автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ершова, И.А.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ершова, И.А.

Введение.3-8

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.9

§ I. Гносеологический и социологический аспекты анализа общественных явлений. . 9

§ 2. Материальные и идеологические отношения и основания их выделения.42

Глава П. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ

И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.83

§ I. Материальные и идеологические отношения как основа и обоснованное.83

§ 2. Специфика материальных и идеологических отношений в развитом социалистическом обществе 105

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Ершова, И.А.

Актуальность теш исследования. Совершенствование развитого социализма требует изучения закономерностей становления, функционирования и развития материальных и идеологических отношений, их субординации и координации. Выработанные классиками марксизма-ленинизма понятия материальных и идеологических отношений имеют важное теоретико-методологическое и мировоззренческое значение. Совместно с 'категориями общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки они раскрывают сущность материалистического понимания истории, позволяют выявить содержание и взаимосвязь первичного и вторичного уровней общественной жизни, исследовать диалектику детерминации в социальных процессах.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что разработка научной методологии вызывается потребностями практики и должна способствовать преобразованию общества, "необходам решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом. Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффективным помощником партии и т всего народа в решении этих задач". Возрастание роли субъективного фактора в современных условиях, углубление и усложнение взаимного влияния материальных и идеологических отношений, рост сознательности широких масс трудящихся - все это актуализирует необходимость уточнения и конкретизации таких ключевых категорий исторического материализма, как "материальные" и "идеологические общественные отношения". В социалистическом обществе качественно изменяется характер их взаимосвязи, так как в отличие от предшест

I Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.6 вовавших формаций они в значительной степени способствуют взаимному развитию, "подкрепляют" друг друга. Неслучайно в партийных документах подчеркивается необходимость как экономического обеспечения идеологии, так и идеологического обеспечения социально-экономического развития.

Актуальность проблемы связана и с задачами научно обоснованной и наступательной 1фитики буржуазной "поведенческой социологии", доктрины "человеческих отношений" и других теорий, которые психологизируют общественные отношения, ставят их в зависимость от сознания индивидов, "затушевывают" их классовый характер.

Буржуазные идеологи сводят содержание общественных отношений к межличностным связям; причины антагонизмов, присущи буржуазному обществу, они видят не в социально-экономическом и классовом неравенстве, а ставят их в зависимость от эмоционального склада, целевых установок индивидов. Поэтому разрешение социальных противоречий сводится к выработке общих правил поведения, развитию контактов между предпринимателем и работником. Такому субъективистски-идеалистическому пониманию природы общественных отношений необходимо противопоставить подлинно научный анализ, защищающий и развивающий приоритет материалистического понимания истории.

Степень разработанности проблемы. Проблема оснований выделения и взаимосвязи материальных и идеологических отношений привлекает внимание советских и зарубежных философов, экономистов, историков. Общеметодологический анализ, позволяющий дифференцировать общественные отношения на первичные и вторичные, нашел отражение в работах Г.С.Арефьевой, Ю.П.Андреева, Л.П.Буевой, В.С.Барулина, П.Гин-дева, Г.Е.Глезермана, В.А.Демичева, А,В.Дроздова, Л.Ф.Ильичева, М.С.Кагана, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, Г.М.Коростелева, В.Ф.Кузьмина, О.В.Лармина, М.К.Мамардашвили, Ю.Г.Манышева, К.Р.Мегрелидзе,

Г.В.Мокроносова, К.Х.Мощщяна, К.Н.Любутина, Ю.К.Плетникова, М.Н.Перфильева, П.А.Рачкова, А.К.Уледова.

Целый ряд публикаций посвящен структурному анализу общества. В них общественные отношения соотносятся с базисом и надстройкой, специфика содержания которых, в свою очередь, связана с включением в них материальных и идеологических отношений (А.И.Вербин, Ю.Е. Еремин, И.И.Конник, Я.А.Кронрод, В.Левин, В.П.Приписнов, В.П.Ро-жин). В работах на эту тему философы и экономисты исследуют взаимодействие экономики и политики, влияние государства и права на производственные отношения социалистического общества (Л.И.Абалкин, А.К.Белых, И.Г.Бунич, Ф.М.Бурлацкий, А.П.Бутенко, А.М.Еремин, П.Игнатовский, М.В.Лашина, Ю.В.Качановский, Р.И.Косолапов, А.К. Покрытан, В.И.Разин, С.В.Рогачев, В.н.Черковец, А.С.Ципко).

Заметно возрасло число публикаций, анализирующих стихийное и сознательное в общественном развитии (А.Н.Бугреев, Б.А.Воронович, И.И.Камынин, Р.И.Косолапов, З.М.Каримова).

Особую группу составляют работы, посвященные изучению роли общественного сознания в генезисе и функционировании материальных и идеологических отношений (Ю.Д.Воробей, Б.А.Грушин, В.Д.Попов, Э.Х.Степанян, В.И.Толстых, В.П.Фофанов, Б.А.Чагин), соотношению общественного бытия и общественного сознания (А.С.Айзикович, С.С. Гольдентрихт, В.С.Грехнев, В.П.Тугаринов).

Вместе с тем, в исследовании поставленной проблемы имеются свои трудности и нерешенные вопросы. Существуют, например, разногласия по поводу оснований выделения и структурирования общественных отношений, нет единого мнения о специфике формирования материальных и идеологических отношений коммунистической формации.

Теоретическая и практическая значимость этих проблем определили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.

Цель работы: философско-социологический анализ специфики материальных и идеологических отношений и их взаимосвязи в процессе функционирования и развития.

Основные задачи исследования:

1. Определить основания выделения материальных и идеологических отношений, используя гносеологический и социологический аспекты анализа.

2. Рассмотреть взаимосвязь материальных и идеологических отношений на базе общефилософских категорий "основа - обоснованное".

3. Исследовать специфику взаимосвязи материальных и идеологических отношений в социалистическом обществе.

Методологической основой исследования являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, Б.И.Ленина, в которых разрабатывалось материалистическое понимание истории; партийные и государственные документы. Б диссертации используются труды советских и зарубежных философов, экономистов, историков, а также материалы периодической печати.

Научная новизна исследования. Б работе дан философско-социоло-гический анализ оснований выделения материальных и идеологических отношений, их взаимосвязи. Выявлена роль субъективного фактора, прежде всего общественного сознания, в совершенствовании человеческой деятельности и общественных отношений. В соответствии с этим по-новому решен ряд вопросов: в контексте материалистического понимания истории проведен категориальный анализ, то есть раскрыта специфика взаимосвязи материальных и идеологических отношений и их роль в общественном развитии; конкретизированы эвристические возможности гносеологического и социологического анализа тех оснований, по которым выделены матермальные и идеологические отношения; материальные и идеологические отношения рассмотрены как иерархические образования; их субординация и координация исследованы с использованием общефилософского понятийного инструментария и, в частности, дихотомии "основа - обоснованное", что позволило выявить и объяснить первичные (определяющие) и вторичные (определяемые) виды общественных отношений; материальные отношения связаны с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности в производстве средств к хсизни и воспроизводстве человеческого рода; идеологические отношения связаны с социально-практической деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей в организации общественной лизни, созданием условий для осуществления материального производства; механизм возникновения и дальнейшего развития материальных и идеологических отношений исследован в рамках диалектики стихийного и сознательного; данный подход позволяет выявить их зависимость от уровней общественного сознания и активного воздействия субъектов историче ского творче ства.

Научно-практическая значимость работы обусловлена потребностями развитого социализма в сознательном, научно обоснованном регулировании общественными процессами. Выводы и рекомендации диссертации имеют значение для выработки оптимальных путей и средств воздействия на материальные и идеологические общественные отношения.

Анализ закономерностей возникновения материальных и идеологических отношений способствует осмыслению генезиса человеческого общества, изучению специфики, соотношения и взаимного влияния различных конкретно-исторических типов материальных и идеологических отношений, более точному пониманию коренного изменения всей системы общественных отношений при переходе от капитализма к социализму.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для уточнения содержания ряда философско-социо-логических категорий ("материальные отношения", "идеологические отношения", "общественное бытие", "надстройка"); при чтении соответствующих разделов курса исторического материализма и спецкурсов по проблемам деятельности и общественных отношений; в пропагандистской практике.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в семи публикациях. Материалы диссертации легли в основу выступлений автора на областной научно-практической конференции "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" (Свердловск, 1981), на У1 Уральской школе молодых ученых "ХХУТ съезд КПСС и задачи нравственного воспитания в системе формирования нового человека" (Свердловск, 1981), на областной научно-практической конференции "Становление и совершенствование социалистических общественных отношений" (Свердловск, 1982), на республиканской научной конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУТ съезда КПСС" (Свердловск, 1982), на УТ Уральских социологических чтениях "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" (Пермь, 1982), на 1У Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУТ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской фило^-софии" (Москва, 1984).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Работа изложена на 137 страницах машинописного текста. Библиография содержит 231 наименование.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимосвязь материальных и идеологических общественных отношений (философско-социологический анализ)"

Заключение

Предпринятая попытка анализа соотношения фундаментальных понятий социально-философской теории марксизма, таких как общественное бытие и общественное сознание, базис и надстройка с понятиями материальных и идеологических отношений направлена (не претендуя, безусловно, на окончательное решение) на установление их внутренней содержательной связи как теоретической системы. Значение этой системы, по нашему мнению, в том, что она выступает ядром материалистического понимания истории. Поэтому самостоятельной задачей является логически непротиворечивое изложение диалектики этих понятий.

Возрастание роли субъективного фактора в истории сказывается и на взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки, материальных и идеологических отношений. Углубление их взаимного влияния свидетельствует о необходимости раскрытия не только их субординации, но и координации, активного обратного воздействия вторичных факторов общественного развития на первичные, определяющие.

Следует особо подчеркнуть значение философско-социологичес-кого подхода для анализа реальной диалектики исторического процесса. Единство гносеологического и социологического аспектов позволяет, с одной стороны, выделить основополагающее и производное в общественной жизни. С другой стороны, исследовать ее целостно, с учетом взаимосвязи объективных и субъективных, материальных и идеальных сторон. В этом плане плодотворным, на наш взгляд, является использование таких общефилософских категорий как "основа" и "обоснованное", "сущность" и "явление".

- 135

Мы постарались показать, что неверное, на наш взгляд, применение известного высказывания В.И.Ленина приводит к неоправданному противопоставлению разнопорядковых общественных отношений, к воспроизводству в новой форме "гносеологической робинзонады", закономерно служащей предпосылкой и "просветительского" отношения к разрешению противоречий общественного развития.

Между тем, К.Маркс писал в "Тезисах о Фейербахе": "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменившегося воспитания,- это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как . революционная практика"

Эта мысль выражает пафос и основную идею нашего исследования, стремившегося показать единство материально-производственной и социально-практической деятельности, материальных и идеологических общественных отношений, взаимообусловливающих друг друга. В рамках этого единства определяющая роль принадлежит материально-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей в производстве средств к жизни и воспроизводстве человеческого рода. В то же время она существует только в единстве с социально-практической деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей в организации общественной жизни, создание условий для осуществления материального производства.

Имманентность сознания любому виду человеческой деятельно

- 136 сти и, соответственно, общественных отношений заставляет уточнить саму формулировку о прохождении или непрохождении общественных отношений через сознание. Помня о том, что общественные отношения есть взаимообусловленность деятельности социальных субъектов (а последними всегда выступают общности людей), наделенных сознанием, представляется возможным, перефразируя известное высказывание К.Маркса о капитале, охарактеризовать генезис общественных отношений следующим образом: общественные отношения складываются независимо от воли и сознания людей - общественные отношения складываются при участии воли и сознания людей. Данная позиция позволяет выявить объективный, закономерный характер как материальных, так и идеологических общественных отношений.

Понимание общественного сознания как внутреннего момента функционирования всей системы общественных отношений позволяет дать научный анализ детерминационных связей между различными видами общественных отношений в зависимости от специфики цели, средства и результата деятельности людей, показать различный характер функционирования сознания в них, в том числе и особую роль теоретически систематизированного его уровня.

Высокий уровень системности социалистического общества заставляет поднимать требования к научному управлению социальным развитием, которое должно обеспечить единство и взаимосвязь решения экономических и идеологических задач, масштабы и сложность которых настоятельно требуют участия в их решении все большего круга организаций, все большего числа трудящихся. Только таким образом может быть осуществлено совпадение изменения обстоятельств и человека.

Именно поэтому внимание обществоведов сегодня сосредоточено на поиске таких форм организации общественного производства, ко

- 137 торые бы превращали трудящихся в подлинно ассоциированных производителей, связали воедино все сферы общественной жизни. Справедливо отмечалось, что "наша работа, направленная на совершенствование и перестройку хозяйственного механизма, форм и методов управления, отстала от требований, предъявляемых достигнутым уровнем материально-технического, социального, духовного развития советского общества"*.

Предлагаемая концепция взаимосвязи материальных и идеологических отношений в своих методологических посылках направлена против "наивной веры" (В.И.Ленин), что все наши задачи можно решить "коммунистическим декларированием" и обосновывает необходимость управления экономикой, всеми общественными процессами с учетом их внутренних закономерностей, предполагающих вполне определенную последовательность ступеней развития единой системы материальных и идеологических отношений. Последние целенаправленно формируются и активно влияют на материальные процессы жизни общества в рамках внутренней определенности всей системы общественных отношений социализма.

I Андропов Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- М.: Политиздат, 1983, с.10-11.

 

Список научной литературыЕршова, И.А., диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права,- Маркс К.,

2. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.5-9.

5. Маркс К. Критика Готской программы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.1-784.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.П, с. I - 458.

8. Маркс К. Теория прибавочной стоимости ( 1У том "Капитала"). -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.Ш, с.З 568.

9. Маркс К. Письмо П.В. Анненкову от 28 декабря 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с.401-412.

10. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.3-508.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.3-230.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-449.14