автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровое своеобразие современной русской советской поэмы (восьмидесятые годы)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Крупчанов, Андрей Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Жанровое своеобразие современной русской советской поэмы (восьмидесятые годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровое своеобразие современной русской советской поэмы (восьмидесятые годы)"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВШНЫЙ ОРДША ЛШИНА, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМШИ Й ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ УНИВЕРСИТЕТ га. Ц.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи УДК 882.09 - I

КРУПЧАНОВ Андрей Леонвдовтга

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЭМЫ /ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ/

Специальность io.oi.o2 - ¿&тература народов СССР I советского перлода/^ ..

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной стелена кандидата филологически паук

Москва 1990 Ш ^А

I \

Работа выполнена на кафедре истории советской литературы филологического факультета Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор И.Ф.Волков

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

А.С.Карпов

кандидат филологических наук А.Г.Жаков

Ведущая организация - Московский областной педагогический институт им.Н.К.Крупской

Защита состоится " /У " 199г. на заседании Специа-

лизированного Совета Д.053.05.12 при филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

Адрес: 119889, Москва, Ленинские горы, I корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУ

Автореферат разослан " С " 199 'О г.

Ученый секретарь специализированного совета, профессия /

Б.С.Бугров

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Восьмидесятые годы - это эпоха опредй ленного рубежа в истории страны, перешедшей в середине десятилетия на качественно иной путь развития и шесте с тем встретившей ряд трудностей на этом пути. Не могла не отреагировать на эти качест-

4

венные сдвиги в жизни и литература. Реакция в литературе была столь ке бурной и противоречивой, как и в действительности. Среди положительных изменений необходимо назвать возвращение в историко-литературный процесс произведений, по тем или иным причинам из него изъятых, разработку ношх тем и постановку проблем, которые до последнего времени литература обходила стороной, обращение к различным художественным методам для отражения существующих реальностей.

Все сказанное о литературном процессе 80-х родов в целом справедливо и по отношению к его составляпцим - поэзии и, в частности, к поэме. Были опубликованы произведения А.Твардовского, I.Ахматовой, М.Исаковского, П.Антокольского, М.Волошина, Н.Клюева''- и других авторов. В современных же поэтах по-новому осмысляет-5Я история страны, состойние нашего общества, пути его развития, [оявляются и новые жгучие темы: Чернобыльская трагедия, Афганская юйна, коррупция в высших эшелонах власти. Шире становится диала-юн творческих методов. Всё более решительно наряду с реализмом и юмантизмом заявляет свои права поэзия модернизма.

Но актуальность исследования не исчерпывается новизной мате-иала, тематики и проблематики и необходимостью обобщить новое и одвести некоторые итоги десятилетнего развития жанра; ведь до их пор не утихают споры вокруг самого понятия ."поэма". Пока не

Твардовский А. "По праву памяти". - "Новый мир", 1987, № 3; шатова А. "Реквием". - ^Октябрь", 1987, й 3; Исаковский М.-Зказка о Правде". - "Знамя", 1987, Л 10; Антокольский П. "Гроэ-1Я тризна". - "Знамя", 1988, № 7, Волошин М. "Россия" - "Юность", '88, Л 10; Клюев Н. "Погорелыцина". - "Новый мир", 1987, » 7

выработано адекватного определения объекта исследования. Различ-. ны, а подчас - диаметрально противоположны взгляды литературоведов и на судьбу этого жанра: бдни считают, что он переживает кризис, другие - что он на подъёме. Неразрешеняость этих вопросов придаёт новый импульс работам в данной области.

Целью настоящей диссертации является исследование современного состояния жанра поэмы, его содержательного и формального уровней. Этой целью определялся круг задач, которые решались в процессе работы: проанализировать литературу вопроса, рассмотреть преломление жанровой специфики в поэме, её универсальные и конкретно-исторические черты, дать рабочее определение поэмы, построить "внутрипоэмную" типологию и проследить некоторые изменения в структуре произведений, обусловленные влиянием художественного метода. В свете всего сказанного проводится анализ поэм, опубликованных в 80-е годы.

Методологической основой исследования является принцип историзма. В качестве главного литературоведческого метода в работе используется сопоставительно-типологический анализ. Поиск произведений велся преимущественно в литературно-художественных журналах как общесоюзного, так и регионального масштаба. Всего к анализу подключено около 150 поэм: ряд произведений, наиболее значимых с нашей точки зрения, рассматривается достаточно подробно, другие -частично, третьи составляют общий фон.

Особо с методологической точки зрения выделяется проблема правомерности анализа "возвращенных" поэм в данной работе. В связи с этим заслуживают внимания по крайней мере два аргумента: I) так как фактами историко-литературного процесса "возвращенные" поэмы стали именно в 80-е годы, возникает острая необходимость их осмысления и изучения, необходимость оперативного реагирования литературоведения на явления подобного масштаба; 2) будучи верыишш-

ми достижениями литературы, эти поэмы, несомненно, оказывают влияние на объект диссертационного исследования, на современное состояние жанра в целом.

Определянцим для методологической ориентации работы является положение М.Б.Храпченко о жанре: "жанр - это способ формирования, организации произведения как эстетически целого .

Важное методологическое значение для диссертации имеют также наблвдения над жанром поэмы Г.Н.Поспелова, А.Н.Соколова, Л.И.Тимофеева, В.П.Киканса, Г.АЛервяченко и других авторов.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории советской литературы, создании курса "Актуальные проблемы современной советской литературы", подготовке спецкурсов, пособий и методик.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

* Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы. - В сб.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1962, с.45

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновываются актуальность и новизна работы, определяются её цели и задачи, намечаются методы и аппарат, описывается структура диссертации.

Ключевым для последующего анализа является понятие "жанр". Взгляды литературоведов на жанр различны. В связи с зтим возникают по крайней мере три группы трудностей. Первая связана с терминологией, вторая - с различиями во взглядах литературоведов на природу жанра и третья - с проблемой исторического движения жанров.

Трудности первого порядка заключены в неоднозначном употреблении самого термина "жанр". Так как французское слово "деПЯе ведущее свою этимологию от латинского "дбпи8"» означает "род", то нередко употребляется именно в этом значении. Вместе с тем, традиционно слово "жанр" обозначало не литературные роды, а менее крупное явление внутри различных родов (поэма, роман и т.п.). Зачастую жанрами называют виды или еще более мелкие единицы (философский, публицистический роман и т.п.). В данной работе термин "жанр" употребляется в традиционном его понимании.

Вторая группа проблем более сложная. Основные разногласия во взглядах литературоведов на природу жанра связаны с категориями содержания и формы, с поисками единых критериев жанровой классификации.

Нанр рассматривается чаще в. рамках .художественной формы и анализируется с привлечением категорий сюжета и композиции, художественно-речевых средств изображения и выражения. В этом случае жанр выступает только как исторически конкретное явление.*

Однако имеется и прямо противоположная точка зрения: "жанр -это только одно и притом отвлеченное, типологическое свойство со-

1 Кожинов В.В. "1анр"- Литературный энциклопедический словаоь.

4

держания произведений"1.

Но и этим не исчерпываются разногласия по данному вопросу.

о

Один из авторов академической "Теории литературы"* Я.Эльсберг, написавший общетеоретическую статью о жанре как таковом, рассматривает его как "содержательную форму".

Наиболее плодотворным представляется подход к жанру не только с точки зрения категории содержания и формы, но и с точки зрения категории единичного и общего. В этом случае жанр понимается как явление, сочетающее в себе и общее, и определенные структурные особенности, которые организуют произведение как художественное целое. Эта идея М.Б.Храдченко (см.выше) является важной для последующего анализа. Ведь именно в рамках художественного целого выявляется го общее, что роднит данное произведение с другими, и то единичное, что это произведение от других отличает. Другими словами, художественное целое - это реализованное общее, которое в процессе реализации получает свою определенную индивидуальность. Так как художественное целое представляет собой диалектическое единство формы и содержания, то в качестве жанрообразующих факторов необходимо рассматривать как содержательные элементы произведения, так и формальные. Это превде всего наиболее "ощутимые" компоненты художественного целого: проблематика, пафос, родовая доминанта и сюжетно-композициокная организация.

В вопросе о трансформации жанров основными, системообразующими факторами признаются художественный метод и стиль.

Первая глава ("Поэма как жанр. Определения и типологии") посвящена анализу концепций поэмного жанра кап такового, здесь дан краткий обзор истории вопроса, рабочее определение поэмы и строится' внутри по эшая типология.

* Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978

^ Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.

Роды л жанры литературы. И., 1964

5

Важное значение для создания типологии и определения играют идеи А.Н.Соколова о характере поэмной проблематики (воспевание и' героика). Л.И.Тимофеева о поэмном сюжете ("сжатость и "пунктир-ность"), выделение Г.Н.Поспеловым наиболее общих типов жанровой проблематики ("мифологического", национально-исторического", "этологического" и "романического")''". Большую роль сыграли также конкретные наблюдения над поэмой 70-х годов А.Г.Жакова, В.П.Ки-канса, Г.А.Червяченко и других авторов.

Концептуальным явлчется тезис о "двувершинности" поэмной проблематики (решение в рамках произведения данного жанра проблем национально-исторических и нравственно-бытийных). Автор диссертации счёл возможным уточнить предложенный Г.Н.Поспеловым термин "этолотический тип жанровой проблематики". В художественном произведении редко решаются проблемы чисто нравственные, обычно эти проблемы выступают в комплексе с мировоззренческими и т.п. проблемами, которые являются определяющими для бытия личности и общества. Вероятно, более точно обозначит этот комплекс термин "онтологи ческий".

Национально-историческим и онтологическим произведениям свойственно глубинное, философское осмысление проблематики и концентрация внимания на ключевых моментах судьбы личности и общества. Такое осмысление является одной из черт, отличающих поэму от романа в стихах, в котором доминирует психологизм. Именно преобладание психологизма в произведениях с романической проблематикой, фиксация внимания на "не вершинных", обыденных моментах жизни человека как бы снижает уровень восприятия проблематики и является,

* Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века". М., 1956; Тимофеев Л.И., Венгров Н.Г. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1955; Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978

на наш взгляд, фактором, вытесняющим из "большой стихотворной формы" поэмность.

Такие произведения, в которых доминирует романическая проблематика, являются повестями и романами в стихах. Различение поэмы и повести в стихах в теоретическом плане более чем важно, так как в последующем анализе автор не рассматривает романические произведения.

Тип проблематики является основным фактором, определяющим жанр крупных сатирических стихотворных произведений: те из них, где доминирует онтологическая проблематика, будут поэмами; те, в которых преобладает романическая, будут повестями и романами в стихах. • •

В работе отмечается, что типы проблематики могут сочетаться в рамках одного произведения. Но и в этих случаях почти всегда какой-либо тип оказывается доминирующим.

Прослеживается взаимосвязь между доминирующим типом проблематики и функциями родовых структур в поэме. Так, национально-историческая проблематика тяготеет к эпике и лиро-эпике. Авторское сознание в первом случае отражено имплицитно, во втором - эксплицитно: либо в лирических отступлениях и комментариях, либо в отборе и расстановке событийного материала.

Онтологическая проблематика, может, осмысляться в подобном же ключе. Это происходит в том случае, когда в центре повествования какой-либо персонаж в конкретных обстоятельствах. И здесь авторское сознание может не проявить себя в открытой форме (как, например, в поэмах "Сказка о Правде" М.Исаковского, "Десятый" В.Лапшина). Вместе с тем, в подобных произведениях также монет происходить взаимодействие лирики и эпоса, которое может проявляться в открыто выраженной идейно-эмоциональной оценке автором описываемых событий, участии автора в событиях, авторской саморефлексии.

Но может онтологическая проблематика осмысляться и принципиально иным способом: сюжет теряет свою цельность, распадается на ряд картин, подчас - отдельных штрихов, фактов, названий, имен, которые служат импульсом к размышлениям автора и связаны между собой либо только логикой авторской мысли, либо с помощью ассоциаций, возникающих в авторском сознании, В этом случае мы можем говорить о лирической поэме ("Русские сны" С.Куняева) или, точнее, о доминанте в поэме лирического способа изображения. Таким образом, выявляется взаимозависимооть не только между типом проблематики и ро~ цовой доминантой, но также и сюжетно-комлозиционной организацией. Эта взаимозависимость наиболее отчетливо проявляется, если провести градацию произведений по линии сюжетность - бессюжетность. Под сюжетными в диссертации понимаются произведения со сквозным действием. Такие поэмы, в которых события служат по-преимуществу импульсами к авторским размышлениям и соединены между собой логикой авторской мысли или ассоциативно, относятся к разряду бессюжетных произведений. К этой же группе относятся поэмы, "смонтированные" из отдельных самостоятельных фрагментов, не связанных между собой общим действием и персонажами. Поэмы с национально-исторической проблематикой, в большинстве из которых лирика и эпос конструктивно равнозначимы, будут сюжетными. Поэмы онтологические будут также сюжетными в случае, если лирическое и эпическое начала "уравновешивают" друг друга, и бессюжетными, если лирика в них доминирует.

На основе тезиса о "двувершинности" поэмной проблематики строится рабочее определение поэмы: поэма - это большое стихотворное произведение с национально-исторической и/или/ онтологической проблематикой, осмысленной на'наиболее высоком уровне художественного обо&^ная, позволяющем сосредоточить внимание на ключевых моментах судьбы личности и общества, что определяет конструктивные особенности талого произведения: доминанту родовой структуры и спжетно-коу.г.озг.цполнул организации.

Данное определение служит основой для создания внутрипоэм-ной типологии, в которой выделяются 2 уровня - содержательный (градация по типу проблематики) и формальный (родовая доминанта, сюжетность/бессюжетность).

Для конкретизации особенностей каздого из этих уровней вводятся частные разграничители: пафос а тип повествовательной композиции, находящий воплощение в смене точек зрения (субъективно-авторской и объективных персонажей). Тип повествовательной композиции в работе получил название "тип архитектоника".

В диссертации выделяются 2 основных типа архитектоники: монологический и полифонический. В первом типе доминирующей в конструктивном и оценочном планах является авторская точка зрения. Точки зрения персонажей включаются в авторское повествование опосредованно. Лингвистически эта опосредованность находит выражение в том, что речь персонажей включается в авторскую как чужая речь, т.е. речь, вводимая с помощью авторских слов (прямая, несобственно-прямая и т.п.). Полифонический тип архитектоники характеризуется тем, что наряду с авторской точкой зрения в поэмах подобного типа существуют "равноправные" и "независимые" точки зрения объективированных персонажей. Текстуально "независимость" этих точек зрения отражена в том, что персонажи выражают свои мысли и чувства не опосредованно, как в монологической поэме, а непосредственно от первого лица, без какой-либо синтаксически выраженной связи с точкой зрения автора. Отсутствие такой связи неизбежно приводит к дроблению текста на фрагменты. В некоторых фрагментах конкретному персонажу принадлежит и функция повествователя, и функция осмысления и оценки.

Лирическое и эпическое начала в подавляющем большинстве национально-исторических поэм несут равную конструктивную нагрузку. Безусловно, авторскому сознанию принадлежит прерогатива выбирать

самые показательные, по его мнению, моменты, эпизоды, комментировать и оценивать события, подчас уходя в лирических.отступлениях далеко за пределы описываемых событий (как это происходит, например, с Л.Лавлинским, который обсудцает проблемы яанра поэмы в трилогии о Разине "Стенькин колокол"). Вместе с тем и сами исторические события и судьбы исторических личностей являются не только объектом осмысления, но и в определенной мере ведут за собой осмысливающее сознание, которое, исходя из принципа историзма, в основном опирается на более или менее точно установленные факты.

В этой главе подчеркивается также, что лирика и эпос в национально-исторических произведениях не всегда находятся в равновесии. При нарушении баланса архитектоническим центром произведения оказывается автор или объективированный герой. Поэма в таком случае строится из эпизодов, связанных между собой прегвде всего логикой мысли осмысляющего сознания. Принципиальную возможность такого построения национально-исторической монологической поэмы продемонстрировала "Россия" М.Волошина.

Велись в восьмидесятые годы жанровые поиски и в рамках полифонического типа архитектоники, хотя в количественном отношении этот тип не был доминирующим.

Особое место во 2-ой главе было уделено анализу трёх поэм: "Время настоящее" А.Казанцева, "Запрещённая игрушка" И.Рядченко и "Слово о Куликовом поле" И.Шкляревского. Первая из них организована по полифоническому типу, вторая - по монологическому и третья в равной мере сочетает в себе признаки того и другого. Все три поэмы значительны и с художественной точки зрения. Эти произведения повествуют о событиях соответственно 1918, 1941 и 1380 годов. В центре последней поэмы оказыва-отся широко известные исторические личности - Дмитрий Донской, Мамай, Сергий и др. Автор первой, напро-тпг>, обращается к недостаточно освещенному в литературе и истории

моменту-гибели народных комиссаров ЦИК Советов Сибири во время колчаковского мятежа. Поэ(/а И.Рядченко повествует о подвиге безымянных подпольщиков, во время Великой Отечественной войны взрывавших вражеские корабли в одном из оккупированных портов.

Сопоставительный анализ данных поэм проводится в диссертации на нескольких уровнях (тип конфликта, поэмное время и пространство, средства и приёмы создания образов, сюжет), на каждом из которых более или менее определенно прослеживается взаимосвязь с типом архитектоники произведения. Так, полифонический тип ("Время настоящее") даёт возможность очень глубоко проникать в психологию героев благодаря их внутреннему самоанализу и самооценке, передавать пульсацию мысли и чувства в душе каждого из них, создавать эффект непосредственного сопереживания и со-мыслия. В связи с этим возрастает роль самохарактеристики персонажа и характеристик другим персонажем при создании образов и снижается роль авторской характеристики и портрета. Например, в поэме "Время настоящее" из 19 глав-фрагментов, составляющих произведение, в шести доминируют точки зрения объективных персонажей и лишь в четырех - автора. Множественность точек зрения обостряет течение конфликта, соположение различных, подчас противоположных оценок, их прямое столкновение без видимого вмешательства автора придает коллизиям большой драматизм.

На основании сопоставительного анализа в работе делается вывод о том, что выбор типа архитектоники предоставляет возможность автору варьировать организацию поэмного времени и пространства. Так, монологический тип обычно предполагает линейное хроникальное развитие сюжета, перемежающееся авторскими лирическими отступлениями. Исключений из этого правила среди национально-исторических поэм было немного. Например, поэгла Г.Щурова "Быть коммунистом", посвященная большевику Артему (Ф.А.Сергееву), формируется из чере-

дующихся фрагментов, которые имеют одинаковые названия: "В аэровагоне" и "Палить". Таким образом главный герой показывается на синхронном и диахронном уровнях. Фрагменты с названием "В аэровагоне" воссоздают последнюю поезда Артёма. Фрагменты, озаглавленные "Память", возвращают читателя в прошлое и показывают основные моменты жизни главного героя. Подобная композиционная организация вызвана не сменой точек зрения, а исключительно чередованием временных пластов, фактором фабульным (т.е. относящимся к композиции сюжета), а не собственно композиционным.

Полифонический же тип позволяет использовать для организации поэмного времени и пространства не только фабульные средства, но и смену точек зрения. Поэма "Время настоящее", например, строится по кольцевому принципу. Причём кольцевое отражение оказывается двойным. Первое кольцо образуют открывающие и заканчивающие произведение авторские эмоционально-оценочные фрагменты. Второе - фрагменты синхронного временного пласта (его составляют эпизоды последнего дня жизни главных героев^ В свою очередь в этот массив вмонтированы фрагменты диахронного уровня, показывающие этапные моменты становления личности каждого из них.

В диссертации уделяется внимание и вопросу взаимодействия ху-дожествешюго метода и типа архитектоники. Например, романтическая ноэма Л.Щипахиной "Дочери революции", посвященная афганским женщинам, формально строится как поэма полифоническая: авторские "Вступление" и эшшог ("Эхо душй") обрамляют серию "объективированных" монологов. Но монолога выражают точку зрения не объективных персонажей, а одушевленных по авторской воле предметов и чувств ("Монолог камня", "Голос любви" и т.д.). Этим монологам и голосам принадлежат и повествовательная, и оценочная функции. Но все эти монологи я голоса - плод авторского сознания, что открыто декларируется поэтессой. Таким образом, полифоническая по своей струк-

туре поэма оказывается по сути монологической. Художественный метод в этом случае становится непосредственно жанрообразующим фактором.

Большинство же национально-исторических поэм в 80-е годы имели тенденцию к структурной организации на основе монологического типа архитектоники. Внутри этого типа преобладают произведения, в которых события, объективно происходившие в истории, и субъективно-авторское начало равнозначимы. Жанровые особенности таких поэм зависят во многом от способа связи объективного я субъективного начал: размышления автора о событиях ("Стенькин колокол" Л.Лавлкнского, "Вихорь-атаман" А.Маркова") или авторское участие в событиях ("Запрещенная игрушка" И.Рядченко). Внутри данных видов поэм отчетливо выделяются 2 группы. Перше посвящены какой-либо отдельной личности. Другие - какому-либо событию, В качестве опорных сюжетно-ком-позициошшх моментов (которые часто выделяются в главы) первых выступают наиболее важные эпизоды жизни личности. Опорными элементами других служат картины, изображающие личностей (пли шире - силы), которые являются наиболее активными участниками событий, место и роль этих личностей в происходящем.

Третья глава диссертации ("Поэмы с онтологической проблематикой") - самая крупная по объему, что обусловлено очень большим количеством анализируемого материала. Проблемы, поднимаемые в данных произведениях, крайне многообразны: человек и война, любовь и личность, творец и его время, нравственное состояние общества, взаимоотношения с природой - таковы наиболее крупные из проблем.

Широк диапазон внутрижаяровшс исканий. Как и в поэмах нацао-пально-псторических, наиболее широко представлен топологический архитектонический тип. Внутри него выделяются по крайней мере 3 вида поэм: тот, в котором существует паритет лирического и эпического начат и те, где равновесие "крушено. Поомн с доминантой эпоса

и лиро-эпические поэмы (т.е. произведения сюжетно-повествователь-ные), составляют более 50% поэм монологического типа. В диссертации отмечается,что произведения, так или иначе связанные с изображением войны, преимущественно строятся как сюжетно-повествовательные ("Сне1 той зимы" В.Карпеко, "Азбука музыки" В.Пучкова,"Во имя сына и отца" О.Зверева, "Цыгане" С.Осгрового, "Их живыми глазами" Н.Егорова, "Последняя поверка" И.Лялина и др.). Ещё более отчетливо прослеживается эта зависимость в поэмах, рисующих жизнь современной деревни ("Заколоченный дом" А.Маркова, "Волчья грива" А.Шштченко, "Дарвин суд" В.Тимофеева, "Костры на ветру" С.Викулова, "Смоленская поэма" И.Савельева и др.). В других же группах проблематики подобная закономерность не обнаруживается, хотя сюжетно-повествовательные произведения представлены в каждой из групп. Тип связи лирического и эпического начал в подавляющем большинстве произведений одинаков. Автор - непосредственный участник или очевидец событий. Различия же между поэмами заключаются прежде всего в организации поэмного времени и пространства, количеству сюжетных линий.

В случае, если доминирующим началом в поэме является эпос, то произведения в подавляющем большинстве имеют многолинейный сюжет ("Кавалерский разъезд" А.Гриценко, "Успенский колодец" В.Петрова, "Большак" И.Ерёмина, "Память хлеба" И.Данилова).

В центре этих произведений - судьба какой-либо семьигрода. ' Охватывается большой временной пласт: по крайней мере период 30-х - 80-х г.г., а в большинстве из поэм история рода прослеживается в глубь веков. Судьбы членов семьи оказываются связанными с переломными моментами в судьбе страны, которые изображаются путем создания панорамных картин. Здесь и крестьянские восстания, и революция, и коллективизация, и война. Конфликты носят по преимуществу внешний характер (что является отличительной чертой эпических поэм).

Представители рода противостоят крепостникам, белогвардейцам, кулакам, оккупантам. В поэмах много персонажей. В ряде произведений даются образы исторических деятелей (например, образ Ленина в поэме "Большак"). Преобладают героический и трагический виды пафоса. Каждый автор показывает и образ "малой" родины - донской станицы, села, хутора, разъезда. В некоторых случаях используются и образы-лейтмотивы (хлеб, дорога, колесо). Повествование ведется от лица нашего современника, последнего представителя рода. Он оставил свою родную деревню (село и др.), но остается верен ей в своем сердце. И вот как раз тогда, когда повествование "подходят" к зрелым годам рассказчика (т.е. к 60-м - 80-м гг.) происходит любопытная вещь: исчезает тот огромной силы социальный конфликт, трагический и героический, который характерен для предыдущего повествования. В поэме "Большак" возникает все же конфликт высокого накала и в изображении современности, но он теряет социальную направленность: люди противостоят стихийной силе природы, наводнению...

Среди поэм с доминантой эпоса по-видимому единственным однолинейным в сюжетном плане произведением является "Десятый" В.Лапшина. Оно строится как монолог от лица объективированного персонажа, не отовдествимого с автором.

Значительное место в главе занимает анализ топологических произведений бессюжетного типа (доминирующем началом в которых в основном является лирика). Бессюжетность может проявляться по-разному. Либо события не выстраиваются в сюжетный ряд, а оказываются подчиненными логике авторских размышлений, либо произведение оказывается составленным аз более мелких частей, имеющих катдая свой собственный сюжет (например, баллад), не не имеющих общего действия, либо бессюжетных фрагментов (например, сонетов). Объединены они бывает обычно одней авторской идеей.' Есть и такие произведения, й которых в авторские размышления -ключены формально с ними никак не связанные спяетные фрагменты.

Т5

Проблематика подобных поэм весьма разнообразна. Здесь и ' произведения, поднимающие проблемы нашего недавнего прошлого, по идейной направленности смыкашциеся с возвращенными поэмами ("Трагическая поэма" А.Алдан-Семенова, "Мое время" Л.Ковалевской), здесь и большинство антивоенных поэм, здесь и произведения, в центре которых рассматриваются проблемы экологии ("Заповедное лето" В.Пуч-кова), здесь и поэмы, в которых решаются проблемы межличностных взаимоотношений ("Сшет" и "Александровский сад" В.Соколова, "Постижение святынь" В.Пыркова, "Кукушка" В.Кострова, "Родник" Н.Сози-новой, "Предрассветные трубы" С.Дроздова, здесь и "вечные" проблемы, такие, например, как любовь ("Твой сад" Л.Щасной, "Я тебя люблю" В.Туркина) и др.

Авторы, развертывающие до масштабов поэмы какой-либо эпизод или переживание, широко используют' образы-двойники, символику, сложные пространственно-временные трансформации, иллюзии, размышления-монологи, с помощью которых данный эпизод или переживание обыг-рываются с различных ракурсов, выявляя новые грани отношений и высвечивая коше проблемы.

Другим способом построения бессюжетных произведений, отмечаемых в третьей главе, является монтаж. Уровень художественности произведения в этом случае оказывается в зависимости от уровня художественности каждого из монтируемых фрагментов. Наиболее часто ' встречающийся недостаток подобных поэм - разный уровень отрывков.

Сходные способы композиционной организации отмечаются и в.поэмах полифонического типа. Так, например, результаты сопоставительного анализа показывают, что Э.Тулин развертывает (как, скажем, делал В.Соколов в поэме "Сюжет") ситуацию до размеров поэмы ("Ты и я"), тогда как В.Баграмов компонует свою поэму "Истоки гнева" из фрагментов.

Вместе с тем данные поэмы имеют и свои специфические отличительные черты. Всё произведение Э.Тулина - это чередующиеся монологи-размышления мужчины и женщины, находящихся на пороге важнейшего в их жизни решения: уйти каждому из своей семьи и соединиться шесте или расстаться. Поэмное врем - одна ночь, прошлое героев восстанавливается по их размышлениям. Поэма В.Баграмова строится иначе. Единого времени в ней нет. Она состоит из II смонтированных фрагментов, 6 из которых полифоничны, но полифонизм этот разного характера. Четыре отрывка - диалоги автора с различными лицами. Пятый выполнен в традиционной технике: речь автора вставлена в авторскую как чужая речь. Еще I фрагмент - обращение объективных героев к нашим современникам. Остальные фрагменты - размышления поэта. Так создается сложная структура поэмы, иерархия синхронного и диахронного уровней.

Хотя онтологических поэм полифонического типа, построенных на сюжетной основе, в анализируемом материале обнаружено не было, принципиальную возможность подобной организации демонстрирует национально-историческая поэма "Время настоящее".

В диссертации акцентируется внимание на том, что появление поэм полифонического типа в 30-е годы носило единичный характер.

Завершает 3 главу анализ поэм, созданных в рамках "нереалистических" художественных методов. Почти все они написаны методом романтизма ("Поэтарх" и "Ров" А.Вознесенского, "Фуку!" Е.Евтушенко, "Бояновы ипостаси" В.Берязева, "Разлука" Ю.Поройкова) и лишь в случае с поэмой В.Коркия "Свободное время" можно говорить об экзистенциализме, так как отчуждение человеческой личности от окрукаю-цего мира и её нивелировка приобретает в этом произведения всеобь-змлптай, принципиальный характер.

Обращает на себя внимание тот фадт, что авторы данных поэм

рассматривают глобальные, ключевые проблемы бытия, говорят о несовершенстве устройства мира. Все произведения принадлежат к монологическому типу архитектоники (даже поэма В.Берязева, формально построенная по полифоническому типу, оказывается на глубинно? уровне монологом, как и "Дочери революции" Л.Шипахиной), к бессюжетной его разновидности, хотя способы достижения бессюжетности различны: монтаж ("Фуку!"), развертывание какого-либо состояния или ситуации ("Поэтарх'), организация поэмы в виде потока сознания ("Свободное время"). Практически во всех произведениях доминирует лирика (пожалуй, лишь в поэме "Ров" событийная сторона приобретает самостоятельное значение, а не служит лишь отправной точкой авторских размышлений). Необходимо отметить также, что поиск в области художественного метода в 80-е годы получил новый импульс в связи с утверждающейся сейчас точкой зрения о многообразии методов в советской литературе.

В 4 главе ("Возвращенные поэмы") анализируются произведения П.Антокольского ("Грозная тризна"), А.Ахматовой ("Реквием"), М.Волошина ("Россия"), М.Исаковского ("Сказка о Правде"), Н.Клкь ева ("Погорелыцина"), А.Твардовского ("По праву памяти"). Основанием для сопоставления этих столь разных по времени создания и авторскому мировосприятию поэм служит их проблематика. В центре каждого произведения - судьба Родины, народа, его нравственное состояние в связи с событиями революции и последовавшими вскоре сталинскими репрессиями. Другим основанием для сравнительного анализа служит доминанта трагического и драматического видов пафоса, идейно-эмоциональной оценки происходящего.

Вместе с тем взгляда авторов на причины трагедии различны. ' По А.Ахматовой, главная причина - в страшной государственной машине. Ответ же на вопрос о причинах её возникновения поэтесса пре-

доставляет дать читателю. М.Волошина, напротив, интересует именго этот вопрос. По его мнению, корни трагедии - в особенностях духовной культуры русского общества ("культуры взрыва"), которая опирается на крайне противоречивый, не знающий "меры да середины" национальный характер. Н.Клюев считает главной причиной разрушение патриархальных устоев народного бытия, противостояние города и деревни. М.Исаковский считает первоосновой народной беды принесение в жертву Вере Правды. Проблема предстаёт в произведении в таком максимально абстрагированном виде, вероятно, потому что автор надеялся опубликовать поэму в конце 40-х - начале 50-х гг. А.Твардовский и П.Антокольский прямо называют главного виновника трагедии - Сталина - и основными причинами считают слепую веру и страх.

Обращает на себя внимание и тот факт, что конфликт в поэмах многолинеен и прослеживается на нескольких уровнях, а главные герои поэмы П.Антокольского, А.Ахматовой, М.Исаковсного и А.Твардовского преодолевают и внутренний конфликт.

В анализируемых произведениях различна степень выраженности авторского сознания. В "Сказке о Правде", например, видимого "вмешательства" автора нет, в "России" и "Погорельщине" появляется непосредственно - авторская точка зрения, оценка происходящих , событий, а в "Реквиеме", "Грозной тризне" и "По праву памяти" автор непосредственно участвует в событиях, причем в "Реквиеме" авторские переживания вообще занимают в качественном и количественном отношениях доминирующее положение.

Эти различия степени авторского "присутствия" в произведении во многом определяют функции родовых начал. Так, отсутствие выраженной непосредственно-авторской точки зрения диктует построение произведения ка основе эпоса: объективированные персонажи, четко прослеживаемый сюжет и т.д. Именно так строится "Сказка о

Правде". В "России" и "Погорельщине" события также изображены как протекающие объективно. Шесте с тем их отбор, осмысление, оценка производятся субъективно, подчас в форме прямых авторских обращений к читателю. Происходит, таким образом, сплав лирики и •апоса. Еще более сложным сплав лирики и эпоса оказывается у Твардовского и Антокольского. Это обусловлено тем, что автор присутствует в произведении как бы в двух измерениях, в двух временных пластах и, повествуя о себе в юности, о прошедших событиях, дает Всему оценку с точки зрения дня сегодняшнего, а затем вступает в прямую полемику со своими сегодняшними оппонентами. Образ автора у Ахматовой дан в одном временном измерении. Этот образ - центральный в произведении. Поэтесса создает трагическую хронику переживаний матери невинно осужденного. Даже почти все объективные события даются преломленными в авторском' сознании. В произведении лишь однажды появляется "чужая" точка зрения. Все это говорит о доминанте в поэме лирической родовой структуры над событийной, эпической. Но все ке и в "Реквиеме" события не только служат импульсами к авторским размышлениям и переживаниям, но и приобретают самостоятельное значение, что позволяет говорить о сюжете и системе образов поэмы.

Особое внимание в 4 главе уделено композиционной организации произведений, подчеркивается её неповторимое своеобразие в каждом из произведений. Так, композиция "Сказки о Правде" строго подчинена хронологии событий. Вместе с тем, поэма разделена на 2 части, в первой из которых доминирует внешний конфликт, во второй - внутренний, причём во вторую часть вставлена притча, не имеющая непосредственной связи с сюжетом. Использует притчу как художественный приём в своей поэме и Н.Клюев. Он широко использует фольклорную традицию, но не в классическом, литературно обработанном варианте

О сак это позже сделал М.Исаковский), а почерпнутую непосредственно из устного народного творчества. Поэт усложняет событийную канву, вводя в реальный мир ирреальных героев (святых, змеев, волшебных птиц и т.д.) и используя зачины, сны, заставки, песни, видения.

Композиция поэмы "Россия" подчинена лишь логике авторской мысли. Произведение состоит из 7 глав. В первой появляется образ автора, которому не даёт покоя народная трагедия. Во 2-5 главах прослеживается путь развития страны от Петра I до 1920 г. 6 глава - это своеобразный поэтический анализ причин трагедий. В последней главе авторское трагическое мироощущение предстает уже в новом качестве: он постиг суть и закономерность трагедии.

Кольцевую композицию избрал для своей поэмы и П.Антокольский.. В I главе главный герой - человек из народа - вспоминает жизненный путь Сталина, перерождение его души. Во 2 главе раздумья автора переключаются на роль интеллигенции, представителем которой является и он сам. В 3 - подведение итогов собственной жизни и осознание личной ответственности за происшедшее. Повествование от 3-го лица в первой части сменяется повествованием от 1-го лица множественного числа ("Мы") во второй, которое, в свою очередь, уступает в 3 части место единственному числу ("Я"). Таким образом, перед читателем образ лирического героя раскрывается постепенно, проходя как бы три фазы: человек из народа; интеллигент; поэт. Именно во второй и третьей фазах развивается внутренний конфликт.

Кольцевая композиция и членение на 3 части - отличительная черта я поэмы "По праву памяти". Если в I главе автор излагает свои юношеские взгляды на жизнь, то во 2 - сама жизнь уже испытывает эта взгляды. Именно в этой части создаются масштабный образ Родины, картины человеческих страданий. Здесь получает развитие и образ главного героя, здесь создается и собирательный образ кевин-

ко осужденного, здесь впервые выходит на сцену филистер, полемике с которым в основном посвящена третья глава поэмы - "О памяти".

Кольцо образуют "Вступление" и "Эпилог" поэмы "Реквием". Но её архитектоника отличается от произведения Твардовского прежде всего тем, что "Реквием" строится по принципу лирического цикла (жанровая традиция Блока и Пастернака).

"Посвящение" строится по принципу антитезы: приподнятому, радостному душевному состоянию, которое широко пропагандировалось в произведениях искусства 30-х годов, противопоставляется душевное состояние родственниц невинно осужденных, показывается в обобщенном виде тот путь страданий и унижений, который проходит каждая из них (арест кого-либо из близких, стояние в очередях возле тюрем, приговор суда).

Основная часть поэмы соотносится с "Посвящением": в "Посвящении" путь родственниц репрессированных дается протяженным во времени. В основной же части путь этот распадается на отдельные, четко фиксируемые моменты. Время становится "точечным", и каждый из этих моментов выделяется в отдельный лирический отрывок.

В плане типологии в 3 поэмах ("Реквиеме", "Погорелыцине" и "Сказке о Правде") доминировала онтологическая проблематика, и в 3 других она сочеталась с национально-исторической (с доминантой последней).

В ходе анализа рассматривались и некоторые индивидуальные особенности произведений: музыкальный рисунок поэмы А.Ахматовой, создаваемый чередованием различных стихотворных размеров, фольклорные мотивы в поэме "Погорельщина" и др.

Особо подчёркивается тог факт, что возвращённые поэмы, будучи вершинными достижениями литературы, несомненно, окажут влияние на современный литературный процесс. '

В заключении подводятся итоги сопоставительного анализа, суммируются основные положения диссертации, ввделяются ведущие тенденции развития поэмного жанра 80-х годов (появление возвращенных произведений, разработка новых тем и проблем, разнообразие художественных методов), сопоставляется жанровая устойчивость национально-исторических и онтологических поэм. Последние оказались более подверженными модификациям, что, по-видимому, связано уже с тем, что сама онтологическая проблематика не столь однородна, сколь национально-историческая.

Наряду с традиционным, сюжетно-повествовательным типом поэмной организации, сохранившим в количественном отношении свой приоритет (более 50% анализируемых произведений), ускоренными темпами развивались я различные формы бессюжетного типа. Ряд авторов начал разрабатывать полифонический тип архитектоники. В качественном отношении на каждом направлении жанровых поисков были и неудачи и достижения, результатом которых явились значительные в художественном отношении произведения.

Основные положения диссертации нашла отражение в следующих работах:

1. "Возвращенные поэмы" - "Вестник МГУ", серия филология/9/,

Я 4, 1990, с.З - 12.

2. "Жанровое своеобразие современной советской поэмы" - "Совет-

ская литература в прошлом и настоящей"'. С<1. статей под ред. И.Ф.Волкова, МГУ, 1990, с.137 - 145.