автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. и их создатели

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Кащенко, Елена Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. и их создатели'

Текст диссертации на тему "Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. и их создатели"

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Санкт-Петербургский Государственный университет

На правах рукописи

Кащенко Елена Сергеевна

Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. и их создатели. (Германия, Северная Европа, США).

Специальность 07.00.12 - "История искусства"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -доктор искусствоведения профессор Т.В.Ильина

Санкт-Петербург - 1999.

Оглавление.

Введение. Цели и задачи исследования. Источники.

Историография....................................................................... 3

Глава 1. Династические связи русской императорской семьи и передвижение культурных ценностей в Европе: коллекция русского декоративно-прикладного искусства в г.Фульда (Германия)............................................................... 24

Глава 2. Русский фарфор в Швеции и Финляндии. Коллекция Веры Саарела................................................................... 49

Глава 3. Декоративно-прикладное искусство в американских художественных коллекциях. Собрание Марджори Мерривезер Пост (Хиллвуд. Вашингтон, O.K.).......... 86

Заключение....................................................................... 111

Библиографический список использованной литературы ... 131

Приложения ..................................................................... 140

Введение.

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед специалистами по отечественному декоративно-прикладному искусству, является недостаточная изученность художественных зарубежных собраний русского искусства XVI11-Х1Х вв. Российским историкам искусства зачастую не достает сведений о происхождении, развитии и составе этих коллекций, равно как и биографических данных их создателей.

Опыт изучения зарубежных собраний позволяет заметить, что в большинстве случаев их история непосредственным образом связана с процессом развития российского частного коллекционирования.

В XVIII - начале XX вв. в России постоянно развивалось своебразное "движение" коллекционеров и собирателей. К нему принадлежали многие люди, обладавшие различными пристрастиями и вкусами. Размер и ориентация их собраний в большинстве случаев полностью зависели от художественных вкусов, социального положения и материальных возможностей владельцев.

Октябрьская революция явилась переломным этапом для всего русского общества в целом и сыграла исключительно важную роль как в судьбах коллекционеров, так и в истории их художественных собраний.

Некоторые предметы из частных собраний Петербурга и Москвы осели в музейных коллекциях, но подавляющее большинство разошлось по т.н. "комиссионным" магазинам, открытым в конце 1920-х гг. специально для иностранцев, посещавших СССР.

Многие фарфоровые изделия оказались за границей вместе со своими новыми хозяевами, не следует забывать и о тех вещах, которые были вывезены в Европу настоящими владельцами. Как известно, положение русских эмигрантов за границей зачастую было очень тяжелым в финансовом отношении, и многие раритеты, таким образом, оказывались в руках западных торговцев антиквариатом и на международных аукционах, начиная (или, вернее, продолжая) непростую историю своих странствий по свету.

Образовалась определенная логическая цепочка: российские коллекции предметов искусства, оказываясь разрозненными в России, вновь аккумулировались в рамках новых собраний за границей.

Неверно, однако, было бы думать, что до первой волны российской эмиграции начала XX в. европейцы плохо представляли себе, что такое русское декоративно-прикладное искусство и, в частности, русский фарфор. Первое знакомство с фарфоровыми предметами из России состоялось уже во второй половине XVIII-начале XIX вв. Помимо дипломатических подарков российских монархов правящим дворам Европы, отечественный фарфор проникал через границы, "сопровождая" представителей русской элиты. Так, одной из непременных составляющих частей приданого великих княжен - дочерей императоров Павла I и Николая I - являлся отечественный фарфор.

В дальнейшем, лучшие образцы русских фарфоровых заводов (Императорский фарфоровый завод'', завод братьев Корниловых и др.) можно было увидеть на первых всемирных выставках. Тем не менее, по сравнению с массовым оттоком фарфоровых изделий за границу в начале XX в., этот процесс выглядит весьма скромно.

1 Далее - ИФЗ.

Основные задачи данной работы могут быть выражены в следующих положениях:

предполагалось: |)провести поисковую работу в музейных собраниях Западной Европы и США с целью выявления отдельных предметов и коллекций русского фарфора за рубежом;

2) определить и проанализировать некоторые пути перемещения предметов русского фарфора за рубеж (имущества членов русской императорской семьи, в частности, приданого великих княжен в XIX в. и личных вещей представителей фамилии Романовых, эмигрировавших из России);

3) рассмотреть основные принципы создания зарубежных частных коллекций различных масштабов в первой половине XX в.;

4) собрать биографический материал, касающийся владельцев рассматриваемых художественных собраний;

5) дать объективную характеристику рассматриваемых коллекций, показать художественную ценность предметов, содержащихся в них;

6) ввести в отечественную историографию обзор некоторых зарубежных публикаций на английском, немецком, финском и шведском языках;

7) составить приложение - краткий выборочный каталог, содержащий описание наиболее интересных экспонатов из рассматриваемых в данной работе художественных собраний;

8) рассмотреть современное положение предметов русского декоративно-прикладного искусства, оказавшихся за рубежом: их сохранность и доступность для публики, частоту экспонирования, наличие каталогов и публикаций, им посвященных;

9) рассмотреть особенности различных экспозиционных методов частных коллекционеров и государственных музеев;

10) показать значение новых методов исследования, включающих современные компьютерные технологии (всемирная сеть Internet, информационный анализ Web-страниц крупнейших музеев и частных коллекционеров).

В диссертации подробно рассматриваются музейные коллекции стран Северной Европы, прежде всего Финляндии и Швеции, с которыми автор непосредственно ознакомилась в Хельсинки, в 199798 гг. (коллекция Веры Саарела, Национальный Музей Финляндии) и Стокгольме, в 1998 г. (коллекция Арона Андерссона, Национальный музей Стокгольма).

Рассмотрены также предметы из приданого великой княжны Александры Николаевны, в настоящий момент хранящиеся в музее города Фульда (Германия)2, с которыми автор диссертации ознакомилась во время берлинской выставки "Die Mitgift einer Zarentochter" ("Приданое царской дочери"), проходившей в период с 31.10.1997 г. по 13.04.1998 г.

Особое место в настоящем исследовании занимает коллекция Марджори Мерривезер Пост в Хиллвуде (Вашингтон, O.K.), выдающееся американское собрание русского декоративно-прикладного искусства.

В меньшей степени уделено внимание образцам русского фарфора из коллекции Дорич Хауза (Dorich House) Кингстон Хилл, Великобритания и Рейксмюсеума (Rijksmuseum), Амстердам (автор проводила поисковую работу в Нидерландах летом 1998 г.).

Вышеназванные собрания были выбраны нами, во-первых, по причине той значительной роли, которую они играют в культурной

2 Museum Schlob Fasanerie, Fulda.

жизни перечисленных государств, а, во-вторых, в силу характерности истории их формирования, равно как и судеб их создателей.

Хотелось бы также оговорить хронологические рамки создания рассматриваемых в данной работе предметов - фарфоровых изделий. За редким исключением, это вещи, изготовленные во второй половине XVIII-X1X вв. на петербургских и московских заводах. Фарфор начала XX в. не рассматривается в силу того, что к моменту формирования "послереволюционных" зарубежных коллекций он не мог быть отнесен к антиквариату.

Заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на достаточно прочные исследовательские связи между хранителями зарубежных коллекций и русскими историками искусства, трудов, имеющих отношение к вопросам, касающимся "русского фарфора XVIII - XIX вв. за границей", в отечественном искусствознании до сих пор практически не существовало, если не считать отдельных косвенных упоминаний в печати.

В настоящее время резко возросли возможности компьютерных технологий, включая современные средства телекоммуникаций; существенно расширились границы общения между музеями и отдельными исследовательскими центрами. Большую помощь в работе искусствоведа оказывает международная компьютерная сеть Internet. Сотни Web-страниц, созданные музеями, группами исследователей и отдельными владельцами художественных салонов и галерей, позволяют, не покидая место работы, получить наглядное представление о составе собрания, вышедших из печати исследованиях и каталогах.

В процессе подготовки настоящей работы автор осуществила поисковую работу в Internet с целью получения справочной информации о русском фарфоре за границей. Именно в этом

направлении видится один из способов разработки данной темы. Конечно, подобная поисковая работа ни в коем случае не заменяет непосредственого изучения реальных вещей, тем не менее, обращение к виртуальным коллекциям позволяет правильно определить направление поиска и осуществить его наиболее эффективным образом. На сегодняшний день автор, к сожалению, не обнаружила в отечественной историографии истории декоративно-

прикладного искусства ссылок на проведение работ такого плана.

* * *

В процессе создания работы нам пришлось исследовать различные группы источников, имеющих отношение к теме исследования.

Прежде всего, это материальные источники, т.е. непосредственно сами образцы русского фарфора второй половины XVIII-XIX вв., находящиеся в зарубежных собраниях.

Далее следует отметить группу архивных документов, хранящихся в Российском Государственном Историческом Архиве^ (СПб.) и являющихся необходимыми для изучения истории перемещения русского фарфора ИФЗ в Германию в первой половине XIX в. в составе приданого великой княгини Александры Николаевны.

К третьей категории относятся виртуальные источники, т.е. информация, полученная в результате поисков в информационной сети Internet.

Кроме того, следует особо выделить печатные источники, а именно мемуарную литературу, а также каталоги различных европейских и американских художественных коллекций^.

3 Далее - РГИА.

4 Подробнее об этом см. историографическую часть Введения.

Результаты исследования источников первого типа приведены в Приложении 2: Выборочный каталог предметов из коллекций Веры Саарела (Национальный Музей Финляндии) и Марджори Мерривезер Пост (Хиллвуд, США). Данное приложение содержит описание интересующих нас образцов русского фарфора^.

Нами рассмотрены следующие документы РГИА: Ф.468. Кабинет Его Императорского Величества^. Оп.5. Д.102. 1843 г. "О вещах, подаренных Ея Императорскому Высочеству Великой Княжне Ольге Николаевне и Ея Высочеству Великой Княжне Александре Николаевне";

Оп.9. Д.615, 619, 631, 639-669. Данные документы посвящены вопросам изготовления приданого к свадьбам великих княжен Ольги Николаевны и Александры Николаевны. Здесь же содержатся подробные отчеты директоров ИФЗ и Императорского стеклянного завода7, списки вещей, рапорты чиновников Кабинета е.и.в. В этих же делах содержится другой, не менее интересный срез информации -отдельные заказы на различные предметы приданого великой княжны

5 General Store of National Board of Antiquities. Orimattila. Collection Vera Saarela: №№ 7, 8, 12, 19, 20-22, 24-27, 29, 31, 33, 51, 52, 54-59, 61, 62, 65-68, 70-73, 76-78, 80, 82-87, 90, 91, 93-96, 99, 100-106, 108-120, 122-124, 126-133, 135, 138, 141, 142, 144, 145, 147-151, 154, 156, 157, 160, 161, 163, 165, 167-169, 171, 179, 180, 185, 186. Museum Schlob Fasanerie. №№ 223, 1550, 1553, 1554, 1555, 1558, 1559, 1562 a-b, 1587, 1733, 1749, 1750, 1751, 1756g, 1757d, 1759k, 1760a, 1760c, 1761m, 1762f, 1763b, 17631, 1764c, 1892. Aron Andersson Collection, National Museum Stocholm. №№ 189/1984, 196/1984, 200/1984, 207/1984, 214/1984-218/1984, 221/1984, 225/1984-229/1984, 230/1984-233/1984, 243/1984, 244/1984.

6 flanee - e.n.b.

7 flanee-MC3.

Александры Николаевны: шелковые ткани, фаянсовый сервиз, фарфор, мебель, изделия из бронзы. Там же находятся документы, связанные с финансовой стороной дела и транспортировкой приданого в Данию, в резиденцию принца Гессен-Кассельского;

Оп.Ю. Д.201. "Об изготовлении разных вещей для приданого Ее Императорского Высочества Великой Княжны Александры Николаевны" 5 июля 1843 г.

Ф.472. Канцелярия Министерства Императорского двора.

Оп.З. Д.316. "Об отпущенных из Департамента Уделов в распоряжение Великого Князя Михаила Павловича 150 т. рублей серебром на приданое Великой Княжне Елизавете Михайловне".

Оп.ЗЗ. Д.20. 1843 г. "О распоряжениях по изготовлению приданого для Ея Императорскаго Высочества Великой Княжны Александры Николаевны".

Ф.473. Церемониальная часть (Министерство Императорского двора).

Оп.З. Д.146, 147. "Журнал погребения вел. кн. Александры Николаевны"; "Описание торжеств, бывших по случаю свадеб вел. кн. Александры Николаевны и Елизаветы Михайловны".

Ф.516. Камер-фурьерские журналы.

Оп.1. Д.208-221. Июль 1843 г.-август 1844 г.8

Среди опубликованных источников, использованных в настоящей работе, материалы о жизни и смерти великой княжны Александры Николаевны, обнаруженные в мемуарах и письмах ее современников: фрейлин А.О.Смирновой-Россет^ и А.А.ОкуловойЮ, графа

3 Стоит особо выделить Д.221 "о кончине и погребении ВК. Александры Николаевны".

9 Письмо А.О.Смирновой к Н.В.Гоголю от 28 августа 1844 г. // Русская Старина. 1888. Июль. Письмо В.А.Жуковскому от 22 августа 1844 г. // Русский Архив. 1902. Кн.5.

М.Ю.ВильегорскогоИ, князя А.В.Мещерского^, графини

Ю.Ф.Барановой13, В.А.Муханова^.

Следует, однако, отметить отдельные спорные моменты, встречающиеся в данных источниках. Так, например, воспоминания барона М.А.Корфа15 подверглись редакции императора Александра II, нашедшего в них много неточностей.

Автором одного из самых содержательных и полных биографических очерков о принцесе Гессен-Кассельской является В.П.Серебреников^, уделивший достаточно внимания как достоверной фактической основе ее жизни, так и определенному эмоциональному фону событий.

Что касается виртуальных источников, то возможности современных компьютерных средств в настоящее время хорошо известны, как специалистам в области информационных технологий, так и исследователям-пользователям. Спорной является мысль о "несерьезности" виртуальных путешествий по музеям мира. Достаточно сказать, что практически все крупнейшие художественные музеи Европы и Америки помещают информацию о своих коллекциях на страницах Internet. В качестве примера достаточно привести Лувр

Ю Из записок А.А.Окуловой // Русский Архив. 1896. Кн.4.

11 Письмо графа М.Ю.Вильегорского В.А.Жуковскому // Русский Архив. 1902. №7.

12 Из моей старины II Русский Архив. 1901. Кн.З.

13 См.: Серебреников В.П. Бракосочетание великой княжны Александры Николаевны и ее кончина. (Январь-Июль 1844 г.) // Исторический Вестник. 1916. Январь. С. 134-140.

14 Дневные записки В.А.Муханова // Руский Архив. 1897. Кн.2.

15 Из записок барона (впоследствии графа) М.А.Корфа // Русская Старина. 1899. Ноябрь.

16 Серебреников В.П. Ук. соч.

или же Музей современного искусства в Нью-Йорке^. Самыми известными отечественными серверами являются официальный сервер Эрмитажа^ и сервер "Музеи России"^.

С помощью компьютера можно получить исчерпывающую информацию не только о рабочем графике музеев и новых выставках, но и об истории формирования коллекций, о любой экспозиции и наиболее интересных экспонатах. В разработке подобных программ наряду с компьютерными инженерами и графиками принимают самое активное участие ведущие сотрудники музеев - профессиональные историки искусства. Это обстоятельство делает положение критиков новой системы исследований весьма непрочным. Проблема сведений, содержащихся в Internet, заключается не в их недостоверности, а в определенном недостатке объема, вызванном, в свою очередь, трудоемкостью работы и недостаточными техническими возможностями, связанными прежде всего с ограниченной скоростью передачи информации (цветных многомерных изображений, подготовленных на сканерах с высокой разрешающей способностью).

Однако, уже сегодня, с применением цифровой съемочной аппаратуры, процессоров нового типа (Pentium II и выше), и оптиковолоконных линий связи возможности системы Internet многократно возрастают.

Один из самых интересных Web-сайтов, имеющих непосредственное отношение к русскому фарфору, базируется на материалах выставки, проходившей в известной нью-йоркской галерее

Их адреса в Internet: http: // mistral, culture.fr/ louvre; http: //www.moma.org. http://www.hermitage.ru

19 http://www.museum.ru

A La Vieille Russie с 15.03 по 20.04. 1991 г.20 Все предметы выставки, основной темой которой являлся русский фарфор, были предоставлены Государственным музеем "Петергоф". Американцы смогли познакомиться с ранними изделиями ИФЗ, с предметами из знаменитых придворных фарфоровых сервизов (например, Гурьевский сервиз, 1809-1817 гг.), с образцами завода братьев Корниловых.

Для сравнения возможностей печатной продукции и виртуальной и�