Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Д.Л. Мордовцев - писатель-демократ
Момот, Виктор Семенович — Москва, 1984Однако литературное наследие писателя, создавшего более сотни произведений, осталось, в большинстве своем, вне поля зрения литературоведов. Творчество Д.Л.Мордовцева, по существу, мало исследовано. Имя его в наше время известно только узкому кругу спе...
Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов ("Подросток" и "Анна Каренина")
Рыгалова, Любовь Сергеевна — Ленинград, 1984Автор данного исследования остановился на творчестве Достоевского и Толстого 1870-х годов не случайно. Именно эти годы, вак уже доказано предшествующими исследователями, были особенными для двух писателей в их творческом пути. Для Достоевского они стали завершающими, для Толстого - они обозначили новый важный этап идейной и творческой биографии...
Драматургия Н.П. Николаева
Витковская, Леокадия Васильевна — Ленинград, 1984Что же касается драматургических сочинений, то часть их была помещена в "Российском феатре". многие пьесы выходили отдельными изданиями. Некоторые же произведения, несмотря на то, что имеются различного рода сведения об их написании, остались в рукописях. Они или безвозвратно утеряны, или не выявлены до настоящего времени...
Жанр поэмы в эстетике и творчестве арзамасцев
Ветшева, Наталья Жоржевна — Томск, 1984В этом отношении одно из ведущих мест принадлежит жанру поэмы. Именно 1800-1810-е гг. стали периодом интенсивного переформирования жанровой структуры поэмы, временем перехода от эпопеи,героической поэмы классицизма к лиро-эпической поэме романтизма. Бурные споры о жанровых традициях и отдельных образцах жанра (героической поэме Ломоносова, поэме...
Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820-30-х гг.
Смирнова, Наталья Вениаминовна — Свердловск, 1984Одним из таких жанров, отразивших единство преемственности и изменчивости жанровых форм, стала шутливая поэма 1820-30-х гг. Выбор шутливой поэмы в качестве предмета исследования определяется неизученностью жанра, обусловленной его принадлежностью к сфере веселого, развлекательного или, как называет его Стеблин-Коменский, "ненаправленного" смеха по...
Из истории русско-грузинских литературных взаимосвязей (Художественные произведения грузинских авторов, изданные на русском языке в дореформенной России)
Ахвердян, Роксана Суреновна — Тбилиси, 1984Б указанный период Россия, как и Грузия, не была единой, она была расколота на антагонистические классы, которые были носителями дщгх врадцебных идеологий, дьух культур. В.И.Ленин писал: "Есть две нации в каждой современной нации. Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкеничей, Гучковых и...
И.С. Тургенев в критике и литературоведении конца XiX - начала XX веков
Малышева, Нина Мелетьевна — Ленинград, 1984В этой связи заслуживает внимания еще одна проблема, поставленная авторами сборников: что необходимо изучать? - историю смены мнений об одном литературном произведении или же творчество писателя в движении эпох. Сборники в основном посвящены истории восприятия отдельных произведений, и судьба важнейших из них, даже если речь идет о произведениях...
Концепция романтизма в критике В.Г. Белинского (к проблеме типологии романтичесокго героя в критике В.Г. Белинского)
Осанкина, Валентина Алексеевна — Москва, 1984Противополоаную точку зрения отстаивал Н*Г* Чернышевский* Он видел в Белинском самого могущественного врага роq мантнзма, который нанес ему последний сокрушительный удар...
К проблеме идеологического контекста в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Власкин, Александр Петрович — Ленинград, 1984Во-первых, художественный контекст (контекст лиретатурного цроизведения) непосредственно связан с художественной образностью. Во-вторых, в контекстных отношениях находит свое выражение идеологическая содержательность литературы...
Лирика Лермонтова (системное исследование образных структур)
Полукарова, Лариса Васильевна — Воронеж, 1984Изучение исторического и типологического своеобразия творчества Лермонтова обусловливает и подразумевает также и все более глубокое проникновение в тайны художественной индивидуальности поэта в ее внутренних связях, закономерностях формирования и раз...
Литература "Путешествий" в России в 1840-1850-е годы
Проценко, Елена Георгиевна — Ленинград, 1984При том, что эпоха 1840-1850-х годов основательно изучена (освещены и своеобразие ее основного литературного течения /6/, и специфика ее ведущих жанров /7/, и процесс развития литературной критики и эстетики этого периода /8/), жанр "цутешествий" - достаточно важный пласт литературы - оставался почти неисследованной, а часто даже неучитываемой...
Литература Твери XIV - XV веков (текстология, проблематика, жанровая структура)
Конявская, Елена Леонидовна — Москва, 1984Вопрос о необходимости "привести в известность все.местные, областные видоизменения древнерусской литературы" (45,с.108) впервые был поставлен Ф.И.Буслаевым...
Литературно-критическая деятельность П.Л. Лаврова 60-90-х гг. XVIII в. (проблема эволюции)
Воронова, Людмила Яковлевна — Казань, 1984Н.И.Пруцкова и др., в которых критика народников рассматривается непосредственно в литературном процессе эпохи как "преемница и продолжательница просветительской критики 40-60-х гг. в борьбе за а демократические и гуманистические традиции литературы...
Лицейская лирика Пушкина. Движение жанров
Чубукова, Елена Васильевна — Ленинград, 1984Если мы попытаемся сформулировать основные положения названных выше работ, то придем к следующему выводу: все исследователи видели в лицейской лирике прежде всего подражательность юного поэта своим предшественникам /стилевую, тематическую и т.д./; если говорили о значительных лицейских произведениях, то называли лишь включенные в сборник 1826...
Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания
Галаган, Галина Яковлевна — Ленинград, 1984Ленин противопоставил анализ противоречий реальной исторической жизни, особеннстей крестьянской революции в России, показав полную историческую закономерность появления Толе3 того с его "кричащими" противоречиями...
Малые жанры историко-повествовательной прозы в русской литературе XVIII века (анекдоты и апофегмы)
Никанорова, Елена Константиновна — Ленинград, 1984Так, в статье Н.И.Павленко, посвященной "Подлинным анекдотам Петра Великого" Якоба фон Штелина, дается следующее определение исторического аневдота: "Это не мемуары, ибо автор делится не собственными воспоминаниями, а рассказами других лиц. Это и не фольклор, в создании которого участвовало множество безвестных людей. Это и не специальное...
Матвей Комаров и массовая литература XVIII века
Камедина, Людмила Васильевна — Ленинград, 1984Методологической основой подхода к освоению материала стали труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам искусства и литературы, научные достижения советского литературоведения, конкретно-исторический и историко-функцио-нальный подходы к анализу исследуемых явлений...
Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов
Молчанова, Надежда Александровна — Иваново, 1984Определенным показателем усилившегося интереса к этой проблеме в советской литературе явились дискуссии 1978 года в "Литературной газете" (Проза: реальность и условность) и 1976-1978 гг. в "Вопросах литературы" (Современный литературный процесс и фольклор В ходе последней дискуссии В.Кубилюс высказал предположение, что обращение к мифу - этапное...
Некрасов и натуральная школа
Яковлев, Вячеслав Васильевич — Петрозаводск, 1984В русле натуральной школы рассматривает становление содеро жания и идеологии раннего творчества Некрасова Н.И.Пруцков . Тесная связь поэзии Некрасова с натуральной школой прослеживает...
Особенности психологизма в романе "Господа Головлёвы" Салтыкова-Щедрина
Росабаль Гирадо, Мириам — Москва, 1984В 50-е годы внимание ученых начинают привлекать особенности языка и стиля романа Щедрина. Н.П.Каноныкин в своем исследовании дает углубленный лингвистический анализ романа "Господа Головлевы", взаимосвязь с идейным содержанием раскрывая его значение как средство создания психологического портрета героя...