автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: "Зона племен" в социально-политическом развитии Афганистана (1880-1980 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Зона племен" в социально-политическом развитии Афганистана (1880-1980 гг.)"
РГ Б ОД
2 2 МАЙ 15Г5
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЩД РФ
(УНИВЕРСИТЕТ)
На правах рукописи
ВАРИС Мухаымад
"ЗОНА ПЛЕМЁН" В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ АФГАНИСТАНА (1880-1980 гг.)
Специальность 07.00.03 - всеобщая история
Автореферат
диссертации ва соискание учёной степени кандидата исторических наук
Москва - 1995
Диссертация выполнена на кафедре востоковедения Московского государственного института международных отношений ( Университет) 1Щ РФ
Научный руководитель
кандидат исторических наук доцент Басов В.В.
Официальные оппоненты
доктор исторических наук профессор Родригес-Фернан-дес А.М.
кандидат исторических наук доцент Зайцев В.Н.
Ведущая организация
Отдел стран Среднего Востока Института Востоковедения Российской академии наук
Защита состоится 15 июня 1995г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.090.02.02 в ЫПШО МИД РФ по адресу: 117454 г. Москва, проспект Вернадского, д. 76.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЫПШО МИД РФ
П
Автореферат разослан " " мая 1995г.
Учёный секретарь / к.и.н., доцент
диссертационного совета ¿¿"У*—* Давыденко АЛ).
В результате многих лет гражданской войны современный Афганистан находится в состоянии глубокой раздробленности, которая угрожает уже его целостности как самостоятельного государства и чревата опасностью полной дезинтеграции общества. Одно из важнейших проявлений распада государства - отсутствие эффективной центральной власти и раскол некогда единой страны по этно-региональному признаку, борьба местных лидеров в регионах за власть и сферы влияния. В числе мятежных регионов наиболее опасной для судьбы государства является зона расселения племён преимущественно пупиуйского этнического характера, протянувшаяся вдоль восточной границы Афганистана с Пакистаном*'. Именно здесь после революции 1978 г. Кабул впервые столкнулся с крупными вооруженными выступлениями, именно отсюда устремились в Пакистан первые потоки афганских беженцев и именно эти приграничные районы стали главной перевалочной базой для исламского сопротивления, действовавшего с пакистанской территории.
Актуальность избранной автором темы диссертации определяется рядом соображений.
Первое. В ходе нынешней гражданской войны в Афганистане "племенной ¿¡актор" сохраняет самостоятельное значение и без его учёта невозможно достичь стабильного политического урегулирования ситуации в этой стране и вокруг неё. В "зоне племён" накоплено огромное количество оружия, приобретён опыт ведения вооруженной борьбы с превосходящим противником, милитаризовано сознание и быт соплеменников, значительная их часть в качестве беженцев и боевиков нашла убежище в приграничных районах Пакистана. Восточный регион Афганистана стал одним из мировых центров производства и перевалки наркотиков.
Второе. Проблема трансформации докапиталистических укладов жизни и племенных структур, весьма остро стоящая в Афганистане, характерна также для многих развивающихся стран Азии и Африки. Как показывает опыт России (особенно в Кавказском регионе), даже в СССР не удалось полностью изжить остатки племен-
кТ иощая численность пуштунов на земном шаре к началу 80-х гг. XX в. составляла около 25 млн. чел., из которых 12 млн. являлись гражданами Пакистана и 8 млн - Афганистана. Вследствие колониальной политики Англии в 1883 г. пуштуны были разделены "линией Дюранда" и оказались в разных государствах.
нах и клановых структур, которые в отдельных случаях я при определенных обстоятельствах регенерируются и активизируются, вступая в конфликт с государственными системами власти и управления.
Третье. Пуштуноцентризм афганского государства до революции 1978 г. в значительной мере обеспечивался и поддерживался в обществе благодаря лояльности племён восточного региона правительству Кабула Сдвиг пуштунов из "зоны племён" под покровительство Пакистана и тем более открытый массовый отток её жителей в соседнее государство, с одной стороны, ослабляет пуштуноцентризм Афганистана и устойчивость его центральной власти, с другой, резко усиливает международные позиции и возможности Исламабада. Всё это в совокупности может иметь 1фуп-ные последствия геополитического характера, которые скажутся не только на этих двух государствах, но и на их соседних республиках Средней Азии, Ирана и Индии.
Четвёртое. Имея в виду историческую судьбу всего пуштуно-ского этноса, разделенного на две неравные половины между Пакистаном и Афганистаном, наличие и в этой и другой странах сторонников воссоединения всех пуштунов "в одном доме" (Пуштуни-стан), процессы в афганской "зоне племён" в перспективе могут сыграть роль детонатора для цепной реакции активного сближения частей этого "разделённого народа". Следствием этого может быть появление в мировой политике ещё одной сложной проблемы,типа курдской, и возникновение на этой основе целой серии межгосударственных и региональных конфликтов. При всей отдалённости этой перспективы такой вариант развития событий возможен и предлагаемая диссертация призвана открыть путь к последующему глубокому изучению этно-политической истории и современной жизни всех пуштунов.
Основная цель диссертации - показать место восточного региона в процессах социально-политического развития Афганистана, исключительно важное значение "зоны племён" для оудеб
х) Кроме 8 млн. пуштунов к началу 80-х гг. в Афганистане проживали таджики - 3 млн. чел., узбеки - 1,5 млн., хазарейцы -до 1,5 млн., туркмены - около 500 тыс., чараймаки - до 500 тыс., белуджи - около 200 тыс. чел., а также другие менее многочисленные народы (нуристанцы, чашаи, киргизы, арабы и т.д.).
афганского государства на всех этапах его общественной эволюции. Преследуя эту цель, автор ставит перед собой ряд исследовательских задач; во-первых, обобщить и систематизировать информацию о численности, составе и размещении племён в восточном регионе Афганистана; во-вторых, показать особенности социально-экономических отношений в "зоне племён" и разнообразные формы её транспограничного взаимодействия с населением Пакистана; в-третшх, рассмотреть политику афганского государства в отношении этого приграничного региона; в-четвертых, проанализировать содержание и формы общественно-политической борьбы в "зоне племён" в предреволюционный период; в-пятых, вскрыть причины и механизм её превращения в серьезный дестабилизирующий фактор для правительства Кабула на первом этапе апрельской революции 1978 г.
Структура диссертации определена с учётом решения вышеизложенных задач, кавдой из которых посвящена отдельная глава.
Предлагаемое исследование имеет широкие хронологические рамки - около 100 лет. Его "нижняя" граница установлена с учётом того, что Афганистан, как самостоятельное централизованное государство в современных границах, появляется на международной арене только в конце XIX в. с приходом на эмирский трон в 1880 г. Абдуррахман-хана, начавшего централизацию страны. "Верхняя" граница совпадает с событиями декабря 1979 г., когда в Афганистане был ликвидирован режим X.Амина и осуществлен ввод на его территорию советских войск. Ориентировочно с этих событий в афганской истории начинается новый этап, содержанием которого является уже открытая гражданская война, продолжающаяся по сей день.
В мировой афганистике отсутствуют комплексные труды, посвященные "зоне племён" Афганистана и поэтому диссертация отличается научной новизной в изучении роли восточного региона в социально-политическом развитии афганского общества. Наличие этого пробела в научных трудах по Афганистану серьезно повредило афганским революционерам из НДПА, которые в своей политике в "зоне племён" не учли её исторические особенности, "кавалерийским наскоком" пытались в сжатые сроки решить сложнейшую задачу трансформации племён в абсолютно послушные центру объекты государственной политики.
На указанный пробел в своё время обращал внимание один из ведущих историков-афганисгов В.А.Ромодан, который писал, что на русском языке нет даже сколько-нибудь полных пособий о структуре пуштунских племён Афганистана, не изучена их эволюция в контексте политической истории афганцев*). С призывами к учёным усилить внимание разработке вопросов о специфике "племенного фактора" в Афганистане неоднократно призывал президент Академии Наук этой страны в 80-е гг. министр по делам национальностей и племён С.Лаек.
Методологическую основу диссертации составляет марксизм-ленинизм как наиболее глубокое и разностороннее, по мнении диссертанта, учение об обществе и политике, которое, к сожалению, было во многом искажено и догматизировано "коммунистической школой" исследователей разных стран и оторвано от общественно-политической практики. Естественно, автор скорректировал свои представления об историческом материализме и особенно об его формационной концепции с учётом распада социалистического лагеря и краха СССР, внёс серьёзные изменения в своё понимание теории классовой борьбы о её "обожествлением" революций, исходя из кровавых событий афганской истории после апрельских событий 1978 г.
Поскольку в диссертации ставится задача комплексного исследования "зоны племён", в ней используются методы различных общественных наук и дисциплин, в том числе политологии, социологии, этнографии, государственного права, внешней политики и др., помогающие автору всесторонне показать различные аспекты рассматриваемого объекта.При этом, однако, он стремится не вырывать его из обшего контекста политики Афганистана, а пытается дать системное представление о восточном регионе в рамках целостности этой политики, при обязательном соблюдении принципа историзма.
Региональный подход к изучению современного Афганистана, т.е. осмысление роли его отдельных регионов в общественном развитии, является исключительно важным и необходимым инструментом анализа для получения цельной и объективной картины происходивших в этой стране политических процессов. До сих пор этот
х) ¿'омодин ¿¡.А. Изучение Афганистана в Советском Союзе. В сб. "Ближний и Средний Восток. Экономика,история". М., 1983, сс. 211,212.
подход советскими и зарубежными учеными к афганской истории не применялся, и поэтому попытка осмысления специфики восточного региона в диссертации отличается методологической новизной.
Настоящее исследование кроме научного имеет и практическое значение . Оно может быть использовано при разработке российским МИД мероприятий по Афганистану и Пакистану, может помочь аналитикам и практикам в более глубоком понимании политических процессов в тех регионах РФ, где сохраняется влияние племенных и клановых структур, а также в государствах Средней Азии, Азербайджана и Армении, характеризующихся особой ролью в их политическом развитии отдельных регионов и областей. Многие материалы и данные, содержащиеся в диссертации, впервые вводятся в научный оборот и могут быть применены в лекционных и других формах подготовки специалистов-международников как в МГИМО, так и в других учебных заведениях подобного профиля.
Сам термин "зона племён"в афганистике появляется сравнительно недавно - в начале 80-х гг. XX в., когда политическая практика афганской революции вскрыла исключительное значение восточного региона для стабильности Афганистана и его международной безопасности. С этого времени по заданиям партийных и правительственных органов СССР и Афганистана началась интенсивная проработка проблематики, связанной с приграничными племенами, которых Кабул намеревался превратить в заслон на пути исламских боевиков и интервенции с территории Пакистана. Работы, подготовленные на эту тему в 80-е гг., как правило, имели характер служебных материалов и весьма ограниченный круг адресатов. В них термин "зона племён" закрепляется как политическая реальность и особый феномен афганского общества, он начинает использоваться в документах ЦК ЩЩА и ЦК КПСС. В научных трудах В.В.Басова этот термин насыщается конфетным социально-политическим содержанием, определяется практическая актуальность проблемы восточных приграничных пуштунов Афганистана. Позже похожий термин появляется уже и в научных исследованиях ведущих западных учёных (например, Д.Андерсона), а также в монографии советского автора В.Н.Споль-никова.
Термин "зона племён" в диссертации используется в кавнч-
ках, чем авгор стремится подчеркнуть его политологический смысл в отличие от экономико-географического понимания термина "регион". С другой стороны, само слово "племя" с учётом его современного конкретно-исторического содержания в Афганистане в диссертации употребляется условно. Используя кавычки^вгор стремится избежать понимания нынешних пуштунских племён как категории с родо-племенным, т.е. доклассовым содержанием, Автор отвергает ещё имеющие употребление оценки афганского общества как чугь-ли не дофеодального и родоплеменного в своей основе, затушёвывающие реально происходящие в нём процессы имущественного и социального расслоения, глубоко зашедший процесс его де-трибализации. Кроме решения основных исследовательских задач, он пытается осветить и эту сторону рассматриваемой проблемы.
К группе источников, использованных для подготовки диссертации, прежде всего относятся конституции (1921, 1931, 1964 и 1977 гг.), а также другие нормативные акты Афганистана, включая законы об основах управления, о выборах в парламент, положения об административно-территориальном делении государства (1923, 193§ 1958 и 1964 гг.), программные заявления глав государства, документа НЛДА и других политических партий. Следует подчеркнуть, что в перечисленных и других основополагающих материалах государственно-правового характера фактически отсутствуют положения, закрепляющие особый статус племён в Афганистане. Ко второй по важности группе источников следует отнести используемые в диссертации материалы парламентских дебатов 1967, 1969 и 1971 гг., которые в открытой печати не публиковались.
ИнДошационно-огатиотическую базу исследования составили данные о выборочной переписи населения Афганистана, осуществленной в 1979 г., публикации министерства планирования ДРА, ЦК НДПА, советских учреждений в Кабуле, имевшие, как правило, характер служебных материалов.
Наибольшую ценность для подготовки этно-демографического раздела диссертации (глаза I) имела рукопись монографии Ш.Да-вара "Пуштунские племена" (на языке дари), написанная им во время работы в министерстве по делам национальностей и племён ДРА в качестве заведующего информационно-аналитическим отделом. В ней собраны оценочные данные афганских ведомств о численности пуштунских племён, их размещении по провинциям, уездам и
волосгям Афганистана, сведения о генеалогической структуре племён. Основополагашее информационное значение имели также публикации отдела обороны и юстиции ЦК НДПА "Племена и революция" (на языке пушту) и брошюра министра по делам национальностей и племён С.Лаека "Краткие сведения о пуштунских племенах" (на языке дари). В этих работах,в частности, приведены подробные схемы геналогической структуры важнейших племён.
В работе использованы также некоторые книги и статьи других афганских авторов, относящиеся к проблеме пуштунских племён, их истории и культуре. Среди них следует прежде всего выделить исследования М.И. Атаи, К.Ранжбара и особенно коллективную монографию "Социально-экономический строй пуштунских племён до апрельской революции" (на языке пушту), базирующуюся на полевых исследованиях в восточном регионе, проведенных афганскими специалистами в середине 70-х гг. Полезные сведения и оценки получены автором из первых; изданных в середине 80-х гг., афганских книг о кочевниках (на языке пушту). Следует подчеркнуть,что в этих и других грудах местных авторов политические аспекты "зоны племён" практически не рассматриваются,
главный упор делается на этническую и социальную характеристики приграничных пуштунов Афганистана.
Этот же, преимущественно этно-социологический подход к племенам, характеризует также исследования зарубежных учёных, что,хотя и ограничивает, но не снижает их научно-познавательную ценность для диссертации. Особое значение среди них имеют те, которые были подготовлены в 60-70-е гг. XX в. на основе полевых исследований в восточном регионе, осуществленных А.Давыдовым, Ф.Клаусом, Д.Андерсоном, Х.Тепфером, А.Янатой, Р. Стрэндом, И.Боесен, Х.Вальдом и др. Особенно ценными для автора были работы ведущего российского специалиста по Афганистану А.Д.Давыдова. Примененная им "патронимическая концепция" для выяснения этно-социальной сущности современных племён Афганистана полностью разделяется автором диссертации.
Из немногочисленных работ западных специалистов, в которых затрагивается политический аспект истории и жизни племён афганского востока, в диссертации были использованы монографии и статьи Л.Адамека, Л.Дюпри, Л.Пауллада.В.Григориана и Н.Ныо-
элла, а также выехавших в овое время на Запад и в Пакистан афганских учёных А.Гани, Х.Какара, Х.Таниваля, А.Нуристани. В ряде последних публикаций ведущего специалиста Запада по Афганистану Л.Дюпри проводится настойчивая мысль о необходимости учёным учитывать и применять в отношении Афганистана "региональный подход" с опорой на этно-лингвистические особенности расселения народов и племён по территории этой страны. Смерть этого выдающегося исследователя, к сожалению, прервала разработку этого подхода.
Дополнительным важным источником информации по современным социально-политическим процессам в "зоне племён" явились публикации неофициальной (частной) прессы Афганистана, которая была разрешена лишь в 1965 г. и прекратила свое существование после государственного переворота 1973 г. Но и отдельные материалы и статьи официальной печати имели определенной познавательное значение для изучаемой темы. Для её раскрытия автор проанализировал также многочисленные издания (программы, газеты, брошюры, листовки) политической оппозиции и исламского сопротивления в Афганистане, некоторые из которых им были использованы при подготовке диссертации.
Богатый иллюстративный, в том числе биографический материал по вопросам общественно-исторического развития племён и их месте в афганской политике на ранних этапах становления самостоятельной государственности Афганистана содержит капитальный биографический труд Л.Адамека "Кто есть кто в Афганистане" (на англ.яз.), а также спёциальные, имевшие для своего времени гриф "секретно", материалы Штаба Туркестанского Военного округа царской России (на русск.яз.). Эти публикации, мало известные афганским и советским учёным, широко использованы в диссертации, чтобы подтвердить и наполнить конкретными историческими фактами, персоналиями и примерами логику общего повествования о судьбе приграничных афганских племён.
Учитывая важное значение в "зоне племён" фактора её транспограничного взаимодействия с пуштунами на другой стороне "линии Дюранда", в свой научный поиск фактов и оценок автор вовлек и работы местных и зарубежных исследователей по пуштунским племенам Пакистана. В частности, им использованы публикации афганцев К.Атаи, Ш.Давара и Дж.Суфи, ведущего спе-
циалиста Пакистана А.С.Ахмеда, советских ученых Ю.В.Ганковско-го и Л. Темирханова, а также американца У.С.пейна. Многочисленная, в том числе мемуарная литература о пуштунских племенах Британской Индии была написана английскими авторами, многие из которых в своё время служили британской короне в Индии.
Важное значение для выбора темы диссертации и разработки её узловых моментов имел личный опыт диссертанта как уроженца района племён Вазаристана (Пакистан), практика его контактов с лидерами афганских и зарубежных пуштунов (А.Гафар-ханом,А.Ва-ли-ханом, А.Хатаком, С. Лаемом и др.), а также с выходцами из племён по обеим сторонам"линииДюранда". На подход автора к проблеме племён повлияла судьба его отца Асиль-хана - активного борца с колониальной Англией, за свободу и самостоятельное развитие пуштунского народа, внесшего личный вклад в завоевание Афганистаном независимости. Важную помощь диссертанту в подборе материалов и ориентации в малоизученной проблематике афганских племён оказал его браг Абдуррапшд Вазири, работавший в 80-е гг. сначала зам. министра по делам национальностей и племён Афганистана, а затем заведующим аналогичным отделом ЦК ЩЩА.
По итогам разработки темы диссертации на защиту выносятся следующие основные выводы, сформулированные в её заключительном разделе.
1.В комплексе различных условий, определяющих политическое развитие Афганистана (экономических, военных, социальных, идеологических, этнических и международных), важное значение имеет племенной фактор. Под этим термином подразумевается сохранение у некоторых народов Афганистана остатков недавнего племенного строя, которые оказывают заметное влияние как на общественную жизнь в целом, так и на политику государственной власти. Как материальная основа племенного Фактора эти остатки существуют в виде традиционных территорий расселения, коллективных (хотя уже и долевых) принципов владения землей, водными источниками, пастбищами и лесами, разноуровневой системы взаимосвязанных кровнородственных семей (патронимии), родовых авторитетов (старейшин), вооруженных формирований для защиты интересов племени, норм обычного права(типа иарха и пуштунвали), традиций решения общих дел на советах (джиргах), устойчивых
стереотипов в сфере сознания и поведенческом комплексе, в том числе сложившихся в течение длительного времени коалиций, союзов и противоречий между различными племенами или их частями. Наиболее рельефно пережитки племенного строя выражены у населения восточного региона на границе Афганистана с Пакистаном, вследствие чего он получил название "зона племён".
2. В "зоне племён", протянувшейся вдоль "линии Дюранда" ' на востоке Афганистана до автомагистрали Кабул-Газни-Калат-Кан-дагар на западе, по оценочным данным 1979 г. было около
3 млн. оседлых и кочевых жителей, из которых основную массу составляли пуштуны. В развитии этих пуштунов большую роль играют объективно трудные природные условия для хозяйственной деятельности (преимущественно высокогорный рельеф, экстремальный недостаток земельных, пастбищных и водных ресурсов), пережитки племенного строя, а также геополитические характеристики: расселение на важных международных транзитных путях и постоянные транспограничные связи с зарубежными пуштунами Пакистана. Сложное взаимодействие природных условий, форм экономической деятельности, этнопсихологических, социально-политических и геа>-политических факторов обусловило важнейшую характеристику "зоны племён" - положение между двумя растягивающими её полюсами притяжения: афганским и пакистанским.
3. Современные социально-экономические отношения в "зоне племён" сложились под влиянием длительное время развивающихся в масштабе всего Афганистана товарно-денежных отношений, вовлечения племенных территорий в общеафганские и транспограничные рыночные связи. В связи с этим оказался повсеместно подорванным и потерял ведущее значение натуральный уклад, широкое распространение получили мелкотоварное крестьянское хозяйство, немногочисленные ориентированные на рынок помещичьи имения и торгово-ростовшический капитал, возникли островки частнокапиталистического и государственно-капиталистического укладов (преимущественно в городах и пригородах). Однако крайне низкий уровень развития производительных сил, объективно сложные условия хозяйственной деятельности в "зоне племён" и местные традиции обусловили сохранение в восточном регионе разнообразных форм коллективного, но чаще уже частного долевого пользования ирригационными сооружениями, мельницами, пастбищами
и лесными участками, а в редких случаях даже землей. И хотя мельчайшей социальной клеткой в племенах давно является малая хозяйственно самостоятельная семья, вышеотмеченные факторы до сих пор мешают окончательному разрыву цепочек близкородственных семей (пагронимий), сохраняют необходимость в объединении их усилий для совместного противостояния экономическим трудностям.
По мере расширения сферы действия товарно-денежных отношений и рынка у горных пуштунов происходили процессы постсредневековой дифференциации оседлого крестьянства, кочевников и ремесленников, пауперизации племенных низов, образования полностью или частично безработных, складывания преимущественно сельскохозяйственного рабочего класса и полупролетариата. Наряду с этим формировались современная гражданская и военная интеллигенция, прослойки национальной буржуазии, торгово-ро-стовщические элементы, преимущественно средние и мелкие помещики, связанные с рынком. Однако в племенном поясе имеются особенности в аспекте становления новой социальной структуры: высокий удельный вес "самостоятельного" (еще не поглощенного помещиком и торговцем-ростовщиком)крестьянского хозяйства, большой объем аграрного перенаселения вследствие ограниченности резервного земельного фонда, а также альтернативных земледелию и скотоводству форм занятости, значительные масштабы отходничества населения в другие районы Афганистана и Пакистана, а также в страны Персидского залива и Иран, сильное влияние традиционных факторов на поведение жителей (племенной взаимопомощи, местных авторитетов патриархального типа, исламского духовенства, застарелых внутри-и межплеменных, а также межэтнических контрадиктов, пережитков племенного строя в быту и общественном сознании).
4. С конца XIX в. правящие круги Афганистана проводили в отношении "зоны племен" интеграционную политику, стремясь превратить её в органическую часть единого централизованного афганского государства. Интеграция осуществлялась с использованием всех рычагов государственной власти - политических, военных, . административных, экономических, идеологических и дипломатических, причем в ней имелось много особенностей по сравнению с другими регионами страны: во-первых, темпы интеграции в "зоне" были более медленными, поскольку её сдержи-
вали естественные географические факторы а особенно сильное вооруженное сопротивление племён, обусловленное более длительным, чем у других народов Афганистана, сохранением у горных приграничных пуштунов элементов военно-племенной организации; во-вторых, режишв Кабуле в определенных масштабах намеренно консервировали эти элементы, имея в виду задачи оборонительного характера - превращение "зоны племён" в заслон на пути колониальной Англии; в-третьих, пуштунская этническая общность правящей династии в Кабуле и ханской верхушки племён облегчала многочисленные компромиссы между ними и дала этим ханам возможность в конечном счёте влиться в буржуазно-помещичий . блок дореволюционного Афганистана; в-четвертых, в процессе интеграции "зоны" постоянно учитывалась возможность ухода части населения за "линию Дюранда" в случае недовольства политикой Кабула,и это нередко вынуждало власти идти на уступки племенам; в-пятых, здесь всегда более широко использовались идеологические рычаги: сначала с акцентом на необходимость сплочения всех племён под эгидой правоверного эмира-предводителя мусульман с целью защиты ислама от "неверных" англичан, затем с упором на лозунги националистического панпуштунского характера, имея в виду подчеркивания принципа этнической общности и единства всех пуштунов для сохранения господствующих позиций в Афганистане пуштунской политической элиты.
В решении проблемы интеграции "зоны племён" ко времени революции 1978 г. афганские режимы достигли значительных результатов: районы расселения восточных приграничных племён были включены в единую для всего государства систему административно-территориального управления и по общему правилу командные высоты в них занимали уже не ханы племён, а различные назначаемые из центра чиновники (губернаторы, окружные,уездные, волостные начальники) и утверждавшиеся ими старосты деревень; некогда противостоявшие государственной власти племенные союзы были раздроблены, а их военные формирования заменены регулярной армией; ранее могущественные ханы племен вошли в состав и растворились в буржуазно-помещичьей и бюрократической верхушке, перестав существовать как особый элемент социальной структура; были ликвидированы налоговый и судебно-правовой иммунитеты на территориях племён; многие традиционные инсги-
туты, в том числе джирги (собрания авторитетов) стали придатками государственного аппарата и никакой самостоятельно власти на местах уже не имели.-
Сопоставляя две системы управления приграничными племенами - афганскую и пакистанскую, можно прийти к определенному выводу об их принципиальном отличии друг от друга. В Афганистане сложилась единая централизованная система государственного управления, охватывающая всю страну, включая и "зону племён". В Пакистане используется метод косвенного контроля со стороны назначаемых правительством "политических агентов" за обстановкой в "поясе племен", которые осуществляют его с помощью признанных пакистанским законом традиционных племенных институтов: джирг, маликов племён, нархов и т.д.
И все же достичь полной концентрации всей власти на территории "зоны племён" афганские дореволюционные режимы так и не смогли. Значительная часть горных пуштунов в приграничных провинциях Кунар, Нангархар, Пактия, Пактика и Заболь продолжала находиться под сильным влиянием местных авторитетов (маликов, старейшин, мулл), некоторые из приграничных племён (хугиани, шинвари, мангал, джадран, джаджи, ахмадзаи, тани и др.) сохраняли полувоенные отряды для защиты своих традиционных территорий, пастбищ, лесных участков и горных проходов, имели значительную степень автономного управления на уровне деревень и даже волостей. Неполной была и экономическая интеграция "зоны племён" в общеафганские рыночные связи: хотя практически все её районы были в той или иной степени охвачены процессами общественного разделения труда и специализации в рамках Афганистана, население провинций, непосредственно примыкающих к "линии Дюранда", в своем экономическом развитии больше ориентировалось на пакистанские рынки. В связи с этим в сознании части оседлых жителей этих приграничных районов, а также кочевников - убури (т.е. транспограничных), не утвердилось прочного представления об их принадлежности к Афганистану, существовали представления о межгосударственном положении их племенных территорий.
5. Одной из важнейших характеристик "зоны племён" является её военно-стратегическое значение регионального масштаба, поскольку она находится не только на стыке двух госу-
дарств, но и служит переходом из Среднего Востока в Южную Азию. Для Афганистана, который не имеет выхода к морю, "зона племён" - это "дверь" на важные для него рынки Пакистана и Индии, проход на пакистанскую территорию части афганских кочевников и отходников. Одновременно это - "этнический мост" между западной (афганской) и восточной (пакистанской) частями одного пуштунского народа, разделённого "линией Дюранда". Причем эта линия не признаётся Кабулом в качестве международной границы с Пакистаном и является предметом длительного исторического спора меащу двумя соседними государствами. В этих условиях правительства обеих стран имели возможность (в случае необходимости повлиять друг на друга) использовать "племенной пограничный фактор", являющийся "болевой точкой" как для Кабула, так и для Исламабада, Однако в подходе к проблемам приграничных племён оба государства, как правило, проявляли сдержанность и разумную осторожность.-
6. "Зону племён" на протяжении всей современной истории характеризовали острые формы социально-политической борьбы. С одной стороны, она неоднократно играла роль бастиона реакции, порождая ретроградные течения под лозунгом защиты племенной вольницы и устоев ислама (например, восстания племён против полигики эмира Абдуррахмана, прогрессивных реформ эмира Амануллы-хана в 20-е годы и М.Дауда в 50-е и 70-е гг.). С другой стороны, именно вз восточных пуштунов сложился основной костяк активистов НД0А, т.е. леворадикального крыла афганской демократии, именно в этой части пуштунского этноса особенно активно генерировались идеи пуштунского национализма, именно "зона племён" рассматривалась Кабулом как оборонительный рубеж на востоке государства.
Традиционными формами выхода накоплявшегося в "зоне" социального протеста против обезземеливания, ростовщичества и деспотизма были внутриплеменные, межобщинные и межэтнические столкновения на почве дележа пастбищ, земель, водных источников, лесных ресурсов, контроля на дорогах, кровной мести и т.д. Корпоративная солидарность, традиции, обычаи и религия ислам сдерживали и деформировали процессы формирования политического самосознания племенных низов, искусно использовались бюрократическим аппаратом, зажиточной верхушкой (мали-
ками) и духовенством в целях сохранения их влияния и идеологической власти над населением. Нередко в ответ на притеснения властей местные жители покидали свои деревни и уходили в районы пограничных племён за "линию Дюранда". Транспограничная солидарность пуштунов, сложившаяся в древний обычай под влиянием близкого соседства, экономических связей и этнической общности,закреплена в неписанном "кодексе чести" ("пуштунва-ли"). Эта солидарность часто проявлялась в ходе борьбы афганских и зарубежных пуштунов против центральной власти, угнетателей и колонизаторов в форме взаимного укрывательства преследуемых властями беглецов, обеспечения их кровом и продовольствием, а также военной поддержки.
Учитывая эти характеристики "зоны племён", афганские дореволюционные режимы проявляли крайнюю осмотрительность в выборе средств воздействия на племена при возникновении конфликтных ситуаций. Предпочтительной всегда считались тактика компромиссов (а не использование силы), противопоставление племён и их частей друг другу, посреднические услуги для решения спорных проблем с привлечением авторитетов из числа маликов и духовных лидеров, членов правительства и даже главы государства? Вместе с тем, как показывает исторический опыт, фактор силы всегда находился на одном из самых высоких мест в шкале традиционных ценностей приграничных пуштунов, и поэтому правительство Афганистана только тогда пользовалось их уважением, когда оно имело за собой прочные военные тылы];
7. К началу революции 1978 г. в восточном регионе Афганистана сложился один из важнейших узлов общественных противоречий. Это было обусловлено, во-первых, серьезной (даже по меркам Афганистана) экономической отсталостью этих районов и крайним обострением накопившихся здесь социальных проблем, в том числе в кочевом хозяйстве; во-вторых, особым геополитическим положением "зоны" и активной деятельностью в ней как левых, так и правых экстремистских группировок; в-третьих, наличием в этом регионе значительного "взрывного материала" в связи с сохранением остатков племенных структур, застарелых межплеменных, в том числе дурани-гильзайских, антипатий и межэтнической неприязни (особенно между нуристанцами и пуштунами, пуштунами и хазарейцами, пуштунами и городскими таджиками).
Пересекавшиеся в "зоне племён" силовые линии внутриполитического противоборства отражали уже не столько традиционное противоречие между правительством Кабула и автономизмом племён, сколько острый современный конфликт между воинствующим исламом и демократическим полюсом политических сил. Причем исламская оппозиция Афганистана с середины 70-х гг. получала поддержку со стороны Пакистана, что первоначально мотивировалось его стремлением парализовать пропуштунистанские симпатии официального Кабула и НДОА. В эти годы исламская оппозиция приобрела в "зоне племён" опыт подрывной деятельности, накопила определенное количество современного оружия, создала вблизи "линии Люранда" (как в Афганистане, так и в приграничных районах Пакистана) несколько опорных пунктов, хорошо изучила традиции и психологию населения, наладила систему связей со спецслужбами Пакистана, Саудовской Аравии и США. Многие лидеры как ЩЩА, гак и исламского сопротивления являлись выходцами из восточных приграничных районов Афганистана. Однако позиции ЩЩА в "зоне племён" были еще очень слабыми и её влияние ощущалось главным образом в местных городских центрах.
8. Уже в начальной фазе развития апрельской революции новая власть встретила в восточных провинциях разрозненное на первых порах сопротивление со стороны зажиточной верхушки и местного исламского духовенства, а также бежавших свда различных антиправительственных элементов. Постепенно оно приобрело организованные формы вооруженной борьбы, а затем при поддержке внешних сил, и в первую очередь Пакистана, достигло масштабов гражданской войны и интервенции через "линию Дю-раяда". Спровоцировав и организовав массовый отток "беженцев" в Пакистан и создав таким образом огромные мобилизационные резервы, лидеры афганской политической эмиграции в Пакистане поставали Афганистан перед опасностью раскола и расчленения государства, перед перспективой длительной братоубийственной войны, которая продолжается до сегодняшнего дня. Такому повороту событий благоприятствовали просчеты, допущенные революционной властью, а также общее ослабление её позиций в этих приграничных районах, создавшие предпосыоки для разви-
1ия сепаратизма среда значительной части населения восточного региона.
Правительство Кабула явно не учло сохранявшиеся пламенные характеристики своего народа при проведении социально-экономических мероприятий, формировании кадров армии и госаппарата, осуществлении военных операций. Уже само по себе устранение от власти выходцев из дурани и утверждение на её вершине представителей маловлиятельных гильзайских племён (тараки, хароти и др.) нарушило традиционный баланс сил и сложившиеся в обычай принципы политического лидерства. Под сильнейшим влиянием исламской пропаганды и давлением авторитетов пакистанской "зоны племён" многие афганские старейшины подняли на щит лозунги защиты земли предков и самобытности племён, направили недовольство населения в русло традиционного противостояния "центр-периферия".
Огромный по своим масштабам отток населения из "зоны" в Пакистан был многократно усилен её племенными характеристиками. Маятниковые миграции кочевых племён и отходников через границу, ранее способствовавшие насыщению Афганистана товарами и валютой, теперь стали механизмом переброски в страну террористов, диверсантов, оружия и наркотиков, а сами племенные территории превратилась в арену кровопролитного сражения между правительством Кабула и исламской оппозицией.
9. После устранения в Афганистане режима Х.Амина (27 декабря 1979 г.) "зона племён" стала одним из важнейших направлений деятельности нового руководства ЦЦПА, которое пыталось погасить в ней волну мятежей и превратить в заслон на пути исламской оппозиции, действовавшей с территории Пакистана. Политика "дружбы и сотрудничества" с племенами, проводившаяся в 80-е гг., осуществлялась при огромной помощи и поддержке со стороны СССР, и военно-политические позиции Кабула в этом регионе существенно укрепились. Однако общая динамика развития внутриафганской борьбы и соотношение сил вокруг Афганистана не позволили афганским революционерам удержать власть."
По теме диссертации автором опубликована статья: Политическая биография лидера пуштунского народа Хана Абдул-Гафар-хана// Бюллетень Посольства ДРА в СССР, (на языке пушту). - М: Посольство ДРА в СССР. - 25.01.1988 - 0,4 п.л.
« ЛПШО 5