автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровая эволюция циклов Г. И. Успенского

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Шпилевая, Галина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Жанровая эволюция циклов Г. И. Успенского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая эволюция циклов Г. И. Успенского"

Р1 и ид

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ШПИЛЕВАЯ Галина Александровна

ЖАНРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЦИКЛОВ Г.И.УСПЕНСКОГО («НРАВЫ РАСТЕРЯЕВОЙ УЛИЦЫ», «РАЗОРЕНЬЕ», «ВЛАСТЬ ЗЕМЛИ»)

10.01.01 — Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ВОРОНЕЖ, 1993

DGi-Ciüv-JKÄ ШЯГДКгГШЗ'.уЛ

и::'.1Кзая гал:':а tiekcapztoikîà

Работа одюлкеиа <ш кафедре русской литературы Воронежского государственного педагогического института.

ГеучниГ. руководитель - доктор филологических наук, профессор A.A. Слинько,

О^'Ицааладл) оппоненты:

- доктор филологических наук, аро^ессор В.Б. Смирнов;

- кандидат филологических наук, доцент В.А. Свитедьски!

Ъедущео научное учреждение - Самарский государственный г.вдагохмческий институт.

йпадта состоится "I н" kGSbSpSL 1S93 года в

_часов к а заседании специализированного Совета

Д.063.40.07 но русской литературе в Воронежском государстве: ком университете.

Адр-.'о: г. Воронеж, Ленина, 10.

С дяссертсцзой колю озьакожться в библиотеке Воронеж с кого государственного университета.

Автореферат разослан " i^ij'oSj тдд3 ГОда

? Чеки К секретарь специализированного Совета, допоят

.рвзьодо!:

3 критике и литературоведении (еда при жизни писателя) о Г.И. Успенской слоилось мнение как об очеркисте. Это объясняемся тем, что термин "очерк", будучи обтекаемым, часто сказывался. вполне достаточным.

По сложивпейся традиции под очерком аодразузгевэетс! Форма произведения злободневного, имеющего яркую ссцзьльауя окраску. Современные Г.;:. Успенской критики и читатели г-далп от него именно таких произведений.

Ко в то у.е врем можно с уверенностью сказать, что история литературн знала немного таких примеров, ;:огда из-за определения жанра писателя возникали такие жаркие споры, как по поводу творчества Г.К. Успенского.

Ьекоторп'е современные г.Л. Успенскому критики отмечали, что действительность настолько разнообразна, что устс.'пьчиесл формы литература уке оказывались тесными и недостаточккми. Отсюда формируется мнение о том, чтс писатель вправе создавать свой л:анр. Тек детали такие современники Г./!. Успенского, как Х.К. Арсекьев, A.M. Скабичевский, З.Г. Короленко. Другие резко отрицательно оценивали литературный аскетизм писателя.

Тем не менее, и поклонники и противники манеры Г.'Л. Успенского задавали себе вопрос: как случилось так, что писатель огромно- • го дарования, блестящи:: стилист не создал ки одного романа или какого-либо другого крупного законченного произведения? Многие видели причину в среде, во времени, которое принято каз.:ва:ь переходным. Низнъ представляла такой большой :: новый' .мате - пал, который не укладывался :::: в одну классическую прнвичнув зканровую форму, нап-- пример, ¿сому рассказа, пса-естп, романа, драмы :i т.д.

другие современники указывали п на иную пс.г-п.-'г,-. Известно, какую осль'лую роль -а жизни и тзорчестве Г.И. Успенского .трал К.К.Михайловский. Критик, известил: общественный деятель и кксли-тель Н.К. Михайловский хсроао зкел ГЛ, Успенского, поз.ому он предлагал искать истоки ханроЕого новаторства в самой натуре писателя. К.К. Михайловский полагал, что причины такой i-ормь произведений нужно искать в "дуг:е писателя". Известннй критик считал, что необыкновенная честность Г.И. Успенского, требовательность к себе, хелание принести практическую пользу своими произведениями "определили незаконченность и отрывочность его очерков и р?сскяьов. г'.К. Михайловский вксказал такке мь-сль о тем, чтс Г.П. }спенс:«3 сознательно отталкивал от себя фэрго: "изящной словесности", ибо Успек-скнй-писатель идеи, шел и, он никогда не прельвдлся красотой i

стройностью структуры.

Интерес к творчеству Г.И. Успенского в целен и к канровой природе его произведений,в частности, не угасал к впоследствии.

3 1930 г. вшила книга о стиле Г.И. Успенского, написанная А. Камегуловшл. Автор исследования предлагал тематический принцип для канрового разделения произведений Г.И. Успенского. Вследствие такого подхода возникла теория о том, что очерками можно называть описании ьизт: городской бедноты, а рассказами - описание жизни чиновников. Очевидно, что такое .разделение очень уязвимо, но сама попытка как-то по-новому взглянуть на жанровую природу произведений Г.И. Успенского весьма показательна: о канре известного писателя по существу сказано слишком мало.

Произведения Г.М. Успенского называли статьями, зачетками, рефератами, публицистическими миниатюрами и т.д. Часто это делалось без достаточной научной аргументации, на читательском, а не исследовательском уровне. Но дане такие определения важны и не являются оговорками, так как, если художник мысли:жанром (то есть жанр выступает как форма мышления), то читатель ощущает, воспринимает • канр в целом, "чувствует" его". Другими словами, целостное восприятие художественного произведения - это и есть ощущение жанровой целостности ианисанного. Поэтому, если критик называет произведение Г.И. Успенского романом, эпопеей, очерком, статьей,- то он имеет на это право, значит, он увидел определенные канровые признака в анализируемых им произведениях.

Современные ученые, писаваие и пицущие о Г.И. Успенском' (К.И. Пруцксв, И.Л. Рябов, Н.И. Соколов, £.А. Барабохин и др.) с одной стороны, испытывает большие затруднения при определении i'-ак-ра произведений Г.И. Успенского, с другой - все-таки Еынугдеыы давать • ¡канроЕые определения.

Небольсне по объему произведения Г.И. Успенского исследователь К.И. Пруцков называет очерками к рассказами, следуя слоившейся традиции, а крупные формы предпочитает определять как больсие цологаа или больсие очерки. Ко уже в работах Ю.А. Бельчикова намечается серьезная работа над понятием "цикл очерков". Безусловно, Ю.А. Бельчиков не первый увидел циклическое построение сходных по теме и стилю очерков Г .И. Успенского, но он обосновал данное ын-ровсе определение теоретически. Исследователь• объясняет, что данная жанровая форма была вызвана самой ызньв. мировоззрение и творческие задачи писателя соответствовали именно канру цикла очерков. Вслед ва Ы.Е. Салтыковым-Щедриным, Г.И. Успенский тщательно .

исследовал глубинные процессы общеегвекной жизни. Циклическое объединение небольших произведений позволило писатели обобщить необычайно сложные процессы, протекавшие в послереформэнной России.

Ко до сих пор в жанровом определении преобладало слово "очерк." Тем не менее нельзя не заметить, что от цикла к циклу у Г .И. Успенского раздвигаются границы сюгетно-композиционкой система, его произведения начинают структурно и идейно распираться.

На наш взгляд, то, к чему шел Г.И. Усг.екский от "Нравов Расте-ряевой улицы", "Разоренья" к "Власти земли" необходимо рассмотреть в езете теории о "романном мыылении", разработанной в современном литературоведении. В работах В.Гейдеко ("А.Чехов и Из.Бунин". -:,!., 1976), Г.А.Белой ("К проблеме романкиго ¡мышления. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология". - M.t 1978), Н.Т. Рьыаря ("Введение в теорию романа". - Воронеж, 1989) " романное мышление" изучается на материале русской и западной прозы. "Романным ытлением" принято считать такую особенность эпического сознания, которая является, с одной стороны, имманентно присущей самому роману, а с другой стороны, ока органично входит ь структуру других жанров, обогащая и развивая их. Безусловно, Г.И. Успенский писал очерки, . рассказы, сцены, циклы очерков, он не написал ни одного романа,ко проникновение "романного меленая" в другие ¡жанры не является процессом разрушения. "Романное мышленке" помогает разь'/ваться другим жанрам; будучи маептабным и перспективным по своей природе,оно помогает другим формам шйти на принципиально ноек" г.уть развития. По словам U.M. Бахтина, роман - единственный ка.-ip, являющийся детищем современной опохи, а все другие ханры эпохе получича как бы в наследство. "Романное мысление" подвергает это наследство ревизии, обогащает его новыми элементами.

Возникает вопрос: почему хе Г.И. Успенский до сих пер не полакал в поле зрения исследователей, рассматривающих "романное мышление" в *розе А.П. Чехова, H.A. Бунина, А.К. Толстого, А.П.Платонова? Дело в том, что в прозе Г.И. Успенского процесс "романизации" [т.е. рассмотрение новой частной кизни а новой гигни общественной как сопоставимых и дахе равных) только начинается и набирает сглн.

Итак, проблема углубленного изучения канровой формы прсизве-хекий Г.И. Успенского очевидна. Слохигаееся мнение о том, что Г.И. Гспекскзй писал небольаие очерки, а иногда собирал /х з больазе хиклы настолько укоренилось, что создалось впечатление достуглтсссд ! легкой объяскимосгл проблем жанрового тяготения писателя. Ь.-ес-:е'с тем назрела необходимость отойти от прегнлх, ягзг-ьггхся ранее .

достаточными, утверждений и оценок и углубить представления о Каире, к которому обращался писатель.

Все вышесказанное и обусловило актуальность реферируемо? диссертации.

Цель» настоящей работы является исследование жакоовоК эволюции г .И. Успенского.

Отсюда вытекают конкретике задачи исследования:

- ыявление специфики очеркового жанра в творчестве Г.И. Успенского на материале цикла очерков "Нравы растеряевой улицы";

- рассмотрение эволюции жанрового мышления писателя и создания особой форшл (очерковой повести) ка материале цикла очерковых повестей "Разоренье";

- определение дальнейшего жанрового поиска писателя в этапном произведении "Власть земли", где "романное шипение" играет решающую роль в создании форм: и содержания нового цикла;

- разграничение пародийного и пародического б творчестве писателя и выяснение роли этих элементов в жанровых поисках.

Непосредственным предметом исследования являются те произведения, в которых с большей ртчетливостью можно проследить указанные тенденции.

В соответствие с характером поставленных в исследовании задач при работе над диссертацией был использован структурно-типологический метод. С помощью' этого метода было рассмотрено творчество Г,И. Успенского в его основных этапах, была изучена эволюция жан-ровэ-стилевпх форм.

Существенно новым в постановке проблемы реферируемой работы является выявление и анализ черт повести, "романного мьглленик", пародийного и пародического элементов в творчестве Г.Я. Успенского.

Диссертационное исследование имеет практическое значение: его результаты могут быть использованы при изучении истории ручкой литературы XIX века, в спецкурсах по проблемам русской прозы XIX века, истории и теории различных жанровых форм эпоса.

Работа получила определенную апробацию: ее результаты использовались при чтении лекций по истории русской литературы XIX взка, в спецкурсах по проблемам русской литературы XIX века, обсуждены на кафедре русской литературы ВГПИ и заслушаны как доклады ка конференциях молодых ученых Воронежского и Самаркандского университетов, на ежегодных научных сессиях Воронежского педагогического института.

Структура и объем работы. Решение поставленных задач опреде-

г,

лило структуру ¡^следования, которое состоит из метения, четырех глев и заклачекая. Основной текст д'иссертс.ц;::! сосгчвляет 175 страниц. Список литератур:; содержит 135 к&гквасвшлй.

Ссдезкаппе работь:.

Бо в:¡здек::/ обосновывается Bütíop теги, ос актуальность, но-вазнз работы, определя-ются цел:: зсд&чй, дается кзатк::.: анализ !!."4гч1'о-::р2уич0ско2 л'.:тературк , лозик^енноЗ <лан; ов:авкаь.и.::

Успенского.

Глава I поезядена рассиотрезго явкрообразуада лр:«с-нпкоз :д:кла очерков "Нравы Растерлевпй ул;:д:л".

"Прав"-: Растеряевой улкге", самое крупное .;ро:«зве;»скче i-n^o-го периода творчества Г.И. Успенского, претерпело, как /зв-jctho, 5ольаио язгеекекия. Отдельное rpr.üiii очерков ::ечс?ал.:сь в ILSI, 1872, 1675 годах, а окончательно все очерк:; бплп собраны ь ¡зиял .'л:ш> в [663 году. "Нравы Растеряевся улад" целиком вк-л-т;: е ,.ерво:п пзда-ri.i.i "Сочинений" Г .И. Успенского. В закетке "От автора" Г.Л. Успен-:ккй писал: "Нравы Растеряевой ул;:цд", составляющие этот то:,: к ,;е-^атавлкеся з прекнях изданиях под тремя разлкчяикз назван .¡я'*:/., те-iepL приведены в порядок, в которо.\: и:.: следовало Сыть" (I, с.520). "черк'л связывались дру? с другом фабульно ;; сюу.етно, приходилось ;описивать вста:;:«, делать переходы. Одним словом, лз разрозненных ¡ебольЕнх произведений Екстроилсл цикл очерков.

Цикл очеркоз - достаточно емкое и пространное название, способное вместить в себя, на первый взгляд, вполне разнообразны? произведения, Но1 те» не к-лее, исследователи очерков ¡...л:: ди::лое зчерков) пытались ц пытаются отыскать ооркооЗразув^е признаки этого какра. Что касается До; .мы очерка, то многие современные. лссле-¡.огателн ¡rut. озя стремятся • ичленагь его признаки, спираясь на про-!ЗЕуде:а*я Г.«'. Успенски о. Например, к-.г характернейшая особенность •■черковса структуры от.че : ьтся зирокозал^атнссть комяезэдиа» т.е. ззоооСностг .'оедиаить о- ьвое кол::чсоте".' р^зноойрьзнку Çaaro;: '> ,-л:;зодсв. Указывай, такне на такой признак очерка, как о-.-с-

.абульнезт:-.. Итак. некоторая свобода г амср4н;сл.

зчерковей çooXm, позволяла-:. es: ,-.тая» безрзн.'/.орлоп, ¿.члэчить л себя сгрс.'.яэе ксд'.'-oc.-'j мате:пала, гак звеьъл a:v_;-i.o-KKf-юзщпоннеЗ системы :ic. г кз;к к долго, ¿айуль-

•:ая схема, .. ■ vjiet^.n i's-'/jt-j их /озлед^ьателей, вое":::'; но ..iisusa-ет собою катьрих'и

Как co£pey;'H:-ii:-:! Г.л. Успенскою, так п исслзпспн^зл;: пл t :дс ¡олве гсзд>е."0 периода откечакг такие ваънейдие зьо^т'за скяк

устремленность к факту или даке документу. Интерес Г.И. Успенского к факту вполне понятен. Писатель много путешествовал, пристально, порой мучительно пристально вглядывался в действительность, считал своимдолгом ездить по стране, в горячие точки за рубежом, т.е. вел себя как профессиональный журналист, репортер, который знает, как читатель ждет правдивое слово. Г.И. Успенский идет от факта как единичного явления к общему постижению законов жизни. Итак, доку-ментализм - это основа любого очерка, в том числе и очерковых произведений Г.И. Успенского (например, "Нравов Растеряевой улицы"). Но ведь существуют романы, основанные на документах, хотя их и не называют очерковыми лроизведекияул. Таким образом, документализм-важное, но не исчерпывающее свойство очерка.

Некоторые исследователи вакнейкш признаком очерка считают . публицистичность. Публицистичностью договоримся считать определенную устремленность, рациональную заданность, может быть, даже особую внехудояественную функцию текста. Безусловно, все эти черты

присущи и "Правам растеряевой улицы", ко очерковая природа этого произведения наиболее ясно проявится, если ш внимательно рассмотрим сюкетно-композиционную систему произведения. . •

В структурной основе "Нравов растеряевой улицы", как.и в осно ве любого произведения, лежит повторяемость ее элементов. Данная--повторяемость олементов в сюжетно-композиционной системе и будет внутренней пружиной любого произведения, на каждом своем витке она обогащается новыми образами и идеями. Ш и^еем дело с аморфнрй структурой цикла очерков, поэтому в наьу задачу входит найти тот принцип, следуя которому строится и развиваете»; сюжетно-композици-■ онная система "Нравов растеряевой улицы".

В жизни вообще и в жизни растеряавцев есть "высокое" и "низке Но беда в том, что в силу неразумности к бестолковости, прочно обе ковавшихся в Растеряевке ( модели общества), низкое неиаменно по-бевдает высоксс, извращает его, делает принципиально невозможны!. Изображение ;1реьращекий высокого (его незначительных, порой еле за метных ростков) б низкое и станет повторяющимся элементом сюжетно-композиционной системы "Нравов Растеряевой улицы".

Противопоставление высокого и низкого ь произведении имеет множество вариантов. Один из них можно назвать скрытым, • неявным противопоставлением, когда низкое налицо, а высокое лишь предполагается.

Умер "растеряевский барин", но в то время, когда покойник ле-:'.ял на столе, родия делила его покитки, тя;кело вздыхая и задавая

»сьма "практические" вопросы, например: "А вот, между прочим, не уступите ли вы мне рыжего мерина под водовозгу?" (I, С.28). Уход человека из жизни должен сопровождаться состраданием, к тому же сам акт похорон - скорбно-торхествен. Здесь все наоборот. 3 когдаа-те дьячок читает псалтырь, что токе должно вызывать представление о высоком и торжественном, так как похоронные обрыш - это одно из церковных таинств; н.о мимо дремлющего дьячка время от времени проходил Порфирыч, таща какую-нибудь украденную им шинель или узел. Ворующие Прохор и Лизавета, притворные вздохи родни - это явления откровенно низкие в своем лицемерии, пошлости и подлости. Поэтому представленный здесь же пейзаж будет язлять собою высокое: "Безлунная ночь стоит над городом; небо очистилось, в воздухе сыро. В стороне по небу скатилась звезда, оставив светлый след" (I, с. 31).

Итак, через все повествование идет противопоставление высокого и низкого. Отбор фактов В'"Нравах растеряевой улицы" идет по очень узкому руслу, события выстраиваются в одну линию, отклоняясь ст нее вниз и вверх, демонстрируя соотнесение действительного и желаемой нормы. Эта манера построения произведения работает на основную авторскую мысль, а тайке держит произведение в рамках очерка. Скольжение эпизодов по одной линии, нанизывание их на стержень основной мысли дает возмогшссть Г.И. Успенскому показать среду,типы, сцены, а основной сюжетооЗразующий закон устанавливает степень углубления в ту или иную проблему, уровень сложности са:,:их Образов. Каждая сцена содержит в себе один из верня^гсв. сопоставления или превращения высокого з низкое; только эта соотнсаения исчерпываются, очередной сюжетный поворот двихет повествование дальше, не позволяя углублять а развивать ситуацию.

Такой прием создает достаточно однообразные и узнавае.чге фрагменты (это входит з задачу автора), а такг~о не отвлекяьт от главкой идеи, позволяет ей находиться на поверхности, и, что для нас наиболее важно, сохраняется целостность жанрового образования: очеркового.

• "Кравы растеряевой улица" - пестрый набор очерков, соединенных в цикл, имеющих одну общую тематику. Но не только общая тематика заставляет автора объединять маленькие произведения, здесь еще действует закон развития жанра, устремленность к более крупным формам. О жанровой эволюции очерков Г.И. Успенского и пойдет речь в следующих двух главах работа.

В главе П рассматривается процесс становления ¿янра повести в цикле Г.И. Успенского "разоренье", многообразие и характер сая-' занных с этой задачей проблем обусловила значительно увеличенная

объем главы ее членение па раздела.

}.'а hüíl; взгляд, в "разоренье" будет наблюдаться противостояние двух «внров: очерка и повести. Дело в том, что предметом изображения в очерке 4t.a¡e всего становится среда, а повесть ориентирована не человека, ого внутренний мир и связи с внешним. Как ппеатзль метонимического склада, интересующейся слокньм общеотвечнч-.; процессом, Г.К. Успенский, конечно не, большее внимание обращает на среду. Ко в "Разорение." писатель уке готов к гораздо большему обобщению, более глубокому анализу действительности, некела в "Нравах . Растеряовой улицы", а стеранем, объединяющим вое элементы произведения, является герой "сквозного" действия, который и появится ь "Наблюдениях ыихяил» Ивановича" - первой части "Разоренья''.

"Наблюдения Михаила Ивановича" - это повесть уже потому, что герои выводятся на одну линию, у них появляется одно задание, цель, они все каким-то образом участвуют в одном и том кз деле. Разрабо-. такный хронотоп (время - пространство) создает целостное законченное произведение, а не незавершенные отрывочные сцеш. Итак, в "Наблюдениях Михаила Ивановича" писатель от цикла очерков двмкется к циклу повестей. Движение это не простое, не гладкое, но на многочисленных "стыках"' и "сбоях" можно проследить, как именно рождается повесть. y*e в первой части "Разоренья" появляется мощное - к.' вкеиьее и внутреннее - движение (в отличие от статичной' структуры характеров и сюжета в-"Нравах' Растеряевой улицы"). Внешнее двике-кие осуществляется за счет активности героев и путем изображения одного из сквозных мотивов - дороги, В данном случае это еще и железная дорога - значение нового времени. Михаил Иванович мечется по городу "в ожидании чугунки" и взывает к общественному сознаний. Последнее совершенно не разбужено, но тем не менее люди объединяются вокруг этого нового явления (железная дорога), оно в них вдохнуло надежду. Фрагмент, показывающий стремительно промчавшийся поезд, размыкает пространство городка, открывает путь в большой мир, в котором происходят сложные процессы. Фактически лвди по-лрекне.ЧУ разобщены, ко вое же у них появляется какое-то общее состояние, а значит, повышается уровень конце.нтрированности и объемности самого сюжета, что, в свою очередь, обусловило участие большого количества персонажей б общем деле. А это, безусловно, одна из основных жанровых черт повести. "Поезд выглянул черной массой на новом чугунном мосту, закутал дымом старинную колокольню маленькой церкви, на которой жиденькие колокола вещали "третий звон" и без звука скрылся. Толпа долго стояла и смотреа ему вслед.

Многие почему-то вздохнули, потом пошли по домау, к все о чем-ти затосковали" (П, С. 95).

Итак, мы установили, что первая часть "Разоренья" является повестью. Но повесть эта, конечно, -необычная. Безусловно, остались чисто очерковые переходы, по-премему очень больной интерес писателя обращен на общественную среду, часто мы слыппм публицистически заостренное, по-очерковому открытое слово самого автора. Все вышесказанное дает возможность сделать вывод о тем, что "Наблюдения Михаила Ивановича" - очерковая повесть.

Вторая часть "разоренья" называется "Тише зоды, ниже травы", о ней пойдет речь во второй части главы. Писатель в этом произведении уже выберет форму днегника, что з свжетко-комлозициоккой системе сделает перевес в сторону субъектных форм выражения авторского сознания.

Поиски героя (Васи) ухе выходят за ранки фабулы, чем он существенно отличается от Михаила Ивановича. Часто герой сначала становится очевидцем событий, а затем надолго погружается в тяжелые раздумья. Становится ясно, что автору внутрекее сюжетное движение уш более важно, чем внешнее, фабульное, как сило в первой части цикла. Двигателем он/.ета з "Тиео годы, нике травы" является психологизм, анализ внутреннего состояния героя.

В диссертации неоднократно отмечаюсь, зго в произведениях Г.И. Успенского отсутствует любовная интрига, столь типичная для русской повести XIX века. Эта интрига и'стала для нас личной казнью героев. Приватную клзкь персонаже.!: "Ти'пе воды, inn^a трави" составляет их соцкальшй пскск.. Отсюда вытекг.ет,. что сам психологизм в произведениях этого писателя глубоко социален по своей при-, роде.'Несчастья героев автор объясняет не только уродливостью внесших условий, более того, нелогичность,жестокий абсурд среды и есть личное горе человека в этом произведении Г.И. Успенского. Таким образом, снова сседипилсь очерк и повесть. От повести здесь мощный психологизм, которому от очерка передается социальная ок- ■ раска. Такой очерково-повествовательный синтез позволяет автору органично переключаться с героя на среду, анализируя и поверяя их друг другом. Указанные особенности "Тише воды, ниже травы" позволяют назвать это произведение очерковой психологической повестью. '

Третья часть "Разоренья" названа "Наблюдения одного лентяя". Хронологические рамхи "Наблюдений одного лентяя" достаточно широки (с 30-40-х годо1л)ю 60-70-е). Есличзсе-таки попытаться выстроить все повести цикла "Разоренье" в единый фабульный ряд, то начинать

пришлось сЗы с третьей. Но автором движет не стремление эпически насыщать свое произведение событиями, как это было в "Наблюдениях Михаила Ивановича". Г.И. Успенский продолжает идти по пути, начатому во второй повести, он изучает движение общественной из ни не только через внешнее, фабульное действие, а идет вглубь к человеку, к его мыслям и чувствам. По-прежнему в сюжетно-композидионной системе важную роль играют раздумья героя, беседы, самоанализ, которые прилагаются, прежде всего,к тому, чтобы объяснить, отчего "современное общество живет без всякой серьезной и совестливой мысли" (П, с. 262). Но в третьей повести появилось и нечто другое, значительно отличающее ее от первых двух. События отбираются так, чтобы герой-повествователь как мокко чаще мог фиксировать свое и читательское внимание на душевной жизни общества и своей собственной. Последнее делается с поразительной устремленностью: слово "душа" в произведении повторяется более восьмидесяти раз ка 104 страницах текста! Эта деталь подтверждает направленность авторского взгляда на внутренний - душевный-мир современности. Г.И. Успенский приходит к выводу, что общество развивается ненормально и новое время ■ не несет благих перемен, ибо, как утверждает отец героя (Васи), "...не в тебе одном души нету, а во всем народе ее не стало" (П, 226). Мотив дули становится сквозным, теперь он во многом определяет развитие с »же: эго движения. Устойчивый мотив душ, душевнос-. ти, как чего-то сокровенного, интимного, повышает степень -субъективности повести, создает возможность для развития в ней лирических элементов, вернее, становится одним из источников, питающих эти лирические элементы.

Лиризм возникает в повести и благодаря все более усиливающейся тенденции несовпадения фабульного и сюжетного развития. Кроме того, само обращение повествователя со временем, вернее, манера управления этой вагаейлей категорией художественного произведения напоминает лнрически-свободн;*». Важно не движение -Бремени само по себе, око дается в воспоминаниях героя, переживается им: "Передо мной прошш разные времена. Были времена, когда мы вместе со стариком считали лень весью, разрешающею все затруднения, и говорила о ней: "отлично!". Потом были времена, когда явилась у меня потребность сбросить с своих плеч все старое, вновь родиться на свет самым сильным, энергичный человеком, потоку что дахе в навах захолустьях по 1ремгнац как-то неотразимо чувствовалось, что скоро еязнъ закипит и забьет ключом отовсюду и мне останется одна моги- • га" (2, с, 220). В "Наблюдениях одного лентяя" герой я повествова-

тель слита, так повышается степень субъективности, и очерковая повесть приобретает еще одно качество: она становится очерковой лирической повестью.

• В главе Ш рассматривается зарождение и развитие элементов романного сознания в творчестве Г .К. Успенского. Материалом для исследования становится, пожалуй, наиболее популярное произведение писателя "Власть земли". Эта проблема, на нап взгляд, наименее изучена в сравнении с другими. В диссертационном исследовании разграничиваются понятия "романное сознание" и "романное мышление". Последнее может быть рассмотрено в ряду с очерковым, повествовательным, эссеистским мышлением. Итак, мышление (романное, новеллистическое и т.д. ) -это деятельность художественного кжления вообще, направленная на создание определенной жанровой структуры. Художественное сознание - это ценностный смысл произведения, способ нравственной оценки происходящего. Конец XIX - качало XX вв., проходит в известном смысле иод знаком романизации художественной литературы,-об этомговорится'во.введении к диссертации. Поэтому категории"романное сознание^1 и'Ъоманное мышление" как способ оценки личности и мира, как манера деятельности художественного субъекта притягивали очень многих исследователей как наиболее важные моменты литературоведения.

"Власть земли"'- произведение необыкновенно яркое и объемное. Эти качества обусловлены присутствием в произведении нескольких ■типов художественного мышления. "Власть земли", написанная в 1882 г., обнаруживает в себе присутствие элементов:древней эпичееко? поэтики. 3 начале цикла Г.И. Успенский приводит былину о Сззятогорз-<5огатыре. Рассказ сводиия к тоглу, что богатырь, выехавший в чисто поле, никак не может на коне догнать мужичка с сумочкой за плече;:. "Едет Святогор рысью, а прохожий все идет передом. Во всю прыть не может он (Святогор) догнать прохокего" (У, о.117). Более того, Святогор не смог даже поднять эту катенькую сумочку, в

которой "тяга" от "матери сырой земли" (У, С. 117). Г. 11. Успенский видит смысл былины в том, что "тяга и власть земли огромны - до того огромны,, что у богатыря кровь алая выступила на липе, когда он попытался поколебать их на волос, а между тем эту тягу и власть "народ несет легко, как пустую сумочку" (У, 118).

Существует мнение, что Святогор, Волх, Вольга - это богатыри "старшие", т.е. персонажи древнейшей титанической эпохи. Микула Селянинович - г,усей более позднего времени. Отношения мевду "старшими богатыря;,«" л Микулой Селяниновичем - это показательные отно-

шения двух очех: кочевой и земледельческой. Естественно, былина ' строится так, чтобы i,оказать преимущество сознательного земледелия перед теми;:/л, бесполезными и, естественно, злыми силам:: древности. Таким образом, зта былина является, мокет быть, переходной

от ГЯ'>Г' к эпосу, пбо в лице Святогора - неуправляемая стихия, в лице Ми кули - разумный труд.

В произведение Г .'Л. Успенского фрагмент данной былины входит частгцей древней культуры, которая осталась в веках как продукт деятельности древнего эпического мы^тенил. Но следы эпического мысления содержатся не только в стой явной цитате-былине, его элемента пронизывакт собой зек структуру "Власти земли". Постоянно присутствуют древнейшие мифологемы: земля, вода. Более того, подчеркивается полкейзлая закономерная и справедливая зависимость человека от земли: "Будет так '., как захочет земля, будет так, как сделает земля и как будет в состоянии сделать... И еот человек в полкой власти у стой тоненькой травинки" (У, с. 118). Будучи отголосками эпического строя мышления,данный образ подчеркивает целостность кизкл, составлявшими частями которой будут человек и природа. Нельзя не заметить такае и элементов эпической универсальности и всеохаатности, идущей от эпической концепции целостности мира. Автор пииет о "коренных основах народного миросозерцания" (У, с. 100) о "Русской земле" (У, с. 102), 'о "главном" (У, 107); и вообце, его интересу?.т сразу "р~е и все"!..ГУ, III). "5п-гчесгпм" фрагментам

текста присуща величественность стиля. Ото соуплоплено самим харак-' тер»: дреп'гшго &„:ос.% чьи тем! очень обобпглгт , та: совершенно отеухсгвуит ¡u:.: кссначагелька* ообит .:. Эпический тон

"Ьтаеп- ;,•>• """ -л процитированная (йикш., от ¡.ее потянулись cy¡i'cTin.-;-:;m ^ пцпо;п;:е k:sz по всему прэп-.-пе/епиЕ, ис-д;- Минула Се-ллвдво);гс га« ¡v ок песет своз сукоч?:? :: с г д а, так как

народ к.- ct¿:.ie г:-.;гда. Микула Селян..;;.;г .оческа споко-

е:-. с?±-е:ч у нет необходимое*;. ¿ееодокные нрав-

ствен .. г.опег.;. - ои ;:."г.от страданий лтмгц.-.-оо 'героя. Ззмзя его глЪЯ; г. с-г. с : - он сглг.чально прав, п ссл у ¡.>- этой правота дано ■ доога;;: ;.

-:сгс - эстетика 1.дэ=.\. ног.~, р ориентир на-родн;р г;енаГ'Г,гп.. охт- часть целого, кзгда, ногтей он яз-

■лялтел, каг. прагплз. носителем саках, лучпчх. качеств (или ху;~ пи). Ес-'-и это крестьянин п.чачит он арекря.с.-^ ¡.».херь с хозяин, если это девнцз, то снь красавица к т.д. Пакэбна^ -пнческая нормативность схазиьагтс.'! г го "Власти землн", наприч-йр, в портретах

героев: "Посмотрите вот на этого Ивана Петрова, по прозванию Босых: он человек сильной породы,, он легок, ловок и умел в работе, жена его-умная, сильная и ловкая работница, когда-то красавица; ог земли он может иметь сколько понадобится; но кроме "хозяйства" он еще и плотник, весьма хороший для деревни, "сапожник"... (У £.101). Ко.вся беда в том, что зтот красивый и умелый человек живет в распадающемся крестьянском мире. В старом крестьянском мире было много • трудностей, жестокости, но была какая-то справедливость, т.п. была гармоничная связь человека с землей. Теперь историческая ситуация в России изменилась, поэтому дальнейший анализ мира и человека будет представлен романным мышлением и сознанием, которые действуют в произведении одновременно с эпическим.

Начинается "Власть земли" изображением смятенного Ивана Босых, а, как известно, "задумавшийся" герой, герой на распутье - это и есть исходная точка для работы романного мышления. Иван Петров,по прозванию Босых, в крайне кризисной ситуации: он "забаловал" (У,с. 103), "ослаб" (7(2.102), "закон забыл" (Ур.106), из богатого в прошлом крестьянина он превратился в деревенского пролетария. Он отошел от земли, пытался работать на вокзале, а затем запутался, запил

опустился. Налицо не безысходность и эпическая заданность, как, например, в образах Святогора, минули, а чисто романная запутанность жизни современного автору человека, который ощутил все тяготы воля, свободы. Это напряженно-романное состояние личности, освободившейся от привычных связей, и интересует-автора. Романный герой сквозного действия во "Власти земли" ке сложился. Ко романная природа обусловила тяготение к формированию энергичного героя, независимого, преодолевающего сопротивление действительности. Как на образец такой личности писатель-указывает на Тихона Задонского, иногда появляется образ "народного интеллигента", "народного угодника". Тип "народного угодника" становится составной частью персонажа сквозного действия, который получается весьма многоликим и мозаичным.

Во "Власти земли" обращает на себя внимание неразработанность фабульных линий, а порой и композиционные сбои, в результате которых многие фрагменты текста связываются прямым словом повествователя. Таким образом слово повествователя выполняет часто не только оценочную, но и связующую роль в произведении. А это подводит нас к новой проблеме и необходимости рассмотреть присутствие элементов еще одного типа художественного мышления: очеркового, которое сопровождает тво^ество Г.И. Успекикого от самых его истоков до

последних строк. Возникает ощущение, что к концу романные устремления закупаются очерковыми средствами: все отрывочнее фабульные перехода, все фрагментарнее повествование, все больше прямой авторской оценки, все отрывистее ■ стиль- _____ - писатель спешно "сворачивает" свое произведение. Г.И. Успенский как будто не доверяет чисто художественным средствам и переходит к публицистическим, последние к концу произведения все более явно заявляют о себе.

Итак, какое же художественное мышление оказывается главенствующим во "Власти земли" и как можно, наконец, определить жанр этого крупнейшего цикла? Ка каи взгляд, в произведении присутствуют три типа мышления: эпическое, романное и очерковое. Три типа жанровой деятельности работают внутри одного произведения. Вследствие этого "Власть земли" в определенном (техническом) смысле несовершенна отрывочна, фрагментарна. Но в то ке время это произведение удивительно целостно и концептуально. Объединяет произведение то, что и романное, и эпическое, и очерковое мышление существуют во "Злас-ти земли" под эгидой романного сознания, которое организует и координирует столь неоднородную структуру. Романное сознание "дове- ■ рило" эпическому мышлению-ввести в произведение "абсолютное прошлое" мира, романному мышлению т изучать и представлять внутренний шр современника в сложном контексте жизни, очерковому мышлению -заострить внимание на среда."Романное же сознание координирует отношения личности и среды, дает-нравственную оценку бытию.

В главе ГУ объектом внимания является пародия, которая будет рассмотрена как способ разрушения традиционных жанров.

Г.И. Успенский относится к тем писателям, которые ведут напряженный диалог с другим представителя;.« "цеха задорного" (1.С. Пушкин). Как известно, литературный процесс вообще представляет- -собой диалектически сложную, вкеине и шутрекне противоречивую перекличку отдельных авторов, писательских группировок, а иногда даже целых литера туп .ых направлений. Творчество Г.И. Успенского приходится ва переходный период русской истории. Поэтому литературное "отталкивание" от написанного другими в данном случае приобретает евз и дополнительный оттекок. Полемика (скрытая ы явная) становится мировоззренческим, стиле- и ганросбразущдм моментом.

Диалог с аатературныш предаествеЕнакааа и современниками у Г.И. Успенского имеет разные форащ. Инсгда писатель цитирует боль-

шие отрывки, вапример, из произведений А.И. Герцена и Л.Н. Толстого, о которыми он соглашается, и диалог не содержит полемического начала. Свободная сюжетно-композиционная система, свойственная

Еообще произведениям Г.И. Успенского, позволяет иногда вести перекличку с двумя авторами одновременно. Произведение в та:шх случаях приобретает оттенок литературно-критической статьи. Достаточно сослаться на размышления Г.И. Усиенского о поэзии Лермонтова и Кольцова в пользу последнего (У, с. 34-36). Свободная жанровая манера позволяет писателю на страницах своих произведений "вспоминать" фрагменты газетных и куриальных статей.

И, наконец, довольно часто Г.И. Успенский прибегает к пародийным приемам, подвергая "ревизии" творчество A.C. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Н.Г. Чернышевского, И.С. Тургенева, H.H. Златовратского и других. Г.И. Успенский как писатель переходного времени изнутри разрушает устоявшиеся литературные нормы традиционного романа, повести, рассказа, принятого стиля, сложившегося мировоззрения. Г.И. Успенский пародирует, иронически переосмысливает жанры известных художественных произведений. Одним из примеров того, как толчком к пародии оказывается одновременно мировоззренческий и стилистический аспекты, может служить спор Г.И. Успенского с Ф.И.- Тютчевым в произведении "Крестьянин и крестьянский труд". Здесь имеются такие строки: "Этого'жщего я начинаю воспевать не как собственный укор, а как идеал всего, .что есть наилучшего на белом свете.- Я сравниваю его с Христом, который в рабском виде исходил все. землю наяу..." (У, с. 91). В свой текст Г.И. Успенский, . как видим, вплетает пародийно окраинную реминисценцию из известного стихотворения Ф.П. Тютчева "Э?и бедные селенья"... Удрученный ношей крестной. Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя к

Мировоззренческое расхождение состоит в том, что для Г.К.Успенского, это"безролотное существование" (У, с. 91) является я дао-ром, тогда как для Тютчева оно было идеалом.

Использование и функционирование пародии в творчестве Г.И.Успенского было одним из способов выйти за пределы традиционной ли-

я Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т.; Т. I, - М.: Правда, 1980. - С. 142

•5

тературк, за пределы книжной условности на просторы жизни. С помолы пародии Г.Я. Успенский пытался найти и создать свой жанр, максимально приближенный к реальности и правде жизни.

В заключении диссертации делается ряд выводов, подводятся общие итоги исследования и намечается ряд вопросов, связанных с перспективным изучением произведений Г.И. Успенского.

Содержание диссертации отражают следующие статьи:

1. "Чужое слово" как средство социально-психологической индивидуализации в романе И.С. Тургенева "Отыы и дети" // Содержательность форм в художественной литературе. - Куйбышев, 1989. - 0,6 п. л.

2. Развитее сюкетко-фабульных отношений в "разоренье" Г.Успенского Ц С:=2зт и фабула в структуре жанра. - Калининград, 1990.0,8 п.л,

3. Сюмтко-фабулыше отношения в цикле Г. Успенского "Разоренье" // Содержательность форм в художественной литературе. -Самара, 1591. - 0,7 п.л.