автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Язык в системе общественных отношений

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Лавренюк, Карина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Язык в системе общественных отношений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лавренюк, Карина Владимировна

Введение

Глава первая. Язык как объект социально-философских исследований

1. Концептуальные подходы к изучению языка

2. Язык как знаково-образная система

3. Взаимосвязь общества и языка

4. Происхождение языка и его развитие

5. Цикличность как одно из свойства языка

Глава вторая. Социальные функции языка

1. Язык и мышление

2. Информация и язык

3. Коммуникативные функции языка

4. Язык и искусство

5. Этические и эстетические нормы языка 108 Заключение 116 Примечания 119 Литература

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Лавренюк, Карина Владимировна

Актуальность исследования. С развитием культуры человечества язык как сложное и многоаспектное явление становится одним из важнейших объектов исследования специалистов самых разных наук. Процесс этот объективный, и обусловлен повышением роли языка в социальной действительности, его влиянием на психологическое состояние общества и быстрым развитием в последнее десятилетие информационных процессов.

Несмотря на то, что язык как социальный феномен изучается давно, и здесь накоплены определенные позитивные результаты, нельзя сказать, что в изучении языка нет никаких проблем. Проблемы есть, и они носят не узкоспециальный, а философский характер, поскольку упираются в самые главные вопросы. Это вопросы природы языка, его возникновения, связь языка с мышлением и с реальной действительностью.

Решение всех этих вопросов специалистами конкретных языковедческих наук врозь не возможно. Необходим философский подход к анализу феномена языка с использованием общих методов научного исследования.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в науке существует несколько подходов к исследованию языка как социального феномена.

1 .Логический подход исходит из того, что язык адекватно отражает реальный мир, социальное бытие. В логико-философском трактате Витгенштейн мышление приравнивает к осмысленному употреблению языка, мысль - к осмысленному предложению. Если философы соотносят логику мира с логикой человеческого мышления, выражающего себя в языке, то лингвисты выделяют в данном акте трехелойность: реальность - мышление - язык. В частности, A.A. Потебня считает, что грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением.

По словам Э. Бенвениста, в языке воспроизводится действительность. Отсюда следует эпистемологический вывод: обратная экстраполяция языка на мир может помочь понять сущность последнего. В настоящее время есть интересные исследования в попытке познать наш мир с помощью языка в самом широком его охвате.

2. Психологический подход за основу берет положение, что язык связан с психологическим состоянием субъекта. Это направление изучает, как слова приобретают смысл для человека.

В последнее время психологи поняли полезность данных дескриптивной лингвистики для понимания лингвистического поведения, и в последние три десятилетия сформировалось междисциплинарное направление - психолингвистика.

3. Семиотический подход.

Этот подход охарактеризован Ч. Моррисом, который считает, что язык - система знаков, сопряженных набором синтаксических, семантических и прагматических правил, на основе которых возникает феномен речи в обществе.

4. Культурологический подход за исходную позицию берет концепцию культуры.

Штайнер, Леви-Стросс считают, что все культурные феномены представляют язык. Едва ли будет преувеличением сказать, что сама культура является кодом коммуникации, а социальные процессы - его грамматикой. Колеридж определяет язык как средство культурного прогресса, а процесс развития языка ведет гений поэта, как величайшего мастера эстетики слова, и коллективная мудрость народа.

5. Металингвистический подход включает бихевиористские и социальные последствия языка.

В последнее время ученые, изучающие язык, интересуются жестами, позами и другими видами коммуникативной активности человека, которые тянутся к речевой активности. Ученые проявляют интерес к коммуникативным посылкам окружающей среды, в которые включается общение с животными. М.С. Каган в своей культурологической теории происхождения языка выдвигает идею о синкретическом единстве языка древнего первобытного человека и языка животных.

Необходимо отметить, что в науке существует два генеральных направления в трактовке языковой реальности - материалистическое и идеалистическое. Первый подход больше концентрируется на таких проблемах, как акустические свойства звуков человеческой речи, раскодирование семиотики языка, информационная структура языка и вспомогательные информационные средства. Идеалистический подход рассматривает язык как инструмент духовного освоения мира. Для A.A. Потебни, как и для В. Гумбольдта, язык - постоянная работа духа. Не только слово - это работа духа, но и наоборот, работа духа - это слово.

Сложность языка, как объекта изучения, вызывает большие трудности в его определении. Поэтому в науке о языке уже накопилось много попыток определить язык, причем в каждой дефиниции языка отразились взгляды тех ученых, которые ее сформулировали.

Приведем здесь лишь некоторые определения языка учеными, философами, писателями, относящиеся к различным философским ориен-тациям. «Язык есть деятельность теоретического разума в собственном смысле, так как он является его внешним выражением» (Гегель). «Язык есть звуковое выражение мысли» (А. Шлейхер). «Язык есть выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков» (Г. Штейнталь); «.в действительности язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим» (В. Гумбольдт). «Сущность языка заключается в общении» (Г. Шухардт). «Язык есть важнейшее средство человеческого общения» (А. Мейе). «Язык - стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащих для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире».

Даже в этих немногих определениях можно выделить глубоко отличающиеся точки зрения на язык. Одни языковеды рассматривают язык как форму мысли, другие полагают, что он является важнейшим средством общения, третьи видят в нем систему значений, стихийно возникшую и используемую в человеческом обществе.

Примеры различных определений языка можно было бы продолжить, но и сказанного вполне достаточно, чтобы сделать вывод о том, что само понятие «язык» ученые порой связывают с неодинаковым содержанием.

Это объясняется тем, что, с одной стороны, язык интересует представителей обширного круга наук, включая философию, антропологию, логику, психологию, физиологию, литературоведение, этнографию, историю и т.д., подходящих к нему каждая со своих позиций. С другой стороны, и в самом языкознании термин «язык» получил уже не одно, а несколько значений.

В понятие «язык» входит совокупность тех признаков, которые отличают его как средство общения от других явлений общественной жизни, и те особенности, которые выделяют его из различных средств общения (музыка, живопись, жесты, мимика и т.д.), и то своеобразие, которым каждый отдельно взятый язык отличается от остальных языков (например, русский от английского, французского, китайского и др.), и сумма тех общих признаков, которые обязательны для всех носителей данного языка, и те черты, которые присущи речи каждого отдельного его носителя.

В науке существует несколько подходов по выявлению природы и возникновения языка: феноменологический, экзистенционалистский, символический и религиозный.

Основная идея феноменологического подхода исключает всякое бытийное полагание языка. Язык рассматривается как результат трансцендентальной рефлексии духа, единственного, абсолютного и иррелятивного.

Экзистенционалистский подход ориентирован на динамику речевой деятельности: поток речи впитывает все впечатления окружающего мира и разворачивается во времени. В этом случае сама языковая реальность становится экзистенцией - язык насыщает само наше бытие.

Символический подход рассматривает сиволы языка как духовный потенциал, который выходит за пределы сенсорной сферы, преобразуется в форму видимого и слышимого посредством лингвистических знаков. Слова языка строят образы-символы, которые несут информацию об окружающем мире. Символы языка - это своеобразные резервуары сознания, которые адаптируют свой объем под различный набор элементов окружающей среды.

Религиозную концепцию происхождения языка можно выразить универсальной библейской фразой: "Вначале было Слово. И Слово есть Бог".

Анализ подходов, теорий и концепций, которые существуют в современной науке о языке позволяет утверждать, что здесь накоплен плодотворный материал. В диссертации проанализированы и использованы работы по проблемам языка как зарубежных ученых Витгенштейна, Э. Бенвениста, Ч. Морриса, А. Мейе, Штайнера, Леви-Стросса, Карнапа, В. Библера, Кассирера, Бартса, В. Гумбольдта, Яреге, Рассела, Пирса, С. Лангер, Дж.Б. Вико, Колериджа, Кьеркегора, Ф. де Соссюра, так и отечественных А.А.Потебня, B.C. Юрченко, М.С. Кагана, Ф.М. Березина, Б.Н. Головина, P.A. Будагова, Е.А. Земской, В.А. Зве-гинцева, Г.А. Золотовой, Г.С. Клычкова, A.C. Мельничука, И.П. Павлова, В.З. Панфилова, B.C. Юрченко, С.Е. Яхонтова, Л.С. Выготский, A.A. Леонтьева, А.Р. Лурия.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем обосновании философского понимания природы, структуры и роли языка в общественной и индивидуальной жизни людей. Язык рассматривается как важнейшая форма жизнедеятельности человека, обеспечивающая существование общества как целостной системы.

Реализация намеченной цели предполагает обязательное решение следующих основных задач:

- обобщить достижения современной науки и философской мысли в постижении природы языка;

- вскрыть основу и природу языка на основании циклического метода научного исследования;

- проанализировать особенности функционирования языка в условиях широкого развертывания научно-технического процесса, который носит интернациональный и всеобщий характер;

- рассмотреть место и роль языка в таких сферах общественного сознания как наука, искусство, мораль;

- представить язык как непосредственно практическое отражение закономерностей реального мира, вскрыть структуру мышления на основе языковых форм;

- показать, что язык играет решающую роль в перестройке общественного и индивидуального сознания, поскольку является чрезвычайно мощным средством формирования общественного сознания, форм деятельности и морали.

Методологическую основу диссертации составляют диалектический и, развиваемый в последнее десятилетие, циклический методы научного исследования. Автор в своем исследовании опирался на работы по проблемам языка как зарубежных, так и отечественных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- проанализированы концептуальные подходы к исследованию языка в современной науки;

- выявлена диалектическая природа возникновения языка как отражение закономерностей реального мира;

- показано, что язык является диалектическим единством двух составляющих: образа и знака;

- обосновывается положение о том, что мышление в языковой форме является аналогом материально-предметных закономерностей существующих в объективной реальности;

- показано, что процесс информатизации международного сообщества настоятельно требует естественного процесса появления международного языка общения;

- доказывается, что человеческий язык - это один из наборов кода культуры, имеющий наибольшие возможности детализации смысла;

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ подходов, теорий и концепций языка, которые существуют в мировой философской, социологической и языковой литературе позволяет сказать о том, что до сих пор мы не имеем общепризнанной теории возникновения значения и функций языка, как феномена общественной жизни. Универсальная теория языка может быть построена с использованием общенаучных методов исследования, а именно диалектического, системного и, развиваемого в последние годы, циклического методов.

2. Природу языка необходимо выявлять на основе закономерностей реального мира. Используя циклический метод, можно сказать, что основу природы составляет система взаимосвязанных квантов взаимодействий, имеющих противоречие между направлением и геометрией сил. Эта закономерность отражается в языке в виде противоречия между знаком и образом. Иными словами, природа языка имеет реальную основу, и обусловлена закономерностями окружающего мира.

3. Язык является одним из инструментов, реализующих мышление человека. Мышление в языковой форме представляется как диалектическая взаимосвязь знака и образа. Образ кодируется в знаке, причем знак может быть самой разнообразной природы (символ, жест, звук, рисунок и т.д.), в свою очередь, знак развертывается в образ. Именно эти диалектические переходы и обуславливают мышление в языковой форме.

4. Человеческий язык - это один из набора кодов культуры, который имеет наибольшие возможности в детализации смысла и наиболее универсален среди других средств. Универсальность языка, как кода культуры, обусловлена его адекватным отражением противоречия реального мира, которое выступает в виде противоречия между направлением и геометрией сил (противоречие кванта взаимодействия). Это противоречие язык .выражает своим специфическим противоречием между знаком и образом.

5. Информационное развитие человеческого общества все более усиливает процесс выделения в различных языках универсалий, которые помогают осознать их единство. Именно выделение в человеческих языках универсалий в их формализованной форме сделало возможным создание международного языка - эсперанто и языков программирования.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация прелагает принципиально новый методологический подход, основанный на диалектическом и циклическом методах научного исследования. Это позволяет дать новое определение языку (диалектическая взаимосвязь знака и образа), вскрыть его природу.

Настоящее исследование может быть использовано в преподавании учебных и факультативных курсов по философии, социологии и этики.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертации изложены в пяти статья. Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на I научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо

Кавказского гуманитарно-технического института в 2001 году, XXXI научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2000 г. в 2001 году.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих десять параграфов, заключения, примечаний и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Язык в системе общественных отношений"

Заключение

С ростом информационных потребностей общества возрастает потребность совершенствования самого главного носителя информации -человеческого языка, возрастает необходимость его изучения. Большую помощь в глубинном постижении смысла элементов языка, проекции человеческого языка на различные структуры мироздания оказывает философия.

Философия языка дает благотворный выход положениям и выводам языкознания, облаченным в философскую проекцию, на эстетику, этику, культурологию, логику, лексикологию, грамматику и фонетику русского или изучаемого иностранного языка, историю человеческого общества и т.д.

Философский анализ языка совершенствует нашу социальную реальность, повышает профессионализм в различных областях теоретического знания и практики. Само человеческое слово становится истоком рассуждений. Слово приобретает функцию информационной ячейки. В философии слово является главным инструментом ее экспериментального опыта и способом фиксации ее достижений. Мир, зафиксированный в человеческом языке, становится объектом человеческой деятельности. Философия корректирует наложение языковой картины мира на реальность и в какой-то степени управляет конструкцией мира, прежде всего в социальном аспекте.

В отношении культуры язык выполняет описательную, сохрани-тельную, творческую и прогностическую функции. Язык позволяет реставрировать утерянные культурные артефакты, увеличивает смысл объектов культуры, передает о них информацию на расстояния и позволяет контактировать им в почти бесконечном пространстве, даже с выходом в космос.

Выделение философии языка как отдельной отрасли знания благотворно влияет на лингвистические дисциплины, придает их выводам более всеохватывающий смысл.

В последнее десятилетие особенно отмечается рост многопрофиль-ности в наборе лингвистических дисциплин, причем появляющиеся новые программы по обучению языку имеют явно выраженную прагматическую направленность. Можно перечислить учения о речи, применяемые в педагогической системе США - речеведение, контент-анализ, теория коммуникаций, учение о связях с общественностью, сюда примыкают также учебные дисциплины о социальной функции языка в различных профессиональных сферах общественной ориентации - теория рекламы, журналистика, консультирование, общественное администрирование, управление проектами. Интересно упомянуть учение о языковом существовании народа в Японии.

С ростом информационных потребностей общества возрастает потребность совершенствования самого главного носителя информации -человеческого языка, возрастает необходимость его изучения. Большую помощь в глубинном постижении смысла элементов языка, проекции человеческого языка на различные структуры мироздания оказывает философия. Философия языка дает благотворный выход положениям и выводам языкознания, облаченным в философскую проекцию, на эстетику, этику, культурологию, логику, лексикологию, грамматику и фонетику русского или изучаемого иностранного языка, историю человеческого общества и т.д.

Философский анализ языка совершенствует нашу социальную реальность, повышает профессионализм в различных областях теоретического знания и практики. Само человеческое слово становится истоком рассуждений. Поэтому за последнее время особенно активизировались исследования в области лексикографии. Словарное дело становится более многопрофильным. Слово приобретает функцию информационной ячейки. В философии слово является главным инструментом ее экспериментального опыта и способом фиксации ее достижений. Мир, зафиксированный в человеческом языке, становится объектом человеческой деятельности. Философия корректирует наложение языковой картины мира на реальность и в какой-то степени управляет конструкцией мира, прежде всего в социальном аспекте.

 

Список научной литературыЛавренюк, Карина Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алексеев A.A. Священное Писание как памятник древнерусской письменности // Русская литература, 1994. № 4.

2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические свойства языка. М., 1974.

3. Апресян Ю.Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1960.

4. Арент X. Истоки тоталитаризма. М.: Центрком, 1996.

5. Арутюнова Н.Д. Аномалия и язык: К проблеме языковой «картины мира» // В Я, 1987. № 3.

6. Арутюнова Н.Д. Логические теории значения // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.

7. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.

8. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975.

9. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

11. Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.

12. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Новое в лингвистике. М., 1965.

13. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.

14. Бердяев H.A. Русская идея // Вопр. философии, 1990. № 1.

15. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979.

16. Бернштейн H.A. О построении движений. М., 1947.

17. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

18. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1-2.

19. Бодуэн де Куртенэ И.А. национальный и территориальный признак в автономии. СПб .,1913.

20. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Малый энциклопедический словарь в четырех томах. М., 1994.

21. Брудный A.A. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972.

22. Брудный A.A. К проблеме семантических состояний // Сознание и действительность. Фрунзе, 1964.

23. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986.

24. Будагов P.A. Система и антисистема в науке о языке // Вопросы языкознания, 1978. № 4.

25. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж: Ymca-Press, 1953.

26. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М., 1959.

27. Буслаев Ф.И. О литературе: исследования, статьи. М.: Худож. лит., 1990.

28. Вайсгербер И.Л. Родной язык и формирование духа. М., 1993.

29. Виноградова О.В. О категориях модальности и модальных слов русского языка // Труды института русского языка АН СССР. Т. 2. М., 1950.

30. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990.

31. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

32. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,1959.

33. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.

34. Выготский Л.С. Психология Искусства. М., 1968.

35. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

36. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологич. наука в СССР. М., 1959. Т. 1.

37. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

38. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Ч. 1-2. Тбилиси: Тбилисский университет, 1984.

39. ГараджаВ.И. Религиеведение. М.: Аспект-Пресс. 1995.

40. Гарднер К. К философии третьего тысячелетия: Бахтин и другие // Философские науки, 1994. № 1-3.

41. Гельб И.Е. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М.: Радуга, 1982.

42. Гумбольдт В. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // В.А. Звегинцев. История языкознания Х1Х-ХХ вв. в очерках и извлечениях. 4.1. М., 1964.

43. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества 1830-1835. // Гумбольдт В. Избранные труда по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

44. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

45. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

46. Гуревич А .Я. народная магия и церковный ритуал // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990.

47. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1902. 1993.

48. Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М.: Наука, 1976.

49. Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. М., 1973.

50. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.

51. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, 1950. 1991. Т. 2. Ч. 2.

52. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М.:МГУ, 1962.

53. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

54. Иванов Б.В. Общеиндоевропейские, анаталийские и праславян-ские языковые системы. М., 1969.

55. Иванов В.В. О лингвистических исследованиях П.А. Флоренского // Вопросы языкознания, 1986. № 6.

56. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947.

57. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

58. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.

59. Карпова С.А. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., 1967.

60. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский: материалы и исследдования. Вып. 3. Л., 1978.

61. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

62. Клычков Г.С. Язык как процесс и система // Теория и история языкознания // Языка как процесс и система. М.: PC ИНИОН АН СССР, 1975. Т. 1.

63. Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1988. Ч. 3.

64. Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии, 1971. № 4.

65. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970.

66. Козлова М.С. Философия и язык. Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века. М., 1972.

67. Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности у ребенка. Л., 1950.

68. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1983.

69. Леонтьев A.A. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

70. Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность. М., 1969.

71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

73. Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

74. Лихачев Д.С. развитие русской литературы X-XVII вв. Л.: Наука, 1973.

75. Локк Дж. Сочинения в трех томах. М., 1985.

76. Ломоносов М.В. Избранные произведения. М.-Л., 1965.

77. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Московский университет,1990.

78. Лосский Н.О. История русской философии. М. Сов. писатель,1991.

79. Лурия А.Р. К психофизиологии письма. М., 1950.

80. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

81. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. М., 1971.

82. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов. М., 1956.

83. Лурия А.Р., Гургенидзе Г.С. Философские приключения известного филолога // Вопросы философии, 1972. № 6.

84. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963. Т. 1.М., 1970. Т. 2.

85. Лурия А.Р. Высшие коркове функции человека. М., 1962, 1969.

86. Лурия А.Р. основы нейропсихологии. М., 1973.

87. Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. М., 1974.

88. Лурия А.Р., Полякова А.Г. Наблюдения над развитием произвольного действия в раннем детстве // Доклады АПН РСФСР, 1959. №3,4.

89. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М., 1974.

90. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности. М., 1968.

91. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.-Л., 1938.

92. Мельничук А.С. Понятие системы и структуры языка и свете диалектического материализма // Вопросы языкознания, 1970.

93. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и жизни. По книгам протоиерея Александра Меня: Книга для чтения в старших классах средней школы. М.: Мирос, 1994.

94. Мережковский Д.С. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1990.

95. Мечковская Н.Б. Ранние восточнославянские грамматики.

96. Минск: Университетское, 1984.

97. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. М.: РИ1. ПОЛ, 1995.

98. Морозова Н.Г. О понимании текста // Известия АПН СССР.1. Вып. 7. М., 1947.

99. Некрасов Н.П. О значении форм русского глагола. СПб., 1965.

100. Николаева Т.М. Функции части в высказывании. М., 1985.

101. Основы теории речевой деятельности / Под ред. A.A. Леонтьева. М., 1974.

102. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1888.

103. Павлов И.П. Полное собрание трудов. М.-Л., 1949. Т. 3.

104. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985.

105. Панфилов В.З. Грамматика и логика. Грамматическое и логико-грамматическое членение простого предложения. М.-Л., 1963.

106. Пастыри церкви о проповеди // Журнал Московской патриархии, 1989. № 6.

107. Пестова Г.Д. Объективное исследование систем смысловых связей. Дипл. раб. М., 1958.

108. Петров В.В., Фодор Дж. Когнитивное измерение мышления // Концептуализация и смысл. Сборник научных трудов / Поляков И.В. Новосибирск, 1990.

109. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1939.

110. Проблема глоссолалии в русской православной экзегетике // Журнал Московской Патриархии, 1989. № 10.

111. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. ст. М.: Наука, 1976.

112. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Ленинградский университет, 1986.

113. Рождественский Ю.В. Хорош ли русский язык? // Литературная газета. № 36. 04.09.96.

114. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.

115. Рождественский Ю.В. Философия планетаризма // Литературная газета. № 25. 19.09.96.

116. Розенгард-Пупко Т.Л. Речь и развитие восприятия ребенка. М., 1948.

117. Розенгард-Пупко Т.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.

118. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

119. Сергеев Б.Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л., 1986.

120. Сиверц ван Рейзема Я.В. Философия планетаризма и планетарная культура // Литературная газета. 11.09.96. № 37.

121. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976.

122. Степанов Ю.С. Основы языкознания. М., 1966.

123. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры: Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия. М., 1993.

124. Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир, 1991. № 6.

125. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1962.

126. Соколов E.H. Восприятие и условный рефлекс. М., 1958.

127. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

128. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.-Л., 1956.

129. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 120 философов. Жизнь, судьба, учение. Симферополь, 1996.

130. Тихомиров О. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1958. Т. 2.

131. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифомоэтического: Избранное. М., 1995.

132. Тулина Т. А. О способах эксплицитного и имплицитного выражения сравнения в русском языке // НДВШ. Филол. Науки. 1973. № 1.

133. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Берлин, 1929.

134. Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевой поведение. М., 1971.

135. Хазанов Б. Тоска по многословию // Литературная газета, 1992. 3 марта.

136. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.

137. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Вопросы обучения. В 2-х томах. М., 1954.

138. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

139. Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. М., 1991.

140. Христианская жизнь по добротолюбию. Избранные места из творений святых отцов и учителей церкви. Харбин, 1930.

141. Цветкова Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение // Вопросы психологии, 1972. № 4.

142. Цветкова Л.С. О нарушении активных форм устной речи при динамической афазии // Вопросы психологии, 1969. № 1.

143. Человеческий фактор в языке: Коммуникация. Модальность. Дейксис. М., 1992.

144. Чичерин A.B. Идеи и стиль. М., 1968.

145. Шварц Л.А. Слово как условный раздражитель // Бюл. экспер. биол. и медиц. Т. 25. Вып. 4. М., 1948.

146. Шварц JI.А. Звуковой образ слова и его значение как условного раздражителя // Бюл. экспер. биол. и медиц. Т. 27. Вып. 6. М., 1949.

147. Шварц Л.А. К вопросу о слове как условном раздражителе // Бюл. экспер. биол. и медиц. вып. 12. Т. 38. М., 1954.

148. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М., 1977.

149. Эмоции как мир интеллекта // Московские новости, 1996.№ 14.

150. Эсперанто в двенадцать уроков // Кодры. Молдова литературная. 1991. №4.

151. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988.

152. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995.

153. Юрченко B.C. О взаимосвязи мышления, языка и речи на коммуникативном уровне // Язык и мышление. М., 1967.

154. Юрченко B.C. Космический синтаксис. Бог. Человек. Слово. Лингвофилософский очерк. Саратов, 1992.

155. Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910.

156. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» // Сборник статей. М.: Прогресс, 1975.

157. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

158. Яковлева Е.С. О семантике экспрессивных модификаторов утверждения // Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995.

159. Янко-Триницкая Н.А. Возвратные глаголы в современном русском языке. М., 1962.

160. Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., 1985.

161. Яхонтов С.Е. О значении термина «слово» // Морфологическая структура слова в языках различных типов. М.-Л., 1963.