа жизни неотрывен от заданных функционирующей общественно-экономической формацией условий. Образ жизни личности, в особенности такая его часть, как быт, детерминирован не только социально-экономическими и иными объективными условиями, но и зависит от личных качеств субъекта быта (совокупности его потребностей, интересов, способностей, ценностных установок, взглядов и т.д.). Поэтому исследования по "образу жизни" могут помочь разработать долгосрочные перспективы социально-экономического развития только тогда, когда выясняется место быта в нем, позволяющего учесть единство социального и индивидуального. Только такой подход поможет преодолеть укоренившийся стереотип "план любой ценой", "производство для производства". Знание реальных потребностей, мотивов поведения в сфере быта помогает понять более глубоко отношение к труду и социально-экономическую динамику общества. Именно через изучение таких, например, характеристик, как потребности различных социальных групп в пище, жилище, одежде, занятии спортом и др..исследователь поручает возможность

I. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - I июля 1988 г. М., 1988, с.154.

- 19 -

конкретизировать такие понятия, как "уровень жизни", "духовные потребности" и т.д., обогащая тем самым и содержание категории "быт" и "образ жизни". В диссертации показано принципиальное теоретическое и практическое значение для судеб социалистической цивилизации выполнение не только Продовольственной программы, но и таких проблем, как жилищная, к 2000 году, ибо нерешенность жилищной проблемы отрицательно сказывается и на самом производстве. Жилище, кроме всего прочего^ является необходимым пространством для восстановления физических, биологических и психологических сил человека-труженика. Благоустроенная квартира - важнейший компонент бытовых условий и как таковая оказывает существенное влияние на различные стороны образа жизни (трудовую деятельность, здоровье, взаимоотношения в коллективе, семье и т.д.). Человек, у которого.нот нормальных условий для отдыха, восстановления своих сил, годами стоящий в очереди на получение квартиры, теряет уверенность в существовании социальной справедливости, что в конечном счете может привести к снижению показателей в труде, ухудшению психологического климата в коллективе и т.д. В диссертации показано, что решение социальных проблем, укрепление материальных основ социалистического образа жизни играет важную роль в формировании нового человека.

Анализ статистических данных по Узбекистану дал возможность показать, что процесс формирования нового быта и образа жизни в среднеазиатском регионе происходил сложным и противоречивым путем, имел существенные недостатки и упущения. На основе учета взаимосвязи духовных основ быта и объективных условий для формирования социалистического образа жизни выявлена недостаточность числа учреждений культуры, малочисленность штатов клубных работников и т.д. Последнее - состояние и уровень культуры вообще и культуры быта в частности - не безразлично к тому, что происходит в обществе. Духовные ценности, способы освоения мира чело-

- 20 -

веком находятся в органическом единстве. Конкретный анализ привел к выводу, что особую важность приобретает расширение производства средств и предметов, необходимых для быта, досуга, духовного и физического развития личности.

Доказывая принципиальную значимость научных исследований быта в структуре образа жизни, диссертант критически анализирует существующие определения быта и содержания категории "быт" (§2). При этом выделены две трактовки категории быта - узкая и широкая. Отмечается, что в процессе формирования свойств личности значительную роль играет не только его деятельность в области производства материальных и духовных благ, но и непроизводственная сфера бытия. Сторонники широкой трактовки сущности быта опираются на анализ поведения человека на производстве и дома. По их мнению, быт детерминирован тремя важнейшими сторонами яизни: материалы! о-эко-номической, общественно-культурной и моральной . При этом если материально-экономический аспект характеризует формы и способы удовлетворения потребностей в питании, одежде, жилище и т.д., а общественно-культурная охватывает способы удовлетворения общественных и культурных запросов, то моральная характеризует специфику взаимоотношения между людьми в семье, на производстве, в процессе общественной деятельности. Существует и более узкое толкование быта, ограничивающее его сферой потребления материальных и духовных благ. В диссертации доказывается, что в общей абстрактно-философской форме трудно подвергнуть критике расширительную концепцию быта, такой подход методологически недостаточно эффективен, ибо не позволяет выделить специфику непрофессиональной, непроизводственной деятельности людей и, соответственно, изучить ее место в системе общественных отношений. Преимущество узкого толкования быта, как сферы удовлетворения потребностей людей вне их производственной деятельности, состоит в том, что оно позволяет исследовать его как специфическое общественное явление, прогнозировать

I. См. Анохина Л.А., Крупянская Ю.В., Шмелева М.Н. Быт и его преобразование в период построения социализма. -Советская этнография, 1965, Я 4, с.16.

- 21 -

эволюцию быта. Такой подход методологически эффективен не только том, что позволяет глубже изучить структуру быта, выделить его системообразующие признаки, но и воздействовать на процессы, происходящие в быту в нужном обществу направлении.

В связи с этим диссертантом высказываются предложения, направленные на развитие интернационалистского сознания, так как именно в быту наиболее часто проявляется национальная напряженность. Без такого подхода трудно преодолеть гетерогенность быта, изучить специфику вхождения исторического прошлого в культурное наследие. Для среднеазиатского региона этот аспект проблем имеет принципиальное значение, ибо здесь стойки реликты феодально-байских отношений, религиозных воззрений. Более того, в новых условиях под влиянием различных факторов по-новому возрождается интерес к ролигии.

Особую актуальность в сфере этого приобретает рассмотрение культуры быта и критика потребительского отношения к миру (§ 3). По мнению диссертанта, систематический анализ данной проблемы важен, ибо исследователи данного общественного явления зачастую оставляют в тени ее научное рассмотрение, с учетом этнопсихологических особенностей, культуры быта народов конкретного региона. Между тем, поскольку быт рассматривается как сфера внепроизводственной жизни людей с присущими им материальными условиями и формами жизнедеятельности, то несомненно правомерным является анализ культуры быта. При этом, как показано в диссертации, внепроизводственная деятельность людей не сводится к тиражированию, репродуцированию и потреблению созданного в процессе производства материальных и духовных благ. И хотя элемент репродуктивного здесь очевиден, но несомненно также наличие компонента преобразующего и творческого в битовой деятельности. В основе творчества лежит процесс создания ценностей, и если ценность трактовать с позиции конкретной пользы для общества, удовлетворения различных человеческих потребностей, результатов вне-

- 22 -

производственной деятельности людей, то ясно, что в любой сфере быта (материальной и духовной) они занимают важное место. Следовательно, культура быта определяется наличием элементов творчества во внепроизводственной сфере, в тех отношениях, которые складываются в быту, в различных формах жизнедеятельности, характерных для этой сферы. В диссертации доказывается, что культура определяется наличием элементов творчества во внепроизводственной сфере, в тех отношениях, которые складываются в быту, в различных формах жизнедеятельности, характерных для этой сферы. В диссертации раскрывается, что культура быта определяется теми реальными возможностями, которые предоставляет та или иная социальная система для совершенствования человеческой природы, более полного раскрытия человеческих сущностных сил. И потому по индивидуальному проявлению сущностных сил можно судить о том, насколько успешно функционирует быт, насколько высока культура быта. Исходя из этого, автор обсуждает такие принципиальные вопросы: как складывающиеся в быту отношения позволяют личности проявить себя; насколько условия быта, будучи источником удовлетворения потребностей, соответствуют современным требованиям, и др. При этом достижением общества, как отмечал В.И.Ленин, является то, что "вошло в культуру, в быт, в привычкиВсесторонний анализ этого комплекса проблем показывает, что в среднеазиатском регионе имеются несомненные достижения по сравнению с дореволюционным прошлым, но еще много и нерешенных вопросов, мешающих восстановлению жизненных сил тружеников, активному отдыху, формированию всесторонне развитой личности. Так, например, не везде жилищные условия удовлетворяют современным требованиям, особенно это относится к многодетным семьям. Не всегда хватает мест в больницах, квалифицированных медицинских кадров и др.

В процессе анализа указанных проблем обращается внимание на тот факт, что прогрессивные изменения в быту происходят

Г. Ленин В.И. Полн.сббр.соч., т.45, с.390.

- 23 -

медленнее, чем на производстве. Интенсивность таких изменений, как показано в диссертации, зависит не только от объективных условий, но также от традиций, обычаев, нравов, образа жизни. Люди зачастую некритически относятся к опыту других народов, достижениям техники, воспринимая или отвергая предлагаемые изменения в быту в зависимости от того, насколько они совместимы с прошлым опытом, религиозными установками. Здесь сказывается консервативность быта, приверженность к привычному. Результатом этого является довольно сильное влияние реакционных традиций прошлого на сознание значительной части людей.

В диссертации особое внимание в процессе анализа негативных явлений, в том числе и в Узбекистана, обращается на состояние борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией. '.Но :это . пока еще не стало ванным участком борьбы за формирование новой личности. В связи с этим раскрываются психологические корни подобных негативных явлений, отмечается обусловленность их.проявления также недостатками в организации быта, досуга, активного отдыха. Показывается, что без рациональной организации использования свободного времени, продуманного вовлечения людей вне производства в интересующую их форму жизнедеятельности трудно олидать долговременных успехов в борьбе против пьянства, алкоголизма и наркомании.

Анализ процессов, происходящих в среднеазиатском регионе, показывает, что несмотря на положительные изменения в культуре быта в советском обществе за 70 лот, в том числе и в республике, в застойный период и в этой области допущены существенные ошибки. Социально-экономические упущения сказались и в способа организации быта, в поведении, ценностных ориентациях, характере взаимоотношений людей. Некоторые бывшие руководители сознательно не решали бытовые проблемы, чтобы сохранить зависимость людей от себя, закрывали глаза на плохое медицинское обслуживание, нехватку жилья и т.д. Отсутствие действенного контроля, гласности и демократии при-

- 24 -

водило в ряде случаев к вседозволенности. Деформированными оказались институты социалистической законности, ряд руководителей не устояли перед соблазном обогащения с помощью взяток, коррупции, что нашло отражение и в быту, и в образе жизни. Результатом этого явилась, в частности, "адыловщина", которая стала возможной только при поддержке Ш.Рапшдова. В таких условиях среди части руководителей получило распространение безразличие к судьбе народа, карьеризм, чинопочитание. Подобная ситуация порождала не только социальную апатию, но и неверие людей в справедливость. Слова о дружбе народов, социальной справедливости, интернационализме и т.д. оказывались в отрыве от конкретных дел, зачастую не имели социально-экономического обоснования. Культура межнациональных отношений оказалась запущенной. В идеологической и политико-воспитательной работе не учитывался полиэтнический, многонациональный характер ряда республик среднеазиатского региона.

В диссертации автор делает попытку раскрыть общие причины допущенных ошибок. В частности, отмечается, что генеалогия дефо_$1аций социалистических отношений уходит дальше, чем период застоями не ограничивается Узбекистаном. Просчеты имели место не только в среднеазиатском регионе, что свидетельствует о наличии общих корней для подобных явлений. Региональные условия лишь придавали своеобразный характер этим явлениям, уменьшая или увеличивая масштабы проявлений деформаций социально-исторических отношений. Так, только здесь они приняли патриархально-феодальную форму.

В республике уже анализируются первые шаги по ликвидации ошибок. "В процессе самооздоровления республике пришлось поменять две трети всей номенклатуры руководящих работников, расчищать завалы. Произошла ощутимая встряска - не все отстоялось. К сожалению, борьба за новое не оказалась приоритетной перед борьбой со старым. Во всем происшедшем виновата определенная группа должностных лиц"*. Партийное и государ-

I. Нишанов Р.Н, По пути преодоления. - Известия, 1988, 22 апреля.

- 25 -

ственное ¡уководство республики проводит работу по преодолению допущенных ошибок, устранению их причин. Однако следует считаться с реальными трудностями в процессе решения этой задачи, учесть, что наследия десятилетий застоя и периода культа личности не могут быть изжиты так быстро, как хотелось бы. Особенно трудно восстановить веру народа в социальную справедливость, изменить его психологию. Тем более, что социально-экономические причины, питавшие эти события, далеко не полностью стали достоянием истории. Старые стереотипы, выработанные в прежние годы, не могут быть разрушены чисто директивно. Освобождение от придавленности значительной части народа требует не только усилий, но и времени.

ЕМесте с тем, в диссертации показывается, что несмотря на трудности, поставленная ХХУП съездом КПСС задача революционного обновления советского общества значительно медленнее, чем этого требует аизнъ, решается и в Узбекистане. Особое внимание уделяется решению принципиально важных социально-экономических задач, что создает и необходимые условия для повышения уровня культуры досуга, преодоления застойных явлений в области быта.

Мы подвергли научному анализу актуальные теоретические разработки и провели собственные исследования по вопросам культуры человеческой жизнедеятельности вне процесса производства с тем, чтобы сделать необходимые выводы для преодоления психологических преград на пути обновления общества.

В связи с этим мы исследовали взаимозависимость культуры быта и формирование т.н. потребительской психологии, а также подвергли критике ее проявления и носителей. Особое внимание обращено на причины живучести психологии "цивилизованных мещан". Известно, что жизненное кредо подобных людей состоит в том, чтобы при минимуме усилий получить максимум всего от общества - личную собственность, сделать карьеру, получить власть. Абсолютизация материальной стороны быта - характерная черта подобного видения мира. История

- 26 -

показывает, что избыток (сверх необходимых разумных потребностей) вещей, одежды, мебели и вообще всех атрибутов личной собственности замыкает в этой сфере интересы личности, что, в конечном счете, как правило, ведет к ее деградации. Приобретение вещей становится самоцелью. Деформируется психология личности, отношение к людям и духовным ценностям. К сожалению, подобное поведение в быту характерно для многих и далеко еще не преодолено. В нашей работе подвергаются критике недооценка этих явлений, а также утверждения тех авторов, которые считают, что в среднеазиатских республиках, в частности в Казахстане, "было покончено с такими чертами старого быта, как индивидуализм, эгоизм, несправедливость" и утверждались нормы поведения, "основанные на уважении, товарищеской взаимопомощи, нетерпимости к проявлениям мещанства"'''. Необоснованность подобных оптимистических утверждений, получивших значительное распространение в литературе застойного периода, доказала практика. Решение этой задачи оказалось более сложным, трудным и противоречивым* Анализируя основания подобных явлений, диссертант показывает, что феномен накопительства, потребительской психологии, замалчивание недостатков имеют субъективные и объективные причины. Их анализ, проведенный в этом параграфе, показывает, что, если в условиях антагонистических общественных отношений господство частной собственности на средства производства порождает иллюзию ее всевластия и единственности такой формы собственности, то при социализме мещанская психология опирается на реальные трудности общественного развития, оправдывая себя (еще встречающимся) личностным неравенством, существующими проявлениями социальной несправедливости. Значительное влияние на распространение потребительской психологии оказали ошибки, допущенные в нашем обществе со стороны ряда видных хозяйственных и партийных

I. Танкаев С.Д. Формирование и развитие быта социалистических наций. Авторе®, на соиск. уч.степени докт.филос. наук. М., 1933, с.19.

руководителей.

Вместе с тем в диссертации показано, что суть проблемы не в том, иметь или не иметь та или иные ценности, а в том, какое место занимает обладание вещами среди других целей, не мешает ли стремление к обладанию вещами, развитию духовной культуры личности. Потребительский характер мещанской психологии поэтому состоит не только и не столько в обладании теми или иными материальными или духовными ценностями, сколько в том, что в системе потребительской психологии желание иметь определенные, чаще всего "престижные" ценности, становится самоцелью, противопоставляя, разъединяя и обособляя людей. Мы доказываем, опираясь на партийные и законодательные документы, что вещи и любые другие ценности, полученные в результате трудовой деятельности людей, могут находиться в их распоряжении, но в социалистическом обществе они должны способствовать совершенствован™ людей, росту их культуры, участию в создании духовного богатства общества. Именно гипертрофированные потребительские интересы, отсутствие значительных общественных целей ведут к деформации личности, к жизни по принципу "ты - мне, а я - тебе". Подобные личности, оценивая все происходящее вокруг их непосредственной полезностью для них, по существу становятся рабами вещей, карьеры, как источников дальнейшего обогащения. Для человека, исходящего из установок мещанской психологии, вещи не столько вещи в их привычно-функциональном смысле, сколько ценности, выступающие сет,®олом благополучия, неограниченных возможностей в глазах таких же, как и он.

Потребительская психология, как показано в этом параграфе, отрицательно сказывабтся на культуре быта, поскольку под влиянием целевых установок их носителей, быт становится все более консервативным и узким. В подобной ситуации неразвитые духовные потребности превращают быт в малоподвижную и закрытую систему, деформируя все связи, соединяющую быт с другими формами жизнедеятельноета. Это является

- 28 -

естественным следствием нарушения внутренних и внешних связей, обеспечивающих целостность быта как системы. В процессе формирования "потребительского видения мира" постепенно деятельность человека вне производства - посещение спектаклей, концертов, дружеские общения, домашний уют и т.д. -оцениваются и строятся с позиций прагматизма. В конечном счете это сказывается на психологии личности, деформируя шкалу его ценностных установок. И подобно тому, как в антагонистических социальных организмах коммуникативные связи личности в быту во многом зависят от классовой или профессиональной принадлежности, гак и в мещанской среде связи людей в основном предопределены их возможной полезностью.

Столь значительное внимание анализу взаимосвязи быта и потребительской психологии связано с тем распространением, которое получили подобные жизненные установки в предшествующе 15-20 лет в Узбекистане. Начавшаяся перестройка в обществе, приведя в соответствие теорию и практику, слова и дела, поможет ликвидировать тот разрыв, который в определенной форме имел место в социалистическом обществе. Быт должен стать более динамичным, открытым и разнообразным, что окажет благотворное влияние и на все другие сферы жизнедеятельности людей.

В четвертой главе - "Формирование нового быта и цивилизованного социалистического общества" - на основе материалов ГОЛ съезда и XIX Всесоюзной конференции КПСС рассматривается круг проблем, связанных с приданием социализму нового цивилизованного облика. В наши дни впервые, опираясь на ленинские идеи,социализм реально на практике соединяется с демократическими принципами в полном объема, что придает новый импульс дальнейшему формированию социалистической цивилизации.

В связи с этим исследуются особенности постановки проблемы цивилизации на ХХУП съезде и XIX Всесоюзной конференции КПСС, рассмотревших сложившуюся в мире ситуацию с уча-

- 29 -

том влияния глобальных проблем современности на ход ее развития (§ I). Отмечается значительное обогащение данного понятия под влиянием достижений научно-технического прогресса вообще и его воплощения в области военной техники в особенности. Историческая трансформация содержания понятия "цивилизация" носит категориальный характер и приводит к идее целостности мировой цивилизации и диалектической взаимозависимости существующих типов цивилизации. Сегодня при анализе данной проблемы акцент делается не на различиях, существующих в обществе между капиталистическим и социалистическим типами цивилизации,а .на том, способно ли человеческое общество справиться с угрозой термоядерного и экологического самоуничтожения и выжить как род. Настоятельной становится необходимость "конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты... Такое взаимодействие нутао, чтоб предотвратить ядерную катастрофу, чтобы смогла выжить цивилизация"-'-.

Таким образом, впервые в истории человечества его существование полностью зависит от взаимоотношения двух принципиально различных типов цивилизации. На данном уровне развития человечества возникла необходимость осознания целостности мировой цивилизации, как бы возвращения, но на новом, более высоком уровне, к идее единой в определенных параметрах цивилизации. Дилемма - мир или всеобщая гибель всей мировой цивилизации - новая для человечества. Другая проблема, актуализирующая вопрос о будущем человечества,-экологическая проблема. Экологическая проблема по-разному встает перед различными странами и цивилизациями, но ее решение может быть найдено отдельными странами, ибо природа земного шара едина. Поэтому экологическая проблема по своему существу интернациональна и требует совместных усилий со стороны всех стран и в первую очередь промышленно

I. ХХУП съезд Коммунистической партии Советского Союза.

Стенографический отчет. Т.1. И., 1986, с.41.

- 30 -

развитых. От успешного решения этих в первую очередь двух проблем зависит будущее человека и человечества. Поскольку цивилизация как целостная система характеризуется многими важными признаками, в диссертации рассмотрена диалектика их взаимодействия. Показано, что происходящий в обществе процесс систематического обновления, приводит к тому, что начинают оказывать влияние не только решающие, но и даже второстепенные признаки. Изучение взаимодействия различных структурных элементов позволяет вычленить условия, обеспечивающие выживание человека. Именно человек, его жизнь необходимы для существования и развития цивилизации. Исходя из этого жизнь человека рассматривается в материалах ХХУП съезда и XIX Всесоюзной конференции КПСС как абсолютная ценность. Такая стратегическая линия в оценке человека и современной цивилизации дает возможность по-новому понять и оценить прошлое и настоящее общества, найти сущностные характеристики цивилизации как социального явления.

Научно-техническая революция вторгается в быт людей, оказывает влияние на их мораль, взаимоотношения, образ жизни (§2). Под воздействием достижений науки и ее технологического воплощения меняются традиции, обычаи, создаются новые ценности в области человеческих взаимоотношений. Естественно в этих условиях сама научно-техническая революция как социальное явление стала объектом пристального внимания со стороны философов, науковедов, социологов и представителей технического знания. Диссертант, обсуждая эти проблемы, в контексте анализируемых им вопросов, а именно взаимосвязи социалистической цивилизации и быта, показывает, что правы те авторы, которые, решая проблему взаимоотношения "научно-технического прогресса" и"научно-технической революции", приходят к выводу о том, что "научно-техническая революция" - это момент, кульминация научно-технического прогресса. В условиях научно-технической революции не только интенсифицируется производство материальных благ, но и более быстры-

- 31 -

ми темпами происходит создание новых духовных ценностей, в результате взаимодействия людей с компьютерами, электроникой и другими материализованными достижениями науки, техники и технологии.

На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что важнейшими из них являются ЭЕМ, особенно новых поколений, играющих все более возрастающую роль в процессе производства, в передаче и переработке инфорлации.

В связи с этим особое теоретическое и практическое значение приобретает исследование проблем развития культуры вообще и в частности проблема взаимодействия национальных культур в условиях научно-технической революции в нашей стране, происходящей в период перестройки, демократизации и гласности.

В диссертации рассмотрены эти вопроси, а такта кгсащтася в научной литературе высказывания и предложения о путях решения проблемы соотношения интернационального и национального в условиях НТР. Ми, проанализировав эти материалы, а также изучив существующий опыт практической работы по решению этих проблем, обратили особое внимание на внепроизвод-ственную деятельность, на быт. Исходя из этого, в диссертации исследуется специфика отражения внепроизводственной формы аизнедеягельности в национальной культуре быта (§3) трудящихся Средней Азии (особенно Узбекистана).

По словам В.И.Ленина, в Средней Азии до Октябрьской социалистической революции царила "патриархальщина", полудикость и самая настоящая дикость"*. Мевду тем, при патриарг хально-феодальном способе производства "каядая отдельная крестьянская семья почти что все довлеет сама себз, производит непосредственно большую часть того,'что-она потребляет, приобретая таким образом свои сродства к зизни более, в обмене с природой, чем в отношениях с. обществом"^.

1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.43, с.228.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.207.

- 32 -

Анализируя фактический материал, относящийся к теи$ исследования, мы исходили из целостной марксистско-ленинской теории исторического процесса, учитывали и вышеприведенные высказывания, ибо они помогают в объяснении проблем, стоящих и сегодня в области культуры вообще и культуры быта, в особенности, в этом регионе. Октябрьская революция, преобразовавшая радикальным образом производственные отношения, стала катализатором изменений всех форм жизнедеятельности людей, однако,и на это обращается особое внимание в диссертационном исследовании, освещенный многовековыми традициями архаический уклад повседневной жизни, национальная обособленность, большой процент верующих и низкий уровень образования не могли быть искоренены за относительно небольшой исторический срок. Исследователь из Узбекистана А.Чамкин имел некоторые основания считать, что "процесс преодоления психологии, ориентированной на групповое поведение в общине (позднее в колхозе и совхозе), в Средней Азии еще не перешел своей грани. Такой взгляд человека на свое место в обществе, при котором индивидуальное "я" не обособилось, самосознание не сформировалось, все еще во многих отношениях определяет в регионе социальное поведение личности"*. Привода нная цитата несомненно содержит элемент истины в характеристике взаимоотношения тружеников отдаленных кишлаков,у которых процесс самосознания в рамках новых общественных отношений происходит медленнее, но такую оценку, на наш взгляд, нельзя распространять на все население региона.

Анализ сложных и противоречивых процессов, происходящих не только в производстве, но и в быту, показывает, что преемственность, будучи объективной закономерностью развития любых реально протекающих процессов, по-разному проявляется в различных регионах страны, особенно когда речь идет о такой специфической форме жизнедеятельности, как быт. Показано, что в регионах, которые исторически миновали капи-

I. Чамкин А. Трудные вопросы региона. - Коммунист, 1988,

Й % с.104.

- 33 -

талистическую форму развития,.наиболее сложно происходит развитие тех форм жизнедеятельности, которые непосредственно не связаны с производством. Дореволюционный быт, замкнутый для других- и окутанный феодально-байскими и религиозными предписаниями, долгое время оставался малоподвижным

и консервативным. Однако изменения и в этой сфере были неизбежными, в том числе хотя и с трудом идет интернационализация быта. Борьба между этими двумя тенденциями имеет место до сих пор. Интернационалистское сознание пробивает себе путь не только в городе, не только в крупных рабочих коллективах, но и в кишлаках, в быту. Новый интернационалистский тип личности создается на более широкой основе, чем националистское сознание, ибо в конечном итоге воспитывается на достижениях всей мировой культуры. В диссертации показано, что сознательное культивирование интернационалистских традиций только тогда может быть успешным, когда такое воспитание опирается на лучшие достижения национальной культуры. Последнее применимо и к культуре быта. Современная культура быта- результат взаимодействия национальных и интернациональных черт поведения советских людей.

Нами проведен анализ процесса взаимодействия национального и интернационального в культуре быта с учетом социально-психологических характеристик народов, имеющих, с одной стороны, вековые культурные традиции, а с другой, в силу исторических обстоятельств, начавших строить социализм, минуя капиталистическую стадию развития. Мы показываем, что с момента победы социалистической революции, несмотря на все ошибки и трудности, интернационалистское сознание постепенно, значительно медленнее, чем это требует общественное развитие, становится доминирующим. При этом выявлены факторы, которые мешают этому процессу и способствуют сохранению психологии национализма. Таковы традиционная замкнутость семейной жизни на Востоке, высокий авторитет людей преклонного возраста, упущения в области атеистической пропаганды,

- 34 -

встречающееся до сих пор фактическое неравноправие женщин и мужчин и т.д. Сложность борьбы с консерватизмом быта, как показано в диссертации, связана со множеством объективных и субъективных факторов. Во-первых, многие причины, сдерживающие интернационализацию быта, своими корнями уходят в глубь веков, они освещены историей и имеют реальное основание. Таково, например, распространенное на Востоке, чрезвычайно высокое уважение к старшим. . _ ... * _ -

Само по себе подобное отношение к людям преклонного возраста не только оправдано и имеет основания, но и достойно подражания. Такой обычай возник не случайно, поскольку люди старшего поколения являются носителями народного опыта, имеют заслуги пере* Родиной и т.д. и т.п. Поэтому отрицательным является не уважение в старший само по себе, но в иных случая: использование этой традиции в реакционных целях, когда авторитет старшего поколения привлекается для поддержания остатков религиозности, семейной замкнутости и т.д. В застойные годы борьба с подобными явлениями стала во многом абстрактно-теоретической , ибо в этих условиях не выяснялись причины сохранения и даже роста религиозности в Узбекистане, мало делалось для практического преодоления отрицательного прошлого в быту и в сеыейно-бытовых отношениях. '

В исследовании показывается, что интернационализация не означает игнорирование национального. Интернациональное преломляется через национальное, становится национальный, которое, в свою очередь, интернационализируется, обогащая культуру других наций. При этом национальное, приобретая черты интернационального, обогащается, меняется само, но сохраняется как национальная культура. Этот процесс происходит в среднеазиатских республиках. Сотрудничество, взаимопомощь, коллективизм различных наций в решении крупных народнохозяйственных проблей влияют на быт. Во-первых, совместный производительный труд людей различных национальностей находит отражение в их мировоззрении, поведении, в быту. Во-вторых, из-

- 35 -

менвнив социального облика субъекта быта приводило н глубоким изменениям в самой внепроизводственной форме жизнедеятельности. Совместный труд различии наций в условиях социализма изменяет быт этих наций. Становится все больше интернационалистических черт в жизни и деятельности трудящихся. Однако, как подчеркнуто в диссертации, преувеличение в отдельных исследованиях состояния интернационализации быта и критика в них исследований быта, где как бы переоценивается роль замкнутости, должна быть диалектичной, ибо она не должна приводить к другой крайности, а именно - к игнорированию национальных черт быта.

Жизнь в быту должна носить такой жа творческий характер, как и на производстве, а возможно в чем-то и более творческой. Быт в принципе содержит в себе потенциально много неожиданного, непредсказуемого и личностяо-индивидуального. На наш взгляд, ошибочны попытки полной, командно-бюрократи-чоской регламентации поведения людей в быту, преувеличение или недооценка традиций, нарушение диалектики традиций и новаторства в культуре быта. Традиции как передача определенных навыков, опыта, наследование материальных в духовных ценностей, естественно касаются и определенных сторон внепроизводственной сферы жизнедеятельности людей. Революционные изменения, резко меняющие базис и надстройку общества, меньше затрагивают его быт. Однако принципиальные изменения в решающих сферах - материальной и духовной - создают необходимые условия и для преобразования быта. Вот почему встает вопрос не только о традициях в быту, но и новаторства. Последний требовал решения такой сложной проблемы, как выяснение того, что в быту народов Средней Азии соответствовало новым социалистическим производственным отношениям, что мешает ш нормально функционировать. Начался процесс постепенного выяснения роли общественного статуса различных обрядов, навыков, традиций. Необходимо было изучать социальную окрашенность этих навыков, обрядов, тради-

- 36 -

ций, чтобы знать, в каком направлении надо было переделать быт. В диссертации анализируются субъективные и объективные причины, мешавшие преобразованию архаичного уклада семейных отношений, преодолению реликтов феодализма. Ш стремились показать сложность и многоплановость быта, разнообразие форм его функционирования, определенную относительную независимость быта от производства. Мы специально подчеркиваем, что независимость быта от производства относительна, это имеет большое практическое значение, ибо кратковременные успехи определенной части хозяйственных руководителей, которые, не обращая внимания на быт, стараются выполнить план любым образом, в конечном счете делает эти успехи преходящими, временными, что ведет к отрицательным, для производства и людей, результатам. Исходя из отмеченной взаимозависимости быта и производства, диссертант раскрывает принципиальное значение курса КПСС и Советского правительства на ускорение социально-экономического развития страны, решения проблем сферы обслуживания и быта.

В заключении приводятся главные идейно-теоретические и научно-практические выводы данного исследования, излагаются предложения, направленные на формирование социалистической цивилизации, решение социально-экономических проблем быта.

Основное содержание исследования отражено в следующих работах соискателя:

1. Социалистическая цивилизация и быт. Ташкент: Узбекистан, 1987. - 10 п.л.

2. Основы научного атеизма (в соавторстве). Учебное пособие по научному атеизму для средних специальных учебных заведений (на узб.яз.). Ташкент: Укитувчи, 1984. - 15 п.л. (автору принадлежит 2 п.л.).

3. Роль духовной культуры в атеистическом воспитании (на узб.яз.). Ташкент: Узбекистан, 1973. - I п.л.

4. Создание политических и экономических основ для подрыва социальных корней религии в Узбекистане // Труды Са-