Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина (становление объективно-реалистической концепции личности и эпохи Петра I)
Крыстева, Денка Недева — Ленинград, 1984Важнейшее место в истории развития темы Петра I занимает А.С. Пушкин, а эта тема в свою очередь многое проясняет в эволюции творчества поэта. Вопрос пПетр I в творчестве Пушкина" изучался в разное время и с различных сторон, хотя и не становился предметом специального монографического исследования в советском пушкинов еде нии...
Тема русского фаустианства в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Старосельская, Наталья Давидовна — Москва, 1984В статьях "Перед лицом рока" и "Русский Фауст" отразились воззрения молодого Луначарского, пытавшегося соединить марксизм с философией Маха-Авенариуса и с ницшеанством. Сопоставляя Фауста с современными Луначарскому волюнтаристами, критик подчеркивает индивидуалистическое восприятие героем трагедии Гете сущности бытия. По мысли Луначарского, в...
Типы характеров и средства их создания в прозе Л. Андреева
Мескин, Владимир Алексеевич — Москва, 1984Выяснению многих спорных вопросов в критической литературе ,об Андрееве может способствовать решение наиболёе дискуссионной проблемы - человек в художественном мире писателя, андреевский х По данным каталога ГБ им.В.И.Ленина. хх Выходные данные работ см. в списке источников и литературы. взгляд на "природу ладей". "Человвк, - как пишет Д.Лихачев...
Функции символических обобщений в произведениях Достоевского
Бамбуляк, Григорий Васильевич — Москва, 1984Эти положения имеют радикальное значение для понимания художественного мышления Достоевского. Вместе с тем они сами, говоря словами их автора, "диалогичны" и не исключают иной интерпретации явлений художественного мира писателя. Так, М.М.Бахтин утвержда -ет, что "в формообразующей идеологии Достоевского" нет "отдельной мысли и предметно-единой...
Эволюция героя-рассказчика в творчестве Ф.М. Достоевского 1845-1865 гг.
Гиголов, Михаил Георгиевич — Тбилиси, 1984Известно отношение Б.И.Ленина к Достоевскому - отношение сложное, можно сказать, диалектическое, не укладывающееся в какую-либо одну ординарную оценку...
Эволюция русской историко-философской поэмы (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, А.А. Блок)
Хаханашвили, Цисана Николаевна — Тбилиси, 1984Главная особенность историко-философской поэмы - это стремление ее автора не столько к изложению хода исторических событий (которые были или могли быть в действительности), сколько к определению их места в общей мировоззренческой картине автора, к выяснению их философского смысла, понимание которого помогает человеку ориентироваться в мире...
Баллада М.Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра
Ермоленко, Светлана Ивановна — Свердловск, 1983Р.В.Иезуитовой, посвященной балладе эпохи романтизма, носящей во р многом итоговый характер , основное внимание также сосредоточено на "долермонтовском" периоде. О 30-х годах и о балладном творчестве Лермонтова говорится в.конце статьи. Высказан ряд глубоких, верных мыслей, но они даны в форме готовых выводов, которые еще нуждаются в обосновании и...
Грибоедов и литературно-общественная среда (1815-1828)
Мещеряков, Виктор Петрович — Ленинград, 1983К концу 1950-х годов внимание к грибоедовской проблематике заметно ослабело. 175-летие со дня рождения драматурга, отмечавшееся в 1969-70 гг., ознаменовалось рядом полемических статей, но к созданию каких-либо капитальных исследований не привело...
Жанровое своеобразие русской сатирической поэзии начала XX века (пародия, эпиграмма, басня)
Кушлина, Ольга Борисовна — Москва, 1983Журнальная поэзия периода первой русской революции явилась кульминацией в развитии политической сатиры дооктябрьского периода. Она имела огромный общественный и литературный резонанс, пользовалась небывалой^ популярностью у читателей, и опыт ее не прошел бесследно для русской литературы: передался и сатирикон-цам, и поэтам "Звезды", "Правды", и...
Поэзия И. И. Дмитриева.
Еременко, Людмила Ивановна — Ленинград, 1983Писать стихи Дмитриев начал с 1777 года* Впоследствии в записках "Взгляд на мою жизнь" (опубликованы в 1866 г*) Дмитриев писал: "С семьсот семьдесят седьмого года начались мои перше опыты в рифмовании, мне совестно сказать в поэзии. Не видав еще ни одной книги о правилах стихосложения, не имев и понятия о метрах, о разнородных ри$мах, о их...
Поэтика школьного театра (Польша, Украина, Россия)
Софронова, Людмила Александровна — Москва, 1983В ХУЛ - первой половине 2УШ в. школьный театр был одним из ведущих видов искусства сцены. Он передал своим преемникам опыт драматического искусства с высоким общественным заданием, выполнив роль важнейшего звена в истории развития славянского театра и драматургии...
Традиции демократических писателей 1860-х годов (Г. и Н. Успенские, В. Слепцов, Н. Помяловский, Ф. Решетников, А. Левитов) в реалистической прозе конца XIX - начала XX веков
Шахов, Василий Васильевич — Рязань, 1983Одним из малоизученных вопросов истории русской литературы является вопрос, связанный с развитием творчества демократов 1860-х годов. "Художественный материк" писателей-демократов имеет еще много "белых пятен", ждет своих исследователей. Вместе с...
Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова
Зайцева, Ирина Аркадьевна — Москва, 1983Наряду с изучением социально-исторических, философских корней лермонтовского психологизма предпринимаются попытки раскрыть и не -которые субъективные причины углубленного интереса Лермонтова к духовному миру человека. Так, Б.Т.Удодов справедливо связывает рефлексию Печорина не только с особенностями эпохи, но и с верой Лермонтова в действенность...
А. С. Пушкин и развитие звуковой организации русского стиха (XYIII-начало XIX в. )
Мерлин, Валерий Вольфович — Ленинград, 1982Дмитриев М. Возражение на разбор Второго разговора между Классиком и Издателем "Бахчисарайского фонтана". - Вестник Европы, 1824, * 8, с. 294. язык, который для непривычного слуха чужестранца кажется груб и несовместим с гармонжею, сделался усилиями великих поэтов гибок и звукоподражателен""^. Таким образом, гармония воспринимается то как...
В.Ф. Раевский и декабристская литература
Колесников, Александр Георгиевич — Ростов-на-Дону, 1982Три первых главы, образующие первую часть работы, посвящены критическому изложению истории изучения жизни и творчества В.Ф.Раевского соответственно в дореволюционной (до 1917 г.), советской довоенной (до 1941 г.) и послевоенной научной литературе...
Формирование русского литературоведения как науки (конец XVI - начало XIX вв.)
Курилов, Александр Сергеевич — Москва, 1982И/ времени ясности в атом вопросе еще не быдэ • Согласно одних: предам/ г ставлений^ литературоведение имело место уже в Киевской Руси и началось оно с библиографии - "первыми труде ми в области литературоведения были библиографические описи /древнейшие восходят к 10 в./.*"4, - и переводов - статьи шзантийсного писателя IX в* Георгия Хировоска "О...
Художественная система Чехова: генетический и типологический аспекты
Чудаков, Александр Павлович — Москва, 1982Дель^настоящей работы - исследование поэтики Чехова как целостной художественной системы, воплотившей тип нового литературного мышления, созданного этим писателем...
М. Л. Михайлов - переводчик немецкой поэзии
Рязанова, Лия Семеновна — Алма-Ата, 1979Пометка "впервые" и "первый" могла бы сопровождать многие из его работ как в отношении времени обращения к оригиналу, так и в отношении новаторского характера его воссоздания. Появление переводов Михайлова было заметным культурным событием, а прошедшее со времени его смерти столетие утвердило за ним прочное место мастера русского стихотворного...
Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе.
Гуминский, Виктор Мирославович — Москва, 1979Однако, в большинстве таких работ проблема жанрового своеобразен отступает на втпрой план перед задачами конкретного анализа отдельных произведений в творчестве какого-либо писатели или хе перед характеристикой более или менее ограниченных периодов жанрового развития, причем предметом рассмотрения как будто вполне закономерно становится только тот...
Лирика Пушкина 1820-х гг. и проблема публичного поведения поэта
Немировский, Игорь владимирович — Б.м., 0Таким образом, под автобиографизмом мы понимаем подчинение творческой биографии некоторой общей задаче (в рамках определенного периода жизни поэта). Авторская репрезентация художественного произведения в этих условиях как бы приравнивается некоторому публичному поступку. И, конечно, небольшие лирические стихотворения (идет ли речь о Пушкине или...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 236
- 237
- 238