Диссертации по культурологии, автореферат и диссертация на тему Теория и история культуры Специальность ВАК РФ: 24.00.01
Фразеологизмы как наследие культуры
Цао Юнцзе — Москва, 2003Используя устойчивую метафору, определим язык как зеркало, отражающее национальную культуру, средство обогащения культуры каждого народа, орудие межкультурной коммуникации, способ передачи всего самого лучшего, что существует сейчас и существовало до нас. При этом язык не только отражает культуру, но и «навязывает человеку определенное видение...
Французы и русские в конце XVIII - первой половине XIX века: динамика взаимовосприятия культур
Куфен, Елена Александровна — Москва, 2003Выбранный исторический отрезок, являясь лишь частью многовекового культурного диалога двух стран- России и Франции, вместе с тем уникален по концентрации политических и культурных событий. Трудно найти в истории прецедент подобного рода, когда народы двух, значительно удаленных друг от друга государств на сравнительно коротком историческом отрезке...
Функционирование мифологического сознания нивхов в ритуалах, музыкальном фольклоре и орнамент, конец XIX - начало XXI века
Рудь, Наталья Петровна — Хабаровск, 2003В настоящее время теоретический анализ фольклорных текстов, изучение и классификацию нивхских мифов продолжил А.Б. Островский. Ученый впервые систематизировал космологические представления нивхов, рассматривая различные мифологемы и верования в рамках присущих этнической культуре двух- трех- и многочастной схем мироздания...
Христианизация коренных народов Обского Севера: культурологический аспект
Кузьмина, Альбина Семеновна — Нижневартовск, 2003Хронологические рамки исследования охватывают XVII век — начальный период распространения христианства в Сибири, XVIII век — время массового обращения язычников Тобольского Севера в православие и активизации миссионерской деятельности в отдаленных епархиях Зауралья и Сибири. Надо отметить, что и в целом это был совершенно новый исторический этап в...
Художественная культура Швеции нового времени в русскоязычной историографии XIX - нач. XXI вв.
Корнилова, Светлана Валерьевна — Санкт-Петербург, 2003Симптоматично, что и в различных высших и средних учебных заведениях Северо-Западного региона России начинают преподаваться курсы по истории культуры Скандинавских стран. Вместе с тем, факты доказывают: культура Швеции XVII - XX вв. изучена недостаточна — ближайшие соседи на протяжении длительного времени воспринимались в России, лишь как...
Художественный текст как универсум культуры: "Пушкинский дом" А. Битова, "Волхв" Дж. Фаулза
Марчук, Мария Ивановна — Ярославль, 2003Отсюда вытекают конкретные задачи. Во-первых, это методологическое обоснование структурных единиц произведения, в которых реализуется авторское самосознание. Во-вторых - сравнение двух литературных традиций через сравнение способов реализации авторского самосознания...
Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII - XVIII веков
Терпугова, Татьяна Германовна — Челябинск, 2003Сами просветители ощущали принципиально новый характер своей эпохи: на рубеже XVII-XVIII веков в Англии была окончательно осознана ценность гражданской свободы «автономной личности»; люди стали гордиться собой и своим временем, осознавая его, как эпоху, когда «цивилизация» побеждает «варварство...
Человек в арабской культурной традиции и киноискусстве
Сулейман Ахмед Абид Ахмед — Санкт-Петербург, 2003Сегодня арабская культура рассматривается как комбинация нескольких культурных общностей, включающих разные арабские страны, тесно связанные друг с другом единой культурной историей, исламской традицией и арабским языком. Ее главным объектом является человек. Она является традиционной, обладает высокой степенью единства, основанного на религиозном...
Эволюция "Картины Мира" как адаптационный процесс
Черносвитов, Павел Юрьевич — Москва, 2003То же самое происходило в Европе. Полностью это слово утвердилось как общепринятый там термин только к XX в. Попытка же дать научное его определение впервые встречается в книге английского историка Э.Тэйлора "Первобытная культура", изданной в 1871 г. (см. последнее издание на русском языке: Тейлор, 1989, с. 18...
Эволюция природосообразных традиций обских угров в контакте с цивилизацией
Мазин, Владимир Алексеевич — Нижневартовск, 2003В связи с открытием и разработкой богатейших месторождений энергоносителей, на территории Западной Сибири в 60-е - 70-е годы XX века сложилась своеобразная демографическая ситуация. На фоне общего роста населения и разнообразия его национального состава аборигены (изначально проживающее на данной территории ханты, манси, селькупы, ненцы) перестали...
Экологическая культура в контексте становления коэволюционной парадигмы
Резванова, Надежда Евгеньевна — Ростов н/Д, 2003Выбор темы определен необходимостью исследования сложных процессов развития социокультурной сферы и, как следствие, изменяющейся биологической реальности, а также потребностями рассмотрения особенностей взаимодействия социума и индивида, социума и биосферы, индивида и биосферы при переструктурализации взаимодействующих отношений, приобретающих...
Эколого-культурная миссия русской эмиграции первой "волны"
Скворцова, Эрика Владимировна — Москва, 2003Русского зарубежья, а именно того, как в тяжелейших условиях эмиграции она смогла не только выжить, но и стать ведущей силой в культурном процессе Европы и Америки периода 1917-1939 гг...
Экономическая культура России
Лютов, Вячеслав Леонидович — Ростов-на-Дону, 2003Развитие современного российского хозяйства невозможно без формирования новой экономической культуры, которое происходит в условиях интенсивного взаимодействия различных традиций экономической культуры (отечественных и зарубежных). В этой связи важнейшей проблемой стано...
Этнокультурная традиция в национальном самосознании адыгов
Ашхамахов, Руслан Хамедович — Краснодар, 2003Актуальным для исследования является вопрос о значении и роли этнокультурных традиций в самосознании и социальном самоутверждении этноса в условиях глобализации и национализации в экономической, социокультурной сферах российского общества рубежа XX-XXI столетий. Социально-философское осмысление процесса р^дания^пюбалыюго человечества, эт- I...
Этнокультурные предпосылки устойчивости диаспоры: традиции и институты
Согомонян, Мадлена Николаевна — Ростов-на-Дону, 2003Этническая идентификация опирается на глубокие основания, уходящие в далекое прошлое. Именно поэтому невозможно судить об актуальном состоянии, этнокультурном статусе того или иного народа вне его истории. Этническая общность несет в себе своего рода социальный архетип. Согласно определению В. Тишкова этничность представляет социальную форму...
Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России
Силантьев, Роман Анатольевич — Москва, 2003К сожалению, процесс исламского возрождения сопровождался и некоторыми негативными явлениями, наиболее серьезным из которых стал прогрессирующий раскол действовавших в СССР духовных управлений мусульман (ДУМ), приведший к появлению десятков враждующих централизованных религиозных организаций. Раздробленность российской уммы и отсутствие...
Язычество как феномен духовной культуры
Заседателева, Анна Григорьевна — Краснодар, 2003Осмысление древнеславянской языческой религии как феномена культуры определяется радикальным характером социальных изменений в современном мире и связанном с этим росте интереса к религии и к изучению мировоззренческих систем разных эпох и народов. В этой связи академик Б.А. Рыбаков подчеркивал: "Славянское язычество - часть огромного...
Авторская песня как феномен молодежной субкультуры в России 1950-1960-х годов
Клявина, Ирина Ивановна — Кемерово, 2002Таким образом, движение авторской песни представляет собой не только субкультурный, но и общекультурный феномен, не только как форму творческого выражения мировоззренческой позиции молодежи 1950-1960-х гг., когда это движение зарождалось, как «искусства андеграунда» 1970-х гг., но и неотъемлемого компонента современных социально-культурных...
Агиографические модели позднего англосаксонского периода
Омельницкий, Марк Петрович — Москва, 2002Среди них важное место занимал Беда Достопочтенный. В начале VIII в. английский ученый-монах Беда Достопочтенный трудился над главным произведением своей жизни - «Церковной историей английского народа»'. Внимательность и осторожность, с которыми Беда подходил к подбору материалов, фактов и исторических сведений, позволили ему создать произведение...
Аналитика массовой культуры
Соколов, Евгений Георгиевич — Санкт-Петербург, 2002Разумеется, и у масскульта есть ярые защитники, но голос их, обычно, не слишком слышен в тех просторах, где формулируется набор респектабельных идеологических индексов, которыми общество - и культура этого общества - оформляет свой репрезентативный дизайн. Здесь, как правило, главенствуют иные, не масскультовые, настроения...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 146
- 147
- 148
- 149
- 150
- ...
- 177
- Следующая страница »