Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Художественно-эстетические аспекты проблемы гуманизма в литературе Серебряного века

Ёлшина, Татьяна Алексеевна — Великий Новгород, 2002

Ни для кого не секрет, что гуманизм рос из теологического корня, и связь эта никогда не прерывалась, она то специально подчеркивалась, то намеренно затушевывалась. Гуманизм то сосредоточивался на ценностях земных и светских (например, в эпоху Просвещения в Западной Европе), то вновь возвращался к своему теологическому источнику ; гуманисты то...

Художественные и философские принципы композиции романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Ким До Ёб — Москва, 2002

Роман, пронизанный бесконечным количеством литературных, философских, мифологических, культурно-исторических параллелей и аллюзий, сразу вызывает в нашей памяти ассоциативные связи с такими классическими произведениями мировой литературы, как «Хромой Бес» Лесажа, «Фауст» Гете, «Эликсир Сатаны» Гофмана, «Божественная комедия» Данте. Действительно...

Художественный мир В. Набокова и русская литература XIX в.

Злочевская, Алла Владимировна — Москва, 2002

Поэтическое credo Тютчева продолжает линию невыразимости, начатую в русской поэзии знаменитым стихотворением В.А.Жуковского. Однако в стихотворении «Silentium!», как у Жуковского в «Невыразимом», речь идет не о бессловесно...

Художественный мир прозы С. Кржижановского

Моисеева, Елена Валерьевна — Екатеринбург, 2002

С.Жеромского и других. Неопубликованные произведения Кржижановского хранятся в ЦГАЛИ и в филиале литературного музея «Никитинские субботники» (Краткая литературная энциклопедия 1966, С.823...

Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века

Васильева, Светлана Сергеевна — Волгоград, 2002

Одноактные пьесы А. Чехова с первого дня своего появления привлекли внимание критики. Репертуар театра 1870-90х годов XIX века был достаточно разнообразен. К этому времени уже получила признание драматургия Гоголя, Тургенева, Островского. Но после отмены в 1882 году театральной монополии усилилась коммерциализация театра1. Наиболее популярны...

"Чужое слово" в прозе В. В. Набокова 1920 - 1940-х гг.

Антошина, Елена Васильевна — Томск, 2002

Миф символизма и деонтологизация реальности в авангарде не исчерпывают, однако, содержания романов Набокова. Есть некое "третье измерение" его прозы, которое определяет индивидуальность писателя, целостность созданного им мира. Можно сказать, что от "Машеньки" до "Смотри на арлекинов!" Набоков пытается разрешить одну и ту же проблему нахождения...

Эволюция анакреонтики в русской поэзии XVIII в.

Чернышева, Лариса Витальевна — Оренбург, 2002

Подлинных стихотворений Анакреона сохранилось немного. Источником, питавшим анакреонтику нового времени, была «Anacreontea» - корпус подражаний Анакреону, возникших в период позднего эллинизма. «Anacreontea» дошла до нас в составе палатинской рукописи, относящейся к Х-ХЗ вв., впервые изданной в 1554 г. А. Этьеном. Стихи, помещенные в ней, вплоть...

Эволюция балладных форм в поэзии Н. Гумилева: проблематика и поэтика

Бобрицких, Людмила Яковлевна — Воронеж, 2002

За последнее десятилетие вышло в свет много статей и книг, обозревающих все творчество поэта, а также изучающих отдельные его аспекты. Прежде всего ведутся разыскания в области творческой биографии поэта, ценность этих материалов неоспорима. Опубликованы воспоминания его современников (См. №№ 6, 92, 155, 180 Библиографии). Среди этих работ особо...

Эволюция жанра трагедии в русской драматургии XVIII века и проблема историзма

Кокшенева, Капиталина Антоновна — Москва, 2002

Для нашего исследования плодотворной представляется в обозначенной выше борьбе концепций идея о связи литературных эпох, о сохранении, продлении старого в новом, но вопрос о «сугубых началах в западном источнике» мы существенно сузили, полагая, что западное влияние не может считаться характернейшей чертой только нового периода литературы — с одной...

Эволюция конфликта в русском литературном процессе 50 - 60-х годов XX века

Демина, Людмила Ивановна — Краснодар, 2002

Новое в колхозной деревне и задачи художественной литературы. Дискуссия «Литерату рной газеты» к Всесоюзному совещанию писателей (1955 г.); Жизнь колхозной деревни и литература. Творческая дискуссия в Союзе писателей. - М. , 1956; Творческая дискуссия лш-сратурных изданий о развитии поэзии (1959 - 1960 г.); Дискуссия об идеальном герое и...

Эволюция концепции человека в прозе С. Н. Сергеева-Ценского первой трети XX века

Буркина, Ольга Алексеевна — Тамбов, 2002

Писатель вошел в литературу в сложнейший не только для российской, но и всей общеевропейской истории период. Его литературная деятельность началась на рубеже столетий. Он пережил русско-японскую войну, страшные события января 1905 года, первую мировую войну, годы революций, гражданской войны, исторические события Великой Отечественной. Видел...

Эволюция нравственного сознания "маленького человека" в романах М. Осоргина 1920 - 1930 годов

Лобанова, Галина Ивановна — Уфа, 2002

М. Осоргин всегда стремился к объединению двух ветвей русской литературы. Он внимательно следил за новинками советской литературы и регулярно публиковал в парижских журналах лучшие произведения советских писателей. «Русская литература не может не быть для нас единой», - писал М. Осор-гин. До последних дней он надеялся, что его книги вернутся на...

Эволюция художественно-психологической манеры И. А. Гончарова-романиста

Борзенкова, Наталья Викторовна — Орел, 2002

Гончарова также беспокоило насаждение естественно-научного метода и опыта, в частности рационального анализа, в исследовании духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Подобно Кавелину и другим религиозным мыслителям, Гончаров в «Необыкновенной истории» протестовал против подведения под законы нервного рефлекса «добрых или дурных проявлений...

Элегические мотивы в лирике А. А. Блока

Прощин, Евгений Евгеньевич — Нижний Новгород, 2002

Один из наиболее решительных апологетов этой теории В.Сквозников также отказывает жанрам в существовании, чисто идеологически выдвигая на первый план проблему метода. С его точки зрения жанры, утрачивая свою содержательность, становятся «лишь неким заранее заданным условием ее оформления»3, и лирика вырабатывает свою «универсальную, синтетическую...

Аввакум и его сочинения в русской науке и литературе 2-й половины XIX - начала XX века

Ким Сун Хун — Москва, 2001

Н.К.Гудзий высказал мысль о реалистическом характере письма Аввакума. Он связан, с точки зрения исследователя, с мирской стихией сознания протопопа и его основным авторским приемом, заключающимся в материализации абстрактно-религиозных сущностей. "Мирская стихия" мотивирует и свободу языка и склонность Аввакума к живой русской речи...

Автобиографизм в прозе Б. П. Пастернака на рубеже 1920-х - 1930-х годов

Ли Хан Чжу — Санкт-Петербург, 2001

Любая автоинтерпретация подлежит, в свою очередь, интерпретации исследовательской, осмыслению в плане теоретическом. Определения, которые мы встречаем у Пастернака, заставляют нас поставить вопрос, во-первых, о содержании понятий "автобиографизм" и "автобиография" и затем - о соотношении...

Автобиографический дискурс в творчестве В. Набокова (Сирина)

Маликова, Мария Эммануиловна — Санкт-Петербург, 2001

Графо" составляющая автобиографии Набокова открыта для исследования и достаточно обширна: он несколько раз возвращался к собственно автобиографии (СЕ/ДБ/SM), автобиографическим мотивам и способу повествования (автодиегетическому) в фикциональной прозе, пародировал автобиографические конвенции и собственно ДБ в поздних романах ("Ada", "Look at the...

Акмеизм как литературная школа

Лекманов, Олег Андершанович — Москва, 2001

Но даже официальная "канонизация" акмеизма не поспособствовала разрешению основного противоречия, мешающего его изучению. Когда идет речь об акмеизме, не всегда понятно о ком именно идет речь. А это значит, что термин не вполне функционален: исследователь выводит формулу о соборности акмеизма, читатель в недоумении пытается подставить в эту...

Английский контекст творчества Гоголя, Н. В. Гоголь и Ч. Р. Метьюрин

Лившиц, Екатерина Ильинична — Москва, 2001

Земля, в которой заключилось в громадных глыбах то, что уже уничтожено в других землях и то, что еще и не начиналось в Европе, земля, которая, несмотря на дикие крайности, вырабатывает, однако ж, безостановочно Байронов и Диккенсов, не может дремать в такое время, когда раздаются вопросы, так важные для человечества,» - писал он Анненкову 20...

Андрей Соболь

Ганцева, Диана Валерьевна — Екатеринбург, 2001

Тем более актуальным представляется нам обращение к фигуре Андрея Соболя, писателя, который не стал в 1910-1920-е гг. законодателем литературной моды, но который в жизни и творчестве отчетливо прослеживаются значимые веяния времени...