автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Ходжаназара Хувайдо

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Худойбердыев, Абдусалом
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество Ходжаназара Хувайдо'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Ходжаназара Хувайдо"

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ОРДЕНА <ЗНАК ПОЧЕТА» ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ пл. А. С. ПУШКИНА

На правах рукописи

ХУДОИБЕРДЫЕВ АБДУСАЛОМ

ШНЬ й ТВ0РЧЕ0ТВ0 Х0ДЖДЙАЗАРД ХУВАЙДО

(узбекская литература) 10.01.03—Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тп'чнент 3090

Работа выполнена на кафедре узбекской классической литературы Самаркандского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. Алишера Навои.

Научный руководитель — доктор филологических наук

профессор АРЗНБЕКОВ Р. А.

Официальные оппоненты: Чл. — корр. АН УзССР, заслу-

зкенный деятель науки УзССР, доктор" • филологических паук КЛЮМОВ Л. П. кандидат филологических наук ГЛНИ-ЕВА С. Г.

Ведущее, учреждение — Ташкентский ордена Трудового 4 Красного Знамени -Государственный ушг-

•; . верситет им. В. И. Ленина, кафедра уз-

' "" бекской классической литературы.

Защита состоится « -K^l » hу-( 1990 г. в 14 ч. на заседании Специализированного совета Д 015.04.02 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Институте языка и литературы им. А. С. Пушкина АН УзССР (700170, ул. И. Муминоиа, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН УзССР (г. Ташкент, 170, ул. И. Муминова, 13).

Автореферат разослан < 'f tJ^ 6/<^К 199 0 г.

Ученый секретарь Специализированного совета,

доктор филологических наук cD КАРИМОВ Э. А.

■„......; --..••п- :-, Ссзззяззль-сслзгз::зго гссударстз--

2. И. .'.¿¡зга з сзс-сс лрзгззс-де^лг о культурпс.'.; хзслздпг п-эоц:<з -

ляп^плгд о тег, что г?? 4211га 2 гюоз&ган.-^ зуяьтурпегз Сзз^оззл нзеедз з:.:з:оз озглз-з зн^нгз здя разгл^т озл-ззза. В пг^-гтзлах ^еалз 1ПСС, лП. Зсгсоггнсй лзззллзей а плолуисз, зешлзззе:^: гс^сззсрзкз даа г.йзз;-:::, з злелз аззу^з^зл: зззйл~л изезеззе.!:;:- езз^злл -с смо, з':ллз::о зсллслсл-л з зпзлз ззззхх

гзерзззззз. :-;сз-.-/.уз г.ззгзл .• :;П.гззз з^ал оЗллст.-з: злз:п., сзс'з:;::^ V ззло "л зеетсазз^зле-лз^л. "а лзлззлел,.

ззе л-з '-.;.*гзт ззз'з-зо лз::с.л~_лоЗ;::л: лзлгел з ;ллз -

г .зг.з ехпглзлзг'л/л, л:ззззкзмл и ллззркгузоз=г::з::: ллл сз-слс. *:. зз-зззззгзлел ззл;зс лпо^лзг-'., ллл зззе-

^..¿зззззлз зс, лззззл огр-гмч :-:зтлз сел-пз зязль с

ззе?:/ лгзтглз:.1, зозлг пзуззгъ зге. С.озой точл:: зрзнлл з ссз" -сб-зстзопнс-цс^рл^гкт: узлззл-зс леллзловзнлз 'Гзсзгг-;оз-

3г; лзулл^гз 7зб2йсг.схо зсз'зз золзсзнзозря ¿угззл2л0г0 3

ИГЛ дехсз, прзосззхзе'г ззг?л>е зез-зегг-. .'лнеггл зреззз^лхнзз;-^уззлзз :;о?уг слугдгз кзсе::у зззалу з кг-^ззз-гз. з'зззу посзс.зсй-счхчзгсл з солезлзлля, ззззеззтззр^гз зеезлтллзз; з

"зопзстд з' сзрзззгзззг-гсагл..

Уск лолзззл зео^го зрзлззз .оекз-

"лл: з луззЛзо -гут—о ня&ззлзл £у.,зсе тз-:з~ле гззез л с'лплл ллчпеезз ^ лзсапгэ 2з?з а "злсзллксе. Изуззя аозгз--з-.з:оз длг с~022 зрзсапзалзь яз ьз;гст с:т гозмаа.'г езс;; пз!1ззз23е:г.'л. В ззг сн отразил гу&гзггьныз стсрокц зре.лзлзллз -:гззс з ллзлл .чглгс-с;! и 0-2:2: есзадсужх еотожоз о тйсслс^-гзгз

ссчгзьЕБвОй н-'сп'рзггздпеостт. Дагз з сг:-_-зз лз ллСсз-луз сн з :с;гл ейц^злы^з мозззт-:, з-;рь'-:зя пЗ„ззелъ; :зо

•1 Г с р :• -з ч г з М- С. "еззззззех::^ дехга: ^зззз^лззего %о -ззт-г:а ззу Хом^у^лсс^зесксй парггл

Сг-;. - >.„.: лзхзрагура, 193в. - С- 1С5 -

ZbcT.azbXJZzz:; .ccracissss«: ycsar^crscK emú¿s, .ss'e«: c::o да-гг-ось. з рлаз СЕ0Е2 с.'-: ьираггл-со^увсззаэ «идеайц,

■-¿ахж-гъя слаг E mizsuû^ ùs^siran--::-^:

йогзгггз e сгог azneizz^, скг^бзгтл-

г?- от такоесп к Согг-гп:?.. Гггьггзтство Г^ОЕСЕОДЯ^ПЕ СадстЕЕЁ -о; стоет сг алчное?;:, 2 i;;;zr??~

¡refe* - ycticpiiT re;г:

-7.зр Саао j^e^s izaiosKr -Ке-гзрза:; gager ci^r-:^., costs буж а с сслс k2iz:sj.

aypatsç» x-sûod- e2c42cris'- сгодзгакс sîi4h0c=:-:,

Озкаессг сг "еьягяй!, л не кзог::гкст

ггйя/.

•Схггазо'-кс:'^ ЕЕ CCKCS&KS-Ä Б CSCS-shcbks глзссог^г:.

53ssmaZbKS : :: г&&с2кчх içusiihs;.:, ry-

•.г:гн22?.;ок? EST, -rcast'-.«. -Еггосг&то^о OÏ-ТГ- гргг^сз СТ/ЕЕГЬ HS 35iES.sSHsX 'йутз*.äes кто or: .сдсгхйг.: Tierce', odoviz-Ezs. Т--;--. "¿:£-ísc-пезг jb-г уэхет. раггкгушЕС,'. ««грек. кг рто. Он ccïaa;

ла2?.г0£00ет- 0.52г, кто ¡ií.Z^JZ в гглее, 'i-ca^pee <йе05сгосте-.:

■.udheosse, ее i то::, o'.e epeíüie:: ¿ífet:^; дооро

•soity оы 2û-.sr-ûiio; - • -

^ерзтгьЕоь Хтьг^з. es er c::&r.o де -

.стяг:: ciîosr-:CTpíC, zec-^ke^vo rj^azzi-^ecK ri:.: -

сг.ее ' кору »rerr: p..e::~'>--

teraosspczíEo Г/ЛСГПЕ czzzi-^.- с^н:. .CE/eex'Z:

аэг.:е?-ор£'зз;о, - etee-s 3. ¡¿¿ггиоз» - üz. зсчге -зстс-я.-зо рьз.• -• ¿saiE-sescs ¿'.эгду Et fe: е-ssí-ec:.':: ус. с;:са-2£г.сл^.сггр к-не су, "огзр^йлсь se«, еждг? кг sc^m. ; .ее. ЯгС-с ..гсе::.и^гулго с." e¿ • -усгогленго,' rársey s er'--oro-.bese:, Елг-^.кр^сг::

-rp&Jifaсть ге.^--. z::?cpEe слусг.гтт fero'.bs

Л-ДеВ03Е ÏJT2?iXC. -4'СЕЛ iSr.S ^'-v;-:,

С. Ib. '

неразрывно связызазт о пе2. Он.-стенает, что на на мят. на знал радости из-за гнета-ЗЕСТОкях кзбес. .-— ' -

. Говоря о широкой распространенности 1увайдо среди народа, необходимо ответить,.что основная .причина. aro огребной слазы в Езроде состоит з тон, что. он с бользьсардца-говсрш: о вевыно -сто доге парода, искренне Еоспезал его добрые надезда

н.чаянзя» с високеу мастерством лыра^зл многогранше .глубокие, нахтхслоглчзекЕО. соатояяля,-задевал. тайные тозкде струЕЫ дуга"'1'.

Дбдулдлзз иР. Арзибехов тахзо отмерзали, что Хувакдо •хзляотся однз» из крушэйшах представителей. узбекской ллтерату— ри л7И века, что ого зроззведвшя была пяроко известны как таи кззнз поэта, таге л. после его скерти, что ему.следовали как его ссгре"ОЕЕ2кз, учзнякя, таз а изотера слова воследущпх эпох, начиная от его щигшг eotokscb. Сзрэдзз, Салагзддаза Сггиба, Сз-мзр Базу до представителей-узбекской советской-поэзии — Хамзк

Кпяза, Хабыбя, Чапхз, Сабзсс Абцудлн, Хамада Алээдза-на2. 7:::о сама эта доводи поднимают проблеску глубокого лзучан/л богатого литературного наследия Хувайдо, раскрытия его црогрес--сгзной, народной сущности и зддошственпс-зстатическоЗ ценно -

с'гг..

Хотя уаз опубликованы образцы стихов Хувайдо з высказаны -нсушнз суждения разного объема о- его творчестве, eme далеко до того, чюбы говорить о полной я всесторонней изученности его -наследия. Крале того, в нзеом литературоведении вообще недостаточно освещена узбекская литература ХУГС зека, не раскрыты ее богатства..Горизонт научнах пройдем,.езязагшш: со. второй поло-ЕЛ71СЙ ХУ2-- первой ПОЛОВИЦЫ 1IX пекез, дозольпо щирок, о яд представителей литературы с того периода. изучен' на уровне ?.;оно ~ rpaq-fi, иаучно-б1*сгра?.ичеса.Ек очерков, статей; они заняли до -стоаноз иесто з учебниках.-Той не менее, в литературе ХУШ века

1 о о х л-д о з В. "ПЗомя rapad", шаккок ва üceisop шоир. Ка-ранг: Хяотбахп бадшят таропаяар;:, Fs$yp Гуле;.'. но;.'.идаги лда-бпёт за санъат паириёти. - Тошкеит, 1975. 137 - 165-бет-лар.

2 Узбек эдабкеа-а таргсек, 5-тсклкк, 3-тзч. Хувз£цо, 7зСС?. -isa насриёгл, IG'B. 3S7 - 377-бзтаар.

- G -

Хузайдо закивает кскаэчЕгельное Ее ото, его гворчесгво точно связано с трацинкя::;: лоэтов—класолков, с его ссв-зе.меллллс:.:!: в последователям.

Изучал тгорчзсгзс lyases, противсречлвлг ^отлгл в его г.:;: -ровсзгрепк, лоэггческое каагерсгзо, сггль .:хрЕчзскс* с azz^e -CK ci: яоззлл, г^огло осзотлтъ ряд сообенносг-зл, о'длл длл yate:: -скол поззпд ХУл ьека. Исходя: Z3 всего БынескаЗгЕНОГО, ек гптуелькзк сзученге япггратурного наояедк; Хузг^до г esssz с. yoösr.cccS хлтературол этого лзрвода.

В насголцеЕ дсгоерггцпоннй работе из. поставки; со За иол! оцрзделЕгь.кеото z роль Ходкзнззгра Xysaílao E.acicpiîï; угСйпсгэ;. лгтергтурк, гцявггь кокеторле епггр^гчзснгг оз^бсгкоогг, грлс;--сле литературе его зполл.

• .Ст-зпгнь ЛЭТ^-нкортк гпооле:,:^- к?у?нз=т Р?,"--;." гдгл—ГЛП -пня. О бразда сносов всграчалгсл во iriiorn: ¿»уло;л:сллл: ;;

лгтсгрз^еске: йаяз2Х, созлцннах. до 'Залзг.Ь* С~.?лбрьс:соГ: Ссгла-лссги-чаской резьложь. До пас.догло дескогглс pyKcnscss: сплгко-ssanoro 222£K¿ псвта. Срзда s:x cceíс 'огастазтсл довольно лал -кая z соверг^г.яая рукопись,. гарсзпсйннзя кьхгггргйсхп Гхурсг Karzöra Г: Кгргс&.Хакгх:.: Uzzvzzxcz, когорз.с г- заучно:. ггггр;.:?-ре "рлгурлруо- так "Дсвонп Sysslso" ("Дгзгн ïysaî^o"). С:с-чзсг •£ ссог. 351 тазалв, 3 .ггухамУбсс, 2 xjczxxsc, I vjcs'zuiz, 5 r-7CïS3£S0B, о::ело 70 рубал, I тсрдвлйазл, 3 иесяе-лл, евллг' -Еворзп::*: .гггчгсг.сго '"гслатл длл" ;'"Услада дуд-"' ),

дозгу "лсрслдл .'aar"-'- .

. Б кзлгз ZIS зола ^рскос р^спрсзтознс-ксе рулсл;сс:лл:' г ™т<с-гргллчеоллл слегло: глопзвадеклв Ууввлдэ влгзало ;сл;лс;: л::".-: -

XrLDiro г.влвллтъед влславзнв:;? л; рлалглва:.- дгучлел

узевно гулделлл такпд герусьгтл: воевало?-? лов, кпд.^автлл из::, Вьмосрс; г-угалдл воотокагедлв - П. .А. '¿адеад:., Г« Aî^af -sa, Î-. Eopœ, I- ¿tanas, îi. С. Гаврвдгвь, Саглоллсвл^а. •горш и? sax гл^дв ксего деив sceepxHOcrscs продстгдладде. о терагург Бсгтка, в часгвсстл, угбвлаксй ллкрагурс, г., вг. -холлов- ка ранллчннх ЕДеолс-глчзс:;1л: созллгял, л .s? £¿2s ворлсл кетсх;оз:оггчЕС1:г2; основы, к с.гсглл лзтв об^ег.тлвнол оценив ра*^:

- Догони Фолу ИВХЕ ïsÇS?, пэ. i: 12004.

л уоста ХуззГдс в астораа литератур«, зх зкзояи нсспла шзерхно-cTis;:':, зкс-г-энсазнггй» a яороЗ л 'актинаучккЗ зарахтер. Тая, йэррп-

rîMcnxi 2сс:о:-.с2ед Iapr-:an нзр-зкает Хуза^ло лсотсм-

^г.атг^-.с..--. LT. Гсзрдлоз, внсказЕэая жптлгстзпйсзсе. анзнсэ о тем, -хо з IZ7"j - 11л зеках' узбекская ллгерат-ура не заела никакого P'is'szTz-r» «то зев то, ио баяо создано з сто зр-эая, язлялссь к-з-ловтсргкг-ей оезданзиго з ¿7 - X7I зезах, шшат: "Что v:e tracas-re:; зяутрепк-зго содэр-'зкда турэцг.сл ззязкей литературы СреД-с--" Агзз п^рдода SU - III зепсзг то опа дс сзсе.\:у характеру зззяг-лзпз.'. л порззнт'гдзкьа здйнсобргзлом дак со отс-рспн тз-: 2 ess безъпз со сторона сгяега. З-зо едззообраззе

с- яезлзззз зрозлзпзззгз: ses -тлтезатуру а зса подзддявгзап озбе tzssti глусудзнапсжого ¿йстдгагкд, аге.'аа су?лз;;я, пзрззеего я •>тс".у зр=зе:-:к 23 несс-ьятных лзсстрзн-сззах Cpesi-з?. Лззл, г.дааз, за зеолззязд лаз. XIX

Бсгзгл-:; дзт-.гат/p'j^tt ;дз:зсдзл этого зерзода, дэдхй рлд 2ну-злззлзззз: .г зсалздсза-п;;! о ддх дехззалл, даекслзко одзо -

:: сз,;есчзы бкдз зса суздзздд. Заджо, зедедезздз дел -зтгзл '.лзт-..■;:••££ зззерзкх зызодез, srarpasrassx на елддеззз зстди-

': -ззкг.сс^ я дезтепнетв ззозгйедз^з'Л Хувзлдо, зглсть дс SC-x г-зз'.'з s стд-?л5щдс наугкис трудах, хотя а з :;е"натс:зельксй стопе-зз, зез -згл ззододзплаез тедзззпзл додзеезерознед опенг.з бстз-тегп 'гпоссйезо-духевкего iraca, дсоззчзслога кастзрстса доэта^, Сдптйс, г.мос5г-2 с 323 усгдягось стремление дзучдтъ тзсрззстзо Ху-зз£л0 с позлеа* "зрхс::сззко~лсзззскс.2 ецззкз з^зоззс-зстзтзт2с*го-гз 3 ¡3-у гс?.:а "Узеоксхой днтзратуры*,.лздзнпса з

году, Iti^K зз_зоче:з5 образзз с-хззоз Хуззздо; з ¿S6I году гудга сбсзнзх "Изора-дке грог-ззедепия: Xyssi'ao". Г. Дзалд -лев, ■С-хд-.дсв, "2- Дбцуьтзег, С. Гзясзва, ?. Лсскбаасз з сзс-

зд псело зез-í сих дала шдс-шгалзпуд стенку -Туга^до нал заред -:гс2, 140.

" Г а э р з л о з }¿. ф. . Срвд2эаэдстсг.?.г зоэг Д-оуи-л-:: ХтвзСдо. - Isisens 1227, - G. 4.

Исзсрзз ддтзратурз кародсЕ Срудлзй Аз2я s Кзгах-отала. Изд. :-ТУ, :2£С. - с. 142-

ноге поэта-иыолитсля, оаобо ошечая, что творчество этого поэта следует-рассматривать как ванный» значительный аспект з нстоши: узбекской литературы 2УШ взка - периода еще малоизученного в литературоведении*.

. Тщательно изучав источники, касающиеся тзорчестза 1увайдо, диссертант поставил перед собой задачу разреыд™ь следуилщо на -учнке вроблеш: ~...........

1.-Осветить. ЛЕтературно-исгоричйокуш среду, в. которой еил. и творил Ходсаназар Хувайдо-Е раскрыть ее елияеиз на формирование мировоззрения 2 творчества поэта- -

2. На основе произведешь потоиссов рода Хувайдо и его сов-р£г».ЕЕ2Ков,. катеризлов, встречающихся в государственных архивах, автобиоградЕчЕС^Ех: штрихов э его рукописных произведениях и научных трудах о нем, .всейтить жизненный путь поэте*, воссоздать его ойши -. - ......-........ -.....

■ 3. На оснсще сравштгдьотго'.изучения белее десяти рукояз -сеи и -Езданей. ласледЕа- позта и устранения неточностей в ..про — .. чтении текста подготовить полный, достоверны! текст дивана по -эта. . ■ . -..... -- -г ...... • '• ....... . - --

4. Исследовать лвматаку,- жанровый .-состав, идейны? ксгивн .лирики Хувайдо. Определить его отношение к. традициям Езей восточной литературы и узбекских классиков.таких, как Лутфа.'-Алшшзр Навов, Бабур, Ыащгй-х др. — -

Осветить евзгекве .гуыанистичгсЕЕг идеала, сатирические и критические Мотгш, прссамггельскух!. е.. двдактичв скуй надрав т ленность гааеггй, рубга. и пвгм 2уга5до, дать оцзвку идейно-вос-- питательной ценности этих произведений.

Б. Определить цесто "Рохати дал", и "Ибссс-гих Адом1' в творчестве поэта е.в истории узоякскоё эпической поэзии.

7. Раскрыть своеобразие тоэтического стиля, профессионального мастерства Хувайдо.

1 ж в лол о в..Т. ..Бону.- Тоскснт, "Еш-гварди.*" .нагриёти, ... 1361-, .41-~ 50-бетлар; 3 о х с д о в. В. "Шоыи .гариб", шаг.-кок ва" ис'ёнкор пгаир. У>араЕг:' ^аётбахш. бздшят. тароналари,

• Гай^га Гулом нокидаги • "Адабиэт ва саньат". нанаиёти, 1975; А б-д.у.,д я..а е в .В., -С.р з с беков Р. Узбек адабисти тарная -5-таьглш:, 3 том. %ан", 1578. - С. 337 - 377.

3. Прогяалазлрсвзть круг* а. объем вяааяк тоадоигй Хузапдо. ля матэрда-тзх. произведений Наьзха, Casos, Сцрагзз» Сзкябэ, Муд-~pr.ta - Абзда, Музима, .Зурнага.

"етодологлческуя ac'irosv исследования составляет уозазя ллассп-ссл ;гар:шша~лангнпгма о лтаераттрно-с-гульгурЕси ааследяэ, о отз'гзптк и. цранциагк г.ретлчесаого. подхода г. заучзнст яясдедзя лссшогз, зтлзодз, лсходякга из матзрлзлсз съездов КПСС. .'ÍIX пар-гайно:: а другпг дащтлэагоз о дпхературо .1 лсгусогге,

дсс22ээн2я советского зсотокозедэндя л литерату-сзязаяшз ззЕОорэдсгхгнно гол. оксорэяозанно о узбе;-: -тлел .c--'u\2c:to;t ллгггазтрей'» - "астнзстд, с гзсрчестт.с:.: поэта ''. ..

v-i.:co?r^ec!tce :i газк?л?зское зстяеасе тасдагозагяя. Всякое глу~_-:с2 ::иглсдо22Пг.2 cssezt езсад езбе! оот-зделзкптю затонув гз,.::-;. ь рзссаботке котзрей л sas^nraosrctf его научная л прзкта --ЗСНЛЛ ДАННОСТЬ. ПпуГМ-ГЗСГ'ЗТЛ^З'Г'.СЭ Л ЦЭ!Хге1ГСЗС£СЗ значаH2Q .'Гастелло i .^uo-i.uasci нзпсрзлзес на освещение з плалз

•лгета -лзс-г-гсеза ^«¿»ссг.с'члл.ьнсг'о costs • Ходкяшззрз Хуэа&гэ з рпзшплд \jz.Z3к cío л asaceiracxcü лд^зратурн» на оггзаделенпз 2Д2-> ;:гл. т/дог.эгтззнйо-лстзтп^апо'Л сэнноотз eco "эс.вла богатого ггспчгсссго наследия;.-- . . . . . ...

дзеегртаппгепшяг рассс- дзе? лсзгзоннсстъ уобааснсму ллгзрзттрсгздане» обладав zesaa еэосгоднкаг'л научаз.'.п "сто-еи-rr:".:t. бел* о .точнгг«: л ецргдздгкзглл, ^еа гседдг,. г^веднмл. п. за— TJK'icxx-s г. отпета rsíK "того лСз'Г.1» На основе, петеез л своцзняй с Хтв2:1до д. установления взеакш.зягааая его тзсрчэсзвя згача -г:льнс р-гелдрвтея гергзонт. зргдотанлчЕгй о ззззжгяз узбезсксй лжгепзгурз ¿ГО зека»

Определенной -геаргтлчйскоз зпачеете лазет. дассзртаетя а нашем ллтеоатуровэдеяаа eme. s s' sea, что аз- основе освещения творческого портрета Хузайдо а. его последователей 'газхазнвкэтея лсег-чстаеллсатв я. сазэдтиа. ¡^ограссзвЕых традиций хслассической лзтгратурч, тенденций, хнрзктерянх для прогрессивной народной

литературы. - ....... .

Елзолы и полозкнал дзасертацет - также заесут.определенную лсксстз ряде еце малоисследованных вопросов истории узбекской латеп^-ууп»

Дяссертацаонноз ясследоваясе икеег. в практечзское значзнгз. Око даст новый .катерсал для те?:, iccc занижается воароспап узСгк-скск псэзее, ее Естордей, теорией развития, откроет ьозкоеносте для ознакомления ЕЕрского круга читателей с литературные насле -днем Хувайдо. .

Творчество Хувайдо частично, в виде обзора включено в учебные прогрел* бысшщ: учебянх зазеденЕй. -Настоящая дасосргацЕя • позволит гораздо глубже„распарить рагл:и катерпада учебкой пэо -ipa&sai,. обогазжв -его: бадео • ючшйсе е обстоятельными фактами о творчестве поэта, его поэтического кастераижа. ПроЕзведендя Ху-закдо - это вале прекрасное »духовко-зстетическое богатство. Яр-S2s-5Е17рд'.узба1саго5 советолог лптерагурн, зад Ха^за Хакклзгдо Ниязг, Хаг,!2д Аявкдкан, советские кесхера аруза, как Хабгбс, Чардп, .Сабцр .-Абдулла,,.У11Ьфат,-Васдт'Саздудла обращались к творчеству этого поэта, ■ находила в иск поучительные. дая себя до -•схоансзва.-" Все жворчасгво Тувайдо, ■ .накечаеиое в будущем издании полного co'cpsssa'.'его ЕродззедпяиС, .естественно, послукит нрав -ствекноау воспятанш, дзшгзноггу. сбогаченш настоящего и будущего поколений. ' .. -

Объект коследования дасоертапяд. 'Насгояиед леедедовские -посвящено твррчестзу видного. представителя узбекской литературы ХИ2 века Хувайдо- е кругу -его влияния. :В селу этого, объектов его ."з .осесшши яъляатся лранясдася в советских фондах, а такке э частных коляекценд рукописные сделки дивана поэта, crisín, сосредоточенны;; в различны: о'аяззх, исследования творчества поэта зарубеЕЕОХ'о • л-ссаатского восяоковеденгя % литературоведения.

Поскольку научные /исследования о- кесге Хуза/дс "в ectodee . узбекской жхерагзгры -a eroiiacrepciae очень яезяатегсльш, диссертант саксогоях-едьно анаЕизгнэовал литературные текста, хиеэ -юле к sicwy непосредственное отноиениг. Мы-озирались да олублг-кованнкй.в IS&S году.в Таааеате дагак Хувайдо, на&:знше .накл рукописные диваны,- п яакЕе на современные публикации. отдхоз поэта. .Поел снесен Хувайдо - ЧЕлъёнг^ Мукиаидан Агулов, Г.'.ункскон-г ая Ахупова и другие-лэбЕЗНо.тпадостаЕЕЛД ее;.: баязы. (антологии), включающие.ряд скосов поэта,' не .встречающихся в его'дквапах. В процессе.дсследования йы использовала, отдельные es hex.

. Апробация Есслсдозаткя...Диссертация выполнена на дсафедое З'збексг.ой классической литературы ордена Трудового Красного

S:-i£:.!3ffii.Самаркандского Государственного унгзерслтета акс-нк ллл -sepa ïî330iî, обоуздена' на расипрзнном засздашш хафалра» Озленные пологенлл длссейтапет излолзггл в сзсгл статьях, Крома того» ав~ хоо зысгупат с 'научнкма докдадаиа о творчестве Хувайдо на osa -годншс -1-г.чннх конференциях яройессорсясо-преподаватвльсксго состава Сс!.'Г7. начиная с IS2Q г,.

Структура длосезтап;;л. Длссертацяснная работа, аалозакиак на ззззлл'дах магснсгшского текста,-состоят из введения, трех глаз, п включения а списка пспользоганяоЗ литератури. В качества гастогзн'ля на 40 сграяицах уаликоплсного текста прлзодятся не -опуйзх-:с.-зоншз атяха Хувайдо.

СОДЕРЖИ РАБОТЫ

3 с з з а Д а я п и говорятся об актуалзностл те:.ш л степени es разработанности^ об лспояьзеванякх а. работе лоточниках л материалах» --десъ с$оскуларованн эзслздсвангя л его задача, г.:сзрзг-:теразованн ггетодояогичзекая основа, лразгтлчзснсе л хэоретлчзолое значенае работы.

П е- р з а я. г л а. в а - ,г2лзнзкккй' путь ХувгЗдо, лак -зозл Уссллрозанпя sro таланта, зге. иредзостаенЕаки"» Вкачала дается хзрактзрлстгка лсторичесясго перлодз, когда зил я творлл Ходпаназер Хузайдо. Ото «Зала эпоха хокзвдсксгс ланстза,, когда посла обострения междоусобной борьба лолохенле несколько схасл-ллзлзопслось., улучззшчсь эконс;.:гчесн::е - отношения с Росалед, та— клз roooÂ-'v KSS.' Аяцияан, Нзканган, Маргелан.превратились э хоо— говлэ л рб*.:з2леянне центры, значительно охквплаоь зз.-дледелле л садезедсткс. Вследствие этого стзлл отдаться частлчкиз полеззх-телыз.:з зздо.ченля л э зизнх народных "асс.

Хослзназар Хувэпдо родлтея з 1704 году а,поселка Чгзгьёя з Ферганской даташ,. куда его отец с группой царгалалскях родст -Е2ЛЛХК03 ЕзроселпЕся кз Онд. Cisa его, Га2абвззародин лз мв -рлдов известного, з Еаагаре фанатика Офоха Хадет, з Чамьске ас -полнял обязанности апгяа и ¡зольного учителя.. Первоначальное сфазсввнле Ходланазар получил а. местной тлколе, потом лродолззш обучение з У.окалдз. С бодхлгл усердием изучал он произведения талгзс ллзатолей,-зак. Уг—лл, Смар ХаЗяа, Абдураяаэн Длл-

ш, ¿.¡:л:р Нлрои, "^лзглпд ^узула» Млрза Бедлль, Еабара:сзл ааз-

раб. .Он сгакозгтся однгг дз caxsz образованных лэдзй свсодо ег4-ыенд. .

Поздс завершения учэбк ros г вогдравагтсл га Кокацла г ~ гаку,.2 свой родной кииак Чааёз, гдо иачгназг работать в сдо -л£» Поскольку ого-заляг;» на дааг аду достаточных средств д.ля содернандя сеиьг:» он окдзавает халде давку.д зансмаехся sua «¡ствол. В Чгыьёне онд сдсндглся д I730/SI гг., тт es е гсдсрснзд. На надгробие;.! дздкз saàzsa .его .кронв:

^ysalasoHEHT :иозоргга. бораб, ёрлм, гоаова ^дл.

Удуйдур д'сдад jj^tcpas» дазон бутане бахоргл бор1.

- ■ /Среда». полвбуЯся, да могдлу ^увалдо,.

Зарос на хкызн скорба, тс:л лзудддаддал ■ .. , .десне/,

Ыоггаа поз2а "йтагоустрсада едал:.; 28 его дото:.п:ов Тлвлассл ЫукЕмозцк-с швгоо® екюкой общественноетд д 1973 году.

• Творчество ,ХоД22назара .Худалдо too' швда.! худодесгзгнногэ длддледss. езоел эпоха .л гоедегаслизт собой -своеобразную летзрз -турно-дудсЕгствглдуд) содровдедкду... В но;.', над.™", езог стралгвла ыногае соцЕздьно-дслдтдчаскЕз собдтдя 3SSS — слабло, гуйятедв -ныа д реаклдодлна огороды ыюхд. Сочувствие тоаглчеслог дпзкд бадного люда, презрение .Е'влаатл диущдssv.&az угпггаши: да -ред.-доролдейт герячдз, ддашшше стакд! в.ддваде Худалдо. В

Еогга-гуагагшсга'ЕЗЕдуд -рсивь сыградд традкддд пред -;й .прогресадзЕой- литературы, котсрие в cbozx дзолзведг-

ЕЕДХ .ВЫрЗКШХД -СОчуЗСТВВй уГЕ£Т£1Щ0.*;у КЛДССУ Д 5?.'ДЛ!Ц2ЛЕ оде.

Особенно важное .изсто в.-форидровадди Ещроуоззракдя Хувайдо, в соверЕенсетсшанав 'его цоззжеского -.кастёрсгэа - вандкала яркпо звезды .клаосЕчзсксд яктергтурь' - Лугфд, " Ллддар Еадод, Бабур, Еабарахий ИаЕраб. :Б частностд, Зувайдо шдрался ка бас -

смертные .гукандсгЕ-чзакде и патриотачзскиэ~вдел Р1авон, вдохеое-лядсе его.умеккей шродо-грактоватв о.бщзчедоБечесдзз ■чувства. Как с Завоз,- Хувайдо долнозалд полезные переддвания человека:

1 ЛзвсЕи Дува'гдо/ 4Û-6st.

SIS.'1:

Чп;га г.он:2л, a26 кт! а, каска бзиорсига бщ, 1'уйса гозл«, ^aiipa? этка, колаа зоргкга бо:-/»

/Нг освшй; коля, есза дула гоюшет кеня,

посмотри ка иое больное тело,. На уд:2Ея:;ая, еачи изня оегавш? дула, пссистрл на иси стоки п icia?/-

г?; Есг/о^ргбснг:?» аолаи зоргмга бо:-, ;>?.*: гззса тасет янгеп? нгрди рухссрпмга бо:;".

/О «-СЛ ЕЗЛЯбвЗЯ2Я Г/КЗ, EOCiiGTpu S3 НОИ СТОПЗ

....... е плач г

Всгкоерй кг ксе -глгог Я2ц>» аздобзсе .ссешг-аг.у

3 дпссоргасЕ: ка пгпсада* ~с:г.ро™нсс.! каяерЕЗЕй, яз -псео -газгенаа «тексгсн уйдЕЕгельЕс еоеззеео., что форигрозашю га -апта и иврсзсззрзкся ХтвпСдо то под злшгнвзгз гколи каагер гва seEErccc лозтсв-титссофоз Налог: а Уапрзбп. Дта по*их яутг, yssSxo сд:.:;зл Едрог.оа к сгсаосразноз фЕЛООофс-сЕ-зсудокестаен-os огкркггз ЦЕра. Теш, на iroa-opiis .паоггп. Eseoe г. Награб, .ах лес он рпзгЕзгл кате. герзэЗ, преданный.последсвасегь. Он осго-л. нпр ie: х^догзсгвеЕнш: ейрагев л оббгатаз.гго аоыгл: гудок?-яэеяакд sosrcEHOcr.c-E. Xyss'iEo сегазил лгаолг езбя-.похлогнп — а: ЛЕтзратурк ясучятвлъпое я • визчаЕзгодае ваолздкз..

Во агорой главе - "лдел, тега, иаяры.я зеггабз настерстза лкрпки л'уззйдо'" обстоятельно ссследуэтся одорЕапЕЗ п ЕуЕ0г.гстЕеЕЕ03 иастерстзо поззид .писателя на бо — ss ncjscxi, чс.м било возможно ранее, иатариале.

Баз 01 ii А ел sen. I^apo кузни, louse нт, £афур Гулом нокЕлагЕ "Адабиёт ва санъат" паЕркёта, 1933, 339-бэт.

ДеЕонн ^увайдо, 64-бгт«

Большая часть творчества Хузаадо цредзтазлгка ларакзд. Еэз-еоз не сто в ней ззкзлазт такие нотазы, к?:< любовь к ~лзиа, лалс-би па съое вое^я» поиски путей к свободе, одобрение честкоста ; прямоты аротав всех слоашх вреиятстьал на о тон путл, празывк I богача'«:, о. цодростя л добрсссзеатнозта, обличение невелестзз.

Продол,пая црогрессавнае традицла узбекской классической ли-таратура, Ходзаназар ХуваЗдо использовал занрн и форму литература та осе ого. В его творчество ва^лоз и Еесское место закдмает \здудаа .танр лдркка - газель. Учатнвая я мастерскг используя своеобразие £ преоуцесшва, црасудяе отогу занру, сн также уде ■ и вки.0ЕЯв згзЕвнноста ссдзрландя сзогх аролзведенай.

Хал п зо всел восточной'лараке, ведущей я шгосзю- освещаемой темой у Хувайдо, является любовь. Его концевдая лабза предопределена Уллссойсгзл-з убзздчкаими. В своей лирике Хувандо стоит,. 5 основной, на псзяцаи казненной, любва - любза реального чзло-ззка. Но было Сн односторонне понимать и троктозатз лгобозь в дараке Хузалдо как чисто казненную, то есть "аллегордч^скув" / "лика ыалозлй").. Наряду с казненной любовью определенное ¿.'есто него занимает л божественная любовь ("а:л>д дакдкай"). Трудно" зерно оценивать а трактовать ее, нз рас.срьзгая образы а сеу.есвш сутл'йскол литературы. Но это нз дает основания для вывода о ток что з лардко Хузайдо.превалирует божественная лэОовь.

'•Проблема лкбви, связанная с другими проблемами общества, с сбдс,! развитие« общества и человечества, д взгляды на эту проблему меняются с рачзЕвшзй обцесхва с эпохи. Следовательно, зреаззздзкзя о лабза, наш:оаг-дз в одно врсия не ¡аагут полно -отыо отвечать нразстзанко-зтачоска:'.; запросагг людей, згавуют: в другую эпоху. Поэт любой эпоха подкапает эту проблему, исходя аз тре Зевака."- своз га времени, стремится заразить в литературе чувства своих еоЕрехаяшюз

Это в полное глере относится и к. Хувайдо. Он обогатал на — родную литературу образами сволх соврг^еуга^^рз ковьела чувст -£ааи,.Е0Бьид представлениями а гоняташЙ'-ГЙяша хароваззрзид -

ем. Он вдахковлялая знзнт, ееё^УИ _______ "ч

т

X а а и т ы е т с в А. Навойй- лир.Едзсл, Узбекистан ФА нашриёти, Тоог.ект, 1951, 122-62Т. '

ЗулаХхсСа з«гои eesj офати давроцдурур ул пул, Наложат "дери лчра Юсуфи Каньовдурур уд сул. Угубдур tíy ка^онЕдв ДЬрину Узроу ?tsa ЛЗДля, Ал ар дек но занял, сп2У.пнбгдсн Чпмеддурур ул..здуд. Келадур 1>ул солпб, бир-бир созиб каатока-мьстона, а~о;;иб позанкп. едпенлеко докоядурур ул пух. Кийябдур хнлъатл гулгун, согиб торт:;у пропуска, Ео^лда дона-дона газ^арз галтоядурур ул тух. - -Хувайдо уиЗу зрлатпн дуруб дакрон буляб содти,. Деде Хокглуг.та з-адна'/ >ргрл гилгеядурур ул üfzс%

/Соврег-'егяэя ЗуяеЕха,' бедстзпе язбзв аяотсп эта аадуявд,

В Египте изяцесгвэ Гзуф Канъонсккй эта шалунья. Упли из мира Еирин,. Узра и Лейли, - -. . Среброталая кокетка, подобная та,'эта лзлунья аз Чдиьёпа. Приходит, прикасается рудой, всех опьяняет., Удивительная красавица с лпотг .Ширин .эта шалунья-Увидев все это, Хувайдо бнл сраген, ". Кое сердце сказало; райская гурия., _ра£акая сауканка эта

шалунья/.

Косно сказать^ что.это стихотдореапе является шеодо^. ндозг-кшення. поэта, вызванного "этой шалуньей из laaSsa". Это сзп -зетельствует об автобдохраЗзчзскш характере .стхкотЕоревия.

Извостно, что в лирике зазечЕО'я'беопреагакно идез? спор -виду разуйоа и айрдцем, чуасгвся аиыелвв. Зто ясно чузсгвует-гя и в лирике ХузаЗдо. В aro газеик то берут верх дюбовше переживания, ингвкззз чувства, то фзлоссфскдз наблюдения, «уда® ■•гасяЕ. Зги особенности лирики воплощены,в' достоинствах -л деятельности лирического героя, которой предстает з облике впечатлительного философа.

Цорально-этичэские требования к созременникан, вцраканаш в газелях Хувайдо, - быть че отняли, справедливыми/ правдива,и:, трудолюбивыми, воздергахшькз в потребностях. linpcKoe богатство - поехедяще и спасчо для дули, поэтому e'iy Ее нукво радоваться:

1 Девокн Зуувайдо, 2Э-бат.

- IS -

Донаи док-улуидур, дунёни ноля, пули, Дона тердем дзб сеаун-^а, дшяднн айла хасар^.

/Барна в западне смерти - мирское Ev,yii;scT3o,

... . . ..... . деньги, Не радуйсяj "что собрал зерна, остерегайся,

запацни/.

C52SE Хувайдо проникнуты убееденаяш восточной дед2ктуеи,

ЕЗПрЕЕЛЗЕН На ЬОСШТаНИЗ ДОСТОЙНОГО Л СОЗЗрЕЕЕНОГО. ЛЕЛОЗЗНЕ „

К а:: «целительХувайдо ЕрлнадлеЕлт к Езкзбаадя&ской зетзп c.7¿za::a, sro еалтепстечосесго крняа, Еотсрсз находилось в се позецяз дешеа пелааа. Стопоеееее этого "езкея вводят бс-з -стао 3" grouty, е йатеспальнщ квр, через еотореё ово е проявляется. Ле.Ссеь s согу соедпнязтся с лзбовьз е еезее, е ^еловз-

Е7, ■ .

Езльзя оабЕзатЕ тоеез, что стеке на зэбсэнуй гену не ссз -сам взрво зсспрЕнлиазтся К22 често леЗсееыз, НайлэдзЕЕя есеззы-ЧЕО 2 3t0ü групп» с ТЛЕ 02 ТО Б ООЛЫЛЗЙ, ТО 3 aS2£3S5 -V-Зре зсграггвсЕ^оя.создаальнка ыб-гавн^.Правда, до Нпзое ото явление аыразеао слабо, но в творчества Навол л его последователей оно вез болзе разливается с усаливается. Лузаьдо по езеему продол -ssar з'лу траддцщо. Такке gtexe uceho сткести к л^бегзой тзкатЕЗз ЛЕЛЬ условно..

Извескго/ что ыестс -каядого писателя з асторяг литературы определяется те:;, > л егеоГ: сменена своеобразз® его творчества огра&азаг дейстзитзлъаозгъ зго опека. Это особенно зерно з. отко-Е2Н22 литератури» Б' которой ;u¡E0S23S5>0B8Sa жацрц, худазастзен -ше праекн и стеле, сформированы дрочпиз тр. гони. Тьеке езое -образиам тзорчестЗа Хувайдо бцла era сятирдчосЕая каиразданЕосг: Поэт использует я пятки;! юыор, к изящный емзх, посредствен ко -торых он рисует трагические собцтлш, а на зтеи ссие раскрывает корни социальных трагедий.

Лирический герой-поэта se. только влюбленный, это епегие, яе могущий смериться со своей ancKoil, страдаюшдл от социального неравенства:

1 Девони ^унайдо, 34-бет. '

Бирэзня 1}срш1 туймас парча конга, Биров ер доило ша^д ила халво. Бирозга берди доим мехкату дард, Бировни дулфати булмади вело1.

/Один не мотет насытить себя кусксы хлеба, Другой постоянно ест кед п халву. Одкаку постоянно он досылал страдания, Другой некогда не знал бздвЛ

.В своих стихах на философские и этические темы Хузайдо выдвигает требование для выступающих- с назиданиями -..яревде. всего являть собой образец чистотя, а нотш. уже учить этику других:

Аввал узин^.^Ел акал, сукгрв насихат элга де, Эй ^уз'аЯда, сузлама, ■ с'енда акад бор улллоа2.

/Сначала сак сверни дело,- потом наставляй лвдэй, О Хувайдо, не говори, пака сям этого не сдела.У.

Конечно, подобные •гдэогрессИЕшегфавственно-дидаЕГЯческие взгляды Хузайдо . господагаувщке классы-игнорировали, но трудо -зой лед читая его стихи с одобрением и. поддергивал поэта.

В литературной наследии позга ■ имеются и чисто сатиркче -сяие стихи, и стихи с элементами, мотивами с&тиры. Стихи первого типа полностью подчинены задаче'-вызвать присудей сатире смех, гнев или отврэцедие к отрицательному.объекту.; они тяготеют к создания полнокровного сатирического образа.. Б стихах .второго тида сатирические краски используются :на -фоне антиклерикальных и знтидэспоткческкх мотивов, з .том эдеяз па фоне светских и дидактических .мотивов. Подобные -бейта и отрывки. бросаются .-з глаза в ряде газелей и .четверостиший. Хувайдо, они новншавт со -пиальнув значимость стихов. В этом мы тоже иожеы видеть спра -ведливое критическое отношение кысляшё* личности к своему времени, к различным слояк общества, к нормам морали. Это мокно наблюдать в гзззлях Хузайдо, начинакщихся словами: "Туну кун

* Девонк ^увайдо, 4 - 5-бетлар.

2 Там же, ЦВ-бзт.

- га -

аплабон гуно^ хгзс/.агая сззоб узуы" (Трепа днем л кочзз, я никогда ко делая доброго дола"), "Хогпрз Haícir: меня—" ("!лсл неверная плоть кега..."), "¿онзуел тпоаддуз кллз-Ллн куз кокл -иг/.нгга" ("Свою дугу сделай sjpisci для твоих кзке-хлглж глаз"), 'Lito рулада..." ("Я не огпбся..."} г в ¿рутах его зроаззезе -

ЛИЯХ. - . •

Б стихах сатярсчоского характера Хувандо пол оболочке?. сс~ Л2Л0 дзстузает дро-из представителей ролдгкз, грзбззах бзд-гя -коз, зоказзззст, что шзш:о она зсзланн в ycaaei-na .ч-зепразедлЕ-зозга з обг.естзо. Ибо духовенство, разоряя бедняков, здсв и сг-рот, газет а дсвелзстзе за счет зраслушлчзствз зсрзд госаедзт-вуждад х:зассс:.а. Таких служителей ззрз нельзя сзатать чн~тзкл люды/.а:

Суса айлар суратзлл с'аьзалар, cyía деаа,

аардумга анл кул солмона как гул^аог1-.

/Некоторое делают зад сузлзз, не назалал ах

сусляал,

Вслг она пало делазт для лсльзз народа/.

В сатирических стххак автор часто цзедосгззляат зоз-cs -кс-стз свогз: repost говорить от сосоуо а:;зал з отаа разоблачает зх суцдссть. 2гз<да призваны дзлагь чзтателл, аоот .зкптупзвг з роли как бц стороннего беспристрастного наблюдателя. Об зтса приеме -5. Энгельс говорил: "Чем болзка скрытя взгляд.^ автора, тем лучтз для ароуззелзкия аззуссгга"4. Но воз розло очеалдко, на чьей сторона стоит ..зт;>р. Сгтг.рз^зслгл л критические «ctssk «шркйя Зуза'до сзлдателгствуг.т о что Сзозо^;" ~:.о1. бсзь^е а нз -снрозедлг-Еостхя л нрагсгзешзии нзссвсрпеазт •.: ссзрзкехзого ему обкестьа.

В дассертацаа дготся характеристика дпугах 'лиагданаах Хуззадо лирической поэзса - тзрд^ябзкда, луз.зглдата U его разкоз-шостзЗ - в зазззайоста от количества строк з зтзсзе) л подобно анализируется стсхл Хуха'-до з этих за крах. Уоцзх Ху -

1 Дезонл Хуззпдо, Ш-бет...

2

"арке К., "я.гельз 4. О длтерттра. - "Л. г Худого стЕенкая литература, 1953. - с. 72.

залдо з ссзланлл подо£;л~н: образцов, несомненно, свидетельствует о высоко;; стелен:: его поэтического мастерства. При этак существенно, чтс ros? -сполвзует jpjCcü литературный К2П? HS дам де -нонстраллл своей ло:чтлчеоксл кцинзн:, нзпротгз, он обращается к слошга.; tzзла:.: ззлэлз в та;.: случае, есяе возникает необходимость более лнрзкзгс гллззл лззнсходялнх.в обществе собнтлл.

С га обсг:лтгелк-:сс?н; аналйз;гуютгл рубал, г: у стаза, та,

г'уалла, седг.рпг..г.гг;: т. лпт-зратуряск наследил Хувайдо.

"Зтобн показан, чы: обеспечивается гпечагяягицая сила стл -лов Ууззллс, к д-.ссс.-2'з.ггл лссладулгея прпленяег.:ые кг различнее неделесть:г.:-:';е ~ тапагпс, ннтсл, .тагбел, ¡луболага, игрок,

таузлт, тззгл, клтоезг, гз--д:зх с др. Тут, соннг-нлл¡

нулзо калзлнлзл. лл; гул: шепкз творчества поэта взлез'-гаточно сказать, кнеге :.л,ло /лгалел s его стлхзг, но неверно бкло С» ноленлтглзкэ слс пг-затв лудовественнса лрслзведенае баз зт;з: В'^рзглтелзгзг: средств. ...

На хсп'регасг гу-трзт в даезйрхацпг показало, клк ну тек н.чугу-екнён :лгг.:к сгсл'-:л~ Сззгоззучло, пузпнезчость лоатлчг -скол Утло::» уелглллл: в/т.-чагльняе прпга аать'зузплг сдаород-

¡;лгл-, нал нлл;л лл ллллл'рннз ese леторлчзеллз лгчноегк лзс-.-з-т кчелв слила, лелллл более яркой, з:;рззн^::лнзл.

ХуззХлс плодотворно лспслвзус? г свое.'.', тзерчееззе зсслсзп-15;, лзлнзлле с.ч ссгтггпсГ ~ас?вв .устного народного творчества, Г;зсс:/з::;вз;:з;л гнссс:;; ззс~олзЕе.аон:нглосл:.влц и стиле, лл зал: л Услала::;;. что лузалло пзльзуется фаты^ерж:

как ллал^лс:' .'-удг^стл, ::: залгла зззрчзссл относится л наг/у. Ï3 лезлелч:;:. лгзезз::- дл'лзгллз' неслолвко грусозато, он облагорал:-за:т. I ir--."..:, нале зал; лзс'ззллл л поговорки в поэзлк ХуваХдо над " ;. л л.г л л: ' лллз-гз;.: лля уаллгчлг .v.cxhbob народности л гу ~ дзнлздл, длл озллллчлл лзтсзз чллнох прелести, езила. ГЬиллрно зал',7: л; лллл лл - : ; Угьзлгл аз езнзгзчдзнлг внраленлн лс ~ лзсз-;зл;~ лплсв, танлл, к:-.:: ¿линзу H звон, л Езбарлллл i.íanpaí, он лзлолззует с: слит освоения устного народного твзрчеатна.

Б лззегутлнлл ноклланл л л^лл;еон ислолвзовакш: ХуваУлс ззл.п;кв:ын гидов :.:зтгнчп срузз в ззвлсллостл от дула газелк.

У о с т в л г л а в s - "удлчзскей тала-чт Хувалдо" по-азллзнз анализу е-rc лузизззлзплл 'То^зтл дн'лт" ("Услада душгп) л "УСлолзн Алла:.:", наллезнлзе г. фор.че ksssçbe. 3 дпссеп'/сдлг да -

ется характеристика этой форин, .которая, благодаря ее.универса.-льности, могла использоваться во многих канрах. К 'Тсхати .дал", и "Ибуохим Адхаь'" -- крупные дадактичаскио произведения мораль -но-этлчесхого характера. ....

Макзумо 'Тохати дал" состоит из значительного числа стихс-творшх хикэятов. Сюгвты их иллюстрируй! пороки ладей совреиен-есго еыу. общества - корысть, алчность, прелюбодеяние, пьянство, наркомания, жестокость правителя, безответственность ученого и т. л. Изображая событие,.происходящее в социальной нльяи, поэт . показывает, как из кззувдкся мелочей вырастает трагедия. Он особенно осувдазт тех, кто стоит наверху социальной лестницы, ко служит не добру, а злу:

Еириси иодшохп золим улгач, Ег.рая, билгил, аиалсиз слиы улгай. Еирисидур гаклйи бесаховат,. Еиногардур бири, йул; анга каянлт. Еири бу дунгда.бетозба ултаи, Блри аатранж. доим бози нилгай.-Факир ислян ^алол деб егувчи нос, ^арса пита-^алолдан килгай ихлос^. ■

/Один, из них - кестокий падишах,

Другой, знай ото, - бездеятельный ученый.

Первый богат без щедрости,

Второй - прелюбодей, нет ему рая.

Один Судет в мире без раскаяния,

Другой будет постоянно играть з шахмата.

Человек, .считающий дозволенкъы имущество бедняка,

Вместо дозволенного предан запретному/.

Больше кесто-в хякаятах Тохатд кил"- ш.свячено вопросам сскейчой нязпи и Боепитания детей. На пршерал' своих героев Ху-вайдо учлт людей нить мирно и друига, уважать друг друга, по -читать старших, особенно родителей, но предаваться порокам, раз-рушаяциы здоровье и мир в семье. В связи с воспитанием речь в 'Тохати дал" идет о скромности, вежливости, правдивости, честно-

1 Девски 5уза1-до, 232-бет.

:г:;. с то., -г::; говорить ку>л-:о к зло л хорошо, что нельзя сл-зять-2Г. недостатка!.::: человека к--т. п. Воспитатель во-тооег. сгд~вв:л:у, гогср-д; за?стливо закивает за плодонослгкзи гегтогл дзрзвв, а крдзде л бзоллс-вле вгтли безгплооано обрезазт. :"др>', дгствддгнид псэсй вполне осввучлн дууу пасгго времен!: л ."в садить вгсдитапия исдсдзго поколения.

По.-;:: а '7.су;л::.. .'■д:з:.,.п отражает слонные пспхслогичсскке со -:гс::д:я ч-ддсвекз :: р^зли-ттле взгляды на общество. Кбрахк.\: в по -j's - кто обо:::'в-л.-;: c-tcn*. религиозного сподвижника и фанатика. ^•сродство:.: гсрол новкзвэазт, что в современно:.: ему

золссвве ре2г.-_-:о::д:.'= Bsr.vrai шлккгрикц с прстрессЕЕНпг миро -icsopsira::, r.'j идеологи до существу ведут "силь-

ного человек-" к глззлл.

С ocoíci д-'крен-зстко д 'тздлотой изображены в произведении лел::::н, сдссод-ость к ллзлзнной лэбвк, верности, вк-чзргкв л серпздиз, ид датсрякская цредгнносзъ детям.

Ьпечзтллвдл и дсзго^р::« в псжге- образы теш Ибрахсаа -?ул?лии, !в: с в да йуд-гл^лг. л немногие- эпизодические осразу. В ;::::: всдлсв^-вд 'тле .рг.гзл;; ггяда,.

изучали творчество Хузайдо, брали с »5к. лг.гдзгр, лгззлсвллл:.::: i-v,, продолжали его традицию литера -:;:];гг± ;0;íhcot::. r.-j: козсдзд талантов'из литературного

-.г.-.....осЪе.с:: с.-зепзкшспс в-его духсвисм воспитании.

'.г.?д::-'-.;:лл/д Хузайдо в узбскспоГ; литературе свлл

..ЛД-З'-Л: "зло;:. С':::, л;.- Ьлтуt Сзлзхндцпн Сакиб. 3 диссертации со -

-..;-.. ; с< г:'..т;нв г. твсрчйстзо, лсг.аззка ролв лс -

inw: лгвг.Увв в завло-взлиз :в-: талант.:, их признательное ст::с— здзв . л ;.' ввзззззуздо;.:1' дпсд.!;'!стг-зняику. Означается, что л ь зззсззндн лев ио-в л гл:зло;,у наследия ХуваКдл обознались тэ-коз : ".л.'..: возов. дн:: Хв:..за Хал:г.задг Нидзд л, Хзнид Алп^длзл. .

:: з а л л ;:• - t н д s г.г.ивсдятсч итоги проделанной дио-систьлтэ»'. доздсдсватедьсгс?: са'стк, которая высветила объектив ---тл г-ллгзДв твсочзззва Утва^дп.. Обобсиз .присуще ему идеи лро -' 'в''-"-:.::ззгве-длоге лозанто; з, гудьнпзтпческиэ. нрзвствевнс-т „ в сззозг.-л дзэта из природу чслозечесыв:

„ С0вг!с.'.:е:;нс-;-- e.vy адтзгсвистическси обществе, дисоер-.

-.сгч *л-дг:""'; гговень хгаолзведений Ху

заЗдэ, о0эсгйчивах~а2 неоспоримую убадгк-изсс?:. - v:..-:

н глазах народа, нессиноинух пс~/л;-т;-:о: его —ср-гс\г.а.

- QTUS43SÎ грэзданску» цслзсстз лгр-зп; v/icl'.", к игрокам человека к. общества, лриг.^еюл в сл.

су^стаузидай храдпци уотихе иеиозслзстга в sas.zxc.y-c~ -z-.z:~:: Хугайдо виразозтся в обслоззе аллегоричес-ио;! cj л..сзи.

Определяется Еесто л ела чо:п:е тJabalío л терли уз безе:-: он литературы.

Оснсзнке.пслолг— Г—

бечду?" .-r-i] :

' I. АллЕзр Назои a Зува£до. 5 ca.: J г за диет". -

Самарканд, lEcQ (0,3 и, л.*.

2. Хуна2до и ere лссл^дсз:тели. В сб.: за zy.Jt" Самарканд, 1260.(0,5 л. л.}.

3. Занровые ссоСеннсчг'я лгл-ературнсгс Зс-слэиля ¡Г/заиис. сб.: "Зопросг ааара узСексксГ. л тгдзикззси литератор". - Ca -маркалд, 1Эо2 (0,5 п. л.).

4. Традиция Еабура в еоэзпи л:':дс. 3 сб.: "Iccpccu пзу чения творчества.Бабура и зге соврет-никсЕ"*. - '.Ггалрнанд, IS33. со,4 п. л.). .

5. Неиоторне ссоСепзостл zzgz-л Хугг-йл». В aö.:- "АдП'-'/л-: ва таёт".-- Самарканд, IS35 (0,1 и. л.). .

6. Гуианистпчесзие -гд.сташ з творчества Хчч.ллдз.-3 сб.: "АдабиЗ корос"' (".iKxecify- нос иаслолдэ")'. - Тлпагнг, 1522, 2 (-©) (0,4 и. л.). '¿.¿А

тиисгр^ия СаиГУ зги;. 3 G94 тт.ра* ICQ