автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Закономерности развития малых народов СССР в условиях зрелого социализма

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Саламов, Борис Савельевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Петропавловск Камчатский
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Закономерности развития малых народов СССР в условиях зрелого социализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Саламов, Борис Савельевич

Введение. I

Глава I. Диалектика общего и особенного в развитии малых народов.

§ I. Общие закономерности совершенствования национшальных отношений в развитом социалистическом обществе

§ 2. Сущность национальных особенностей и их роль в развитии малых социально-этнических общностей

§ 3. Понятие регионально-особенного в системе национальных отношений и его содержание в условиях развитого социализма.

Глава П. Социально-политические и материальные основы расцвета и сближения малых народов СССР на региональном уровне.

§ I. Национальная автономия как политический фактор развития национальных отношений нового типа

§ 2. К вопросу о региональной экономической общности малых народов.

§ 3. Влияние региональных изменений в социальноклассовой структуре населения на характер межнациональных отношений

Глава Ш. Общие закономерности культурного развития малых наций и народностей в условиях многонациональных регионов.

§ I. Регионализация духовной культуры малых народов на этапе зрелого социализма

§ 2. О некоторых особенностях современного развития младописьменных языков

§ 3. Формирование интернациональных черт в культурно-бытовых традициях малых народов в региональном масштабе.

§ 4. Своеобразие процесса укрепления сознания принадлежности к советскому народу у малых наций и народностей

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Саламов, Борис Савельевич

ХХУ1 съезд КПСС констатировал неуклонное укрепление братс-ской дружбы всех народов нашей многонациональной Родины* "Единство советских наций сегодня прочно, как никогда, - отмечалось в Отчетном докладе ЦК съезду партии,- Жизнь убеждает, что интенсивное экономическое и социальное развитие каждой из наших республик ускоряет процесс их всестороннего сближения. Происходят расцвет и взаимообогащение национальных культур, формирование культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности"

Однако эти выдающиеся достижения в области национальных отношений вовсе не умаляют значения дальнейшей теоретической и практической разработки проблем всестороннего расцвета и неуклонного сближения социалистических наций и народностей нашей страны, укрепления их интернационального единства, долгосрочного прогнозирования характера межнациональных отношений. На это указывал К.У.Черненко: ".Важно вовремя подмечать новые позитивные сдвиги в национальных отношениях, всесторонне анализировать тенденции расцвета и сближения наций, находить такие формы работы, которые открывают еще больший простор взаимообогащению культур наших народов. Важно своевременно выявлять и возникающие здесь проблемы и противоречия, умело разрешать их"2.

Подводя итог сделанному» партия призывает главное внимание уделять тому, что еще надо сделать. Конечная цель очевидна. Это, говоря словами В.И.Ленина,- "не только сближение наций, но и Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.55-57. 2 Материалы Пленума Щ КПСС. 14-15 июня 1983г. М.,1983,с.59 слияние их"*. К этой цели ведет долгий и непроторенный путь. Поэтому партия предостерегает как от неоправданного забегания вперед, так и от сдерживания уже назревших процессов.

Большим вкладом в дальнейшее творческое обогащение марксистско-ленинской теории развития наций и национальных отношений явились положения и выводы, содержащиеся в материалах ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, а также в решениях Пленумов ЦК партии, в докладах и речах руководителей КПСС и Советского государства. В них рассматриваются актуальные вопросы совершенствования национальных отношений в нашей стране в условиях зрелого социализма, анализируются объективные факторы дальнейшего укрепления единства советского народа, прослеживаются процессы всемерной интернационализации всех сфер жизнедеятельности социалистического общества. 2

Ощутимы и достижения советских обществоведов . Во второй половине 70-х и в начале 80-х годов они концентрировали свое внимание на исследовании советского народа как новой социальной и интернациональной общности людей, диалектики национального и ин Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.27, с.256. р

Среди исследователей проблем развития социалистических наций и национальных отношений особенно плодотворны усилия А.Г.Агае-ва, Ю.В.Арутюняна, Ю.В.Бромлея, А.О.Бороноева, Э.А.Баграмова, Т.Ю.Бурмистровой, А.Ф.Далщамирова, Ю.Д.Дешериева, Л.М.Дробиже-вой, М.С.Дкунусова, В.Е.Евдокименко, В.И.Затеева, Г.О.Зимана-са, М.П.Кима, М.И.Куличенко, С.Т.Калтахчяна, Л.В.Метелицы, М.Н.Росенко, П.М.Рогачева, М.А.Свердлина, А.П.СерцевоЗ, Ц.А. Степаняна, П.Н.Федо сеева,Э.В.Тадево сяна,К.Н.Хабибуллина,К.X.Ха-назарова, А.И.Холмогорова, В.П.Шерстобитова,И.П.Цамеряна и др. тернационального в решающих сферах общественной жизни социалистических наций и народностей, на критике буржуазных фальсификаций национальных отношений в СССР и других проблемах.

Особое место в дальнейшем расширении исследовательского диапазона в области национальных отношений занимают материалы празднования 60-й годовщины образования СССР, а также научных конференций, посвященных этой знаменательной дате*, большой объем монографической литературы.

Из числа научных публикаций последних лет привлекают внимание глубиной анализа, широтой охватываемых проблем те, которые посвящены рассмотрению советского народа как закономерного итога построения зрелого социалистического общества, диалектике развития этой новой исторической общности, соотношению классового, интернационального и национального в развитии нашей страны, укреплению социально-экономического и духовного единства наций и народностей СССР.

Широкий круг теоретических проблем рассматривается в монографии "Развитие советского народа - новой исторической общности", написанной учеными института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В ней убедительно раскрывается диалектика становления и укрепления новой общности, растущее воздействие на составляющие ее классы, социальные группы, наций и народности, на укрепление мирового социалистического содружества. Авторы монографии исходят из того, что закономерности развития советского народа "являются неотъем Наибольший интерес общественности, пожалуй, вызвали материалы Всесоюзной научно-практической конференции, состоявшейся в июне 1982г. в г.Риге, и опубликованные в нескольких тематических сборников. лемой составной частью всей системы закономерностей советского общества и в своей основе совпадают с нею" В книге ярко прослеживаются усилия КПСС по совершенствованию форм и методов укрепления интернационального единства наших народов в экономической, социальной, политической и духовной жизни.

Диалектике интернационального и национального в социалистическом обществе посвящена монография, подготовленная Институтом философии АН СССР^. В теоретико-философском плане в работе исследуется интернациональная природа социализма, раскрывается диалектика расцвета и сближения социалистических наций и народностей, руководящая роль марксистско-ленинских партий в обеспечении интернационального сплочения стран социалистического содружества.

Самым различным аспектам национальных отношений в свете Конституции СССР посвящен коллективный труд большой группы учез ных . В нем представлены материалы очередной Всесоюзной конференции, проведенной Научным советом по национальным проблемам при Секции общественнных наук Президиума АН СССР, в которых рассматриваются методологические и теоретические проблемы развития и совершенствования национальных отношений в условиях зрелого социализма.

Советское обществоведение располагает значительным числом фундаментальных работ, просвященных самым различным аспектам ин Развитие советского народа - новой исторической общности. М., 1980, с.423. 2

Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе. М., 1981. о

Актуальные проблемы национальных отношений в свете Конституции СССР. М., 1981. тернационализма советского народа. Этот фонд обогащен коллективной монографией Института истории АН СССР "Интернационализм советского народа (история и современность)"*. Указанная работа опирается на предыдущие и носит комплексный характер. В ней показывается интернациональное значение Великой Октябрьской социалистической революции, прослеживается в исторической последовательности формирование и развитие интернациональной природы советского народа, раскрывается его интернациональная деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Эти стороны интернационализма советских людей рассматриваются в тесной взаимосвязи на всех этапах истории Советского общества.

Группа ленинградских ученых задалась целью раскрыть основы научного руководства национальными отношениями . В своем совместном труде они прослеживают формы и методы партийного и государственного руководства экономическим1 и культурным развитием наций и народностей, обеспечением дальнейшего сближения социально-классовой структуры советских народов. Через всю монографию проводится мысль о том, что в условиях зрелого социализма национальные отношения не только поддаются, но и объективно нуждаются в сознательном, целенаправленном регулированйи.

Среди авторских работ последних лет особо вццеляются труды М.И.Куличенко. Одна из его монографий в самом общем виде посвящена проблемам теории и методологии национальных отношений, анализу закономерностей развития наций и народностей зрелого социа Интернационализм советского народа (история и современность). М., 1982. о

Научное руководство национальными отношениями и развитом социалистическом обществе. Л., Из-во ЛГУ, 1981. лизма. Раскрывая соотношение национального и интернационального, автор приходит к выводу, что "происходит процесс ослабления позиций национального по сравнению с общечеловеческим, а не только интернациональным, но ослабление в том смысле, что оно меньше существует как независимое от интернационального и больше - как сочетающееся с ним"*.

Системное исследование теории и практики пролетарского интернационализма в СССР" - так определили задачу своей новой рабор ты Р.Г. Абдулатипов и Т.Ю.Бурмистрова .Она охватывает не только и не столько историю ленинской политики интернационализма, сколько анализ процессов, связанных с углублением интернационализма в общественной жизни социалистических наций и народностей в условиях развитого социализма. В книге дана убедительная критика буржуазных фальсификаций теории и практики пролетарского интернационализма в СССР.

Научные исследования современного этапа национальных отношений исключительно важны не только для практики развитого социализма, в политико-идеологическом плане, но и для усиления интернационального и патриотического воспитания трудящихся. Именно этот аспект является определяющим в монографии Л.В.Метелицы .Отмечая большие успехи в области интернационального воспитания советских людей, автор останавливается на причинах националистических пережитков и показывает пути борьбы с ними. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М.,1981,с.24. р

Абдулатипов Р.Г., Бурмистрова Т.Ю.Ленинская политика интернационализма в СССР:история и современность. М., 1982.

Метелица Л.В. Единство интернационального и патриотического воспитания. М., 1982.

Марксизм - ленинизм всегда выступал и выступает против шовинизма и гегемонизма, национализма и сепаратизма.Разоблачение националистических извращений марксизма, стремлений противопоставить национальные моменты коренным классовым интернационалистским требованиям трудящихся всегда находилось в центре внимания советских обществоведов. Среди последних работ, посвященных критике буржуазных фальсификаций проблем развития наций и национальных отношений, выделяется монография Э.А.Баграмова Глубоко вскрывая антигуманную, антинародную сущность национализма, тщетность усилий его апологетов, автор прослеживает исторически преходящий характер этого явления.

В приведенных и многих других работах национальные и интернациональные процессы рассматриваются преимущественно в общесоюзном масштабе, в ретроспективном, современном и перспективном планах. Они выступают в качестве общетеоретического основания, вооружают методологическими принципами для исследования конкретных проявлений общих закономерностей. Эта конкретизация выражается в большом объеме публикаций и диссертаций, в которых на примере развития отдельных народов раскрывается преломление общих закономерностей функционирования социалистических национальных отношений.

Между тем на стыке общих работ и конкретных исследований, посвященных отдельным нациям и народностям нашей страны, остается как бы "нейтральная полоса" - региональный аспект развития национальных отношений. Социально-философский анализ соотношения общих закономерностей зрелого социализма и национальных особенностей народов СССР в современных условиях может быть плодотвор Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. М., 1982. ным только при учете территориально-особенного многонационального населения.

Малым народам СССР посвящено немало ценных работ.* В них преимущественно рассматриваются проблемы развития отдельных народов или даже групп народов. Но в этих работах, во-первых, как правило, недостаточно выявляется то общее, что присуще современному развитию всех численно малых социально-этнических общностей страны, во-вторых, их эволюция в условиях зрелого социализма анализируется без учета территориально-особенного многонационального населения регионов.

Общее отражает лишь внутреннюю логику развития сущности, фиксирует необходимые, закономерные связи и отношения, но отнюдь не всё разнообразие их проявления. Марксистская теория признает, что "единство в основном, в коренном, в существенном не нарушается, а обеспечивается многообразием в подробностях, в местных о особенностях, в приемах подхода к нему. Абсолютизация или игнорирование как общего, так и особенного в социальной действи Во всех союзных и автономных республиках и областях страны трудится немало обществоведов, чьи исследования по социально-экономическому и культурному развитию отдельных народов или групп народов существенно обогащают научное осмысление процессов развития социалистических национальных отношений. Среди исследователей развития численно малых социально-этнических общностей СССР - имена А.Г.Агаева, А.К.Алиева, А.А.Аствацатурова, Е.П. Борисовой, А.К.Барсукова, Х.М.БерЙекова, В.Л.Биче-оол, А.И.Ко-заева, К.Г.^закова, Б.В.Лашова, О.П.Литовки, А.М.Магомедова, В.В.Пана, В.Н.Увачана, Х.И.Хутуева, С.И.Эфендиева и др.

Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.35, с,203. тельности, в том числе и в национальных отношениях, ведет к субъективистскому толкованию реального бытия народов, при котором явление вьщается за сущность, форма - за содержание, случайность - за необходимость.

Ограничивается ли понятие "отдельного", "особенного? только конкретными нациями и народностями? Этот вопрос приобретает исключительно большое значение в связи с заметным усилением интеграционных процессов как в нашей стране, так и в мировом социалистическом содружестве. То, что присуще многонациональному населению конкретных территорий - национальных республик, автономных областей, округов, экономических районов, также является особенным по отношению к общесоветскому. Через это особенное опосредуются общесоюзные закономерности и тенденции в общественной жизни конкретных наций и народностей. Автор считает, что региональные изменения экономики, социально-классового состава населения, духовного потенциала являются непосредственно определяющими факторами совершенствования соотношения интернационального и национального в бытии и сознании социально-этнических общностей СССР.

В партийных и государственных документах, во многих научных трудах за последние годы все чаще подчеркивается необходимость комплексного решения социальных задач в территориальном масштабе. Партия стремится к тому, чтобы "при общем росте потребления материальных и духовных благ неуклонно преодолевались унаследованные от прошлого различия между социальными группами и регионами."*- Поэтому правомерен призыв, содержащийся в реко "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик". Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982г., М., 1982, с.12. мендациях секции Ш Всесоюзной научно-практическрй конференции "Развитие национальных отношений в условиях зрелого социализма", состоявшейся в июне 1982 годав г.Риге, и гласящий: "Активизировать изучение и обобщение практического опыта осуществления национальной политики партии и государства в конкретных условиях союзных и автономных республик, автономных областей и округов, регионов всей страны"*.

Настоящая работа исходит из той методологической посылки, что, сколь извилистой и своеобразной ни была бы история отдельных народов, какими бы особенностями не обладали нации и народности , регионы их проживания, развитие всех социально-этничес-ских общностей СССР в условиях зрелого социализма детерминировано действием общих закономерностей,необходимо ведущего к дальнейшему укреплению единства советского народа.

Своеобразие соотношения общесоветского, интернационального и национально-юсобенного у разных народов, в разных регионах страны порождает разнообразие форм и темпов расцвета и сближения, многообразие оттенков взаимосвязей и взаимоотношений. Глубоко прав М.С.Джунусов, утверждая, что "В такой многонациональной стране, где проживает более чем сто наций и народностей,общие законы развития и сближения наций преломляются в каждом отдельном случае через призму социальной структуры, всей совокуп2 ности особенностей национальностей" . См.Социальная политика и национальные отношения. М., 1982, с.205. р

Джунусов М.С.рэвременный этап развития национальных отношений в СССР. До клад,представленный на Годичном общем собрании Отделения философии и права АН СССР 25-26 февраля 1971г.,М., 1971, с.15.

Однако нас интересуют не только и даже не столько национальные особенности конкретных народов, сколько общие особенности развития родственных или территориально соседствующих народов. Эти особенности нами рассматриваются как проявления общесоветского, интернационального. С достаточным основанием мы говорим об общих особенностях народов Советской Прибалтики, народов Северного Кавказа, Закавиазья, Средней Азии, Крайнего Севера, Сибири и т.д. Бьшо бы вопреки очевидным фактам отрицать сходство национальных культур и традиции народов, населяющих эти регионы. В ходе социалистического и коммунистического строительства эта схожесть идет не на убыль, а все более возрастает. Это не просто культурная солидаризация, а естественноисторическая, добровольная идентификация духовного облика трудящихся в масштабах регионов. Без преувеличения можно сказать, что это- магистральный путь дальнейшего укрупнения наций и народностей в рамках новой исторической общности людей - советского народа.

Не тяготение ли это к региональной изоляции, к самостоятельности? Вовсе нет. Это одна из форм органического единства расцвета и сближения наций и народностей нашей страны на основе общности экономической жизни, социально-политических основ, марксистско-ленинской идеологии и содержания культуры единого советского народа.

Советские историки за последние два десятилетия проделали огромную работу по написанию региональных историй народов нашей страны. Отражая объективную закономерность растущей общности социально-экономических и духовных основ жизни советских народов в многонациональных регионах, учитывая общность или сходство их исторического прошлого, но еще большее единство их коренных интересов и целей в условиях зрелого социализма, обществоведы воплотили в многотомные .издания историю народов Сибири, Прибалтики, Средней Азии, Северного Кавказа. В этих работах ярко иллюстрируются общность исторических судеб групп народов и их крепнущее единство в рамках новой исторической общности - советского народа.

Если региональный уровень интернационального единства в период развитого социализма выступает в качестве общего по отношению к каждой социально-этнической общности территории, то само это общее является лишь единичным по отношению к всеобщему -крепнущему на интернациональной основе единству всех социалистических наций и народностей СССР.

Процессы, в которых просматривается региональное единение, ведущее к сближению всех национальностей территории, вовсе не исключают как расцвета прогрессивно-национального каждого народа, так и неуклонного сближения всех составляющих единый советский народ наций и народностей без учета их территориального расселения. Поэтому, рассматривая региональную интернационализацию в качестве закономерного результата действия тенденции расцвета и сближения народов, можно с достаточным основанием говорить о возникновении нового социально-философского аспекта исследования проблем развития социалистических наций и народностей - территориальной интернационализации, субъектом которой является региональная многонациональная социальная общность.

В нашей стране исторически сложилась система регионов, имеющих экономический, национально-государственный и административно-территориальный акценты. Союзно-республиканское деление СССР-это неразрывное добровольное единство национально-государственных территорий народов нашей страны.Регионами являются также территории автономных республик,автономных областей и автономных окру гов, территории областей и краев, входящих в соответствующие союзные республики.

Национально-государственное и административно-территориальное деление в определенном контексте не совпадает с экономическим районированием. В СССР экономические районы подразделяются по уровням: макрозонам, мезозонам, микрозонам и крупным экономическим центрам. Иная союзная республика по сочетанию и богатству природных и людских ресурсов может выступать в качестве отдельного экономического региона. В этом случае наблюдается совпадение национально-государственного и экономического районирования. Но если территории соседствующих национально-государственных образований, краев и областей имеют сравнительно ограниченные минеральные, энергетические и трудовые ресурсы, то они входят в один экономический район. Скажем, Северо-Кавказский микрозональный экономический район объединяет территории национальных автономий целого ряда малых горских народов, а также областей и краев Юга Российской Федерации. То же самое наблюдается в Дальневосточном регионе, в состав которого входит ряд краев, областей и Корякский автономный округ.

Региональный аспект национальных отношений нами применен к современному развитию численно малых наций, народностей и этнических групп СССР, которые в литературе принято называть малыми народами. Содержание этого понятия лишено обидного для представителей малых национальностей оттенка. Количественный показатель населения - вот важнейший критерий отнесения тех или иных народов к числу "малых".Диапазон здесь довольно широк: от 500 человек до I миллиона представителей.

Но помимо сравнительной малочисленности есть еще два фактора. Во-первых, это - угнетавшиеся в прошлом отсталые окраинные народы, об особой осторожности к национальному чувству которых писал В.И.Ленин*. Во-вторых, подавляющее большинство народов,относимых к числу малых, полностью или частично миновало классово-антагонистические формации, в особенности капиталистическую стадию развития. Имея в виду коренные малые народы в национально-автономных образованиях СССР, Ю.В.Андропов отмечал: "В братской семье успешно раскрывают свои возможности все нации и народности, живущие в двадцати автономных республиках и в восемнадцати ав2 тономных областях и округах .

Указанные народы в своем большинстве имеют исторически сложившееся групповое расселение. К регионам, населенным малыми народами, относятся: Северный Кавказ, Поволжье, Приуралье,Западная Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток. Они проживают также в Средней Азии и на Алтае, однако в основном они сосредоточены в шести названных регионах. Следовательно, тенденции развития малых народов можно и нужно прослеживать не только через призму национально-государственного и экономического районирования, но и территориально-этнографического.

Идеологи антикоммунизма и антисоветизма, лицемерно пекущиеся о судьбах национальных меньшинств СССР, сознательно фальсифицируют гуманистическую политику КПСС и Советского государства по отношению к численно малым народам, тщетно пытаются скрыть результативность успешного решения национального вопроса в нашей стране, взлет экономики и культуры народов от вековой отсталости к вершинам современной цивилизации. Поэтому соотнесение общих закономерностей развитого социализма с национально-особенным малых Ленин В.И.Полн.собр.соч.,т.38,с.III. р с Андропов Ю.В.Шестьдесят лет СССР. М., 1982, с.8-9. народов, социально-философский анализ преломления этого соотношения через региональные особенности групп народов является чрезвычайно важной исследовательской проблемой. Ее актуализация вызывается не только потребностями социальной практики зрелого социализма, но и политико-идеологическими задачами.

Через всю диссертацию прослеживается главная йысль автора: объективно ускоряющийся процесс интернационализации общественной жизни малых социально-этнических общностей в период зрелого социализма находится в зависимости не только и не столько от внутренних потенций этих народов, сколько в решающей степени от социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в многонациональном регионе.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В отправной главе анализируется место национальных отношений и их законов в системе общественных отношений развитого социализма. Особое внимание в ней уделено таким проблемам, как соотношение классового, интернационального и национального в развитии малых народов, проявлению общей закономерности единства,расцвета и сближения наций; дается обоснование уточнению классификации общих законов дальнейшего совершенствования национальных отношений. Отдельный параграф посвящен исследованию места и роли региона в системе национальных отношений, объективной субординации уровней и форм сближения наций и народностей.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Закономерности развития малых народов СССР в условиях зрелого социализма"

- 346 -Заключение

К коммунизму нет проторенных путей. Поэтому социальный поиск в направлении нового общества, вызываемый общественными потребностями, всегда будет оправдан. Происходящий в нашей стране процесс неуклонного сближения классов и социальных групп, наций и народностей уже сегодня имеет множество уровней и форм, суть которых одна - дальнейшее нарастание социальной однородности социалистического общества. И любая форма, отвечающая сущ* ностным процессам строительства коммунизма, заслуживает всемерной поддержки и развития. В.И.Ленин писал: "Дифиниций может быть много, ибо много сторон в предметах.п И далее он ввделяет следующие слова Гегеля: "Чем богаче определенный предмет, т.е. чем больше различных сторон представляет он для рассмотрения, тем более различными могут быть выставленные на основе их определения".1

Наша страна - поистине многоцветье национальностей. "Впервые в истории многонациональный состав страны превратился из источника ее слабости в источник силы и процветания. Высшим выражением социального и интернационального единства общества явилось образование и развитие новой исторической общности людей - советского народа? 2 Поэтому решающее значение у нас постепенно получают общие, не зависящие от социальных и национальных различий черты поведения, характера, мировоззрения советских людей.

* Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.216.

2 "О 80-летии Второго съезда РСДРП". Пост. ЦК КПСС от 5 апреля 1983г.

В настоящей диссертации прослежены основные закономерности современного развития малых народов, исследован процесс все большего преобладания общего в их жизни, прослежена динамика изменения их социальных и национальных различий, ведущая к дальнейшему укреплению единства советского народа. При этом, как нам представляется, определен новый аспект исследования национальных отношений в условиях развитого социализма - регионального сближения народов.

Главной проблемой диссертационной работы является исследование региональной системы интернационального единства малых народов СССР, через которую опосредуются общие закономерности совершенствования национальных отношений развитого социализма. Плодотворность раскрытия этой проблемы во многом зависит от глубины анализа закономерностей развития советского народа как новой исторической общности людей, составной частью которой выступает региональная (локальная) социальная общность. Поэтому тенденции современной эволюции малых народов прослеживаются в общем контексте развития советского народа.

Однако памятуя, что многие дискуссионные вопросы о признаках советского народа, о закономерностях его развития еще не сняты, что углубление в эти вопросы увело бы диссертанта от основной темы, он ограничился констатацией того бесспорного факта, что в сущностном плане социальные детерминанты развития новой исторической общности совпадают с общими закономерностями дальнейшего совершенствования национальных отношений зрелого социализма, приводимыми нами на с.41-42.

Региональное сближение и укрупнение малых социально-этнических общностей, выражающийся в накоплении общих черт в духовной культуре, является одной из форм укрепления единства народов

страны. Оно вполне согласуется с программными положениями КПСС, отвечает коренным интересам трудящихся без различия их классовой и национальной принадлежности. Можно предположить, что сближение наций и народностей, ведущее к все большему их единству, а в отдаленном будущем - слиянию, пройдет через этап регионального (зонального) укрупнения народов. Поэтому уже сегодня должны всесторонне исследоваться ростки этого этапа развития наций и национальных отношений.

Вместе с тем национальные особенности малых народов пока являются реальностью и соотнесение этих особенностей с общими закономерностями совершенствования национальных отношений зрелого социализма - актуальная исследовательская проблема. Региональная интернационализация различных сторон общественной жизни народов, постепенное добровольное уподобление последних друг другу по формам культуры, традициям, элементам быта, по психологии, накопление в них потенциала общесоветского на основе экономической общности всего советского народа, единства марксистско-ленинской идеологии, социалистической государственности и содержания культуры вовсе не предполагает отказа от прогрессивного национально-особенного в жизни народов.

Процесс интернационализации общественного бытия и общественного сознания социалистических наций и народностей наиболее ярко проявляется в их неуклонном сближении, которому сопутствует всесторонний расцвет прогрессивно-национального. Но процесс сближения не является одномерным. Среди его форм мы выделили: а) общесоюзное сближение всех социалистических наций и народностей на основе общности коренной цели - строительства коммунизма, единства социально-экономического и общественно-политического устройства их жизни; б) межреспубликанское (межрегиональное) сближение народов; в) внутрирегиональное сближение всех национальностей;

г) сюлижение двух и более коренных малых народов, имеющих коллективные национальные автономии. Последние три формы подчинены первой, а совокупность всех - задаче дальнейшего укрепления единства советского народа как новой социальной и интернациональной общности людей.

Субъективный фактор нашего общества призван создавать научно обоснованное соотношение общего и особенного, интернационального и национального в развитии всех социалистических наций и народностей и тем самым творить объективные предпосылки для благоприятного функционирования всех форм сближения народов на пути к полной социальной однородности.

Буржуазные идеологи за последние годы проявляют повышенный интерес к положению малых народов СССР. Однако эта фарисейская заинтересованность в судьбах "национальных меньшинств" оборачивается чудовищной клеветой на социалистическую действительность. Не видя "бревна в собственном глазу", буржуазные историки и социологи возводят в абсолют любые недостатки наших будней, закрывают глаза на колоссальные успехи в развитии экономики и культуры социалистических малых народов, не замечают их взлета от вековой отсталости к вершинам современной цивилизации.

В начале 1983 года радиостанция "Голос Америки" посвятила одну из своих передач об "американском образе жизни" рекламе "райской" жизни индейцев. "Американские индейцы, - вещал "голося-сохраняют традиционную племенную организацию. Значительная часть их живет в резервациях. Нет, это не обязанность, а скорее, привилегия индейцев. В резервациях индейцы имеют возможность заниматься своими традиционными промыслами."

Вот факты об этой "рабской" жизни. В США сейчас насчитывается 800 тыс. индейцев по сравнению с 12 миллионами, жившими в Америке до ее открытия. Политика геноцида по отношению к корен-

ным жителя* страны привела к истреблению десятков индейских племен. Этот геноцид продолжается и сегодня. Безработица в индейских резервациях колеблется в зависимости от времени года от 30 до 70 процентов. Свыше 75% индейцев страдают от голода, недоедания и нищеты. Каждый третий индейский ребенок умирает через полгода после рождения. С 1971 по 1975 год 24% индейских женщин были насильственно стерилизованы. Приходят; в упадок национальные традиции, культура, язык ивдейцев, создававшиеся в течение нескольких тысячелетий.*

Такова правда, которую пытается скрыть "Голос Америки".

Два мира - две судьбы, два образа жизни. Малые народы Советского Союза имеют на деле те же возможности для социального прогресса, что и все нации и народности нашей страны. Однако реалиями развитого социализма они пользуются не в условиях национальной замкнутости, а в тесном единении с другими народами, не испытывая дискомфорта, получая максимальное удовлетворение от слияния своих коренных интересов с интересами всего советского народа.

Из диссертации органически вытекают некоторые рекомендации по совершенствованию научного и практического руководства процессами укрепления регионального единства народов, объективно протекающего сближения и укрупнения малых наций и народностей. Их можно представить в следующем виде:

I. Целесообразно продолжить исследования региональных проблем развития наций и национальных отношений, периодически давать социально-философский и конкретно-социологический анализ соотношения интернационального и национального в развитии как

совокупного населения конкретных регионов, так и отдельных малых народов. Это даст возможность выявлять сферы первоочередного приложения усилий субъективного фактора с целью дальнейшего совершенствования национальных отношений.

2. Учитывая, что темпы дальнейшего социального прогресса советского народа, расцвета и сближения всех наций и народностей зависят от успехов единого народнохозяйственного комплекса - экономики СССР, в идеологической работе среди трудящихся малых народов особый акцент следует делать на необходимость возрастания их вклад в совокупные усилия трудовых коллективов регионов и национальных автономий.

3. Шире и убедительнее пропагандировать преимущества коллективных национальных автономий малых народов. При этом необходимо обращать внимание на два важных момента. Во-первых, независимо от национальной персонификации автономий каждый коренной народ располагает юридическим равноправием и фактическим равенством с другими народами как в пределах национальной автономии, так и союзной республики и СССР в целом. Во-вторых, не только коренные народы, но и трудящиеся других национальностей имеют право на реализацию своих национально-государственных интересов через данную национальную автономию и что необходимо

их должное представительство во всех партийных, государственных и общественных организациях.

4. Необходимо и впредь поддерживать взаимотяготение соседствующих и родственных малых народов, их стремление солидаризироваться в рамках региона. Однако, поддерживая это тяготение, нельзя, во-первых, подменять им свеохватывающего процесса интернационализации общественной жизни и сближения всех наций и народностей; во-вторых, в общее русло региональной солидариза-

ции необходимо втягивать всех трудящихся без различия национальной принадлежности, с тем, чтобы взаимотяготение малых народов не вызывало регионального обособления,

5, Следует поощрять региональные (не только в рамках национальных автономий, но и экономических районов) научные исследования в области экономики, культуры, литературы и искусства. Например, назрела необходимость в написании и издании "Истории искусства народов Севера", "Истории социологической мысли народов Северного Кавказа" и т.д.

6. Следует поощрять создание национальных культурных ценностей не только на родных языках, но и на языке межнационального общения. Необходимо издавать антологию литературы народов региона, больше практиковать переводы произведений художественной литературы. Следует критически отнестись к идее о создании письменности решительно для всех малых народностей. Для ускорения национально-консолидационных процессов малых народов целесообразно ограничить использование в печати, литературе и искусстве территориальных диалектов,

7, Полезно было бы создание региональных общественных советов по разработке рекомендаций для внедрения в быт трудящихся всех национальностей регионов единых обрядов и традиций, общесоветских по содержанию, но формы которых были бы синтезированы из всего лучшего национально-особенного всех народов, населяющих регион.

8. Используя опыт прибалтийских и закавказских союзных республик, целесообразна совместная разработка несколькими соседствующими национальными автономиями единых комплексных планов патриотического, интернационального и атеистического вое-

питания трудящихся, в которых учитывались бы региональные особенности малых народов.

9. В интернационально-патриотическом воспитании трудящихся малых народов следует особо акцентировать внимание на зависимости расцвета наций и народностей от их сближения со всеми народами СССР, от успешного решения общесоюзных и региональных задач социально-экономического и культурного развития.

10. Необходимо различать национальные предрассудки и националистические пережитки. Если по отношению к носителям первых достаточно применения воспитательных, моральных мер воздействия, всемерного приобщения их к научному осмыслению прогрессивных явлений социалистической действительности, то по отношению к носителям вторых допустимо применение более решительных мер, вплоть до правового воздействия.

ХХУ1 съезд КПСС дал ясные и четкие установки в области дальнейшего укрепления единства советского народа, совершенствования национальных отношений. "Этот процесс идет у нас так, как он и должен идти при социализме: на основе равенства, братского сотрудничества и добровольности. За соблюдением этих ленинских принципов национальной политики партия следит строго.

От них мы не отступим никогда!"

Беспредельно преданные своей великой Родине, трудящиеся нашей страны целиком и полностью разделяют эти принципы. Своим вдохновенным'трудом над выполнением заданий одиннадцатой пятилетки, своей высокой социальной активностью они выражают горячую и единодушную подцержку ленинской внутренней и внешней политики КПСС.

 

Список научной литературыСаламов, Борис Савельевич, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Абдуллин М.И. Борьба без компромиссов: (Критика буржуазныхконцепций разрешения национального вопроса в респ. Поволжья и Урала). Казань, Татар.кн.изд-во, 1982.-254с.

2. Аитов Н. Региональные социальные различия и их преодоление.Политическое самообразование, М., 1981,№ 8, с.37-45.

3. Арнольдов А. Братский союз социалистических культур.- Коммунист, М., 1970, № 16, с.53-62.

4. Айталиев A.A. Интернационалистское сознание советского народа: сущность, закономерности формирования и развития.- Философские науки, М., 1982, № 5, с.13-21.

5. Ачылова Р. Национальная политика КПСС ведущий фактор развития национальных отношений в СССР.- Научный коммунизм. М., 1974, № 4, с.35-45.

6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциологические исследования в СССР.- Социолог.исследования. М., 1981, № I, с.64-70.

7. Арутюнян Ю.В. Национально-региональное многообразие советской деревни.- Социологические исследования. М., 1980, № 3, с.73-81.

8. Абдусаламова Т.А. Трудовая активность женщин ДагестанскойАССР.- Социологические исследов., М., 1981, № 4, с.140-143.

9. Абдуллаев М.А. Несостоятельность буржуазных "концепцийассимиляции" языков малых народов СССР.- Научный коммунизм, М., 1981, № I, с.103-110.

10. Богорад Д. Экономическое и социальное развитие национальных автономий РСФСР.-План.хоз., М.,1982, № 7,с.40-49.

11. Битенева Н.М. Интернационализация социально-экономическихоснов советского образа жизни.- Научный коммунизм, М., 1983, № I, с.58-65.

12. Боков Х.Х. Проблемы интернациональной обрядности обычаеви традиций в национальных отношениях развитого социализма.- Научный коммунизм, М., 1982, № 6, с.43-49.

13. Бурмистрова Т.Ю. Критика извращений национальной политикиКПСС в буржуазной социологии.-Научный коммунизм, М., 1982, № 6, с.84-91.

14. Бромлей Ю., Шкаратан 0. Национальные традиции в социалистической экономике.- Вопросы экономики, М., 1983, № 4, с.38-48.

15. Бромлей В. Этнические процессы в СССР.- Коммунист, М.,1983,5, с.56-65.

16. Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных; национальных:процессов.- В кн.: Международные связи и взаимодействие культур. Таллин, 1978.-347с.

17. Беляков Г.Ф. Марксистско-ленинская концепция интернационализации общественной жизни человечества. Вопросы научного коммунизма, выпуск 52, Киев, Изд-во Киевского госуниверситета, 1982, с.3-12.

18. Бельков О.А. Военно-патриотическое значение интернационального единства советского народа.- Научный коммунизм, М., 1983, № I, с.3-11.

19. Белодед И.К. Функционирование языков народов СССР в условиях расцвета социалистических наций. Вопросы язы-кознания^ М., 1975, № 4, с.3-10.

20. Вилков Ю.С. Некоторые аспекты эволюции современного буржуазного национализма. Научный коммунизм, М., 1982, № 6, с.97-104.

21. Вавилов К. Социальные проблемы развития единого народнохозяйственного комплекса СССР. Политическое самообразование; М., 1981, № 2, с.84-92.

22. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория.Философские науки^ М., 1980, № 4, с.30-40.

23. Виноградов В.Г., Гончарук С.И. Особенности детерминации вобщественных процесса.- Философские науки, М., 1982, № 5, с.34-42.

24. Георгиладзе Л. Новый этап национальных отношений.- Коммунист Грузии, Тбилиси, 1982, № 2, с.43-51.

25. Габаева Р.У. Некоторые черты и особенности национальныхотношений в условиях зрелого социализма.- В кн.: Развитие общественных отношений зрелого социализма. Казань, 1981, ч.2, с.78-81.

26. Гусейнов О.М. Межнациональное общение в быту.- Научныйкоммунизм, М., 1981, № б, с.53-59.

27. Громова М.А. Интернациональный характер политической организации социалистического общества.- Научный коммунизм, М., 1979, № 2, с.65-74.

28. Горовский Ф.Я., Горовская Н.Ф. Некоторые теоретическиевопросы формирования и развития новой исторической общности Советского народа. - Вопросы научного коммунизма, выпуск 52, Киев, с.18-26.

29. Грызлов В.Ф. Расцвет и сближение социалистических наций.Научный коммунизм, М., 1982, № 5, с.9-17.

30. Голотвин Ж.Г. Октябрь и развитие дружбы народов СССР.Философские науки, М., 1977, № 4, с.3-11.

31. Гальченко И.Е. Торжество ленинской национальной политикии развитие языков народов СССР.- В сб.: "Ленинизм и развитие национальных республик". Орджоникидзе, Сев.-Осет.гос.университет, 1971, с.73-112.

32. Губогло М.Н. Социально-этнические последствия двуязычия.Сов.этнография, М., 1972, № 2, с.26-36.

33. Гинзбург А.И. О влиянии некоторых национальных традицийна миграцию из села в город. Сов.этнография, М., 1980, № 4, с.105-113.

34. Джуыаев Ш.С. Военно-патриотическое воспитание молодежина боевых интернациональных традициях советского народа.-Научный коммунизм, М.,1982. № б,с.70-76.

35. Джунусов М.С. Концепция пролетарского интернационализмаК.Маркса и современная практика общественного развития .-Научный коммунизм. М., 1983, № 6, с.19-26.

36. Джунусов М.С. Теоретические проблемы пролетарского интернационализма в материалах ХХУ1 съезда КПСС. -Научный коммунизм, М., 1981, № 5, с.30-34.

37. Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности и национальные установки. Сов.этнография, М., 1971, № 3, с.7-16.

38. Дешериев Ю.Д. Языковые проблемы многонационального социалистического общества.- Вопросы языкознания. М., 1982, № 6, с.14-27.

39. Долгат Б. Материалы по обычному праву ингушей.- ИзвестияИнгушского научно-исследовательского института краеведения. Вып.2, Владикавказ, 1930, с.59-67.

40. Джанаев А.К. К истории формирования рабочего класса вСеверной Осетии.- Известия СОНИИ. Том.Х1Х, Орджоникидзе, Ир, 1957, с.113-119.

41. Джиоев О.И. Культура нация - личность.- Вопр.философии,М., 1982, № I, с.8-21.

42. Жарников А.Е. Национальное и интернациональное. К диалектике их взаимосвязи. Философские науки, М., 1982, № 2, с.90-99.

43. Жолковский К.Э. Значение опыта решения национального вопроса в СССР для государств социалистической ориентации.-Вопросы научного коммунизма, вып.52, Киев, 1982, с.78-85.

44. Журавлев В.В. Интернационализм и развитие наций при социализме. Известия Северо-Кавк. научного центра высшей школы. Общ. науки, № I, Ростов-на-Дону, 1973, с.23-29.

45. Здравомыслов А. Социология: проблемы и перспективы. газ.Правда, 1983, 23 сентября.

46. Зибарев В.А. Ленинская национальная политика и малые народы Севера. История СССР, М., 1981, № 3, с.44-59.

47. Зиманас Г.О. Образ жизни интернационалистов. Коммунист,М., 1982, № 16, с.65-69.

48. Зиманас Г.О. Развитие общественного сознания социалистических наций и процесс интернационализации. Вопр. философии, М., 1978, Ф 3, с.20-29.

49. Затеев В.И. Советский народ новая историческая общностьлюдей и ее интернационализирующее воздействие на развитие советских наций. Научный коммунизм, М., 1979, № 4, с.46-54.

50. Иовчук М.Т. Ленинские традиции социалистического интернационализма в действии. Философские науки, М., 1983, № 2, с.3-10.

51. Иордан М.В., Семенов В.М. Советский народ динамическиразвивающаяся новая историческая общность людей. -Научный коммунизм, М., 1980, № 5, с.20-28.

52. Платов Э.Ф. Социалистическая интеграфия как форма интернационализации общественной жизни.- Вопросы научного коммунизма, вып.52, Киев, 1982, с.53-60.

53. Интернационализация общественной жизни в условиях развитого социалистического общества. (Круглый стол "Вопросов философии"). Вопрроы философии. М., 1974, № 10, с.3-27; № II, с.15-35; № 12, с.14-37.

54. Кочарли Ф.К., Чурбанов P.O. 0 реакционной сущности концепции "мусульманского национального коммунизма".-Вопр.философии, М., 1982, № 12, с.106-113.

55. Карапетян Л.М. Общее и особенное в развитии многонационального социалистического государства.- Философские науки, М., 1972, № 5, с.67-76.

56. Кривой М.Н. Коллективизм советского народа.- Вопросы научного коммунизма, вып.52, Киев, 1982, с.33-35.

57. Корнев К.Л. Расцвет и сближение социалистических наций инародностей.- Научный комм.,М.,1979, № 3, с.36-44.

58. Кобко Г.Л. Интернационализация национальных культур вСССР. Научный коммунизм,М.,1982, № 6, с.32-43.

59. Каримов М.Х. Укрепление дружбы народов СССР и интернациональное воспитание. Научный коммунизм,М., 1982, № 6, с.65-70.

60. Капто А.С. 0 классовом подходе в патриотическом и интернациональном воспитании трудящихся в свете решения ХХУ1 съезда КПСС .-Научный коммунизм, М., 1981, № 6, с.3-16.

61. Косичев А.Д. В.И.Ленин о необходимости и всемирно-историческом значении образования СССР.-Научный коммунизм, М., 1983, № 2, с.3-14.

62. Куплевахский В.Я., Левин Д.А. Об усилении сходства в жизнисоветских наций и народностей на этапе зрелого социализма. Вопросы научного коммунизма, вып.52, Киев, 1982, с.41-46.

63. Куличенко М.И. ХХУ1 съезд КПСС о развитии наций и национальных отношений в условиях зрелого социализма. -История СССР, М., 1982, № 3, с.104-117.

64. Куличенко М.И. Закономерности формирования и развития новой исторической общности советского народа. -Вопросы философии, М., 1980, № 9, с.3-18.

65. Куличенко М.И. Актуальные проблемы развития наций и национальных отношений в свете новой Конституции GCCP. -Научный коммунизм, М., 1977, № 6, с.10-18.

66. Ким М.П. Становление и развитие советского народа как новой исторической общности лвдей. В кн.: Вопросы интернационального воспитания трудящихся. М., Мысль, 1977.-421с.

67. Калтахчян G.T. Единство и расцвет культур наций и народностей развитого социалистического общества. Научный коммунизм, М., 1976, № I, с.84-89.

68. Луковцев B.C. Некоторые вопросы социалистического развития народностей Советского Севера. Научный коммунизм, М., 1981, № 6, с.59-66.

69. Минаев Л. Международное значение образования GCCP. Международная жизнь, М., 1982, № 5, с.9-20.

70. Мачавариани В.Л. Нация, ее культура и язык. ЛитературнаяГрузия, Тбилиси, 1971, № 6, с.83-96.

71. Магидов Ш.Г. Национально-языковые отношения в СССР в современных условиях. Научный коммунизм, М., 1980, № 3, с.63-70.

72. Магидов Ш.Г. Муллы против родного языка.- Наука и религия. М., 1973, № 9, с.27-36.

73. Минц И. Воплощение пролетарского интернационализма.Коммунист., М., 1982, № 17, с.25-34.

74. Метелица Л.В. ХХУ1 съезд о дальнейшем развитии национальных отношений.- Научный коммунизм.М.,19814,с.64-68

75. Метелица Л.В. Интернационалистическое и патриотическоевоспитание в зрелом социалистическом обществе. -Научный коммунизм, М., 1982, № 6, с.56-65.

76. Маланчук В.Е. Классовый характер национальной политикипартии и интернационального воспитания трудящихся.-Вопросы научного комм.,вып.52,Киев, 1982,с.85-90.

77. Менжерес Г.Н. Советские праздники и обряды важное средство интернационального и патриотического воспитания трудового коллектива.-Вопросы научного коммунизма, вып.52, Киев, 1982, с.101-109.

78. Медведев В. Народнохозяйственный комплекс и межнациональные отношения.-Коммунист,М., 1982,№ 17, с.46-56.

79. Мординов А.Е. Актуальные проблемы развития национальныхотношений в СССР.- Вопросы философии, М., 1971,№ 6, с,23-33.

80. Мотрич Н.С. Функционирование национальных и межнационального языков как проявление советского образа жизни.- В кн.¡Духовная сфера социалистического обоа-за жизни и современная идеологическая борьба. Днепропетровск, 1981, с.124-127.

81. Нахушев В.Ш. Интернациональное и национальное в условиях развитого социализма.- Научный коммунизм, М., 1981, № 3, с.23-31.

82. Никитин Л.Н. Борьба с пережитками прошлого как важный аспект коммунистического воспитания. Научный коммунизм, М., 1983, № I, с.73-78.

83. Национальный вопрос в странах Азии и Африки. Пробл.мираи социализма, Прага, 1983, № 3, с.49-59.

84. Нагорная Л. Решение национального вопроса в СССР и проискиантикоммунизма. Под знаменем ленинизма, Киев, 1982, № б, с.39-44.

85. Осинский И.И. Общее и особенное в формировании социалистической интеллигенции национальных районов Сибири. -Научный коммунизм, М., 1983, № 2, с.65-74.

86. Приходько Д.Н. Анализ влияния фактора "национальный статус"на образовательные возможности личности в советской системе высшего .образования. Б кн.: Проблемы социологических исследований. Томск, Изд.-во Томск.ун-та, 1972, с.127-136.

87. Плотников Ю.К. Общественная структура: проблемы и перспективы развития. Философские науки, М., 1982, № I, с.5-14.

88. Прудников Ф.М., Сайдалиев Э. Интернациональное и национальное в советском народе как новой исторической общности людей. В кн.: Социальное развитие советского общества на современном этапе. Ташкент, 1981, с. 95100.

89. Пан В.В., Третьяков А.П. Тенденция интернационализации иизменение национальных черт характера в процессе строительства социализма и коммунизма.- Научный коммунизм, М., 1974, № I, с.29-39.

90. Пан B.B. Интернационализация национальной государственности в системе советской федерации и углубляющееся сближение наций. Научный коммунизм, М., 1978, № 5, с.З-И.

91. Духова Е.Д. Образование СССР и интернационализация общественной жизни народов Советских республик. Вопросы научного коммунизма, вып.52, Киев, изд-во Киевского госуниверс., 1982, с.12-18.

92. Прибыльский Ю.П. Общее и особенное в переходе ранее отсталых народов Севера России к социализму. Научный коммунизм, М., 1979, № 2, с.32-40.

93. Прибыльский Ю.П. Общее и особенное в переходе ранее отсталых народов Севера к социализму. Научный коммунизм, М., 1979, № 2, с.32-39.

94. Петров B.C. Интернационализм мировоззрение и политикарабочего класса. Вопр. философии, М., 1973, № б, с.27-38; № 8, с.51-63.

95. Поздерец X. Национальное управление в условиях социалистического самоуправления. Опыт Югославии. Соц. мысль и практика, Белград, 1982, № 4, с.74-85.

96. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и нация. Вопр.философии, М., 1975, № 8, с.16-25.