Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы) Специальность ВАК РФ: 10.01.02

Художественное выражение женского идеала в чувашской литературе

Савельева, Вера Мефодьевна — Чебоксары, 2003

Таким образом, становится ясно, что проблема эстетического идеала напрямую увязывается с проблемой нравственного идеала. Такие тенденции зримо улавливаются и в чувашской художественной литературе. Не есть ли это - стремление «положительную красоту» совместить с явлением «положительного идеала» женщины. Анализ показывает, что в нем, в этом идеале...

Художественное пространство и время в произведениях П. А. Егорова и В. Н. Захарова

Урукова, Любовь Алексеевна — Чебоксары, 2003

Вместе с тем русскоязычная литература республики является неразрывной частью национальной литературы. Творчество писателей осуществляется на одной территории, в нем отражаются сложные процессы литературного взаимовлияния, «национального мировосприятия и национальный стиль» [39.С.119], что делает их произведения интересными как для русского, так и...

Художественное решение проблемы Кавказа и черкесского народа в творчестве Ахмета Мидхата Хагура

Чурей Тыжын Али — Нальчик, 2003

Представители движения Танзимат одну из главных задач своей нального литературного языка. Они отвергали так называемый «османский» язык - смесь турецкого, арабского и персидского, который был понятен только знати. Обращаясь к языку простых людей, Ахмет Мидхат Эфенди совершенствовал его, обогащал, развивал стилистически. Это привело к тому, что в...

Художественно-философское осмысление человека и истории в адыгской поэзии

Кажарова, Инна Анатольевна — Нальчик, 2003

Мир поэзии, сколько бы противоречий и безысходных конфликтов ни раскрывалось в нём поэтом, всегда освещён единым и бесспорным словом. Противоречия, конфликты и сомнения остаются в предмете, в мыслях, в переживаниях, одним словом - в материале, но не переходят в язык. В поэзии слово о сомнениях должно быть словом несомненным» [4: 99]. Такая...

Художественный мир драматического творчества Елбасдуко Бритаева

Джикаева, Зарина Шамильевна — Владикавказ, 2003

...

Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Воловой, Геннадий Викторович — Махачкала, 2003

Подлинно научный анализ текста должен основываться на интерпретации смыслов художественного произведения. Выявление и анализ различных смыслов, заложенных в романе, позволяет наиболее точно подойти к авторскому замыслу, воспроизвести главную, концептуальную идею произведения...

Эволюция творчества И.Д. Пиняева

Маскаева, Светлана Николаевна — Саранск, 2003

В настоящем исследовании процесс реализации субъективно-творческих возможностей художественного слова, обусловленных природным дарованием художника слова, раскрывается через эволюцию идейно-эстетических принципов творчества писателя. Этот путь помогает проследить процесс развития стиля автора, углубления психологизма в раскрытии характеров...

Внутренний мир чувашской художественно-публицистической повести 50 - 90-х гг.

Мышкина, Альбина Федоровна — Чебоксары, 2002

Однако уже в 70-е годы, с приходом времени застоя,происходит усиление цензуры,которая приостанавливает развитие как публицистики, так и публицистического стиля в художественной литературе, Тем не менее, именно 70-е годы для чувашской художественной публицистики стали пероидом создания наиболее удачных художественно-публицистических...

Воздействие русской художественной традиции на литературы народов Дагестана 60-80 гг. (осмысление опыта)

Мухина, Вера Михайловна — Махачкала, 2002

Беспрецедентный разворот языкового развития, точнее, повышения функционального статуса родных языков в СССР объясняется последовательным и неукоснительным воплощением в жизнь стратегических целей ленинской национальной политики, как в центре, так и на периферии. История показала, что для Коммунистической партии понятие «национальная политика» была...

Етим Эмин

Кадимов, Руслан Гаджимурадович — Махачкала, 2002

В том же году в газете «Красный Дагестан» появилась статья «Поэт Етим Эмин (Магомет Эмин)», принадлежащая только Г.Гаджибекову. Так было положено начало собирательской и исследовательской работе по творчеству поэта. «Река начинается с родника», - гласит лезгинская пословица. То, что сделали Г.Гаджибеков и Ш.Мейланов, подобно роднику. Это исток...

Жизнь и творческая судьба черкешенки Аиссе (Айшет) в художественной литературе

Киржинова, Светлана Аслановна — Майкоп, 2002

Умом Айшет, ее красотой, благородством души восхищались молодые рыцари и принцы, короли и многомудрые писатели, философы, литературные критики. Она родилась в Черкесии (на Кавказе), была увезена к берегам Черного моря и продана работорговцам из Турции, затем куплена французским посланником господином Шарлем де Ферриолем, отправлена в Париж на...

Жизнь и творчество Шихаммат-Кадия Эрпелинского

Койчакаев, Крымсолтан Шахсолтанович — Махачкала, 2002

Арабский язык, арабская письменность, на которых создавали свои произведения Ш.-К. Эрпелинский и ряд дагестанских алимов, служили делу распространения грамотности, духовной культуры, знаний в этом регионе...

Идейно-нравственные основы и жанрово-стилевая эволюция адыгейской прозы второй половины ХХ в.

Мамий, Руслан Гилимович — Майкоп, 2002

Соискатель считает, что без этих и названных выше работ исследуемые им проблемы не могли обозначиться с такой конкретностью и необходимостью. Хотя они и имеют свои четкие границы, вполне определенные цели и задачи, отличающие их от других, формировались они постепенно на основе названных выше работ, в том числе и различных исследований самого...

Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова

Абдурагимова, Минара Насрулаевна — Махачкала, 2002

Богатство гуманистических идей, общечеловеческих истин, представленное через совершенство художественного содержания и формы, искусное переплетение исторических судеб народа с судьбами отдельных личностей, напряженные сюжетные коллизии и так далее, позволяют говорить о высоком уровне словесно-художественного мастерства писателя-творца...

Идейно-эстетическая эволюция творчества Гаяза Исхаки

Самитова, Савия Гималтыновна — Казань, 2002

...

Идейно-эстетическое своеобразие адыгейских литературных поэм-сказок

Шорова, Жанна Казбековна — Майкоп, 2002

Определяющим фактором в судьбе сказки явилась ее основная особенность, а именно: наличие волшебного или чудесного вымысла. «Судьбы сказки, - совершенно верно отмечает В.П.Аникин, - это прежде всего судьбы фантастического вымысла, а судьбы фантастического вымысла связаны в свою очередь с историей трудового народа, с историей его борьбы за покорение...

Кавказская проза А. А. Бестужева-Марлинского: проблема евразийского культурного диалога

Эмирова, Лейла Абдурагимовна — Махачкала, 2002

Специфичная тема и оригинальная форма творений навсегда оставшегося молодым поэта (Бестужев так и не переступил сорокалетний рубеж) не укладывались в рамки гипертрофированной критикой идеи простоты формы и содержания...

Концепция героя в башкирской литературе 30-х годов

Мустафина, Рамзия Давлеткуловна — Уфа, 2002

...

Концепция нравственного выбора в художественном мировидении Чингиза Айтматова и ее влияние на Северокавказскую прозу 60-80-х годов

Юлдашева, Варвара Валиджановна — Майкоп, 2002

Активность нравственной позиции заключается в степени реализации нравственного потенциала личности в конкретных поступках. Ситуация нравственного выбора образуется в случае наличия нескольких вариантов поведения, предлагаемых личности обстоятельствами. Она всегда влечет за собой обнажение определенной системы нравственных ценностей человека...