автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Жанровая эволюция идилии (на материале русской поэзии- ХУIII первой половины XIХ века)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сенчина, Людмила Тимофеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Жанровая эволюция идилии (на материале русской поэзии- ХУIII первой половины XIХ века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая эволюция идилии (на материале русской поэзии- ХУIII первой половины XIХ века)"

тбилисским ордена тргдо30г0 красного знамени

государственный университет

На правах рукописи УПК - 82 - I

Сенчииа Людмила Тимофеевна

ДАН РОВ АЛ ЭВОЛЮЦИЯ ИДШИИ

(на материале русской поэзии.ХУШ -первой половины XIX века)

Спепиалькость IO.CI.G8 - теория литературы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тбилиси - 1990

Работа выполнена на кафедре теории литературы Донецкого государственного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор М.М. Шршман

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук,профессор С.Д.Жордания кандидат филологических наук, доцент К.С.Герасимов

Ведущая организация - Киевский государственный

университет ^^

Завита состоится "¿)У" 1990 г, 'с Л^

на заседании специализированного Совета Л.057.03.07 при Тбилисском государственном университете. (Тбилиси, пр. Чавчавадзе, I)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан вС^С^'К 1990 г.

Учены» секретарь специализированного Совета -доктор ^идологическйх'наук, профессор Т.Кикачейпвили

Проблема жапра является одной из центральных в со'.-реггннсИ литературоведении. Проблема эта - традиционная 1: в то гремя цензе,енно сохраняющая актуальность. Ранр - "пенять искусстп " , с изучением теории и истории жанров связано постижение диалектики художественного развития, преемственности и одновременно подлинного обновления.

В последнее время появилось немало работ, в которых рассматривается вопрос о содержании и историческом црижении категории жанра в связи с общими закономерностями развития и снены творческих методов в историко-литературном процессе^. .

Авторы этих серьезных исследований отмечают необходимость дальнейшего изучения сущности внутренних процессов, обусловивших взаимодействие жанра и общих закономерностей развития литературы.

Современная теория выдвигает необходимость рассматривать не только эволюцию отдельных жанров при неизменности содержания понятия "жанр", но и историческое развитие самой этой категории на разных этапех развития искусства, становления общественного со -знания в целом. " '

С.С.Аверинцев справедливо отмечает назревшую необходимое!ь рассматривать категорию жанра в тесной связи с понятней художе -ственной литературы и ее этапных моментов развития, в частности, исследователь выделяет литературу "дорейлективного традиционализма" и "традиционалистическув литературу", подчеркивая при этом,

I. В первую очередь необходимо назЗз,ть коллективные труди "Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения". М., 1906., 'Портика древнегреческой литература". М., 1981, сборники "Проблемы метода и жанра" - внп. 1-П. Томск: Изд-во Томсй. ун-та, 1973-1985, "Жанр и композиция литературного произведения". Межвузов, сб. - Калининград, 1974-1983.

Отметим также монографии Н.Лейдермана "Движение времени- и законы жанра", Свердловск, 1982, Л.Чернец "Литературные жанры". М., 1982, статьп Ч.Копыстянской "Понятие "жанр" в его устойчивости и изменчивости". Контекст-1986, М., 1987 и другие.

как коренным образом изменяется "наполняемость" самого понятия кайр. С.Авериниев пишет: "Все это тем важнее, что от объема понятия канр всякий раз зависит не только объем другого фундаментального литературоведческого понятия- понятия авторства, но и реальный обьем самого понятия художественной литературы"'''.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в литературе нового времени С ''нетрадиционалистск.ой",) диалектические связи литературного процесса рассматриваются.наиболее полно в системе • ? '

категорий: жанр- метод - стиль . Однако конкретный характер исторической взаимосвязи этих категорий изучен недостаточно. Это выдвигает в качестве несомненно актуальной проблемы летальное изучение закономерностей развития определенного, четко обозначенного жанра в столь же четко определенный и обозримый исторический период, охватывающий разные этапы развития литературно-художест-Еенного сознания на том переломе, когда меняется само понятий жанр Такой подход и опреяслйл выбор жанра идилжии как классического материала для наблюдения закономерностей эволюции й бытования древнего жанра на русской гочве, как реальную возможность для прояснения связей между конкретным жанром и определенным типом художественного сознания.

Выбор жанре идиллии обусловлен и тем, что буколика играла важную роль в становлении и развитии многих жанров литературы но-

3 ' • ■ ■. -.

вого врекени . Отметим также значимость идиллического пафоса в .

1. Аверинцей С.С. Ис*6ричеокая подвижность категории жанра: опыт периодизации//Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.* 1986. - С.107.

2. См. Лейдерман Н. Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе,- М., 1938. Сб. "Взаимодействие метода, стиля и жанра в советской литературе". - Свердловок, 1988.

3. Бахтин М. наглядно показал "влияние идиллии на развитие романа нового времени"(Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -

, М.: 1975,0.373-38*0. Скипина К., Кросс А. отмечают значение идиллии в становлении чувствительной повести на русской почве (Скипина К. О чувствительной повеоти.В кн.: Русская проза. -

современной литературе, 1{огдл этот па'юс го многом определяет поиск общечеловеческих, обтстзночипых принципов, обусловили* развитие современного литературного проиеоса.- П этой свчзи изучение жанра идиллии становится весьма актуальным й своеррепен -ним.

Однако типология жанра идиллии, ее специфические свойство определены недостаточно полно. Не выявлена степень участия буколики е развитии литературного процесса. До сих пор не прояснены, закономерности эволюции жанра идиллии, факторы, обусловившие кризис "пастушеского" стихотворения в 30-е годы XIX века. Не ясны конкретные взаимосвязи истории жанра и истории стиховых форм, в которых идиллия получает свое материальное воплощение.

На данном этапе развития литературоведения назрела необходимость теоретически осмыслить опыт идиллии, исходя из того, что жанр представляет собой.диалектическое единство устойчивости и вариативности. Поэтому важно в общих характеристиках жанра идиллии отметить те типологические черты и внутренние противоречия, которые служат источником развития и создают основу для возник- . новения жанровых разновидностей, способствуют формировании специфического художественного сознания эпохи.- ч .

Цель исследования: проследить основные закономерности формирования и эволюции жанра идиллии в русской поэзии с учетом основных этапов развития художественного сознания.

В соответствии с этим определен задачи работн:

1. Конкретизировать основные теологические черты жанра идиллии в поэзии нового времени.

2. Раскрыть взаимосвязи развития жанра идиллии с общими заЛ., 1926, Кросс А. Разновидности идиллий в творчестве Карамзина. В кн.: Державин, Карамзин в литературном движении ХУИ -нач. XIX вв. - Л., 1969). н

конокерностями развития литературы; показать, что жанровые особен ности определяются во многом исторически конкретными принципами художественного освоения мирз, отображения и пересоздания лей -ствительности.

3. Определить основные жанровые разновидности идиллии в русской литературе.

Выявить взаимосвязи жанра ..идиллии й стиховых форм, определить их содержательность и значимость.

5. Показать, причины, обусловившие кризис жанра- идиллии в 30-е годы XIX века.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем рассматривается становление и развитие основных типологических черт жанра идиллии в новое время с учетом влияния и ¡воздействия на его формирование творческих методов (классицизма, сентимента -лизма, романтизма).

Впервые выделены новые жанровые разновидности идиллии: "эпическая", "лирическая", "идиллия-посвящение", "русская идиллия". «

В диссертации прослеживается развитие жанра от его истоков и возникновения до кризиба, который обусловил исчезновение.идил -лии как самостоятельного жанра и трансформацию его в определенную идиллическую традицию.

Поэтому хронологические рамки исследования охватывают период от 50-х годов ХУШ столетия до 30-х годов XIX века.

Принципы исследования. Методологической основой диссертации является диалектико-материалистическое понимание специфики художе ственной литературы, ее связей с реальной действительностью и за кономерностей ее развития. Особенно важен для нас методологически принцип историзма, предполагающий необходимость "не забывать ос -новной исторической связи, смотреть на.каждый Еопрос с точки зре-нкд того, как известное явление в истории во: :кло, какие главные

б

этапы в своем развитии проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"^.

В работе использовался сравнительно-историчес! й, типологический методы анализа, а также метод целостного аналйза поэтических произведений в единстве содержания и формы'.

Практическое значение работы

Основные положения работы отражены в 9 публикациях по теме исследования.

Диссертация получила положительную оценку при обсуждении на кафедре теории литературы Филологического факультета Донецкого госуниверситета. Отдельные положения работы докладнЕалиоь на Всесоюзном совещании стиховедов-русистов в Институте мировой литературы им. М.Горького в Москве, на конференциях в Донецком университете, на семинарах в МГУ.

Структура раооты

Диссертация состоит из введения, трех глав - соответственно основным этапам развития жанра идиллии на русской почве, заключения и списка литературы.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи; исследования.

Дается общий обзор работ, в которых рассматривается жанр идиллии. Уточняются отдельные положения типологии жанра; анализи-' руются существующие типологии, их критерии, основные признаки древнего жанра идиллии. Формулируются определяющие характерно?!!- • ки идиллического канона, источники его развития на разных этапах эволюции художественного сознания. Ставится вопрос о трансформации и переосмыслении древнего идиллического канона в литературе нового времени, об особом характере складывающейся эстетической

I.-Ленин В.И. Поли.собр.ооч., т.39, с.67.

корми в жанре буколики на русской почве.

Е первой главе - "Яанр идиллии в эпоху классицизма" - про-слеживаетоя, как функционировал жанр буколики в новых исторических условиях.

Обращение поэтов-классиков к буколической поэзии было обусловлено общим интересом к миру античности,•в котором они находили дпя себя непревзойденные образны, достойные подражания.

Наблюдения над идиллическими.произведениями Тредиаковского,

I

Ломоносова, Сумарокова, Ржевского, Хераскова позволяют сделать вывод о том, что обращение к древнему жанру идиллии не являлось простым копированием образов античности. Это был сложный процесо освоения старого с учетом тех "общественно-исторических обстоя -тельств.в которых живет человек и которые влияют на него, с ощущением необходимости выразить новые представления о человеке и его сущности, сложившиеся в определенную историческую пору"^.

Установлено, что, обращаясь к жанру идиллии, поэты, как правило, воспроизводили- только отдельные типологические черты жанра. Причем "выдвижение" на первый план определенного- жанрового принципа было обусловлено новыми потребностями художественного сознания

В реферируемой работе отмечается, что жанровое мышление обусловило становление поэтики идиллии на русской почве. Но наличие жанрового мышления, подчинение традициям и правилам не исключало и в эпоху классицизма появление вариантов одного типа произведений. Поэты-классицисты воспроизводили в идиллии, как правило, важнейшие типологические черты, но вместе с тем уже в классицизме наметилось стремление к творческой индивидуальности в осмыслении общих черт буколики. Пример тому - идиллическое творчество Т'реди-экоеского, Ломоносова, Сумарокова, Ржевского.

I. Лейдерман Н.Л.Движение времени и законы жан-л. - Свердловск. -1982. - С.28.

о

В диссертации подчеркивается, что В.Тредиаковокий, хорошо знавшии античные первоисточники, идет по пути сохранения важнейших типологических признаков древнего жанра буколики, но при отом

»

поэт явно переосмысляет и трансформирует давнюю традиции. Учитывая наличие в античной идиллии родовых элементов эпоса, лирики и драмы, В.Тредиаковокий переосмысляет идиллический канон, своеобразно соединяя эпичность, лиризм, драматизм, что дает основание увидеть в его стихотворном произведении "Нисса" особого рода'синкретизм впоследствии разделяющихся родовых признаков.

В диссертации отмечается, что поэт экспериментирует и в области формы, прибегая к малоупотребительной на фоне стихотворной практики 1-ой половины ХУШ века строфе - 9-стишию, соединяя в ней разные стопности ямба, с преобладанием коротких двустопных строк ямба, что само по себе также является необычным, своеобразным отступлением от нормы применительно к поэтической практике начала ХУШ века. Опыты В.Тредиаковского убедили в возможности в.определенной мере по-новому переосмыслять и трансформировать сложившиеся жанровые признаки этого древнего типа произведений. Зто и привело к появлению новых жанровых разновидностей идиллии на русской почве.

В диссертации рассматривается творчество А.Сумарокова-идилли-ка. Подчеркивается, что поэт разрабатывал жанр идиллии в нескольких направлениях, с учетом доминирующего начала "эпического" или "лирического". Такое разграничение приводит к определенной трансформации этого древнего жанра, опирающегося изначально на органическое единство разных "способов подражания", впоследствии осо -знаваемых как эпос, лирика и драма. А.Сумароков формирует жанровые разновидности идиллии, которые получают дальнейшее развитие в русской поэзии ХУШ - начала XIX века. -Разработка нескольких типов идиллий обусловила поиск новых стилевых форм, 'отличных от

традиционно используем:.'* х- ;;лнре буколики. Эти стиховне ¡.орми приобрели устойчивость, повторяемость в поэтической практике поэтов ХУШ века. - ' '

. Б диссертации отмечается, что л творчестве А.Сумарокова-идил-ликд. можно установить складывающуюся взаимосвязь между доминирующим родоЕым-началом ("эпическим" или "лирическим") и определенным типом ритмического движения. Такая тенденция отмечена и в творчестве других-поэтов-идилликов ХУШ столетия.

Это разнообразие в выборе форм идиллических произведений сви-детельотвует о том, что жанровый канон букоЛики (при всей устойчивости и нормативности) подвергался переосмыслению и трансформации. Трансформация канона дает основания говорить о новом характере складывающейся эстетической нормы.■ -1

Норма воспринималась как общепринятое, устойчивое явление.

Но отмечал такую устойчивость, подчеркнем, что норма не только не: *

исключает исторической подвижности и диалектической изменчивости, но предполагает принципиально новую степень созидательного отношения и к устойчивости, и к переменам. В частности, отмечается в диссертации, что в творчестге Ржевского-идиллика ощущается тенденция к определенному усилению лирического начала в идиллии, к воспроизведению различных оттенков человеческих переживаний, ' что найдет, последующее воплощение и развитие в творчестве романтиков.'

в работе рассматривается и такая разновидность идиллии, как изиллия-лосвящение. К такой разновидности жанра буколики обращались прака'ически все поэты эпох;-; классицизма(Ломоносов, Сумаро -•коб, Херасков). Отмечается, что, эводюционизируя, развиваясь, этот тип идиллии остается знаменательным и для последующей поэти-_ ческой практики русских поэтов. В этой разновидности буколики также наблюдается определенная устойчивая взаимосвязь между родо-

вым началом и определенным типом ритмической модификации.

Б реферируемой работе отмечено, что ъ эпоху классицизма на ■ типологической основе древнего жанра буколики создавались'и формировались новые жанровые разновидности. Материальное' воплощение эти разновидности идиллий получают в стиховой форме:

а) для "эпического" типа преимущественно характерен ямб,- . вольный, нестрофический;

. б) в "лирическом" типе доминирует хорей четырехстопный, строфический.

В диссертации подчеркивается, что наличие жанрового мышления в эпоху классицизма, ео многом определяет общность и определенную заданность жанровых разновидностей, а также типовую взаимосвязь поэтического жанра со стиховыми формами. Эта .связь не является "врожденной", она рассматривается как исторически сложивша -яся и развивающаяся.

Развитие художественного сознания способствовало изменению принципов поэтического освоения мира, что и обусловило определенную трансформацию,, подвижность в жанре идиллии на русской почве. Переосмыслению подвергались все разновидности буколики, но -по-разному. ' .

Во второй главе - "Идиллия в эпоху сентиментализма" - исследуются особенности жанра идиллии в последние десятилетия ХУШ века.

На материале идиллического творчества Доркавина, Карамзина, Муравьева, Измайлова, Радищева в реферируемой работе ведется изучение динамики жанра идиллии в новой эстетической системе.

. В диссертации показано, что общая перестройка художественных принципов в плане освоения психологии человека, познания глубин его души, обусловила трансформацию жанра идиллии в целомI

Наблюдения над функционированием "пастушеского" стихотворения в русской поэзии в эпоху сентиментализма дают оцнования для

СЛСДуВОл El.TSroHt

1. Общий зстетическкй па'.сс сентиментализма обусловливал выдвижение идиллии на первым план, определил зо многом ее г'.а -венствувщую роль в прославлении гармонии, простоты жизни, еос -хвалении чувствительности и добронравия.

2. "Внешние" факторы, влияющие на выдвижение идиллии на первый план", вступали.в явное противоречие с "внутренними" воз-, можностями буколики.

Все отчетливее ощущается ограниченность и узость этого жанра в изображении "золотого века", периода "невинности человека".

В рабсте "G наивной.и сентиментальной поэзии" Шиллер писал об идиллиях: "Обладая высоким содержанием, нежным сердцем, они дают слишком яало уму, и их однообразный круг слишком быстро исчерпывается"^ .

В работе отмечается, что эпоха сентиментализма - период переходный, когда, с одной стороны, разрушается былая прикрепленность ;канра за определенной сферой жизни, а с другой - новые представления о личности и способе ее изображения только начинают склады -

|)5ться.

В 80-90-е годы окончательно изживает себя традиционное жанровое мышление, определяющее во многом поэтику идиллии, усиливается рритика рационализма,''формируется'иное понимание природы, прокламация чувств, продолжающийся процесс -демократизации литературы, появление нового героя^- все эте неизбежно разрушало уже слсжив-

ч * . ' р

шуюся иерархии жгнроэ, стимулировало поиск ноеых .'¡орм .

»

В диссертации подчеркивается, однако, что "память" жанра все еще дает о себе знать, хотя специфически жанроЕые черты, трансформируясь, переходят в "приметы", "сигналы" буколического произведе-

1. Шиллер Сбор. соч. в 7-ми т. - М., 1957. Т.б. - С.

2. Тураев C.B.' От Просвещения к романтизму. - М., 1983, с.21.

нип, терпя ь'1? о ю Он л ум Зн-^чичость 1! содержательность. Нзнетихаоь тенденция к содото'Ч определенности, чти обусловило полчрмзапию "эпического" и "лирического" начал. Этот, процесс поляризации изменяет как прозаическую, так и стихотворную ипиллию.'

.В этой'свлзи исследовалось творчество Державина-идилликп.

Г1озт активно вводит в идиллию конкретику, предметное описание окружающего мира, русский быт, русскую природу, соединяя это' с античной атрибутикой, идеализируя деревенскую жизнь.

Пересомк'сляются Державиным и традиционные бтиховые формы, Которые.использует поэт в идиллических произведениях.

Зто переосмысление прежде всего обусловлено вариативностью И изменчивостью интонации в пределах одного пройзведе'ния; частым , взаимодействием двух интонаций: "повествовательной" и "воспевающей"» "прославляющей".

В идиллических произведениях Державина явно ощущается контрастность двух планов: с одной стороны "гармонические" картины "частной" жизни, а с другой - одический тон, высокий, проолавляю-■ щий пафос. . .

Эта контрастность^ ломает привычные жанровые каноны, трансфор-. мируя идиллию как устойчивое структурное образование.

Такая "ломка" проявляется и на характере ритмического движения, обусловливает "встречу" одического ямба четырехстопного и "эпичзокого", "повествовательного" ямба шестистопного.

Такое своеобразное соединение разных ритмических вариаций во

' '¡г '/

многом определяется динамикой зпичейкого и лирического начал в.. идиллических- произведениях Державина.-

Сложны?, процесс взаимодействия "эпического" и "лирического" начал, обусловивший трансформация типологических черт идиллии, наличие, "контрастности", пронизывающей все уровни произведения,-все это характеризует и буколическое творчество В.Измайлова. .

' . 7.3"

Б диссертации отмечается, что. крайние точки поляризащти представляют собой идиллическое творчество М.Муравьева и Н.Ка -рамзина.

У М.Муравьева на первый план выдвигаемся чувствующая, пережигающая личность, через субъективна восприятие которой и дается окружающий мир. Природа не.сама по себе, а только в чувственном восприятии лирического "я"; природа не традиционный фон, на котором развивается событие, а лишь повод для размышлений, переживаний. Индивидуализация чувств, отсутствие определенной "за - " данности" в их воспроизведении изменяет в целом характер идиллических произведений М.Муравьева. В диссертации подчеркивается, что эта тенденция углубляется и развивается в творчестве поэтов-романтиков. . . \ :

Другое направление - это дальнейшее развитие "эпического" начала в жанре буколики. Здесь наблюдается расширение описательного "пласта", индивидуализация портретной характеристики героя, усложнение повествования (речь автора, субъекты речи). Но глав -ное - в идиллический мир "включается" реальной бытие, со своими сложностями, противоречиями, драматизмом жизни. Характерный при- • мер - "Деревянная нога" Н.Карамзина. Любовней мотив.заменяется прославлением человеческой добродетели; изображаемая ситуация лишена идиллического пафоса ("немощная старость"); описание приро-. ды, хотя все еще весьма условное, но оно уже не выполняет тради-г циоцной функции - природный пейзаж существует сам по себе, не сливаясь (традиционно для предшествующей идиллии) с настроением, героя. Усложняется структура повествования. Все это обусловливает. расширение границ идиллического, приводит к трансформации и . разрушению жанра идиллии на русской почве.

В диссертации подчеркивается, что, разрушаясь, идиллия включается в иные жанровые образования, в частности, в пастушескую

и '

»рану, чувствительную повесть. Ь этой связи в работе рассматривается "Бедная Лиза" Н.Карамзина. 13 этом произведении отчетливо • прослеживается связь с идиллией, но, в целом, это уже иная гонро-ьая структура, основанная на иных жанрообразующих принципах.

Б реферируемой роботе показано, что поляризация "эпического" и "лирического" начал, стремление к родовой определенности и значимости выражено в творчестве та/их поэтов, как Г.Хованский, В.Измайлов, А.Радии,ер.

В диссертации отмечается, что в эпэху сентиментализма происходит дальнейшая поляризация "эпического" и "лирического" начал вплоть до предельного усиления лирической доминачтп в стихе и развития эпической и драматической идиллии л прозе, с последующим включением идиллических элементов в инме канроЕые структуры. В этой связи в работе различаются: а) "эпическая" идиллия с элементами "чувствительной" повести,и "драматическая" с элементами "пастушеской" драмы; б) "чувствительная" повесть, "пастушеская драма с элементами'идиллии. Идиллия как .устойчивый жанр начинает разрушаться. Идиллические элемент' активно присутствуют во многих жанрах, складывающихся м " оргирующнхс.ч в эпоху сентиментализма.

П третьей глпге - "йшр идиллии в эпоху• ршпнтпзм:!" - просле-ячи'ается дальнейшее развитие и 'ункиионироианне жзнра Суколнки на русской почгс. Епяелпстся'взаимосвязь между конгсрета.м капрон п определенный типом художественного сознания. Исходным материален явилось идиллическое творчество поэтов: И.Нерзлякова, В.Панаева, В.Жуковского, В.Раевского, Н.Гнёдича, А.Дельвига.

Устанавливается, что изменение системы 'оценок, опираясь на которые-поэтн осяаивлют и отра;кавт целостность бытия, приводят к кардинальной перестройке жанра идиллии в эпоху романтизма."

Поэтн-рою:!т'.1ки лктирно обращались к. миру античности, так как видели в нем гармонический мир, лишенный противоречии» противопо-

ствЕляяи этот идеальный мир существующей дчсгармонии. Зто противопоставление в романтизме носило принципиальный характер.

. Романтики стремились возродить древний жэнр идиллии, опираясь' на принципиально новую .основу. Во-первых* поэтн-романтики расширили представление о внутреннем мире человека, о самоценности личности. Личность начинает осознавать себя как самостоятельная духовная субстанция, способная "вобрать" в себя все многообразие мира. , •

Во-вторых, романтики расширили представление об идиллическом, разрушив былую сиязь между миром природы и человека..

Отмечая происшедшие изменения, в реферируемой работе также устанавливается степень преемственности традиций, выработанных предшествующей художественной- практикой. .

В этой связи исследуется идиллическое творчество Н.Мерзляко-ва и В.Панаева. Творчество этих поэтое рассматривается как переходное от "старых" к новым эстетическим принципам. В частности, у.Н.Мерзлякова можно отметить традиционные для жанра идиллий мотивы: любовь на лоне природы, характерный."набор" природных реаЛий: ручьи) рощи, поля, луга и т.п.;. буколическая атрибутика: пастухи, овечки, значащие имена героев и т.п. Но вместе с тем у Н.Мерзляко-га наметилась тенденция к осознанию драматического противостояния мира природы и мира человека. Обознлчилось стремление поэта проникнуть в мир душевных переживаний личности, ?то обусловило поиск новых эстетических принципов,-способствующих освоению окружающей зеОствительности.

В диссертации отмечаются изменения и в.плане обращения к но-еум стихотворным формам. Осознавая •жанроЕо-содержптельную здМ>е -ренииацию стиха; поэт иоращается к тем ритмическим формам, кото -рые имели определенную традицию в жанре .идиллии, воспринимались как содержательно-значимые, но Емссте с тем Н.Нерзляков вводит

трехслокники, которые не были характерными для стихотворной практики начала XIX века. Эти новые для жанра идиллии стихотворные

Формы соотносились с античными подлинниками, что способствовало

*

созданию "образа" буколики в русской поэзии в эпоху романтизма.

В реферируемой работе показано, что новый этап в развитии жанра идиллии связан с именем В.Панаева.

Исследование идиллического творчество ь.Панаева показало, что 'для этого поэта характерна опора на традиции ХУПГ века в разработке жанра идиллии.

И предисловии к сборнику идиллий В.Панаев формулирует основные принципы, на которые он опирался при создании буколических произведений. Прежде всего необходимо быть "близким к сердцу всякого чувствительного человека". Затем автор перечисляет традиционные идиллические мотивы, характерные для жанра буколики: "почтение к богам, любовь родительская, детская, супружеская, чувства дружбы и сострадания, резвая веселость и тихая грусть"^.

Разрабатывая традиционные для ХУШ века разновидности идиллий "эпическую" и "лирическую", В.Панаев в определенной степени стремится к их переосмыслению и развитию. Так, в "эпическом" типе наг-нечается тенденция к разграничению и "индивидуализации" героев. .. В этой связи изменяется роль и функция диалогов, для разграничения "голосов" героев используются инометрические-вставки.

В лирическом типе усиливается процесс "лиризации", что обу -словливает особую манеру "повествования", усиливает эмоциональность, исповедальность. В этой разновидности идиллий поэт стремится к большей монологизации, что способствует перестройке идиллии в целом, преобразованию ее в стихотворение-исповедь.

В диссертации подчеркнуто, что поэт расширяет жанровые границы идиллии. В.Панаев "включает" в идиллический мир трагические I. Панаев В..Идиллии. - Спб., 1820. - С.ХШ.

иотигы, гэторзе*бсе нз разругают его гармонии, но уже способству-вт определенной противопоставленности у.ира идиллического миру ре-

« г

альнсиу. Отмечается также, что Б.Панаев вводит в буколику "примети" русской жизни; огнсание русского пейзажа, что способствует . переосмксдепив трад'.пглонных представлений об атом дрегнем типе произведений..

В ре|ерируеиоГ5" работе показано, что в идиллиях поэт исполь -

• зует как традиционные;ритмические формы (преимущественно ямб

вольный, типа (6-4), хорей-четырехстопный), так и новые, которые 1 1 начинают утверждаться в стихотворной практике в эпоху романтизма

(белый амфибрахий пятистопный - вариант русского гекзаметра), амфибрахий разностопный. Обращение к трехсложникам в жанре идиллии - свидетельствует о поисках В.Панаевым новых ритмических форы, о стремлении расширить традиционное представление о сложившихся исторически взаимосвязанных ганровых разновидностях и стихотвор -них формах.

В целом, и это показано в диссертации, в идиллических произведениях' В. Панаева начинают активизироваться и расширяться гра -вицы собственно-личностного творчества. Классицистическое ыышле -вне с его рационалистической доминантой липало поэта в определенно! мере личностного начала. У Панаева-идиллика наметилась тенденция к преодоленгэ суцестЕупвдх канонов 5 жанре буколики в плаце лири-зации и субъективного освоения суцествующих принципов идиллии.

- Новым этапом в развитии ианра идиллии в эпоху романтизма явилось идиллическое творчество В.¿¡уковскиги.

В диссертации подчеркивается, что происходит дальнейшая "ли-ризация" буколики в творчестве В.Хуковского-идиллика.

В "ЮпустеЕаей деревне" В.Жуковского (перевод из Гольдсмита) усиливается конфликт между миром природы и миром человека. Нарушается традиционное гармоническое единение этих миров. Произве -

пение "строится" на противоборстве "разнородных" элементов: идил-■ лический пейзаж - трагическое бытие человека.

У 1уковского отчетливо обозначается движение времени от ка»

стоящего в прошлое, в "минувшее". Отсюда идиллическая ситуация • возможна только в прошлом, а не в настоящем, которое "отягчено" "унылой повседневностью".

Условно-идиллический паЬос, благодаря временному движению, теряет былую главенствующую роль, уступая место романтическому размышлению лирического героя о смысле человеческого бытия, о жизни и'смерти, о радости и горе.

Комплекс чувств лирического героя дан не как заранее определенный и заданный, как это было характерно для предшествующей буколики, а как результат переживаний героя. Определяющим становится внутреннее переживание, которое не возникает как определенная данность, а представляет собой сложный процесс, отражав -щий не только противоречивость чувств, но и сложность мира, е котором живет человек.

Этот своеобразный перевод в иное миропонимание приводит к разрушению характерной для буколического жанра идеи гармонической связи природы и человека, способствует возникновению двух миров, г самостоятельность которых Жуковский подчеркивает, особо выделяя самостоятельность духовной субстанции.

В диссертации отмечается, что для Жуковского характерен поиск новых форм, при этом подчеркивается, что для поэта на первом этапе обращения к идиллическому жанру (1805-1806 гг.), когда жанр идиллии еще во многом сохраняет свои типологические черты, характерно обращение к традиционным в русской поэзии стиховым формам (александрийский стих, ямб шестистопный).

Возобновившийся интерес к буколичес-кому жанру у В.Жуковского в 1816-1818 годах отмечен поисками новых ритмических"форм. В част-

иости, поэт обракается к дольнику, ямбу пятистопному с включением "вставного" реГрена (ямб четырехстопный), к гекзаметру.

В русле цсканий В.Жуковского можно рассматривать творчество В.Раевсксго-идиллика. Поэт в определенной мере разрушает традиционное представление о жанре буколики, усиливая личностное перекивание, которое становится главным смысловым и формообразующим фактором." Типологические черты идиллии теряют былое единство и взаимообусловленность, переосмысляясь в своеобразные "приметы", ."сигналы" буколического произведения.

I

В диссертации изучена и такая, разновидность, как "русская" идиллия. :

В этой связи исследуется творчество Н.Гнедича.

. Возрождение жанра идиллии в н'овую_ эпоху Н.Гнедич связывает с изображением жизни народа.

Не случайно поэт отдавал предпочтение немецким поэтам: Фоссу, Гебелю, Броннеру, считая, что они "произвели идиллии истинно народные". "Германские поэты поняли, что род поэзии идиллический более, нежели.всякий другой, требует содёржьний народных, отечественных"^, - писал Н.Гнедич в предисловии к переводу "Сира-кузян".

Поиски Н.Гнедича были связаны со стремлением своеобразно "синтезировать" национальную народную жизнь с античной культурой, найти jo общее, что объединяет далекое прошлое и со&реыенное для Гнецича настоящее. Для поэта таким общим "корнем" явилась естественная жизнь простого человека на лоне природы.

В диссертации анализируется идиллия Н.Гнедича "Рыбаки".

Важный этап в развитии жанра идиллии в эпоху романтнзма ..представляет собой идиллическое творчество А Дельвига. Поэт разрабатывает идиллию в двух направлениях. . ■ I. Гнедич H.H.-Стихотворения. -Д., 1956, с.184.

Первое направление связано со стремлением А.Лельвлги осго-

1 :■ ;

ить во всей полноте ¡: целостности антнчнкй мир, "пластику" чушой культуры. Поэт фактически "возрождает основные ж.анроЕо-оодер-иательнке признаки идиллии, ее типологические особенности* Но,: воспевая в своих идиллиях мир естеотЕеннооти и простоты, мир гармонии и красоты, Дельвиг все отчетливее осознает трагизм реальной действительности.

В диссертации отмечается, что в идиллии "Конец золотого ¿с-, ка" А.Дельвиг разрабатывает уже не идиллическую, а скорее трагическую ситуацию (смерть и безумие пастушки Амариллы)..

В реферируемой работе делается вывод о том,.что включение, в идиллию жизненного трагического конфликта, противоречий, характерных для человека нового времени, способствовало разрушений изначально гармонического мира идиллии, разрушало былое мировоззренческое единство при взгляде на мир природы а человека, заставляло осознать его противоречивость и конфликтность. 'Это приводило к саморазрушению идиллии как жанра.

Второе направление в разработке жанра идиллии в творчестве А.Дельвига связано с осбоением национальной жизни и включением • ее в сферу идиллии.

В диссертации исследуются жанровые осооенностн."русскЬй" ййиллии "Отставной солдат". ,

Анализ творчества Дельвига-идиллика поззоляет сделать вывод о том* что в его буколических произтвзДениях усиливается противоборство между реально бытующим и желаемым. Это противоборство отчетливо выражено в разных точках зрения на мир автора и лиричг- , окого персонажа - старца-сатира.

Наличие разных "миросозерцании" липает идиллию традиционного единства, во взгляде на мир.

Идиллический мир не знает внутренних противоречий, появление их.приводит к разрушению йуколкки.как целостного единства.

диссертации изучены основные стихотворные формы, к которым обрекался А.Дельвйг, рдзрабгтывая жанр идиллии на русской почЕе.

- Наблюдения над идиллическими произведениями поэта дают основания для следующих выводов:

I; В идиллиях "Зрузья", "Конец золотого века", "Купальщицы", "Изобретение, ваяния",;де ощутимо стремление воспроизвести определенный "обр^з" этрго древнего типа произведений, где сохранены основные типологические черты идиллии, поэт обращается к гекзаметру ("греческого" типа). |

■ 2.. В такой разновидности идиллий, как "русская" идиллия . А.Дельвйг исйользует новые стихбтворные формы - ямб пятистопный, V "архаическим" типом ритмического движения.

В диосертадии показано, что кризис романтического мироощущения обусловил разрушение буколического жанра. Это связань с тем, что в романтизме исчезает единый взгляд на бытие: есть позиция эпического, певца (старца-сатира) и авторская, езглял, измутри и извне. Так строится большинство идиллий Дельвига. Наличие

проти-г

воборствующи'х точек зрения приводит к разрушению специфического пира буколики. Границы идиллического расширяются, охватывая такие сферы человеческой жизни, которые принципиально не идилличны, что и'обусловливает кризис жанра идиллии в эпоху романтизма. Своеобразное органическое соединение эпического и лирического начал в древней буколике в литературе нового времени' обозначилось сложным взаимодействием этих начал, а -на отдельных этапах развития жанра идиллии - противоборством. (

В. э'поху романтизма это противоборство привело к образованию нескольких направлений в освоении древнего жанра на русской почве;

У

лирическая" стихия обусловила П'.тг.стгойку илиядим в стхотъо-ение-испозедь; "эпическое" начало способствовало попело мчи ложных жанровых образований, гцо имеет смнсл говорить только б "образе" идиллии, где буколика как йэнр превращается г предмет", в то, о чем мислят.

В диссертации показано, как кзнр идиллии спморазруияется, однфицируясь в идиллическую традицию, идиллическую ситуация, оторая может входить в состав романа, поэмы и других жанровых бразований.

В реферируемой работе отмечается, что в эпоху романтизма рансформации подвергаются и стиховые формы, г которых идиллия юлучила свое материальное воплощение. Поэты-романтики активно вращались к новым формам в жанре буколики.'Такими новыми стихо-1ыми формами явились трехсло,?ники, гекзаметр, ямб пятиотспный," ¡есцезурный.

Отмечается также, что в романтизме намечается тенденция к ¡акреплеиию пкземетра за идиллиями с преобладанием в них "повествовательного", "эпического" начала; амфибрахий пятистопный, сак правило, закрепляется за "пессннсстыо", лиричностью; ямб пя-.•истопныИ используется, как правило, в определенной ритмичэс'йой юдификации, поддерживающей "разговорную" интонации. '

В реферируемой работе показано, что ни обращение к новым )ормам, ни введение национального материала, ни расширение гра-)иц идиллического не смогли противос-тоять разрушительным прсцес--!ам, происходящим в жанре буколики. "

Кризис жанра идиллии свидетельствует о трансформации ;танро-юго мышления в целом и о переходе к мышлению личностно-родовому^.

[. См. Гиршман М.М. От ритмики стихотворного "языка к ритмической композиции поэтического произведения. О двух аспектах исторической поэтики // Историческая поэтика: Итоги и перспектива изучения. - П.: Наука. >1906. -т С.305-333. . ........

В заключении сформулированы основные выгоды диссертационного исследования.

Отмечается, что внутренняя перестройка жанра,трансформация его происходит под воздействием специфических изменений системы художественных принципов.

■5 целом функционирование жанра идиллии в эпоху классицизма во многом обусловлено наличием жанрового мышления, которое поддерживает и определяет своеобразный жанровый канон, то есть общность, "эаданность" такого типа произведений. Общие типологические черты в определенной степени трансформируются в индивиду -альном творчестве поэтов-идилликов. в эпоху классицизма.

Эти изменения традиционных идиллических признаков обусловили появление :юеых жанровых разновидностей буколикй на русской почве. Выделяются такие жанровые разновидности идиллии, как "эпическая", "лирическая", идиялия-Посвящение. Эти разновидности буколики определяются по доминирующему родовому началу (эпическому, лирическому и драматическому). Каждому типу произведений, как правило, соответствует и определенная ритмическая модификация. Это дает возможность выявить некую взаимосвязь жанра идиллии и стихо-вы* форм, определить их значимость и содержательность в историко-литературном процессе.

Общие закономерности развитая литературы обусловили смену творческих методов, что и определяет трансформацию жанровых признаков на любом этапе развития художественной системы.

В эпоху сентиментализма происходит переосмысление общих эстетических принципов в отборе, осмыслении и оценке реальной действительности в плане освоения внутреннего мира человека, в познании глубин его души. Это способствует разрушению жанроЕого мышления, . характеризующего развитие буколики е эпоху классицизма'. Происхо-

датьлейсач полгзр'/ззцня "эпического".;-л канре й-»и>яйи, что -,< оуусло2з;:с->ет "срппига пз:«.-ч-.:-м>1

•В идиллии г эпоху оен7'.;;!е-1Тлл:;з:-,э.

В эпоху романтизма усиливается кризис "•лирогого Расширяется представление о человеческой личности, онь игч «п^е? восприниматься как самостоятельная духоглаэ субстанция. 1'2-у^:-ется бклая связь и гармония между миром псирсдк я илрон чздозе-ка. Это приводит к изменениям в жанре идиллии. Распиренне лирической стихии обусловило "переход" "лирического" типа ¿укозяст в стихотворение-исповедь; "эпическое" начало обусловило появление новых жанровых образований. Эти процессы приводят к "сано -разрушению" идиллии как устойчивого самостоятельного зэнра. Теряя свои специфические жанровые черты, буколика трансформируется в особую идиллическую ситуацию, определенную традиция.-Тгкая идиллическая традиция находит воплощение и в современном литературном процессе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Стих и жанр в пОэзии А.Дельвнга. - Тезисы докладов "Целостность художественного произведения и проблемы анализа его

в школьном и вузовском изучении литературы. -Донецк, 1977. -0,1 п.л.

2. Сравнительно-типологический анализ стиха идилхпЯ в русской поэзии I половины XIX гека. -Л^йЗисн докладов "Актуальные

• "V _

проблемы сравнительного стиховедения".-— Фрунзе, 1530. - ОД п.л. '

3. Метрика и строфика А.А.Дельвига// Русское сткхослэлея^е.-М.: Наука, 1979. - I п.л.

Лирический сюжет стихотворения М.ЮЛернонтова "Парус" (в соавторстве) // Сюжетостроение в русской литературе. - Даугав-

пис, ТЭРО. - 0,5 п.л. .

5. 1анр идиллии в творчестве А.Сумарокова. - Рук.деп. в ШОК АН СССР, № 12910, 10.05.03г. - 0,5'п.л. .

6. Панр идиллии в эпоху классицизма. - Рук. деп. в ИН'ЛОН АН СССР, » 15334, 19.04*84 г. -6,5 п.л.

7. Каир идиллии в эпоху сентиментализма. - Рук. деп. в ИНИОН АН СССР, » 23745, 23.0S.Bfr-г. - 0,5 п.л.

8. Нанр. идиллии в творчестве- Г.Деркавина. - Рук. деп. в ИНИОН АН СССР, № 32589, 26.01.88 г. - 0,5 п.л.

5. Обобщение стиховедческого опыта (в соавторстве) //Вопросы литературы, 1979, £ 5. - 0,4 п.л.

ПКТИ 2^.09.90, Зак. 1300. Тир.120 Обьеы 1,0 уол.пач.л. Форм; г 60x84/16