автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Женское движение в Киргизии (1917-июнь 1941 г. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Женское движение в Киргизии (1917-июнь 1941 г. )"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
Специализированный совет К.053.05.44.
На правах рукописи
ОТУНБАЕВА Жанна Сапаровна
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КИРГИЗИИ (1917—июнь 1941 г.)
Специальность 07.00.01 — История общественных движений
и политических партий
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва — 1993
Работа выполнена на кафедре истории общественных движений и политических партий исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Г. П. Оприщенко.
доктор исторических наук, профессор МГУ
Селунская В. М.
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН
Котов В. И.
Ведущая организация — Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (кафедра истории).
Защита состоится 1993 года в ча-
сов на заседании диссертационного Совета (К.053.05.44) по истории общественных движений и политических партий при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, исторический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова.
Официальные оппоненты:
Автореферат разослан
Ученый секретарь Совета кандидат исторических наук
И. Линьков
. - I -
Актуальность темы. Проблемы,. связанные с положением женщины I общество, всегда были актуальными для человечества. Ее статус отражает особенности социально-политического устройства государства, его экономического развития, методов управления, правовых установок, уровня культуры и общественного самосознания. Положение женщины в обществе считается одним из критериев социального прогресса Споры о роли женщины происходили в разные эпохи и принимали раз-. личную остроту в зависимости от специфики национальных, религиозных и культурных традиций.
.В отечественной историографии женского вопроса до последнего времени преобладало утверждение о том, что он в основном решен, что социализм создал реальные условия для развития личнооти женщины, расцвета её способностей, а сохранившиеся недостатки .со временем будут преодолены.. Однако это было далеко не так, оообенно в регионах о достаточно устойчивыми религиозными и иными традициями, в том или ином отношении ущемлявшими достоинство и социальный статус женщины. Не был преодолен и исторически сложившийся стереотип . отношения к женщине как к личности менее значимой, чем мужчина.
' В этой связи актуальным предетавляетоя высказывание К.Маркса, который утверждал, что "общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положении прекрасного пола"1.
Положение женщин в современном обществе является важным.фактором, влштщм на динамику происходящих в нем процессов. В этой связи опыт приобщения женщин к участии в общественно-политической жизни заслуживает особого рассмотрения. Непредвзятый взгляд на попытку решения женского вопроса на. призере отдельных регионов, таких,как Киргизия, позволяет енявить как оильные. так и олабые ... звенья этого процесса. Актуальность данной темы связана и о. тем, что проблема участия женщин в общественном производстве
1 Маркс К. - Л.Кугельману. 12 декабря 1868г. - №рко К., Энгельо Ф.
Соч., т.32, с.486.
еще не получила всестороннего рассмотрения. .Следует отметить, что положительные стороны , опыт прошлых лет могут быть "использованы и в современных условиях.
Стецень изученности проблема. Ее некий вопрос стоял, на. повестке дня на протяжении всей истории человечества, но .особую ост эту приобрел он в середине ХП в. в связи с вовлечением значительных. . даос женщин в общественное производство. Проблемам решения женского вопроса посвящен значительный массив литературы. Этот вопрос занимал заметное место в работах историков, философов, писателей и публицистов. В этой связи можно упомянуть ну представителей французской культуры, как К.Е.Гуссо, Ж.Санд, О.Бальзак. Значительное внимание положению женщины в обществе уделяли и российские мыо-лители, в«частности Н.Г. Чернышевский, Д.И.Писарев и др. Большое значение решению женского вопроса придавали К.Маркс и Ф.Энгельс1. СНИ вскрыли социальные истоки существовавшего неравенства женщины в обществе. йш было показано, что в основе жеыского неравноправия лежат социально-экономические причины. Они связывали женский вопрос со своей, теорией классовой борьбы. Проведя анализ положения женщины в капиталистическом обществе, они пришли к заключению, что первой предпосылкой.освобождения женщины будет ее вовлечение в общественное производство.
Теория женского воцрооа была рассмотрена и в работе видного . Представителя немец»ой' социал-демскра тш А.Бебеля "Semoffla и социализм"2. В ней А.Бабель раскрывает зависимость положения женщин от. характера общественных отношений, проблемы 6paica, семьи и материнства и др. Окончательное раскрепощение женщин он также, как и K.f.bjKc и Ф.Энгельс, связывал с социализмом. . ..
1 См.:Гоше К., Энгельс 0. Манифест Коммунистической партии. -'.Ьркс К., Энгельс 0.-Соч.,т.4; '/арке 1С. Капитал.-Соч., т.23; Энгельс Q. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -Соч., т.21; Энгельс и. Лодоиенио рабочего класса в Англии.-Соч., т.2 и др.
2 Бе боль А. Генизша и социализм. - .'Г., 1959.
. - 3 - ;....... ; "
В.И.Ленин развил и конкретизировал взгляды К.Маркса и Ф.Эн-
гальса по женскому водрооу применительно к новой исторической эпохе*. Он постоянно подчеркивал зависимость положения женщины от социально-экономического строя данного общества. "Главный шаг, - писал он, - отмена частной собственности на земли, фабрики, заводы.
Этим и только этим открывается дорога для полного и действнтельно-р
го освобождения женщин" . Еенские трудящиеся массы Б.И.Ленин рассматривал как важный резерв социалистической революции. "Из опыта всех оовободительных движений замечено, - отмечал он, - что успех
о
революции зависит от.того, насколько в нем участвуют женщины . •.
• Большой вклад, в разработку теории и практики женского движения внесли деятели, стоявшие у его истоков: Н.К.Крупская, К.Цеткин, А.А.Кошгонтай, ИЛхыанд4 и др. Ими написан ряд работ, в которых рассматривается проблема раскрепощения женщин, вовлечения их в борьбу пролетариата, участия в социалистическом строительстве.. . Изгорая внесла сваи коррективы и некоторые их взгляды уотэрели, в частности по вопросам брака, семьи и др. Но в целом труды этих деятелей женского движения имеют свое не только историографическое значение, но и. являются важным источником по данной цроблеме.
Одной из первых публикаций по иотории женского движения в СССР стал "Дневник женотделки" .С.Т.Любимовой,, посвященный работе женотделов .Средней Азии в 1923-1926. ,гг5 В нем ярко, отражен дух того времени. Дяя этого пронзвадвнвд .характерна изввст- • ная тенденциозность, проявившаяся в преувеличении, успехов, .достигнутых женотделами в процессе, вовлечения женщин-киртазок в.общэот-
1 См.:Ленин В.И. йзвитие.капитализма в.России.-Полн.собр;ооч.,т.23 Ленин В.И. О задачах женского рабочего движения в Советской республика.-Полн.собр.соч.,т.39; Ленин В.И. К женшинам-работницам.-Полн.собр.соч., т.40 и др. . .
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.42, с.369„ ............
3 Ленин В.И. Полн.собр.оог., т.37, о.186. - ........... . .
4 Крупская Н.К. Женщина Страны Советов-равноправный гражданин.-М,, 1938; Цеткин К. Воспоминания о Ленине.-М., 1955; Коллонтай A.A. Избранные статьи и речи.-М., 1972; Арманд И. Статьи, речи и письма. -М., 1975.
. 5 Любимова С.Т. Дневник женотделки.-Татент, 1926.
венное производство. В дальнейшем этот недостаток оказался свойственным большинству работ, в которых рассматривались проблем, связашше с решением женского вопроса в Средней Азии.
В 30-е годы вышла книга М.Шабуровой, в прошлом видного работника женотдела, в которой отмечена роль женотделов в деле вопчеши женщин в промышленное производство, подчеркнуто значение семьи в процессе воспитания подрастающих поколений*. В целом в отечественной историографии обозначились преимущественно два подхода к исследованию женского движения - с точки зрения исторической и экономической науки. В свете первого подхода следует отметить прежде всего монографии В.Л.Еильшай, Е.Д.Емельяновой, 2
П.М.Чщкова и других исследователей, которые рассматривают опыт решения женского вопроса в СССР в связи с конкретной исторической обстановкой.
Социально-экономическим проблемам женского труда, профессиональной занятости женщин, их трудовой актшвнооти посвящены работы Н.М.Шшлкан, Е.В.Груздевой, Э.СЛертихиной, Л.С.Рйашщыной, Г.П.Сер-
о
геевой и др.
■ В последнее время значительно возрос интерес к проблемам женского движения со отороны социологов и философов, появилось новое направление исследований, посвященное социально-психологическим аспектам проблемы.^
Вместе с тем советская историография, посвященная женскому вопросу, часто страдала апологетическим показом принятых решений
1 Шабурова М. Генщша - большая сила, - М., 1935. ■ •
2 Виьшй В.Л. Решение женского вопроса в СССР.-М., 1959; Емельяно-
^о Е.Д. Революция, партия, женщина.-Смоленск, 1971; Чирков П.М. Биение женского вопроса в СССР (1917-1937).- И., 1979.
3 Сошш М.Я. Социально-экономические проблемы занятости же пиши. Из- ' мсненпе положения жекаш и семьи.-И., 1977; Вхашщына Л.С. Забота о кешше-труЕОнксе и матери.-Социалистический труд, Ь 2,1980; Гррповз Е.Б., Чедпзаша Э.С. Труд и быт советских женщин.-Гл., 1£ъЗ; '.опию Т.Л. Совершенствование'условий работы женииш.-Трудовая активность женикн.-Кнев,19С4;- Сергеева Г.П. Шойессиоцальная занятость геи:;;!!!: проблемы п перспективы.,1?у7; Дйядаан НД'. Со-^■.■.пльпо-кгопо^чеекпо проблемы -донского труда. -•;,•>•ЗД'га'тяб.
4 йЩпсте Г.Г. Куда дв^ется ясеискоо дз:псг:::е? -Лзвесмя, ои октяо-
рл у0 г.; Э^'.ксза Е.Г'., Ку.-а:::нз В.Л. Глкшиз в общество н счгю.-г.'.'.'ог-гсрс;;, Л'П :: -о.
в отрыве от реальных результатов их воплощения в жизнь. Шогао автора основывались на идее, что в СССР тенекий вопрос решен. Сказывалось также отсутствие или недоступность целого плаота негативных фактологических .данных.
Определенное внимание .истории раскрепощения женщин уделено и в киргизской литературе, но крупных монографий, посвященных этой проблеме, немного.
В период с октября 1917 по июнь 1941 г. практически не выходили работы,касающиеся решений женского вопроса в Киргазпи. Единственной публикацией на эту тему стала работа Г.Ибрагимовой "Леи-шина Киргизии в социалистическом строительстве"*, изданная во Фрунзе в 1932 г. и содержащая значительный фактический материал, освещавший процесс вовлечения женщин в промышленность и коллективные формы сельского хозяйства. В то же время в ней практически отсутствует научный анализ цриведенннх фактов.
Из публикаций, вышедших в 50-80-е годы можно отметить лишь работы А.Апышзвой, Е„Татыбековой 'и Т.К.Ташевской2. Для них характерен тщательный анализ богатого фактического материала, собранного в республиканских архивах, а также опубликованного в различных сборниках и периодических изданиях. Однако • им присуща, как и большинству работ советских авторов, апологетическая направленность, уход от рассмотрения реальных недостатков и упущений. В более критическом ключе написак ряд работ, посвященных проблемам влияния на.женское движение ислама, постановке народного образования в Киргизии . . .. ......
Т • .......
х Ибрагимова Г. Женщина Киргизки в социалистическом отроительствэ.-Фрунзе, 1932.
2 Ташевская Т.К. К истории развития женского образования в Киргизии в годы Советской власти.-Уч.зан.Киргаз.жен.пед.ин-та,вып.3, 1958: Апышева А. Еенщины Киргазии-активные строители коммунизма. Фр.,1961; Тага бекова Ж. Великий Октябрь и женщины Киргизетано.-Фр., 1975. -
3 Кивман М.С. Чуйский район Кирг.ССР (социально-экономический очерк
стана.-Фр.,1961: Дйвдиров-С.Борьба Компартии Киргизии за всеобщую грамотное ть.-<£р. ГТ.9ЭД.
Определенный интерес представляют и работы Н-.П.Животовской^и
о
С.Бекходжаевой . Енвотовекой Н.П. принадлежит исследование .трудо- , вого вклада женщин Киргизии в победу в Великой Отечественной войне. В книге содержится обширный фактический материал, но отсутствует... анализ изменений, происшедших в сознании женщин-киргизок под ртаянием революционных преобразований I9I7-I94I гг.. ........... ...
. В работе экономиста С.Бекходжаевой рассматривается ряд вопросов» связанных с использованием женских трудовых ресурсов в общественном, производстве. ......';.
Особо следует выделить работы, затрагивапшэ проблемы, связанные с политической борьбой в Туркестане, .деятельностью в этом.
3
регионе различных политических парии . Так, в работах, посвященных деятельности в Туркестане партии левых эсеров, раскрывается #
специфика политической борьбы, анализируются программные установки этой партии. Кроме того, использованы работы дореволюционных авторов'*, посвященные жизни киргизов, их быту и обычаям. Они насыщены богатым этнографическим материалом, позволяют судить о положении женщин-адргазас в семье и общества.
В целом в работах, посвященных женскому движению в Киргизии в I9I7-I94I гг., ряд важных проблем остался за рамками исследова-. ния: крайне слабо освещена роль местных партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в становлении этого движения, особенно ' в 1917-1922 гг., существует большая ггуташща в статистических данных; практически не. показано отношение Нвбсдылевистских политических партий к женскому движению, не раскрыты трудности и упущения цри решит женского вопроса.
1 ¿^вотовская H.II. Трудовые подвиги женщин Киргизии в годы Великой л Отечественной войны. - Фр., 1964. |
2 Аскхощаева С. Женский труд в промышленности Киргизии.- Фр.,1965.'-
3 toac-Opaa. Сб.цокукантов.-Кзия-Орда,1927: Маликов м.Г. Крах пар-
левкх эсеров Туркестана.-Ташкент, 1&э7.и др. :
4 йгзкксхай Г. ¡Зридачеекае обычаи киргиз //ГЪтериалы для статистика: Туркестанского края/ Глег.вип.Г/, СПб,1876; ДобРтеНЖтЧиьп Суд v киргиз лУ1И-Х1л вв. Репешю дел по наследству.-ьио.хлд ь др.
Цвль и задачи исследования. Исходя из актуальности теш, автор поставил перед собой цель - выявить основные этапы, формы и особенности зарождения и становления женского движения в Киргизии в 1917-1941 гг.
Автор поставил перед собой следующие задачи: 4
- раскрыть основное содержание женского движения, проследить его зарождение и развитие на примере Киргизии^
- показать роль политических партий и общественных движений в развитии женского движения, в вовлечении женщин в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь;
- выявить основные моменты исторического опыта партийных и общественных организаций в развитии женского движения.
. Хронологически© рамки исследования - 1917-июнь 1941 г.- обусловлены тем, что эти годы стали решающим этапом в определении основных подходов к путей к развитию женского движения в Киргизии. Рассмотрение.проблем, связанных с женским движением в этом регионе, начинается с- краткого очерка дореволюционного быта женщин-киргизок. , Это сделано для того, чтобы дать сравнительный анализ и показать роль Октябрьской революции в судьбах народов Средней Азии, в особенности женщин. На рассматриваемый в диссертации период приходятся и первые шаги женского движения в республике, которое столкнулось с большими трудностями в последующие годы. И тем не менее в положении женщин были достигнуты серьезные изменения. Повысился уровень их социальной активности в общественно-политической жизни, значительная часть женщин была привлечена к работе в общественном производстве, вырос общий культурный уровень женщин-киргизок. Большую роль в нэнском движении сыграли партийные органы, ромсомоя, профсоюзы и женские общественные- организации. Период с октября
1917 ПО июнь 1941 г. характеризуется их наибольаей активностью в деле вовлечения женщин-киргизок в производственную-и общественно-политическую жизнь республики. 1941 год стал в определенной -степени итоговым. Начавшаяся Великая Отечественная война стала проверкой достигнутых результатов в деле раскрепощения женщин.
Вместе с тем в рамгии рассматриваемого периода не удалось решить целнП ряд вопросов, в частности достичь среди женщин всеобщей грамотности, искоренить феодально-патриархальные пережитки в семейно-быто-вом укладе и др.
Методологической основой диссертации явились принципы объективности , научности и историзма. Принцип объективности потребовал критического подхода к имеющимся источникам. Шла проведена работа по их отбору в соответствии с актуальностью, научной ценностью и поставленными в "работе задачами. Был проведен также сравнительный анализ отоб-' раншх материалов с целью проверю! их объективности. В соответствии с приздипом историзма аналлз документов осуществлялся с учетом конкретно-исторической обстановки, в которой они создавались. Принцип научности обусловил применение целого ряда методов в процессе исследования— таких, как дедукция и индукция, аналлз и синтез, абстрагировал: и кэнктоп:'.з_-.ц;1я л др. . ' '
Источкиковая база исследования представлена директивными установками, большм Тектическж г/гатериалои, содер-чадя'.гся в документах 7111, IX, XI, ХП л >2 съездов РШ/бЛ,которые обрацг-ли. особое внимание пар тайных органов на необходимость широкого привлечения работниц л крестьянок г. общественно-политическую и социально-экономическую жизнь.
1 Резат'-ция УИ съезда РКП/б/ "О г*.бэте среди -юпскэгэ пролетариата".-г тозолпгпях и рсаскаях съездов, конференций и шгенуков ЦК", плп.9.-:.!., 1933, т.2, с.111.
Рпзолг':;:ш IX пъезаа- ?1СП/£/"0 работе среди :.«пскогэ пролетариата".-
- КПСС в .регот'.цп-х..., -.2 -■• . . -
Резолюция XI ст.гзпп ??;/''/ По вопросу о работе п-удя- г-^отняц.в .
•Т' с-ья? -:с;с * т>:'зу::гц::ях...,"?,2, с.52сЗ.
Г--з.\-г1Б*.я П ?Ж/с'/'"Э "»-боге .зреда рлбэткц и крестьянок".-
-0 71 г,>"^о."*4!1-".». т.З с.13о» Г-:?.чгXII с*.- глг^ "О работе зрели рз.5эт2п»д' и т-гсть ирг.".. и .. у "" 3 X* • • | . л • 3 » С» «СО 1 • .
• . - 9 -На других съездах партии1, проходивших в рамках рассматриваемого в диссертации периода, специальных резолюций по работе среди женщин принято не было, но этот вопрос постоянно рассматривался в контексте общих планов строительства нового общества.
В диссертации использованы также постановления ЦК Коммунистической партии**, в которых напша свое отражение работа по вовлечению женщин Советского Вое тока в активную трудовую и общественную жизнь. Привлечены материалы, посвященные различным аспектам работы Ксмму-
з
нистическсй партии среди женщин (отчеты комиссий, справки, письма) .
Эта проблема широко отражена в декретах и постановлениях Советского
л Ъ
правительства , в статьях Конституции КЖ!Р 1918 г. , Конституций -
СССР 1924. г.6 и 1936 г.7, определивши статус женщины. Все эти.документы определяли стратегическую линию партии в. решении женского вопроса в тот или иной период времени, служили руководством к действию для местных партийных и общественных организаций и органов власти Интересный материал дают документы и материалы Компартии Кир-
о
гизш1 . " .... ...
Привлечены и гатериалн других.политических партий республики:
9 -
"Алаш" , региональных отделений партий левых эсеров, кадетов и меньшевиков, затрагавакеяе" так или иначе женский вопрос-*-®. Слепует отме-
1 Резолюции X съезда. ШП(б). -..КШС в резолюциях..., .т.2, с.319-418. Резолюции Х1У съезда ВКЩб). - К1ЮС в резолюциях...,т.3, с.424-474. Бззолюции ХУ съезда ШЩб). -..КШС в резолщиях...,т.4,.о.256-314. Вззолюции ХУ1 съезда БКП(б). - К1СС в резолюциях...,т.5, с.120-171. Резолюции ХУ11 съезда ВКП(б). - КПСС в резолюциях...,т.6, с.102-133. ■ 1Ъзолюцип ХУВ1 съезда ВКП(б). - КПСС в резолюциях..т.7,. с.49-94:
с Ш5:бЖС в с.571-572; т.З, с.309; т.4, о.134;
3 Сборник постановлений и распоряжений партийных^.профсоюзных и советских органов по вовлечению работников в профессиональное и советское сгроительство.-М,, 1929: За 5 лет (Со.по вопросам работы Компартии среди женщин Средней Азии).-М.. 1925.
4 Сборник узаконений, 1917-1918, )г II, с.1ь0. .
5 Там же, с.582.
6 Конституция ¿Основной Закон) СССР.. - М., 1924, с.32.
7 Конституция (Основной Закон) СССР. - М., 1936, с.26.
8 Взскрепсшение женщин Киргизии Великой Октябрьской социалистически
. резолюцией (1917-1937) .-Сб.док. и материалов.-фр.,с.33,136,162,214
9 Алап-Орда, Сб.документов. Кзыл-Орда, 1927.
10 Мзлзаов !.!.Г. Крах партии левых эсеров Туркестана. - Ташкент, НС7.
- га - •
тить, что по сравнению с большевиками они уделяли вопросам женского движения крайне незначительное внимание, ориентируясь в основном на работу с женщинами европейских.национальностей.
Наряду с опубликовании,га источниками документальную основу исследования составили архивные материалы Российского центра хран.ния. и научения документов новейшей истории (РЦВДНИ): документы женотдела ЦК (ф.17, оп.Ю) и орграспредотцалв ЦК (ф.17, оп.69).
Другим.важным источником послужили материалы Центрального, государственного архива политической документации Кыргызской Беспублики (ЦГАЛД КР), хранящиеся в-фондах 2, 10, 14, 16, 21, 44, 89, 97 и др.
В целом архивные материалы являются достаточно представительным источником,»но в то же время они содержат крайне мало сведений, посвященных деятельности профсоюзных и комсомольских организаций и. отражающих трудности и недостатки, влияние . административно-ко-. мандной системы, так как основной акцент в них делался на достижениях и успехах.
Наряду о архивными материалами источниковую базу диссертации составили материалы газет "Советская Киргизия", "Семиреченская .' правда", "Пишекский листок", "Батрацкая правда" и .др., журналов .. "Коммунистка", "За партию", "Политработник", "Красный архив", "й-ботнкца", "Советская женщина", "Еенщины мира'\ "Кыргызстан аялдары". ("Женщины Кыргыстана"), посвященные участию женщин-киргизск в производственной и общественно-политической жизни республики. .
Автор критически проанализировал тлеющиеся источники. В целом документы и материалы партийных и государственных органов, особенно центральных, име?«ше довольно общий характер, открывали возможность для искажения линии партии на местах. Не всегда учитывали они и специфические) условия тех или иных регионов страны.
Вместе с тем многие материалы не имеют проблемного характера, в них отсутствует критический подход к освещаемым вопросам. Слабо представлены в периодике я статистические данные, особенно итогового характера.
Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней осуществляется одна из первых попыток многопланового исследования проблем женского движения на материалах Киргизии. При этом учитывались трудности и противоречия, возникшие в процессе развертывания этого .цветения. Хронологические рамки .диссертации, охватывающие период с 1917 по июнь 1941 г., позволили выявить специфику различных временных отрезков этого периода. В научный оборот вовлечен большой комплекс малоизвестных источников. Нетрадиционный подход к рассматриваемым проблемам позволил по-новому раскрыть опыт вовлечения женщин-киргизок в общественно-политическую жизнь республики и общественное производство, сделать выводы, актуальные и в современных условиях.
Практическая значимость диссертации определяется актуальностью темы и состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в ' практической деятельности государственных органов и общественных организаций в области работы среди женщин, в преподавательской деятельности и при .дальнейшем исследовании женского вопроса. ....
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова и была рекомендована, к защите. ...... ......... ...........
Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит.из. введения, двух тлав, заключения, списка источников и литературы.
Введение содержит, обоснование, актуальности темы, определение хронологических рамок, постановку цели и задач исследования, историографический и источниковедческий обзоры.
- 12 - ... .
Первая глава посвяшена анализу проблем, связанных с возникновением и развитием женского движения в Киргизии в 20-е годы.
В первом параграфе представлена картина бесправного положения женщин в дореволюционное время, раскрыты особенности исламских традиционных установок по отношению к женщине.
В диссертации отмечено, что до октября 1917 г. Киргизия являлась отсталой колониальной окраиной Российской империи. Социальные противоречия, характерные для всех областей России, усиливались здесь крайне замедленными темпами экономического и.культурного развития. Этим обусловливались большие масштабы эксплуатации коренного населения по сравнению с центральными областями России. Киргизия играла роль» аграрно-сиръввото придатка метрополии.с конца 60-х годов XIX века, став объектом русской земледельческой колонизации. В целом колониальная политика Российской администрации преследовала задачу консервации феодальных отношений и кочевого образа жизни местного населения. . . - .....
В то же время присоединение Киргизии к России, закончившееся в 1663 г., имело и положительные последствия: укрепление хозяйственных связей, прекращение феодальных войн, начало распространения русской культуры и др. Все эти факторы воздействовали и на социальное положение киргизских, женщин, численность которых к 1913 г. составляла около 450 тысяч при общем количестве населения в 864 тысячи человек*. Почти ГО % женщин составляли киргизки, остальные - узбечки, русские и др.
Значительную роль в жизни среднеазиатского региона, особенно, женщин, играли религиозные традиции, что было связано с преобладанием ислама. Исламская специфика во многих отношениях определяла и сошалышй статус женщины-мусульманки.
* Киргизская ССР. (Энциклопедия). - Фрунзе, 1982, с.98.
- 13 - •
Заметными, явлениями в семейно-<5ытовом укладе дореволюционной Киргизии бшш многоженство, калнм и ранние браки.
Советское правительство предприняло кардинальные шаги по устранению фактического неравноправия женщин. Было утверждено реальное равенство прав женщин во всех сферах общественной жизни, по-новому стали решаться вопроси, связанные с семейно-брачвдми отношениями. В первой Советской Конституции содержался специальный пункт о равенстве мужчин и женщин в политических и иннх правах.
Исходя из специфики феодальных пережитков, характерных для брэч-но-семейных отношений народов Средней Азии, большую роль в изменения положения мусульманских женщин снграл Декрет ВЦИК и СНК РС7СР о гражданском браке, детях и ведении книг актов состояния, принятый 18 декабря 191? г.
2 ноября 1919 г. при Туркестанском краевсм комитете Н<П(б) бил сознан отдел по работе среди женщин. Основными направлениями его деятельности являлись политическое воспитание женщин; ликвидация их неграмотности; борьба за новый быт; привлечете женщин к активному участию в хозяйственной и общественно - политической жизни.
Организация женотделов стала важным этапом женского .движения в Киргизии, проходившего в тяжелых условиях засилья феодальных пережитков, гражданской войны и социалистического строительства. К началу 1920 г. они существовали уже в крупных городах (Пишпек, Ош и др.), а в 1921-1922 гг. стали создаваться и в сельской местности*. Основную роль в их организации играли женщины руоской национальности, возглавившие в 1918 г. союз "Трудовая копсина", ставший прототипом женотделов. Количественный ооотав. женотделов колебался от 45-50 членов в крупных населенных пунктах . до 5 человек - в сельской местности.
1 ЦГА1Щ КР, ф.14, оп.14, д.69, л.28-28об.
На первом этапе своего существования женотделы начали осуществлять работу по вовлечению киргизских женщин в иколы по ликвидации неграмотности, открывая для них специальные школы грамоты. Так, в январе 1919 г. в г.Пржевальске бшш открыты общеобразовательные курсы для взрослых мусульман с разделением на 2 отделения - мужское и женское. К лету 1921 г. при содействии Каракольского уездного женотдела были открыты 3 женских специальных иколы грамоты на 148 чело- . век* и т.д.
В своей работе женотделы столкнулись со значительными, трудностями, связанными не только о противодействием .духовенства, представителей свергнутых классов, но и с непониманием их роли отсталой частью бедняцкого населения. Кроме того, сказывалось отсутствие опы-'
та работы руководящих звеньев женотделов, организационная неразбери- i
о
ха и элементы бюрократизма, частая смена заведующих отделами . К тощ же об оживлении работы среди женщин нередко судили главным образом по верхушечному аппарату .
В .диссертации сделан вывод о том, что I9I7-I920 годы стали периодом пробуждения социальной активности киргизских женщин. В этом процессе в той или иной степени принимали участие различные политические партии и общественные движения.
Особую активность проявляла партия левых эсеров. Политические методы борьбн левых эсеров с партией большевиков во многом заключались в использовании тактических ошибок последней, в частности неправильного отнопения большевиков к национальным традициям и обычаям, проявившегося в форсировании революционных преобразований в этой сфере. Партия левых эсеров выступала в таких случаях против сл;сл:см редкого вмешательства в традиционный уклад жизни местного
* гп'пшроп С. Борьба Компартии Киргизии за всеобщую грамотность.-Ор., Т980, с.54-50.
2 И^-'иЛИ, ф.17, огт.ГО, д.343.
3 Р.;}.;гни, ф.Т7, оя.10, г,.441.
населения, касающегося изменения положения женщин-киргизок. С марта 1919 г. партия левых эсеров в Туркестане прекратила свое существование и слилась с НШ(б).
Другой заметной политической силой в Киргизии в I9I7-I920 гг. била национальная партия "Алаи"^, созданная как филиал партии кадетов на Уральском съезде 5-ти областей в 1905 г. Окончательное организационное оформление партии произошло в 1917 г. в ходе «Февральской
о
революции . Анализ программных документов napTim показывает, что она выступала в определенной мере за консервацию существовавши феодально-патриархальных отношений в сфере быта. Позиции партии находили поддержку со стороны мусульманского духовенства, имели значительное влияние на массы в начальный период ее деятельности. Соответственно, негативным было отношение партии и к вопросу об освобождении жениш-киргизок. Количество членов партии "Алаш" все есе остается невыясненным, в связи с нехваткой архивных материалов и расплывчатой формулировкой о членстве в уставе партии. В 1920 г. произошел ее раскол на две части: большинство левонастроенных алапордынцев во главе с
А.Еэйтурсыновым перешли на сторону Советской власти, а остальные
з
влились в басмаческое движение .
Помимо светских партий, на территории Киргизии с 1917 г. действовала религиозная оппозиция, представленная мусульманскими комитетами 2-х региональных политических партий: "Щуро-и-Исламия" (Совет исламистов) и "Щгро-и-Улема" (Совет духовенства). Первая выступала с требованиями ограниченной реформы ислама с целью его приспособления к буржуазному развитию национальных окраин России, вторая являлась выразителем взглядов наиболее консервативной части мусульманского духовенства. В 1918 г.01стали организующей силой рэзвернувпего-ся в регионе басмаческого дпгазнпя. Програилгне установки релита сз-
1 Лгал-Орха, 1927, с. 11.
2 Гам ке.
3 Там же, с.129.
пых партий относительно национальных традиций и феодальных пережитков являлись крайне консервативными, что сказалось и на их отношении х положению женщин местных национальностей. Эсеры, партия "Алеш", религиозные партии объективно являлись противниками развертывания женского движения в Киргизии. К 1920 г. часть из них влилась в басмаческое .движение и прекратила свое существование.
Основную организующую роль в женском движении сыграла Коммунистическая партия,*• определившая основные направле;шя борьбы за достижение равноправия женщин-киргизок и разработавшая для этого конкретные планы. В результате наиболее передовые слои женщин-киргизок постепенно включались в активную работу по осуществлению мероприятий Советского государства.
Численный состав Компартии Киргизии по мере развертывания социалистического строительства неуклонно возрастал. Так, если по состоянию ?го I января 1928 г. в ней числилось 6852 человека, из них 1С68 женщин, то к I января 1940 г. указанное соотношение составляло соответственно 17ЭД4 и 2368 человек*.
В 1917-1920 гг. на территории Киргизии, помимо большевиков, действовала и созданная 17 апреля 1917 г. в Пишпеке объединенная
о
группа РСДРП,, которую возглавил меньшевик А.Дадаов .
17 июня 1918 г. в г.Ташкенте открылся 1-й съезд коммунистов Туркестана,' который порвал с объединенчеством, после чего фракция меньшевиков на территории региона фактически прекратила свое существование, влившись частично в созданную на съезде Коммунистическую партию Туркестана (КПТ), частично в партию левых эсеров.
§ 2 посвящен анализу развития женского движения в Киргизии в 20-е годы. В этот период большую роль в работе среди женщин играли делегатские собрания, созданные при женотделах в 1919 г. и состряв-
* Киргизская ССР. Фрунзе, 1982, с. 177.
2 История Коммунистических организаций Средней Азии. Ташкент, 1967,
г\ С»*
ше из работниц, крестьянок, служащих л домашних хозяек, которые избирались на собраниях женщин на срок от 6 месяцев до I года1. Они слушали лекции, участвовали в беседах, проводившихся по определенной програше, включавшей политическую и культурно-просветительскую тематику. Для осуществления практической реботи делегатки прикреплялись к советским и партийным органам, участвовали в их секциях и комиссиях, привлекались к работе в школах, детских учреждениях, больницах, клубах, судах и кооперации. О своей работе они отчитывались перец женщинами, избравшими их. Доклады делегаток обсуждались на женских собраниях и, таким образом, к общественной жизни приобщались широкие слои женщин.
Количество делегатских собраний в республике постоянно увеличивалось. Динамика роста их численности особенно усилилась к концу 20-х гг. Так, если в 1928-1929 гг. насчитывалось 78 делегатских ообраний, а делегаток в них 2432, то в 1930 г. - 120 делегатских собраний и 3494 делегатки, из них 40 % киргизок2.
Важной формой работы среди женщин стало проведение различ!шх конференций и съездов. Так, в январе 1925 г. бита проведет: первые районные конференции жениин-киргизск Белозодской и Тскмакской волостей, окружные женские конференции Дталал-Абадского, Ошского и Кара-кал-Нарынского округов,-на которых-присутствовало по несколько сотен женщин. . - •
Распространенно!! формой работы среди женщин-киргизок в 20-е годы были специальные клуби, красные уголки и юрты, работавшие ка кочевьях. При их созданик учитывались патриархальные традпш, з соответствии с к от ори,tn женщины не могли посещать общие клубы. Первый женский клуб в Киргизии был организован в марте 1925 г. в осле Талдк-Су КурмептинсхоЯ области .
1 РЦХВДНИ, ф.17, ой.10, д.38.
2 Советская Киргизия, 8 wapra 1931 г.
3 Ганские клубы на Востоке.-Сб.матеигадов ^.Всесоюзного соессяния работников женских клубов. - '»'., с.он.
- 18 - '
Всего в Киргизии в 1925 г. было открыто 3 женских клуба, а к
1928 г. их насчитывалось уже НО1. ■
Слабым звеном в процессе культурно-воспитательной работы среди
нетиш-киргизок являлась ликвидация их массовой неграмотности. В
■ 1927 г. грамотные по отношению к общему числу населения республики
составили 15,1 %, а среди киргизов - 4,7 %. Что касается грамотных
2
.женщин-киргизок, то их насчитывалось всего 926 человек .
В связи с этим проходивший 1-3 октября 1927 г. I Республиканский съезд женщин-членов Советов Киргизской АССР обратился.в ЦИК республики с просьбой развернуть дополнительные ликпункты и отдельные школы ликбезов для женщин .
Значительно лучше шло развитие сферы охраны материнства и детства. С 1926 по 1928 г. в республике было открыто 9 женских консультаций (в 1926 г. их било лишь 3), 4 родильных дота вместо 2 в 1926 г. и 10 детских яслей, тогда как в 1926 г. были только одни ясли на 10 коек. Детских садов в 1928 г. было 7, в 1930г..-14, в ' . 1931г.-уже 304. . "
В процессе реализации земельно-водной реформы, начавшейся в Киргизии в 1927 г., параллельно с ростом количества индивидуальных хозяйств, шло-развитие общественного сектора сельского хозяйства, заметное участие в котором принимали и женщины. Их вовлечение в кооперацию позволяло улучшить условия труда.
В конце 1928 г. бшш организованы первые женские сельскохоьяй-ственные артели в Каройской волости и в с.Янш-Чек Таласской волости. Из общего количества членов сельскохозяйственной кооперации женщин было 241, в том числе 47 киргизок? В потребительской кооперации чис-
/
ло женщин-пайщиц составляло в 1928 г. 1288 человек, из них 161 сос-
1 ЦГЛ1Щ КР, ф.97, оп.1, д.5, л.16-19.
2 См.: С.Данияров. Борьба Компартии Киргизии за всеобщую грамотность ФР., 1980, с.82.
3 НГАЛД КР, £.21, оп.2. д.89, л. 32.
4 Советская Ннргизия, 16 февраля 1931 г.
5 Е."3э партию", 1928, й 5(9), с.88.
тояла в Доводящих органах*, а по состоянии на I окт„бря 1929 г.
Л
число пайщиц составляло ужо 8294, увеличившись по сравнению с 1924 г. в 166 раз . При помоют женотдела бшт организованы 4 шелководческие, 3 молочных и I ковровая артели в Джэ.чал-Абацском кантоне, ковродель- : ческая и шелкоткацкая женские артели в г.Опе . В г.Фрунзе toa оргэ~ низована артель швейников им.1 мая, в которой работали 50 женщин4. Всего з Киргизии к 1929 г. насчитывалось 19 женских промысловых
с
артелей, а по линии Потребсоюза было кооперировано 1214 женщин .
Одновременно с осуществлением земельно-водной реформы в Киргизии были сделаны первые шага и по привлечению женщин местных национальностей к работе в прогяжченности, которая в этот период была еио развита крайне слабо. Большой удельный вес зашз.ало в ней мелкое кустарное производство с преобладанием женского труда. Наиболее распространениями в кустарном производстве были металлообрабатывающий, деревообделочный, валяльновойлочннй, обувной и кожевенный промыслы, где
доля участия женщин составляла около 50 %, а в Шелкоткацком и ковро-
£
дельческом промыслах были заняты только женщины .
В других отраслях промыпленностн производственная прослойка работниц оставалась совсем незначительной, что било селзоно с тем, что большинство промышленных предприятий только начинало строиться. Процентный состав женщин-киргизок,-вовлеченных в промышленность, роо параллельно с развитием промышленного потенциала республики.
Таким образом, в 20-е года в положения женщин-киргизок произошли существенные изменения. Благодаря работе, проделанной партийными и советскими органами, общеетвенными организациями Киргизии, жен-
1 ЦГАДЦ КР, ф.Ю, оп.5, д.65, л.З.
2 Советская Киргизия, 7 марта 1930 г.
3 ЦГАДЦ КР, ф.Ю, оп.5, д.17, л. 142.
4 Там же, д.93, л.10. .
5 Там же, д.105, л.ГТС.
6 Там же, ф.248, оп.З, д.1, л.73-79. .
ипнам во многом удалось освободиться от феодальных и .религиозных предрассудков, принимать участие в общественной жизни республики. . Ешго установлено юридическое равноправие жешшш, начал осуществляться контроль за его соблюдением, реализовываться комплекс мероприятий по охране здоровья матери и ребенка. Вместе с тем наблюдалось серьезное отставание в области ликвидации неграмотности женщин-киргизок. Необходимо также отметить, что работа среди женщин часто велась неупорядоченно, наблюдалась оторванность работников женотделов от женских масс*. •
В целом к концу 1929 г. женское движение в Киргизии начало организационно оформляться и стало представлять определенную общественную силу.
Важным моментом в процессе достижения фактического равноправия киргизских женщин стала начавшаяся во второй половине 20-х годов реконструкция народного хозяйства республики, особенно осуществле- . ние земельно-водной реформы, в ходе которой значительно возросла социальная активность женщин, получивших возможность иметь земельные участки, а также влиять на характер их распределения. В то же время в связи с тем, что крупная промышленность в республике только начинала создаваться, процесс вовлечения женщин-киргизок в промыл-^ ленное производство протекал очень медленно.
Вторая глава посвящена деятельности партийных и общественных организаций по повышению социальной активности киртазских женщин в 30-е года: и состоит из .двух параграфов.
В § I рассматривается вклад женщин в развитие промышленности и сельского хозяйства. - :
С росток ппошлпленного потенциала республики требовалось все большее количество рабочих рук па производстве, увеличивалось колл-
-1 РЦХЩЩИ, ф.17, оп.Ю, д.441.
¿ - 21 -
чество работающих женщин-киргизок. В начале 1929 г. на промышленник предприятиях республики их работало уже 2113, в то время как в 1928 г жшь около 200^. В 1932 г. только в шелкомотальной промышленности Насчитывалось 2350 женщин-киргизок. К началу 1933 год удельный вес работниц в промышленности составлял 20,6 /Í?
В 1930 г. в Киргизии начался процесс коллективизации сельского хозяйства..Её проведение требовало усиления работы по вовлечению в колхозное строительство жениин. Значительную.роль в этой работе продолжали играть женские делегатские собрания, число которых к 1931 г. в городах республики.составило ITO, причем 40 % делегаток были киргизками . Кроме того, партийные.органы осуществляли работу по организационному оформлении и развертыванию женского движения и на селе. В этих'целях было признано необходимым проводить совещания женщин-активисток, в ходе которых происходил обмен опытом рзботы, выявлялись недостатки в деле вовлечения женщин в колхозное строительство.
В целом по данным Копсозцентра на I ¡поля 1930 г. нз общего количества 243638 колхозников женщин было 122024, т.е. почти 50 %.
Всего за период с 1926 по 1939 гг. численность женщин в Киргизской ССР увеличилась с 481 тыс. по 716 тыс .человек, что составило соответственно 48 и 49 % по отношению к общей численности населетш .республики. Коллчеотво женщин к„обшей численности населетш трудоспособного возраста, принимавшего участие в работе колхозов, составило в 1940 г. 46 Эти цифры свидетельствовали о росте социальной и производственной активности женщин респуЛтнки за рассматриваемый период. В то же время процесс вовлечения женщин в rpovnireimocTb
'. 1 ЦГАВД КР, ф.99, сп.Г, д. 259, л.2.
■ 2 Советская Киргизия, 8 марта 1933 г.
3 ЦГЛ13Д КР, ф.2, оп.1, д.235, л. 182. .
4 Еенщинн в Киргизской ССР. Краткий статистический справочник.- ур., .
1960, С Л 7, 31, 39.
бил нелегким, так как был связан с разрушением веками складывавшихся стереотипов относительно положения женщины в обществе. Ведь участие женщин в традиционно-мужских отраслях промышленности едва ли может служить показателем достижения ими реального равноправия с мужчинами и означать положительный результат работы партийных и.общественных организаций. Именно в этот период проявилась тенденция, направленная на вовлечение женщин в производство всеми доступными способами, многие из которых не могут бить признаны целесообразными: вовлечение женщин в производство ряда отраслей тяжелой промышленности, допуск ночного труда женщин и т.п. Неправомерно рассматривать и количественный показатель'.участия женщин в общественном производстве в качестве основного критерия успешного решения женского вопроса. В процессе вовлечения женщин в колхозы также имели место существенные недостатки и упущения, проявившиеся в излишнем формализме и кампанейщине, в слабом учете местных условий и традиций.
§ 2 главы посвящен участию женщин Киргизии в общественно-политической и культурной жизни. В .диссертации отмечено, что.важной., сосзвввой частью процесса раскрепощения женщин было не.только приобщение их к экономической, но к к политической и культурной жизни . .. общества. На повестке .дня в 30-е гг. по-прежнему .стояли вопросы ликвидации неграмотности, достижения ,более активного участия, женщин-киргизок в выборных органах.власти, в деятельности партийных.и.общест-.. венных организаций. Поскольку в 20-е годы ликвидация массовой неграмотности в Киргизии практически только началась и на..дала, ощутимых результатов, от достижения.всеобщей грамотности в значительной мере зависел успех дальнейшего развития народного хозяйства. В связи .о этим постановленном бюро Киробкома ВКП(б) от 25 июня 19-30 г...был. объявлен культпоход с целью охвата школами-ликбеза-в летний период 34 тыс.неграмотных и 16 тыс.малограмотных*. Процесс ликвидации не-
1 Коммунистическая партия Киргизии в резолюциях, ч.1 - Фр.,1958,с.539.
грамотности протекал в Киргизии крайне неравномерно. Учителя чаото. . сталкивались о трудностями, связанными с нехваткой учебников и литературы, особенно на .киргизском языке, с косностью общественного сознания, противодействием со стороны отсталой части населения, бюрократизмом в учреждениях, призванных осуществлять программу ликвидации неграмотности. План ликбеза в 1933 г. бил выполнен только на 15 %, а план обучения малограмотна - на 50 %. Слабо были использованы и средства, выделенные на эти. цели*. Возникшее отставание во многом . . объяснялось тем, что. планы по ликвидации неграмотности нередко составлялись без учета реальных возможностей. Согласно Всесоюзной переписи 1939 г.' общая грамотность в- Киргиз ской ССР -поднялась;до 70 %, а среди, населения в возрасте от 9 .до 49 лет - до 82 %, в т.ч. среди мужчин - до 89,9 %, среди женщин - до 74,4 Общий уровень грамотности в республике приблизился к среднему уровню, грамотности в СССР. В диссертации указывается, что Киргизию, однако, так и не удалось превратить в регион сплошной грамотности. Это.во. многом объяснялось нереальностью намеченных планов, крайней отсталостью республики к моменту начала борьбы за ликвидацию безграмотности, стойкостью религиозных традиций, запрещавши женщине проявле- ' ние любой социальной активности, в том числе и обучение грамоте. Это было связано и с серьезными недостатками в работе партийных, советских и общественных организаций, со слабим знанием местных традиций., ■
Несмотря на эти недостатки, в 30-е годы наблюдалась достаточно устойчивая тенденция общего роста образовательного уровня женщин-киргизок. Они стали.более активноучаствовать в общественно-политической л культурной лизни республики, в различи театрального искусства и литературы, в работе культурно-просветительных учреждении и печати.
I Кошунистическзя партия Киргизии в .гсзаэдшх,чЛ-'5р.,1?58,с_.53:;. 2.Правда, 29 апреля 1910 г.
«
Активное участие женщины республика принимали в работе Советов. Так, к 1 октября 1933 г. в составе городских и сельских Советов Киргизии Сило 1786 женщин, в составе райисполкомов - 151, председателями и заместителями председателей сельсоветов работало 59 женщин. Еаметн:,-.! Сил рост количества женщин, избранных ка Всекиргизскяй съезд Советов. Количество же женщин, избранных в члены президиума ЦЖ, осталось тактически тя&ченннм, что наводит на мысль о том, что о:;и избирались'-в состав высших руководящих органов республики лишь б целях достижений необходимого процентного показателя. Медленно росло количество женщин в составе сельских Советов. Это было связано с тег., что' патриархальные традиции на селе были более стойкими, чем в городах. Рост политической активности женщин-киргизок проявлялся такле в том, что они стали чаще вступать в члены партии, увеличилась их численность и в комсомольской организации. Так, если в 1935 г. в комсомольских ячейках Киргизии насчитывалось 4849 девушек, то в 1938 г. уже -> 12976, что составило 39$ от общего количества членов. Многие девушки выдвигались на руководящую комсомольскую работу. Политическая активность кеицин возросла-после принятия • новой Советской Конституции. На первых после принятия новой Конституции выборов Верховный Совет СССР /1937 г./ среди депутатов от ' Киргизии било избрано 7.женщин. В 1938 г. в ходе выборов в Верховный Совет Киргизской ССР депутатами стали 66 женщин, из них 45 киргизок. 4199 женщин были избраны в местные Советы.^
Шесте с тем часто женщины выдвигались на руководящую работу по разнарядкам, что приводило к засорению аппарата некомпетентными людыя. Только в Ичкаванвком и Мадынском сельсоветах в 1933 г. с руководящей работы в Советах были отозваны 10 женщин.2
--:-
Советская Киргизия, 8 марта'1939 г. 2 ЦГЛ1Щ КР, $.17, оп.16, д.З, л.98-103,
- 25 -
Увеличились "Масштабы участил женщин-киргизок и в культурной жизни. Б 1926 г. в г.Фрунзе была создана первая национальная студия, спустя два года превратившаяся в Киргизский драматический театр. Процесс формирования женского состава студии столкнулся со значительными трудностями, поскольку религиозные традиция закрывали яен-щине-кпргизкн путь на театральную сцену. В Г935 г. актерский состав включал в себя 42 человека, из них 14 женщин^.
В диссертации показывается и роль киргизских женщин в хореогра-^ фическом искусстве и литературе. Шесте с тем в развитии культуры имелись и существенные недостачи, характерные для всей советской культуры того времени в целом. Это прежде всего известные ограничения творческой свободы писателей, художников, деятелей театрального искусства и др., связашше с насаждением единого творческого метода-ооциалистического реализма. В результате в с(|ере . культуры стали появляться малохудожественные, построенные по заданной схеме произведения, наполненные штампами, славословием в адрес руководителей партии и государства. Все это нанесло серьезный урон культуре Киргизии, сказалось на участии женщин -республики в культурных преобразованиях.
Такт! образом, в 30-е годы масштабы участия жепшин-киргизок в общественно-политической и культурной жизни республики увеличились, возрос их образовательный.уровень. Решающее знзчвние в'этом отношении имела борьба за ликвидацию неграмотности. Этот процесс был сопряжен с немалыми трудностями, вытекающими из спегзксти традиций и быта населения республики. Не были также окончательно иско- • ренены религиозные и иные предрассудки по отношению к женщине.
В связи с этим едва ли можно утверждать, что к концу 30-х годов проблема достижения женского равноправия была решена, скорее наметилось лишь достаточно устойчивая тенденция ее рекенля.
1 Сб.Культурное строительство СССР. --М., 1Э90, с.30.
В заключении диссертации подведены итоги исследования и оде лани следующие выводы: .
раскрепощение женшн-киргизск происходило в специфических условиях и било отмечено национальными, религиозными, культурными и дру-. тами особенностями киргизского народа. Серьезным препятствием в этом процессе было наличие феодально-патриархальных пережитков иоламско-го права, которые окончательно не удалось преодолеть и сегодня.
Уже в первых декретах Советской шгасти о гражданском браке и введении новых форм его регистрации была заложена юридическая основа для ликвидации'-женского неравноправия. В 1918-1920 гг. началось организационное оформление женского движения в Киргизии. В 1918 г. был создан союз "Трудовая женщина", ставший прототипом возникших затем женотделов.
С 1921 по 1926 г. женокое движение продолжало оформляться и набирать силу: была создана широкая сеть женских общественных организаций (женские советы, клубы, делегатские собрания и т.н.), развернувших работу по повышению социальной активности женщин, вовлечению их в общественное пршзводогво. Большую роль' сыграло появление женских промысловых артелей, ставших основой других форы коллективного женок ого. труда. Началаоь систематическая работа по повышению , образовательного и культурного уровня женщин, их вовлечешш в партию, комсомол и профсоюзные организации. Все это происходило в условиях.. фактического господства феодально-патриархальных пережитков, особенно на уровне семьи, таких как калым, многоженство, ранние и насильственные браки и др. Сказывалось также отсутствие значительного опыта работы у партийных органов и женщин-активиотек. Тем не менее в женоком движении в этот период бцли достигнуты новые успехи: увеличился процент участия хетт в-общественном яроизводотве, прежде вев-тр в промысловых артелях, усилился их приток в женские общественные организации, возросла грамотность среди женщин, наметилась тенденций роста социальной активности женщгамсиртазак.
Важным.этапом в процессе развитая женского движения стало проведете в 1927-1930 гг. земельно-водной реформы, ставшей важной предпосылкой к коллективизации сельского хозяйства в республике, к повышении социальной активности женшш-киргазок, поскольку от получили реальную возможность осознать свои интересы л активно их отстаивать.
Еще больше общественно-политическая и социальная активность киргизских женщин усилилась в 1930-1937 гг. в связи с проведением в республике индустриализации, потребовавшей широкого- привлечения женских трудовых ресурсов. Одновремешю на селе развернулась коллективизация, став заметным фактором вовлечения женщин в общественное производство. Все эти процессы протекали неоднозначно, сталкиваясь со значительными объективными и субъективными трудностями,' широким распространением ислама, отсутствием необходимого количества компетентных кадров, элементами бюрократизма и излишней централизацией в работе партийных органов и т.д. Одним из последствий всего этого стало то, что Киргизия так и не достигла сплошной женской грамотности, не' было окончательно устранено и фактическое неравенство женщин-киргизок, особенно в семейно-бытовой сфере.
I938-1941 годы, непосредственно предшествовавшие началу Великой Отечественной войны, ознаменовались заведением организационного оформления женского движения, ррстсм его численности, усилением притока женщин-киргизок в промышленность и сельское хозяйство в связи с ростом производственного потенциала республики..
В процессе обретения Киргизией государственной независимости усилились- тенденции к возрождению национального своеобразия, в том числе религиозных традиций и установок, что отразилось на социальном статусе женщин-кпргизок в сторону его понижения. И хотя ойгахизлыте государственные органы, особенно в 010.13140 республики Бишкеке, продолжают провозглашать приверженность яенскому равнопрагш, обратно процессы все более набирают силу. От: связаны с сб^ уддаенаеи
социально-экономической ситуации в республике, ростом социальной незащищенности женщин, сокращением бюджетных ассигнований на социальные цели, подорожанием товаров первой необходимости, в том числе связанных с уходом за ребенком. •
В республике усиливается влияние консерватино-реваншотских сил, включая исламские и националистические структуры. Значительно, снизилась доля участия женщин в органах государственного управления. Ешшшш-киргизки все более замыкаются в семьях, выступая только в ' роли домохозяек. В условиях резкого падения .престижа прежних идеологических и духовных ценностей идет процеоо замещения их феодально-патриархальной моралыо. Все это происходит на фоне дальнейшего роста рождаемости среди женщин местной национальности в сельской местности, при сокращении ассигнований на развитие сети учреждений здравоохранения.
Вместе с тем в диссертации утверждается, что успехи, достигнутые в решении женского вопроса за годы Советской власти, особенно в 1917-1941 гг., остаются на сегодняшний день во многом необратимыми. Социальный облик женшш-киргизск претерпел значительные изменения, изменилась их роль в семье и обществе, возникли новые семейные и бытовые традиции, которые продолжают воспроизводиться и передавйтьг ся от поколения к поколению.' Современный технологический процесс настоятельно требует активного участия женщин в общественном производи тве. Большие изменения, происшедшие в социальном статуое жзшшш-клргизок за годы Советской власти, являются главным положительным результатом женского движения в республике.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
I. Зарождений женского движения в Киргизии. - М., 1993.-19 с.
Деп. в ИШ.ОН РАН 12.05.93., й 48006.
• 2. Еснское движение в Киргизии в 1920-е годы. - М., 1993.-20 с.
Деп. в ИНИОН РАН 12.05.93., & 48007.
Подписано в печать (а, 09. 199^ г. 3 а к. У/^Ти р /до--
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЕТИТ»