автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Зарождение либерально-демократического направления в общественной мысли Южного Азербайджана

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Бабаева, Нушабе Рашид кызы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Зарождение либерально-демократического направления в общественной мысли Южного Азербайджана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Зарождение либерально-демократического направления в общественной мысли Южного Азербайджана"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

БАБАЕВА НУШАБЕ РЛШИД кызы

ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ЮЖНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА (конец XIX—начало XX в.)

Специальность 09.00.03 — История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Баку — ШН

Работа выполнена в отделе идеологических проблем и исламоведения Института востоковедения АН Азербайджанской Республики.

Научные руководители:

доктор философских наук Р. Я. Алиев

кандидат исторических наук О. С. Меликов Официальные оппоненты: доктор философских наук А. А. Амин-заде доктор исторических наук Т. А. Ибрагимов

Ведущая организация — кафедра философии Бакинского Государственного Университета им. М. А. Расул-заде.

Защита состоится « ^р _1992 года

в /у ^часов на заседании специализированного совета (Д. 004.06.01.) по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии и права АН Азербайджанской Республики (370143, г. Баку-143, пр. М. Азизбекова, 31 — Институт философии и права АН Азербайджанской Республики).

С диссертацией можно ознакомиться в ЦНБ Академии наук Азербайджанской Республики.

Автореферат разослан » / 1991 года.

/ ' Ученый £еМетарь [.»б^ёцйалти^овадМго совета, ,

^н^идат?ф.ил(^б|)|ких наук/И^/^лД ЮСУФ-ЗАДЕ Р.

с?

к.

- з -

I, Общая характеристика работы

Актуальность теми. Пересмотр в последние годы в нашей стране ряда методологических подходов к проблемам социально-экономического, идейного развития общества Послужил мощным импульсом для активизации научных исследований в области обществоведческих наук. Новое политическое мышление,, заключающееся в отказе от господства догматизма и идеологизации отечественной науки, восстановлении принципов объективности, в признании прав человека, а также приоритета общечеловеческих ценностей я интересов, оказало огромное влияние на формирование и обновление идейной направленности обществоведческих исследований^.

В начавшемся общем оздорсалении духовной жизни общества соответственно повышается и научный уровень исследований в обществоведении. ¿¡ела во многих публикациях периода застоя прослеживалась тенденциозная оценка общегуманистических идеалов общественных деятелей, мыслителей прошлого, а сами общественно-политические, идейные процессы "насильственно" укладывались в прокрустово пояе марксистской методолгии, то сейчас, в период осмысления новых юлитических реалий взоры все чаще обращаются к тем мыслителям, которые, конструируя своеобразное "гуманное" общество, провидели з революции некоторые зловещие черты будущей действительности.

В связи с этим возникает необходимость пересмотра проблем общественно-политических, идейных процессов в Йране и, в более ти-юком плане, на мусульманском ¿Зостоке, в частности в Южном Лэер-5айджанэ в конце XIX - начале XX века.

Развитие новой общественной мысли в Южном Азербайджане /Лра-!в/ в ИХ веке, как и в других странах мусульманского Востока, рз всей сложност® этого процесса отражало в первую очередь рост буржуазной идеологии, идей, подготовивших буржуазную революцию 505-1911 гг. ■

Буржуазная идеология зарождалась и развивалась здесь в усло-иях господства разлагающихся, но все еще действенных феодальных нститутов, усиленного проникновения западного политического, эко-омического, культурного влияния.

В философской и общественно-политической мыоли Южного Азер-айдкана /Ирана/, также как и Востока, в последней трети XIX в. •

& ^"^Л0?^* 19891 * 10.д°- 3-18: Вопросы философ.

и) г л«! а С. 3-15; Народы Азии и Африки. 1389, К '¿, с. 3-5;-

н1э% 1Гсй 4-§ИКИ' ' * 3' * : 'Ч°ГРЛЫ к'ЖЛ " А+Ри«и-'''.

под влиянием прогрессивной европейской, русской и североазербайд жанской мысли получали свое развитие политические, правовые, нра Бстгенные ид' и эпохи Просвещения, составившие определенный этап их чзтории.

Опираясь на прогрессивные традиции национальной культуры, I стот'А'.е и, в частности, кжноазербайджанские просветители стремились использовать идеи западноевропейских и русских просветителе применительно к своей действительности, учитывая при этом реальи господство ислама и традиционных представлений в государстве и с ществонном сознании.

Просветители привнесли в общественное сознание новые, прогрессивные представления о мире, человеке, обществе и государстве высказывались за отделение религии от государства, яа ее приспос бдение к требованиям времени, васгаивоя при этом на сохранении ¡; лигин как национальной традиции и морчльно-этической нормы.

Мирза йсий хан Мостешар-эд-доуле, З.Марагаи, А.Талибов, МЛ бризи, М.Рушдийе - далеко не полный список южноазербайджанских просветителей, являвшихся носителям,: прогрессивных идей и возгле вивших процессы зарождения и развития новой иранской культуры.

Совокупность идей, связанных с вырождением социально-эконс ылческой, политической, культурной жизни страны, укреплением не ционального суверенитета, стала цель» теоретической и практической деяте^ьнорти Мирзы Юси$ хана, З.Мзрагаи, М.Рушдийе я др.

Актуальность процесса зарождения буржуазной идеологии в Азербайджане с точки ярения политического развития Ирана заклпче ется также в том, что без углубленного изучения реформаторских i члнаний этого периода, эволюции общественно-политической мысли, мусульманского реформизма и их взаимодействия невозможно научно мыслить суть происходящих событий г, современном Иране. Отнюдь не абстрактное значение это имеет и для глубокого понимания nepcnef тив развития идейных процессов и в мусульманских республиках бы! иего Союза, в том числе в Азербайджанской Республике.

П. Степень разработанности проблемы. В отечественной латерг ре вопросам истории становления и (формирования новой идеологии, культуры, новых общественных отношений и классов в Иране посвяще ны работы советских иранистов С.Л.Агаева*, А.М.Агахи , Д.М.Анар>

* Агаев С.Д. Иран в прошлом и настоящем. М., 1981.

^ Агахи A.M. ;1з истории общественной и философской мысли в Иране Б., £971.

ловой1, И.К.Ьеловой и в .б-Никитиной2, Н.А.КузнецоьоЙ3, Т.А.Ибрагимова , ¡Л.С.Иванова5, Н.А Л'алипова6, Г.Р.Хатеш7, Р.А.Сеидова8 и др. В связи с исследуемой проблематикой среди названных работ нельзя не отметить историко-философскую работу ¡¡.А.Талицова "Общественная мысль в Иране в XIX - начале XX вв.". Автор на основе философского анализа религиозно-реформаторского бабидского движения и мировоззренческих концепций 3.Ураган, ¡¿.¡¿альком хана, А.Талы-бова и Шамс-ол-Арафа рассматривает историко-гносеологлческие корни и социально-идеологические аспекты-иранского просветительства, закономерности его развития. ■ •

Особый интерес представляет также работа "Очерки истории Южного Азербайджана"^, подготовленная авторским коллективом, где впервые в отечественном востоковедении широко освещены социально-экономические, политические и культурные аспекты истории Юяного Азербайджана XIX - начала XX в. Лажной для исследуемой нами проблемы представляется глава, в которой рассматриваются в сравнении основные этапы культурного развития Южного и Северного Азербайджана, подчеркивающие исключительное влияние североазербайджанскях мыслителей и писателей на развитие новой буржуазной культуры в Южном Азербайджане.

О процессе просветительского развития на Востоке советскими востоковедами написан ряд специальных работ*®. Жизни и творчест-

^ Анаркулова Д.М. Социально-политическая борьба в Лране в середине XIX в. n... 1983. .

' Зарождение идеологии национально-освободительного движения /XIX-начало XX в./. Л., 1973.

I *

Ближний и Средний постои. Товарно-денежные отношения при феодализме. Сб. статей, й., 1980.

I ИбраЬиков Т.Э.(Ша1шн).Иранда си^аоя чами^етлэр вэ ташкилатларин

заранмасн вв онларин фэали^эти.Б. ,1967.

Лванов М.С. Очерк истории Лрана. М,, 1952.

ТЖ100 Общественная мысль в Иране в XIX - начале XX в. М.,-ХЭоо.

Патами Ь.Р.МкЬачир Иран гэзетлэринин мгстэмлэкечилик вэ империа-

лизм элвзйина щба развей. Б. ,1964.

Сеидов Р.А. Иранская буржуазия в конце XIX - начале XX в. М,, нэнуЪи Азарбадчан тарихинин очерки (1828-1917).Б.,1985.

Краткие сообщения института народов Азии. 1363, й 73; Просвети-1э78СТ№°4В литер!"дах Истока, м., 1973; Народы Азии и Африки.

ву А.Талыбова, З...1арагаи посвящены монографии л статьи*. Однако в отечествиннэй иранистике нет ни одной специальной работы о жизни к деятел! юсти выдшоцегося общественно-политического деятеля Мир-к ¡иси4; хана „'.остсмаар-эд-Доуле. Отдельные сведения о нем обстс ятельно упоминаются лишь как об авторе сочинения "¿1ек келме", пр» этом о нем самом и о его работе говорится только в обадх словах, и тем самым его роль в развитии просветительской идеологии оказывается умаленной. О значении реформаторской и просветительской деятельности лирзы ¿Ъиф хана^Фрагментарно говорится или упоминает ся в работах иранских ученых**. В связи с зтим хотелось бы отметит работы '¿.Адамийата, в которых он старается показать место и энач< ние общественно-политической и реформаторской деятельности Мирзы Юсиф хана.

Нельзя не отметить, что 4.Адами11ат изучением идейной эволюш иранского общества .XIX века внес весомый вклад в мировую иранист> ну^. ьго капитальные труды написаны на основе большого количеств! малодоступных материалов, собранных им в иранских а иностранных библиотеках и архивах. Главная цель исследователя при рассмотрении данной проблемы - изучение исторал общественно-политической мысли проилого столетия, мировоззрения носителей новых идей, про' слеясивая при этом эволюцию политической мысли и раскрытие генези' са идей конституционного движения. Кго историко-соилологическвя работа 'Мдея прогресса и правление Закона" охватывает период 1858-1Ь83 гг. (Ученый изображает динамику идейного развития иранского общества, исследует важнейшие этапы поступательного развития прогресса, удаляя основное внимание политическим ре^рмам пр правления /Лирза Хосейн хана Сепахсаларя.

• 1Манафц М. Талибов Ы.Э.ОюЗат вв ¿арадкчшшгн).Б. ДЯ77,Э1Ш1задэ Керкэмли гтэ^эккпр вв маарифчя.ьькнД984.27.9.!Лвммэдзадэ Ь.к. Талибов М.Э.Эдэби^ат вэ инчэсэнэтДЭ84,28.9, ММтов А.Ы. Иарагаи 3. и его роман /Прилож, к "Дневнику путеше ствия дбрахим-бека или его злоключения по причине фанатической любви к родине" «шрагаи 3./, ¡и.-Л., 1963.

2 Кермана Н. Тарих-е бидари-йе'Иран. Техран, 13212; Тарбийат М. Д нешандан-е Азербайджан. Техран, 1314; Реэвани М. Эдал-е магару тийат-е Иран. Техран, 1342; Аринпур И. Аэ саба та нама. Дж. 1. хехран^ Хоох•

® Адамийат Ф. Фе?.р-е аэаЖи ве могаддаме-йе нехэат-с маарутийат. 1ехран, 1342; Адамийат Ф. Андишейе тарагги ве хокумат-е ганун. ¿ере Сепахсалар. Техран, 1351; Адамийат 4. ^ивлпт-е тарихи. X дран, 1352; Адамийат Ф, Дцеологи-йе нехзаЯе гаср,угийат-е Иран, ^ж. 1. Техран, 2535; Адамийат А. Андишоха-йе ]плевой Тебризи.

Но мнению автора, Мирза Хосейн хан Сепахсалар и ыиряа Уси^ хан ..'.сстешар-мд-доуле стоят во главе прогрессивной идеологии этого периода, ./лрзи ыси± хан характеризуется кок один и а самих близких, мудрых друзей, единомышленников Сепахсаларп. «1х мировоззрение *.Адамнйат связывает с щоцессом развития нового мииления в Иране, с зарождением нациошишюго /общеиранского/ самосознания и национализма. Лмепно они, считает ученый, впервые провозгласили в новом, светском представлении такие понятия, как "ьатан", "мил-лет". й.Адамийат говорит об исключительной роли лирзы :1с иф. хана в зарождении светских норм в законодательстве страны.

Наконец, книга С.Адакийата мохет служить необходимым пособием для изучения эволюции светских идей и других аспектов идеологии иранского общества.

Б другой своей монографии ",,!ыслл Талыбова Гебризи", посвященной яизни и деятельности видного мыслителя-просветителя, Ф.Адами-йит подчеркивает, что но своему мировоззрению многие мыслители, писатели прошлого столетия достигли интеллектуальной вершины и их заслуга и первую очередь состоит в распространении просвещения. К ним автор причисляет и АЛллыбова. йчАдамиИат старается показать А.ТалыОова просветителем - популяризатором естествешшх наук и прогрессивных общественно-политических идей а отметить значение его учения в истории развития духовной культуры страны.

Анализируя .рилосо^ские и социально-политические воззрения просветителя, *.Лдамийаг считает, что они отражали основные идейные течения своей эпохи.'АЛалыбов - сторонник эмпирической и рациональной 1*илосо*ии, в то время как основу его политических убеждений составляют политический либерализм и демократизм.

Специально вопросам идеологии Нового времени посвящена монография иранского историка З.Табари "Социальна учения и движения в Иране" . Основное место в работе отведено противопоставленной унциальному политическому курсу оппозиционной просветительской идеологии, ее течениям, анализу деятельности просветителей и их социально-политических взглядов.

Исследованию различных вопросов истории конституционного движения посвящены работы таких иранских историков и литераторов XX

Таб?ри э. Джаханбиниха ве джонбешха-йе эджтемаи дар Иран. Бах-ше ¿. Гехран, 1354.

века, как З.Дкаьид*, А.Кесреви^, Ь.Ыуса3, ¡Л.^стелами4, ii.PaHií5 i другие.

Большое число исследований, посвященных различным аспектам общественно-политического развития Лрана XIX - начала XX в.,издг но ь СJA, европейских странах, которые внесли определенный вклал в изучуние истории »!рана этого периода. К таким работам относятся монографии и статьи д.Брауна6, Х.Алгара?, ДжЛ'оберто8, А.Хая-ри3 и др.

Х.Алгар в работе "Религия и положение Лрана в 1785-1905 гг. Роль духовенства в каджарский пердаод" рассматривает последствия влияния ислама на общественно-политическую жизнь страны, место ¡ роль духовенства в общественной жизни Лрана, причины его активизации и выступлений в роли руководящей силы в борьбе против Кад-жарской династии. 3 работе также говорится о докторах, породивших просветительство и антифеодальное движение.

В деле исследования мировоззренческих концепций иранских п{ светителей особый интерес вызывает статья Ха;;ра "Мыслители XIX i ка Лрана". В ней автор рассматривает условия армирования нових идей, ориентированных, с одной стороны, на мусульманские концепции и традиций, с другой - на идеи европеизации, а также излагае общественно-политические взгляды просветителей.. По мнению Хаири, заслуга иранских мыслителей XIX в. прежде всего в том, что они ознакомили своих соотечественников г новыми представлениями о го сударстве, народе, правительстве, что сказалось на пробуждении национального сознания иранцев.

Для донима^ш идейной эаолхдии иранского общества второй п-

Джавид Э. Нехзат-e *апругийат-е Иран ве нагш-е азадя-хахан-е джахак. Техран, 1354.

^ Кесревя А. Тарих-е мааруте-йе Иран. Техран, 1333.

3 Муса Б. Техаввелат-е фекри дар Иран. Техран, 1334.

^.ЭстеламиМ. Барраса-йе адабийат-е емрузи-йе йран. Техран, 2535

Раин И. Аеджоманха-йе серри дар доуре-йе нехзат-е мапрутийат-е яран.. техран, 1о4о.

6 Brown E.G.The Press and Poetry of modern Persia.Vol,II,Canbr.1

7 Algar.Religion and State» in Iran,1785-1906.The role of the Ulm the Qajar Period.Los angeles,1969.

8 Oriente Modern..XL7II,1967.

Э Akten des V3I Kongresse fUr Arobitik und Islaa^iQqenacbaft.Oot 1974.

I 2

touHiiu XIXb. важны исследования историков-арабистов , туркологов 1 пзербайджаной<;дова, так кии и в Турции, арабских странах и Обзорном Азербайдаюно происходили аналогичное процессы.

11. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного иссле-юиакия является в неразрывной связи с анализом особенностей со-машю-экономической, политической и культурной-жизни ¡ижного 1Э0рбайджана и Ирана в целом в XIX - начало XX в., а такжо процес-:а развития просветительства в Южном Азербайджане,изучить общест-¡енно-политические воззрения Мирзы Юсиф хана Мостешар-эд-Доулв, .Талыбова, З.Уарагаи при новых подходах к. рассмотрению эатрону-ых проблем.

Для достижения поставленной ноли были определены следующие сследовательские задачи:

- характеристика сошалыю-эноношческих, политических и ультурных условий Шного Азербайджана, а также реформаторских ачинаний в период правления Насер-ад-Дйн воха;

- определение роли. С&ного Азербайджана а социально-экономи-• гской и культурной жизни Ирана;.

- анализ особенностей развития просветительской идеологии Кяшом Азербайджане /Иране/л взглядов юяноазербайджанских просителей на проблему общественного и государственного устрой-•ва, а так^а на буржуазно-демократические реформы;

- освещение вопросов,.касагщихся отношения к исламу и духо-:нству, а такжо влияния.мусульманского реформаторства на процесс звятия просветительства.

1У. Источниковедческой базой исследования являются проиэве-ния юяноазербайджанских.просветителей на персидском языке, анская пресса второй половины XIX - начала XX века - газеты хтяр", "Тарбиййат", "Касерк", "Эхтийадд", "Хабль-оль-матин", , есторонне использованная советская и иностранная историко-^ило-4дкая, историческая я востоковедческая литература.

зарождение идеологии национально-освободительного движения aix - начало XX в./. М., 1973; Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте /новое время/. М., 1972. ■;•■■.. ;

¡улана H.A. Танзимат и Мустафа Рашид-паша. М., 1984; Фадеева 1.Л. Официальные доктрины d идеологии и политике османской им-|ерии /османизм - панисламизм? XIX - нач. XX в. М., 1985.

дмедов Э.М. Философия азербайджанского Просвещения. Б., 1983;

эшэдзадэ h,M. Ахундов ве шэрг.Б. ,1971. •

V. Научная новизна исследования связана прежде всего с акту илыюстыо теки диссертации, представляющей определенный научный интерес, а связи с этим хочется подчеркнуть, что в силу того, чт в советской историко-философской науке до настоящего времени еще нет специальной раГоты, посвященной всестороннему изучению общественно-политических взглядов :.ифзы ¿лиф хана .'.'.остсшар-эд-Доуле, эта проблема исследуется и анализируется нами впервые.

Ь процессе исследования мы приходим к целому ряду новых арг монтированных выводов, связанных с оценкой и анализом общественно-политических воззрений кжноизерСиЙджанских просветителей и ха рактеристикой социально-политического, идеологического процесса Ирана.

VI. Практическая значимость исследования заключается в том что сделанные автором в результате исследования выводи мсгут содействовать понимании особенностей и характера пслнтико-идеслоги ческих процессов, протекавших в /ране с середины XIX века до начала XX века.

оахным представляется ввести в научный оборот ряд новых источников и материалов по проблемам общественно-политической мысл Южного Азербайджана, важность такого исследования возрастает, ее ли учитывать общий подъем .интереса к новым аспектам исламского ^актора в ряде стран Ближнего и Среднего Истока и, в частности, в »¡ране в последние два-три десятилетия. 3 связи с этим более уг лубленное изучение общественно-политической и культурной жизни Южного Азербайджана конца XIX - начала XX в. значительно пеможет разобраться, пенять и прийти к истокам этого явления.

УП. Структура диссертации. Работа состоит из введения, дву> глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы по теме исследования.

П. Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, приводится краткая характеристика степени разработанности исследуемой проблемы, Сформулированы цель и задачи исследования, определена его научная новизна и практическая значимость.

Р первой главе - "Социально-экономические, политические и культурные условия в Южном Азербайджане /конец XIX - начало XX в./" характеризуется социально-экономическое, политическое, кул! турное положение Южного Азербайджана /»¡рана/, показываются некоторые черты реформаторских начинаний на протяжении XIX в. 3 глаг

говорится о роли Южного Азербайджана и азербайджанцев в социально-экономической, политической и культурной жизни Ирана, рассматриваются особенности просветительской идеологии.

XIX век, принесший с собой раздел ранее единого Азербайджана, оказался переломным в исторических судьбах азербайджанского народа. После Гулистанского /1813/ и Туркменчайского /1828/ мирных договоров Азербайджан оказался разделенным между Российской империей и Ираном. Исторические пути Северного и Южнс'го Азербайджана отныне во многом разошлись. Особенно эти различия стали существенными с конца XIX века. •

Несмотря на очевидный факт военно-политического завоевания Неверного Азербайджана Россией, оно создало благоприятные условия для его ускоренного социально-экономического и культурного развития.

Общее развитие же Южного Азербайджана в составе Каджарской юнархии ограничивалось в условиях феодальной раздробленности 1 сепаратизма крупных феодалов, господства натурального хозяйства, сосредоточения ключевых позиций экономической и политической '.изни в руках иностранного капитала. Б результате на рубеже XIX-:х вв. Южный Азербайджан, как и весь Лран в целом, находился в ¡тадии преодоления феодализма, утверждения капиталистических от-юшений.

Однако здесь, как и во многих стпзшх мусульманского Восто-:а, вследствие особенностей их предшествующей исторической эво-юции не выработались институты, подготавливающие определенные редпосылки для перехода к капитализму, к более высокой ступени осударственности - буржуазной, для которой характерны учрежде-ия абсолютистского государства, как это было в позднефеодальной вропе. Правда, с начала XIX в. в некоторых из этих сфер наме- ■ аются первые слабые признаки сдвигов, которые усиливались в сетя-и с насильственным втягиванием Ирана в орбиту тесных политичес-йх и экономических связей с Западом. Как реакция на это уже с энца ХУЫ в. в процессе становления монархии Каджаров делались зстойчивые попытки, направленные на ограничение самостоятельно-ги крупных феодалов и племенной знати, жесткой централизации го-дарства. Но все это, по существу, не выходило за рамки традици-шнх многовековых методов централизации, опирающихся исключи-шлю на феодальные элементы, преследующих цель лишь военно-ио-пического подчинения феодалов шахской власти и почти не затра-шздних их пдминастративннх и ин<« прав в отнокенда всего на-

селения на данной территории, что уже само по себе заранее обрекало на неудачу л.обые усилия в этом направлении. Поэтому и те робкие попытки модернизации отдельных звеньев государственного аппарата, прежде всего вооруженных сил, которые предпринимались неоольпой частью феодально-бюрократической верхушки, начинавшей понимать необходимость перестройки государственных учреждений н, современный европейский манер, печти не дали результатов.

Лопитки реформ в системе правления были следствием зарождения новых политических идей в правящей верхушке, которая искала вы>:од из социально-экономического, политического кризиса. Стремление к верхушечной модернизации государства путем внедрения некоторых элементов административно-политической системы европейцев в рамках существующей феодальной монархии объективно отвечало потребностям поступательного развития страны, ¡¡а общественной арене поборники модернизации иранского общества первоначально по явились из политических деятелей ¿епдпльного государственного ап парата. С 70-60-х годов, в связи с значительным изменением объективных условий /расширение контактов с внешним миром, как эко номических, так и политических/ передовым носителем антифеодальных и антиимпериалистических настроений становится зарождающаяся буржуазная интеллигенция,-значительную часть ксторой составляли юйнсазербаЯджанцы.

,¡3 гл;.эе подчеркивается ведущая роль Южного Азербайджана в XIX - начале )|Х в. в общественно-политическом, экономическом и духовном развитии, »¡рана.

Благодаря своему географическому положению, стратегическому л экономическому значению дЬкный Азербайджан оказался сильнее, че другие провинции .¡рана, втянут в с^еру мирового товарооборота.

С расширением экономических отношений, особенно с середины XIX в., развивались и культурные связи Южного Азербайджана. Нача воийся процесс расшатывания феодальных норм и структур создавал благоприятные условия для распространения новых идей в провинции Усилившееся к концу XIX в. влияние западной и русской культуры более значительным и глубоким было именно в Южном Азербайджане, чему, помимо исторически сложившихся условий /соседство о закав казскими владениями России/, способствовала и языковая общность проживающего г.с обе стороны границы народа. В этом смысле роль Северного Азербайджана исключительна*.

I см.Чэнуби АзарбаЗчан тарихияин очерки0828-1'Ч7) .Б.,1?85,С.21 С

Носители идей передопой западной и русской культури - А.Ба-киханов, М.Д.Топчибошев, й-.Ахундов, Г.Зардэби и другие являлись той прогрессивной средой, через которую осуществлялась культурная связь с такими деятелями Южного Азербайджана, как ¡.'.ирза ¡Осиф хан, А.Талибов, З.Марагаи и многие0другие, чье влияние на зарождение буржуазной культура и идеологии, в частности просветительской ее тенденции, неоспоримо. В канун буржуазной революции ЮС5-19П гг. на подъем политического самосознания народов Ирана огромное влияние оказали азербайджанцы, в том числе находящиеся в эмиграции.

Таким образом, расширяющиеся связи Южного Азербайджана с Западом и Россией ускоряли социально-экономическое развитие лрана, выдвигая азербайджанцев в первые ряды носителей прогрессивных идей и инициаторов передовых начинаний.

Хотя социально-экономлческое развитие иранского общества в силу действия ряда объективных факторов шло низкиг.гл темпами, его нельзя было остановить, ибо общественный прогресс невозможно блокировать никакими преградами. Зарождавшаяся здесь новая демократическая культура, буржуазно-либеральная идеология приобретает черти, свойственные Просвещению. Как ив других странах, в Иране на определенном этапе его исторического развития просветительство стало подлинным знаменем общественного прогресса, утверждения передовых идей в самых разных областях жизни.

Однако Просвещение в Южном Азербайджане, как а во всем Иране а в других странах Востока, по своим масштабам, глубине и общественным результатам не составило самостоятельной, эпохи не только из-за ограниченности во времени,'но и главное, вследствие того, что ему не предшествовали и даже далеко не сопутствовали соответствующие социально-экономические процессы, нормирование новых классов и процессы зримой национальной консолидации*. В этом смысле просветительство в Южном Азербайджане /Иране/ -сильно отличалось от западноевропейского Просвещения. Как пишет З.И.Левин,"на Востоке просветительство развивалось в условиях господства феода-' лизма, когда "средние слоя" только начали формироваться, умы не были подготовлены к ломке традиционных представлений и восприятию буржуазной идеологии. Восток проходил курс социально—политической и философской мысли в невиданно короткий срок за несколько деся-ХЧэнуби Азэрба^чаи тарчхинин очерки(1828-1917).о .213.

тилетий"1.

Действительно, просветительское движение в Иране, как и на всем Ъостоке. не имело тех необходимых социально-экономических 1 научно-культурных предпосылок, которые подготовили наступление эпохи гуманизма /Ш-ХУвв./ и эпохи Просвещения /ХУ11-ХУШ вв./ № Западе. С другой стороны, "время созревания, степень лрогрессив; ста и цорми выражения национально-освободительных идей /т.е. п светитольской идеологии в целом. - Авт./ в отдельных странах Ва тока Онли не одинаковы и определялись уровнем их социально-эко» мического развития, марой зависимости от капиталистических госу дарств Запада /различия между колониями и полуколониями/, характером господствовавших традиционных систем /специфика ислама, б; _диэма, индуизма/""*.

»¡менно вследствие указанных факторов просветительская идеология в ш.ком Азербайджане /»¡ране/ в своем развитии отставала о1 соседней Турции, Северного Азербайджана, от схожих процессов в Сирии и йгипте. Так, например, если н Турции она уже в 60-70-е гг. выступает с достаточно четкой п;с граммой буржуазного констй' туционаллзма, а в Северном Азербайджане во второй половине XIX ! очень быстро выходит на четко очерченные демократические аспект! то конституционная теория' южноазербайджанских просветителей за редким исключением /Мирза ¡¿Лиф хан/ печти до кенца XIX в. остав; лась в то.; или иной степени сплетенной с идеей просвещенного абсолютизма. :

Несмотря' на крайнюю малочисленность зарождающейся буржуазш интеллигенции, на многие уэы, свяаывашие ее с существующим стрс ем, социально-политическими институтами, она, тем не менее, уже сознавала, что необходимы какие-то перемены, без чего не избежат дальнейшего усугубления стагнационных процессов в обществе и полного закабаления страны внешними силами.

Но с другой стороны, ограниченность традиционными концепциями и представлениями о законах естественного общественного развития, в особенности экономических, мешала им более или менее правильно понять социально-экономические проблемы. Именно поэтои для всей просветительской идеологии Востока в целом характерным был. приоритет общественно-политических проблем над сониально-энс

* Левкн З.й. Эпоха национального пробуждения и буржуазного просЕ тительства на Востоке. - Народа Аеии и Африки. 19-т0, К 4, с. I

Зарождение идеологии национально-освободительного дрижвния /XI начало XX в./. М., 3973, с. 5.

«омическими, т.е. стремление найти выход из кризиса существующей системы на путях административно-политических реформ.

Сложность и противоречивость процесса формирования и развития буржуазной идеологии Ирана определили ту ее характерную черту, что она пронизана духом компромисса, прежде всего, компромисса с монархией и феодализмом. Такая двойственность проявлялась и в отношения просветителей к науке и религии, в их социально-экономических и этических взглядах, для подтверждения которых они обратились к Корану, нариату. По исламская окраска идеологии буржуазного просветительства, прежде всего в лицо его наиболее демократических представителей, не означала возврата к давно пережившим себя нормам общественно-политического устройства, экономических отношений. Они, напротив, стремились привести исламские догмы в соответствие с условиями и требованиями современной им эпохи, вели борьбу за определенную секуляризацию общественной жизни, оставаясь при этом глубоко верующими. В то же в|емя ислам служил для них средством зашиты от экспансионизма Запада и колониализма.

Просветительская идеология, однако, не была однородной, как и сами ее носители. В ней сочетались самые различные направления - от крайне умеренных до радикальных. Поэтому не был однозначным и подход к общественно-политическим проблемам, обусловливала уровнем их идейно-культурной зрелости и социально-экономическим положением, степенью пробуждения общественного и национального самосознания.

В этом смысле среди южяоазербзйджанских и вообще' иранских просветителей можно выделить Мирза Осчф хана Мостешар-эд-Доуле, который первым по-новому поставил важные социально-политическче проблемы Ирана. Основные работы ¡/альком хана, А.Талыбова, 3.Мара-гая со схожими высказываниями написаны позже, чем "Йек нелме" Мирза ¡Осиф хана /1871/. Хотя эта его книга - формально всего лишь популярное объяснение французской конституции, автор всем своим изложением настаивает на необходимости соответствующих конституционных порядков для Лрана, в чем как по времени написания, так и по глубине затрагиваемых вопросов опережает других представителей просветительской идеологии Ирана, у которых почти до революции ТЭС5-19П гг. такая тенденция была выражена намного слабее,

Зо второй главе - "Общественно-политические воззрения южно-азербайджанскях просветителей" рассматриваются воззрения Мирза ¡Осяф хана, З.йэрагая, А.Талыбова с использованием иранской прессы

по вопросим общества, его истории, перспектив, целей общественного прогресса, концепции государственного устройства, анализируется их отношение к религии, ред^ормацли религии, духовному сословию, к европейской культуре и цивилизации и т.п.

Общественно-политические концепции южноызербайджинских просветителей находились в прямой зависимости от основных социальных противоречий феодально-абсолютистского Ирана и других мусульманских стран.

Прежде всего они старались выяснить причины социального гнета как главного источника бед общества. К решению этой проблемы они подходили путем ."конструирования" общества.

А.Талибов уже в первых своих сочинениях, рассуждая о возникновении общества, характеризует исторические периоды в жизни человечества. Процесс образования общества для Талыбова, как и для Руссо, это поэтапно происходящий во времени процесс "развития культуры и устранения пороков" человека. Ксли в начале этого процесса мы видели невежественного, грубого дикаря, то с развитием его деятельности, мышления и потребностей постепенно закрепляются и .общественные узы между людьми, а логическим завершением этого процесса становится образование государства /монархии/*.

Основой человеческой жизни, по А.Талыбову, является удовлетворение потребностей. Он считал, что потребности человечества па определенных этапах развития тоже били ограничены. Я пока потребности у людей ограничены, они не чувствуют на себе гнета борьбы за их удовлетворение. С каждым новым этапом, когда человечество поднимается на более высокую ступень эволюции, борьба за существование обостряется, что и является источником постоянного развития. Склонность А.Талыбова, как и у Руссо, к диалектическим построениям приводит его к выводу, что человек существенно меняется в ходе исторического развития рода людского, и то, что пригодно для одной эпохи, непригодно для другой2.

Для А.Талыбова, в отличие от З.Марагаи, развитие не есть плавный, бесконфликтный процесс - это вечная борьба противополом-' них начал, т.е. без борьбы нет прогресса, в ходе которого теряет значение отжившее /идея, которая перекликается сЬ взглядами Чернышевского/. Однако, в отличие от Чернышевского, А.Талибов эту ди-

1 Талибов А. Кетаб-е Ахмад. Т. I. Истанбул, 1311 г.х., с. 62-64.

См.: Талибов А. Масапл ал-хаЙат. Тифлис, 1906, с. 57.

алектику не рассматривал как необходимость революционных преобразований, а делал вывод о необходимости постепенных, мирных реформ, осуществляемых на демократических началах.

ЗпДарягаи в срсГмх рассуждениях об общество проводит известную аналогию между развитием социума и индивида, устанавливал определенную закономерность смены основных этапов развития обществу. Таковые он уподобляет возрастам отдельного человека: это периоды роста, зрелости и упадки. Анализируя каждый из этих периодов, З.Ма-рагаи с периодом дряхления общества связывал такие явления политической жизни, как деспотизм, и подчеркивал, что царящие в этот период алчность, честолюбие, борьба интересов, взаимная ненависть лишь ускоряют срок упадка. Такой период, по мнению З.Марагаи, и переживало современное ему иранское'общество.

шход из социального кризиса он видел в коночном торжестве справедливости, "истины", путь к достижению которых пролегает через провозглашение борьбы с "чрезмерным" неравенством.

3.1/л[агаи бил склонен к эволюционным переменам, к изменениям путем совершенствования законов и государственного управления, ибо в основе развития общества у него, как л у других просветителей, лежит закон эволюции.

У Марагаи, в отличие от ,.;ирза Усиф хана и А.Талыбова, мы не находим перспективу дальнейшего развития общества. Для него развитие и гибель общественного организма происходит в соответствии с присущими этому процессу закономерностями.

В своп очередь, ;«ирза Юсиф хан был уверен, что человеческое общество развивается поступательно от низших ступеней и форм к высшим, важнейшим условием общественного прогресса он считал человеческий разум, развитие науки1.

Опираясь на теорию "естественного права", южноазербайджанские просветители обосновывали всеобщее равенство людей в обществе перед законом.

Важнейшими условиями создания справедливого общественного строя ¡ожноазерЗайджанские просветители видели в избавлении общества от резких, контрастных противоречий, что могло- бы смягчить сосуществование разных социальных слоев и сблизило бы членов общества в смысле их реальных прав а жизненных условий. Поэтому в произведениях кжноазербайджанских просветителей наибольший акцент

1 См.: Юсиф хан М. Бера-Йе талим-е атфал-е ноуамуз. /Б.м./, 1318 г.х., с. 51.

приходится на гуманистическую идею уничтожения социальной несправедливости.

Л.Талибов, выступая в защиту разоренного феодальной эксплуатацией крестьянства, считал земельный вопрос одной из важнейших социальных проблем. При этом он, как Руссо, стоял на позициях эгалитаризма, видя социально-экономический идеал в равномерном распределении мелкой частной собственности. Так, его проект сельской общины предусматривал превращение крестьян-арендаторов в независимых собственников. Для этого государство должно выкупить землю у помещиков и продать крестьянам в рассрочку и со скидкой .

Для Талыбова собственность рассматривалась как условие сохранения равноправия людей, т.е^сн стоял за частную собственность, более равномерно распределенную, с исключением крайностей богатства и нищеты.

Одним из главных источников социального зла для просветителей было невежество людей. Они были убеждены, что разум, просвещение определяют характер общественных отношений и открывают путь к светлому будущему.

В вопросах государственного устройства южноазербайджанские просветители, признавая возможность существования разных (рорм государственного строя, отвергали как недостойную политической жизни "нормального" общества лишь предельно, на их взгляд, Извращенную" (рорму - тираническую.

Политическим идеалом З.Марагаи и А.Талыбова была сильная, но не деспотическая централизованная государственная власть с прочным правопорядком, во главе с личностью, сильной как в нравственном, так и в физическом отношениях. Так как они свои теории строили применительно к задачам социально-политического преобразования монархического Ирана, то в качестве "сильной личности" ими мыслился, главным образом, наследственный монарх.

Если З.Марагаи в начале своей просветительской деятельности защищал идею просвещенного монарха, то'впоследствии он решительно настаивал на ограниченной монархии как <}орме правления, по его мнению, единственно отвечающей потребностям современности, не теряя при этом надежды на "добрую волю" монарха.

А.Талибов только к началу XX в. 'окончательно становится на позиции буржуазного демократизма, и идея конституционной монархии

1 Талибов А. .ласалик рл-мухсинин. Каир, 1905, с. Ш.

в его работах начинает звучать более рельефно.

С самого начала своей общественно-политической деятельности Мирза ¡>:иф хан выступал за реализацию буржуазного правопорядка на Востоке, требуя введения конституции в Иране. 0-. непосредственно не затрагивает (¿ормы государственного устройства, явно отдает предпочтение республиканской. Источником пласти, основой государственного устройства он считает уже на добрую велю монарха, а право народа. Однако республиканизм для него означал не столько форму правления в современном смысле, сколько стремление сочетать политическое содержание принципа республиканизма и теорию конети-, тушюнного механизма обеспечения законности в виде разделения властей.

Идея о новом государственном строе, для южноазербайджанских просветителей била связана, в первую очередь, с решением вопроса

0 правах монарха л подданных, определении функций парламента, установлении независимости законодательной, исполнительной и судебной властей. Однако их взгляды на систему будущего парламентарного устройства существенно различались.

З./.'арагаа выступал за весьма умеренную конституционную реформу. Позиция А.Талыбова в конституционном проекте была более радикальной. Си, особенно в сочинениях, написанных в последние годы бвоей жизни, старался дать более обстоятельное разъяснение основных принципов конституционного правления, детализируя положения о функциях'Национального Совета /парламента/ и т.д.

ыжноаэербайджанские просветители, подобно большинству идеологов восточного просветительства, делали вывод, что конституционное развитие Ирана может идти с использованием восточных духовных ценностей, традиционного культурного наследия. В этой связи они пропагандировали мысль о полном соответствии Корана, шариата принципам конституционного правления. Гак, например, газета "Ахтар" во многих своих публикациях, посвященных п облемам социально-политического устройства Ирана, сиггала необходимым постоянно подчеркивать этот момент. Даже заглавия подобных статей в разные годы давались однотипные /к примеру, "Закон - вариат"/*. Такой же в;целом позиции придерживались и другие ктсноаэербайдаанские просветители. - . '.

Однако она не стремились к жесткому подчинению всей своей

1 Ахтар. 9.02.1876; Ахтар. 20.02.1883.

программы исламским нормам, религиозному идеалу. Напротив, при конкретизации: своих требований они в раде отношений исходили из светских норм. Для них характерно было стремление доказать, что Коран дает возможность и даже предполагает установление таких прогрессивных форм юсударственного и общественного устройства, которые существуют на Западе.

При освещении данного вопроса споим радикализмом отличался Мирза Юсиф хал, который, несмотря на то, что по всем затрагиваемым .проблемам общественно-политического устройства апеллирует к священным текстам ислама, постоянно подчеркивает необходимость отделения религиозных установлений от светских*. Эти взгляды Мирзы Юсиф хана ^ожно считать одним из наиболее ранних проявлений секу-ляристских тенденций в общественно-политической шсли Ирана.

Главным в подходе вжноазорбаЙджанскйх просветителей к проблеме религии и ее роли в развитии общества была мысль о необходимости освободить общество от архаичных обычаев и норм поведения, при этом З.Марагаи настаивал на необходимости восстановления "чистого", "неискажённого" ислама;

Подобно мусульманским реформаторам, вжноазербойджанские просветители свои позиции по отношению к современной научной мысли •решали путем компромисса мезду наукой и религией.

Борясь зи духошои возрождение мусульманских народов, они выступали за приобщение их к светским Наукам. В то же. время они старались доказать, уто овладение светскими науками никак не может помешать человеку выполнять свои обязанности перед Богом, а напротив, это нужно чтобы "понять истинный смысл ислама".

Итак, результатом борьбы южноазербайджанских просветителей за секуляризацию общественной мысли стал рационалистический подход к вопросу о роли науки в обществе, освобождении научных знаний от догматического теологического мышления феодальной эпохи.

У мусульманских просветителей второй половины XIX в. одним из наиболее важных и активно дискутируемых вопросов было отношение, к европейской культуре и цивилизации. Это отношение у них определялось, с одной стороны, с позиций борьбы против империалистического влиянйя й необходимости защиты национальных ценностей, с другой - признанием потребности приобщения мусульманских народов к прогрессивным идеям Запада.

1 ¡Аостешар-эд-Доуле. М. Пек келме. Петербург, /б.г./, с. 9-И.

Подобно многим мухульмнюким просветителям, А.Толибов, З.Ма-рагаи в этом вопросе противостояли как идеологам, выступающим с крайне националистических иояипий, препятствующим проникновению в страну любого европейского влияния, так и против т >'., кто звал к слепому преклонению перед Западом.

3 отличие от Них, ;«!ирэа Юсиф хан настаивает на необходимости сближения мусульманского мира с европейским. "Европеизации" для него не означала "денационализации" мусульманских стран. Мирза ¡Осиф хан хотел убедить читателя в том, что замкнутости мусульман, их обособленность от европейского мира стала причиной отставания в политическом, экономическом и культурном отношениях.

В конце XIX пека большинство антиимпериалистически настроенных общественно-политических деятелей Востока видели путь к независимости в преобразовании общественной и политической системы и на этой основе призывали объединиться всех мусульман для защиты своих национальных прав. В антиколониальной идеологии многих юж-нсазербайджанских просветителей, облеченной в панисламистскую форму, преобладали религиозные мотивы и патриотизм.

Привлекательность идеи исламского единства ганоазербайджан-скне просветители видели также в том, что оно, как им казалось, положит конец религиозной розни я разногласиям в исламе /в част- -ности, между двумя основными его толками - суннизмом и шиизмом/, которые, ослабляют мусульман я являются преградой их развитию. V

Отрицание или религиозного универсализма, пронизанное патриотическим духом, исходило также из необходимости национального объединения иранского народа и преодоления феодальной раздробленности страны, ¿месте с тем пробуждение чувства патриотизма в борьбе с колониализмом и деспотизмом южноазербайджанские просветители рассматривали как задачу, тесно увязанную с религиозным об—: щемировоззренческим контекстом. Несмотря на такие факторы формирования наций, как общность историческая, конотческал, территориальная, языковая, психологическая, они сводили все к одному -к обтчости религии. Поэтому все южноазербайдханские просветители говорили липь о ."мусульманской нации" /оммзте ислам, меллэте лу-лам/. "Дран - одна страна с одним, народом и одной религией"1', - . заявляв А.Талыбоа. ':••'.".. ..

Правда, А.Талибов ратовал также за объединение мусульман пу-г

1 Талыбов А. Лзади ве сиасат. Техран, 1357 г.х., с. 9?.. .

- гг -

тем преодоления разногласий между суннитами и шиитами. Хотя он специально и подчеркивал, что не является панисламистом, однако считал союз суннитов и шии'тс "божественным предопределением" . Тем не менее А.Талыбову было чуждо узкое понимание исламского единства, он считал, что в конечном счете все человечество должно объединиться в одной семье, или в "Красной республике"^. Таким образом, во взглядах просветителя причудливо сочетались идеи буржуазного национализма, панисламизма и своеобразного интернационализма.

Б тесной связи с проблемой религии выступает и проблема отношения южноазербайджанских просветителей к мусульманскому духовному сословию. Они, резко критикуя негативные стороны деятельности улемов, причину их усматривали в социально-экономических и политических условиях, низком образовательном уровне и т.д. При отом радикально настроенные в данном вопросе .Мирза Юсиф хан и Л.Талибов требовали устранения религиозных деятелей из политической жизни, страны, а либеральная позиция ЗЛарагаи состояла в ограничении их вмешательства в государственные дела. Но в целом все шноазербайджшские просветители ратовали за идейное перевоспитание духовных наставников на пути возрождения ислама, вследствие чего, кшс они полагали, можно будет преобразовать общество.

13 заключении сформулированы основные выводы, вытекающие из проведенного исследования, а также отмечаются особенности общественно-политической мкели Ирана в исследующий период.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. О выдающемся южноазербайджанском просветителе Мостешар-эд-Доуле. - Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. Материалы научной конференции молодых востоковедов Института народов Ближнего и Среднего Востока. /30 ноября 19ЙЗ г./. Баку, 1984, с. 46-48.'

2. Проблема религии и духовенства в южноазербайджанской буржуазно-просветительской идеологии /конец XIX - начало XX вв./. -Известия АН Азерб.ССР. Серия истории, философии и права. -1587,

■ * 3, с. 64-70.

* '¡плыбов А. Ласаал' ал-хайат, с. 80.

* 1а:.; ж«, с. 91.

3. К вопросу понимания классовой структуры иранского общества А Д'алибовим. - Актуальные проблемы истории и культуры стран Ближнего и Среднего Востока. !>1атериалц I научной конференции молодых востоковедов Закавказья. /29-31 мая 1989 г./. Баку, 1990, с. 9-10.

4. Понятие деспотизма в воззрениях южноазербайджанскш: просветителей. /Находятся в издательстве/.

5. Ире л буряуа-домократик фикринин баннся Мирзэ ^усгтгф хан. /Нчходитоя в нмят5лютп»/.