автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Жанрово-стилистические особенности прозы Владимира Короткевича
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-стилистические особенности прозы Владимира Короткевича"
Лкалеьаи наук Ресвублзши Беларусь Институт литературы меня Янки Кувалы •
На прагах рукописи
ШНК0Р2НК0 Ояьга .КаряоЕна .
ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫБ. ОСОБЕЗНОСТИ ПРОЗЫ ВШШРА КОИШВИА.
10.01.02 - литература народов СССР ' (советского пераода)
Автореферат - _
диссертации на соискаяае ученой степева кандидата фалолоютесних наук
1£шск 1992
Работа наполнена е Институте литературы имеют Янки Купалы АН Беларуси.
• Научный руководитель: доктор филологических наук, член-
хорреспондент АН Беларуси М.И. Икшинский Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор И.В. Еабловская
Адамович
Ведущая организация: 1.югилёвский государственный педагогический институт имени А.Куледава.,
Защита состоится 1992 г. в ¡5-ррчасов на заседании специализированного совета Д.006.16.С1 по защите диссертаций на соискание .ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы имеет Янки Купала АН Беларуси (220072, Минск, проспект Ф.Скоривы; 66). .
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке еу- Я&уйа Коласа. АН Беларуси.
Автореферат разослан ^¿/^1992 г. •
' Ученый- секретарь ни
сае^шшзироваавого совета Прага ский
Институт литературы
им. Я.КупаднаН Беларуси,
1992
Об1цая характеристика ррботы
Актуальность темы. Одним из загнейгих направлений в современном литературоведении является исследование ганра и стиля во всей многогранности их выражения в литературах различных исторических периодов. Активно возрастает интерес к теоретическому освещении проблемы, научно осмысляется не только единичные явления сложного словесно-художественного процесса, но и постигаются обиу.а закономерности его интенсивного развития, вклэчал наблюдения от момента зарождения до окончательного формирования тех иди иных структурно-кзккозкх принципов.' И хотя отдельно и жанр и стиль давно признаны ученьми в качестве серьезных объектов, требукицих пристального'внимания и детальной разработки, однако с точки зрения их взаимной обусловленности данные категории редко становятся предметом фун-' даментальных теоретических исследований, .чаще Есего рассматриваются на творчество одного или нескольких авторов. Между тек именно такой аспект проблемы ввиду ее относительной самостоятельности и важности весьма правомерен и актуален.
Тяготение к нравстнснко-этичоской направленности в литературе 60—80-х годов, поиски всеобъемлющей концепции мира ч человека, синтез аналитического подхода в оценке' действитоль-• ности с лирико-романтичоской поэтичностью я драматизмом, взаимодействие национальных и интернациональных традиций привали х обновлению жанрово-стилезой системы, возникновения неизвестных ранее образований, единственным изменениям в структура прозаических произведений, тесному влиянию одних на другие. Но при Есем непостоянства, подверженности изменениям большинство эпических яанров стремится к устойчивости форм, четко выявляют конструктивную и стилевую .доитанты, гармонетеское сочетание традиционного и новаторского в своем строении.
Как и веяний сложный организм, представлявши систем взаимосвязанных к ззаиыоподчиненных элементов, жанр произведения распространяет свое влияние на осталышз уровни содержательной формы, в том числе, и на стиль. Наличие двусторонней диалектической нерасторжимости з полной мере опрандьзает обращение к шнрозо-стилевому аспекту проблема.
Степень постигания активного взаимодействия донных хап горня соотносительна глубина проникновения в суть и специфи: каддой из них. Этим обстоятельство:,: к продиктовано теорэтич* охов оовэцеяио понятий яз.чра и стиля, основанное на груда:: классической филологии к достижениях современного литературе ведения. В лорзую очередь, работах М. Бахтина, В.КониноЕа., Я.Эльсберга, Г,Поспелова, Н.Яойдеркака, А.Эсалнека, Л.Черно: А.Соколова; а танке белорусских литературоведов В.луравлева, П.Дабайло, 3.Коваленко, К. «¿усинок ого, А.Яскевжа ¡: др.
- Предауцзствашоо внимание с реферируемой диссертации сс сродотс^зко на кояхрегиом анализе прозаических произведешК известного белорусского писателя В.Ксроткевича, взделкяг^гхег. разнообразием жанрово-стилзвкх структур', присутствие:.: призма :;ов иных литоратурнкх родов, сочетание;.! исторически преемственны;-: ijop-.i и новаторских решений. Перечисленные качества, как и одержимость национальной идеей, ориентация на регио-кальга-^ольклорнее и всечеловеческое, з значительной степеки обогати? поэтику автора, придают его шкеро письма ксповтор: мое своеобразие.
В сзгодаяшзЯ сигуецип, богатой на стремитэды-ще собьггк: вздецг.еняе новых героев и такое so быстрое их забвение, ияо-костзс горьких обнадеяикш?« сверлений, проиехедог активны'" процесс перзоцэяки этических и эстетических ценностей, аозврас^яко незаслукекко забытых идан,- заметно вырастает ка-циокальное самосознание, духоонцЛ потенциал белорусоз, происходит возрождение векозьх и ранее попранию: традиций. В отих условиях вполне понятен интерес современников тем сбо;;:-: пророкам, кто по праву зкавцих и уззренких в правота ведущих никогда не изменял нравственна.: идеалам города, моральной силой, глубокой внутренней энергией, пафосом произведений, неравно душит--: слово:.! увлекал и пр'обуудал пытливость читателей, возвращав их :< национальным истока;.:. В белорусской литература последних досятклотйЯ так;::.: еыоокйм предназначением отдкчает-ея творчество В.Корэтг.оз;К£., расскэтрэкие особеккосгой прозаического каслсд'.вт которого к легло в основу данной диссертационной работы.
Цпли и аатачи иеслвпогаг-уя, Долью настоящего исследования является агализ иевасгвоватеяьннх форм в твосчесхой сис-4
лэ В.Коротхзвича с точки зрения их канрово-стилзвого своесб-шя, многовариантности выражения, типологических связей, с гтсм особенностей становления и последующих отапов развития гческого таланта писателя.
Исходя из характера поставленной цели, были выдвинуть: сле-згцип задачи:
1. Проследить сложный процесс взаимоперехода лирического шического начал в раннем творчества В.Короткевича, подчзрк-5 при этом закономерность обращения писателя к прозаически?? ¡ра?.и
2. Осмыслить важнейшие качества творческой икди^ндуоль-!ти художника, обусловившие своеобразие прозн, ее выраженную антическую направленность.
3. Раскрыть жанрово-стилевоэ богатство ?,-ллых и средни?: ¡ческих произведений писателя и определить их отличительные )?ы путем использования в работе конкретно-аналитического, • юставительного, сравнительно-исторического чэтодов исследо-гия.
4. Выявить особенности диалектического развития романной ты в прозе В.Короткеьича за счет анализа ватазйаих вдопко» .ояеетвенных уровней произведений.
Научная новизна. Степень новизны данной диссертации обуе-л<зна недостаточной изученностью проблвмы исследования, а же отсутствием в белорусском литературоведении работ снс-ного характера, в которых проза В.Короткевича рассиатрива-ь бы в присущих ей богатых жанрово-стилевых проявлениях и ной связи с общелитературным контекстом. Настоящее нсслз-ание ориентируется на целостное теоретическое и историко-ературное изучение жанрового и стилевого своеобразия по-твовательных форм писателя в свете всего созданного чм, а ке с учетоы особенностей конкретной обцествокно-культурк' и. уации, обусловившей появление феномена В.Корэткепича.
Методологическую основу диссертации составляют принципы тактического и исторического материализма. В их числч ирин-взаимосвязи и взаимозависимости, имею-дий место как а сочиненности звеньев структуры отдельного произведения, так многогранном выражении всего творчества художника, что :ловлано не только особенностями таланта, но и диктуется
закономерностями самоП эпох;!. Гассмо?ро1ме прозы В.к.оротлзви-ча предполагает такяв обращение к принципу историзм, требующему конкретно-исторического подхода при анализа и оценке литературных явлений, умения видеть их в причинно-следственной зависимости и постоянном развитии. Темой исследования определяется такяе использование автором ведущих принципов философской эстетики, без которых поэтика "становится зыбкой и случайной в самих основах своих"*, обращение к трудах? А.Горцека и <5.Гегеля, важнейшим положениям теорий А.Веселовсхого, В.Кир-мунского, X).Тынянова, работам вышеперечисленных современных литературоведов.
Практическое значений диссзртпши заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в процессе чтения вузовских курсов по белорусской созетской литературе, литература народов СССР, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по изучению проблемы канра и стиля, написания курсовых и дипломных работ.
Апробация работы. Диссертация била обсуждена, одобрена и рекомендована х защите на заседании кафедры белорусской литературы филологического факультета Гомельского Государственного университета им.^ранциска Скорины, а также ка заседании отдела современной белорусской литературы и критики Института литературы им.Янки Купалы АН Беларуси.
Основные положения исследования содержатся в опубликованных статьях /см. перечень работ в конце реферата/, изложит докладах ка областных и республиканских конференциях;
• Структура работм. Диссертация состоит из введения, тоах глаз, ааклвчения и библиографии.
Основное, содержание работы
Во "Введении" обосновывается актуальность избранной топы и юти Бац:;; обрацэшш к ней, намечается круг ксследуошк проблем, дается краткий обзор существующей литературы по вопросу, раскрываются уогодогюгичосккэ и научно-теоретические аспекты работы и методы исследования.
^Бахтин Вопросы литературы и остетики. к.: Худож. лит., 1975. С.10. .
6
В паевой главе "Становление эпического таланта В.Коротке-вича. Малые прозаические формы" исследуотся закономерность обращения писателя к повествовательным яанрам, прослеживается сочетание в его творческой манере лирического и эпического начал, которые нэ исключают друг друга, а органически взаимопроникают; создавая характерную особенность письма автора. Такие наблюдения позволяют сделать вывод о том, что и в прозе З.Ко-ротхевич остается поэтом, равно как и в поэзии он на чуждается прозаического.
А'^ализ малья эпических форм писателя убеждает в их разнообразии, смелых структурных поисках, оригинальных стилевых рз-шениях. Подобный успех з совершенном владении ганром рассказа сопряжен у художника с большой ответствекаостью при работе над ним, лмикании первостепенных задач для достижения такого" ваянейзюго достоинства малой формы, каким является эффект цельного восприятия.. Об этом свидетельствует неоднократные высказывания самого писателя, которьн приводятся нами з диссертации.
Наряду с тесним 'взаимодействием эпического отражения действительности с ее лирическим освоением одной из особенностей рассказов З.Короткерича является умение выхватить, осветить под особах углом видения какую-го картину, миг бытия и •показать его неторопливо, даже замедленно, не прибегал к ост- • росюжетны.! коллизиям /"йлак1Т 1 золата дня", "У шалаши4/ или, наоборот, обращаясь к драматическому жизненно^' материалу . /"КарнеГГ-- мьлькая смарць", "С1няя-С1няя..."/.
Писатель гаксикально использует богатый 'зганровцй потен. циад рассказа. Благодаря исторической тематике, психологичз-. сксму анализу, тонкому ьироостуцекив, ярким образам, лирико-романтичзской взволнованности стиля ему удается' ::удо~ос?зонко убедительно раскрыть глубокую внутреннюю осознанность"героем "своей неслучайности в мире, своей сопричастности в каждом мгнобзнии всему происходящему на земле" /"Барзяны вчьт"» "Залаты бог", "Дрэва вечнасц!"/.
^Шубин Э.А. Рассказ 60-х годов // Русский советский рассказ. Очерки истории гпнра. Л.: Наука. Ленингр.отд, 1270. С.679.
Крома традиционных малых прозаических форм с их фабульн основой, развернутым сюжетным действием, В.Короткевич плодотворно работает в ганре классической новеллы с ее неожиданны зачином и финалом, динамикой драгдт ич -з с к ого действия, резким его поворотами /"Кн^ганошы"/, основанной на устно-поэтическо; материале легевды, жизненной истории /"Ладдзя Роспачы", "Ка-лядная рапсодыя"/, социально-бытовой зарисовки, жанровой сцз! ки /"Як звяргаюцца ¿далы"/ навеянных литературными ассоциаци) ми оригинальных повествований /"Лятучы гаяандзец", "1дыл1Я у духу Вато"/, ?
Думается, тгомпозиционная раскованность, возможность беспрепятственных пространственных перемещений, с^ены временных пластов, полного авторского самовыявления особенно привлекал! писателя к форме эссе /"Казк1 Янтарнай крашы", "Кра1ка Дыга-нш", "Мсц1слауль" и др./, которые не могут не поражать свои;, художественным совершенством и тематической широтой. Нами отдельно рассматривались эссе-посвяшения, беллетристические путевые и литературно-критические разновидности этого свозобраз ного яанра, где свободно совмесрытся и взаимодействуют самые различные подходы в осмыслении яизнонно конкретного материала — документальный, философский, публицистический, фолькяорко-мифологический, этнографический, литэратурно-худонэствснный. При этом но нарушается равновесие составляющих величин поэтической структуры произведений. Гармоническим созвучием содар-глния и формы вцделяется книга В.Коротхевяча "Зямля пад белы-1.и !:сшп.м1", носящая Бкраденный очсрковй? характер и потому отдельно не рассматривавши в диссертации, посвященной пройда кз канрово-стилевых особенностей прозы писателя.
Оригнна~ьиу:) канровуа модификацию представляют собой оказ.та белорусского автора,' интсреснш не только по художественному воплощенна замысла,, но к по "структурной организации. В них образно выражается кфовосприктио писателя, его идеКно-эстетичесхие воззрения, поэтичность канерн. Историческая к&н-ва сюхета, легендарное начало, элементы преданий вместо с 'детальны.: проникновением в психологию героев, что и отличает • произведения В.КороткеЕИча от собственно сказки с ее задакко-стьа характеров, схоглтизмоу. в их «зобраг.знии, составляют отличительные чэотн "Яебядз1кага ск!та", "Скрыш длыгвн й ве-
•в
раскоЕьк пусточау", "глтла з кагинъчкхамГ' и др. Утвзрздпл идеалы добра и спратзздливости, перу з человека, литературные сказки писателя продолтат главную тему его творчества, органически выявляют романтическую направленность таланта.
3 этом плакэ ксхлачитольноо место в художественной система автора занимает легенда "Ладязч Роспачы", в структуре которой причудливо соединились фантастической и прикгленно бытовое, фольклорное, дагде глубже — тфнческое, я чисто литературное. Перед каш характерное романтическое произведение, "опыт воссоздания мл^а"1, где через образ главного героя Гер-васия Вылигахи решается извечная проблем борьбы добра се злом, света с унылым предначертанием, характерная для всего творчества писателя. '
Обращение к малья повествовательны;,; формам з прозаическом наследии В.Короткезкча убеждает в многогранности их проявлений, равно высоким владением авторе;.! законами сайда различных жанров, начиная от строгого классического рассказа и зсех его разновидностей и заканчивая эссе, очерком, легендой, литературной сказуой.' Стиль небсльпих по объему эпических произведений как бы в концентрированной форма, лапидарном виде содержит признаки основополагающих его характеристик, которые найдут более широкое выражение в повестях и роганах художника.
Во второй глада "йа?фовоз многообразна повестей писателя и их стиль" исследуется специфика такой сложной поэтической формы, кикой является повесть. Данный яанр в прозе белорусского автора отличается особенно богатым стилевым своеобргзием. Достаточно липь вспомнить широкий охват идейного содержания, способов художественного выражения, реализованных в таких разных повестях В.Короткевича, как "У склгах драмзэ пясна", "Дзгкае палязакне караля Стаха", "Цкганск'1 кароль11 и "Чазе-Н1я", "С^ная легенда" и 'МИсце катана^", чтобы убедиться в этом.
Вряд ли возможно говорить об абсолютно?! чистоте канра, традиционной вадертанкости формы относительно первой и срав-
^Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худой,лит. Лэнингр.огд. 1973. С.60. 9
ттелъио недавно олублмгасашоЛ повести писателя "У снягах драмае вяска" /1957—1589/. Но следуя за доминантным нанрово-образуаир.м принципом, преобладающим в структуре произведения, его кешю отнести к разряда социально-психологических повестей с выраженным драматически« элементом. Последний обусловлен сложностью самого жизненного ¡.атерпала, а которому обращается автор, его глубокий! морсяько-нравствешьки коллизиями, обвдствэняш конфликтом 50-ых годов, когда иногда люди обвинялись в ревизии марксизма, посягательства на критику политического курса и других несуществующих грехах. В их число попадает и Владислав Бзроснзвич, студент университета, перевивающий дупевную драму, ыисляи'оя личность, образ во многом автобиографический.
Воссоздавая конкретную ситуацию, социальные отношения в обцестЕ" того времени, писатель по известным причинам на йог быть до конца откровенным. Отсюда символика произведения, образ дрзмлпщей в снегах весны, тепло которой внезапно кахут прервать холода, "марцавк санеты". Приходится только сожалеть, что внход повести в свет так несправедливо задержался. Появление ео в литературе конца 50-ых годов стало бы настоящим событием, настолько типичен ее конфликт, достоверен показ характеров и времени, ярко проступает еще только намечавшееся в общей потоке прози перенесение акцента с события, дзйстзяя на человека, отдельную личность, воплощающую совесть и боль своей эпохи.
"Дэ^чао палявашш караля Стаха" /1954/1 несмотря на год опубликования, яьяяетея порвш опыгом автора в жанра повести, о чем свидетельствует его личное призере в письмах к известному украинскому прозаику Р.Изаньчуку*. В критике неоднократно подчеркивалась явная ориентация писателя при создании произведения на образцы мировой детективной литературы. Но отвергая этот очевидный факт, мы хотели бы все же отстоять самобытность повести, заключающуюся в ее близости к устной поэзии. Речь идет не о внесшей фольклоризацки» а о духовкой нерасторжимости автора и героя с историей и жизнью, культурой и атногрдфиай народа. Б обращении к фантастическим
^¿сты УладзШра Каратков1ча да Раиана 1ванычука // Полымя. 1988. № 12. 0,161,
скжзтам, иррзальньг* образам, в нарупекла границ обыкновенного, во енннэнии к исключительному через различна формы художественной условности, в соседстве реалистического и романтического заключается секрет популяр:-;ссти данного произведения. Именно разнообразие видов и их контактная спаянность внутри одной к-аяровой с.чете.чи, цэизкгкруигцая, объединяющая роль рассказчика, градацисшоз нарастание действия, смоесиио временных пластов, балладное звучание, сказовьр приемы, преобладание романтического Т!*па обобщения, экспрессивность стилевого звучания и составляет своеобразие исторического детектива, каким является "Дз:кае палявакне караля Сгаха".
О канровой направленности "С1вой легенды" /1961/' Вл.Ко-роткевича говорит укз ее название. Несмотря на историческую основу, описание бурных событий ХУЛ века, перед нами художественное произведение, где равновесие.мезду объективны".! эпическим и субъективно-лирическим планага достигается благодаря личности повествователя швейцарца Конрада Нхаккена, а лзген-дарно-ро:.:античсску:э окрасенкость придает история самоотверженной любви холопки Ирины и нобиля, пезке предводителя мужицкого бунта, Романа Ракутовича. При анализе содергательно-форьилькьх особенностей данной повести принимались во внимание нз только проблемно-тематический и сюжотнс-костознционтй уровни произведения, но и языковой аспект, позволяющий на та- . териале тех или иных художественных тропов, использовании автором цветовой гаммы, индивидуальные оценок и деталей, образ-но-вцразНтельнкх средств подчеркнуть кировидение писателя, конкретко-ощт-имое воплощение км идеи независимости духа.
Несколько в стороне о?.большинства повзстей В.Короткови-ча находится такое сатирическое по своей сути произведение, как "Цыганск! кароль" /1251/. В его основе — конкретны:! ^акт существования на территории Белоруссии в конца ХУи века цыганского королевства, о чем свидетельствует лредашо, изложенное А.Киркором в его историческом очерке "Народности литовского Полесья и их жизнь". Тем из меноо, следует говорить о боллетристичности повести, вымчдленности главных героев Яновского к издикуса, скрцяешшх высоки:.« духовны1«! идеалам, переполненных чувство:.! вини перед народом, его бедностьг к необразованностью.
Отличительной особенностью произведения является сочетание б нам теро;1Чзс:;ого пафоса, светлых интонаций с приемами г: средствами гротескного письма, которые проявляются в тексте в , утргш'лольнас портретное характеристиках, выражении лиц, соотнесенности частей тела, через иронию, саркази, перифразы} гиперболы, сравнения, литоту. £йрс и трагедия переплелись в сцене суда над Знамзрозсхи.м, в других эпизодах повести, гдз авантюрно-приключенческая интрига нисколько не приникает высокого идейного звучания.
Самую лирическув из всех прозаических произведений В.Ко-ротхевича 'Чаззн;в" /1957/ выделяет гармоническое сочзтанис любви к природе, знания ее и лвбви к человеку, забота за вез чзловечоство. Названное качество, как и лирический пафос, воянуаг:дя интонация, сближают ее с проковеденияки ^.Пришвина, К.Паустовского, Е.Солоухина, в белорусской литературе — Я.Ерыля к ¡¿.Стрельцова. С ниж писателя единит философичность, утонченность шровоспрпятия, редкое чувство слова.
.Идея ответственности человека за всех и все, драматическое еодерглние повести нашли соответствующее художественное выпадение в возвышенной эпической форме, где на равных участвует мысль к чувство, логос и налое, fia фоне столкновения яисни натуральной, природной и кизки рационалистической, холодной, развивается сложная' моралышЗ конфликт произведэкия, имэгэдий общефилософский смысл. Вечность мира, его красота и одновременно хрупкость, непрочность зжракаэтея в повести че-симзольг чозе'ии, люньсеш," воплогдпп^х собой безусловное согласие души человека и окружающего его мира в их взаимообусловленной нерасторжимости.
.0 лиризма произведения свидетельствует четкий мелодический рисунок, прошзтааащий вса его структуру, в которой каждый раздел имеет специфическое ьузыкальнсе название /песня, ода, баллада, соната, псалом и пр./. Можно сказать, что в ллкрочо-стклевом отношении перед наш полифоническая пезка-снмуопия с выраженной лирико-драматической глазной партией, разнохарактерны;.« эпизодами, богатой интонаций, включая элегическую, трагическув и даже скерцо, свободной сиеной теьша, жизнзутверкдавщкц финалом, ощутимым звучанием инструментов Повесть Е.Короткевича "Л1сце г-агга.пу" /1973/ основана
а автобиографическом материале, подвергнутом строгому отбору актов, у:.' философскому обобщения. Иными словак;, "автобиография состоит нэ из описания самоготсебя, а из описаем :!сего, ■ [то тц увидел я пол'йбкл ка земле"'1. Как и в лучиых произведем/к белорусской литературы из. тому опаленного войной детства, ) пЛ|сц1 кастанау" ярко зкс^очиЕаатся стойкость духа, высокая ■¡равственность подростков, звучит протест против всякого каси-В1.1 и забвения того, что приатось перевить людям.
Интересна композиция повести. Первый и заключительны.-' грпнадцаткй ее разделы обрамляят хронологически вып,еряанкук> таэзакческуз структуру и расширяют временные границы повествования. В стиле произведения постоянно чувстзуяхся изменения в гесте .сообщения, интонации, ритмомелодике. Тотальность рассказа варьируется от ловзстиКчо-пластической до -завидно динамической и дате зьтагзнгга дра.гатической. Зпическух» основу произведения значительно дополняет лирический элемент. Создается впечатление, что повесть — воплощение в прозаической форме тех незаписанных стихотворений, что спонтанно рождались, будо-рахчли сознание героя-автора ка улицах военного Киева и остались витать среди них, доступные лишь влюбленным. Но з целок избранные писателем образно-изобразительнцэ средства, реалистическая основа словесной ткани соответствуют идойно-эмоцно-нальному трагическому' содзртанив описанных событий, духовному состояния героев.
В заключение следует отметить, что кокрово-стилевоа многообразна повестей В.Коротковнча припадает на интенсивное развитие этой формы во всей литературе 50—70-х годов. В каждом из его произведений по-разному высвечивается богатая творческая индивидуальность художника, авторское "я", заметно тяготение к так называемой балладной прозе с ее выраженной драматической фабулой, динамическим действием, героическим содертл-тв>л и лир;газсксй взволнованностью изложения.
В третьей главе "Романная форма в творчоской системе З.Короткевича. Динамика канра и особенности стиля" анализируется специфика романного мьшления писателя, его стрэклокие к
■ Солоухин Владимир. Себе.соч. в 2-х т. Т.1. М.: Худож. лит., 1933. С.433.
целостному дознанию шра во всем его развитии, противоречиях, осмыслению исторического прошлого б неразрывной связи с со-вроцгкностьв. При ото:/, отмечается заметная интеграция крупках повествовательных структур за счет взаимодействия субъективного к объективного принципов отражения, сочетаемости в одной из кия нескольким: типологических разновидностей.
Нетрудно закатить, что с качала 60-х годов, продолжая выступать в жанре рассказа, эссе, сказки, повести, З.Коротке-внч отдает предпочтение романной форма, о чем свидетельствует выход в свет в течение десятилетия самых значительных по художественным достоинствам и силе воплощения эстетического идеала романов "Иельга забкць" /1952/, "Паласы пад сярпом тва-¡г': /1555/, Дрызтос прызямл^уся у Гародн 1" /1966/. Закопоыор-кость обращения писателя к данному жанру е определенной мзрэ обусловлена его поэтической зрелостью, а также органически вытекающей из становления и последующего развития творчества потребности б эпическом переосмыслении прошлого родного края, сознательной героизации его с целью пробуждения национального самосознания, а также создания новаторских и полностью не разработанных в белорусской литературе форм.
Первый роман В.Короткевича "Нэльга забыць" пережил "завидную" участь быть воспринятым и оцененным в свете всего того, что было написано писателем уме после его создания. Его жанровые особенности во многом поясняет авторская установка создать произведение, где читатели смогли бы постичь и открыть для себя "мора паээН $ беларускай г^сторь!!, як кались-Ц1 адкрьш у патлаццекай"*. Пролог романа, публиковавшийся ранее как рассказ под названием "Паром на бурнай рацэ", представляет собой первую попытку автора в освоении темы восстания 1853 года в прозаической форме. Эта вступительная новелла не просто композиционная часть целого, а самостоятельная, полностью завершенная в идейно-эстетическом к художественном смыслах, единица, своеобразный катализатор дальнейшего действия, сгусток проблем, ^которые развернуто реализуются уже в основной части романа на современном материале. Динамизм са-кета, его напряженность не помешали писателю изобразить по-
'Начатак. Л^сгы Улацз пп ра Каратказ1ча да '¿акс 1 ма ?ан-к^// Маладосць.. 1237. р I. С. 161.
зтупки и поведение гэроез, для которых пережитое на прочло бесследно, психологически выверенными.
Связушцим звено:'. между прологом я последупщш изложением событий выступает первый раздел — настоящая" поэт:гчесная летопись истории, представля'лцая в конспективном гиде события от ноября 1В99 г. до второй мировой войны, включая экскурсы з бо-~ее давние зрэмена. По мере развития повествования происходит заметное измекзние конфликта, перенесение центра тяжести с внешних драматических действий на внутренние драму дуй, на чувства героев. Вместо острой социальной темы освободительной 5орьбы и становления национального сознания з прологе, в основной части на перзый план выступает сфера духовного, где лреобладают выяснения отношений, переживания персонажей, пояски ими своего моста в яиэни и творчество, драматическая история любви Ирины Горевой и Андрея Гринкевича. Событийная основа произведения все больлз начинает тяготеть :: исповедальному жанру, роману судьбы, на что ориентирует и авторское определение его как "романа почти что сентиментального".
По нашему мнению, В.Короткевич имел з виру не столько содержательно-формальную особенность произведения, в котором :егко угадывается многие признаки социально-психологического, юлзккческого, интеллектуального, философского романов, сколько объект художественного исследования — анализ мыслей, юрениваний во всей спонтанности их движения, отраженно внутреннего мира героев, используя для этого самые разнообразные 1ринципы реалистического, романтического и да^з сентимзнта-тистического методов.
В публицистическом алэчо выписан заключительный раздел цроизведения; в котором антивоенной мотив романа достигает особенного лапряжежя. 2го звучание усиливает драматический зонолог Гринкевича-позта о Регнаради, полз сечи, где, еоглас-ю древнему скандинавскому предании, боги и герои соберутся :а последнюю битву. И это далеко не единственная лирическая зставка в романе "Нальга забиць". Прозаический текст щедро зазряжается как отдельными стихотворениям::, так и целыми поэ-■э.г.с:. В нем обнаруживаются фольклорные элемент;:, сказочные жжет к, письма., рассказ в рассказо, отрывки из лекций, лито-затурные реминисценция и мифы. Такие структурообразующие
лр'леки заклкч&ит к себе также 01гачителы5у» смысловую и змоцнс иаяьцу& эиоргх», продолжая или подтверучпдют разкиглзшк: герс ев над слояяейашми. проблеьаии бытия, вхлзчая планетарный уровень, символически выраженный в рожке через образ таинственны): звезд Леонидов, не пожелавших вернуться ;: оеыле, где царя несправедливость, войны, зло. Рассмотрение первого роцана В.Короткевича заворшаатся интортокстуальнш сравнением его с "Северной повестью" К.Лаз'стовского, близкой к нему романтическим идеалом "истины, добра к етасоты" /по В.Ванслову/, духов ной сутью образов, некоторыми стилевыми особенностями.
Острое чувство времени, художественная реализация прянци па историзма, охват какзтабньк событий и тончайдхкх нэрнсов ду сэвкых переживаний героев, обеспечиЕзиа соцкалъно-философсхуо направленность романа "Нзльга забщь", еще более ярко проявляются в собственно исторических произведениях писателя.
Обращение В.Короткевича к событиям прошлых столетий в идейном и канровом аспектах значительно обогатило белорусскую современную прозу, представленную до наго немногочисленными произведениями Б.Макулича, Я.Дьшы, М.Садковича, Ю.Вптьбича и др. По сути, "Каласы пад еярлом тваш" — первый исторический роман в напей литература, соответствующий всем требованиям подобного тлнра. При исследовании его учитывались такие критерии, как соединение в произведении реально-фактической основы и художественного вымысла, наличие дистанции во времени,-ПОДЛИННОСТЬ событий и ЛИЦ, ПОСЖлОНИО глобальная вопросов эпохи. В данном случае» революционной ситуации 1859—1861 гг. и трудного периода подготовки к национально-освободительно;.^ восстания во главе с Кастусом Калиновским. Обещалось вний-ние на освещение этой темы в литовской, белорусской, польской литературах, составляющей когда-то предает тучных интересов самого В.Короткевича /в свое время он начинал работу над диссертацией "Восстание 1863 года в восточнославянских и польских литературах"/.
Одной из жанровых особенностей "Каласоу пад еярпом тврш" является избрание в качестве главного героя ке конкретного . исторического лица, а вымышленного персонажа, патриота и гуманиста, князя и мужика одновременно Алеся Загорского. Но это нисколько не говорит о нарушении автором канонов исторического жанра. Еще со времен В.Скотта, его интереса к цалоиз--
\
вестныи людям или созданным творческим воображением образам, традиционным для данной разновидности рога на стало присутствие личности героической, но нэ обязательно исторически конкретной. Намного важнее в нем реализм изображения, достоверность событий и их влияние как на сознание отдельной индивидуальности, так и всего народа.
• Произведение отличается полифонией, многоголосием, горячим, отстаиваемы:.; в спорах, дискуссиях, частых парзг.алках, утверждением идей национального возрождения, борьбы за свободу родного края, языка. Их выдвигают "Братство шиповника и чертополоха", революционно-демократическая организация "Огул" и, в первую очередь, Кастусь Калинорский и его соратники.
Прослеживая изнутри сложный и интенсивный поиск своего места в огромном мире главными героями, автор постепенно расширяет рамки повествования, обращается к осмыслен™ все новых пластов исторического бития нации, придает произведению социальный характер при романтической и, настолько яз равноправной, реалистической формах выражения. Нэ противоречит историзму произведения идейно-образное осмысление в ном устно-поэтического наследия, тесно связанного с зсизньи и трудовой деятельностью людей, прошлым края и воплопрящзго в себе народную философии, мораль, эстетические идеалы /та же легенда о святом Николе и белом жеребенке, баллада о дочери Андрея, кадендарно-обрядовая лирика, семейно-оьгговыо пески и др./.
Глубоко символическим представляется нам название романа. Обрар колосьев, -яатвн, пронизывающий всо уровни произведения, приобретает общечеловеческий смысл, отобраглет причинную зависимость конкретных событий, центральных героев от объективных обстоятельств, неумолимого серпа истории, предначертавших поражение восстания. Но гибель колосьев, людей лишь завершает тот или иной этап, определенную фазу развития и одновременно является обязательна.! условием возникновения его нового цикла.
Такуо яа философскую направленность заключает з себе символический образ воды, градационно развертывающийся по ходу повествования от капли, родника, ручейка до широкой реки, • моря. Е нем отражено понимание постоянного движения и обновления, единство с родными корнями и всем человечеством.
Ейзнь — то ке течение, иногда стихийное, выходящее из берегов. И тогда оно прорывается гневными бунтами Вовколаки, Вощил ы, Машекк, колоколам! Витебска к Могилева, широкого нар о; ного движения по всей Беларуси в 1863—64 годах.
Как ни в каком ином произведении, гуманистическое мировоззрение писателя •наело свое всестороннее воплощение в ромг не "Христос призкмлхуся у Гародн!". ¿го главный герой — человек и бог Юрась Ератчик — считает самыми вэличаЖшми из всех земных благ свободу и' справедливость. Стремление к ним, борьба за счастье, люде я,_ поиски истины, человеколюбие ставят его в один ряд с бессмертными персонажами Ш.Костера, Р.Рол-лана, ¿¿.Булгакова. В современной литературе характеру героя, отражающему в себз целостный духовный мир и историческое мышление народа, его нравственные ориентиры, т.е. являющемуся национальным генотипом, близки образы Ория Рогатинца к Балтазара Руссоьа, созданные украинцем Р.Иваншуком в "Манускрипте из улицы Русской", и эстонцем Я. Кроссом в историко-биографической тетралогии "Мевду тремя поветриями". _ •
Несомненно то, что В.Короткевич возродил созвучный народному эпосу оригинальный философский канр, где охвачены самыэ разнообразные стороны бытия, утверждается непреходящее значение духовных ценностей, нетрадиционно истолковываатся библейские образы и салюты. В нем наряду с романтической бел> летризацкей истории углубленно исследуется обстановка эпохи Ш столетия, ее конфликты, быт, этнография, архитектура. Но на этот раз не само средневековье интересует писателя. Дня него' важнее, пусть в форма мистерии, Евангелия от Иуды, авантюрного приключения, поведать о мужицком Христе, который 'пройдет сложный путь от бродяги, "шалбера", до защитника'вее:-обездоленных, постижения смысла своего существования и предназначения . •
Нельзя полностью постичь понимание В.Короткэвичеи философии историк, бытия вкэ изучения емзхового аспекта его творчества, достаточно широко представленного в романе, а до этого в повестях "Ладдзч Роспачы" к "Цыгансх! кароль". Следует говорить вообще о вкракенной тенденции к сорьезно-смехо-ек'Л танрам в современной литературе, что позволяет вкзелигь в ней уксакнскуп ."химзрцуо", пр1бал?ийскув фольклорно-ирони-18
скуп, грузинскую народнс-смеховуи и др. прозу. Дашгая ссо->гность творческой манеры писателя проявляется з смешении зч-кого и низкого, серьезного и комического, реального и фан-смсгоричосксго с помощыэ использования гротеска, сарказма, тиры, юмора. Но с развитием драматического действия, эволюта главного героя, версшннкм воплощением национальной идеи :ззаботный с'.;ех звучит в римано все реле, часто становится юлюдией трагического, выливаясь з конечном итоге в протест годоЕания, народное восстание.
Сложная архитектоника историософского произведения З.Ко-1ткевича соответствует тому сложному материалу, который ис-юдуется автором. В структуре романа сочетаются отрывки из ¡тописей, докумэ!гтов и их фальсификаций, литературные и биб-¡йские мотивы, многочисленные ретроспекции, сны, видения, [рические, философские и публицистические отступления. Часто >дсказку, ключ к идее отдельных разделов, кадцыЯ из хоторых, и? и требует Евангелие, заклпчает в себе новуа мысль, содер-1Т в себе их' названия и особенно эпиграфы. Взятые из самых 1зн00бразнкс источников, они выявляют эрудиции автора, широ-! тзорческих интересов.
Необходимо подчеркнуть стилевув и языковуа многоплако-;сть романа "Христос прызякипуся у Гародщ", наличие в нем -кшю-архаической лексики и синтаксиса, библейской фразеоло-ш и афористичности, а также вполне ощутимого пласта соврз-знкой разговорной речи, что выдает непосредственное автор-¡сое присутствие, его намерение беседовать с читателем, оста-зясь при этом "гешэм стыли, ген1ем мовы, гением х1трай ¡ро-11 1 сонечнага гутру"'1'.
О непрерывности развития жанровых форм в творческой сис-змэ писателя, о свободном владении каздой из них свидотольст-ует и последний его роман "Чорны замак Альганск1" /1979/. Его тлнчительными чертами являются приключенческая интрига, таин-твенность событий, романтичность героев и их стрзмленкз к са-овырачешю, интеллектуально-логическое качало, и другие ггачэ-тЕа психологического детектива. В произведете! захватывавшее
^Караткев^ч Уладз!м1р. Эбор твора? у 8 т. Т.б. МШск! астац.л!т., 1991. С.337.
сюкотноэ действие находит интересное композиционное реиские через введение в текст записок, писем, вставных новелл, рассуждений главного героя о происзедщеы, зашифрованных литте-рей и пр. Но особенно расширяют многовековой панорамный охьат клзни всех социальны;: слоев в роьпно картины проплого, входное в повествование вместе со средневековой романтической легендой о цужествешюм Валакикце и любимой им Анне-Гордкславе, обращение к событиям войны, бесчеловечность которой открыто осуждает Антон Косыич.
В истории ищет писатель корн;: наших сэгоднязних" радостей и трагедий, успехов к неудач, культуры и бездуховности; з знании ее горьких и славных страниц видит он залог завтрашнего прогресса, обогащение морального опыта человечества. Неразрывность сиюминутного и вечного, единичного и закономерного проступает в романе даже в лирических зарисовках, которые вцдаат в прозаике тонко чувствующего красоту художника и глу-бокомыслящегс философа, создают неповторимую стилев;-'»" тональность произведения.
Как видим, жанр детектива о традициях которого в белорусской литературе говорить не приходится, оказался по силам В.Короткзвичу. Немногим ранее он доказал такое не глубокое освоение малых й средних эпических жанров, форм исторического и философского рогат, продемонстрировал исключительные творческие способности, в том числе разнообразие стилевогр выявления. ' . .
В заключении излагается осноеныз выводы*, проводится обобщение результатов исследования, подчеркивается огромное значение прозы В.Короткевича для жанрово-стилевого обогащения современной литературы, отмечается своеобразие творческой манеры художника. В частности то, что вместе с традиционными ссбытийнс-эпическики способами организации материала в структуре повествовательных произведений писателя успешно используются лирические и романтические пришиты, фольклорная ассоциативность, богатая словесная образность. В прозе В.Короткевича заметно ощупается динамика, интеграция жанрово-стиле-вых структур, в которых находит соответствующее выражение выношенная философская концепция писателя. Суть ее составляют жизнеутверждающк гуманистический пафос, верность националь-20
ным идеалам, слитность с судьбой народа, зопдещэшпп в яргссс исторических картинах и романтических образах. Именно мощная духовкзл энергия произведений З.КосоткоЕИча, пи: и оригинальность формы, тлнрсзо-стклевсз своеобразно, является залоге;.: их долгой'газн'.»
Основное содзртакгш диссертации излечено в следующих тхх-ботах автора • •
1. Ад лхры'.нага натхненкя — да прозы // Еоларуская лхтарату-ра. Вии 12. М»нс:с: Ун1вэ?с1?зцкае. 1564. С. 107—115.
2. Принцип пстаразку I кго мзетатгсая рэад1зацга У твэрчасщ У.Караткэвгча // Взсц! АН БССР. Серит гра?/адск!Х кавук.
1234*. ."V 6. С.88—95. ■
3. Клопа? пра будучынз // Поли.к. 1924, 8. С.217—220.
4. Региональные и фольклорные ?рад:ш;нк в прозе В.Коротковича
' // Региональные особенности восточнославянских языков, литератур, фольклора и методы иг. изучения. Ч.П. Тезисы докладов и сообщений Н республиканской кокфзрзнцга. Гсмзль. 1Ш5. с.бз~ео. * .
5. 1\анравы;1 асабл1васц1 рамака У.Каратяев^ча "Хрыстсс пркзям-Л5?ся у Гародн!" // Взларуская лгтаратура. Вкл. 13. :'п;ск:
_ Ун!ворс 1 тоцказ. 1985. С. 99—1С7.
6. Па тракту неушручасц! // Звязда. 1990. 25 л ¡станада.
7. Структура рамака У.Караткевгча "Кельга забкць". Взларуская Л1тагптуг;а. Вкл. 15. Ншсх: Ушверс¡тзшле. 1933. С. 60—57. '
3. Зсо у творчасц' У.Караткевгчя // Взларуская л1таратура.
Вып.17. Шнек: Ун1Е0рс1?зшгас. 1939. С.41—49. 9. Казка 1 казачныя элеж:г?н у творчасщ У.Карат:сез1ча // Вз-лаиуская Л1тасатута. В-_л.18. М;нс;с: Ушв<зрс1тэчхае. 1930. С. 109—П7-.
I). Сучасгсая г 1 старычкая проза I творчасцЬ Уладз:шра Карат-хез!ча // Беларуская л1?ара?ура. Вкл. 19. Мшсх: УнлзерсЬ-тзцкае. 1991. С.81—37.