автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Житийные мотивы в творчестве Достоевского

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Натарзан, Евгения Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Житийные мотивы в творчестве Достоевского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Натарзан, Евгения Валерьевна

Оглавление 2

Введение 4

Глава 1. Житийные традиции в контексте религиозно-философских исканий Достоевского 13

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Натарзан, Евгения Валерьевна

В диссертации рассматривается проблема религиозно-философс-кого осмысления Достоевским житийного идеала жизни человека в Боге и его художественного претворения в романах писателя "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы".

Ученые на данный момент в значительной степени выявили связь художественных решений Достоевского с житийными традициями. В центре внимания исследователей оказывается вопрос о воплощении данных традиций на уровне персонажной структуры произведений писателя. В ключевых по этой теме работах наметился ряд подходов при решении данной проблемы.

Так, в статье Р.В.Плетнева1 рассматривается особый тип героя Достоевского, сформировавшийся, по мнению ученого, под влиянием житийной и святоотеческой традиции. Исследователь предлагает изучать образы героев данного типа с точки зрения основной идеи, ими движущей. Р.В.Плетнев сосредоточился на изучении содержательной стороны высказываний Макара Долгорукого и старца Зосимы и на выявлении стилевых особенностей их речи. В итоге, ученый установил близость идей, носителями которых являются "учительные" герои Достоевского, святоотеческому учению (прежде всего учению Исаака Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Тихона Задонского) и указал на то, что в их речи использованы "литературные житийно-традиционные обороты и слова"2.

В статье В.В.Кускова3 образ старца Зосимы также рассматривается с точки зрения основной идеи, движущей этим героем. Ученый называет ряд конкретных источников, на которые, по его мысли, ориентировался Достоевский, создавая высказывания своего героя (поучения Тихона Задонского, житие Сергия Радонежского). Изучая образ Зосимы с этой позиции, исследователь обращается к житию-исповеди этого героя, указывая, что в данном случае интерес Достоевского к житию аввакумовского типа во многом обусловлен стремлением писателя глубже раскрыть внутренний мир его "житийного" героя. При этом В.В.Кусков исследует записки Алеши Карамазова как особый в жанровом отношении текст. Ученый считает, что записки в трансформированном виде сохранили специфические для жития жанровые черты, что прежде всего связано с выбором героя - проповедника христианской идеи, повествование о котором стилизовано под житийное (введение в записки Алеши Карамазова традиционных для житийного повествования тем хождения в церковь и чтения Священного писания) и построено специфически - от детства героя до рассказа о его зрелых годах.

В монографии В.Е.Ветловской4 представлен подход, отчасти близкий тому, который принят в работе В.В.Кускова. Автор монографии "Позтика "Братьев Карамазовых" исходит из того, что Достоевский избирает особую жанровую форму для своего романа "Братья Карамазовы" (философско-публицистический роман), которая позволила ему органически соединить "жизнеописание" Алеши Карамазова с повествованием о судьбах других героев, "занявшем в общем рассказе не менее значительное место, чем факты из жизни основного героя, но все же. важным лишь в ближайшем сопоставлении с его биографией"5. Претворение житийного начала в последнем романе Достоевского, по мысли В.Е.Ветловской, непосредственно связано со "стилизацией" рассказчика под житийного повествователя. Благодаря этому, по мнению исследователя, суждения рассказчика получают "авторитет слова, одобренного богом и большинством'"6 и созвучного авторской идее. Автор особо подчеркивает, что несмотря на различие, существующее между рассказчиком и автором романа, оно не касается "главных в идейном отношении моментов рассказа: характеристик героев, объяснения побудительных причин и следствий событий"7. Собственно отношение к Алеше Карамазову как герою, "стилизованному" под житийного, задается той характеристикой, которую он получает со стороны рассказчика, выбором того способа повествования о нем, который традиционен для житийного стиля. В итоге, В.Е.Вет-ловская выделяет связанную с образом Алеши Карамазова группу тем. традиционно используемых в житийных повествованиях вообще и в житии Алексея человека Божьего, в частности (например, темы смирения, целомудрия, равнодушия к материальным благам), последовательно рассматривая те эпизоды и сцены, в которых получили непосредственное воплощение доминирующие "свойства и качества" героя.

Иной подход представлен в работе И.П.Смирнова8. Ученый, рассматривая образ Марии Лебядкиной в его связях с образом Марии Египетской, выделяет значимые художественные детали, благодаря которым в романе "Бесы" задаются ассоциации с житием этой святой. Выявление контекста, актуализированного через данные детали, позволяет И.П.Смирнову соотнести повествование о Марии Египетской с повествованием о героине Достоевского, указаЕ на близость этих образов друг другу.

Применение подходов, представленных в названных здесь работах, безусловно, является плодотворным. Однако, поскольку в нашем исследовании мы в целом прослеживаем динамику развития художественных решений писателя, связанных с житийными традициями, для нас чрезвычайно значимо, что в диссертации Г.Б.Пономаревой9 был применен иной подход при изучении проблемы художественного освоения писателем житийного идеала. Г.Б.Пономарева рассматривает художественные решения Достоевского, связанные с житийной традицией, в динамике их развития: изучает процесс формирования замысла Достоевского о "великом грешнике" и его претворения в романах писателя (здесь автор исходит из того, что житийная традиция воплощается в романах Достоевского через его замысел о "великом грешнике"). Изучая романы писателя с точки зрения поставленной проблемы, Г.Б.Пономарева высказывает мысль о том, что житийная традиция в романах Достоевского претворяется не столько через "стилизацию" и художественную деталь, сколько через выбор особого способа решения образа героя в сюжете. Образ героя исследуется г.Б. Пономаревой в момент его раскрытия в кризисной ситуации, являющейся, по мнению исследователя, центральной в повествовании о героях. Так, внимание ученой сосредоточено на кризисной ситуации героев и на событиях, ключевых с точки зрения данной ситуации. Г.Б.Пономарева соотносит ситуацию героя Достоевского с ситуацией героя кризисного жития, образ которого строится по "модели" грех - преступление - преображение. Соотнеся образы героев Достоевского с "моделью великого грешника"10, Г.Б.Пономарева приходит к выводу о том, что житийный идеал претворился лишь в романе "Братья Карамазовы", что связано с существенной жанровой трансформацией данного произведения, являющегося, по мнению ученой, романом-жи-тием.

Однако при всем интересе к названным аспектам проблемы ученые не ставили перед собой задачу, во-первых, исследовать систему религиозно-философских представлений Достоевского о житийном идеале как целостное явление, формирующееся в процессе динамического взаимодействия его неоднозначных взглядов на этот идеал, во-вторых, изучить художественные решения писателя, связанные с агиографической традицией, в динамике их развития, что позволило бы проследить, как изменялось его отношение к данной традиции. Исключение здесь составляют только работы Р.В.Плетнева и Г.Б.Пономаревой. Р.В.Плетнев11 пишет о необходимости рассмотрения процесса формирования и становления "типа" положительного, "учительного" героя Достоевского в целостном охвате его романов "Идиот", "Подросток", "Братья Карамазовы". Однако ученый подчеркивает, что он лишь наметил проблему будущего исследования. В диссертации Г.Б.Пономаревой12 исследован один из вариантов образа великого грешника в момент его разработки и освоения писателем в период создания романов "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы". Однако автор ограничивается изучением особенностей преломления замысла "Жития великого грешника" в канонических текстах Достоевского и не ставит перед собой задачи е целом проследить динамику развития художественных решений Достоевского, связанных с агиографической традицией. Таким образом, актуальность проблемы рецепции Достоевским житийной традиции сохраняется до сих пор.

Решение данной проблемы в названном здесь аспекте предполагает изучение системы религиозно-философских представлений Достоевского о житийном идеале как становящегося и изменчивого явления. В нашей работе проблема восприятия и осмысления Достоевским житийного идеала трактуется широко: нами раскрывается сложней механизм взаимодействия представлений писателя о житийном идеале и в итоге выявляется сформировавшийся в контексте его религиозно-философских размышлений идеал жизни человека в Боге. Целостное изучение представлений Достоевского о житийном идеале позволит нам глубже разобраться в специфике претворения житийных традиций в романах писателя и проследить динамику развития данных решений.

Вместе с тем рассмотрение художественных решений Достоевского, связанных с житийными традициями, в их динамическом единстве, предполагает применение особого подхода при их изучении. Поскольку в агиографии Достоевского интересует именно идеал жизни человека, для него чрезвычайно важен момент претворения житийного начала через художественный образ героя. Мы разделяем суждение Г.Б.Пономаревой12 о том, что житийные традиции воплощаются в романах Достоевского в самом общем и принципиальном смысле, что касается не столько "стилизации" героя писателя под житийного, сколько сущностной разработки образа героя в сюжете. Раскрытие "житийной" сущности образа героя происходит через развертку связанных с ним сюжетных мотивов. Иными словами, динамическое развитие образа героя в сюжете связано с движением сюжетных мотивов, с ним соединенных. Раскрытие образа героя как "житийного" предполагает актуализацию определенных мотивов, традиционно используемых в житиях. В житийных повествованиях данные мотивы задают определенный вектор движения и завершения образа героя в сюжете. Появление тех же мотивов в романах Достоевского позволяет раскрыть "житийную" сущность образа его героя. Безусловно, говоря здесь о "житийности" образа героя Достоевского мы учли тот факт, что житийный идеал, претворенный в произведениях писателя, переосмыслен им и понят по-особому. Этим обстоятельством объясняется изменение житийных мотивов в романах Достоевского, а также в ряде случаев соединение их во внутреннем поле героев с мотивами, для жития не традиционными. Здесь нами учтен тот момент, что ряд образов Достоевского, попадающих в его романах в житийный контекст, так развернуты в сюжете, что оказываются незавершенными как "житийные". Мы выделяем не только те варианты групп сюжетных мотивов, которые близки житийным, но и те, которые возникают как результат неоднозначного восприятия писателем житийных традиций. Широкая трактовка проблемы художественного преломления житийных традиций связана с тем, что обнаружить изменения в его отношении к агиографии и утверждаемому ею идеалу, думается, невозможно без учета моментов переосмысления им данных традиций.

1 Особо следует отметить, что поскольку житийные традиции воплощаются в текстах Достоевского прежде всего на уровне персонажной структуры, то, с нашей точки зрения, изучение мотивных комплексов внутри образных полей героев Достоевского является необходимым и оправданным.»При этом в диссертации рассматриваются только узловые мотивные группы, соединенные с образами главных героев романов13. В этой сфере специфика решения узлового мотивного комплекса позволяет, с одной стороны, выявить особенности осмысления Достоевским житийного идеала в момент создания им того или иного романа, без учета связей узловой мотивной группы с повторяющими ее внутри текста вариантами. С другой стороны, изучив обе узловые мотивные группы в динамике их развития, в момент их изменения от роману к роману, можно установить, как изменялось отношение Достоевского к житийному идеалу.

Применение в диссертации названного здесь подхода предполагает выбор особой типологии житий. Общепринятая типология разделяет жития на "подвижнические" и "мученические". Однако нами выбирается иная типология житий, которая делит их на жития святых, не знающих падения, и на кризисные жития. При изучении проблемы претворения житийной традиции в романах Достоевского эта типология активно используется Г.Б.Пономаревой14. Причем исследовательница, применив термин М.М.Бахтина15 - "кризисное житие", по аналогии вводит в своих работах термин "житие святого, не знающего падения". Использование именно этой типологии в нашем случае представляется глубоко оправданным. В основании данной типологии лежит особый способ решения образа главного героя, его развертки и завершения в сюжете жития. Как и Г.Б.Пономарева, с определением "житие святого, не знающего падения" мы будем связывать житие подвижника, почти с младенчества чувствующего свое высокое предназначение и всегда неукоснительно следующего ему. Поэтому представления и сюжет "подвижнического" жития, в котором не отражен момент временного падения героя, в нашей системе понятий совпадают с воззрениями и сюжетом жития святого, не знающего падения16. Кризисное житие отличается от жития святого, не знающего падения особым взглядом на мир и специфическим сюжетным построением17. Повествования о великих грешниках строились, по выражению М.Н.Климовой, в соответствии с "триадой "грех" - "покаяние" -"спасение"18. Оба варианта житий сближаются друг с другом через общежитийные представления и мотивы.

В диссертации изучаются два комплекса мотивов, связанные с житием святого, не знающего падения, а также с кризисным житием и представленные в текстах Достоевского, ибо романы писателя порождают обширное поле ассоциаций с житиями обоих типов. В романах Достоевского оба комплекса являют собой внутренне подвижное единство, что обуславливает появление нескольких их вариантов. Обе мотивных группы связаны с художественным воплощением взглядов

Достоевского на идеал жизни человека в Боге, определившийся в каждом из названных здесь вариантов житий.

Представляется, что принятая в нашей работе типология житий равно применима как при изучении проблемы религиозно-философской рецепции Достоевским житийного идеала, так и при рассмотрении вопроса о связи его художественных решений с житийными традициями.

Основными источниками при решении поставленной в работе проблемы служат философско-публицистическая проза, письма, черновики и романы Достоевского 60-х - 70-х годов ("Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы"). Выбор материала обусловлен тем, что широкое религиозно-философское и художественное осмысление писателем житийных традиций приходится именно на 60-е - 70-е годы. В то же время к анализу привлекаются и агиографические памятники: Минеи Дмитрия Ростовского и Пролог. Выбор данных источников представляется вполне репрезентативным с точки зрения агиографических интересов Достоевского. Л.П.Гроссман19 указал на то, что в библиотеке Достоевского имелись Минеи Дмитрия Ростовского. Факт знакомства писателя с этим агиографическим памятником отмечен и в работах Т.Б.Истоминой, Г.Б.Пономаревой, В.Н.Криволапова20, неизменно ссылающихся, однако, на книгу Л.П.Гроссмана "Библиотека Достоевского"21. Вместе с тем В.Е.Ветловская особо отмечает, что не только Минеи Дмитрия Ростовского, но и "Пролог, вполне авторитетные и доступные в свое время, были. хорошо известны"22 Достоевскому.

Таким образом, данная диссертация ориентирована на комплексное изучение представлений Достоевского о житийном идеале и на анализ художественного воплощения житийных традиций в мотивной системе романов писателя, что определяет новизну подхода и результатов нашего исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Житийные мотивы в творчестве Достоевского"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе изучена система взглядов Достоевского на житийный идеал и проведен анализ художественного воплощения агиографических традиций в мотивной системе романов писателя.

В контексте религиозно-философских исканий Достоевского сформировались особые представления о житийном идеале. Взгляды писателя на идеал подвижнической жизни святого, не знающего падения, близки тем, которые воплощены в житиях святых, смутившихся в момент совершения подвига, но преодолевших соблазн в мучительной борьбе с собой и достигших точки абсолютной высоты (рая). Причем Достоевский заостряет внимание на моменте, когда следование установившимся "формам" достижения святости мешает человеку исполнить нравственный долг служения Богу и ближнему. Не случайно писатель в наибольшей степени переосмысляет житийную категорию подвига. По мнению Достоевского, только подвижник, который деятельно участвует в жизни других людей, не думая о следовании "форме", о привилегии называться "святым", достигает подлинного духовного совершенства и точки абсолютной высоты.

Свое отношение к идеалу, воплощенному в кризисном житии, Достоевский вырабатывает в процессе взаимодействия с агиографической традицией и полного переосмысления ее. Так, писатель сближается с представлениями кризисного жития, утверждая, что человек, переживший сложный процесс нравственного перерождения, благодаря подвигу, достигает святости и точки абсолютной высоты, подобно подвижнику, не знающему падения. В то же время Достоевский расходится с мировоззрением кризисного жития, обращая внимание на ситуацию, когда личность не может полностью нравственно преобразиться и вступить на путь подвижничества. Однако, несмотря на неоднозначность взглядов писателя на идеал, воплощенный кризисным житием, его интерес к этому житию со временем не только не ослабевает, но, напротив, усиливается.

В итоге, Достоевский, "формулируя", по его собственному выражению, идеал жизни человека в Боге, сближается в своих религи-озно-философских решениях с особым образом понятыми им агиографическими традициями.

Через сложившиеся представления о подвижнической жизни писатель претворяет данные традиции в своих романах. Они нашли воплощение в мотивной системе произведений Достоевского.

Так, в текстах писателя особую группу образуют мотивы, связанные с житием святого, не знающего падения, и мотивы, в житии не представленные. Этот комплекс реализуется в романах Достоевского в двух вариантах, один из которых соединен с образами Мышки-на, Макара Долгорукого, Алеши Карамазова, другой - с образом отца Ферапонта.

В романе "Идиот" появляются ядерные мотивы первого из названных здесь вариантов: мотивы учительства - искушения - духовного просветления - скорого подвига. Однако изменение художественных задач Достоевского приводит к существенной трансформации данного варианта мотивного комплекса в романах "Подросток" и "Братья Карамазовы". В этих произведениях синтагматические связи между доминирующими мотивами распределяются способом, близким житийному: мотивы скорого подвига - искушения - духовного просветления -учительства. Вместе с тем комплекс расширяется, благодаря включению недоминантных мотивов: в романе "Подросток" мотива смерти святого, в романе "Братья Карамазовы" мотивов моления матери о сыне и насмешек сверстников над святым. Все они подчиняются логике движения семантического ядра.

Другой вариант мотивной группы представлен в романе "Братья Карамазовы" повествованием об отце Ферапонте. Здесь семантическое ядро комплекса теряет все мотивы, кроме не традиционного для жития мотива скорого подвига, сочетающегося с мотивом падения. Появление данного варианта мотивной группы связано с тем, что в романе отец Ферапонт изображен как мнимый святой.

Вместе с тем в романах Достоевского появляется группа, образованная мотивами, восходящими к кризисному житию, и мотивами, для него не традиционными. Один из вариантов этого мотивного комплекса связан с образами Раскольникова, Сони Мармеладовой, купца Скотобойникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых, а также с образом старца Зосимы. Семантическое ядро этого варианта формируется не сразу. Так, в романе "Преступление и наказание" по отношению к образу Раскольникова задаются мотивы мнимого обращения -искушения - профанного искупительного подвига - подлинного обращения; по отношению к образу Сони Мармеладовой - мотивы падения -подлинного обращения - искушения - искупительного подвига - Божьего прощения. В первом случае Достоевский отходит житийной традиции, во втором - существенно сближается с ней. Думается, писатель ищет наиболее приемлемую для решения его художественных задач модификацию мотивной группы. В романе "Подросток" Достоевский соединяет ряд мотивов названных выше модификаций: мотивы мнимого обращения - падения (мотив падения решен здесь в ином, чем в образном поле Сони Мармеладовой, варианте) - подлинного обращения -искупительного подвига. В романе "Подросток" оформилось ядро мотивной группы, представленное мотивами падения - подлинного обращения. Оно сохраняется и в романе "Братья Карамазовы". При этом в образном поле Дмитрия Карамазова доминирующие мотивы соединяются с мотивами мнимого обращения, искушения и несостоявшегося искупительного подвига, в образной зоне Ивана Карамазова - с мотивами мнимого обращения, искушения и профанного искупительного подвига. Здесь отсутствуют все "житийные" мотивы, кроме мотива подлинного обращения, а синтагматические связи между мотивами распределяются способом, отличным от житийного. Вместе с тем в романе "Братья Карамазовы" появляется и иная модификация данного варианта, включающая мотивы опознания призвания будущего святого - падения -подлинного обращения - косвенно заданные мотивы искупительного подвига и Божьего прощения - учительства - смерти святого и посмертных чудес. Здесь значения, полученные мотивами в романе Достоевского, и их "житийная" семантика дополняют друг друга и сочетаются по схеме, схожей с той, которая представлена каноническим кризисным житием.

В романе "Бесы" Достоевский разрабатывает иной вариант мо-тивной групп. Если бы в окончательную редакцию романа вошла глава "У Тихона", то группа была бы представлена мотивами падения -мнимого обращения - искушения. Появление этого варианта мотивного комплекса связано с особым решением образа героя как нераскаявшегося великого грешника.

Проведенный мотивный анализ позволяет проследить динамику художественного освоения Достоевским житийных традиций. Его отношение к житийному идеалу меняется. В романе "Преступление и наказание" он обращается исключительно к мотивам кризисного жития. При этом реализуя модификацию, связанную с образом Сони Мармеладовой, писатель сближается с кризисным житием. Решение же модификации, соединенной с образом Раскольникова, потребовало от Достоевского большего переосмысления житийной традиции. В дальнейшем писатель существенно отходит от агиографических традиций. Так, период создания романа "Идиот" ознаменован обращением Достоевского к мотивам жития святого, не знающего падения. Но в этом романе, как и позднее в романе "Бесы", реализация мотивных комплексов определена невоплощенностью в художественном мире писателя агиографического идеала. Но к моменту написания романов "Подросток" и "Братья Карамазовы" Достоевский активно ищет пути художественного претворения этого идеала. В романе "Подросток" в связи с образом Макара Долгорукого появляется вариант мотивного комплекса, близкий житийному. Здесь же писатель возвращается в тому варианту группы "кризисных" мотивов, который появился в романе "Преступление и наказание". В последнем романе Достоевского с образом Алеши Карамазова соединяется мотивный комплекс, во многом схожий с тем, который связан с образом Макара Долгорукого. По отношению к образу Зосимы задается модификация мотивной группы, существенно отличная от предыдущих, что указывает на обостренный интерес художника к каноническому кризисному житию. В романе "Братья Карамазовы" эти вариант и модификация противопоставляются соответственно варианту, связанному с образом отца Ферапонта, и модификациям, соединенным с образами Дмитрия и Ивана Карамазовых. Претворение житийного идеала в романе "Братья Карамазовы" оказывается возможным, только благодаря тем мотивным группам, которые появились в образных полях Алеши Карамазова и старца Зосимы. Так, житийный идеал в романе "Братья Карамазовы" воплощается на фоне почти полного его переосмысления, благодаря чему заостряется особое внимание на моменте максимального сближения художественных решений Достоевского с агиографическими традициями.

 

Список научной литературыНатарзан, Евгения Валерьевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Достоевский Ф. M. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. -Л., 1973-1989.

2. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. -М. 1902-1911. Кн. 1-12

3. ПрОЛОГ. СПб., 1802. - Т. 1-41.

4. Абрамович Д.И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. Спб., 1902. - 213 с.

5. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры// Контекст. М., 1990. - С. 64-72

6. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. -М., 1997. 343 с.

7. Адрианова-Перетц В.П. Житие Алексея человека Божия в древнерусской литературе и народной словесности. Пг., 1917. -511 с.

8. Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси, М.-Л., 1947. - 185 с.

9. Адрианова-Перетц В.П. Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго// ТОДРЛ ИРЛИ. -М.-Л., 1947. т. V. - С. 73-96

10. Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения "агиографического стиля"/ ТОДРЛ ИРЛИ. М.-Л., 1964. - T. XX. - С. 42-67

11. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси// ТОДРЛ ИРЛИ. Л., 1972. - т. XXVII. - С. 3-68

12. Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Ф.М.Достоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы)// Альми И.Л. Статьи о поэзии и прозе. Владимир, 1999. - кн. 2. - С. 121-132

13. Альтман М.С. Достоевский по вехам имен. Саратов, 1975.- С. 123-126

14. Антонович М.А. Мистико-аскетический роман "Братья Карамазовы"// Достоевский в русской критике. М., 1965. - с. 380-398

15. Архангельский A.C. Жития святых//История русской литера-туры.- М., 1916. т.1. - С. 116-125

16. Бальбуров Э.А. Мотив и канон// Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Сюжет и мотив в контексте традиции/Рос. акад. наук, Сиб. отд., Инс~т филол.; Отв. ред. чл.-кор. РАН Е. К. Ромодановская. Новосибирск, 1998. - С. 6-20

17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. , 1963.- 318 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. , 1979.- 311 с.

19. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М. , 1986.- 316 с.

20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. -С. 266

21. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994. - 172 с.

22. Безносов Г.В. "Смогу ли уверовать?" Ф.М.Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России конца XIX-начала XX века. Спб., 1993. - 197 с.

23. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. -М., 1964. 159 с.

24. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий/ Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук. 1918. КН.1. - т. 23. - 1919. - С. 225-245

25. Велик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского (Эстетические очерки). М., 1974. - 224 с.

26. Беловолов (Украинский) Г.В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов//Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. -Л., 1991.- т. 9. С. 154-177

27. Бердяев H.A. Русская идея// Основные проблемы исторической мысли XIX века и начала XX века. М., 1990. - С. 43-272

28. Берман Б.И. Читатель жития. Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия// Художественный язык средневековья/ АН СССР, Научн. совет по истории миров, культ.- М., 1982. С. 159-183

29. Буданова Н.Ф. Достоевский и Константин Леонтьев// Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. Л., 1991. - т.9. - С. 163-174

30. Буданова Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский// Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. Спб., 1997. - т.14. - С. 195-202

31. Буслаев Ф.И. Народная литература и искусство// Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Спб., 1861. - т. 2. - 409 с.

32. Валагин А.П. Система образов в романе Ф.М.Достоевского "Бесы": Автореф. . дис, канд. филол. наук. Тбилиси, 1981. -18 с.

33. Ветловская В.Е. Поэтика "Братьев Карамазовых". Л., 1972. - 198 с.

34. Ветловская В.Е. Достоевский и поэтический мир древней Руси (литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых")// Исследования по истории русской литературы Х1-ХУП вв./ ТОДРЛ ИРЛИ. М.-Л., 1974. - вып. XXVIII. - С. 296-307

35. Ветловская В.Е. Средневековая и фольклорная символика у Достоевского// Культурное наследие Древней Руси/ АН СССР ИРЛИ; Редкол. В.Г.Базанов и др. -Л., 1976. С. 315-322

36. Ветловская В.Е. Вопросы теории сюжета// Русская литература и культура нового времени/ Рос. акад. наук, ИРЛИ; Отв. ред. В.Г.Базанов.- СПб., 1994. С. 195-207

37. Ветловская В.Е. Ф.М.Достоевский. Источники творчества. Поэтика. Проблематика: Автореф. дис. . докт. филол. наук. -СПб., 1999. 47 с.

38. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 405с.

39. Волкова Т.Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике/ТОДРЛ ИРЛИ. ~ М.-Л., 1979. т. XXXIII. - С. 228- 238

40. Волынский А.Л. Достоевский. СПб., 1909. - 367 с.

41. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. - 305с.

42. Гизетти А. Гордые язычницы (к характеристике женских образов Достоевского)// Творческий путь Достоевского. Л., 1924.1. С. 187-215

43. Гродецкая А.Г. Древнерусские жития в творчестве Л.Н.Толстого 1870-1890-х годов. СПб., 1993. - 305 с.

44. Гроссман Л.П. Библиотека Достоевского. По неизданньм материалам. С приложение каталога библиотеки Достоевского. Одесса, 1919. - 167 с.

45. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М., 1925. - 192 с.

46. Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965. - 605 с.

47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. - 350 с.

48. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. -М., 1981. 357 с.

49. Гуревич А.Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики// Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения/ АН СССР, Инс-т мировой литер, им. A.M. Горького; Редкол. М.Б.Храп-ченко и др. М., 1986. - С. 153-235

50. Державина O.A. Пролог в творчестве русских классиков XVIII-XX вв. и в фольклоре// Литературный сборник XVII века "Пролог"'/ Подг. О.А.Державина и др.; Под ред. А.С.Демина. М., 1978.- С. 155-173

51. Державина O.A. Древняя Русь в русской литературе XIX в. Сюжеты и образы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX в. Пролог. Избранные тексты. М., 1990. - 150 с.

52. Десяткина Л.П., Фридлендер Г.М. Библиотека Достоевского (новые материалы)// Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ.- Л., 1980. т. 4. - С. 53-271

53. Дмитриев Л.А. Жанр северно-русских житий/ ТОДРЛ ИРЛИ. -М.-Л., 1972. т. XXVII. - С. 181-203

54. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХШ-ХУП вв. Эволюция жанра легендарно-биог-рафических сказаний. Л., 1973. - 303 с.

55. Дмитриев Л.А. Литературные судьбы жанра древнерусских житий. Церковно-сюжетный канон и сюжетное повествование// Славянские литературы. XVII Международный съезд славистов. Варшава, 1973. - С. 400-418

56. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. м.-Л., 1963. - 343 с.

57. Дудкин В.В. Достоевский-Ницше (Проблема человека). -Петрозаводск, 1994. 151 с.

58. Еремин И.П. Патерики// История русской литературы в 10 тт./Глав. ред. чл.-кор. И.П.Лебедев-Полянский. -М.-Л., 1941. -т. 1. С. 57-106

59. Еремин И.П. К характеристике Нестора как писателя/ ТОДРЛ ИРЛИ. М.-Л., 1961. - С. 54-65

60. Еремин И.П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики. М., 1966. - С. 18-27

61. Еремин И.П. Лекции по древнерусской литературе. Л., 1968. - 206 с.

62. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского "Идиот". Иваново, 1993. - 128 с.

63. Жолковский А.К. "Блуждающие сны" и другие работы. М., 1994. - 428 с.

64. Зунделович Я.О. Романы Достоевского: Статьи. Ташкент, 1963.- 243 с.

65. Иванов В.В. Достоевский и народная культура (Юродство, скоморошество, балаган): Автореф. дис. . канд. филол. наук.1. Л., 1990. 14 с.

66. Иванов В.В. Поэтика чина// Новые аспекты в изучении Достоевского/ Петрозав. гос. ун-т; Отв. ред. В.Н.Захаров. Петрозаводск, 1994. - С. 67-100

67. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1917. - 205 с.

68. Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе/ ИРЛИ. Л., 1970.

69. Истомина Т.Б. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в его связях с древнерусской литературой: Дис. канд. . филол. наук. Л., 1976. - 156 с.

70. Кадлубовский Аре. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. - 1-5. - 389 с.

71. Кантор В.М. "Братья Карамазовы" Федора Достоевского, -М., 1983. 190 с.

72. Каргаполов Н.А., Меднис Н.Е. Оппозиция "жизнь-житие" в романе Лескова "Соборяне"// Литература Древней Руси/ Моск. гос. пед. инс-т им. В.И. Ленина; Отв. ред. Н.И.Прокофьев. М., 1981. - С. 139-148

73. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства,- М, 1987.-360 с.

74. Карсавин П.Л. Монашество в средние века. М., 1989. -191 с.

75. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976. - 156с.

76. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского// Достоевский в конце XX века / 0-во Достоевского; Сост. и ред. К.Степанян. М., 1996. - С. 67-136

77. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М.Достоевского. М., 1975. - 244с.

78. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник: Этюды и исследования. М., 1972. - 319 с.

79. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Расколь-никова. Книга о романе Достоевского "Преступление и наказание". -М., 1986. 412 с.

80. Климова М.Н. Миф о великом грешнике в русской литературе (к постановке вопроса)// От сюжета к мотиву/ Рос. ад. наук, Сиб. отд., Инс-т филол.; Отв. ред. докт. филол. наук. проф. В.И.Тюпа. Новосибирск, 1996. - С. 86-97

81. Ключевский В.0. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. - 438 с.

82. Колобанов В.А. Владимиро-суздальская литература ХУ-ХУ1 вв.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1984. - 27 с.

83. Комарович В. Достоевский и "Египетские ночи" Пушкина. -Петроград, 1916

84. Кожинов В.В. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского// Три шедевра русской классики. М., 1971. - С. 107-187

85. Кошкин И.О. Стиль "Плетения словес" и его эволюция в русской агиографии XVI века на материале двух житий Иосифа Волоц-кого и жития Михаила Клопского. СПб., 1994. - 16 с.

86. Краснов Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения. К постановке вопроса// Вопросы сюжета и композиции/ Горь-ковск. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Горький, 1980. - С. 69-81

87. Криволапов В.Н. Традиции древнерусской культуры в творчестве Ф.М.Достоевского ("Братья Карамазовы"): Дис. . канд. филол. наук. Л., 1986. - 214 с.

88. Криничная H.A. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. JI., 1987. - С. 17-25

89. Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе. Спб., 1996. - 366 с.

90. Кунильский А.Е. "Спорные" мудрецы в романах Ф.М.Достоевского// Жанр и композиция литературного произведения/ Петрозав. гос. ун-т. Петрозаводск, 1986. - С. 90-98

91. Кусков В.В. Ф.М.Достоевский и древнерусская литература (план доклада)// Совещание "Древнерусская литература и проблемы истории русской культуры XVIII-XX веков: Тезисы докладов". Л., 1969. - С. 15

92. Кусков В.В. Мотивы древнерусской литературы в романе Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы"// Вестник МГУ. Серия 10: филология. 1974. - вып. 5. - С. 22-28

93. Кусков В.В. Жанры и стили древнерусской литературы XI -первой половины XIII веков: Автореф. канд. филол. наук М. -1980. - 18 с.

94. Куплевацкая Л.А. Символика хронотопа и духовное движение героев в романе "Братья Карамазовы"// Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. СПб., 1992. - т. 10. - С. 90-100

95. Курилов A.C. Жанр жития и русская филология XVIII в.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1984. - 18 с.

96. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора// Типологические исследования по фольклору: Сборник статей в память В.Я.Проппа/АН СССР Ин-т востоковедения; Редкол. Д.А. Ольдерогге и др. М., . - М., 1975. - С. 303-319

97. Левина Л.А. Некающаяся Магдалина, или почему князь Мыш-кин не мог спасти Настасью Филипповну// Достоевский в конце XXвека / 0-во Достоевского; Сост. и ред. К.Степанян. М., 1996. -С. 343-368

98. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. Рига, 1990. - 186 с.

99. Леонтьев К.Н. О всемирной любви (Речь Ф.М.Достоевского на Пушкинском празднике)// Ф.М.Достоевский и Православие/ Сост. А. Н. Стрижев ; Примеч. А.Н. Стрижев, Н.В. Сечина; Отв. ред. Н.В. Се-чина. М., 1997. - С. 261-298

100. Лихачев Д.С. Изображение людей в житийной литературе конца XV-начала XVI века/ ТОДРЛ ИРЛИ. М.-Л., 1956. - т. XII. -С. 105-116

101. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. - 371 с.

102. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. - 160 с.

103. Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси.- Л., 1976. 204 с.

104. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., 1997. - 512 с.

105. Лопарев Х.М. Описания некоторых греческих житий святых.- СПб., 1897. 67 с.

106. Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII-IX веков. Опыт научной классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. Современные жития. -Пг, 1914. ч. 1. - 568 с.

107. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. - 431 с.

108. Лотман Л.М. Романы Достоевского и русская легенда// Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л.,1974. С. 285-316

109. Лотман Ю.М. Материалы к курсу теории литературы. Тарту, 1970. - в. 1. - 103 с.

110. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. - 270 с.

111. Лотмана Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера - история. - М., 1996. - 455 с.

112. Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода// Ю.М. Лотман и тартуеко-московекая семиотическая школа. М., 1994. - С. 382-396

113. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970. - 384 с.

114. Лурье С.Я. Истоки жанра повести в литературе Древней Руси// Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра/ Под ред. Мейлаха Б. С. Л., 1973.

115. Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово, 1995. - 82 с.

116. Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны "Братья Карамазовы"// Чтения по истории и теории культуры/ Рос. гос. гуманит. ун-т, Инс-т выс. гуманит. исс-лед. М., 1996. - вып. 16. - 109 с.

117. Миркина З.А. Истина и ее двойники. М., 1993. - 96 с.

118. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994. - 228 с.

119. Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. - 563 С.

120. Назиров Р.Г. О прототипах некоторых персонажей Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. Л., 1974.- т. 1.

121. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. -Саратов, 1982. 160 с.

122. Назиров Р.Г. Традиции Пушкина и Гоголя в русской прозе. Сравнительная история фабул. Екатеринбург, 1995. - 46 с.

123. Некрасов Ив. Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870. - ч. 1. - 173 с.

124. Новикова Т.Л. Агиографические мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Идиот"// Русская литература XIX века и христианство/ МГУ; Под ред. В.Н.Кулешова. М. ,1997.- С. 328-336

125. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881- 1931 гг. / Подг. В.М.Борисов, А.Б.Рогинский. М., 1990. -429 с.

126. Ольшевская Л.А. Своеобразие жанра жития в Киево-Печерс-ком патерике// Литература Древней Руси/ Моск. гос. пед. инс-т им. В.И. Ленина; Отв. ред. Н.И.Прокофьев. М., 1981. - С. 18-34

127. Панченко A.M. Русская стихотворная культура XVIII века.- Л., 1973. 279 С.

128. Панченко A.M. Топика и культурная дистанция// Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения/ АН СССР, Инт-т мировой литер, им. A.M. Горького; Редкол. М.Б.Храпченко и др. М., 1986. - С. 236-248

129. Переверзев В.Ф. Гоголь. Достоевский: Исследования. -М., 1982. 511 С.

130. Плетнев P.B. Сердцем мудрые (о "старцах" у Достоевского)// 0 Достоевском/ Под. ред. А.Л.Бема. Прага, 1933. - вып. 2.- С. 72-93

131. Пигин A.B. К вопросу о древнерусских источниках романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы"// Новые аспекты в изучении Достоевского/ Петрозав. гос. ун-т; Отв. ред. В.Н.Захаров. Петрозаводск, 1994. - С. 193-199

132. Побединский Н.Г. Религиозно-нравственные идеи и типы в произведениях Ф.М.Достоевского. М., 1899. - 40 с.

133. Полякова C.B. Византийские легенды как литературное явление// Византийские легенды/ По дг. С.В.Полякова. Л., 1972.

134. Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским.- М., 1990. 383 с.

135. Покровский Г.А. Мученик богоискательства (Ф.Достоевский и религия). Л., 1929. - 23 с.

136. Пономарева Г.Б. "Житие великого грешника" Достоевского (структура и жанр)// Исследования по поэтике и стилистике/ ИРЛИ.- Л., 1972. С. 66-86

137. Пономарева Г.Б. Творческая история житийного замысла Ф.М. Достоевского: Дис. . канд. филол. наук. М., 1987. - 167 с.

138. Пономарева Г.Б. Бунт Ивана Карамазова. Источники и параллели// 0 великом инквизиторе. Достоевский и последующие/ Сост. предисл., ил. Ю.И.Селиверстова; Послесл. Г.Б.Пономарева, В.Я.Курбатова. М., 1991. - С. 251-265

139. Пономарева Г.Б. Одно написанное житие Ф.М.Достоевско-го//Русская литература XIX века и христианство/ МГУ; Под ред. В.Н.Кулешова. М., 1997. - С. 91-97

140. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928. - 152 с.

141. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.- 378 с.

142. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент// Типологические исследования по фольклору: Сборник статей в память В.Я.Проппа/АН СССР Ин-т востоковедения; Редкол. Д.А. Ольдерогге и др.- М., 1975. С. 141-155

143. Путилов Б.Н. Веселовский и проблема фольклорного мотива// Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы/ РАН ИРЛИ; Редкол. Заборов и др. М., 1992. - С. 74-85

144. Пятнов П.В. Жанры новгородской литературы ХШ-ХУ вв.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1982. - 18 с.

145. Робинсон А.Н. Житие Елифания как памятник дидактической автобиографии/ ТОДРЛ ИРЛИ. М.-Л., 1958. - т. XXV. - С. 203-224

146. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М., 1963. - 315 с.

147. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья 1Х-Х в.: Очерки литературно-исторической типологии. М., 1980. - 336 с.

148. Рыгалова Л.С. Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов ("Подросток" и "Анна Каренина"): Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Л., 1984. 18 с.

149. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. -М. ,1981.- 367 с.

150. Руди Т.Р. О композиции и топике "Жития Юлиании Лазаревской"/ ТОДРЛ ИРЛИ. СПб., 1996. - вып. Ь. - С. 133-143

151. Румянцева Э.М. Ф.М.Достоевский. Л., 1971. - 40 с.

152. Русские эмигранты о Достоевском/ Вступит, ст., подг.текста и примеч. С.В.Белова. СПб., 1994. - 429 с.

153. Сараскина Л.И. "Бесы". Роман-предупреждение. М., 1990. - 479 с.

154. Селиханович A.C. Религиозная проблема у Достоевского.-Киев, 1914. 12 с.

155. Семенов Б.И. Роман Достоевского "Подросток". Л., 1979. - 166 с.

156. Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. - 295 С.

157. Силантьев И.В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. Новосибирск, 1996. - 96 с.

158. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии.- Новосибирск, 1999,- 103 с.

159. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот"// Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. - С. 23-88

160. Скрипиль М.0. Жития-биографии// История русской литературы в 10 тт./ Глав. ред. чл.-кор. И.П. Лебедев-Полянский. -М.-Л., 1941. т. 1. - С. 87-114

161. Слизина И.А. Творческая концепция "положительно прекрасного человека" (Роман Ф.М.Достоевского "Идиот"): Автореф. дис.канд. филол. наук. Свердловск, 1985. - 19 с.

162. Смирнов И.П. От сказки к роману/ ТОДРЛ ИРЛИ. М.-Л. 1972.- т. XXVII. - С. 284-321

163. Смирнов И.П. Древнерусские источники "Бесов"// Русская и грузинские средневековые литературы/ ИРЛИ. Л., 1979,- С. 212-220

164. Смирнов И.П. Вопросы художественной преемственности (литература нового времени в соотношении с древнерусскими памятниками и фольклором): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1978. - 36 с.

165. Степаньянц Ж.И. О роли сновидений в романах Достоевского: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л. 1990. - 18 с.

166. Тамарченко Н.Д. Теодицея и традиционные сюжетные структуры в русском романе// Русская литература XIX века и христианство/ МГУ; Под ред, В.Н. Кулешова. М., 1997. - С. 74-82

167. Тихомиров Б.Н. Иеромонах Аникита (в миру князь С.А. Ши-ринский-Шихматов) в творческих замыслах Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. СПб., 1997. - т.14. - С. 202-236;

168. Творчество Ф.М.Достоевского. М., 1959. - 544 с.

169. Трофимов Е.А. Религиозно-культурная семантика самозван-чества в произведениях Гоголя и Достоевского// Творчество писателя и литературный процесс. Язык литературы и поэтика/ Ивановск. ун-т; Отв. ред. В.П.Раков и др. Иваново, 1995. - С. 22-35

170. Трофимов Е.А. О логичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"// Достоевский в конце XX века / 0-во Достоевского; Сост. и ред. К.Степанян. М., 1996. - С. 167-188

171. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996. 332 с.

172. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Первый век христианства на Руси. М., 1995. - т. 1. - 874 с.

173. Тороп П.X. Проблема интекста// Ученые записки Тартурс-кого государственного университета. вып. 567. - Текст в тексте. Труды по знаковым системам. - XIV. - Тарту, 1981. - С. 33-44

174. Тороп П.X. Перевоплощение персонажей в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"// Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" в литературной науке XX века/ Удм. гос. ун-т; Сост. Т.В.Зверева , А.Н.Ремизова. Ижевск, 1989.

175. Тычинин М.К. Что хотел сказать Ф.М.Достоевский своим романом "Братья Карамазовы"? Спб, 1912. - 60 с.

176. Успенский В.А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен// Художественный язык средневековья/ АН СССР, Научн. совет по истории миров, культ. -М., 1982. С. 58-67

177. Ф.М.Достоевский и Православие/ Сост. А.Н. Стрижев; Примеч. А.Н.Стрижев, Н.В.Сечина; Отв. ред. Н.В.Сечина. М., 1997. -315 с.

178. Федоров А. Ф.М.Достоевский и его место в русской литературе,- М. 1994. - 18 с.

179. Ф.М.Достоевский. М., 1928. - 117 с.

180. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. - 271 с.

181. Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости// Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. -СПб., 1994, С. 35-55

182. Филипповский Г.Ю. Жанры историко-легендарного повествования владимирской литературы второй половины XII в.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1979. - 20 с.

183. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.-355 с.

184. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. -M.-J1., 1964. -404 с.

185. Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. "Серебряный век". СПб., 1995. - 524 С.

186. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М., 1967. - 303 с.

187. Цой Л.Н. Проблемы раскола и народных ересей в творчестве Ф.М. Достоевского. Якутск, 1995. - 113 с.

188. Шатин Ю.В. Художественная целостность и жанрообразовательные процессы. Новосибирск, 1991. - 191 с.

189. Шатин Ю.В. Мотив и контекст// Роль традиции в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы/ Рос. ак. наук, Сиб. отд., Инс-т филол. Новосибирск, 1995. - С. 5-16

190. Шишкина Е.В. Мотивы древнерусской литературы в творчестве Ф.М.Достоевского: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Екатеринбург. 1998. 20 с.

191. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929. - 181 с.

192. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. - 350 с.

193. Щенников Г.К. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии// Щенников Г.К. Роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" как явление национального самосознания. Челябинск, 1996. - С. 128-152

194. Энг Ян Ван дер. Искусство новеллы. Образование вариационных рядов мотивов как фундаментальный принцип повествовательного построения// Русская новелла/ С.-Петербург, гос. ун-т; Под ред. В.М.Марковича и др. СПб., 1993. - С. 195-209

195. Этов В.И. Достоевский. М., 1968. - 383 с.

196. Яковлев В. Древне-Киевские религиозные сказания (Кие-во-Печерский патерик). Варшава, 1875. - 160 с.

197. Якубович И.Д. К характеристике стилизации в "Подрост-ке"//Достоевский: Материалы и исследования/ ИРЛИ. Л., 1978.т. 3.- С. 136-144

198. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения (набросок плана)// Контекст-1983. М. 1984. -С. 197-237

199. Яхонтов А. Жития святых как образовательно-воспитательное средство. Симбирск, 1898. - 190 с.

200. Холодов О.Б. Типолог1я м1фопетичних motbIb у творях Ф.М.Достоевського ("Хазайка", "1диот". "Злочин 1 кара", "П1дл1-ток"): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Одеса, 1996. - 16 с.

201. Grigorieff D.F. Dostoevsky^ s Elder Zosima and the real life Father Amvrosy. 1967. - Vol. 11. - N. 1. - P. 22-34